Что такое семья в современном обществе. Виды семьи в современном обществе

ВВЕДЕНИЕ

Семья как социальный институт всегда являлась той основой, на которой построены все сложнейшие конструкции общественной организации. Она возникла в эпоху позднего неолита и до настоящего времени остается наиболее устойчивым социальным образованием: 85% людей в мире живут в семьях (преимущественно в нуклеарных - супруги и их дети). Адаптируясь к новым социальным условиям, семья меняет свою форму, те или иные функции, способы коммуникации, но сам институт семьи неизменно сохраняется.

Сегодня в Российской Федерации, согласно статье 38 Конституции Российской Федерации, семья находится под защитой государства. Пункт 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что семья - естественная и основная ячейка общества - имеет право на защиту со стороны общества и государства .

В современных условиях семья выделяется в самостоятельную, независимую от государства сферу, которая характеризуется приоритетом индивидуальных частных интересов и ценностей членов семьи. Она утрачивает признаки социально-публичного института, представляя собой союз лиц, не обремененных взаимными обязанностями. Государство должно быть заинтересовано в существовании такой семьи, которая способна обеспечить национальные интересы, сыграть значимую роль в развитии государства, становлении гражданского общества

Тем более все вышеперечисленное относится к молодой семье. Так как во все времена молодежь считалась и считается наиболее уязвимой категорией населения, то и проблем у молодой семьи гораздо больше. Поэтому она так остро нуждается в социальной и правовой поддержке со стороны государства.

В связи с этим можно с уверенностью сказать, что данная тема очень актуальна в условиях современного общества.

Объектом курсовой работы является молодая семья в современной России.

Предметом - государственная поддержка молодой семьи в России.

Целью данной работы является анализ государственной поддержки молодой семьи в России.

Задачи курсовой работы:

Проанализировать проблемы молодой семьи в российском обществе

Выявить правовые аспекты социальной поддержки молодой семьи в России

Изучить программы социальной поддержки молодой семьи в Ростовской области

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

семья молодой социальный жилищный

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Понятие семьи, ее типы, структура

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и заканчивая более широкими (например, семья -- это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди определений семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи "как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения", данное А.Г. Харчевым .

С позиции права семья - это конституционно-правовая категория, основанная на браке - юридически оформленном, добровольном союзе мужчины и женщины, порождающая взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей (ст. 7, 38 и 72 Конституции Российской Федерации) .

То есть, это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Сущностью конституционно-правового положения семьи является совокупность правовых норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации, конституциях (уставах), законах субъектов России, международно-правовых актах, регулирующих и охраняющих общественные отношения по поводу семьи.

Для того чтобы применять те или иные нормативные акты, необходимо определить к какому типу относится та или иная семья. В современной статистике семьи подразделяются на типы по различным основаниям - по демографическому, по размеру семьи, по числу занятых членов семьи, по социальной и национальной принадлежности и др. Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. Исходя из положений законодательства можно выделить следующие типы семьи: молодая, пожилая, многодетная, неполная, приемная, патронатная, малообеспеченная и др.

Стоит рассмотреть каждый тип более подробно.

Молодая семья - это семья впервые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста.

Таким образом, брак должен быть первым; продолжительность совместной жизни до 3 лет; граница возраста супругов от 18 до 30 лет.

Малообеспеченная семья - это семья, имеющая среднедушевой доход ниже установленной в субъекте РФ величины прожиточного минимума.

Многодетная семья - это семья, имеющая на содержании и воспитании трех и более детей в возрасте до 18 лет.

Пожилая семья - это семья, супруги которой достигли пенсионного возраста.

Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца.

Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации .

Можно выделить и другие типы семей по различным основаниям.

Структура семьи включает число и состав семьи, а также совокупность взаимоотношений между ее членами. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто - исполнение, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры семьи, можно выделить такие семьи, где руководство и организация всех ее функций сосредоточены в руках одного члена семьи. В других семьях имеется явно выраженное равное участие в управлении семьей всех ее членов. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором - о демократической. Различной может быть структура семьи с точки зрения того, как в ней распределены основные обязанности: большинство обязанностей сосредоточено в руках одного члена семьи или обязанности распределены равномерно.

Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе - это семья, включающая взрослых ее членов (мужа и жену, а также нередко кого-то из их родителей) и детей. Для семьи у нас наиболее типична ориентация на одного-двух детей. Семья чаше ориентирована на равноправное распределение обязанностей, а также равное участие в решении всех семейных проблем. В ходе социологических опросов на предпочтительность такой структуры взаимоотношений указывает большая часть опрошенных.

Нарушение структуры семьи - это такие особенности структуры, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей в семье между супругами выступает в качестве нарушения структуры взаимоотношений, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, на которого ложится основная нагрузка: в восстановлении физических сил, удовлетворении духовных (культурных) потребностей. По той же самой причине нарушением структуры отношений в семье следует признать семейный конфликт, препятствующий выполнению семьей различных ее функций.

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи: - «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

- «пополненная семья» - увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

- «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

- «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен .

А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:

Нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

Расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью.

Е. А. Личко разработал следующую классификацию семей:

Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

Функциональные особенности: гармоничная семья; дисгармоничная семья.

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует 6 типов распределения семейных ролей:

Автономный - муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

Демократический - управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти разделяют на:

Партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,

Эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью .

Статья посвящена одному из главных социальных институтов общества – семье. Современная семья не может формироваться и функционировать в отрыве от общества и государства. Поэтому в настоящее время долгосрочной целью семейной политики должно являться укрепление семьи как социального института.

  • Процесс формирования и функционирования современной семьи

Современная городская семья находится в состоянии перехода от старых образцов поведения и установок на жизненные ценности, от прежних форм отношений к новым. Как во всякий переломный период, это связано с определенной ломкой стереотипов, которые не всегда проходят безболезненно.

Семья как социальный институт представляет особый интерес, поскольку с одной стороны она обеспечивает стабильность общества и эволюционирует вместе с ним, а с другой стороны выступает как пространство, в котором происходит личностное становление человека. Сегодня семья проходит испытание на прочность. Причем эксперимент над ней проводит само общество. И все же при всех трудностях она живет и исполняет свои функции.

Рассматривая роль семьи в процессе социального воспроизводства подрастающего поколения, следует отметить, что существует и оборотная сторона медали. В данном случае речь идет о таких негативных явлениях, как консерватизм мышления и стереотипов поведения, которые унаследованы от уже ушедших поколений, и которые вольно или невольно передаются новым поколениям. Всякое новое неминуемо содержит в себе элементы старого, причем не только лучшего свойства .

К сожалению, семья может выступить не только в качестве источника нравственного и физического здоровья, но также источником аномалий, которые прямо или косвенно отражаются на состоянии младших поколений. Так, приобщение детей к спиртному, наркотикам, нервные перегрузки в результате напряженных отношений между мужем и женой, эмоциональная глухота и неумение помочь ближнему, безусловно, сказываются на психическом, а иногда и физическом состоянии того или иного члена семьи. Распространение нервно-психических заболеваний связано не только с трудовой деятельностью и ритмом городской жизни, но и семейными конфликтами .

Эмпирический материал показывает, что родительские образцы поведения в отношениях к детям, другим людям в большинстве случаев являются своеобразным эталоном для новых семей (дочерей и сыновей) на протяжении достаточно длительного времени. Лишь немногие респонденты (12%) не считают своих родителей примером для себя. Подавляющее большинство (87,9%) видят в своих родителях образец поведения в отношении к труду и детям. Итак, в процессе воспроизводства и воспитания молодого поколения семья выступает в качестве генератора, источника взглядов, представлений о мире, о месте человека в обществе .

Молодежь особенно восприимчива к различным инновациям. В молодости особенно активно создается система ценностей, и то, какими будут эти ценности, определяется объективной структурой тех отношений, в которых находятся молодые люди. Социально-экономические реформы в России влекут трансформацию молодежного образа жизни, меняется и отношение молодежи к семье, браку. Поэтому те тенденции, которые мы перечислим ниже, касаются в первую очередь молодых семей, не ограничиваясь, впрочем, только ими. Еще несколько десятилетий назад, гражданские браки рассматривались как аморальное и безнравственное явление. В настоящее время и мужчины, и женщины не торопятся официально оформлять свои отношения, предпочитают сначала просто пожить вместе, без штампа в паспорте. Общество в целом относится к гражданским бракам все более лояльно, возможно, поэтому такая форма отношений стала очень распространенной, особенно в молодежной среде. Разводы в нашей стране также стали обыденным явлением. Согласно данным Демографического Ежегодника Организации Объединенных Наций, который включает мировую статистику, публикуемую ежегодно, Россия лидирует в списке стран с самым высоким числом разводов и детей, рожденных вне брака .

На стабильность семейных отношений в последнее время все сильнее действует и неравная нагрузка, приходящаяся как в самой семье, так и в общественной жизни на долю мужа и жены. Работая на производстве и дома, женщина больше устает, перегружена разными заботами .

Проблема разводимости населения очень серьезна. Несомненно, отрицательные последствия разводов сказываются не только на моральном и психологическом состоянии людей, но и непосредственно влияют на снижение рождаемости, поскольку разводы часто не компенсируются повторными браками, особенно у женщин, поэтому демографические потери от разводов неизбежны. Снижение рождаемости в свою очередь негативно сказывается на воспроизводстве населения города .

Именно поэтому, многие специалисты по проблемам брака и семьи считают, что одним из важнейших условий повышения рождаемости, помимо стимулирующих мер демографической политики в стране (речь о материнском капитале) является профилактика разводов, предотвращение распада семьи, повышение устойчивости брачно-семейных отношений .

Опросы общественного мнения в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья – одно из условий деградации общества. Система высшего образования должна учитывать роль семьи, ее значимость для молодежи. Поскольку именно нынешней молодежи предстоит решать социальные, экономические, культурные, духовные задачи, которые будут стоять перед российским обществом в первой половине XXI века. Современное российское общество на протяжении последних лет испытывает постоянные кризисы во всех сферах социальной, экономической и психологической жизни, которые влекут за собой трансформацию всех его подсистем, в том числе и института семьи .

Сама по себе семья не может формироваться в отрыве от общества и государства. Современное государство в России, как считает А.И. Антонов, стремиться заменить собой семью в целях все более многостороннего подчинения личности интересам корпоративного капитализма, разрушает основы семьи и фамилизма. В настоящее время стратегической долгосрочной целью семейной политики должно являться укрепление семьи как социального института. Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида, одиночки на интересы жизни в семье и семьей .

Семья была и остается наиболее устойчивой первичной «ячейкой» общества, меняется лишь ее структура и функции, отношения с другими социальными институтами. Задача, следовательно, состоит в дальнейшем развитии и совершенствовании семейно-брачных отношений, в поиске путей и методов их регулирования на всех уровнях общественной организации .

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Семья как базовый агент социализации личности. //Инновационная наука. Международный научный журнал, 2016. №1. – С.170 –171.
  2. Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.– С.257– 263.
  3. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011. – С.135 – 138.
  4. Александрова И.В. Воспроизводство населения как объект социального управления. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 168 с.
  5. Аитов Н.А., Говако Б.И., Игебаева Ф.А. Город. Население. Трудовые ресурсы. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1982. – 144с.
  6. Игебаева Ф.А. Образ жизни городской семьи и факторы ее дестабилизации //Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 1. – С.140 – 142.
  7. Игебаева Ф.А. Особенности демографического развития города и стабильности семьи. // Социально-политические науки. - 2013. – №2, С.79 – 81.
  8. Игебаева Ф.А. Роль семьи в социализации личности. В сборнике: Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 49-51.
  9. Игебаева Ф.А.Семья как фактор формирования духовно-нравственных основ личности. В сборнике: Философия духовно-нравственной и гражданской самореализации личности в условиях региональной ментальности. IX Междунар. науч.-практ. конф., нояб. 2005 г. Пенза, 2005. - С. 81-83.
  10. Пасовец Ю.М. Демографический потенциал современной России в региональном разрезе // Социологические исследования. 2011. - № 12. – С. 64 –69.
  11. Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России в XXI веке, М., ИД «Грааль», 2002. – 246с.
  12. Игебаева Ф. А. Семья в трансформирующемся российском обществе. // Социологические исследования. 2014. № 9. – С.73 – 76.

Владимирский Государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Студент очной формы обучения, кафедра социологии

Александрова Ольга Степановна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения, Владимирский Государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Аннотация:

На сегодняшний день в мире существует кризис семьи и брака. Современная семья отличается от норм и идеалов традиционной, это связано с изменением как уклада жизни, так и системой ценностей, но многовековые привычки все же сохранились.

Ключевые слова:

семья; брак; форма; норма; ценности.

family; marriage; form; the norm; values.

УДК 1.111.8

Какие формы семьи должны являться нормой в современном обществе? На сегодняшний день в мире существует кризис семьи и брака. Современная семья отличается от норм и идеалов традиционной, это связано с изменением как уклада жизни, так и системой ценностей, но многовековые привычки все же сохранились. Например, «главой» в традиционной семья всегда являлся мужчина, власть в доме принадлежала ему, а все домашние обязанности были закреплены за женщиной. Сегодня такая структура очень условна, жена и дети подчиняются мужу чисто формально, а не редко именно женщина принимает статус «главы» в семье и несет всю ответственность, а домашние обязанности могут выполнять оба супруга по очереди, или только муж.

Семья - является частью общества, а значит с изменениями в политике, экономике и других его сферах, меняются моральные оценки и взгляды людей, всё этот отражается на структуре семьи. Таким образом, проблема семьи в современном обществе очень актуальна.

Итак, с развитием общества изменяются брак и семья. Брак представляет собой основу семьи, ведь зачастую характер семейных отношений зависит именно от того, какие мотивы обусловили заключение брачного союза. Брак все реже основывается на любви и теплых отношениях, чаще он просто является следующим этапом после холостой жизни. Молодожены вступая в брак не чувствуют единства, у них нет духовных обязательств. Они не боятся потерять семью, муж и жена знают, что в случае каких-либо серьезных разногласий, есть семейное право, которое регулирует имущественные отношения и регламентирует поведение супругов. Специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Чаще всего именно брачная пара является основой для создания семьи, но на сегодняшний день это не обязательное условие. Наиболее распространенной нетипичной формой семьи является так называемый гражданский брак, при котором отношения между мужчиной и женщиной официально не зарегистрированы. Или наоборот, брак может быть зарегистрирован, но супруги предпочитают жить отдельно, или допускают отношения на стороне.

Так же всё чаще встречаются неполные семьи в которых вовсе отсутствует один из родителей. Вследствие отсутствия одного из родителей, другому приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем, такие семьи часто испытывают трудности и сталкиваются с проблемами воспитания детей. Возникает такая семья по многим причинам, например, расторжение брака, смерти одного из родителей, или рождения ребенка вне брака. Сегодня многие материально обеспеченные и не зависимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание ребенка. Такие женщины не вызывают осуждения у общества, это все более становится привычным.

Мощным толчком для смены основ семьи, ее ролей, послужила эмансипация женщин. Теряется зависимость женщин от мужчин, они зарабатывают и трудятся на равных. Зачастую мужчины становятся материально зависимы от женщин.

Распространились и опекунские семьи. Многие пары не могут иметь детей в связи с экологическими проблемами, недостаточно серьезным отношением к своему здоровью или генетической несовместимостью. Такие семьи могут усыновить ребенка, причем как из своей страны, так и из другого государства. Опекунские семьи могут вызывать непонимание и неодобрение со стороны своего окружения и общества. Супруги должны быть готовы к такому серьезному шагу как усыновление, не только материально, но в первую очередь морально и психологически.

В современном обществе распространенной является ситуация, когда супруги в семье относятся к разным культурам. Происходит их смешение в одной семье. Здесь супругам важно понять, что им необходимо адаптироваться друг к другу, попытаться понять и принять культурные привычки и традиции. Чем ближе расположены друг к другу народы - как территориально, так и исторически, тем меньше у них проблем и споров. Если в семье произошел конфликт, то скорее всего именно по причине расхождения в культуре. Людям одного вероисповедания легче найти точки соприкосновения, общая религиозная культура во многом сказывается на взаимоотношениях.

Разное вероисповедание, привычки и традиции, отношение к определенным событиям становятся более заметнее при рождении и воспитании ребенка. Ребенку сложно воспринимать несколько культур сразу, ведь одна культура может противоречить другой. Наказывать -не наказывать, держать в строгости -или все разрешать, из -за подобных различий в воспитании конфликтуют родители, а ребенку сложно определится чью позицию занять. Супругам важно приди к единой манере воспитания, а так же привить уважение к обоим культурам. Смешанные семьи с интересом воспринимаются обществом. В каких-то странах они осуждаются, а где то наоборот, все привыкли к смешанным бракам, ведь они были и будут в нашем стремительно меняющимся мире.

В современном обществе все более распространены нуклеарные семьи. Расширенных семей почти не осталось. Это связано с тем, что молодые люди пытаются жить свободной и самостоятельной жизнью, без помощи родителей. Но зачастую, у молодых супругов еще нет собственного жилья и они вынуждены временно проживать с родителями, тем самым полагаясь на их помощь.

Чаще всего в современных семьях распространенной проблемой является отсутствие у родителей времени на общение с детьми в связи с занятостью. Желание человека работать и как можно дальше продвигаться по карьерной лестнице, в большинстве случаев вообще не предусматривает собой рождение ребенка. Сегодня сложно устроится на высокооплачиваемую работу, когда у тебя есть ребенок. И тут все более распространенной проблемой является не желание иметь детей вовсе.

Многие работают без отпусков и выходных, родители настолько увлечены своей работой и построением карьеры, что сами того не подозревая ставят работу на первый план. На воспитание детей у них не остается времени, а затем и желания. Тут на помощь родителям приходят всевозможные родственники, няни, но ребенок не получает должного внимания и опыта именно со стороны мамы и папы. Вследствие чего он перестает уважать и подчинятся родителям, а через некоторое время полностью становиться независимым.

Таким образом, в связи с изменениями в обществе происходят изменения в семье. Политическая, экономическая, демографическая и социальные сферы общества неизбежно сказываются на ячейке общества. Возникают новые формы и виды внутрисемейных отношений.

Современная семейная система достаточно простая, сегодня легко вступить в брак и так же просто развестись, социальные, правовые и религиозные барьеры сведены к минимуму. В современной семье очевиден переход от расширенной формы к нуклеарной. Возросло число повторных браков и семей где возраст между супругами существенно велик. Одной из тенденций развития семьи является падение рождаемости и уменьшения числа детей в семье, часто это связывают с тем, что оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры и самореализации. Так же наблюдается большой рост неполных, материнских и опекунских семей. Увеличение таких видов семьи как гражданский брак. Увеличивается число смешанных семьей, где супруги являются представителями разных культур.

Библиографический список:


1. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Эрос и личность: Философия пола и любви. - М., 1989.
2. Ильин И. А. Путь духовного обновления / Сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011.
3. По изданию: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1996.
4. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура/Сост. и вступ. Статья. А.Н. Николюкина.- М.: Республика, 1992.

Рецензии:

9.06.2015, 0:10 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия : Статья рекомендуется к публикации после доработки. 1. Откорректировать название статьи. Необходимо сузит тему. какая семья (молодая, межэтническая, неполная)? 2. Определить четко проблему исследования (новизну)Если правильно поняла из текста, то поднимается проблема трансформации ценностной ориентации в молодых семьях. 3. Вывод должен содержат приращение знание (авторскую новизну). 4. Писать о современной семье ссылаясь на источники 19-20 столетий странно. покажите статистические данные исходя из которых вы делаете те или иные умозаключения. Посмотрите работы Верещагиой А.В. по этой теме

То, что семья является основой общества, может быть доказано тем фактом, что во всем мире каждое общество структурируется по одной и той же схеме. Мужчина и женщина, вступают в брак и создаются семьи, которые образуют деревни, регионы и, в конце концов, страны. Страны образуют континенты, а все континенты составляют мир. Основой всего этого процесса является семья. Семья в современном обществе играет решающую роль , будучи образцом любви в трех различных аспектах:

  • любовь к детям;
  • любовь между мужем и женой;
  • любовь в продвижении нравственных ценностей.

Как взрослые люди, мы должны видеть модели вещей, которые важны для нашей жизни, особенно в отношениях между детьми и родителями. Дети узнают мир, наблюдая за моделями поведения других.

Семья функционирует таким же образом. Например, дети, которые видят, как их родители злоупотребляют алкоголем или производят насилие в отношении друг друга, повторяют эти действия. Роль семьи в современном обществе заключается в создании хорошей и правильной модели поведения. Библия учит нас, что земной отец должен является земным примером Отца небесного. Земной отец должен быть живым образцом терпения и доброты, проявляя любовь в отношениях к своим детям.

Одной из наиболее важных ролей семьи в обществе является любовь между мужем и женой.
В этот критический момент истории, когда в современном обществе моральные ценности снижаются, семья должна остаться их основой и способствовать продвижению в нашем, легко поддающемся дезинформации, обществе. Можно перечислить много значений, но основное внимание необходимо концентрировать на тех, которые являются горячими темами в современном мире:

  • блуд;
  • гомосексуализм;
  • аборт.

Семья должна быть моделью и демонстрировать тот факт, что сексуальные отношения имеют место только в браке между мужем и женой. Матери и отцы должны учить своих детей важности сохранения девственности до брака:

  • не существует такого понятия, как безопасный секс вне брака;
  • семья должна состоять из брака между одним мужчиной и одной женщиной;
  • любые другие брачные отношения являются вредными и опасными.

Семьи должны препятствовать аборту, потому что он забирает невинные жизни. Если общество прекращает свои будущие поколения, то кто будет здесь приветствовать будущее?

Семья играет решающую роль, имеющую потенциал и ответственность в оказании воздействия на все общество своим положительным примером. Родители должны проявлять любовь по отношению к своим детям, проводя время с ними и строить, личностные отношения. Супруги должны любить друг друга по образу Иисуса Христа.

Для того, чтобы выполнять свою роль в обществе семья должна воспитывать детей в нравственных ценностей, так чтобы они могли созревать и передать эти ценности для будущих поколений, делающих обществу безопасное и счастливое место для всех людей, чтобы жить!


Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1.Семья как институт социализации ………………..……………..……5

1.1 Понятие семьи ….………………………………………… ….…………..…9

1.2 Семья как посредник между социумом и индивидом:

основные ориентации…………………………….……………………………..16

Глава 2. Кризис семьи: основные подходы ………………………….………...19

2.1 Причины возникновения кризиса, и пути преодоления его в семье…….21

2.2 Семейная психотерапия …………………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы………………………………………….27

Введение

Актуальность темы заключается в том, что семья это базовый институт воспроизводства человеческих поколений, их первичной социализации, который оказывает огромное влияние на становление личности, обеспечивает качественное многообразие форм общения, взаимодействий человека в различных сферах жизнедеятельности общества. Дезорганизация этого социального института, особенно устойчивая и целенаправленная, несет реальную угрозу будущности того или иного общества, человеческой цивилизации в целом. Семья - особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Целью данной работы является изложить важную информацию о кризисах семьи в целом, как справляться с трудностями. Исходя из цели, выявлены задачи 1.изучить семью как институт социализации, 2.изучить кризис семьи, и пути выхода из него. Современная ситуация в Казахстане (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы казахстанской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов, но и для широкого круга общественности. Уникальность семьи состоит в том, что несколько людей самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающегося десятки лет, то есть на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в снижении роли репродуктивной функции семьи, уменьшении потребности в детях (это находит выражение в росте, малодетных семей - по данным социологов таких уже более половины), увеличении числа искусственных абортов. Растет число бесплодных супружеских пар (по данным ряда научных исследований их число достигает 15-20% к общему числу супружеских пар); увеличивается естественная убыль населения вследствие снижения рождаемости и превышения над ней смертности.

Глава 1 Семья как институт социализации

Семья как социальный институт имеет две особенности. Отметим, что семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью. 1

Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции: биологическое воспроизводство общества (репродуктивная), воспитание и социализация молодого поколения, воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи, сексуальный контроль, забота о нетрудоспособных членах семьи, эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).

Как уже выше отмечалось, семья в социологии рассматривается не только как социальный институт, но и как малая социальная группа. Каковы же отличительные признаки ее в последнем качестве? Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями. Во-вторых, в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности. В-третьих, семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп (они, как мы уже отмечали в теме по социальной структуре общества, разновидность малых групп) достаточно наличия общих интересов. 2

Итак, под семьей понимаются межличностные интересы между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Социальные функции семьи:

Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

Воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

Воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

Хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

Духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

Социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

Эмоциональная – получение психлогической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

В современных условиях все заметнее становится кризис семьи как социального института общества, пути выхода из которого пока неясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Причины такого кризиса имеют общий характер для всех индустриальных государств, есть порождением индустриальной цивилизации.

Современная демографическая ситуация требует разработки целевой программы развития брачно-семейных отношений и оптимизации процессов воспроизводства населения. Ее создание требует объединения усилий представителей различных отраслей знаний. Такая программа должна охватывать вопросы подготовки молодежи к семейной жизни, ее жилищного и экономического положения, оптимального сочетания людьми разных функций в семье, народном хозяйстве и обществе, некоторые проблемы социального обеспечения и мн. др.

Формирование и укрепление семьи – непростое дело. Семья как и вся окружающая действительность развивается через преодоление ряда противоречий объективного и субъективного характера. Среди противоречий можно назвать: сокращение рождаемости и падение прироста населения Украины, увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин, уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности, падение производительности труда в общественном и совершенно низкий уровень производительности в домашнем хозяйстве, возрастающие потребности семьи и ограничение возможности их удовлетворения и т.п., легкомысленное отношение к браку и семье, миф об особых качествах мужчины по сравнения с женщиной, забвение принципов чести, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент числа разводов.

Причины снижения рождаемости вплоть до малодетности порождены внесемейным характером индустриальной цивилизации. Они связаны с утратой семей прежде всего производственной функции, а затем и ряда других (передача опыта от родителей к детям, власти родителей над детьми, обеспечение в старости и т.п.). Ни характер труда, ни вознаграждение за труд теперь не зависят от наличия детей, ни от наличия семьи вообще. Скорее наоборот: малодетные выигрывают во всем перед многодетными.

Говоря о создании государством необходимых условий для развития семьи, важно определить главные функции и обязанности государства по отношению к семье: охрана семьи, защита от необоснованного вмешательства в ее дела.

В современных условиях охрана семьи возводится в ранг государственной политики через гарантированное право на труд каждого человека, каждой семьи. Эффективное использование трудового потенциала молодых семей один из важнейших путей современного этапа социальной политики государства. Именно подрастающее поколение практически единственный источник в государстве пополнения рабочей силы.

Не менее важным направлением укрепления семьи есть государственные меры, непосредственно направленные на стимулирование рождаемости, охраны материнства и детства, на сохранение здоровой семьи. Цель и целесообразность демографической политики состоит в том, чтобы пропорционально сочетать в семье воспроизводство, рождение детей и собственную жизнь родителей, учитывая социальные качества и гармоничное развитие личностей родителей и детей.

Укрепление здоровья людей, увеличение продолжительности активной жизни должны быть в центре демографической политики государства.

1.1 Понятие семьи

Поскольку семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества, как важнейший элемент его самоорганизации, необходимо четко определить, какое содержание включается в это понятие, в чем сущность семьи, каково ее глубинное назначение, тем более, что в научной и популярной литературе утвердилось представление, что эта первичная ячейка общества как специфическая форма организации личной жизни, быта и потребления призвана в первую очередь обеспечить воспроизводство населения, а то и детопроизводство. Такой акцент на демографической стороне этого многослойного и многофункционального социального организма уводит от понимания внутренних противоречий его развития, истоков и механизмов кризиса.

Семья - это сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность ее в том и состоит, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. В структуре семьи можно условно выделить три взаимосвязанных блока отношений: 1 - природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные; 2-экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности; 3-духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения. Только совокупность названных связей в их единстве создает семью как особое социальное явление, ибо не может считаться семьей естественная близость мужчины и женщины, не закрепленная в правовом отношении и не связанная общностью быта и воспитания детей, поскольку это не что иное, как сожительство. Экономическое сотрудничество и взаимопомощь близких людей, если они не основаны на узах брака и родства, также не являются элементом семейных отношений, а только деловым партнерством. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины ограничивается дружбой, если отношения между ними не принимают свойственную семье форму развития.

Как видим, только совокупность названных отношений в рамках единого целого представляет собой семью. Отношения эти очень разнородны, противоречивы, а порой и не совместимы, поскольку выражают духовное и материальное, возвышенное и будничное. В силу этого семья как сложное социокультурное явление заключает в себе как факторы развития, так и источники противоречий, конфликтов, кризисов. В то же время, чем полнее реализуется в семейном союзе совокупность разнородных отношений, чем теснее их взаимосвязь, тем прочнее семья. Всякое же ослабление, свертывание, выпадение одной из подсистем целостного комплекса связей отрицательно сказывается на устойчивости семьи, делает ее более уязвимой для разрушительных тенденций.

И хотя семья с момента своего возникновения, будучи изначально сложным социальным явлением, органически включала в себя и природно-биологические, и нравственные, психологические, и экономические аспекты жизнедеятельности, влияние их на организацию ее жизни на протяжении развития человеческого общества было далеко не однозначно.

В первобытном обществе семья отпочковалась от рода на основе преимущественно заботы о детях, обеспечения их выживания. Период цивилизации порождает патриархальный тип семьи, который можно определить как семью-домохозяйство, в которой доминирует общее ведение хозяйства при сохранении многообразия прочих связей. К средним векам относится возникновение в Европе современного типа супружеской семьи, в которой при всей важности целостного комплекса разнообразных связей в супружеских отношениях ощутимо нарастает роль и значение духовных, нравственно-психологических начал.

Безусловно, изменение это проявляется лишь как тенденция, ибо и для современных молодых людей в основе семейного союза могут лежать разные социально значимые ценности, как и различное понимание сущности и назначения семьи. Она может создаваться на разных ценностных основах: и по расчету, и на романтических побуждениях, и как духовный союз или союз - товарищество, скрепленный единством взглядов, отношениями дружбы и взаимоуважения и т.п.

И все же большая часть молодых людей, как свидетельствуют исследования социологов, заключают браки по любви, отдавая предпочтение нравственно-психологическим и духовным отношениям в семье. Утрата чувств любви при этом рассматривается как достаточное основание для развода.

Однако стремление создать семью, основанную на любви, еще не гарантирует ее от возникновения конфликтов и кризисов. Более того, оно неотвратимо ставит человека перед духовно-нравственным выбором: удовольствия и беспечность или долг и ответственность, эгоцентризм или способность поступиться своими желаниями, интересами, и в конечном итоге стремление обеспечить личную независимость или готовность корректировать свое поведение, привычки, сложившийся уклад жизни в интересах единства семьи. Нередко этот выбор делается не в ее пользу. Статистика показывает, что разводов меньше в семьях, созданных по расчету, а не по любви. Здесь изначально отношения между супругами развиваются на конкретной, приемлемой для обоих основе, лишены непредсказуемости и завышенных требований.

Так что же, любовь не может быть надежным основанием для семьи? Надо сказать, что это специфическое, уникальное чувство всегда завораживало своей загадочностью, непостижимостью рациональным рассудком. Есть разные подходы к его объяснению. Теория "крылатого эроса" А.Коллонтай определяет любовь как неустойчивое чувство, легко приходящее и столь же легко уходящее, "как ветер мая". Создатель русской физиологической школы И.М.Сеченов в книге "Рефлексы головного мозга" исследует любовь с точки зрения физиологии. Он объясняет ее как аффект, страсть, которые не удерживаются длительное время, по крайней мере не более нескольких месяцев. Такие же или подобные точки зрения можно встретить как в современной литературе, так и в практике отношений нынешней молодежи.

Очевидно, что это понимание любви не может быть положено в основу анализа семейных отношений, поскольку вытекает из объяснения природы этого чувства у отдельного его носителя - автономного человека.

Чувства человека нельзя рассматривать изолированно от влияния социума: его традиций, моды, обычаев, нравов и т.п. Человек - существо социальное. Он живет в обществе, которое само состоит из множества сообществ: ассоциаций, социальных институтов, объединений, группировок, больших и малых коллективов, находящихся между собой в определенных взаимоотношениях. Весь этот живой, динамичный социальный фон отражается не только на сознании, но и на характере чувств человека, его поведении, ценностных ориентациях. Он же в значительной степени влияет на "микроклимат" семьи, характер отношений между супругами: может задавать высокий нравственный настрой или же распространять на семью метастазы болезни общества, усиливая ее неустойчивость.

Здесь, на наш взгляд, содержится принципиальный момент, касающийся методологии анализа проблемы: искать ли истоки кризиса семьи в индивидуальных характерах супругов, их личностных качествах или же рассматривать семью как неотъемлемую часть в первую очередь того социального образования, из которого она вырастает и черты которого наследует и несет в себе.

Таким образом, мы вступаем в сложный мир такого практически забытого социального явления, как род. Именно он порождает семью, задает ей ориентиры развития, выпускает в самостоятельную жизнь и в то же время продолжает удерживать ее множеством незримых нитей в сфере своего влияния. Каждая семья на древе рода - это важная почка, которая, развиваясь, приносит в общую копилку рода свой опыт, энергию и знания, комплекс разнообразных качеств и свойств души и тела, которые входят, как говорится, в плоть и кровь рода, в его генетический фонд. При этом сама семья получает необходимую поддержку рода во всех планах бытия: материальном, нравственном, духовном.

Надо иметь в виду, что семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии. Она несет в себе не только их физические качества (цвет волос, глаз, форму носа, пропорции тела и т.п.), но и питается от их духовного источника. Устремленность к высшим идеалам или, напротив, заземленность устремлений, альтруизм или эгоизм, совестливость или душевная черствость у молодых людей часто имеют родовые корни. Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее.

Сущность и смысл семьи, таким образом, состоит не просто в воспроизводстве населения или детопроизводстве, как считают некоторые социологи, а в продлении рода в самом широком смысле слова. Семья выступает как связующее звено поколений рода во всех планах бытия. Через нее род развивает заложенные в его природе душевно-духовные качества. Через семью род реализует себя, свое назначение, воплощает, выражает и развивает свою физическую, психологическую, духовно-нравственную сущность, материализуется в ее действиях, образе жизни.

При таком подходе каждая конкретная семья перестает восприниматься как социальное явление, имеющее и начало, и неизбежный конец. Она получает еще одну систему координат, отражающую по вертикали глубину и прочность связей с родом (в том числе и на генетическом уровне) как носителем общего социального опыта, мудрости, социальных ориентиров и ценностей, наконец, самого духа рода. В памяти рода, в его вере семья обретает бессмертие. Освещенный светом высших духовных начал, человек в ней поднимается над природно-биологическими инстинктами, преодолевает свой эгоцентризм.

Преимущества этого подхода в том, что он позволяет акцентировать внимание не на частных проявлениях проблемы семьи, а видеть ее в контексте развития того социума, из которого она вырастает.

Семью, ее происхождение, сущность изучают многие науки: социология, политическая социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. В литературе можно найти разные определения семьи.

А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединения людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию. Ее основные признаки:

а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;

б) совместное проживание в одном помещении;

в) общий семейный бюджет.

Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием.

И другие признаки не так уж четки: сколько времени надо прожить совместно, какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает весь семейный бюджет и т.д. И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе взаимоотношений, которая превращает семью в особое духовное образование.

Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет стержень семьи.

Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, ведущее место в нем принадлежит морали. Многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.

Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля. Своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак есть нравственные нормы, обобщенные в практике современной семьи:

Регистрация брака соответствующими государственными органами есть не только юридический акт, но и форма принятия моральных обязательств, вытекающих из брака. Есть сотни тысяч семей, не зарегистрированных в органах ЗАГСа. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен подчиняться законам брака:

Морально оправданным есть тот брак, который заключается по взаимной любви;

Решение о вступлении в брак должно принадлежать только вступающим в него;

Необходимо быть социально и психологически подготовленным к вступлению в брак.

Нравственно регулируется не только вступление в брак, но и развод.

Если между супругами исчезли взаимные уважение, дружба, любовь и семья не выполняет свои функции, то расторжение брака есть нравственным. Здесь развод лишь официально фиксирует то, что уже произошло – распад семьи.

В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.

Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов – основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.

Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами.

1.2 Семья как посредник между социумом и индивидом: основные ориентации

Общепризнано, что семья является своеобразным посредником, медиатором между индивидом и обществом. В точном соответствии с идеологиями традиционных обществ наука (в том числе и психологическая наука) акцентировала лишь один аспект посреднической функции семьи, - ее посредничество воздействий социума на индивида, обеспечение развития социума посредством адаптации (ролевой и культурной) индивида к социуму. Однако семья, как такой посредник, может решать (и всегда решала!) и другой класс задач: семья является также посредником между индивидом и социумом в процессе развития, самоактуализации индивида как такового. 1

Специфика социо-центрированной семьи состоит в том, что она обладает очень четкой избирательностью при осуществлении всех своих функций: семья транслирует и формирует только те ценности, которые являются социально приемлемыми и социально одобряемыми в данном конкретном социуме, в данной конкретной социальной группе. Эта избирательность, селективность семьи означает также, что сам способ ее функционирования обеспечивает принятие в ее членах только таких качеств и проявлений, которые, которые отвечают стандарту социально приемлемого и одобряемого. Если сформулировать это положение на психологическом языке, то можно сказать, что социальная ориентированность семьи предполагает, что она изначально принимает только "персоны" (К.Юнг) своих членов, т.е. только социально приемлемые фрагменты опыта человека, являющегося в действительности гораздо более содержательной и многоаспектной психической тотальностью.

Иначе говоря, социальная ориентация семьи предполагает не только селективность, но и частичность, фрагментарность в осуществлении ее посреднических функций в триаде "социум - семья - индивид".

Следует также отметить, что данная ориентация семьи предполагает также существование особой "латентной концепции" психического развития, которое понимается исключительно как социализация, обеспечиваемая механизмом усвоения (интериоризации) социальности, т.е. процессом своеобразной актуализации, воспроизводства социальности во внутреннем мире индивида. Основным регулятивом в данном процессе выступают "системы ценностей" социума.

Так можно охарактеризовать социальную ориентацию семьи в ее посреднических функциях, в ее роли посредника между социумом и индивидом.

Если же рассмотреть семью как систему конкретных межличностных отношений и общений, то ее социальная ориентация обнаружит себя в следующих основных коммуникативных установках.

Первую из этих установок можно назвать "условным принятием": принятие любого проявления индивида в такой семье возможно лишь на вполне определенных условиях. Коммуникации в социо-центрированных семьях всегда имеют следующий подтекст:"Если ты..., то я...". 1

Вторая установка характеризует систему эмоциональных связей между членами семьи. В социо-центрированных семьях эмоциональные отношения и состояния постоянно варьируют в следующем континууме:"идентификация - симпатия - антипатия - ненависть". Динамика эмоциональных состояний в рамках данного континуума отражает динамику условного принятия членами семьи друг друга. Полное принятие означает здесь отождествление с другим человеком, утрату себя; полное непринятие, напротив, проявляется как утрата партнера по общению, как превращение этого "партнера" во врага. В тех случаях, когда партнер лишь частично соответствует выставляемым условиям общения, он может быть либо симпатичен (как соблюдающий большинство условий), либо антипатичен (как игнорирующий большинство этих условий).

Третья коммуникативная установка характеризует отношение члена семьи к самому себе, его аутокоммуникацию. Доминирование социальной ориентации в семье неизбежно связано с вытеснением индивидом из своего самосознания (Я-концепции) всего, что так или иначе расходится с содержанием его персоны. Иначе говоря, самопринятие человека также оказывается условным: чем более частично заданной оказывается персона человека, тем больше своих качеств ему приходится вытеснять из сознания и тем больше становится его "тень». 2

Все эти три коммуникативные установки можно суммировать в одной характеристике общения в рамках социо-центрированной семьи - это интерперсональное общение, т.е. общение, осуществляющееся между персонами, принадлежащими разным членам социо-центрированной семьи.

Доминирование социальной ориентации характерно для т.н. традиционной семьи или для семьи, по преимуществу являющейся структурным элементом традиционного общества. Такая семья представляет собой закрытую и статичную систему фиксированных и взаимодействующих по особым правилам персон (масок и ролей). Развитие такой семьи выступает как усложнение комплекса взаимодействующих персон, как персонализация ее членов и как комплексирование разыгрываемых ими ролей. Иерархия в такой семье определяется и задается ролями, а границы семьи определяются как внепсихологические (правовые).

Таким образом, социо-центрированную семью можно определить как семью личностно-центрированную. Такая семья является эффективным посредником в процессах формирования социумом личности человека, складывающейся из его персоны и тени (или, точнее, - из мозаики его субперсон и субтеней).

Итак, основная функция социо-центрированной или традиционной семьи состоит в формировании личности (внешнего Я) человека.

Глава 2.Кризис семьи: основные подходы

Кризис семьи во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. Исследования, ведущиеся на стыке социологии и психологии со всей убедительностью показывают, что: "Радикальный переворот в системе социальных связей человека во многом обусловлен процессами, усложняющими социально-групповую структуру общества. Большие и малые группы, основанные на социально-экономической дифференциации общества, все более теряют свою роль пространства, в котором замыкаются непосредственные отношения между людьми, формируются их мотивы, представления, ценности. ... значительно ослабевают связи между каждой из такого рода групп, ее "низовыми", первичными ячейками и личностью.

Как правило, причины кризиса семьи усматриваются большинством специалистов (особенно не психологов) во внешних (социальных, экономических, политических, идеологических, экологических и даже биолого-генетических) факторах. Данный подход к определению причин кризиса семьи можно назвать социологическим (в широком смысле) и адаптивным: семья рассматривается здесь как неизменная данность, существующая в изменяющихся внешних условиях; кризис семьи - результат действия неблагоприятных внешних влияний; преодоление этого кризиса видится в создании оптимальных (наиболее благоприятных) условий для функционирования семьи. Подобный подход к пониманию природы, функций и назначения семьи долгое время был доминирующим, и лишь в самое последнее время он начинает критически переосмысляться. 1

На первый взгляд, рассмотрения кризиса семьи представляется парадоксальным, поскольку оказывается, что оптимизация (улучшение) социальных условий ведет не к уменьшению, но, напротив, к увеличению числа семейных проблем, не к ослаблению, но, напротив, к обострению кризиса современной семьи.

Констатация данного парадокса является, одновременно, непреодолимым тупиком для исследований, реализуемых в логике социологического подхода.

Наряду с данным традиционным подходом к кризису семьи существует также иное, прямо противоположное видение данной проблематики. Это видение можно назвать экологическим: семья рассматривается как достаточно автономная подсистема в системе взаимоотношений "социум - семья - индивид", причем сама семья также является сложной системой интер- и транс-персональных взаимоотношений, существующих между ее членами. Это видение можно назвать также психологическим: семья как определенная система внутренних, психологических, интер- и транс-персональных отношений существует, конечно же, в изменяющемся мире, в изменяющихся социальных (в самом широком смысле этого слова) условиях, однако сама семья тоже развивается (причем это развитие ни в коем случае нельзя определять лишь негативно, редуцировать до отклонений от некоего стандарта, образца или понимать как производное, вторичное).

2.1 Причины возникновения кризиса, и пути преодоления его в семье

Во-первых, как уже отмечалось, кризис семьи - это проявление смены ее социальной ориентации на ориентацию гуманную, переход от социо- к человеко-центрированной семье. Если рассматривать кризис семьи в данном аспекте, то в этом кризисе должна быть преодолена социальная ориентация семьи как ее доминирующая ориентация.

Во-вторых, этот кризис есть проявление кризиса идентичности современного человека, основной характеристикой которого является его ложное самоотождествление со своей персоной, с "позитивным" компонентом своей личности, а не со своей подлинной сущностью, имеющей транс-персональную природу. Подобное рассмотрение кризиса семьи дает возможность говорить о преодолении этого ложного самоотождествления, что неразрывно связано с процессами индивидуации и аутентификации отдельных людей.

И, наконец, в-третьих, кризис семьи можно рассматривать как ее освобождение от такой ее наиболее институциализированной формы, какой является социально санкционированный брак. Действительно, что собственно чаще всего преодолевается в каждом конкретном семейном кризисе? Как правило, преодолевается определение семьи через систему брачных отношений, преодолевается брак как таковой. Семья как система отношений конкретных людей может испытать при этом очень сильные напряжения и деформации, но как таковая она не преодолевается и, на наш взгляд, не может быть преодолена в принципе. 1

Иначе говоря, маргинальная семья является такой "экспериментальной площадкой", на которой идет непрекращающийся эксперимент, во-первых, с социальной ориентацией семьи, во-вторых, - с личностью каждого ее члена и, в-третьих, - с браком как наиболее институциализированным, социальным, формальным и ролевым аспектом семейной жизни.

Представленный в данной работе ракурс рассмотрения эволюции межличностных отношений в современной семье позволяет, на наш взгляд, обозначить в самом первом приближении ту искомую и единственную траекторию развития семьи, которая выводит ее из маргинальной кризисной ситуации. Данная траектория может быть намечена тремя основными вехами: отказ семьи от служения обществу в пользу служения человеку; отказ семьи от служения личности человека в пользу служения его сущности; отказ семьи от социально санкционированного брака как интерперсонального отношения в пользу сущностно санкционированной любви как отношения транс-персонального.

2.2Семейная психотерапия

Семейная психотерапия как самостоятельная научно-практическая отрасль психотерапии оформилась в середине XX века. Ее возникновение есть, одновременно, и проявление кризиса семьи, и попытка найти новые, нетрадиционные способы и методы помощи семье:"... именно в тот период, когда распад семьи стал реальной угрозой, получила свежий импульс семейная терапия как своеобразный метод лечения семьи. Вместе с психологией развития и социальной психологией она пытается создать новую психологическую основу для понимания семьи.

Подобно тому как традиционная индивидуальная психотерапия изначально тяготела к "медицинской модели" "нормализации" экспертом дефектного функционирования личности, выпадающей из социального контекста, семейная терапия также проектировалась и строилась на идеях гомеостаза и адаптации. В наиболее полном отечественном руководстве по семейной терапии эта научно-практическая дисциплина определяется следующим образом:"Семейная терапия является областью психотерапии, охватывающей изучение семьи и воздействие на нее с целью профилактики, лечения заболеваний, а также последующей социально-трудовой реабилитации. Методы семейной психотерапии применяются прежде всего при непсихотических психогенных нарушениях (неврозах, острых аффективных и суицидальных реакциях, ситуативно обусловленных патологических нарушениях поведения), при алкоголизме, наркоманиях, психопатиях, психозах и психосоматических заболеваниях. 1

Будучи областью психотерапии, т.е. системы "лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного", семейная психотерапия включает описание методов, показания и противопоказания к их использованию, изучает условия их применения при лечении различных заболеваний, оценку эффективности, вопросы подготовки психотерапевтов. Однако наряду с этим в семейную психотерапию входит ряд дополнительных аспектов, не рассматриваемых другими отраслями психотерапии, - это функционирование семьи в норме, виды семейных нарушений, их профилактика, влияние на психическое и соматическое здоровье ее членов, диагностика нарушений жизнедеятельности семьи. В семейную психотерапию входят все разделы, которые составляют любую отрасль медицины: норма, патология, диагностика, методы лечения и т.д."

"Развитие семейной психотерапии происходит в тесном взаимодействии с другими отраслями психотерапии, прежде всего индивидуальной и групповой, что вполне закономерно. Сходны цели указанных отраслей психотерапии - лечение профилактика, реабилитация".

В рамках подобного "медицинского подхода" семья рассматривается прежде всего как группа людей, особым образом функционирующая в социальном контексте, а не как развивающаяся по своей логике система межличностных отношений. Здесь на первый план выходят вопросы, связанные с определением "нормальных" и "нарушенных" функций, структуры и динамики семьи. 1

Семейная терапия, призванная "навести порядок в семьях", оказывается, в конечном счете, человеко-центрированной психологической практикой. И в этом своем качестве она призвана, на наш взгляд, содействовать тем гуманистическим тенденциям в развитии современной семьи, которые трансформируют ее традиционную базовую социо-центрированную ориентацию в ориентацию человеко-центрированную. 2

Заключение

Почти всеми социологами разделяется точка зрения о том, что последняя четверть ХХ в. отмечена кризисом семьи как социального института. В своей сущности этот кризис означает, что семья утрачивает в значительной степени свои традиционные функции (репродуктивную, воспитательную и гедонистическую). Еще один наиболее существенный показатель кризиса семьи - резко возросшее количество разводов. Изучая их с точки зрения причин и последствий, социология установила, что легкость и частота разводов стали основным фактором возникновения нетрадиционных форм и стилей семейной жизни. Становится обычной монородительская семья, состоящая из детей и одного из родителей (чаще всего матери). Но, как подтверждают исследования, кризис семьи не сопровождается отрицанием большинством людей ее ценности, равно как и ценности брака. В современном обществе идет формирование новых ценностных ориентаций в отношении форм, стилей и образцов семейно-брачного поведения. С этим и связаны тенденции развития семьи в начале ХХI в. Основой семьи является брак. Под институтом брака, как правило, понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак имеет санкционированный характер, то есть признаваемый обществом, которое берет на себя определенные обязательства по его защите и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым за будущее семьи. Общество, признавая в определенной культурной форме законность брака, оказывает материально-финансовую помощь семье, особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей. В обществе проводится соответствующая семейно-демографическая политика. Итак, семья, основой которой является брак, представляет собой один из важнейших социальных институтов, придающих обществу стабильность и способность восполнять население в каждом последующем поколении. Одновременно семья является малой (первичной) социальной группой, сплоченной и устойчивой ячейкой общества, фокусирующей в себе все главное, что происходит с обществом. На протяжении своей жизни человек входит во множество самых разных групп, но семья остается той социальной группой, которую он никогда не покидает. Не менее важным направлением укрепления семьи есть государственные меры, непосредственно направленные на стимулирование рождаемости, охраны материнства и детства, на сохранение здоровой семьи. Цель и целесообразность демографической политики состоит в том, чтобы пропорционально сочетать в семье воспроизводство, рождение детей и собственную жизнь родителей, учитывая социальные качества и гармоничное развитие личностей родителей и детей. Укрепление здоровья людей, увеличение продолжительности активной жизни должны быть в центре демографической политики государства.

Список использованной литературы

1. Дилигентский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.

2. Каган В.Е. Психотерапия и реальность (вместо послесло- вия) // В кн. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993.

3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985.

4. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии, 1995, N 2.

5. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993.

6. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1989.

1 Дилигентский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994., с. 73.

2 Дилигентский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994., с. 89.

1 Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии, 1995, N 2. , с. 132.

обществе . Роль религии ощущается не только... И православие, и католицизм признают семь христианских таинств: крещение, миропонимание, ... лет. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В...
  • Роль идеологии в современном обществе

    Реферат >> Социология

    10 РОЛЬ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ С.Г.ПАРЕЧИНА Государство... признать важность идеологии в современном обществе . Вторая волна деидеологизации связана... к семье , национального патриотизма и религии, которую они исповедуют»10. «Современное государство...

  • Социальные проблемы молодых семей в современном обществе

    Дипломная работа >> Социология

    ... семей в современном обществе 1.1 Понятие и общая характеристика молодой семьи Существует множество дефиниций семьи , выделяющих в качестве семье ... лицемерие во взаимоотношениях старших членов семьи . В современной семье роль и значение матери в семейном...

  • Проблемы определения ролей мужчин в современном обществе

    Реферат >> Социология

    Жизнь сложных современных обществ , Маргарет Мид предупреждала, что мужская роль кормильца семьи "может быть... . Роли мужчин в современном обществе 2.1 Три мужские потребности (роли ) Для того чтобы добиться успеха в созидании семьи ...

  • Проблемы изменения семьи в современном обществе

    Реферат >> Социология

    Играет более эффективную роль в подготовке детей к исполнению в будущем ролей взрослых. В целом, и в отечественной... , вызвав характерные изменения в функциях и структуре семьи . Современное общество уже не в состоянии дать однозначной...



  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями: