Дыхание новорожденных. Особенности органов дыхания у новорожденных

Если посмотреть на ребенка и не разбираться в подробностях, то можно подумать, что это крошечное создание ничем не отличается от взрослого человека: само дышит, смотрит, слушает и так далее. Но на самом деле все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Любой специалист в медицине понимает и вам расскажет о том, что новорожденный имеет значительные отличия от взрослого и в той или иной ситуации их нужно учитывать.

У каждого крохи есть свои физиологические особенности, которые надо учитывать во время лечения, профилактики. Очень важно, чтобы родители имели хоть небольшие знания об организме ребенка. От этого будет зависеть то, насколько правильно будет осуществляться уход за малышом.

Особое внимание стоит обратить на органы дыхания, ведь все знают: без дыхания человек не может прожить более шести минут. Это же касается и новорожденного ребенка. Дыхательная система отвечает за насыщение организма кислородом и выведением углекислого газа, который вредит нашим органам.

Работа дыхательной системы у новорожденного ребенка

Работу дыхательной системы человека условно можно разделить на несколько этапов.
  1. Первый этап — это прохождение воздуха по верхним дыхательным путям, а именно по носоглотке, трахее, бронхам). По ним воздух попадает в легкие, в альвеолы где происходит непосредственно процесс газообмена. Кровь насыщается кислородом и несет его во все клетки организма, а отдает углекислый газ, который выходит наружу.

  2. Второй этап — это сам процесс газообмена. В кровеносных сосудах, которые в большом количестве находятся в нашем организме очень мало кислорода и очень много углекислого газа. После того, как процесс газообмена закончится, ситуация будет несколько другой: теперь в крови будет достаточное количестве кислорода для полноценного функционирования организма.
У новорожденных детей дыхательная система выполняет такие же функции, как и у взрослого человека. В то же время она обладает некоторыми особенностями и предрасположенностью к многим заболеваниям, которые могут легко начать развиваться в столь раннем возрасте.

Какие есть особенности у дыхательной системы новорожденного ребенка

У маленьких детей слизистые оболочки имеют намного больше секрета, чем вырабатывается у взрослого человека. Это может вызвать появление отеков, а поэтому многие новорожденные дети имеют затрудненное дыхание. Если у малыша не все в порядке с дыханием, то это отобразится на образе жизни крохи. Появятся большие проблемы с полноценным кормлением, а сон будет слишком беспокойным. Это вызвано тем, что ребенок в случае заложенности носа, не может самостоятельно дышать ртом, как это делают взрослые люди.

Особое внимание надо обращать на гортань ребенка. Если малыш страдает избыточным весом, то есть большой риск возникновения отека. Также в группе риска находятся новорожденные на искусственном вскармливании. Если у ребенка возник отек гортани, то нужно немедленно вызывать скорую помощь, в противном случае все может закончиться очень печально.

К анатомическим особенностям можно отнести узкие бронхи и трахей. Если у ребенка начнет развиваться воспалительный процесс в данной области, то тогда тоже надо начинать немедленное лечение. Иначе ребенок будет постоянно плакать и кроме проблем с дыханием у него могут возникать острые боли.

Также нужно понимать, что любое, даже простудное заболевание, может отобразиться на ушках крохи и вызвать воспаление среднего уха или отит. Такой поворот событий возникает из-за того, что евстахиева труба, которая соединяет носоглотку и среднее ухо имеет большой просвет, но при этом ее длина намного меньше, чем у взрослого человека.

Органы дыхания, осуществляющие постоянный обмен газами между организмом и окружающей средой, являются одной из важнейших жизнеобеспечивающих систем в человеческом организме. Непрерывное поступление в кровь кислорода, также как и постоянное выделение из крови углекислот газа, - основная функция дыхательной системы, без которой немыслима жизнь любого живого организма на Земле...

Работу дыхательной системы можно разделить на два основных этапа.

Первый - это проведение воздуха по верхним дыхательным путям (носу, носоглотке, гортани, трахее и бронхам) к легким, где в альвеолах осуществляется газообмен между воздухом и кровью: из воздуха в кровь поступает кислород, а из крови в воздух - углекислый газ.

Второй - собственно газообмен: в кровеносных сосудах, приносящих кровь к легким, циркулирует венозная кровь, бедная кислородом, но насыщенная углекислым газом, а от легких к тканям и органам устремляется кровь, обогащенная кислородом и освобожденная от углекислого газа.

Дыхательная система новорожденных детей, как и другие органы и системы, имеет целый ряд возрастных особенностей. Эти особенности, с одной стороны, обеспечивают необходимый для новорожденного режим работы системы дыхания, а с другой - обусловливают предрасположенность к осложнениям, характерным только для этого возраста.

Особенности дыхательной системы новорожденного

Слизистые оболочки верхних дыхательных путей новорожденного гораздо обильнее, чем в более старшем возрасте, снабжаются кровью, что создает предпосылки для развития отека. В связи с этим у новорожденных и детей первых месяцев жизни очень часто отмечается затруднение носового дыхания. Этому способствует и то, что у детей первых месяцев жизни носовые ходы анатомически узки. Поэтому у младенцев при развитии вирусного или бактериального насморка в первую очередь развивается резко выраженный отек слизистой носоглотки, вслед за чем начинается обильное истечение слизи. Эти симптомы, характерные для ринита в любом возрасте, у новорожденных и детей первых месяцев жизни выражены наиболее ярко, что усугубляется еще и тем, что малыши в этом возрасте еще не умеют дышать ртом. Поэтому при появлении воспалительного процесса в носоглотке у новорожденного ребенка резко нарушается сон и процесс кормления, - ведь для того чтобы обеспечить адекватное поступление воздуха в легкие при насморке, ребенок должен кричать.

  • Следует особо остановиться на возрастных особенностях гортани.У малышей имеющих избыточный вес, склонных к аллергическим реакциям, слизистая оболочка гортани в еще большей степени предрасположена к отеку. Поэтому у «пухленьких» малышей,находящихсянаискусственном вскармливании (именно они часто страдают лишним весом), часто развивается достаточногрозное осложнениепростудных и особенно вирусных заболеваний - ларингит со стенозом гортани. Вследствие отека закрывается значительная часть просвета гортани, и малышу трудно дышать. Это состояние требует экстренной медицинской помощи.
  • Анатомически узкими являются у новорожденных трахея и бронхи. Поэтому при возникновении воспалительного процесса в этой части дыхательной трубки у младенцев может достаточно быстро развиться дыхательная недостаточность вследствие затруднения поступления воздуха в альвеолы легких.
  • Между глоткой и внутренним ухом человека имеется так называемая слуховая (евстахиева) труба, основное значение которой заключаетсяв поддержаниипостоянства давления во внутреннем ухе. У малышей первых месяцев жизни евстахиева труба отличается тем, что имеет достаточно широкийпросвет приотносительно малой длине. Это создает предпосылки для более быстрого распространения воспалительного процесса из носо- и/или ротоглотки в полость уха. Именно поэтому отиты чаще случаются у детей раннего возраста, у дошкольников и школьников вероятность их возникновения уже меньше.
  • Еще одной важной и интересной особенностью строения органов дыхания у младенцев является то, что у них отсутствуют придаточные пазухи носа (они начинают формироваться только к 3 годам), поэтому у детей раннего возраста никогда не бывает ни гайморита, ни фронтита.
  • Легкие новорожденного развиты недостаточно хорошо. Рождается ребенок с легкими, альвеолы которых практически полностью заполнены амниотической жидкостью (околоплодными водами). Жидкость эта стерильна и в течение первых двух часов жизни постепенно выделяется из дыхательных путей, благодаря чему воздушность легочной ткани повышается. Этому способствует и то, что на протяжении первых часов жизни новорожденный ребенок обычно продолжительное время кричит, совершая глубокие вдохи. Но, тем не менее, развитие легочной ткани продолжается на протяжении всего периода раннего детства.

Первый вдох

Жизнь ребенка как самостоятельного организма начинается в тот миг, когда он совершает свой первый вдох. Происходит это сразу после рождения и пересечения пуповины, соединяющей его с материнским организмом. До этого на протяжении всего периода внутриутробного развития газообмен между организмом плода и окружающей средой осуществлялся посредством маточно-плацентарного кровообращения: плод получал артериальную кровь, обогащенную кислородом, и отдавал матери свою кровь, насыщенную углекислым газом. Но как только эта связь прерывается, происходит запуск сложного механизма, направленного на стимуляцию дыхательного центра новорожденного, расположенного в мозге.

Мощной стимуляции дыхательного центра способствует и то, что на протяжении последних часов родового акта плод испытывает умеренное кислородное голодание, нарастающее постепенно, вследствие чего в крови растет концентрация углекислоты. Именно этот фактор является одним из важнейших раздражителей, побуждающих новорожденного ребенка сделать глубокий вдох и громко закричать сразу после рождения.

Правильный уход – это важно!

Дыхание у новорожденных и детей первых месяцев жизни осуществляется в основном за счет сокращения диафрагмы - мышцы, отделяющей грудную полость от брюшной, в отличие от взрослых людей и детей старшего возраста, у которых в процессе дыхания также принимают участие межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса. Поэтому у младенцев функция дыхания страдает при проблемах, связанных с функцией пищеварительного тракта: при запорах, повышенном газообразовании, кишечных коликах происходит переполнение кишечника и увеличение его объема, что, в свою очередь, вызывает нарушение сократительной функции диафрагмы и, соответственно, затруднение дыхания. Поэтому так важно следить за регулярным опорожнением кишечника малыша, не допускать повышенного газообразования. Также очень важно не пеленать ребенка слишком туго: это ограничивает подвижность грудной клетки и диафрагмы.

Чтобы малыш не болел

Говоря об особенностях дыхательной системы новорожденных и детей первых месяцев жизни, следует особенно остановиться на вопросах профилактики заболеваний этих органов. Заболевания дыхательной системы занимают лидирующие позиции среди всех болезней раннего возраста. Что же нужно предпринимать родителям, чтобы их малыши как можно меньше болели простудными и вирусными ринитами, фарингитами, ларингитами и бронхитами?

Прежде всего, необходимо поддерживать здоровый микроклимат в помещении. Это подразумевает оптимальную температуру (23-24° С) и достаточную влажность воздуха. Особенно это актуально в зимний период, когда из-за отопления в помещении создаются условия, негативно сказывающиеся на органах дыхания человека любого возраста. Особенно уязвимые органы дыхания младенцев реагируют на эти негативные факторы в первую очередь. Повышенная температура и особенно сухость воздуха в обогреваемом помещении нарушают барьерную функцию слизистой носоглотки. Пересыхая, слизистая перестает эффективно сопротивляться проникновению вирусов и микробов. Поэтому нужно контролировать температуру воздуха в комнате, где находится ребенок, и при необходимости устанавливать в ней увлажнители.

Важно не закутывать ребенку лицо во время прогулок. Излишнее укутывание способствует тому, что слизистые дыхательных путей малыша развиваются в «тепличных» условиях. Поэтому случайное поступление в дыхательные пути холодного воздуха может стать причиной развития простудного заболевания.

Как уже говорилось выше, носовые ходы новорожденного ребенка анатомически узки, поэтому при проведении туалета необходимо регулярно освобождать их от корочек. Делать это надо с особой осторожностью при помощи ватного жгутика, а не ватных палочек, потому что слизистая новорожденного чрезвычайно нежна, уязвима и гораздо более обильно, чему взрослых, кровоснабжается - повреждение ее чревато обильным кровотечением и развитием воспалительного процесса.

При уже возникшем насморке необходимо регулярно освобождать полость носа от слизи с помощью груши (выпустить воздух из груши, ввести в нос малыша и дождаться, пока стенки груши расправятся) или специального приспособления, а при необходимости по назначению врача использовать сосудосуживающие капли в нос, помогающие избавить младенца от выраженного отека слизистой носоглотки и обеспечить адекватное поступление воздуха вдыхательные пути.

В периоды повышенной заболеваемости гриппом и ОРВИ нужно проводить профилактику этих заболеваний у всех членов семьи, ограничить визиты посторонних людей. Всем взрослым стоит провести вакцинацию от гриппа. Хорошей мерой профилактики вирусных заболеваний дыхательных путей является смазывание носа малыша противовирусными мазями (например, мазью ВИФЕРОН, ГРИППФЕРОН). Эти мази, кроме своего основного противовирусного действия, создают на слизистой носа защитную пленку, которая обеспечивает дополнительный защитный барьер на пути проникновения вирусов.

Основными мерами профилактики простудных и вирусных заболеваний органов дыхания являются грудное вскармливание и рациональный режим ухода за новорожденным. Грудное вскармливание обеспечивает постоянное поступление в организм новорожденного иммуноглобулинов матери, защищая малыша от большинства заболеваний. С первых недель жизни ребенка нужно уделять внимание закаливающим процедурам: проводить воздушные ванны, гигиенический массаж и гимнастику. Все эти процедуры способствуют лучшему развитию дыхательной мускулатуры, оптимизируют кровообращение (в том числе и в грудной клетке), укрепляют защитные силы организма.

Необходимы продолжительные прогулки с ребенком на свежем воздухе, регулярные (дважды в день) сквозные проветривания детской комнаты (в то время, когда там нет малыша).

Постарайтесь так организовать процедуру купания, чтобы ребенок полюбил ее: это прекрасная закаливающая процедура, кроме всего прочего положительно сказывающаяся на всем развитии ребенка, в том числе и на развитии его дыхательной системы.

Излишне говорить о том, что курение любого члена семьи негативно сказывается наорганизменоворожденного.Вдыхание даженичтожных концентрацийтабачного дыма вызывает нарушение двигательной функции ворсинчатого эпителия слизисто оболочки дыхательных путей, что влечет собой развитие склонности к затяжным и рецидивирующимринитам,трахеитам и бронхитам. Дети курильщиков значительно чаще страдают и аллергическими заболеваниями дыхательных путей, у них часты астматические бронхиты, в последующем развивающиеся в такое тяжелое заболевание, как бронхиальная астма.

Здоровье человека закладывается в период внутриутробного развития. А первый месяц жизни во многом предопределяет то, как реализуетсяпотенциал,заложенный внутриутробно. Поэтому мы должны прилагать все усилия для того, чтобы наши дети как можно реже болели: отсутствие простудных и вирусных заболеваний на первом году жизни ребенка - хороший фундамент для крепкого организма.

Как дышится крохе?

Даже при соблюдении всех мер предосторожности, свободном пеленании, обеспечении нормальной деятельности кишечника новорожденного дыхание ребенка первых месяцев жизни остается поверхностным.

Поверхностное дыхание недостаточно обеспечивает кислородом кров малыша, этот дефицит компенсируется за счет увеличения частоты дыхательных движений. Если у взрослых нормальной частотой дыхания является 18-19 дыхательных движений в минуту, у детей младшего возраста - 25-30, то у новорожденных - 40-60.

Новорожденный ребенок дышит часто, но и этой частоты может оказаться недостаточно - при таких нагрузках, как кормление и перегревание, частота дыхательных движений может возрасти. Если при этом нет затруднения дыхания, одышки, то учащение дыхания при подобных нагрузках является нормой. Важно следить за характером дыхания: если его учащение сопровождается дыхательными шумами, включением в акт дыхания вспомогательной мускулатуры, раздуванием крыльев носа и стоном, то это является явной патологией, о которой нужно немедленно сообщать врачу.

Многие мамы любят наблюдать, как спит новорождённый, слушать его дыхание. На интуитивном уровне они понимают, что от функциональности респираторной системы зависит многое. Нарушение дыхания опасно не только для здоровья, но и для жизни младенца. Ночное апноэ диагностируют даже у новорождённых, это состояние характеризуется задержкой дыхания. Пауза может быть кратковременной и длительной. О том, как выявить и лечить апноэ, оказать первую помощь при задержке дыхания пойдёт речь далее.

Виды дыхания у грудничков

Эмбрион начинает дышать, тренировать мышцы диафрагмы и грудной клетки ещё в утробе матери (во 2 триместре беременности). Его организм насыщается кислородом через плаценту. Когда ребёнок рождается, то во время первого вдоха его голосовая щель открывается, а лёгкие расправляются.

Врачи выделяют 4 вида дыхания у грудных детей:

  • Регулярный. Этот тип характеризуется равномерным дыханием, промежуток между вдохами одинаковый.
  • Нерегулярный. Интервал между вдохами неравномерный. Такой тип дыхания характерен для недоношенных детей.
  • Периодический. Этот тип дыхания характеризуется цикличностью, гиповентиляция (недостаточная внетилияция) чередуется с гипервентиляцией (чрезмерная вентиляция лёгких). Наблюдается кратковременная задержка дыхания не дольше 3 секунд.
  • Апноэ – это патологическое состояние, при котором временно прекращается дыхание из-за блокировки дыхательных путей или отсутствия сигнала, поступающего от мозга к дыхательным путям. Приступы апноэ длятся от 15 секунд и более, задержка дыхания может быть кратковременной, но с симптомами брадикардии (частота сокращений миокарда около 60 уд/мин). Если дыхание быстро восстанавливается, то апноэтический эффект относят к варианту нормы. Но длительная задержка дыхания опасна для жизни младенца.

При затяжном апноэ в крови скапливается углекислый газ, новорождённый может потерять сознание, его мозг повреждается, он отстаёт в развитии от других детей, но самый опасный исход – это смерть. Так как приступы апноэ чаще наблюдаются в ночное время, то родители могут вовремя не заметить нарушения дыхания.

Врачи разделяют следующие типы апноэ у новорождённых:

  • Центральное – это состояние, при котором дыхание прекращается из-за того, что перестаёт поступать сигнал от мозга к дыхательным мышцам.
  • Обструктивное – это заболевание, которое характеризуется многократными эпизодами гиповентиляции и апноэ вследствие блокировки дыхательных путей языком.
  • Смешанное – приступы апноэ провоцируют 2 вышеописанные причины.

Важно вовремя выявить недуг и обратиться к врачу.

Признаки апноэ

При длительной задержке дыхания (от 10 секунд и дольше), посинении кожных покровов (особенно участка вокруг рта), резком замедлении пульса (менее 100 уд/мин), необходимо обследоваться у педиатра.

Апноэ у детей проявляется следующими симптомами:

  • Преимущественно ротовое дыхание. Этот признак свидетельствует о том, что ребёнку не хватает воздуха, который поступает через нос.
  • Затруднённое глотание. Если младенцу тяжело глотать, то возможно причина в частичной блокировке дыхательных путей.
  • Энурез. Нарушение контроля над мочеиспусканием – это вторичный признак, который свидетельствует о расстройстве функциональности ЦНС.
  • Чрезмерная потливость. Обильное выделение пота у младенца тоже указывает на нарушение деятельности ЦНС.
  • Чрезмерное сужение и опускание груди при выдохе. Этот симптом свидетельствует о расстройстве дыхания.
  • Необычные позы во сне. Так младенец пытается компенсировать недостаток кислорода во время сна на спине, так как в этой позиции респираторные пути могут быть частично перекрыты. Как следствие, нарушается газообмен.

Таким образом, если респираторные движения отсутствуют (грудная клетка не двигается), проявляется брадикардия (пульс менее 60 уд/мин), синеет кожа на лице (особенно вокруг рта), то речь идёт об апноэ. Если приступ вызван блокировкой дыхательных путей, то возникает свистящее, шумное дыхание, которое напоминает храп.

Причины задержки дыхания

Как гласит статистика, апноэ возникает у 8 из 10 недоношенных детей. А поэтому в группу риска входят младенцы, которые появились на свет на 32 неделе беременности и с массой тела менее 2.5 кг. Это объясняется незрелостью ЦНС ребёнка. Чем выше степень недоношенности, тем больше вероятность респираторных расстройств во сне.

Апноэ у детей провоцируют следующие заболевания:

  • Расстройство пищеварения, которое характеризуется проникновением содержимого желудка назад в пищевод.
  • Врождённые сердечные аномалии с развитием функциональной недостаточности сердца.
  • Воспаление оболочек мозга.
  • Эпилепсия – это заболевание головного мозга, которое сопровождается приступами судорог.
  • Кислородное голодание с избытком углекислого газа в крови.
  • Инфекционные заболевания (воспаление лёгких, заражение крови).

В таком случае речь идёт о позднем апноэ, которое проявляется у новорождённых в возрасте 6 месяцев.

Чтобы выявить причины респираторных расстройств проводят комплексное обследование:

  • биохимический анализ крови;
  • исследование крови на глюкозу;
  • анализ крови на витамины и микроэлементы;
  • УЗИ головного мозга;
  • рентгенологическое исследование грудной клетки;
  • электроэнцефалограмма мозга.

Для выявления гастроэзофагеального рефлюкса исследуют пищевод.

Методы лечения

Если новорождённый недоношенный, то его помещают в специальный инкубатор, который устанавливают в отделении интенсивной терапии. Там его подключают к монитору и контролируют показатели жизненно важных функций (частота дыхательных движений, сокращений миокарда и т. д.). При наступлении критической ситуации персонал оповещается с помощью звукового сигнала. Врач определяет какую помощь нужно оказать ребёнку.

Виды реанимации при апноэ у детей:

  • Стимуляция предполагает тактильный контакт: потряхивания, удары по телу пальцем, щекотание ног и т. д. Для этих целей применяют инкубаторы с водными матрасами или опцией вибрации. Решение об их использовании принимает врач.
  • Маски для дыхания. При задержке дыхания, которые повторяются от 2 раз за 60 минут, применяют маски или мешки для реанимации. Искусственная вентиляция лёгких – это крайняя мера по восстановлению газообмена между окружающим воздухом и лёгкими. Маски для сипап терапии поддерживают давление воздуха в дыхательных путях, применяют прибор только по назначению доктора.
  • Медикаменты. Лекарственные средства назначают только после установления причины заболевания. Для лечения недоношенных детей с апноэ тоже используют медпрепараты. Решение о выборе медикамента и дозе принимает лечащий врач.
  • Ликвидация причин, которые провоцируют задержку дыхания. Апноэ могут спровоцировать полипы в носу, увеличенные миндалины, патологии нижней челюсти или расстройства функциональности сердца и сосудов. В таких случаях врач устраняет первопричину, после которой нормализуются респираторные функции.

В любом случае при возникновении характерных симптомов у грудного ребёнка необходимо обратиться к педиатру.

Первая помощь

Одно дело, если состояние младенца контролируют врачи, но совсем другое, если родители обнаруживают синеющего ребёнка в кроватке. Чтобы предотвратить смерть новорождённого от удушья, необходимо оказать ему первую помощь:

  1. Младенца берут на руки, смотрят на время и начинают его приводить в чувство. Для этого пальцами проводят по спинке снизу вверх, потом щекочут стопы. Одновременно родных просят вызвать бригаду скорой помощи.
  2. Верхние и нижние конечности, а также уши растирают, ребёнка обрызгивают холодной водой.
  3. Если новорождённый не очнулся, то делают искусственное дыхание. Для этого младенца нужно уложить на спинку, поверхность должна быть твёрдой и ровной. Головку слегка запрокидывают, губами обхватывают рот, и в нос ребёнка неторопливо вдыхают воздух. Объём лёгких малыша меньше, чем у взрослого, а поэтому важно не перестараться. Если дыхание не восстановилось, то проводят ещё 5–7 вдохов, а потом выполняют закрытый массаж сердца.

Во время приступа апноэ во сне каждая секунда на счету, а поэтому важно научиться отказывать первую помощь.

Профилактика апноэ

Предотвратить задержки дыхания возможно, для этого нужно соблюдать некоторые правила:

  • Жёсткий матрас обеспечит безопасный сон младенцу.
  • До 2 лет новорождённый спит без подушки.
  • Ребёнок должен спать на боку или спине, но не на животе.
  • Не рекомендуется перегревать малыша перед сном.
  • Кроватку устанавливают рядом с кроватью родителей.

Таким образом, апноэ у новорождённых – это опасное заболевание, которое важно вовремя диагностировать и грамотно лечить. При возникновении симптомов сразу же обращайтесь к врачу, который установит диагноз и определит схему лечения. Родители должны научиться оказывать первую помощь, чтобы предотвратить внезапную смерть младенца.

Наверняка каждая мать вспомнит такой эпизод из своей жизни: она склоняется над кроваткой своего дитятко. Смотрит на него и никак насмотреться не может. Смотрит, гладит и слушает его дыхание. Дыхание новорожденного.

Данный процесс для взрослого человека настолько естественен, что он даже не задумывается, как он это делает. Разве только когда заболевает. Но вот для маленького человечка, только что появившегося на свет то, как он дышит, имеет немаловажное значение. Ведь в первую очередь от этого будет зависеть, как часто его будут одолевать респираторные заболевания.

Также детские врачи утверждают, что от того, насколько он будет правильно вдыхать и выдыхать, будет зависеть развитие его речи. Поэтому родители не должны оставлять без своего внимания все, что связано с детским дыханием, если хотят, чтобы их малыш вырос здоровым.

Дыхательные органы новорожденного

Эти органы принято относить к числу наиболее важных, которые обеспечивают жизнедеятельность человеческого, в нашем случае детского, организма. Его работа делится на два этапа:

  • На первом кислород проводится от верхних дыхательных путей к легким. Этим обеспечивается поступление кислорода из воздуха в кровь;
  • На втором этапе происходит насыщение тканей артериальной кровью, которая уже обогащена свежим кислородом. Двигаясь обратнов кровь, превращается в венозную, она насыщена углекислым газом. И при выдохе выбрасывается в атмосферу.

Дыхательные органы ребенка хоть и имеют схожую структуру с подобными органами у взрослых, но имеют также и некоторые особенности, которые во взрослом состоянии исчезают. Эти отличия с одной стороны являются очень важными, так как обеспечивают необходимый режим работы дыхательной системы ребенка, а другой они же являются причиной небольших осложнений, характерных для младенческого возраста.

Недоразвитость системы дыхания у грудничка является причиной того, что само дыхание у него отрывистое, с часто сменяемым темпом. Обычно это выглядит в виде коротких вдохов сменяемых одним глубоким с большой продолжительностью. Такое детское дыхание имеет собственное название – «дыхание Чейна-Стокса» и абсолютно нормально для новорожденного, особенно если он родился раньше срока. Выравнивание такого дыхания обычно происходит к концу первого месяца жизни, а к годовалому темп дыхания становится схож с темпом взрослого человека.

Если же темп дыхания грудничка отличается от вышеописанного, то это повод обратиться к врачу.

Несхожесть дыхательных системы взрослого и ребенка в том, что у последнего носик и носоглотка намного короче и уже. Это делает практически невозможным для маленького человечка сделать полноценный глубокий вдох.

Типы дыхания у ребенка

Для первых месяцев жизни для грудничка характерно так называемое брюшное дыхание. Конечно, со временем он освоит и грудное, а затем научится комбинировать эти два типа. К слову сказать, врачи всего мира сходятся в одном – комбинированное дыхание является наиболее полезным и продуктивным для человека.

  1. При брюшном дыхании в основном двигаются диафрагма и стенка брюшины. Преимущество в том, что оно естественно для ребенка, не надо сил на растягивание ребер. Недостаток в том, что объем вдыхаемого воздуха намного ниже, что является причиной частого дыхания в грудничковом возрасте. Плохо вентилируются верхушки легких, что может привести к застою содержимого в них с дальнейшим развитием респираторных заболеваний;
  2. Грудное дыхание – двигается грудная клетка. Преимущества в увеличении объема вдыхаемого воздуха, недостаток в том, что нижняя часть легких плохо вентилируется;
  3. Смешанный тип – здесь одновременно работает и диафрагма, и грудная клетка. Как уже было сказано, признан наиболее оптимальным способом дыхания, так как вентилируется вся поверхность легких.

Нарушения

Родителям нужно внимательно следить за дыханием своего малыша. Здесь именно тот случай, когда излишняя мнительность родителей может сыграть на пользу ребенку. Так вот любое нарушение ритма или его частоты может сигнализировать о расстройствах детского организма.

Первые признаки дыхательных расстройств обычно возникают еще во время нахождения матери с новорожденным в роддоме. Но тут особого беспокойства не должно быть, так как рядом врачи и они быстро окажут необходимую помощь. А вот дома уже придется постараться. Всякие нарушения дыхания должны обсуждаться с педиатром.

  • У малыша хрипы. При дыхании слышны свиты, стоны – все это может означать сужение дыхательных путей, потому как прохождение воздуха затруднено. Также данные звуки могут означать начало воспалительных, инфекционных процессов. Или же то, что в дыхательные пути малыша попал какой-то инородный предмет. Если все это осложнилось появлением синюшности вокруг рта, повышенной сонливостью или невозможностью издавать какие-то звуки, то у родителей появляется законный повод незамедлительно вызвать скорую;
  • Если хрипы дополняются кашлем, насморком – то ясно, малыш простужен. Если дополнительно у него дыхание учащено, ему тяжело вдыхать и выдыхать, у него нет аппетита, и он все время капризничает также стоит вызвать врача – вдруг у ребенка заболевания бронхов;
  • Заложенность маленького носика может являться причиной серьезных заболеваний. Опасность заложенности в том, что новорожденный не умеет пока вдыхать через рот;
  • Довольно часто грудничок во сне храпит, при этом вдохи через рот происходят чаще, чем через нос. Это состояние также является поводом для вызова врача. Причина может быть в увеличенных аденоидах.

Профилактические меры

Также имеются состояния, в которых особо ничего плохого для ребенка не имеется, но о них в обязательном порядке стоит известить врача:

  1. Иногда во время сна из горлышка ребенка слышно бульканье. Причиной таких нетипичных звуков является обычная слюна, которая скапливается в горле, малыш просто не успевает их проглатывать. Вот при дыхании воздух проходит через скопившуюся слюну, так создаются эти булькающие звуки, так пугающие родителей;
  2. Нормальным для этого возраста является и следующее поведение: поперхнувшись, ребенок на некоторое время перестает дышать. Или же начинает дышать очень часто и через некоторое время дыхание также замирает. Это явление вполне нормальное до 6 месячного возраста. Но врача предупредить все же стоит;
  3. Остановка дыхания, особенно в первый месяц, явление вполне обыденной. Поэтому родителям не стоит пугаться. Обычно такой приступ проходит самостоятельно, но можно сделать следующее. Необходимо ребенка привести в вертикальное положение и побрызгать на лицо прохладной водичкой. Можно похлопать его по спинке, по попке, дать вдохнуть свежего воздуха;
  4. Часто родителей пугает беспричинная остановка дыхания на 10-20 секунд. Это так называемый синдром апноэ. Пугаться его не стоит.

Есть еще несколько моментов, которые вызывают испуг у родителей. Но при этом являются вполне нормальными явлениями для этого возраста:

  • При вдохе могут появляться посторонние звуки. Но на состоянии малыша это никак не сказывается, он нормально ест, набирает вес. Обычно такие звуки исчезают к полутора годам;
  • Также естественным является учащенное дыхание в возбужденном состоянии или же после физической активности;
  • Во время сна из горлышка малыша могут раздаваться различные звуки: хрипы, бульканье, хрюканье и даже птичий свист. Это не появление болезни, просто у него еще строение носоглотки не пришло в норму.

Узнаем, правильно ли дышит ребенок

Многие родители задаются вопросом: а как узнать, правильно ли дышит их малыш, чтобы зря не волноваться.

Для начала необходимо узнать частоту его дыхания. Процедура довольно легкая. Естественно имеются некоторые требования – малыш должен быть здоровым на этот момент, и во время процедуры должен находиться в расслабленном состоянии. Также необходимо позаботиться о наличии секундомера, он поможет узнать количество вдохов за минуту и сравнить показатель с нормативными. А они следующие:

  1. Для новорожденных нормой являются 50 вдохов;
  2. До годовалого возраста – 25-40;
  3. До трех лет – 25-30;
  4. В 4-6 лет нормой является 25 вдохов.

Небольшое отклонение в ту или иную сторону не должно вызывать тревогу у родителей. Но если отклонение довольно существенно, к примеру, для третьей возрастной группы частота дыхания превышает 35 вдохов, то есть повод для беспокойства. Ведь такое дыхание ребенка означает, что оно поверхностное. А значит для полноценной вентиляции легких негодно.

Это становится причиной частых респираторных заболеваний у ребенка, поэтому необходимо выяснить причину такого дыхания и устранить ее.

Учим ребенка правильно дышать

Для этого существуют несколько упражнений из комплекса детской йоги. Первое упражнение начинается с того, что ребенку необходимо принять так называемую позу льва (сфинкса) – он должен лежать на животе, вытянув ноги. Верхняя часть тела приподнимается с упором на руки. В таком положении он должен сделать вдох, задержать дыхание на пару секунд и быстро выдохнуть. Польза от упражнения в том, что в таком положении грудная клетка раскрывается наиболее полно. Счет до трех может считать кто-то из взрослых.

Второе упражнение рассчитано для обучения брюшному дыханию. Малыша нужно уложить на спину, на ровную поверхность. Руки он должен поместить под голову и немного согнуть коленки. За один подход должно быть 10-15 повторов. С обучением дыханию одновременно идет укрепление брюшных мышц.

Как вы понимаете, данные упражнения ребенок сможет выполнять в возрасте не ранее

2-3-х лет. А за дыханием грудничка вам нужно пока просто следить.

Во время осмотра новорожденного ребенка необходимо дать оценку его дыханию. Она включает в себя такие показатели, как равномерность дыхательных движений и их частоту, ритм и глубину, а также тип дыхания, процесс выдоха и вдоха и звуки, сопутствующие дыханию.

Лучше всего частоту дыхания, так же, как и его ритм, определять с помощью раструба фонендоскопа, поднесенного к носу ребенка.

Для оценки характера расстройств дыхания у новорожденного необходимо знать его нормативы (частота, ритм, глубина, соотношение вдоха и выдоха, задержка дыхания и т. д.).

Дыхание здорового новорожденного варьирует как по частоте, так и по глубине. Средняя частота дыхания в 1 минуту во время сна у него колеблется от 30 до 50 (во время бодрствования - 50-70). Ритм дыхания в течение суток не бывает регулярным. Во время сна в связи с пониженной возбудимостью дыхательного центра характер дыхания у новорожденного весьма похож на Чейн-Стоксовское. Оно характеризуется постепенным уменьшением глубины дыхательных экскурсий и наступлением дыхательной паузы (апноэ), длительность которой может колебаться от 1 до 6 секунд (у недоношенного ребенка от 5 до 12 секунд). В последующем дыхание компенсаторно учащается и постепенно восстанавливается до нормы. Подобный феномен в неонатальном периоде объясняется незрелостью дыхательного центра, регулирующего дыхание, и не рассматривается как патология.

Ребенок может периодически производить глубокий вдох, за которым следует маленькая пауза. Считается, что такие вдохи выполняют антиателектатическую функцию. Кроме того, анатомо-физиологические особенности носа у новорожденного (узость носовых ходов, недоразвитие его полостей, отсутствие нижнего носового хода и хорошее кровоснабжение) в сочетании с невозможностью дыхания через рот (язык оттесняет надгортанник кзади) создают большое сопротивление вдыхаемому и выдыхаемому через нос воздуху. Это способствует возникновению при дыхании ребенка своеобразного "храпа", раздуванию и напряжению крыльев носа. У некоторых родителей данный феномен вызывает беспокойство. В этих случаях участковый педиатр должен объяснить матери механизм возникновения данных симптомов и успокоить ее тем, что они носят проходящий характер.

Учащение частоты дыхания более чем на 10% от среднестатистического расценивается как одышка , которая носит название тахипноэ или полипноэ . Тахипкоэ характеризуется частыми дыхательными движениями, быстро и регулярно следующими друг за другом. Она может быть постоянной (даже в покое) или появляется во время крика или кормления.

При осмотре легко определить, есть тахипноэ или нет. Однако чтобы избежать ошибок, необходимо определять не только частоту дыхания, но и частоту пульса (частоту сердечной деятельности) с последующим их сопоставлением. На одно дыхание приходится 3-4 систолы. Каждое значительное учащение дыхания, которое соотносится с соответствующей тахикардией, дает основание подозревать заболевание дыхательной системы.

В норме учащение дыхания отмечается при:

  • высокой температуре окружающей среды;
  • возбуждении и плаче;
  • двигательном беспокойстве;
  • перерегреве ребенка;
  • повышении температуры тела.

Тахипноэ часто сопровождается и участием в дыхании вспомогательной мускулатуры, является проявлением ряда патологических состояний. К ним в первую очередь относятся:

  • заболевания системы органов дыхания (легочная одышка);
  • заболевания сердечно-сосудистой системы (сердечная одышка). Данный вид одышки у новорожденного нередко является ранним и постоянным признаком сердечно-сосудистой недостаточности. Она бывает настолько выраженной, что воспринимается как симптом, характерный для заболевания легких. Это относится к тем заболеваниям сердца, с которыми в практической жизни может встретиться участковый педиатр.

Реже тахипноэ встречается при:

  • нарушениях деятельности центральной нервной системы функционального и органического характера (нервная или центрогенная одышка);
  • остро возникших гемолитических анемиях (гематогенная одышка).

Особые виды одышки отмечаются при заболеваниях сердца:

  • врожденном фиброэластозе;
  • идиопатической гипертрофии сердца;
  • болезни Фалло.

Особенностью одышки при данных заболеваниях являются одышечно-цианотические приступы , возникновение которых связанно с обеднением малого круга кровообращения.

Одышка у новорожденного по своему характеру может быть :

  • инспираторная;
  • смешанная и преимущественно экспираторная.

Инспираторная одышка характеризуется затрудненным звучным вдохом и возникает при наличии препятствий в верхних дыхательных путях или при их сужении. Она встречается при:

  • аспирации инородного тела;
  • рините;
  • остром ларингите (ложном крупе);
  • синдроме Пьера Робена;
  • врожденном стридоре (при подозрении на врожденный стридор необходимо исключить в первую очередь тимомегалию или врожденный порок сердца);
  • гиперплазии вилочковой железы и др.

При одышке этого типа форсированный вдох совершается при энергичном сокращении грудино-ключично-сосковой мышцы и других вспомогательных дыхательных мышцах.

Смешанная и преимущественно экспираторная одышка. В неонатальном периоде в чистом виде экспираторная одышка не встречается. Чаще всего речь идет об одышке смешанного характера с большим или меньшим преобладанием экспираторной. При ней затруднены обе фазы дыхательных движений (вдох и выдох) с большим или меньшим преобладанием одной из них. Типична для уменьшения дыхательной поверхности легких. Встречается при:

  • пневмонии;
  • плеврите;
  • пневмотораксе;
  • бронхообструктивном синдроме;
  • диафрагмальной грыже;
  • метеоризме и т.д.

Даже легкое раздувание крыльев носа и щек указывает на появление дыхательных нарушений. Поэтому диагностическое значение этих симптомов велико.

По степени своей выраженности одышка может быть легкой и тяжелой. Легкая одышка характеризуется тем, что нарушение дыхания появляется только при беспокойстве, плаче или при кормлении ребенка (физическое напряжение). В то же время в покое она отсутствует. При тяжелой одышке нарушение дыхания отмечается уже в покое и резко усиливается при малейшем физическом напряжении. Участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры и втягивание яремной ямки во время дыхания являются признаками тяжелой одышки.

Быстро развивающаяся и очень сильная одышка, при которой ребенок буквально задыхается и близок к асфиксии, называется удушьем . Удушье может развиться при:

  • остром ларингите (ложный круп);
  • остром отеке легких;
  • пневмотораксе;
  • бронхообструктивном синдроме.

Одышка, сопровождающаяся стонущим (хрюкающим, стенотическим), аритмичным и поверхностным дыханием с втяжением уступчивых мест грудной клетки и участием в дыхании вспомогательной мускулатуры, цианозом носогубного треугольника и акроцианозом, указывает на то, что у ребенка развилась дыхательная недостаточность .

Дыхательная недостаточность у новорожденного представляет собой такое состояние организма, при котором либо не обеспечивается поддержание нормального газового состава крови, либо последнее достигается за счет ненормальной работы аппарата «внешнего дыхания, приводящей к снижению функциональных возможностей организма.

Различают четыре степени дыхательной недостаточности у новорожденного:

Дыхательная недостаточность I степени характеризуется тем, что в покое либо ее признаков нет, либо клинические проявления ее выражены незначительно и появляются при крике (беспокойстве) в виде умеренной одышки, периорального цианоза и тахикардии.

При дыхательной недостаточности II степени в покое отмечаются: умеренная одышка (число дыханий увеличивается 25% по сравнению с нормой), тахикардия, бледность кожи и периоральный цианоз.

Дыхательная недостаточность III степени характеризуется тем, что в покое дыхание не только учащено (более чем на 50%), но оно и поверхностное. Наблюдается цианоз кожи с землистым оттенком и липкий пот.

Дыхательная недостаточность IV степени - гипоксимическая кома. Потеря сознания. Дыхание аритмичное, периодическое, поверхностное. Наблюдается общий цианоз (акроцианоз), набухание шейных вен.

Уменьшение числа дыханий менее 30 в 1 минуту называется брадипноэ . В норме брадипноэ представляет собой физиологическое дыхание во время сна, когда дыхание становится замедленным и глубоким.

В патологических условиях брадипноэ рассматривается как тяжелое нарушение механизмов регуляции дыхания. Оно может наблюдаться самостоятельно при заболеваниях центральной нервной системы и вегетативных расстройствах, а также сочетаться с заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

Патологические нарушения нормального дыхательного ритма (типа Чейн-Стокса, Биота) выражаются в разнообразных типах остановок дыхания. Чаще всего встречаются при:

  • заболеваниях центральной нервной системы - энцефалите, менингите, судорогах, водянке головного мозга, абсцессах, кровоизлияниях в мозг, внутричерепной или спинальной травме;
  • заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

В отличие от дыхания типа Чейн-Стокса, при котором нормальный тип дыхания восстанавливается постепенно, Биотовский тип дыхания сопровождается одномоментным восстановлением нормального ритма дыхания.

Дыхание Куссмауля характеризуется глубоким, регулярным, но редким дыханием, за счет чего организм пытается вывести через легкие избыток углекислоты (дыхание при ацидозе). Подобный тип дыхания у новорожденных встречается при:

  • синдроме удушья;
  • первичном инфекционном токсикозе.

У новорожденных может наблюдаться так называемое "дыхание загнанного зверя ", выражающееся учащением, а главное, углублением дыхательных движений без пауз. Оно может наблюдаться у новорожденного ребенка при:

  • эксикозе III степени;
  • менингите.

При патологических состояниях нарушения нормального дыхательного ритма встречаются чаще всего при:

  • заболеваниях центральной нервной системы - энцефалите, менингите, гидроцефалии, опухоли и абсцессе мозга;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

В этих случаях дыхание приобретает часто Чейн-Стоксовский характер и реже бывает - Биотовского типа.

Приступы апноэ могут встречаться:

  • у недоношенных;
  • у детей с кровоизлияниями в ЦНС;
  • при врожденной диафрагмальной грыже;
  • при эзофаготрахеальном свище (приступы сопровождаются кашлем и цианозом при каждой попытке кормления или при приеме жидкости);
  • при тяжелых формах обструктивного ринита, когда секрет совсем закладывает нос.

Когда у ребенка приступы апноэ протекают на фоне коматозного состояния при отсутствии каких-либо еще объективных данных, нужно в первую очередь подумать о лекарственном отравлении.

Разнообразные дыхательные нарушения в сочетании с желтухой, неврологической симптоматикой, анорексией, диарейным синдромом, рвотой, гепатоспленомегалией могут встречаться при манифестации ряда наследственных болезней обмена веществ.

Любые нарушения дыхания у новорожденного ребенка являются основанием для подозрения серьезного заболевания, дифференциальная диагностика которого возможна только в условиях стационара.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: