Что такое Лень или Почему ребенок ленится; И как помочь ему избавиться от этого порока? Ребенок ленится.

Чаще всего под ленью ребенка мы понимаем нежелание совершать волевые усилия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности. Со взрослым человеком все вроде бы понятно. Но что такое лень у ребенка? Почему ребенок ленится? Как можно говорить о волевых усилиях у малыша, когда сама воля у него только-только начинает формироваться? Попробуем разобраться.

Причины детской лени

Малыши от природы не бывают ленивыми. Каждый здоровый ребенок раннего или дошкольного возраста очень даже деятелен. Стремление все испытать, попробовать, любознательность и заинтересованность во всем, что его окружает, являются признаками нормального физического и психического развития малыша. От трехлетки постоянно слышно: «Я сам!», и эта фраза определяет готовность ребенка совершать собственные открытия и делать свои ошибки. Если же ребенок пассивен, не хочет ничего делать и при этом здоров, родители считают, что он просто ленится, хотя обычно за таким поведением кроются другие причины.

  • Гиперопека . Родители так часто куда-то спешат и так многого вокруг боятся, что им намного проще как можно дольше ограждать малыша от проявлений самостоятельности. Ведь если ребенок сам будет одеваться, можно опоздать, а если дать ему ложку во время еды – придется убирать всю кухню и стирать одежду. Взрослые нередко отмахиваются от его попыток помочь: «Не трогай пылесос – ушибешься!», «Ой, не надо лезть в муку, сейчас все рассыплешь». А потом оказывается, что малыш не складывает свои вещи, не хочет убирать за собой игрушки да и вообще предпочитает лежать и смотреть мультики.
  • Переутомление . Взрослые часто называют ленью обыкновенную усталость ребенка и его желание отдохнуть. Пытаясь разнообразить детство малыша, мы часто не замечаем, что он перегружен всяческими занятиями. Бассейн, школа раннего развития, рисование, английский… Все это нередко вызывает у крохи переутомление и потребность «выключиться» и ничего не делать.
  • Особенности темперамента . Иногда родители принимают за лень особенности темперамента малыша. Некоторые дети медлительны и будут долго раскачиваться, прежде чем приступить к чему-то. Другие, наоборот, непоседливы, им сложно соблюдать правила. Внутренний склад диктует свои условия, которым и подчиняется ребенок, пока не научится контролировать себя волевыми усилиями.
  • Страх неудачи . Ребенок может лениться в ответ на завышенные ожидания взрослых. Бывает, что он просто не знает, с какой стороны подступиться к трудному примеру, написанному в рабочей тетради для подготовки к школе. Если в этот момент не подключится поддержка родителей, да еще кто-то «заботливо» скажет: «Что ж ты так плохо сделал!», ребенок становится ленивым. А зачем мучиться, если все равно ничего не выйдет?
  • Отсутствие мотивации . Детям до 5 лет тяжело осознать слово «надо». Если он не понимает, зачем нужно выполнять то или иное действие, он будет всячески избегать неприятного занятия. Кстати, вплоть до школы основная деятельность ребенка, необходимая ему для полноценного психического развития, – это игра. Поэтому, играя, малыш не ленится, а, скорее, работает. И чтобы он с таким же рвением занимался, например, прописями и всевозможными полезными «обводилочками», эта деятельность должна представлять для него интерес. Как же тогда справиться с ленью у малыша? На самом деле, это не так сложно, если проявить терпение и фантазию.

Способ №1. Боремся с ленью у ребенка правильным личным примером

Ребенок воспринимает не столько слова, сколько наглядный пример. Поэтому просить малыша сложить свою одежду в комод, лежа на диване с журналом, бессмысленно, особенно если кто-то в семье сам оставляет вещи на стуле. Также бесполезно рассказывать ребенку о пользе выполнения каких-то обязанностей, если он видит, что сами вы относитесь к своим делам с неприязнью. Поэтому вместо слов – дело! Нужно, чтобы малыш стал убирать игрушки? Займитесь этим первыми, да не с упреками, а с улыбкой на лице, и ребенок тут же кинется вам помогать. Небольшой вклад также могут внести правильно подобранные мультики и сказки («Мойдодыр», «Федорино горе» и т. д.), но только при сов­местном просмотре, прослушивании и обсуждении.

Способ №2. Победить лень можно методом проб и ошибок

Дайте возможность ребенку насладиться самостоятельностью тогда, когда он сам к ней стремится. Да, трехлетний малыш все делает кое-как, и за ним приходится исправлять, но как иначе? Только начав что-то делать самостоятельно, можно этому научиться.


Нужно не упустить момент и вовремя предоставить малышу некоторую свободу, которая позволит ему увидеть последствия своих действий (например, он не надел колпачки на фломастеры, и они засохли) и научиться их исправлять (потом, когда мама – не сразу! – купит ему новые фломастеры, он будет относиться к ним бережнее, помня о «трудном периоде творчества», когда в его распоряжении остались только карандаши).

Способ №3. Превратить скучные дела в игру

Если ребенок ленится, значит, ему неинтересно. Поэтому задача взрослых – привнести даже в скучные дела элемент игры. Например, вместо уборки поиграть в продавцов магазина игрушек, расставляющих товар по полкам. А соревнование с мамой или старшим братом «Кто быстрее?» придаст динамичности любому процессу. Создайте для малыша хорошую мотивацию, ведь ребенок должен понимать, зачем ему стоит прикладывать усилия. Возможно, потому, что сам процесс станет интересным, или для того, чтобы у мамы появилось свободное время почитать ему книжку.

Способ №4. Боремся с ленью у ребенка, давая ему посильные обязанности

Лень – не всегда пагубная привычка. Если малыш вдруг начал лениться, в первую очередь разберитесь в ситуации. Возможно, ваши требования являются для него непосильными, не соответствуют его возрасту, а может, ребенок плохо себя чувствует (физически или психологически) и нуждается в помощи. Обратите внимание, хватает ли ему свободного времени для ничегонеделания, ведь для ребенка такие минуты имеют огромное значение: он фантазирует, размышляет, просто отдыхает от секций и кружков. Выделите для малыша какой-то день или условия, когда он мог бы побыть ленивым по праву. Например, ходить в пижаме до обеда в субботу, не раздеваться самостоятельно после затянувшейся вечерней тренировки и т. д. Иногда родителям стоит не проявлять излишнюю принципиальность, а пойти на уступки, найти компромисс.

Способ №5. Лень победят позитивные ожидания

Чтобы малыш не был лентяем, нужно, чтобы ему хотелось трудиться. А в этом самую большую роль играет отношение близких к самой деятельности и результатам его труда. Ребенок должен чувствовать, что его старания замечены и оценены по заслугам. Это не означает, что вы должны расхваливать любое его усилие, но вам стоит отмечать достижения и показывать малышу, что вы верите в еще лучший результат. Не забывайте хвалить и благодарить малыша, подчеркивать его удачи и не акцентировать внимание на промахах. Ведь таким образом вы прививаете ему любовь к труду и мотивацию к достижению успеха. Хорошим стимулом для «ленивого» ребенка может стать ведение календаря или дневника выполненных дел, в котором он вместе с родителями сможет отмечать и отслеживать свои успехи в обучении трудолюбию. Записи в таком дневнике могут стать своеобразным ритуалом.


Дети в младшем возрасте очень восприимчивы, поэтому справиться с детской ленью по силам всем родителям, если они готовы применить творческий подход.

Если вы хотите, чтобы ребенок занимался чем-то полезным (спортом, музыкой), надо заинтересовать его. Малыш должен осознать, что нравится именно ему, а не родителям. Иначе к подростковому возрасту он все равно бросит навязанное дело, рискуя попасть на крючок зависимостей (зависание в соцсетях, алкоголь, плохие компании).

Родителям, требующим от ребенка трудолюбия, следует руководствоваться принципом целесообразности. Надо определить время, в течение которого малыш способен удерживать внимание (обычно это 10–20 минут). И стараться, чтобы задания, которые ему предлагаются, не требовали более длительного хронометража. Не стоит заставлять ребенка обязательно доводить начатое до конца здесь и сейчас.

С подростком что-то не так.

Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.


«Мам, я не хочу»,«давай попозже», «мам, ну через пять минут» - и когда «попозже» превращается в «пора спать», мама нередко выходит из себя: «Нечего лодыря гонять, быстро…» за уроки, сольфеджио, уборку или что сейчас для мамы актуально. Ключевое слово «для мамы», потому что детская лень чаще всего возникает там, где пропадает интерес и когда возникает угроза зря потраченного времени на нелюбимые занятия. Как же справиться с детской лени?

Даже в мыслях не называйте ребенка «ленивым», лучше думайте, что ему не достает мотивации. Начнем с выяснения причин. Они могут быть спровоцированы взрослыми, сверстниками или ситуацией, а могут быть чисто внутренними. Ребенок ленится, когда боится быть неуспешным, не оправдать ожиданий. Он ленится, если не научился сам организовывать свои занятия и ждет, что это за него сделают другие. И, наконец, он ленится, если не уверен в себе и боится выглядеть хуже других.

Поэтому родители могут действовать сразу по двум направлениям: создавать уверенность в себе и тренировать организованность.

И лучше начинать раньше, потому что лень сначала возникает как естественная самозащита ребенка в неприятных для него обстоятельствах и только потом превращается в устойчивую черту характера. Согласитесь, изменить обстоятельства всегда проще, чем изменить характер.

Мамина сверхзадача понятна – чтобы ребенок научился понимать не только слово «хочу», но и слово «надо». Но здесь очень важно быть гибкими, потому что одно и то же проявление лени может быть следствием совсем разных событий.

Усталость

Если у ребенка ежедневно драмкружок, кружок по фото, а ему еще и петь охота, то иногда он элементарно устает – чисто физически и от избытка впечатлений. Рецепт: дать выспаться, помочь сменить вид деятельности.

Отсутствие смысла

Современные дети живут в условиях информационной перегрузки, и отказываясь учить стихотворение – «потому что меня все равно не спросят» - они могут обеспечивать себе информационную гигиену. Кстати, уже годам к 13 они достаточно четко понимают, чего хотят, и достаточно трезво могут оценить необходимость тех или иных занятий – родителям к этому нужно просто привыкать и доверять ребенку, возможно, он прав. Другой случай, если чадо говорит: «А зачем мне убирать кровать, все равно вечером спать ложиться». Порядок дома и на рабочем столе обеспечивает и порядок в мыслях, поэтому здесь ребенка надо мотивировать на его поддержание. Как?

Рецепт: словами и действиями. Рассказывать о том, как красиво дома, когда чисто, фотографировать комнату до и после уборки – чтобы сделать нагляднее. Играть на самолюбии – только взрослые могут сами поддерживать порядок. Упростить задачу – к примеру, если вопрос в уборке, убрать из детской комнаты все лишнее, поставить удобные вместительные шкафы.

Непосильная работа

Иногда домашние задания и родительские требования действительно бывают преждевременными – они не соответствуют его психологическим или физиологическим особенностям. И давать такие задания, значит, заранее обрекать ребенку на неудачу и вызывать лень.

Рецепт: уменьшить требования в соответствии с особенностями ребенка. Не волнуйтесь, все, что нужно разовьется в свое время.

Отсутствие интереса

Один из самых непростых случаев. Причина может быть и в том, что интерес угасает быстро из-за неумения сохранять сосредоточенность, концентрацию внимания.

Рецепт: искать мотиваторы (призы, награды, похвала, рассказ родственникам) и заниматься играми, тренирующими сосредоточенность.

Проявление страха

Ребенок не выполняет ваших требований, потому что боится низкой оценки от вас или своей собственной низкой оценки.

Рецепт: лучше всего вместе с психологом помочь ребенку обрести уверенность в том, что он способен на великие дела, сказкотерапия.

Ребенка трудно заинтересовать? Он нелюбознательный, вялый и не хочет помогать родителям по дому? Как бороться с такой проблемой и как растормошить маленького ленивца, который ничему не хочет учиться, вы узнаете в этой статье.

Почему ребенок ленивый

Прежде чем винить малыша в отсутствии активности и любознательности, вам предстоит разобраться в причинах такого явления. Из-за чего же малыш ленится?

  • Отсутствие мотивации и интереса.

Даже взрослые знают, что любое дело, не подпитанное мотивацией и стимулом, становится скучной обязанностью, выполнять которую приходится через силу. Так же происходит и у маленьких детей. Унылое и неинтересное занятие, не приносящее удовольствие, вряд ли сможет увлечь кроху.

ВАЖНО! Любую скучную обязанность можно превратить в увлекательное приключение, используя фантазию и творческие способности.

  • Особенности характера.

Медлительность карапуза может быть особенностью его темперамента. Важно не забывать, что все дети разные. Флегматичный малыш не сможет быть таким же активным, как его сверстник-сангвиник.

  • Боязнь неудач и ошибок.

Некоторые занятия могут быть интересны ребенку, но он никак не решится их выполнять из-за стеснительности или боязни ошибок. Если родители часто ругают малыша за плохую успеваемость, медлительность и отсутствие результатов – он становится безынициативным и еще больше замыкаться в себе.

  • Усталость.

Многие дети помимо того, что перегружены школьными уроками, они еще и посещают различные секции, курсы. На это уходить много энергии, усталость постепенно накапливается. С таким плотным графиком у маленького человека просто не остается сил, работоспособность его падает, а желание чем-то увлечься пропадает. Если ваш малыш не хочет учиться, вполне возможно вам стоит пересмотреть его расписание и дать немного отдыха.

  • Чрезмерная опека.

Очень ленивый ребенок вырастает тогда, когда имеют место быть чрезмерная инициатива родителей и постоянное вмешательство в попытки чада осваивать мир, тем самым мама и папа лишают его самостоятельности и желания учиться новому.

  • Завышенные требования.

Зачастую родители ждут от своих детей выполнения непосильных задач, забывая, что у каждого ребенка свои возможности. Это вовсе не значит, что малыш неспособный. Если он не силен в математике, быть может он станет успешным лингвистом.

  • Болезнь.
  • Отсутствие правильного распорядка дня.

Что делать? Как воспитывать ленивого ребенка и мотивировать к учебе

Если ребенок очень ленивый, что делать родителям? Мы подготовили советы, которые помогут вам побороть лень малыша.

  • Подаем пример. Дети впитывают в себя все, как губки. Прежде чем винить свое чадо в лени и неактивности, начните с себя. Активный родитель станет лучшим примером для подражания.
  • Не мешаем самостоятельности. Не спешите помогать своему карапузу. Он легко может справиться сам. Поощряйте его желание помочь вам во взрослых делах – помыть посуду, полить цветы. Хвалите его даже, если у него будет плохо получаться. Если все-таки малыш не справляется, попробуйте немного помочь ему.

ОСОБЕННОСТИ! Родителям важно чувствовать тонкую грань: не делать ребенка самостоятельным слишком рано, но и не участвовать слишком долго и навязчиво в делах, которые уже под силу малышу.

  • Учитывайте интересы и увлечения крохи. Не заставляйте его углубленно заниматься математикой, если он предпочитает гуманитарные предметы.
  • Не навязывайте карапузу свои желания . Дайте ему возможность самостоятельного выбора.
  • Поощряйте даже самые небольшие успехи ребенка. Хвалите не самого малыша, а его поступки и действия. Кроха должен знать, что им гордятся. Однако не переусердствуйте, карапуз должен и сам получать удовольствие от занятий и своих умений, а не стремится все время стараться ради похвалы.

  • Дайте малышу возможность побыть взрослым , даже если ему пока что 3 года или 5 лет. Разговаривайте с ним на равных.
  • Проявляйте инициативу , попробуйте сами разжечь интерес малыша.
  • Даже если вам кажется, что у вас самый ленивый ребенок на свете, не сравнивайте достижения своего чада с возможностями других детей, такое поведение лишь ухудшит положение дел.
  • Не подкупайте малыша вознаграждениями за хорошее поведение.
  • Попробуйте сделать скучные занятия веселыми. Например, посоревнуйтесь, кто быстрее справится с уборкой игрушек.
  • Будьте терпеливы , не ругайте малыша, если он медлителен. Разговаривайте с ним спокойным тоном.
  • Советский психолог Л. С. Выготский рекомендует помогать детям в освоении нового круга обязанностей с помощью использования записок, схем и списков дел. Например, если подросший карапуз постоянно забывает что нужно надеть на улицу, от этого еще больше ленится, можно составить наглядный список необходимой одежды, используя рисунки и иллюстрации.
  • Придерживайтесь режима . Неправильно организованный день может увеличить утомляемость крохи.
  • Попробуйте заинтересовать свое чадо. Быть может, вы найдете то занятие, которое по-настоящему увлечет малыша.

Воспитание ребёнка – это очень сложная и серьезная задача, правильному выполнению которой родителей, к сожалению, никто не научил. Справляться с детской ленью отнюдь не просто. Если ленивый ребёнок не хочет ничего делать, заставлять его – себе дороже. Нервные клетки не восстанавливаются, и, в конце концов, иногда кажется, что легче взять и сделать всё самому. Заправить за маленьким лентяем кровать, помыть его тарелку, положить на место разбросанные им вещи… Лишь бы не было возникало конфликтов, ведь «плохой мир лучше хорошей войны».

Однако, чем больше потакаешь ленивому ребёнку в его ничегонеделании, тем ленивее он становится. Вот он уже отлынивает от выполнения школьных домашних заданий, не хочет чистить зубы, причесываться, следить за своим внешним видом… Проблем становится больше и решать их надо обязательно.

Но самое важное, что нужно помнить – если ребёнок не хочет ничего делать и ему это сходит с рук, это обязательно скажется на его будущем, ведь психическое развитие и формирование личности происходит до пубертата. Задача родителя – научить ребёнка жить, научить самодисциплине и ответственности, привить ему полезные привычки и навыки, которые позволят ему позаботиться о себе в будущем. Ребёнок должен научиться, как минимум, убирать за собой, обслуживать себя, готовить элементарную еду – и это только то, что касается быта.

Ленивый ребёнок, за которого всё делают родители, может вырасти неадаптантом, безответственным, инфантильным человеком. Если ребёнка не научить справляться с ленью ещё в детстве, во взрослой жизни ему тем более не справиться с этим монстром. Ведь лень – это часть человеческой натуры, которая запросто может помешать человеку состояться и реализовать себя.

Почему ребёнок ленится. Мой опыт

Дети полны энергии. И они никогда не ленятся делать то, что им интересно (или выгодно). Нельзя сказать, что ребёнок ничего не хочет делать совершенно. Он не желает делать тех дел, для выполнения которых у него нет мотивов.

Это не значит, что нужно превращать домашние обязанности ребёнка в игру или платить ему за подметенный пол и вымытую посуду. Это означает, что родитель должен создать мотив для того, чтобы ребёнок выполнял свои обязанности.

Как это сделать? Тут всё зависит от ребёнка.

Все дети разные – это трудно не заметить. И каждый ребёнок ленив по-своему, в соответствии со своей природой, своими векторами.

В своё время мне непросто было справиться с ленью сына – в нем доминирует кожный вектор. Кстати говоря, именно кожная лень – двигатель прогресса! Чтобы кратко охарактеризовать лень в кожном векторе, процитирую Ю. Бурлана: «Ленивый кожник – это кожник, которому мало платят». А за учебу в школе и выполнение домашних дел никто не платит!

«Если ты ленив и упорен – ты обязательно чего-нибудь добьешься» – Жорж Фейдо имел в виду именно кожников!

Ленивый ребёнок с кожным вектором не хочет учиться. У него нет усидчивости и желания к обучению наукам. Ему совершенно плевать на оценки и на попытки его пристыдить.

Отличником в школе кожник не станет, но в жизни может достичь не малых успехов (по меркам современного мира), если научить его в детстве справляться с ленью. Об этом я подробно писала в статье «Ребёнок не хочет учиться или почему троечники достигают больших успехов в жизни, чем отличники» (ссылка).

Когда мой сын пошел в школу, я поняла, что учеба его не интересует, а значит, требовать от него идеального выполнения заданий и такого же поведения в школе – пустая трата его и моих нервов. Однако я поняла и другое – если ничего не требовать, то он вообще не будет стараться и скатится «ниже плинтуса».

Справляться с его ленью было очень сложно, я пришла к выводу, что нужно создать какую-то систему мотивов для корректировки поведения моего ленивого ребёнка. Это было давно, но сейчас я понимаю, что сделала тогда всё правильно.

Я установила для сына планку уровня оценок, которая была для него достижима. Ниже этой планки (среднего уровня) он опускаться не должен (система за это предусматривает наказание – ограничение удовольствий). Если он постарается и поднимется выше планки, система (о которой я напишу ниже) будет приносить для него больше выгоды.

Также я ограничила время просмотра сыном телевизора, исключив из него то, что по моему мнению ребёнку было смотреть вредно. Время для компьютерных игр в моей системе выступало в качестве награды за хорошее поведение, поощрение (кстати говоря, я всегда следила за тем, КАКИЕ игры играет мой ребёнок, считая жестокие игры опасными для психики).

Ребёнок был занят в спортивных кружках, выполнял посильные домашние обязанности, а также у него было время для того, чтобы погулять с друзьями.

По установленным мной правилам, старательное выполнение всех обязанностей приносило моему сыну бонусы – больше карманных денег, хорошие подарки на праздники (те вещи, о которых он мечтал), приятные сюрпризы, путешествия и поездки туда, куда бы он хотел. То есть, исполнение каких-то его желаний.

Напротив, невыполнение правил несло за собой неминуемое наказание (в зависимости от «тяжести преступления»). Например, полный запрет на телевизор (день, два или неделя), или же на компьютерные игры, лишение карманных денег на какой-то период, и т. д. и т. п.

Вначале мой ленивый ребёнок сопротивлялся, но самое главное в борьбе с детской ленью – начать и продолжать, договориться, настоять на своем, найти пути и точки воздействия, искать компромиссы, в конце концов… Ребёнок не знает, что для него хорошо, а что плохо, поэтому его поведение необходимо направлять в нужное русло. И если ребёнок ничего не хочет делать, задача родителя – помочь ему захотеть, научившись преодолевать лень (больше об этом можно узнать на лекциях по системно-векторной психологии http://www.yburlan.ru/besplatnye-treningi).

Моя дочь родилась совсем другой. В её психическом доминирует связка анального и зрительного векторов.

Ребёнка с анальным вектором воспитывать легче всего, если делать это правильно. Дети с анальным вектором ответственны и исполнительны, они хорошо и охотно учатся. Для моей дочери, к примеру, недопустимо пойти в школу, не выполнив домашнее задание. Она усидчива и с удовольствием впитывает знания.

Из ребёнка с анальным вектором легко можно вырастить аккуратного чистюлю и перфекциониста. Нужно всего лишь научить его получать удовольствие от чистого (больше об этом можно узнать на лекции по анальному вектору, регистрация http://www.yburlan.ru/besplatnye-trening i).

Система, которую я придумала для сына, совершенно не пригодилась мне для воспитания дочери. Её не нужно было мотивировать или наказывать.

Если же и такой – в потенциале золотой – ребёнок не хочет ничего делать, то это скорее не лень, а упрямство, протест. Причина – всегда в поведении мамы. В данном случае, она неправильно взаимодействует с ребёнком, подавляя его развитие. Анального ребёнка нельзя перебивать, торопить, критиковать, заставлять говорить неправду (например, «мамы нет дома»). Ну и, конечно же, кричать, оскорблять и бить детей вообще нельзя.

Одобрение, похвала, поддержка – вот что нужно такому ребёнку. Он нерешителен по своей природе, родитель должен научить его делать первый шаг, принимать решение и действовать. Это важно для его будущего.

Все дети рождаются разными, ведь существует 8 векторов и их сочетания. От внутреннего содержания ребёнка зависит его характер, и проявления лени тоже. Системно-векторная психология – единственный инструмент, который поможет вовремя увидеть совершенные ошибки воспитания, исправить их, а также найти свой индивидуальный, абсолютно точный и правильный путь взаимодействия с ребёнком.

В статье использованы материалы тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок учился на отлично, но что делать, если он не то что на отлично, а вообще учиться не хочет?

Эдакий маленький лентяй, которому взять в руки книжку — все равно что огород вскопать. Вот тут-то родители начинают задумываться - что делать?

Насильно ребенка попробуй заставь, в детском возрасте все склонны к протесту, так что таким способом вряд ли удастся спасти ситуацию. Будем разбираться вместе.

Ребёнок не хочет учиться: причины и все, что с ними связано

Есть вариант, что ваше чадо с самого детства не сильно любит распаковывать рюкзак и заглядывать в злосчастный дневник, но совсем иная ситуация, если рвение к учебе, пусть даже не очень сильное, прекратилось внезапно. Вот так, ни с того ни с сего ваш ребенок начинает заявлять, что в школу он не хочет, желания что-то учить нет, а хорошие оценки отсутствуют и подавно.

Способности ребенка не соответствуют уровню школьной программы

Не спешите возмущаться и говорить, что ваш малыш лучше всех. Этого никто не отрицает, но видели ли вы сами его школьные учебники? Пробовали решить пару-тройку заданий? Попробуйте! Порой написанная там информация способна завести в тупик кандидата наук, не то что ребенка. О том, что делать в такой ситуации, поговорим чуть позже, а пока посмотрим, из-за чего еще ребенок может потерять желание учиться.

Ему нужна мотивация

Как часто вы хвалите ребенка за его успехи? Поощряете ли вы его? Причем речь идет не только о пятерках. Сказать «Вася, ты молодец!» это не только недостаточно, это вообще никакого действия не дает. Слыша стандартные фразы похвалы от родителей, ребенок особой гордости за свои достижения не испытывает, особенно когда мама вполуха слушает его рассказ о победе в школьной олимпиаде или соревнованиях и между «Принеси лук для борща» и «Надо завтра сходить к зубному» произносит невнятное «Хорошо, молодец сынок».

Нет интереса к определенным предметам

Даже самый способный ребенок не может знать все. У некоторых довольно умело получается лавировать между школьными предметами и учить всего понемногу, но что если ваш ребенок не из их числа? В этом нет совершенно ничего плохого, если он уделяет больше внимания изучению одних уроков даже в ущерб другим, сколько бы об этом не твердили учителя. Конечно, для каждого преподавателя его предмет - самый-самый, но вам-то зачем изводить ребенка ссорами по поводу очередной тройки по биологии? Вспомните себя в школьные годы, во всем ли вы преуспевали? Знаете шутку: «Когда ребенок что-то начудил, вспомни себя в его возрасте, погладь малыша по голове и иди пей свою валерьянку».

Не складываются отношения с одноклассниками

Как много родители знают о личностных отношениях ребенка с одноклассниками? Если сказать по правде, то практически ничего. Эта новость однозначно наверняка огорчила тех, кто считает, что имеет полный контроль над жизнью ребенка во всех сферах, но это отнюдь не так. Все, что нам известно об этом, это информация, полученная со слов самого малыша, который может все приукрасить, чтобы родители не беспокоились, или школьных учителей, которые зачастую об отношениях в классе знают только то, что стенгазету должны рисовать Маша и Оля, потому что с Аней Оля не дружит.

Неблагоприятная атмосфера внутри семьи

Когда мы ищем причину нежелания ребенка делать уроки, почему-то в последнюю очередь вспоминаем о том, что быть может ему некомфортно находиться дома?! Частые ссоры в семье или родители, которые постоянно не в настроении из-за проблем на работе - далеко не лучшая мотивация для малыша. Каждому ребенку хочется возвращаться в дом, где царит уют, радость и покой, пусть даже он этого не осознает.

Повышенная активность

На сегодняшний день все чаще можно встретить в школе гиперактивного ребенка. Многие воспринимают их обычными непоседами и врединами, но на самом деле к гиперактивному ребенку нужен особенный подход и внимание. Проблемы в учебе такого малыша - не новость!

Отвлекается на гаджеты

Это одна из самых популярных причин нежелания учиться сегодня. Гораздо интереснее ирать в танчики, смотреть фотки в социальных сетях и перебрасываться сообщениями с друзьями. Планшеты, телефоны, копьютеры и иже с ними — ни в коем случае не должны быть в постоянном доступе лентяя. Пока есть возможность выбирать: учёба или игрушки — лентяй выберет игрушки!

Ребёнок не хочет учиться. Куда бежать? Что делать?

Вспомним старые добрые слова «Предупреждение лучше лечения». Когда ребенок еще совсем маленький, родители могут наделать больших ошибок, из-за которых в будущем будут панически хвататься за голову.

Начнем с детства

Первая и самая главная ошибка - приучать и заставлять ребенка читать, писать, учить вместо того, чтобы прививать ему любовь к самому процессу обучения. Довольно часто родителям требуются именно результаты, конкретные показатели. Ребенок в ускоренном режиме учится всем выше перечисленным навыкам, посещает кучу репетиторов, кропит над уроками по несколько часов еще с начальной школы. А что получаем в итоге? Получаем человечка, которому учеба уже в горле сидит и который в какой-то момент может просто сорваться, глядя на то, как одноклассники после занятий отправляются гонять в мяч, а у него дополнительный урок по английскому.

Поэтому с самого детства старайтесь сделать для ребенка процесс обучения приятным. Занимайтесь вместе с ним. Это не значит, что вы должны дать ему кучу заданий пусть даже с подробными указаниями к выполнению, а сами пойти суп варить. Сидите с ним, объясняйте все непонятное, хвалите. Обязательно поощряйте! Написал диктант? Идем на мороженое! Решил пару задачек по математике? Айда в аквапарк! В таком случае учеба будет приносить ребенку настоящее удовольствие.

Отталкиваемся от причины

Если школьная программа ребенку не подходит

Такая ситуация вовсе не безнадежна.

Во-первых, почему вы решили, что ваш ребенок должен быть гением? Конечно, все вокруг усиленно внушают, что если твой ребенок не вундеркинд, то родитель из тебя так себе. Но взгляните, пожалуйста, на своего ребенка и поймите - он не виновен в высоких вопросах общества. Ему хочется радоваться жизни, а сидеть над учебниками с утра до ночи.

Если уж мы вас не переубедили, можно нанять репетитора. Заметьте, одного! Порой к родителями в один момент приходит осознание, что ребенок плохо учится. Вот в один распрекрасный вечер вы смотрите на дневник своего чада и осознаете - все, он пожизненный двоечник, что делать-то, что делать?! Так вот при этом не надо сразу нанимать репетиторов чуть ли не по всем предметам и загружать ребенка во горло.

Нет мотивации

Тут все проще. Для начала можно придумать какие-то поощрения ребенка за хорошие оценки и высокие достижения. Поход в кино на выходных за пятерку по русскому или покупка щенка за определенное количество пятерок в семестр. Как минимум хотя бы хвалите ребенка. Метод «кнута и пряника» здесь очень пригодится, потому что часто о том самом прянике родители забывают. Ругать малыша за двойку и ограничивать ему доступ к компьютеру куда проще, чем выделить пару часов в своем загруженном графике, чтобы всей семьей прогуляться по парку и покушать сладкой ваты.

Хорошие отметки лишь по определенным предметам

На самом деле этот минус скорее плюс. Если ребенок сосредотачивает свое внимание лишь на конкретных предметах, это очень даже неплохо, потому что свидетельствует о том, что он нашел себя. Разве не здорово? Разве не этого вы хотели бы? Сейчас огромнейшее количество детей заканчивают школу с незнанием куда идти дальше, кем стать, в какой области себя можно проявить. Поэтому если ваше чадо в два счета может решить сложнейшую задачку по математике, но вот сочинения по русскому ему даются с трудом, это не повод наседать на ребенка с возмущениями, а повод:

а) дать ему дополнительную мотивацию;

б) нанять репетитора.

Ссоры с одноклассниками

Когда у ребенка не складываются отношения в классе, желание идти в школу исчезает ну очень быстро. В таком случае вполне возможны прогулы, резкий спад успеваемости, часто огорченный ребенок.

Если вы поняли, что дело именно в этом, попробуйте поговорить с ним. Это может быть невероятно сложно, особенно если вы практически никогда не откровенничаете, но сейчас это особенно необходимо. Один маленький нюанс: не надейтесь на то, что сможете заслужить доверие ребенка за один час, поделившись с ним какой-то своей историей с детства или произнеся слова «Ты должен мне доверять, ведь я твоя мама, я тебе только лучшего желаю». Вы правда считаете, что после этого ребенок каким-то чудным образом должен увидеть в вас великого гуру отношений и прильнуть к плечу с просьбой о совете? Так не бывает, а если и бывает, то только когда ребенок и сам задумывался о том, не стоит ли рассказать обо всем родителям.

Проблемы в семье

Представьте ситуацию. Ребенок вне себя от счастья возвращается домой - выиграл сложнейшую олимпиаду по мировой литературе! Его счастью нет предела, а улыбка растянута до ушей, он уже представляет как вы задушите его в объятьях и будете сыпать словами похвалы. Но не тут-то было! Оказывается у папы на работе аврал, он нервный вернулся домой, вследствие чего поссорился с мамой и наорал на других детей. Теперь в доме никто ни с кем не разговаривает и все друг на друга обижены. Как вы думаете, какой вывод сделает этот ребенок, который еще минуту назад сиял от радости? Конечно, он решит, что его успехи всем по барабану, что его достижения никого не интересуют и стараться так не стоило.

Запомните, ребенок не виноват, что сегодня у вас сегодня плохое настроение, на улице дождь, а зарплату оттягивают на две недели. Он целый день просидел за школьной партой, мечтая вернуться домой, где ему рады и где его ждут. Обеспечьте эту радость во что бы то ни стало!

Гиперактивность

Нужно уметь видеть разницу между просто непоседой и гиперактивным ребенком. Определить это может помочь психолог. Если вы знаете, что у вас гиперактивный ребенок, то для повышения его успеваемости отдайте малыша в секцию на борьбу/танцы/аэробику, да куда угодно, лишь бы он тратил там избыток своей энергии.

5 простых советов по воспитанию ребенка, который не хочет учиться

Воспитывать ребенка - целое искусство. В этом довольно длительном процессе вас ждет много неожиданностей и трудностей, но все их можно преодолеть. Вот несколько универсальных правил, которые помогут вам растить чадо без лишних беспокойств.

1. Всегда оставайтесь для ребенка другом. Рассказывайте ему о том, что интересного произошло у вас за день, делитесь новостями, шутками. В таком случае он всегда будет вам доверять и о любых проблемах первым будет узнавать не тайный друг на каком-то форуме в Сети, к которому ваш ребенок обратился за помощью, а именно вы.

2. В любых, даже самых критических ситуациях связанных с учебой, первым делом узнавайте о причине , а уже потом разбирайтесь. Действия в обратном порядке приводят к весьма негативным последствиям.

3. Не сравнивайте ребенка с другими , ни лично, ни публично. Ваш ребенок уникален, не пытайтесь загнать его в общепринятые рамки об успешности.

4. Не срывайтесь на ребенке - никогда! Даже если в самый неподходящий момент он подошел к вам с какой-то просьбой или новостью, ни за что не отвергайте малыша. Не его вина, что у вас нет настроения!

5. Решайте проблемы с ребенком, а не с окружающими. Все должно быть представлено перед ним так, будто он сам решает свои проблемы. Если неурядицы с друзьями, объясните как ему следует себя вести, чтобы отношения со сверстниками наладились, а не их матерей обзванивайте. Ребенок должен видеть в вас мудрого советчика, а не человека, который пытается влезть в его собственное пространство.

Надеемся, что эти советы вам помогут стать для малыша настоящим авторитетом.

Направив безмерную любовь к ребенку в нужное русло, можно получить очень хорошие результаты!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: