Дразнилки для детей короткие. Дразнилки и переделки из песенок

Детские дразнилки - это небольшие стишки, которые созданы детьми для защиты от обидчика. Но в тоже время их можно рассказать так, чтобы не обидеть малыша: не оскорбительным, насмешливым тоном, а ласково и любя. Ведь тогда никакой ребенок не будет чувствовать себя униженным и оскорбленным, еще и посмеется вместе с вами.

Дразнилки учат детей умению подмечать несправедливое, плохое, некрасивое, они развивают чувствительность к нелепым ситуациям к жизни, они учат подбирать слова по созвучию и смыслу.

Жадина, говядина,
Соленый огурец
На полу валяется,
Никто его не ест!
***
Командир полка -
Нос до потолка
Уши до дверей,
А сам, как воробей!
***
Тили-тили тесто,
Жених и невеста!
***
Жирная бочка
Родила сыночка,
Не успела пятого -
Родила десятого.
А десятый без ушей,
Кричит: "Мамочка, пришей!"
А одиннадцатый лысый,
Бегает за крысой!
***
Ленка-пенка, колбаса,
На веревочке оса,
А оса шевелится,
Ленка скоро женится.
***
Обманули простака —
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.
***
Вор-воришка
Украл топоришко.
Полез в окошко,
Упал в лукошка,
Вылезти не может.
Кто ему поможет?
***
Губы, Люси (имя) два аршина,
По губам бежит машина,
Зав машиной - машинист
и издает протяжный свист.
***
Дядя Степа с длинным носом
Приходил ко мне с вопросом:
Как убавить этот нос,
Чтобы больше он не рос? -
Вы купите купоросу
И приставьте его к носу,
Ковыряйте долотом
Нос отвалится потом.
***
Вображала хвост поджала
И под печку убежала,
А под печкой крокодил
Вображалу проглотил.
***
Так тебе и надо - курица - помада.
***
— Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
— Три пятачка!
***
Ленчик-пончик,
Съел батончик,
Поросенка и быка,
Выпил кринку молока,
Еще клеть поел хлебов,
Три корзины пирогов.
***
Вовка -морковка
Впереди винтовка
Сзади барабан
А на пузе - таракан!
***
Миронушка-Мирон,
Полна пазуха ворон.
Голова — копейка,
Соломенная шейка,
Нос крючком,
Волоса клочком.
Мирон ворона купил,
Три копейки заплатил.
***
Валя, Валя, простота,
Кислая капуста!
Съела мышку без хвоста
И сказала: "Вкусно!"
***
Борис-барбарис,
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.
***
Федя-медя требуха,
Съел корову, и быка,
И пятнадцать поросят-
Только хвостики висят.
***
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.
***
Вова, Вова-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Вова отпирается!
— Это, бабушка, не я!
Это — кошечка твоя.
***

ИВАН ДЕМЬЯНОВ

Малоежка


Хлеб не ест,
Не смотрит вó щи,
Потому такой и тощий.
Вышел на тропинку -
Сбила с ног пылинка,
По панели зашагал,
Дунул ветер - он упал.

Кешка-малоежка,
Ты побольше ешь-ка!

Замарашка


Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Столько грязи,
Столько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу - на ладошках,
На щеках - картошку,
На носу морковь взойдет! -
Будет целый огород!

Девочка-копуша
Девочка-копуша
Час жевала грушу,
Два - умывалась,
Три - вытиралась.

Утром завтракать пошла,
Только к ужину пришла!

Якалка


Наша утка - крякалка,
А Сережа - якалка:
«Я сумею,
Я смогу,
Я быстрее побегу!»
Отдохни немножко,
Якалка Сережка!

Неряшка


Коля,
Маленький лентяй,
За собою убирай!

У тебя ленивы руки:
Под столом - ремень и брюки,

На полу - рубашка.
Николай - неряшка!

Хвастунишка
Хвастун Илья,
Где же храбрость твоя?
Ты от мошки-комара
Под крыльцо залез вчера,
Паучишку увидал -
И со страху в грязь упал!

САМУИЛ МАРШАК

Жадина


- Гриша, Гриша, дай мне нож.
- Ты обратно не вернешь.
- Дай-ка, Гриша, карандаш.
- Ты обратно не отдашь.
- Гриша, Гриша, дай резинку.
- Ты откусишь половинку.
- Гриша, Гриша, дай чернил.
- Ты бы сбегал и купил.

***
Ходит, ходит
Попрошайка.
Просит, просит:
Дай-ка,
Дай-ка,
Дай кусочек пирожка,
Дай глоточек молока,
Полкотлетки,
Полсосиски,
Полконфетки,
Полредиски,
Полрезинки,
Пол-линейки,
Полкартинки,
Полкопейки.

АГНИЯ БАРТО


Девочка-ревушка


Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка -
Это Ганя-рёвушка

Плачет,
Заливается,
Платьем утирается...
Уу-уу-у!..

Вышла рёва на крыльцо,
Рёва сморщила лицо:
- Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду.
Уу-уу-у!..-

Вот вернулась Ганя в дом,
Слёзы катятся ручьём:
- Ой, пойду обратно!
Дома неприятно!
Оо-оо-о!..

Дали Гане молока.
- Эта кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую!
Уу-уу-у!..

Дали рёвушке в другой,
Рёва топнула ногой:
- В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а!..
Уложили Ганю спать,
Плачет рёвушка опять:
- Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
Уу-уу-у!..

Тут сбежался народ.
Чтоб узнать: кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?

Видят - девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свёкла,
Платье всё промокло.
Оо-оо-о!..
Уу-уу-у!..

Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
***
Сто одежек
Лиф на байке,
Три фуфайки,
На подкладке
Платьице.
Шарф на шее,
Шаль большая,
Что за шарик
Катится?

Сто одежек,
Сто застежек.
Слова вымолвить
Не может.
«Так меня
Закутали,
Что я не знаю,
Тут ли я?»

Девочка чумазая


- Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях - дорожки.

Я на солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.

Я на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы
измазала,
не девочка,
а зебра,
ноги -
как у негра.

Я на солнышке
лежала,
пятки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
- Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос -
разобиделась до слёз:
- Ой, мой бедный
носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

ЭММА МОШКОВСКАЯ

Лежебока


Горько живет
Лежебока -
Кровать Лежебоке
Высока.

Полы от кровати
Далеко.

Слезать Лежебоке -
Морока!..

Вот и лежит
Лежебока.

Спит Лежебока
Без срока.

Уж отлежал
Оба бока...

Спит и вздыхает
Глубоко:

Кабы
Еще бы
Два бока!..

Алеша-белеша Стоит три гроша: Шейка - копейка, Алтын - голова, По две денежки нога - Вот и вся ему цена.
Алешка гожий, Обшитый кожей.
Алешка-картошка, Завелася вошка.
Алешка-картошка.
Алешкина мать Собиралась умирать. Умереть не умерла, Только время провела.
Алка -- скакалка.
Андрей - воробей, Чушка-пичушка, На ходу лягушка.
Андрей-бармалей Сделал шапку из гвоздей. Идет хвалится, Гвозди валятся.
Андрюха -- свиное ухо.
Анна-ванна, гуталин, На носу горячий блин.
Антон - балабон.
Антон баню продает, Антонина не дает, Антонята плачут, скачут.
Антошка - картошка, Соломенная ножка, Сам с ноготок, Голова с локоток.
Бабка-ежка, Костяная ножка, Вышла на улицу, Раздавила курицу.
Бабка-ежка, Синяя картошка, Баба-Яга, Костяная нога, Печку топила, ногу сварила.
Беззубая карга, Тебя кошка родила, Тебя поп крестил И штаны спустил.
Борис - барбарис, Председатель жирных крыс!
Борис - предводитель дохлых крыс. А жена его, Лариса, - замечательная крыса. А сынок его, Иван, - замечательный болван.
Борька - Борис На ниточке повис! Ниточка трещит, А Боречка пищит!
Буратино - длинный нос, Подковыривал навоз!
Валюха - без уха.
Валюха - горюха.
Валя - дура, в лес подула, Шишки ела, нам велела. Мы не хочим, мы хохочем: "Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!".
Вображала первый сорт Взял поехал на курорт, На курорте заболел И под лавкой околел.
Вображала первый сорт Собиралась на курорт, А с курорта приезжала - Вображать побольше стала.
Вображала первый сорт Убежала (уезжала) на курорт, А с курорта приезжала - Еще больше (хуже) вображала.
Вображала хвост поджала И под печку убежала, А под печкой крокодил Вображалу проглотил.
Вображала хвост поджала И под печку убежала, А под печкой крокодил, Вображалу укусил.
Вображала, Хвост поджала!
Вображало (а), Хвост поджало (а) И на (под) печку (лавку) убежало (а)!
Воброжуля первый сорт Сейчас поедет на курорт.
Вован-болван на войну собрался, Как увидел первый танк, Сразу обоссался.
Вован-болван на войну собрался, Как увидел пулемет, сразу обосрался.
Вовка -- морковка, соленый огурец, огурец валяется и никто его не ест
Воображуля высший сорт! Куда едешь? - На курорт. На курорте пусто Выросла капуста!
Ворон, ворон. Хвост обломан, Хвост обломан, Нос окован.
Вот так нос: Бог семерым нес, А он одному достался!
В нашем классе есть Волан - Вместо уха - таракан!
В нашем классе есть Затор - Вместо носа - гвоздодер!
Галка-палка, Галка-скакалка
Говорят тем, кто не хочет водить в игре: Неотвожа, красна рожа, На татарина похожа. Семьсот поросят На Неотвоже висят.
Говорят, когда кто-то "купится" на шутку: Обманули дурака На четыре кулака!
Говорят, когда что-то случается с обидчиком: Так тебе и надо - Бочку лимонада (шоколада)!
Губы, губы два аршина, По губам бежит машина, Зав машиной - машинист: "Губы стой, остановись!"
Дорогой, дорогой, Почему такой худой? Приезжай ко мне в кишлак, Будешь толстый, как ишак.
Дразнило - собачье рыло!
Дразнят высокого: Дяденька, достань воробушка!
Дрозд, дрозд, Прост, прост, Кованный нос, Железный хвост.
Дура, дура, помадура В лес пошла - В штаны надула.
Дурочка-снегурочка Лежала на печи, Ела кирпичи!
Дядя Степа с длинным носом Приходил ко мне с вопросом: - Как убавить этот нос, Чтобы больше он не рос? - Вы купите купоросу И приставьте его к носу, Ковыряйте долотом - Нос отвалится потом.
Дядя хрюша - повторюша Всю помойку облизал И спасибо не сказал.
Дядя хрюша - повторюша, А по имени Индюша. Все тарелки облизал, А спасибо не сказал!
Дядя хрюша, дядя хрюша, А по имени Индюша. Все помойки облизал, А спасибо не сказал!
Если кто-то неправильно ответил на вопрос, говорили: Не подходит, не подходит, За тобой корова ходит. А корова без хвоста - Твоя родная сестра!
Если хочешь знать дразнилку, Запишися в детский сад Или выпиши "Мурзилку". "Взрослых" дразнят там ребят.
Жадина, говядина, Турецкий барабан! Кто на нём играет? Васька - таракан!
Жадина, говядина, Пустая шоколадина!
Жадина, говядина, Пустая шоколадина, Жадина, говядина, Соленый огурец На полу валяется, Никто его не ест!
Жадина, говядина, Пушистый барабан, А кто на нем играет, Тот рыжий таракан!
Жадина, говядина, Соленый огурец, На полу валяется - Никто его не ест!
Жадина, говядина, Сухая (большая) шоколадина!
Жадина, говядина, Тухлый огурец, На полу валяется - Никто тебя не ест!
Жадина, жадина, Жадина-говядина!
Жадина-говядина Сосисками набита, На меня сердита.
Жадина-говядина, Жадина соленая, На костре вареная!
Жадина-говядина, Злая шоколадина.
Жадина-говядина, Соленый огурец, Кто его не кушает, Тот молодец!
Жадина-говядина, Соленый огурец, Лежит себе на полочке, Никто его не ест.
Жадина-говядина, Соленый огурец, На полу валяется- Никто его не ест. Муха прилетела- Понюхала и съела.
Жильда на правду вышла. (Жильда - обманщик).
Жил-был дед. Ему было сто лет. Дразнить его мне жаль, Да и дразнить-то как, не знай.
Жирная бочка Родила сыночка, Не успела пятого - Родила десятого. А десятый без ушей, Кричит: "Мамочка, пришей!" А одиннадцатый лысый, Бегает за крысой!
Жирный, жирный, Поезд пассажирный!
Жир-пром-комбинат, сиськи-письки-лимонад!
Жирная бочка родила сыночка, А сыночек без ушей, Хоть завязочки пришей.
Жирный пончик, Дай талончик: Нечем печку растопить!
Зима-лето попугай! (дразнят не по погоде укутанного)
Злючка-колючка!
Инка-свинка, Инка-картинка
Как горный орел На вершине Кавказа, Сидит наш Вован на краю унитаза!
Когда случается что-то плохое с жадным, говорят: Жила долго не живет!
Коля, Коля, Николай, сиди дома, не гуляй!
Командир полка - Нос до потолка Уши до дверей, А сам, как воробей!
Командир полка - Нос до потолка, Уши до дверей, А сам, как муравей!

Смешные обзывалки (дразнилки) - это часть фольклора, восходящая к временам, когда люди старались запугать противника при помощи слов и действий. Использование имени - это попытка нанести ощутимый личный ущерб. Со временем употребление дразнилок стало достоянием ребят в возрасте от 6 до 12 лет (детская сатира), способствуя их личностному развитию, а в более взрослых компаниях - проявлением чувства юмора и украшением любой вечеринки.

Детские дразнилки

Обзываться дети начинают с детского сада, осуществляя своеобразную психодиагностическую процедуру: определяют место объекта насмешек в социальной иерархии. Если ребёнок даёт отпор, его, как правило, оставляют в покое. Дразнят тех, кто слабее эмоционально: обижается, плачет, бежит жаловаться взрослым. Родителям важно поддержать малыша, что включает в себя следующие моменты:

  • Разъяснение: смешные обзывалки - часто лишь способ игры, где важно не содержание, а удачное рифмование («Архип - старый гриб », «Наташка - промокашка »).
  • Обучение антидразнилкам, что является самым правильным реагированием на вербальную агрессию («Кто обзывается, сам так называется», «Ха-ха! Мне и не больно - курица довольна »).
  • Если дразнилки касаются внешности (толстый, худой, длинный, косолапый) или черт характера (ябеда, вредина, жадина), необходимо провести анализ, почему это происходит.

Это может быть сигналом к тому, чтобы что-то подкорректировать в поведении ребёнка или изменить его реакцию на дразнилку. Если ребёнок не проявляет ожидаемых эмоций, пропадает и смысл обзывалок.

Дразнилки среди подростков

И после 12 лет дети обзывают друг друга. Дразнилки бывают трёх видов:

  • Издёвки (смешные обзывалки на имена): «Лиза - королева стриптиза ».
  • Поддёвки (дразнилки, рассчитанные на простачков): -Скажи «клей»! -Клей! -Рот свой бантиком зашей!
  • Дразнилки, раскрывающие социально осуждаемые качества характера: «Юля - капризуля» . Представленный стишок на картинке выше рассказывает о том, чем среди друзей выделяется Олег.

В подростковом возрасте больше распространён последний вид дразнилок. Он способен вызвать серьёзные переживания у дразнимого, если тот не освоился с в более раннем возрасте. Из этого периода всем известны распространённые обзывалки в стихах, которые передаются из поколения в поколение (представлены на картинке ниже).

Смешные обзывалки у взрослых

Использование дразнилок взрослыми - это игра, возвращение в счастливую детскую пору, демонстрация чувства юмора и умения рифмовать. Во время детских ссор стихотворные строчки были самыми убедительными аргументами. Побеждал не тот, кто был более прав, а тот, кто знал больше рифмованных фраз. За словесной баталией забывалась причина размолвки, и дети вновь возобновляли прерванные занятия, проводя время вместе. Ссора разрасталась, если дразнилки носили оскорбительный характер.

Взрослым недопустимо использовать обидные высказывания в адрес внешности или характера человека, но самые смешные обзывалки - те, где присутствует тонкий намёк на особенности личности адресата. Именно поэтому в дружеских компаниях ценится умение вызвать смех узнаваемыми дразнилками без ущерба для присутствующих. С чего следует начать, чтобы овладеть умением сочинять обзывалки (дразнилки, привязанные к именам друзей)?

Подбор рифмы

Первый шаг - это умение подобрать интересную рифму. Для этого необходимо рассмотреть все варианты использования имени, которые дадут простор творчеству. Например, Михаил (раздавил ), Миша (афиша ), Мишенька (душенька ), Мишутка (шутка ), Мишуля (дедуля ), Миха (шумиха ); Иван (карман ), Ваня (баня ), Ванюша (уши ), Ванятка (взятка ), Ванёк (ручеёк ); Ирина (картина ), Ира (задира ), Иринка (соринка ), Ириша (крыша ), Ируся (бабуся ), Ирэн (бизнесмен ). Чтобы получились смешные обзывалки, необходимо определиться, на какое неодобряемое качество личности или поведение будет направлена рифмованная строчка.

Одним из самых распространённых недостатков является пьянство. Как с разными именами можно подойти к одной и той же проблеме с неожиданных сторон?

  • Валера пьёт без меры.
  • Толик - стопроцентный алкоголик.
  • Гена любит пьянки и измены.
  • Вася непременно будет квасить.
  • Вадим - над бутылкой господин.
  • Иван любит посмотреть в стакан.
  • Антон пьёт шампанского вагон.

Перед именем можно использовать расхожую фразу, тогда получится короткий стишок: «Нарекли тебя Матвей, наливай друзьям скорей», «Если ваше имя Толик - стопроцентный алкоголик ».

Домашние заготовки

Если в дружеской компании предполагается соревнование, не обойтись без универсальных рифмованных строк, куда можно подставить практически любое имя. К теме пьянства подойдёт следующий шаблон:

Паша (Сева, Игорь, Петя) выпить не дурак, пьёт ведёрками конья к.

Можно сочинить заготовки к созвучным именам. Например, к следующим: Роман, Иван, Колян. Высмеять можно упрямство.

Парень с именем Иван в жизни не овца - баран.

Для Миши, Гриши и Тиши смешные обзывалки про имена имеют множество вариантов:

Но зато у друга Миши с головы съезжает крыша.

Часто вижу друга Гришу лишь на клоунских афишах.

Хочешь в долг занять у Тиши, просьбу точно не расслышит.

Если в компании есть сложившиеся пары, уместно любящие сердца соединить и в дразнилке:

Если имя друга Саша, в спальне ждёт его Наташа .

Темы для обзывалок

Если ко всем именам друзей будет подбираться единая тема, это будет смотреться оригинально:

Что у Севы в штанине слева, то у Славы в штанине справа. Все рекорды побьёт наш Стас - он для женщин в постели ас. Может, впрочем, догнать Сергей, если он, конечно, не гей. Если скорость нужна, Эдуард постарается, как гепард. Для любителей перекуров здесь всегда наготове Юра.

Смешные обзывалки для друзей могут касаться попадания их в смешные ситуации: потеря деталей одежды, вызов «на ковёр» к начальнику, застижение врасплох:

Гришка, Гришка, потерял штанишки. Но зато теперь без слов ходит вовсе без штанов .

Чем тем она смешнее:

У Елены на носу отлупил комар осу. За насилие она… съела злого комара!

Но есть темы, которые неуместны в дружеских компаниях. Это высмеивание физических недостатков, использование обидных кличек, обсуждение ситуаций, неизвестных большинству присутствующих. Главным критерием выбора темы должно стать предполагаемое отношение к дразнилке самого адресата.

Дразнилки: история и виды дразнилок, 32 дразнилки на разные качества характера. Ответы на дразнилки. Рассказ «Саша — дразнилка».

Дразнилки постоянно встречаются в общении детей. Хотя взрослые часто говорят детям, что нельзя высмеивать другого человека, но дразнилки всё равно остаются с нами много лет и сохраняются в детской субкультуре. Почему? Что такое «дразнилки — ответы»? Могут ли дразнилки научить чему-то полезному для жизни? Давайте вместе попробуем разобраться.

Дразнилки

В этой статье Вы найдете:

  • виды дразнилок,
  • история дразнилок,
  • ответы на дразнилки,
  • коллекция дразнилок на разные качества характера человека,
  • рассказ «Саша — дразнилка».

Дразнилки: виды дразнилок

Дразнилки бывают разные.

Первый вид — это дразнилки – издёвки – это дразнилки к именам, в которых дети поддразнивают друг друга. Такие дразнилки есть и на имена девочек, и на имена мальчиков. Издевка – это обидная шутка, насмешка.

В самых распространенных дразнилках на имена две строчки: первая – это строчка с именем, вторая – рифма к ней (Рыжий – бесстыжий, Архип – старый гриб).

Второй вид — дразнилки – поддёвки. Поддевки рассчитаны на простачков. Поддевки состоят из вопросов и ответов. Сначала игрок просит повторить за ним слово, затем из диалога получается шутка.

Например, покажут ребенку бумажку на земле и спрашивают: «Твой талон?». Если ребенок нагнется чтобы посмотреть, что это, то ему кричат: «Спасибо за поклон!» (это дразнилка прошлых лет, когда были талоны).

Или дразнилки с вопросами, требующие внимательности к своим словам:

— Давай я тебе буду рассказывать, а ты добавляй: «И я».
— Я пойду в лес.
— И я.
— Я срублю дерево.
— И я.
— Я вырублю колоду.
— И я.
— Я замешу свиньям.
— И я.
— Они будут есть.
— И я.

— Скажи: «Арбуз».
— Арбуз.
— Ты – карапуз!

— Скажи: «Шило!».
— Шило.
— У тебя на носу мыло!

— Скажи: подушка!
— Подушка.
— Ты скользкая лягушка.

— Скажи: «Лес»!
— Лес!
— Твой брат балбес!

— Скажи: «Овес»!
— Овес.
— Хвать тебя за нос! (хватают за нос)

Скажи «ватрушка»!
- Ватрушка.
- У тебя в руках лягушка!

Скажи: «Матрешка!»
— Матрешка!
— Здравствуй, внучка бабки Ёжки!

Скажи: «Вкусны да сладки!»
-Вкусны да сладки!
— Тараканьи лапки!

Третий вид — дразнилки про качества характера человека. Их придумывают и передают друг другу сами дети во дворах. Эти дразнилки воспитывают, учат быть щедрыми, честными, справедливыми и добрыми, смелыми.

Дразнилки про качества характера:

Дразнилка для невнимательного человека:

Пучеглазая сова –
Глаза-то по ложке,
Не видит ни крошки!
Гляди прямо-
Впереди-то яма!

Дразнилка для слишком доверчивого человека

Обманули простака –
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.

Дразнилки для плакс

Плакса, вакса,
Гуталин,
Проглотил
Горелый блин.

— Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
— Три пятачка!

Плакса, плакса,
Три копейки вакса!

Дразнилки для ябед

Ябеда –корябеда.
Турецкий барабан.
Кто на нем играет?
Саша (имя ребенка) – таракан!

Ябеда – корябеда,
Солёный огурец.
На полу валяется,
Никто его не ест!

Ябеда солёная,
На горшке варёная,
Шишками обитая (другой вариант – картошкою набитая)
Чтоб не была сердитая!

Дразнилка для хвастуна, который хвастается обновкой или ведет себя высокомерно по отношению к другим детям:

Моряк – с печки бряк!
Растянулся как червяк!

Или:
Воображуля первый сорт,
Куда едешь – на курорт?
Шапочка с помпончиком,
А едешь под вагончиком! (под вагончиком раньше ездили беспризорники)

Командир полка –
Нос до потолка
Уши до дверей,
А сам, как воробей!

Фу-ты. Ну-ты,
Ножки гнуты.
Руки – в боки,
Глаза – в потолоки!

Если водящий нарушает правила игры и догоняет постоянно только одного игрока из всех, то ему кричат:

— За одним не гонка,
Поймаешь поросенка.

Или:
— За одним не гонка!
Человек не пятитонка!

Дразнилка для невежливого (не сказал «спасибо»):

Дядя хрюша - повторюша,
А по имени Индюша.
Все тарелки облизал,
А спасибо не сказал!

Дразнилки про трусость

Трус-трус- боягус!
На войне сражался.
Как увидел пулемёт-
Сразу испугался!

Уж ты, Васенька (имя ребенка), дружок,
Ты не бегай на лужок,
На крутой на бережок.
Тебя мышка съест,
Либо ласточка,
Либо серенький волчок
Из-за кустичка,
Либо белая собачка
Из-под мостичка.

Дразнилки для жадин

Жадина – говядина,
Соленый огурец.
На полу валяется,
Никто его не ест.

Жадина – говядина,
Пустая шоколадина.

Жадина – говядина,
Соленый огурец,
Сосисками набитая,
Оттого сердитая!

Дразнилка о грусти:

Что ты, Вася – Василек (имя ребенка)
Хмуришься, не весел?
Ясны очи опустил,
Голову повесил!

Дразнилка для человека, который всё время кричит:

Затеши полено,
Клади на колено,
Порыкивай
Да покрикивай!

Дразнилка для человека, который вмешивается в разговор других людей:

Впереди не суйся,
Сзади не пихайся,
В середину не касайся,
Вслед не давайся

Дразнилки: история дразнилок

Чтобы понять дразнилки, надо знать и понять их историю. Дразнилки существуют с очень давнего времени и до наших дней дошли дразнилки почти ко всем русским именам.

В дразнилке отражено очень древнее, архаичное явление – причинение ущерба личному имени.

Цитирую: «Словесные манипуляции с личным именем с целью причинения вреда, ущерба его носителю отражают особенности архаического сознания, не проводящего четкого различия «между словами и вещами », с позиций которого личное имя оценивается не как условный различительный знак, а как заместитель лица, полностью тождественный его носителю, что определяло различные запреты с употреблением личных имен в речи». (С.Н. Смольников. Антопонимы в детской дразнилке//Русская культура нового столетия. Проблемы изучения, сохранения и использования историко – культурного наследия. – Вологда: Книжное наследие, 2007). Многие ученые считают, что дразнилки и другие обидные двустишия существуют с тех времен, когда люди пытались испугать противника словами или жестами.

Дразнилки чаще всего не являются характеристикой человека, а приписывают ему «антиповедение», которое не поощряется в социуме.

Дразнилка — это мир небылицы и фантазии, а не отражение реального мира. Герой дразнилки живет «в другом мире» — «мире наоборот», «мире небылиц» и часто описывается так, как будто он не является человеком: «Алешка – лепешка. Мать- картошка», «Анна – банна, нога деревянна», «Коля – Коля – Николай, сядь под лавку да залай».

Дразнилки: особенности дразнилок

Дразнилки, издёвки и другие подобные устойчивые тексты в фольклористике называются «детская сатирическая лирика» (термин был введен Г.С. Виноградовым).

В дразнилках обычно имя человека или характеристика поведения рифмуется с созвучным словом: Андрей – воробей, Лена – пена, Светка – пипетка, Федя – бредя, Мишка – еловая шишка, Игорёнок – поросёнок –невоспитанный ребенок, плакса – вакса, ябеда – корябеда, рёва – корова. Обычно в дразнилках называется тот признак человека, который не нравится дразнящему (очки, рыжие волосы, фигура, имя, характер человека).

Очень часто дразнилки становятся почти традиционными и устойчивыми, которые знают многие поколения. Они определяют значение имени в данной культуре, восприятие имени носителями культуры («Коля-Коля-Николай, сиди дома не гуляй»; «Андрей – воробей, не гоняй голубей»). Часто дети изменяют текст дразнилки или придумывают свои тексты, вводя в дразнилку строчки из песен, скороговорок и приговорок, сказок, загадок: «Лидка – улитка, вытяни рога. Дам тебе хлеба, кусок пирога».

Дразнилка всегда произнотся нараспев и громко , смакуя слова. Часто с безопасного расстояния и хором (чтобы убежать, если что).

Дразнилка – это небылица по смыслу. В ней не важна логика или соответствие реальности, а важна рифма.

Чаще всего дразнилки встречаются в общении детей с 6 до 12 лет. Дразнилки, поддевки, издевки чаще используются мальчиками. Девочки больше предпочитают молчанки, мирилки или считалки. В общении старших дошкольников тоже встречаются дразнилки — особенно устойчивые традиционные дразнилки и дразнилки, которые высмеивают качества характера (жадина – говядина, ябеда –корябеда и другие). Дети сами через дразнилку «воспитывают» сверстика и учат его быть справедливым и честным.

Дразнилки и мирилки относятся к ситуативному фольклору. Часто они использовались просто ради смеха, иногда для того чтобы высмеять какое-то качество (жадность, ябедничество), а иногда – чтобы привлечь к себе внимание. Дразнилки часто позволяют обойтись без драки, особенно если на дразнилку есть ответ другой дразнилкой. Если дразнилка смешная и необидная — то можно посмеяться вместе с дразнящим. Или даже придумать еще другие варианты дразнилки. Но если дразнилка злая, обидная, агрессивная, то она требует ответа на нее.

Если Вашего ребенка дразнят дразнилками: фольклорные ответы на дразнилки — «антидразнилки».

Нужно уметь с юмором воспринять дразнилку, ответить на нее достойно – улыбкой или другой более смешной и ёмкой рифмой или дразнилкой, не обидеться. Это своеобразная «школа жизни», умение ответить на «удар».

Очень важно научить детей, как отвечать на дразнилку. Правильный ответ на дразнилку возвращает обиду к обидчику . Это очень важный жизненный навык – не обижаться, воспринимать всё с юмором, легко, не воспринимая поддразнивание как нападение. Этот навык тоже тренируется в ответах на дразнилки. Научите этому детей, придумайте с ребенком свой ответ на дразнилки на основе тех ответов, которые даны ниже.

Если обидная дразнилка будет повторяться изо дня в день и останется без ответа, то она может повлиять на самооценку Вашего ребенка и его взаимоотношения со сверстниками. Ведь иногда дразнилки (если ситуация не была решена и осталась сильная обида на дразнящего) остаются с ребенком на всю его жизнь и мешают ему стать яркой личностью.

Конечно, ребенок может промолчать в ответ на дразнилку, прийти и расплакаться дома. Конечно, Вы можете его пожалеть, поругать дразнящего и сами поговорить с обидчиком и сказать ему, чтобы он перестал дразнить Вашего малыша. Но …но это не даст малышу возможности получить жизненный урок и научиться отвечать на поддразнивание и поддевки.

Лучше научить ребенка, как правильно реагироввть на дразнилку. А реагировать нужно легко и весело – емкой рифмующейся формулой, отточенной поколениями. Придумайте вместе с ребенком свои достойные ответы на дразнилки. Попробуйте — это очень весело. Не обязательно придумывать обидные варианты, вполне достаточно придумать яркую образную фразу — ответ. А потом помириться с помощью

Вот примеры бытующих в детской среде фольклорных ответов на дразнилки — как идеи для Вашего творчества.

Я хотя и воображала,
Да никого не обзывала!

Не суй свой нос
В чужой вопрос,
А то вопрос
Откусит нос.

Касса закрыта —
Ключ у меня.
Кто обзывается –
Сам на себя!

Обзывай меня сто лет,
Все равно ты старый дед.

На каждый роток
Не накинешь платок!

Я тебя не слушаю,
Посолю и скушаю.

Хоть горшком назови,
Только в печь не сади!

От тебя отстало,
Ко мне не пристало!

Обзываешь ты меня, переводишь на себя.
Кто так обзывается, тот сам так называется.
Обзывай меня хоть год,
Все равно ты бегемот.
Обзывай меня хоть век,
Все равно я человек.

Шел-шел крокодил,
Твое слово проглотил,
А моё оставил –
И печать поставил!

Мели, Емеля, твоя неделя.

Был бы я (была бы я), да очередь твоя!

Сам такой же десять раз

Сказать «Я твоё зеркальце» и показать обзывающему открытую ладонь, чтобы он как будто увидел своё отражение в ней.

Кто чем обзывается, тот тем и называется!

Обзывай меня весь век,
Все равно, я человек.
Мне дразнилки не пристанут,
Тебе на ворот привяжут.
По деревне поведут –
Много песен напоют.

Обзываешь ты меня,
Переводишь на себя.

Как лучше всего реагировать, если тебя дразнят, Ваш ребенок поймет из замечательного рассказа Н.М. Артюховой «Саша- дразнилка»

Учимся отвечать на дразнилки

Саша — дразнилка

Саша очень любил дразнить свою сестренку. Ляля обижалась и плакала.

О чем ты плачешь, Лялечка? - спрашивал папа.
- Меня Саша дразнит!
- Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.

Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.

Ребята сидели за столом и завтракали.
- Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу за ноги к люстре подвешу.
- Ну что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!
Саша даже поперхнулся от удивления.

У тебя насморк, - сказал он, подумав. - Тебя завтра в кино не возьмут.
- А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.

Саша посмотрел кругом и крикнул:
- У меня апельсин больше, чем у тебя!
- Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.

Тут Саша не выдержал и заплакал.

О чем ты плачешь, Сашенька? - спросила мама, входя в комнату.
- Меня Лялька обижает! - ответил Саша, всхлипывая. - Я ее дразню, а она не дразнится!

Обсудите этот рассказ и придумайте, как еще Ляля могла бы ответить на другие слова Саши (если он забрал у нее игрушку или кинул в нее мячик — придумайте те ситуации, которые были в опыте Вашего ребенка или аналогичные им по смыслу).

Как помочь ребенку — и тому, кто дразнит, и тому, кого дразнят дразнилками

советы детского психолога из телепередачи «Наши дети»

— кого и почему дразнят дети?
— чем могут помочь родители своему ребенку, если его дразнят дети?


Еще о взаимоотношениях детей: "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Прозвища и дразнилки

Прозвища являются наиболее ранним по времени появления видом детского сатирического фольклора. В Древней Руси они заменяли фамилии, которые часто и восходят к прозвищам. Обычай давать прозвища сохранялся вплоть до середины XIX века. Важной особенностью прозвищ является ярко выраженная экспрессивность. Она представляет собой сохранившийся до наших дней пережиток охранительной магии.

По-видимому, именно экспрессивно-оценочные прозвища стали основой дразнилок. На них впервые обратил внимание Г.С. Виноградов в статье «Детская сатирическая лирика» (1925). Исследователь показал, что дети используют в основном эпитеты, которые выполняют функцию приложений. Они создаются на основе как внешних созвучий (Петька – петух, Мишка – медведь, Сережка – серый), так и по внутреннему сходству (Верка– вертихвостка).

На их основе в детской среде возникли рифмованные прозвища типа «Дразнило – собачье рыло», которые и стали одним из ранних типов дразнилок. Г.С. Виноградов показал, что ни по содержанию, ни по форме дразнилки и прозвища существенно не отличаются. Различие между ними в том, что прозвище прикрепляется к имени как устойчивый эпитет, а дразнилка не закрепляется за отдельным лицом и применяется в подходящем случае.

Дразнилки по форме представляют собой краткие, «в основном однострофные произведения юмористического, реже сатирического характера» (Сл., с. 67). Комическое строится на абсурдности изображенной ситуации:

Вася, Васенок,

Худой поросенок

Залез в траву,

Кричит «Мяу!»

Существуют различные взгляды на происхождение дразнилок. Г.С. Виноградов показал, что многие дразнилки произошли из песен юмористического характера, встречавшихся в обрядах и исполнявшихся во время различных ритуалов. Действительно уничижение является одним из видов величания.

Дразнилки имели четко выраженный функциональный и однонаправленный характер, они должны были посрамить противника словом. Подобная традиция сохранилась и в наши дни, она используется, когда нужно осмеять представителей других этносов или национальностей, профессий, жителей других мест.

Интересное предположение о происхождении дразнилок содержится в исследовании Б. Сикимич, посвященных сербохорватским народным дразнилкам. Она усматривает в текстах относительно позднего происхождения фрагменты разнообразных текстов: молитв, бранные переделки, представляющие собой трансформацию общеизвестного текста молитвы с элементами проклятия; использование элементов католических молитв, трансформацию праславянской молитвы «Отче наш».

Другим источником исследовательница называет различные религиозные (христианские, мусульманские) тексты, «которые находятся в прямой корреляции с «более старыми» магическими текстами и тем самым, вероятно, продолжают ряд трансформаций этих текстов».

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что, независимо от конкретного материала, ученые едины в мнении о вторичном происхождении дразнилок из фольклора взрослых или литературных источников.

Если предполагать сходство между дразнилками и насмешками, как это делает А.Н. Мартынова, к той же группе произведений можно отнести прозаические и рифмованные ответы на поддразнивания, остроты, мирилки, попрошайки, оправдки, юмористические стихи о днях недели. Очевидно, что основой для их объединения является общий функциональный признак.

Поводом для создания дразнилки может быть не только особенность внешнего облика, физический недостаток, проступок, но и просто встреча или событие из школьной жизни. Рыжих

Кого я вижу?

Собаку рыжу!

Рыжий, красный – человек опасный!

Часто в дразнилках отражаются социальные отношения, характерные для определенной местности или населенного пункта. Так, в Каинском уезде Томской губернии дети православных, или «мирских», – препираются с детьми старообрядцев, или «кержаков», в случае ссоры следующим образом: «Ты кержак-лешак. – А ты – миршина. – На том свете тебя посадят на вершину».

В местностях с разным населением широко распространено поддразнивание лиц другой национальности. В двадцатые годы О.И. Капица отмечала, что больше всего текстов посвящалось татарам и немцам, затем цыганам, молдаванам, украинцам. Татар дразнили следующим образом:

Татар – якши

Купи лапши,

Купи вина -

Напой меня.

О цыганах сочинили такую дразнилку:

Цыган поменяй,

Моя лошадь без хвоста,

Что ни день – то верста.

«Именные дразнилки» часто использовались, чтобы поддразнить, поиздеваться над их носителями. «Иногда эти песенки бывают невинного характера, в них выявляется естественное для детей, как и для взрослых, желание посмеяться, сострить, но часто они имеют и определенную цель – обидеть и поиздеваться над избранной жертвой», – замечает О.И. Капица. Мальчика по имени Жорж школьники дразнят:

Вот Жорж Горман,

Нос оторван,

Вместо носа – папироса,

Вместо пуза – два арбуза.

Дразнилка была широко распространена в школе во второй половине XIX века. Школьникам того времени было хорошо знакомо имя Жоржа Бормана, владельца кондитерской фабрики. Школьникам начала XX века оно уже ничего не говорило и подвергалось искажению или замене на созвучное.

Кроме индивидуальных существовали и дразнилки, направленные против определенной группы ребят, например, учеников приготовительного класса: «Приготовишки – мокрые штанишки» или первоклассников, учащихся реального училища: «Первоклассники – колбасники». Соответственно и гимназистов называли «Гимназисты скандалисты» или:

Синяя говядина по грошу на пуд,

Которую собаки не жрут.

Кадетов дразнили за военную выправку: «Кадет – на палочку надет». Институток за их известное пристрастие к сладостям и всяким лакомствам:

Институтки – точно утки,

Что найдут – то и сожрут,

А наевшися – не в меру

Отравляют атмосферу.

Приведенные примеры отражают исконную вражду между учебными заведениями разного типа, существовавшими в царской России.

В одной из ленинградских школ девочки дразнили мальчиков:

Завтра праздник, воскресенье,

Дадут девочкам печенье,

А мальчишкам – кулаки,

А на второе – червяки.

Основываясь на анализе 200 собранных дразнилок, О.И. Капица отмечает, что больше всего встречается дразнилок на имена, причем мужские преобладают над женскими. Из мужских имен чаще всего в дразнилках встречаются Иван, Егор, Николай, Алексей, а из женских – Катерина и Дуня. Рифмовка имен обычно следующая: «Андрей – воробей», «Антошка – недопечена картошка», «Фома – большая крома», «Мишка – еловая шишка», «Егор – без обор», «Маша – каша», «Зинка – корзинка».

Одно имя в дразнилке легко заменяется другим, требуется только сохранять рифму:

Васька-Васюк,

Полезай на сук,

Там кошку дерут,

Тебе лапку дадут.

Распространение прежде всего «именных дразнилок» подтверждается и наблюдениями Г.С. Виноградова, полагавшего, что «формулы осмеяния» обычно связаны с созданием имен-прозвищ: маменькин сынок, сорока, плакса. Возникают и другие дразнилки – ябеда-корябеда, жадина-корядина.

Вариативность адресата Б. Сикимич называет одной из важнейших особенностей дразнилок и приводит такой пример: «Латинянин хвостатый, завтра ты у меня сдохнешь, тяжело той руке, которая тебя потащит, тяжело той лопате, которая тебя будет закапывать». Она также полагает, что дразнилки, связанные с личными именами, «часто включают зоонимический код» («курица», «козленок», «коза», «осел») и строятся на мотивах антиповедения («запачканности», физического наказания). Последние явно перешли из взрослого фольклора: «Кире в палку играет, кобыла у него метнулась, бурдюк у нее лопнул».

Реже осмеиваются физические недостатки или черты характера, поводом создания дразнилки иногда служит внешность. Высокий, малорослый, косой, хромой, толстый, худой, рыжий, плешивый, заика – все эти недостатки вызывают появление в соответствующих случаях дразнилок. Большое количество текстов относится к рыжим. Часто встречается в записях песенка, в основу которой положен сюжет дразнилки:

Рыжий красного спросил:

«Где ты бороду красил?»

– Я не краской,

Не замазкой,

Я на солнышке лежал.

В ряде случаев воспроизводится утрированный портрет:

Анна – балана,

Голова – оловянна.

Нос крючком,

Ротик ящичком.

Иногда высмеивается не только один член семьи, но и все родовое сообщество:

Сидор баню продает,

Сидориха не дает,

Сидорята верещат -

Под угор баню тащат,

В «дразнилке-посрамлении» (термин Г.С. Виноградова) осмеиваются трусость, воровство, неряшество, зависть и другие недостатки, вызывающие осуждение в детской среде:

Гришка, Гришка,

Украл топоришко,

Побег к брату -

Украл хату.

Побег к отцу -

Украл овцу.

Предметом осмеяния становятся и различные свойства характера, вот как подсмеиваются над напыщенными и гордыми:

Фу-ты, ну-ты

Сани гнуты,

Руки в боки,

Глаза в потолок…

Часто высмеиваются обжоры:

Требухан, требухан

Съел корову да быка,

Пятьдесят поросят,

Девяносто утят.

Дети не любят, когда их дразнят женихом и невестой. Такое поддразнивание производится хором и часто доводит до слез тех, на кого оно направлено. Обычно оно происходит с помощью особых песенок:

Тили, тили тилишок,

Иванушка – женишок.

Тили, тили тесто,

Машенька – невеста.

Распространение дразнилок. Настоящие детские дразнилки лишены «национальной или религиозной окраски, что говорит о возможной древности их мотивов». Можно сделать и другой вывод: дразнилки существуют давно, их можно считать традиционными, некоторые исследователи называют их сложившимися, или «готовыми», указывая на формульный характер произведений.

Новые дразнилки появляются по определенным поводам, обычно они свидетельствуют о творческом потенциале его сочинителя. «Едва ли встретится какой-нибудь приметный случай, подходящий повод, который затруднит найти бойкое словцо, легкую рифму, вряд ли выищется интересующее ребят событие дня, отражения которого не нашлось бы в готовой песенной форме или не родилась бы новая». Так, мальчугану, упомянувшему, что к обеду дают щи с картошкой, дают прозвище «пшик-картошки», приехавшего из Псковской губернии прозывают «скопской» и «скоподырь». Мечтавшего стать капитаном мальчика дразнили:

Палеган, палеган,

Аржана лепешка.

Капитан, капитан,

Рваные штанишки.

Любопытны рассуждения О.И. Капицы о характере дразнилок, посвященных отдельным занятиям и профессиям: «тут достается всем: и сапожнику, и портному, и мяснику, и мельнику».

Сапожники-безбожники

Сидят у кабака,

Оборваны, обшарпаны,

С бутылкою в руке.

Портной-швец,

Не хочешь ли щец?

Портной-портняжка,

Не хочешь ли кашки?

Посвященные лицам разных профессий дразнилки называются прозвищами-прикладками: столяр – «сосногрыз», лакей – «лизоблюд», паны – «на двоих штаны», баре – «по грошу пара», маляр – «мазун-повозун» и т. д.

Осмеянию подвергались и лица духовного звания. О них говорят:

У попов глаза завидущие.

Руки загребущие.

По Псковской улице

Едет поп на курице,

Попадья на петухе,

Попаденок на свинье.

Переделки дразнилок. Выше говорилось о возможности перенесения некоторых элементов дразнилок в песенки, при котором получается связанный текст. Девочку любительницу кошек, прозвали «Кошкина мать», а к этому прозвищу присоединили строки из известной частушки:

Кошкина мать

Собиралась умирать,

Умереть не умерла -

Только время провела.

Импровизация дразнилок встречаются у детей во всех социальных группах, как в городе, так и в деревне. Если импровизация «хороша, складна, подходяща, т. е. отвечает общей потребности заинтересованной группы», то она сохраняется, переходя от одних к другим, замечает О.И. Капица.

Песенная форма дразнилок обуславливается манерой исполнения, они произносятся 1 (скандируются) речитативом, поэтому строки обязательно рифмуются и подчиняются внутреннему ритму. Возможно развитие рифмованной строки в двустишие:

Миколай-Николай

Толоконце подай.

Мишка-кубышка,

Около уха шишка.

Затем трех и четырехстишия:

Иван-болван

С колокольни упал.

Три года катился

И то не убился.

Иногда дразнилка развивается в целую песенку:

Гриша, Гриша,

Сидел бы ты дома,

Точил бы веретена.

У тебя жена-то пряха,

По ниточке пряла,

Корову купила,

Корова-то с кошку Надоила с ложку,

Корова-то пропала -

Кузьму поклепали.

«Приведенная дразнилка, как и многие другие, заимствована детьми у взрослых – содержание таких дразнилок часто выходит из круга детских интересов, большинство же всецело детского содержания», – замечает О.И. Капица. Таковы, например:

Плакса – Олекса,

Удой молочка

Из подойничка.

Вася, Васенок,

Худой поросенок,

Завяз в траву -

Кричит: «мяу,

Не вылезу».

Детские дразнилки бывают направлены на решение ряда конфликтных ситуаций, возникающих во время игры. Если ребенок не хочет что-то давать, обычно, ему угрожают, говорят о физическом наказании: «Послала меня мать, чтобы ты дал мне немного мака. Если не дашь немного мака, то станет у тебя рука вот такая».

Б.Сикимич пишет: «Ребенку, который портит игру, адресуется настоящее проклятие». Приводимые ею фольклорные тексты она предлагает считать полноценными магическими формулами, на что указывает и их синтаксис: «Пойдешь вокруг или стороной? Если стороной, пусть тебя муравей убьет веткой. Если вокруг, пусть тебя убьет муравей рукой».

Среди других особенностей дразнилок – использование преувеличений (гипербол), преуменьшений (литот), развернутых сравнений, определений-приложений.

Поддевки введены в научный оборот Г.С. Виноградовым, он же предложил их первую классификацию. Поддевки, по терминологии исследователя, представляют одну из разновидностей произведений детского смехового творчества. Один из детей, шутки ради, чтобы посмеяться, «поддевает» своего собеседника и ставит его в смешное положение, «поддетый» может оказаться неопытным новичком, не знающим этой шутки:

– Федя, скажи «поп».

– А че? Ну, скажу: поп.

– Твой отец клоп.

– Сто да сто – сколько?

– Двести.

– Сиди дурак на месте.

Иногда поддевки сопровождаются действиями. Один мальчуган схватывает другого за нос и настойчиво спрашивает:

– Дуб или вяз?

– Тяни до губ.

После этого ответа вопрошающий тянет нос книзу, в случае же ответа «вяз» – кверху, «до глаз».

«Витька, у тебя под ногами мох!» – Витька смотрит себе в ноги. Ему говорят: «Не кланяйся, я не Бог».

Определение поддевки мы также находим у Г.С. Виноградова: «поддевка представляет собою или искусственный диалог, где следует ожидать возможности быть пойманным (поддеться на слове) совершенно неожиданно для себя».

Разновидность дразнилок сохранилась и в наши дни, замечает О.Ю.Трыкова. Игровой характер создается диалогической формой, носящей обязательный характер:

– Скажи: клей.

– Выпей баночку соплей! (Трык., с. 40.)

В создаваемой игровой ситуации собеседник заманивается в словесную «ловушку» и своеобразным образом высмеивается. Отсюда и происходит другое название рассматриваемой формы, которую Г.С. Виноградов называет «заманками». Одно лицо направляет разговор, другому остается пассивная роль повторяющего условленную фразу или слово. «Некий мальчик обещает другому что-то рассказать, но с условием, чтобы тот на все, что он будет говорить, отвечал: «и я».

– Я пойду в лес.

– Я срублю дерево.

– Я вырублю колоду,

– Я замешу свиньям. -

– Они будут есть. -

Приведем и другой вариант:

Говори за много «как».

– Пошла баба в кабак.

– Нализалась пьяная.

– Пришла домой.

– Мужик стал ее бить.

– А вот так] (Следует удар в спину.)

В качестве сопоставительного материала О.И. Капица приводит немецкую поддевку:

Ich bin in der Walde gegangen.

Ich nehme ein Axt mit.

Ich hau ein Eich ab.

Ich mach einem Sautrog draus.

Es fressen sieben Saue.draus.

(«Я пошел в лес». – И я. – «Я взял с собой топор». – И я. – «Я срубил дуб». – И я. – «Я сделал из него свинье корыто». – И я. – «Семь свиней стали есть из него». – И я.).

Современные дети называют подобное явление «заманкой», полагая, что завлекают собеседника в словесную игру и насмехаются над ним. Уже четырех-пятилетние дети, вступая в детский коллектив, способны на подобные розыгрыши.

Роль заманок. Традиционно подшучивания и розыгрыши в виде словесной игры достаточно распространены. Они играют важную роль в развитии ребенка. Прежде всего через них происходит обучение речи, повторяются определенные слова и вносятся коррективы, направленные на устранение ошибок произношения или неправильного использования словоформ. Словесная ситуация демонстрируется с разных сторон, как в статике, так и в динамике.

Заманки использовались и для привития определенных навыков. Они являлись элементом общения детей с взрослыми, входили как в повседневный быт, так и в праздничные игры. Взрослый стремился побудить ребенка к активному действию, заставить критически относиться к любому высказыванию или событию. Так, предложив ребенку залезть под стол, затем начинали с ним такую беседу/разговор:

– Мама у тебя есть?

– Папа у тебя есть?

– А ум у тебя есть?

– Был у тебя ум, не сел бы под стол.

Во время подобных шуток или розыгрышей также прививались некоторые практические навыки; дети обучались отличать животных, имитируя их повадки.

«Структурообразующим элементом диалога «заманки» является рифма к повторяемому слову, преобразующая диалогическую ситуацию, переводящая его в новое качество», – отмечает М.П. Чередникова. Она также устанавливает, что гротесковое начало прослеживается не во всех текстах.

Перспективы развития дразнилок . Стойкость стилистических конструкций, позволяет, по мнению Г.А. Барташевич, создавать новые произведения или варьировать уже известные. Как бы развивая ее наблюдения, О.Ю. Трыкова замечает, что в дразнилку активно проникают новые образы, понятия, иногда даже весьма

– Скажи: какое небо голубое!

– Какое небо голубое!

– У голубых всегда такое!

Часто дразнилки создаются на основе готовых форм для передразнивания.

Взаимодействие жанровых форм. М.И. Мельников отмечает, что под воздействием профессиональной поэзии и частушек в дразнилки проникли элементы считалочной поэтики. Он приводит следующий пример:

Витя-титя-карапуз

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Витя отпирается.

О.Ю. Трыкова усматривает взаимодействие современной дразнилки с народной песней. Б. Сикимич выделяет форму детской песенки, адресованной животным, где содержатся элементы дразнилки и проклятия, она приводит несколько примеров, где встречаются разные птицы и животные: «Проклятая коза, блаженная овца, Бог тебе дал, чтоб хвост у тебя таким и остался».

Приведем пример дразнилки, представляющей собой интересный случай приспособления к новой среде широко распространенной в крестьянском детском обиходе песенки:

Завтра праздник, воскресенье,

Нам лепешек напекут,

И помажут, и покажут,

А покушать не дадут.

Взаимовлияние дразнилки и считалки часто происходит под воздействием средств массовой информации. Так можно объяснить и использование в считалки строчек из рекламы:

Кошка сдохла, хвост облез -

Получился Анкел Бене!

Иногда игра словами встречается в анекдоте: «Крокодил Гена и Чебурашка идут через стройку. Чебурашка говорит: «А вон человеки работают». Крокодил Гена говорит: «Не человеки, а люди». Чебурашка говорит: «А вон один люд в яму упал».

Прояснение вопросов бытования дразнилок и специфики их перехода из взрослой в детскую среду помогут определить некоторые особенности организации детской среды. Так, М.П. Чередникова приводит следующий анекдот, который создается на основе противоречия, возникающего между разными возрастными группами и, следовательно, порождающего комическую ситуацию:

Подходит бабушка к парню и спрашивает:

– Скажи, сынок, как пройти на улицу Ленина?

– Во-первых, не сынок, а хиппи. Во-вторых, не пройти, а прогреметь костями. В-третьих, не на улицу Ленина, а на хипп-штрасс Ленина.

– Слушай, хиппи, как прогреметь костями на хипп-штрасс Ленина?

– Что, хиппуешь, плесень?

Процесс словотворчества, постоянно происходящий в дразнилках, несомненно может стать предметом изучения лингвистами. Правда, некоторые специалисты неоднозначно относятся к использованию бранных выражений, встречающихся в дразнилках.

Интересны и процессы взаимосвязи с литературными жанрами . Дразнилку активно использовали С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Э.Э. Мошковская, К.И. Чуковский, Э.Н. Успенский, Д. Хармс. Широкое распространение в детской среде получают и литературные образы, среди них, как отмечает О.Ю. Трыкова, «лидирует» дядя Степа Михалкова:

Из книги Московские слова, словечки и крылатые выражения автора Муравьев Владимир Брониславович

Из книги Поэтика и семиотика русской литературы автора Меднис Нина Елисеевна

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

О смысловых обертонах арзамасского прозвища Пушкина «Имя Пушкина в связи с “Арзамасом”, равно как и кличку его “Сверчок” (заимствованную из стиха баллады “Светлана” – “Крикнул жалобно сверчок”), мы находим в документах, относящихся ко времени окончания Лицея», –

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги автора

Имена-прозвища Древние люди считали имя важной частью человеческой личности и предпочитали хранить его в тайне, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать для наведения порчи (подобно тому, как использовали для этого остриженные волосы, клочки одежды,



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: