Физико механические свойства ткани. Что такое паропроницаемость, лучепроницаемость и пылеемкость

Механические свойства тканей

Механические свойства определяют способность тканей сопротивляться механическим воздействиям (растяжению, изгибам, трению и т. д.). К основным механическим свойствам тканей относятся: прочность, удлинение, сминаемость, драпируемость, износостойкость.

1. Прочность важнейшее свойство, влияющее на качество ткани. Характеризуется пределом прочности при растяжении (характеризуется разрывной нагрузкой по основе и по утку), раздирании и продавливании. Чем прочнее волокно, толще пряжа, плотнее ткань, тем больше прочность ткани. Наибольшую прочность при растяжении придает тканям полотняное переплетение. Процессы отделки: отваривание, беление, крашение – уменьшают прочность; процессы – мерсеризация, аппретирование, валка – увеличивают прочность.

2. Удлинение – увеличение длины ткани при ее растяжении. Определяется при испытании ткани на прочность на разрывной машине. Относительное разрывное удлинение - это отношение абсолютного разрывного удлинения образца к его начальной длине, выраженное в %. Разрывное удлинение (абсолютное и относительное), так же как и разрывная нагрузка, является стандартным показателем качества ткани. Чем больше удлинение волокон, крутка пряжи, плотность ткани, изогнутость нитей, тем больше удлинение.

Полное удлинение ткани складывается из 3-х слагаемых: упругого (исчезает сразу после снятия нагрузки), эластического (исчезает постепенно), пластического (не исчезает, остается в ткани). При большой доле упругого удлинения в полном удлинении - ткани с высокой упругостью (не сминаемые – из синтетических волокон). При большой доле эластического удлинениия - ткани достаточно упругие (малосминаемые – из шерсти, нат. шелка). При большой доле пластического удлинения - ткани с низкой упругостью (сильносминаемые – х/б, льняные, вискозные).

3. Сминаемость - способность тканей под действием деформаций изгиба и сжатия образовывать морщины и складки.

Сминаемость, в основном, зависит от волокнистого состава, от соотношения упругого, эластического и пластического удлинений в полном удлинении ткани (см. п. 2)

4. Драпируемость - способность ткани образовывать мягкие округлые складки при драпировке материала. Зависит от мягкости (жесткости) ткани. Мягкость – способность поддаваться изменению формы, жесткость – способность сопротивляться изменению формы. Мягкие ткани драпируются лучше, жесткие – хуже. Самые мягкие ткани – шерстяные, из натурального шелка; самые жесткие – из синтетических волокон. Лучше других драпируются платьвые и блузочные ткани.

5. Износостойкость – способность ткани противостоять действию разрушающих факторов: механических (трение), физико-химических (свет, влага, температура, пот, моющие средства при стирке, растворители при химчистке и т. д.), биологических (действие микроорганизмов, процессы гниения, поврежление шерсти молью). Износостойкость ткани зависит от волокнистого состава, вида нитей, вида переплетения, характера отделки. Влага не оказывает вредного воздействия, но способствует развитию микроорганизмов, повреждающих ткань Действие солнечных лучей ослабляет ткань, особенно после стирки. Основным разрушающим фактором является трение. Износ материала проявляется на лицевой стороне, особенно на локтях, коленях, по шаговым швам, внизу брюк, по краям карманов, низу рукавов. Износостойкость тканей можно повысить, используя пряжу, содержащую синтетические волокна, стойкие к истиранию

Пиллинг – образование на поверхности ткани пиллей – комочков из спутанных волокон. Особенно склонны к пиллингу ткани из синтетических волокон (капрон, лавсан). Пиллинг портит внешний вид изделий.

Способность тканей противостоять многогкратным деформациям называется выносливостью или долговечеостью. Первым признаком «усталости » ткани является потеря одеждой формы в области локтей, коленей и т. д.

Долговечность изделия зависит не только от износостойкости материала, но и от конструкции изделия, его качества, от сложения человека и характера носки, от правильности ухода за изделием. Срок службы изделия можно увеличить путем укрепления отдельных деталей одежды (тесьмой внизу брюк, подкладкой в области коленей и т. д.).

ТЕОРИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

ТКАНЬ

Ткань вырабатывается на ткацком станке из двух взаимно перпендикулярных нитей: о с н о в ы, идущей вдоль ткани, и у т к а, расположенного поперек ткани. Количество рисунков ткацких переплетений очень велико. Основные переплетения следующие:
простое, или гладкое (полотняное, саржевое, сатиновое, атласное); мелкоузорчатое (рогожка, усиленная саржа, диагоналевое, креповое); сложное (двойное, ворсовое, ажурное);
крупноузорчатое, или жаккардовое (ткани с крупным рисунком в виде узоров из цветов и т. п.).
Между формой одежды и тканью, из которой эта одежда сшита, издавна существует взаимосвязь. Так, в ХVI-ХVII и отчасти в ХVIII вв. вырабатывали очень плотные, тяжелые ткани (сукно, бархат, камлот, парчу и т. п.). Они соответствовали сложным и громоздким костюмам тех времен. В конце ХVIII в. характер женского костюма резко меняется, исчезают каркасные тяжелые формы, в моду входят (сказывается влияние античного костюма) одежды с мягкими драпировками (рис. 117, а). драпировки же красивы на мягких, светлых гладкокрашеных тканях, когда каждая фалда дает глубокие светотени. Естественно, изменяется фактура (структура) ткани; появляются кисея, муслин, батист, кашемир преимущественно светлых тонов. В моду входят перкаль (хлопчатобумажная ткань) и льняные ткани.
К 30-м годам ХIХ в. в костюме снова начинает проявляться четкость форм; на смену легким тканям приходят более жесткие, хотя и менее громоздкие и тяжелые, чем когда-то (рис. 117, б). Это муар, тафта, репс, поплин, атлас, капаус и т. п.
Так как для каждого определенного отрезка времени характерны новые линии, силуэты, крой, новая технология, то результатом этого зачастую является появление новых видов тканей с новыми фактурными и технологическими свойствами, ибо модель пальто, костюма или платья теряет весь свой вид, если она выполнена из неподходящей или устаревшей, вышедшей из моды ткани.

Рис. 117

В текстильной промышленности все большее распространение получает производство тканей из смесей различных по составу волокон - натуральной шерсти с шелком, шерсти со штапельным волокном, шелка с хлопком и синтетическими волокнами.
Большую роль в создании нового ассортимента тканей сыграла химия, сильно обогатив и расширив имеющийся ассортимент. Появляются нетканые, пленочные, дублированные, ацетатные материалы.
Ткани, предназначенные для легкого платья,- мягкие, эластичные, хорошо драпируются, хорошо образуют любые формы (тупики, блузки, летние легкие пальто и т. д.). Для верхней одежды широко применяется вельвет на поролоне, пелакса на вельвете (мужские и женские куртки), прорезиненный капрон и др.
Ткани с метанитом и люрексом предназначены для нарядных платьев. платьев.
Разнообразие тканей заключается не только в характере переплетения нитей, цвете, рисунке. Ткани прежде всего различны по своей структуре. Структура же определяется:
1) видом и толщиной пряжи; 2) характером переплетения нитей; 3) плотностью. От структуры и отделки ткани зависят ее толщина, вес, механические свойства, а также вид лицевой поверхности - фактура.
Последняя может быть самой разнообразной. Есть ткани с гладкой поверхностью (например, ткани сатинового и атласного переплетений), с начесом (драп, сукно), ткани как бы зернистые (креп, зпонж, букле), ворсовые (бобрик, бархат, полубархат, вельвет-рубчик, вельвет-корд) и другие.
Поверхность ткани может быть блестящей, матовой, шероховатой, крупенчатой, ребристой, жатой, пушистой.

Одни ткани обладают упругостью и хорошо держат приданную им в процессе обработки форму, другие - вялые, рыхлые, легко сминаемые или, наоборот, жесткие, сухие, труднообрабатываемые.
Чтобы яснее представить себе, как ткань ведет себя в том или ином случае, надо проверить ее на манекене или фигуре и посмотреть, драпируется ли она, мягкая или топорщится в фалдах и сборках. Только после такой проверки решают, подходит ли ткань для той или иной модели.


Платья, костюмы и пальто с мягкими линиями, глубокими фалдами, драпировками, подчеркивающими линии фигуры (рис. 118, 119), должны изготовляться из тканей типа вуали, крепа, жоржета, букле, ратина, которые обладают способностью хорошо драпироваться.
Ткани для платьев и летних пальто с широкими, торчащими юбками, жесткими драпировками, пышными рукавами и большими воротниками (рис. 120) должны быть жесткие, плотные (такие как тафта, муар, репс, фай, поплин, пике, тисненый сатин).
Особо следует сказать о прозрачных тканях. Эти ткани (как из натуральных, так и из синтетических волокон) могут быть мягкими и эластичными, упругими, жесткими и торчащими.
Структуру таких тканей разнообразят применением различных металлических нитей (люрекс), а также самой выработкой, достигая ребристости, чешуйчатости, жатости, гофрированности и т. д.
Решая композицию той или иной модели, учитывая перечисленные общие свойства, присущие прозрачным тканям, необходимо в первую очередь считаться с основным их свойством - прозрачностью. Именно поэтому характерными элементами одежды здесь становятся драпировки, сборки, плиссе, отлетающие туники (рис. 121), оборки; характерны и такие дополнения, как шарфы, банты, пелерины и т. д.
В моделях из прозрачных тканей не должно быть большого количества швов, рельефов, линий кокеток, так как последние в этом случае некрасиво выделяются. Не следует также применять жесткие складки, пластроны (манишки), воротники, манжеты и карманы.
Уплотненная в этих деталях ткань (заложенная в два-три слоя) как бы становится тяжелее, выглядит совершенно иначе, чем в основных деталях.
Изготовляя модель из прозрачной ткани, необходимо предусмотреть и чехол. Ткань чехла должна сочетаться с основной тканью и не обеднять ее. Более того, надо, чтобы ткань чехла способствовала выявлению особенностей основной ткани.
Фактурные соотношения чехла и ткани платья являются важными моментами в правильном решении композиции.
Прозрачную ткань можно дублировать иногда с другой тканью. Это позволяет сделать швы малозаметными, а ткань более интересной, выигрышной.
Физико-механические свойства тканей
Знание физико-механических свойств тканей очень важно, поскольку в процессе работы любая ткань подвергается самым разнообразным механическим воздействиям - растяжению, усадке, изгибу, трению.
Растяжимость. Тканям свойственна р а с т я ж и м о с т ь, причем по нити основы они растягиваются мало, по нити утка значительно больше, а в косом направлении особенно сильно.
Целый ряд тканей имеет свойство сильно растягиваться (искусственные крепы, креп-марокен, эпонж, креп-сатин). другие ткани (сатин, вельвет, поплин, репс, тафта, муар) вытягиваются мало.
У тканей, обладающих большим удлинением, возможны перекосы. Неравномерно вытягиваются иногда отдельные детали одежды, особенно по косому направлению нитей (пальто по среднему жну спинки; фалды юбки клеш спереди, сзади или на боках; лиф с косым расположением нитей).
При стачивании сильно растягивающихся тканей края соединяемых деталей могут вытягиваться, шов получает неправильное направление и портит весь вид изделия. Чаще всего это проявляется при стачивании деталей по косым срезам. При утюжке отдельные детали из таких тканей могут изменить свою форму, изделие в результате окажется искаженным. Поэтому при разработке той или иной конструкции, связанной с косыми срезами, надо учитывать способность ткани растягиваться. В отдельных случаях надо производить оттяжку деталей кроя, выравнивая и срезая при этом неровности.
Изделия, выполненные из тканей с большой растяжимостью и не подвергшиеся специальной обработке (оттяжке), в готовом виде теряют свою форму.
Усадка . Свойство ткани усаживаться, т. е. частично изменять длину и ширину после увлажнения и влажно-тепловой обработки, называют усадкой. Ткани обладают различной способностью к усадке. Так, хлопчатобумажный или шелковый эпонж может дать усадку около 10 -12%, чистошерстяная ткань типа букле около 8+10%, чистошерстяная ткань типа коверкота и габардина - З + 5 %, штапельные ткани - до 14%. Хлопчатобумажная шотландка, плетенка и сатин почти не дают усадки.
Усадка бывает полезной и отрицательной.
Та усадка, которая присуща чистошерстяным тканям, считается п о л е з н о й. В состав шерстяных волокон входит корковый слой, способствующий созданию к длительному удерживанию той или иной формы, достигнутой в процессе влажнотепловой обработки. Шерстяные ткани тем и отличаются от других, что их можно посредством влажно-тепловой обработки растягивать (оттяжка) и сокращать (сутюжка) на отдельных участках изделия (кстати, это отличает производство одежды из шерстяных тканей от производства одежды из тканей хлопчатобумажных, льняных, шелковых, из искусственного волокна).
Формование изделий из тканей, не обладающих способностью хорошо сутюживаться, значительно труднее. В этом случае изделию приходится придавать определенную форму исключительно конструкцией.
Под о т р и ц а т е л ь н о й усадкой подразумевают общее излишнее сокращение ткани под действием воды (дождь, стирка, чистка) и влажно-тепловой обработки. Поэтому ткани, обладающие в той или иной мере способностью сокращаться, должны подвергаться предварительной обработке - декатировке, чтобы сшитые из них изделия при носке не деформировались.
Моделируя любое изделие, необходимо обязательно учитывать способность ткани к усадке. Зачастую получение необходимой формы достигается именно влажно-тепловой обработкой.
Приведем два примера: жакет с отрезным бочком из ткани, поддающейся влажно-тепловой обработке (рис. 122, а), и платье с отрезным бочком из ткани, не поддающейся влажно-тепловой обработке (рис. 122, 6). В первом случае излишки ткани по линии шва сутюжены, а во втором - переведены в вытачку.
Другой пример: если ткань не обладает усадкой, то плавной формы рукава достигают посредством вытачки на окате рукава (при наличии верхнего шва рукава вытачка совмещается с ним).
Осыпаемость. Существуют ткани, которые обладают способностью осыпаться на срезах. Это отрицательное свойство. Наибольшая сыпучесть характерна для гребенных тканей из грубой и полугрубой шерсти, тканей из искусственного шелка и хлопчатобумажных тканей.
При моделировании изделий из таких тканей следует избегать применения подрезов, сложных рельефов, кокеток, а также прорезных карманов, вытачных петель, ластовиц в цельнокроеных рукавах. В противном случае ткань в указанных местах со временем расползется, изделие потеряет свою прочность и внешний вид. Кроме того, при этом необходимо увеличение ширины швов в 1,5-2 раза (по сравнению со швами в изделиях из тканей, устойчивых к осыпанию) и их обметывание. Отсюда дополнительные припуски на обработку.
Упругость ткани (сминаемость). В процессе носки ткани, не обладающие упругостью, легко мнутся. На различных частях одежды появляются складки и замины, отчего одежда теряет свою форму и вид.
Это свойство определяется упругостью волокон и структурой ткани. Шерстяные ткани мнутся мало, так как шерсть очень упруга; на льняных же, наоборот, быстро образуются глубокие замины и складки.
Чем плотнее ткань и чаще переплетение, тем меньше возможность взаимного сдвига нитей (основы и утка) при изгибе ткани, тем больше ее упругость и меньше сминаемость.
Сминаемость ткани - одно из отрицательных ее свойств. Если ткань сильно мнется, ее нельзя использовать для слишком узких, облегающих фигуру изделий, драпировок, складок, плиссе. Такие ткани не рекомендуют применять в платьях, не отрезных по линии талии, особенно с узкой юбкой, Раздвижка тканей на швах. Это свойство характерно для тканей из натурального шелка и искусственного волокна, для шерстяных и хлопчатобумажных тканей (маркизет, чесуча, репс, рогожка, пике, поплин, фай). При моделировании одежды в процессе композиционной разработки следует избегать узких форм. Но в любом случае, стачивая детали, шов надо делать шире, а строчку чаще.
Устойчивость к действию высоких температур . Ткани по- разному устойчивы к действию высоких температур. Целый ряд тканей, например из искусственных волокон, не выдерживает обработки горячим утюгом: ткани спекаются, изменяют цвет, значительно сокращаются по длине или ширине.
Производя утюжку изделий, нельзя забывать, что слишком высокая температура и излишне длительное воздействие утюга на ткань приводят к ослаблению последней.
Особую осторожность следует соблюдать при утюжке тканей, содержащих искусственные и синтетические волокна. Так, несоблюдение температурных режимов в процессе утюжки вискозных тканей приводит к изменению цвета ткани, а подчас и к уменьшению прочности. При утюжке на вискозных тканях часто образуются неликвидируемые ласы *; поэтому не рекомендуется допускать больших давлений гладильной поверхности.
Плотные, сухие ткани сутюживаются трудно; операцию в этом случае надо повторять.
Рисунки на тканях
По характеру окраски различают ткани гладкокрашеные, набивные, пестротканые, меланжевые, а по рисунку - набивные и гладкокрашеные с выраженным ткацким рисунком.
По своему характеру рисунки могут быть двух видов.
1. К о н к р е т н ы е: растительные (цветы, листья), тематические (детские, индустриальные, спортивные, сюжетные), геометрические (полоски, клетки, диагональ, горошек).
2. А б с т р а кт н ы е, или беспредметные (где нет конкретной темы изображения).
Каждый рисунок имеет свой раппорт, т. е. повторяемость одной и той же темы по всему полотну. Иногда раппорт резко выражен, иногда эта повторяемость мало ощутима. Масштаб раппорта очень различен.
* Ласами называют блестящие участки на ткани, образующиеся в процессе влажно-тепловой обработки. При утюжке пяти ткани сплющиваются, поверхность ее делается более гладкой и приобретает блеск. Ласы могут быть сняты с ткани отпариванием, но при этом может исчезнуть часть эффекта утюжки.
Все рисунки разделяются на:
1) с т а т и ч н ы е с вертикально и горионтально расположенным орнаментом;
2) д ин а м и ч н ы е, где преобладает диагональное направление орнамента;
3) к о м б и н и р о в а н н ы е, соединяющие в себе статику и динамику.
Кроме того, следует выделить ткани с купонными рисунками к с каймой.
К у п о н н ы й рисунок определяет его расположение на фигуре. Иногда предусматривается к обозначается вырез горловины, пройм и т. д.
К а й м о в ы й рисунок имеет более широкие возможности для использования. Здесь все полотно заполнено определенными, однозначными формами, повторяющимися по всему полотну, с постепенным нарастанием, где рисунок сконцентрирован и насыщен в виде каймы. Кайма служит как бы отделкой для акцентирования одной или нескольких частей платья. Например, кайма, расположенная по центру платья, образует насыщенную широкую полосу. В асимметрично решенных композициях полосу каймы располагают с одной стороны изделия. Иногда кайму располагают по линии кокетки, по низу юбки, рукавов и т. д.
Во все периоды моды в женской одежде использовался р а с т и т е л ь н ы й орнамент. Конечно, для каждого периода были характерны свои композиционные решения в разработке рисунков цветов, листьев, веток, букетов. Расположение раппорта, масштаб рисунка, характер его нанесения на ткань бесконечно видоизменялись. При этом иногда орнамент изображают более натуралистично, резко выделяя его на общем фоне ткани. В другое время те же цветы и листья начинают изображать более условно, стилизованно, они как бы сливаются с фоном ткани.
Рисунок можёт иметь различное заполнение фона: от полного заполнения, до редко разбросанных форм. Рисунки могут быть с размытым орнаментом, сливающимся с фоном и напоминающим окраску поверхности мрамора.
Рисунки на тканях с точки зрения решения композиции делят на легкие и трудные.

К л е г к и м относят рисунки малых и средних размеров, не имеющих верха и низа, а также больших размеров без резко выраженного цветового решения, со сплошь заполнен- ным фоном. Здесь при решении композиции и при раскрое в качестве центральной осевой линии изделия можно принять любую линию на ткани, не считаясь с рисунком (рис. 123, а, б).К т р у д н ы м относят односторонние рисунки, имеющие верх и низ. В этом случае, ткань следует набросить на манекен, приколов ее справа и слева так, чтобы рисунок был направлен в противоположные стороны (это не относится к тканям с сюжетным и тематическим рисунком: деревья, домики, фигурки человека и пр.), что помогает выбрать наилучшее решение в расположении рисунка.
К трудным относят также рисунки больших размеров, выделяющиеся на общем фоне. Ткани с такого рода рисунком следует, независимо от орнамента, применять в изделиях простых лаконичных форм с минимальным количеством швов и рельефов.
На рис. 124, а изображена модель платья, выполненная из ткани с ярко выраженным динамическим рисунком. Масштаб раппорта рисунка так велик, что он помещается в пределах одной модели. Динамичность рисунка настолько выражена и насыщена, что композиция сводится к самой простой и лаконичной форме без лишних швов и рельефов, размельчающих весь орнамент рисунка.
Трудными нужно считать также рисунки в виде гирлянд, волос и т. п., организованных различными элементами. Здесь надо учитывать размер рисунка, его направление, расположение осевой линии, а также общее цветовое решение. Рисунок должен быть расположен так, чтобы он зрительно не искажал фигуру (это бывает в тех случаях, когда рисунок с ярким крупным орнаментом сконцентрирован в изделии на выступающих точках груди, в области бедер). При раскрое необходимо следить за совпадением рисунка на парных деталях в вытачках, за сохранением раппорта на стыках кокетки и лифа, лифа и юбки и по низу изделия. Рисунок не должен обрываться где-то посередине.
На рис. 124, 6 изображены джемпер и юбка из ткани со сложным рисунком в виде гирлянд. Центральная осевая линия рисунка смещена, что зрительно искажает фигуру. На парных деталях (рукавах) рисунок расположен по-разному. На стыке джемпера и юбки рисунок сбит, гирлянды хаотично наползают одна на другую; отсюда создается впечатление небрежности. Внизу на джемпере рисунок оборван посередине раппорта.

На рис. 124, в показан лиф платья с крупным рисунком, имеющим верх и низ; цветовое решение - резкое. Цветовые пятна расположены так, что они не концентрируются в изделии на самых выступающих точках груди. Центральная осевая линия рисунка точно совпадает с осевой линией фигуры. На обоих рукавах рисунок расположен симметрично.
Создавая композицию той или иной модели, надо помнить, что на набивных тканях внутренние линии, рельефы, клинья, подрезы, мелкие детали мало заметны и невыразительны. То же самое можно сказать и о драпировках. драпировка, выполненная на гладкокрашеной ткани, оттеняющей каждую фалду или складку, почти всегда удачна. драпировка же, выполненная на набивной ткани, будет едва заметна. Особенно это относится к тканям со сплошь заполненным мелким рисунком. В этом случае воспринимается только общий силуэт (рис. 125).
Прежде чем перейти к характеристике отдельных рисунков на тканях, подытожим сказанное: при решении композиции из ткани с рисунком необходимо эту композицию соизмерять с масштабом, размером и характером рисунка таким образом, чтобы последний не дробил, не сбивал формы и располагался так, чтобы фигура зрительно не деформировалась.
Рисунок «горошек». Этот рисунок является классическим и никогда не выходит из моды. Меняются лишь размер горошка (мелкий, средний, крупный), ритмическое построение рисунка.
Может быть также различным цветовое соотношение горошка с фоном (например, светлый горошек на темном фоне и темный горошек на светлом фоне) в зависимости
от моды.
Рисунок «горошек» на ткани располагают по диагонали. При решении той или иной композиции это обстоятельство следует обязательно учитывать (в случае косого расположения нитей нарушается ритмичность рисунка).
Ткань с рисунком «горошек» может быть использована и как отделка. В этом
случае ткань сбивают, искусственно создавая частый рисунок, которым можно украсить горловину, перед лифа, линию застежки, оборку на юбке и т. д.
Рисунок полос, клеток, диагоналей. Эти ткани бывают пестротканые, набивные, а также гладкокрашеные, с выраженным ткацким рисунком.
При композиционном решении различных видов одежды, помимо перечисленных выше свойств тканей, необходимо в первую очередь учитывать ее рисунок. Непродуманное, без- различное отношение к рисунку зачастую приводит к тому, что ткань, красивая в куске, теряет весь свой вид в неудачно решенном изделии. Бывает и наоборот, когда невзрачная на вид ткань преображается в хорошо продуманной композиции.
Рисунок полос, клеток и диагоналей может играть основную роль в композиционном решении. Ткани в полоску и клетку завоевали всеобщее признание и никогда не выходят из моды. Строгость, геометричность рисунка этих тканей в какой-то мере ограничивает их применение: модели со сложными драпировками или с асимметричными решениями здесь совсем неуместны.
Для каждого этапа моды характерны различные направления п о л о с и их сочетание. Модными могут быть продольное направление рисунка на основных частях изделия и поперечное на деталях (рис. 126, а) или наоборот (рис. 126, 6). Были периоды, когда полосы располагали только в косом направлении, елочкой (рис. 126, в).
Не рекомендуется одновременное применение трех различных направлений - продольного, поперечного и косого - в одной модели. Такое дробление полос утомляет глаз, модель выглядят перегруженной (рис. 127).
В к л е т ч а т ы х тканях прежде всего надо определить характер рисунка. Если рисунок клеток симметричный (в симметричном рисунке можно найти линии симметрии в долевом, поперечном и косом направлениях; рис. 128, а), то из такой ткани можно изготавливать изделия любого фасона; надо только при раскрое следить за тем, чтобы в парных деталях рисунок клеток совпадал по швам, вытачкам и т. п.

Рисунок асимметричный, односторонний (рис. 128, 6) требует особого внимания, так как в целом ряде моделей применение ткани с таким рисунком исключено: по швам, вытачкам и т. п. рисунок не будет совпадать.
Набивные клетчатые ткани, у которых рисунок только с лицевой стороны (ситец, гарус, фланель), надо использовать лишь при создании самых несложных моделей, так как для таких тканей очень характерен перекос рисунка и несовпадение его с нитью утка (рис. 128, в). Вытачки на лифе и юбке в этом случае лучше заменять защипами или сборками (в сборках искажение рисунка менее заметно).
Чтобы изделие не выглядело небрежным, надо наметить центральную осевую линию рисунка как на лифе, так и на юбке. Если применительно к симметричной клетчатой или полосатой ткани это не составляет труда, то в случае работы с тканями, где рисунок односторонний, несимметричный, такая операция чаще всего затруднена. Здесь надо ориентироваться на более заметные, выделяющиеся клетки и полосы (их лучше установить, положив ткань на некотором расстоянии от себя). На рис. 129, а расположение клеток неудачно, осевая линия рисунка найдена неправильно; на рис. 1 29, 6 показан наиболее приемлемый вариант, когда центральная осевая линия рисунка найдена правильно.
И на лифе, и на юбке ткань с симметричным рисунком клеток можно располагать так, чтобы направление его было косое. Но и здесь надо правильно намечать центральную осевую линию рисунка; в противном случае готовое изделие будет казаться перекошенным.
Следует помнить, что рисунок полос или клеток неизбежно преломляется в местах вытачек и швов. Особенно это заметно в области верхней вытачки, идущей от линии плеча, добиться совпадения рисунка елочкой нельзя, так как скосы ткани идут под разными углами. Случайное же преломление рисунка портит изделие (рис. 130, а).
При наличии верхней вытачки следует добиться того, чтобы рисунок сохранял с одной стороны долевое направление, а с другой, у проймы,- полукосое (рис. 130, 6).
Верхнюю вытачку можно расположить от линия проймы, причем рисунок (полос или клеток) должен сходиться елочкой.
Прямое направление рисунка клеток а плавном сочетании с косым подчеркивает особенности композиции модели.

Рис. 133

На рис. 131 изображены модели блузок, в которых благодаря вытачкам достигнут красивый переход рисунка с косого направления на прямое.
На юбках покроя клеш также происходит комбинирование направлений рисунка: на боках-долевое направление, а спереди и сзади - косое или полукосое, либо наоборот. Это обстоятельство всегда надо учитывать при решении формы.
Необходимо следить и за тем, чтобы по линиям швов рисунок клеток (или полос) совпадал (рис. 132, а), иначе изделие приобретает небрежный вид (рис. 132, 6).
На жакетах из полосатых или клетчатых тканей не рекомендуется делать рельефные швы, по линиям которых рисунок ломается самым причудливым образом (рис. 133, а). Швы эти, являясь линиями фасона, теряются, делаются незаметными, невыразительными, и, кроме того, рисунок клетки сбивается.
Если жакет прилегающей формы, на спинке делают центральный шов. По линии этого шва полоски или клетки сходятся елочкой до линии талии, точно ее фиксируя. Далее они сохраняют прямое направление (рис. 133, 6). Нельзя допускать, чтобы от линии талии полоски или клетки расходились елочкой.
Отделка изделий из тканей с рисунком полос или клеток должна быть простой и строгой. Такие виды отделок, как вышивка, бисер и аппликации, в данном случае, как правило, непригодны.
В основном для отделки рекомендуется использовать гладкокрашеную ткань, кожу, фетр, тесьму, пуговицы, застежку «молнию» и ту же ткань в полоску или клетку, только с рисунком в другом направлении (см. рис. 126, а, б и 134).
Если рисунок мелкий или средний, то отделка гладкокрашеной бейкой или кантом может украсить изделие и красиво подчеркнуть его конструкцию или мелкие детали, особенно при одинаковом направлении рисунка на основной части изделия и деталях.
Переход долевого направления рисунка на косое иногда составляет основную идею композиции (см. рис 131). Дополнять в этом случае модели различными деталями (карманами, клапанами) нецелесообразно; последние будут невыразительны, они только нарушат всю целостность задуманного фасона.

При работе с тканями в клетку и полоску надо следить за направлением рисунка, не допуская его перекоса.
Рисунок д и а г о н а л е й на тканях образуется ткацким переплетением. Если ткань гладкокрашеная и диагонали мало заметны, то их при решении композиции можно в расчет не принимать. Пестротканые и набивные ткани с резко выражеными диагоналями следует применять осторожно, поскольку добиться совпадения рисунка по линиям швов и вытачек и идентичности рисунка на парных деталях очень трудно, а зачастую и невозможно, для большей наглядности поясним это на ряде примеров. Так, в пальто покроя реглан рисунок по линиям пройм преломляется различно на левом и правом рукавах (рис. 135, а). Недопустимо плохо выглядит также такая ткань, если из нее сшить лиф с цельнокроеными рукавами. По линиям верхних швов рисунок соединяется некрасиво, причем левый рукав изделия всегда отличается от правого (рис. 135, 6). Расположить здесь рисунок более удачно нельзя. Некрасиво выглядит и жакет или пальто с рельефными линиями - швами: четкость рельефной линии нарушается раздробленностью рисунка.
Недопустимо соединение рисунка по линии кокетки с цельнокроеным рукавом (рис. 135, е) и т. д.
На рис. 136, а и б показаны воротники - отложной и шалью. Направление рисунка на обеих частях воротников разное. Отсюда нарушение ритма рисунка, создающее впечатление производственного брака.
На рис. 136, в и г показано, как следует расположить ткань (в косом направлении нитей переплетения), чтобы добиться идентичности рисунка на отлетах воротника. При этом надо учесть, что при обработке концы воротника растягиваются. Растяжимость их будет не совсем, одинаковая, так как с одной стороны преобладает поперечное направление нитей ткани, а с другой - долевое (растяжимость в поперечном направлении больше). Поэтому, чтобы избежать сложной обработки при использовании очень растяжимых тканей, рекомендуется воротники делать из гладкокрашеных тканей.
Оригинальной отделкой может быть основная ткань с долевым направлением рисунка (рис. 137). Достигают этого раскроем ткани по косому расположению нитей. Асимметричность рисунка диагоналей на воротнике в данном случае оправдана, так как рисунок как бы продолжается на планке к завязке, что придает модели оригинальный вид.

Говоря о свойствах искусственных и синтетических тканей, следует иметь представление, чем они различаются. Искусственный материал получают, модифицируя натуральное волокно, синтетическое волокно создано человеком, что называется, «с нуля».

Виды волокон для изготовления ткани

Ткань - это текстильный материал, состоящий из двух переплетающихся нитей. Систему нитей, идущих вдоль ткани (по ее длине, вдоль кромки), называют основой, а поперечную систему - утком.

Волокна, используемые для изготовления ткани, делятся по своему происхождению на натуральные, искусственные и синтетические. Короткие и тонкие волокна соединяют в длинные нити и пряжу, а уже из нее делают ткань.

Натуральные - волокна, дарованные нам природой. Лен и хлопок, а также менее популярные конопля, бамбук - это волокна растительного происхождения, а шерсть и шелк - животного.

Натуральные волокна и ткани из них - наиболее ценная группа, а область применения таких тканей в одежде чрезвычайно велика. Характеристики натуральных тканей более высоки, особенно в плане экологичности. Конечно, свойства ткани из натуральных волокон по некоторым параметрам уступают искусственным и эстетическим, но все же, предпочтение большинство людей отдает именно им.

Искусственные волокна, получаемые из природного полимера целлюлозы, которая, в свою очередь, вырабатывается из дерева и соломы.

Ткани из искусственных волокон обладают высокими гигиеническими свойствами и не уступают натуральным.

Видов волокон для тканей очень много. Вискоза, ацетат и триацетат - самые известные и широко используемые искусственные ткани для пошива женской одежды.

Вискоза - это волокно, которому можно придать внешний вид хлопка, льна, шерсти или шелка, а гигиенические свойства полностью соответствуют натуральным волокнам.

Ацетат и триацетат - мягкие волокна, имеющие внешнее сходство с натуральным шелком. Их гигиенические свойства достаточно высоки, как и область применения. Вискозные, ацетатные и триацетатные волокна используют в качестве примеси. к натуральным для улучшения свойств ткани. Такие ткани называются полунатуральными (смесовыми).

Синтетические волокна получают из полимеров, которых в природе не существует. Разнообразное исходное сырье дает возможность получать волокна с определенными заданными свойствами.

В настоящее время существует несколько тысяч видов синтетических волокон, но к числу наиболее распространенных относятся капрон, лавсан, нейлон, полиэстер, акрил. Основная характеристика синтетических тканей – это прочность, но способность пропускать влагу у них очень мала или же совсем равна нулю. То же самое касается и свойств искусственных тканей.

Свойства тканей из натуральных, искусственных и синтетических волокон

Любая ткань обладает определенным перечнем свойств, которые зависят от ее состава, назначения, способа выработки, характера отделки и т. д.

В свою очередь и каждая ткань имеет свои достоинства и недостатки, от которых зависят красота, комфорт, продолжительность носки и особенности ухода.

Прочность ткани при растяжении. В основной мере этим свойством обладают тканей из искусственных волокон и синтетических, также достаточно прочны плотные ткани из толстых нитей. Прочность - немаловажный фактор выбора ткани, и особое внимание следует обращать на прочность тонких шелков, льна, шифона. Часто такие ткани при растяжении разреживаются, а нити расходятся в сторону. Проверяйте ткань перед покупкой, в противном случае из такого отреза можно будет пошить только шарф!

Износостойкость - способность ткани противостоять воздействию света, температуры, химической чистки, стирки, трения, растяжения. Все эти факторы сильно влияют на внешний вид ткани и изделия в целом, а при низкой износостойкости ткани срок носки любимой вещи будет крайне мал. Это свойство тканей из синтетических волокон ценится превыше всего.

Драпируемость - способность ткани образовывать мягкие складки. Это свойство ткани важно при выборе фасона будущего изделия и зависит от толщины волокна, строения и отделки ткани. Это свойство присуще натуральным тканям, в особенности шерсти и шелку, а синтетические волокна наименее гибкие.

Гигроскопичность - способность ткани поглощать влагу. Этот показатель чрезвычайно важен, ведь только в «дышащей» и хорошо впитываемой влагу ткани можно чувствовать себя комфортно. Но это свойство относится к тем тканям, которые непосредственно соприкасаются с нашим телом, а верхние слои одежды (пальто, куртка) должны иметь невысокий показатель гигроскопичности, чтобы предотвратить промокание.

При покупке ткани проверяйте ее на сминаемость: сильно сожмите в ладони уголок отреза, потом отпустите ткань и оцените оставшееся количество заломов, морщин или складок.

Сминаемость - это способность ткани восстанавливаться после резкого сжатия. Сминаемость зависит от вида волокна, характера отделки и плотности ткани.

Осыпаемость ткани заключается в том, что на открытом срезе нити не удерживаются и выскальзывают, оставляя бахрому. Этот фактор зависит от вида волокна, плотности, отделки ткани. Наиболее осыпаемые ткани - это скользкие и рыхлые шелка, шерстяные тонкие костюмные ткани, лен.

Усадка - это уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги. Усадка зависит от волокнистого состава ткани, строения и отделки.

Искусственные и натуральные ткани обладают наибольшей усадкой. А вот свойства синтетических тканей придают им наименьшую сминаемость. Многие ткани «садятся» после стирки, но во время глажения полностью восстанавливаются.

План.

1. Общие механические свойства тканей

2. Драпируемость

3. Физические свойства тканей

4. Оптические свойства тканей

5. Технологические свойства тканей

6. Список использованной литературы

1. Общие механические свойства тканей.

В процессе использования основной износ одежды происходит в результате многократного действия растягивающей нагрузки, сжатия, изгиба, трения. Поэтому большое значение для сохранения вида и формы одежды и увеличения срока ее носки имеет способность ткани противостоять различным механическим воздействиям, т. е. ее механические свойства.

К механическим свойствам тканей относятся: прочность, удлинение, износостойкость, сминаемость, жесткость, драпируемость и др.

Прочность ткани при растяжении - один из важнейших показателей, характеризующих ее качество. Под прочностью ткани при растяжении понимается способность ткани противостоять нагрузке.

Минимальная нагрузка, достаточная для разрыва полоски ткани определенного размера, называется разрывной нагрузкой. Разрывная нагрузка определяется путем разрыва полосок тканей на разрывной машине.

Прочность ткани при растяжении зависит от волокнистого состава тканей, толщины пряжи или нити, плотности, переплетения, характера отделки ткани. Наибольшую прочность имеют ткани из синтетических волокон. Увеличение толщины нитей и плотности ткани увеличивает прочность тканей. Применение переплетений с короткими перекрытиями также способствует росту прочности ткани. Поэтому при всех равных условиях полотняное переплетение сообщает тканям наибольшую прочность. Такие операции отделки, как валка, аппретирование, декатировка, увеличивают прочность ткани. Отбеливание, крашение приводят к некоторой потере прочности.

Износостойкостью тканей называется их способность противостоять ряду разрушающих факторов. В процессе использования одежды ткань испытывает действие света, солнца, трения, многократного растяжения, изгиба, сжатия, влаги, пота, стирки, химической чистки, температуры идр.

Характер воздействий, испытываемых тканью впроцессе использования, зависит от назначения изделия и условий эксплуатации. Например, белье изнашивается от многократных стирок; при кипячении в растворах моющих средств под действием кислорода воздуха происходит окисление целлюлозы иснижение прочности волокон; механические воздействия на ткань в процессе стирки, а также действие нагретой металлической поверхности при утюжке также приводят к ослаблению ткани. Оконные гардины и занавеси теряют прочность от действия света, солнца.

Износ верхней одежды происходит преимущественноот трения. В начальной стадии истиранияна многихтекстильных материалахнаблюдается пиллинг.

Пиллингом называется процесс образования на поверхности текстильных изделий комочков скатывающихся волокон - пиллей, возникающих на участках, испытывающих наиболее интенсивное трение, и портящих внешний вид изделия.

Большое влияние на износ оказывают действие света и многократно повторяющиеся изгиб, растяжение, сжатие. В процессе эксплуатации изделий ткань протирается в низу рукавов и брюк, на локтях, коленях, воротнике пиджака.

Для увеличения срока носки изделий в низу брюк и рукавов рекомендуется нашивать капроновую ленту с бортиком, которая препятствует истиранию ткани.

Следует помнить, что нарушение режима влажно-тепловой обработки тканей - чрезмерное нагревание и длительность обработки - приводит к снижению износостойкости тканей. На участках шерстяной ткани, имеющих едва заметный опал, прочность и износостойкость ткани снижаются на 50%.

Под действием многократно повторяющихся растяжения, сжатия, кручения происходит расшатывание структуры ткани и нитей. В изделии накапливаются пластические деформации, ткани растягиваются, изделия теряют форму. Волокна постепенно выпадают, уменьшаются толщина и плотность ткани; ткань разрушается.

2. Драпируемость

Драпируемость - способность ткани образовывать мягкие, округлые складки. Драпируемость зависит от массы, жесткости и мягкости ткани. Жесткость - это способность ткани сопротивляться изменению формы. Величиной, обратной жесткости, является г и б к ость - способность ткани легко поддаваться изменению формы.

Жесткость и гибкость ткани зависят от размеров и вида волокна, толщины, крутки и структуры пряжи, строения и отделки ткани.

Исскусственные кожа и замша, ткани из комплексных капроновых нитей и монокапрона, из шерсти с лавсаном, плотные ткани из крученой пряжи и ткани с большим количеством металлических нитей обладают значительной жесткостью.

Хорошей драпируемостью обладают ткани из натурального шелка, шерстяные ткани креповых переплетений и мягкие пальтовые шерстяные ткани. Ткани из растительных волокон - хлопчатобумажные и особенно льняные - обладают меньшей драпнруемостью, чем шерстяные и шелковые.

3.Физические свойства тканей

Кфизическим (гигиеническим) свойствам ткани относятся гигроскопичность, воздухопроницаемость, паронепроницаемость, водонепроницаемость, намокаемость, пылеемкость, электризуемость и др.

Гигроскопичность характеризует способность ткани впитывать влагу из окружающей среды (воздуха).

Воздухопроницаемость - способность пропускать воздух - зависит от волокнистого состава, плотности и отделки ткани. Хорошей воздухопроницаемостью обладают малоплотные ткани.

Паропроницаемость - способность ткани пропускать водяные пары, выделяемые телом человека. Проникновение паров происходит через поры ткани, а также за счет гигроскопичности материала, впитывающего влагу из пододежного воздуха и передающего его в окружающую среду. Шерстяные ткани медленно испаряют водяные пары и лучше других регулируют температуру воздуха.

Теплозащитные свойства особенно важны для тканей зимнего ассортимента. Эти свойства зависят от волокнистого состава, толщины, плотности и отделки ткани. Волокна шерсти наиболее «теплые», волокна льна «холодные».

Водоупорность - это способность ткани сопротивляться просачиванию воды. Водоупорность особенно важна для тканей специального назначения (брезентов, палаток, парусины), плащевых тканей, шерстяных пальтовых и костюмных тканей.

Пылеемкость - это способность тканей загрязняться. Пылеемкость зависит от волокнистого состава, плотности, отделки и характера лицевой поверхности ткани. Наибольшей пылеемкостью обладают рыхлые шерстяные ткани с начесом.

Электризуемость - это способность материалов накапливать на своей поверхности статическое электричество. При соприкосновении и трении, неизбежных в процессе производства и использования текстильных материалов, на их поверхности непрерывно происходит накапливание и рассеивание электрических зарядов

4 Оптические свойства тканей

Выбор модели, разработка конструкций, зрительное восприятие сминаемости, объема, размера, пропорций изделия зависят от оптических свойств тканей, т. е. от их способности количественно и качественно изменять световой поток.

В зависимости от отражения, поглощения, рассеивания, пропускания светового потока проявляются такие свойства материалов, как цвет, блеск, прозрачность, белизна.

Если материал полностью отражает или поглощает световой поток, то возникает ощущение ахроматического цвета (от белого до черного): при полном отражении - белый цвет, при полном поглощении - черный, при равномерном неполном поглощении - серый цвет различных оттенков.

Блеск ткани зависит от степени зеркального отражения светового потока и, следовательно, от характера поверхности ткани, строения нитей, вида переплетения и т. д. Применение переплетении с удлиненными перекрытиями (атласные, сатиновые, основные саржевые), проведение прессования, каландрования, придание лощеной, серебристой отделки, «лаке» увеличивают блеск тканей.

Прозрачность связана с ощущением проходящего через толшу ткани светового потока и зависит от волокнистого состава и строения ткани. Наибольшей прозрачностью обладают тонкие малоплотные ткани из синтетических волокон и натурального шелка.

Колорит - это соотношение всех цветов, участвующих в расцветке ткани. Сочетанием цветов различной тональности, насыщенности, светлоты можно придать тканям радостный или мрачный колорит.

Сюжетными называются рисунки, о которых можно рассказывать (портреты, картины и пр.). Сюжетные рисунки могут иметь юбилейные косынки, гобелены, скатерти, некоторые ткани и др.

Тематическими называются рисунки, которые можно характеризовать каким-то понятием (горох, полоска, клетка и др.). Беспредметными называются абстрактные рисунки. В тканях это различные цветовые пятна или. неопределенные контуры.

5. Технологические свойства тканей

Технологическими свойствами тканей называются свойства, которые могут проявляться на различных этапах швейного производства - в процессе раскроя, стачивания и влажно-тепловой обработки изделий.

К технологическим свойствам тканей относятся: сопротивление резанию, скольжение, осыпаемость, прорубаемость, усадка, способность тканей к формованию в процессе влажно-тепловой обработки, раздвигаемость нитей в швах.

Усадка - это уменьшение размеров ткани под тепла ивлаги. Усадка происходит при стирке, замачивании влажно-тепловой обработке изделий в процессе утюжки и прессования. Усадка тканей может привести к уменьшению размера изделия, кискажению формы его деталей. Если ткани верха, прокладки и подкладки дают разную усадку при мокрой химической чистке или утюжке, на изделии могут возникнуть морщинки, складки.

Некоторые ткани после стирки дают усадку по основе инесколько увеличиваются в ширину, получают так называемую притяжку .

Притяжка может проявиться, например, в тканях, имеющих хлопчатобумажную основу и уток из некрученого вискозного шелка.

Чтобы изделие было сделано безупречно качественно, для него нужно подобрать идеальный материал. Учитывается предназначение предмета и фигура человека, которому предстоит его использовать, но в первую очередь нужно проанализировать все свойства тканей - фактуру и иные особенности.

Что нужно знать?

Известно, что жесткий, плотный материал со временем не вытягивается. Он не склонен мяться, но такой материал делает фигуру шире. А вот характерное свойство мягких тканей - способность формировать плавные фигуры. Материал легко и свободно ложится, но может сильно растянуться со временем. Особенно актуально это для трикотажа. Считается, что максимально подходят такие материи для редких случаев - надевать на праздники. При аккуратном использовании они практически не деформируются.

Если предмет одежды изготовлен из эластичного материала, он быстро возвращается в прежнее состояние после растягивания. Такие ткани оптимальны для работы над спортивными предметами гардероба, купальными костюмами. Если у человека идеальная фигура, он может позволить себе наряд именно из такого материала.

Ткань - это не только волокна

Какие свойства тканей важны для человека? Принято в первую очередь вспоминать о физических и химических, но не менее значимы и эстетические. В первую очередь это касается расцветки. Рисунок ткани - один из ключевых моментов, помогающих подобрать оптимальный материал для изготовления задуманного предмета. В частности, мелкий принт, однотонные материи идеальны для большинства фигур, скроить из них изделие достаточно просто. А вот ткани, украшенные крупными картинками, представляют собой немалую проблему для конструктора, швеи. Раскрой требует наличия больших запасов материала, поскольку придется подгонять рисунок. Не рекомендовано выбирать подобный материал для изготовления предметов гардероба для полноватых людей, невысоких ростом.

Определенные проблемы рабочего процесса связаны с такими тканями, состав и свойства которых определяют высокую ворсистость поверхности. Она способна рассеивать световые лучи. Наблюдая за материалом в направлении ворса, кажется, что цвет недостаточно насыщенный, но стоит погладить материю «против шерстки», как оттенок сразу меняется. Чтобы правильно раскроить изделие, необходимо располагать все детали в одинаковом направлении на ткани, иначе готовый результат разочарует. Еще одна сложность связана с сыпучестью материи. Работать с такой довольно сложно, так как на краях срезы сильно осыпаются. Это особенно характерно для гладких материалов - шелка, атласа.

Тепло пришло!

Зная основные свойства тканей, можно удачно подбирать материал для одежды, рассчитанной на конкретный сезон. К примеру, летом, весной предпочтительно носить изделия, произведенные из натурального сырья. Наиболее популярные хлопчатобумажные материи изготавливают с добавлением вискозных волокон, некоторого процента синтетики. Благодаря этому ткань остается дышащей и легкой, но ухаживать за ней намного проще.

Если нужно изготовить рубашку, блузку, платье, можно применять хлопковый бельевой материал. Он подходит и для производства постельных принадлежностей. В некоторых материалах переплетения - жаккард, полотно, но бывают и комбинированные варианты. Изучение свойств тканей обязывает обращать внимание на геометрические характеристики, в первую очередь - ширину. Обычно в продаже присутствуют варианты (в сантиметрах): 80, 90, 140, 160. За счет включения на этапе производства компонентов вискозы, синтетики такая материя не садится. Ее легко стирать, она не мнется.

Ткани и одежда

Едва ли не самая популярная ткань - хлопок. Свойства ее полностью оправдывают такую любовь публики: материя долговечная, ощущается приятной, подходит для разных сезонов и видов одежды. Нередко хлопок применяют для производства платьев, но чаще прибегают к специальной разновидности платьевых материй. Они отличаются друг от друга не только цветами, но и методиками переплетения волокон. В современных магазинах выбор подобных тканей действительно огромен.

Довольно высок спрос на рубашечные ткани. Свойства таких полотен (поплиновых) таковы, что изделия из них не дают усадки. Они приятны на ощупь, поэтому подходят для ношения прямо на коже, без дополнительного слоя защитной ткани. Для производства рубашечных материй обычно используется мерсеризованный хлопок. Кроме собственно рубашек, можно смело шить из подобного материала блузку, нательное белье.

И на тренировку, и на вечер

Зная свойства тканей, можно изготовить безупречный спортивный костюм. Выбирают такие материи, в составе которых есть эластан, хлопок. Важно, чтобы полотно было прочным, выдерживало существенные нагрузки, не истиралось. Еще один значимый показатель - гигроскопичность. Наиболее современные изделия изготавливают из разных пористых полотен, способных отводить влагу от кожи. Такие материи, безусловно, наилучшие для спортивных изделий, но и стоят они достаточно дорого, требуют специального ухода.

Не менее важно удачно подобрать материал для вечернего, коктейльного платья. Чаще всего используют шелк - натуральный или искусственный. Свойства волокон, свойства тканей, полотен натурального шелка безупречны - этот материал дышит, стоек, не растягивается и не деформируется, великолепно выглядит. Проблема лишь в том, что стоит он очень дорого, а купить зачастую сложно - на рынке много подделок. Преимущественно в продаже встречается октан, вискоза, полиамид, полиэстер. Синтетика искусственный материл - не мнется, не дает усадки. Полиэстер отличается склонностью к накоплению статического электричества, поэтому необходимо постоянно обрабатывать готовое изделие антистатиком.

Красивые и нежные

Зная, какими свойствами обладают ткани из категории шифона, можно подобать идеальный материал для легкого летнего платья. В продаже представлены натуральные и синтетические полотна. Шифон полупрозрачен. В продаже есть одноцветные варианты, а также красивые и оригинальные набивные полотна. Ткань подходит для пошива платьев, блузок.

Рассматривая виды и свойства тканей, необходимо уделить внимание вельвету. Это группа материй, для изготовления которых применяются вискоза, хлопчатобумажные волокна. Нередко дополнительно в состав вводят эластан для улучшения физических качеств материала. Отличительная особенность вельвета - наличие рубчиков, ширина которых варьируется от модели к модели. Используется такой материал для изготовления верхней одежды для людей всех возрастов и половой принадлежности.

Лен, тафта и атлас

Как правило, лен - полотно, изготовленное из натуральных волокон с небольшой примесью синтетики. Свойства современных тканей этой категории - относительно неплохая растяжимость, не слишком сильная склонность к появлению складок. А вот полностью натуральный лен легко мнется, а отгладить его будет непросто, зато такая ткань практически не выцветает и очень приятна к телу. Льняные материи оптимальны для верхней одежды для людей любого возраста. Они хорошо впитывают влагу, стойки к выгоранию на солнечном цвету и проводят тепло.

Определение свойств тканей важно на этапе подбора материала для изготовления одежды. К примеру, если планируется сделать юбку или блузку, можно отдать предпочтение высококачественной тафте. А вот для подкладок для платья подойдет та же тафта, но низкого качества. Не менее привлекателен и плотный атлас - ткань, имеющая характерный блеск, гладкая, изготовленная из натурального шелка или синтетических волокон. Такую чаще выбирают для производства коктейльных платьев, свадебных нарядов.

Крепы и нежные материи: свойства тканей

Свойства волокон для крепов обусловлены натуральным происхождением сырья, хотя условие это не обязательное. Недорогие разновидности преимущественно изготовлены из искусственных шелковых волокон. Визуально определить креп достаточно просто - он имеет зернистую поверхность, плетение довольно плотное. Существует также креп-сатин. Это красивая ткань, одна из сторон которой матовая, а вторая - с блеском. Обычно материю используют для изготовления нарядных предметов гардероба благодаря способности драпироваться.

Механические свойства ткани парчи позволяют использовать это сырье для производства платьев, костюмов. Наименование подразумевает жаккард, в который вплетены нити золотистого или серебристого материала с выраженным блеском.

Это важно!

Необходимо учитывать механические свойства ткани не только на этапе изготовления изделия, но и при его использовании и уходе за предметом. К примеру, на шелк отрицательно влияет ультрафиолетовое излучение. Материя ослабевает, прочность сильно падает, изделие прослужит недолго. А вот лен - наоборот. Этому материалу летнее солнышко, как и другие перипетии погоды, не страшны.

Чтобы любимые приметы гардероба прожили максимально долго и не испортились визуально и по качеству, необходимо изучить, из чего они изготовлены, и соблюдать правила эксплуатации этих изделий.

Физические свойства ткани

В зависимости от того, какая на производстве была использована технология, свойства тканей существенно меняются, как и их внешний вид. Рассматривая физические особенности, оценивают способность впитывать влагу, проводить воздух, пар. Сюда относят и емкость пыли, и способность накапливать статическое электричество. Волокнистый состав определяет предназначение материала. В настоящее время на территории нашей страны действуют специальные правила, стандарты, которыми регламентированы требования к материям и производственным технологиям.

Свойство тканей, называемое гигроскопичностью, в рамках технологических курсов обычно рассматривают в первую очередь, оно одно из базовых. Этим термином описывается, насколько хорошо материал может впитать влагу, присутствующую в среде вокруг. Наиболее актуален параметр для сырья, используемого для пошива белья и одежды для жаркого времени года. Натуральные волокна максимально гигроскопичны - лен, шелк, вискоза.

Это важно

Рассматривая свойства химических тканей, обязательно обращают внимание на плохие показатели гигроскопичности. Ацетат, синтетика практически не впитывают влагу. Снижение этого параметра обусловлено специальной обработкой - разработаны растворы, понижающие возможность впитывать влагу. Низкий уровень гигроскопичности свойственен материи, покрытой пленкой.

Дайте мне дышать!

Способность пропускать пар и воду - это параметры, из которых следует, насколько хорошо материал будет впитывать производимую человеческим телом жидкость и отдавать ее в окружающую среду. Наиболее ощутимы качества при использовании натуральных материй. Кроме хлопковых и льняных полотен, стоит обратить внимание на шелк.

Еще одно важное качество - способность пропускать воздух. Чем тоньше материал, чем ниже его плотность, тем больше способность дышать. Переплетения такой материи ажурные, что и обуславливает описываемую специфическую черту. Подбирать ткани с такими параметрами необходимо, если планируется пошив изделия для использования в жаркий сезон. Обработка специальными составами, нанесение покрытий, создающих сплошную пленку, сильно снижают способность материи пропускать воздух.

Пыль и тепло

Есть специальный параметр, количественно отражающий способность материала накапливать грязь. Называется он пылеемкостью. Зависит эта особенность от состава волокон и плотности плетения, использованной отделки. Многое определяется тем, какова лицевая поверхность. Если изделие изготовлено из шерсти, оно рыхлое и рельефное, накапливать пыль и грязь будет очень быстро. Ворс, начес, букле - все эти варианты пачкаются практически мгновенно.

Ткань может сохранять не только грязь, но и тепло. Наиболее важен этот параметр для материй, используемых в изготовлении зимнего ассортимента одежды. Уже упомянутая шерсть прекрасно греет, минимизирует потери тепла. Сложно будет сохранить тепло живого тела в одежде изо льна - она быстро отдает энергию окружающей среде. Теплозащитные качества повышаются, если в процессе создания волокно было обработано ворсованием, валкой. Хорошие показатели теплостойкости имеют изделия, изготовленные из многослойного материала.

Электричество: польза или вред?

Без света нашу жизнь представить просто невозможно, но вот статический ток, накапливаемый одеждой, многим доставляет множество неприятностей. Некоторые ткани в большей степени, другие слабее могут накапливать электричество, вызванное трением текстиля и кожных покровов, сторонних предметов. Синтетические материи в большей степени склонны электризоваться.

Пошить хороший предмет гардероба из материала, склонного к набору статического электричества, откровенно непросто, а готовое изделие будет быстро пачкаться, так как пылинки прилипают к поверхности материала. Электрические разряды - источник неприятных ощущений, а у некоторых особенно чувствительных людей они отрицательно влияют на сердце, сосуды и нервы. Чтобы понизить способность материи собирать электричество, можно обработать ее специальными составами - в продаже представлено довольно много антистатиков. Выбирая, нужно обратить внимание на запах: некоторые довольно стойкие, что создаст дискомфорт при ношении одежды, обработанной составом.

Свойства и особенности

Рассматривая характерные черты материалов, обращают внимание на толщину, массу, прочность и иные специфические качества, выделяющие материю на фоне прочих. Конкретные значения в цифрах, описывающие свойства - это индивидуальные характеристики, позволяющие заключить, насколько качественен рассматриваемый образец. Свойства принято делить на группы:

  • геометрические (масса, габариты, толщина);
  • механические (жесткость, деформация, распускаемость);
  • физические (рассмотренные выше - способность впитывать, пропускать влагу, воздух, пыль);
  • склонность к усадке;
  • стойкость к износу.

Разделение на категории

Нити, использованные при производстве конкретного полотна, позволяют причислить материал к натуральным, синтетике либо искусственным тканям. Каждая группа имеет свои уникальные свойства, обусловленные особенностями производства. Так, природные волокна растительного происхождения либо животного. К первым принадлежит рассмотренный выше лен, второй тип - шерсть, шелковая материя. Они чисты, не вредят экологии, безопасны для человека.

Искусственный материал изготавливают, в промышленных условиях работая с природными материалами. Чаще всего используется целлюлоза. Готовый продукт - модал, вискоза. Это блестящие материи, но в большинстве своем непрочные, особенно при намокании.

Синтетические - это такие волокна, которые изготовлены на основе нефти, угля, газа. В продаже они представлены капроном, акрилом и многими иными сходными наименованиями. Изделия из такого сырья практически не истираются, они очень прочны, но не проводят воздух и не впитывают воду, далеко не всегда соответствуют стандартам гигиены применительно к тканям. Синтетика может быть причиной аллергических реакций или приступа астмы.

О текстиле

Текстиль - это сплетенные на станках, вязаные трикотажные и нетканые полотна. К категории последних относятся валяные. Такие материи могут быть изготовлены из самого разного сырья, но объединены они сходными гигиеническими, технологическими, физическими, механическими свойствами, особенностями, проявляемыми во время эксплуатации. Анализируя все возможные варианты материи для пошива задуманного изделия, необходимо в первую очередь исследовать физические и механические параметры. В частности, анализируют, насколько высока прочность на разрыв. Особенность зависит от толщины использованных волокон и особенностей плетения, а также состава продукта. Синтетика наиболее прочна, а худшими параметрами обладают шерсть, хлопчатобумажное полотно.

Некоторые ткани в больше степени, другие в меньшей способны формировать складки, заломы, устраняемые утюгом, отпаривателем. Наиболее подвержены этим процессам хлопчатобумажные материи, а лидируют полиэфирные варианты.

Красиво или нет?

Некоторые полотна по своей природе мягкие, поэтому они легко и эстетично ложатся складками. Изделия, пошитые из такого материала, элегантны, красивы. Особенно высоко ценятся атлас, шелк. А вот жаккард, бархат плотнее, жестче, поэтому задрапировать их не получится, не хватит гибкости.

Жесткость - это важное свойство ткани, его обязательно нужно учитывать при изготовлении одежды. Термином принято обозначать способность материала сопротивляться внешним факторам, меняющим форму. Некоторые полотна даже под влиянием собственного веса могут со временем вытянуться, провиснуть, а вот другие долгие десятилетия сохраняют первозданный облик.

Надежно и надолго

Стойкость к износу - одно из важнейших свойств ткани. Использование изделий из разных материалов сопряжено с многочисленными нагрузками - механическими, химическими. Значимы и биологические факторы. Все это приводит к утере первоначальной эстетичности материала, провоцирует деформацию, разрушение. Волокна становятся тоньше, распадаются, полотно растягивается и становится непригодным для использования. Наиболее высоким показателем стойкости к износу отличается искусственная ткань, атлас, сатин. Первыми износятся хлопчатобумажные ткани, волокна которых сплетены простым способом.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: