Досуговое занятие для детей в старшей группе. Конспект физкультурного досуга в старшей группе «Мы идем на день рождения

«Зажги звезду Добра!»

Подготовили и провели: воспитатель, музыкальный руководитель

Программные задачи:

Формировать нравственное сознание на основе ба­зовых понятий о добре и зле, умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развивать стремление, выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми посредством музыкально-художественной деятельности.

Предварительная работа:

Прослушивание музыкальных произведений о добре, дружбе и зле: «Дорогою добра» - муз. М.А.Минкова, «Все мы делим пополам» - муз. В. Шаинского, «Если добрый ты» - муз. Б.И. Савельева и т.д.

Чтение сказок: «Лиса, заяц и петух», «Заюшкина из­бушка», «Что такое хорошо, что такое плохо» и т.д.

Знакомство с православной культурой для малышей «Добрый мир».

Дидактические игры: «Радуга», «Дерево добра», «Ка­кими должны быть дети», «Противоположности» и т.д.

Заучивание песен, стихов, поговорок о добре.

Рассматривание иллюстраций.

Материал:

Шарики с сюжетными картинками, елка.

Звездочки, волшебная палочка.


Музыкальный репертуар:

- «Звездный хоровод» - муз. А. Стоянова;

- «Лунный свет» - муз. Л. Дебюсси;

- «Увертюра» - муз. А. Зацепина;

- «Ликуй и пой, Земля» - муз. народная.

Персонажи: злой Волшебник, добрая Фея, девочка.

Мультимедийное устройство.

На фоне А. Зацепина «Увертюра» (из кинофильма «Красная палатка») на экране картинки на тему «Мира, ра­дости, счастья и т.д.».

Ведущая:

Мир устроен очень мудро.

В нем есть радость, красота, Солнце теплое сияет, Рядом мама, доброта.

Все хорошее в природе от солнца, А все лучшее в жизни - от человека.

Если доброта живет на свете, Радуются взрослые и дети.

(На экране заставка звездного неба...)

В одной сказочной стране жили звездочки, и не было среди них ни одной похожей на другую. Душа каждой звездочки была заполнена любовью и добротой. Они видели в друг друге только хорошее и доброе и от этого они светились удивитель­ным волшебным светом.

(Под музыку в зал забегают «звездочки», в руках у каждой - «фонарик», «звездочки» выполняют танцеваль­ную композицию - «Звездный хоровод» - муз. А.С. Стояно­ва.)

Звездная страна от этого чудесного сияния была не­обыкновенно красива и неповторима. Повсюду царил мир, со­гласие, взаимопонимание и любовь

(Звучит музыка Э. Гоига - «В пещере горного короля».)

Появляется Злой Волшебник, (звезды в испуге) «про­летает» между звездами.

Злой Волшебник:

Что я вижу, какое яркое сияние, кругом согласие, мир, и красота, и доброта. А вы знаете, что есть страны, где живут еще лучше, чем вы? И веселее, и интереснее.



(Звездочки взволнованно, беспокоясь, как бы обраща­ясь, удивляясь друг другу.)

Звездочки:

Первая:

Неужели есть страна лучше нашей?

Вторая:

Мы тоже хотим жить, еще веселей и интересней!

Третья:

А что мы должны сделать?

Злой Волшебник:

Все очень просто, нужно находить в других недостат­ки, все время ругать, совершать плохие поступки.

Звездочки :

Но мы не знаем, как этого делать?

Злой Волшебник:

Это так просто. (Обращается к звездочкам.):

Эй, ты! Ты такая темная? Знаю, знаю, умываться ле­нишься. Фу! Грязнуля какая...Ха-ха-ха-ха!

(Кто-то из звездочек подхватил волшебника, кто-то промолчал... а звездочка от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах гаснуть...)

Злой волшебник обращается к другой звездочке:

А ты огромная, как только ты держишься на небе? Ха- ха-ха-ха! (Звездочка тоже гаснет.)

Ой, не могу.Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Ка­кой от тебя прок, кто тебя увидит?

(Некоторые звездочки поддерживают волшебника, смеются над «звездочками»...) Волшебник злобно смеется и «улетает» - «сияние» гаснет.

Ведущая:

Посмотрите, что произошло с нашей страной?

Ответы детей:

Она погасла.

Доброта пропала, потому что некоторые из нас стали недобрыми.

Мы говорили обидные слова, смеялись.

От этого сияние звезд в нашей стране пропало.

Ведущая:

Что же нам делать?

(Варианты ответов детей: вернуть добро, поми­риться, не совершать плохих поступков, жалеть, не обзы­ваться, не обижать маленьких...)

Ведущая:

Я знаю, кто нам может - «Звездная Фея». (Под музыку К. Дебюсси - «Лунный свет» появляется «Звездная Фея».)

Звездная Фея:

Я все знаю, мои маленькие друзья. Все вы разные, у каждого своя душа. А чем можно наполнить эту душу? Добро­той и любовью. Учитесь находить доброе и хорошее, что есть в каждом из вас. Чтобы ваша страна засияла чудесным светом, вам нужно спуститься на Землю и сделать добрые, земные де­ла. Вы готовы? (Ответы детей.)

Ведущая:

А как же мы найдем дорогу?

Звездная Фея:

В этом вам поможет лунный камень.

В добрый путь! («Звездная фея» уходит.)

Звучит песня «Дорогой добра» - сл. Ю.С. Энтина, му­зыка М.А. Минкова.

Дети змейкой идут по «дороге», на пути встречают «лунный камень», читают на камне:

Направо пойдешь - в страну игрушек попадешь.

Налево пойдешь - в королевство конфет попадешь.

Прямо пойдешь - в страну добрых дел попадешь.

(Ведущая помогает выбрать правильный путь.)

Под музыку дети идут по дороге, на экране заставка «Радуга», но она погасла, тусклого цвета...

Диалог ведущей с детьми - о цветах радуги, о злом волшебнике...

Ведущая:

Чтобы вернуть радуге цвета, мы должны вспомнить главные правила доброты; главные правила добрых детей на земле.

Первый ребенок:

Не обижай никого ни словами, ни делами.

Второй ребенок:

Не мешай и сам другим.

Третий ребенок:

Желай здоровья всем людям.

Четвертый ребенок:

На грубые слова не отвечай, со злыми товарищами не

Пятый ребенок:

Не ссорься ни с кем.

Шестой ребенок:

Никого не осуждай, и тебя не будут судить. Седьмой ребенок:

Приноси добро другим, и люди принесут тебе добро и любовь.

(По мере того, как дети называют одно из правил, на экране постепенно появляются цвета радуги.)

Ведущая обращает внимание на возвращение цветов.

Ведущая:

Молодцы, звездочки, одно доброе дело вы сделали, спасли радугу от злых чар Волшебника. А мы отправляемся дальше в путь.

Звучит песня - «Дорогою добра»...(Дети идут.)

Ведущая:

Ой, кто-то плачет.

Им встречается девочка (плачет). Дети:

Девочка, как тебя зовут?

Девочка:

Аленушка.

Дети:

Аленушка, почему ты плачешь?

Девочка:

Я пошла с подружками в лес погулять, а они меня по­кинули. Я заблудилась, устала. Мне холодно, я так замерзла.

Ведущая:

Как мы можем помочь девочке?

Звездочки:

Не плачь, я тебе подарю зайчика.

А вот тебе машинка, будешь с ней играть.

Я обниму тебя, Аленушка.

Чтоб тебе не было холодно, я подарю тебе платочек.

Я тебя приласкаю.

Вот бусы, чтобы была красивая.

А я тебе сумочку подарю, для подарков.

Давай с тобой дружить?

Девочка:

Спасибо, мне стало тепло от вашей доброты. Я хочу, чтобы мы дружили.

Дети исполняют танцевальную композицию «Все мы делим пополам» - музыка В. Шаинского.

Ведущая:

Молодцы, помогли Аленушке. Ей стало тепло от ва­шей помощи. Ну, вот мы еще доброе дело сделали, помогли девочке. Звездочки, нам пора в путь. Аленушка пойдем с нами.

(Звучит песня - «Дорогою добра»)

На пути встречается елочка.

Ведущая:

Звездочки, посмотрите, какая грустная елочка стоит, чего на ней не хватает? А здесь около елочки стоит коробка с шарами. Я предлагаю украсить елочку, но шары необычные. На них картинки с добрыми поступками и злыми. Давайте мы повесим шарики с добрыми поступками.

(Под музыку «Звездочки» украшают елку.)

Посмотрите, а в коробке остались еще шары, почему мы их не повесили? (Рассуждения детей.)

Вот мы и сделали третье доброе дело. Дорогие звез­дочки, давайте встанем в круг, взявшись за руки с теми, с кем дружите, со своими лучшими друзьями, как приятно держать друга за руку. Улыбнитесь друг другу.

Песня, хоровод «Если добрый ты» - слова М.С. Пляц- ковского, музыка Б.И. Савельева. (Включить шар, вручить звездочки.)

Ведущая:

Почему опять зажглись ваши звездочки? Звездочки:

Мы сделали добрые дела!

Мы зажгли радугу!

Мы подружились с Аленушкой!

Мы украсили елочку!

Мы зажгли свои звездочки!

Звездочка:

Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета!

Звездочка:

Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце светит, Радуются взрослые и дети!

Звездочка:

Будем мир оберегать, Доброту в нем сохранять.

Звучит песня «Ликует и поет Земля», дети дарят свои улыбки гостям.

Центральное окружное управление образования

Такие разные животные

(познавательно-творческий проект для детей 5-7 лет)

Бочарова Н.Д., воспитатель ГБОУ Центр развития ребенка детский сад № 2336

Согласно исследованиям отечественных психологов де­ти старшего дошкольного возраста способны рассуждать и да­вать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их опыта. В возрасте 5-7 лет у детей продолжают совершенствоваться обобщения, что явля­ется основой словесно-логического мышления. Именно в стар­шей группе дети знакомятся с многообразием растительного и животного мира Земли, учатся устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между объектами живой и неживой приро­ды и хозяйственной деятельностью человека. Поэтому в совре­менных условиях образовательную работу по формированию основ экологической культуры и экологического сознания следу­ет начинать со старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: расширение представлений детей о мно­гообразии животного мира, о существовании причинно-следст­венных связей между объектами и явлениями живой и неживой природы, о способах правильного взаимодействия с животными.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с животными разных природных зон и особенностями их обитания.

2. Продолжить формировать у детей способности к установлению связей и зависимостей в природе, учить отра­жать в речи свои наблюдения с помощью развернутых ответов, рассуждений, умозаключений.

3. Повысить познавательный интерес и познавательную мотивацию к занятиям и исследовательской деятельности в се­мьях воспитанников.

Критерии оценки эффективности проекта:

1. Высокий уровень познавательной активности детей и родителей в процессе работы над проектом.

2. Отражение тематики проекта в разных видах детской деятельности.

3. Создание энциклопедии «Такие разные животные» (1 том - «Животные средней полосы», 2 том - «Животные Се­вера», 3 том - «Животные жарких стран»).

4. Презентация достижений по реализации проекта на Фестивале открытий «От простого - к сложному» для педагогов ДОУ г. Москвы. («Лучшие образовательные практики» - «Мос­ковское образование: от младенчества до школы»).

Направления деятельности и интеграция областей:

Направления деятельности: познавательно-речевое, со­циально-личностное, художественно-эстетическое развитие.

В процессе реализации проекта осуществлена интегра­ция следующих образовательных областей: «Познание», «Со­циализация», «Коммуникация», «Чтение художественной лите­ратуры», «Художественное творчество», «Музыка».

Интеграция образовательных областей в процессе реализации проекта «Такие разные животные»


Продолжать формировать у детей способ­ности к уста­новлению свя­зей и зависи­мостей в при­роде, учить от­ражать в речи свои наблюде­ния с помощью развернутых ответов, рас­суждений, умо­заключений.

Наблюдение в природе,

Целевые прогулки по экологическим маршрутам,

Поисково- познавательная деятель­ность,

Проектная деятельность,

Создание моделей и ма­кетов.

Познание, Коммуникация, Безопасность, Здоровье.


Ресурсное обеспечение проекта:

Вовлечение семей воспитанников в реализацию про­екта (поисково-познавательные и творческие семейные домаш­ние задания, промежуточная и итоговая презентация результа­тов работы по тематике проекта, участие родителей в экскурси­онной программе «Клуба путешественников»).

Использование ресурсов социокультурной среды го­рода (посещение музеев естественнонаучной направленности, целевые прогулки в зеленые зоны Москвы, цикл занятий в Рос­сийской Государственной детской библиотеке по теме проекта).

Презентация проекта:

Промежуточная презентация работы над проектом на Фестивале открытий «От простого - к сложному».

Итоговая презентация проекта в форме интегриро­ванного досуга «В мире животных».

Пребывание в детском саду невозможно представить без радостных праздников, трогательных утренников, дружеских чаепитий и весёлых стартов. Мероприятия, организуемые педагогом в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь. И вместе с тем в увлекательной форме ребята получают новые знания и раскрывают творческие способности, становятся инициативнее и самостоятельнее.

Значение организации досуговой деятельности в детском саду

Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается. Взрослый самостоятельно планирует, чем занять свободное время, ребёнку в этом необходимо помогать, направлять его деятельность. Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа - всестороннего развития личности ребёнка.

Досуг представляет собой синтез разных активностей, например, физической, музыкальной, развлекательной и познавательной

Цель и принципы организации досуга в ДОУ

Досуговая деятельность в ДОУ направлена на формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.

Цель организации досуга и развлечений дошкольников - привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно-образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят. Используя различные формы и методы организации и учитывая индивидуальные особенности воспитанников, педагоги насыщают культурно-досуговую деятельность нравственным содержанием при соблюдении принципов:

  • позитивной напряжённости: создание дружеской атмосферы, положительных эмоций, получение радости от общения и коллективной деятельности;
  • самостоятельности: создание условий для саморазвития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
  • комплексности: учёт всех компонентов здорового образа жизни;
  • целостности: развитие самосознания детей.

Развлекаясь, дети приобщаются к народным традициям и истории страны

Направления деятельности

Мероприятия в рамках культурно-досуговой деятельности можно разделить на тематические блоки:

  • Спортивный:
  • Музыкальный:
  • Литературный:
  • Театральный:
  • Художественный:
  • Интеллектуальный: проведение викторин, игр на смекалку и дидактических игр (брейн-ринг, КВН, «Хочу всё знать», «Поле чудес»).

    Участие в интеллектуальных играх развивает сообразительность и дух здорового соперничества

  • Экологический:
    • формирование экологического сознания у детей,
    • воспитание любви к природе и родному краю,
    • проведение экскурсий в парк, агрогородок, на ферму,
    • участие в экологических акциях.

Мероприятия могут интегрировать различные сферы детской активности, например, физическую и речевую

Таблица: задачи культурно-досуговой деятельности в детском саду

Образовательные
  • Приобщение к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи и др.
  • Создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.
Развивающие
  • Привлечение детей к подготовке мероприятий.
  • Привлечение дошкольников к участию в играх-драматизациях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях.
  • Формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности).
Воспитательные
  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищённости у каждого воспитанника.
  • Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
  • Воспитание патриотических чувств.

Виды досугов и развлечений в ДОУ

Работа в рамках культурно-досуговой деятельности ведётся ежедневно. Воспитатель занимается организацией самостоятельно, с привлечением музыкального руководителя или педагога по ФИЗО, налаживает взаимодействие с родителями. Свободное время не должно быть заполнено исключительно репетициями к детским утренникам, существуют разнообразные виды досугов для дошкольников.

  • Отдых. После сильного умственного напряжения ребёнку нужно восстановить баланс сил, отдохнуть. Способность саморегуляции (определение необходимости расслабиться, сменить вид деятельности) формируется к старшему дошкольному возрасту. Профилактику переутомляемости у воспитанников младших и средней групп организует педагог. Отдых может проводиться в пассивной форме: дети рассматривают картинки в книгах, ведут спокойные беседы, играют в тихие игры, слушают чтение книги воспитателем. Если ребёнку не удаётся расслабиться традиционными методами, возможно оказание психологической поддержки (например, поиграть с ребёнком в «Волшебной комнате» или в «Центре воды и песка»). Активный отдых подразумевает физическую деятельность: участие в подвижных играх, занятие гимнастикой, катание во время прогулки на велосипеде, самокате, санках и т. д.

    Отдыхать дети могут самостоятельно, используя ресурсы предметно-пространственной среды в группе.

    Активный отдых предполагает снятие напряжения посредством физической активности

  • Развлечения. Этот вид культурно-досуговой деятельности компенсирует рутину, безэмоциональные моменты в повседневности. Развлечения вызывают чувство радости у детей и неподдельный интерес. Вместе с тем появляется стимул к получению новой информации, а если ребёнок является участником развлекательного действия - совершенствуются и закрепляются практические умения и навыки, приобретённые во время занятий. В детском саду дошкольники могут быть и только зрителями (просмотр спектакля, научного шоу, выступления музыканта). К участию в развлечениях привлекаются родители воспитанников (проведение творческих мастер-классов, музыкально-литературных досугов, познавательных и спортивных квестов для семейных команд). По тематике различаются развлечения:
  • Праздники. Проведение мероприятий, посвящённых государственным праздникам и важным событиям в жизни детского сада: праздник Осени, утренники в честь Дня матери, Нового года, Международного женского дня, Дня защитника Отечества, праздничные концерты ко Дню космонавтики, Дню Победы, выпускной. В этой культурно-досуговой деятельности дошкольники являются активными участниками, демонстрируют свои таланты, а также посильно помогают в подготовке и оформлении помещения.

    К праздничным мероприятиям в детском саду воспитанники подготавливают творческие номера, а также участвуют в создании декораций и реквизита

Проведение досуга и развлечений в ДОУ

Педагогу следует помнить, что досуг - компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение.

Обсуждение героев и сюжетов русских народных сказок стимулирует интерес детей к творческой деятельности

Мотивирующее начало занятия по культурно-досуговой деятельности

Занятия в рамках культурно-досуговой деятельности содержат обязательный структурный компонент - мотивирующее начало. Для привлечения интереса детей к предстоящему мероприятию, активизации их любознательности используются различные приёмы мотивации:

  • изучение наглядного материала:
    • рассматривание тематических плакатов,
    • картинок,
    • репродукций,
    • иллюстраций в книгах,
    • макетов,
    • мини-выставки в уголке познания;
  • проведение познавательных и эвристических бесед;
  • создание сюрпризных моментов;
  • проведение дидактических и подвижных игр, включение в игровую ситуацию:
    • посещение группы сказочным персонажем,
    • воображаемое путешествие в фантастическую страну,
    • перенос в сказку (для исполнения игры-драматизации);
  • зачитывание стихотворений, рассказов, малых фольклорных форм (частушки, прибаутки, загадки, пословицы и поговорки);
  • использование ИКТ: просмотр презентаций с фото- и видеоматериалами, музыкальным сопровождением.

Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников - игра, дети с удовольствием включаются в игровые ситуации и участвуют в разнообразных активностях.

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия для разных тем

Тема занятия Вариант мотивирующего начала
«Путешествие в страну сказок» (досуг-развлечение)
  1. Создание сюрпризного момента.
    В группу голубь приносит письмо из волшебной страны, в нём Василиса Премудрая рассказывает, что её похитил Кощей Бессмертный и держит под стражей в высокой башне. Василиса просит у ребят помощи и к письму прилагает карту Тридевятого царства.
  2. Включение в игровую ситуацию.
    Ребята соглашаются помочь Василисе. Педагог просит воспитанников взяться за руки, встать в хоровод и произнести вместе с ним заклинание, которое перенесёт всех в Тридевятое царство. Так ребята оказываются в сказочном дремучем лесу, где им предстоит выполнить много увлекательных заданий на ловкость и смекалку от волшебных персонажей.
«В гостях у русской народной сказки» (театрализованный досуг)
  1. Изучение наглядного материала.
    Воспитатель показывает детям в библиотечном уголке большую красивую книгу - сборник русских народных сказок. Ребятам предлагается рассмотреть красочную обложку книги:
    • Каких сказочных героев вы узнали?
    • Из каких они сказок?
    • Что изобразил иллюстратор в дремучем лесу? (Избушку на курьих ножках, домик трёх медведей, теремок, ручей с живой водой и др.)
    • Какие волшебные предметы вы заметили на обложке? (Ступа Бабы Яги, яйцо с Кащеевой смертью, молодильные яблоки, лягушачья шкурка.)
  2. Создание проблемной ситуации.
    Воспитатель спрашивает, какую сказку хотели бы послушать дети. Получив ответ, он раскрывает книгу, ребята видят, что все страницы сборника пустые. Между страниц дети находят записку от Чуда-Юда: оно украло все сказки, чтобы их вернуть в книгу, нужно выполнить задание - показать, что сказки не забываются, а живы и любимы ребятами. Воспитанники привлекаются к участию в игре-драматизации по сказочному сюжету.
«Австралия! Австралия! Прекрасный материк» (спортивный досуг) Изучение наглядного материала и проведение познавательной беседы.
Ребятам предлагается изучить карту Австралии, на которой изображены представители флоры и фауны, и ответить на вопросы:
  • Что окружает Австралию? (Вода, океан).
  • Каким вы представляете австралийский климат? (Солнечным, жарким).
  • Каких животных вы увидели на карте, обитающих в Австралии? (Коала, кенгуру, дикая собака динго, птица киви, страус, вомбат, ехидна, поссум).
  • Можете ли вы рассказать об особенностях некоторых австралийских животных? (У кенгуру сильные ноги и хвост, они прыгучие, детёнышей носят в сумке на животе. Коалы похожи на плюшевых медвежат, у них длинные острые когти для лазания по деревьям, питаются эвкалиптовыми листьями, детёнышей носят на спине. Страус - самая большая птица, он не умеет летать, при грозящей опасности прячет голову в песок, быстро бегает, люди разводят страусов на фермах).

Воспитатель предлагает познакомиться с особенностями материка и его жителями поближе, участвуя в тематических подвижных играх.

«Радостные краски зимы» (музыкальный досуг)
  1. Создание проблемной ситуации.
    Ребята находят в музыкальном зале письмо от Снежной Королевы, воспитатель зачитывает: хозяйка снежного царства жалуется, что в её владениях нерадостно и скучно, зимой всё белое и холодное, а хочется веселья. Воспитатель предлагает детям развеселить Снежную Королеву и показать, что зимой тоже может быть радостно.
  2. Прослушивание песни «Вот зима, кругом бело».
  3. Проведение беседы.
    • Ребята, про какую зимнюю забаву была эта песенка? (Про катание на санках с горы).
    • Чем ещё можно заниматься на улице зимой? (Кататься на коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков, строить снежную крепость).
    • Какие вы знаете праздничные забавы зимой? (Новогодние и рождественские гуляния, хороводы и карусели, колядование, запуск фейерверков).

Планирование мероприятий

Проведению занятий в рамках культурно-досуговой деятельности отводится свободное время в образовательном процессе в утреннее и вечернее время. Проведение досугов должно быть систематичным и продуманным, осуществляться по календарно-тематическому планированию. В занятиях соблюдается принцип частой смены видов детской активности (наблюдение, беседа, физкультминутка, творческая, речевая, двигательная деятельность).

Частота проведения культурно-досуговых мероприятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, охватом поставленных задач и широтой содержания праздника или забавы. Спортивные и творческие досуги проводятся 1–2 раза в месяц, физкультурные, музыкально-литературные, театрализованные праздники и концерты - 2–3 раза в год.

Отдельное место в планировании досуга и развлечений в детском саду занимают народные и церковные праздники, уличные гуляния и обряды, связанные с народным календарём: праздник урожая, святочные вечера, рождественские гуляния, масленичные забавы, проводы зимы, Вербное Воскресенье и Пасха, Медовый и Яблочный Спас. Знакомство с традициями и старинными обычаями приобщает детей к культуре родной страны, воспитывает трепетное отношение к сохранению истории.

Приобщение к народным традициям - важный компонент воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Перспективное планирование предполагает проведение мероприятий совместно с музыкальным руководителем, преподавателем физической культуры, педагогами дополнительного образования (руководителями кружков театральной и изобразительной деятельности, танцевальной студии, спортивных секций). В течение учебного года проводятся консультации для родителей, на которых указываются задачи организации досугов и развлечений в детском саду, намечается план будущих культурных событий, поощряется инициатива родителей в подготовке и участии в мероприятиях, даётся список рекомендаций для организации домашнего досуга (чтения, рисования, экспериментирования, познавательных прогулок). Таким образом, родителям предоставляется возможность сотрудничать с педагогическим коллективом ДОУ и стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Развлечения, в которых участвуют дети с мамами и папами, оказывают терапевтическое воздействие на семейные отношения

Таблица: картотека тем культурных мероприятий

Тематическая направленность культурно-досуговой деятельности Досуги Праздники
Спортивные
  • Досуги в группе:
    • «Сколько игр с мячом вы знаете?»,
    • «Спорт в жизни человека»,
    • «Олимпийские игры».
  • Досуги на прогулках:
    • «Катание с горки»,
    • «Игры со скакалочкой»,
    • «Турнир по игре в городки».
  • «Всемирный день гимнастики»,
  • «День физкультурника»,
  • «Взятие снежной крепости»,
  • «Мама, папа, я - спортивная семья».
Творческие (музыкальные, театрализованные)
  • Досуги:
    • «День сюрпризов»,
    • «День красоты»,
    • «Путешествие в Тридевятое царство»,
    • «Краски музыки»,
    • «Нарисуем осень»,
    • «В гостях у сказки»,
    • «Театр теней».
  • Игры-драматизации:
    • «Теремок»,
    • «Три поросёнка»,
    • «Серая шейка»,
    • «В гостях у сказки».
  • «День музыки»,
  • «Большой концерт»,
  • «Фабрика звёзд нашего детского сада»,
  • «Экологическая сказка».
Литературные
  • Досуги, посвящённые творчеству писателей:
    • А. С. Пушкина,
    • А. Барто,
    • Н. Носова,
    • Г.-Х. Андерсена,
    • братьев Гримм и др.
  • Вечера чтения стихотворений:
    • «Нам не холодно зимой»,
    • «Игрушки на витрине»,
    • «Весна, весна на улице!».
  • Литературно-музыкальные концерты:
    • «Сказки Пушкина»,
    • «Есенинская Россия».
  • Драматизация литературных сюжетов:
    • «Басни Крылова»,
    • «Федорино горе»,
    • «Чук и Гек».
Познавательные
  • Дидактические игры:
    • «Страна знаний»,
    • «Мир витаминов».
  • Викторины:
    • «Овощи»,
    • «Мебель»,
    • «Человек»,
    • «Деревья»,
    • «Фрукты».
  • Тематические досуги:
    • «Чайные традиции в мире»,
    • «Какой бывает хлеб».
  • Познавательно-развлекательные квесты:
    • «Первобытные люди»,
    • «Мир космоса»,
    • «Загадки планеты Земля».
  • Соревнования на смекалку:
    • «Весёлый КВН»,
    • «Поле чудес».
Социальные
  • Досуги в группе:
    • «Дружба»,
    • «День рождения»,
    • «Права ребёнка»,
    • «В кругу семьи».
  • Посещение городских объектов и выставок:
    • «Неделя безопасности»,
    • «Автогородок»,
    • «Сохраним планету чистой».
  • «День знаний»,
  • «День пожилого человека»,
  • «День матери»,
  • «День народного единства»,
  • «День ребёнка»,
  • «День полиции»,
  • «Женский день»,
  • «День независимости России»,
  • «День Победы».
Народные, христианские
  • Тематические досуги в группе:
    • «Хэллоуин»,
    • «Народные приметы»,
    • «Пасхальный стол»,
    • «Обычаи нашей страны»,
    • «Троицын день»,
    • «Медовый Спас».
  • Досуги на прогулке:
    • «Проводы зимы»,
    • «Дерево желаний»,
    • «Веснянки»,
    • «Игры на Ивана Купалу».
  • «Фольклорный праздник» (по малым жанрам УНТ),
  • «Пришла коляда»,
  • «Весёлая ярмарка»,
  • «Праздник русских народных игр».

Таблица: пример конспекта культурно-досуговой деятельности в подготовительной группе

Автор Жилина Е. В., МДОУ Д/с «Василёк» р. п. Мулловка, Ульяновская область.
Название «Путешествие по сказкам»
Программное содержание
  • Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным и иллюстрациям, ключевым словам.
  • Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.
  • Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.
  • Воспитывать активный интерес к сказкам.
Предварительная работа
  • Чтение сказок,
  • рассматривание иллюстраций,
  • обыгрывание фрагментов сказок.
Материал
  • Музыкальное сопровождение,
  • иллюстрации к сказкам,
  • лепестки цветка разных цветов.
Ход занятия Звучит мелодия «Приходите в гости к нам» из сказки «Там, на неведомых дорожках».
Ведущая: Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас отправиться путешествовать в удивительную страну сказок. Её щедро населяют разные добрые и злые герои: гномы и тролли, колдуны и лешие, Баба-Яга и Кащей Бессмертный, Иван-Царевич и Елена Прекрасная. Добраться туда нетрудно, нужно только на несколько мгновений закрыть глаза и представить, что мы летим на ковре-самолёте, через моря и океаны, леса и степи. Вот он спускается всё ниже и ниже, и перед нами первая сказочная остановка.
Вот и чьё-то письмо, а кто его прислал, вы узнаете, отгадав загадку.
  • Он носит вместо шапки
    Весёлый колпачок.
    И ростом он всего лишь
    С ребячий башмачок.
    С фонариком и с песней
    Идёт в лесу ночном.
    Не ошибёшься, если
    Ты скажешь: - Это … (Гном).

Правильно. А теперь узнаем, что же хочет гном. (Читает задание: угадать сказки по иллюстрациям). Вам предстоит узнать сказки. Я буду показывать вам иллюстрации к известным сказкам, а вы должны точно сказать название сказки и её главных героев. (Показывает 6–7 иллюстраций.)
Вы молодцы! Справились с заданием и получаете волшебный лепесток. (Даёт детям лепесток красного цвета).
Ну что же, полетели дальше. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
А вот и следующая остановка. Отгадайте, кто это:

  • Бабушка девочку очень любила,
    Шапочку красную ей подарила.
    Девочка имя забыла своё.
    А ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка).

От Красной шапочки станция называется «Угадай-ка». Я буду читать вам отрывки из известных вам сказок, а вы должны угадывать их названия.

  • Он ударил в медный таз
    И вскричал: «Кара-барас!»
    И сейчас же щётки, щётки
    Затрещали, как трещотки,
    И давай меня тереть,
    Приговаривать:
    «Моем, моем трубочиста
    Чисто, чисто, чисто, чисто!
    Будет, будет трубочист
    Чист, чист, чист! («Мойдодыр»).
  • Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
    Несу косу на плечах,
    Хочу лису посечи,
    Слезай, лиса, с печи,
    Поди, лиса, вон! («Заюшкина избушка»).
  • - Тепло ли тебе, девица?
    - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. («Морозко»).
  • А потом позвонили цапли:
    - Пришлите, пожалуйста, капли:
    Мы лягушками нынче объелись,
    И у нас животы разболелись! («Телефон»).
  • Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. («По щучьему веленью»).

Ведущая хвалит детей и даёт им ещё один лепесток. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
Ведущая: А вот и следующая станция: загадок-заморочек. Отгадайте, да быстро отвечайте!
Загадки:

  • Кто превратил Василису Премудрую в лягушку?
  • От кого ушёл Колобок?
  • Как звали самую маленькую девочку?
  • Как звали медведей из сказки «Три медведя»?
  • Какая девушка на балу потеряла туфельку?
  • Чем кормила лиса журавля?
  • Какими словами обычно начинаются русские сказки? (Даёт лепесток.)

Ведущая: Вижу, и впрямь много о сказках знаете. Молодцы! А сейчас отправляемся на следующую станцию. (Звучит музыка).
Конкурс «Доскажи словечко».
Ведущая: У многих героев сказок есть необычные и очень интересные имена, давайте вспомним их. Я называю вам начало имени, а вы постараетесь его продолжить. В этом конкурсе участвуют сразу две команды, кто быстрее ответит, тот и побеждает в этом конкурсе. Начинаем!

  • Мальчик… (с пальчик).
  • Соловей… (Разбойник).
  • Сестрица… (Алёнушка).
  • Лиса… (Патрикеевна).
  • Аленький… (Цветочек).
  • Гуси… (лебеди).
  • Крошечка… (Хаврошечка).
  • Братец… (Иванушка).
  • Баба… (Яга).
  • Сивка… (Бурка).
  • Красная… (Шапочка).
  • Спящая… (Красавица).
  • Заюшкина… (Избушка).
  • Винни… (Пух).

Ведущая: С заданием справились, отправляемся дальше. (Звучит музыка). А здесь нас ждёт волшебный сундучок, посмотрим, что же в нём. (В сундучке маски для обыгрывания сказки «Теремок»).
А сейчас скажем волшебные слова:

  • Два раза хлопни,
    Три раза топни,
    Вокруг себя обернись
    И в детском саду очутись!

(Звучит песня «Сказки гуляют по свету» М. Пляцковского).
Ведущая: Вот мы опять в нашем детском саду. А из лепесточков у нас получился волшебный цветок. Наше путешествие закончилось. Вам понравилось? Было интересно? Весело? (Ответы детей).

Временной план занятия по культурно-досуговой деятельности

Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.

Длительность досугов:

  • в младших и средней группах - 25–30 минут;
  • в старшей и подготовительной группах - 45–50 минут.

Длительность праздников:

  • в первой младшей группе - 20–30 минут;
  • во второй младшей группе - 30–35 минут;
  • в средней группе - 45–50 минут;
  • в старшей группе - 60 минут;
  • в подготовительной группе - до 1 часа 30 минут.

Продолжительность праздничного мероприятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников

Длительность уличных забав и народных гуляний:

  • в младших и средней группах - не более 1 часа;
  • в старшей и подготовительной группах - до 1 часа 30 минут.

Рассмотрим примерную продолжительность структурных компонентов конкретных занятий культурно-досуговой направленности.

Фольклорно-физкультурный досуг «Делу - время, потехе - час» в старшей группе

  1. Организационный момент - 2 минуты.
  2. Сюрпризный момент - 5 минут.
  3. Подвижная игра «Лошадка» - 7 минут.
  4. Игровые упражнения «Отгадай-ка» - 10 минут.
  5. Подвижная игра «Кот и птички» - 6 минут.
  6. Хоровод «Солнышко» - 4 минуты.
  7. Спортивная игра «Поймай мяч» - 8 минут.
  8. Подведение итогов досуга - 3 минуты.

Музыкальный праздник ко Дню защитника Отечества в подготовительной группе

  1. Приветствие гостей праздника - 2 минуты.
  2. Исполнение песни «Защитники Отечества» - 3 минуты.
  3. Исполнение песни «Будем в армии служить» - 3 минуты.
  4. Интеллектуальная разминка для команды мальчиков и команды пап - 8 минут.
  5. Танец «Моряки и морячки» - 4 минуты.
  6. Конкурс для взрослых и детей «Силачи» - 6 минут.
  7. Чтение стихотворений - 5 минут.
  8. Исполнение песни «Наши папы» - 3 минуты.
  9. Игра для детей и гостей «Бутерброды» - 7 минут.
  10. Стихотворное поздравление мальчикам от девочек группы - 5 минут.
  11. Игра «Препятствие» - 7 минут.
  12. Музыкальная игра «Девочки хи-хи, мальчики ха-ха» - 7 минут.
  13. Танец «Звёзды» -3 минуты.
  14. Поздравительные слова от ведущего праздника, вручение открыток и подарков - 7 минут.

Досуг с участием родителей «Масленица» в средней группе

  1. Организационный момент - 3 минуты.
  2. Экскурсия в прошлое (использование ИКТ: познавательное слайд-шоу) - 10 минут.
  3. Конкурс «Всезнайка» - 5 минут.
  4. Конкурс «Отгадай-ка» - 5 минут.
  5. Конкурс «Народные игры» - 5 минут.
  6. Конкурс «Скачки с препятствиями» - 4 минуты.
  7. Конкурс «Кулачные бои» - 4 минуты.
  8. Музыкальный конкурс - 8 минут.
  9. Подведение итогов соревнования, приглашение на чаепитие с блинами - 4 минуты.

Примеры организации досугов и развлечений в детском саду

Видео: день музыки в детском саду

Видео: литературный праздник «Дни летят»

Подготовка и проведение коллективной досуговой деятельности в детском саду создаёт чувство сплочённости группы. Оформляя декорации к празднику, распределяя роли в игре-драматизации, овладевая навыком хорового пения, участвуя в командных состязаниях и викторинах, дошкольники позитивно взаимодействуют друг с другом. В совместной деятельности рождаются традиции группы, улучшается эмоциональная атмосфера. Участие в коллективных мероприятиях воспитывает активную и нравственно-ориентированную личность в каждом ребёнке.

Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Конспект физкультурного досуга

в старшей группе

«Мы идем на день рождения»

Цель:

    создание у детей радостного настроения.

Задачи:

    закреплять двигательные умения дошкольников;

    воспитывать смелость, ловкость;

    воспитывать организованность, чувство коллективизма, дисциплинированность, волевые качества.

Интеграции областей:

Образовательная область «Физическое развитие»:

    сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Образовательная область «Социально - коммуникативная»:

    формирование готовности к совместной деятельности;

    развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми
    и сверстниками;

Образовательная область «Речевое развитие»:

    развитие разговорной речи;

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» :

    развитие умения воспринимать разножанровые музыкальные произведения;

Образовательная область «Познавательное развитие» :

    развитие воображения и творческой активности.

Оборудование:

    магнитофон, мультимедийная доска, приглашение на день рождения, 2 вазы, разноцветные конусы, искусственные цветы, 2 миски, 2 бутафорских торта, 2 тарелки, 2 дуги, 2 обруча на стойках, пластмассовые фрукты и овощи, 2 корзинки, праздничные колпачки, воздушные шары, корзина с яблоками, метла.

Персонаж: баба Яга (взрослый)

Ход досуга

Зал предварительно украшен шарами. Дети вместе с инструктором входят в зал. На столе лежит письмо, (на мультимедийной доске картинка детского сада)

Инструктор: Ребята к нам в детский сад пришло приглашение на день рождения. Угадайте от кого (загадка):

В лесу живет старушка

С костяной ногой,

Есть у нее избушка,

Что в чаще спрятана лесной (баба Яга).

Инструктор читает письмо-приглашение:

«Приглашаю детей из детского сада № 55 на свой день рождения. Мне рассказали, что дети в вашем саду сильные, ловкие, быстрые, смелые и веселые. Я хочу с вами познакомиться и поиграть. Очень жду!»

Инструктор: Ну, что ребята, вы не боитесь пойти в лес в гости к бабе Яге?

Дети: Нет!

Инструктор: Тогда становитесь парами, беритесь за руки, пойдем в лес к бабе Яге.

Дети строятся парами и под музыку идут в обход по залу. Обычная ходьба. Ходьба с высоким подниманием колен. Ходьба на носках.

Все пришли на лесную поляну (на мультимедийной доске картинка лесной поляны).

Инструктор: Ребята! На день рождения то мы пришли, а про подарки забыли. Что любят женщины получать в подарок?

Дети: Цветы!

Дети свободно встают в две команды.

Во время эстафет звучит быстрая веселая мелодия.

Эстафета

«Собери букет»

У каждой команды стоит ваза для цветов. Перед каждой колонной по движению участников установлены последовательно препятствия в виде: разноцветных конусов, а в конце лежат цветы. Первый игрок по команде бежит между конусами «змейкой», берет цветок и возвращается обратно, ставит цветок в вазу.

Инструктор: Молодцы! Оба букета получились красивые, и я предлагаю оба букета соединить в один большой, красивый букет. Было бы неплохо подарить бабе Яге праздничный пирог. У нас как раз для этого все есть.

Эстафета

«Испечем пирог»

У каждой команды стоит миска с содержимым для бутафорского торта. Перед каждой колонной по движению участников на расстоянии 3-4 метров стоит стол, на котором стоит тарелка. Первый игрок по команде берет кусочек торта и бежит, кладет его на тарелку, возвращается обратно, передает эстафету.

Следующие участники выполняют те же движения.

Побеждает команда, которая быстро справится с заданием.

Инструктор: Снова молодцы! Справились с заданием, а какие эти два торта получились аппетитными, давайте и их тоже бабе Яге подарим оба? Можно порадовать бабу Ягу вкусными салатиками.

Эстафета

«Готовим салат»

У каждой команды стоит столик на нем салатница. Перед каждой колонной по движению участников установлены последовательно препятствия в виде: дуга (для подлезания), обруч между стойками (для пролезания), корзина с фруктами (у одной команды), с овощами (у другой команды).

Первый игрок по команде подлезает под дугу (не касаясь руками пола), пролезает в обруч (сгруппировавшись), достает из корзины фрукт (другая команда достает овощ) и бегом возвращается к команде, кладет фрукт (другая команда кладет овощ) в салатницу. Следующие участники выполняют те же движения.

Побеждает команда, которая быстро справится с заданием.

Инструктор: А что бы создать праздничное настроение имениннице и гостям, можно нарядиться.

Эстафета

«Нарядись»

У каждой команды коробка, в которой лежат праздничные колпачки.

По команде все участники команды одновременно надевают себе на голову праздничные колпачки. Чья команда выполнит это быстро, та и считается победителем.

Инструктор: Чтобы уж совсем порадовать бабу Ягу. Давайте ей еще и шарики воздушные подарим.

Снимаем со стены шарики.

Инструктор: Ну вот, подарки и угощения готовы, мы нарядились, шарики приготовили, можно идти к бабе Яге.

Дети идут друг за другом в колонне по одному вокруг зала. Несут пироги, шары, салаты бабе Яге. На мультимедийной доске появляется картинка домика на курьих ножках.

Инструктор: Что то не встречает нас баба Яга. Надо ее позвать:

Баба Яга

Выгляни в окошко.

Пришли к тебе ребятки,

А ты играешь в прятки!

В зал входит баба Яга.

Баба Яга: Здравствуйте, гости дорогие!

Инструктор: Баба Яга мы прочитали твое приглашение, и пришли к тебе с подарками и гостинцами. Испекли для тебя каравай.

Дети отдают все угощения и подарки.

Игра «Каравай»

Дети встают в круг Баба Яга в центре круга. Все поют:

Как на бабки Ёжкины именины,

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины,

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай.

Баба Яга: Спасибо, ребята! Мне так приятно!

Обещаю, впредь не буду

Я детей ловить повсюду.

Буду доброй я старушкой,

Добродушной и послушной.

Инструктор: А что бы праздник продолжался надо поиграть. Баба Яга, мы научим тебя играть в веселую игру.

Игра «Огуречики солененькие»

Дети встают парами, двигаются по залу, проговаривают: «О-гу-ре-чи-ки со-ле-нень-ки-е! Чашки, ложки, две картошки, перевертушки!» Поворачиваются в другую сторону. С каждым следующим повторением увеличивается темп.

Инструктор: Поиграли от души!

А теперь хочу позвать

Так же весело плясать.

Исполняется общий танец «Буги-вуги».

Баба Яга: Ай, да молодцы! Я знаю, у всех детей есть маленькая мечта. Все дети хотят полетать на метле. Хотите?!

Дети: Да!

Баба Яга: Становитесь, друг за другом, держите друг друга за пояс.

Полёт на метле.

Баба Яга: Спасибо, вам гости дорогие! Весело мне было с вами. Но, вижу, пора вам домой возвращаться. Вы уж не забывайте бабушку, хоть в сказках со мной встречайтесь, а я уж вас не забуду и в гости еще приглашу. И напоследок у меня для вас есть гостинец, яблочки волшебные. Кто это яблочко отведает, тот всегда будет здоровым и красивым. Угощайтесь на здоровье! (Угощает всех яблоками). До свидания, друзья!

Баба Яга уходит.

Инструктор: И нам пора домой. Становитесь парами. Пойдем обратно в детский сад.

Дети становятся парами и все друг за другом идут по кругу (обычная ходьба). На мультимедийной доске появляется картинка детского сада.

Инструктор (подведение итогов) : Вот мы и пришли. Кто запомнил, у кого мы сегодня на дне рождения были? А что мы подарили? Вам понравилось? Дети отвечают. Пойдем те в группу, попробуем яблочки волшебные.

И все вместе с инструктором уходят из зала.

Конспект литературного досуга в старшей группе «Сказка, в гости приходи»

Цель: обобщение знаний детей о русских народных сказках .

1. Образовательные: уточнить и обогатить знания детей о видах сказок , названиях и героях сказок ; уметь узнавать сказку по отрывку , предмету из сказки .

2. Развивающие: развить познавательную активность детей в процессе расширения знаний осказках , развивать память, мышление, наблюдательность, речь.

Развивать творческое воображение, внимание, фантазию, коммуникативные навыки, умение самостоятельно перевоплощаться в игровые образы.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству .

Воспитывать эмоциональную отзывчивость средствами театрализованной деятельности на предложенную ситуацию.

Предварительная работа: чтение детям сказок , отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций к сказкам . Дидактические игры «Опиши героя» ,«Чудесный мешочек» ,«Назови героя» ,«Чья песенка?» ,«Я назову, вы продолжите» , выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам .

Материалы: письмо от Маши, конверты с заданиями , сундучок с предметами (яйцо, лошадка, домик, петушок, рыба, лиса) . Картинки с ответами по сказкам . Волшебная ромашка. Костюмы для сказки «Колобок» , аудио запись.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход ООД.

Ведущая: Здравствуйте, дорогие наши гости. Сегодня мы пригласили вас на развлечение «Сказка в гости приходи». Наверное, нет таких родителей, которые бы не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить им интерес к чтению.Книга – это окно в мир . Откроете страницу, другую, раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко – далеко, услышите голоса тех, кто жил давным – давно или кто теперь за тридевять земель, за морями. Сегодня мы проведем конкурс знатоков сказки и покажем вам сказку «Колобок».

(звучит песня: музыка В. Дашкевича, слова Ю. Кима(Михайлова) «В гостях у сказки » )

В мире много сказок ,

Грустных и смешных,

И прожить на свете,

Нам нельзя без них.

Ведущая: Ребята, вы, наверное, все любите сказки ?

Ведущая: Родители, бабушки и дедушки часто вам читают их? А кто знает, какие бываютсказки (по авторству) ?

Ведущая: Правильно ребята. А скажите, по содержанию какие сказки могут быть? (Сказки о животных; Волшебные; Социально-бытовые).

Чемсказка отличается от рассказа ?

Ответы детей: Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть. Рассказ- это цепочка правдивых событий, последовательное изложение какого-либо материала.






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель :

  • продолжать знакомить детей с традициями русского народа;
  • формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, коромысло и т.д.).
  • Обогатить словарь детей народными загадками, частушками, словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами (ухват, чугун, рубель, прялка).
  • Развитие связной монологической речи и коммуникативных умений при помощи игровых подходов и народных игр.
  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа к народным традициям.

Предварительная работа: знакомство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаутками, пословицами, с предметами быта, домашней утвари, разучивание песен, частушек.

Материалы и оборудование:

  • мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта;
  • "Музей-выставка" (с предметами быта: печь, сундук, самовар, прялка, керосиновая лампа, одежда, колыбель и т.д);
  • русские народные костюмы; клубок с нитками;
  • банкетки и подушки (для проведения подвижной игры);
  • свежеиспеченный хлеб для чаепития.

Ход занятия

Дети заходят в музыкальный зал и встают полукругом перед гостями.

Воспитатель - Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю!

Дети - Здраве будете! (будьте здоровы). Кланяются, прижав руку к сердцу.

Воспитатель - Мы собрались с вами для того, чтобы побеседовать о русском быте, как жили наши предки в деревне. Проходите на свои места.

Все смотрят презентацию: "Предметы русского быта". По каждому слайду ведется небольшая беседа.

Воспитатель - Человека на протяжении всей его жизни окружают предметы быта. Это одежда, посуда, мебель. Многие предметы ушли из нашей жизни, а некоторые поменяли название. В былые времена люди жили в домах, которые назывались избами. Раньше не было многоэтажных домов и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен. В нем было тепло и уютно. Люди-соседи помогали друг другу, строили избу вместе -из деревянных бревен, топорами. Избы делали квадратными или прямоугольными, одноэтажными, ничего лишнего. Окна в избе были резными, расписными, служили не только украшением, но и защищали от солнца и ветра. В избе всегда святыми считали три места:

Красный угол . Здесь совершались ежедневные моления, это было самое почетное место в доме. Красный угол нарядно украшали и держали в чистоте;

Печка. Обогревала избу, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней. Печка занимала большую часть дома. Русской печки нет добрее все накормит, обогреет варежки сушить поможет, деток спать она уложит.

Стол. Это божья ладонь."Хлеба ни куска, стол-доска"-так говорили крестьяне. Стол занимал важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы.

Воспитатель - А сейчас, ребята, мы с вами отправимся к хозяйке русской избы и рассмотрим предметы русского быта повнимательнее. Дети бросают клубок и говорят слова:

"Ты кати клубок с овражка на мосток. Только сильно не спеши, путь дорожку укажи".

Клубочек катится, а ребята попадают в русскую избу. Место оформлено под русский быт.

Воспитатель - В "Доме" детей встречает русская женщина в национальном русском костюме (хозяйка русской избы ).

Хозяйка русской избы - Здравствуйте, гости дорогие, красны девицы и добры молодцы! Рада видеть вас в своем дому! Зачем пожаловали?
Воспитатель - Хотим, чтобы вы познакомили нас с предметами русского быта.

Хозяйка русской избы - Хорошо, проходите!

Начинает свой рассказ:

В избе была одна комната-горница, она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта - стол , лавки , колыбель , полки для посуды . На полу могли лежать цветные половики и дорожки . Стол покрывали скатертью и за ним собиралась вся семья. Сундук - неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое. Девушка, выходящая замуж забирала его в дом мужа. В Красном углу отводилось место для икон.

Дети подходят к печи.

Хозяйка русской избы - Печь это место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. В печи готовили еду.

В чугунах специальная, прочная, жаростойкая посуда.

Кочерга инструмент для печи, которым сдвигали угли после прогорания поленьев.

Ухват использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок . Это приспособление крепилось к длинной палке.

Самовар берегли и передавали по наследству, в нем кипятили воду для чаепития. Воду для самовара приносили ведрами, используя коромысло.

Ложки раньше были деревянными, авилок вообще не было.

Рубель использовали для глажки белья. Это деревянная доска с поперечными желобками.

Чугунный утюг работал без электричества, его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи и весил 10 кг.

Закут (бабий угол) был рядом с печкой.

Прядение это обязательное занятие крестьянской женщины. Девушка должна была прясть с 6-8 лет, чтобы приготовить себе приданое.
Прялки делали из дерева(береза, липа).

Мужчины на Руси плели корзины да лапти из лыка и бересты. Излюбленной одеждой на Руси были сарафаны и рубахи. А после трудов народ развлекал себя хороводами, песнями и частушками.

Воспитатель - И наши ребята знают частушки.

Дети, одетые в национальные русские костюмы исполняют частушки:

Кто сказал - частушки вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и долго разве в моде,
Если любят их в народе?!

Эх, как выйду я плясать,
Ножками задрыгаю-
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают
Эх, раз, полтора,
Бежит печка со двора,
А за нею чашки
От грязнули Машки!

Как у нашего Егора,
Пузо стало как пригорок-
Целый день он на печи,
Уплетает калачи!

Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

Воспитатель - А теперь давайте поиграем также, как играли в старину на Руси.

Проводятся подвижные игры:

  • Бой петухов. (Игроки, держа подушки в руках встают на скамейку напротив друг друга. Удерживая равновесие, пытаются сбить соперника подушкой);
  • Паучок. (Дети, идут по кругу держась за руки, со словами):

Паучок, паучок, тоненькие ножки.
Паучок, паучок, красные сапожки.
Мы тебя кормили, мы тебя поили.
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь, выбирай, кого захочешь!

(Водящий танцует и выбирает понравившегося игрока.)

Все проходят на свои места.

Хозяйка русской избы: - В свободное время не только играли и пели но и загадывали загадки:

Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
что дают - глотает...
(печь)

Не бык, а бодает,
не ест, а еду хватает.
Что схватит - отдает,
а сам в угол идет...
(ухват)

Он, как круглая кастрюля.
Он чумазый, не чистюля.
Где там в печке уголек,
кашу сварит...
(чугунок)

Выпускает жаркий пар,
жаркий чайник...
(самовар)

Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны...
(стол )

Сама не ест, а людей кормит.
(ложка)

Ходит коток по паре порток.
(утюг)

Эту обувь не забыли,
хоть давным давно носили.
Влезут дети на полати,
у печи оставят..
(лапти)

Хозяйка русской избы:

Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди. А сейчас поиграем в игру: "Что было, что стало?".

  • Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги).
  • Раньше в печи готовили, а теперь (на плите).
  • Раньше на лавках спали, а теперь (на кроватях).
  • Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу).
  • Раньше воду из колодца носили, а сейчас из (крана льется).

Хозяйка русской избы: - Ребята, хорошо справились с заданиями!

А я продолжу рассказ о жизни русского народа. Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли! Самое главное на столе это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: "Хлеб - всему голова!" Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами и пряниками! И я для вас испекла вкусный хлеб на дорожку. Вот и на поднос положила. Придете в группу, покушаете и друзей угостите.

Дети прощаются с хозяйкой русской избы и с воспитателем уходят в группу.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: