Эстетика еды. Эстетика питания дошкольников

Общий вид стола, хорошая сервировка, правильное чередование и сочетание блюд способствуют развитию аппетита, а это в свою очередь положительно влияет на усвояемость пищевых продуктов. Роль правильно организованного приема пищи огромна. Такая еда служит залогом не только рационального питания, но и здорового психологического климата. Совместная еда сплачивает членов коллектива, вырабатывает здоровые привычки, прививает полезные навыки. В понятие «эстетика питания» входят многие атрибуты, служащие условиями комфорта: хорошее освещение зала, удобные сиденья, рациональное расположение посуды на столе. Очень большое значение для возникновения аппетита и активизации пищеварения имеет аромат блюд и звуковое сопровождение.

    1. Виды пиров

Совместная трапеза была на протяжении всей человеческой истории желанным событием. Она порождала положительные эмоции, помогая снять усталость, озабоченность и нервное напряжение, даря известную раскованность, новые знакомства, а также, хотя бы временно, радость и мир сотрапезникам. Многие из них получали приятную возможность вдоволь и вкусно поесть, что не всем и не всегда было доступно 75 .

Торжественное общее застолье, праздничную трапезу скандинавы обычно называли «пиром». Его устраивали по случаю, так сказать, «пиков» частной и публичной жизни. Пир, относительно многолюдный, требующий значительных затрат и закрепленной обычаем организации, представлял на всеобщее обозрение статус, состоятельность и свойства сотрапезников, позволял их оценить, а также прояснить и в известной мере подрегулировать отношения между родичами и соседями. И сразу же стоит оговориться, что социализирующая роль пиршества проявлялась не только через дружеские возлияния, но и через размолвки, иногда кровавые схватки сотрапезников, выявляющие расстановку, соотношение их сил.

Литературные источники позволяют в какой-то мере восстановить порядок таких пиршественных собраний, до известной степени адекватно представить себе их роль в тогдашнем скандинавском обществе, уже начавшем встраиваться в феодальную систему европейского Средневековья. При этом сведения, имеющиеся, например, в сагах, достаточно избирательны, в том числе социально, ведь они рисуют наиболее подробно верхние слои общества-королей, знать, скупее - богатую верхушку бондов-простолюдинов; именно о таких пирах и можно прочитать в сагах.

Судя по этим описаниям, пиры были нескольких типов. Один из них - регулярная коллективная обильная трапеза, которую, например, короли практиковали в невоенное время чуть ли не ежедневно, подолгу засиживаясь за столом со своими приближенными и тут же обсуждая важные для страны и для них лично вопросы, а так же происшествия, случившиеся при дворе. Тогда с утра до вечера «брагу медовую в чеканные чаши лил виночерпий» 76 . Судя по сагам, пир был обычным времяпровождением короля и его дружины-свиты в перерывах между битвами, церемониями, охотой и вообще делами, требующими активных действий со стороны государя.

В такие дни король вставал рано; если дело происходило уже в христианской среде, он молился, затем в обществе дружины и, нередко, гостей отправлялся в зал. Там, возможно, он совершал омовение рук вместе с сотрапезниками, затем занимал главное место за столом. Все приступали к трапезе, а если в это общество попадал новый интересный человек, его просили рассказать о себе и о том, что он видел. Еще лучше было, если гость умел играть на музыкальных инструментах и петь, рассказывать саги. За столом сидели долго, ели и особенно пили очень много. В знак того, что слугам пора убирать со стола, король стучал по столу рукояткой своего ножа 77 . Как известно из саг, такой нож, служивший по мере надобности то столовым прибором, то оружием, имел при себе каждый скандинав. Иногда, нагрузившись сверх меры, пирующие отправлялись на отдых, чтобы затем, прервав пир лишь на вечернюю церковную службу, продолжить его до ночи, а затем с трудом добраться до постелей. В «Пряди об Аудуне с Западных Фьордов» говорится, что после пира конунг и дружина «идут к вечерне пьяные» 78 .

Осенью весь двор снимался с места и кочевал с «пира на пир». За столом решались многие дела и судьбы. В поэме о Беовульфе герой хвалит вождя, который «в медовых застольях не губил друзей, не имел на уме злых намерений...незлобив был и кроток сердцем» 79 .

Торжественно трапезничали как короли, так и другие состоятельные люди во время гостевания, иногда длительного. О пирах знати речь уже не шла. В «Саге об Олаве Святом» имеется выразительный рассказ о том пиршестве, который устроил малый конунг Весфольда Сигурд Свинья для своего пасынка, «главного короля» Норвегии Олава Толстого 80 . Гостя приветствовали, ввели за руку в дом и посадили на почетное место. Жена Сигурда Аста просила сына погостить, распоряжалась «всем, что у нее было, землей и людьми». Сигурд «приказал своим людям позаботиться об одежде тех, кто был с Олавом, и накормить их лошадей», затем «сел на свое место. И пир был на славу».

Итак, подготовка к пиршеству в честь высокого гостя включала уборку и праздничное убранство покоев, приготовление столов и угощения на них и обязательно праздничную, «драгоценную» или, по крайней мере, «хорошую» одежду как самих хозяев и их слуг, так и гостей, а также тех, кто их сопровождал. Требовалось пригласить всех знатных людей округи, которые, конечно, приезжали со своим сопровождением. Встречать гостей полагалось многолюдно и торжественно. О ходе пира сага не рассказывает, только замечает, что Сигурд в течение гостевания Олава и всех его сопровождающих, «кормил их день рыбой и молоком, а день мясом и пивом». Заодно сага объясняет причины приезда гостя к Сигурду. Олав Толстый задумал завоевать трон Норвегии и хотел добиться содействия Сигурда. А «властолюбивая» Аста поддержала замыслы сына, считая, что, даже если, став королем Норвегии, он проживет так же мало, как Олав сын Трюггви, это все же лучше, чем прозябать в неизвестности до глубокой старости, подобно ее мужу.

Сходным были и обстоятельства других торжественных пиров, которые(видимо, поочередно) устраивали для конунгов местные лендрманы и богатые бонды той или иной округи, когда правители «ездили по пирам». Так же ставили скамьи, приглашали живущих по соседству «лучших людей» с их свитами, которые вешали на стену свои щиты, вместе с конунгом принимали подчас до двадцати дюжин сопровождающих, всех щедро угощали и т.д. Хозяева хвастались дорогой посудой, убранством дома, все присутствующие - одеждой и оружием, желающие «мерились силой», особо уважаемые гости при отъезде получали богатые подарки.

Наконец, саги говорят также о коллективной трапезе, которая устраивалась по особым случаям - в честь религиозного или иного праздника, тинга, победы над врагом, свадьбы и тризны, т.е. приурочивалась к примечательным событиям общественной и частной жизни. Например, хёвдинг Сэмунд устраивал каждой зимой широкий пир «на мессу Никуласа» (св. Николая, 6 декабря), приглашая всех видных людей округи. Сам Сэмунд сидел тогда посредине длинной скамьи, рядом помещался его родич Лофт, на почетном месте напротив хозяина - другой знатный хёвдинг. Все много пили, читались «кое-какие» стихи, видимо, обидные для одной из групп пирующих, поскольку все расстались в «большой вражде», чем были до пира 81 .

Судя по порядку рассаживания гостей - по мере их знатности и близости к хозяину, можно говорить об известном «местничестве». Вероятно, во внимание принимались не только богатство и знатность, но также возраст и заслуги, особенно ратные. Не случайно скальд Эгиль написал такую вису: «Что ж мою скамью ты /Занимаешь юноша? / Ты давал ли волку / Свежи яства трупны? / Видел, как из воев / Враны пили брагу? / Был ли в прибое / Блеска ты резных лезвий? / Я с оралом ратным / Странствовал. На раны / Ворог вихрем несся / Викинги ярились.../ Борзо мы у берега /бились и рубились...» 82 .

Конечно, пиршества обходились хозяевам недешево, поэтому в большинстве случаев их устраивали состоятельные люди. Богатый и влиятельный Снорри Годи устроил «большое осеннее угощение», возможно традиционное, приуроченное к осенним тингу и жертвоприношению - ведь он был годи местного капища. На него хозяин «зазвал к себе друзей. Наварил вдоволь горячей браги, и пили крепко. Было там и множество застольных забав», из которых названа одна, видимо привычная: «сравнивали людей» округи – «кто самый большой хёвдинг». При отъезде гости получили подарки, что было одним из ритуалов гостевания в то время, ведь и сам Снорри Годи, уезжая из гостей, также получал подарки 83 .

В "Саге об Эйрике Рыжем" (гл. VII) говорится: «Зимой знать устраивала пиры и [там] рассказывали саги, и занимались многими другими, что придает веселье домашней жизни». Наиболее богатыми, торжественными и престижными были те пиршества, которые устраивали или посещали короли. О них саги содержат множество упоминаний.

Необычайно интересные, а подчас и уникальные сведения о таких пирах доносит до нас поэма «Беовульф». Там говорится, что устройству торжественного пира местным конунгом предшествовала «постройка дворца пиршественного», который возводил «весь народ», сходясь для этого со всех пределов. Конунг, который долго правил данами, «там золотые дарил... кольца всем пирующим» 84 .

Пиром было принято встречать гостя, которому хотели оказать особый почет. Например, в честь Сверрира, приехавшего из Норвегии в шведскую область Вермаланд, его обрадованная сестра устроила пир с приглашенными гостями 85 . Или: «Знатный и богатый Хёскульд и сыновья Ньяля пригласили друг друга в гости. Сначала Хёскульд поехал к сыновьям Ньяля». У одного из них «был бурый конь-четырехлеток, высокий и статный. Конь…никогда не выводился на бой с другими конями». Хёскульду подарили этого коня «и еще двух кобыл в придачу». Хозяева сделали гостю и другие подарки, причем обе стороны уверяли друг друга в дружбе. «Затем Хёльскуд пригласил их к себе в Оссабер. У него там уже было много гостей. Он еще до этого велел сломать свой главный дом, но у него были три сарая, в которых приготовили постели. Приехали все, кого он пригласил. Пир вышел на славу. И когда настала пора разъезжаться, Хёскульд поднес гостям богатые подарки и вместе с некоторыми гостями и своими домочадцами поехал проводить сыновей Ньяля» 86 .

Некий Мёрд устроил пир, чтобы справить тризну по своему отцу, «и приготовил все для пира. Он пригласил многих бондов, и на этом пире было множество народу». Все вернулись домой с подарками 87 . В «Саге о Ньяле» рассказывается о том, что на пире поминали умерших родичей и пили в честь богов 88 .

Свадебный пир отличался особой пышностью 89 . На него приглашалось множество гостей. Свадьба знатного человека требовала немалых затрат, поскольку родня и именитые гости съезжались со всех концов страны и даже из за границы, и все были с семьями и спутниками. При этом получали и, особенно дарили гостям множество подарков. Ели, пили медовую брагу, с радостью внимали выступлениями скальдов. Особо отмечается, что еще малолетний Эгиль впервые прочитал сложенную им вису на свадебном пире 90 .

Непременно пировали по случаю проведения тингов, областных и, особенно, общих для всей страны. Традиционные общие или большие тинги собирались на праздники трижды в год: на йоль, весной и осенью. К каждому из этих праздников приурочивались не только общий тинг, но обязательно и большое, торжественное жертвоприношение, а с принятием христианства - католическая служба и, кроме того, по древнему обычаю, ярмарка 91 .

Когда скальд Эгиль задумал посетить Норвегию, он пристал к берегу и направился к своему хорошему знакомому, богатому и знатному Аринбъярну, который пригласил его погостить «с теми из спутников, кого он хотел бы оставить с собой». Эгиль вытащил корабль на берег, «гребцы нашли себе пристанице», а сам он и 11 его спутников поехали к Аринбъярну. Хозяину преподнесли «великолепный корабельный парус», который Эгиль велел изготовить заблаговременно, а также, «много других подарков». Эгиль прожил в гостях всю зиму, «окруженный почетом». Йоль праздновался у Аринбъярна, который «созвал на него своих друзей и окрестных бондов. Там собралось очень много народа, и было устроено богатое угощение. Аринбъярн велел сделать это одеяние по росту Эгиля. Еще он подарил ему полный наряд, сшитый на йоль. Он был скроен из пестрой английской ткани». Кроме того, «Аринбьярн почтил всевозможными дружескими подарками своих гостей, так как он был очень щедрым и достойным человеком». По этому поводу Эгиль сочинил вису: «Муж достойный отдал / Свой наряд богатый. / Никогда не встречу / Преданнее друга. /Дорогим подарком / Наделил меня он. / Не найду того я, / Кто бы с ним сравнился» 92 .

Олеся Костылева
Обучение эстетике питания у воспитанников

МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела»

Сообщение на тему :

Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей»

Подготовила воспитатель :

Костылева Олеся Олеговна

Знают люди с детских лет,

«Что такое – этикет» .

Обучение эстетике питания у воспитанников .

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом, которая происходит как на специальных организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая или обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения : ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Воспитатель должен руководствоваться задачами, сформулированными в программах и проследить последовательность и постепенность по формированию культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных особенностей.

1 мл. группа (от 2 до 3 лет) закрепить умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать руки и лицо полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого;

Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения : не выходить из-за стола не закончив еду, говорить спасибо;

2 мл. группа (от 3 до 4 лет) научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;

Сформировать навыки приема пищи : не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом;

Средняя группа (от 4 до 5 лет) совершенствовать приобретенные навыки и умения : пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, полоскать рот после еды;

Старшая группа (от 5 до 6 лет) закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) ; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;

Продолжать прививать навыки культуры поведения; выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых;

Подготовит. к школе группа (от 6 до 7 лет) закрепить навыки культуры поведения за столом : прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

Порядок действий при организации приема пищи :

Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом. Помощник воспитателя обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду)

Гигиенические процедуры : валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст) ; самоконтроль детей; оценка деятельности.

Сервировка стола : организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов , соблюдение правильной осанки.

Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) . Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды ; обучение правилам этикета ; оценка деятельности.

Что должен уметь и знать воспитатель :

-воспитывать привычку есть разнообразную пищу;

Проводить беседы с родителями о питании ребенка дома ;

Выяснять причины возникновения плохого аппетита;

Создать условия для приема пищи (продумать расположение столов, чтобы дети видели глаза сверстников; соответствующую сервировку, чтобы на столе были предметы необходимые только для еды; подачу блюд; определиться в поведении воспитателя и его помощника ) ;

Во время еды следует разрешить детям при необходимости обращаться к взрослым и сверстникам, при этом не следует одергивать детей, делать им замечания;

Уметь разобраться в причине отказа ребенком от еды (при необходимости обратиться к медперсоналу; заставлять есть без аппетита нежелательно; постепенно приучать детей к нужной норме в еде) ;

Уметь поощрять детей за их самостоятельность, при необходимости надо покормить детей у кого не сформирован навык самостоятельности;

Во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми, чтобы показать пример;

Позволить запивать еду, тем кто с трудом глотает пищу с компотом, киселем, соком или просто теплой водой;

Уметь обеспечить постоянное выполнение установленных гигиенических правил ребенком, правильно освоить нужный навык (например во время мытье рук : сначала надо закатать рукава, затем хорошо намылить руки, вымыв, тщательно - смыть мыло, взять свое полотенце и насухо вытереть руки) ;

Не следует торопить детей;

Не следует выполнять действие за детей, а нужно проверять и следить за правильным выполнением данных действий;

Столовый этикет в деятельности ДОУ

Знание правил столового этикета формирует в человеке уверенность, стремление красиво и правильно вести себя за столом, быть приятным в застольном общении.

Все это учит детей радостно воспринимать окружающее , радушно приглашать и встречать гостей, быть доброжелательными и внимательными хозяевам, способствует развитию доброжелательных отношений и расширяет круг представлений ребенка о жизни, приобретению уверенности в себе и освоению навыков доброжелательного общения. Поэтому в дошкольном возрасте следует обучать детей правилам поведения в гостях и приема их в своем доме.

Формирование навыков поведения за столом

Именно в раннем возрасте должно быть положено начало воспитательной работы .

Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности все это создает благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детей :

Важное условие для поддержания здоровья, соблюдения правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний;

Совершенствуя движения, дети становятся более точными, ловкими, координированными;

Шире познает окружающий мир;

Развивается речь;

Приобретают силу и устойчивость психологические функции : внимание, воля;

Приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности.

Дежурство

Дежурства помогут вам в воспитании у детей любви к порядку и чистоте, уважения к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке - это, как говорят в народе, «начало всех начал» .

Благодаря дежурству можно воспитать у детей ответственность, нетерпимое отношение к небрежности, трепетное отношение к посуде, хлебу, разовьете трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность, научите трудиться быстро, качественно, охотно, сформируете товарищеские связи и дружеские контакты, стремление к взаимопомощи и взаимообучению .

В младшей группе - дежурство носит характер поручений, которые им предлагает взрослый (разложить на столе ложки, поставить салфетницы, хлебницы, повесить «доску дежурных» и научить ею пользоваться) .

В средней группе - можно обучать детей сервировке стола, накрывать стол, за которым сидит сам, на видном месте повесить «доску дежурств» -это должна быть небольшая информационная доска, удобная в использовании, фартучки, после уборки посуды помощник воспитателя может предложить тряпочку для протирания стола.

В старшей группе - дети самостоятельно под присмотром взрослых могут накрыть столы и убирать с них, приведя в порядок и столы и пространство, на котором они стоят. Работают быстро, слаженно, рационально.

В настоящее время правила столового этикета стали общепринятыми формулами и поведения во время приема пищи. Их можно условно разделить на несколько групп.

1 Общие правила перед приемом пищи

2 Правила поведения за столом

3 Правила поведения за столом

4 Правила пользования салфетками.

5 Правила употребления некоторых блюд

6 Правила сервировки стола

7 Правила поведения после еды

1. Общие правила перед приемом пищи

Тщательно мыть руки с мылом.

За столом у каждого есть определенное место : садись на свое, не занимай чужо. Садись, не торопясь, не толкаясь, не обгоняя!

2. Правила поведения за столом

Сидеть за столом спокойно,спину держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться края стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться; за стол нужно садиться в опрятном виде, с чисто вымытыми руками)

Тщательно пережевывай пищу, разделяя ее на небольшие части.

Не размахивай руками, не разговаривай с полным ртом, не играйся столовыми приборами, не раскачивайся на стуле, не клади локти на стол, не болтай ногами. Не склоняйся низко, не горбись, сиди прямо.

Нельзя вертеться. Кушай аккуратно, чтобы остатки еды не падали обратно в тарелку, на стол или на пол.

Из общего блюда бери тот кусок, который к тебе ближе, не переворачивая все содержимое.

Не кроши хлебом! Взятый кусочек хлеба обязательно доедай!

Если общее блюдо находится от тебя далеко, не пытайся дотянуться до него через весь стол.

Никогда не вытирай грязные руки и рот об одежду. Для этого есть салфетки.

Кушай и пей тихо! Не чавкай! Ты ведь не поросенок

3. Правила пользования столовыми приборами

Ложку держать в правой руке, подносят ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот. Вилку можно держать и в правой, и в левой руке : в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом;

Ложку держи тремя пальцами правой руки. Не наполняй ее до верха, чтобы с нее не стекали и не падали остатки пищи обратно в тарелку.

Если для еды тебе нужна только вилка, ее можно держать как ложку или так, чтобы удобно было накалывать пищу.

При использовании двух приборов - ножа и вилки, нож держи правой рукой. Вилку, расположив ее слегка наклонно к поверхности тарелки, - левой.

Твердую пищу разрезай на небольшие кусочки, для удобства пережевывания для лучшего усвоения пищи.

Запомни : ножи предназначены только для нарезания. Нельзя с него есть, накладывать с его помощью еду на вилку.

Правила пользования салфетками.

Бумажной салфеткой пользуются один раз, при необходимости берут другую, а использованную, вытерев рот и пальцы и слегка скомкав, кладут под край тарелки.

Тканевую салфетку аккуратно разверни, разложив на коленях (нельзя засовывать ее за ворот одежды) . Она спасет тебя от нежелательных пятен и упавших случайно крошек.

Тканевой или бумажной салфеткой вытирай рот, руки, но не лицо. Окончив трапезу, тканевую салфетку кладут на стол сбоку тарелки.

Правила употребления некоторых блюд

Что, чем и как есть

Первый блюда (супы, борщи, окрошки, рассольники, солянки, каши едят ложкой. Когда в тарелке остается немного первого блюда, наклони слегка тарелку от себя, собери остатки. Иначе рискуешь выплеснуть все на себя.

Некрасиво дуть на горячую пищу. Первые блюда охлаждай, слегка помешивая их ложкой.

Продукты, которые можно легко разделить вилкой не режут, а едят, непосредственно используя вилку. Это относится, например, к рыбным блюдам, картофелю, котлетам, разнообразным запеканкам,

Для поедания разного вида колбасок, сосисок, сарделек, мясных блюд, используй нож и вилку, постепенно отрезая от большого куска небольшие кусочки.

Хлеб берется рукой или вилкой, которая еще не использовалась. Руками можешь брать печенье, пирожки, фрукты.

Простоквашу, йогурт, кисель едят десертной ложечкой.

Если в напитке есть ягоды, косточки от них аккуратно положи ложечкой на блюдце.

Правила поведения после еды.

Никогда не вставай из-за стола не окончив кушать или без разрешения взрослых. Выходя, не бери с собой пищу.

Обязательно поблагодари того, кто тебя накормил.

Никогда не говори, что какое-то блюдо тебе не понравилась, потому что обидишь того, кто его готовил. Как говорится, «на вкус и на цвет товарища нет» . У каждого свои предпочтения.

Лучше изначально отказаться от нелюбимого блюда, чем кушать, выражая недовольство. Тот факт, что еда не нравится тебе, вовсе не означает, что она невкусная. Она может нравится другим людям, сидящим с тобой за столом. Не порть им аппетит!

Ешь с удовольствием и хорошим настроением! Смотреть на скучающее или перекошенное недовольной обиженной гримасой лицо, неприятно!

Обязательно помой руки.

Надеюсь, ты быстро усвоишь правила застольного этикета. Тогда тебе краснеть не придется, родители будут довольны, а окружающие будут считать тебя воспитанным ребенком !

Столовый этикет состоит из многих действий и включает ряд культурно-гигиенических навыков. Необходимо одновременно с обучением правилам этикета проводить работу по нравственному воспитанию

Для работы по обучению детей столовому этикету мы используем следующие методы и приемы :

1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Например : в играх- драматизациях, воспитанники перевоплощаясь в сказочных персонажей стараются помочь справиться с трудной ситуацией, найти ошибку, научить чему-то.

2. Словесные приемы (рассказы взрослого из личного опыта, сказки познавательного содержания, беседы, рассказы ребенка, из личного опыта). Например : можно рассказать, что когда тоже была маленькой, случалось что проливала компот или суп на себя, а это приводило к тому, что я обжигалась, пачкала свою одежду. Или воспитанники могут приводить примеры из своего опыта : «Я был неаккуратен за столом и испачкал свою рубашку» . Беседы на темы «Безопасность во время приема пищи» , «Пользование столовыми приборами» , «Если ты разбил посуду» и др.

3. Игровые приемы : дидактические игры («Магазин посуды» , «Подбери, что нужно для завтрака…» , «Узнай по описанию» , «Так бывает или нет?» , «Угостим гостей чаем» и др., игры-путешествия в прошлое посуды, элементы сюжетно-ролевых игр, игры-воображения). Например : в сюжетно-ролевых играх, учат куклу, или ребенка (дочь, правильно сидеть за столом, правильно держать тот или иной прибор.

4. Наглядные приемы (картинки, фотографии) . Мы используем в работе иллюстрации из комплекта «Расскажи про детский сад» , иллюстрации из книги «Правила поведения для воспитанных детей » авт. Шалаева Г. П. и др., а также фотографии работы дежурных подготовит. групп прошлых лет.

5. Художественное слово. Например : учим стихи, отгадываем загадки, читаем рассказы, сказки. («Правила поведения для воспитанных детей » авт. Шалаева Г. П. и др., «Стихи и загадки малышам» Мизгунова Н., а также произведения разных авторов, которые находим на просторах интернета)

6. Музыка (песни «Пирожки» , «Манная каша» , «К нам гости пришли» и т. д.)

7. Практические действия (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, сервировка стола по заданию, разбор проблемных ситуаций с игрушками, например : зайчик пригласил ежика в гости – нужно помочь накрыть стол).

8. Наблюдения (за действиями взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления ). Например : показываем сами пример правильного приема пищи, обращая внимание на эстетику оформления стола .

9. Элементарные эксперименты (изучение свойств посуды в зависимости от материала, из которого она изготовлена; внешнего вида посуды и столовых приборов в зависимости от их назначения : «Зачем чайной чашке ручка?» , «Почему вилка рогатая?» )

Работу по теме проводим как ОД («Мы дежурим» , «Посуда рассказывает о себе» , аппликация «Украшение салфеток» , рис. «Красивые фартуки» , так и во время самостоятельной деятельности.

В группе созданы условия для самостоятельной деятельности воспитанников :

Книжный уголок : Книги для чтения и рассматривания, внесение иллюстраций «Семья обедает» , «Обед (завтрак) в детском саду», изображений различных видов посуды и предметов для сервировки.

Игровой центр «Дом» , где есть кухонная, столовая и чайная посуда; скатерть; ваза с цветами, салфетки, набор «Выпечка» , овощи и фрукты; предметы заместители; фартуки.

Центр продуктивных видов деятельности : материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации; изображения посуды народных промыслов Хохлома, Гжель, Жестово, Городец; трафареты с изображениями предметов посуды.

Настольно-печатные игры «Что такое хорошо, что такое плохо» , «Что лишнее?» , «Хозяюшка» и др.

Правильное питание должно приносить удовольствие. Перед приемом пищи мы стараемся обсудить достоинства блюд. Научить воспитанников описывать блюдо по запаху, вкусу и внешнему виду. Для поднятия аппетита используем пословицы и небольшие рифмовочки :

Стол накрыли и про кашу не забыли.

Хочешь сильным быть, дружок – кушай вкусный творожок.

Молочная река, кисельные берега.

Садитесь на пенёк, да ешьте пирожок.

Тихо музыку послушаем, кашу вкусную покушаем.

А из печки пирожок : «Ну-ка, съешь меня, дружок!»

Молоко, кефир мы пьём и здоровыми растём.

Витаминный ужин деткам очень нужен.

Кто на завтрак подкрепится, тот работы не боится.

Условия воспитания положительного отношения к еде :

Удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;

Благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;

Разъяснение необходимости рационального питания , пропаганда здорового образа жизни;

Исключение агрессивных методов воздействия (принуждения, угрозы, наказание) ;

Постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде;

Оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность;

Позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой – тогда они охотно едят;

Во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

«Значение овощей и фруктов в детском питании. Эстетика питания»

Автор-составитель:
заместитель заведующего
по воспитательно-методической работе
Баженова Ольга Юрьевна

Большое значение при проведение процесса кормления имеет всё то, что включает в себя понятие «эстетика» питания. За время пребывания в ДОУ ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами(ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания. Чем раньше сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее станут привычкой.

Важно помнить, что успех простого обеда или праздничного ужина во многом зависит от умения красиво и правильно оформить стол, создать максимальные удобства для всех детей. Такое скучное слово, как «Сервировка» может означать процесс творческий и приятный, сделать жизнь красивой, а обеды и ужины для детей превратить в особое удовольствие.

Каковы же классические правила сервировки стола?
Это расстановка посуды! Тарелки и приборы должны ставиться в той последовательности, в которой будут подаваться блюда. Например: на тарелку для горячего ставится тарелка для закусок. Тарелочку для хлеба так же нужно поставить слева. Вилки и ножи располагаются тем дальше от тарелки, чем раньше они понадобятся. Т.е. вилка для салата окажется самой крайней, а ложка для горячего – последней, около тарелки. Десертные приборы кладутся сверху от тарелки. Ножи надо класть справа лезвием по направлению к тарелке, ложки – выпуклостью вниз, а вилки – слева от тарелки зубчиками вверх, чтобы не испортить скатерть. Суповые ложки можно класть справа, правее последнего ножа. Если подают сливочное масло к хлебу, то на тарелку для хлеба, которая должна располагаться слева от вилки, кладут маленький нож для масла. Расстояние между тарелками должно составлять приблизительно 60 см, а расстояние между тарелками и столовыми приборами, а так же между самими приборами – 0, 5 см.

Сервировать стол рекомендуется одинаковыми приборами и посудой. Если ее не хватает, то посуду другой формы и цвета следует размещать, через две - три тарелки от основного сервиза. Это будет выглядеть красиво. Все тарелки должны стоять на небольшом расстоянии от края стола, образуя прямую линию, параллельную краю.

Что отличает сервировку детского стола?

Принцип тот же, но не стоит забывать, что перед вами дети, и они всегда ждут от любого приема пищи чего необычного и удивительного. Для детей наверняка, можно найти и подобрать тарелки и бокалы с изображением «мультяшных» героев, забавные соломинки для напитков. Самые обычные салфетки могут стать веселыми, для этого каждую из них можно украсить корсетом из разноцветной бумаги, а сверху прикрепить по небольшой и незатейливой игрушке. На праздничный обед вместо белой традиционной скатерти можно расстелить цветную и нарядную. Для каждого малыша можно изготовить из цветной бумаги именные таблички в виде конфеты, ягодки, пирожного…

Не забывайте, что детские блюда должны быть не только вкусными и полезными, но ещё красивыми и привлекательными.

При сервировке стола для детей в дошкольном учреждении необходимо строго и неукоснительно соблюдать все технологии.

  • МИНИМАЛЬНАЯ СЕРВИРОВКА СТОЛА

Стол любой формы делят по периметру на четыре равные части. Каждая равная часть стола рассчитана на одно посадочное место. Его сервируют пирожковой тарелкой, столовым ножом, вилкой, ложкой, бокалом или стаканом, салфетницей с бумажными салфетками, вазой с цветами. Слева по отношению к детям, которые займут места у сервировочного стола, отступив на 5 – 10 см, устанавливают пирожковую тарелку.

Закусочные тарелки на стол не ставят, так как холодные закуски подают прямо в них. Но если при подаче холодных закусок, используют салатники, то воспитатель дополняет сервировку закусочной тарелкой. Слева от тарелки, в которую будет подано блюдо, располагают столовую вилку зубцами вверх, справа – столовый нож, лезвием к тарелке и столовую ложку углублением вверх.

Отступив от края стола 2 см так, чтобы можно было поставить тарелку, посредине перед ребёнком ставят бокал или стакан. На середине стола располагают салфетницу с бумажными салфетками, сложенными таким образом, чтобы их легко можно было вынимать (размер салфеток 25 х 25 см). В невысокой фарфоровой или стеклянной вазе, на середину стола ставят небольшой букет цветов.

  • БОЛЕЕ ПОЛНАЯ СЕРВИРОВКА СТОЛА

Её осуществляют при проведении праздничных мероприятий. Например, при организации праздника для каждого ребенка на расстоянии 2 см от края стола ставят мелкую столовую тарелку (подставную), на неё – закусочную. Справа так же лезвием к тарелке на расстоянии 2 см от края стола кладут закусочный нож, слева – закусочную вилку. (во взрослом питании столовый, рыбный, закусочный нож, слева – закусочную вилку). Слева за вилкой на расстоянии 5 – 10 см от края стола ставят пирожковую тарелку. Свёрнутую льняную салфетку кладут на закусочную тарелку. Количество бокалов и стаканов зависит от ассортимента напитков. Их ставят за тарелками в один ряд. Посредине стола симметрично ставят цветы в вазах и вазы с фруктами. Они определяют границы секции стола. Если закуски не ставят на стол, а подают в обнос, на стол за бокалами кладут десертные приборы: нож, ложку, вилку. Расположение десертных приборов может быть разным. Их можно расположить за стеклом в следующем порядке: параллельно кромке стола кладут нож ручкой вправо, на лезвие кладут вилку зубцами вверх, ручкой вправо к кромке стола, затем ложку углублением вверх, ручкой вправо к кромке стола (ручки десертных приборов располагаются веером) десертные приборы можно укладывать и справа над ножами, параллельно кромке стола, нож и ложку ручкой вправо, вилку между ними ручкой влево. Может быть и такой вариант: когда бокалы и стаканы располагают за ножами, а десертные приборы за закусочными тарелками.

При сервировке национальных столов в сервировку может быть включена национальная посуда.

  • СЕРВИРОВКА СТОЛА ДЛЯ ЗАВТРАКА

Для каждого ребёнка ставят закусочную тарелку, справа от которой располагают закусочный нож, лезвием к тарелке, слева закусочную вилку зубцами вверх, за закусочной тарелкой посредине бокал. На пирожковой тарелке подают белый и черный хлеб, тосты. Если подают горячие напитки, справа за закусочной тарелкой ставят чашку с блюдцем и чайной ложкой.

Закуски могут быть поданы на стол заранее в многопорционной посуде, молочные продукты в стаканах, кипяченая вода, соки, фирменные напитки в кувшинах или графинах.

На стол обязательно ставят вазу с цветами, салфетницу с бумажными салфетками или кладут полотняные салфетки. Если в меню есть фрукты, можно заранее поставить их на стол на подставке ножи для фруктов, а фрукты подать в вазе.

  • ЧАЙНЫЙ СТОЛ

Его сервируют десертными тарелками, на который кладут полотняные цветные салфетки. Справа от десертной тарелки ставят чайную чашку с блюдцем, на блюдце кладут чайную ложку. Посредине стола ставят вазочку с цветами, сахарницу, чайники заварной, доливной, самовар.

Эстетичность стола зависит от скатерти, салфеток, столовых приборов, посуды, цветочных композиций, присутствующих на столе, а также от общей гармоничности с интерьером помещения, его цветовой гаммы и стиля. К тому же, сервировка стола должна сочетаться с меню. И, конечно, каждый предмет должен располагаться на своем месте.

  • СКАТЕРТЬ

Стол накрывают хорошо выглаженной белой скатертью. Под скатерть рекомендуется положить фланель или какую – нибудь другую тяжелую мягкую ткань: скатерть ляжет ровнее, стук тарелок и приборов смягчится. Скатерть, которой накрывают стол, должна гармонировать с салфетками, приборами, тарелками и бокалами.

  • ПОСУДА

По назначению посуду делят на два вида: ежедневного пользования и праздничную.

  • Ежедневно используют мелкие тарелки: закусочные, пирожковые, для вторых блюд и десертные. Глубокие тарелки для первых блюд. Чашки и бокалы – для чая, кофе, какао и компота. Тарелку по хлеб.
  • Для праздничного стола добавляются салатники, супница, овальные, круглые и десертные блюда для рыбы, домашнего жаркого.
  • Для чайного столика используют чашки с блюдцами, чайники или кофейники, розетки для сахара или варенья, блюдо и десертные тарелки для пирожков, печенья, пирожных, сахарницу с общими ложками или щипцами. К тарелочке с лимоном подают вилку.
  • САЛФЕТКИ

Салфетки непременный атрибут в сервировке стола, которые раскладываются сразу после размещения на столе посуды. Салфетку кладут каждому на пирожковую тарелку или размещают в виде разнообразных и красивых фигур в центре закусочной тарелки.

Нарядная и оригинально сложенная салфетка придаст даже скромному столу особенно привлекательный и праздничный вид.

  • При сервировке стола к завтраку, обеду или ужину обычно салфетки складываются вчетверо, треугольником, пополам или заворачивают рулетом.
  • Для торжественного, праздничного обеда или ужина допустимы более сложные формы складывания салфеток.

Предлагаем несколько способов складывания салфеток, не требующих много времени и усилий:

Существует множество способов свертывания салфеток, как простых, так и требующих определенного мастерства. Но если вы освоите это искусство, дети будут в восторге.

  • СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ

Существует три основных набора столовых приборов: большой столовый, закусочный, десертный. В каждый входят ложка, вилка и нож, но их назначение и, соответственно, размеры разные.

Существуют ещё так называемые не основные приборы для рыбы, салата, жаркого, овощей.

Лучшим украшением стола, особенно праздничного, являются цветы, поставленные в невысокие вазочки.

В процессе сервировки, важно обращать внимание не только на красоту стола, но и эстетику оформления подаваемых блюд. Творческий подход в сервировке стола сделают каждый приём пищи для детей особенно аппетитным и необычным, они будут вспоминать их долго и с удовольствием. Все эти условия непременно поспособствуют возбуждению аппетита и создадут у воспитанников доброжелательный настрой по отношению друг к другу.

Культура поведения за столом… Пожалуй, каждый родитель рано или поздно задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребёнку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.

Большое значение при проведении процесса кормления имеет всё то, что включает в себя понятие «эстетика» питания. За время пребывания в ДОУ ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами(ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания. Чем раньше сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее станут привычкой.

В ДОУ культурно-гигиенические навыки приёма пищи рассматриваются с учётом возрастных особенностей детей. Соблюдение детьми гигиенических требований - одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Большое внимание воспитатели должны уделять детям с пониженным аппетитом, необходимо учитывать индивидуальные вкусы и привычки.

Овощи и фрукты полезны всем: и взрослым, и детям. Они являются составной частью нашей пищи, делают питание разнообразным и полноценным. Наш организм не может обойтись без овощей и фруктов, так как они являются основными поставщиками минеральных веществ, витаминов и других элементов пищи, без которых наш организм нормально существовать не может. Овощи и фрукты имеют в своем составе вещества, которые отсутствуют в других продуктах и которые улучшают пищеварение, обмен веществ, помогают организму усваивать белки, жиры, углеводы других продуктов.

Большое значение при приготовлении пищи имеет нарезка овощей. Она способствует более равномерной их тепловой обработке, придаёт блюдам красивый внешний вид, улучшает вкус.

Правило нарезки овощей таковы. Если мы готовим щи, то капусту нарезаем соломкой, морковь и картофель брусочками, лук соломкой, полукольцами. Если капусту нарезам кубиками, то и картофель кубиками, морковь и лук кубиками.

Овощи нарезают механическим способом и вручную.

Нарезка вручную является трудоёмким процессом, поэтому для его облегчения широко применяют специальные инструменты или овощерезательные машины.

К простым наиболее распространённым формам нарезки относят соломку, брусочки, кубики, кружочки, ломтики, дольки. При нарезки вручную соломки и ломтиков применяют приём шинкования.

К сложным формам нарезки относят: бочонки, шарики, спирали, стружка, груши, чесночки. Сложные формы нарезают вручную, способом обтачивания.

Применяют приём карбования, формы звёздочки, гребешки. Сейчас широко используют карвинг – вырезание, художественная резьба, применяемая для украшения праздничных столов.

В ДОУ используют сложные нарезки для витаминных и праздничных столов.

Помните, что в наших силах обеспечить детям запас сил и здоровья на долгие годы, ведь сбалансированное, правильно организованное, богатое овощами питание-залог здоровья и правильного развития детей.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приёму пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздражённым или утомлённым.

За 20-30 минут до очередного приёма пищи детей возвращают с прогулки или прекращают занятия, игры. Это время используют для создания у детей определённого настроя, располагающего к приёму пищи. Перед едой приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные принимают посильное участие в сервировке стола. Дежурства помогают в воспитании у детей любви к порядку и чистоте, уважению к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке, это начало всех начал.

Хочется обратить внимание на одежду дежурных и помощников воспитателей. Комплект подобран в соответствии с названием группы, например, «Весёлый улей», «Земляничка», «Божья коровка».

Сотрудники ДОУ обращают внимание детей на красивый сервированный стол, на цветы в центре обеденного стола, творческое оформление блюд и постоянно поощряют попытки самих детей создать вокруг уютную обстановку.

Причём в процессе приобщения детей к этикету большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей ДОУ и родителей. В каждой возрастной группе имеется газета для родителей «Здоровячек» в которой предлагаются разные рубрики.

Одна из рубрик называется «Разговор о правильном питании». В данной рубрике два раза в месяц помещаются консультации и полезные советы для родителей по организации правильного питания детей. Вот примерные темы:

  • Памятка для родителей «Поведение за столом»;
  • Консультация «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусней»;
  • Полезные советы «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»;
  • Шпаргалка для родителей «Где найти витамины весной?»;

Стало традицией в начале учебного года устраивать совместные выставки с родителями. К каждой выставке разработано положение, согласно которому происходит оценивание и награждение участников. В начале этого учебного года проводилась выставка «Дары осени», на которой родители представили свои таланты.

На семинаре мы представляем вашему вниманию тематический стол «Детский день рождения». При организации детского дня рождения не обойтись без творческой фантазии и таланта импровизации. Подготовка часто отнимает много времени, зато доставляет огромное наслаждение: вы будто попадаете в собственно детство. Заполните праздничный стол вещами, от которых радостнее бьются детские сердца, - вы обеспечите себе и своим детям незабываемый праздник.

На витаминном столе представлены три новых варианта, которые мы используем в ДОУ. Меню витаминных столов вы увидите на экране.

Аппетит ребёнка, его настроение и поведение во время еды во многом зависят от поведения взрослых и от отношения к этому детей. Поэтому сотрудникам ДОУ важно помнить, что все навыки формируются и закрепляются постепенно в процессе многократного повторения и необходимо обеспечить спокойное, доброжелательное отношение к ребёнку и тогда успех будет обеспечен!

Улучшению аппетита и повышению качества усвоения пищи способствует её разнообразие. С этой целью в ДОУ практикуется использование витаминных столов. В каждой группе витаминный стол оформлен в соответствии с тематикой группы, с учётом возрастных особенностей детей. На витаминном столе с учётом сезона представлено разнообразие салатов, овощей, соков.

Большое значение при организации питания в ДОУ уделяется работе с родителями. Стало традицией в начале учебного года устраивать совместные выставки с родителями. К каждой выставке разработано положение, согласно которому происходит оценивание и награждение участников.

Помните, что в наших силах обеспечить детям запас сил и здоровья на долгие годы, ведь сбалансированное, правильно организованное, богатое витаминами питание-залог здоровья и правильного развития детей.

  • < Назад
  • Вперёд >

В понятие «эстетика питания» входят гигиенические правила и вся обстановка приема пищи - помещение, освещение, мебель, посуда, сервировка стола, внешний вид пищи, поведение за столом, порядок приема пищи, навыки самостоятельной еды, аппетит, настроение.

Основой грамотного подхода к эстетике приема пищи является настроение, в частности, эмоции положительные или отрицательные. Если настроение во время еды агрессивное, то и организм не настроен принять пищу, какой бы она ни была изысканной или полезной. Если же настроение приподнятое, удовлетворенное, умиротворенное, то и прием пищи станет для организма настоящим праздником.

Большое значение имеет цвет посуды. Одно и то же блюдо, выложенное на тарелки разных цветов, по-разному повлияет на аппетит. Так, например, оранжевый и желтый цвета увеличат аппетит, синий - напротив, уменьшит.

Важным фактором, влияющим на развитие аппетита, является сервировка стола. Использование красивой посуды, яркой и красочной скатерти, утонченных бокалов и приятных цветов салфеток - большой плюс. Ведь как доказали ученые, пища - это не только питательные микроэлементы и калории, это источник информации, поступающий в мозг при помощи визуальных рецепторов.

Пища будет полезной, если вы употребляете ее в сезон ее созревания(например арбуз хорош в августе-сентябре, свежая зелень в июне). Кроме того, этнически разная пища плохо усваивается организмом, а это значит что средиземноморская паста вряд ли будет хороша со славянскими жареными грибами.Закон палитры так же прекрасно работает, а это значит, что мясо хорошо усваивается с овощами уже попросту от того, что цвета этих продуктов сочетаются между собой, а молочные продукты лучше употреблять автономно.

Зачастую за столом приходится общаться с людьми различного возраста, пола, профессии, национальности, разного культурного уровня, психического склада и т. д. В своем поведении надо стремиться к тому, чтобы каждый из присутствующих чувствовал себя свободно и непринужденно за столом, получая удовольствие не только от вкусно приготовленных блюд, но и от хорошей сервировки, а также от общения. Поэтому очень важно умение правильно вести себя в обществе, твердое знание норм поведения и правил этикета.

Этикет - это совокупность исторически сложившихся правил поведения человека в обществе. Правила этикета обычно складываются в тесной связи с развитием культуры народа, его национальными традициями и основаны на воспитании в людях вежливости, внимания, уважения друг к другу.

Правила этикета предусматривают, в частности, умение держать себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами, умение, которым в одинаковой степени должны обладать и хозяева, и гости.

В основе правил поведения за столом лежит соблюдение эстетических норм, удобство и целесообразность. Так, не рекомендуется сидеть слишком далеко от края стола или слишком близко и класть локти на стол. Этим вы можете стеснить соседа. На стуле следует сидеть прямо, не нагибаясь над тарелкой. Если же вы слишком далеко откинетесь на спинку стула, то можете закапать костюм соусом. Не полагается тянуться через стол - положить блюдо на тарелку может официант.

Взяв салфетку, предназначенную для индивидуального пользования, нужно развернуть ее и положить на колени, чтобы предохранить костюм или платье от капель, брызг, крошек. После еды салфеткой можно вытереть концы пальцев, но для губ правильнее пользоваться собственным носовым платком. Закончив еду, салфетку, не складывая, кладут на стол.

Детям салфетку заправляют за воротник.

Не эстетичная манера есть вызывает раздражение у окружающих. Есть с аппетитом не значит есть торопливо. Если блюдо нравится, можно доесть его до конца, но некрасиво выглядит кусочек хлеба на конце вилки, которым иногда очищают тарелку от остатков блюда.

Обычно кушанье берут, пользуясь вилкой, ложкой, лопаточкой или щипцами, но ряд продуктов берут руками. Это хлеб, печенье, пирожное, фрукты и цитрусовые, сахар (если для него не положены щипцы). Такой порядок принят не случайно: эти продукты не нужно делить ножом или вилкой, они не пачкают пальцев, рука касается только одного куска, который затем кладут себе на тарелку или в чашку.

Ряд правил вызывается требованиями эстетики. Так, некрасиво откусывать от большого куска хлеба или целой булки, поэтому от них по мере надобности отламывают пальцами маленькие кусочки; иногда хлеб предварительно нарезают небольшими кусочками. При подаче икры ее предварительно кладут лопаточкой на тарелку, а затем намазывают на небольшие кусочки хлеба. Съев первый кусочек, можно намазать второй… Точно так же едят паштеты, масло, используя специальные ножи для намазывания.

Душевное состояние во время приема пищи

Оказывается, имеет значение цвет тарелок. Так, одна и та же пища, выложенная на оранжевой и синей тарелках, влияет на аппетит по-разному. Оранжевый цвет будет увеличивать аппетит, синий же - уменьшать его.

Сервировка стола и использование красивой посуды - это большой плюс. Пища - это не только калории, витамины и микроэлементы, пища - это и информация.

Очень важен момент подготовки к приему пищи. Необходимо привести себя в уравновешанное состояние. Хорошо было бы помолиться, вознести благодарность Творцу за предоставленную пищу.

Нельзя выяснять отношения за столом, ругать во время еды детей. Этим Вы будете разрушать здоровье, так как информация во время приема пищи поступает в подсознание напрямую. Желаете ли Вы своему ребенку или другому родственнику язвы желудка?

Нельзя смотреть телевизор во время еды (с негативом там - хоть отбавляй!).

Категорически нельзя принимать пищу во время работы или игры за компьютером - Вы можете так же «втянуться в виртуальную реальность»! И лечиться потом от компьютерной и игровой зависимости.

Всё, что вы видите и слышите во время еды, идет напрямую в подсознание и увеличивает соответствующие эмоции.

При приеме пищи допускается легкое непринужденное общение. Если же таковое в Вашей ситуации невозможно, то тогда лучшее - молчание!

Немаловажную роль в построении грамотных пищевых привычек является и семейная традиция. Если в Вашем доме принято трапезничать вместе, за большим столом - то Вы не только поддерживаете принципы грамотного и традиционного подхода к приему пищи, но и обеспечиваете себя сбалансированным рационом, с которым Ваши родные будут получать полезные питательные вещества.

Кроме того, еда - это мощнейший эмоциональный канал, и приготовленный с любовью домашний обед - лучшая профилактика заболеваний пищеварительного тракта и нервной системы.

Предыдущая часть данной статьи находится тут: На нее наливается густая жидкость, состоящая из соевого соуса, рисового вина, сахара. Она начинает кипеть, и в ней вы сами можете жарить мясо, овощи. Потом их перед едой макают в сырое яйцо. Сукияки очень популярно, но любопытно, что это тоже не национальное японское блюдо. Оно появилось во второй половине XIX века, когда ослабли феодальные законы, запрещающие потребление говядины. Аналогий в мировой кулинарии немало. Сейчас очень полюбилось хозяйкам всего мира простое устройство- фондю-горелка, а над ней металлическая чаша. Фондю ставится на стол. Каждый из гостей сам творит себе еду, опуская в чашу с кипящим маслом или сыром кусочки мяса, рыбы, хлеба и т. д. Все же хорошая эстетика хороша для ресторанов ведь именно в этих заведениях есть смысл стремиться к совершенству на столах. Но все же в ресторанах всегда приходится обрабатывать большие объемы продовольствия, и по большому счету от поставщика к вашему заведению нужно ее как-то доставить. Я думаю для решения этого вопроса лучшим вариантом на сегодняшний день, является заказ газели . Вы сможете доставлять свои продукты быстро и в нужних вам объемах и это само собой что есть удобно и практично всегда… Фондю в принципе известно уже лет тысячу. Очень печально, что такое примитивное устройство (кстати, в Советском Союзе налажен выпуск электрофондю) не применяется в наших ресторанах. Несомненно, оно имело бы большой успех. Видимо, причина отрицания фондю руководителями нашего ресторанного дела в том, что эта «саможарка» очень дешева и нерентабельна для ресторанов. Во всяком случае, пока еще торжествует это порочное мнение.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: