Экологический проект «Юный эколог. Проект на тему: Проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» (формирование экологической культуры)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 Г. АПШЕРОНСК АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

(организация деятельности школы для успешной реализации школьной программы «Экологическое воспитание»)

Составители:

Утвержден на заседании педсовета

Протокол

г. Апшеронск

    Введение

    Проблема, объект, предмет исследования

    Гипотеза, цель, и задачи проекта

    Основные принципы реализации проекта

    Механизм реализации проекта

    Этапы реализации проекта

    Оценка эффективности реализации проекта

    Значение ожидаемых результатов для развития образовательной системы

    Введение

Проблема экологического воспитания является в настоящее время

актуальной. Социально-политические и экономические проблемы

современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических

позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и

практической системы воспитания: не отказываясь от прежних

достижений в этой области, в соответствии с Концепцией развития школы

центральное место в воспитательной системе занимает формирование у

учащихся экологической культуры, которая складывается из

ответственного отношения:

К природе (экология природы),

К себе как составной части природы (экология здоровья),

К окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас

(экология души).

Инновационный проект «Юный Эколог» очерчивает основные

направления и формы деятельности по формированию личности младшего

школьника, обладающей экологической культурой и экологическим

мышлением. Проект призван объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие формирование экологической культуры младших

школьников предусмотрев методическое обеспечение его выполнения также преемственность в воспитании учащихся.

концептуальное обоснование необходимости предполагаемого проекта

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояние практики экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совершенствования воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой является становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе.

Инновационный проект «Юный Эколог» разработан 2011-2012 учебном году. Он рассчитан на четыре года и предполагает продолжение в среднем звене.

Патриотическое

Экологическое и трудовое

Нравственное и семейное

Художественно-эстетическое

Православное

Спортивное

Материально- техническое оснащение

Инновационный проект «Казачата» позволит воспитать у школьников «чувство родного дома».

Патриотическое направление:

:

Спортивное направление : сформировать у детей ценностное отноше

3.Проблема, объект, предмет исследования

Проблема – поиск наилучших средств и способов в формировании личности младшего школьника, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.

Объект – учащиеся 2003-2004 года рождения

Субъект – администрация школы, учитель начальных классов, педагог-

психолог Шипулина Л.Г., библиотекарь Аветисова Н.Н.

Предмет исследования : деятельность МОУ Г№ 5 по формированию

комплексной, целенаправленной работы по экологическому воспитанию и развитию талантливой личности, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

4. Гипотеза, цель и задачи инновационного проекта «Юный Эколог»

Гипотеза – систематическая работа с младшими школьниками по экологическому воспитанию в рамках инновационного проекта «Юный эколог» способствует:

Формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов;

Повышению уровня знаний младших школьников;

Углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе.

Цель : создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.

Задачи:

Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях

природных явлений, единстве живой и неживой природы, нормах и

правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей

жизнедеятельности;

Развитие таланта и способностей как особой ценности,

формирование здорового образа жизни учащихся;

Развитие потребности в необходимости и возможности решения

экологических проблем, доступных младшему школьному возрасту,

стремления к активной практической деятельности по охране

окружающей среды;

Воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

5.Основные принципы содержания программы:

Принцип единства сознания и деятельности;

Принцип наглядности;

Принцип личностной ориентации;

Принцип системности и целостности;

Принцип экологического гуманизма;

Принцип краеведческий;

Принцип практической направленности.

6 . МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «Юный Эколог».

Координацию деятельности по реализации инновационного проекта осуществляет администрация школы. Главными исполнителями проекта являются:

    зам. директора по начальным классам;

    учитель начальных классов;

    учитель физической культуры;

    медицинская сестра;

    педагог-психолог;

Исполнители организуют и поводят мероприятия по реализации инновационного проекта «Юный Эколог».

7.Этапы реализации инновационного проекта «Юный Эколог»

1 этап – 2010-2011год. Разработка проекта и организация работы

2 этап – 2011-2013год. Практический. Реализация инновационного

проекта «Юный Эколог»

3 этап -2014 год. Анализ и обобщение опыта

Исходя из цели и задач инновационного проекта «Юный Эколог» определены направления деятельности МОУГ № 5

Патриотическое

Эколого-краеведческое

Нравственное и семейное

Социальное и интеллектуальное

Художественно-эстетическое

Трудовое и природоохранное

Спортивное

Патриотическое направление: воспитать любовь к родному краю

Эколого-краеведческое направление : сформировать у детей экологическое сознание

Нравственное и семейное направление: воспитать любовь к дому, родителям, близким

Социальное и интеллектуальное направление: воспитывать на лучших традициях школы, создать традиции своего класса

Художественно-эстетическое направление : сформировать нравственную, духовно-развитую личность, способную к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте

Трудовое и природоохранное направление: приобщить к духовно-нравственным ценностям

Спортивное направление : сформировать у детей ценностное отношение к здоровому образу жизни

Направления инновационного проекта

Основные мероприятия

Сроки реализации

Ответственные исполнители

1.1. Патриотическое направление

1.1.1. Экскурсионная работа

Школьный музей «Выпускники школы – защитники Отечества»

Городской музей

Памятные места г. Апшеронска и Апшеронского района

1.1.2. Благотворительные

«Мы все хотим в школу»

«Ветеран»

«Любить свой город – значит быть ему полезным»

«Спешите делать добро»

1.1.3.Классные часы:

«Апшеронск – город будущего»,

«Письмо ветерану»

1.1.4 Операция «Сохраним планету чистой»

1.1.5Выставка детских рисунков на экологическую тему:

«Давайте сохраним планету».

сентябрь, май

сентябрь

февраль, май

сентябрь

1 четверть

1 четверть

Эколого-краеведческое направление

2.1.1 Экскурсионная работа.

Экскурсии на местные промышленные предприятия, службы благоустройства

2.1.2.Туристический слет «Экологическая тропа»

2.1.3.Экологическая

викторина

2.1.4Диагностика экологического сознания (анкеты, тесты, опросы)

2.1.5Выставка детских рисунков на экологическую тему

2.1.6.Экологическая акция «Сделаем планету чище»

2.1.7.Экологические классные часы

«Заповеди леса»

«Редкие растения и животные»

«Кто в лесу живет, что в лесу растет?»

«Прогулки в Природоград» «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья» «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля»

«Охрана природы – твоя обязанность»

«Эта хрупкая планета»

«Страницы любопытных фактов»

«Природа родного края»

2.1.8.Музей истории школы: музейные уроки «Экология края»

2.1.9. Экологический всеобуч «Как воспитать любовь к природе»

2.1.10 Создание классного календаря природы

2.1.11 Музей истории школы: музейные уроки «Экология края»

1 раз в четверть

1 четверть

1 раз в четверть

1 раз в неделю

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

2 четверть

1 четверть

сентябрь

3 четверть

Аветисова Н.Н.

Шипулина Л.Г.

3.1.Нравственное и семейное направление

3.1.1.Диагностика (анкеты, тесты, опросы, рисунки)

3.1.2.Участие в ярмарке:

«День матери-казачки на Кубани»

3.1.3.Родительский всеобуч «Домашняя экология».

3.1.4.Выставка детских работ «Город будущего»

3.1.6 Фоторепортаж: «Увлечения моей семьи»

3.1.5.Классные часы:

«Правила поведения в обществе»

«Мои увлечения»

«Про великих и знамениты

3.1.6.День именинника

3.1.7.Экскурсионная работа «Где работают наши родители»

3.1.8. «Азбука Юного Эколога»

1 раз в четверть

3 четверть

1 раз в четверть

4 четверть

4 четверть

1 раз в четверть

1 раз в четверть

4.1.Социальное

интеллектуальное направление

4.1.1.Создание классного архива (фото, видеоматериалы)

4.1.2.Посещение школьного музея, изучение истории школы

4.1.3.Создание классной библиотеки, выставка энциклопедической литературы

4.1.4.Диагностика уровня воспитанности

4.1.5.Составление психологического паспорта класса

4.1.6.Встречи с выпускниками школы

4.1.7.Написание рефератов, докладов

4.1.8.Диагностика интеллектуального развития и социальной адаптации

4.1.9.Музейные уроки и тематически занятия «Наши истоки»

В течение всего времени

1 раз в четверть

2 раза в год

сентябрь, май

1 раз в четверть

музейные уроки и тематические занятия «Выпускники школы – защитники Отечества», «Учителями славится Россия» и др.

5.1.Художественно-эстетическое направление

5.1.1.Детские выставки творческих работ

5.1.2.Посвящение в друзья природы

5.1.3.Посещение театров, музеев, выставок

5.1.4.Библиотечные уроки

5.1.5. Проведение уроков прикладного творчества

5.1.6. Участие в краевых, зональных и районных фестивалей, конкурсах казачьей культуры

5.1.7.Музейные уроки: «Мастера города и района»

1 четверть

1 раз в четверть

6.1 Трудовое и природоохранное направление

6.1.1. Работа по благоустройству школы и ее территории

6.1.2. Организация дежурства в классе

2.1.2. Экологическая акция «Школьный двор»

2.1.3.Экскурсионная работа

Экскурсии по городу, району, краю

2.1.4.Экологическая акция «Сад на окошке»

2.1.5.Туристический слет «Экологическая тропа»

2.1.6.Выставка детских рисунков на экологическую тему

2.1.7.Экологическая викторина

2.1.8.Выставка детских работ «Очень умелые ручки»

2.1.9.Экологическая акция «Сделаем планету чище»

2.1.10Диагностика экологического сознания (анкеты, тесты, опросы)

2.1.11.Экологический классный час «Живи земля»

7.1.Спортивное направление

7.1.1.Спортивные соревнования

7.1.2.Классные часы:

«Твой режим дня»

«Что дает спорт человеку»

«Будьте здоровы»

7.1.3.Спортивные праздники

7.1.4.Туристические слеты

7.1.5 Музей истории школы: музейные уроки и тематические занятия «Спортивные достижения нашей школы»

«Выпускники школы – спортсмены»

7.1.6. Видеолекторий:

познавательные программы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

7.1.7. Фестиваль спортивной песни.

7.1.8. Военизированные и спортивно-развлекательные игры.

В течение всего времени

1 раз в четверть

В течение всего времени

4 четверть

2 четверть

Направление «Экология природы»

Цель

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Формы работы с классом

Общение с природой

Экологические игры

Классные часы, беседы

Работа с семьёй

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы. Конкурс экологических сказок

Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна.

Лесная аптека.

Знатоки природы.

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные»

«Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов»,

«Природа родного края Музей истории школы: музейные уроки «Экология края»

Экологический всеобуч:

«Как воспитать любовь к природе»,

Экологические акции «Чистый микрорайон», «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе»

Будь настоящим другом природы.

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Направление «Экология здоровья»

Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи

Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций

Формы работы с классом

Творческие дела

Экологические игры

Классные часы, беседы

Работа с семьёй

Организация дежурства в классе,работа по благоустройству школы и ее территории

Акции «Дети и дорога»

активные игры на воздухе, подвижные игры на переменах,«Веселые старты». Военизированные и спортивно-развлекательные игры.

Конкурс «Спортсмен года».

Спортивная мозаика. Фестиваль спортивной песни.

«Как стать Нехворайкой», «Твой режим дня»,

«Что дает спорт человеку»,

«О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке»,

«Будьте здоровы»,

«Труд человека кормит, а лень портит»

«Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком»

Спортивные секции: футбол, волейбол, легкая атлетика.

Музей истории школы: музейные уроки и тематические занятия «Спортивные достижения нашей школы», «Выпускники школы – спортсмены» и др.

Видеолекторий:

познавательные программы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»,

Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

Походы выходного дня.

Заповеди

Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом.

Предполагаемый результат

Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

Направление «Экология души»

Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника

Задачи

Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира. Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире. Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души».

Формы работы с классом

Творческие дела

Экологические игры

Классные часы, беседы

Работа с семьёй

Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады. Смотр-конкурс дидактических спектаклей.

Инсценировка песни на экологическую тему.

Рассвет Победы.

Праздник «За честь школы».

Деятельность органов детского самоуправления.

Библиотечные уроки

«Герб и флаг России», «Защитники земли русской»,

«Правила поведения в обществе»,

«Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?»,

«Мои увлечения», «Про великих и знаменитых»,

«Слово о родном крае».

«Люблю тебя, мой край родной»,

«Моя родословная», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «В мире профессий», «Ребенок и его права»,

Встречи с интересными людьми. Музей истории школы: экскурсии; поисковая работа; встречи с ветеранами, с интересными людьми; музейные уроки и тематические занятия «Наши истоки», «Выпускники школы – защитники Отечества», «Учителями славится Россия» и др.

Открытые занятия кружков и секций. «Школа выходного дня».

Совместная организация клубной деятельности. Посещение театра, выставок.

Заповеди

Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе.

Предполагаемый результат

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.

Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.

План работы

Месяц

Сентябрь

Утренник «Мир вокруг нас» Театрализованное представление на экологическую тему: «Новые приключения Маши и Вити». Работа над проектом «Мое дерево». Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». Путешествие по экологической тропинке.

Беседа «Перелетные птицы. Их охрана». Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет. Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц). Экскурсия «Удивительное рядом». Фенологические наблюдения «Осенние явления».

Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека. Утренник «В гостях у жителей подводного царства». Опыт «Волшебница вода».

Утренник «Здравствуй, гостья - зима». Конкурс рисунков «Снежные узоры».

Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой».Работа над проектом «Мое дерево». Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму». Операция «Синица» - изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. Экскурсия «Следы. Фенологические наблюдения.»

Дидактическая игра «Первоцветы. Узнай растение по листу». Беседа «Встреча пернатых друзей». Конкурс «Птичий КВН». Очистка аллеи от сушняка.Опыт со срезанными ветками.

Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране.» Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране. Экологическая игра «Пестрый мир насекомых».

Игра-путешествие «По лесным тропинкам». Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора. Лекарственные растения.

8.Оценка эффективности реализации инновационного проекта «Юный Эколог»

9.Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

Планета Земля – наш большой дом;

Влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;

Самоценность любого организма;

Разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

Условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и

Позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

Способы сохранения окружающей природы;

Экологически сообразные правила поведения в природе;

Учащиеся должны уметь:

Выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

Применять теоретические знания при общении с живыми организмами

и в практической деятельности по сохранению природного окружения и

своего здоровья;

Заботиться о здоровом образе жизни;

Осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей

Проявлять нетерпимость к экологически неграмостным поступкам и

действиям;

Выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной

деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления

10.Значение ожидаемых результатов для развития образовательной системы

Создание системы работы школы по обучению и воспитанию детей с углубленным изучением родного края

Разработка новых форм и методов работы с детьми, направленных на изучение родного края

Обобщение и распространение передового опыта работы школы по углубленному изучению кубановедения

Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №6»

Проект

«Юный эколог»

Организовала и провела

учитель 2 класса

Лексина Светлана Николаевна

2010-2011 уч. год
Проект «Юный эколог»

Цели и задачи:

Подвести итоги работы экологического отряда по проекту «Юный эколог»;

Продолжать формировать экологическую культуру младших школьников

Воспитывать любовь к природе, желание быть ее защитниками
Оборудование и оформление: на доске надпись: планета «Любимый школьный островок», правила друзей природы, эмблема планеты; презентация-проект «Юный эколог», глобус, фонограмма, для сценки – мусорный мешок, савок, метла, экологические листовки.

1 слайд

Учитель. Мы сегодня проводим итоговое заседание экологического кружка, где предлагаем вашему вниманию проект «Юный эколог». Проект выбран не случайно. Несколько ребят прочитали отрывки из сказки Антуана де Сент Экзюпери « Маленький принц». Судьба Маленького принца и его планеты не оставила равнодушным ни одного ребёнка. Дети решили также стать заботливыми хозяевами своей планеты. В этот момент руководство школы предложило нам организовать работу экологического кружка, где мы решили и реализовать свой проект. Работа над проектом проходила в три этапа (подготовительный, основной и заключительный).

Подготовительный этап

2 слайд

На подготовительном этапе была разработана программа кружка, которая помогла нам в реализации проекта. Создавая этот проект, перед нами ставилась

цель: формирование экологической культуры личности младшего школьника, создание рабочего экологического отряда школы.

Вначале проекта ребятами были обозначены проблемы планеты Земля. Дети определили, какой вред человек наносит природе. Ребята, давайте еще раз вспомним о каком вреде человека мы говорили:

Вырубает леса, осушает большие территории;

Загрязняет почву мусором, который не разлагается;

Уничтожает много животных и растений;

Загрязняет водоемы и воздух

3 слайд

Перед ребятами обозначилась проблема - « Как сделать свою планету лучше?»

Учащиеся « вживались» в проблему, ставили перед собой цели, отвечая на следующие вопросы

Что мы хотим сделать? (Чему научиться, кому помочь, какими стать?). Ребята, вспомните, пожалуйста, что вы хотели и что хотите еще сделать для своей планеты. (Ответы детей)


  • Я хочу сделать свою планету чище, добрее. (Хочу научиться быть добрее,
отзывчивее, приходить на помощь тем, кто нуждается.)

  • Я хочу, чтобы моя планета всегда « улыбалась»
(Земля- наш общий дом. Все должны заботиться о своём доме. Чем больше теплоты и добра отдашь другому, тем больше тебе вернётся.)

  • Я хочу, чтобы моя планета была самой красивой и цветущей. (Хочу научиться выращивать комнатные цветы и дарить их людям. Пусть в каждом доме станет чуточку уютнее и красивее.)
4 слайд

Дети должны были:

Цель проекта: «открыть» свою «Планету» и стать её заботливыми хозяевами.

Итак, проблема обозначена, цель и задачи поставлены. Необходимо было выбрать эмблему для своей планеты
5 слайд

Какую «планету» я выбираю?

Детям были предложены три варианта названия планет и эмблем:

Планета « Любимый школьный островок»

Планета « Улыбка цветов и друзей»

Планета «Добрых дел»

Ученик. Мы выбрали Планету «Любимый школьный островок», так как вся работа велась

на базе школы и в микрорайоне школы. Островок школы представлен в виде сердца, которое нам так близко и дорого: жёлтый - цвет солнца, зеленый-цвет жизни, синий - чистота и прозрачность воздуха и водоёмов.

6 слайд

У-к. Чтобы стать настоящими хозяевами своей планеты нас посвятили в юных экологов, где дана была настоящая клятва защитников своей планеты и повязаны галстуки.

У-ль Когда совершили этот обряд

У нас в школе получился такой отряд. (Дети встают около доски)

Давайте вспомним нашу клятву.

7 слайд

Я – воспитанник объединения «Юный эколог», юный любитель природы, преклоняюсь перед богатством и красотой лесов, лугов, полей, рек, озер и морей! Чтобы вырасти здоровым и крепким, торжественно клянусь быть достойным другом и защитником природы, бороться с загрязнением окружающей среды, заниматься очищением и озеленением Земли!

Клянусь, что никогда не отступлю от своих принципов и не предам своих друзей! Клянусь! Клянусь! Клянусь!
У-ль. Все ли вы исполнили в чем клялись в самом начале нашего проекта? (Да) А сейчас еще раз поклянемся нашей планете в бережном к нейотношении. (Клянусь! Клянусь! Клянусь!)
8 слайд

У-ль. На подготовительном этапе нашего проекта мы выпустили отрядный уголок с девизом и гимном юных экологов
9,11 слайды Девиз и гимн

Командир.

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою!
К. Отряд! Наш девиз!
Все пройдем – леса и горы,

Путь наш труден и тенист.

Охранять природу будем:

Каждый кустик, каждый лист!
К. Отрядную песню запевай!
Гимн на мотив песни «Вместе весело шагать»

Ну зачем, скажите, нам губить природу,

Губить природу, губить природу!

Ведь не станет жить нам лучше год от года,

Год от года, год от года!

А цветы, трава, деревья, реки, птицы-

Все в природе на века пусть сохранится.

Очень многое зависит лишь от нас,

И поэтому всем вам даем такой наказ…

Позаботьтесь вы о тех, кто беззащитен,

И, конечно, нашу Землю берегите!

Пусть рассвет встречает небо голубое-

Будет легче на Земле нам жить с тобою!

(Дети садятся)
10 слайд

Основной этап

У-ль. На основном этапе выстраивался алгоритм наших действий, ведущих к достижению поставленных целей. Этот алгоритм представлен в виде карты с условными обозначениями о наших добрых делах.
12 слайд

Карта наших добрых дел. По этой карте велась вся наша работа на основном этапе нашего проекта. Это каждое конкретное важное дело - шаг, который приближал нас к намеченной цели: уход за комнатными растениями, открытие птичьей столовой, экологические рейды, уборка снега, уборка мусора, экологические праздники.
- оранжерея на окне (уход за комнатными растениями)
У-к. Комнатные растения – наши друзья. Они не только радуют нас своей красотой, но и могут помочь нам справиться с болезнью. Мы постарались узнать как можно больше лекарственных комнатных растений и научились ухаживать за ними.

У-ль. Давайте вспомним лекарственные растения, о которых мы с вами говорили

(Дети перечисляют растения и рассказывают о их полезных свойствах)

Фиалка душистая поможет при ангине

Хлорофитум прекрасно очищает воздух от пыли

Гибискус помогает при язвах и фурункулах

Дихоризандра хорошо лечит кожные болезни

Алоэ применяется при заболеваниях глаз

Сансевиерия Теплый сок из листьев этого растения закапывают в уши
- открытие птичьей столовой , еженедельная проверка наполняемости кормушек
У-ль. Ребята, кто из вас может рассказать, как мы с вами открывали птичью столовую? (Рассказ ребенка)
Песня «Воробьиная песенка»
- экологические рейды с распространением листовок о призыве жителей микрорайона к чистоте и порядку

У-ль. Как мы проводили рейды? Расскажите. (Рассказ ребенка, один из учеников раздает листовки присутствующим зрителям). И мы вас сегодня призываем к чистоте и порядку в ваших микрорайонах.
- уборка снега, уборка мусора
У-ль. Кто может рассказать, как мы проводили наши средники и субботники?

У-ки. Мы не скажем, мы покажем!
Сценка «Сэр Мусэр»
Под музыку появляется Сэр Мусэр

Я, Сэр Мусэр известный, я весел, я богат
И обо мне повсюду, повсюду говорят.
Моя одежда в золоте, ботинки - в серебре.
Мои владенья в каждом доме и дворе.
Все, кто мусор повсюду бросает,
Здоровья и радости мне прибавляет.

(Под музыку появляется вся свита, едят конфеты, пьют сок и упаковки бросают на пол.)

Сэр Мусэр:

Пришли прислужники мои,
Они со мной, как свои!
Как не любить таких ребят!
Повсюду мусор, как я рад!

(С другой стороны сцены появляются юные экологи. В руках веники, совки, метелки для мусора, начинают убирать мусор. Прислужники убегают)

1 эколог:

А мы, юные экологи, мусор убираем!
Мы бумажек не бросаем.
2 эколог
Двор аккуратно уберем
И чисто-чисто подметем.
3 эколог
Нам по душе чистота!
У нас во дворе красота.

(Замечают сэра Мусэра и его свиту.)

1 эколог

Мы с чистотой, порядком дружим,

А мусор нам совсем не нужен.

2 эколог (подступая к сэру Мусэру):

Мы его сейчас разденем
И ничуть не пожалеем.
Ну-ка, сэр Мусэр, держись -

Лучше с нами не борись.

(дети снимают с сэра Мусэра и его свиты все украшения и складывают в мусорный мешок.)

Сэр Мусэр (в ужасе):

Ой, не трогайте меня!
Где же вы, мои друзья!
Ни подмоги, ни поддержки -

Потерял свою одежду,
Потерял свое богатство -

Как бы мне куда податься?

(Убегает вместе со свитой, приговаривая.)
Ну, ничего мы отыщем приют,
Мусора много - весь не уберут.
Есть еще в городе нашем дворы,
Где мы дождемся лучшей поры.

(экологи остаются на сцене и разбирают мусор, сложенный в мешок)

1 эколог

Бумага - не мусор

Положим в мешок.

Пусть людям послужит она новый срок.

Из макулатуры получаются новые книги и тетради.

2 эколог

Для яблочных ОГРЫЗКОВ местечко мы найдем,

Отходы пищевые на школьный огород снесем.

Яичная скорлупа, овощные очистки- всё это перегниёт и превратится в хорошую питательную землю.

3 эколог (отобрав пластмассовые стаканчики)

Мы вырастим в этих стаканах рассаду,
Зеленные дорожки разобьем по саду.

Чтоб воздух чистым был,

Здоровье наше не губил
Эколог

В природе нет мусора, нет отходов,

Давайте учиться, друзья, у природы.

Хором

Всех приютила наша планета,
Только для мусора места здесь нету.
Дом наш природный не погубите!
Сэра Мусэра в шею гоните. (Из-за кулис выглядывает сэр Мусэр, пробегает, за ним гонятся экологи.)

-экологические праздники

У-ль. Члены экологического отряда не только хорошо работали, но и весело проводили свой досуг. Это тоже являлось одним из шагом к достижению нашей цели.
17 слайд

На основном этапе экологического проекта хорошо проявилось творчество кружковцев:

Мини-доклады о комнатных растениях;

Конкурсы рисунков «Моя планета», «Житель Красной книги»

Сочинения (мысли о будущем своей планеты, что еще нужно сделать для того, чтобы она стала лучше)

Изготовление книжек-малышек о домашних питомцах

Песня «Веселая зверобика»
Тихо звучит музыка . Дети стоят перед глобусом

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги!

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус-шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «-Сберегу,

Я сберегу вас, сберегу!»
Заключительный этап

У-ль. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед людьми. Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас. «Пошаговое» выполнение « своих важных добрых дел» при осуществлении плана действий постепенно подвело нас к этапу подведения итогов.

Стали ли мы заботливыми хозяевами своей планеты? (Да) Что мы должны продолжать делать, чтобы наша планета оставалась всегда цветущей и красивой?

(Дети передают друг другу мяч-глобус и произносят свои пожелания)

Не топтать и не рвать цветы. Расчищать родники. Сажать цветы и кустарники. Не ловить бабочек. Убирать мусор. Заботиться о птицах. Защищать братьев наших меньших. Бороться с нарушителями природы. Не разорять птичьи гнезда. Не разорять муравейники. Не забирать из леса домой животных. Не шуметь в лесу. Не засорять водоемы. Не вырезать надписи на деревьях. Не отрывать лапки насекомым и т.д.
19 слайд

У-ль. Все ли пожелания вы назвали? Что еще необходимо делать, особенно вам, как отряду юных экологов? (Бороться с нарушителями природных законов) Итак, чего мы добились? Что мы смогли сделать на маленьком островке нашей планеты?
Вывод. Мы смогли сделать нашу планету лучше!
Песня «Доброта»

20 слайд

Давайте будем

Беречь планету,

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?
На этом итоговое заседание кружка «Юный эколог» подошло к финальной точке. Огромное спасибо всем за внимание.

Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).

Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.

Принципы реализации программы:

· постепенное наращивание объема материала;

· первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;

· продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;

· широкое использование разных видов практической деятельности;

· подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.

В программу включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО, а именно:

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

​ В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение.

«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов.

Раздел 1 - элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.



Разделы 2, 3 - познание собственно экологических законов природы - жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле.

Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

Экологические знания - не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

22 вопрос 22. Концепция экологического образования дошкольников Н.А. Рыжовой.

Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа » (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.



Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе – растениям, животным и экосистеме леса, два – взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение – разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором написаны экологические сказки, придуманы»письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №6»

Проект

«Юный эколог»

Организовала и провела

уч. год

Проект «Юный эколог»

Цели и задачи:

Подвести итоги работы экологического отряда по проекту «Юный эколог»;

Продолжать формировать экологическую культуру младших школьников

Воспитывать любовь к природе, желание быть ее защитниками

Оборудование и оформление: на доске надпись: планета «Любимый школьный островок», правила друзей природы, эмблема планеты; презентация-проект «Юный эколог», глобус, фонограмма, для сценки – мусорный мешок, савок, метла, экологические листовки.

1 слайд

Учитель. Мы сегодня проводим итоговое заседание экологического кружка, где предлагаем вашему вниманию проект «Юный эколог». Проект выбран не случайно. Несколько ребят прочитали отрывки из сказки Антуана де Сент Экзюпери « Маленький принц». Судьба Маленького принца и его планеты не оставила равнодушным ни одного ребёнка. Дети решили также стать заботливыми хозяевами своей планеты. В этот момент руководство школы предложило нам организовать работу экологического кружка, где мы решили и реализовать свой проект. Работа над проектом проходила в три этапа (подготовительный, основной и заключительный).

Подготовительный этап

2 слайд

На подготовительном этапе была разработана программа кружка, которая помогла нам в реализации проекта. Создавая этот проект, перед нами ставилась

цель: формирование экологической культуры личности младшего школьника, создание рабочего экологического отряда школы.

Вначале проекта ребятами были обозначены проблемы планеты Земля. Дети определили, какой вред человек наносит природе. Ребята, давайте еще раз вспомним о каком вреде человека мы говорили:

Вырубает леса, осушает большие территории;

Загрязняет почву мусором, который не разлагается;

Уничтожает много животных и растений;

Хлорофитум прекрасно очищает воздух от пыли

Гибискус помогает при язвах и фурункулах

Дихоризандра хорошо лечит кожные болезни

Алоэ применяется при заболеваниях глаз

Сансевиерия Теплый сок из листьев этого растения закапывают в уши

- открытие птичьей столовой , еженедельная проверка наполняемости кормушек

У-ль. Ребята, кто из вас может рассказать, как мы с вами открывали птичью столовую? (Рассказ ребенка)

Песня «Воробьиная песенка»

- экологические рейды с распространением листовок о призыве жителей микрорайона к чистоте и порядку

У-ль. Как мы проводили рейды? Расскажите. (Рассказ ребенка, один из учеников раздает листовки присутствующим зрителям). И мы вас сегодня призываем к чистоте и порядку в ваших микрорайонах.

- уборка снега, уборка мусора

У-ль. Кто может рассказать, как мы проводили наши средники и субботники?

У-ки. Мы не скажем, мы покажем!

Сценка «Сэр Мусэр»

Под музыку появляется Сэр Мусэр

Я, Сэр Мусэр известный, я весел, я богат
И обо мне повсюду, повсюду говорят.
Моя одежда в золоте, ботинки - в серебре.
Мои владенья в каждом доме и дворе.
Все, кто мусор повсюду бросает,
Здоровья и радости мне прибавляет.

(Под музыку появляется вся свита, едят конфеты, пьют сок и упаковки бросают на пол.)

Сэр Мусэр:

Пришли прислужники мои,
Они со мной, как свои!
Как не любить таких ребят!
Повсюду мусор, как я рад!

(С другой стороны сцены появляются юные экологи. В руках веники , совки, метелки для мусора, начинают убирать мусор. Прислужники убегают)

1 эколог:

А мы, юные экологи, мусор убираем!
Мы бумажек не бросаем.
2 эколог Двор аккуратно уберем
И чисто-чисто подметем.
3 эколог Нам по душе чистота!
У нас во дворе красота.

(Замечают сэра Мусэра и его свиту.)

1 эколог

Мы с чистотой, порядком дружим,

А мусор нам совсем не нужен.

2 эколог (подступая к сэру Мусэру):

Мы его сейчас разденем
И ничуть не пожалеем.
Ну-ка, сэр Мусэр, держись -

Лучше с нами не борись.

(дети снимают с сэра Мусэра и его свиты все украшения и складывают в мусорный мешок.)

Сэр Мусэр (в ужасе):

Ой, не трогайте меня!
Где же вы, мои друзья!
Ни подмоги, ни поддержки -

Потерял свою одежду,
Потерял свое богатство -

Как бы мне куда податься?

(Убегает вместе со свитой, приговаривая.)
Ну, ничего мы отыщем приют,
Мусора много - весь не уберут.
Есть еще в городе нашем дворы,
Где мы дождемся лучшей поры.

(экологи остаются на сцене и разбирают мусор, сложенный в мешок)

1 эколог

Бумага - не мусор

Положим в мешок.

Пусть людям послужит она новый срок.

Из макулатуры получаются новые книги и тетради.

2 эколог

Для яблочных ОГРЫЗКОВ местечко мы найдем,

Отходы пищевые на школьный огород снесем.

Яичная скорлупа, овощные очистки - всё это перегниёт и превратится в хорошую питательную землю.

3 эколог (отобрав пластмассовые стаканчики)

Мы вырастим в этих стаканах рассаду,
Зеленные дорожки разобьем по саду.

Чтоб воздух чистым был,

Здоровье наше не губил

Эколог

В природе нет мусора, нет отходов,

Давайте учиться, друзья, у природы.

Хором

Всех приютила наша планета,
Только для мусора места здесь нету.
Дом наш природный не погубите!
Сэра Мусэра в шею гоните. (Из-за кулис выглядывает сэр Мусэр, пробегает, за ним гонятся экологи.)

-экологические праздники

У-ль. Члены экологического отряда не только хорошо работали, но и весело проводили свой досуг. Это тоже являлось одним из шагом к достижению нашей цели.

17 слайд

На основном этапе экологического проекта хорошо проявилось творчество кружковцев:

Мини-доклады о комнатных растениях;

Конкурсы рисунков «Моя планета», «Житель Красной книги»

Сочинения (мысли о будущем своей планеты, что еще нужно сделать для того, чтобы она стала лучше)

Изготовление книжек-малышек о домашних питомцах

Песня «Веселая зверобика»

Тихо звучит музыка . Дети стоят перед глобусом

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги!

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус-шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «-Сберегу,

Я сберегу вас, сберегу!»

Заключительный этап

У-ль. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед людьми. Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас. «Пошаговое» выполнение « своих важных добрых дел» при осуществлении плана действий постепенно подвело нас к этапу подведения итогов.

Стали ли мы заботливыми хозяевами своей планеты? (Да) Что мы должны продолжать делать, чтобы наша планета оставалась всегда цветущей и красивой?

(Дети передают друг другу мяч-глобус и произносят свои пожелания)

Не топтать и не рвать цветы. Расчищать родники. Сажать цветы и кустарники. Не ловить бабочек. Убирать мусор. Заботиться о птицах. Защищать братьев наших меньших. Бороться с нарушителями природы. Не разорять птичьи гнезда. Не разорять муравейники. Не забирать из леса домой животных. Не шуметь в лесу. Не засорять водоемы. Не вырезать надписи на деревьях. Не отрывать лапки насекомым и т. д.

19 слайд

У-ль. Все ли пожелания вы назвали? Что еще необходимо делать, особенно вам, как отряду юных экологов? (Бороться с нарушителями природных законов) Итак, чего мы добились? Что мы смогли сделать на маленьком островке нашей планеты?

Вывод. Мы смогли сделать нашу планету лучше!

Песня «Доброта»

20 слайд

Давайте будем

Беречь планету,

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?

На этом итоговое заседание кружка «Юный эколог» подошло к финальной точке. Огромное спасибо всем за внимание.

Выполнила: Семенихина Н.В. Воспитатель 1 кв. кат. Д.сад. №33 Киселевск 2016г.

Паспорт проекта

Тема проекта: «Юный эколог» .

Вид проекта: информационно-творческий.

Участники: дети 5-6 лет

Срок реализации проекта: один год

Проблема: зачем необходимо беречь и любить живую природу?

Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира.

Задачи:

  1. закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края;
  2. развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности;
  3. воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
  2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1 этап – подготовительный

(Выявление проблемы)

2 этап - основной

(Организация совместной работы детей и педагога над проектом)

3 этап – заключительный

(Подведение итогов)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Непосредственно – организованная деятельность:

НОД №1 «Царство животных» Приложение 1

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних .

НОД № 2 «Царство растений» Приложение 2

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительное царство – мир растений; ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком) .

Совместная деятельность по художественному творчеству «Будь природе другом!» (рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе) Приложение 3.

Чтение художественной литературы после сна.

  • Загадки о растениях и о животных. Приложение 4
  • Пословицы, поговорки о растениях и о животных. Приложение 5
  • Чтение: рассказа «Прогулка в лес» Т. А. Шорыгина, стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете» , рассказ «Девочки в лесу» по В.А. Сухомлинскому. Приложение 6
  • Дидактические игры. Приложение 7
  • Физкультминутки. Приложение 8
  • Презентация проекта – Выставка детских работ «Будь внимателен и осторожен к природе!»

Перспективно планирование

СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ

1-й блок. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений: «Осень» К.Д. Бальмонта, «Скучная картина» А.Н. Плещеева, «Листопад» И.А. Бунина, «Листопадничек» И.Соколова – Микитова, «Лес осенью» А.Твардовского.

Дидактические игры: «Времена года» , «Когда это бывает?» , «Сложи картинку» , «Такой листок, лети ко мне» .

Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.

2-й блок. Экскурсии в лес: «Золотая осень» .

Цель: познакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев различных деревьев. Начать знакомить с жизнью насекомых, птиц.

«Поздняя осень» .

Цель: уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать наблюдательность. Дать представления о семенах различных растений.

3-й блок. Беседа с детьми на тему «Как природа рисует красками» , рассматривание иллюстраций художников: И.Шишкина, И.Левитана, И.грабаря, К.Юона, К.Коровина, П.Трубецкого.

Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.

4-й блок. Прослушивание аудиозаписи А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года» . П.И. Чайковский: «Осенняя песня» , «Октябрь» .

5-й блок. Рассматривание гербария.

Цель: закрепить в памяти названия деревьев.

Дидактические игры: «С какого дерева листок» , «Не ошибись» , «К дереву беги» .

6-й блок. Занятия:

1. Развитие речи:

- «Учимся рассказывать по картине. И.Левитан «Золотая осень» .

Цель. Учить детей рассматривать картину в определённой последовательности; помогать им придумывать начало и конец рассказа; обогащать словарь детей; вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображённой художником.

- «Литературный калейдоскоп» .

Цель: помочь детям вспомнить стихотворения об осени; учить читать выразительно знакомые стихотворения.

2. Художественное творчество. - «Изготовление пластин, украшенных оттисками листьев растений» . Цель: вызвать эмоциональный отклик на красоту осенних листьев; заинтересовать возможностью надолго сохранить совершенство их формы, строения, запечатлев на декоративном панно; показать преимущества коллективной работы.

1- «Осень золотая» (рисование) .

Цель: учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой. Передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад; продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги; формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях) .

2- «Осенний лес» (рисование по мокрому слою: изготовление панно для украшения группы) . Цель: упражнять детей в использовании приёмов получения симметричного изображения путём складывания листа бумаги пополам и рисования по мокрому слою бумаги; развивать интерес к участию в коллективной работе.

3. Познание:

- «Уходит осень золотая» (итоговое занятие) .

Цель: совершенствовать экологические знания; уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе осенью; уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; развивать умение слушать литературные произведения, рассматривать картины художников; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве; воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций.

7-й блок. Музыкальное развлечение «Праздник осени» . Цель: закрепить знания о сезонных изменениях. Происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.

Взаимодействие с семьёй:

  1. Разучивание с детьми стихотворений.
  2. Беседы, чтение художественной литературы.
  3. Подбор иллюстраций, открыток, фото.
  4. Совместная ИЗО – деятельность с детьми (изготовление альбома с детскими рисунками «Времена года» ) .
  5. Помощь в организации и проведении экскурсий в осенний лес.
  6. Тематическая выставка «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье» .
  7. Консультация для родителей «Досуг с ребёнком на природе» .
  8. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
  9. Выставка «Осенняя фантазия» .

ДЕКАБРЬ – ФЕВРАЛЬ

1-й блок. Вводная беседа «Зимние приметы» .

Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

Цель: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.

Дидактические игры: «Письмо мальчику Почемучке» , «Ночное путешествие в канун Нового года» .

2-й блок. Экскурсия в зимний лес.

Цель: уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет; везде лежит снег, он серебрится на свету; ветер холодный; деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут (спят) . Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Закрепить умения находить и узнавать зимующих птиц:

воробья, сороку, ворону, синицу. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

Дидактические игры: «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигурок, зверьков»

Прогулки зимой.

3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание «зимних» пейзажей. Выставки – загадки.

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

Дидактические игры: «Времена года» , «Узнай по описанию» .

Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ – загадка о разных предметах и явлениях природы.

4-й блок. Чтение детям: Н.Сладков «Суд над декабрём» , В.Одоевский «Мороз Иванович» , С.Маршак «Двенадцать месяцев» , С.Иванов «Каким бывает снег» , Е.Трутнева «Первый снег» , Л.Чарская «Зима» , Р.Кудашева «Зимняя песенка» , Н.И. Сладков «Солнцеворот – январь – месяц» , Г.Скребицкий «Четыре художника» , «Зима» .

Заучивание стихотворений: И.Суриков «Зима» , А.Фёдоров «Мороз» , Л.Толстой «Декабрь» .

Дидактические игры: Какое время года?», «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год» .

5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский «Декабрь – Святки» «времена года» , В.Шаинский «Снежинки» , А.Внукова «Если снег идёт» .

6-й блок. Занятия:

1. Развитие речи:

- «Зимние развлечения» .

Цель: закреплять умение детей запоминать прочитанное; развивать речь детей, учить высказывать своё мнение; расширять представление детей о художниках, содержании их картин; упражнять в рисовании пейзажа на наклонной полосе.

- «Зимнее время года. Стихотворения о зиме»

Цель: формировать умение высказывать своё отношение к временам года; научить детей красиво вырезать снежинки; приучать честно выполнять правила игры.

- «Стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…» .

Цель: закреплять знания детей о временах года, о закономерности изменений в природе; упражнять в подборе определений, в изображении сюжета на всём листе; воспитывать умение прощать, признавать свои ошибки;; развивать пластику в движениях.

2. Художественное творчество.

- «Дети на прогулке зимой» (лепка) .

Цель: развивать умение детей вдвоём выполнять общую работу6 договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок. Их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движения персонажей.

- «Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?..» (аппликация) .

Цель: развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания; учить совмещать обрывание с вырезанием для получения красивого изображения; развивать навыки гармоничного размещения деталей композиции на листе бумаги; развивать творческую фантазию и воображение детей.

- «Волшебные превращения снеговиков» (лепка) .

Цель: упражнять детей в лепке снеговиков; побуждать путём изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных героев.

- «Рисование по стихотворению В.Приходько «Белый город» .

Цель: развивать воображение детей; побуждать создавать изображение на сюжет стихотворения; показать преимущества общей работы, объединив детские рисунки на большом листе бумаги.

- «На свете нет некрасивых деревьев» (рисование) .

Цель: развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Научить детей смешивать краски для получения разных оттенков цвета.

- «Времена года» (рисование) .

Цель: воспитывать у детей любовь к природе, желание её изображать, развивать эстетическое восприятие. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образов, настроения. Учить видеть характерные особенности разных времён года.

3-. Конструирование.

- «В зимнем лесу» (коллективная работа) .

Цель: совершенствовать навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Развивать творчество, воображение.

4. Познание:

- «Пройдёт зима холодная» (итоговое занятие) .

Цель: уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время года. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

5Взаимодействие с семьёй:

  1. Разучивание стихотворений с детьми о зиме.
  2. Выставка «Рассказы – загадки о сезонных явлениях» .
  3. Помощь в организации экскурсии в зимний лес.
  4. Консультация для родителей «Двигательная активность на прогулке в зимний период» .
  5. Изготовление кормушек для птиц.
  6. Выставка «Зимняя сказка» .
  7. Подбор художественной литературы о зиме для выставки.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: