Что нового в пенсионной реформе. Пенсионная реформа в Украине: повышение пенсий и стаж

Россиянам предложат копить на пенсию самостоятельно, рынок обязательного пенсионного страхования будет демонтирован, а деньги молчунов трансформируют в баллы ПФР

Замглавы министерства финансов Алексей Моисеев (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Минфин и Банк России на Московском финансовом форуме в пятницу, 23 сентября, впервые представили детальную версию реформирования российского пенсионного рынка.

Минфин хочет дать россиянам возможность активного управления будущим пенсионным капиталом, заявил замглавы министерства финансов Алексей Моисеев. Власти признают, что заморозка пенсионных накоплений на протяжении трех лет подорвала доверие к пенсионной системе, сказал он. Тем не менее, он отметил, что видит готовность и желание россиян накапливать на пенсию. Поэтому Минфин хотел бы модернизировать действующую пенсионную систему, сказал чиновник.

«Граждане будут формировать свой пенсионный капитал самостоятельно», — сообщил Моисеев.

Согласно концепции, работодатели перестанут отчислять обязательные страховые взносы на накопительную часть пенсии (сейчас на это перечисляется 6% от фонда оплаты труда, остальное уходит в Пенсионный фонд России), рассказал замглавы Минфина. Вместо этого граждане смогут направить часть своего заработка в выбранный НПФ и копить себе на пенсию самостоятельно. Причем при желании откладывать на старость можно будет и значительно больше 6% от заработка. ​

Он отметил, что в течение двухлетнего переходного периода будущий пенсионер сможет подать заявление о переводе накоплений в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Если он останется ​«молчуном», то его пенсионные права автоматически перейдут в страховую часть, которую формирует Пенсионный фонд России (ПФР), сказал замминистра.

Для людей, отчисляющих пенсионные накопления, предполагается установить льготу в виде снижения налогооблагаемой базы, сказал Моисеев. По его словам, определенная налоговая мотивация будет предусмотрена и для работодателя.

В новой пенсионной системе также будет предусмотрен центральный администратор, который будет работать как спецдепозитарий и осуществлять функции по учету пенсионных прав, сообщил Моисеев. По его словам, это будет коммерческая организация. Сейчас функции по учету пенсионных прав осуществляет Пенсионный фонд, напомнил он.

Взносы будут удерживаться работодателем из зарплаты работника и направляться в НПФ напрямую или через пенсионного администратора, рассказал Моисеев. Он добавил, что работник не будет обязан возвращать изъятые деньги в НПФ.

Кроме того, согласно проекту, будущий пенсионер сможет досрочно изъять часть накопленных пенсионных денег — не более 20% от суммы счета, — потратив их по своему усмотрению. В Минфине и ЦБ также раздумывают, чтобы разрешить досрочно снимать всю сумму накопленных пенсионных денег тем, кто оказался в «сложной жизненной ситуации», например, из-за болезни или временной потери трудоспособности.

Еще один стимул накапливать на будущую пенсию для россиян — это сохранение системы гарантирования, которая сейчас действует для пенсионных накоплений, сообщил на форуме зампред Банка России Владимир Чистюхин. Согласно опросам ЦБ, более 80% респондентов сказали, что им нравятся стимулы, которые предлагает новая пенсионная система, 50% заинтересованы накапливать на пенсию в рамках предложенной системы пенсионного капитала, рассказал Чистюхин.

Новая пенсионная система имеет преимущество, особенно для граждан со средним и высоким доходом, сказал глава совета Центра стратегических разработок ​Алексей Кудрин, также выступающий на форуме. По его словам, существующая система пенсионных накоплений для таких россиян неэффективна.

Он добавил, что примерно 60% населения, кто имеет доход ниже трех прожиточных минимумов и тратит деньги на еду, выйдут из системы добровольного пенсионного страхования. «Мы существенно сократим индустрию пенсионных взносов», — заявил Кудрин.

Анонсировал разработку новой пенсионной концепции осенью прошлого года первый зампред ЦБ Сергей Швецов. В начале этого года представители Минфина неоднократно рассказывали о готовящейся реформе пенсии. В частности, в мае Алексей Моисеев , что новая пенсионная система России, концепцию которой разрабатывают Минфин и ЦБ, будет аналогична той, что существует в Австралии и Новой Зеландии: граждане с высокими зарплатами должны будут думать о пенсии сами. Тогда он прогнозировал, что с новой системой государство сможет обеспечить пенсию в 40% от прежнего дохода для граждан, получавших небольшие доходы. «Начиная с 45-50 тыс. зарплаты вы можете копить на пенсию сами», — добавил он.​

За прошедшие 20 лет система выплат пенсии менялась несколько раз, и вот, наконец, два года назад произошла пенсионная реформа, которая устанавливает принципиально новый порядок начислений, в котором несведущий человек с наскока может и не разобраться. Изменения в пенсии коснулись всех параметров, ранее учитывавшихся при определении размера пенсионного обеспечения – стажа, среднего заработка, порядка начисления.

Суть пенсионной реформы

Последние новости для пенсионеров звучат неутешительно – в стране происходит старение населения, все больше категорий людей становятся не способными полноценно трудиться, и их обеспечение становится обременительным для пенсионного бюджета. Ранее назначение пенсионных выплат было простым и зависело от стажа, условий работы и зарплаты будущего пенсионера. Такой порядок мог применяться в следующих обстоятельствах:

  • доля занятого в разных сферах экономики населения значительно превышала число пенсионеров;
  • все работники официально платили пенсионные взносы.

В последние годы ситуация кардинально изменилась – около 40 млн граждан России являются пенсионерами, и их число в 30 гг. нашего века сравняется с совокупным числом тех, кто обеспечивает текущие отчисления в бюджет. Пенсионная реформа была вынужденной мерой, которую пришлось ввести Минфину, чтобы обеспечивать растущее количество пенсионеров деньгами. Сложность расчетов по нынешним правилам коррелирует с непопулярностью реформы среди населения.

Пенсионная реформа, разделенная на несколько этапов, призвана максимально облегчить нагрузку на работающих в данный момент граждан и, одновременно, создать для них все условия по выплате причитающихся денежных средств по достижении этим людьми пенсионного возраста. Кроме этого, гибкая система сочетания солидарной и накопительной программ снижает инфляционные и страховые риски для пенсионеров.

Как начислялась пенсия в 2015 году

С начала 2015 года люди, вступившие на порог достижения пенсионного возраста (для мужчин это 60 лет, для женщин – 55), столкнулись с новыми методиками расчета. Для многих они были непонятными, поскольку, после реформы, размер денежных выплат исчислялся не в рублях, а в неких коэффициентах, и пенсии при этом напрямую зависели от следующих параметров:

  • Срока обращения гражданина за причитающимися ему деньгами. Государство старается стимулировать как можно более позднее обращение человека за пенсионными выплатами.
  • Цены ИПК (индивидуально рассчитываемого пенсионного коэффициента). Его назначает правительство страны. В 2015 году он составлял 64 руб.
  • Официально задекларированного дохода человека и отработанного стажа.

Изменения пенсии с 2015 года

Пенсионная реформа, согласно федеральному закону, гласит, что денежные суммы, на которые может с 2015 года претендовать гражданин по достижению возраста, установленного законодательством, будут финансироваться из следующих источников:

  • отдельной суммы, зафиксированной государством на данный период времени;
  • страховой части пенсии;
  • накопительной части.

Фиксированные минимальные выплаты устанавливаются гражданину одновременно со страховой частью, а вот за финансовую долю пенсии от накопительной части отвечает он сам, поскольку эта часть платежей, хотя и является обязательной при отчислении работодателем взносов в ПФ, но инвестируется работником самостоятельно, в любой фонд, распоряжающийся подобными отчислениями.

Формирование страховой пенсии и накопительной пенсии

Чтобы знать, как формируются пенсионные средства, нужно себе представлять их источники. Работодатель с лицевого счета работника производит отчисления каждый месяц в размере 22 процентов в ПФР. Из них 16% идет на создание будущих пенсионных выплат труженика. Согласно реформе, работник может самостоятельно решить, разделять эти деньги на накопительную и страховую часть или нет.

Если работник решил обеспечить себе спокойную обеспеченную старость и делать накопительные взносы, то эти 16% делятся следующим образом – 6% идут на накопительную часть, и 10% – на базовую или страховую. Если же никаких распоряжений от работника не поступало, то все 16% поступают в страховые взносы. Человек, делающий такие платежи, должен четко представлять, что от этих распоряжений будет зависеть особый балл, или коэффициент.

Расчет индивидуального пенсионного коэффициента

Поскольку право на получение денег после реформирования обеспечивает специальная единица, именуемая коэффициентом, нужно знать, как ее рассчитывать. Она должна быть равной 30, чтобы человек имел возможность получать пенсию по итогам трудовой деятельности. Рассчитывается он за каждый год трудового стажа, а потом все значения суммируются, причем баллы, которые сложились до 2015 года, рассчитываются особо. Общая же формула годового ПК выглядит так: годовые страховые выплаты работника (16%) делятся на максимальную сумму страховых взносов и умножаются на 10.

Как рассчитать пенсию по баллам в 2019 году

Пенсионная реформа определяет принципы расчета страховой части, зависящей от баллов. В 2019 году нужно удовлетворять следующие требования, чтобы получать от государства денежные пособия:

  • иметь число лет общего трудового стажа более или равным 8 годам;
  • количество баллов при этом не должно быть менее 11,4;
  • возраст человека должен соответствовать установленному законодательством.

Что учитывают при расчете пенсии

Формула расчета выглядит так – ОРП = СБ х ЦИК х ПК + ФВ х ПК, где:

  • ОРП – общий размер пенсии;
  • СБ – сумма всех баллов;
  • ЦИК – цена индивидуального коэффициента;
  • ПК – установленные реформой премиальные коэффициенты, которые тем больше, чем позже человек обращается за пенсионными выплатами;
  • ФВ – фиксированные платежи.

Коэффициент СБ подсчитывается так – СБ = СВ/СВмакс х 10, где:

  • СВ – страховые взносы (16% от доходов работника, если он не решил иначе);
  • СВмакс – максимальная сумма этих взносов, которая ежегодно повышается, коррелируя с инфляцией.

Какие периоды включаются в трудовой стаж

Согласно положениям реформы, кроме общего трудового стажа баллы учитывают определенные моменты жизни человека, когда платежей в ПФ не осуществлялось:

  • отпуск по уходу за детьми, инвалидами, лицами старше 80 лет;
  • срочная армейская служба;
  • временная недееспособность, подтвержденная больничными листами;
  • необоснованное нахождение в местах лишения свободы;
  • пребывание жен военных, дипломатов, консулов вместе с ними там, где они не могли устроиться на работу;
  • время, когда человек состоял на учете по безработице.

Стоимость 1 пенсионного коэффициента в 2019 году

Баллы постоянно пересчитываются – к исходной, принятой в 2015 году цифре 6,6 каждый год прибавляется 2,4. Кроме этого, коэффициент увеличивается с колебанием цен. За один год пересчет происходит дважды – 1 февраля, когда у правительства есть доклад об инфляции прошлого года, и 1 апреля, при утверждении общего бюджета ПФ. Согласно этим данным, ЦИК в 2019 году достиг 77 рублей, но будет постоянно расти и индексироваться.

Пенсионная реформа, как ремонт: её невозможно закончить, её можно только остановить. Начало было положено ещё в 2002 году – тогда граждане формально получили право распоряжаться накопительной частью пенсии. Совсем свежи воспоминания о пенсионной формуле для страховой пенсии, которая вступила в силу 1 января прошлого года. Особенно врезалось в память, что в этой формуле не смогла разобраться, по слухам, даже глава Центробанка Эльвира Набиуллина. И вот очередная инициатива.

Минфин и Центробанк недавно представили концепцию пенсионной реформы, которую, предположительно, запустят уже в 2018 году. Они предлагают ни больше ни меньше – отменить накопительную часть пенсии. Логично, что работодатели перестанут отчислять в Пенсионный фонд обязательные страховые взносы в размере 6%. Вместо этого россияне смогут сами накопить себе на пенсию, направляя часть заработанного в негосударственный пенсионный фонд, который выберут сами в соответствии со своей интуицией. При этом у граждан будет выбор: они смогут не откладывать ничего, но для этого им нужно будет официально «отписаться» от новой системы, написать соответствующее заявление. Те, кто этого не сделает, окажутся «в системе» автоматически. Первый год реформы они станут отчислять на накопительную часть пенсии 0%, затем каждый год будет прибавляться по 1%, пока не дойдёт до 6% – при желании перечислять «на старость» можно будет до 50% от зарплаты. При этом за пять лет до выхода на пенсию «в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств» гражданин сможет забрать из фонда до 20% накоплений. А если уж совсем беда придёт, например человек тяжело заболеет, чиновники обещают отдать ему всё.

Ловкость государственных рук

Идеи вроде бы правильные, но как поверить государству, которое уже не раз беспардонно оставляло пенсионеров без денег? Например, в 2005 году из накопительной системы исключили граждан старше 1967 года рождения, за которых работодатели с 2002 по 2004 год перечисляли на накопительную часть пенсии 2%. Не менее показателен последний опыт: с 2014 года государство постоянно присваивает, используя смешное слово «замораживает», накопительную часть пенсии. Как известно, сегодняшние 22% пенсионных взносов делятся на страховую часть (16%) и накопительную (6%). В результате «накопительные» средства от работодателя не доходят до накопительных счетов работников и направляются на текущие пенсионные выплаты. То есть будущие пенсионеры кормят нынешних, вместо того чтобы откладывать себе на старость. Таким образом у работников уже изьяли 1,2 трлн рублей – столько вернуть-разморозить уже не смогут! Своровали? От этого и появляются сомнения, что вряд ли когда-нибудь они увидят свою честно заработанную пенсию. Естественно, что, не доверяя государству и зная его склонность постоянно менять правила игры, люди стараются сами обеспечить себе спокойную старость. Кто-то надеется на помощь детей и будущих внуков. Те, у кого есть возможность, копят на покупку квартиры, чтобы потом её сдавать, – вложения в недвижимость пока считаются у нас самыми надёжными.

Мрачные уроки выживания

Средний размер пенсии в России составляет сегодня около 13 100 рублей. При этом стоимость потребительской корзины в 2016 году установлена в пределах 10 тыс. рублей. Неудивительно, что те пенсионеры, кто ещё в силах, предпочитают работать. Однако даже в этом случае вряд ли можно позавидовать судьбе одинокого неработающего пенсионера, которому потребовалось серьёзное лечение. Потому старикам остаётся только с завистью смотреть на своих европейских «коллег», которые, выйдя на заслуженный отдых, пускаются в путешествия. Впрочем, если равняться по худшему знаменателю, то можно вспомнить 90-е годы, когда размер пенсионных выплат был даже ниже прожиточного минимума. Так, в 1992 году минимальная пенсия составляла 0,8–0,9 от прожиточного минимума россиянина, а максимальная фиксировалась на уровне 3 прожиточных минимумов.

По данным Госкомстата, на июль 1999 года прожиточный минимум составил 687 рублей, а минимальная пенсия – 304 рубля (45% прожиточного минимума). Максимальная же пенсия составляла 442 рубля (65% прожиточного минимума). То есть в конце 90-х пенсионеры оказались в худшем положении, чем были в начале. Похоже, что история повторяется.

Несмотря на бодрые заявления властей, пенсионеры продолжают оставаться социально незащищённой частью общества, а потому вынуждены искать дополнительные источники дохода. По данным экспертов ВЦИОМ, в России 46% населения занимается подсобным хозяйством. Возможно, с нарастанием кризиса количество людей, решивших перейти на подножный корм, увеличится.

Однако заставляет задуматься новость, пришедшая из Чебоксар – там с начала года оштрафовали на сумму свыше 1,5 млн рублей граждан, осуществлявших нелегальную торговлю. Речь в основном идёт всё о тех же бабушках, выращивающих фрукты, овощи и цветы на продажу. То есть, с одной стороны, государство платит им нищенскую пенсию, с другой – штрафует, когда они пытаются заработать сами. Что поделаешь – бюджет надо наполнять.

В Германии средняя пенсия составляет 800 евро. Каждый немец отчисляет в государственный пенсионный фонд 20,3% месячного заработка. Половину этой суммы платит работодатель. Граждане могут также обращаться в частные пенсионные фонды.

В Великобритании пенсионеры получают 148–218 фунтов в неделю. Там есть государственные пенсии, которые выплачиваются по достижении определённого возраста (65 лет у мужчин и 60 лет у женщин). Эти суммы невелики, но у граждан есть выбор – пенсия по выслуге лет, которая зависит от стажа и заработной платы. Есть и негосударственные пенсии, которые формируются как работником, так и работодателем.

В США средний размер пенсии составляет 1100–1200 долларов в месяц. Причём граждане имеют право на государственное и частное пенсионное обеспечение, которое строится по распределительному и накопительному принципам.

В Китае на государственную пенсию могут рассчитывать только госслужащие и лица, занятые в промышленности. Сельское население пенсию не получает вообще. По традиции пожилых китайцев содержат дети и внуки. Средний размер пенсии составляет 900–1360 юаней (около 80 долларов).

Сложившиеся реалии в экономике и социальной сфере привели к необходимости перемен и совершенствования пенсионной системы, которая была введена в действие с 2002 года. К 2010 году стали видны все ее достоинства и недостатки. Очевидным стал вопрос о внесении изменений в формирование пенсионных прав будущих пенсионеров на условиях сбалансированности и справедливого отношения ко всем.

  • Новые правила, введенные с января 2015 года, основываются на влиянии заработной платы и продолжительности страхового стажа на .
  • Кроме того, более по желанию гражданина также повлияет на размер его будущей выплаты в сторону увеличения.

Новый расчет пенсии стимулирует граждан трудиться и хорошо зарабатывать, при этом каждый ответственен за формирование своего собственного пенсионного капитала и вправе выбирать наиболее эффективный .

Глобальных изменений в пенсионном законодательстве к 2018 году не произошло (за исключением продления отмены индексации работающим пенсионерам и увеличения пенсионного возраста госслужащим), поэтому как таковой новой пенсионной реформы не предвидится в ближайшее время.

Суть проводимой реформы в 2015 году

С начала 2015 года в России были введены новые правила формирования пенсионных накоплений. Если раньше пенсия состояла из трех частей: базовой, страховой и накопительной, то теперь она представлена следующими составляющими:

  • фиксированной выплатой;
  • страховой пенсией;
  • накопительной пенсией.

Одним из нововведений стал расчет пенсии в индивидуальных коэффициентах , а не в абсолютных величинах как ранее. Это позволит лучше защитить пенсионный капитал граждан. В рубли накопленные баллы будут переводиться при .

Важным новшеством стала и возможность : формировать или нет накопительную пенсию. Однако для повышения защищенности пенсионных накоплений в 2016, 2017 и 2018 году был продлен мораторий на их формирование. Одновременно с этим ведется усиленная работа по акционированию негосударственных пенсионных фондов.

Еще в 2016 году также произошли некоторые изменения, к которым можно отнести отмену индексации пенсий работающим пенсионерам и повышение пенсионного возраста для госслужащих до 63 и 65 лет.

Формирование страховой и накопительной пенсии

Ежемесячно на будущую пенсию своих сотрудников работодатели перечисляют для формирования их пенсионных прав. Общий тариф такого взноса составляет 22% зарплаты , из которых 6% - солидарный тариф, который не учитывается на счете застрахованного лица, а направляется на выплату фиксированной суммы действующим пенсионерам.

Остальные 16% взноса могут распределяться по двум вариантам :

  • только на страховую выплату (16%);
  • на страховую и накопительную (10% и 6%).

Эти проценты фиксируются на лицевом счете застрахованного лица, а затем пересчитываются в баллы.

Гражданам старше 1966 года рождения устанавливается . Это основной вид пенсии в России, представляющий собой гарантированную ежемесячную выплату действующим пенсионерам в связи с утратой ими основного дохода.

До 2016 года граждане 1967 года рождения и моложе имели право выбрать вариант пенсионного обеспечения. В настоящее время такое право сохраняется только для тех, кто впервые устраивается на работу. Сделать свой выбор они могут в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности.

Основным документом, положившим начало проведению пенсионной реформы в России, стал закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., в котором содержится:

  • разделение трудовой пенсии на два вида (страховую и накопительную);
  • новая формула расчета пенсии, основанная на сумме накопленных индивидуальных коэффициентов и стоимости одного балла;
  • новые условия назначения выплат (наличие минимальной суммы баллов и страхового стажа);
  • введены повышающие коэффициенты при обращении за пенсией позже установленного срока;

Возникновение права на накопительную пенсию, а также условия ее назначения и выплаты содержатся в законе «О накопительной пенсии» № 424-ФЗ от 28.12.2013 г. Страховщиком по формированию такой выплаты в системе ОПС являются различные НПФ, деятельность которых в новых условиях регулируется принятым законом № 410-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах» .

Для сохранности добровольных вложений граждан введена система гарантирования пенсионных накоплений , что отражено в законе № 422-ФЗ от 28.12.2013 г.

Для решения вопросов относительно досрочных выплат при наличии необходимого стажа на соответствующих видах работ и обязательной уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу приняты два закона:

  • № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» ;
  • № 421-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» .

Расчет пенсий по новому закону

Введенный в нашей стране с 2015 года пенсионных выплат основывается на нескольких основных параметрах:

  • остался неизменным в 60 лет для и в 55 лет для ;
  • чем выше официальная зарплата, тем больше страховых взносов перечисляется на лицевой счет гражданина, тем выше его будущая пенсия (минимальная сумма индивидуальных коэффициентов, начисляемых за каждый год работы должна составлять 30 баллов к 2025 году, постепенно увеличиваясь с 6,6 в 2015 г. (в 2018 году 13,8 баллов));
  • продолжительность составит 15 лет в 2024 году, постепенно увеличиваясь с 6 лет в 2015 г. (9 лет в 2018 году);
  • каждый гражданин, начинающий свою трудовую деятельность вправе выбрать о формировании накопительной пенсии или отказе от нее в течение первых пяти лет работы.

Формула расчета страховой пенсии по новому закону выглядит следующим образом:

СП = ФВ + ИПК х СПК,

  • СП - сумма страховой пенсии;
  • ФВ - размер фиксированной суммы;
  • ИПК - сумма накопленных баллов;
  • СПК - стоимость одного коэффициента.

ФВ является аналогом базовой части трудовой пенсии, она гарантирована государством, устанавливается в твердом размере одновременно с назначением выплаты.

Особенностью ИПК является их начисление и в некоторые нестраховые периоды , такие как служба в армии по призыву, отпуск по уходу за детьми, время ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом.

Таким образом, пенсионные права граждан, накопленные до 2015 года , будут конвертированы в сумму индивидуальных коэффициентов, к которым будут прибавляться баллы за каждый год страхового стажа после 2015 года.

Гражданам, уже получающим выплату, обращаться в ПФР не нужно, их права при конвертации в пенсионные баллы сохранятся и размер пенсии уменьшен не будет .

Пенсионная реформа в 2018 году в России

В начале 2017 и 2018 года ряд положений пенсионного законодательства потерпело изменения :

  • был продлен мораторий на индексацию пенсий для работающих получателей;
  • с 2017 года возраст выхода на пенсию федеральных и муниципальных госслужащих был увеличен до 63 и 65 лет;
  • продлена «заморозка» взносов на пенсионные накопления по системе ОПС.

Некоторые граждане воспринимают такие изменения, как новую пенсионною реформу, однако это не совсем так. Пенсионное реформирование предполагает более глобальные изменения в порядке назначения, расчета и выплат пенсий, а изменения, произошедшие в 2016-х, 2017-х и 2018-х гг. - это всего лишь внесение правок в уже существующие законодательные акты, поэтому их, по сути, «пенсионной реформой» назвать нельзя.

Будет ли повышение возраста выхода на пенсию?

Еще с 2010 года вопрос о повышении возраста выхода на заслуженный отдых неоднократно поднимался для обсуждения в Госдуме, однако сторонников реализации такой теории пока меньше, чем ее приверженцев.

Но не все так просто. Действительно, дисбаланс пенсионной системы, нехватка денежных средств для текущих выплат должны привести к принятию мер, способных изменить ситуацию в лучшую сторону.

  • Первоначально повышение возраста позволит сэкономить бюджетные средства , но позже может произойти обратный эффект, так как выплата будет рассчитана на меньший срок и соответственно в большем размере.
  • Кроме того, может повыситься уровень безработицы и потребуется больше средств для поддержания стабильности в социальной сфере.

Тем не менее, положительные сдвиги в экономической сфере, а также намеченная тенденция к увеличению продолжительности жизни наших граждан дают основание согласиться участвующим в споре сторонам с необходимостью внесения корректив в существующую пенсионную систему к 2019 году .

Увеличение пенсионного возраста госслужащим с 2017 года

Одной из мер по реформированию сложившейся вокруг ПФР ситуации дефицита бюджета стало увеличение возраста выхода на пенсию госслужащим. Соответствующий закон № 143-ФЗ был подписан Президентом 23.05.2016 г.

По новым правилам с января 2017 года следует:

  • повышение пенсионного возраста госслужащих на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин;
  • повышение предельного возраста пребывания на госслужбе: для руководителей высшего звена - до 70 лет, для остальных - до 65 лет;
  • увеличение минимального количества стажа с 15 до 20 лет.

Стоит отметить, что повышение возраста и требуемого стажа будет проходить постепенно до 2026 года .

Многие аналитики сходятся во мнении, что данная мера подготовит население к увеличению пенсионного возраста для всех граждан . Другие считают, что такой принцип не является главенствующим в госполитике и говорят о важности стимулирования к более позднему выходу на заслуженный отдых самими гражданами.

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2018 году

В связи со сложной экономической ситуацией в стране впервые в 2016 году была тем пенсионерам, которые продолжили свою трудовую деятельность после выхода на пенсию. В феврале этого года выплата была увеличена по состоянию на 30 ноября 2016 года. Причем ренее, уволившимся в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, необходимо было обратиться в ПФР для проведения индексации.

С апреля 2016 года такая необходимость отпала, так как работодатели ежемесячно представляют , своевременно информируя ПФР о факте осуществления трудовой деятельности своими сотрудниками.

Важно отметить, что при устройстве на работу вновь пенсия не может быть уменьшена.

Мораторий на формирование (заморозка) накопительной пенсии

В 2017 году был продлен запрет на формирование накопительной пенсии граждан. Данная мера никак не сказывается на доходах населения и на размере их будущей пенсии. Все страховые взносы, перечисленные на их лицевые счета, будут учтены в расчете их будущей пенсионной выплаты.

Введение моратория на пенсионные накопления в 2014 году вызвало тем не менее волну критики со стороны граждан. Однако такое решение было вызвано неэффективной работой сложившейся системы накопления и незащищенностью добровольных вложений граждан.

Из-за кризисного положения Пенсионного фонда РФ мораторий продлили и в 2018 году , при этом такая мера продолжит свое действие до 2020 года.

«Заморозка» накопительной пенсии позволила провести масштабную работу по проверке многочисленных НПФ и принятию мер к эффективному управлению вложенных россиянами денежных средств, а также созданию целой системы гарантирования пенсионных накоплений . Теперь для осуществления дальнейшей работы НПФ должен получить соответствующую



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: