Это Божий дар — рождение ребёнка. Роды с молитвой

Роды с молитвой

Интересно, а как рожают православные матери? Им что, не больно, не страшно? Или они при этом молятся и забывают обо всем на свете?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, было проведено некое мини-исследование в форме интервью. Вашему вниманию предлагаются рассказы, дословно записанные со слов женщин-христианок.

Рассказывает Вера:

«Роды – это момент, приближающий к смерти. Поэтому молиться во время них было естественным желанием. Надеяться в это время можно только на Господа, больше не на кого. Предать себя в Его руки.

Во время сильных схваток я прыгала по дому и читала „Богородице Дево“ – так, будто к маме обращалась.

Во время потуг молитва тоже была, но уже меньше. В родильном зале ориентируешься на действия и слова акушерки. И потому остается совсем краткое:

– Господи, помилуй! Богородица, помоги!

Со второй дочкой я ходила потихоньку-полегоньку, три дня все подступало и никак не начиналось по-настоящему. Накануне родов сходила в храм, и батюшка для меня одной отслужил молебен.

Все время размышляла, что должна понести данное мне от Господа, немножко помучиться. Это была не молитва, а скорее рассуждение, обращение к Нему. На занятиях нам говорили, что должна быть надежда на благодатное участие Бога в родах.

Все шло так спокойно, я даже в роддоме не поняла, что уже рожаю. И Аня родилась буквально за 20 минут. Я попила в родилке чаю, встала, взяла ребенка на руки, села в машину, и муж отвез нас домой (я оба раза рожала вместе с мужем). А дома положила дочку рядом и легла спать».

Рассказывает Лика:

«Батюшка благословил меня рожать в роддоме Первого медицинского института, где сам он преподает, оперирует и консультирует. И велел обязательно дождаться его в дородовой палате, получить от него благословение на роды.

И вот я жду-жду, а он все не идет. Звоню ему на мобильный:

– Батюшка, вы скоро?

– У меня прием. Погоди немного. А у меня схватки уже вовсю.

Я снова звоню, а он:

– У меня студенты. Но ты не уходи без меня, жди.

Я чувствую, что уже все. Ну, просто – все. Рожаю. Ну что же он не идет? Мне говорят: „Иди в родилку“, а я держусь за спинку кровати и отвечаю:

– Я еще немного побуду тут, на отделении. Персонал крутит пальцем у виска:

– Ненормальная какая-то.

В итоге схватки идут через каждую минуту, я уже просто ничего не соображаю. И тут вижу: идет ко мне о. Сергий. Благословил, перекрестил, и я бросилась в родилку.

Оказалось: все то время, что я на отделении батюшку ждала, родилка была переполнена. Одновременно десяток женщин рожали. Бригада просто на ушах стояла. Их пятеро, они от одной роженицы к другой бегом бегали. Потом в палате уже выяснилось – у всех проблемы были после родов, им пособие просто не могли успешно оказать. В таких-то условиях.

Тут я подплываю. Все уже отрожались, бригада свободна, и все пять человек встали вокруг меня одной, и мне одной все помогали. Я просто как королева рожала!

Все за меня молились тогда. Я, как роды начались, всем позвонила. Илюша на удивление легко и быстро родился.

А когда Анисью рожала, первым делом, придя в больницу, икону Богородицы „В родах помощницы“ на тумбочку поставила.

И тоже очень быстро родила. Еще подумала: „Что ж это я, и помучиться не успела?“

Врачи мне тогда сказали:

– Ты родила, как песню спела.

Я оба раза во время родов молилась Богородице. Просто молилась, своими словами:

– Матерь Божия, помоги, не оставь.

Боль – да, была. Но было еще и такое чувство, будто покрывает меня при молитве».

Рассказывает Саша:

«Мы собирались рожать вместе с мужем, но получилось так, что я оказалась в роддоме одна. Когда все начиналось, я попросила молитв о себе. И во время родов постоянно было ощущение, что помощь идет. Самым для меня главным было чувство, что я во время родов не одна.

А моя собственная молитва была очень простой: – Пресвятая Богородица, спаси! Господи, помилуй!»

Вопль к Богоматери

О чем молить Тебя, чего просить у Тебя? Ты ведь все видишь, знаешь Сама, посмотри мне в душу и дай ей то, что ей нужно. Ты, все претерпевшая, премогшая, – все поймешь. Ты, повившая Младенца в яслях и принявшая Его Своими руками со Креста, Ты одна знаешь всю высоту радости, весь гнет горя. Ты, получившая в усыновление весь род человеческий, взгляни и на меня с материнской заботой. Из тенет греха приведи меня к Своему Сыну. Я вижу слезу, оросившую Твой лик. Это надо мной ты пролила ее, и пусть смоет она следы моих прегрешений. Вот я пришла, я стою, я жду Твоего отклика, о, Богоматерь, о, Всепетая, о, Владычице! Ничего не прошу, только стою пред Тобой. Только сердце мое, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде, бросаю к Пречистым ногам Твоим, Владычице! Дай всем, кто зовет Тебя, достигнуть Тобою вечного дня и лицем к лицу поклониться Тебе.

Рассказывает Лена:

«У меня четверо детей. И всякий раз я рожала очень тяжело, с капельницами. В это время оставался только вопль:

– Господи, помоги!»

Рассказывает Ася , жена иерея Андрея:

Когда я поехала рожать Федю, муж дал мне с собой в роддом акафист. Но те, первые роды у меня были такие, что какой там акафист… Такая боль, что только успевала выкрикивать:

– Господи, помоги! Божья Матерь, спаси! Ходишь во время схваток, молишься, максимум, что идет, – Иисусова молитва. Боль волнами – просто парализует.

(О. Андрей: «Я полагаю, что для молитвы во время родов у женщины должен уже быть навык молитвы. Чтобы хотя бы в краткие моменты, когда отступает боль, она могла молиться, не могла не молиться – потому что сама знает, насколько реально помогает молитва. Чтобы молиться во время боли и страданий, нужно быть очень православным человеком. На уровне рефлекса. Чтобы на любой раздражитель автоматически реагировать по-христиански. Но таких людей архимало.

Лучшим средством достижения этого рефлекса я считаю чтение Евангелия. По главе в день. Ежедневно. Неопустительно. Евангелие тогда помещается внутри тебя. Истина смотрит тебе в лицо, и перед ее лицом грешить тяжело.

А что взять с женщины, которая недавно в храм пришла? Мы ее тут утешим, как можем. Но ее жизнь, ее состояние – это поле для чуда».)

Когда я ждала Василису, мы жили на даче в Вырице. Дочка неправильно лежала, и ее должны были кесарить. Конечно, я этого не хотела, но что было делать? Гуляли мы с Федей большей частью в ограде храма, рядом с часовней над могилой св. Серафима Вырицкого. Там постоянно, один за одним, идут молебны. Вот соберутся люди на молебен, я тоже рядом пристроюсь. Феде полтора года – сильно не замолебствуешься: одним глазом на священника, другим – на ребенка. И вот на некоем, – дцатом по счету, молебне Василиса у меня в животе сама перевернулась. Я это просто почувствовала. И все – никакого кесарева не потребовалось. Сама родилась!

В те часы, когда я рожала первых двух детей, муж служил всенощную. А во время рождения третьей, Таси, пошел в храм ночью, открыл его и служил там. Один.

Решение о многодетности должно быть адекватным. Когда я узнала, что беременна третьим ребенком, растерялась. Я не хотела так скоро после Василисы снова рожать. Стою расстроенная, растерянная. А муж рядом сияет, как медяк:

– Аська, накормим, напоим! Все будет хорошо!

Когда отец так относится к детям, можно быть спокойной. А когда муж явно имеет в виду: «Дорогая, это будут твои проблемы», – то и второй ребенок – это подвиг. Я как на героинь смотрела потом в роддоме на соседок, которые решили родить второго ребенка вопреки воле мужа, вопреки всем и всему – просто для себя, потому что хотели этого ребенка. И понимали, что именно им придется переть на себе все – от стирки и готовки до ремонта и зарабатывания денег.

На самом деле, даже в православной среде нормальных семей не так много.

Мы решили непременно вместе читать семейное молитвенное правило. Пускай оно будет краткое, под детей заточенное. По вечерам, когда мы читаем правило, дети, бывает, уже лежат в кроватях, бывает, даже уже заснули, – все равно мы все вместе, семьей.

Я помню, что когда ждала рождения своих детей, мы выходили с мужем на природу, и тут только хотелось молиться.

(О. Андрей: «Покой настраивает на созерцание. Мы укладывали детей и вместе шли в парк рядом с домом, вместе молились.

Ко мне приходят беременные женщины, у них на всех обиды, все вокруг плохие. Я сразу говорю: „Вот вам мой совет: берите мужа и поезжайте с ним в Павловск, идите в Эрмитаж. Забудьте о том, какой он плохой, – просто будьте с ним вместе там, где хорошо“».)

У меня в роддоме всегда были с собой святая вода и освященное масло. Это от острейшей потребности: защитить дитя, уберечь. Водой тихонечко кропила: «Спаси его, Господи». Всем своим детям гигиену осуществляла именно святым маслом. В роддоме, когда мы там лежали с Тасей, была вспышка стафилококка, и всех выписывали с кишечными проблемами. Только у нас ничего такого не было.

В каждый момент жизни – потребность в молитве о детях. В течение дня много раз коротко обратишься: «Спаси, сохрани!» Я всегда еле доживаю до их крещения, пребывая в постоянном ужасе, что не могу оградить церковной молитвой, помянуть. И испытываю огромное облегчение, как только на него надевают крест.

Рассказывает Таня :

«Пока я рожала третьего ребенка, муж мирно спал. Акушерка по собственной инициативе ему позвонила и сказала:

– У вас родилась дочка!

Он с трудом пробудился и недоуменно переспросил:

– Дочка? Какая дочка? Вы что-то путаете. У меня сын. Вот он, здесь.

Он просто забыл, что я в роддоме!

Зато за меня молилась старшая дочка, ей было 12 лет. И очень пожилая, очень любимая мною подруга.

Я это чувствовала. Ко мне шли тепло и сила.

Правда, в самой родилке было не до того. Вторые роды были тяжелыми. Между старшей дочкой и сыном разница одиннадцать лет с половиной. И возраст у меня уже был… И к тому же прямо передо мной в том же родзале женщина родила мертвого ребенка.

Так что мне было не до особых славословий. Только:

– Богородица, помоги! Господи, помоги!

В какие-то моменты даже на „Господи, помоги“ сил не было, мозги просто переклинивало.

Зато уже после того как родила, ощущала просто физически любовь и поддержку из дома, от Ирочки. Я настаиваю на том, что молитва и любовь близких во время родов очень помогают. Потому что они-то в этот момент в состоянии молиться! У них есть возможность и сосредоточиться, и молитвослов взять, и своими словами все сформулировать.

Существует очень глупое поверье: будто бы никто не должен знать, что женщина рожает. Мол, так ей будет легче. Свидетельствую – это неправда. Наоборот, чем больше народу знает о родах и молится в это время – тем лучше. Конечно, такого народа, который тебя любит и хоть как-нибудь, хоть слегка умеет и готов молиться».

Нужно сказать, что искренняя, пламенная, сердечная молитва близких людей о матери и ребенке нужна не только во время родов, но и во время беременности, после рождения малыша, в любых тяжелых жизненных ситуациях (и не только в тяжелых!) – всегда. Следующую историю рассказала мне сослуживица.

Рассказывает Анна:

«У моей подруги Оли и ее мужа Максима долго не было детей. И вот наконец однажды Оля позвонила мне, чтобы сказать: „Все в порядке“. И стали они с Максимом ждать прибавления в семействе. Потом, спустя недолгое время, звонит снова: „Меня кладут на сохранение“. Через несколько дней звонок из больницы: „Ребеночек умер, врачи определили – сердце не бьется. Завтра меня везут на выскабливание“.

Я положила трубку и отправилась прямиком во Владимирскую церковь; она рядом с моим домом. Заказала молебен. Максим бросился в Князь-Владимирский собор рядом с их домом. И он, и я, мы оба, просили Бога спасти ребеночка.

Через день снова звонит Оля: „Ты представляешь, у меня вчера поднялась температура, и операцию отложили“. А на следующий день меня будто что толкнуло – пошла вниз, где УЗИ делают, а они посмотрели и говорят: „Да вы что?! Какое выскабливание?! Ребеночек ваш живой, нормальный, растет, все с ним в порядке“. Это он затихарился ненадолго – кто знает почему.

30 ноября родился совершенно здоровенький Дениска. Оля собирается крестить его именно в Князь-Владимирском соборе, у того батюшки, кто о них тогда молился. Мы с мужем званы на крестины».

О молитве близких как главнейшей поддержке во время родов.

О своем вопле к Богородице, ко Господу – за помощью и спасением.

И о том, что эта помощь приходила, явственно ощущалась как отклик на молитву.

Попробуйте, у вас тоже так получится.

Но есть и еще одна повесть. Совершенно потрясающая. О рождении шестерых детей, старшему из которых на момент рассказа было шестнадцать, а младшей полгода. О родах как последовательном восхождении к Богу и к материнской любви.

В народе говорят, что только с седьмым ребенком женщина может испытать полноту материнства. Это странно, это непонятно, это даже как-то дико.

До тех пор пока не услышишь нижеприведенный рассказ. Тогда только становится хотя бы отчасти понятными библейские слова, что женщина «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 15).

Слёзы радости с лица вытирая,
Поздравляю моя дорогая!
Это Божий дар - рождение ребёнка!
Внученька на свет явилась - закричала звонко!

Пусть ангел-хранитель её бережёт,
По жизненным тропам за собою ведёт!
Какая она у вас лапушка!
Вы самая счастливая бабушка!

С рождением сына

Мы (Вы) сотворили то славное чудо,
Что каждый раз, улыбаясь нам (Вам) утром,
Счастьем весь день и всю жизнь наполняет,
Даже тогда, когда грустно бывает.
Маленький носик, губки смешные,
Умные глазки и бровки родные,
Ножки и ручки, животик, пупочек,
То, что сынков отличает от дочек.
Будет любимый наш (он) умным, красивым.
Ну, а желаем, чтоб был он счастливым,
Чтобы прошли стороной все невзгоды,
Чтобы он с пользой растрачивал годы.
В этом весь смысл, отметая сомненья.
Сын - наше (Ваше) лучшее произведенье...
Думаем, станет известным ученым,
Может, политиком или врачом.
Так мы мечтаем, ведь жизни программа -
Чтобы мы были папа и мама!

В Вашем доме счастье поселилось
В день, когда дочурочка родилась.
И теперь у Вас забот с горою,
Только ведь желанных. Нет отбоя
От бабуль молоденьких и дедов,
Жаждущих скорей заняться делом -
Нянчить и растить кровинку Вашу,
Чтоб росла здоровой и всех краше!

С рождением внучки

В жизни нету места бедам,
Стали бабой вы и дедом!
Тянет крохотные ручки
Ваша маленькая внучка,
Только закричит: «Агу!»,
Бабушка в ответ: «Бегу!»,
Если слёзы вдруг из глаз,
Дед спешит: «Сейчас-сейчас»!
Пусть растёт красавицей,
Всем мальчишкам нравится!
Пусть растёт пригожей
И на вас похожей!

Поздравляем с рождением внучки!
В мире счастья большего нет,
Чем принцессу свою взять на ручки:
Ведь она - словно солнечный свет.

Пусть малышка большой и здоровой
Вам на радость быстрее растет.
Станет умной, послушной, веселой,
Обязательно счастье найдет.

Пусть умелой растет и пригожей,
Пусть добрых встречает людей.
Пусть растет человеком хорошим,
Чтоб гордились вы внучкой своей.

Мамина помощница, папина отрада,
Появилась доченька милая на свет,
В день волшебный солнечный, и семья так рада,
Будет дочь вас радовать много-много лет!

Мы желаем быть с нею вам всегда внимательной,
Девочки ранимыми иногда растут,
Будет ваша доченька так очаровательна,
Что с ума мальчишки, все, от любви сойдут!

Поздравления с рождением девочки, доченьки

Вся семья сияет в тихом восхищенье,
Обступив малютку в беленькой кроватке.
Мы вас поздравляем с доченьки рожденьем!
Ангелочек светлый спит сегодня сладко!
Пусть же ей приснится множество подарков:
Мячиков и кукол, кошечек и мишек!
И пусть жизнь малышки столь же будет яркой,
Как страницы детских разноцветных книжек!

Доверчивые глазки, крохотные пальчики,
До чего же милые маленькие мальчики!
Появился в жизни сладенький внучок -
Всю родню, как рыбку, сразу не крючок!

Поздравляю искренне с этим нежным счастьем!
Пусть его минуют всякие ненастья,
Чтобы рос здоровым, крепким пареньком,
С искорками в сердце, с добрым огоньком.

Поздравление с рождением мальчика, сына

Аист счастье вам принес,
Вижу, счастливы всерьез!
Скоро счастье подрастет,
В детский сад само пойдет,
В школу, колледж, институт
Знания счастье позовут.

Вскоре станете гордиться, -
Счастье людям пригодится:
Будет мастерский артист,
Космонавт, экономист,
Врач, конструктор иль военный,
Президент, король вселенной!

А пока что счастье спит,
Крошкой-носиком сопит!
Ты, малыш, не торопись,
Впереди большая жизнь!

Ещё вчера б назвали бабушкой:
ух! как бы это Вас задело!
Ну, а сегодня? Вот и ладушки:
не просто так же ведь - за дело!
Ну, что ж, бабуля наша юная,
забот у Вас теперь прибавится!
Мы знаем: Вы об этом думали.
И знаем: это Вам понравится!
Детишек - молодых родителей -
от нас целуйте горячо!
И им, хотите-не хотите ли,
готовьтесь подставлять плечо!
Ну, а внучатам от рождения
всего нужнее - спору нет:
Любовь в семье, бабули мнение
и... мудрый дедушкин совет!

С акушером-гинекологом Романом Николаевичем Гетмановым беседовали П. Мельникова и О.Тертышникова

Сегодня мы в гостях у Романа Николаевича Гетманова, акушера-гинеколога московского родильного дома Спасо-перовского госпиталя мира и милосердия, основанного на базе 70-Й городской больницы. Роман Николаевич очень богатый человек: Господь наградил его десятью детьми. Многие ли сегодня готовы принять такой дар Творца и взять на себя ответственность за жизнь и судьбу не одного, не двух, а трех и более детей? Что мешает современным женщинам наиболее полно раскрыть заложенный в них потенциал материнства? Какие проблемы поджидают тех, кто “решился” рожать, и тех, кто сознательно отказывается иметь детей?

– Роман Николаевич, наши прабабки рожали в поле и дома на печи: для них роды были самым обычным делом, хотя, конечно, не обходилось без боли и страданий. Что случилось? Почему сейчас беременность воспринимается чуть ли не как заболевание, при котором без серьезных врачебных вмешательств не обойтись?

Ваш вопрос отражает болезненное состояние нашего общества. Во время беременности, действительно, обостряется любое хроническое заболевание, которое имеется у женщины. В современных учебниках по акушерству так и говорится, что «беременность – это запланированная болезнь». И с точки зрения медицины в этом есть определенный смысл. Но в целом представление о беременности как о болезни совершенно неверно. Оно основано на том, что за счет огромной нагрузки на организм матери во время беременности обостряются все хронические, вялотекущие процессы. Например, очень многим беременным женщинам ставится диагноз «пролапс митрального клапана». Это происходит оттого, что в русле организма становится на полтора-два литра больше жидкости и увеличивается нагрузка на сердце, и эти изменения отражаются на функциональном аппарате сердечной деятельности. Так же серьезно возрастает нагрузка и на другие органы, тем более если и до беременности были те или иные проблемы со здоровьем.

С точки же зрения здоровья в целом, духовного здоровья семьи, конечно же, подобное определение звучит нелепо.

У моих детей, и, как я неоднократно замечал, вообще у православных, есть замечательная доминанта – желание создать семью. В нашей семье младшие дети растут на руках у старших, я работаю, жена моя периодически тоже выходит на работу, преподает анатомию в училище сестер милосердия при Первой градской больнице. И доходит до смешного: одной из моих дочерей сейчас 20 лет, она учится на четвертом курсе филфака. Два года назад она вышла замуж, родила первого ребенка и уже беспокоится, что у нее появилось бесплодие. Уже имея одного ребенка, она пристает ко мне: «Пап, а почему у меня дети не заводятся!» Вот так и надо готовиться – с детства мечтать о семье, создавать ее, любить друг друга.

Тяжело ли принимать роды?

Тяжело. Очень тяжело. Сколько лет работаю, каждые роды – это совершенно особая история. И привыкнуть к этому невозможно, да и нельзя к этому привыкать. Когда я принимаю дежурство в родблоке, обязательно смотрю истории. И если вижу, что у женщины в анамнезе какое-то количество абортов, то уже внутренне готовлюсь к тому, что наверняка будут осложнения. И я говорю об этом не в качестве пропаганды против абортов, и так понятно, как я к этому отношусь, а как о своем опыте врача-акушера.

Роман Николаевич, что Вы говорите тем женщинам, которые сомневаются, стоит ли рожать, думают об аборте? Ведь врач своими доводами может спасти и мать от совершения такого поступка, и жизнь ребенка. Насколько успешны подобные беседы?

Аборт – страшный грех, который влечет за собой массу неприятностей. Люди не понимают причинно-следственной связи, но непонимание отнюдь этой связи не исключает! Очень часто женщина просто не задумывается о последствиях аборта. А они неизбежны, причем как в нравственном, так и в физическом плане, не говоря уже о том, что прерывание беременности приводит к духовному расстройству как женщины, так и семьи в целом.

Расскажу такой случай. Приходит женщина в консультацию и говорит: «Доктор, какой у меня срок?» Доктор посмотрел, где-то 5 недель. А она продолжает: «Нет, доктор, вы мне должны сказать, я забеременела 3-го числа или 6-го? Если 3-го, я беременность оставлять не буду, а если 6-го, то буду». И как тут отвечать? Она была возмущена, но доктор просто выпроводил ее за дверь. Вот это, к сожалению, данность сегодняшнего времени.

В роддоме, где я работаю, аборты никогда не делались и не делаются это одно из условий наших врачей. К сожалению, я не знаю, есть ли еще в Москве такие роддома. В свое время московское Общество православных врачей под началом профессора Александра Викторовича Недоступа вырабатывало специальные программы, мы стучали во все двери, чтобы разделить родовспоможение и прерывание беременности, так, как это происходит в других странах.

Я аборты делать не умею, и мне трудно представить, что у нас сплошь и рядом на первом этаже абортарий, а на третьем родблок и отделение патологии. Один и тот же врач, работая в отделении, сохраняет двенадцатинедельному ребеночку жизнь, а потом спускается вниз, и такого же ребеночка убивает. Так не должно быть! Человек, который убивает, не должен принимать роды! Это какой-то сверхбандитизм, с которым необходимо бороться, необходимо затрагивать эту тему на самых разных уровнях и добиваться всеми средствами, если не запрещения абортов, то, по крайней мере, того, чтобы их прекратили делать в роддомах.

По благословению духовника мне довелось в течение года каждый день беседовать в одном из московских роддомов с женщинами, которые приняли решение прервать беременность. Я столкнулся с ужасным явлением: счастливых семей, там, где мать делает аборт, не бывает! Женщины приходят какие-то дерганные, озлобленные, обиженные на мужей, на собственных детей приходят ложиться под нож…

Наша профессия предполагает, конечно, некоторые расхождения с православным мировосприятием. Но даже в те периоды, когда я был безработным и оставался практически без средств, никогда не шел на компромисс и категорически отказывался принимать участие в фактическом детоубийстве.

Ребенок это не будущий человек, не какой-то комочек, принадлежащий непонятно кому. Это индивидуальность, которая уже дана. А тех, кто относится к беременности с пренебрежением, как к помехе для себя, жизнь карает сама, и иногда очень сильно.

По статистике, в России лишь 6,6% семей имеют троих и более детей. Конечно, людей пугает экономическая нестабильность. Но во многих семьях вопрос встает совсем иначе: после долгого приема контрацептивов, после сделанных абортов женщины просто не могут родить, теперь уже «желанного», ребенка.

В Вашем вопросе изначально кроется ошибка в выборе терминологии. Нужно отказываться от понятий «желанный» или «нежеланный» ребенок, потому что эти понятия очень лукавые и, в общем-то, неправильные в принципе. Сегодня одна из опасностей, которые надвигаются на Европу и Америку (я говорю о странах, где ведется статистика), – это рост бесплодия, которое очень часто врачи не в состоянии объяснить и определить его причины: вроде бы и муж, и жена здоровы, а беременность не наступает, дети не появляются.

И из личного опыта общения я вижу, что у нас на приходах есть семьи, где по девять, десять, одиннадцать человек детей, как у нас, например, а есть семьи, где по два-три, а то и по одному ребенку. О чем идет речь: беременность не есть нечто такое, что может случиться с каждой женщиной каждый менструальный цикл. 2-3 цикла в году у женщины вообще не бывает овуляции, а каждый генетик, цитолог или эмбриолог скажет, что далеко не каждый раз зрелые мужская и женская клетки, встречаясь, создают беременность. И отсюда надо понимать, что расхожие клише типа «желанный» – «нежеланный» ребенок не имеют никакого основания под собой, потому что любая беременность Богом данная. Хотя и наше телевидение, и прозападная Российская Ассоциация планировании семьи насаждают подобные определения.

Еще раз повторю: каждая беременность – это маленькое чудо. Когда я беседую с беременными женщинами, я объясняю, что как они сами не являются копией своих мамы или папы, так и их ребенок индивидуален с самого момента слияния родительских клеток. И медицина не может этого объяснить. Если бы можно было дать однозначный ответ на подобные вопросы, мы могли бы спокойно пересаживать органы, могли бы лечить онкологические заболевания совершенно на другом уровне. Очень много и остается, и возникает вопросов. Например, когда стали исследовать трех-, четырехдневные задержки у женщин, живущих половой жизнью, оказалось, что в большинстве случаев это прервавшиеся беременности… Есть некие тайны и загадки, в которые человек не вхож. И не думаю, что когда-нибудь в них войдет.

Мы с супругой всегда относились к зачатию, беременности как к сокровенной тайне, и, наверное, поэтому у нас такая большая семья. И мы считаем, что это единственно правильное отношение к жизни. Ведь все так называемые «женские» проблемы и проблемы со здоровьем, вопросы, касающиеся беременности и родов, являются частью одной большой проблемы – проблемы семьи, ее духовного состояния и благополучия.

Как же быть, если «грехи юности», осознанные и оплаканные в более зрелом возрасте, не дают женщине забеременеть? Есть ли у нее все же шанс выносить и родить здорового ребенка?

Тема «здорового» ребенка тоже очень скользкая тема. Если мы с вами обратимся к православной традиции, к христианской традиции вообще, то здесь отношение «больной» и «здоровый» вещь очень каверзная и сложная. Избранники Божии очень часто несли определенные болезни, которые как раз и были некоторым признаком их избранничества. А многие большевики, которые всю свою жизнь разрушали, преследовали и тиранили людей, доживали до ста лет и особо на свое здоровье не жаловались.

Это, скорее, тема духовников, чем медицины. Сила покаяния творит чудеса, но какой- то статистики по этому вопросу я привести не могу. Из своей практики могу только рассказать случай, когда паре, много лет жившей в браке, не один врач авторитетно заявлял, что их союз бесплоден, а после поездки в Кострому, к Феодоровской иконе Божией Матери Господь даровал долгожданного ребенка. Ситуация каждой семьи уникальна и мне трудно представить, каким образом ее можно «планировать». Вся подобная терминология шита белыми нитками.

В настоящее время становятся все популярнее роды на дому. Как Вы относитесь тенденции?

Я дома роды никогда не веду, хотя очень часто просят об этом. Было в моей практике два случая, когда пришлось принимать роды на дому, но, я надеюсь, такое больше не повторится. Объясню свою позицию. Недавно у меня рожала женщина, третьи роды. Родила замечательно за 4 часа, ребенок здоровенький, А через час началось тяжелое гипотоническое кровотечение. Хорошо, врачи были рядом, оперативно оказали помощь. А если бы это случилось дома? Гипотоническое кровотечение – это как кран с водой открыть.

По рекомендациям ВОЗ два показания к прямому переливанию крови: когда человека переезжает трамвай, и с пульсацией сердца кровь просто-напросто летает из человека, и акушерское кровотечение. Может и сто женщин родить нормально, ведь роды – это все–таки естественный процесс, патологию в него вносим мы сами. По моему мнению, женщины просто плохо подготовлены к родам, несмотря на все те наработки и программы, которые были так широко распространены в Советском Союзе. Сегодня мы все же приходим к тому, с чего когда-то начинали, открыто много школ по подготовке будущих мам, и я вижу, что эти школы себя оправдывают. Конечно, бывает, что в подобных школах говорят глупости, но, что очень важно, женщинам там внушают главное: роды - это естественный процесс, но к нему надо уметь подготовиться.

За последние годы увеличилось количество родов с кесаревым сечением. В чем причина и всегда ли оправданно врачи делают выбор в пользу этой операции?

В Мексике, например, 50% родов происходит через кесарево сечение. Если женщина принадлежит к среднему классу и она не сделала себе операцию кесарева сечения, а родила через естественные родовые пути, считается, что она не соответствует своему положению в обществе. Это становится некоторым элементом культуры – женщина приходит, платит деньги, ей вводят обезболивающее или наркоз, она засыпает или просто ничего не чувствует – и вот она мама. Никакого желания поработать, а тем более пострадать во время рождения собственного ребенка. И в православных странах, в Греции, например, сегодня схожая ситуация. В Москве около 20% родов происходит через кесарево. Конечно, из этих 20% большая часть операций проводится все же по медицинским показаниям, например, если у женщины повышенное артериальное давление и есть риск осложнений. Но в целом по России, я думаю, показатель кесаревых сечений значительно ниже.

Что касается анестезии, столь популярной сегодня в столичных роддомах, то она также должна иметь показания. В Конституции Швеции, например, сказано, что каждая женщина имеет право на региональные методы обезболивания во время родов, и практически все шведки реализуют свое право на эту анестезию. Но никто не говорит о последствиях, не говорит о том, что при этом 30-40% детей рождается с помощью вакуумной экстракции: это когда ребенку на голову накладывается специальная чашечка, подается давление, и ребенка тащат, потому что мать не тужится, не помогает ему родиться (аналог наших щипцов).

Смысл прихода в роддом – родить здорового ребенка, а не обезболиться. Поэтому, еще раз повторю, любая анестезия должна иметь свои показания, равно как и противопоказания. А сегодня ситуация такая, что во многих роддомах женщинам за определенную плату предлагают сделать эпидуральную анестезию, а они могут замечательно обойтись без нее! Если женщина нормально рожает сама, то никакая анестезия, несмотря на то, что у нас сейчас есть полный спектр подобных препаратов, ей ни к чему.

То есть это чуть ли не преступная халатность со стороны врачей – предлагать подобные услуги роженицам?

Я ни в коем случае не стал бы так говорить. Нужно раз и навсегда отказаться от менталитета «Дела врачей». Я работаю давно, во многих местах, и ни разу не видел врачей, которые были бы убийцами. Дураков видел. Видел кафедральных работников, увешанных регалиями, у которых руки растут не из того места. Всякое видел. Но вот преступников, которые умышленно кого–то калечат, слава Богу, не встречал. Но и в медицине, конечно, бывают ошибки; они были, есть и будут. Нельзя точно предвидеть, как будет протекать то или иное заболевание у равных людей: каждый из нас уникален.

Во всем мире есть материнская смертность, и никуда от этого не деться. В самых благополучных странах при самом благополучном мониторинге есть детская смертность. Другое дело в количественных показателях, в контроле и так далее. Какая-нибудь афганка девять человек родила в поле, а при десятых родах умерла от кровотечения, а у какой-нибудь француженки будут совсем другие проблемы с лишним весом, диабетом, неврологией.

Необходимо ли женщине обладать хотя бы минимальными медицинскими знаниями, чтобы не растеряться в нужный момент, когда ее ставят перед выбором: рожать самой или делать кесарево, делать или не делать анестезию?

Когда рожает женщина с гуманитарным образованием – это одна ситуация. А роды какой-нибудь девушки из провинции, особо не затронутой цивилизацией, ситуация совсем иная. «Многие знания многие печали», то есть изучать учебник по акушерству, вдаваться в подробности всех возможных осложнений все же не стоит.

Надо, конечно, хорошо понимать самой, что происходит в организме во время беременности. Стандартная ситуация: срок 39 недель, консультация направляет женщину в роддом. Приходит здоровая женщина, я спрашиваю: «Что вы пришли?» А она отвечает: «Меня доктор отправил, сказал, что пора рожать». А схваток-то еще нет. И в итоге все отделение заполнено женщинами, которые лежат и ждут, когда начнутся роды. Ждут по три, по четыре дня, бывает и дольше.

А об обезболивании скажу так. Единственный физиологически правильный метод обезболивания – это полное расслабление. Рожая, женщине нужно просто выкинуть все из головы. Если женщина умеет расслабляться, уверяю вас, никакой сильной боли она не испытает.

Все просто, только нужно понимать свою физиологию. И нужно к человеку относиться по-человечески. В больнице, где я работаю, а это государственное учреждение, мы добились того, что женщины рожают в отдельных боксах, у нас нет общего зала, мы пытаемся внести хоть какие-то элементы физиологии. Ведь в природе рождение и очень интимны, ни одно животное не рожает на виду у других.

Во Франции есть платные роддома, где родильные помещения выглядят, на первый взгляд, очень странно. Комната площадью около 20 квадратных метров, без окон, стены и пол обшиты матами, висят канаты, может стоять ванна. Никакой кровати. Дверь сделана таким образом, что изнутри не видно ничего, а снаружи можно видеть все, что происходит внутри, чтобы женщина не отвлекалась, а врачи имели полный контроль. Можно походить, полежать, посидеть, повисеть – все ведут себя по-разному. Главное – освободить голову. Опытный врач по дыханию за километр определит начало потуг – в этот момент заходят муж с акушеркой и принимают роды. Подобный подход основан исключительно на понимании физиологии человека, физиологии родов. Но к подобным родам нужно, конечно же, заранее готовиться. Женщина должна осознать, что врач не враг ей. Она должна иметь возможность на ранних сроках прийти и посмотреть через эту дверь, как рожает кто-то другой, принять это и понять, что от нее требуется,

Есть такой французский акушер Мишель Оден, я к нему очень хорошо отношусь. Его книги стали привозить в Россию, по его методике работает несколько центров в Москве (Центр традиционного акушерства и семейной медицины Тамары Григорьевны Садовой и другие). И у меня есть мечта создать центр, где мы сможем принимать роды на основе подобных принципов.

В каждой профессии есть что-то самое важное. Что, на Ваш взгляд, главное в профессии акушера-гинеколога?

В медицине, в акушерстве есть два очень важных качества, которыми необходимо обладать. Первое – это бескорыстие, без него в нашей профессии нельзя. И второе – это любовь к пациенту. Все остальное нарабатывается практикой. Насколько я сам обладаю этими качествами, судить не мне, но ими, безусловно, должен обладать любой врач.

Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети пошли по родительским стопам и реализовали себя в медицине?

Да, я очень хочу, чтобы кто-то из моих детей стал врачом, я даже уже наметил, с кем буду беседовать на эту тему. Но они все разные и это тоже, между прочим, чудо. От одних родителей такие разные дети. Дочери более склонны к гуманитарным наукам: одна окончила фил­фак, другая сейчас там учится, еще одна окончила биофак. Но я думаю, кто-нибудь из них обязательно продолжит нашу династию, ведь у меня дед был врачом, а бабушка акушеркой. Деда до сих пор помнят в Белозерске, где он проработал долгие годы.

Роман Николаевич, как на Ваш взгляд, в России в ближайшее время как-то улучшится ситуация я с рождаемостью?

Улучшится, обязательно улучшится. По мере того, как люди будут приходить в себя – вспомнят свое происхождение, начнут приходить в Церковь. Этот процесс уже запущен, и тому есть масса примеров в Москве и других городах. В Екатеринбурге, например, Владыка Викентий развернул активную пропаганду против абортов, в защиту нормальной, здоровой семьи в женских консультациях развешаны плакаты, и, как результат, в роддомах не хватает мест!

Необходимо прекратить обманывать женщин, прекратить их калечить. Ведь это натуральный обман, что презерватив от всего спасает! Ни от чего он не спасает! Величина возбудителя СПИДа меньше, чем поры латекса. Это давно известно, но производители на каждой упаковке продолжают писать о гарантии от заболеваний… Или популярная внутриматочная контрацепция: это ведь спровоцированный воспалительный процесс, который не дает плодному яйцу имплантироваться. О какой безопасности может идти речь?

И абсолютно не нужна людям возможность все попробовать – наркотики, «вольную жизнь». Мы сегодня знаем по статистике – пять, шесть, семь половых партнеров, и можно с уверенностью говорить, что у женщины имеется хронический воспалительный процесс. И именно это нужно доносить до молодежи, а не призывать «брать от жизни все»!

Если в головах будет все нормально, то и ситуация нормализуется и дети будут рождаться, и страна изменится.

– И напоследок. Что бы Вы пожелали женщинам, которые собираются стать мамами?

Пожелаю быть людьми, нормальными людьми. Все здоровье женщины определяется сохранностью флоры половых путей. Женщина, меняющая половых партнеров это, как я уже говорил, хроник. Живите нормально, не блудите, не хулиганьте и будьте здоровы! И будут дети здоровые, и все будет хорошо!

Иерей Кирилл Иванов, клирик храма Вознесения Господня в Колпино, отвечает на самые распространенные, самые существенные для православного человека вопросы, связанные с беременностью и родами.

Как рождается душа?

— Отец Кирилл, есть ли какая-нибудь общецерковная точка зрения на то, как формируется человеческая душа? Когда и как это происходит?

— У богословов разные точки зрения. Мне больше импонирует взгляд Феофана Затворника. Он говорит о том, что в создании, в появлении человеческой души и тела, как со-творцы участвуют, вместе с Богом, и родители. Мы знаем, что тело формируется из клеток отца и матери. Но это не значит, что Бог не принимает участия в сотворении тела. Точно так же каким-то образом в создании души принимают участие и родители. Именно поэтому склонность к добродетелям или ко грехам часто наследуется от родителей. То состояние, в котором родители зачинают своих детей, — состояние благодати или, наоборот, состояние греховности, — неизбежно отражается на потомстве, на детях.

— Известно — сейчас даже гинекологи и эмбриологи с этим, в общем-то, не спорят, — что на генетическом уровне с момента зачатия это уже уникальный организм с уникальным набором хромосом, которые отвечают за гены, характерные для конкретного человека. С момента зачатия определяется пол ребенка. Мы не можем сказать, что мужской организм является частью организма женщины. Но даже если это девочка, понятно, что у нее может быть другой резус-фактор, другая группа крови. Поэтому ребенок однозначно является уникальной личностью и не является частью тела женщины, которой она могла бы распоряжаться как, скажем, опухолью или чем-то другим.

— Обязательно ли, чтобы рождение детей происходило в венчанном браке?

— Я бы сказал, что желательно. Когда у человека есть благословение на рождение детей, то понятно, что это именно дар Божий. Конечно, Господь посылает детей и тогда, когда родители о Боге совершенно не думают. Более того, именно через детей многие и приходят к Богу. Но в том случае, если брак не благословлен Церковью, дети оказываются как бы похищенными. Знаете, если ребенок хочет от отца получить что-то, он говорит ему: «Папа, я хочу машинку». Тогда отец эту машинку покупает или не покупает. Но ребенок ведь может и не обращаться к отцу, а стащить деньги у него из кошелька и купить эту игрушку. Но той радости, которую он мог бы получить, когда бы отец сам подарил игрушку, он уже не получит, потому что ему придется ее прятать, играть ею тайком. Нечто подобное, мне кажется, возникает и в случае с семьей, с беременностью. В одном случае родители молятся о том, чтобы у них были дети, берут благословение, просят Бога, чтобы Он благословил их брак, благословил чадородие и многочадие, как мы молимся в таинстве Венчания. Совершенно другая ситуация возникает, когда ребенок — побочный продукт взаимоотношений мужчины и женщины. Уже не будет, конечно, той радости, которая бывает у родителей, осознавших, что Бог услышал их молитвы и даровал им ребенка.

— Но бывает же так, что родители венчаются, но о даровании детей не молятся. А бывает наоборот: молятся о рождении детей не венчанные…

В первом случае молитва совершалась во время венчания и супруги молились вместе со священником. Во втором — людям необходимо осознать, что самая сильная молитва о детях — именно венчание. Мне довелось повенчать супругов, которые считали себя бесплодными... Через год я крестил их двойню!

Особый путь, но не единственный

— Существует точка зрения, что чадородие это особый путь женщины ко спасению. Насколько она корректна?

— Об этом прямо говорит апостол Павел: «…жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (2 Тим. 2, 14-15). Но как это понимать? Есть такая поговорка в Православии: воспитать ребенка — всё равно, что храм построить. Ведь мы относимся, по словам апостола Павла, к нашим телам как к храмам Духа Святаго (1 Кор. 3, 16). Поэтому, если мать воспитывает ребенка в вере, в благочестии, в чистоте, прививает его к Церкви, то ребенок на самом деле становится храмом Божиим. Это путь ко спасению и для нее, и для ребенка, и, возможно даже, для тех людей, которые потом будут с ее ребенком общаться, и которых он, может быть, приведет ко спасению. Мои небесные покровители Кирилл и Мария Радонежские воспитали Сергия Радонежского. И, конечно, воспитание преподобного — это был путь ко спасению не только Марии и Кирилла, и самого Сергия, но и тысяч и миллионов русских людей.

Икона Богородицы "Поможение в родах" почитается как заступница рожениц. Образ получил распространение в России в XVII-XVIII вв., возможно, под влиянием итало-греческой иконописи. В Санкт-Петербурге почитаемый список находится в в Свято-Троицком Измайловском соборе.

— Но ведь очевидно, что у женщин есть другие призвания. Она может и не иметь детей, и при этом быть хорошей христианкой.

— Каждый человек имеет уникальные таланты, дары от Бога. Вне зависимости от того, мужчина он или женщина, он должен их реализовать. Очень мне нравятся слова Иоанна Лествичника о том, что каждый человек, вне зависимости от пола и возраста, может быть священнослужителем в своем сердце. Сердце — это тот храм Божий, в котором мы можем приносить жертву хвалы Богу. В зависимости от духовного устроения и от духовного подвига и роста человека, он в своем сердце может быть дьяконом, или священником, или епископом. Такое служение Богу гораздо важнее и приятнее, чем служение внешнее без внутреннего.

— То есть, чадородие не единственный путь спасения для женщины?

— Не единственный. Скажу больше. Некоторые — особенно это касается каких-нибудь сектантов, иноверных — говорят, что создание семьи и вообще интимные взаимоотношения, близость между мужчиной и женщиной нужны только для того, чтобы иметь детей. Но это противоречит учению Православной Церкви, учению апостола Павла, который говорит: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 2). Конечно, рождение детей — это важная и необходимая цель брака. Но на первое место апостол поставляет не его, а сохранение чистоты и целомудрия. То есть — ограничение нашей естественной потребности тем, что благословил Бог.

Предохранение от Бога

— С Вашей точки зрения, сколько должно быть детей? Как определить, сколько их нужно и можно иметь этой вот конкретной паре?

— Человек это не может определить, это определяет Бог. Сколько Он пошлет, столько и должно быть. Другое дело, что встает вопрос о предохранении. В чем его смысл? В том, что, предохраняясь от посылаемого Богом, человек предохраняется от Самого Бога. Он Ему не доверяет, считая, что у него есть какие-то обстоятельства, о которых Бог не знает: низкая зарплата, маленькая жилплощадь, планы карьерного роста. Он рассуждает так: дети у нас появятся в зависимости только от того, имеем ли мы с супругой близость или не имеем, а Бог, может быть, об этом и не узнает. Как-то это само собой получится. И Бог, действительно, нам не навязывается, в стороночке стоит, и люди живут без Бога.

— Когда все-таки предохраняться можно?

— В тех случаях, когда люди не могут воздерживаться, а у супруги, у мамы, есть какие-то болезни, которые не надуманно, а действительно ставят под угрозу жизнь и ее, и ребенка, которого она, может быть, будет вынашивать. Второй вариант: если уже есть дети, несколько детей, и жена находится в истощенном состоянии, а воздержание невозможно. Разумеется, речь может идти только о том, чтобы предохранялся мужчина, поскольку всё остальное либо является абортивным средством, либо вредит здоровью женщины, либо и то и другое...

— Но воздержание — это все-таки универсальный способ предохранения…

— Да, конечно. Универсальный. И только такое «предохранение» может быть благочестивым. Но супруги должны быть к этому готовы. Апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга (речь идет именно о близости), разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7:5). Когда одно из этих условий не выполняется, то супруги не могут друг от друга уклоняться, не могут отказывать друг другу в близости. Каким образом это с исповедью связано? Часто приходят люди и говорят: «Вот, мы в пост допускали близость». Здесь важно понимать, что отказываться от близости супруги имеют право только по взаимному согласию. Поэтому, если один из супругов хочет поститься, а другой не может этого делать, то тот, который хочет поститься, не имеет права воздерживаться. Он может сам не провоцировать другого, пытаться жить воздержанием, но если другому необходимо это, мужу или, наоборот, жене, то первый, который постится, уже не имеет права отказывать. Греха здесь не будет. И я обычно говорю прихожанам, что если не вы были инициатором близости в пост, то вы можете даже в этом не исповедоваться, потому что, наоборот, будет грехом, если вы будете отказывать, и из-за этого, может быть, семья будет разрушаться, ваша вторая половиночка будет куда-то в другую сторону смотреть, разжигаться какими-то помыслами, не дай Бог, до измены дойдет.

Встреча Марии и Елисаветы (Лк. 1, 39-56), состоявшаяся сразу после Благовещения, не только укрепила Богородицу в Ее служении, не только прославила Ее родственницу как пророчицу и мать пророка, но и показала христианину, что ребенок от зачатия избран и любим Богом. "Иоанн, когда еще был в чреслах Захарии, - пишет преподобный Ефрем Сирин, - подобно и Левию в чреслах Авраама, уже служил Господу и ожидал Его, как цвет месяца арекк, молчаливо возвещающий о грозди, которая источена среди Иерусалима".

— Мы знаем сколько угодно неблагополучных семей с множеством детей. Мы знаем и очень благочестивые семьи, где один-два ребенка, и явно не потому, что родители больны, а потому что они решили, что у них будет столько-то детей. Они кормят их, воспитывают в вере, дают образование. Получается, что вот те неблагополучные семьи более безответственно подходят к «детскому вопросу». При этом они вопросами предохранения не обеспокоены. В этой логике они доверяют Богу больше, чем благополучные и благочестивые?

— Те люди, про которых Вы говорите, рожают детей не потому, что они волю Божию исполняют, а потому, что они, как животные, следуют инстинктам. Другое дело, что дети-то тоже не из воздуха появились — Господь их послал. И мы не знаем, почему у одних благочестивых, которые хотели бы много детей, родился всего один, два или вообще ни одного, а у каких-нибудь пьяниц — много. Возможно, одна из причин — то, что Господь хочет через детей, через многочадие, вот этих людей, которые живут неблагочестиво, как-то заставить задуматься и изменить свою жизнь.

Еще ближе к Нему

— Самый распространенный «православный» вопрос: можно ли беременным поститься?

— Я здоровых молодых женщин всегда благословляю поститься. Но без надрыва: если какие-то проблемы возникают, можно послабление сделать. Но сколько постились мои прихожанки, роды всегда нормально проходили, и даже легче было рожать. Потому что если беременная постится, у нее размягчаются родовые пути и возникает гораздо меньше осложнений, чем у женщины, которая питается всем. Но одно дело — воцерковленная здоровая женщина, которая постилась до беременности. Другое дело — здоровая женщина, которая не постилась. Одно дело — больная, которая постилась. Другое дело — больная, которая не постилась. Всё индивидуально. Кстати, в некоторых случаях, сам организм женщины в начале беременности начинает поститься: я имею в виду токсикоз первого триместра, когда возможна не только тошнота, но и рвота.

— Нужно ли женщине чаще причащаться во время беременности?

— Мария Египетская сколько раз в жизни причастилась? Один раз, наверное, когда была крещена, второй — когда покаялась, в третий — перед смертью. Тем не менее — она одна из самых великих святых. Поэтому, дело не частоте причащения, а в качестве, в том, как мы готовимся к причастию, как относимся к нему. Конечно, для человека, который живет не в пустыне, как Мария Египетская, а рядом с храмом, который воспринимает Бога не как нечто далекое, а как нечто близкое и родное, как члена семьи, частое по возможности причащение является насущной потребностью. Ну а во время беременности, когда женщина думает уже не только о себе, а и о ребенке, у нее, у православной мамы, должно быть постоянное желание стать еще ближе к Богу, еще больше молиться, еще чаще причащаться.

— А есть какие-то ограничения для беременных, по аналогии с «обычным женским»?

— Не причащаться, не приходить в храм? Нет, это предрассудки. Женщины иногда задают вопрос: «А можно ли во время беременности венчаться?» Если уж до беременности не испросили благословения Божия на зачатие и на рождение детей, то лучше, конечно, это раньше сделать, чем позже. Лучше венчаться во время беременности, чем после.

Мама и другие

— Как правильно сообщить о беременности мужу и родителям?

— Это зависит от взаимоотношений в семье и от отношения в ней к чадородию. Бывает так, что семья даже православная, в ней уже несколько детей, но бабушки-дедушки полагают: «куда уж там больше». В этом случае, может быть, попозже стоит говорить, чтобы не вызвать негативной реакции, от которой сама мама (которая вынашивает ребенка) будет расстраиваться и нервничать.

— У беременных женщин бывают разные, скажем так, чудачества, частые перемены настроения. И окружающие от этого тоже страдают. Как это преодолеть? Что нужно делать?

— Вся жизнь наша — страдание. Через какие-то скорби мы совершенствуемся в терпении и в смирении. Для женщины это подвиг, для близких — тоже подвиг, возможность лишний раз проявить свою любовь к этому человеку, к этой женщине, к супруге, к дочери, к матери, к сестре.мы должны иметь к беременной женщине соответствующее снисхождение. Вот часто пожилые люди говорят: «Мне бы хотелось уже умереть, потому что я только обуза для ближних. Я инвалид», или: «…я уже старая, не могу за собой ухаживать». Приходится объяснять: «Вы поймите, вы нужны вашим ближним, потому что, ухаживая за вами, они учатся любить». Точно так же, и, может быть, еще в большей степени, мы учимся любить, терпя немощи беременной женщины.

— Как Вы относитесь к присутствию мужчин во время родов? Такая практика сейчас достаточно распространена, в том числе платно эту услугу оказывают в роддомах. Это хорошо или нет?

— Я — консерватор. Мне кажется, это сугубо женские дела — пусть рядом с роженицей будут мать, сестра, близкая подруга — мужчине там делать совершенно нечего. Я, правда, присутствовал при родах второго и третьего ребенка, но я был немножечко в стороне, просто молился, роддом окроплял. Мужчина в этот момент должен быть не столько с женой, сколько с Богом. Потому что именно Он посылает ребенка, хотя и не без участия родителей.

Мама и ребенок

— Как относиться к УЗИ, скринингу, анализам на патологии, в общем, к способам врачебного мониторинга беременности. Нужны ли они?

— Я своим студентам всегда говорил: «перед лабораторными и инструментальными методами исследования снимайте шляпу, но не голову»! Мне самому приходилось много раз ставить диагнозы вопреки исследованиям. К сожалению, сейчас и врачи и беременные «снимают голову». Взять хотя бы тест на АФП (альфафетопротеин). Это скрининговый тест на патологию плода. Делают почти всем. За рубежом он добровольный, и о нем подробно рассказывают. Да, действительно, изменение количества этого белка может свидетельствовать о повышенном риске пороков. Например, понижение — о риске болезни Дауна. Что сделает женщина, если ей скажут, что риск болезни Дауна у ребенка повышен в 50 раз? Она решит, что ребенок — Даун и пойдет на аборт! Теперь обратимся к цифрам. Повышение риска в 50 раз означает, что женщина имеет примерно 0,5% риск родить дауненка, или 199 против 1, что родится здоровый! Это уже совсем другой разговор. А женщине говорят, что у нее Даун! Я много таких успокаивал после направления на аборт. Во всех случаях родились здоровые. Поэтому надо с умом подходить к исследованиям. И делать их не для уничтожения «неполноценных», а для того, чтобы помочь женщине родить.

— Есть различные рекомендации, которые сводятся к тому, что будущая мать должна активно воздействовать на ребенка: классическую музыку слушать, читать ему хорошие книжки вслух, разговаривать с ребенком. Что из этих рекомендаций имеет реальную пользу?

— В медицине есть такие направления, как арт-терапия и музыкотерапия. Известно, что искусство влияет на организм человека, на его настроение, на его психику. И, конечно, ребенок в утробе матери тоже ко всему этому приобщается и на всё это реагирует. Я перед Крещением ребенка говорю, что он, этот ребенок, не белый чистый лист, на котором можно писать всё, что угодно. Нет, написать, конечно, можно всё, но надо понимать, что, во-первых, ребенок уже поврежден грехом, несет на себе последствия того, что совершили Адам и Ева. А во-вторых, он девять месяцев находился в утробе у мамы и вместе с ней либо ходил в храм и молился, либо слушал концерты классической музыки, либо смотрел боевики, либо сидел в соцсетях. Опять же, если у мамы с мужем лады, и они любят друг друга, друг другу уступают — и ребенку легче. А если мама ругалась с папой во время беременности, то и ребенок каким-то образом это всё переживал. Все поступки мамы отражаются на ребенке.

— Я слышал от многих женщин (хотя это не абсолютное правило), что им тяжело любить ребенка до того, как его положат на живот после родов. Тогда только она начинает думать о нем, а не о себе. А до того она сосредоточена больше на своем здоровье. Это нормально или нет?

— Но женщина ведь может чувствовать ребенка и до родов! Мы же любим Бога, Которого не видим, по крайней мере, стремимся к тому, чтобы любить Его. Но, действительно, с того момента, как ребенка приложили к груди первый раз, очень сильно что-то меняется в матери. В центре «Жизнь», который я возглавлял, был такой случай. Наша сотрудница, которая в роддоме работала, узнала, что одна из женщин хочет отказаться от ребенка. Вокруг нее уже ходили доктора, подписывали какие-то документы, был «покупатель», который был готов забрать ребенка. Она, врач, пошла на хитрость. После того, как ребенок родился, она принесла его к маме, которая совершенно не собиралась его принимать, не готова к этому была, и сказала: «Вы знаете, ребенка сейчас мы не можем покормить. Не могли бы вы его один раз к груди приложить. А мы потом решим проблему». Она приложила... и не смогла отдать. Конечно, врача этого потом уволили, было много истерик, криков, ругани. Но мама выписалась с ребенком.

Священник Кирилл Иванов

Родился в 1971 г. В прошлом - врач-кардиолог, преподаватель пропедевтики внутренних болезней в СПбГПМУ. Был духовником и руководителем ПМПЦ "Жизнь". Вместе с А. И. Танаковым и К. Ю. Боярским является автором книги "Как стать мамой. На приеме в женской консультации. Бесплодие и беременность. Комментарии священника" (М.: Ковчег, 2010).

Что касается многодетности, малодетности или даже бездетности (бесплодия) - это во власти Божьей. Он дает каждому в соответствии с возможностями его (Мф. 9, 15), много или мало детей, или ни одного.

Деторождение - это тоже талант, т. е. дар Божий. Но Создатель дал не всем людям одинаковое число талантов. Одним дал пять, другим два, а кому-то один. Аврааму Бог дал одно чадо. Исааку - двоих. Иакову же - двенадцать. Лии, например, Он дал десять детей, а Рахили двоих. А кому-то ни одного. Сколько талантов - детей - даст Бог супругам, решает Он Сам. Но если родители решат не принимать своего ребенка или вовсе избегать детей, или увеличивать их число в отсутствии скромной и честной супружеской жизни, в таком случае Бог их не вознаградит, а накажет.

Иные супруги могут иметь одно дитя за другим. Но не проявляя усердия в воспитании их, в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4) они не заслужат похвалы.

Супруги должны исполнять свой долг перед деторождением честно. А Господь даст сколько Ему будет угодно и заберет, сколько захочет. В этом вопросе недопустимо никакое вмешательство супругов в дело Божье. Никакого планирования количества детей с помощью календаря, противозачаточных средств или других методов!

Сейчас Господь многим дает мало детей, Сам использует контроль рождаемости. "Почему же мы, делая то же самое, виноваты?" - спросят некоторые. Но спорщики не задумываются о следующем. Нелогично и совершенно немыслимо, если кто-то мудрее нас, отрегулировал какой-либо механизм, а мы, малоопытные, зачем-то исправляем эту регулировку по-своему. Всякое человеческое регулирование — от лукавого. Оно говорит о самомнении и наглом вмешательстве в права Господа. Этим нарушается связь и общение с Творцом и имеет губительные последствия. Ведь Бог поругаем не бывает. Страшно впасть в руки Бога живаго (Евр. 10, 31).

Осуществление христианской семьи — вторая идея брака. Без семьи в браке нет всей полноты жизни, хотя бы супруги и были исполнены единодушия и взаимной любви. Для полноты смыслаисчастья брака необходимы дети, на которых супруги могли бы сосредоточить свою любовь и свои заботы. И не напрасно некоторые отцы Церкви в словах Иисуса Христа: Где двое или mpoe собраны во имя Мое, там Я посреди их (Мф. 18, 20) видят благословение семьи. Христианам не должно избегать иметь детей. В рождении детей нельзя видеть лишь физиологическую и житейскую тяготу. Ребенок — дар Божий, великая тайна Божия, начало новой жизни, великая радость, почему и сказано в Евангелии: Жена, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, ибо родился человек в мир (Ин. 16, 21). Нет более отвратительного, более гнусного преступления, как убийство собственного младенца до его рождения. За такое убийство церковь определяет 20-летнее отлучение от св. Причастия. В наше время подобные преступления стали обычным явлением и оправдываются трудностями существования, но в этих словах заключается клевета на бедняков: не бедняки преимущественно совершают эти преступления, а люди обеспеченные.

Бедняки обычно безропотно несут тяготы многочадия, но вместе с тем переживают и его радости. Богачи же, избегая трудностей многочадия, не видят и радостей семейных. Чадорождение есть воля Божия, закон природы, ясно установленный и в Ветхом, и в Новом Завете. Еще до грехопадения первых людей Бог благословил деторождение. Книга Бытия говорит: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 27—28).

Ошибочно думают некоторые, что грех первых людей состоял в их физическом сближении. В этом греха не могло быть, ибо так они были созданы. Грех заключается не в физическом сближении, а в его извращенных проявлениях. Но первые люди не этим согрешили, а согрешили изменою Богу. Если бы люди и не согрешили, они имели бы потомство, только имели бы потомство, свободное от греха.

В действительности дети стали рождаться у людей только уже после их грехопадения, и потому рождались, зараженные грехом (Быт. 4, 1). Несмотря на это, Бог после всемирного потопа снова благословил деторождение, через которое должно было прийти и спасение: И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 9, 1). И это же благословение Бог повторил и Аврааму, и Исааку, и Иакову, и другим ветхозаветным праведникам. Давид в псалме 127 так говорит о благословенности деторождения: Благословен боящийся Господа, ходящий путем Его. Блажен ecu , и добро тебе будет. Жена твоя яко лоза плодовита, во странах дому твоего; сыново твои, яко новосаждения маслична, окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек, бояйся Господа.

В Новом Завете Господь Иисус Христос гневался на учеников, запрещавших приносить к нему младенцев, и благословлял детей (Лк. 18, 15). An. Павел убеждает молодых жен любить мужей, любить детей,... быть попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям (Тит. 2, 4 5). В ином месте он же пишет: Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом (1 Тим. 5, 14). Говоря о том, что жена, прельстившись, первая впала в преступление, an. Павел продолжает: Впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви, и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 15).

Как понимать слова, что женщина спасается чадородием?

Женщина спасается не просто чадородием, а чадолюбием, жертвенной любовью, когда она не своего ищет в любви, а растит чадо для Бога, с Богом и в Боге. Чадолюбие всегда начинается с Боголюбия. Поэтому не надо понимать эти апостольские слова только как спасение количеством рожденных детей. Можно ведь иметь много детей, но не заботиться о них.

Православная семья спасается через чадородие, так как чем больше детей, тем больше возможности проявить любовь и заботу.

Почему не во всех семьях есть дети? И часто нет именно в тех семьях, где бы их хотели иметь и могли хорошо воспитать?

Иногда супруги сами не хотят иметь детей, а иногда Бог их не дает. Нежелание иметь детей - это искажение смысла супружества, который заключен в чадородии. Семья образуется для того, чтобы появилась на свет новая жизнь. А почему Господь не дает детей? Может быть, предыдущая жизнь была не очень благочестивой или, случается, что Господь давал детей, а родители в свое время сами отказались.

Из Священного Писания мы знаем примеры бесплодных супружеских союзов. Бездетность воспринималась в прежние времена как наказание за грехи родителей, и родители очень переживали и молились всю жизнь о даровании детей. Иоаким и Анна, Елизавета и Захария... И мы видим, что в конце жизни, когда уже по всем физиологическим законам они не могли иметь детей, Господь даровал им чадо после того, как они дали обет посвятить дитя Богу. Рождение детей есть момент таинственных отношений человека с Богом, момент смиренный. Если Господь дает детей, нужно радоваться, если не дает — нужно молить Бога, смиряться, терпеть.

Можно ли бездетный брак расторгнуть, считая его безблагодатным?

Священное Писание говорит, что по этой причине браки не расторгались; супруги смирялись, терпели, несли свой крест.

Выше мы перечислили причины расторжения брака, среди них бездетность не указана.

А лечиться от бесплодия можно?

Господь помогает через людей и обстоятельства. Врачи - это специалисты, которые могут исполнить волю Божию по исцелению людей. Запрета на обращение к врачам нет, но искусственное оплодотворение не благословляется.

Из наставлений старца Паисия Афонского

Многочадие и Промысл Божий

Старец не раз говорил, что иные родители ставят целью иметь юного детей и Бог, конечно, попускает им, - потому что уважает самовластную волю человека, а также и потому, что иной раз "не выдерживает" нашего брюзжания и оставляет быть по нашей воле. Но потом многодетные родители сталкиваются с массой проблем: переоценивая свои силы, они дали жизнь, например, восьмерым, а в результате не могут справиться со множеством хлопот, связанных с воспитанием такого количества детей.

Старец говорил, что Бог Сам определяет число детей в семье: едва-де Он увидит, что родителям не поднять еще одного ребенка, тут же прекратит рождение детей.

А тем, кто стремится с принуждением приобрести детей, старец советовал предоставить сие Богу, ибо Он Сам знает нужное время. Некоторые, даже будучи духовно неустроенны, "давят" на Бога, дабы дал им ребенка в тот момент, когда они этого желают. Бог по любви Своей даст им дитя, однако они скоро увидят, что ребенок, вырастая, становится нервным, ибо унаследовал страсти своих родителей, и они сами входят в новую, еще большую тревогу, т. к. приобрели ребенка - без его вины - наследника их страстей, от которых не позаботились очиститься, прежде чем с усилием просить ребенка у Бога.

Итак, старец считал, что супруги должны полностью предаться в руки Божьи и не препятствовать Его изволению. Пусть супруги предоставят Богу действовать согласно Своей воле, ибо так вселится в души их и будет покрывать семью их благодать Его, благословение Его.

Духовный смысл бездетности

Многим людям Бог не дал детей специально, чтобы вследствие этого они полюбили детей всего мира как своих. Бог лишил их малой семьи, но даровал право, которое дает только немногим, - принадлежать великой семье Христа.

Старец напоминал также и о праведных Иоакиме и Анне, до глубокой старости остававшихся бездетными, что в то время считалось большим злом, и народ их оскорблял. Бог, однако, знал, что от них родится Богородица, Которая, в Свою очередь, родит Спасителя всех человеков, Господа нашего Иисуса Христа!

"Планировать " семью имеет право только Господь Бог

Старец всегда подчеркивал, что нужно иметь абсолютное доверие к Промыслу Божию и, так сказать, не планировать детей, ибо детей дает Бог. И Он один знает, сколько детей дать, - Он один, и никто иной. Некоторые, правда, решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь только одного ребенка, поэтому они и предохраняются. Однако, это великий грех, поскольку эти христиане показывают, что сами устраивают свои дела лучше, чем Бог.

Будучи гордыми, они недооценивают Промысл Божий. А ведь Бог видит и душевное состояние, и экономическое положение таких христиан, видит и многое другое, чего мы не видим и не знаем. И если семья бедная, и у нее едва хватает средств на содержание одного ребенка, то Тот, Кто знает все, может позаботится и об экономическом укреплении семьи. Тем, кто старается приобрести детей или искусственным оплодотворением, или усыновлением чужих детей, старец объяснял, что Бог лишил их детей, конечно, для их же блага. И им не следует добиваться желаемого своими человеческими способами, ибо впоследствии они убедятся, что Бог не давал им ребенка, заботясь об их благе. И надо хорошо помнить, что добрым бывает только то дело, которое согласуется с волей Божьей, а не с нашим упрямством и с нашими человеческими поползновениями.

Не должно быть эгоизма

Многие миряне не создают семьи, а если создают то не имеют детей. Таким образом, они сами разоряют свой род. Монах должен пренебрегать собой - и вообще жизнью своей - и всего себя отдавать другим. Но хозяин семьи не может так поступать, потому что имеет супругу и детей и прежде всего обязан, по Закону Божию, заботиться о них, и только избыток может "экономить" для других.

Когда молитвы бывают услышаны

Некие супруги жили в большом горе: прошло много лет со дня свадьбы, но у них все не было детей. Врачи признались, что не могут им помочь. Тогда супруги решились обратиться к старцу.

Старец утешил их:

Не расстраивайтесь! Пойдите на исповедь (а они не исповедовались годами), причаститесь, когда скажет вам духовник, и Бог даст вам детей. Молитесь и вы, помолюсь и я.

Добрые супруги сделали то, что старец им посоветовал, и Бог сразу же даровал им детей, согласно обещанию старца.

Сегодня это очень хорошая семья, радостная и счастливая, и супруги благодарят старца вдвойне: за то, что он помог им прийти через церковные Таинства ко Христу, и за то, что им довелось вкусить щедрых даров Его.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: