Формы работы логопеда с родителями в детском саду. Взаимодействие работы логопеда в доу с родителями

Скрынникова Наталия Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ д/с "Рябинка"
Населённый пункт: город Балашов, Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Дата публикации: 17.01.2016
Раздел: дошкольное образование

г.Балашов. МДОУ д/с «Рябинка».
Тема: «
Взаимодействие учителя - логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста ». Составила учитель - логопед: Скрынникова Н. Н.

Тематический план работы на год.

Месяц

Тема
Сентябрь. Цели, задачи, формы и методы работы с родителями. Октябрь. Работа с родителями детей, нуждающихся в коррекционно- развивающем обучении Ноябрь. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста Декабрь. Поиск новых форм взаимодействия ДОУ и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста Январь. Условия эффективного взаимодействия учителя-логопеда с родителями. Февраль. Классификации форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями. Март. Современные формы работы учителя – логопеда с родителями Апрель. Заключение. Май. Разработка анкет.
Актуальность проблемы.

Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психолого- педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
1.

Цели, задачи, формы и методы работы с родителями.

Цель совместной работы
– активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:
в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей; в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии. Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работая с родителями в течение учебного года: обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучение, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка; проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе; повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей; определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно- образовательную работу ДОУ и семьи; целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей; учитывать пожелания родителей, их предложения; познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.
В работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:

групповые собрания;
индивидуальные беседы; консультации; анкетирование; наглядная агитация; открытые занятия с детьми; День открытых дверей; приглашение родителей на празднике; совместные мероприятия; закрытые ящики и информационные корзины. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и безсознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому необходимо привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у логопеда. Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребенка, так и для самих родителей. Всесторонняя воспитательно-образовательная работа с родителями, в целях повышения их педагогической культуры, установления единства воздействия на ребенка крайне полезно. От успеха сотрудничества педагогического коллектива и родителей, имеющих ребенка с речевыми нарушениями зависит результат коррекционной работы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их
педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранении причин трудностей в обучении. Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
2.

Работа с родителями детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем

обучении.
Одной из важнейших задач организации в ДОУ коррекционно-развивающей работы является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т.к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку, который испытывает трудности в своем развитии.
1.^ Коллективные формы общения
В соответствие с годовым планом: - общие родительские собрания (1 раз в год); - групповые родительские собрания с привлечением специалистов (не реже трех раз в год); - «День открытых дверей» (в апреле для родителей, чьи дети, поступают в ДОУ в следующем учебном году). Планируются на основании запросов родителей: - семинары; - тренинги;
- «круглые столы»; - «плановые консультации»; - «тематические доклады» и другие коллективные формы работы с семьей.
2. ^ Индивидуальные формы работы семьей:
- анкетирование и опросы; - беседы и консультирование учителя-логопеда (по запросу родителей и по плану индивидуальной работы с родителями); - «Родительский час» - проводится 1 раз в неделю во второй половине дня.
3.

«Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Тысячи семей могли бы помочь своим детям догнать в развитии своих сверстников. Грамотная помощь детям, отстающим в развитии со стороны семьи существенно дополняет комплекс лечебно- педагогических мероприятия в ДОУ. Терпение и настойчивость, стимулируемые любовью к ребенку и подкрепленные научными знаниями могут в значительной степени последствия той или иной ошибки природы. Многие зарубежные терапевты убеждены, что дети не смогут достичь успехов терапии до тех пор, пока их родители не пройдут эмоциональную переориентацию. Они уверены, что противодействие родителей может уничтожить самые лучшие стремления детей. Родительское отношение определяется как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Детско-родительские отношения в семьях детей с недостатками в развитии представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Не вызывает сомнения тот факт, что социальная адаптация ребенка зависит от правильного родительского (прежде всего материнского) поведения. Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов личностного общения, тормозит эмоциональное развитие детей с недостатками интеллекта.
Дети с нарушением в развитии нуждаются в своевременной грамотной диагностики и в коррекционном воспитании. К тому же такие дети часто воспитываются в проблемных семьях, роль микро среды, семьи и типа семейного воспитания в формировании личности ребенка велика. Изучение семей выявляет их экономический, социокультурный уровень, особенности семейного микроклимата, условия воспитания ребенка и ряд других важных для выбора стратегий и тактики работы с семьей и с ребенком. Дефицит общения в семье приводит к незрелости эмоционально волевой сферы ребенка, к отставанию в развитии интеллектуальной деятельности. Или наоборот, чрезмерный родительский контроль подавляет активность и самостоятельность у ребенка, вырабатывает и закрепляет у него инфальтивную систему поведения. Наблюдение и другие специальные исследования выявляют дисгармоничные и искаженное семейное воспитание, разные эмоциональные реакции родителей на отклонения в развитии детей, их трудности. Семья не всегда понимает своеобразия личности ребенка, неадекватно расценивает его психические возможности. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком, сомнения в целесообразности что-то менять. У одних родителей нет ни желания, ни возможности заниматься с ребенком, это как правило, семье с низким социально-экономическим статусом, неблагополучные семьи, с недостаточным культурным развитием. Другие родители имеют выраженное желание работать с ребенком, но при этом не имеют соответствующих материальных и бытовых условий. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, следовать всем указаниям специалистов, имеют соответствующие условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. У родителей даже в благоприятных семьях порой отсутствуют достаточные знания, умения и навыки, необходимая подготовка для коррекционной работы с ребенком. Перед специалистами стоит задачи найти пути взаимодействия с родителями, расширить их знания, помочь им понять своеобразие личности ребенка и правильно определить пути воспитательного воздействия.
4.

Поиск новых форм взаимодействия ДОУ и семьи в преодолении речевых

нарушений у детей дошкольного возраста
В статье раскрываются цель, направления и формы работы с семьями воспитанников с особыми образовательными потребностями. Семья – это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на его комплексное развитие. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на ребёнка необходимо привлекать родителей в союзники в деле воспитания развития ребёнка. Многоаспектное сотрудничество с семьёй является обязательным, неизменным элементом любой развивающей программы. Педагоги в любой группе должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлежит семье. Один из авторов программы «Радуга» Т.Н. Доронова, на концептуальных основах которой мы строим своё взаимодействие с родителями, так оценивает важность взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: «Только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребёнку, с уважением и пониманием относясь друг к друг» . Особую значимость приобретает сотрудничество с семьёй в логопедических группах. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах.
За последние годы резко возрос процент детей с речевыми нарушениями. Каждый ребёнок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребёнку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребёнка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и педагоги детского сада, который посещает ребёнок, но и родители ребёнка. Эффективная коррекция речевых и сопутствующих им нарушений в логопедической группе возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателей и родителей дошкольника. Так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Подобное согласованное взаимодействие возникает не сразу. Ему предшествует целенаправленная работа. Девиз нашей работы можно выразить тремя словами: «Принимаем, понимаем, помогаем». Строим своё общение с родителями на принципах доверия, диалога, учёта интереса родителей и их опыта в воспитании. Выстраиваем партнёрские отношения с семьями воспитанников на принципах, заложенных в программе Т.Н. Дороновой: · Взаимоуважения педагогов и родителей; · Уникальности и индивидуальности личности ребёнка, недопустимости сравнения его с другими сверстниками; · Включённости родителей в жизнь группы; · Диалога с конкретным ребёнком и его родителями с учётом предшествующего опыта ребёнка, его интересов, способностей и трудностей; · Уважительного отношения к продуктам детской деятельности, поддержки самостоятельности и инициативности» . Основной целью сотрудничества с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является полноценное развитие ребёнка с особыми образовательными потребностями посредством тесного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса. Сотрудничество с семьями воспитанников с недоразвитием речи осуществляем по нескольким направлениям. 1. Информационно-аналитическое: изучение потребностей родителей в образовательных услугах, с целью определения содержания и форм работы; установление преемственности и единства требований ДОУ и семьи в процессе воспитания детей; 2. Познавательное: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников с особыми образовательными потребностями; вовлечение родителей в содержательную деятельность; 3. Наглядно-информационное: ознакомление родителей с условиями организации образовательной деятельности ДОУ; 4. Досуговое: привлечение родителей к совместной деятельности. Родители становятся не сторонними наблюдателями, а активными помощниками в преодолении речевого недоразвития детей. Используем разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей. Выбирая формы работы с семьёй, исходим, прежде всего, из особенностей коллектива (и педагогов, и семей воспитанников) и учёта индивидуальностей его членов.
Формы работы с семьями воспитанников

Традиционные:
· анкетирование по выявлению реальных родительских запросов;
· просмотр занятий и режимных моментов с последующим обсуждением игровых коррекционных приёмов; · индивидуальное и групповое консультирование; · приглашение специалистов ДОУ по интересующим вопросам; · обновление тематических материалов в родительском уголке «Заботливым и умным родителям»; · групповые родительские собрания; · круглые столы «Семья глазами ребёнка», «На пороге школы»; · дни открытых дверей для ознакомления с коррекционно-оздоровительной средой группы «Давайте познакомимся»; · неформальные беседы о детях для коррекции индивидуального развития; · практические тренинги «Учитесь папы, учитесь мамы»; · обмен опытом семейного воспитания «Семейные традиции»; · выставка педагогической литературы.
Инновационные:
· почтовый ящик «Спрашиваете – отвечаем»; · совместные экскурсии в музеи и центры города; · семейные игры типа «Я дарю тебе словечко», «Копилка слов»; · вечер совместного творчества «Делаем игрушки для пальчиковых игр»; · издательская деятельность: изготовление самописных книг, журнала о жизни группы, буклетов, летописи жизни группы; · выставки семейного творчества, коллекций; фотовыставки «Мир увлечений»; · совместное проведение праздников и развлечений; · ярмарки, конкурсы, конференции; · чайные посиделки «Мамины сладости». Применение разнообразных форм сотрудничества с семьями воспитанников создаёт благоприятный психологический климат для раскрытия индивидуальных особенностей детей, повышает культурный и педагогический уровень родителей, способствует укреплению доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами группы. На наш взгляд, родители наших воспитанников: · уважают мнение педагогов группы, прислушиваются к нашим рекомендациям; · проявляют интерес к жизни и занятиям ребёнка в детском саду; · оказывают помощь в организации жизни детей в ДОУ; · активно участвуют в подготовке и проведении праздников и детских досугов; · чаще и больше занимаются совместной деятельностью с детьми дома, играют с ними. Результатом взаимодействия педагогов и родителей является преодоление нарушения речевого развития ребёнка, повышение качества коррекционной работы, коррекция недостатков в сенсорной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере, которые обусловлены особенностями речевого дефекта дошкольников.
5.
Условия эффективного взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;  Объединить усилия для развития и воспитания детей;  Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;  Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:  Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;  Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов. Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду необходимо лучше знать каждую семью, учитывая: -роль всех членов семьи в воспитании ребенка; -тип семейного воспитания; -позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку. Родители предъявляют разные требования к ребенку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестер. Если родители стараются самостоятельно развивать и корригировать речь детей, без помощи специалистов, то чаще сталкиваются со следующими ошибками: -адаптация к неправильной речи ребёнка; многократные повторения одних и тех же упражнений; -незнание специальных приёмов контроля и коррекции звуков; -недостаточное использование приёмов сравнения, сопоставления; -монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приёмов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций; -частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт; -незнание индивидуальных особенностей ребёнка. Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их
действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения. Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год. Весь коррекционно-педагогичекий процесс взаимодействия с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу. Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза. Консультативный блок представлен индивидуальной формой работ с семьей. Организация индивидуальных консультаций должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье. Индивидуальные консультации могут проводить психологи, логопеды, медики, педагоги. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми специалистами сразу. Собственно, коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка. В данном блоке используются различные традиционные и нетрадиционные формы
6.
Классификации форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
В настоящее время в методической литературе описано множество разнообразных форм взаимодействия логопеда с родителями. По источнику информации, предъявляемой родителям, все формы работы условно можно разделить на 3 группы:
словесные, наглядные и практические.
(Приложение 1) К словесным формам относятся:  Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.  Индивидуальные консультации– каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать.  Диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.).  Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.  Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут проводится в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры. К наглядным формам работы относятся:  Речевой уголок – он отражает подготовку язычка к артикуляционной гимнастики.  Информационные стенды - представляют собой сменяемый 3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями.  Выставки совместных творческих работ детей и их родителей. К практическим формам работы можно отнести:  Открытые интегрированные занятия.  Занятия-практикумы, на которых взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.  Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас «телефоном доверия» - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.  Групповые и массовые праздники. По количеству участников взаимодействия можно выделить
коллективную и индивидуальную
формы работы с родителями (Приложение 2). Коллективную работу можно представить в нескольких видах:  Выступление на групповых родительских собраниях – по просьбе воспитателей групп.  Консультации, семинары – логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем. К индивидуальным формам работы относятся: -Анкетирование; -Беседы; -Индивидуальные практикумы; -Тетради для домашних заданий.
Наряду с традиционными формами взаимодействия с родителями: анкетирование, собрание, беседы, консультации и т.п., в настоящее время логопедами-практиками все чаще используются нетрадиционные формы, такие как: видеотека, библиотека игр и упражнений. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. У родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы по коррекции и развитию речи детей.
7.Современные формы работы учителя – логопеда с родителями

с использованием ИКТ:
а) газета дошкольного учреждения «Теремок», б) индивидуальные тетради для домашних заданий, 14 в) информационно-просветительская работа на стендах. Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями: · индивидуальный подход к родителям детей с нарушениями речевого развития; · возможность показа и использования заданий, фотоматериалов, картинок и необходимой информации родителям детей с нарушениями речевого развития. За последние годы возросло поступление детей в детский сад с задержкой психического и речевого развития. Поэтому, в ноябре 2007 года возникла необходимость создания
ПМП консилиума
, целью которого является: обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и тесного сотрудничества с родителями. Членами ПМПк являются: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель обследуемого ребенка и медсестра.
На индивидуальных консультациях
родителям выпускников раздаются памятки, в которых отражены критерии уровня готовности детей к школьному обучению. В конце учебного года для выпускников, занимавшихся с логопедом и другими педагогами, и их родителей организуется
праздник
«Выпускной бал», на котором дети танцуют, поют песни, читают стихи и участвуют в инсценировании сказок, что является результатом работы по коррекции и общему развитию речи за учебный год. (Приложение 8) Такие праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Моя работа направлена на оказание помощи и поддержки не только родителям детей, зачисленных на логопедические занятия, но и всем желающим. Любой родитель может обратиться ко мне за профессиональным советом, консультацией по вопросам развития речи детей, коррекции и профилактики речевых нарушений. Для удобства родителей 3 раза в неделю я работаю во второй половине дня. В графике работы выделено специальное время для консультаций и бесед с родителями.
Наглядная форма работы
очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка. Для всех родителей на стенде «Логопед рекомендует» представлена информация:  о нормах речевого развития;  о возможных причинах нарушений речи;  о профилактике речевых нарушений;  о видах и проявлениях нарушений речи. Также оформляю памятки для родителей (Приложение 9), которые предлагаются родителям в начале учебного года и размещаются в «Уголке логопеда». Следует обратить внимание родителей на то, что дети имеют разные речевые нарушения и упражнения для выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики предлагаются логопедов в зависимости от нарушений. В старших и подготовительных группах оформлены информационные «Уголки логопеда», на которых периодически меняется материал по темам:  «Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики»;  «Тренируем пальчики – развиваем речь»;  «Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия»;  «Значение сформированности устной речи в подготовке к школе»;  «Речевые игры и упражнения на кухне»;  «Как учить звуко-буквенному анализу» и др. Из всех перечисленных форм работы наиболее эффективными считаю словесные и практические, так как они дают возможность непосредственно взаимодействовать с родителями, вызывают у них больший интерес, эмоциональный отклик, желание обращаться за помощью к логопеду.
В конце своей логопедической работы с ребенком прошу родителей заполнить книгу отзывов и анкету, позволяющую уточнить уровень их наблюдательности. (Приложение 10) Некоторые родители очень быстро забывают, с какой речью пришел их ребенок к логопеду, им начинает казаться, что ребенок всегда так говорил. Благодарных родителей очень мало, а это способ напомнить им об изменениях в речи их детей. После того, как все звуки речи уже поставлены и автоматизированы, даю рекомендации родителям по контролю над речью ребенка после прекращения логопедических занятий. Чтобы не было рецидивов, родители должны в течение некоторого времени следить за речью ребенка дома и поправлять ребенка в случае неправильного произношения. Даже при нарушениях звукопроизношения может произойти возврат к старой артикуляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная артикуляция. Здесь важно дать понять родителям, что вновь воспитанный навык правильной речи является еще очень непрочным и поэтому для его полноценной автоматизации необходимо определенное время и непрерывная работа по закреплению. Опыт работы показывает: работа с родителями детей, имеющих нарушения в произношении, должна рассматриваться как важная часть коррекционной работы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться. Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но мы стараемся работать так, чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов.
Для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования: 1. Занятия должны проводиться систематически, как в ДОУ, так и дома. 2. В ДОУ и в семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход. 3. Родители должны неукоснительно выполнять требования логопеда и воспитателей. 4. Речевой материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения (задания) дома. 5. Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов. 6. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми. 7. Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов. Данная практика взаимодействия с родителями за все годы работы показала себя достаточно эффективной:  дети лучше стали усваивать пройденный материал;  большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;  поднялся уровень речевого и эмоционального развития детей;  повысилась активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом процессе. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения (задания) дома. 5. Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов. 6. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми. 7. Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов. Данная практика взаимодействия с родителями за все годы работы показала себя достаточно эффективной:  дети лучше стали усваивать пройденный материал;  большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;  поднялся уровень речевого и эмоционального развития детей;  повысилась активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом процессе. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями, создана система взаимоуважения. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда.

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей в течении 5 лет, пришла к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществлялось оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами. Внутри детского сада проводилась работа с родителями своих воспитанников.

Беседы и консультации, мало чем отличались друг от друга, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу.

Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходили от педагогов и велись в направлении, которое им казалось необходимым.

Общие и групповые родительские собрания так же оставляли родителей в роли пассивных слушателей.

Наглядная пропаганда оформлялась педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. так же по своему усмотрению. Родители знакомились с ней чисто механически, когда забирали или приводили детей в группу.

Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:

  • работа с родителями велась не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
  • родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

За пределами детского сада осуществлялась широкая педагогическая пропаганда. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Формы этого направления работы семьей напрямую нацелены как на убеждение родителей в важности общественного воспитания, так и на практическую помощь семье в процессе обучения ребенка.

Эти формы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. (Рисунок 1)

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач. (Рисунок 2)

Как показал проведенный опрос родителей, они не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Анкетирование и наблюдение за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляет интерес такие проблемы, как:

Речевые нарушения и причины их возникновения,

Плохая память у ребенка,

Когда начинать обучать ребенка чтению,

Как научить запоминанию стихов,

Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. (Рисунок 3 , )

Организация работы логопеда Синько А. А. с семьей в МДОУ №12 “Ладушка” г. Тихорецка ведётся по следующим направлениям: (Приложение № 1)

Информационное просвещение -

  • знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
  • знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
  • знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Обучающее просвещение -

  • привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
  • обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком логопатом;
  • формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Решение группы задач обучающего просвещения невозможна без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом; родители хотят быть уверены в хорошем отношении логопеда к ребенку.

Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя “добрый взгляд” на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией эту ситуацию можно назвать “психологией доверия”. Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту. Знаниям, компетентности в вопросах коррекции речи и обучения и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость, уважение).

Организация взаимодействия педагога с родителями
(по В.А. Петровскому)

1-й этап - “Трансляция родителям положительного образа ребенка”. Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: “Ваш ребенок лучше всех”.

2-й этап - “Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье”. Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап - “Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка”. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап - “Совместное исследование и формирование личности ребенка”. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Разнообразные формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков:

*Родительские собрания (“Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы”, “Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год”). (Приложение № 2)

*Домашние задания (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания, а так же домашние задания вывешиваются на стенде для родителей);

*Тестирование и анкетирование (Позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей);

*Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр способствующих развитию речи ребенка. В которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”; “По дороге в детский сад”; “В свободную минутку”.)

*Дни открытых дверей (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)

*Консультации – практикумы (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях);

*Праздники и развлечения (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие – праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год)

*Выпуск газет для родителей “Веселая семейка” (Освещаются события группы, даются практические советы родителям);

*Организация выставок “Как умелые ручки язычку помогали” (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями)

*Сочинения родителей на тему “Мой ребенок” (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию);

*Выпуск журнала для родителей “Солнышко” (посвящен проблемам речевого развития ребенка – грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т.д.); (Приложение 3)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком-логопатом.

1. Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков:

а) правильного звукопроизношения;

б) фонематического восприятия;

в) грамматического строя речи;

г) речевого общения и связной речи.

2. Совместная деятельность родителей с детьми.

а) чтение художественных произведений;

б) познавательный рассказ взрослого;

в) наблюдения в природе;

г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе;

д) поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном.

3. Самостоятельная деятельность.

б) рассказ из личного опыта;

в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;

г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо. деятельность и т.д.).

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:

  • специальные “логопедические уголки”;
  • информационные стенды;
  • тематические выставки книг;
  • пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
  • Они содердат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки надписи “от руки”, но плакаты и фотографии.

    Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

    Во-первых , это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

    Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

    В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что так же, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

    В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

    При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

    Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

    Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

    Библиографический список

    1. Т. Антонова, Е Волкова, Н.Мишина. Проблемы и поисксовременных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка// Дошкольное воспитание. 1998.№6

    2. В.Бойчев. Семья, ребенок, детский сад// Дошкольное воспитание. 1996.№5.

    3. Воспитание дошкольника в семье/ Под ред. Т.А.Марковой.- М.,1979

    4. О. С. Гомзяк. Говори правильно./ О.С.Гомзяк.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. (Учебно-методический комплект “Комплексный подход к преодолению ОНР у детей”).

    5.С.В. Глебова Детский сад- семья: аспекты взаимодействия. М.;Воронеж,2007.

    6.О.И. Давыдова, Л.Г. Богословец, А.А.Майер. работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2006

    7. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных учреждений/ Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. М.,2001

    8. О.Л.Зверева., Т.В.Коротова. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005

    9. А.Я. Малярчук. Дидактический материал для исправления дефектов речи.ВТФ “Перун”, 1999.

    10. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.. Детство-Прес, 2005.

    11. Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.-М.: Мозаики-Синтез, 2007.

    Современные формы работы учителя-логопеда с родителями по профилактике речевых нарушений у дошкольников

    Целью работы с родителями в логопедической группе детского сада является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.

    У детей с нарушением речи может возникнуть болезненное отношение к своему дефекту, что влияет на развитие личности ребенка в целом, на психологический климат в семье, на благополучие семейных отношений.

    Педагогическому коллективу необходимо ориентировать родителей на обеспечение благополучия жизни своих детей, которое предусматривает: раскрытие и развитие способностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в достижении жизненного успеха, формирование умения бесконфликтно общаться с окружающими.

    Успешному решению коррекционных задач способствует совместная работа учителя-логопеда и родителей. Я стараюсь заинтересовать и привлечь родителей к работе по развитию речи детей. Обязательным моментом в проведении родительского собрания является открытое логопедическом занятие. Такие показы проходят 2 раза в год. Родители могут и увидеть динамику развития своего ребенка, его отношение к занятиям, сравнить своего ребенка со сверстниками, помочь ребенку в усвоении программного материала.

    После занятия проводится обсуждение просмотренного, родители делятся впечатлениями, учитель-логопед намечает совместные мероприятия по дальнейшей работе с детьми. Родители с большим удовлетворением посещают такого рода родительские собрания, активно включаются в работу с детьми.

    Эффективным методом работы с родителями является посещение ими индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения у ребенка. Учитель- логопед демонстрирует и объясняет родителям, как правильно выполнять артикуляционную гимнастику, автоматизировать поставленные звуки в речи, дает рекомендации по развитию фонематического восприятия, пальчиковой гимнастики, психических процессов. Только в этом случае родители могут выступать помощниками в коррекционной работе с детьми.

    Проводя консультации , всегда помню о том, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Считаю, что консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые считаю целесообразно проводить в рамках профилактической работы:

      Развитие мелкой моторики;

      Артикуляционная гимнастика;

      Речевые игры дома;

      Проверьте слух у ребенка и др.

    В рамках предварительной работы мною готовится специальное оборудование, то есть организовывается информационная выставка. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики. Родителей убеждаю в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости.

    Индивидуальная работа несомненно имеет преимущество над коллективной; она позволяет установить более тесный контакт с родителями. Например, при помощи анкетирования мне представляется возможность узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы моей анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания вообще, и о развитии речи своего ребенка в частности. Важным для меня является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучении ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители формулируют запрос о том, какие проблемы их волнуют, а я эти сведения учитываю при дальнейшем планировании работы. Отмечу, что целесообразно начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Не стоит писать: “нас интересует то-то”, поскольку такой оборот может вызвать неприязнь. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например “Ваши суждения помогут улучшить работу” или “Позволят изучить проблему”.

    Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.
    Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные для нашей группы формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические.

    Просветительские формы работы с родителями:

      Родительские собрания

      Информационные издания, стенды, папки (бюллетень «Полезная книга для родителей», ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи», фотогазета «В мире детей», стенд «Ступеньки к школе»)

      Индивидуальные беседы

      Информационная корзина «Шкатулка вопросов»

      Консультации – всеобучи

    Практические формы работы:

      Домашние задания (дневник красивой и правильной речи, логопедическая тетрадь)

      Семинары – практикумы с участием детей

      Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные)

    Можно предложить родителям вспомнить себя детьми. Как долго у них самих не получалось написать букву, чисто подмести пол, забить гвоздь? Теперь эти дела кажутся им простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе обижаться. Можно привести пример с годовалым малышом, который учится ходить. Вот он делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри как надо! Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы правильно!» Комично? Нелепо? Но так же нелепы любые критические замечания, обращенные к ребенку, который учится что-либо делать.

    Перспективный план работы учителя-логопеда с

    Родителями на 2016 – 2017 учебный год

    Цель :

    выстроить свою работу в последовательности «Логопед – ребёнок – родитель», помогающей установить партнёрские отношения с семьёй ребенка, а также объединить усилия для коррекционного воздействия и осуществлять взаимопомощь при решении возникших проблем.

    Задачи:

    • изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями;
    • установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
    • повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
    • привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедического пункта МБДОУ;
    • формировать навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
    • воспитывать привычку обращаться к учителю-логопеду за помощью в вопросах коррекции и воспитания детей с проблемами речевого развития;
    • систематизировать и пополнять практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

    Формы и методы работы

    Направление, тематика, содержание деятельности

    Сроки

    Анкеты

    Знакомство с индивидуальными особенностями ребёнка для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы (ознакомительная).

    сентябрь

    Беседы:

    Ознокамительные

    Установление доверительных отношений между семьёй и учителем-логопедом, создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей.

    ноябрь

    Индивидуальные

    Тематические

    Сбор анамнестических данных детей, направленных на логопункт ДОУ.

    Беседы по результатам комплексного психолого-логопедического обследования детей.

    Ознакомление с индивидуальным планом работы на учебный год.

    Совместное нахождение методов и способов логопедической помощи ребёнку.

    Влияние среды общения на развитие ребёнка. Выявление потребностей детей в условиях семейного воспитания.

    сентябрь

    ноябрь-декабрь

    Родительские собрания

    1. Знакомство с графиком работы логопункта. Требования, особенности и специфика занятий на логопункте. Знакомство с результатами диагностики. Основные направления корркционно-логопедической работы.
    2. Подведение итогов за первое полугодие. Кратко осветить динамику речевого продвижения каждого ребёнка. Оценить роль каждой семьи в системе комплексного воздействия.
    3. Подвести итоги всей коррекционной работы с детьми, дать рекомендации к их дальнейшему обучению (в детском саду, школе). Предложить ряд игр и упражнений, которые можно проводить с детьми в летний период.

    сентябрь

    январь

    май

    Индивидуальные практикумы

    По правильному проведению комплексов артикуляционной гимнастики;

    По проведению пальчиковой гимнастики;

    По выполнению домашних заданий логопеда;

    По выполнению с детьми звукового анализа слов;

    По выполнению детьми анализа предложений;

    По составлению рассказа с использованием условных обозначений.

    в течение года

    Наглядная агитация

    Оформление стенда логопеда по темам:

    - «Для чего нужны занятия с логопедом?»

    - «Каким бывает недоразвитие речи?»

    - «О леворуких детях»

    - «Как помочь ребёнку развить связную речь?»

    - «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

    в течение года

    Консультации

    «Тревожат ли Вас речевые проблемы ребёнка?»

    «Формирование графических навыков»

    «О шнурках и их пользе»

    «Воспитание культуры речи дошкольников»

    «Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте»

    «Что необходимо для правильного звукопроизношения?»

    «Как заниматься с ребёнком?»

    «Фонематический слух-основа правильной речи»

    «Исправление произношения шипящих звуков»

    «Пальцы помогают думать и говорить»

    «Развитие речи детей и ознакомление с художественной литературой»

    в течение года

    Домашние тетради

    Совместная работа с родителями по коррекции речевых нарушений у детей. Нацеливание родителей на необходимость помогать дома детям правильно произносить те или иные звуки и выполнять коррекционные задания.

    в течение года

    Педагогическая библиотека

    Ознакомление родителей с популярной педагогической, логопедической и психологической литературой по различным проблемам

    по запросу родителей

    в течение года


    Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях.

    Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Уже на этапе прихода ребенка в группу важно убедить их в том, что без родительского участия все усилия логопеда будут недостаточны.

    Учитель - логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами основные задачи в работе с родителями:

      устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

      объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

      создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

      повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

      оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.;

      обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.

    Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, родительский опыт, жилищные условия и т.д.

    Существует несколько принципов, в соответствие с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей, имеющими недостатки речи.

    1. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.

    2. Не прибегать к назидательному тону при общении даже с самыми неблагополучными родителями. рекомендации давать в форме пожеланий.

    3. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника;

    4. Сохранять конфиденциальность информации.

    5. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.

    6. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

    7. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.

    8. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов.

    9. Избегать использования в беседе таких слов, как "дефект", "нарушение" и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста, и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их болеенейтральными: "трудности", "проблемы", "недостатки".

    10. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

    Различные формы работы с родителями:

    1. Информационно-аналитические (анкетирование и опросы)

    К информационно - аналитической форме работы относятся анкетирование и опросы. Анкетирование представляет собой форму опроса. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число родителей за относительно короткое время или они должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной.

    2. Индивидуальные (беседа, консультации и рекомендации):

    Индивидуальные практикумы

    Индивидуальное консультирование по запросам родителей

    Индивидуальные домашние задания

    Беседа, которая является взаимным разговором, общительной речью между учителем – логопедом и родителем. Во время беседы педагог делает рекомендации родителям по интересующим их вопросам касающихся детей.

    3. Информационные

    Тематические консультации,

    Информационные стенды, папки-передвижки,

    Родительские собрания (проводятся 3 раза в год: в начале учебного года учитель-логопед знакомит со спецификой логопедической группы, с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения детей. Родительское собрание, проводимое в январе, подводит итоги коррекционного обучения детей за 1-е полугодие и знакомит с задачами второго полугодия. На собрании в конце учебного года подводятся итоги коррекционной работы))

    4. Практические:

    Тетради домашних заданий

    Открытые просмотры занятий,

    Групповые открытые занятия с участием родителей

    Досуговая деятельность (праздники и конкурсы, а также тематические вечера).

    На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

    а) объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка с учетом образования родителей;

    б) продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать внимание на существенных моментах,

    влияющих на эффективность домашних занятий.

    Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах и еженедельно в день консультаций в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т. д.) .

    На информационном стенде располагается материал консультаций, рекомендаций, памяток, объявлений и напоминаний для родителей. Вывешивается лексическая тема с заданиями, задание по связной речи, звукопроизношению и обучению грамоте.

    Родительские собрания в детском саду – одна из форм взаимодействия между учителем-логопедом и родителями, а также способ для родителей и педагога познакомиться между собой и вместе оказать влияние на условия комфортного пребывания детей в логопедической группе.

    Открытые просмотры фронтальных логопедических занятий проводятся 2-3 раза в учебном году, чтобы показать родителям знания, подготовку детей.

    К участию в досуговых мероприятиях логопед также привлекает родителей. Необычная форма взаимодействия вызывает у них интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе коррекции речи у ребенка.

    В логопедической и досуговой деятельности можно выделить основные формы работы с родителями.

    Первая форма – присутствие родителей на досуговых мероприятиях, организованных учителем-логопедом и другими педагогами, в качестве зрителей. Это дает им возможность оценить и обобщить речевые особенности своего ребенка, продумать вместе со специалистами пути и методы коррекции.

    Вторая форма предусматривает участие родителей в подготовке досуговых мероприятий. Подбирая речевой материал для досугов, учитель-логопед учитывает произносительные возможности детей. Тексты и стихи проговариваются на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, воспитателями, а родители закрепляют эти навыки дома. Они также вовлекаются в работу по созданию костюмов, атрибутов, наглядных материалов. Эта деятельность, безусловно, эмоционально сближает их с детьми и способствует речевому развитию дошкольников.

    Пожалуй, наиболее продуктивный для речевого развития ребенка и самый веселый и эмоциональный вид деятельности – непосредственное участие родителей в досуговых мероприятиях. Они могут делиться своим речевым опытом, активно участвовать в коррекции и автоматизации произношения ребенка, эмоционально поддерживать его речевую деятельность.

    Различные досуговые мероприятия в логопедических группах детского сада значительно улучшают качество произношения, положительно влияют на эмоциональную окраску речи детей, раскрепощают дошкольников в общении, помогают в усвоении программного материала.

    Таким образом, правильно организованная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: