Этот палец в лес пошел. Пальчиковые игры

Как вы думаете, можно ли одновременно развлечь, развить ребенка и при этом способствовать его эмоциональному комфорту и хорошему настроению? Есть такой способ! Это – пальчиковый театр!

Мама начинает игры с ручками ребенка сразу после его рождения. Традиция передает ей инструменты взаимодействия с малышом. И, часто не задумываясь, она делает массаж рефлектоных зон с Сорокой – вороной, что способствует снятию мышечного тонуса и раскрытию ладони ребенка на словах: «Кыш, полетели. На головку сели!». А игра «Три колодца» и вовсе является легочным массажем и способствует укреплению иммунитета. Пальцы взрослого начинают двигаться от большого пальца по руке ребенка, чуть останавливаясь на запястье, где прослушивается пульс (холодный колодец). Затем на сгибе локотка они задерживаются и отрывисто «топчутся» (теплый), горячий – подмышка и бочок. Итак, щекочем!

Шел Иван и видит – стоят три колодца.
Заглянул в первый – здесь водица студеная.
Глянул во второй – здесь водица теплая.
А здесь, в третьем, кипяток, кипяток,
Кипяток – щекоток!!!

Фольклор дает к движениям еще и стихотворные рекомендации для выработки нужных для жизни навыков. К примеру, умываться малышу помогают такие строки: «Водичка, водичка, умой мое личико…» Во время расчесывания можно сказать: «Расти коса до пояса…»

В детском саду и дома можно продолжать использовать пальчиковые игры с попевками или стихами, которые предлагает фольклор и такие авторы, как Екатерина Железнова.

Ребенок взрослеет, и у воспитателя и мамы появляются новые задачи: умственное развитие, становление речи, успешная социализация и реализация творческого потенциала наших детей.
Я бы предложила в таком качестве пальчиковый театр, куда могут входить постановки с применением теней. Другие варианты подразумевают использование небольших куколок. А вот тут уже нет границ фантазии!

1. «Теремок» из вязаных кукол

В каждой группе детского сада есть такие пособия. И дети с удовольствием играют пальчиковыми куклами, связанными крючком или сшитыми самим воспитателем. На профессиональных ресурсах педагоги с гордостью делятся своими наработками, дают рекомендации и шаблоны по их изготовлению. Детей очень привлекает разнообразие героев и возможность обыгрывать каждый раз что-то новое. В наборе часто присутствуют герои сразу нескольких сказок, чтобы ребята могли вспомнить все знакомые сюжеты. Игрушки получаются яркими, привлекательными, практичными. В моей группе это «Заюшкина избушка», «Теремок». А еще дети сами сочиняют сюжеты и новые истории! Когда моему сыну Максиму, которому пять с половиной лет, в руки попал такой набор, он так и сказал: «Мама, можно я один поиграю, без сказки?»

2. Игра с тенями
Что может быть проще: лампа, простыня и желание поиграть! Можно угадывать, кто спрятался за ширмой, показывать животных и говорить их голосами, считать пальцы и предметы «с той стороны». Такая вот интересная математика может получиться…

3. Конструируем кукол из перчаток, бумаги и подручных средств: «Цветная книга» С.Я. Маршака

Так получилось, что тему подсказало замечательное пособие И.А. Лыковой по конструированию в средней группе детского сада. Мы отрезали пальцы у перчаток и приклеивали к ним глазки и ротики. Из цветной бумаги/прозрачных пакетов/ниток для вязания/синельной проволоки – делали насекомых. Гусенички, божья коровка, стрекоза и бабочки стали героями небольшого представления по стихотворению Я. Маршака «Зеленая страница» из «Цветной книги». Личинок мы делали, просто наматывая лохматую синельную проволоку на палец, в виде пружинки. Голова – бамбошка из набора. Освоив изготовление бумажного цилиндра и деталей к нему, ребенок вполне в состоянии организовать свой пальчиковый мини-спектакль.

4. Вырезаем из бумаги: «Три поросенка»

Такие трафареты можно нарисовать, раскрасить и вырезать самим либо скачать в интернете готовые картинки. Пальчики продеваются в отверстия и – игрушка готова. Можно начинать представление!

5. Лепим сказку: «Репка»

Работа с пластилином, лепка из него – замечательным образом развивают мелкую моторику руки и пальцев ребенка. В детском саду поделки детей выставляются для показа родителям как «отчет» о проделанной за день работе. А если организовать после лепки импровизированный мини спектакль? Тогда мы активизируем уже и личные ресурсы дошколят, помогаем снять эмоциональное напряжение. К тому же это очень логичный ход: создал игрушку – поиграй с ней, слепил куклу – милости просим на сцену!

Подготовить это занятие мне помогла книга Елены Макаровой «Освободите слона» из серии «Как вылепить отфыркивание». Чтобы заинтересовать предстоящей работой моих ребят, я рассказала им историю о том, что в коробке с пластилином живет сказка, только ее нужно освободить! Репка очень хочет вырасти, дед с бабкой – вытянуть и приготовить ее. А как Жучка, Кошка и Мышка хотели бы им помочь! Будет нелегко, но мы же с вами хотим поиграть в театр и показать сказку «Репка», правда? Я шептала пластилину, чтобы герои подождали немного, сейчас я его раздам ребятам, и….

Никто из детей на занятии не пожаловался, что не получается. Они сосредоточенно «освобождали» свою сказку, в которой было четыре репки, пять мышек, три кошки, Жучка и несколько дедов. Отголосками театра насекомых прошлой недели по овощам ползали улитка и жук.

Дети после представления еще долго строили свои сюжеты с пальчиковыми куклами, укладывали их спать под репками.

Итак, подведем итоги!

1) Пальчиковый театр помогает осуществить плавный переход от маминого массажа и игр к развитию моторики (мелкой и крупной), координации движений.

2) Он стимулирует развитие речи: пересказ знакомых сказок, составление фраз и законченных предложений, сравнительный анализ, способствует правильной артикуляции.

3) Также ведет к успешной социализации ребенка в коллективе, развивает коммуникативные навыки.

4) Помогает снять эмоциональное напряжение.

5) Становится способом самовыражения в игре (ведущий вид деятельности ребенка).

6) Позволяет раскрыть творческие способности в процессе изготовления кукол.

Играйте в сказку, освобождайте ее героев из пластилина, бумаги и проволоки, тренируйте маленькие пальчики и получайте в награду счастливую улыбку вашего ребенка!

Виктория Ильина , педагог, мама начинающего экономиста Анны и непоседы Максима


Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие функций высшей нервной деятельности, особенно на развитие речи, показали направленность развивающей работы: от движения к мышлению, а не наоборот.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Потешки для пальчиковой гимнастики

Мышки бегают по кругу:
Друг за другом, друг за другом!
Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир!
Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:
Вот тебе, держи, кусочек,
Заворачивай в платочек!
Вот тебе кусочек сыра,
Запивай его кефиром!
Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай.
И тебе кусок достался,
Ты голодным не остался.
И последний, наконец!
Вот так котик, молодец!

При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.

Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!

Кто в лесочке живет?
Под корягой - старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать!

Есть у нас игрушка:
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо-книжка,
Это – неваляшка,
Это – кукла Машка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова проверять!
Соединяем одинаковые пальчики рук.
Дружат добрые зверята

(пальцы рук соединяются в "замок").
Дружат малые зайчата
(ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры,
(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары,
(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата,
(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата
(ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,
По лесу разбежались!
(руки опустить, потрясти кистями)

"Колечко"
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
И на озеро, к бобру,
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!

Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки; чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пчелка"
Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
то же левой рукой;
то же двумя руками;

Я пчела, лечу, лечу,
Меда сладкого хочу!
Я лечу, я жужжу,
Я на клевере лежу!

"Ножки"
указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения производить пальцами левой руки; те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("соревнование")

Ножки, ножки,
Топ-топ-топ!
Ножки, ножки,
Шлеп, шлеп, шлеп!
Раз шажок, два шажок,
Догони меня дружок!

Шел бобер, нес топор,
Шел бобер через бор.
Шел бобер через болото,
Шел бобер искать работу!

Народные песенки и потешки для пальчиковых игр, безусловно, развивают мелкую моторику рук, а значит и речь ребенка. А еще, с помощью некоторых потешек, можно научить малыша считать и выучить название каждого пальчика на руке.

– Ладушки, ладушки,
Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели -
Шу-у-у! Полетели!
На головку сели!
Ладушки запели!

– Цыпа-цыпа, гуль, гуль, гуль!
Я насыплю – ты поклюй!
– Клю-клю-клю…

Первый пальчик – подержи,
Второй пальчик – покажи,
Третий пальчик – постучи,
Четвертый пальчик – поиграй,
Пятый – тоже не зевай,
Всей четверке помогай!

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше – два, Паше – два,
Ване – два, Тане – два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
– Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил -
Тебе нет ничего!

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками – топ-топ!
Глазками – хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает!

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

– Пальчик-мальчик,
Где ты был?
– С этим братцем -
В лес ходил.
С этим братцем -
Щи варил.
С этим братцем -
Кашу ел.
С этим братцем -
Песни пел!

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот – деточка моя,
Вот и вся моя семья!

У нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков,
А бабушка одна.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот крепко-крепко спит,
И тебе он спать велит.

Утро настало -
Солнышко встало.
– Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
– Вставай, Большак!
– Вставай, Указка!
– Вставай, Середка!
– Вставай, Сиротка!
– И Крошка-Митрошка!
– Привет, Ладошка!
Все потянулись
И проснулись.

Раз-два-три-четыре-пять!
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять!
Они спрятались опять.
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать.
Крепкие, дружные.
Все такие нужные.

Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.

Мизинец решил на прогулку идти,
Но безымянный не разрешил.
А средний об этом услышал,
Едва из терпенья не вышел,
И печально сказал указательный:
«Огорчится большой обязательно!»

Тук-тук, тук-тук-тук,
Что за странный перестук?
Это пальчики стучат,
Поиграть они хотят -
С (имя ребенка).

Хома-хома-хомячок,
Разожми-ка кулачок,
Ну-ка, ну-ка, разожми,
Что найдешь, себе возьми!

Пальчик большущий,
Пальчик здоровущий.
Ты расти – вырастай,
Силу, ум развивай.
Вот мизинчик маленький -
Подрастай, мой славненький.

Игра «Этот пальчик хочет спать...»

Цель: развитие у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки.

Оснащение: картинка с изображением руки или перчатки.

Ход игры. Покажите ребенку перчатку (или картинку с ее изображением). Расскажите, что скоро похолодает и мы будем прятать свои пальчики в домики. Это очень сложная работа. Сначала нам надо познакомиться со своими паль­чиками.

В гости к пальчику большому (поднимите вверх большой палец)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний, (соединяйте вместе пальцы, которые называете)

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок Постучался на порог, (сожмите пальцы, обеих рук в кулаки и постучите кулаками друг о дружку)

Вместе пальчики-друзья, (ритмично сжимайте пальцы обеих рук в кулак и разжимайте их)

Друг без друга нам нельзя.

Проведите игру с пальчиками правой руки, затем левой. При показе можно загибать пальчики ребенка.

Постепенно уменьшайте помощь, и в конце концов ребенок начнет выпол­нять задание самостоятельно.

Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят - у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.

«Я тебе покажу, как они ложатся спать».

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинчик)

Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул, (загните средний пальчик)

Этот пальчик уж уснул, (загните указательный пальчик) . -

Этот пальчик крепко спит. (загните большой пальчик)

Тише, дети, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Во время игры хорошо развивать активную речь ребенка: сначала попросите ребенка договаривать наиболее легкие в произношении слова, при многократ­ном повторении игры ребенок запоминает простой стишок и может сам его рас­сказать, сопровождая пальчиковой игрой.

Игра: «У кого такие синие глаза?»

Чему учится ребенок: подбирать однородные предметы (синие глаза) по одному из признаков (цвету); определять тождество цвета, используя прием приложения объектов друг к другу; выделять синий цвет из двух предложенных цветов, находить синий цвет по просьбе взрослого.

Оснащение: картинки с изображением лиц куклы-мамы и куклы-дочки с синими глазами; коробочка с двумя парами вырезанных из цветного картона глазок для кукол - синие и коричневые (карие).

Ход игры:

предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением лиц кукол. Обратите его внимание на то, какого цвета глаза у кукол (синие). Покажите вторую Картинку, где изображены куклы с контурными прорисовками вместо глаз. Расскажи­те ребенку, что хозяйка этих кукол плохо с ними обращалась и поэтому с куклами случилась беда, у них оторвались и потерялись глазки.

Покажите ребенку коробочку с вырезанными из картона двумя парами глаз - синими и коричневыми. Рассмотрите цвет глаз у кукол на картинке и предложите найти для сломанных кукол такие же синие глаза.

Чтобы ребенок правильно выполнил задание, покажите ему, как нужно определять тождество выбранных для куклы глаз; приложить выбранный глаз к картинке с изоб­раженной на ней синеглазой куклой. Сопровождайте свои действия комментарием:

«Глазик такого же цвета, как у этой куклы. Он тоже синий. Они одинакового цвета - оба синие». Когда задание будет выполнено и оба глаза найдены, прочтите рифмовк

Мама доченьку качала,

Дочке песню напевала

«Как у крошки-дочки

Мамины глаза

Словно василечки,

Глазоньки у дочки.

Глазоньки большие, Синие такие!»

Усложнение: предложите ребенку рассмотреть цвет своих глаз в зеркале. Спросите:

«Какого цвета твои глаза?» Если ребенок затрудняется ответить, скажите сами. Попросите ребенка повторить название цвета вместе с вами.

Попросите ребенка рассмотреть цвет глаз всех, кто проживает вместе с вами, определить и назвать цвет их глаз. Предложите ребенку найти куклу с синими глазами. При посещении магазина игрушек предложите ребенку найти кукол с синими глазами.

Игра «Где же наши ручки?»

Чему учится ребенок: понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе ; выполнять движения в соответствии с текстом.

Оснащение: кукла с мягкими руками и ногами.

Ход игры: покажите ребенку куклу и предложите с ней поиграть. Прочтите стихо­творение и выполните движения в соответствии с его текстом.

Где же, где же наши... (ручки) (руки спрячьте за спину)

Где же наши ручки?

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки - (хлопайте в ладоши)

Где же, где же

Наши ножки? (закройте коленки руками)

Где же наши ножки?

Вот, вот наши ножки,

Пляшут наши ножки, (быстро переступайте с одной ноги на другую)

Игру можно усложнить, спрятав любую Другую часть тела или лица.

Игра «Покажи у куклы...»

Чему учится ребенок: продолжает формировать представление о схеме лица, соотносить, понимать, употреблять существительные, обозначающие части лица в единст­венном и множественном числе: «личико», «глазки», «ротик», «носик», «ушки»;

образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса," выполнять воображаемые действия (умывание).

Оснащение: сюжетная картинка с изображением умывающегося ребенка.

Ход игры: рассмотрите картинку, назовите части лица. Попросите ребенка назвать ту часть лица, которую вы показываете, на его лице, на вашем лице, на лице куклы. Предложите ребенку совершать воображаемые действия (умывать куклу) во время чтения вами потешки:

Водичка, водичка, умой кукле личико!.

Умой кукле глазки, умой кукле носик!

И ушки и щечки помыть не забудь!

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Предложите ребенку договаривать выделенные в потешке слова.

Игра «Это-я, а это-мамочка моя»

Чему учится ребенок: ориентироваться в величине предметов (частей тела); закре­пить понимание слов «большой(ая)», «маленький(ая)» и, по возможности, обозначать величину словом, использовать его для сравнения; знать, называть части тела и лица:

нога, рука, голова.

Оснащение: кукла с оторванной рукой или ногой; две куклы (большая и малень­кая), вырезанные из плотного картона, с отсутствующими частями тела (ногой, рукой); части тела для починки куклы; зеркало.

Ход игры:

встаньте вместе с ребенком перед зеркалом так, чтобы было видно все туловище. Прочтите рифмовку, показывая своим указательным пальцем на те части тела, о которых будете говорить:

Посмотри, вот это - я,

А это - мамочка моя.

Руки нашей мамы

Большие, ох, большие,

А у дочки-крошки

Маленькие ладошки!

Проговаривая 1-ю и 4-ю строчки, приложите руку ребенка к своей руке. Скажите:

«Моя рука большая, вот какая, а твоя ручка маленькая». Возьмите руку ребенка, вложите ее в свою ладонь и закройте ладонь, спрятав ручку ребенка в своей руке, скажите: «Твоя ручка спряталась в моей. Ее не видно - она маленькая». Подойдите к зеркалу, покажите по очереди все части лица, приговаривая: «Вот мой нос - он большой, а вот твой носик - он маленький». Аналогично рассмотрите все части лица.

В возрасте 2 года - 2 года 6 месяцев ребенок должен находить и показывать следующие части лица: нос, глаза, рот, уши; 2 года 6 месяцев - 3 года: щеки, брови, подбородок, лоб, ресницы.

Усложнение:

проведите игру с плоскостным изображением двух кукол - большой и маленькой. Предложите починить большую куклу, у которой прежний хозяин или хозяйка оторвал ручку, ножку и т. д. Задание давайте четко; «Найди для большой куклы большую ногу. Приложи ее на место»; «Найди для маленькой куколки малень­кую ножку. Приложи ее на место».

Если ребенку 2 года б месяцев - 3 года, спросите: «Какую ты взял ногу?» (Большую, маленькую.) Скажите: «Если кукла тряпичная, ножку можно пришить, а если пласт­массовая - пристегнуть к резинке, находящейся в туловище куклы, или приклеить...» Откройте Приложение на с, 112. Предложите ребенку починить кукол. Вырежьте части тела большой и маленькой куклы, Попросите ребенка починить кукол (приложить вырезанные части тела кукол к тому месту, на котором они должны находиться).

Игра: « Маленькие и большие ножки»

Чему учится ребенок: формировать навык легкого бега стайкой; воспитывать правильную осанку; согласовывать действия с речью; понимать и употреблять наречия «быстро», «медленно»; прилагательные «маленькие», «большие».

Ход игры: ребенок и воспитатель садятся лицом друг к другу. Воспитатель "просит показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги.

Воспитатель: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают». Ребенок бежит, его бег воспитатель сопровождает словами: «Малень­кие ножки бежали по дорожке...»

Усложнение задания. Воспитатель: «У тебя ножки маленькие, а у медведя большие. Медведь идет медленно: „Большие ноги шли по дороге". Покажи, как идет медведь».

Ребенок в соответствии со словами и ритмом потешки то бегает, то ходит, различая быстрый и медленный бег, медленную и тяжелую ходьбу.

Игра повторяется 2-3 раза.

Вариант проведения в коллективе . Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: «Покажите свои ножки. Ой, какие маленькие. Покажите, как быстро бегают ваши ножки. Маленькие ножки бежали по дорожке». Дети бегут свободно, стайкой, с концом слов останавливаются.

Игра «Прячем ручки, ножки»

Чему учится ребенок: действовать в соответствии со словами сопровождающего текста; использовать в речи названия частей тела; понимать указательное местоимение «вот»; произносить слово «вот».

Ход игры:

Где же, где же наши ручки? (дети прячут ручки за спину)

Где же наши ручки? Вот, вот наши ручки,

Вот где наши ручки.

Пляшут, пляшут наши ручки, Пляшут ваши ручки.

Где же, где же наши ножки? Где же наши ножки? (дети приседают, закрывают ладошками: ступни ног)

Пляшут наши ножки. Вот, вот наши ножки, Вот где наши ножки. Пляшут, пляшут наши ножки

(дети встают, выполняют притоп правой и левой ногой попеременно)

Где же, где же наши детки?

Где же наши детки? (дети закрывают лицо ладонями

Вот, вот наши детки, Вот где наши детки.

Пляшут, пляшут наши детки, (открывают лицо, хлопают в ладоши, делают «пружинки»)

Игра «Пальчик о пальчик»

Чему учится ребенок: развивать слухозрительное восприятие: реагировать на слово-сигнал «Ай!» - убирать ручки за спину; развивать пальчиковую моторику; знать и называть пальчики.

Оснащение: стулья.

Ход игры:

сядьте на стул напротив ребенка, произносите слова и выполняйте соответствующие действия. Ребенок повторяет движения по показу:

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук!

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук.

Заплясали ручки, заплясали!

Заплясали ручки, заплясали.

Ай! (прячьте руки за спину, ребенок повторяет движение)

После повторения игры 2-3 раза ребенок самостоятельно прячет руки за спину на слово-сигнал «Ай!»

Игра «Звонко хлопают ладошки»

Чему учится ребенок: прислушиваться к звукам, развивать слуховое внимание; формировать понятие «вот так»; понимать и использовать в речи существительные в творительном падеже множественного числа: «ручками», «ножками»; глаголы в форме настоящего времени множественного числа: «играем», «забавляем», «хлопаем».

Оснащение: ширма.

Ход игры: прочтите рифмовку и выполните движения в соответствии с ее содержанием, находясь за ширмой:

С детками играем,

Деток забавляем,

Вместе хлопаем в ладошки… (вместе с ребенком хлопайте в ладоши)

А теперь топочут ножки: (вместе с ребенком топайте)

Вот так! (хлопайте в ладоши за ширмой)

Вот так! (топайте за ширмой)

Ребенок, не видя движений взрослого, выполняет движения, ориентируясь по звукам из-за ширмы.

«Моя рука»

Учить детей обводить контур собственной руки. Дополнять его деталями. Видеть в изображении знакомый объект.

Материалы:

Листы бумаги, картон,

кубики, кольца от пирамидки, геометрические фигуры

Педагог помогает ребенку обрисовать его руку и вырезает по контуру. Совсем маленьким детям мама обрисовывает ручку сама, попросив ребенка плотно приложить ладошку с раскрытыми пальчиками к листу. Контур руки можно приклеить на картон и разрисовать. Воспитатель может также вырезать контур своей руки (мамы так же могут обвести и вырезать руку) и сравнить ее с руками детей, говоря: «Вот какая у мамы большая рука, а у вас еще маленькие ручки. Вы будете подрастать, и ваши ручки тоже будут расти». Вырезанные контуры рук можно расположить на большом листе веером и подписать.

Дома мама может предложить ребенку обводить по контуру кубики, кольца от пирамидки, любые вырезанные из картона или фанеры геометрические фигуры.

«Курочка»

Закреплять навыки печатания ладошками. Учить детей дорисовывать недостающие детали. Узнавать в изображении знакомый объект. Воспитывать аккуратность.

Материалы:

Плотные листы бумаги стандартного размера и глубокие лоточки, наполненные краской.

Воспитатель раскладывает перед детьми плотные листы бумаги стандартного размера и глубокие лоточки, наполненные краской. Затем он предлагает детям аккуратно окунуть ладошку в краску(мамы помогают), приложить ее к листу бумаги и немного подождать, не двигая рукой. Затем ребенок осторожно убирает руку с бумаги и на ней остается отпечаток. Педагог (мама) пририсовывает к отпечатку большого пальца хохолок и глазки, к основанию ладошки-

ножки, - получается курочка. Если какому-то малышу понравится такое занятие, он может сам попробовать сделать еще один или несколько отпечатков ладошки и дополнить до изображения курочки. Ребенок может придумать свои варианты дополнения отпечатка деталями и по своему усмотрению назвать получившееся изображение

Игра «Полюбуйтесь, это я»

Чему учится ребенок: продолжает развивать мелкую моторику пальцев, активизи­ровать работу большого и указательного пальцев; продолжает развивать творческие способности, воображение,видеть в скомканной салфетке реальный объемный пред­мет; активизировать словарь за счет слов, обозначающих части тела (голова, туловище, ноги, руки); части лица (глаза, нос, рот, брови, ресницы, рот); глаголов (комкать, втыкать, соединять); продолжать развивать ориентировку в пространстве, понимать и употреблять в активной речи предлоги «на», «под»; понимать значение уменьши­тельно-ласкательного суффикса - чк-.

Оснащение: розовые салфетки, зубочистки, бусины.

Ход игры: положите перед ребенком картинку с изображением ребенка. Рассмотрите ее. Показывая на каждую часть тела, просите ребенка называть ее Если ребенок затрудняется назвать какую-то часть тела, то помогите ему:

Подойдите с ним к зеркалу;

Покажите пальцем на данную часть тела (или лица) на себе, затем на ребенке;

Назовите ее;

Повторите название данной части тела вместе с ребенком. Предложите сделать человечков из салфеток, зубочисток и бусин. Скажите, что вы будете делать большого человека (взрослого), а ребенок - маленького человечка (ребен­ка). Алгоритм выполнения человечков из салфеток смотрите в приложении. Этапы работы:

Скомкайте большую салфетку; покрутите ее между ладонями - получится туло­вище;

Возьмите салфетку меньшего размера, скомкайте, покрутите ее так же между ладонями - получится голова.

Соедините туловище с головой - воткните зубочистку в туловище сверху и на­деньте на нее второй шарик из салфетки - голову;

Воткните с каждой стороны туловища по руке-зубочистке;

Затем из зубочисток сделайте ножки;

Глазки можно сделать из бусин (воткнуть или приклеить); нос, рот, брови, ресницы нарисуйте фломастером. Предложите ребенку сделать маленького человечка. Если ребенок не смог проанали­зировать все этапы работы, выполните ее еще раз, выполняя каждое действие с ребен­ком синхронно.

Усложнение: увеличьте количество человечков из салфеток; смените материал, бумагу, технические приемы.

Утро настало. Солнышко встало.
- Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай, Середка!
- Вставай, Сиротка!
- И Крошка-Митрошка!
-Привет, Ладошка!
Все потянулись и проснулись.

Водичка

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Потягушки-порастушки

Потягушки-порастушки:
в рученьки хватушки,
в ноженьки ходушки, в роток - говорок,
а в головку разумок!

Вылез кот из-под кровати

Вылез кот из-под кровати,
Выгнул спину, хвост – дугой.
Глаз, как щёлка в автомате
С газированной водой.

Заиньки

Заиньки перебегают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают,
Скок да скок! Скок да скок!
Здесь полянка мягче шелка,
Оглянись, оглянось!
Берегись лихого волка,
Берегись, берегись!
Заиньки уснули сладко,
Лес шумит! Лес поет!
- Убегайте без оглядки:
Волк идет, волк идет!

Ладушки

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше - два, Паше - два,
Ване - два, Тане - два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!

Каля-маля

Каля-маля купил коня
Сколько стоит?
Три рубля.
Пока ехал до горы
Его съели комары

Этот пальчик хочет спать

(Загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

Пальчик толстый и большой

Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик - самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Старый заяц сено косит

Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала –
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая».

Этот пальчик в лес ходил

Шел старик дорогою

Шел старик дорогою,
дорогою, дорогою,
Нашел козу безрогую,
безрогую, безрогую.
Давай, коза, попрыгаем,
попрыгаем, попрыгаем,
да ножками подрыгаем,
подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается,
бодается, бодается,
А старик ругается,
ругается, ругается.

Большие ноги

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.

Аты-баты

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Ты и я!

В этом домике пять этажей

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

Ходит конь по бережку

Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то - бряк, бряк, бряк!
Золотые они - звяк, звяк, звяк!

Сорока-ворона

(Водим пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил!

Кисонька-мурысенька

Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
-Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!

Ладушки-ладошки

Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени).

Кашку варили
Ложечкой мешали
Куколку кормили
Кошечке давали. (указательным пальчиком водим по ладошке)

Кулачки сложили
Кулачками били
Тук-тук тук да тук
Тук-тук тук да тук (стучать кулачками друг о друга)

Расти, коса, до пояса

Расти, коса, до пояса,
Не вырани ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: