Что такое половое созревание мальчиков и как правильно воспитывать подростков? Сексуальное воспитание ребенка.

Розыева Ольга
Лекция для родителей «Половое воспитание детей 5–6 лет»

Младший дошкольный возраст - период активного проявления любознательности ребенка. Ребенку интересно все : животные и растения, то, что создано руками человека, и, конечно, сам человек - и как биологическое существо, и как представитель определенного пола, и как субъект, вступающий в самые разные отношения с другими людьми.

Свою потребность в любознательности ребенок удовлетворяет по-разному. Ежедневно он делает открытия, которые позволяют ему чувствовать свою значимость (конечно, если она имеет внешнее подкрепление в виде поддержки или похвалы взрослых). Он задает вопросы, на которые сам же пытается ответить, если же не получается - обращается к тем (малыш уверен в этом) - непременно знает ответ.

Основные правила полового воспитания детей дошкольного возраста

Главное, что требуется от родителей в случае появления «неудобных» вопросов или ситуаций – это естественность поведения, готовность исчерпывающе на все ответить, умение объяснить все без страха и стыда.

Наверное, вы уже не раз задумывались, как будете подготавливать своего ребенка к взрослой жизни, а возможно вы изводите себя вопросом, как подготовить к его к взрослым отношениям. А, может, только что ваша кроха спросила : «Мамочка, а откуда берутся дети?» и вы замерли в растерянности, не зная, как ему ответить на такой непростой вопрос, как правильно повести себя.

Надеюсь, никого не потребуется убеждать, что половое воспитание должно осуществляться в семье детей . Ведь от того, как понятно и доходчиво родители сумеют объяснить ребенку различные жизненные явления, касающиеся взаимоотношений полов , будет зависеть многое :

Формирование половых установок ,

Понимание своих обязанностей,

Понимание необходимости управления собой, своим поведением и желаниями.

По сути, от способности родителей дать ребенку сексуальное воспитание будет зависеть его счастье в дальнейшей личной жизни.

Половое воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы всех моральных установок в отношениях полов , психологических особенностей будущих мужчины и женщины, создает важные предпосылки для адекватной идентификации половой роли ребенка .

Действительно, перед взрослыми стоит непростая задача : удовлетворить детское любопытство и в то же время не травмировать очень ранимую детскую психику.

Ваши ответы на непростые вопросы малышей, и гораздо более сложные проблемы, появляющиеся с возрастом, определяют во многом отношение дочери или сына к интимной жизни в будущем. Поэтому именно сейчас половое воспитание детей дошкольного возраста важно, как никогда, а еще более важна его правильность.

Нравится вам это или нет, а оградить ребенка от сексуального воспитания невозможно . Если вы не сделаете половое воспитание детей дошкольного возраста своей прерогативой, то ребенок сам научится всему, только вот каким образом, и с какими последствиями – большой вопрос. Если родители в полной мере не удовлетворят познавательные интересы ребенка, дефицит семейной информации непременно пополнится уличной.

Главные ошибки полового воспитания

Какие эмоции у вас вызывают «неудобные» детские вопросы? Что в этот момент на вашем лице? Выразительное разочарование, растерянность, и стеснение? Не допускайте этого! Детки – весьма хорошие психологи, им обязательно передастся родительская неуверенность в себе и ощущение стыдливости матери или отца. Дети не видят совершенно никакой связи между эротикой и рождением деток, это мы, взрослые, невольно привносим в невинный познавательный детский интерес наш эротический взрослый опыт. Малыши еще не видеть отличия в вопросах : «Как отличить несъедобные грибы от съедобных?» и «Как отличить девочек от мальчиков?» , а вот различие реакций, которые дают папы и мамы на эти вопросы замечают мгновенно. Вследствие этого детки начинают выделять отдельный особенный круг вопросов, касающихся, по их мнению, чего-то грязного и неприличного.

Грубые ошибки идут в основном от низкой половой культуры родителей : «Ты посмотри? Ты уже интересуешься этим? Ой, быстро растешь, далеко пойдешь!», или «Хи-хи, иди лучше у мамы (бабушки) спроси». В особенности часто допускают ошибки мамы и папы при общем просмотре фильмов и телевизионных передач, где имеются эротические сцены. Пытаясь закрыть ребенку глаза, отвлечь его, выгнать из комнаты или посмеиваться, наблюдая за удивлением ребенка от увиденного, вы только усугубляете проблему. Половое воспитание детей дошкольного возраста от этого только пострадает. Малыш может решить, что в любви, ласках женщины и мужчины есть что-то неприличное. В лучшем случае он просто не станет задавать интересующие его вопросы вам, а найдет их в кругу сверстников, украдкой. В худшем, ваша реакция может повлиять на его психологическое сексуальное воспитание , отторжение от личных взаимоотношений с противоположным полом , или даже появление интимных предпочтений в отношении своего пола.

Как правильно отвечать на «неудобные» вопросы?

Вне зависимости от возраста ребенка : 4, 7 или 15 ему лет, ваши ответы должны быть правдивыми по содержанию, объективными и научными.

Психологический дискомфорт у родителей вызывают нередко названия половых органов . Общение детей и родителей , как правило, в семье ведется детским языком. Но когда ребенок подрастает, детский язык зачастую вытесняется терминами, бытующими в уличном употреблении. Принятые в семье, ласкательные названия, ребенка уже не устраивают. Поэтому происходит стремительная ассимиляция уличных, «взрослых» терминов. Поэтому уже в младшем школьном возрасте стоит познакомить ребенка с научными медицинскими названиями мужских и женских гениталий – пусть он учит улицу, а не улица его.

Сказки об аистах, о покупке в магазине, появлении в капусте, и прочие варианты, безусловно, отвлекают ребенка от тайных для него аспектов бытия человека, и одновременно мешают развитию нормального полового сознания . Рано или поздно все вымышленное непременно столкнется с реальностью, уточнится и дополнится уличным «образованием» . Вместе с этим может прийти разочарование, недоверие детей к родителям-обманщикам , или даже подозрительное брезгливое отношение к родным.

Постарайтесь с раннего детства сформировать у дочери или сына представление о законе продолжения рода, которому в обязательном порядке подчиняется все, без исключения, живое на Земле. Если вам сложно правильно сформулировать тему, просто дайте ребенку прочитать познавательную книгу, благо сейчас найти такую для ребенка - не проблема.

Половое воспитание мальчиков и половое воспитание девочек в младшем возрасте отличается мало, потому что детей , как правило, интересует одно и то же. Ответы в обоих случаях должны быть доступными для понимания детьми, только так они не вызовут дополнительных вопросов. Вовсе не обязательно входить в детали, забегая вперед на три года в своих объяснениях, или превращать в доклад короткий ответ. Для примера, можно рассказать историю из практики одного известного детского психотерапевта Леви : в ответ на самый обычный вопрос для семилетнего сынишки : «Откуда берутся дети?» , мамочка прочитала ему настоящую лекцию . При этом погасила свет, зажгла свечи и начала повесть в патетическом тоне о важности миссии мужчины и женщины. Такое изложение информации, в результате вызвало настоящий шок у мальчика, и необходимость помощи психиатра. Запомните : ребенку нужно давать только те ответы, которые его интересуют в конкретный момент, говоря исключительно о том, что он спрашивает. Лаконично, сжато и однозначно.

Чтобы облегчить вам задачу, предлагаем несколько правильных ответов на самые распространенные детские вопросы, каждый из которых появится в своем возрасте :

1. На вопрос сына «Почему я мальчик, а сестра - девочка?» можете ответить, что он родился точно таким , как папа, а сестренка - как мама.

2. Адекватный ответ на вопрос «Откуда берутся дети?» - «Детки появляются и живут у мамы в животике» .

3. «Как я выросла?» - «Ты выросла из крошечного зернышка, всегда бывшее у мамы в животе» .

4. «Как рождаются дети?» - «Детки рождаются из специального отверстия, становящегося большим при рождении ребенка».

5. «Какая роль папы в рождении ребенка?» - «Семя из полового органа папы попадает в особенное, специальное место у мамы в животе».

Половое воспитание детей дошкольного возраста : осознание половой принадлежности

Когда ребенок вместо «Дай Диме» ли «Дай Кате» , начинает говорить «Дай мне» , то есть когда он впервые о самом себе скажет «я» , это означает, что у ребенка уже есть глубокое понимание, что я - мальчик, а не девочка, и наоборот.

Развитие и половое воспитание детей дошкольного возраста позволяет воспринимать внешние отличия женщины и мужчины - в строении их половых органов , в характере игр, в одежде. В 4-5-летнем возрасте появляется стойкое представление о том, что «Я – девочка» , или «Я – мальчик» , осознанное понимание поведенческих норм, выбор соответствующих полу ролей в сюжетно-ролевых играх.

Если присутствует нормальное половое , сексуальное воспитание , то в 7-8 лет у ребенка появляется собственная линия поведения, соответствующая моральным и, физическим нормам и требованиям. Эта линия полового поведения проявляется при выборе игр для девочек или мальчиков, в характере общения с противоположным полом , в манере поведения ребенка.

Непосредственно усвоение ролевого поведения полов происходит , когда от простых детских подражательных игр, ребенок переходит к играм сюжетным, отображающим женские и мужские профессии, поступки, характеры, отношения.

Установлено, что с 5-6 лет у мальчиков стабильно начинают преобладать ролевые игры в «войну» , «пограничников» , «пожарников» , «космонавтов» , «водителей» , «летчиков» , «разведчиков» , в сопровождении форм общения, предметов, действий - все как в взрослой, настоящей, мужской жизни. Так и происходит осознание и половое воспитание мальчиков в этом возрасте. Ранее половое воспитание девочек происходит через игры в «дочки-матери» , «в школу» , «в больницу» , «в повара» .

Отличия здесь только в характерах игровых действий и предметах для игр. Мальчики больше двигаются, бегают, прячутся. Девочки моют, привязывают, причесывают, расставляют, собирают. Поступки девочек связаны напрямую с семьей, с женскими заботами по дому. Мальчики - более близки к воссозданию поведения настоящих мужчин, к мужским профессиям.

Присмотритесь к своим детям повнимательнее. У вас ничего не вызывает обеспокоенности?

Ведь ваши дети в точности проецируют именно ваше, родительское поведение , мальчики – копируют поведение и поступки папа, девочки – поведение мам, считая их примером для подражания, непреложной истиной.

Вместе с этим игра имитирует действия, которые будут в будущем использоваться в выполнении половой роли - мужчины-отца или женщины-матери. Правильно ли, вы родители , себя ведете , в том ли русле даете половое воспитание своим детям ?

Половое воспитание детей дошкольного возраста : берем в воспитатели сказку

Разобраться в том, как нужно, а как не следует вести себя девочке или мальчику, помогают дошкольнику сказки, рассказы, которые, как бы, «программируют» в детях определенный стиль поведения.

Дети стремятся наследовать ориентиры полового поведения настоящих героев, в воображении ребенка женственность и мужество воплощаются в конкретных поступках и действиях.

Семейные чтения позволяют малышу пока еще мысленно участвовать в жизни сказочных героев, становиться на сторону персонажей добрых, мужественных, учиться жалеть и защищать обиженных. Важно, чтобы взрослые, помогли им осознать лучше поведение героев, прокомментировать рисунки, обратить внимание на моральные качества действующих лиц, обсудить важность этого, побудить ребенка к размышлениям. К примеру : «Помнишь, почему сердце Кая в льдинку превратилось? Как Герде удалось растопить в сердце Кая лед? Как ты считаешь, если бы Герда не любила Кая и была злой девочкой, она бы смогла ему помочь?» и так далее.

Половое воспитание девочек и половое воспитание мальчиков : неутомимые исследователи

Сколько бы сказок о нежности и смелости, доброте и чуткости, вы не прочли малышу, вы всегда остаетесь самым первым примером : для мальчика – папа, для девочки - мама. Ваши взаимоотношения между собой, роли в семье, манеры общения, поведения являются первой моделью полового поведения женщины или мужчины, которую познает малыш и стремится наследовать. Пока это еще игра, но ребенок, так или иначе, возьмет эту модель за образец и наверняка проведет в собственную взрослую жизнь.

Любознательные и наблюдательные малыши часто не понимают, о чем идет речь взрослых, но отлично улавливают интонации матери и отца. Поэтому, думайте, о чем говорите, и что делаете. Для наглядности пример из жизни. Пятилетний Коля – частый свидетель обсуждений личной жизни знакомых родителей – желая привлечь внимание, авторитетно заявил в присутствии гостей : «А я знаю, кто такая любовница. Она - как жена, только намного лучше» . О состоянии родителей думаю говорить излишне – они были в шоке.

Не могут укрыться от любознательных глаз ребенка и конкретные стороны интимной близости родителей . Если вас вдруг застигли в момент сексуальной близости, ни в коем случае не паникуйте, не кричите на ребенка, выгоняя его за дверь, не отвечайте возмущенно на его любопытство : «Ты еще маленький!» . Не стоит привлекать излишнего внимания к этому вопросу, во-первых, а во-вторых, пугать ребенка, чтобы он переживал, что папа с мамой делал что-то плохое.

Если вас «застукали» , спокойно встаньте и отведите ребенка в его комнату, как будто не произошло ничего экстраординарного. Если заметите, что ребенок обеспокоен увиденным, или задает вопросы о том, что вы с папой делали, скажите, что так мама с папой любят друг друга. Если вы заметили ребенка за «странными» играми с имитацией полового акта с куклами – не волнуйтесь, это нормально. Для деток подобные игровые действия не имеют никакого эротического характера, это всего лишь имитация взаимоотношений отца и матери, которые они подсмотрели, а может даже, и услышали от детей в детском саду или во дворе. Если вас беспокоит, что ребенок пробует играть подобным образом с соседским мальчиком или девочкой, тогда спокойно объясните малышам, что люди так любят друг друга, когда становятся взрослыми, женятся и рожают детей .

Возраст и принципы полового воспитания детей

Размышляя о рождении, детки зачастую проявляют просто незаурядные философские способности. Родителям обязательно нужно следить за ростом половой осведомленности своего крохи, половое воспитание девочек , как и половое воспитание мальчиков , должно быть своевременным и адекватным возрасту.

Чтобы вы могли хотя бы немного подготовиться, и в первую очередь психологически, предлагаем вам ранжирование вопросов по возрастам, которое выявили детские психологи :

1. Ребенок до 2-3 лет интересуется собственным телом, в том числе половыми органами . При этом выясняют признаки отличия девочек и мальчиков, женщин и мужчин.

2. У детей 3-4 лет - возникают вопросы, откуда дети берутся, где они раньше были, почему бывают такие огромные животы у женщин?

3. Детям 5-6 лет – интересно, как дети попадают к матери в живот, каким образом выходят оттуда? Как они там растут?

4. Младшего школьника в 6-8 лет, - волнует, какая роль папы в появлении ребенка в семье? Почему детки похожи на своих родителей или братьев/сестер ? Могут ли у детей рождаться дети ?

На этом, как правило, любопытство детей останавливается , в их возрасте этого достаточно. Ответы давать нужно сразу, коротко, четко, понятно и правду, но корректную (учитываем интеллектуальное развитие) . В противном случае у ребенка появится масса дополнительных вопросов, и не у вас, так в другом месте он удовлетворит свое любопытство. Как именно это делать, мы уже упоминали выше, как и давали примеры ответов.

Правильное половое воспитание детей дошкольного возраста напрямую зависит от того насколько умело вы комментируете характер взаимоотношений и рождение детей . Известно, что детки, информированные родителями правдиво , вырабатывают в себе некий иммунитет от «грязи» и «дряни» , которую нередко распространяют «более опытные» представители улицы.

Что должен знать ребенок-дошкольник?

Полноценное половое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает, что дети к моменту поступления в школу знакомы с понятиями и названиями органов половой сферы . В частности психологи рекомендуют пояснить ребенку :

1. Названия половых органов - влагалище , половые губы , клитор, яичники, матка, пенис, мошонка, яички, задний проход.

2. Что зачатие происходит, когда семя мужчины соединяется с женской яйцеклеткой после полового акта .

3. Что растет ребенок в животе в матке женщины.

4. Что рождается ребенок через влагалище женщины.

5. Основные сведения о ночных поллюциях и менструациях как о нормальных и здоровых процессах организма.

6. Что нельзя поднимать на улице презервативы.

Стыдливость родителей в сексуальных вопросах - это опыт, который они принесли из собственного детства. Однако на самом деле, ничего плохого и постыдного в том, как именно рождаются дети у нас вами, нет. Пришло время и нам, взрослым, подрасти. Чтобы помочь нашим деткам, дать правильное, полноценное половое воспитание мы сами в сексуальном плане должны быть более зрелыми. Ведь от нас зависит счастье и будущее наших детей .

Кроме того, помните, что знание - сила, это лучшая защита от сексуального нападения, от сексуальных посягательств извращенцев и маньяков. Невинного, а по сути неосведомленного ребенка легко обмануть, сыграть на его любознательности.

В конечном итоге, мы знакомим деток не только с физиологией, мы знаком его понятиями нравственности и морали, половой гигиены , помогаем осознать понятия заботы и любви. Материал подготовила

педагог-психолог

Краевого центра образования

г. Хабаровска

Вступление

Этот вопрос рано или поздно услышит каждый родитель.

Развиваясь, ребенок начинает активно познавать окружающий мир и себя.

Некоторых детей данный вопрос начинает волновать в 3-4 года, других в 4-5 лет.

Задавая его, ребенок интересуется в первую очередь собственным появлением на свет, а не сексуальным аспектом процесса, поэтому смущение здесь неуместно.

А от того как вы на него ответите, в какой-то мере, будет зависеть развитие и воспитание вашего ребенка.

Поэтому важно, чтобы родители рассказывали не только о том, как устроен человек, но и о наших чувствах, о любви.

Основная задача родителей в этой ситуации не разрушать ребенку психику откровенностями и не вводить его в заблуждение.

Главные правила: честность и объяснения, соответствующие возрасту.

И помните, главная фраза в каждом обсуждении должна быть такая: “Мы очень хотели, чтобы ты родился, и ты родился. Мы тебя любим”.

Как давать ответ

1. Рассказывать дозированно.

Оптимальный вариант - просвещать ребенка постепенно.
В 3 годика на вопрос, откуда берутся дети, можно ответить, что из маминого животика.

Перед школой можно уточнить, что малыш появляется из особой клеточки.

А в старшем возрасте пора рассказать ему, что эта клеточка формируется, благодаря любви мамы и папы.

2. На языке, доступном ребенку.

Ответ должен быть понятным ребенку, на уровне тех знаний, которые у него есть.

Проблема у родителей часто в другом - они не понимают, что ребенка интересуют не физиологические подробности, а сам факт его появления на свет.

Когда ребенок спрашивает: “Почему едет машина?”, вы не рассказываете ему устройство двигателя внутреннего сгорания или системы зажигания. Вы объясняете принцип работы - бензин попадает в двигатель, вращаются колеса, машина едет.

Точно так же о его появлении на свет - нужно рассказать самое главное: в организме родителей есть специальные крохотные клетки, из которых развивается ребенок, и так далее.

3. Не обманывать.

Для детей младше 6-ти лет допустимо давать объяснения в иносказательной форме, но без обмана.

4. Подготовиться заранее.

Чтобы шквал подобных вопросов не застал вас врасплох, постарайтесь заранее сформулировать свои ответы, тогда вам не придется пускаться в путаные объяснения или спасаться бегством.

5. Признать естественный интерес ребенка.

Очень важно признать за детьми право задавать вопросы, касающиеся разницы полов, сексуальной жизни, и право получать правдивые ответы от своих родителей. Вряд ли кто-нибудь сделает это тактичнее, тоньше, разумнее, чем родитель.

Ребенку стоит убедиться в том, что эта тема не вызывает у вас стыда, смущения, гнева, что Вы не считаете его слишком маленьким и не готовым к тому, чтобы разговаривать с ним о таких "взрослых вещах".

6. Избавить от страхов.

Дети очень нуждаются в наших точных и простых объяснениях, потому что вопросы, оставленные без ответов, вынуждают ребенка придумывать собственные объяснения, которые обычно бывают далеки от истины, и вызывают у ребенка опасения и страхи.

Если ребенок случайно увидел по телевизору откровенную эротическую сцену, обязательно объясните ему, что так взрослые выражают свою любовь друг к другу, что в этом нет агрессии и принуждения.

7. Опровергнуть мифы.

Если интерес ребенка к данному вопросу возник не сам по себе, а в результате того, что он услышал об этом от более взрослых ребят, например в саду или на детской площадке, то понадобится провести разъяснительные работы.

Современные дети живут в потоке информации. Реклама, фильмы, сериалы, случайно подслушанные взрослые разговоры - порой слишком рано приоткрывают ребенку завесу во взрослый мир.

Изолировать ребенка невозможно, а недостаток информации заполняется дворовыми разговорами “об этом”.

Как минимум, половина дворовой информации нереальна, противоречит анатомии и здравому смыслу, но у ребёнка слишком мало знаний, чтобы отличить правду от вымысла.

В результате введения в заблуждение у ребёнка могут сформироваться лишние страхи.

Единственная защита от этого - правдивая информация из источника, которому он доверяет.

Опровергните мифы и дайте оценку неприличным выражениям, если они были.

Скажите, что так говорят только те, кто ничего не знает об этом, а вы знаете - ваш ребенок родился из любви.

8. Рассказать про различия полов.

Расскажите ребенку что мальчики и девочки устроены по-разному. Объясните, что пол дан нам на всю жизнь и мальчики, когда вырастут, станут мужчинами, как папа, а девочки, женщинами, как мама.

Дети довольно часто не уверены в том, какой у них будет пол, когда они станут взрослыми.

Рассказывая ребенку о половых различиях, подчеркните равную значимость полов, чтобы у ребенка не возникало фантазий о том, что у него чего-то не хватает, что он что-то потерял.

9. Рассказать о любви.

Отвечая на подобные вопросы, начните с рассказа о том, как вы познакомились с папой, расскажите о том что полюбили друг друга. Понятие "любовь" должно стать центральным в вашей истории.

Сделайте акцент на том, что ребенок является плодом любви и нежности мамы и папы.

Можно сказать, что когда двое взрослых влюблены очень сильно и хотят иметь ребенка, они ласкают друг друга и папа оставляет в мамином животе маленькое семечко. Такое объяснение успокоит ребенка и позволит ему почувствовать, что он был желанным.

Дети также узнают о внешнем аспекте любви, наблюдая за родителями. Когда малыш видит, как мама и папа целуют, обнимают друг друга, он знает, что это - способы выражения любви.

Когда ребенок подрастет, он поймет, что физические знаки внимания являются для женатых людей естественным выражением любви. И к тому моменту, когда молодой человек будет делать выбор спутника жизни, у него будет внутреннее чувство радости по поводу физической близости в браке.

10. Воспользоваться тематической детской литературой.

Если вам сложно сориентироваться на месте с ответом, помогут специальные детские энциклопедии, рассчитанные на разный возраст.

Большинство этих книг отсканировано и выложено в Интернет, так что можно “полистать” разные издания перед заказом и выбрать подходящее.

В некоторых детских книгах процесс зачатия изложен очень кратко, в некоторых нарисован половой акт “в разрезе”. А в каких-то даже есть информация об однополых парах и их семейной жизни.

Выбирайте ту книгу, которую вам будет комфортнее обсуждать и которая будет “по возрасту” ребенку.

Другие вопросы

Если ребенок находится в возрасте 4-5 лет, то как правило, за главным вопросом “Откуда я взялся?” тут же следуют и другие. Старайтесь отвечать строго в рамках заданного вопроса, остальные сведения вы сообщите при следующем разговоре, когда малыш задаст другой вопрос.

“Как я выбрался из живота?”

Ответ на этот вопрос может быть таким: “Ты родился”.

За этим вопросом может последовать следующий: “Через пупок?”
“У мамы внизу живота есть специальное отверстие, через него при помощи доктора малыш выбирается на свет”

Если ребенок просит посмотреть, можно ответить, что это невозможно, так как у всех на теле есть особые места, которые никому нельзя показывать.

“Как я попал к маме в живот?”

Если ребенок дошкольного возраста, ответ может быть таким: “Потому что мама и папа очень любили друг друга и хотели этого. Папа дал маме свою клеточку, чтобы начал развиваться ребенок”.

Или таким: “У мамы в животике появляется семечко, из которого вырастает малыш. Когда мама с папой вместе спят, они обнимаются и семечко от папы переходит к маме”.

Объясните - чтобы кто-то появился, всегда соединяются две клеточки: мамина и папина, а у женщин в животике есть специальное место, в котором ребенок может расти.

Взрослые небылицы о происхождении детей

Еще недавно отвечая ребенку на вопрос о его появлении на свете, в ход шли такие фразы как:

  • аист принес
  • нашли в капусте
  • купили в магазине
  • мама выпила специальную таблетку

Почему так происходит?

1. Родитель не понимает истинного значения детского интереса к вопросу его появления на свет, приписывая ему лишнюю смысловую нагрузку сексуального характера. Испытывая смущение, родитель придумывает нейтральное объяснение, не имеющее ничего общего со здравым смыслом.

2. Родитель хорошо помнит, как ему ответили на этот вопрос в детстве его родители и отвечает по аналогии.

3. Родитель считает что ребенок не в состоянии справиться со взрослой информацией, не умеет донести ее в подходящей, соответствующей возрасту форме.

Комментарии специалистов

Виктория Зиневич, психолог:

“Таким образом у ребенка формируется ложное мировоззрение. Куда хуже, когда он узнает правду и расстроится, что тогда в детстве его родители обманывали.”

Кристэн Гилберт, сексолог:

“Когда вы обманываете ребенка сказками про аиста или, что хуже, ругаете его за совершенно разумный вопрос “Откуда я взялся?”, вы учите его стыдиться своего тела и интимности. Секс - хорошая и полезная вещь. И несмотря на то что секс - занятие для взрослых, нет ничего плохого в том, чтобы рассказать детям о моральным и физическом смысле секса. Вы им этим сильно упростите жизнь на потом.”

Бенджамин Спок, педиатр:

“Вы можете спросить, не проще ли будет сказать ребенку, что его принес аист. Нет, и для этого имеется несколько причин.

Если мать или тетка беременны, то из обрывков разговоров и наблюдения за изменениями фигуры он может отчасти догадаться о предстоящем рождении ребенка.

Если при таких обстоятельствах мать будет, нервничая, объяснять ему то, что совсем не похоже на правду, о которой он догадывается, ребенок будет уверен, что его обманывают.

Но, даже, если он и не догадывается о правде в 3 года, он наверняка узнает ее в 5, 7 или 9 лет.

Лучше не говорить ребенку неправды, чтобы позднее он не убедился, что вы его обманули.

Если же он обнаружит, что по какой-то причине вы не смеете сказать ему правду, то это создаст между вами и им барьер и заставит его чувствовать себя неловко.

Впоследствии, как бы ни беспокоил его этот вопрос, он вряд ли будет спрашивать вас о чем-либо.

Другое соображение, по которому лучше сказать правду 3-летнему ребенку, это то, что он задает простые вопросы и удовлетворяется простыми ответами. Позднее вам легче будет ответить на его более сложные вопросы.

Иногда ребенку говорят правду после того, как ему изложили версию об аисте.

Правда и неправда смешиваются в детском уме. Это естественно. Ребенок верит всему, что слышит, потому что у него яркое воображение. Он не стремится, как взрослый, выяснить правду и отмести в сторону все неправильные ответы.

Помните также, что ребенок не получит достаточного представления из одного ответа. Он будет возвращаться к этой теме несколько раз, пока не будет окончательно удовлетворен. В каждой новой стадии развития ребенок будет готов к дополнительной информации на эту тему.”

Половая идентификация ребенка

Обычно в период с 3 до 6 лет начинается половая идентификация ребенка, дети вступают в генитальную фазу психо-сексуального развития и у них формируется так называемый "эдипов комплекс".

Мальчик начинает понимать, что он мальчик, мужчина, а девочка, что она девочка, женщина. Дети вдруг замечают, что все люди разные, но главное, что они делятся на мужчин и женщин.

Важность взаимоотношений с родителем противоположного пола в этот период трудно переоценить. Мальчику как никогда необходимо внимание мамы, а девочке - забота отца.

Именно в этот период мы можем слышать от детей: “Давай я буду с мамой спать, а ты в моей кровати!”, “Папа, ты на мне женишься?” Это закономерный этап развития, отнеситесь к нему с пониманием, в этот период закладывается тип отношений с партнером противоположного пола.

Нужно объяснить ребенку, что он не может жениться на одном из родителей и обратить его внимание на ровесников противоположного пола, сказав, что когда ты вырастешь, то полюбишь кого-то своего возраста, вы сможете пожениться и завести детей.

Смысл этого периода: ребенок учится выстраивать более зрелые отношения и в семье и за ее пределами, учится взаимодействовать с обоими родителями. От того насколько Вы будете готовы помочь своему ребенку пройти эту стадию развития будут во многом зависеть и его дальнейшие отношения с противоположным полом и выбор партнера.

Малыш изучает себя, учится понимать мир. Многие взрослые, не зная особенностей полового развития, ошибочно приписывают ребенку не свойственные его возрасту “сексуальные интересы” и даже наказывают за исследование своего тела.

У ребенка еще не сложилось сексуального восприятия своих или чужих желаний и поступков. Его половое влечение начнет формироваться лишь в подростковом возрасте. Все его действия имеют только познавательный характер и направлены на удовлетворение любопытства.

Если ребенок, исследуя свое тело, находит чувствительные точки, отзывающиеся приятными ощущениями не стыдите его и не акцентируйте на этом внимание. При этом обязательно объясните ребенку, что не надо заниматься этим при посторонних, за столом и т. д.

Начиная с пяти лет ребенок старается быть таким же хорошим, как родитель того же пола, что и он. Это очень благодатное время, чтобы научить чему-то малыша, у девочек просыпается материнский инстинкт, они судовольствием играют в “маму”, а мальчики могут быть втянуты в игру “папой”, “мужем”.

Дети продолжают активно интересоваться своим телом, задавать вопросы. С возрастом интересы детей разного пола все более дифференцируются, мальчики дружат с мальчиками, девочки - с девочками, у каждой группы свои секреты.

Половое воспитание в разном возрасте

2-4 года

До двух лет не нужно начинать разговоры о сексуальной жизни. Это возраст для других вопросов, ведь ребенок только начинает ориентироваться в мире и человеческих отношениях.

Если ребенок задает вопрос “Откуда я взялся?” ваша задача сказать правду, не раскрывая всех подробностей.

Объяснение в этом возрасте должно быть простым и понятным.

Примеры:

1) Ты рос у мамы в животе, там было тепло и уютно, но вскоре ты перестал там помещаться, тогда мы поехали к специальному доктору и он помог тебе родиться.

2) Папа и мама встретились друг с другом, влюбились, а потом поженились. Мама забеременела, малыш жил девять месяцев в ее животике, а после родился.

3) Папа подарил маме зернышко (клеточку) и из него/нее вырос ты.
В этом возрасте такого объяснения ребенку обычно бывает достаточно.

4-6 лет

В этом возрасте дети, как правило, озвучивают следующий вопрос: “Как я оказался в животе у мамы?”. Давая ответ на этот вопрос, следует рассказать малышу, как мама познакомилась с папой, как они стали встречаться, а затем захотели жить вместе.

Далее рассказ может вестись в таком ключе: “Мама и папа очень хотели, чтобы у них был малыш. Чтобы малыш появился, папа пересадил свое семечко в мамин животик. Семечко стало расти и превратилось в маленького ребеночка. Ребеночек еще немного подрос и выбрался наружу. Произошло это в больнице”.

6-9 лет

Рассказывая ребенку о зачатии уже можно и нужно использовать медицинские термины, смело произносите слова “пенис” и “половой член”.

Второкласснику уже можно рассказать о том, как сперматозоид попадает в женское влагалище, как встречается с яйцеклеткой, как происходит оплодотворение и дальнейшее развитие зародыша в матке.

Обязательно уделите в рассказе внимание и процессу рождения младенца. Ребенку следует объяснить, что младенец выходит не из какого-то неопределенного отверстия в животе, а из влагалища.

Позже, когда ему будет шесть-семь лет, родители могут объяснить, что во время полового акта пенис папы проникает во влагалище мамы и что в сперме, которая выходит из пениса, содержатся сперматозоиды, которые должны встретиться с яйцеклеткой и оплодотворить ее. Однако не стоит слишком углубляться в детали - на этом этапе развития ребенок еще не сможет их осознать.

9-12 лет

Интерес к сексу в этом возрасте взрослые должны воспринимать как совершенно нормальное явление. Обязательно предложите ребенку познакомиться с иллюстрированной литературой на тему секса, предупредив, чтобы за пояснением всех непонятных в книге моментов он обращался непосредственно к вам.

В этом возрасте ваши сын или дочь уже должны иметь четкое представление о том, откуда берутся дети, и со временем объемы информации должны увеличиваться. Ребенок должен знать, что не всегда половой акт приводит к деторождению, существуют различные методы, помогающие избежать этого (контрацепция). Позаботьтесь о том, чтобы к периоду начала полового созревания ваш ребенок подошел, понимая, что секс - это акт любви, который должен происходить лишь между взрослыми людьми, а в подростковом возрасте он может быть опасен незапланированными беременностями, абортами, венерическими заболеваниями.

12-14 лет

Наступает непростое время - в организме ребенка полным ходом идут изменения, бушуют гормоны, эмоциональное состояние крайне нестабильно. Если между родителями и ребенком к этому моменту установились доверительные отношения, то с вопросами, касающимися темы секса и отношений, он обратится к вам.

Психологи настаивают, чтобы с девочками на деликатные темы в этом возрасте разговаривали мамы, а с мальчиками - папы. Старайтесь отвечать на вопросы правдиво и открыто, без смущения и раздражения.

Личные границы

После двух лет, когда круг общения ребенка расширяется, появляется интерес к сверстникам, наступает время вводить некоторые ограничения и правила.

Постепенно, доступным для малыша образом можно объяснять ему, что нужно закрывать дверь туалета, не ходить голым при посторонних, то есть научить его оберегать свое личное пространство и не вторгаться в личное пространство других.

Например, дети часто просятся в туалет к родителям, и не только потому, что не хотят остаться в одиночестве перед закрытой дверью, но и потому, что испытывают любопытство.

Такой интерес вполне объясним и законен, поскольку малышу важно знать, что происходит с его родителями, когда они пропадают из поля зрения.

А также ребенок всегда готов учится чему-то новому, а вы для него основной образец для подражания. Ведь для маленького ребенка один из способов усвоения нового - имитация действий родителей.

Поэтому обязательно нужно удовлетворить любопытство малыша, но в то же время четко установить границы дозволенного. Это очень важно, так как ребенок почувствует свои границы лишь тогда, когда вы обозначите собственные.

Что ребенку нужно знать про свое тело

Важно вовремя очень подробно объяснить ребенку, что о любых просьбах посторонних людей “посмотреть”, “потрогать” и т. п. он должен немедленно рассказать об этом родителям.

Такие вещи относятся к сексуальному насилию и могут нанести огромный вред психике ребенка.

Обязательно расскажите ребенку, что его тело принадлежит только ему и никто не имеет права его трогать.

Таким образом, своевременное и открытое половое воспитание может обезопасить вашего ребенка от сексуальных маньяков. Когда ребенок все знает о своих гениталиях, для чего они нужны, ему куда легче дать отпор маньяку, ведь он будет понимать, что тот делает недопустимое, неправильное.

Меньше шансов, что маньяк станет связываться со знающим ребенком - такой ребенок с большей вероятностью расскажет родителям о произошедшем.

Стоит ли начинать объяснения, не дожидаясь просьбы?

Ребенок может не говорить на сексуальную тему не потому, что не испытывает интереса. Напротив, его интерес может быть слишком сильным и тревожащим, он может испытывать смущение, которое мешает задать волнующие его вопросы.

Часто ребенок не задает вопросы, когда чувствует нежелание взрослых разговаривать с ним на такие серьезные темы. Важно помнить, что ребенок в возрасте 3-5 лет нуждается в том, чтобы с ним говорили о жизни, любви и смерти.

В таком случае родителям стоит внимательнее отнестись к завуалированным вопросам вроде “Как на свет появляются щенки?”.

Ребенок может задать косвенный вопрос, намекнуть или пошутить на эту тему, чтобы проверить реакцию родителей.

Бенджамин Спок рассказывает на конкретных примерах о ситуациях, когда родителям явно стоит удовлетворить скрытое любопытство ребенка:

1. Семилетний мальчик, который, по убеждению родителей, не имел ни малейшего представления о происхождении детей, все время, немного смущаясь, обращал внимание на растущий живот своей беременной матери и шутил по этому поводу. Матери следовало бы воспользоваться этой ситуацией (лучше поздно, чем никогда) и объяснить ребенку все.

2. Одна маленькая девочка, которую очень занимало, почему она отличается от мальчиков, пыталась помочиться стоя. Матери нужно было сразу же поговорить об этом и успокоить девочку, хотя прямых вопросов она не задавала. Каждый день возникают ситуации и разговоры, которыми мать может воспользоваться, чтобы удовлетворить любопытство ребенка.

В этом случае разговор придётся начинать родителям. Наверняка в ближайшем окружении найдётся кто-то беременный или недавно родивший. Напомните о ней ребёнку, скажите “помнишь, у тёти Зины мальчик родился? А помнишь какой у неё живот большой был?” и далее в спокойном разговоре постарайтесь узнать, какая информация есть в голове у ребёнка.

Еще один хороший способ завязать диалог - купить познавательную детскую книжку про сексуальное развитие и почитать ее вместе.

Многие родители считают, что половое воспитание детей начинается в старшем или подростковом возрасте. И как, правило, многие вопросы застигают взрослых врасплох. На самом деле, половое воспитание детей начинается с самого рождения, но не все родители об этом знают.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Половое воспитание – это нормы поведения, связанные с принадлежностью к полу.

Воспитание должно быть поэтапным, потому что, когда ребенок знает меньше, то у него появляется нездоровый интерес, если он знает больше, чем положено, то это приводит к развращенности и неправильному восприятию.

  • Кто я?

До 2 лет ребенок определяет свою половую принадлежность. В течение этого времени он анализирует и подтверждает свои представления о себе.

  • Изучение своих половых органов.

Когда родители видят, что ребенок интересуется своими органами, они не всегда знают как реагировать. Нужно уяснить, что если ребенок изучает себя – это нормально. Когда он трогает органы, реагируйте также, как если бы он трогал свое ушко или пальчики. В этом ничего нет плохого. Не запрещайте изучать себя, старайтесь отвлечь его на что-то другое.

  • Играйте на опережение.

Будьте готовы к тому, что ребенок спросит о том, как появляются дети. Подготовьтесь заранее, как вы расскажите об этом. Чтобы информацию ребенок получил естественно, просто и понятно.

  • Дозируйте.

Давайте информацию в соответствии с возрастом. Защитите его от лишней информации, которая может негативно сказаться на его психике, и не появилось отвращение. Следите за тем, что слышит и смотрит ребенок.

  • Правильный тон.

Выберите такую форму разговора, чтобы не казалось, будто в этой теме есть что-то постыдное. Любая тайна вызывает интерес. На вопрос: «Почему мальчики и девочки отличаются?», ответьте , что так было задумано природой, так должно быть.

Это общие особенности полового воспитания детей, но есть и принципиальные различия в зависимости от пола.

Половое воспитание мальчиков в раннем детстве

Половое воспитание – это заранее подготовленное поведение, общение его с противоположным полом. Задача родителей вложить в мальчика задатки мужественности, научить его быть защитником, уважать противоположный пол, сформировать его поведение. Если выразить это одним словом, то нужно научить мальчика быть мужчиной.

  • Мальчику нужен пример для подражания .

В основном примером является отец. Зачастую, когда у ребенка нет отца, то взрослея, он начинает вести антисоциальную жизнь (не всегда). Для мальчика нужен пример, модель поведения которого он изберет. Это может быть папа, герой-кумир, дедушка. Воспитывая мальчика, задайтесь вопросом, кто является его примером.

  • Нравственные качества мужчины.

Нужно привить качества, которые необходимы для мужчины: смелость, воля, умение, сила. Или девочек нельзя обижать, их нужно защищать. То есть нормы поведения, которые присущи мужчинам.

Половое воспитание мальчика-подростка

Задача к этому возрасту дать правильное представление о себе. Этот возраст является переломным, поэтому нужно подготовить его. Он должен знать, что изменения, которые с ним происходят нормальны. Часто в этом возрасте мальчики испытывают стыд и испуг за некоторые изменения тела, возникающих мыслей, и поведения. С ним нужно беседовать, чтобы он знал, что все так и должно быть.

От 13 до 17 летнего возраста, нужно побеседовать с ним о поллюциях, о профилактике венерических заболеваний, о СПИДе. В этом возрасте ему нужна эта информация, чтобы у него не было тревожности, или мыслей о том, что с ним что-то не так. Но говорить на эти темы должен тот человек, кому он доверяет. Возможно, у него будут вопросы, которые он сможет не всем задать.

Роль отца важна тем, что он сможет лучше объяснить какие-то моменты, чем мама. Теперь мама должна уяснить, что она теперь не только мама для мальчика, но и женщина, и возможно, у него появится какая-то неловкость.

Особенности полового воспитания девочек

  • Воспитание женственности

Задача родителей сохранить в девочке задатки женственности, научить ее качествам, которыми она должна обладать: терпеливость, мудрость, сострадание, умение заботиться о себе и близких, хозяйственность, аккуратность. Развить эти качества вам будет раздор легче если вы знаете - основные особенности воспитания девочек в семье.

  • Чувство собственного достоинства

Нужно привить ей любовь к своей женской сущности, чтобы научить ценить себя, свое тело. Многие проблемы личности связаны с низкой самооценкой.

Половое воспитание девочки подростка.

Нужно в беседе рассказать об изменениях, которые с ней происходят. От 12 до 17 она должна узнать о менструациях, о беременности, о методах контрацепции.

В этот момент важна роль матери, которая сможет правильно сориентировать дочь, помочь избежать ей ошибок. Отношения должны быть доверительные.

Правильное половое воспитание позволяет в будущем правильно выбрать партнера, и создать гармоничные отношения.

Наши дети прекрасно учатся читать, рисовать и даже играть на скрипке. Если половое воспитание будет включено в общий поток знаний с общими правилами изучения жизненных наук, у наших деток никогда не будет патологий, проблем и «белых пятен» в сексуальных вопросах.

Трудно поверить, но учеными доказано, что человек появляется на свет с сексуальным потенциалом. Более того, в утробе матери младенец уже испытывает эрекцию.

Это качество заложено в физиологии на генном уровне и выражается в психофизических, биологических, эмоциональных реакциях организма. Удовлетворение полового влечения, сексуальность – это врожденная потребность, как дыхание или пищеварение.

Легко объяснимо. Без сексуального влечения давно бы род людской прекратил существовать. Ну кому захочется совершать тяжелые физические действия, не получая никакого удовольствия взамен.

Только для человека акт размножения считается чем-то особенным, святым или постыдным, культовым или запретным. В животном мире сексуальная связь между полами так же естественна, как и другие физиологические потребности.

Младенцу нравится, когда его трогают, гладят в определенных местах. Получение удовольствия от прикосновений, укачивания на руках, ласковых поглаживаний закладывают первые основы отношения к сексу у человека.

В 1-2 года ребенок уже сам может делать себе приятно тактильно. Как в этом случае должны вести себя родители? Никак, это нормально. Можно просто отвлекать его от этого занятия, не акцентируя и не наказывая.

Для того чтобы не создавалось дополнительное раздражение, необходимо постоянно соблюдать правила гигиены, каждый день купать ребенка, подмывать половые органы, не допуская опрелостей и покраснений.

Особенности и задачи сексуального формирования

Детей-дошкольников

В 3-4 года у детей начинают возникать вопросы по поводу разного строения органов у девочек и мальчиков. До этого момента они различались в их сознании только по одежде и вдруг…Сынишка, придя вечером из детского садика, может неожиданно спросить: «Мама, а почему мальчики писают и какают, а девочки только какают?»

Подготовьтесь заранее к подобным вопросам. Не переключайте мысли малыша на другое. Они (мысли) все равно вернуться, только в тот другой момент вас может не оказаться рядом, и ответ не будет таким, как вам хотелось бы.

Представьте, что вас спрашивают о том, как варится каша. Вы же не станете паниковать, переводить разговор или делать торжественно-испуганное лицо. На обычный вопрос малыш должен получить обычный ответ. Какие бы комплексы не жили в вашей голове, постарайтесь не заразить ими ребенка.

В раннем детстве не надо проводить специальные беседы о сексе. Достаточно легко и быстро в нескольких предложениях объяснить дочке, что у тети в животике ребеночек не потому, что она его съела, а потому, что она его там растит. Вот вырастит и родит на свет так же, как и ее когда-то.

Если вы начнете переводить разговор, говорить, что объясните все потом или, еще хуже, ругать ребенка, тема обострится. Она перестанет быть обычной, обыденной.

Девочек

Стереотипы правильного поведения складываются в семье. Девочка узнает, как надо вести себя с противоположным полом, наблюдая за своей мамой, за отношениями между родителями.

Невозможно внушить правильное нравственное поведение моралями и нотациями ребенку, который каждый день видит в жизни примеры, противоречащие словам.

Основное правило любого воспитание – доверие. Дети полностью доверяют нам от самого рождения до того момента, пока мы не убьем в них это чувство. Находясь на волне понимания, сопереживания и взаимного доверия, мама сможет быть в курсе всех удивительных превращений своей дочки.

У младших школьников не проводятся уроки сексуального воспитания, но именно в этом возрасте нужно объяснить девочке, что ее ожидает в ближайшем будущем. Лучше это сделать на своем примере. Показать «случайно» прокладки и ответить на вопросы (они точно будут).

Просто так, не обостряя, чтобы не напугать, и не акцентируя. Пусть в уме будущей женщины менструация воспримется, как естественный физиологический процесс, который подтверждает ее взросление.

Если у нее возникнут вопросы, на которые вам трудно ответить, можно найти компетентную информацию от специалистов на эту тему, адаптированную для детской психики. «Если тебе интересно, почитай». Это будет лучше, чем сенсации от подруги ровесницы. Еще лучше, если вы вместе посмотрите фильм или прочитаете книгу на эту тему.

Нельзя затягивать беседы, откладывая до возраста полового созревания (12-14 лет). Вспомните себя. Уже среди младших школьников эта тема активно муссируется. Пусть ваша девочка узнает об особенностях своего организма не во дворе от «просвещенной» сверстницы, а от вас.

Мальчиков

Реакция половых органов на ласку и прикосновения наблюдаются у всех мальчиков младенческого возраста. Это нормально и не требует никакого вмешательства.

В возрасте 2-3 лет мальчик может научиться сам возбуждать эрекцию. Эти его занятия тоже не должны вызывать паники у родителей. Достаточно не оставлять малыша на долго без штанишек и отвлекать от сексуальных ощущений.

Нельзя наказывать ребенка, а тем более бить по рукам. У человека только формируются рефлексы. Представьте, какой рефлекс у него выработается на сексуальное удовольствие после такого «воспитания». Импотенция только в 5 случаях из ста – последствие какого-либо заболевания. Все остальное – это психологические издержки неправильного полового воспитания.

Идеально, когда шестилетке на вопросы, связанные с половым воспитанием, отвечает папа. В половом воспитании ребенка роль семьи основная. Только здесь мальчик учится относиться к девочке, женщине с вниманием и заботой, потому что она слабее и ранимее.

Папа должен рассказать мальчику, откуда он появился, не вдаваясь в анатомические детали процесса. В Европе еще в 80х годах прошлого века была популярна книга польского автора «Откуда я взялся». Наглядное пособие в картинках для дошколят.

Такую или подобную литературу может взять на вооружение родитель для того, чтобы вопросы ребенка не ставили в тупик.

Подростков

Смешно выглядит взрослый папа, пытающийся рассказать ребенку старшекласснику секреты половой жизни на примере тычинок и пестиков. Как часто он слышит в ответ: «Пап, ты про секс, что ли?». Что-то папа упустил в прошлом, сильно отстал по времени.

Подростку не нужны уже общие понятия. Он их знает и может потеряться только в деталях. Вот тут очень важны наработанные за предыдущие годы доверительные отношения.

Среди молодежи не принято признаваться в своей некомпетентности в сексуальных вопросах. Поэтому за разъяснением в идеале любому тинэйджеру сподручней обратиться к родителям. Отбросьте покровительственный нравоучительный тон. Разговаривайте с ним на равных.

Половое воспитание

Необходимо отметить три важных момента:

  1. Не бывает отдельно правовое воспитание , патриотическое, половое и т.д. Формирование многогранной полноценной личности – это воспитание вообще.
  2. У воспитания нет возрастного ценза . Оно начинается в утробе матери.
  3. Половое воспитание не труднее, но и не легче, чем любое другое . Многие любящие родители, даже не зная, что оно так называется, просто делятся с детьми своим опытом и знаниями, воспитывая примером и любовью.

В семье

Уже несколько десятилетий в России в школах практикуется приглашать сексолога для проведения лекций старшеклассникам на тему полового воспитания. В каждой школе работает психолог. Все это хорошо, только начинать нужно с рождения ребенка.

Если в 2-3 года воспитывать ребенка – это строить новое здание, то в 13 лет, увы, уже можно только покрасить стены. А значит ни детский сад, ни школа не могут возвести стены, только откорректировать. Они уже заложены в семье.


Для того, чтобы малыш получил правильное воспитание с рождения, надо воспитать самих родителей или хотя бы убедить их в ошибках и показать возможность не передавать заблуждения детям:

  • Во-первых, необходимо научиться произносить с одинаковой интонацией и без запинок название всех органов тела. Например: «палец», «пенис», «голова», «половые губы», «грудь», «плечо» и так далее.
  • Трудно? Придумайте свое семейное слово для обозначения «пениса». Во многих семьях используют слово «пися», «писун». Все корректно, понятно и можно уже говорить об этих органах, не запинаясь.

В детском саду

В семьях, где растет один ребенок или дети одного пола осознание малыша себя мальчиком или девочкой порой несколько отодвигается. Полноценно понять свою принадлежность к тому или иному полу дает детский садик.

Роль воспитателя становится основной в процессе полового воспитания на этом этапе. Из какой бы семьи не пришел ребенок, цели педагога заключаются в том, чтобы адаптировать его в обществе, в коллективе, в группе.

Нужно объяснить мальчикам, что девочек обижать нельзя. Нужно внушить девочкам, что мальчики – это их защитники.

  1. Дети разучивая танцы к утреннику, разбиваются по парам, мальчик и девочка. Даже движения в танце для них подбираются разные.
  2. Мальчики наряжаются пиратами, медведями. Очень популярен стал костюм человека-паука. Они играют в защитников, их персонажи сильные и смелые.
  3. Девочки выбирают наряды принцесс, снежинок, золушек. Они учатся быть нежными, прекрасными и добрыми.

Первая любовь часто зарождается в детском садике и помнится потом всю жизнь.

В школе

Не во всех семьях дети могут почерпнуть правильные знания об отношениях между полами. Порой перед ними с младенчества встают неприглядные картины пьянства, скандалов и насилия.

Школа обязана переубедить ребенка, посвящая уроки примерам из литературы, показать, какая должна быть семья, объяснить, что такое настоящая любовь.

Огромное значение в воспитании играет активное участие школьного психолога. Вся программа занятий его построена на реабилитации детей, создания в их психике уверенную правильную позицию. По сути, психолог призван исправлять ошибки, уже совершенные другими взрослыми людьми.

Среди старшеклассников учителя и воспитатели должны проводить лекции на темы, раскрывающие различные стороны сексуальной жизни.

Классный час может быть посвящен темам:

  • физиологические особенности строения мужского тела;
  • физиологические особенности женского тела;
  • эрогенные зоны;
  • незащищенный секс и его последствия;
  • секс и любовь и тому подобное.

Проблемы реализации

Половое воспитание – это не второстепенная наука адаптации нового человека в обществе, но и не основная. Сексуальным отношениям можно и нужно учить, как и чтению, рисованию, фигурному катанию и так далее.

Основные принципы любого обучения одинаковы: постепенность, добровольность и собственный пример. Проблемы возникают, когда в одном из пунктов происходит перекос:

  1. Нарушена постепенность . На малыша вываливается информация, к которой он не был подготовлен. В результате воспитатель добивается обратного эффекта. Ребенок не понимает и пугается. Все непонятное страшно. Иногда младшему школьнику становится просто противно, что в последствии может даже перерасти в импотенцию или фобию.
  2. Принудительное учение редко приносит хорошие плоды. Какими бы ни были благими намерения учителя, действие равно противодействию. Вспомните, кто из нас читал в школе Алексеева «Петр первый» или Толстого «Анна Каренина»? Единицы! Зато, с каким удовольствием потом «на воле» мы открывали для себя эти произведения. В первом случае это было надо, а во втором мы этого хотели. Большая разница!
  3. Собственный пример учит лучше, чем тысячи нотаций. Проблемы появляются, когда у взрослого родителя, воспитателя или учителя дело расходится со словами. Грозит это, как минимум, потерей авторитета. Максимум – появление на свет человека с перекошенными сексуальными понятиями.

Видео: Говорит эксперт

Нельзя оставлять тему полового воспитания без внимания, иначе у ребенка сформируется о ней неправильное представление. Разговаривать об этом необходимо с детьми разного возраста. Должную заботу нужно проявить к дошкольникам и лицам, вступившим в пубертатный период. Старайтесь выстроить доверительные отношения, чтобы уберечь малыша от самостоятельных проб, непонимания.

Взрослые часто молчат о взаимоотношениях между полами, что напрасно. Для счастья, нормального развития ребенка взрослым не нужно замалчивать об этой теме. Если он не добьется откровенности от близких, он найдет другое место для получения знаний. В интернете или во дворе информацию ему преподнесут искаженно, что очень опасно.

Отпрыск неправильно осознает себя, лишится качеств, присущих мужчине или женщине. Только родные могут своевременно поднять вопросы гендерного воспитания, дать верные на них ответы.

Когда начинать воспитывать?

Вести половое воспитание дома необходимо с дошкольного возраста, тогда мальчики и девочки будут готовы к созреванию, правильно начнут строить отношения с противоположным полом.

Человек с рождения не наделен способностями выстраивать длительные отношения, положительно общаться с близкими. Эти качества и правильное поведение он получает в течение жизни. Чем раньше семья даст ему необходимые знания, тем легче пройдет процесс физического развития. Иначе необходимую информацию он получит в обществе, из-за чего моральные принципы исказятся.

Основные принципы воспитания

Главная проблема взрослых — это смущение. Они не готовы к умозаключениям детей. В 4-5 лет сын или дочь может заметить, что у аиста не хватит сил для переноса младенца, а на грядках среди капусты не попадаются груднички. Для этого возраста характерно, что мальчики начинают дружить с девочками. Они пробуют целоваться или заявляют о желании пожениться. Родители к этому совершенно не готовы.

Если мамы и папы будут замалчивать эту тему, то она покажется малышу постыдной, но очень интересной. Это чревато экспериментами, поиском информационных источников, сложным пубертатным периодом. С детства мальчик или девочка усвоит, что взрослые обсуждают интимные темы только между собой. Подростком он не будет задавать вопросы, а предпочтет скрываться и искать на них ответы самостоятельно.

Нельзя избегать этой темы. Например, младший школьник увидел, как мама переодевает новорожденную сестру, он обратил внимание на ее гениталии. Большинство мам, которым внушили, что такое поведение недопустимо, реагируют негативно: заставляют ребенка отвести взгляд, выгоняют из комнаты. Это чревато травмой психики, шоковым состоянием школьника.

Чтобы не сформировать неправильные установки, связанные с гендерной идентификацией, мягко переведите внимание ребенка на другие части тела. Например, скажите, что у девочки очень нежные пяточки, маленькие пальчики, она очень хрупкая. Подчеркните, что когда сын был маленьким, он тоже был беспомощным, а сейчас стал взрослее и сильнее.

Половое воспитание у мальчиков и девочек – процесс, который невозможно игнорировать. Оградить от него ребенка невозможно — дети сами найдут информацию, если вы будете разговаривать. Последствия будут непредсказуемы.

Ошибки родителей

Низкая культура родителей приводит к ошибкам:


Если вести себя неправильно, дети перестанут задавать вопросы родителям, а обратятся к доступным источникам для поиска информации. Иногда реакция взрослых становится причиной отторжения от взаимоотношений с противоположным полом.

Избежать проблем помогут конкретные ответы, простые для понимания. Они есть в специальных книгах.

Подобные издания выпускают для детей разного возраста. Для подростков они будут альтернативным источником информации по тем вопросам, на которые вам неловко отвечать.

Осознание половой принадлежности

Понимание собственного пола у малыша происходит одновременно с тем, как он перестает говорить о себе в третьем лице. Самые важные моменты:

  • в 1,5-2 года запоминает свой пол;
  • в 4-6 лет он начинает копировать поведение представителей своего пола;
  • к 7-8 годам у ребенка формируется собственная линия поведения.

Важна атмосфера в семье: дети копируют поведение родителей. Поэтому взрослые должны любить и относится с уважением к друг другу. Обратите внимание на поведение: если вас не настораживают моменты общения и игр, значит, тактика выбрана правильная. Например, мальчик 5-6 лет, не перешедший через стадию половой идентификации, предпочитает «дочки-матери» или сторонится подвижных игр. При такой ситуации уделите воспитанию больше внимания.

Во время игр и общения дети копируют родительское поведение: мальчишки берут пример с отцов, а девочки стараются быть такими же женственными и хозяйственными, как матери.

Половое созревание

Половое развитие детей – важный вопрос воспитания. К началу подросткового возраста изменяются тело ребенка и гормональный фон. Девочки ожидают начала месячных, а мальчики сталкиваются с поллюциями. У обоих полов начинают расти волосы там, где их раньше не было. Важной частью воспитания является подготовка к изменениям в организме.

Гендерное развитие мальчиков отстает от аналогичного процесса у девочек. Это нормально до тех пор, пока они не столкнутся с признаками ЗПР. Задержка физического развития у мальчиков сопровождается признаками:

  • низкий рост;
  • завышенная талия;
  • высокий голос;
  • узкие плечи;
  • жир внизу живота.

В 70% случаев задержка сопровождается отклонениями в работе основных органов, заболеваниями сердца, легких, пищеварительного тракта. ЗПР влияет на характер подростка – он склонен к депрессии, становится мелочным, обидчивым. Мальчикам необходимо лечение от патологий.

Половое развитие девочек отличается тем, что оно происходит, наоборот, преждевременно. Девочка становится девушкой, получает округлые формы, испытывает регулярные менструации. Преждевременное развитие у девочек (ППР) влияет на поведение. Девочка начинает ощущать свою сексуальность, интересуется противоположным полом. Матери нужно одновременно с рассказом об использовании гигиенических средств поговорить с дочерью о взаимоотношениях полов.

Из-за недостаточного продуцирования женских гормонов может наблюдаться задержка развития у девочек. По причине наследственности созревание происходит по индивидуальному графику. Некоторые девочки-подростки чувствуют стеснение из-за не произошедших в организме изменений. Обсуждение индивидуальности развития включает в себя половое воспитание девочек. Важно объяснить дочери, что ей не нужно искусственно завышать свой возраст за счет вредных привычек или общения с юношами старше ее.

При отклонениях в половом развитии своевременно покажите ребенка врачу. Не пропускайте ежегодные осмотры, чтобы контролировать взросление чада. При существенных отклонениях в развитии или гормональных сбоях назначается медикаментозное лечение.

Чем отличается воспитание мальчиков от девочек

Половое воспитание мальчиков проводится на положительном примере настоящего мужчины. За неимением отца это могут быть дедушка, дядя, старший брат или другой родственник. Воспитание мальчика без отца – сложная ситуация. Перед парнем будет постоянно пример матери.

На примере женщины проводится воспитание девочек. Главной особенностью воспитания является то, что модель общения с противоположным полом девочка возьмет с матери. Если в семье нет уважительного отношения к отцу, девушка будет также взаимодействовать со своим мужем.

Вне зависимости от пола ребенка необходимо показать ему, как должны вести себя мужчины и женщины. Особенности взаимоотношения между полами показывайте только с обеих сторон.

Легче всего заметить ошибки в воспитании, если взглянуть на свою ситуацию со стороны. Мать, воспитывающая мальчика одна, склонна к контролированию жизни, избавлению его от домашних хлопот, чрезмерной ласке. Немногие юноши преодолевают такой прессинг. К 20 годам они становятся слабыми, обделенными мужскими качествами.

Матери-одиночки, воспитывающие девочек, создают сильных личностей, склонных к феминизму. Мужчины в такой семье кажутся лишними, что приводит к неудачам на личном фронте девушки в подростковом и более старшем возрасте. Анализ ошибок воспитания позволяет понять, почему в семьях несколько поколений женщин не построили серьезных отношений.

Особенности переходного возраста

Подростковый период осложняется запущенным процессом гендерного созревания. Гормональные перестройки меняют поведение подростков, которые замыкаются, начинают отстаивать свое мнение. Психологи рекомендуют говорить с ними честно, откровенно, на равных. Недопустимо появление менторского тона. Не стоит приказывать детям или ограничивать их общение с противоположным полом.

К переходному возрасту постройте с подростком доверительные отношения. Любая попытка диктовать условия приведет к скрытности, обманам. Типичные ошибки родителей в этом периоде:

  • чтение личных переписок и дневников;
  • попытка прекратить отношения с противоположным полом (домашние аресты, наказания, скандалы);
  • ультиматумы (одно из излюбленных выражений: «Сначала учеба, а потом свидания»);
  • превращение отношений между полами в нечто постыдное и опасное.

Большинство ошибок взрослые делают в отношении дочерей. Их пугают, что они «принесут в подоле», будут наказаны за ранние связи или изгнаны из дома. Мальчику дают больше воли, но редко объясняют, что он должен контролировать свои действия. К этим ошибкам склонны взрослые, которые привыкли воспитывать детей с точки зрения силы.

Умейте соблюдать личное пространство подростка, не высмеивайте его отношения, не создавайте условия, когда ему придется врать. Еслиrhj вы с раннего возраста будете заниматься половым воспитанием, то сможете построить доверительные отношения со своим чадом. Научите его уважать представителей противоположного пола, объясните, что такое любовь и секс. Приводите примеры из собственной жизни, не приукрашивая их и не выдумывая. Помните про честность. Если вы будете открыты перед своим ребенком, то в ответ он не будет лукавить.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: