Что взять с собой в лес и правила ориентирования. Проект для детей старшего дошкольного возраста «Поход в лес» проект (старшая группа) на тему Проект поход в лес

Анастасия Викторовна Емельянова
Презентация «Проект «Поход в осенний лес»

Наступила загадочная и необыкновенно красивая пора года – осень .

Какими яркими красками переливается осенний парк ! И мы с ребятами 10 группы «Журавли» решили отправится на прогулку в Тимирязевский сквер, увидеть своими глазами, как изменяется природа осенью .

Осень – какая она ? Что таит в себе осенний парк ?

Ребята, закройте глаза, вдохните воздух, наполненный приятной прохладой, послушайте шум шуршавших под ногами листьев и послушайте голоса обитающих в парке птиц.

Наша прогулка началась со встрече с кленом, одним из самых распространенных деревьев городских парков и скверов. Его можно встретить в городских дворах и на улицах города. Какими яркими красками переливается его листва!

Чуть поодаль расположился еще один клен с ярко красными необычными листьями.

Ребята не только собрали яркие букеты листьев мама, но и листья разных кленов для гербария.

Увлеченные сбором листья, дети не сразу заметили одного из обитателей парка – белку. Она ловко перепрыгивала по самым высоким ветка сосен .

Ребята увидели, что не все растения изменяются осенью – сосны остаются на всю зиму покрыты густыми иголками.

В парке также мы встретили калину с ярко-красными ягодами и вечнозеленую ель, еще зеленый вяз и уже раскрашенную красками осени рябину .

В парке ребята встретили птиц, которые остаются зимовать : голубей, воробьев и синиц. Они решили обязательно помогать птицам зимой : строить кормушки и кормить обителей городских парков и скверов.

На прощание из парка дети унесли не только букеты из разноцветных листьев, но красоту осеннего пейзажа , отражающегося в горящих де5тских глазах, пообещав сюда обязательно вернуться.

Мы идем в осенний парк ,

Там рябины яркий флаг.

Там красавица сосна,

Там и клен, и тополя.

Под ногами шум листы,

Ягод яркие костры.

До чего же хорошо!

Я приду сюда еще!

Публикации по теме:

В нашем детском саду существует традиция: поход в сосновый бор. Этот поход организуется весной и осенью. Осень прекрасное время для посещения.

«В лес осенний мы пойдём». Осенний праздник для детей младшей группы "В лес осенний мы пойдём". Осенний праздник для детей младшей группы. Дети под музыку входят в музыкальный зал. Ведущий. Ветер, ветер.

Презентация «Осенний лес». Нетрадиционные техники рисования как прием активизации творческой деятельности детей средней группы Нетрадиционные техники рисования как прием развития творчества детей Нетрадиционные техники рисования отличаются необычностью материала,.

Сценарий праздника «Осенний пешеходный поход» Осенний пешеходный походЗадачи:- оздоровление организма детей во время пешеходной прогулки - приобретение навыков ориентировки на местности,.

Осенний праздник для второй младшей группы «Прогулка в осенний лес» Сценарий осеннего праздника для 2 мл. группы «Прогулка в осенний лес» 2017год. Действующие лица: Ведущий- Дети: Заяц-ребёнок старшей группы.

Открытое занятие «Поход в лес» ГБОУ Школа № 1148 имени Ф. М. Достоевского

План-конспект и презентация интегрированной НОД в средней группе «Осенний лес полон звуков и чудес» Музыкальный руководитель Сидорова М. В.

Наталья Фролова

Тема : «Идем в поход »

Цель : формирование у детей представления о походе , развитие физических данных, и творческо-эмоционального интереса.

Задачи :

1. Образовательные :

формировать элементарные представления о походе (что такое поход , что можно взять в поход , какие должны быть люди в походе )

знакомить с подготовкой и правилами поведения в походе

знакомить с тем, что мы можем встретить в походе

2. Развивающие :

способствовать развитию исследовательской и познавательной инициативы

развивать умение участвовать в коллективной беседе, делиться своими впечатлениями с окружающими

развивать воображение

способствовать развитию памяти

способствовать развитию физических данных

способствовать развитию речи, через заучивание песен, обогащать словарный запас

развивать творческую способность детей

3. Воспитательные :

воспитывать интерес к совместной деятельности с взрослыми сверстниками

способствовать воспитанию уважительного отношения к природе, правильного поведения на природе и бережного отношения к ней.

Вид проекта : межгрупповой (группа № 3 «Смешарики» , группа № 11 «Задоринки» , познавательно - исследовательский

Участники : воспитатели, дети, родители

Продукт : выставка поделок «Что мы видим в походе »

Мероприятие : развлечение «Идем в поход »

Актуальность :

Предполагаемый результат :

Дети узнали о походе , познакомились с подготовкой к походу : физическим развитием, какое снаряжение необходимо. Дети стали здоровее, за счёт повышения двигательной активности. Научились преодолевать естественные препятствия и трудности походной жизни , требующие от участников проявления смелости, решительности.

План реализации проекта :

1. Подготовительный этап :

Сбор материала о походе

Подборка песен для разучивания перед походом

Подборка дидактических игр, подвижных игр, сюжетно-ролевых игр.

Организация предметно-пространственной среды по теме

2. Основной этап :

Проведение с детьми бесед о «походе » (сведения о том, «Что такое поход » , «Как нужно готовиться к походу » , «Что берем с собой в поход » , «Что мы можем увидеть в походе » , «Огонь и добрый, и злой» , «Правила поведения в походе » )

Заучивание песен

Изготовление плана, куда мы пойдем и что возьмем

Прослушивание песен, которые поют в походе

Изготовление атрибутов, которые понадобятся в походе

Подвижные игры в группе и на природе

Сюжетно-ролевые игры «Готовим на природе» , «На привале» , «Готовим кашу на костре» , «Кукла Маша заболела»

- дидактические игры : «Чей домик» , «На что похоже » , «Какого цвета»

3. Заключительный этап :

Изготовление поделок на тему «что можно увидеть в походе »

Проведение развлечения «Идем в поход »

Проведение рефлексии

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Презентация детей «Что такое поход »

28 мая дети презентовали, подготовленные дома с родителями, рисунки – схемы о походе .

«Подготовка к походу »

«Тропа препятствий»

«Что мы можем увидеть в походе »

30 мая мы провели интересное занятие по изодеятельности. Мы соединили оригами, аппликацию и рисование фломастером.

А в итоге, у нас получилось целое поле цветов с божьими коровками!

«Что мы можем увидеть в походе »

30 мая мы провели занятие по изодеятельности нетрадиционной техникой рисования «Монотипия» . Мы нарисовали красками половину бабочки и божьи коровки, а потом сложили листочек пополам. И у нас получились очень красивые насекомые!

Итоговое мероприятие

«МЫ ИДЕМ В ПОХОД »

ЗАГАДКИ ПРО ПОХОД :

Я горячее храню,

Я холодное храню,

Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю .

(Термос)

Наступит скоро лето,

И люди будут класть

Дорожные предметы

В мою большую пасть.

(Чемодан)

Качается стрелка туда и сюда,

Укажет нам север и юг без труда.

(Компас)

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

А в поход пойдешь со мной –

Я повисну за спиной.

(Рюкзак)

И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

(Палатка)

Он в походе очень нужен ,

Он с кострами очень дружен.

Можно в нем уху сварить,

Чай и кофе вскипятить.

(Котелок)

На привале нам помог :

Суп варил, картошку пек.

Для похода - хорошо ,

Но с собой не понесешь.

(Костер)

За тобою он плетется,

Хоть на месте остается.

(След)

Все меня топчут,

А я всем в пути -помощник.

(Тропинка)

Чтоб увидеть мне вдали,

Как проплывают корабли,

В него я быстро погляжу

И всем ребятам расскажу.

(Бинокль)

На ладонь он ляжет весь.

Не часы – а стрелка есть.

Он в дороге пригодится,

С ним нигде не заблудиться.

(Компас)

ЗАГАДКИ ПРО ПРИРОДУ :

Высоченный великан

Будто угодил в капкан,

Никуда он не идет,

На одной ноге растет.

Как огромными руками,

По ветру шуршит ветвями.

(Дерево)

Красные, черные глазки видны,

Значит, уже подоспели они.

Спрятались в травке, притихли и ждут,

Когда на варенье их всех соберут.

(Ягоды)

Это облако темного цвета,

Зимой может быть и летом.

Когда оно в небе явится,

Что-нибудь да случается.

Может снег вдруг пойти, град.

Отчего? Кто же в том виноват?

Погода без облака лучше,

Ведь темное облако -.

(Туча)

Каждый цвет друг перед другом встал

И ее одну разрисовали.

Только-только дождик перестал,

В небе мы красавицу узнали.

Разноцветная она дуга.

Называется дуга та.

(Радуга)

Раскаленный шар из газа,

В небе он заметен сразу,

Дарит нам тепло и свет,

Без него и жизни нет.

(Солнце)

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его.

(Медведь)

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый.

(Волк)

У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это.

Лапки у него и уши

Словно сделаны из плюша.

Знает девочка и мальчик -

Любит есть морковку.

(Зайчик)

Эта рыжая плутовка

Может влезть в курятник ловко,

С петушком в лесок умчится.

Как зовут ее?

(Лисица)

Это что за зверь такой?

Может жить он под землей.

Норку и подземный ход

Лапками копает.

(Крот)

Стихи о походе

Я вчера ходил в поход -

Кашу съел и бутерброд!

Я сложил в рюкзак игрушки

Мячик, удочки, подушку,

Взял продукты на неделю,

Книжку, папину гантелю,

Кружку, ложку, котелок.

А поднять рюкзак не смог.

Даже сдвинуть не сумел!

Значит каши мало съел.

(Сухарев Виктор)

Ходить в походы – весело ,

Ходить в походы – классно !

Пришли, котёл подвесили

Над нашим костром ясным.

Внезапно тучи чёрные

Закрыли солнце красное,

А мы сидим весёлые

И думаем : "Прекрасно нам,

Прекрасно нам сидеть с костром,

Общаться нам с природою"

А месяц в небе голубом

Общается со звёздами

В воздухе ночном

Сидим, поём мы песенки,

И снова дождь закапал,

Теперь бежим по лесу мы,

Вот ставим мы палатки.

И птицы песни нам поют,

И ветер нам уже не свищет,

И нам задание дают,

И ребята дрова ищут.

И новый день приходит к нам,

Зовет нас в путь обратный.

Покинуть жалко края нам,

Где было так приятно

Нам время провести.

Ходить в походы – весело ,

Ходить в походы – классно !

Мы спели песнь последнюю,

Погас костер наш ясный.

(Рылова Мария)

Если вы в поход идёте ,

Не забудьте взять рюкзак,

Без него в любом походе

Обойтись нельзя никак.

А ещё вам нужен компас,

Кружка, ложка, нож, топор,

Чтобы вы, нарезав веток,

Развести могли костёр.

Можно взять с собою снасти.

Чтобы рыбы наловить,

А ещё котёл побольше,

Чтобы в нём уху сварить.

Вам ещё нужна палатка,

Чтобы было, где поспать,

И гамак, чтоб покачаться

И в тенёчке подремать.

И конечно же продукты,

Дней примерно так на шесть,

Нужно взять с собою маму

Приготовить вам поесть.

Нужно сумку-переноску,

В ней сидит любимый пёс

И ещё конечно папу,

Чтобы он всё это нёс.

А чтоб счастье было полным

Дам ещё один совет :

Положите непременно

В свой рюкзак мешок конфет.

(Бутримова Ирина)

Все ли есть? Пройдем по списку :

Вот штормовка, спасжилет…

Ой, совсем забыл про миску! –

Подвергаю себя риску

Есть и кашу, и сосиску

Позже всех, коль миски нет.

Полотенце, щетка, паста,

Мыло, спиннинг, червячки –

Чтобы щука - пасть зубаста,

Остроноса и глазаста,

С телом и хвостом, как ласта,

Попадалась на крючки.

Походы в лес

Необъятны родные просторы, Солнце жаркое рано встает... Хорошо через кручи и горы Уходить на рассвете в поход.

О. Колычев

Дети пионерского возраста особенно любят многодневные натуралистические походы, в которых непривычная обстановка каждый час приносит им много нового, неизведанного, интересного.

Во время таких путешествий у детей обостряется восприятие окружающего мира, вырыбатывается наблюдательность, повышается интерес к изучению природы. Здесь растет дружба, раскрываются характеры, крепнет воля.

Пионеры в походе. Звонко звучит их любимая песня:

Березки, осинки, Дорожки, тропинки, В далекий, далекий Поход мы идем... Шумят нам дубравы, Колосья и травы О чем-то хорошем, родном...

Бывшие юннаты, ставшие уже десятиклассниками и студентами, с восторгом вспоминают незабываемые лесные походы - дни, переполненные неожиданными радостями и волнениями, и костровые ночи, полные романтики.

Для того чтобы поход прошел успешно, необходима предварительная подготовка. Нужно позаботиться о соответствующем снаряжении, провести тренировочные занятия по ориентировке в лесу, познакомить с правилами похода и поведения.

Одно из правил похода - ничего не нести в руках. Когда руки заняты грузом - человек быстрее устает. Все должно быть уложено в рюкзаки, прикрепленные к поясу или на ремнях через плечо: топорик и лопатка в чехлах, фляжка, фотоаппарат; одеяло и пальто в скатке на рюкзаке. Чтобы сделать рюкзак непромокаемым, надо его пропитать в растворе хорошего хозяйственного мыла (в 1 л воды растворить 400 г мыла). Когда ткань пропитается, вынуть и тут же положить в 20%-ный раствор медного купороса. Другой способ: выдержать ткань в теплом мыльном растворе (500 г мыла на 5 л воды) до полного пропитывания, затем слегка отжать и положить в насыщенный раствор алюминиевых квасцов.

Если нет рюкзака, то для носки вещей можно сделать специальный станок. Для этого из орешника или другого дерева вырезается специальная рогулька; отступив от концов на 2 см , соединяют ее перекладиной, а у основания - прикрепляют лямки с отверстием на концах. На станок привязываются вещи, завернутые в клеенку, брезент или одеяло.

Спальный мешок можно сделать из большого одеяла, прикрепив к нему пуговицы. Чехлы для топорика и лопатки делают из брезента или грубого сукна. Острые концы топорика по обоим бокам Лезвия нужно закруглить или притупить, чтобы они не прорезали чехол. Во избежание соскакивания топорика с топорища берут два угольничка 2 - 3-миллиметрового железа и шурупами прикрепляют к топорищу. Выступающие части угольников спиливают, места отреза закругляют напильником.

Фляжка лучше всего алюминиевая. Если берем плоскую бутылку - лучше обшить ее плотным и толстым сукном. По обеим сторонам пришить кожаные петли и пропустить через них ремешок или плотную тесьму.

В поход следует взять: палатку; фонарь ("летучую мышь"); компас; часы; походную аптечку; альбомы для зарисовок; краски; ведра с крышками для варки пищи; чайник; консервный нож; клеенку или скатерть; полотенца, тряпки; путевой журнал; записные книжки с картонными обложками и привязанными простыми карандашами; ботаническое снаряжение - папку, сетку для гербария, коробки для насекомых, сачки, ботанизирки, банки с притертыми пробками и пр. Во время похода необходимо иметь аварийный запас спичек. Коробку надо вложить в кусок велокамеры, завернуть и крепко связать шнурком. Головки спичек можно залить парафином или воском. Необходимо на случай дождливой погоды иметь растопку для костра (бересту, промасленную бумагу, сосновые лучинки, огарки свечей). Котелок можно сделать из большой консервной банки или алюминиевой кастрюльки, прикрепив к ним дужки.

Чтобы в лесу не заблудиться, надо уметь ориентироваться по различным признакам. Нужно помнить поговорку: "Прежде чем войти в лес, подумай, как из него выйти". Особенно это относится к большим лесным массивам. Здесь всегда следует иметь с собой хороший компас.

Страны света можно определить и по солнцу: в середине лета в средней полосе оно бывает на востоке около 7 ч , на юге - в 13 ч , на западе около 19 ч . Если идем рано утром на восток, то солнце будет впереди нас, затем впереди справа, далее сбоку справа и, наконец, сзади.

Страны света можно определить и по другим признакам - деревьям, траве, мху, пням и муравейникам. Крона свободно стоящих деревьев с южной стороны гуще, сучья длиннее и листьев здесь больше. С южной стороны дерева трава выше и желтеет раньше. Мох на стволах деревьев, особенно лиственных, и на камнях обильнее с северной стороны. Годичные кольца на срезе пня всегда шире к югу. Муравейник всегда расположен с южной стороны дерева, на юг обращена и его более пологая сторона.

Ночью можно ориентироваться по Полярной звезде, которая входит в созвездие Малой Медведицы и указывает строго на север. Сначала нужно найти созвездие Большой Медведицы и мысленно продлить линию между ее звездами Бета и Альфа до самой яркой звезды созвездия Малой Медведицы.- Полярной звезды (рис. 32).

Определив север и юг, надо заметить по верхушкам деревьев, с какой стороны дует ветер, и запомнить, в какую сторону плывут облака (например, на юго-запад, на север и т. д.). Это поможет найти правильное направление для выхода из леса.

Самая верная ориентировка - карта местности, план леса и компас. Карту местности и компас можно купить в магазине, план леса - получить в местном лесничестве или сделать выкопировку с плана. Во всяком плане север находится наверху, юг внизу, восток справа, запад слева. Существует много видов компасов, но принцип их устройства одинаков: намагниченная стрелка одним концом всегда поворачивается к северу (к северному магнитному полюсу), а другим - к югу (есть компасы со светящейся стрелкой). На дне компасной коробки имеется лимб - круг, который разбит на 360°. На лимбе русскими или латинскими буквами обозначены север, юг, восток и запад. Под буквой С стоит нулевое деление, от него деления идут вправо по часовой стрелке (рис. 33).

Ориентировать компас - это значит найти направление на север. Для этого особым устройством приводят магнитную стрелку в подвижное состояние и совмещают ее северный конец с нулевым делением градусного кольца. Линию север - юг, проходящую через 0° и 180°-ного кольца компаса, ориентированного по странам света, совмещают с такой же линией на плане. Затем на плане находят исходную точку А, из которой, положим, надо идти в заданную точку Б. Направление хода от точки А к точке Б определяют по так называемому азимуту - углу между северным концом магнитной стрелки и заданным направлением (например, линией АБ).

Азимут может иметь величину от 0° до 360°. Если от нулевого деления градусного кольца, совмещенного с северным концом стрелки, отсчитать вправо 45°, это будет азимут 45°, если отсчитать 270° - азимут 270°. Азимут 90° показывает направление линии строго на восток, 180° - на юг, 270° - на запад, 360° (нулевое деление) - на север. Азимуты всех других градусных содержаний показывают промежуточные направления: северо-восточное (1 - 89°) , юго-восточное (91 - 179°), юго-западное (181 - 269°) и северо-западное (271 - 359°).

Если из точки А в точку Б надо идти по азимуту 60° (на северо-восток), то возвращаться из точки Б в точку А надо по азимуту 240° (на юго-запад). Обратный азимут определяется путем прибавления к прямому азимуту 180°.

При помощи компаса, планшета и визирной линейки можно заснять на план маршрут похода. Планшетом может служить прямоугольный кусок фанеры или толстого картона, к нему прикалывают кнопками лист бумаги и прикрепляют медной проволокой компас так, чтобы линия север - юг была параллельна длинному ребру планшета; таким образом, север на планшете всегда будет наверху. Визирная линейка - это трехгранный деревянный брусок длиной 20 - 25 см с нанесенными на боковых гранях делениями по 1 см , которые в свою очередь разделены на миллиметры.

Для нанесения маршрута на план выбирается линейный масштаб, например в 1 см 100, 200 м и т. д. Так как длина линий маршрута будет измеряться шагами, мерщику необходимо предварительно вымерить свой шаг и знать, сколько его шагов содержится в 100-метровом отрезке.

До начала съемки на планшет наносится исходная точка. Если предстоит продвигаться на север, исходная точка ставится в южной части планшета, и наоборот. Встав на исходную точку, планшет ориентируют, т. е. поворачивают так, чтобы магнитная стрелка компаса была направлена вдоль длинного ребра планшета. Затем, подняв планшет до уровня глаз, по верхнему ребру визирной линейки, приложенной к исходной точке на планшете, визируют по ходу маршрута вперед на какой-нибудь заметный предмет (ориентир) - высокое дерево, поворот дороги, постройку,- проводят вдоль линейки линию остро отточенным карандашом и откладывают расстояние в метрах, измеренное шагами до выбранного ориентира (лишний отрезок линии, нанесенной на планшет, стирают).

Придя на вторую точку, выбирают следующий ориентир по ходу и повторяют те же операции. По ходу маршрута отмечают места пересечения его линий с дорогами, тропами, просеками, ручьями. Интересно отмечать также начало и конец участков леса, различного по возрасту (молодняки, средневозрастные, спелые насаждения) и составу пород (хвойные, лиственные), полноте (полные, средней полноты, редкие), а также прогалины, сенокосы, пашни. Попутно визируют с точек поворота линий маршрута (или с любых других отмеченных на планшете точек, находящихся в створе линий) на различные предметы, расположенные справа и слева по ходу маршрута (куртины крупного леса среди молодняков, пересечение квартальных просек). Измеряя расстояния до них, можно заснять карту местности.

Маршрут похода или карту местности можно заснять также путем измерения так называемых румбов линий. Румбом называется угол между северным или южным концом магнитной стрелки и направлением линии, измеряемый в пределах от 0 до 90°. Если направление линии находится, например, в четверти окружности, расположенной между югом (южным концом магнитной стрелки) и западом, румб этой линии будет юго-западный. Он обозначается начальными буквами стран света Ю-3 и указывает в градусах величину угла между южным (в данном случае) направлением стрелки и измеряемой линией. При румбической съемке заснятые линии наносятся на план при помощи транспортира, линейки и треугольника.

В особую тетрадь (журнал) следует записывать все достопримечательности, встреченные на пути: редкие в этих местах деревья, кустарники, травянистую растительность (неизвестные необходимо определить по возвращении из похода по листьям, почкам, цветам); живописные уголки природы; родники с чистой водой; удобные для привала места с протекающим поблизости ручьем, наличием сухостоя для костра; места, богатые грибами, ягодами и т. д.

Для большого привала выбирается место, где была бы хорошая питьевая вода и топливо. Кроме того, оно должно быть защищено от ветра и солнца. Санитар должен обследовать источник питьевой воды. Воду для питья всегда нужно брать выше населенного пункта и места привала по течению реки, выше мест купания, водопоя скота и переездов. Воду необходимо хорошо прокипятить. Если кипячение невозможно, то воду обезвреживают хлорированием. Специальные хлораминовые и другие таблетки кладут в воду и через 40 мин получают доброкачественную воду.

Костер следует разжигать не ближе чем 5 м от деревьев на предназначенной для костра площадке, на которой необходимо предварительно убрать мусор, сухие листья, выдернуть сухую траву, снять дерн, вырыть вокруг площадки канавку или обложить ее снятым дерном вниз травой. Для разжигания костра с целью приготовления пищи лучше всего брать сушняк ольхи, который даже в самую сырую погоду намного суше сушняка других пород. Ольха чаще растет вблизи водоемов. Засыхая, она года 2 - 3 стоит, а потом начинает подгнивать с корней. Жаркое, но быстро прогорающее пламя дает ива. Сухой, не сгнивший хворост - валежник дуба, березы, можжевельника дает сильное почти бездымное пламя и большой жар. Сосна и ель для костра с целью приготовления пищи не годятся: дают сильное пламя, много черного дыма и искр, а еда подгорает. Чтобы готовить на таком костре, надо подождать, пока нагорят угли. Осина и пихта, сгорая, "стреляют" раскаленными угольками и могут прожечь палатку и одежду.

Для ночных костров выбирают сушняк диаметром от 10 см , а также корневища: они горят медленно и дают много жара. Также на ночь разжигают костер из толстых сухих деревьев ветровала или вывороченных ветром пней. Для быстрого разжигания складывают посредине кострища рыхлую кучку из растопки: бересты, мелких веточек ели, можжевельника, осины. Сверху кучки кладут мелкие сучья в виде шалашика, затем вбивают по его сторонам рогульки, на которые кладут перекладину - навеску из сырой ольхи, ореха или дуба. Поджигают костер снизу - с той стороны, откуда дует ветер. Когда пламя займется, подкладывают в него сперва мелкие, а затем крупные ветки и хворост, сохраняя форму шалашика. Когда появится груда раскаленных углей, подкладывают любые, даже сырые дрова.

Иногда для костра выкапывают канаву такой ширины, чтобы можно было поставить ведро или чайник. Ту сторону, откуда дует ветер, делают пологой, противоположную - отвесной и на ней при помощи ножа выкапывают отверстие (на длину руки), выходящее на поверхность земли. Это дымовая труба. Получается сильная тяга в трубу - дым не ест глаза. Топливо отдает все тепло стоящей наверху посуде. Такой земляной очаг особенно удобен при ветре. Чтобы пища быстро сварилась и не пропахла дымом, котелки и чайники подвешиваются над костром после того как разгорится яркое пламя, уменьшится дым и появится жаркое пламя.

Если в походе приходится спать на земле, необходимо на площадке в несколько квадратных метров снять дерн, на очищенном участке разводится большой костер, прогоревшие угли сгребаются с места кострища, а площадку снова закладывают дерном. На этом месте можно спать на тонкой подстилке, так как согретая и просушенная костром земля будет равномерно отдавать тепло в течение всей ночи.

После окончания привала необходимо тщательно затушить костер, засыпав его сырой землей, убрать за собой весь мусор и хлам. В лесном походе каждый из его участников основным правилом поведения должен считать бережное и любовное отношение к лесу. Многодневные походы дают возможность глубоко почувствовать красоту родной природы и пробуждают интерес к ее изучению.

Прочтите эти книги

Справочник путешественника и краеведа (под редакцией С. В. Обручева), т. I и П. М., Географиздат, 1949 и 1950.

Архангельская О. А . Спутник юного туриста. М., Детгиз, 1948.

Лесник Е . Лесные тропы. М., Детгиз, 1959.

Федосеев Т . Тропою испытаний. М., Детгиз, 1958.

Архангельский В . Как я путешествовал по Алтаю. М., Детгиз, 1958.

Успенский Г . По заповедным дебрям. М., Детгиз, 1956.

Армилев И . В лесах Урала. М.. "Советский писатель", 1959.

Пасько С . Лесными тропами. М., Детгиз, 1955.

Купить ткань ТСПА, носки гелевые силиконовые спа веган ткань rahmanovo.ru .

Мини-проект «Выходные с пользой» или

«На прогулку в лес пойдем»

(туристический поход-прогулка с детьми и родителями старшей группы)

Актуальность: Путешествия приносят детям пользу. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Во время движения у детей совершенствуются двигательные навыки, что способствует укреплению здоровья и физических сил. Поход с дошкольниками это и обогащение новыми впечатлениями, формирование умения видеть и беречь красоту окружающего мира, воспитание доброты и отзывчивости, что в совокупности доставляет детям много радости. Туристские прогулки не только сплачивают семью, но и оказывают оздоровительный эффект.

Участники: воспитатели, дети и родители.

Цель проекта: Укрепление и сохранение психического и физического здоровья детей старшей группы.

Воспитательно-образовательные

(формирование знаний о ближайшем природном окружении, бережного отношения к природе, дружеских ).

Физкультурно-оздоровительные

(совершенствование естественных и жизненно важных видов движений и обогащение двигательного опыта; развитие выносливости и координационных способностей);

Подготовка к походу с дошкольниками:

Беседа с родителями о маршруте и длительности похода, об одежде и обуви ребёнка;

Консультация для родителей: «Отправляемся в поход»

Дошкольный туризм решает не только воспитательно-образовательные задачи, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков.


Общеизвестно, что ничто так не сплачивает семью, не помогает достичь между всеми членами, как совместный активный отдых.

Поход – активный способ передвижения туристов по маршруту (пешком, на лыжах, и т. д.). В походах сочетается выполнение образовательных задач с организацией условий походной жизни.

Туристская прогулка – форма организации туристской деятельности, предполагающее кратковременное (3 – 6 часов) пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками.

Для непродолжительной туристской прогулки не нужно много специального инвентаря. Но обязательным является приобретение рюкзаков для участников похода. Можно приобрести или сшить заплечный мешочек с широкими и мягкими лямками, липучками-застежками, нарядными и удобными для неокрепшей руки малыша пряжками – автоматами и бегунками. Маленький рюкзачок можно украсить , мелкими игрушками-брелками, и тогда он станет любимым спутником юного путешественника.

Вес рюкзака с содержимым для ребенка 5-6 лет должен составлять 1-1,5кг. Безусловно, многие физически подготовленные ребята могут переносить более значительные тяжести, однако в данном случае ребенок быстро устает, снижается темп его ходьбы, он перестает замечать достопримечательности, реагировать на слова, сосредотачивается только на своих ощущениях. Поэтому следует помнить о еще не окрепшем позвоночнике ребенка и не позволять ему устанавливать рекорды по весу переносимого груза.

Следующим этапом в подготовке к прогулкам является подбор обуви и одежды для ребенка. Необходимо учитывать не только состояние погоды (силу ветра, температуру, воздуха) на момент выхода, но и возможность ее изменения. Обувь ребенка должна быть разношенной, удобной, позволяющей вставит войлочную стельку и надеть два носка – хлопчатобумажной и шерстяной (что способствуют теплообмену). Это могут быть кроссовки, кеды на толстой подошве. В холодный период это могут быть кожаные зимние сапоги или ботинки.

Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Оптимально, если родители предусматривают возможность варьирования одежды во время активного движения. Необходимо продумать . Родителям следует за ранее продумать вопрос питания детей.

Во время кратковременных туристских походах - прогулках не следует лишать детей удовольствия перекусить на свежем воздухе. Можно взять с собой сухарики, баранки, печенье, орешки, овощи, фрукты. Однако содержание перекуса не должно быть предметом хвастовства или зависти детей. Это должны быть простые продукты, которые можно легко разделить, чтобы угостить друзей. Следует избегать скоропортящих продуктов (мясных и молочных). Что касается напитков. Горячий чай в мини-термосе прекрасен в холодные дни, а сок, морс, компот в пластиковых бутылках, фляжках, герметичных коробках – в теплые. Остальное – дело вкуса ребенка.

Составление маршрута


Беседа с детьми о правилах поведения в природе;


Подготовка аптечки.

Оборудование:

Спортивная экипировка детей (удобная обувь, головные уборы, рюкзаки с бутылочкой воды и едой);

Знаки поведения на природе;

Аптечка, влажные салфетки.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Сегодня мы с вами отправляемся в туристский поход. Вы все одеты как настоящие туристы: удобная одежда и обувь, головные уборы, у вас есть даже рюкзаки с провизией. На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь по карте. Желаю вам удачи и интересных приключений!




Воспитатель: Вот мы и пришли на поляну. Посмотрите как красиво в лесу, какой ароматный запах осеннего леса!

Чтение стихов детьми и родителями.


Воспитатель: Мы пришли с вами на эту поляну, чтоб не только полюбоваться природой осенью, а чтоб еще и посоревноваться. Вы готовы?

Воспитатель: А перед соревнованиями или занятиями спортом, мы всегда делаем ….

Дети: Разминку!

Разминка: Дети и родители выполняют упражнения, продвигаясь по кругу друг за другом:

Ходьба обычная;

Ходьба с заданием для рук и плечевого пояса; (руки в стороны – к плечам);

Ходьба с высоким подниманием колена;

Легкий бег;



1. «Паровозик» - дети и родители делятся на две команды. По сигналу бегут змейкой между кеглями до обозначенного места и возвращаются назад.


2. «Переправа» - представьте, что перед вами река. На берегу только две лодки (обручи). Вы должны переправить на противоположный берег поочерёдно всех членов команды.


3 «Лягушкино болото» - прыжки на двух ногах с продвижением вперед (с кочки на кочку), бег до обозначенного места и обратно.


4. «Меткий стрелок» - дети поочерёдно бросают набивные мячики в обозначенную цель - обруч.


5. «Тоннель червячка» - подлезание в обруч (дети – родители)


6. Карусель


Родители и дети накрывают стол. Делятся впечатлениями.



Дети самостоятельно организовывают игры по желанию.


Воспитатель: Наш поход подходит к концу. Перед тем, как уйти, соберите свои вещи и проверьте, не оставили ли вы после себя мусор.



Возвращение в детский сад и домой тем же маршрутом.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №21 «Теремок» города Дубны Московской области

ПРОЕКТ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

«ЗА ЗДОРОВЬЕМ В ЛЕС»

Александрова Елена Александровна , воспитатель второй квалификационной категории;

Коровина Ирина Владимировна , заместитель заведующего по воспитательной и методической работе высшей квалификационной категории;

Мишурова Наталья Анатольевна , воспитатель высшей квалификационной категории;

Ядрова Татьяна Михайловна , инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории.

  1. Краткая аннотация проекта……………………………..стр. 2
  2. Постановка проблемы, актуальность…………………. стр.3-4
  3. Цели и задачи проекта…………………………………. стр.5
  4. Условия функционирования проекта…………………. стр.6-8
  5. Механизм реализации проекта………………………… стр.9-11
  6. Ожидаемые результаты………………………………… стр.12
  7. Практическая значимость проекта…………………….. стр.13
  8. Список использованной литературы…………………. ..стр.14
  9. Приложения……………………………………………… стр.15-26

Краткая аннотация проекта

Тип проекта:

оздоровительный, познавательный.

Вид проекта:

долгосрочный (сентябрь 2010 г. - май 2013 г.)

Участники:

средние, старшие дошкольники; родители; воспитатели, инструктор по физической культуре, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.

Приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни посредством туризма – основная суть данного проекта. Данная форма физического воспитания дошкольников представляет интеграцию образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд». Прогулки - походы в лес дают великолепные возможности для закаливания детей, обогащения ума впечатлениями, а души – красотой и светом!

На этапе реализации проекта предполагается активное участие детей, родителей, педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Постановка проблемы, актуальность

Проблема: недостаточный уровень двигательной активности дошкольников в семье и компетентности родителей в вопросах семейного туризма.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, в частности, в Москве и Московской области. По последним данным Академии медицинских наук, среди новорожденных только 30% составляют здоровые, 40% имеют минимальные нарушения, оставшиеся 30% - имеют серьезные нарушения со стороны нервной системы. Каждый четвертый дошкольник относится к группе часто болеющих, так как болеет более 4-х раз в году. Более 70 % всех зарегистрированных случаев острых респираторных заболеваний падает на дошкольный возраст.

По результатам мониторинга «Распределение дошкольников по группам здоровья» было выявлено снижение количества детей с первой группой здоровья, рост дошкольников со второй группой здоровья.

2009 год 2010 год

Учеными установлено, что здоровье населения на 50% обусловлено социально-экономическими факторами. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, физически развитым, а это напрямую зависит от образа жизни семьи. Анализ анкетирования показал, что 41 % родителей при организации досуга детей предпочтение отдают просмотру мультфильмов, телепередач, компьютерным играм. Таким образом, мы наблюдаем гиподинамию дошкольников, которая приводит к целому ряду негативных последствий.

Походы дают прекрасную возможность создания атмосферы сотрудничества родителей и педагогов в вопросах воспитания здорового ребёнка и являются отличным средством для укрепления здоровья , профилактики простудных заболеваний , ведь в сосновом бору воздух практически стерилен, а также снятия напряжения у дошкольников, так как сосновый воздух – естественный антидепрессант!

Цели и задачи проекта

Цель: содействовать укреплению физического, эмоционального и нравственного здоровья каждого дошкольника посредством общения с природой.

Задачи:

  1. Повышение выносливости организма ребенка и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
  2. Развитие спортивных качеств, совершенствование движений в естественных условиях, обогащение двигательного опыта детей.
  3. Укрепление мышечной системы и повышение жизненного тонуса.
  4. Развитие наблюдательности, расширение представлений об окружающем.
  5. Воспитание любви к родному краю, экологической культуры, нравственных качеств.
  6. Использование разных форм сотрудничества с семьёй в целях укрепления здоровья детей, повышения компетентности родителей в вопросах семейного туризма.

Условия функционирования проекта

Кадровые

В организации проведения походов участвуют дети, родители, инструктор по физической культуре, воспитатели, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.

Нормативно – правовые

Деятельность данного проекта регламентирована основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, образовательной программой ДОУ, инструкциями по охране труда «Проведении игр-занятий по подвижным и спортивным играм», «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях», «Проведении прогулок, походов, экскурсий».

Правила при организации походов:

Туристический поход проводится только после тщательного изучения маршрута: накануне похода руководитель обследует дорогу, места стоянки и игр, важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом; продумать, какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий;

Выход за территорию детского сада регистрируется в специальном журнале;

Группу из 10-15 детей сопровождают не менее двух взрослых;

Взрослые берут с собой сигнальные флажки, строят детей так, чтобы держать в поле зрения всех воспитанников;

Во время следования дети идут в парах, соблюдая правила дорожного движения, менее подготовленные дети, гиперактивные, а также те, которые легко отвлекаются, идут впереди, за руку с одним из взрослых;

Одежда и обувь дошкольников должна соответствовать сезону;

Соблюдение питьевого режима в соответствии с временем года;

Каждый взрослый должен знать ядовитые грибы, ягоды, травы, растущие в данной местности; изучить содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости оказать первую помощь;

Исключить походы в лес в период активности энцефалитного клеща;

Труднопроходимые участки (корни деревьев и др.) преодолеваются в построении друг за другом на расстоянии 1 м, идущий впереди предупреждает об опасности;

По приходу в лес педагоги напоминают детям правила поведения в лесу;

В походе учитывать индивидуальные физические возможности детей, следить за самочувствием и настроением детей, соблюдать режимы передвижения и отдыха;

Поляна отдыха отмечается сигнальными фишками или лентами;

Воспитатель контролирует соблюдение детьми правил личной гигиены;

Во время похода необходимо периодически собирать детей вместе (по определенному сигналу), сверяя количество детей со списком;

По приходу в детский сад необходим осмотр детей медицинскими работниками;

Дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования взрослых.

Научно – методические

В основу долгосрочного проекта «За здоровьем в лес» положены следующие научно-методические пособия:

1. М.А. Руновой «Двигательная активность ребёнка в детском саду».

2. Ф.Г. Багаутдиновой «Туристско – краеведческая деятельность в детском саду и начальной школе».

3. Н.Н. Вавиловой «Укрепляйте здоровье детей».

4. Б.В. Сермеева «Физическое воспитание в семье».

5. Н.В. Коломиной «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».

Материально – технические, финансовое обеспечение:

На предварительном этапе проекта приобретение (бюджет ДОУ):

Спортивного инвентаря: мячи, кегли, прыгалки и т.д.;

Оборудования для подвижных игр;

Костюмов для взрослых и детей;

Одноразовой посуды;

Аптечки;

Призов для детей.

Механизм реализации проекта

В шаговой доступности от нашего образовательного учреждения находится сосновый бор и смешанный лес. Это объекты нашего посещения.

Этапы реализации проекта

Сроки проекта

Основные мероприятия

Предварительный

СЕНТЯБРЬ 2010 г.

  • анкетирование родителей «Формы и виды физической активности дома»;
  • мониторинг здоровья;
  • оформление документации, регламентирующей организацию и проведение прогулок- походов;
  • методическое обеспечение проекта;
  • приобретение необходимого спортивного инвентаря, оборудования для подвижных игр, аптечки и др.

Основной

ОКТЯБРЬ 2010 г. –

АПРЕЛЬ 2013 г.

  • апробация перспективного планирования прогулок-походов для детей среднего и старшего дошкольного возраста с учётом интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Труд»;
  • организация и проведение эколого-оздоровительных походов для детей среднего и старшего дошкольного возраста;
  • использование разнообразных форм сотрудничества с семьёй.

З аключительный

МАЙ 2013 г.

  • итоговый мониторинг здоровья;
  • обобщение и распространение опыта работы по теме «Эколого- оздоровительные походы » (проект «За здоровьем в лес», сентябрь 2010 г. – май 2013 г.);
  • продолжение проектной деятельности по теме «Туристско-краеведческая деятельность» (проект «Туризм и краеведение в детском саду как образ жизни», июнь 2013 г. - август 2015 г. )

Сроки и этапы реализации проекта

Походы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста проводим на расстояния 1,5- 3 километра, длительностью 1,5 -2,5 часа. Оптимальное время в распорядке дня с 10 до 12 часов. Огромную роль в проведении походов играет ходьба – самый естественный способ передвижения человека, включающий в работу до 50% всей мускулатуры тела.

Каждый поход требует тщательной подготовки. Инструктор по физической культуре совместно с воспитателями группы готовит необходимое оборудование, разрабатывает конспект мини-похода с учетом определенной структуры и перспективного плана.

Структура похода в лес по Руновой М.А.

I часть. Сбор и движение до первого привала (30 мин.)

II часть. Остановка, привал (10-15 мин.)

III часть. Движение по разработанному маршруту, комплекс игр и физически упражнений (25-30 мин.)

VI часть. Самостоятельная деятельность детей (15-20 мин.).

V часть. Сбор детей и возвращение в детский сад (20-25 мин.)

Воспитатели проводят предварительную работу с детьми:

Знакомят детей с законами охраны природы и экологическими знаками;

Беседуют о правилах поведения в лесу;

Учат готовить туристическое снаряжение (рюкзак).

Педагоги консультируют родителей по темам «Собираем рюкзак в поход», «Как вести себя в лесу», «Осторожно, дорога!», «Как правильно одеть ребенка в поход». Воспитатели организуют инициативную группу родителей из 2-3 человек, которые исполняют роль сказочных персонажей или активных помощников в походе.

Родители беседуют с детьми, помогают собрать туристическое снаряжение, принимают участие в мини-походах, творческих выставках, семинарах.

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе проводит все необходимые инструктажи с педагогами.

Перспективное планирование походов старших и средних дошкольников построено с учетом принципа сезонности и интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд». Содержание бесед, игр, эстафет, экологических акций соответствует возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников.

Ожидаемые результаты

Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников;

Положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей;

Повышение уровня экологической культуры у детей, педагогов и родителей;

Активизация родителей в вопросах семейного туризма;

Повышение роли двигательной активности дошкольников в семье;

Формирование у дошкольников и их родителей привычки к здоровому образу жизни;

Обобщение опыта работы по организации эколого-оздоровительных походов;

Практическая значимость проекта

Данный проект будет интересен инструкторам по физической культуре, воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением дошкольников и их родителей по теме «Туристско-краеведческая деятельность дошкольников».

Список использованной литературы

1. М.А. Рунова «Двигательная активность ребёнка в детском саду».

2. Ф.Г. Багаутдинова «Туристско – краеведческая деятельность в детском саду и начальной школе».

3. Н.Н. Вавилова «Укрепляйте здоровье детей».

4. Б.В. Сермеев «Физическое воспитание в семье».

5. Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: