Духовные потребности личности культурная. Структура и потребности современного человека

Духовные потребности отражают потребности человека в духовных благах, которые создаются в процессе интеллектуальной деятельности людей в таких отраслях, как культура и искусство, образование, наука, социальное обеспечение и политическое управление.

В рыночной экономике удовлетворение многих видов духовных потребностей происходит на основе обмена и распределения, т.е. с учетом товарно-денежных отношений. Однако, в отличие от материальных благ, они не всегда имеют вещественную форму и товарно-денежный обмен.

В качестве примера приведем воспитание детей в семье, самообразование на основе семейной библиотеки, формирование общественной морали в религиозных организациях. Даже использование средств массовой информации для удовлетворения духовных потребностей имеет минимальную цену, а результат услуги - высокое духовное развитие. Однако они могут оказывать и негативное влияние на личность (фильмы ужасов и триллеры).

Духовные потребности могут быть отражены с помощью ряда статистических показателей, показывающих динамику удовлетворения социальных потребностей населения России. К ним можно отнести численность учащихся и студентов в расчете на 10000 населения, число посещений театров и музеев на 1000 населения, число массовых библиотек и клубных учреждений в расчете на 1000 населения, годовой тираж газет, книг и брошюр на душу населения, удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме бюджета государства. С другой стороны, на уровень духовного благосостояния влияют такие показатели, как число преступлений на 10 000 населения, процент участия населения в выборах органов власти и др.

Духовные потребности создаются в результате интеллектуальной деятельности в таких отраслях народного хозяйства, как наука, образование, культура, социальное обеспечение, политическое управление. Они представляют собой продукт преобразования отношений между людьми, складывающихся в ходе совместной, коллективной деятельности, из формы бытия в форму сознания. Роль духовных потребностей в развитии личности человека и персонала организации весьма велика, однако исследована теорией управления пока недостаточно. Некоторые показатели духовного благосостояния населения России за 1985-2000 гг. даны в табл. ниже.

Демократизация и гуманизация общественной жизни и поворот лицом к человеку являются главными особенностями XX в. В современном менеджменте все большее значение приобретает гуманистическая концепция. В соответствии с ней человек - это главный субъект управления, который не может рассматриваться как трудовой ресурс. Эта философия широко пропагандируется лидерами японского бизнеса и заключается в рассмотрении человека как члена семьи (компании), а функция менеджмента состоит в управлении социальным существом (человеком).

Согласно этому подходу, считает проф. Л.И. Евенко, не человек существует для предприятия, а предприятие для человека, и, исходя из учета индивидуальных особенностей работников, строятся стратегия, структура и процесс управления на предприятии1. В центре координации совместных усилий находится самоуправление трудовых коллективов и внутрифирменные отношения, массовое участие работников в принятии коллективных решений, обучение непосредственно на рабочем месте с участием наставников, контроль за поведением и выполнением правил внутреннего трудового распорядка с помощью лидеров неформальных групп. В то же время сохраняется четкое директивное внутрифирменное планирование, нормирование труда, рост автоматизации производства, жесткая организационная культура, т.е. человек имеет высокую степень свободы в четких организационных рамках и мотивирован на высокие конечные результаты труда.

1 год ago

Человеческая жизнь – это насыщенный и многогранный процесс, качество которого определяется тем, насколько индивид способен удовлетворять собственные потребности. Психологи сходятся во мнении на то, что некоторые их них реализовать достаточно просто, как, например физиологические нужды в еде, сне или кислороде.

Однако есть и такие нужды, удовлетворять которые достаточно трудно. К ним относятся, в частности, духовные, что предполагают трудоемкий процесс самореализации и самопознания личности в окружающем ее мире. В данной статье будет детально рассмотрена информация о том, в чем особенность духовных потребностей, их отличительные признаки и возможности удовлетворения.

В психологической науке под термином «потребность» понимается внутренняя нужда индивида в чем-либо, определяющееся его зависимостью от времени и места существования и провоцирующая активность личности на достижение своих целей и полное удовлетворение возникающих нужд. Сам же факт такой активности, регулируемой сознательной целью, определяется как деятельность.

Чаще всего она направлена на реализацию задач, способных удовлетворить потребности двух различных видов:

  • естественные надобности (пища, защита, одежда);
  • духовные (познание, эстетическое восхищение, самореализация).

Если говорить проще, то человеческая жизнь состоит из двух этажей. На первом находится стремление к удовлетворению базовых нужд, таких как еда, вода, тепло и чувство защищенности. Реализация только этих потребностей не особенно отличает человек от любого другого животного, которое хочет всегда быть сытым, здоровым и спать спокойно, не боясь за собственную безопасность.

Однако второй этаж этого здания – пристройка, сформированная за многовековую историю человеческого рода с помощью общества, воспитания, культуры и религии. По сути именно она делает из индивида – полноценную личность, способную любить и быть любимой, создающую прекрасные предметы искусства, постигающую тайны своей природы и космоса.

Проблема состоит в том, что право взойти на второй этаж не дается просто так, по факту рождения, его нужно заслужить путем воспитания, социализации, а позже и самостоятельной актуализации своих способностей. Многие люди останавливаются на полпути, так никогда и не постигая всей прелести духовных потребностей, предпочитая жизнь, заключенную в вечный круговорот удовлетворения минутных прихотей в еде, сексе или прочих пороках.

Виды духовных потребностей

Ученые, специализирующиеся на человеческой психологии, убеждены, что личность не способна достичь нужного уровня внутренней гармонии, делающей ее счастливой, если духовные потребности не удовлетворены или игнорируются. Они пронизывают все сферы человеческого бытия (политического, социального, правового), способствуя развитию взглядов индивида на окружающий мир и улучшая его социальные свойства и качества.

При этом виды духовных потребностей очень разнообразны. Они включают в себя потребность в творческом самовыражении, тягу к познанию того, как устроена Вселенная, эстетическое восприятие предметов искусства, которые созданы другими людьми и утверждение своего «Я» в социуме. Самосовершенствование и удовлетворенность, получаемая от созерцания прекрасного – вот два столпа, на котором стоят духовные потребности каждой личности. Философы и психологи разделяют их на две подкатегории: духовная потребность личности и духовная потребность общества, в котором она обитает. Обсудим их более подробно.

Духовные потребности личности

Сформированы индивидуальными свойствами психики личности и выражаются в том, что удовлетворение нравственных потребностей становится более приоритетным заданием, чем реализация материальных нужд. Три главные ценности составляют основу духовных ценностей, а именно добро, истина и красота. Представление личности о каждой из них, по мнению психологов, определяет то, насколько богат ее внутренний мир и насколько она полезна для общества.

В ходе психологических исследований было установлено, что большинство психопатов и социопатов имели искаженные представления о добре и зле, красоте и уродстве. Подобные дефекты они получили в результате травматического, болезненного опыта в своем прошлом или при излишне авторитарном воспитании в детстве. К сожалению, но подобные психологические травмы практически не поддаются психотерапевтическому влиянию.

Духовные потребности общества

Отличительная их особенность в том, что они объединяют нужды многих индивидов в одно целое. Именно с помощью духовных потребностей общества возникла эстетика и этика, а также мораль и право, наука и искусство, поэзия и религия, психология и философия. Если говорить обобщенно, то благодаря таким потребностям общество пытается прийти к некоторому идеальному состоянию, которое удовлетворяло бы каждого из его членов. Все вышеописанное – это его реакция на суровую реальность и попытка ее трансформации. Также социумом предусмотрена возможность компенсации духовных качеств у индивида за счет воспитания и образования.

Основные признаки духовных потребностей

Многие мыслители пытались определить границы, которые обозначают разницу между материальными и духовными потребностями. Однако характерной чертой духовных стремлений, как ни странно, является безграничность. То есть их невозможно удовлетворить раз и навсегда. У духовности нет пределов роста, а естественным препятствием этому может выступать только фактические объемы уже накопленных человеческим родом духовных богатств и, собственно, желания личности их потреблять и производить.

К отличительным чертам духовных потребностей следует относить:

  1. Своим возникновением обязаны сознательной деятельности личности.
  2. Обладают большой степенью свободы и многообразностью способов своего выражения.
  3. Требуют свободного от удовлетворения естественных потребностей времени.
  4. Отличаются бескорыстностью.
  5. Не имеют границ в своих проявлениях и вариациях.

Еще одной немаловажной чертой, отличающие духовные ценности, является тот момент, что они не могут исчезнуть в процессе их потребления личностью, а становятся ее неотъемлемой частью, обогащая и преобразуя человека. Они обладают пропорциональной зависимостью от уровня воспитания и культуры индивида, то есть, чем выше и острее восприятие человеком продуктов культуры, тем больше его духовные потребности.

Возможности удовлетворения духовных потребностей

Потребность в чувстве прекрасного закладываются в человека с самого раннего детства. Именно в это время индивид переживает все формы окружающего миры, как нечто яркое и красочное. Поэтому психологи отмечают, что детский возраст – это идеальный период, когда в будущую личность можно заложить эстетические и духовные качества, которые позволят ей раскрыться в полном объеме при взрослении. Дети, воспитанные на любви к природе, на добрых сказках с моральным подтекстом, на нежных колыбельных, спетых матерью, в будущем менее подвержены стрессовым расстройствам и способны самостоятельно справиться с жизненными кризисами.

Человек, который столкнулся в зрелом возрасте с тем, что ему трудно удовлетворять свои духовные потребности, может прибегнуть к следующим советам психологов. Они могут показаться довольно банальными на первый взгляд, одна это ни в коей мере не умаляет их эффективности.

Итак, жажду реализовать свои духовные качества можно с помощью:

  1. Выезды на природу и путешествия. Каждому знакомо чувство умиротворения, которое возникает у человека, гуляющего в лесу или смотрящего на то, как мирно бежит вдаль река. Не уставайте любоваться на красоту окружающего мира и восхищаться его многогранностью. Позволяйте себе хотя бы раз в две недели выехать за пределы города и посмотреть на закат, прикоснутся к шершавой коре сосны или дуба, послушать пение птиц. С помощью такого нехитрого метода можно всегда оставаться в гармонии с самим собою.
  2. Полюбите искусство. Архитектура, музыка, литература, танец, живопись – существует масса путей для того, чтобы выражать свои духовные потребности и удовлетворять их с помощью культуры. Выберите направление себе по душе и посещайте концертные залы, оперу, художественные выставки или театральные постановки. Читайте книги и слушайте симфонии, придуманные великими композиторами. Психологи уверены, что индивиду не грозит никакой стресс, если он надежно защищен своей приверженностью к миру искусства.
  3. Научитесь слушать самого себя. Выделяйте в день хотя бы 10 минут на то, чтобы послушать свой внутренний голос, ведь ему известно очень многое. Для этих целей идеально подойдет спокойная прогулка в безлюдном парке или медитация. Не бойтесь задавать своему внутреннему «Я» интересующие вас вопросы, это вовсе не признак раздвоения личности или шизофрении, а попытка познать самого себя, которая поможет достичь гармонии.
  4. Заведите домашнее животное. Анималотерапия – это эффективная форма психотерапии, когда человек активно взаимодействует с пушистым питомцем. Она позволяет снизить напряжение, вернуть улыбку на лицо и расслабиться. К тому же защищая и оберегая более слабое существо, человек стает сильнее.
  5. Не бойтесь творить. Даже если у личности нет никаких талантов, это не означает что нужно лишать себя удовольствия создавать что-то новое. Творить можно только для себя: писать «в стол» рассказы или стихотворения, неумело рисовать цветочные натюрморты, перебирать струны гитары, лепить из глины горшочки. Пускай это будут неуклюжие поделки, но зато они помогут удовлетворить духовный голод, а значит, личность станет более счастливой.

Напоследок хочется сказать, что духовные потребности удовлетворяются тяжелее потому, что они безграничны и требует к себе трепетного внимания и долгой подготовки. Однако методом проб и ошибок, обучаясь и обжигаясь, личность способна найти дорогу к тому, как их реализовывать. А это способно привести ее к устойчивой гармонии и ощущению, что она живет в этом мире не напрасно.

Существует термин, который характеризует слово «потребности» - это нужда в чем-либо или недостаток для ведения нормальной жизнедеятельности человека и в целом общества. Они побуждают к проявлению активности, ведь у каждого из нас есть ряд физиологических потребностей, удовлетворение которых необходимо для поддержания первичных нужд. Что же такое духовные потребности?

Каждый из нас хочет отыскать свое место в этом мире, и происходит обычно это благодаря самопознанию и в результате процесса самосовершенствования. Внутренний мир каждого из нас стремится раскрыть свои таланты, понять, чего же стоит человек, и сконцентрироваться на самом главном. Кто-то предпочитает развивать свои физические способности, а кому-то гораздо интереснее читать книги. Можно заниматься искусством, изучать литературу, культуру и религию, чтобы найти ответы на сокровенные вопросы.

Классификация

Обычно потребности человека часто представляют в виде пирамиды , и в самом начале, у подножья, размещаются физиологические потребности, а духовные - на вершине этой самой пирамиды. К ним можно смело отнести результат самовыражения в различных сферах деятельности, начиная от искусства, религии и науки и заканчивая спортом. Потребность в общении с другими людьми, совершенно не похожими на тебя самого или обладающими такими же чертами характера, как и ты.

Нет такой персоны на планете Земля, которая не хотела бы самоутвердиться в обществе, заслужить почет, уважение и восхищение как можно большего числа людей. Кроме вышеперечисленных потребностей следует отметить, что существует огромное количество самых разнообразных запросов, которые объясняются сложностью условий не только природных, но и социальных, с которыми привыкли мириться люди. Выделить какие-то особые группы потребностей очень сложно, известно, что на сегодняшний день их насчитывается около 120.

Базовые потребности человека

Можно смело классифицировать базовые потребности, они представляют собой нужды, которые присущи каждому человеку на планете, а именно: социальные, материальные, биологические и духовные. Их тоже выстраивают в иерархическом порядке, и чтобы у человека появилась нужда в развитии духовного, биологические, а также материальные потребности должны активно функционировать. Однако далеко не все авторы поддерживают данную теорию, и нельзя с точностью на все 100% утверждать, что ее можно назвать одинаковой для каждой личности, проживающей на Земле.

В историю вошли случаи, когда необходимость в развитии творческих и духовных способностей была превосходящей, в то время как первичные, биологические потребности не были удовлетворены. Любая потребность - это в первую очередь побуждение к действию поскорее завладеть тем или иным предметом. Если с биологическими нуждами все ясно - это стремление обладать жизненными ресурсами, то вопрос с духовными запросами человека напрямую связан с овладением духовностью. Многие не знают, что же подразумевают под словом духовность? Можно провести параллель и сказать, что сознательность и духовность являются однопорядковыми понятиями. Но духовной может являться далеко не любая сознательность. Кто-то выполняет свою работу сознательно, зная все тонкости и нюансы - как работник на конвейере.

Что мы знаем о духовных потребностях и способностях?

Дело в том, что духовные способности приводят к появлению духовных потребностей. Ребенок проявляет различный спектр эмоций: от радости и удовольствия до гнева и страха. С годами духовная оболочка все больше утончается, проходит этап совершенствования и постепенно расширяется, в старости он достигает своей высоты. Духовные потребности диктует духовная жизнь каждой личности, которая делает осознанный выбор, в каком направлении развиваться. Безусловно, влияние внешних факторов играет особую роль, после того как удовлетворяются материальные нужды, человек задумывается о более сложных и тонких аспектах, которые называются самопознанием.

На протяжении долгих лет своего существования человечеству удалось определить, какие духовные потребности являются основными. Это высшая система ценностей, которую признает большинство людей. К ним можно отнести так называемые категории счастья, дружбы и любви, взаимоотношения с родными и близкими, наличие верных друзей. Этот ряд смело можно дополнить психическим здоровьем человека и возможностью самовыражаться, наслаждаться красотой природы, продуктами искусства и просто вести активную жизнь. К духовным потребностям также можно смело отнести уверенность в себе и такое ключевое качество, как внутренняя независимость от каких-либо противоречий. Можно смело говорить о трансцендентности, то есть выходе за границы своего повседневного сознания и совершенствовании. Расширяя границы своего сознания, мы развиваемся духовно.

Роль духовных потребностей

Нам всегда чего-то не хватает для полного счастья. Одни хотят машину, другие дом на берегу моря. Но получая это, люди все равно чувствуют себя несчастными. И дело здесь не в том, правильно ли человек использует накопленные капиталы. Мудрейшие умы человечества многие века доказывали, что настоящее счастье всегда находится рядом. И наши истинные потребности имеют духовное начало.

В чем особенность духовных потребностей? Они являются высшими человеческими ценностями и важны для большинства людей. Их уровень является важнейшим в человеческой личности. Все мы хотим заниматься интересным делом, найти свою любовь, обрести уверенность в себе и познавать этот мир. Духовные потребности человека можно перечислять бесконечно. Главное чтобы ценности, в которых он нуждается, были ему доступны.

Духовная жизнь человека сочетается со многими другими сферами - политической, правовой, социальной. Духовные ценности играют главную роль в этом сочетании. Они помогают развивать мировоззрение человека и его лучшие социальные качества. Внутренняя гармония человека всегда зависит от того, насколько удовлетворены его духовные потребности. Виды духовных потребностей человека весьма разнообразны. К главным из них относятся творчество, самовыражение, стремление к познанию, восприятие произведений искусства и самоутверждение. Духовные человеческие потребности есть не что иное, как нужда в совершенствовании и удовлетворении чувства прекрасного. Поскольку взаимодействие с окружающим миром может совершаться не только отдельным человеком, но и социальной общностью, принято разделять понятия духовная потребность личности и духовные потребности общества.

Духовная потребность личности - это, прежде всего, свойство психики человека. Это то состояние когда личность нуждается в удовлетворении нравственных нужд больше чем в материальных. Духовность человека - это постоянное стремление к собственному совершенствованию и саморазвитию. В этом стремлении личности лучшими средствами достижения духовных потребностей являются три важнейших ценности:

Добро: это понятие имеет общую оценку деятельности человека и ставится в противоположность злу;

Красота: это объединение качеств, которые доставляют наслаждение личности и приятны слуху и взору;

Истина: взгляд личности на реальную действительность, без выдуманных идеалов и приукрашиваний. Истина - это отражение действительности таковой, как она есть.

Как сказал один великий - истинное богатство человека - в его духовном мире. Главное жизненное достижение личности кроется не только в удовлетворении духовных потребностей, но и в их использовании на благо общества .

Духовные потребности общества - это совокупность нужд многих людей. Из этих потребностей и их удовлетворения состоит духовная жизнь общества. Общество порождает такие духовные начала как эстетика, познание и нравы, из которых рождается мораль, искусство, наука, творчество, религия и философия. Нехватка этих духовных качеств компенсируется за счет воспитания и образования. Духовные потребности общества отражают его стремление к идеальному состоянию. Такими духовными ценностями как чувство прекрасного, истины и справедливости, противостояние добра и зла, общество выражает свое отношение к тому что происходит в реальности.

Формирование духовных потребностей происходит уже в детстве. Чувство прекрасного детское сознание воспринимает намного ярче и красочней. Поэтому так важно заложить в ребенке все эстетические и духовные качества, в которых он нуждается. Это поможет ему не только гармонично взаимодействовать с окружающим миром и заниматься саморазвитием, но и уже в старшем возрасте пережить кризисы, связанные с потерей близких людей, болезнями и катастрофами. Чем сильнее личность в духовном плане, тем проще переживаются разного рода жизненные невзгоды .

Духовные потребности человека могут проявляться даже в простых на первых взгляд желаниях - выехать на природу с друзьями и подышать воздухом, или посетить неизвестный город и встряхнуть сознание новыми впечатлениями. Если вы чувствуете подобное стремление сходите на концерт, или в церковь, съездите на природу или просто погуляйте по городу на закате. Не забывайте, что наше главное богатство - это духовные ценности и знания. Чем больше мы удовлетворяем потребность в них, тем сильнее становится наша личность.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся: идеи, теории, образы и духовные ценности; духовные общественные связи индивидов; сам человек как существо духовное .

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться. Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций.

В данной работе я остановлюсь на довольно обобщенной классификации так называемых базовых потребностей. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей, по мнению многих авторов, является функционирование физиологических систем человеческого организма, т.е. удовлетворение биологических и материальных потребностей. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют.

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (биологических, безопасности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.

Любая из обозначенных выше потребностей характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность?

Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние. Главная причина такого падения - бездуховность.

Обладая духовными способностями, человек имеет духовные потребности. Уже в ранние годы детства замечаются в ребенке проблески духовной жизни - страх, гнев, удовольствие. В лета юности, молодости и зрелого возраста, при благоприятных условиях, духовное развитие человека расширяется, утончается, совершенствуется, с наступлением старости - приостанавливается на достигнутой высоте и затем, по мере ослабления организма, все более и более ослабевает. Духовная жизнь, соответственно своему развитию, состоянию, влиянию материального организма и внешней среды, создает человеку духовные потребности. Сначала появляются более простые, более грубые, главным образом отвечающие стремлению к удовлетворению наиболее сильных материальных потребностей, а потом выступают более тонкие и более сложные.

За свою долгую жизнь человечество уже определило ведущие духовные потребности. Они еще называются высшими или общечеловеческими ценностями, т.к. являются важными в той или иной степени для большинства людей. К общечеловеческим ценностям относятся, к примеру, категории Любви, Счастья, Дружбы - подразумевается духовная и физическая близость с любимым человеком, любовь к детям, счастливая семейная жизнь, наличие верных друзей. Этот список можно продолжить: физическое и психическое Здоровье, возможность заниматься Творчеством, наслаждаться Красотой природы и искусства, иметь Интересную работу, и, в целом, вести Активную деятельную жизнь. К духовным потребностям относятся Свобода воли, как независимость в своих поступках и действиях и Уверенность в себе, как свобода от внутренних противоречий.

Для объяснения феномена духовности Н.М. Бережной («Человек и его потребности») использует понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.

Трансцендентность есть выход за пределы повседневного естественного бытия человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира. Трансцендировать - значит преодолевать рамки своего эмпирического бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы.

Духовность - трансценденция сознания за пределы повседневного бытия до высоты религиозного чувства, эстетического миропереживания, всеобъемлющего философского постижения мира.

Таким образом, духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества.

Существует такое понятие: "твердость духа". Так говорят о человеке, последовательно осуществляющем однажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл всей своей жизни.

Человек, обладающий твердостью духа, не спасует перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства не будет менять своих убеждений по конъюнктурным соображениям. Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины. Нет более благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и племенных неудач. Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными лилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.

Характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться в индивидуальной жизни лишь при наличии развитых волевых качеств индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек - это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не сродни духовности.

Резюмируя, духовность - не просто средоточие функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мир, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится выразить себя в духе.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Процесс удовлетворения духовных потребностей называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.

Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения - все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека - в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении.

Духовные потребности, или потребности в самореализации , - это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя.

«Духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и чувств людей».

А.Г. Здравомыслов выделил несколько аспектов термина «духовные потребности»:

  • 1) стремление к обладанию результатами духовного производства: приобщение к науке, искусству, философской культуре;
  • 2) как формы выражения потребностей материального порядка и социально-классовых отношений в современном обществе;
  • 3) гармоническое развитие личности.

Духовные потребности предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. «Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования».

Данные потребности характеризуются своей ненасыщаемостью: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. «Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве».

Признаки духовных потребностей, позволяющие отличить их от материальных:

  • 1. духовные потребности возникают в сознании;
  • 2. духовным потребностям присущ относительный характер необходимости, а степень свободы в выборе средств и способов их удовлетворения значительно большая, нежели у материальных;
  • 3. удовлетворение большинства духовных потребностей связано главным образом со сферой свободного времени;
  • 4. в духовных потребностях связь между субъектом и объектом характеризуется определенной бескорыстностью;
  • 5. процесс удовлетворения духовных потребностей безграничен.

Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. «Чем более цивилизованно развитым является оно, тем заметнее действует закон «возвышения потребностей», т.е. тем важнее для многих людей духовно-культурные ценности их жизни». В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Развернутую классификацию духовных потребностей дал Ю.В. Шаров. Среди них он выделил следующие потребности:

  • 1. потребности трудовой деятельности;
  • 2. потребности общения;
  • 3. нравственные потребности;
  • 4. эстетические потребности;
  • 5. научно-познавательные потребности;
  • 6. потребности в укреплении здоровья;
  • 7. потребности воинского долга.

Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: "Все люди от природы стремятся к знанию". А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: "нет стремления более естественного, чем стремление к знанию".

Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Понятию «эстетические потребности» Шаров дал следующее определение - «потребность в наслаждении прекрасным, в постоянном общении с искусством и самовыражении в нем, в развитии художественного кругозора, эстетического вкуса, художественных способностей, потребности в овладении умениями и навыками художественной деятельности в облюбованных видах искусства, стремлении вносить красоту в окружающую жизнь, труд и быт». Тараткевич М.В. так говорит об эстетической потребности. «Эстетическая потребность - это потребность в ”художественном освоении действительности”. В процессе этого освоения у человека складываются свои нормы и оценки, свое субъективное отношение не только к прекрасному - возвышенному, комическому, трагическому, иронии, юмору, но и к безобразно-низменному, уродливому. А поскольку эстетическое представляет собой единство внешнего и внутреннего, то и соответствующие потребности выступают не только в эстетических оценках всего окружающего - вещей, людей и их действий, но и в стремлении творить по законам красоты». Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения - все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека - в общении. « Потребность человека в общении выступает как потребность человека в человеке. С общения начинается процесс узнавания человеком самого себя. В личных контактах формируется весь спектр человеческих эмоций, этических и эстетических представлений и навыков, волевых качеств». Любовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении.

Существенной стороной духовной жизни является процесс удовлетворения духовных потребностей, который называется духовным потреблением. Этот процесс неизменно связан с творческим процессом. «Духовное потребление - всегда творческий процесс, даже если он заключается «лишь» в созерцании, это все равно активный процесс сотворчества. Таким образом, в процессе потребления ценностей культуры человек обогащается духовно, развивается как личность, формирует себя. В подтверждение сказанному, приведем высказывания Есенкулова Б.А. «В творческой деятельности заключается сущность человеческого способа бытия, результат человеческой свободы, форма самораскрытия, развертывания сущностных сил. Утверждая себя в творчестве, личность удовлетворяет высшие духовные потребности». «От сознания того, что он творит, человек по-настоящему испытывает духовное наслаждение, удовлетворяя тем самым свои высшие потребности». «По мере своего интеллектуального развития человек осознает свои потенциальные возможности созидателя, воспринимая культуру как важный фактор активизации его жизнедеятельности». Возникновение самодвижения потребностей высокого духовного порядка, например, потребности в познании, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его активности и непрекращающегося совершенствования его личности. Следовательно, полноценное формирование человеческой личности решающим образом зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания заключается в том, чтобы управлять этим процессом. маслоу потребность материализм

Потребителя нужно воспитывать путем систематического приобщения к настоящей духовной культуре, для этого она должна быть доступной и интересной каждому человеку. В том случае, если духовное потребление никем не направляется, человек, ориентируясь на свой вкус, сам выбирает для себя духовные ценности, то такое самостоятельное приобщение находится под влиянием того склада жизни общества, в котором человек живет. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д.

Будущее нашей страны зависит от того, какой духовно-нравственный фундамент будет сформирован у современной молодежи. «Проблематика духовных потребностей молодежи приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовной культурной трансформации российского общества, вызванной ситуацией перехода к новому государственному укладу, социальным и гражданским отношениям, сопровождающихся кардинальной переоценкой духовных потребностей».

«Отечественная система образования подошла к необходимости восстановления, воспроизводства своих социальных и духовно-нравственных функций, которые всегда являлись основным ценностным ориентиром ее развития».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: