Что такое авторитет родителей. Образование в городе мурманске

Педагог-психолог. Методическая копилка

Тематическое родительское собрание «Родительский авторитет»

Тема нашего сегодняшнего разговора «Родительский авторитет».

Авторитет - это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо.

Чем взрослее ребенок, тем труднее родителям быть авторитетом для ребенка. Для маленького ребенка родители - существа, которых он почитает и обожает. В глазах малыша - папа - самый сильный, умный, справедливый; мама- самая красивая, добрая, замечательная.

Этот авторитет родители имеют просто потому, что они взрослые, а ребенок еще мал, неумел, слаб. Он бессознательно “впитывает” от родителей все манеры поведения, вкусы, взгляды, ценности моральные нормы. Но со временем соотношение сил меняется. Происходит неизбежное выравнивание возможностей детей и родителей. Наступает критический момент, когда авторитет родителей престает держаться на преимуществах взрослости.

Что же тогда происходит? Родители оказываются перед драматическим выбором между заслуженным авторитетом и авторитарностью.

Авторитарным называют человека, который стремится к власти, и пользуется силой, добивается от других подчинения. Авторитетен тот, чье влияние на поступки других основано на признании и уважении его мнения, его личных качеств: компетентности, справедливости т.п.

Ребенок рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои потребности, и цели, и делает это со всей энергией своих юных сил. Дело порой доходит до открытой войны. И самое опасное - ощущение невозможности повернуть назад.

Выбор один: понять, что путь насилия над ребенком безнадежен и рано или поздно приведет к разрыву отношений. Взрослый теряет авторитет, если начинает полагаться на запреты, давление и приказ. Он сохраняет авторитет, если остается образцом силы и опытности.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Есть много сортов такого ложного авторитета, после их рассмотрения легче будет выяснить, каким должен быть авторитет настоящий. Приступим.

Авторитет подавления. Это самый страшный вид авторитета, хотя и не самый вредный. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, при всяком удобном случае берется за ремень, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то такой отцовский режим держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Такой вид авторитета не воспитывает, он вызывает детскую ложь, жестокость, человеческую трусость.

Авторитет расстояния. Есть такие родители, которые уверены: чтобы дети слушались, надо поменьше с ним разговаривать, подальше держаться и изредка выступать в виде начальника. У них своя жизнь, свои интересы, а дети или с бабушками, или с нянями.


Авторитет чванства.
Это те родители, у которых и на работе, и дома атмосфера высокомерия они самые важные, заслуженные умные. В этой атмосфере такие родители уже не могут разобраться, каких детей они воспитывают. Встречается такой авторитет и у матерей: поездка на курорт, особенное платье, важное знакомство - все это дает им основание для чванства. Очень часто бывает, и дети выступают перед своими товарищами не иначе, как с хвастливым словом: мой папа - начальник и т.д.

Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимание на детей, но как бюрократы. Мое слово - святыня. Раз я сказал, так и должно быть. Жизнь ребенка, его интересы, его рост проходят мимо, родитель кроме своего бюрократического начальствования в семье ничего не видит.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители забывают, что детскую жизнь надо уважать, а рассудительность и логика приходят постепенно.

Авторитет любви. Это у нас самый распространенный вид ложного авторитета. Такие родители на каждом шагу показывают свою родную любовь. Бесконечные ласки, признания сыплются на детей в избыточном количестве. Семья погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. В таких семьях вырастает семейный эгоизм. С малых лет ребенок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. Первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. Это уступчивость, доброта, мягкость родителей. Папа и мама перед глазами ребенка выступают в роли доброго ангела. Очень часто в таких детях открывается широкий простор капризов, и очень скоро сами дети начинают командовать родителями.

Авторитет дружбы. Родители и дети должны быть друзьями, но в любом случае родители должны оставаться старшими членами семьи. Если дружба достигнет крайних пределов, дружбе конец, дети начинают воспитывать родителей. В этих семьях дети поучают родителей на каждом шагу, грубо обрывают. Дружба невозможна без взаимного уважения.

Авторитет подкупа. Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями "Будешь слушаться - куплю лошадку, пойдем в цирк" и т. д. Непременно в семье должно быть премирования за хорошую учебу, за выполнение трудной работы, но не за послушание.

Вот мы рассмотрели несколько видов ложного авторитета.

Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. На практике, к сожалению, не всегда так получается. Проблема состоит в том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей и тем, что они реально делают для этого.

Идеальный вариант родительского авторитета очень сложно.
Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка – кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей к друг другу – все это слагаемые родительского авторитета.

Авторитетность родителей в глазах ребенка – это прежде всего желание говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать только в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного поступка по отношению к другим людям и самому себе. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требовния так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах своих детей, - это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.

Меняется мир, дети 21 века имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна ребенку, какие музыканты и группы стали его кумирами, какие книги он читает и почему они ему интересны, какие речевые обороты он использует и что они обозначают, - это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребенка.

    Выполняйте родительское дело как можно лучше: серьезно, искренне, просто.

    Ваша жизнь, работа, поведение влияет на формирование авторитета.

    Интересуйтесь жизнью ребенка, но не навязчиво. Дети любят такое знание и уважаютдителей.

Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства дополняется авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную любовь, заботу о нем, вашу страховку, но в тоже время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы не собираетесь все делать за него, снять с него ответственность.

Вы должны знать, чем он живет, чем интересуется, что любит, чего не хочет. Как он учится, как относится к учителям. Вы не должны узнавать неожиданно о конфликтах. С самого начала, вы должны поставить дело так, чтобы дети сами рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать.

В жизни каждого ребенка бывает так, что он не знает как поступить, тогда он нуждается в совете. Может быть он не попросит о помощи - вы сами должны прийти.

Окажите помощь, но не надоедая, ненавязчиво.

Памятка родителям от ребенка. Прислушаемся к советам своих детей

    Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

    Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «нытиком».

    Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

    Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, зачем поступаю так, а не иначе.

    Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

    Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

    Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.

    Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

    Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности сравняться с вами.

    Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

    Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я буду с вами торговаться, и, поверьте, – я окажусь с прибылью.

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются 6 принципов, которые можно записать в виде рецепта.

Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Введение


В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования или развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.

Важным условием воспитания является авторитет - влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям и, в конечном счете, - к взрослым людям вообще. Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к выводу: далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных оснований для авторитета.

Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение истинного авторитета в глазах собственного ребенка - кропотливый труд отца и матери. Авторитетность родителей в глазах ребенка - это, прежде всего, желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой она не была. Так будут поступать дети в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно. Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе.


Воспитание детей - самая важная задача родителей. Воспитывать ребенка правильно гораздо легче, чем перевоспитывать. Хорошо воспитывать своего ребенка может каждый, если только он этого действительно захочет.

Каждый отец и мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Решающую роль в воспитании играет поведение родителей. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как радуетесь и печалитесь, как одеваетесь и т.д. - все это имеет для ребенка большое значение. Родительский контроль за каждым своим шагом, уважение к своей семье - вот первый и самый главный метод воспитания. Истинная сущность воспитательной работы заключается в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни, в организации жизни ребенка.

Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, при всяком удобном и не удобном случае хватается за палку или ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления.

Многие родители убеждены: чтобы дети слушались. Нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?», очень скоро дети замечают, что папу или маму можно как угодно обмануть, только это надо делать с выражением нежных чувств. С малых лет ребенок понимает, что к людям можно подыгрываться. Этот авторитет выращивает неискренних и лживых эгоистов.

В этом случае детское послушание, так же организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Очень скоро в этой семье дети начинают просто командовать родителями. Родительское непротивление открывает широкий простор для детских желаний, капризов, требований.

Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей.

Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто подкупается подарками и обещаниями. Можно премировать за хорошую учебу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы. Но и в этом случае никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.

Есть еще один вид родительского авторитета, которому трудно дать название. В этом случае родители буквально «заедают» детскую жизнь непонятными поучениями и назидательными разговорами. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость.

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело. Родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем, перед жизнью детей. Если родители делают это честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет, и не нужно никаких оснований, и тем более не нужно придумывать ничего искусственного.

В дисциплине нужно, прежде всего, следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно недолжно быть похожим на упрашивание;

оно должно быть посильным для ребенка, не требующим от него слишком сильного напряжения;

оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу;

оно не должно противоречить другому важному распоряжению или распоряжению другого родителя.

Воспитание должно быть построено и на труде. Научиться творческому труду - вот особая задача. Трудовое участие в жизни семьи должно начинаться рано. Сначала в игре. Не надо применять в области труда, какие либо поощрения и наказания. Трудовая задача и ее результаты должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, что бы он испытывал радость. Важно добиться того, чтобы работа была выполнена.


Авторитет - добровольно принимаемое влияние какого-либо лица, основанное на признании его достоинств и преимуществ. Выражается в способности носителя авторитета управлять мыслями и настроениями других людей, руководить их поведением, не прибегая к принуждению.

Первыми авторитетными фигурами для любого человека с самого раннего возраста выступают его родители. Это обусловлено, во-первых, тем, что именно с ними связан первый опыт социального взаимодействия, общения, и во-вторых, тем, что для ребенка родители выступают носителями объективных преимуществ практически во всех областях жизнедеятельности. Уже в возрасте трех лет появляется способность воспринимать себя как отдельное существо, лишь частично зависимое от влияния окружающих. Так происходит становление первых элементов самосознания, составляющее основное психологическое содержание кризиса трех лет, В этом возрасте ребенок начинает активно стремиться к самостоятельности, часто вопреки авторитету родителей. В этой ситуации во избежание эмоциональной напряженности родителям целесообразно пересмотреть свои позиции, частично уступив ребенку право на регуляцию его поведения. Родительский авторитет при этом нисколько не страдает. Наоборот, попытки отстаивать изжившие себя методы воспитательных воздействий приводят к подрыву родительского авторитета. Тем не менее самостоятельность ребенка в дошкольном возрасте еще очень ограничена, поэтому родители продолжают оставаться для дошкольника самыми авторитетными фигурами.

С поступлением в школу ситуация меняется. Школьный учитель в силу своей руководящей позиции приобретает даже больший авторитет, чём родители. Это означает не утрату родителями своего. влияния на ребенка, а его естественное подразделение между ведущими институтами социализации - семьей и школой. Влияние родителей приобретает новое качество в силу того, что ребенок сам начинает выделять авторитетные для себя фигуры в различных сферах своей жизни. При нормально складывающихся взаимоотношениях в семье родительское влияние остается чрезвычайно значимым вплоть до подросткового возраста, когда возросшее самосознание ребенка побуждает его к переоценке ранее авторитетных фигур. Авторитет родителей перестает быть непререкаемым и не подлежащим сомнению. Чтобы не утратить влияние на подростка, родителям необходимо учитывать происходящие с ним возрастные перемены и не отстаивать свой авторитет в его прежней форме. Чем старше ребенок, тем выше его способность к самостоятельным суждениям и оценкам. Родители могут сохранить свой авторитет лишь в том случае, если его основой выступает не просто родительская позиция, а объективные достоинства родителей, которые подросток способен оценить.


Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей.

Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания. Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.

Педагогический такт родителей. Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт - это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка. Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.


Заключение


Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей. Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.

Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой. Как можно меньше злиться и ворчать друг на друга по поводу и без повода. Не пытаться никого перевоспитать, особенно если человек не осознает необходимости самосовершенствования. Не увлекаться критикой: маленькому и большому человеку приятнее узнавать о себе как о хорошем человеке, чем как о плохом. Искренне восхищаться достоинствами членов своей семьи, заранее демонстрируя и предвосхищая их будущие, еще не проявившиеся возможности. Постоянно демонстрировать внимание своим родным и близким людям. Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.


Список использованной литературы


1.Н.В. Бордовская, А.А. Реан - Педагогика, Москва, Минск - 2000

2.Н.В. Михайловна, З.Г. Михайлович - Психология и педагогика, Новосибирская

государственная академия экономики и управления, Москва - 1999.

.В.А. Слестенин - Педагогика, Москва, «Школа - Пресс» - 2000.

4.И.Ф. Исаев - Педагогика, Москва, «Школа - Пресс» - 2000.

.Е.Н. Гиянов, А.И. Мищенко - Педагогика, Москва - 2000.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Учим правильному общению.

Когда вы обсуждаете с ребенком, как принимать в расчет чувства другого человека, учите его сочувствию и справедливости. Это поможет ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже в 3-4 года.


Родительский авторитет является важным условием воспитания. У ребенка должно быть стремление прислушиваться к мнению мамы и папы, иначе отношения в семье сложно назвать хорошими. Но как добиться к себе искреннего уважения, не основанного на детском страхе и подавлении?

Что такое «родительский авторитет»?

Не все однозначно толкуют понятие «авторитет». Кто-то расценивает его как влияние на других, а кто-то - как уважение и доверие. Пожалуй, в семье родительский авторитет сильнее всего чувствуется, когда ребенку хочется проводить время с мамой и папой, когда он делится с ними новостями и прислушивается к их словам. При этом малыш не обязан всегда действовать по указке родителей, но должен демонстрировать уважение к их мнению. Уважение здесь - ключевое слово.


Стать именно таким авторитетом для ребенка очень непросто, поскольку многие родители привыкли добиваться послушания угрозами или излишней строгостью. В результате мы чувствуем стремительную потерю контроля, когда наши дети вырастают, и пытаемся наладить испорченные отношения. Этого можно избежать, если с самого начала строить свой авторитет на принципах взаимоуважения.

Прислушивайтесь к своему ребенку

Вы требуете от ребенка, чтобы он выслушивал вас и поступал так, как вы ему говорите. Однако этого не произойдет добровольно, если вы сами не будете прислушиваться к его желаниям. Например, когда малышу не нравится что-то из одежды, которую подобрала мама для улицы, почему бы не дослушать его недовольство до конца, а не обрывать на полуслове? В ситуациях, когда это возможно, обязательно предоставляйте выбор: что ему надеть, с кем общаться на детской площадке, какой йогурт выбрать в магазине и т. д. Родительская ультимативность должна включаться лишь в крайних случаях, чтобы чадо понимало всю серьезность вашей просьбы.

Проводите время вместе

Конечно, родители и дети постоянно проводят время вместе. Но как часто вам удается заниматься чем-то, не связанным с учебой или домашним бытом? Подберите совместный досуг, который будет интересен и вам, и ребенку: читайте, гуляйте, ходить в кино и парк. Это необходимо для того, чтобы малыш чувствовал связь с вами и воспринимал как друга, с которым хочется делиться своими мыслями. Иначе вам сложно будет сохранять позиции самого близкого человека в будущем.

Не требуйте 100% открытости

Доверительные разговоры между родителями и ребенком обязательно должны быть. Делитесь с ним тем, как прошел ваш день, и не забывайте задавать ему те же вопросы. Чувствуя ваш интерес и сопереживание, малыш с легкостью раскроется перед вами.

Однако у каждого члена семьи - и взрослого, и ребенка - должно быть свое личное пространство и право на секреты. Не требуйте от крохи рассказывать вам все и всегда, если он сам того не хочет. Так ребенок устанет от слишком пристального внимания к себе и инстинктивно начнет отгораживаться.

Не идите на поводу у нервов

Не бывает идеальных родителей, и каждому из нас случалось идти на поводу у нервов, несправедливо накричав на ребенка. Вспылить легко, а вот успокоиться и не сорваться - трудно. Но если вы хотите подавать своим поведением пример и не ставить под сомнение свой авторитет в детских глазах, вам придется поработать над своими эмоциями. Злость и крики ребенок по-настоящему может заслужить только в крайних случаях, когда многократные наставления в спокойной манере оказались безрезультатны. Пожалуй, этот пункт самый сложный, ведь он означает работу над собой и контроль уже не над ребенком, а исключительно над своими действиями.


Устанавливайте правила и выполняйте обещания

Чтобы подорвать авторитет, достаточно всего лишь одного невыполненного обещания. Если же это повторяется систематически, ребенок рано или поздно перестанет доверительно относиться к вашим словам и сам заслуженно почувствует себя вправе нарушать обещания. Помните: не обещайте того, чего не можете сделать.

При этом устанавливайте разумные правила поведения, но ни в коем случае не унижайте ребенка, если он их нарушил. Например, недопустимо отчитывать ребенка на людях, особенно при его друзьях. Вместо этого спокойно сообщите ему об ошибке, стараясь вызвать на разговор по этому поводу, ведь уважение должно быть обоюдным.

Классное собрание на тему « Что такое родительский авторитет?»

Кл.рук .- Юлдашева Ольга Вячеславовна.

Уважаемые родители! Наше собрание мы посвятим сегодня родительскому авторитету. Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов воспитания любого ребенка. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей предопределяют жизненный путь ребёнка. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения ребёнка, который не зависел бы от семейных условий.

Большую роль в воспитании ребёнка играет родительский авторитет. Так что же такое «родительский авторитет»? Откуда он берётся?

На доске перед вами четыре фразы.

Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспитании своих детей.

1 «Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!»

2 «Можешь делать, что хочешь».

3 «Мне все равно, что ты делаешь».

4 «Я хочу понять, почему ты так делаешь».

Каждая из этих выбранных вами фраз отражает ваше отношение к ис­пользованию родительского авторитета.

Важным условием воспитания является родительский авторитет. Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к такому выводу: далеко не все ро­дители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных оснований авторитета

Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу роди­тели раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физи­ческим методам воздействия. Таким родителям совершенно не интересно, какие проблемы испытывает их ребенок. При таком терроре ребенок вырастает безвольным, забитым, запуганным или, наоборот, са­модуром, мстящим за подавленное детство. Такие родители разговарива­ют со своим ребенком тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя, упиваются страхом и волнением в глазах и поведении своего ребенка.

Некоторые родители, занимающие высокие посты, демонстрируют свое положение и заслуги на каждом шагу: соседям, знакомым и в школе, где учится их ребенок. Если в семье это поощряется, дети очень быстро начина­ют пользоваться родительскими заслугами, но, не умея критически взгля­нуть на себя со стороны, становятся хвастливыми и высокомерными. Однако часто можно наблюдать в семьях такого типа, как дети стыдятся проявления их родителями своего положения, стесняются собственных от­цов и матерей, пытаются как можно меньше бывать с родителями вместе.

Родители, не считаясь с мнением ребенка, отдают приказы и требуют точного и беспрекословного их выполнения.

Дети из таких семей либо подчиняются, и тогда страдают от отсутствия самостоятельности, либо сопротивляются требованиям взрослых.

В такой семье ребенка мучают бесконечными поучениями и назида­тельными разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным.

Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей.

Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ре­бенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к роди­телям. В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчетливые дельцы, жестокие и агрессивные люди.

Хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону.

В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспо­сабливаются.

Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными та­лантами, душевным и физическим совершенством. На практике, к сожа­лению, не всегда так получается. Проблема состоит в том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей и что они реально для этого делают.

Родители по степени выраженности своего авторитета делятся на 2 группы.

Родители-автократы - властная своевольная личность. В таких семьях главным становится авторитет властности и эгоизма, а отношения с детьми строятся на тотальном контроле и ограничениях.

Другая крайность - вседозволенность. В таких семьях родители напоми­нают дорожные знаки: они безучастно смотрят на то, как растет их ребенок, лишь созерцая, что он творит. Такие родители считают, что ребенок подрас­тет и поумнеет, но зачастую паспортное взросление в таких семьях радости не приносит, а огорчения родителей становятся все масштабнее.

Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка - кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу - все это слагаемые родительского авторитета. Родительская авторитетность не должна зави­сеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотно­шения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе, и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, рас­пекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Автори­тета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго.

Авторитетность родителей в глазах ребенка - это прежде всего жела­ние ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и ма­тери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители им объяснили, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенно­го проступка по отношению к другим людям и самому себе. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кри­чать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокой­но, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

Авторитет родителей во многом зависит оттого, насколько они сами уме­ют прощать и просить прощение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собствен­ной семье, если у членов его семьи не выработана такая привычка.

Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят иметь авторитет в глазах своих детей, - это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.

Меняется мир, дети 21-го века имеют иные информационные возмож­ности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна ребенку, какие музыканты и группы стали его кумирами, какие книги он читает и почему они ему интересны, какие речевые обороты он использует и что они означают, - это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребенка.

Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю - ты делаешь». Всеми своими действиями они обязаны научить ребенка понимать, что он должен выбирать путь, по которому проживет свою жизнь. Авторитет ро­дителей заключается лишь в том, чтобы разъяснить трудности выбранного пути и его последствия.

И сейчас я хочу вернуться к 4 фразам, которые вы выбрали вначале лекции. И думаю, что вы уже знаете какая фраза самая оптимальная.

1 «Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!» авторитаризм

2 «Можешь делать, что хочешь». вседозволенность

3 «Мне все равно, что ты делаешь». безразличие

4 «Я хочу понять, почему ты так делаешь».

А для закрепления материала я хочу вас познакомить с законами родительской истины:

Закон 1

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненавис­ти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Закон 3

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4

Не налагайте запретов. В природе ребенка - дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забы­вайте об этом.

Закон 5

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку амостоятельно стать большим.

Закон 6

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ори­ентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему воз­можность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном.

Пусть эти законы родительской истины помогут вам состояться в ка­честве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам! Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состояв­шихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!

«Сначала ребёнок царь, потом слуга, а в подростковости – друг»


Сразу определимся с терминологией. Родительский авторитет это обратная связь со стороны ребёнка, его любовь, глубокое уважение к своему родителю , почитание, благоговение перед ним, восприятие его как самого умного, знающего, за которым хочется следовать и многому от него учиться. Заметьте, здесь нет и намёка на страх перед родителем (довлеющим, не считающимся со своим ребёнком, избивающим). В этом случае авторитет ложный, навязанный, держащийся на одних наказаниях и запугиваниях.
Без истинного авторитета воспитать ребёнка невозможно. Чем он выше, тем легче и гармоничнее идёт процесс воспитания. У авторитетного родителя ребёнок хочет учиться жизни, верит ему, идентифицирует себя с ним.

Если ребёнок не воспринимает своего родителя как авторитетного , он будет: пререкаться с ним, не слушаться, делать всё наоборот, отстаивая своё «Я», увиливать от выполнения требований родителей , ставить себя выше родителя .

ПОДУМАЙТЕ КТО ВЫ: ВЗРОСЛЫЙ, РОДИТЕЛЬ ИЛИ РЕБЁНОК?

В каждом человеке живёт три субличности или Я-состояний: взрослый, ребёнок и родитель . В состоянии «Я-ребёнок» человек не задумывается об ответственности, импульсивен, порывист, очень эмоционален, впечатлителен, зависим от других, смеётся от души, рыдает сотрясаясь всем телом, у него слабый самоконтроль, действует повинуясь желаниям и влечениям. В состоянии «Я-взрослый» человек несёт всю ответственность за себя, рационален, устанавливает с людьми равные партнёрские отношения, независим. А вот, когда в человеке активна субличность «Я-родитель » он берёт ответственность не только за себя, но и за другого. Отношения строит с позиции не на равных как взрослый, а с позиции «Я сверху», абсолютно уверен в своей правоте.
Задумайтесь, а как обычно Вы ведёте себя со своим ребёнком? Какую позицию в общении с ним Вы занимаете: «Сверху», «Снизу» или «На равных». Если в трудных ситуациях и проблемах с ребёнком, Вы теряете контроль над собой, начинаете орать, истерите, срываетесь, чувствуете своё бессилие и, что не справляетесь со своим ребёнком, значит в Вас действует субличность «Я-ребёнок». Проанализируйте в каких жизненных ситуациях у Вас активизируется эта субличность. В отношениях с мужем, друзьями, родителями , на работе какая субличность в Вас преобладает? Почему именно со своим ребёнком Вы ведёте себя как ребёнок? У этой позиции есть один плюс: она помогает сблизиться со своим дитём, и иногда родитель может быть с ребёнком по-детски непосредственным, но только иногда. Например, на море поплескаться в воде, поиграть в футбол, в прятки, в снежки зимой и т.д. В других ситуациях такая позиция недопустима, иначе родительский авторитет сойдёт на нет, и в доме хозяином будет Ваш ребёнок, а не Вы.
Чтобы не случилось, какая бы трудность и проблема не возникли, со своим ребёнком родитель не должен показывать, что с чем-то не справляется, не знает, что делать, не уверен в себе. Даже пеленать, одевать, прикладывать к груди нужно уверенной рукой. Родителю во всём необходимо транслировать, что он знает, что делает и справиться с любыми трудностями.
Задайте себе вопрос «Кто в доме хозяин?», задайте Вашему ребёнку этот вопрос. Ответ должен быть однозначным: «Вы» и Ваш супруг(а).

СЕМЕЙНАЯ ИЕРАРХИЯ

Ещё раз о том, «Кто в доме хозяин»? Если ребёнок гиперопекаем, или родитель чувствует себя неуверенно в воспитании ребёнка, то конечно хозяином будет ребёнок. Но в силу возраста такая роль в семье ребёнку может причинить только вред. Детям нужно объяснять, что они не могут выжить без взрослых, и им необходимо их слушаться. В отношениях с ребёнком нужно занимать позицию не на равных, а чуть выше. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок считался с Вашим мнением, нужно, чтобы к Вам с уважением относились все члены семьи. Всячески избегайте семейных ссор и скандалов. В них обычно люди стараются друг друга унизить, доказать свою правоту и высказываются друг о друге не в лучшем свете. Ребёнок не будет уважать таких родителей , особенно того, кто регулярно проигрывает в таких спорах или в конфликтах очень агрессивен, бьёт другого члена семьи. В семье, где папа и мама, бабушка и дедушка друг друга уважают, внимательно выслушиваю и считаются с мнением своих детей, ребёнок будет почитать своих родителей , испытывать перед ними трепет.

СИЛА И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

От родителей должна исходить сила и справедливость. В проблематичной ситуации нельзя срываться и орать – это прямая демонстрация своего бессилия, нельзя говорить «Не знаю, что делать, выбилась из сил, мне уже всё равно». Если возникла трудная ситуация с ребёнком или подростком, нужно быть максимально спокойным, уверенным в себе, этим Вы будете излучать внутреннюю силу, и с Вами захочется иметь дело. Дёрганный, постоянно испытывающий стресс, истерящий родитель никогда не завоюет авторитет у своего ребёнка, и наоборот, спокойный, уравновешенный, рассудительный вызывает уважение и ощущение защищённости им. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Если ребёнок с Вами совсем не считается, замолчите, уйдите в другую комнату и накажите его своим невниманием и полным игнорированием до того момента, пока он не раскается и искренне не попросит у Вас прощения. В трудной ситуации не упрекайте провинившегося ребёнка, не вываливайте на него шквал обвинений, а разберите с ним его поступок: в чём он был не прав, какие негативные последствия могут быть у таких действий, как можно было поступить иначе, как в подобной ситуации в следующий раз он поступит. Спросите его, чем он может загладить свою вину. Пусть он обязательно так и сделает. Это будет справедливо, и ребёнок не возьмёт над Вами вверх. Дети ведь очень часто своим поведением прощупывают границы дозволенного, что им можно, а что нельзя. Родителям необходимо проявить твёрдость и стойкость, не идти на поводу у манипулирующего ими ребёнка. Нарушение дисциплины в школе, хамство, грубость родителям не должны просто так сходить с рук. Осуждение неблаговидных поступков, искупление своей вины ребёнком обязательны. Если Вы наказываете своего ребёнка, то наказание должно следовать сразу после проступка, а не на следующий день. Лучшие виды наказания – это лишение чего-то значимого для ребёнка. Наказание должно быть адекватно проступку. Недопустимо наказывать сурово за маленькую провинность, а за действительно очень дурной поступок наказывать очень мягко.

БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ. НЕ ПРОТИВОРЕЧЬТЕ СЕБЕ

Для этого осознайте свою систему жизненных ценностей и принципов, взглядов на мир, сформулируйте «Что такое «Хорошо» и что такое «Плохо». Транслируйте это своему ребёнку, задавая систему жизненных приоритетов и не противореча себе. Например, если сегодня Вы говорите, как важна учёба в школе, не нужно на следующий день после получения двойки за контрольную кричать, что Вам всё равно, что получит Ваш ребёнок в четверти или, если Вы регулярно ему повторяете, как важно доверять людям и общаться с ребятами, не следует, приходя с работы, поносить своих коллег, критиковать начальство и управдом, обсуждать подруг или, если Вы учите ребёнка, что воровать не хорошо, не тащите с работы, то что плохо лежит.
В общем, следите за тем, чтобы самому себе не противоречить.

ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

Авторитетный родитель это родитель , на которого хочется походить, кому хочется подражать. Посмотрите на себя со стороны. Можете ли Вы своими взглядами на жизнь, на мир, поступками, внешностью вызвать восхищение у Вашего ребёнка, у его друзей? Валяющийся на диване отец, сварливая, ничего не могущая поделать с ленивым мужем мать никогда не смогут стать авторитетными родителями . У любого родителя всегда есть прекрасный повод для саморазвития и самовоспитания вызвать чувство гордости у собственных детей.
И ещё несколько рекомендаций:
- уважайте своего ребёнка, не унижайте его. Считайтесь с его мнением, поясняйте свои требования, чем они мотивированы. Например, «Сладкое нужно есть после еды, иначе здоровье будет подорвано»;
- культивируйте в нём самостоятельность, то есть не опекайте. Чрезмерно опекаемые дети считают, что взрослые им всё должны. Куда уж там до авторитета ?
©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

С 3-лет вводите обязанности, постепенно расширяя их круг. Первое – это конечно же уборка игрушек, сбор посуды со стола после еды за собой. Дальше - больше. Будьте требовательны к ребёнку, но никогда не ощущайте и не демонстрируйте своё превосходство над ним;
- воспитывайте уважение к старшим и трепет перед ними. Ребёнок с малолетства должен знать: нельзя перебивать взрослых, паясничать, кривляться и пререкаться во время разговора с ними, нужно уступать место пожилым в транспорте, помогать маме донести сумки из магазина и т.д. Просто и чётко объясняйте ребёнку, как нужно себя вести со взрослыми, в разных общественных местах и т.д. Детей необходимо воспитывать так, чтобы критиковать, обсуждать действия взрослых им бы просто в голову не приходило;
- заботьтесь о своих престарелых родителях и приучайте Вашего ребёнка за ними ухаживать, оказывать им знаки внимания. Здорово, если в традициях Вашей семьи будет жить кредо «Помогать слабым и немощным, заботиться о пожилых людях!».
Резюмируя, ещё раз повторю самые основные правила, необходимые для формирования и поддержания родительского авторитета :
- не противоречьте себе;
- будьте уравновешены, уверенны в себе как в родителе и спокойны;
- в семье необходимо взаимное уважение;
- будьте требовательны и справедливы к ребёнку;
- станьте ему образцом для подражания;
- будьте внимательны к своему ребёнку, не унижайте его;
- в вершине семейной иерархии ставьте старших членов семьи, а не ребёнка.

Если у Вас есть трудности в воспитании ребёнка, Вы всегда можете обратиться ко мне за психологической помощью с ребёнком . Первичная консультация - это всегда диагностика со сбором психолог ического анамнеза у родителей, диагностической беседой с применением различных методик с ребёнком и рекомендации родителям. Стоимость 1500 руб., включая выезд на дом. Длительность 2 часа. Далее - коррекционные занятия. Они очень доступны по цене и организации (на дому у ребёнка или в приёмной специалиста), 600-800 руб., включая выезд психолога на дом. Записаться на консультацию можно Если вы не в Петербурге, а в другом уголке мира, такая помощь доступна и по скайпу. Подробности на страничке "Услуги детского психолога" . Вы также можете получить родительскую консультацию



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: