Что такое ребенок в психологии. Детская психология

Когда родители впервые сталкиваются с непослушанием ребенка, первой реакцией может быть злость и желание приструнить маленького бунтаря. Испытывать подобные эмоции для взрослых так же нормально, как и то, что дети капризничают и учатся отстаивать свои границы.

Ребенку необходимо правильно проходить возрастные кризисы, чтобы его личность развивалась гармонично. Возрастные кризисы ребенка влияют на атмосферу в семье, поэтому занятия психолога с детьми помогут правильно пройти эти этапы, сохранив теплые отношения между родителями и ребенком.

Почему полезны психологические занятия с детьми

Занятия с психологом для маленьких детей необходимы в случае замедления темпов развития.

Если ребенок начинает заметно отставать от сверстников в развитии речи, памяти, умении обслуживать себя или ему сложно выражать свои эмоции, то психологические занятия с детьми скорректируют этот процесс.

Психолог для ребенка 3 лет - кризис «Я сам»

Кризис трехлетнего возраста - один из самых известных возрастных этапов. Период, когда ребенок начинает разделять себя и окружающий мир. Первый бунт непослушания, его еще называют периодом «Я сам». Этот возраст - настоящее испытание для родителей. Занятия с психологом для ребенка 3 лет помогут более комфортно пройти кризис и поддержат малыша. Помощь детского психолога для ребенка 3 лет в это время важна, ведь именно сейчас закладываются базовые личностные ценности - уверенность в себе, самодостаточность, умение принимать самостоятельные решения.

Для родителей важно объяснить ребенку рамки его поведения. Если этого не сделать, то в подростковом возрасте дети будут иметь проблемы в общении со сверстниками и зависеть от мнения более уверенных в себе товарищей.

Занятия психолога с дошкольниками

В разном возрасте ребенку необходимо решить разные личностные задачи. Занятия с психологом для ребенка 4 лет будут отличаться от работы психолога для ребенка 5 или 6 лет. В возрасте от 4 до 6 лет дети начинают более активно познавать мир. Занятия психолога с детьми от 4 до 5 лет помогают развивать познавательные навыки - внимание, мышление, речь, восприятие и воображение. Это помогает детям подготовиться к обучению в школе и лучше усваивать учебный материал. Психолог для ребенка 6 лет помогает развивать навыки общения и коммуникации со сверстниками, что поможет в дальнейшем социализироваться и заводить друзей.

Каждый человек - неизведанная вселенная, которую сложно познать. В отчаянье мы начинаем изучать психологию. Что-то становится проще понять, а что-то так и остается загадкой. Конечно, общий язык проще найти с кем-то похожим на тебя. Поэтому люди и группируются по разным схожим качествам. А что же с детьми? Они совсем не похожи на нас, взрослых. Психология для детей - попытка вернуться в прошлое и найти в своем ребенке, в первую очередь, хорошего друга.

Детская психология



Да, у нас у всех был опыт в сфере «Я ребёнок» длиною 13-15 лет. Но большую часть впечатлений и взглядов нам уже не вспомнить. А детская психология - очень запутанная сфера. Но, хоть немного разобравшись в ней, вы можете построить положительные отношения со своим чадом. Детское мышление - довольно изученная область. Поэтому, если ваш ребёнок непослушен или врет, такое поведение можно исправить. Важно успокоиться и понять суть проблемы. А тогда уже принимать конкретные действия.

Итак, начнем с вранья. Вспомним доктора Хауса: «Все лгут». И дети - не исключение. Чаще всего ребёнок лжет, чтобы избежать наказания. Причина таится в серьезных наказаниях родителей или в чрезмерных ожиданиях от ребёнка. Боясь огорчить маму и папу, маленький мальчик соврет, сказав, что убрал в комнате, пусть даже это не так. Лучший способ избежать этого - мотивация к действию и объяснение, что кричать и ругать ребёнка за несоблюдение указаний, никто не будет.

Дети, которые уже состоят в определённой социальной группе, могут лгать из-за необходимости понравиться окружающим. Им хочется «быть крутым» в глазах сверстников, поэтому они выдумывают и преувеличивают разные истории и факты. Если такое явление нечастое - переживать не стоит. Но в случае постоянного желания ребёнка придумывать и привирать, следует обращать на него больше внимания, чаще разговаривать. Проблема искусственного повышения самооценки кроется в недовольстве собой и своим социальным положением. Узнайте, почему ваше дитё чувствует неполноценность.

Самый активный возраст, в котором дети врут - 9-13 лет. В этот период они начинают понимать, что в жизни есть много ограничений, которые не всегда можно соблюдать. Родители перестают быть абсолютным авторитетом. Такой протест в поведении ребёнка родители должны пережить вместе с ним. Нужно показать, что они всегда поддержат и никогда не бросят. Не бойтесь разрешать своим детям иногда переходить дорогу на красный свет или списывать в школе. Наоборот, подскажите, как это лучше сделать, причинить себе меньше вреда. Представьте, как ваше чадо будет гордиться такими прогрессивными и понимающими родителями.

Но если вы подходите к порогу переходного возраста, будьте крайне осторожны. Именно сейчас ребёнок учится быть самостоятельным и пытается найти себя. Дети в это время врут из-за потребности отъединиться от родительской опеки, они устанавливают личные границы. От вашей чрезмерной заботы, ребёнок начинает врать и скрывать свои эмоции и события в жизни. Не обойтись вам и без грубости в разговорах. Важно не настаивать на своей опеке, а освободить пространство для естественного формирования личности. Не беспокойтесь, в случае любой проблемы, ваше чадо все равно обратиться за помощьюименно к вам. Этот период важен не только в жизни каждого ребёнка, но и в жизни родителей. Пришло время понять, что ваше дитё будет учиться жить на своих ошибках, а вы не сможете оберегать его всю жизнь.

Но если ребёнок уже чересчур часто и активно лжет, значит, он переживает определённые проблемы в семье очень тяжело. Ложь может сопровождаться разными пакостями. В таком случае, задумайтесь над своими методами воспитания и общения с детьми. Они могут врать из-за отчаяния, подсознательно пытаясь показать, что с ними что-то не так, нужна помощь. Нередко причиной такого поведения становятся изменения в семье, например, развод родителей.

Детская психология видео



Психология детей много в чем подобна психологии взрослого человека. Чтобы найти контакт со своим ребёнком нужно найти в нём друга для себя и стать ему надёжным и любящим другом. Как это сделать?

Во первых, принимайте активное участие в жизни своего дитяти. Но ваш интерес должен быть искренним, иначе игра не стоит свечей. Узнайте, какой цвет ему или ей нравится больше всего, кем хочет стать в детстве и кому собирается слать валентинку в садике. Вместе играйтесь, рисуйте. Ваш ребёнок - ваше продолжение, поэтому вы наверняка найдете много общих интересов и взглядов, даже если вашему маленькому чуду всего 4 годика.

Больше шутите и развлекайтесь вместе! Своим оптимизмом вы не только подарите ребёнку приятные воспоминания на всю жизнь, но и окажете ему неимоверную поддержку. Кстати, таким образом, вы улучшите к лучшему и свою жизнь, ведь позитив помогает справляться с трудностями.

Больше разговаривайте, объясняйте все ситуации, с которыми сталкивайтесь. Не хотите, чтоб ребёнок вам лгал - не врите ему сами. Дети очень чувствительны к неискренности. К ним нужно относиться, как к взрослым. Они оценят это и будут преданны. А вы откроете для себя, насколько дети могут быть взрослыми.

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

Кафедра общей психологии

ЗАДАЧИ ОБЛАСТНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОЛИМПИАД ПО ПСИХОЛОГИИ

Нижний Новгород

Задачи областных студенческих олимпиад по психологии/ Сост. Т.Н. Князева, Т.Л. Шабанова, Н.В. Фомина, Ю.И. Кузнецова, М.Б. Батюта – Н.Новгород: НГПУ, 2010. -28 с.

Данное пособие, составленное преподавателями кафедры общей психологии НГПУ рекомендуется студентам 2-5 курсов психологических и непсихологических специальностей НГПУ и других вузов города и области. Оно нацелено на закрепление и расширение студентами знаний в области общей, возрастной, социальной и педагогической психологии.

Составители – Т.Н. Князева, д.пс.н, зав. кафедрой общей психологии, Т.Л.Шабанова, к.пс.н., доцент, Н.В. Фомина, к.пс.н., доцент, Ю.И. Кузнецова, к.пс.н., доцент, М.Б. Батюта, к.пс.н., ст. преподаватель.

Нижегородский государственный педагогический университет

Пояснительная записка

На протяжении ряда лет на базе кафедры общей психологии Нижегородского государственного педагогического университета проводятся областные студенческие олимпиады по психологии.

В предлагаемом сборнике собраны задания областных студенческих олимпиад за период с 2006 по 2009 год. Задания для группы А предусматривают более профильный материал, так как предназначены для студентов психологических факультетов. Задания группы Б предлагаются студентам непсихологических специальностей.

Сборник содержит также ответы ко всем заданиям, представленные в обобщенном виде.

Областная студенческая олимпиада 2006

группа А

Задание 1.

Прокомментируйте следующее мнение. Приведите по 3 довода «за» и «против».

Психология – это не наука, а самая что ни на есть житейская практика! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих – чем не психологи? Войти в доверие, вовремя соориентироваться на ваши слова и состояния, заставить разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а потом воспользоваться всем эти – да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться!

Задание 2.

Какие общепсихологические закономерности были выведены из эмпирического материала детской психологии? Верно ли это? Почему так происходит? Попробуйте подтвердить это на примере любой интересной для вас концепции.

«Всякая хорошая психология начинается с … детской психологии», - так П.Я.Гальперин неоднократно говорил на своих лекциях.

Задание 3.

Ответьте на один из неоднозначных вопросов психологической практики. Что более значимо для практикующего психолога: теоретическая профессиональная подготовка, большая практика или вера в себя?

Задание 4.

Определите, какие из приведенных высказываний принадлежат квалифицированным, а какие непрофессиональным психологам?

Свой ответ аргументируйте.

А) У меня дар, талант понимать людей, этого никто не может отрицать

Б) Я обязательно помогу вам изменить себя

В) Вы можете рассчитывать на мои профессиональные знания и опыт

Г) Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая женщина думает о смерти.

Задание 5.

С какой из пословиц Вы согласны в большей степени? Вспомните психологическую концепцию, которая касалась проблемы, обозначенной в этих пословицах.

В русском языке есть две, казалось бы, противоречащих друг другу пословиц:

Человек – кузнец своего счастья

От тюрьмы и от сумы не зарекайся.

группа Б

Задание 1.

Прокомментируйте следующее суждение о психологии. Можно ли с ним согласиться и почему?

Единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение.

Задание 2.

Из указанных в скобках слов выберите те (то), которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

* Образец: психика - мозг.

Темперамент: … (характер, эмоции, тип нервной системы, знания, отражение)

Задание 3.

Из перечисленных понятий постройте логические ряды так, чтобы каждое последующее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим:

Психика, суждение, логическое познание, отражение, сознание.

Задание 4.

«Переведите» на психологический язык известное высказывание Л.Н.Толстого:

«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. А от зародыша до новорожденного – пучина».

Задание 5.

Представьте, что вы – президент частной фирмы. Лиц каких типов темперамента вы хотели бы видеть на следующих должностях и почему?

Ваш заместитель

Агент по связям с общественностью

Бухгалтер

Областная студенческая олимпиада 2007

группа А

Задание 1.

Познакомьтесь с приведенными точками зрения. Согласны ли вы, что принцип детерминизма в психологии исчерпал себя как научная парадигма? Приведите аргументы «за» и «против».

К. Роджерс, основываясь на своей терапевтической практике, пришел к выводу, что чем дальше и успешнее идет процесс терапии, тем менее предсказуемо поведение; предсказуемое поведение характерно для психики неполноценных людей в силу их ригидности. Это заставило К. Роджерса высказаться против общепринятого утверждения о том, что целью психологии является предсказание и контроль над человеческим поведением…

Задание 2.

Представьте себе, что вам надо составить список из пяти самых великих экспериментов в области психологии. Какие эксперименты, на ваш взгляд, достойны войти в этот список. Ответ аргументируйте.

Задание 3 .

Известна фраза Ч. Дарвина «Развитие имеет свой закон».

Какие законы развития были выявлены в психологии в 19 – 20 вв.?

Задание 4.

Как вы понимаете это выражение, в контексте развития науки? Исходя их этого высказывания, раскройте основное содержание и логику становления и развития возрастной психологии.

И.В.Гете говорил: «Когда время приспело, яблоки падают одновременно в разных садах».

Задание 5.

Исходя из знаний в области возрастной и педагогической психологии, сформулируйте 5 основных рекомендаций.

В своей популярной книге «Дети и деньги» детские психологи К. Девис и Р.Тейлор дают родителям подробные рекомендации относительно выдачи денег на личные нужды.

Задание 6 .

Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? При ответе укажите все квалификационные характеристики мышления в соответствии с формой, характером познавательной деятельности и характером продукта (результата).

А) собирание ребенком конструктора

Б) составление бухгалтером отчета

В) проектирование дизайнером интерьера помещения офиса

Г) постановка врачом диагноза на основе описанных симптомов.

группа Б

Задание 1.

Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим или понятия составляли последовательный ряд.

Радость, отражение, чувство, психика, ликование

Мужество, сознание, воля, отражение, смелость, психика

Планирование, мотивация, рефлексия, реализация действий, целеобразование.

хождениютрансформированнымидействиями. Это значит, что всякая операция первоначально формируется в виде сознательного, подчиненного ясно выделенной цели действия, осуществляющего некоторое звено живой человеческой деятельности - практической, учебной, познавательной и т.д. Лишь полное освоение действия и включение его в состав более сложных целостных действий, в которых оно окончательно отрабатывается, приводит к устранению его избыточных звеньев и к его автоматизации, превращает его в способ выполнения этих действий, т.е. в собственно операцию. В результате такой трансформации исходное действие утрачивает свою зависимость от тех побуждений и целей, с которыми было связано его появление; оно утрачивает и первоначально присущую ему эмоциональную личностную окраску. Непосредственно в самих операциях фиксируются лишь связи и отношения, абстрагированные от конкретно-предметных условий выполнения действия и обобщения. Эти операции становятся полностью безличными, формализуются и могут быть описаны в виде соответствующих алгоритмов, формул, аксиом и т.д. При этом они сами могут становиться предметом дальнейшего анализа и обобщения. Код ифи цируясь, они образуют относительно устойчивые системы знаний - логических, математических.

Как и другие продукты человеческой деятельности, мыслительные операции отделяются от человека и таким образом приобретают свое объективное существование и развитие. Так как система мыслительных операций, осуществляющих умственные действия, полностью покрывает по своему объему их содержание, может создаться представление, будто она целиком исчерпывает мышление, т.е. будто формальная логика является единственной наукой о мышлении и ее законы суть единственные его законы» [Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. - М., 1983. - С. 911.

Можно ли описанный в этом фрагменте процесс назвать «экстериоризацией»? А «депсихологизацией» деятельности человека? Остается ли у психологов необходимость и дал ьнейшего анализа судеб этих операций? Какие еще законы мышления, помимо формально-логических, вам известны?

178. «Всякая хорошая психология начинается с...»

«... Детской психологии». Так П.Я. Гальперин неоднократно говорил на своих лекциях. И действительно, если мы рассмотрим наиболее зрелые психологические концепции ХХ века, то увидим в каждой из них не просто значительное по объему место, отводимое проблематике развитиядетско-

го мышления и др., но центральный узел всех теоретических построений и экспериментальных исследований. Почему так происходит? Попробуйте доказать или опровергнуть такую точку зрения на примере любой интересуюшей вас концепции. Что теряет изначально психологическая концепция, игнорирующая глубокий анализ детства?

3 79. Склад головы формируется по языкам...

«Иной будет удивлен, что я отношу изучение языков к числу вешей бесполезных в воспитании; но он не должен забывать, что я говорю здесь только о занятиях первоначального возраста; что бы там не толковали, я не думаю, чтобы какой-нибудь ребенок - я не говорю о чудесах - мог до 12- или 15-летнего возраста действительно изучить два языка.

Я согласен, что если б изучение языков состояло только в изучении слов, т.е. образов и звуков, их выражающих, то оно могло бы годиться для детей; но языки, изменяя наименование, переменяют и идеи, ими представляемые. Склад головы формируется по языкам; мысли принимают окраску наречий. Один разум - всеобщ; ум в каждом языке имеет свою особую форму, свое отличие, которое отчасти может быть и причиной, и следствием национальных характеров; догадка моя подтверждается тем, что у всех наций мира язык следует за переменами в нравах и, подобно последним, сохраняется или портится»

Согласны ли вы с этими взглядами Ж-Ж Руссо? Какова должна быть сегодняшняя позиция системы обучения и воспитания в отношении многоязычия у детей? Какова вообще роль освоения языка в психическом развитии человека?

180. Толстой против позитивизма.

«Каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т.д.... Мы можем сказать про человека, что он чаше бывает добр, чем зол", чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда делим людей. И это неверно. Люди - как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою» 1 Х??. Толстой. Воскресение].

Детский возраст – это время, когда рост и развитие человека идет семимильными шагами. Но понятия «рост» и «развитие» нужно разделять. У ребенка увеличивается вес, рост, совершенствуется его речь и движения, т. е. все то, что есть у ребенка с рождения, и лишь меняется со временем. Так ребенок растет.

Развитие же предполагает возникновение у ребенка новых проявлений в эмоциональной и духовной сфере, в восприятии окружающего мира и взаимодействии с ним. Все это формируется под влиянием внешней среды и без этого появиться не может.

Такие проявления и восприятия у каждого возраста разные, но развитие их имеет закономерный характер. Во время этого процесса у ребенка формируется характер, интересы, привычки, взгляды. Именно этот путь психического становления ребенка от младенчества до школьного возраста и изучает детская психология.

Значение детской психологии

«Все мы родом из детства», ведь сценарий человеческой жизни закладывается именно в самые ранние годы жизни человека. Предыдущий этап развития ребенка всегда накладывает отпечаток на следующий, поэтому очень важно изучать и уделять внимание самым ранним периодам становления его личности.

Каждый этап детского развития имеет огромное значение, т. к. может повлиять на всю жизнь человека. Вот почему так важно «проживать» каждый возраст полностью. У всех возрастных периодов есть свои особенности и возможности, которые нужно максимально использовать и развивать.

К примеру, в младенчестве малыш нуждается в общении с взрослыми, в возрасте одного-двух лет ребенок получает опыт в процессуальной игре (воспроизведение действий взрослых: укладывание спать, кормление, купание кукол, езда на машине). Детям дошкольного возраста необходимы ролевые игры, конструирование, чтение сказок, участие в экспериментировании. Зная эти и другие особенности возраста ребенка, родители и воспитатели обеспечивают развитие у него творческих, умственных и познавательных способностей , уверенности в себе, уважения к окружающим, инициативность.

Почему родителям и воспитателям важно знать детскую психологию

Разум ребенка при рождении представляет чистый лист, на который наносится вся полученная извне информация, и благодаря чему в дальнейшем формируется его личность. В отличие от животных, живущих инстинктами, без влияния культурно – социального опыта ребенок не сможет развиться до уровня современного человека. Только через общение с другими людьми формируется психика ребенка.

Человек неподготовленный, даже тот, кто желает счастья ребенку, может нанести неповторимый вред его психике. Как часто бывает, что при внешнем благополучии, царящем в семье, ребенок вырастает неуверенным в себе, замкнутым, неспособным самому формировать события своей жизни. Все это ведет к тому, что на протяжении всего своего пути он не может научиться быть счастливым и найти свое место в жизни.

Самое большое влияние на развитие ребенка оказывает семья и детский сад . Ведь именно здесь малыш проводит большую часть своей жизни. Поэтому знание основ детской психологии очень важно для тех, кто взаимодействует с ребенком. Только зная возрастные особенности детей, нормы психологического и эмоционального развития можно вовремя различить отклонения и выбрать адекватные формы общения с ними.

Именно об особенностях развития ребенка, о том, как помочь ему эффективно использовать свои способности и стать полноценной личностью, рассказывают авторы статьей, представленных ниже.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: