Досуговая программа для творческого объединения. Досуг для младших школьников в лагере

Программа досугового мероприятия для младших школьников «ПИРАТСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ»

Гончарова Маргарита Андреевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №218 г. Москва.

Сплочение коллектива – это одна из важнейших задач любого руководителя (классного руководителя, учителя-предметника, вожатого, воспитателя,…), так как именно сплоченный и дружный коллектив будет обеспечивать все необходимые условия для гармоничного развития каждой личности в данном коллективе. Положительный микроклимат способствует раскрепощению ребёнка и раскрытию его потенциальных возможностей. Не все дети и не всегда могут объективно оценить обстановку и свою роль в данной ситуации. Поэтому вся ответственность за самочувствие ребёнка в группе ложится на плечи руководителя. Очень важно вовремя организовать и объединить детский коллектив. Но ещё важнее сделать это не просто во время игры, или отдельно взятых терапевтических методов, а в процессе познавательно-ориентированных тематических мероприятий. Следует так же помнить, что любая учебная информация, преподнесённая детям в игровой форме, не только заинтересует ребёнка, но и крепко и надолго укоренится в памяти маленького исследователя.
Данная разработка представляет собой тематическое мероприятие, которое заинтересует, организует, сплотит современных детей на весь день. А так же возбудит их познавательный интерес. Конкурсная программа в середине дня, которая на время установит дух соперничество между командами в едином коллективе, увенчается общим костюмированным мероприятием.
Программа рассчитана на детей младшего школьного в условиях детского оздоровительного лагеря или центра внешкольной работы. В случае частичного использования (одного из этапов) мероприятие может быть адаптировано для внеурочной деятельности младших школьников в группе продлённого дня. Также данная идея станет актуальной темой для празднования дня рождения ребёнка в домашних условиях.
Таким образом, программа «Пиратские приключения» несёт в себе педагогическую ценность для вожатых ДОЛ, классных руководителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД и родителей детей младшего школьного возраста.
Цель: организация интересной, содержательной и познавательной досуговой деятельности детей, направленной на сплочение детского коллектива.
Задачи:
Сплочение коллектива, создание положительного микроклимата, доброжелательного отношения друг к другу.
Формирование коммуникативных умений, удовлетворяющих потребность в общении и сотрудничестве.
Расширение кругозора, воспитание стремления к совершенствованию своих знаний.
Развитие физических способностей детей.

Проведение данного мероприятия требует от педагога огромной предварительной подготовки.
Предварительная подготовка:
Для 1 этапа: пиратский флаг, «таинственное письмо», записки по этапам, «Клад» - раскраски, конфеты, точилки.
Для 2 этапа: грамота, 3 сундука с чупа-чупсами разных вкусов, 3 полотна для будущих флагов, краски и кисти на три команды, «кочки», 3 столовые ложки, тазик с водой, 3 одинаковые ёмкости, канат, свитки с морскими выражениями.
Для 3 этапа: пиратские костюмы из костюмерной, подручные материалы для создания образа пиратов, грим, канаты, флажки, хлопушки, конфетти. (всё необходимое педагог заранее должен подготовить к мероприятию)

Мероприятие рассчитано на весь день и проводится в три этапа:
1 этап – «Таинственный клад». Проводится после завтрака.
2 этап – «Приключения пиратов». Проводится после обеда.
3 этап – тематическая дискотека. Проводится после ужина.

1. Утро: ТАИНСТВЕННЫЙ КЛАД

Дети заходят в корпус для подведения итогов прошедшего дня и обсуждения отрядных планов на предстоящий день. Но вместо этого, перед их взором появляется странная картина: вход на этаж загораживает пиратский флаг, символика пиратов и загадочный свёрток – письмо.
Педагоги делают вид, что абсолютно не причастны ко всему происходящему и впервые видят это послание. Одновременно с этим настаивают (не слишком убедительно), что это всё розыгрыш других отрядов и отменять отрядный сбор нет необходимости.
После долгих уговоров детей, педагоги соглашаются на авантюру и, откладывая отрядный сбор на более позднее время, соглашаются прочитать письмо и последовать его инструкциям.
Прочитав письмо, отряд, вместе с педагогами, отправляется на поиски клада, разыскивая подсказки в названных в письме местах. Но подсказку нужно не только найти, но и отгадать, что на них изображено. Правильно определив местонахождение всех подсказок, отряд находит долгожданный клад.

2. День: ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПИРАТОВ

Педагог: Сегодня утром нам с вами посчастливилось отыскать настоящий пиратский клад. Мы затратили много сил, проявили всю свою избирательность и находчивость, что привело нас к долгожданному награждению.
Недаром я оделась не совсем обычным образом. (педагог встречает детей в образе пирата или капитана корабля) Сейчас мы сами попытаемся перевоплотиться и почувствовать себя настоящими пиратами.
(для проведения игры отряд делится на 3 равноценные команды)

1-е задание: У каждой команды всегда есть своё название и предводитель. Вот и вам предстоит придумать название и выбрать капитана для своей команды. Но помните, что название должно быть не простое, а на пиратскую тематику. Выбрав название, необходимо придумать девиз, под которым ваше судно будет двигаться вперёд навстречу новым приключениям и победам.
На обдумывание данного задания каждой команде даётся 5 минут.

Представление команд.
2-е задание: «Пиратский флаг»

У настоящих пиратов помимо названия и капитана есть ещё и флаг. Кстати, первый пиратский флаг придумал Эммануил Винн около 1700 г. И на нем находилось изображение черепа с перекрещенными костями.
Сейчас каждая команда получит полотно белого цвета и набор красок и кистей.
Вам необходимо за 15 минут придумать и нарисовать флаг вашей команды. Подумайте хорошенько. Флаг – это отражение названия команды, настроя каждого из пиратов. Пусть флаг будет незамысловатым, но «говорящим».
(если педагогвидит, что предоставленного времени командам недостаточно, время можно увеличить).

Демонстрация командных флагов.

СОРЕВНОВАНИЯ:

1: «ШЕВЕЛИ МОЗГАМИ»
Пираты без приключений – это не пираты. А главное в приключениях – знание морских терминов, понятий и явлений.
1. Кто управляет кораблем? (Штурман)
2. В каких единицах измеряется колебание волны во время шторм (В баллах)
3. Как называется подросток на судне, готовящийся в матросы: (юнга)
4. Как называется пиратская шляпа? (Треуголка)
5. Как называется эмблема пиратов упомянутая мною ранее (Череп с двумя перекрещенными костями)? (Веселый Роджер)
6. Самая известная книга про «Пиратов» (Остров сокровищ)
7. Автор этой книги: (Роберт Льюис Стивенсон)
8. Известного пирата, отличавшегося особой жестокостью, звали: (Чёрная Борода)
9. Когда проходит Международный день Пирата: (19 сентября)
10. Какая птица часто живет у пиратов на корабле? (Попугай)
11. Любимый напиток пиратов? (Ром)
А может кто-то напоёт песенку про него?
12. Как называется кухня на яхте? (Камбуз)
13. Яхтенное жилое помещение. (Каюта)
14. Орган управления движением по курсу в виде колеса, соединённого с рулём. (Штурвал)

2: «ПЕРЕПРАВА»
(на расстоянии от линии старта, за которой стоят команды, поставить их флаги)
Представьте, что путешествуя по дальним странам ваш корабль сел на мель. До берега ещё далеко, а добраться необходимо сухими. Что делать? Выход есть! Будем перебираться по кочкам. Кочкам не простым, а нарисованным. Для этого первому игроку из каждой команды выдаётся 2 «кочки». Стоя на одной кочке игрок перекидывает вторую на доступное расстояние, перепрыгивает на нее, забирает первую, перемещает ее в необходимом направлении, перепрыгивает, забирает вторую и т.д. Таким образом, вам необходимо добраться до флага, обогнуть его, вернуться к команде и передать кочки следующему пирату. Главное правило: заступать за «кочку» нельзя. В случае если член команды заступит за приделы «кочки», ему придёт вернуться на старт и повторить попытку заново. Побеждает команда, которая первая придёт к финишу.

3: «ПЕРЕВОДИЛКИ»
Попробуем получше ознакомиться с морским сленгом.
Команды получают 2 свитка. На одном красуется список морских понятий, а на другом – их определения в хаотичном порядке. Задача детей – соотнести понятие с определением. На обдумывание вариантов командам дается ровно пять минут. По истечении данного времени команды озвучивают свои варианты переводов. За каждую правильно понятую фразу команда получает по 1 очку в свою пользу. Возможные понятия:

БЕСЕДКА- подвешенное сиденье (доска) для подъема человека на мачту или для работы за бортом яхты.
БОРА- сильный, порывистый, холодный ветер, дующий со склонов гор у моря.
БУЙ - Плавучий знак навигационной обстановки, стоящий на мертвом якоре. Служит, как правило, для ограждения опасных мест
ВЕРП- вспомогательный, завозной якорь на судне.
ГАВАНЬ- защищенная от волн прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов.
ГОНГ- металлическое устройство в форме тарелки для подачи звуковых сигналов.
КУБРИК- помещение на яхте для размещения экипажа и оборудования.
ПОМПА- механизм для перекачивания жидкостей.
РИФ- подводная, или находящаяся чуть выше уровня воды, скала на мелководье.

4: «КРАБИКИ»
Участники команд встают в колонну на линию старта. По сигналу вожатого участники команд начинают движение к финишу следующим образом: упираются ногами, руки ставят на пол, оказавшись лицом вверх. Передвигаясь в таком положении ногами вперёд до линии финиша, вся команда должна пройти испытание. Следующий участник начинает свой путь только тогда, когда предыдущий пересечёт линию финиша. Побеждает команда, первая пришедшая финишу.

5: «НА КАРТЕ»
Знание терминов – это ещё не все…. Главное – знание местности. А точнее – месторасположения стран, портов, проливов. Весь мир за несколько часов не изучим, кое-что вспомнить и запомнить сможем. Сейчас вам предоставляется уникальная возможность в течении 2 минут ознакомиться с картой черноморского побережья.
(дети изучают карту)


А теперь, по памяти, вам необходимо найти и отметить на своей карте (выдаётся на каждую команду) следующие наименования:
1 команда: Россия, Черное море, Грузия, Болгария, Мраморное море, Сухум, Керчь, Трабзон, Зонгулдак
2 команда: Украина, Турция, Болгария, Черное море Азовское море, Новороссийск, Самсун, Одесса, Варна, Зонгулдак
3 команда: Румыния, Россия, Черное море, Ялта, Турция, Мраморное море, Сочи, Бургас, Зонгулдак.


За каждое верно расположенное наименование команда набирает по 1 очку.

6: «ВОДОНОСЫ»
Отправляясь в дальнее путешествие пиратам необходимо прихватить с собой хороший запас пресной воды. Этим мы с вами сейчас и займемся. Но носить воду мы будем не совсем обычным способом – столовой ложкой.
Воду нужно перенести из общего тазика в свою (командную) ёмкость.
По сигналу водящего стартует первый пират каждой команды. Закончив свой путь, он передает ложку следующему. И так до тех пор, пока 2 емкости одной из команд не окажется полной. Побеждает команда, чья ёмкость наполнится водой быстрее.

7. «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»
(для проведения конкурса необходимо найти наименее травмоопасное место)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
Подводятся итоги соревнований. Команда, победившая в основных играх, получает грамоту и право выбрать один из трёх сундуков с подарками. Команда, занявшая второе место, выбирает из оставшихся двух. Команда, занявшая третье место, получает третий сундук.
Во всех сундуках подарки для команд – чупа-чупсы. Единственное различие – каждый сундук наполнен конфетами определённого вкуса.

Все команды после ужина приглашаются на пиратскую дискотеку. Вход в специально продуманных костюмах.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский

Мир детства – таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, много понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх.

Игра для младших школьников – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.

К концу младшего школьного возраста должны сформироваться такие новообразования, которые являются центральными для данного возраста:

  • рефлексия, анализ, внутренний план действий;
  • развитие нового познавательного отношения к действительности;
  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • ориентация на группу сверстников.

Игра «Путешествие на планету Знаний» – сфера сотрудничества и содружества детей и взрослых в школе и дома.

В основе игровой программы «Путешествие на планету Знаний» заложены следующие положения:

  • совмещение в жизненной практике младшего школьника образовательных задач, решая которые, каждый участник игры совершает постепенный переход от игры- забавы через игры-задачи к активной учебно-познавательной деятельности, раскрытию собственных способностей;
  • поэтапное усложнение обучающих задач и условий игры, участие каждого школьника в конкурсах, играх, состязаниях, включение его в активную позицию: от болельщика – к участнику – к организатору (лидеру);
  • создание условий для выбора участниками игры своего участия в ней с учётом их интересов, способностей и возможностей;
  • постепенное усложнение требований к выполнению заданий путешествия, развитие индивидуальных и коллективных норм отношений;
  • единство решения обучающих, воспитательных, познавательных задач;
  • знакомство с деятельностью существующих детских организаций и объединений.

Участие в игре «Путешествие на планету Знаний» может стать эффективным средством формирования в группах младших школьников таких качеств, как организованность, подчинение принятому решению, ответственность, инициатива и творчество. Совместный характер игр побуждает действия, помогает осознать свои собственные победы и ошибки. Таким образом, постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что для младшего школьника является основой усвоения нравственных норм. Действуя по заранее оговорённым правилам, каждый ребёнок может заслужить одобрение взрослых, признание и уважение личностных качеств своими сверстниками.

Организаторы игры-путешествия руководствуются в своей работе следующими принципами организации детского досуга:

  • принцип общественной значимости, общественной результативности досуговой деятельности;
  • принцип самодеятельности и индивидуального подхода к участникам досуговых занятий;
  • принцип занимательности, развлекательности;
  • принцип гуманизации воспитания личности;
  • принцип коллективно творческого дела с возникающей целью (по И.П. Иванову).

Интерес к игре также зависит и от того, как сформированы экипажи играющих. Здесь мы встречаемся с очень важным своеобразием массовых игр. Проводя соревновательную игру в параллели классов, педагог организатор и старшие вожатые не должны заново комплектовать команды – они уже налицо: это экипажи (классы). Экипажи – в большинстве своём сложившийся коллектив, спаянный общностью интересов крепнущий в совместных делах. Нужно стремиться к тому, чтобы экипаж представлял собою коллектив, всегда готовый оспаривать первенство в различных играх и состязаниях.

Путешествие может увлечь ребят только тогда, когда взрослые и дети станут не только организаторами, но и самыми непосредственными участниками. Организовать и направить развитие игры, помочь преодолеть затруднения, увидеть друг в друге хорошие качества, отметить ошибки – вся эта многообразная деятельность может быть обеспечена лишь совместной командой, состоящей из педагогов, родителей и учащихся.

Программа творческого развития младших школьников позволяет организовать в школе внеурочную учебно-воспитательную работу, дополняя учебный процесс и создавая у ребёнка целостную картину восприятия мира.

Программа направлена на развитие творческих способностей детей и обеспечивает эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие, познание жизни, самих себя, других людей с помощью активного вовлечения ребят в разнообразную игровую деятельность.

Программа позволяет решить основную проблему, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, с организацией психологического и физического отдыха.

Программа Игры «Путешествие на планету Знаний» для учащихся 1-4 классов

Игровая программа «Путешествие на планету Знаний» включает следующие направления:

  • развитие и упрочение детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося;
  • создание нового стиля взаимоотношений между взрослыми и детьми, стиля совместной, равноправной, взаиморазвивающей, интеллектуальной творческой деятельности;
  • использование в повседневной работе разновозрастных доступных интересных детям младшего школьного возраста форм и методов работы;
  • развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
  • включение родителей учащихся в воспитательный процесс
  • сплочение классного коллектива.

Цель игры «Путешествие на планету Знаний»: Выявление, изучение и развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.

Задачи игры «Путешествие на планету Знаний»:

  1. привлечение к участию в учебно-воспитательной работе и интегрирование усилий учителей начальных классов, родителей, работников внешкольных учреждений;
  2. создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
  3. развитие фантазии, раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребёнка;
  4. воспитание здорового образа жизни;
  5. создание условий для формирования дружного классного коллектива и развития личности в нём;
  6. воспитание личной ответственности за порученное дело;
  7. совершенствование системы работы по воспитанию свободной творческой личности;
  8. развитие эмоциональной сферы ребёнка как основы формирования «культуры чувств»;
  9. выявление новых инициатив, идей;
  10. привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.

Путешествие включает:

  • конкурсы, позволяющие увидеть в человеке то, о чём не было известно раньше;
  • игры, которые научат и помогут узнать много нового, познакомят друг с другом;
  • праздники, на которых встречаются ребята из разных экипажей, рассказывают о себе, о том пути, который они прошли, и как им это удалось;
  • встречи, соревнования, где определяются победители, подводятся итоги, намечаются маршруты путешествий.

Кто может стать участником?

Участниками игры-путешествия становятся ребята (группа ребят) от 7 до 10 лет, объединённые общими интересами. Игра-путешествие рассчитана на четыре года и продолжается в течение учебного года.

Что такое игра «Путешествие на планету Знаний?»

Это пролонгированная воспитывающая игра, разработанная для знакомства младших школьников с деятельностью детских организаций и объединений. Игра носит обучающий и развивающий характер. Её содержание связано с материалами школьных уроков, с темами методических объединений учителей школы.

Куда отправляются путешественники?

Это зависит от того, с чем хотят познакомиться участники путешествия, чему хотят научиться. Остановки на планете Знаний могут меняться в зависимости от интересов детей и могут быть следующими: «Осенняя», «Весенняя капель», «Математическая», «Весёлые каникулы», «Сильные, смелые, ловкие», «Юморина», «Здравствуй, лето!», «Перекрёсток», «Мой край», «Грамматическая», «Угадай-ка!» и другие.

Игра «Путешествие на планету Знаний» поможет:

  • стать самостоятельнее;
  • найти настоящих друзей и единомышленников;
  • раскрыть резервы своих способностей;
  • пополнить свои знания любопытными и интересными фактами;
  • проверить свою сообразительность;
  • стать спортивными и закалёнными;
  • уважать старших и защищать младших.

С чего начать?

  1. Разработать маршрут путешествия (название остановок, содержание конкурсов, соревнований, игр, праздников). Данный маршрут путешествия разрабатывается с учётом плана проведения предметных недель. В его разработке участвуют педагог-организатор, классные руководители начальных классов, старшие вожатые.
  2. На часах общения классным руководителям необходимо рассказать учащимся об игре «Путешествие на планету Знаний», организовать работу по формированию экипажей.
  3. Провести линейки для посвящения учащихся 1-4 классов.
  4. Для начинающих путешественников (учащихся 1-х классов) провести конкурс на лучший альбом вступительных визиток, состоящий из автопортретов членов экипажей.
  5. Начать путешествие на планету Знаний по выбранному маршруту. При подведении итогов игры использовать щадящий метод оценки результатов соревнований, определяя победителя в каждой номинации. Постепенно каждый экипаж собирает свой волшебный цветок из лепестков номинаций, в которых они были победителями.

Путешествие на планету Знаний проходит по следующему маршруту:

  1. Станция «Здравствуй, школа!» (сентябрь) Неделя знакомства.
    • День Знаний.
    • Часы общения на тему «Мы – будущие путешественники»
    • Стартовые линейки
    • Экскурсии.
    • Праздник «Мистер СЭМ» (самый эрудированный мальчик)
    • Линейка «Посвящение в путешественники»
  2. Станция «Осенняя» (октябрь) Неделя природоведения.
    • Праздник «Осенний листопад»
    • Конкурсов рисунков «Золотая осень»
    • Конкурс поделок из природного материала «Дары природы»
    • Конкурс на лучший уголок экипажа
    • Конкурс на лучший «Альбом вступительных визиток экипажа»
  3. Станция «Перекрёсток» (ноябрь). Неделя ОБЖ
    • Праздник «Красный, жёлтый, зелёный»
    • Классный час «Путешествие в страну дорожных знаков»
    • Встреча с инспектором ГИБДД
  4. Станция «Самоделкин» (декабрь). Неделя труда и ИЗО.
    • Утренник «Здравствуй, ёлочка!»
    • Конкурс на лучшую поделку
    • Мастерская Деда Мороза
    • Дискотека «А нам весело!»
  5. Станция «Цифирия» (январь). Неделя математики.
    • Конкурсно – игровая программа «Звёздный час»
    • Малая олимпиада по математике
    • Праздник «Рождественские посиделки»
  6. Станция «Здоровье» (февраль). Неделя физкультуры.
    • Спортивно-игровые конкурсы «Сильные, смелые, ловкие»
    • Соревнования «Весёлые старты»
    • Шахматно-шашечный турнир
  7. Станция «Игровая» (март). Неделя чтения.
    • Театрализованное представление «Наши мамы лучше всех»
    • Конкурс юных чтецов
    • Конкурс юных поэтов
    • Операция «Древо жизни»
    • Игра «Зарничка»
  8. Станция «АБВГДейка» (апрель). Неделя русского языка.
    • Утренник «Знай, изучай родной язык»
    • Фестиваль «Её величество игра»
    • Конкурс сочинений «Мой любимый сказочный герой»
    • Игровая программа «Игра – дело серьёзное»
  9. Станция «Здравствуй, лето!» (май). Неделя любимых уроков.
    • Часы общения на тему «Что такое Ребячья Республика?»
    • Слёт Ребячьей Республики
    • Праздничная линейка «Здравствуй, лето!»
    • Защита проектов на тему «Наши будущие дела»

Планируемые результаты игры «Путешествие на планету Знаний» при проведении предметных недель

Остановки Предметные недели Планируемые результаты
«Здравствуй, школа» Неделя знакомства 1. Развитие познавательного интереса, целеустремлённости, деловитости.
2. Расширение кругозора.
3. Соблюдение правил поведения в школе
«Осенняя» Неделя природоведения 1. Наличие знаний о правилах поведения в природе в осенний период (экологические памятки).
2. Умение работать с природным материалом.
3. Наличие знаний о своём крае, селе.
«Перекрёсток» Неделя ОБЖ 1. Выполнение правил личной гигиены и безопасного поведения на улице.
2. Использование основных форм приветствия, просьбы.
3. Соблюдение правил поведения в общественных местах.
«Самоделкин» Неделя труда и ИЗО 1. Развитие любознательности, творческих способностей.
2. Умение работать в паре, группе.
3. Расширение и обогащение практического опыта учащихся.
«Цифиприя» Неделя математики 1. Сформированность у учеников навыков решения логических задач.
2. Умение анализировать, выявлять сущность и отношения.
3. Умение описывать планы действий, делать выводы.
«Здоровье» Неделя физкультуры 1. Соблюдение режима дня.
2. Наличие знаний о правилах личной гигиены и здорового образа жизни.
3. Сформированность навыков личной гигиены.
«Игровая» Неделя чтения 1. Реализация художественного потенциала учеников.
2. Создание ситуации успеха.
3. Развитие интеллекта, эмоционально-волевой сферы.
«АБВГДейка» Неделя русского языка 1. Умение видеть прекрасное в слове.
2. Умение говорить, слушать, вести беседу.
3. Патриотическое отношение к Родине.
«Здравствуй, лето!» Неделя любимых уроков 1. Наличие знаний о мерах безопасности в домашних условиях.
2. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми, животными.
3. Наличие знаний о правилах поведения в летний период.

Гимн, законы и символика путешественников

Гимн путешественников

    В школе классно жить большой семьёй
    И не хочется идти домой
    Школа наша светлая всегда,
    Не страшны её годы и беда
    Наша школа – это дружба,

    Наш учитель ласков, но и строг,
    Заставляет выучить урок.
    Я не стану двойки получать –
    Постараюсь выучить на пять.
    Наша школа – это дружба,
    Не легко в ней, но так нужно.
    Нам учиться на пятёрки очень нужно.

    В школе много радостных минут,
    А уроки в дальний путь зовут.
    Много знаний школа нам дала
    И друзей на долгие года.
    Наша школа – это дружба,
    Не легко в ней, но так нужно.
    Нам учиться на пятёрки очень нужно.

Законы путешественников

  • Закон «00» (точного времени).
  • Закон вежливости.
  • Закон поднятой правой руки.
  • Закон уважения старших.
  • Не навреди себе, не навреди другим.
  • Слово судьи – закон для играющих.

Символика путешественников Приложение 2 .

В результате путешествия экипажи должны собрать девять лепестков (полный Цветок Знаний). Чей экипаж наберёт наибольшее количество лепестков, становится победителем в конце учебного года в игре-путешествии на планету Знаний.

Связь и сотрудничество с другими учреждениями, организациями и объединениями.

Участники игры «Путешествие на планету Знаний» сотрудничают:

Программа по организации досуга детей младшего школьного возраста «Передай добро по кругу»

Пояснительная записка

Значение досуга в становлении и развитии личности ребёнка велико. Он выполняет ряд важных функций в сфере свободного времени, среди которых коммуникативная, творческая, рекреационная, гедонистическая. Посредством досуга происходит приобщение детей к культурным ценностям, традициям и обычаям. Досуг способствует успешному процессу социализации детей посредствам различных форм культурно-досуговой деятельности.

Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Национальные проекты нацеливают нас на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности воспитательного процесса.

Программа по организации досуга детей младшего школьного возраста «Передай добро по кругу» имеет несомненную ценность, так как стимулирует развитие умений и навыков у детей младшего школьного возраста, предоставляет право выбирать и участвовать в различных видах деятельности в соответствии с мотивационно-потребностной ориентацией. Мероприятия программы содержат различные конкурсные задания, выполнить которые детям помогут дружеские отношения, хорошее настроение и добрые дела.

Предлагаемая программа разработана на основе социологического исследования, в основу которого был положен анализ деятельности Дома культуры пос. Борзовая Заимка, досуговых предпочтений детей, возможностей социокультурной среды пос.Борзовая Заимка. Принципиальное отличие предлагаемой программы заключается:

  • · в новом подходе к организации культурно-досуговой деятельности;
  • · в выборе форм культурно-досуговой деятельности, исходя из досуговых предпочтений детей;
  • · в развитии самодеятельного народного творчества путем создания новых кружков;
  • · во включении в организацию досуга большего количества детей.

Основу программы составляет игровая деятельность. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Каждое мероприятие программы знакомит детей с тем или иным видом игр и направлено на развитие творческих способностей, организаторских и лидерских качеств, ловкости, сообразительности и умения взаимодействовать в коллективе. Конкурсно-игровые формы, из которых состоит программа, формируют мировоззрение детей, расширяют кругозор, знания, воспитывают чувства уважения к старшему поколению, чувства патриотизма, активизируют интерес к истории родного края, к проблеме экологии.

План работы предусматривает включение таких мероприятий как спортивные, театрализованные, концертные, познавательные, развлекательные игровые программы. Предусмотрено участие детей в районных массовых мероприятий. Участие детей в процессе подготовки мероприятий, в разработке идеи, сюжета, в изготовлении декораций сделают мероприятие ярким и запоминающимся событием в жизни ребенка.

Цель программы:

· создание условий для организации полноценного досуга и занятости детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

  • · совершенствование качества проводимых мероприятий для детей младшего школьного возраста;
  • · использование традиционных и инновационных форм культурно-досуговой деятельности;
  • · осуществление совместной работы по организации детского досуга между социокультурными институтами поселка (МБУК «ДК пос. Борзовая Заимка», МБОУ «СОШ №96», МБДОУ «Детский сад №208»);
  • · развитие творческих способностей детей в результате участия в различных кружках;
  • · воспитание чувства сопереживания, формирование мотивации на сплочение и умение действовать в коллективе для достижения поставленной цели;
  • · возрождение и сохранение народных традиций, обрядов;
  • · способствование физическому совершенствованию детей младшего школьного возраста;
  • · пропаганда здорового образа жизни;
  • · воспитание у детей чувства уважения и любви к родному краю, к своей истории, к природе и бережного отношения к ней;
  • · через совместные игры раскрыть творческие способности каждого ребёнка.

Участники: дети младшего школьного возраста и их родители, специалисты ДК, жители поселка.

Этапы реализации программы:

Реализация программы включает 4 этапа:

  • 1. Аналитико-диагностический - май-июнь 2012 г. - на этом этапе происходит сбор и изучение информации о досуговых предпочтениях детей младшего школьного возраста.
  • 2. Организационный этап - июль-август 2012 г. - решение задач программы, разработка сценариев мероприятий, расширение связей с родителями, с образовательными учреждениями.
  • 3. Основной этап - сентябрь 2012 г. - август 2013 г. - проведение мероприятий программы.
  • 4. Заключительный этап - август 2013 г. - анализ выполнения программы, анализ предложений, поиск новых форм, перспектив развития.

Реализация программы предусматривают ряд принципиальных условий:

  • · финансирование программы в полном объеме;
  • · стимулирование сотрудников, ответственных за реализацию программы;
  • · улучшение материально-технической базы.

Условиями успешной реализации программы являются учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, способностей и возможностей детей; создание ситуации «успеха» для проявления творчества, преодоления трудностей при достижении целей; материально-техническое обеспечение программы.

Ожидаемый результат:

Мероприятия программы формируют духовно-нравственный уровень детей, патриотическое и гражданское сознание, здоровьесбережение, приобщают детей к традициям народной культуры, ее сохранению, возрождению и популяризации, воспитывают чувства толерантности, бережного отношения к природе. Также в качестве результатов реализации программы выступают:

  • · осмысление детьми досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
  • · осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
  • · приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
  • · освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
  • · повышение культуры взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми.

Мы полагаем, что успешное выполнение предлагаемой программы позволит:

  • · заложить основы нового подхода к организации культурно-досуговой деятельности детей младшего школьного возраста поселка Борзовая Заимка;
  • · сформировать определенные традиции в досуговой сфере п.Борзовая Заимка;
  • · повысить досуговую активность детского населения;
  • · разнообразить жизнь поселковых детей.

Таблица. План мероприятий, программы организации досуга детей младшего школьного возраста «Передай добро по кругу»

Название мероприятия

Форма мероприятия

Цель мероприятия

Время и место проведения

Ответ-ственный

«Первоклассная тусовка»

Конкурсно-игровая программа

Расширение кругозора; повышение интеллектуаль-

ной и творчес-кой активности

«Путешествие в страну Знаний»

Игра-путешествие

Расширение кругозора; повышение интеллектуаль-ной и творчес-кой активности

Культ-орг-р

«Безопасное колесо»

Игра-путешествие

Профилактика нарушений правил дорожного движения; расширение кругозора детей

«Листая истории страницы»

Викторина к 75-летию Алтайского края

Расширение знаний об истории родного края; привитие чувства любви к малой Родине, чувства патриотизма

Культ-орг-р

«Что нам осень подарила»

Культ-орг-р

«Примите наши поздравления!»

Концерт к дню пожилого человека

Привитие уважения к пожилым людям; ; реализация творческих способностей

ДК (зр.зал)

Концерт-мейстер

«Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Викторина к дню народного единства

Воспитание чувства патриотизма; привитие интереса к истории России

«Все на земле от материнских рук»

Концерт к дню матери

Популяризация семейных праздников; реализация творческих способностей

ДК (зр.зал)

Концерт-мейстер

«Весело, весело встретим Новый год!»

Культ-орг-ры

Концерт-мейстер

«Сияй огнями, елка новогодняя!»

Театрализо-ванный концерт

Создание праздничного настроения

ДК (зр.зал)

Концерт-мейстер

«Под чистым небом Рождества»

Посиделки

Культ-орг-р

«Аты-баты, шли солдаты!»

Конкурс к дню защитника Отечества

Воспитание чувств патриотизма, стойкости, мужества, уважения к защитникам Родины; расширение знаний об истории страны

«Праздник маленьких принцесс»

Реализация творческих способностей

Культ-орг-р

«Для бабушек и мам»

Популяризация семьи; реализация творческих способностей

(зрит.зал)

Концерт-мейстер

«Весенний переполох»

Театрализо-ванное представле-ние

Знакомство с народными традициями и обрядами, их сохранение

Открытая площадка возле ДК

Худ.рук. Культ

Концерт-мейстер

«И в шутку, и всерьез»

Игра-импровиза-ция к дню смеха

Создание праздничного настроения

Культ-орг-р

«Космическое путешествие»

Игра-путешествие

Расширение знаний о космосе

«Папа может все!»

Популяризация семьи; укрепление связей поколений

Культ-орг-р

«Нам не нужна война!»

Конкурс детских рисунков

Формирование чувств уважения и благодарности ветеранам за их подвиг и защиту Родины; привитие интереса к знанию истории страны; реализация творческих способностей

Культ-орг-р

«Это нужно живым!»

Вечер-встреча поколений

Формирование чувств уважения и благодарности ветеранам за их подвиг и защиту Родины; укрепление связей поколений

Культ-орг-р

«Мальчишки и девчонки, а также их родители»

Семейный конкурс

Популяризация семьи; укрепление связей поколений

Культ-орг-р

«Радуга талантов»

Отчетный концерт

Реализация творческих способностей; поощрение талантливых детей

ДК (зр.зал)

«Вредные советы»

Игра-инсцениров-ка

Эстетическое воспитание

«Тайна заклинаний старой ведьмы»

Игра-путешествие

Открытая площадка школы №96

«Экология и дети»

Театрализо-ванная игровая программа, посвященная дню защиты детей и дню защиты окружающей среды

Формирование бережного отношения к природе

Открытая площадка возле ДК

Культ-орг-ры

Концерт-мейстер

«Вместе весело играть!»

Театрализо-ванная эстафета

Повышение интеллектуаль-ной и творческой активности

Дворовая площадка

«Иван Купала»

Театрализо-ванный концерт

Знакомство с народными традициями и обрядами, их сохранение

Берег реки Барнаулки

Культорг.

«Приходите к нам на праздник!»

Театрализо-ванная игровая программа

Повышение интеллектуаль-ной и творческой активности

Дворовая площадка

Культ-орг-р

Концерт-мейстер

«Поход выходного дня»

Экологичес-кая акция

Формирование бережного отношения к природе

Берег реки Барнаулки

Культ-орг-р

Одной из главных задач программы «Передай добро по кругу» является содействие физическому, психологическому, интеллектуальному, творческому развитию детей, воспитание патриотизма, реализация личности ребёнка в интересах общества. В программе «Передай добро по кругу» основной акцент делается на игровые программы, так как именно через игру можно достичь результатов. Дети играют - занимают своё свободное время, а ещё и узнают что-то новое. В программе используются разные направления: пропаганда здорового образа жизни, экологическая акция, познавательные викторины, развлекательные игровые программы.

ПРОГРАММА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пояснительная записка:


Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.

Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами, с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера - отношения в семье или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности.

На сегодняшний день на территории всей России строятся детские и подростковые досуговые центры, разрабатываются доступные досуговые программы, но, тем не менее, острота проблемы дополнительного образования практически не стачивается.

ЦВР - центр внешкольной работы с детьми Приморского района Санкт-Петербурга, центр где созданы все условия организации доступного досуга для каждого.

Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи. В результате деятельности по данной программе воспитанники должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии приводит к самореализации собственного « Я».

Для реализации программы необходимы определенные условия:

1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.

2. Привлечение к организации и проведении мероприятий по программе увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом

4. Самореализация творческого и индивидуального потенциала обучающихся

Данная программа включает в себя план досуговых мероприятий, принимаемых в начале каждого учебного года. Традиционными в этом отношении являются:

Досуговые мероприятия внутри объединений (дни рождения творческих коллективов, игры-знакомства, мини-концерт для родителей, конкурсы, викторины, беседы, акции и др.);

Праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для обучающихся и их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);

Конкурсные, игровые программы для отдельных классов по заявкам школ города;

В реализации программы принимают непосредственное участие обучающиеся Центра

При разработке программы учитывался личный опыт досуговой деятельности, опыт работы Центров творчества и базируется на основных методических материалах: Гальченко А.Б. «О типологии досуговой программ и не только/ Сфера досуга – сфера социализации», Кульпетдинова М.Е. «Подходы к разработке досуговых программ/ Ключ к успеху».

Цель: Создание благоприятных условий для организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях по целевой воспитательной программе «Будущее начинается сегодня».

Задачи:


    Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;


    Развитие физических, и умственных способностей обучающихся;


    Сплочение обучающихся центра через совместную досуговую деятельность;


    Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;


    Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;


    Популяризация семейного досуга;


    Сохранение духовно-нравственного здоровья учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

Ожидаемые результаты:


    Развитие системы досуговых и традиционных мероприятий;


    Повышение культуры досугового общения обучающихся;


    Развитие системы познавательно-развлекательных массовых мероприятий;


    Рост уровня сплочённости объединений обучающихся ЦВР


    Повышение качества проведения досуговых мероприятий.

Способы проверки ожидаемых результатов:


    Анализ подготовки и проведения мероприятия.


    Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.


    Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа. отзывы, наблюдение, анкетирование).


    Самоанализ организационной деятельности.


    Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).


    Социальные показатели (заинтересованность обучающихся).


    Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.

Формы проведения досуговых мероприятий:


    конкурсно – познавательные программы;


    конкурсно-развлекательные программы;


    конкурсно-игровые программы;


    театрализованные представления;


    концерты;


    беседы, викторины, диспуты.

Современные технологии и методы, используемые при проведении досуговых программ:

При реализации данной программы применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые, клубные.

В проведении программ использует следующие методы:

Метод театрализации, (инсценировка сказок, рассказов, театра-экспромта и т.д.);

Метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни, основы безопасности жизнедеятельности, формирование межличностных отношений);

Метод импровизации (используется на всех программах);

Соревновательный метод (используется в конкурсно - развлекательных и спортивных мероприятиях);

Метод формирования познавательного интереса;

Метод интерактивного общения (используется для активизации зрителей на концертах и праздниках).

Традиционные мероприятия в рамках программы:

1 модуль – «Досуг, общение, творчество»: «Посвящение в ЦВР-ки», «День друзей»; «День именинника»; Новогодние программы; «От всей души!»; выпускные мероприятия для обучающихся ЦВР;

2 модуль – «Семья»: «А ну-ка, папы»; «Мамин портрет»; Отчетный концерт для родителей обучающихся ЦВР; «День матери».

3 модуль - «Думай о будущем»: мероприятия по профилактике правил дорожного движения, пожарной безопасности, по предупреждению несчастных случаев на воде, популяризации государственных символов Российской Федерации.

Календарный план мероприятий на год составляется с учетом потребностей объединений.

Даная досуговая программа реализуется в рамках целевой воспитательной программы «Будущее начинается сегодня», которая состоит из трех модулей: «Досуг, общение, творчество», «Семья», «Думай о будущем».

Модуль 1.«Досуг, общение, творчество». Цель: - воспитание культуры праздника и общения обучающихся.
Задачи: - развитие системы досуговых мероприятий;

- вовлечение обучающихся в досуговые мероприятия;

Развитие творческого потенциала детей с учетом индивидуальных возможностей каждого.

Ожидаемые результаты:

Участие обучающихся в досуговых мероприятиях;

Раскрытие творческой индивидуальности детей.

Модуль 2. «Семья».

Цель: Создание условий для сотрудничества детей и взрослых.
Задачи:

Взаимодействие с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка;

Организация семейных праздников;

Воспитание бережного отношения к семейным традициям.

Ожидаемые результаты:

Активное участие родителей в подготовке и проведении мероприятий;

Удовлетворенность родителей созданными условиями для творческого развития личности ребенка и его достижениями.

Модуль 3. «Думай о будущем». Цель: Создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.
Задачи:

- воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных начал, основанных на духовных, нравственных, эстетических критериях русской культуры;

Развитие интереса к истории своего Отечества;

Обучение детей нормам общественной и коллективной жизни;

Привитие детям чувства гордости, уважения и почитания символов государства- Герба, Флага, Гимна РФ, другой российской символики;

Формирование у воспитанников патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству.
Ожидаемые результаты:

Развитие у детей способностей к выбору нравственной позиции, к ценностно-ориентированной деятельности, самореализации, жизненному самоопределению.

Методическое обеспечение программы.

Приложение №1 «Методическое сопровождение воспитательных мероприятий» /сценарии, беседы, викторины, и пр./

Приложение №2 «Диагностика воспитательного процесса: формы диагностики воспитанности, критерии экспертизы воспитательного мероприятия».

Приложение №3 «Формы досуговых мероприятий».

Литература.

1. Будет день и будет праздник.- Слуцкая Н.Б., Феникс 2005.

2. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – 2004. - № 4, 6.

3. Нетрадиционные праздники в школе.- С.А. Шмаков, Москва 2005

4. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Шлаков С.А. Игра и дети. – М., 1970;

7. Шлаков С.А. Игры в практике работы современной школы // Обл. пед. Чтения. – 1979.

Периодическая печать.

1.Воспитание школьников.- Теоретический и научно-методический журнал.

2.Детское творчество.- Иллюстрированный журнал.

5.Последний звонок. – Газета.

6.Праздник в школе. – Минск «Красико-принт».

7.Сценарии и репертуар. – издательство «Т и О».

8.Театрализованные вечеринки, дискотеки, КВНы./ Кулешова Н.В. – Ростов н/Д:Феникс,2005.

9.Чем развлечь гостей. – Журнал.

10. «В кругу друзей»

(посвящение в «ЦВР-ки»)

Игра- путешествие


Развитие сплоченности коллектива через совместное участие в конкурсах


«День именинника»


Конкурсно-развлекательная программа


Создание традиционной атмосферы праздника


11.«Вместе целая страна». Отчетные выставки, концерты в объединениях, Развитие творческой индивидуальности

награждение обучающихся. детей. Отслеживание творческого роста.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №144 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ДОСУГ+»

Возраст детей: 5-11 класс

Фролова Ксения Андреевна, педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

Пояснительная записка…………………………………..……………….…3

Учебно-тематический план ………………..…………………………….....8

Методическое обеспечение………………………………………………..11

Литература …………….………………………………….………...……...25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная школа определяет успешность своей деятельности в зависимости от результатов учебно-воспитательного процесса: повышения успеваемости учащихся, гармонизации межличностных отношений всех участников учебного процесса, статуса учреждения в образовательном пространстве. Главным показателем хорошей работы является успешный выпускник, который подготовлен к «взрослой жизни»: он самостоятелен, знает основные принципы демократического общества, интеллектуально развит, претендует на лидерские позиции в будущем, владеет навыками самоорганизации, управления, коммуникации и т.д.

Наиболее интенсивно такие качества развиваются при активном участии школьника в процессе ученического самоуправления, которое дает возможность исполнить ту роль, которая соответствует личности учащегося. Ученическое самоуправления вовлекает учащихся в управление своими школьными делами, что целесообразно рассматривать как способ подготовки их к жизни в демократическом обществе.

Реализация программы имеет повседневную практическую пользу. Программой предусмотрено развитие коммуникативных и организаторских способностей, формирование гражданских чувств, базовых умений общения. У учащихся появляются навыки конструктивной работы, умение анализировать свои действия и деятельность коллектива.

К концу обучения старшеклассники расширят свои знания об организации мероприятий и о деятельности органов местного самоуправления, освоят методы работы в коллективе, завоюют авторитет через практику взаимоотношений, научатся создавать и воплощать в жизнь различные проекты.

Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг.

Как отклик на это и создана данная дополнительная образовательная программа «Досуг+». Она даёт возможность обучающимся развиваться интеллектуально и физически, эмоционально и духовно, самореализоваться и приобрести организаторский опыт.

Цель Программы - создание условий для развития организаторских способностей, коммуникативных качеств и творческой инициативы обучающихся, посредством включения их в досуговую деятельность.

Задачи:

познакомить обучающихся с разнообразными игровыми формами досуга, а также методами организации и проведения массовых мероприятий;

развивать специальные умения, необходимые организатору досуга;

включать в практическую деятельность по организации и проведения досуговых мероприятий;

создавать условия для развития коммуникативных навыков и художественно-эстетического вкуса;

способствовать формированию сплочённого детского коллектива, умений обучающихся работать в команде.

Данная программа является общекультурной и имеет социально-педагогическую направленность.

Программа предназначена для детей и подростков 11 - 17 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Освоение Программы не требует предварительной подготовки и специального отбора обучающихся.

Условия реализации

Программа ориентирована: на детей 11-17 лет.

Программа рассчитана на 1 год.

Количество занятий: 2 раза в неделю по 90 минут.

Количество занятий в год: 146 часов.

Наполняемость групп: 15 человек.

В объединение осуществляется прием учащихся лицея и всех учеников других учебных заведений Калининского района по желанию и по заявлению родителей. В объединении может заниматься любой ребенок, независимо от природных задатков и навыков. не имеющих медицинских противопоказаний.

Возможен дополнительный набор в течение года по результатам собеседования.

Формы и методы проведения занятий

Образовательная программа «Досуг+» предполагает решение комплексных педагогических задач в процессе учебной и воспитательной деятельности, массовых творческих мероприятий, работы с классными руководителями, учителями, родителями.

Программа составлена согласно принципам педагогической целесообразности перехода от простых работ к более сложным. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка,

Форма организации детей на занятии: групповая.

Программа дополнительного образования «Досуг+» представляет собой сложную многогранную структуру, которая развивает ученическое самоуправление на школьном уровне и одновременно гармонично развивает личность подростка. Обучение по программе проходит в разнообразных формах, способствующих лучшему улучшению материала с дельнейшим его применением:

практикум,

деловая игра.

Для реализации используются следующие формы работы: беседа, обсуждение, поручение, метод убеждения, разъяснение, презентации, индивидуальная работа, общественно-полезная деятельность, коллективно-творческая деятельность, игра, соревнование.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Любой ребенок в процессе творчества является созидателем. Задача педагогов, работающих по программе «Досуг+» - направить свою педагогическую деятельность на достижение успеха обучающихся, используя различные приемы и средства. От слаженности действий, от правильности выбора содержания учебно-воспитательного процесса, постановки воспитательных задач, грамотного выбора форм и методов работы напрямую зависит и предполагаемый результат деятельности педагогов по данной (как и иной другой) программе. Результатом успешной реализации программы должно стать:

К концу обучения обучающиеся должны знать:

цели и функции ученического самоуправления;

механизм взаимодействия органов ученического самоуправления с другими школьными и внешкольными объединениями;

основные институты местного самоуправления, разнообразие его форм;

стадии формирования и управление коллективом;

основные понятия психологии личности.

уметь:

организовывать и проводить мероприятия;

планировать, анализировать, стимулировать, контролировать работу органов ученического самоуправления;

ориентироваться в собственных склонностях, способностях и на основании этого разрешать возникающие проблемы;

ставить цели, достигать их;

самостоятельно планировать и реализовывать идеи, инициативы;

составлять и реализовывать социальные проекты;

работать с информацией.

Формы подведения итогов (способы проверки знаний).

Проводится входной, промежуточный и итоговый контроль. Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями. Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения. Используются следующие методы диагностики: наблюдение, опрос, анализ образовательной деятельности обучающихся.

Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах, участию в выставках, проводимых при участии объединения. На этих мероприятиях проверяются как знания, умения и навыки, полученные обучающимися по предметным программам, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения комплексной программы социальная адаптация обучающихся, приятие идей патриотизма и гуманистических ценностей.

По результатам промежуточной (вторая половина учебного года) и итоговой диагностик родителям обучающихся выдаются рекомендации педагогов дополнительного образования и психолога школы, в каком направлении деятельности ребенок может реализовать себя в большей степени.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов (тем)

Общее количество часов

Практика

Комплектование группы

Введение. Лидер.

Игры на выявление лидера.

Коллектив.

Искусство общения.

Конфликты и пути их решения

Основы публичного выступления.

Основные формы организации досуговой деятельности.

Общие сведения.

Мероприятия.

Социальное проектирование.

Комплектование группы.

Вводное занятие.

Теория. Знакомство с группой.

Практика. Игры «Арифметика», «Я еду». Тестирование «Я - лидер». Формула успеха лидера.

Игры на выявление лидера.

Теория. «Кто такой лидер?»

Практика. «Кораблекрушение», «Кулачок», «Необитаемый остров», «Поезд», «Возьмите меня».

Коллектив.

Теория. Этапы развития коллектива. Стиль руководства коллективом. Закономерности работы коллектива. Влияние на коллектив.

Практика. Упражнение «Выбор организатора», «Ситуации», «Суета сует». Самоаттестация коллектива (по Лутошкину).

Искусство общения.

Теория. Понятие общения. Стили общения. Эффективные способы начала общения.

Практика. Упражнение «Давайте познакомимся». Способы, помогающие поддерживать коммуникацию. Устойчивость контакта. Выход из общения. Упражнение «Место встречи». «Маски в общении». Игры «Найди по описанию», «Обратная связь», «Найди по инструкции», «Горячий стул», «Репка». Игровые методики. «На златом крыльце сидели», «На плоту». «Свободный разговор», «Разброс мнений». Ток-шоу.

Конфликты и пути их решения .

Теория. Человек в конфликте. Диагностика конфликта. Виды поведения в конфликте. Стратегия сотрудничества в конфликте.

Практика. Искусство ведения переговоров.

Основы публичного выступления .

Теория. Искусство полемики. Виды вопросов. Простые и сложные вопросы. Искусство отвечать. Правила поведения в дискуссии.

Практика. Игровые методики. «Публичная лекция», «Турнир ораторов», «На пне в лесу», «Разброс мнений», «Сократовская беседа», «Диалог с веком».

Основные формы организации досуговой деятельности .

  1. Общие сведения

Теория. «Досуговая деятельность это…».

Практика. Тренинги «Или-или», «Это мой нос», «Я никогда...», «Или-или», «Это мой нос», «Я никогда...». Творческая мастерская «Игра, мероприятие, дело».

  1. Игра.

Теория. Общие сведения «Что такое игра?».

Практика. «Репка». Тренинг «Ты выбираешь». Творческая мастерская «Что нужно, чтобы игра получилась». Подвижные игры «Американский треугольник», «Бояре», «Голова - хвост», «Моргалки». Игры с залом. «Чайничек», «У тети Моти четыре сына», «Меня укусил гиппопотам», «Колобок», «Летают- не летают», «Летит, летит по небу шар», «Вместе мы одна семья», «Охота на льва», «Глава, рамена, колена, пальцы», . «Часы», «Семья дяди Томаса», «Веселая грамматика», «Это я, это я, это все мои друзья», «Ежики». Игровые методики. «Терем-теремок», «Волшебный стул», «Конверт дружеских вопросов», «Три королевства». Творческие игры. Конкурсы актерского мастерства. «Ромашка». Тренинги. «Пальцы сверху», «Или - или», «Синхронный перевод», «Принцесса и крестьянин», «Моя машина не заводится», «Будь собой!», «Живая пирамида», «Судоходная линия». Спокойные игры.

  1. Мероприятия.

Теория. Основные характеристики. Виды мероприятий. Возрастные особенности участников. Этапы подготовки и проведения.

Практика. Проведение. Анализ проведения мероприятия. Ближайшие последствия проведенного мероприятия.

  1. Дело.

Теория. Основные характеристики. Воспитательные возможности дела. Творческая мастерская «Конструируем КТД».

Практика. Предварительная подготовка дела. Упражнение «Выбор организатора». Анализ условий, потребностей и интересов участников, постановка цели деятельности. Коллективное планирование дела. Игра «Корзина грецких орехов». Коллективная подготовка. Упражнение «Организаторское лото», «Сценарий мероприятия», «Памятка главному организатору». «Распределение ролей». Проведение дела. Коллективный анализ дела. Выявление ошибок. Определение ближайших последствий проведенного дела.

Социальное проектирование.

Теория. Общие сведения. Основные признаки проекта. Определение проблем. Мозговой штурм «Решаем проблемы». Составляющие проекта: проблема, цели и задачи, результаты, методика (шаги, мероприятия), ресурсы, шаги для разработки проекта.

Практика. Реализация проекта. Презентационная папка проекта. Анализ реализации проекта. Определение ближайших последствий реализации проекта.

Под организаторскими способностями понимают такое сочетание индивидуально-психологических свойств, которое помогает быстро, надежно, уверенно включать людей (в случае индивидуальной деятельности - включаться) в различные виды деятельности и умело воздействовать на личность в ходе этой деятельности. Организаторские способности представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, которые условно можно представить в виде четырех блоков: 1) знания и умения, связанные с пониманием особенностей внутреннего состояния и поведения людей (знание психологических особенностей людей, организаторская проницательность и т.д.); 2) знания и умения, связанные с построением эффективного общения и обеспечения разнообразностороннего влияния (знание этапов общения, умение убеждать и т.д.); 3) знания и умения, связанные с пониманием закономерностей работы коллектива и управления им (знание психологической совместимости, влияние на коллектив, знание законов развития коллектива, выбор оптимального стиля руководства и т.д.; 4) знания и умения, связанные с организацией и проведением дела (понимание цели, умения планировать, рассчитывать и распределять работу, осуществлять контроль и стимулирование, подводить итоги и т.д.). Таким образом, формирование организаторских способностей требует комплексного подхода, в том числе подразумевающего одновременное ознакомление человека с теоретическими основами организаторской деятельности и выработку у него соответствующих практических умений и навыков.

Процесс подготовки учащихся к организаторской деятельности представляет собой сложное развивающееся педагогическое явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности.

В подготовке школьников к организаторской работе можно выделить три главных структурных компонента:

информационный. Детям в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач;

операционный. Он включает в себя формирование у подростков организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Осуществляется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем;

практический. Управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, корректируются управленческие действия.

В основе обучения и воспитания учащихся-организаторов лежат следующие основные принципы:

компенсаторной подготовки учащихся, предполагающий выделение доминирующих направлений подготовки, адекватных наименее развитым качествам личности учащихся;

взаимосвязи формирования у учащихся организаторских знаний и организаторской практики, т.е. их практического участия в решении организаторских задач;

преемственности в формировании организаторских знаний и умений при решении организаторских задач различного уровня.

Но необходимо помнить, что организаторская техника - не самоцель, а важное средство успешной деятельности школьника-организатора, совокупность способов достижения цели.

Одно из главных условий подготовки организаторов - стимулирование их работы над собой, поэтому уже на вводном занятии используется методика М.И.Рожкова «Чтобы расти, надо смотреться в «зеркало», сочетающую самодиагностику и разработку программы самосовершенствования.

Дидактический материал

Карточки с описанием ролей к сюжетно-ролевой игре «Праздник»

раздаточный материал таблица к игре «Кораблекрушение»

Карточки «Совет лидеру»

Карточки к играм

Карточки для разбивки на микрогруппы

Карточки «Виды мероприятий»

Карточки к упражнению «Выбор организатора».

Карточки к упражнению «Распределение ролей».

Методичка «Формула успеха лидера»

Презентация «Социальный проект - современная воспитательная технология»

Презентация «Составляющие социального проекта»

Раздаточный материал к игре «Три королевства»

Раздаточный материал к игре «Калоши счастья»

Таблица «Как слушать», «Как говорить»

Таблица «Лидерские качества»

Таблица «Стили руководства»

Таблица «Формы организации досуговой деятельности»

Таблица «Этапы развития коллектива» (по Лутошкину)

Тест «Я - лидер»

Литература для педагогов

Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. Организация и планирование работы. М.,2006г.

Э.Кристофер, Л.Смит. Тренинг лидерства. С.-Петербург, 2002г.

Н.Е. Щуркова. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, М., 2004г.

Т.Г.Григорьева и др. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999г.

С.Оськина. Формирование организаторских умений подростков.// ж. Воспитание школьников №5 2008г.

Н. Галеева. Формирование организаторских способностей у школьников.// ж. Воспитание школьников. №3 2008г.

М.И.Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. Владос. М. 2002г.

Андерсон Джилл. Думай. Пытайся. Развивайся. Общая редакция и перевод А.Л. Шлионский. С-Петербург. «Азбука»,1996

Горохова Е.В. хочу быть лидером. Серия «Детское движение и ученическое самоуправление», Н. Новгород, 2000 г.

Джини Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов.- Киев, 1991.

Долил Митчелл. Страус Давид. Как работать вместе.- АЮЛ, 1994.

Дополнительное образование, № 4, 2006 г.

Закон РФ "О поддержке детских и молодежных общественных объединений"

Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности, Ярославль, «Академия развития», 2004 г.

Леванова Е. Готовясь работать с подростками.- М., 1993 г.

Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1987 г.

Петрова Н.П. Тренинг победителя. Издательство «Речь», С-Петербург, 2002 г.

Прутченков А.С. Тренинг личностного роста.- М., 1993 г.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения. Москва. «Новая школа», 1995 г.

Сборник материалов «В помощь вожатому». Информационный вестник «Молодежь Чувашии». Выпуск 14. Чебоксары, 2005 г.

Сергеева В.П. Классный руководитель. Планирование работы от А до Я. Москва, «Педагогическое общество России», 2001 г.

Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002 г.

Тихомирова Е. Воспитание лидера. Журнал «Воспитание школьников» № 4, 5, 2003 г.

«Я - лидер». Сборник материалов СДиМД, Ростов-на-Дону, 2000 г.

Литература для обучающихся

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.- Лениздат, 1992 г.

Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Москва. «Просвещение», 1998 г.

Данилова В.Л. Как стать собой. Пособие для самообразования. Москва, «Интерпракс», 1994

Леви В. Искусство быть собой.- М., 1991 г.

Леви В. Искусство быть другим.- М., 1980 г.

Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день.- М., 1993 г.

Соловьев Э. Современный этикет и деловой протокол.- М., 1993 г.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: