Чтобы дети были умными. Как воспитать умного ребенка: эффективные способы

Ученые утверждают, что современное поколение намного умнее своих прародителей. Научные исследования в разных странах показали, что с каждым годом происходят видимые улучшения в детском развитии. Хорошая новость! Но какие конкретные действия родителей могут поспособствовать тому, чтобы сделать ребенка умнее.

Как воспитать умного ребенка

1. Отвести ребенка в спортивную школу

Абсолютно все знают, что спорт- это хорошо для физического здоровья. Но знаете ли вы, что это полезно и для умственного развития? Например, после физических нагрузок способность запоминать информацию увеличивается на 20%. После занятий спортом дети быстрее запоминают слова, тем самым пополняют свой словарный запас. Это- то, что нужно для раннего развитияумного ребенка. Дети слышат новые слова, учатся строить предложения и общаются со своими сверстниками и взрослыми.

На самом деле, наличие хобби в жизни- очень важно, и необходимо привить эту мысль ребенку в раннем детстве. На первоначальном этапе, возможно это сделать, подав личный пример. Очень важно вовлекать детей в свое хобби, и это может быть что угодно: езда на велосипедах, кулинария, музыка, рисование. Не надо воспринимать это, как навязывание своих интересов детям. Наоборот, чем больше они попробуют, тем легче им будет выбрать свое хобби в будущем.

3. Поддерживать инициативу ребенка и хвалить их за то, что они не сдаются

Если ребенок выказывает интерес к чему-либо, необходимо поощрять это. Дети очень благодарно откликаются на поддержку, и если они видят, что взрослые поощряют их интересы, это заставит их прилагать усилий ещё больше. Важно хвалить детей не только за хороший результат, но и за то, что они стараются и не сдаются на пути к этому результату. Необходимо рассказать ребенку, что секрет успеха зачастую скрывается в настойчивости. В современном обществе только умные люди с широким спектром интересов и знаниями в разных областях смогут добиться успеха.

4. Давать детям спать

Польза сна для умственного развития неоспорима. Сон, питание и физическое развитие- это три фундаментальных условий для развития здорового и умного ребенка. На первый взгляд, нехватка сна может отразиться только на здоровье, но исследования доказали, что умственное развитие и психическое состояние ребенка напрямую зависят от достаточного времени сна. Если ребенок не досыпает, он не сможет воспринимать информацию, быть внимательным, концентрированным и активным.

5. Сделать всё, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым

Как не парадоксально это звучит, надо начать с себя. Надо стать счастливыми родителями, легче сказать, чем сделать, не так ли? Когда у вас много незаконченных дел, мозг занят мыслями о проблемах, очень сложно расслабиться и почувствовать себя счастливым.Но постарайтесь на время забыть об этом, и качественно провести время с ребенком, зная, что это позитивно повлияет на него. Исследования социально-эмоциональных факторов детского развития показали, что счастливые дети хотят учиться, они более любознательны и, соответственно, умнее.

6. Читать вместе с ребенком

Все родители читают книги маленьким детям, которые ещё не умеют этого делать сами. Очень важно не просто читать, но и вовлекать ребенка в этот процесс: показывать картинки, обсуждать героев и тому подобное. Но когда ребенок уже научился читать сам, мы прекращаем совместное чтение. И зря! Давайте вспомним, как в прошлые времена семьи собирались в гостиных и читали книги вслух. Совместное чтение - это, во-первых, развитие воображения, что необходимо для воспитания умного ребенка, во-вторых, это общение в кругу семьи, а в-третьих, это приобщение к культуре.

Представляя жизнь своих детей, все родители хотят, чтобы они были здоровыми, счастливыми и умными. При этом, зачастую родители действуют интуитивно, методом проб и ошибок. Но лучше не экспериментировать на своих детях и прислушаться к советам, как вырастить умного ребенка!

Как вырастить умного ребенка? Чтобы у него была хорошая память, развитое мышление, чтобы он хорошо учился в школе.

Чтобы вырастить умного ребенка требуется много усилий. Но если родители искренне любят своих детей и мечтают видеть их счастливыми и образованными в будущем, забота не станет для них тяжелой ношей.

Есть несколько объективных факторов, которые обязательно повлияют на формирование умственных способностей ребенка и его личность: генетический фактор, воспитание, правильное питание.

Всего 3 фактора, за которыми лежит долгий путь, преодоление трудностей, радости и горести, переживания. Но зато заслугой для родителей станет умный ребенок, которого они вырастили и столько сил вложили в его воспитание.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ:

Генетический фактор.

На 80 % интеллект и память генетически детерминированы. Поэтому все, что передалось с генами – это, как говорится, какой уродился, такой и получился. И каким-либо образом мы на этот процесс повлиять не можем. Но зато на оставшиеся 20 % мы будем влиять и повышать ум и мышление детишек.

Фактор воспитания.

Сейчас ученые утверждают, что на эмоциональном уровне на малыша мама может повлиять еще внутриутробно. А вот в интеллектуальном плане как воспитывать? Родители очень часто жалуются на своих детей: «Ничего не хочет! Учиться не хочет, Что делать?»

А ларец-то просто открывается. И ключиком к правильному воспитанию является любовь к маленькому человечку. И не на словах, а на деле. Ведь если любишь, то живешь интересами сына или дочки. Стараешься понять, что им нравится, уважаешь их потребности, считаешься с их желаниями.

До года малыш тянет в рот все, что попадется. Он таким образом познает мир. Не ограничивайте его. Если он ест руками и весь перемазался – ничего страшного. Зато он получит удовольствие от еды и у Вас никогда не будет проблем с его аппетитом.

Когда он начнет ходить, он будет руками хвататься за все: рвать обои, чирикать по ним карандашом, лапать ладошками по полировке и зеркалу. Так он познает мир и нельзя ему это запрещать. Лучше закройте чем-нибудь зеркала и мебель. Ведь это временно!

В 3 – 4 года он постоянно задает вопросы «Что это?», а потом извечные «Почему?» Нельзя отвечать ему: «Как ты надоел со своими ПОЧЕМУ! Вот вырастешь и узнаешь!» Терпеливо нужно объяснять и всему учить.

Если Вы хотите вырастить ребенка, чтобы он был аккуратным в быту, умел гвоздь прибить – учите его убирать за собой, помогать накрывать на стол, самому одеваться, прибивать гвозди.

Как вырастить умного ребенка, интеллектуально развитого? Показывайте ему интересные вещи, рассказывайте как они устроены. Вместе с ним решайте детские кроссворды. Все объясняйте до самых истоков какого-либо явления или события. Если Вы не будете этого делать сейчас, то не обижайтесь на него потом.

Когда он вырастет, он никогда не подойдет к Вам за советом и Ваши слова «Садись за уроки» для него не станут авторитетными. А уж когда станет взрослым, считайте, что Вы его просто потеряли. Придется все время молиться за него, чтобы в жизни у него все удачно складывалось. Но жить он будет сам, опираясь на собственный опыт.

Поэтому с раннего возраста ненавязчиво развивайте в малыше инициативу, любознательность, стройте доверительные отношения, уважайте его как личность. В семьях, где родители много времени уделяют воспитанию детей, обычно не бывает проблем с обучением в школе.

Фактор правильного питания.

Кто из Вас задумывался – а из каких строительных элементов построен головной мозг? Неужели, чтобы улучшить память и интеллект человеку нужны лекарства: ноотропил, пантогам? Или природа сама может позаботиться о развитии когнитивных функций и просто мы об этом не все знаем.

Оказывается, что степень развития умственных способностей ребенка во многом зависит от того, что он ест. Более того, заниматься развитием интеллекта ребенка родителям нужно еще тогда, когда им только пришла идея обзавестись потомством. А не тогда, когда малыш уже родился. За это время многое уже может быть упущено.

К 9 неделе беременности у плода закладывается нервная трубка и начинает формироваться головной мозг. К этому времени в организме матери должно быть все подготовлено. Поэтому питание будущей мамы должно быть обогащено разнообразной белковой пищей, сбалансированной по составу с жирами и углеводами. В пище должно быть достаточное количество органического йода, кальция, цинка и других минералов. Обязательно должны присутствовать витамины группы В (В1, В6, В12), А и С, полиненасыщенные рыбные жиры Омега 3 и многое другое.

А грудные дети? Они должны получать с молоком мамы самые полезные элементы питания, чтобы мозг лучше развивался. А что делают мамы? Боясь аллергии у ребенка, питаются однообразной, гипоаллергенной пищей. Увы, аллергичных детей сейчас очень много, но как же быть с интеллектом?

Что касается малышей дошкольного возраста, многие мамы и бабушки знают, как трудно подчас накормить ребенка. То он отказывается от рыбы или мяса, то не ест фрукты, творог или не пьет молоко, то вообще ничего ему не надо, лопает одни конфеты.

Друзья мои! В каждом конкретном случае нужно обязательно выявить причину нарушенного аппетита. Чаще всего так себя ведут ослабленные, часто болеющие дети. Нередко нарушенный аппетит бывает при дискинезиях желче-выводящих путей, при глистных инвазиях, рахите, врожденной невропатии.

У школьников с аппетитом, вроде бы все в порядке, но они очень часто любят то, что им не приносит никакой пользы: пепси-колу, магазинные фруктовые соки с большим количеством сахара, обожают макароны с сосисками, всякие Сникерсы, соленые сухарики и чипсы, гамбургеры.

ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Белки. А это все виды мяса, рыба, молочные изделия, растительные белки, которые присутствуют в горохе, чечевице, бобах.

Белки являются источником аминокислот, многие из которых абсолютно необходимы для формирования умственного развития. К ним относится триптофан, тирозин, фенилаланин, глутаминовая кислота, глицин.

2. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать разнообразные растительные масла, а также рыбный жир из морской рыбы – семги, скумбрии. Омега 3 являются составной частью клеток коры головного мозга, укрепляют ассоциативные связи нейронов и проводящих путей в нервной системе. А это – прекрасная память и высокие когнитивные показатели нервной системы.

3. Ягоды и фрукты – это незаменимый источник витамина С и биофлавоноидов. Этот витамин необходим для укрепления сосудов головного мозга и отличного его кровоснабжения. Лучшим источником витамина С является черника, черная смородина, киви, апельсины.

4. Ребенок должен получать яйца, семена подсолнуха и тыквы, соевые продукты. Все они являются источником холина. А это предшественник синтеза нейромедиаторов, т.е. основных веществ – носителей мыслительных процессов.

5. Разнообразные овощи тоже должны входить в рацион ребенка. В морковке много витамина А, в свекле – бетаина. Они важны для уравновешенного поведения ребенка, укрепления иммунитета, хорошего зрения.

6. В сухофруктах очень много железа, магния, селена и массы других минералов. Как нервная система без них будет развиваться?

7. Ребенок должен получать орехи: фундук, миндаль, фисташки, кедровые орешки. В них много белка и полиненасыщенных жирных кислот.

8. В обязательном порядке все детки должны есть У нас вообще тотальный дефицит йода в организме, как у детей, так и у взрослых. В то же время, дефицит йода вызывает у детей психическую вялость, отсутствие интереса и инициативы. Вот одна из причин плохой успеваемости у школьников. Кормите их морской рыбой, морепродуктами, морской капустой и побольше разнообразных овощей.

9. В питании детей обязательно должны присутствовать изделия и зерновых продуктов. Но не белая булка, пирожки и пирожные. Зерновой хлеб, разнообразные каши, макароны твердых сортов.

10. Продукты, богатые минералами, обязательно должны присутствовать на столе наших детишек. Особенно в этом плане нас интересует кальций. - это наш позвоночник, кости и суставы. Это и нервная система и работа сердечно-сосудистой системы. И многое другое.

Как вырастить умного ребенка? Этот вопрос занимает родителей, учителей, школьных психологов. По-видимому, только комплексный подход даст положительный результат. Воспитывайте ребенка собственным примером, заботьтесь, любите и принимайте его таким, как он есть. Ведь все детки уникальны! Какое содержимое Вы вложите в ребенка в детстве, таким он и вырастет. Поэтому на вопрос - как вырастить умного ребенка, ответ прост! Будьте умными, заботливыми и любящими родителями. Просто живите в гармонии с собой и своими детьми.

Как вырастить умного ребёнка? Попробуем найти ответ в личном опыте тех, кто уже сумел воспитать детей с выдающимися интеллектуальными способностями.

Новосибирский школьник Максим Борисов – финалист телеигры «Самый умный». На протяжении нескольких лет он принимает участие в проекте, удивляет зрителей своей эрудицией и глубокими знаниями.

В этом интервью мама Максима, Татьяна Юрьевна отвечает на вопросы, есть ли у неё какие-то собственные секреты обучения, с какими проблемами сталкиваются родители одарённых детей и как школа может убить интерес к знаниям.

— Многие мамы, вдохновившись идеями раннего развития, учат малышей с двух месяцев читать, с трёх - считать, в надежде, что в школе ребёнок будет показывать выдающиеся результаты. У вас есть собственные секреты воспитания?

— В ситуации с Максимом процентов восемьдесят заложено генетикой, я в этом уверена абсолютно. Потому что когда совершенно независимо от твоих усилий ребёнок в три года, ещё не умея толком говорить, начинает читать бегущую строку, по-другому это невозможно объяснить. Есть такое выражение «природа отдыхает», я думаю, природа отдохнула на мне, потому что мне всё доставалось с трудом – и отличная учёба в школе и всё остальное.

А у Максима как-то всё легко и само по себе, с малолетства. Первая книжка, которую он начал читать - толстенный справочник товаров, в нём маленькие картинки и подписи к ним. Он сидел и листал их до бесконечности. Начал показывать буквы, ещё когда не умел говорить. Читать стал сразу словами. До сих пор не понимаю, как это всё происходило, но о том, что слова делятся на слоги, он узнал, только когда пошёл на подготовительные занятия к школе.

Читал он всегда очень много. Каждый день мне нужно было вернуться домой с работы с какой-нибудь книжкой, любой, даже самой маленькой. С малолетства он включал в речь какие-то фразы из книг. Так однажды в песочнице, когда я забирала его домой, он громко произнёс: «Друзья, смеркается, не пора ли нам по домам!». Мамочки рты пораскрывали, дети вообще не поняли, о чём это он.

Никаких специальных методик или занятий у нас не было. Он был самым обычным, далеко не идеальным, очень шумным ребёнком. Даже если он читал книги, он тут же бегал, одновременно могло быть открыто три книги.

Действительно необычно то, что память у ребёнка феноменальная, этого не отнять. Но это всё было дано природой. И я думаю, что большинству детей по определению очень много природой отпущено. Просто кто-то из родителей в силу занятости сажает ребёнка в три года за компьютер, и он там пропадает навсегда. А кто-то не сажает. У нас, так получилось, компьютер появился уже в классе седьмом. Поэтому всё детство Максим читал книги, в основном энциклопедии.

И, как ни странно, нашим другом был телевизор. Ребёнок смотрел на всё широко открытыми глазами. Тогда появились первые познавательные каналы, вроде Animal Planet, смотрел их и мультфильмы. Он впитывал всё в себя, как губка. Единственное, что нам оставалось, это не мешать, а помогать: покупать бесконечные книжки, игрушки, кассеты.

В четыре года мы стали учить Максима английскому, на шахматы записали. Если ребёнок быстро всё схватывает, надо было его чем-то занимать.

Мы самые обычные люди. Я не знаю, откуда у него всё это, природой дано. Я до сих пор, когда мне нужно до него достучаться, говорю: «Тебе столько отмеряно, что если ты это не будешь использовать, Господь тебя накажет».

— Получается, как будто он сам всему научился?

— Далеко не всё было гладко. Были проблемы с любыми занятиями, связанными с мелкой моторикой. Он не брал в руки карандаши и ручки, не хотел писать, а я насильно не заставляла. Ему не была интересна лепка или конструкторы. До сих пор, всё что нужно делать руками, не любит.

С почерком проблемы. Когда мы поступали в первый класс, на тестировании психолог попросила нарисовать рисунок на тему «я пошёл в школу». Максим пыхтел долго, приносит рисунок: на листке наискосок какой-то заборчик. Вгляделись и видим, он написал «я пойду в школу» одной строчкой. Не нарисовал, а записал фразой, так как понял. Он через буквы и фразы воспринимает этот мир.

И при этом терпеть не мог писать сочинения. Я до сих пор помню его первое сочинение в школе. Дали задание на дом: написать текст из пяти предложений про осень. Написал, подхожу, читаю: «Осень. Тихо. Падают листья. Иногда идёт дождь. Какая прекрасная пора!»

— Может быть, это чувство юмора такое тонкое!

— Да какое там чувство юмора! Нет, лень двигатель прогресса. Вообще я никогда не заставляла его особо что-то делать, не хочешь рисовать - не рисуй, возьми книжку почитай. И особых проблем никогда не было. Главное, чтобы было чем заняться. Это был главный «гундёж»: давай что-нибудь поделаем, давай поиграем. Это так трудно, с такими детьми надо постоянно разговаривать, не отмахиваться. Вот мы гуляем по зоопарку четыре часа, домой приходим, укладываю спать, сажусь рядом, и он просит рассказать ему о том, как мы с ним ходили в зоопарк. Представляете, сижу час и рассказываю: «Мы с Максимом сегодня ходили в зоопарк, он там видел медведя, ел мороженое…». Зачем ему это надо было?

— И всё-таки о раннем развитии детей, вы «за» или «против»?

Мне все мои друзья говорят, что я «балованая мать». Потому что мне кажется, что все дети такие. Со мной спорят, а я пытаюсь доказать: они все талантливые, просто вы этого не замечаете.

Моё убеждение: если что-то не дано, не стоит мучить ребёнка. Не надо мамочкам реализовывать в детях собственные амбиции, надо просто остановиться, посмотреть и послушать своего ребёнка. Да, он не станет никогда ни счетоводом великим. Но, может быть, у него руки золотые, и его нужно вовремя отдать в художественную школу. Не мучить его с чтением, а купить карандаши и краски, позволить изрисовать ваши обои, и, может быть, это и будет для него самым лучшим. И дальше в нём эти способности развивать, пускай даже он при этом будет иметь самый средний интеллект.

Другой ребёнок любит спорт, и пока он маленький, ведите его в фигурное катание или в бассейн. Пускай он не станет знаменитым спортсменом, но с малолетства будет в нём заложено стремление к лидерству. Но здесь, конечно, нужно всегда быть в напряжении, чтобы это стремление к лидерству не привело к чему-то плохому. Это трудно, это работа. Мало наклеить табличек, следуя методикам, пока он маленький. Гораздо сложнее воспитывать детей, когда они начнут подрастать. Они становятся такими неуправляемыми.

Нужно прийти к пониманию того, что дети нам ничего не должны. А мы вот обязаны, потому что мы их дали им жизнь. Я не говорю, что их нужно одеть в самое лучшее или накормить самым вкусным, нет, мы должны им в плане отношений.

— То есть, по вашему мнению, наблюдать и поддерживать достаточно, чтобы из ребёнка вырос умный и успешный человек?

— Я убеждена, чтобы ребёнок правильно развивался, нужны три составляющие .

Первое , это, конечно, поддерживать то, что дала природа, помогать развивать.

Второе - окружение, оно имеет огромное значение. Человек - создание не статичное, он постоянно меняется и либо дотягивается до уровня тех, кто умнее и успешнее, либо становится хуже, чем есть, равняясь на окружающих людей. Всё зависит от того, кто рядом. Я иногда завидую семьям академиков: показывают их в каких-то программах, за спиной - книжные стеллажи во всю стену. Представляете, как такая среда сама по себе воспитывает!

Ну и третья, очень важная составляющая - педагоги. Прежде чем повести ребёнка в школу, не надо смотреть на её регалии и престиж. Сходите и посмотрите в глаза учителям младших классов, и вы сделаете правильный выбор.

Нам очень повезло с первой учительницей, они отлично с Максимом сошлись по темпераменту, она его понимала и заинтересовала учёбой. Он из школы не хотел уходить! Он очень любил выступать у доски и расстраивался, когда его не спрашивали. Она умела найти подход и объяснить, что он не один в классе и у доски должны отвечать все, а не только он. Потом тоже были очень хорошие учителя. Максим любил выступать на научно-практических конференциях. Однажды делал проект по экологии, и учительница всместе с ним ходила на улицу брать у прохожих интервью: «Что вы думаете насчёт загрязнения окружающей среды?». В итоге удивительная работа получилась.

А на следующий год была другая учительница, просто дала книжек почитать. И на этом как-то интерес утих. Педагоги играют очень важную роль.

В средней школе вообще интерес к учёбе пропал. Вместо любимой учительницы пришла педагог старой формации, которая говорила, что «он звездит». В итоге они не нашли общий язык. А я понимала, что он не охладел к информации, а просто исчез живой интерес к учёбе и школе. Я считаю, что это проблема нашего образования, среднее звено в школе провальное, 30% детей «теряются» как раз в этот период.

— В нашей стране «одарённые дети» – особая категория школьников. На ваш взгляд, достаточно ли ресурсов и возможностей, чтобы такие дети могли разивать свои таланты?

— В моём понимании, возможности есть, но их нужно уметь разглядеть и правильно использовать. Проходят олимпиады, конкурсы, но нужно о них вовремя узнать и найти подходящие. Многое зависит от школы. Есть ли там учителя-энтузиасты, заинтересованные в продвижении своих учеников. И конечно, от родителей, которым тоже нужно быть в теме, интересоваться. Для начала нужно захотеть заниматься развитием своего ребёнка.

— На сайте программы «Самый умный» постоянно повторяют, что «умным быть модно». Вы согласны с этим утверждением?

— Согласна абсолютно. Если применять терминологию наших детей, то есть «ботаники», а есть умные. Вот «ботаники» как раз не умные, а просто заучки. А умным быть даже не столько модно, сколько важно. Мне кажется, сейчас довольно много таких детей, которые совсем не такие, как наше поколение. Они просто фантастические дети, с необыкновенным интеллектом, невероятным объемом знаний, информационные ходячие энциклопедии. Это люди новой формации. И мне кажется, именно они принесут что-то новое в нашу жизнь.

Они, мне кажется, изначально рождаются уже с каким-то запасом знаний, только потом одни вспоминают больше, а другие меньше. Они обсуждают темы, которые требуют широкого кругозора. Когда встречаются с ребятами из телепроекта, обсуждают не шмотки или путешествия, а спорят на какие-то сложные темы, апеллируя к фактам, датам, фамилиям, которые я даже и не слышала никогда. Если у тебя нет этого запаса знаний, о чём и с кем ты будешь разговаривать? А так им интересно общаться друг с другом. Так что, мне кажется, не надо сейчас грешить на детей.

Но при всём при этом, они такие конформисты. Они умеют говорить то, что хотят слушать, то, что от них ждут. Главное, чтобы отстали. Приведу пример. У нас полугодие заканчивается, а пятерок Максим получил не достаточно, на мой взгляд. Едем в машине, он мне говорит: «Мам, я понимаю, я полгода ваньку валял, не учился. Всё, надо со следующего полугодия взяться за ум». Я всё слушаю, когда он замолчал, говорю: «Ты мне всё это говоришь, чтобы я сама не тратилась на эти речи?». То есть он сказал всё то, что я по этому поводу думаю. Как-то умеют они приспосабливаться, чётко знают, чего от них хотят и «на тебе, мама».

— А на самом деле хотят чего-то другого?

— Вот вы знаете, самое страшное, что на самом деле они ничего не хотят. Вернее, они не знают, чего хотят. Мы, их родители, выросли во времена, когда нас отпускали гулять с ключами от квартир на шее, был один на всех во дворе велосипед. Мы к моменту рождения наших собственных детей ещё сами не наигрались в игрушки, и поэтому, как только появилась возможность, стали буквально закидывать их всем. У них всё есть, им нечего хотеть.

Мы о чём мечтали? Чтобы во всём мире был мир, чтобы не было войны, потому что бабушки и дедушки наши воевавшие были ещё живы и это было нам близко. Мы живо обсуждали историю девочки, которой доктор пообещал выздоровление, если она соберет тысячу бумажных журавлей, и искренне хотели, чтобы эта девочка не умерла. Я нисколько не придумываю, так большинство из нас думали. Мы переживали за угнетённых в Африке, про которых нам рассказали на уроках политинформации и радовались, что живём в Советском Союзе, и у нас такого нет.

Поймите, это не ностальгия. Просто у современных детей такого нет, они этого хотеть не могут по определению. Нет идеи как таковой. О чём они могут мечтать? Чтобы наша экономика стала лучше? Да вряд ли. Обладать каким-то запасом знаний? Да их и так полно. Это хорошо, если ребёнок, например, в детстве нашёл собачку раненую и понял, что всю свою жизнь посвятит животным, и все его мечты и планы вокруг этого строятся. А если не нашёл своё?

Сегодня им не надо соревноваться, они все одинаковые. Вот мы, наше поколение, почему такие: всё берём и берём, потому что мы начали с одного уровня жизни и всё время достигаем чего-то. А у них и так всё есть, они сытые. Они отдыхают за границей. Мы не олигархи, но даже семья со средним достатком может позволить себе отправить ребёнка, например, учиться языку в летний зарубежный лагерь. Есть возможности. Я недавно сына спрашиваю: «Хочешь в Австралию на лето?» – такое ощущение, что в Тогучинский санаторий я ему предложила поехать.

Они очень просто относятся к деньгам. Даже если один разговаривает по айфону, а другой по простому телефону, они всё равно одинаковые, и им хорошо. У Максима и ребят, с которыми он общается, совершенно нет «вещизма», заставить купить новые джинсы невозможно, ему не надо.

Я недавно была в Австрии, и меня там поразили люди: они тоже ничего не хотят! У них всё хорошо, у них чистые, незамутнённые тревогой лица. И у них всё просто: если он сын пекаря, то будет пекарем всю жизнь. И ему от этого хорошо, у него достаток, он социально защищён, он печёт вкусные булки, которые нравятся людям, у него достойный образ жизни. Может быть, и наши дети к такому отношению к жизни постепенно идут.

Максим, при всём своём развитом интеллекте, выдаёт хороший, но средний результат. Мне-то надо лучше, мне надо больше пятёрок, чтобы на все олимпиады ходил и побеждал! А он всё время: «А зачем?». На все предложения «Мне не надо, мне и так хорошо».

— Вы не боитесь, что при таком отношении к жизни, при всех великолепных данных ребёнок просто не найдёт себя?

— Когда я над этим задумываюсь, меня это, конечно, тревожит. С одной стороны, он, конечно, амбициозен. С другой – не хочет ничего никому доказывать и очень ленив, по моим меркам.

Мне говорят: «Ты много хочешь от него». Но я уверена, чем выше планка, тем лучше. Пусть он не допрыгнет до неё, но он прыгнет явно выше, чем если заранее опустить планку. Так бы ходил легко и перешагивал.

Я понимаю, что тот уровень жизни, который мы сейчас имеем, он обеспечит без особого труда. В нашей стране нехватка кадров катастрофическая, это я вам как предприниматель говорю, у меня свой маленький бизнес. Если человек что-то из себя представляет, то можно вырасти. Пахать, конечно, нужно, но успехов можно добиться любому человеку, и без «богатого папы». Разница лишь в том, что стартовые возможности у всех разные, кто-то начинает с хорошей финансовой подушки, а кто-то с нуля.

А может быть, и не нужно стремиться быть олигархом. Если он не добьётся каких-то особых успехов, я к этому готова. Я просто знаю цену этих успехов. Я хочу, чтобы у меня был счастливый и здоровый ребёнок, и чтобы он дожил до старости. Главное, чтобы бревном на диване не лежал. Может быть, так должно быть, что лучше заниматься в жизни тем, что нравится, не напрягаясь. И может быть, Максим будет счастлив работать экскурсоводом в музее или обсерватории, тут вам и благодарные слушатели, и есть, где показать свои знания. Я для себя решила: всё что я могла ему дать, я в него вложила, а дальше, как будет. Главное, чтобы был счастлив.


Кто из родителей не желает, чтобы его ребенок вырос умным и талантливым человеком. Но, как говорит одна мудрость, гениями не рождаются, ими становятся. Каждый ребенок обладает своими уникальными способностями. И поэтому задача взрослых - дать возмож-ность им увидеть этот мир. Кстати, есть несколько хороших советов как вырастить талантливого и умного ребенка.

0 121740

Фотогалерея: Как вырастить талантливого и умного ребенка

Не обделяйте вниманием

Конеч-но, не стоит строить иллюзий, ведь единого метода, при помощи которого можно вырастить второ-го Рафаэля, Аристотеля или Тол-стого, не существует. Однако пси-хологи давно изучают данное на-правление. Они выделяют некоторые аспекты, с помощью которых мож-но помогать малышу развивать свои задатки. А начинать все необходимо, когда ребенок находится еще в утробе матери. Многим родителям слож-но представить, что малыш в животике слышит окружающие звуки. Но это так! Многочисленные исследования доказывают, что дети, которым уделяли внимание в данный пери-од - развиваются быстрее. Так что пусть вас не смущает то, что вы будете читать сказки, петь песен-ки животику. Вообще, полезно бе-ременным женщинам слушать хо-рошую музыку, посещать музеи, бывать в красивых местах. Ваши впечатления и хорошие эмо-ции на энергетическом уровне пе-редадутся малышу.

Когда малыш родился, внимания ему требуется еще больше на всех этапах развития. Талант и интеллект ребенка сам по себе редко пробивается. Поймите, что на развитие вашего малыша оказывает огромное влияние то количество времени, которое вы с ним проводите. Конечно, время такое, что нам необходимо много работать, вы желаете, чтобы чадо ни в чем не нуждалось. Но пусть у вашего ребенка не будет лишней машинки или куклы, чем отсут-ствия вашей ласки. Прижимайте его к себе, прикасайтесь, ведь это необходимо и полезно как ему, так и вам.

Будьте достойным примером

Вы наверняка слышали такую фразу: «Дети — это отражение своих родителей». Ребенок на ранних этапах своего развития строит свои модели поведения на основе подражания взрослым. Он повторяет не только слова, но и ваши манеры, поведение. Малыш в основном воспринимает мир таким, каким вы его ему преподносите. Вы замечали, что он стремится попро-бовать самостоятельно сделать все, что делаете и вы. Вот поэтому так важно, чтобы ваши контакты происходили как можно чаще. Чем чаще ребенок с вами будет в раз-личных ситуациях, тем больше он переймет примеров для поведения. Если девочка хочет помочь маме стирать, не стоит ее отгонять с кри-ками, что вымочишь одежду. Пускай вымочит, зато у нее бу-дет развиваться одно из замеча-тельных качеств — трудолюбие. Только помните, ребенок впитыва-ет в себя как губка не только хоро-шие вещи, но и плохие. Поэтому не забывайте, что если вы желаете, чтобы ваш малыш вырос личностью с определенными качествами и по-ведением, вы сами должны быть та-кими.

Почемучки

Важным периодом в воспитании талантливого и умного ребенка является период «Почему». Хотелось бы дать один важный совет — запаситесь терпением. Возраст, когда детям все надо знать, когда звучит куча «почему», кажется для многих родителей трудным. Ведь дети становятся при-ставучими, и с нашей позиции, по-зиции взрослых, давать ответы на их многие вопросы бессмысленно. Но если вы хотите, чтобы они были в будущем вашей гордостью, отно-ситесь к ним как к взрослым. Разго-варивайте на равных и также отве-чайте на вопросы. Выбросьте из го-ловы мысль, что он маленький и не поймет. Наши дети способны ухва-тить куда больше, чем мы сами. Вы еще сами должны ребенка выво-дить на беседы, таким способом у них будет пополняться словарный запас, развиваться мышление.

Друзья

Если вас не устраивают ребята, с которыми играет ваш малыш, не надо лишать его общения из-за страха, что он наберется вредных привычек. Дети, которых лишают контакта со сверстниками, развива-ются медленнее. Он будет копиро-вать только поведение окружающих его взрослых. Как результат этого, в будущем у него могут развиться комплексы, возникнут проблемы в общении и его, соответственно, бу-дет тянуть к одиночеству.

Каждый ребенок индивидуален

Не пытайтесь сделать из своего ребенка идеал. Не будем утверждать, что это не реально. Но вы убьете в вашем ма-лыше всякую индивидуальность и творческое начало. Каждый человечек рождается с оп-ределенным набором задатков. А своим желанием вырастить из него объект подражания, вы не позволи-те им раскрыться. Ведь некоторые вещи могут быть не совместимы. Например, если ребенок подвижен, не надо его ругать за активность. Только потому, что подруга говорит, что у нее ма-лыш само спокойствие. Подумайте, что данное качество во взрослой жизни ему пригодится. Уважайте в своем малыше личность и при вос-питании делайте упор на нее.

Играем вместе

Одним из основных видов творческого и умственного развития детей является игра. По-средством игр малыш позна-ет окружающий мир, знакомится с предметами, развивает свое мыш-ление. Поэтому позволяйте ребен-ку играть как можно больше. А вот игрушки выбирайте не только раз-влекательного, но и развивающего характера. Играя с последними, ма-лышу необходимо и ваше присут-ствие, чтобы объяснить ребенку суть игры и тем самым заинтересо-вать его. Также не смущайтесь вер-нуться в детство и инсценировать с ребенком ролевую игру, в се-мью, школу. Они учат его, как правильно вести себя в определен-ных ситуациях, при этом еще и раз-вивая его фантазию.

Читаем книжки

Заинтересовывайте ребенка кни-гами с раннего детства. Старайтесь выделять каждый день минут двад-цать для чтения. Это будет замеча-тельной возможностью привить детям моральные ценности, способ-ствовать эмоциональному разви-тию. Чтение поможет вашему малы-шу понять себя и окружающий мир. При этом очень хорошо развивает-ся память. Вы сами заметите, как после нескольких раз прочтения стихотворения, ребенок воспроиз-ведет его сам дословно. Конечно, не стоит читать им все подряд. Тем более если ребенок уже постарше. Подумайте, будет ли она ему инте-ресна или спросите у него самого. Ведь когда дети слушают то, что их впечатляет, то они больше запоми-нают. Еще важный момент - КАК вы читаете. Делать это надо с хорошим произношением и приятной тембральной окраской. С самыми ма-ленькими обращайте внимание и на иллюстрации, рассказывайте им, что там изображено.

Юные фантазеры

В возрасте 4 — 5 лет ребенок начинает рассказывать различные невероятные истории. Не стоит пресекать фантазию ребенка, бо-ясь, что из него вырастет лгуниш-ка. Ваш малыш фантазирует - и это очень хорошо! Тем самым ребенок раз-двигает границы своего разума и впускает туда неизвестное ему. Мир, созданный фантазией, не является каким-то ирреальным пространством, неподвластным понимаю другими. Деятельность воображения связана с непосред-ственным опытом, который ребе-нок получает каждый день. Фанта-зия развивает способности детей, подталкивая их к творчеству. Для развития детского воображения можно предлагать множество раз-нообразных форм занятий: рисо-вание и лепка, составление герба-рия, изготовление любых поделок для себя или в подарок и даже фо-тографирование. А также сочиняй-те сказки, придумывайте роли, трудные ситуации и нестандарт-ные решения выхода из них.

Запомните одну важную исти-ну: никогда не сравнивайте ребен-ка с другими детьми. Кроме как появления агрессии и в дальней-шем чувства зависти, вы ничего данным способом не добьетесь. Если ребенок развивается мед-леннее, не надо впадать в пани-ку. Всему свое время. Задаваяь вопросом как вырастить талантливого и умного ребенка, помните, что это не овощ на грядке. Ваш ребе-нок неповторим и индивидуален. Не стоит его к чему-то подталки-вать, просто идите с ним рядом, держа за руку.

Все дети талантливы, только каждый по-своему. Но их родителям хочется знать, как воспитать умного ребенка и не загубить при этом его здоровья. Существует множество рекомендаций и книг о том, как воспитать ребенка умным. Ни нигде нет ни точного рецепта, ни гарантий. Так что же делать родителям – опустить руки?

Прежде всего, ребенок должен постоянно чувствовать себя любимым. Его нужно как можно чаще обнимать и целовать. Когда ребенок чувствует безопасность и любовь, это вызывает в его мозге положительные реакции.

Дети, которым читают в детстве книги, проявляют активный интерес к окружающему миру. Они лучше учатся и чаще добиваются успеха во взрослой жизни. Вывод – необходимо приучать ребенка к чтению с первых месяцев жизни.Игра для ребенка – не пустая забава. Играя, он выстраивает основу будущих социальных, интеллектуальных, эмоциональных и физических навыков. Во время игры с другими детьми ребенок учится анализировать свои чувства и идеи. А затем объединять с впечатлениями других детей. Чем чаще ребенок играет, тем активнее он развивается. И чем сложнее его игры, тем активнее растут нейроны и увеличивается число связей между ними.

Особенно быстро растет его интеллект при играх с родителями. В эти минуты он чувствует заботу и любовь. Кто лучше папы или мамы поможет маленькому человеку разобраться в сложностях новой игры и подскажет правильное решение? Кто поддержит его при неудачах? Самый квалифицированный аниматор не будет настолько внимателен, как любимые родители. Они и объяснят, и поддержат, и дадут новый шанс. Рано или поздно игра будет освоена, а пытливый детский ум получит новую пищу.

Но мало только играть с ребенком. Людей выделяет из прочего животного мира способность к осмысленной и содержательной речи. Чем чаще ребенок общается со взрослыми людьми на серьезные темы, тем выше становится его интеллект. При этом Обогащается словарный запас, усложняется структура нейронов головного мозга.

В своем поведении дети подражают взрослым. Чем чаще ребенок видит родителей, занятых чтением, музыкой, общением с друзьями, спорами и любой другой интеллектуальной работой, тем скорее он начнет им подражать. А дальше его интеллектуальные способности уже будут развиваться сами собой.

Очень хорошо, если у ребенка проявляются способности к музыке. Но и отсутствие «абсолютного слуха» не должно стать препятствием для его знакомства с остовами музыкальной грамоты. Так тренируется область мозга, отвечающая за пропорциональное мышление. А без него невозможно понимание даже простых математических зависимостей, не говоря уже о более серьезных теоремах.

Все слышали об опасности компьютерных игр. Но, на самом деле, опасно только неконтролируемое многочасовое сидение перед монитором. Правильный же подбор детских развивающих компьютерных игр пробуждают в ребенка интерес к азбуке, музыке, математике и рисованию. Заодно тренируются и глазные мышцы. Общение с IT-технологиями с самого детства облегчают адаптацию ребенка к взрослому миру. Но время, проведенное за компьютером, не должно превышать 1-2 часов в день.

То же самое относится и к телевидению. Не нужно запрещать ребенку смотреть детские передачи и мультфильмы. А вот следить за их тематикой необходимо. Очень часто современные мультсериалы воспитывают в детях агрессию, а не добрые чувства. Жесткие ограничения на время у экрана действуют и в отношении телевизора.

Для правильного интеллектуального развития очень важен правильный рацион питания ребенка. Рыба – источник омега-3 жирных кислот, впрямую влияющих на развитие нервной ткани. В мясе содержится незаменимый витамин В12, дефицит которого убивает нервные связи. Желательно использовать йодированную соль. И всячески ограничивать газированные напитки с искусственными подсластителями и красителями. Гораздо полезнее для здоровья натуральные овощи и фрукты.

Всегда интересно, как воспитывались умные дети. Секрет прост – каждый из них был для своих родителей самым умным и любимым. У ребенка никогда не было повода засомневаться в этом. Даже совершая ошибки, он всегда был уверен в родительской поддержке и заботе.

Нельзя сомневаться в природных способностях своего ребенка. Нужно только приложить все усилия к тому, чтобы выявить его главный талант и направить все усилия к его развитию. Только так обеспечивается высокий интеллект и жизненный успех настоящего человека.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: