Дошкольникам о понятии «время» с учетом фгос до. Как научить ребенка понимать время по часам: игры и способы для детей

Нужно расширить границы самостоятельности ребёнка, предоставить ему возможность с помощью практических действий подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании протяжённости, численности, тяжести, равенства, изучить свойства предметов, поэкспериментировать.

Внимание родителей должно быть направлено на то, чтобы ребёнок научился преодолевать трудности, не боялся ошибок, стремился рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач. Нередко в семье взрослые не позволяют ребёнку изучать свойства предметов, так как боятся, что он замочит рукава рубашки, испачкает стены или стол, насорит, разобьёт что-то, порежется и т.д. Все опасения обоснованы, однако они не должны стать препятствием для детского экспериментирования.

Иногда вопросы, которые возникают у дошкольника, требуют наблюдения в специально созданных ситуациях. Такое наблюдение помогает изучению свойств предметов, позволяет увидеть изменения, происходящее с ними под нашим воздействием.

Например, с прогулки принесли ослепительно белый снег, самый чистый, какой нашли во дворе. Он лежит на блюдечке и постепенно сереет, темнеет. Через некоторое время превращается в воду, а в ней плавают чёрные крупинки и частички. Вода не такая прозрачная, как предполагалось.

Или другой опыт со снегом. На одно блюдечко положили рыхлый снег, на другое крепкий снежок, на третье - кусок льда. Кладём на стол секундомер и наблюдаем за происходящим, затем объясняем увиденное. Отвечаем на вопрос: почему лёд сохранялся дольше и растаял позднее, чем снег?

В подобных ситуациях взрослый направляет поиск, подводит с помощью вопросов, рассуждений к выделению свойств, вычленению наиболее значимых из них в данной ситуации. Например, плотность снежной массы, отсутствие свободного пространства между её частицами, куда может проникать тёплый воздух комнаты.

Ещё один пример постановки опытов

«Не тяни время», - часто повторяет мама ребёнку. Наконец у маленького философа появляется вопрос: как это - тянуть время? Его можно взять руками и растянуть, как резиновый шарик? Такое явление как субъективность восприятия времени может быть проверено опытным путём.

Опыт 1. Ребёнку предлагается сесть удобно на стульчик и закрыть глаза. Мама включает секундомер. Когда, по мнению ребёнка, пройдёт минута, он должен поднять руку. С помощью секундомера отмечается, сколько времени прошло на самом деле. Мама и ребёнок могут поменяться ролями. По завершении опыта они обмениваются впечатлениями.

Опыт 2. Ребёнку предлагают рассмотреть парные картинки и найти в них отличия. По истечении минуты мама просит ребёнка закончить работу, но не сообщает, сколько времени прошло. Ребёнок высказывает предположение о том, сколько времени прошло, пока он рассматривал картинки.

Необходимо подвести дошкольника к пониманию того, что при занятии интересным делом человек как бы не замечает времени, а при выполнении неинтересной, скучной работы или её отсутствии ему кажется, что время тянется медленно. Делать что-то медленно, тратить попусту время - это и означает «тянуть время».

Можно провести подобные опыты, используя другие задания, выбрав иную продолжительность времени, привлечь к участию в опытах других членов семьи.

Места проведения опытов могут быть самыми традиционными. Например, очень подходит для этого кухня: здесь ребёнка ожидает много интересного (если у мамы есть время и у неё хорошее настроение). Малышу рядом с самым близким человеком очень нравится постигать новое. Разрезали сыр. Какой формы получились кусочки? Треугольные, квадратные, прямоугольные? Можно сравнить квадратные и прямоугольные кусочки сыра и определить, чем они различаются, а чем похожи. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, можно подвести его к догадке. (Скажи, сколько сторон у четырёхугольного и у прямоугольного кусочка; одинаковой ли длины стороны? Сколько углов у каждого из этих кусочков?)

Большой интерес вызывает у ребёнка процесс приготовления печенья

При помощи специальных приспособлений тесту можно придать самую разную форму (для этого пригодится и нож, правда, потребуется больше времени, старания и осторожности). С помощью стаканов (большого и маленького) из теста можно сделать кружочки. Когда печенье будет готово, предложите ребёнку сначала сосчитать, сколько штук печенья получилось всего, а затем определить, сколько выпечено штук печенья каждой формы, чем различается печенье круглой формы (размером). Усложните задание. Попросите ребёнка условно разделить печенье между членами семьи, определить, сколько всего понадобится печенья, если каждый получит по две или по три штуки, если каждый получит по половинке печенья.

Дошкольники любят делать покупки вместе с родителями

В магазине или на рынке можно показать ребёнку много интересного. Электронные весы, на которых взвешиваются продукты в магазине, сравнить с весами, которыми пользуются на рынке, и бытовыми весами. Обратить внимание на то, что иногда на рынке количество ягод определяют с помощью стакана. Яйца в магазине упаковывают в коробочки по одному десятку, т.е. по десять штук. На ценнике указывается их стоимость именно за один десяток. Сок в пакетах и бутылках может быть разного объёма: по двести или по пятьсот миллилитров, по одному, по полтора или по два литра. Любимое детьми мороженое тоже может быть упаковано по-разному. В каждой упаковке - разное количество граммов. Коробки с шоколадными конфетами тоже различаются по весу - он указан на коробке. Её величина при этом может не зависеть от веса: иногда в большой коробке лежит совсем мало конфет, так как каждая конфета лежит в своём гнёздышке, далеко одна от другой.

В домашнем образовании рекомендуется использовать разные по содержанию задания на сообразительность, требующие применения различных методов при их выполнении. Например, задания на нахождение персонажа или объекта решаются методом исключения. На картинке изображено три котёнка: один котёнок полосатый с бантом, второй котёнок полосатый с белым хвостом, а третий котёнок чёрный. Задание: три котёнка играли с клубком. Скажи, кто запутал нитки. Это был не чёрный котёнок, а полосатый; у него не было бантика, зато у него белый хвостик. При выполнении задания рассуждения строятся так: из условия известно, что это бы не чёрный котёнок. Значит, остаются два полосатых. Чем они отличаются друг от друга? Один котёнок с бантом, другой с белым хвостом. Нам надо выбрать одного из них. В условии сказано, что котёнок полосатый, но без банта. Следовательно, остаётся только один возможный вариант ответа: нитки запутал полосатый котёнок с белым хвостом.

А вот задание на определение числа, где используется различное основание счёта. В магазин пришли три лыжника и купили для себя лыжные палки. Сколько палок было продано? Необходимо наглядно продемонстрировать ребёнку эту задачу, нарисовав сначала две палки, обвести их кружком и под ними условно изобразить лыжника. Сделать такой же рисунок для второго лыжника, а затем для третьего. Подсчитать общее количество палок и сделать вывод: всего было продано шесть палок.

Познавательное общение дошкольника со взрослым и сверстником имеет огромное значение для всего последующего детского развития. Ребёнок уточняет представления об окружающем, сталкивается с новыми свойствами и признаками предметов, познаёт взаимосвязь явлений. Он проявляет завидное упорство, ему всё интересно, но не всё доступно. Многое находится за пределами его непосредственного восприятия. Благодаря содержанию, насыщенному интересной и полезной для ребёнка информацией, познавательное общение расширяет кругозор ребёнка, помогает построить в сознании целостную картину мира.

Примеры задач на сообразительность и задач-шуток:

  1. Папа-гусь и мама-кошка купили для своих деток по восемь тапок. Сколько деток у каждого?
  2. Бабушка купила внучкам пять конфет и три порции мороженого. Съели все порции мороженого и столько же конфет. Сколько осталось конфет?
  3. Какие камни в море? (Мокрые)
  4. Назови число больше пяти, но меньше двух? (Такого числа не существует.)

Советы для родителей.

Как дошкольнику подружиться с математикой.

Часто слышу от родителей сетование на то, что ребёнок не хочет учить цифры, решать задачи, работать в прописях. На что мне всегда хочется задать вопрос, а часто ли маме, например, хочется сшить себе какую-либо вещь или связать что-нибудь? На что, я уверенна, многие скажут, что это ни к чему или не умею, нет времени и тому подобное. То же самое происходит и с ребёнком. У него в дошкольном возрасте очень много своих дел, которые интересны, нужны и важны. А учиться он будет в школе!

И он прав. Ведь ведущая основная деятельность ребёнка-дошкольника, впрочем, как и ребёнка-первоклассника это игра!

Способности к счету, как и умение читать, можно развивать, используя игру или игровые приемы. Каждый малыш хочет научиться писать своё имя, ведь для этого вы не давали ему задания выучить все буквы, вы просто ему напечатали на листке, и ему было это интересно, и он это запомнил уже на всю жизнь. Точно так же подойдите и к вопросу о том, сколько ему лет, а как это выглядит на бумаге? Так, уже с трёх лет ребёнок может легко усвоить цифры в пределах своего возраста, номера дома, квартиры, численности семьи и т.д. Пусть он научится счету, скажем, от единицы до пяти, а затем - до десяти. На это даже не надо выделять никакого специального времени.

Вот вы пошли на прогулку. Одновременно с шагами проговаривайте любую считалочку:

Раз-два, три-четыре, Три-четыре, раз-два, Кто идет? Мы идем. Кто поет? Мы поем.

Посчитайте число ступенек на пролете вашей лестницы.В дальнейшем можно увеличить количество перечисляемых цифр в считалочке, напевая ее на мотив музыкальной гаммы и исполняя ее в ритм собственным шагам. Ребенок должен выучить не только счет от единицы до десяти, но и в обратном порядке - от десяти до единицы. Это можно сделать, когда вы находитесь дома. Скажем, вы убираетесь в комнате, а ребенок считает, сколько сначала стульев вы должны были протереть, а потом - сколько их остается. Обратный счет можно повторять перед тем, как ребенок укладывается спать: учеными замечено, что информация, получаемая человеком непосредственно перед сном, обычно хорошо запоминается. Сейчас тебе пять лет, а когда ты был поменьше, то тебе было… четыре годика, а ещё поменьше – три, два, один.Помогая вам на кухне, посчитайте, сколько кастрюлек стоит на плите, сколько ковшиков висит на стене, и сколько ложек лежит в мойке. Из яблок, картофелин или фасолинок, из которых готовится еда, ребенок может выложить цифры, обозначающие их число. Обратите внимание, на что похожи отдельные цифры: двойка - на лебедя с длинной шеей, пятерка - на перевернутую двойку, а шестерка и девятка - цифры-акробатки. С привычными предметами легко освоить простейшие приемы сложения и вычитания. «Было у нас на столе три кружечки, а пришел папа, и одну кружку добавили. Сколько стало?» «В вазе утром лежало четыре яблока, а теперь осталось одно. Сколько же яблок мы съели?». Хороший тренинг счета - поочередное называние четных и нечетных чисел. Ребенку предлагается игра, в ходе которой он попеременно со старшим должен называть числа «через одно». Упражняться в счете можно даже в процессе игры в конструкторы. Считаем автомобили, фигурки, сортируем и подсчитываем одинаковые детали. Дети очень любят настольные игры, о чём родители часто забывают или не знают, а ведь это очень хороший материал для счёта, где всякий раз надо считать необходимое число ходов.

Так много интересного вокруг .

Окружающие ребёнка предметы и деятельность взрослых могут значительно расширить математические представления. Необходимо только заинтересовать малыша тем, что находится вокруг, и помочь ему увидеть необычное в обыденном, направить внимание на осмысление процесса и результатов действий: измерения, увеличения или уменьшения подсчётов, установления соответствия, определения времени, нахождения маршрута движения и многого другого.

Нужно расширить границы самостоятельности ребёнка, предоставить ему возможность с помощью практических действий подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании протяжённости, численности, тяжести, равенства, изучить свойства предметов, поэкспериментировать.

Ваше внимание должно быть направлено на то, чтобы ребёнок научился преодолевать трудности, не боялся ошибок, стремился рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач. Нередко в семье взрослые не позволяют ребёнку изучать свойства предметов, так как боятся, что он замочит рукава рубашки, испачкает стены или стол, насорит, разобьёт что-то, порежется и т.д. Все опасения обоснованы, однако они не должны стать препятствием для детского экспериментирования.

Иногда вопросы, которые возникают у дошкольника, требуют наблюдения в специально созданных ситуациях. Такое наблюдение помогает изучению свойств предметов, позволяет увидеть изменения, происходящее с ними под нашим воздействием.

Например , с прогулки принесли ослепительно белый снег, самый чистый, какой нашли во дворе. Он лежит на блюдечке и постепенно сереет, темнеет. Через некоторое время превращается в воду, а в ней плавают чёрные крупинки и частички. Вода не такая прозрачная, как предполагалось.

Или другой опыт со снегом. На одно блюдечко положили рыхлый снег, на другое крепкий снежок, на третье - кусок льда. Кладём на стол секундомер и наблюдаем за происходящим, затем объясняем увиденное. Отвечаем на вопрос: почему лёд сохранялся дольше и растаял позднее, чем снег?

Ещё один пример постановки опытов. «Не тяни время», - часто повторяет мама ребёнку. Наконец у маленького философа появляется вопрос: как это - тянуть время? Его можно взять руками и растянуть, как резиновый шарик? Такое явление как субъективность восприятия времени может быть проверено опытным путём.

Опыт 1. Ребёнку предлагается сесть удобно на стульчик и закрыть глаза. Мама включает секундомер. Когда, по мнению ребёнка, пройдёт минута, он должен поднять руку. С помощью секундомера отмечается, сколько времени прошло на самом деле. Мама и ребёнок могут поменяться ролями. По завершении опыта они обмениваются впечатлениями.

Опыт 2. Ребёнку предлагают рассмотреть парные картинки и найти в них отличия. По истечении минуты мама просит ребёнка закончить работу, но не сообщает, сколько времени прошло. Ребёнок высказывает предположение о том, сколько времени прошло, пока он рассматривал картинки.

Необходимо подвести дошкольника к пониманию того, что при занятии интересным делом человек как бы не замечает времени, а при выполнении неинтересной, скучной работы или её отсутствии ему кажется, что время тянется медленно. Делать что-то медленно, тратить попусту время - это и означает «тянуть время».

Можно провести подобные опыты, используя другие задания, выбрав иную продолжительность времени, привлечь к участию в опытах других членов семьи.

Места проведения опытов могут быть самыми традиционными. Например, очень подходит для этого кухня: здесь ребёнка ожидает много интересного (если у мамы есть время и у неё хорошее настроение). Малышу рядом с самым близким человеком очень нравится постигать новое. Разрезали сыр. Какой формы получились кусочки? Треугольные, квадратные, прямоугольные? Можно сравнить квадратные и прямоугольные кусочки сыра и определить, чем они различаются, а чем похожи. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, можно подвести его к догадке. (Скажи, сколько сторон у четырёхугольного и у прямоугольного кусочка; одинаковой ли длины стороны? Сколько углов у каждого из этих кусочков?)

Большой интерес вызывает у ребёнка процесс приготовления печенья. При помощи специальных приспособлений тесту можно придать самую разную форму С помощью стаканов (большого и маленького) из теста можно сделать кружочки. Когда печенье будет готово, предложите ребёнку сначала сосчитать, сколько штук печенья получилось всего, а затем определить, сколько выпечено штук печенья каждой формы, чем различается печенье круглой формы (размером). Усложните задание. Попросите ребёнка условно разделить печенье между членами семьи, определить, сколько всего понадобится печенья, если каждый получит по две или по три штуки, если каждый получит по половинке печенья.

Дошкольники любят делать покупки вместе с родителями. В магазине или на рынке можно показать ребёнку много интересного. Электронные весы, на которых взвешиваются продукты в магазине, сравнить с весами, которыми пользуются на рынке, и бытовыми весами. Обратить внимание на то, что иногда на рынке количество ягод определяют с помощью стакана. Яйца в магазине упаковывают в коробочки по одному десятку, т.е. по десять штук. На ценнике указывается их стоимость именно за один десяток. Сок в пакетах и бутылках может быть разного объёма: по двести или по пятьсот миллилитров, по одному, по полтора или по два литра. Любимое детьми мороженое тоже может быть упаковано по-разному. В каждой упаковке - разное количество граммов. Коробки с шоколадными конфетами тоже различаются по весу - он указан на коробке. Её величина при этом может не зависеть от веса: иногда в большой коробке лежит совсем мало конфет, так как каждая конфета лежит в своём гнёздышке, далеко одна от другой.

Познавательное общение дошкольника со взрослым и сверстником имеет огромное значение для всего последующего детского развития. Ребёнок уточняет представления об окружающем, сталкивается с новыми свойствами и признаками предметов, познаёт взаимосвязь явлений. Он проявляет завидное упорство, ему всё интересно, но не всё доступно. Многое находится за пределами его непосредственного восприятия. Благодаря содержанию, насыщенному интересной и полезной для ребёнка информацией, познавательное общение расширяет кругозор ребёнка, помогает построить в сознании целостную картину мира.

Примеры задач на сообразительность и задач-шуток:

Папа-гусь и мама-кошка купили для своих деток по восемь тапок. Сколько деток у каждого?

Бабушка купила внучкам пять конфет и три порции мороженого. Съели все порции мороженого и столько же конфет. Сколько осталось конфет?

Какие камни в море? (Мокрые)

Назови число больше пяти, но меньше двух? (Такого числа не существует)

И напоследок, мне хочется сказать родителям, что всё вышеизложенное возможно, легко и просто, но только в том случае, если вы будете общаться с ребёнком не по расписанию и от случая к случаю, а ежечасно и ежедневно и положительный результат будет непременно!

Советы для родителей.

Как дошкольнику подружиться с часами.

Педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Иванчикова Татьяна Николаевна

Для закрепления ребенком успехов в математике обязательно научите его разбираться, который настал час.С приходом ребенка в школу для него начинают особую роль играть временные указатели. Мама будит его поутру словами «пора вставать», торопит с завтраком - «а то опоздаешь», волнуется, ожидая из школы, а дома встречает вопросом «почему вас задержали?» Часы учебы ребенка подчинены школьному звонку. Во время урока он ни за что не подаст голос раньше, чем хотелось бы, зато и не удлинит веселую перемену.Знаете, какая народная загадка существует про часы: «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу - когда обедать, когда спать, когда учебу начинать». Очень точная загадка, все детали в ней подмечены. Пошел ребенок в школу - должен научиться сам, без посторонней помощи, определять, который настал час. Пора уроки делать или время спать ложиться. Задача родителей - показать дошкольнику, как ориентироваться по циферблату, ведь такое познавательное приобретение станет насущно необходимым в течение всей жизни.Обучить этому несложно - типовые циферблаты есть в каждом доме.Сначала выясните, умеет ли ребенок считать до двенадцати и знает ли он цифровые обозначения каждого из чисел. Закрепите эти знания, указав на циферблате каждое число. Пусть ребенок вместе с вами вслух посчитает до двенадцати, переставляя палец от числа к числу. Посмотрите, сколько часов имеется в вашем доме, каковы их внешние различия и предназначение - ручные, настенные, будильник и т.д.Затем расскажите о назначении стрелок. Короткая (маленькая) стрелка показывает, как движутся часы, эта стрелка чуть потолще своей подружки. А длинная (большая) стрелка - минутная. У каждых часов есть свои звуки - они тикают, звенят, попискивают, наконец, бьют. Пусть ребенок попытается передать голосом механические звуки часов.Объясните, что на циферблате расположены указатели двенадцати часов. А каждый час отдельными черточками разделен на 60 минут. Часы и минуты показываются разными стрелками - большой и маленькой. То, что часовая стрелка – маленькая, а минутная - большая, принято на любых часах во всем мире - и на крошечных наручных. Кроме того, все часы в мире ходят в одном направлении. Есть даже такое выражение - двигаться по часовой стрелке, то есть ходить по кругу так, как действительно ходят стрелки- указатели времени. Понаблюдайте за часами, пусть ребенок убедится, что маленькая стрелка двигается медленно, а минутная ее обгоняет. Пока часовая проходит расстояние от одной цифры к другой, большая успевает обежать целый круг.Начать обучение восприятию часового циферблата лучше с наблюдения за движением часовой стрелки. К примеру, если маленькая часовая стрелка находится на цифре восемь, это означает восемь часов утра - пора идти в школу. Если на цифре двенадцать – то пора возвращаться из школы домой и так далее. А если стрелка расположена на переходе от одной цифры к другой, значит и время находится на переходе от одного часа к другому. Поиграйте с ребенком в своеобразную игру - в течение дня несколько раз спросите его: «Который час?». Если ребенок не знает пока чисел до шестидесяти, пусть он не называет вам, сколько минут показывает минутная стрелка, а говорит лишь, сколько часов показывает часовая. А про минутную стрелку он может говорить, сообщив ее местонахождение - на какой цифре она расположена. Постепенно с практикой придет навык определения времени по циферблату.Изображение часов можно нарисовать, причем стрелки на них хорошо сделать движущимися, прикрепив в центре на кнопку, кусок проволоки или винтик с гаечкой.С умом играем - знаний набираем. А вот с приобретением настоящих наручных часов для первоклассника лучше не торопиться – они будут отвлекать его внимание от других более прозаических моментов урока

Надежда Корвякова

Основная образовательная область «Познание»

]Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество».

Предварительная работа : рассматривание с детьми иллюстраций с изоб-ражением разных часов, рассказ воспитателя о временных представлениях, обучение детей ориентироваться во времени по часам на занятиях по математическому развитию.

Цель:

развитие временных отношений у детей подготовительной к школе группы с целью использования времени рационально и точно.

Задачи: Закрепить умение детей ориентироваться во времени по часам (с точ-ностью до часа);

Познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидно-стями;

Развивать основы речевого этикета, обогащать словарь детей за счет слов: часовщик, водяные, солнечные, масляные, механические, элек-тронные часы;

Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Воспитывать способность и умение беречь время.

Закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части).

Совершенствовать приемы вырезывания ножницами (разрезание по прямой, кривой линиям, закругление углов).

Формировать у детей художественно-практические умения и навыки (подбирать соединения цветов, аккуратно пользоваться ножницами, наклеивать изображения).

Развивать творчество, фантазию.

Материал: Мягкая игрушка – щенок;

Карточки с цифрами от 1 до 12;

Слайды с изображением разнообразных часы (солнечные, масляные, водяные, песочные, механические, наручные, напольные, настенные, настольные, «ходики» с кукушкой, куранты, электронные, уличные, будильник).

Листа белой бумаги, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки.

I. (Дети рассаживаются на стульчики полукругом, слышится плач. Воспитатель выходит за дверь и заносит щенка (мяг-кую игрушку». Щенок «всхлипывает».)

Воспитатель: Что ты плачешь, наш щенок?

Щенок: Опоздал вчера я на урок!

Из-за опоздания

Пропустил задание.

И теперь я не пойму:

Что? Зачем? И почему?

Воспитатель: (гладит щенка)

Ну ладно, не плачь. Ты еще маленький и, наверное, не знаешь, что опаздывать нельзя. Посиди у нас в группе и послушай, что надо делать, чтобы никуда не опаздывать, а ребята тебе подскажут. А как же узнать, что уже пора выходить из дома? – посмотреть на часы.

Воспитатель: На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Стрелка та не для красы -

Время скажут вам. (Часы )

Конечно, именно часы нам подскажут:

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

Что такое часы? (прибор, который показывает время ).

Проводится игра “Ходят стрелочки по кругу”

(На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова).

Мы – часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Дети садятся на корточки рядом с бли-жайшей карточкой.)

Воспитатель.

Часы пробили ровно пять часов! (Встают дети,

сидящие с цифрой 5 и 12.)

(Игра повторяется).

Воспитатель:

Ребята, а хотите, я вам расскажу историю проис-хождения часов? Когда - то, давным-давно люди определяли время по солнцу. Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой, оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой. И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу. Как такие часы назывались? (Солнечные). А придумали такие часы в Древнем Риме.

(Воспитатель показывает на слайде изображение солнечных часов)

А как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам?

Всегда ли мог человек ими воспользоваться? Летом мы сделаем такие часы на участке, а почему нельзя сделать такие часы зимой? Кто догадался? (Ответы детей).

Затем люди изобрели масляные часы. Как они устроены? Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени. Как вы думайте, а удобны ли эти часы?

(Нет. Часы могут упасть, и возникнет пожар ).

(Показ слайда с изображением масляных часов).

Затем люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.

(Показ слайда с водяными часами ).

Как вы думайте, удобны ли эти часы?

(Нет, так как в них надо постоянно подливать воду).

Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят о времени: “Сколько воды утекло!” А где можно встретить такие часы в наше время? (Домашний водяной фильтр).

Похоже, устроены и песочные часы.

(Показ слайда с изображением песочных часов ).

Песочные часы состоят из двух колбочек, которые соединены между собой узким горлышком. Внизу одной колбочки находится мелкий песок. Если песочные часы перевернуть, то песочек сыплется. Песочные часы используют в больнице, в поликлинике, когда делают процедуры.

В-ль: Какое время могут отсчитывать песочные часы? (1 мин., 3 мин., 5мин, 10 мин.).

Физминутка

Часы нам время измеряют (дети показывают руками 3часа, 9 часов)

Стоят на месте, но шагают (шагают на месте)

Шагают часики все в такт

Тик-так, тик-так, тик-так (руки на пояс, наклоны головы вправо, влево)

И стрелки вертятся вперед (круговые движения руками) За часом час, за годом год.

(Дети проходят на свои места).

Воспитатель: Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы.

(Показ слайда с изображением механических часов).

Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли?

(Часовщик).

Воспитатель: часовщик – это человек, который ремонтирует часы. Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.

Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.

(Показ слайдов с изображением наручных, напольных, настенных, настоль-ных, «ходиков» с кукушкой, курантов, электронных, уличных, будильника).

Рассказы детей о часах.

Воспитатель: Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. В каких современных приборах вы встречали электронные часы?

(В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере, мульти варке и др.).

Воспитатель: Чем отличаются механические часы от электронных?

(У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы рабо-тают от батареек, электрического тока).

Воспитатель: - Да, часы бывают разные, но все они показывают время. По часам люди определяют, когда вставать, когда идти на работу, когда обедать, когда ложиться спать.

Ну, вот, щенок теперь ты понял, что тебе поможет, чтобы никуда не опаздывать?

Что такое часы? (Часы это прибор для определения времени).

На циферблате часов есть стрелки, как они называются? (Минутная и часовая стрелки).

Что показывает маленькая стрелка? (Маленькая стрелка показывает часы).

Что показывает большая стрелка? (Большая стрелка показывает минуты).

Воспитатель: - Из каких частей состоят часы? (корпус, циферблат, меха-низм, кнопки).

III.Аппликация на тему «Разные часы»

Воспитатель:

А сейчас, ребята, давайте пройдем за столы и выполним аппликацию на тему «Разные часы». (Воспитатель напоминаем детям о способах вырезывания ножницами - разрезание по прямой, кривой линиям, закругление углов. (Дети проходят за столы, выбирают необходимый для работы материал и выполняют аппликацию). В конце занятия работы выставляются на стенд. Дети дают им оценку.

Воспитатель: Какие интересные часы у нас получились. (Дети рассказывают о своих работах ). Ребята, а давайте мы все свои работы подарим нашему щенку на память о нашем занятии. Надеюсь, что теперь он знает о том, что опаздывать нельзя, и наши часы ему помогут в этом. (Дети дарят щенку свои работы, он благодарит их, прощается и уходит).

Елена Евсеева
НОД «Знакомство с часами» для детей 6–7 лет

НОД в подготовительной группе

«Знакомство с часами » .

Задачи :

Обучающие : познакомить детей с историей часов и их назначением, расширить представление о часах (устройство, виды часов,определять время по часам ; закреплять умение изображать разные часы.

Развивающие : развивать умение ориентироваться во времени, зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, логическое мышление детей .

Воспитательные : воспитывать умение беречь свое время и время окружающих людей.

Предварительная работа : Чтение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» , рассматривание часов, разучивание пословиц о времени и часах (всему свое время; всякое семя знает свое время; делу - время, потехе – час; скучен день до вечера, коли делать нечего) с объяснением значения.

Материалы : разные часы, картинки с изображением часов, цветные карандаши, набор цифр – наклеек (по набору на ребенка) .

Мотивационный момент.

В гостях у детей Незнайка . Он просит помощи. Вот уже несколько раз его приглашали на праздники друзья. Но, когда он приходил, то было уже поздно – все гости разошлись.

Ребята, как вы думаете, почему Незнайка опоздал? (не знал, когда выходить из дома; нет часов; проспал)

Вы все говорите правильно. А как же узнать, что уже пора выходить из дома? (посмотреть на часы)

А у Незнайки есть часы? (нет)

Как вы думаете, часы были всегда?

Беседа об истории возникновения часов.

Раньше люди время определяли по солнцу.

Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко садилось – ложились спать.

А когда люди спали дольше, летом или зимой? (зимой день короткий, а ночь длинная)

Позже люди поняли, что по солнцу можно очень точно определять время. Утром и вечером тень от деревьев длиннее, чем днем. Утром с одной стороны, а вечером с другой. Человек понял это и придумал солнечные часы

Как вы думаете, удобны были такие часы? (нет)

Они были очень большими, нельзя взять их с собой, в дождливую погоду не было солнца.

После этого появились песочные часы, которые ничем не отличались от современных песочных часов (показ картинки) .

Они могли показать, сколько прошло времени : 1 минута, 5 минут, 1 час, но только тогда, когда просыплется весь песок. Можно точно сказать, сколько прошло времени, но они тоже были не практичны – их всё время нужно переворачивать.

Вот песочные часы, они рассчитаны на 1 минуту.

Это много или мало?

Сейчас мы это проверим.

Игра «Что можно сделать за 1 минуту» .

Нарисовать круг;

Полить цветы;

Одеться;

Накрыть на стол.

Затем человек придумал механизм.

Были изготовлены разные механические часы (показать картинки) :

Игра «Какой, какая, какое?»

Как называются часы, которые висят на стене? (настенные) ;

Которые стоят на полу (напольные) ;

Которые стоят на столе (настольные) ;

Которые человек носит на руке (наручные) .

Но и у всех этих часов были недостатки. Их надо было часто заводить. Если забудешь завести, то они остановятся. Поэтому придумали электронные часы, которые работают на батарейках. Это самые удобные часы из всех созданных (показать изображение) .

Ребята, а как устроены часы?

Внутри есть механизм, который приводит в движение стрелки. Большая стрелка показывает часы, маленькая – минуты, есть еще секундная стрелка. В1часе-60 минут, в 1 минуте-60 секунд. В одних сутках 24 часа .

Вы, знаете как определяют время?

Показ воспитателем на макете.

Ребята, скоро вы пойдете в школу и должны уметь определять время по часам , чтобы не опоздать на урок.

Установите время, когда мы встаем по утрам? (7 :00)

Во сколько мы идем на зарядку? (8 :00)

Во сколько мы обедаем? (12 :00)

Во сколько ложимся спать вечером? (21 :00)

Работа с раздаточным материалом :

Игра «Определи который час» (по карточкам)

Физкультминутка :

Тик – так, тик – так,

Все часы идут вот так (наклоны головы влево - вправо)

Тик – так, тик – так, тик – так

Смотри скорей, который час? (наклоны туловища влево – вправо)

Тик – так, тик-так, тик-так,

Налево – раз, направо – раз (повороты туловища влево – вправо)

Мы тоже сможем так :

Тик-так, тик-так, тик-так (наклоны туловища вперед – назад)

А теперь я хочу проверить, как Вы научились определять время!

Логические задачи :

Маша с мамой идут до школы 10 минут. Сколько минут ей понадобится, чтобы дойти до школы одной?

1 яйцо варится 7 минут. Сколько варятся 5 яиц?

Кто в семье самый старший папа, Алеша или дедушка? Кому из них может быть 6 лет, 27 лет,70 лет.

Игра : «Назови, не ошибись» .

Какая стрелка показывает минуты? Какая стрелка показывает часы?

Сколько часов в сутках? Сколько минут в одном часе? Что длиннее один час или одна минута?

А Вы знаете пословицы о времени?

Всему свое время.

Всякое семя знает свое время.

Делу- время, потехе- час.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Какая пословица, из тех, что мы учили, подходит лучше? (скучен день до вечера, коли делать нечего) .

Правильно, время долго тянется, если делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро.

А сейчас я предлагаю вам нарисовать для Незнайки любые часы, которые вам понравились или придумать свои, а цифры уже готовые их только нужно приклеить. А потом мы с вами подарим их Незнайке и его друзьям, чтобы они определяли по ним время и никуда не опаздывали.

Дети читают стихотворения :

1. Говорят : часы стоят,

Говорят : часы спешат,

Говорят : часы идут,

То немножко отстают,

Мы смотрели с вами вместе,

А часы стоят на месте.

2. Часы секундам счет ведут,

Ведут минутам счет,

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час, за годом год,

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам

Тогда доволен будешь сам.

Как Вы думаете, помогли мы Незнайке?

Зачем Незнайке часы?

Ребята, что нового Вы сегодня узнали?

Какие задания Вам показались самыми трудными?

Какие часы вам понравились больше всего?

Вы все сегодня старались!

Наш друг Незнайка говорит Вам «Спасибо!»

Публикации по теме:

Соленое тесто чисто экологический материал для детей дошкольного возраста. Очень часто стали применять на занятиях с детьми. Наша задача.

Буклеты: «ФЭМП у детей 3–4 лет», «Знакомим детей с часами», «ФЭМП детей 3–4 лет по методике Л. Венгера» Что же такое время? Чем его измерить? Что такое минута, секунда, год? Для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по.

Цель: Приобщение детей к истории и традициям русского народа, через знакомство с календарно - обрядовыми праздниками. Программные задачи:.

Конспект НОД по ФЭМП (подготовительная группа) «Ознакомление с прибором учета времени - часами» Конспект НОД по ФЭМП (Подготовительная группа) Тема: «Ознакомление с прибором учета времени - часами» Программные задачи. Продолжать.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения часов.
  • Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
  • Воспитывать интерес к технике, бережное отношение к приборам.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
  • Расширять кругозор, обогащать словарь детей.

Ход занятия

– Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)

– А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.

СОЛНЦЕ (слайд 2)

Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 3)

Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными. (По И. Мельникову).

Солнечные часы придумали древние египтяне.

Послушайте стихотворение:

Есть и солнечные часы – всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит!
Они бывают на площадях, на лужайке, в саду – у солнышка на виду!
(Эльмира Котляр)

Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.

– Как вы думаете, почему?

– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.

– Знаете ли вы, какие часы называются живыми?

– А вы слышали про живые часы?

ЧАСЫ-ПЕТУХ (слайд 4)

– Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.

– Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…

Скоро утро! Довольно спать!

Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

Послушайте стихотворение «Петушок»

Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.

– Слышали ли вы о цветочных часах?

ЧАСЫ-ЦВЕТЫ (слайд 5)

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки - зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"

Одуванчики - это часы луговые. А вот кувшинки - часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты.

ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 6)

Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы – цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.

– А как узнать время ночью?

ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ (слайд 7)

И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.

– Как вы думаете, удобны ли эти часы?

– Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 8)

Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными. (По М. Ильину, Е. Сегал)

А бывают часы песочные – точные!
В них песчинки текут – секунды бегут!
Как песчинки собрались, холмиком улеглись
в колбочке из стекла, так и минутка истекла!
(Эльмира Котляр)

Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ (слайды 9, 10)

Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок. (По И. Мельникову)

Механические часы изобрел в XVII веке ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно нам служат.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ (слайд 11)

На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.

А есть и новые – электронные
часы неугомонные!
Только раз заведи,
заведешь – и год ходи!(Эльмира Котляр)

А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни.

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 12)

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень - на палец.

А еще есть часы – малютки!
Как сердечко бьется в грудке!
«Тики-таки, тики-таки» –
Круглые сутки.
(Эльмира Котляр)

КАРМАННЫЕ ЧАСЫ (слайд 13)

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

ЧАСЫ-БУДИЛЬНИК (слайд 14)

У вас дома наверняка есть часы-будильник.

Зачем нужны такие часы?

– Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ (слайд 15)

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, - называются настольными.

НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ (слайд 16)

Часы, висящие на стене, - называют настенными.

А есть часы настенные –
Чинные, степенные!
Не убегают,
не отстают!
вовремя бьют!
Маятник: туда – сюда…
Сегодня, завтра и всегда!
(Эльмира Котляр)

НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ (слайд 17)

– Как вы думаете, где стоят напольные часы?

– Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.

Есть часы,
На полу стоящие,
Басом говорящие:
«Бом! Бом! Бом!!» –
На весь дом.
(Эльмира Котляр)

ЧАСЫ С КУКУШКОЙ (слайд 18)

– Какие часы "умеют куковать"?

– Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

Послушайте стихотворение "Часы с кукушкой".

Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
"Ку-ку! Ку-ку!
Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку!
Вставать пора!"
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!

УЛИЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 19)

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные.

Эти уличные часы на столбе знакомы тебе
Они здесь очень нужны: стрелки – великаны издали видны!
(Эльмира Котляр)

ЧАСЫ-СКАЗКА (слайд 20)

Часы-сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: "Ку-ка-ре-ку-у!" – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.
Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. "Во саду ли, в огороде", – поют весело музыканты.
Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики. (По И. Мельникову, Б. Радченко)

БАШЕННЫЕ ЧАСЫ (слайд 21)

Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию.

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ (слайд 22)

Самые знаменитые часы России - Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок - серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.

Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.

Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

"Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени" (Л. Колодный)

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Кто не слышал,
как бьют
на Спасской башне гиганты – куранты
Они часы главные –
Державные!
(Эльмира Котляр)

Литература:

  1. Сошественская Н.М. Занятие в ГПД «Что мы знаем о часах», статья с фестиваля «Открытый урок»
  2. Сафонова Л.А. Цикл занятий по ознакомлению детей со временем, статья с фестиваля «Открытый урок»
  3. Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени». Методическое пособие.
  4. Котляр Эльмира «Часы – часики». «Малыш», 1986.
  5. Кобитина И.И. «Дошкольникам о технике». «Просвещение», 1991.
  6. Юбелакер Эрик «Время». «Слово», 1990.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: