Что если женщине врач разрешил носить тяжести. Как правильно поднимать тяжелые предметы? Почему девочкам нельзя поднимать тяжести

У этого вопроса как минимум несколько ответов. Для начала, все дело в особенном строении женского скелета. У прекрасной половине человечества существенно более тонкие и хрупкие кости, нежели у мужчин. Особенно это касается позвоночника, на который во время переноски тяжелых предметов оказывается большая часть нагрузки. Это одна из причин, почему девушкам нельзя носить тяжести.

Стоит отметить, что женский позвоночник изначально не предназначен для больших нагрузок. То, что для мужчин обычное дело, то для женщин беда. При регулярном, а иногда и при одноразовом, поднятии тяжести у женщин происходит смещение позвоночных дисков, а это в свою очередь может через пару-тройку лет привести к более серьезному заболеванию, например позвоночной грыже. Следствие этого проявляется в сильных болях в спине, ограниченную возможность в движениях, а в запущенных случаях и операции.

Еще один ответ на вопрос, почему женщинам нельзя поднимать тяжести, лежит в проблемах с сосудами.

Когда переноска тяжелых баулов, поднятие штанги или гантелей без надлежащей страховки становится для женщины нормой, то совсем скоро она будет замечать у себя нежелательные изменения в своем здоровье.

От частого сдавливания ухудшается кровообращение, кровоснабжение внутренних органов тоже идет в разнос, а это проблемы и сердца и головного мозга. Естественно, это не означает, что любительница штанги или молодая мама с повзрослевшим ребенком, который не слазит с рук, обязательно будет страдать от инсультов или инфарктов. Но такие «мелочи» как варикозное расширение вен, опущение матки с почками, тромбофлебит становятся полностью реальной опасностью.

Вопрос, почему женщинам нельзя поднимать тяжести, подразумевает в себе еще и допустимую норму для безопасного переноса женщиной. В принципе, если не поднимать больше 10 килограммов, то ничего страшного не произойдет, но лучше все-таки поберечься.

Почему девушкам нельзя поднимать тяжести , особенно при беременности?

Особенно остро стоит вопрос, стоит при беременности. Ответ кроется в «интересном» положении будущей мамы, у которой и без того выросла нагрузка на организм. В вовремя поднятия тяжелых вещей у нее растет внутрибрюшное давление. А это небезопасно не только для потенциальной мамы, но и для будущего малыша. Существенно возрастает риск досрочных родов или даже выкидыша.

Ко всему прочему, в процессе беременности кости делаются более хрупкими, ведь идет уменьшение содержания кальция, а это еще больше усугубляет риски. Медики советуют женщинам в «положении» не поднимать ничего тяжелее 3 килограммов. А при появлении необходимости в этом, например поход в супермаркет, воспользоваться услугами помощника.

Не забывайте, что тяжелые предметы не ограничиваются только сумками с магазина, массивной мебелью и другими вещами, но и включают ваш собственный вес. Лишний вес тоже создает ощутимые проблемы со здоровьем и, естественно, попадает под вопрос, почему женщинам нельзя носить тяжести . Так что избавляйтесь от проблемного веса по возможности быстро. Стройная женщина не только красиво выглядит, но и чувствует себя здоровой.

Во время беременности многие женщины меняют свой образ жизни: отказываются от вредных привычек, начинают правильно питаться, стараются избегать стрессов. Однако некоторые будущие мамы продолжают возвращаться из магазинов с тяжелыми пакетами, заниматься ремонтом, носить на руках старшего ребенка. При этом они не задумываются о том, что поднятие тяжестей во время беременности может привести к серьезным последствиям и даже выкидышу.

Можно ли беременной поднимать тяжести?

Нужно ли отказываться от обычных нагрузок, забеременев? Однозначного ответа не существует, ведь каждый случай индивидуален. Привычная к физическому труду сельская женщина может до последних дней носить полные ведра воды, колоть дрова, а некоторые спортсменки-тяжелоатлетки способны в первом триместре даже брать рекордный вес, при этом дети у них рождаются абсолютно здоровыми.

Скорее всего, способность легко и без последствий поднимать тяжести зависит от физической подготовки беременной женщины и состояния ее здоровья. В любом случае следует обратить внимание на следующее:

  1. Трудовой кодекс защищает будущую мать, обязывая работодателя обеспечить безопасные условия беременной. Исключаются вероятность травмирования, поднятия тяжестей, запрещено находиться в помещениях с низким содержанием кислорода или вредными веществами в воздухе.
  2. Разумные и безопасные физические нагрузки нужно обсудить с врачом, ведущим беременность. По состоянию и общему развитию мамы медик сможет определить, какие из них оптимальны.
  3. Со спортом и поддержанием хорошей формы проблем обычно не возникает. Женщина, выбравшая здоровый образ жизни, постоянно посещающая фитнес-центр и не желающая прекращать занятия на период беременности, должна обратиться к своему тренеру, чтобы он подобрал для нее подходящий комплекс упражнений.
  4. Члены семьи должны взять на себя часть обязанностей будущей мамы. Заботливый отец, родственники, старшие дети вполне могут делать покупки в магазинах, мыть пол, окна. Ремонт лучше поручить специалистам, чтобы избежать даже легких отравлений: организму беременной хватит проблем с токсикозами.

Запрещать физические нагрузки полностью медики могут только при крайне тяжелой беременности, угрозе раннего самопроизвольного прерывания или предыдущих неудачных попытках выносить малыша. В таких ситуациях следует полностью довериться врачам и точно следовать всем их рекомендациям.

Сколько килограммов можно поднимать во время беременности?

Молодые мамы, ожидающие второго или третьего ребенка, часто поднимают на руки первенцев. Заранее жалея старшего, боясь вызвать в нем непонимание, ревность, нелюбовь к братику или сестричке, женщины убеждают себя, что вес в 15–17 кг безопасен. Они даже не пытаются что-то объяснять детям, считая, что те еще слишком малы и неразумны.

Сколько же килограммов можно поднимать женщине на разных сроках беременности без риска потерять ребенка? Эти сведения приведены в таблице.

Нормы, указанные в таблице, приблизительны; ориентироваться на них можно только совершенно здоровым женщинам, у которых беременность протекает без патологий. Если же у будущей мамы есть какие-то проблемы со здоровьем, от поднятия тяжестей лучше воздержаться.

Нормативы для работодателей жестко ограничивают нагрузки будущей мамы:

  • на уровень плеч и выше тяжести поднимать запрещено;
  • переносить тяжести при беременности на расстояние дальше 5 м запрещено;
  • поднятие веса больше 1,5 кг не допускается;
  • суммарно в течение 1 часа больше 60 кг поднимать и переносить нельзя;
  • в течение рабочего дня, то есть 8 часов, суммарный вес не может превышать 480 кг.

Возможные последствия

Медики неслучайно обратили внимание на то, какой вес можно поднимать беременным. С чем связаны жесткие требования ограничивать физические нагрузки и почему так важно выслушать и выполнять рекомендации гинекологов? Об этом лучше всего говорят факты:

Что делаем Что происходит Вероятные последствия
Приподнимаем тяжелые пакеты Повышается внутрибрюшное давление Кислородное голодание плода, выкидыш, патологии развития.
Переносим груз Сдавливается диафрагма, напрягается мускулатура малого таза. Кислород в недостаточном количестве поступает к маме и ребенку, кровоснабжение нарушается, матка сжимается, возникает угроза выкидыша.
Регулярные и большие физические нагрузки (ремонт в доме, занятия спортом, трудовые обязанности) Организм работает в первую очередь на обеспечение роста и развития плода. Не получающие в полной мере питания мышцы, кости, сердечно-сосудистая система в любой момент могут просто не справиться с нагрузкой. Дефицит кальция во время беременности приводит к истончению костей, повышается риск переломов при незначительных повреждениях, трещин тазобедренных суставов. Часто фиксируются геморрой, варикоз, разрывы сосудов и капилляров, внутренние кровотечения.

На любом сроке каждый лишний килограмм, который подняла женщина, может стать причиной травмы позвоночника, конечностей, появления хронических болезней. Лечить их придется всю оставшуюся жизнь. Последствиями поднятия тяжестей могут стать:

  • выкидыш во втором или третьем триместре;
  • невозможность забеременеть вновь;
  • преждевременные роды.

Современная медицина творит чудеса, врачи выхаживают даже малышей с весом в 600 – 700 г, но иллюзий по поводу их здоровья не питает никто. Понятно, что проблемы (и серьезные!) в этом случае неизбежны.

Как правильно поднимать тяжелые предметы?

При необходимости поднять тяжесть беременной следует придерживаться следующих правил:

  • когда нужно что-то поднять, следует не наклоняться, а приседать;
  • опора при поднятии тяжести должна быть на всю ступню (каблуки запрещены);
  • груз брать двумя руками;
  • идти с грузом ровно, с прямой спиной;
  • не делать резких движений;
  • носить бандаж.

Помнить о своем положении и заботиться о себе женщина должна и в первом, и во втором триместре, а особенно – в третьем. Близкие тоже должны постараться сделать все, чтобы будущая мама не рисковала, дольше отдыхала и была в хорошем настроении. Уверенность в том, что рядом есть люди, которым можно доверить дела, позволит женщине спокойно заниматься тем, что не причинит ей ущерба.

Наверное, каждая женщина помнит из детства, как мама забирала у нее тяжелое и наказывала строго-настрого тяжести не носить со словами «Тебе еще рожать!»

Видимо, так устроены белорусские женщины, что зачастую они всю работу по дому берут на себя, в том числе и ношение тяжелых сумок с продуктами. Разумеется, если здоровый человек поднимает тяжесть, скажем, до 5 кг несколько раз в день, в этом нет ничего страшного. Но нужно учитывать, что с возрастом весь организм становится слабее, а внутренние органы более уязвимыми.

Когда женщина поднимает большой груз, например сумки с продуктами, то центр тяжести перемещается на позвоночник. Если это единичные случаи, то со здоровым человеком ничего не должно случиться, но если это ежедневные нагрузки, то женщина будет получать нежелаемую нагрузку на межпозвоночные диски, постепенно деформировать их. И, как последствие, образование межпозвоночной грыжи, смещение и истощение дисков, боль, головокружение.

Также от ношения тяжестей может повыситься артериальное давление. В случае, если есть итак проблема с давлением, есть вероятность инсульта.

Излишнее давление на брюшную полость вызывает грыжу живота, особенно часто это паховые грыжи и грыжи белой линии живота.

Ношение тяжестей опасно для девушек и женщин в любом возрасте, но определенно стоит отнести в зону риска нерожавших женщин. Так как тяжелый груз может вызвать смещение всех внутренних органов, в том числе и опущении матки (Ред. Такое заболевание как опущения матки проявляется в тянущих болях внизу живота и нарушении мочеиспускания). А это навсегда может лишить возможности вынашивания беременности и приведет к бесплодию.

И, конечно же, особенно осторожными нужно быть беременным, так как при сильной нагрузке, матка может начать сокращаться, вызвав преждевременные роды. На более поздних сроках для мамы и ребенка это смертельно опасно.

Если же все-таки обстоятельства сложатся так, что вам необходимо будет пронести тяжесть, запомните наши рекомендации.

При поднятии тяжелой сумки, не наклоняйтесь за ней, а присядьте сразу, затем, выпрямите ноги в коленях.

Допустим, сумки вы подняли, а как их нести, чтобы было легче? Обратите внимание на положение рук. Тыльную часть кисти, зажатую в кулак, разверните вперед, пальцы смотрят назад, руки не касаются туловища и раздвинуты в стороны. Сначала может показаться, что так неудобно, но на самом деле в таком положении участвуют еще и мышцы торса, что помогает распределить вес правильно.

Внимание! Несете более 5 кг? Используете рюкзаки, сумки на колесах или же делайте несколько заходов. В транспорт сначала вносите сумки, затем поднимайте по ступенькам сами.

Никогда не поднимайте тяжести на каблуках, так как такая обувь сама по себе нагрузка на организм.

Давайте представим, что вам нужно перенести большой цветочный горшок. Как вы поступите? Необходимо присесть на корточки, взять горшок, прижав к себе, неспеша встать и перенести его. Ставить на место также с приседом.

После весовых нагрузок на организм будет отлично, если вы сделаете маленькую разминку. Потянитесь, подняв руки над головой, осторожно растягивая позвоночник. Также можно прилечь отдохнуть на горизонтальную поверхность, хорошо, если ноги будут немного выше головы.

Не секрет, что поднятие тяжестей как у женщин, так и у мужчин, разрушает суставы.

Например, очень страдает коленный сустав, естественно сами руки, плечи.

Кстати для мужчин предельно допустимый вес – 50 кг, все, что свыше – поднимается при помощи второго человека.

Будьте здоровы и благоразумны!

Бурдукина Софья.

Актуальность темы проекта связана с тем, что здоровье человека является той ценностью, которую необходимо сохранять и укреплять. Каждый человек в своей жизни поднимает и переносит тяжести, без этого обойтись никак нельзя. Однако не каждый знает, что поднятие и перемещение тяжестей может оказывать различное влияние на здоровье. Мне стала интересна эта проблема, поэтому для своего исследовательского проекта я выбрала тему «Влияние поднятия тяжестей на здоровье человека».

Объект исследования : процесс сохранения здоровья человека при поднятии тяжестей.

Предмет исследования: изучение норм, правил и советов по поднятию тяжестей, способов предотвращения тяжёлых последствий при их перемещении.

Цель исследования : определение влияние поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека.

Чтобы достичь цели, были определены задачи исследования :

1.Изучить строение скелета человека.

2. Ознакомиться с нормами и правилами подъёма и переноса тяжестей. Узнать о последствиях их несоблюдения.

3. Экспериментально определить степень информированности учащихся 7-го класса о влиянии поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека и соответствие веса портфелей школьников гигиеническим нормам.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов : теоретических (изучение научной и специальной литературы, сравнение, обобщение, анализ) и эмпирических – анкетирование учащихся, изучение соответствия веса портфеля учащихся 7-го класса гигиеническим нормам, методы математической и графической обработки полученных результатов.

Проект направлен на практическое применение. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы, наблюдения и выводы могут использоваться в работе учителей школы, медицинских работников, тренеров для проведения уроков, бесед с учащимися и их родителями, спортивных мероприятий. Эти материалы будут интересны и широкому кругу людей, которые интересуются проблемой влияния поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека.

Структура и объем работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 7 наименований, 8 приложений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»

Открытая городская научно-исследовательская конференция

«Зажги свою звезду!»

Секция:

Психология и здоровье человека

Влияние поднятия тяжестей на здоровье человека

Бурдукина Софья Андреевна,

МАОУ гимназия № 39 «Французская гимназия», 7 класс

Научный руководитель:

Мокина Ирина Владимировна

МАОУ гимназия № 39 «Французская гимназия», учитель биологии

г. Екатеринбург, 2015

Введение 3

Глава 1.Теоретические основы исследуемой проблемы 5

1.1. Строение скелета человека 5

1.2.Нормы подъема и перемещения тяжестей для мужчин, женщин и

подростков 7

1.3.Вредные последствия неправильного и чрезмерного поднятия

тяжестей и их причины 10

Глава 2.Практическая (экспериментальная) часть 12

2.1. Анкетирование учащихся 12

2.2. Изучение соответствия веса портфеля учащихся 7-го класса

гигиеническим нормам 18

Заключение 20

Список литературы 21

Приложение 22

Введение

Актуальность темы проекта связана с тем, что здоровье человека является той ценностью, которую необходимо сохранять и укреплять. Каждый человек в своей жизни поднимает и переносит тяжести, без этого обойтись никак нельзя. Однако не каждый знает, что поднятие и перемещение тяжестей может оказывать различное влияние на здоровье. Мне стала интересна эта проблема, поэтому для своего исследовательского проекта я выбрала тему «Влияние поднятия тяжестей на здоровье человека».

Объект исследования : процесс сохранения здоровья человека при поднятии тяжестей.

Предмет исследования: изучение норм, правил и советов по поднятию тяжестей, способов предотвращения тяжёлых последствий при их перемещении.

Цель исследования : определение влияние поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека.

Чтобы достичь цели, были определены задачи исследования :

1.Изучить строение скелета человека.

2. Ознакомиться с нормами и правилами подъёма и переноса тяжестей. Узнать о последствиях их несоблюдения.

3. Экспериментально определить степень информированности учащихся 7-го класса о влиянии поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека и соответствие веса портфелей школьников гигиеническим нормам.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов : теоретических (изучение научной и специальной литературы, сравнение, обобщение, анализ) и эмпирических – анкетирование учащихся, изучение соответствия веса портфеля учащихся 7-го класса гигиеническим нормам, методы математической и графической обработки полученных результатов.

Проект направлен на практическое применение. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы, наблюдения и выводы могут использоваться в работе учителей школы, медицинских работников, тренеров для проведения уроков, бесед с учащимися и их родителями, спортивных мероприятий. Эти материалы будут интересны и широкому кругу людей, которые интересуются проблемой влияния поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека.

Структура и объем работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 7 наименований, 8 приложений.

Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы

1.1. Строение скелета человека

Скелет человека – это несущий каркас, к которому прикрепляются мышцы и внутренние органы. Без скелета наше тело было бы бесформенной массой мышц, кровеносных сосудов и внутренних органов. Но упругие, твердые кости образуют прочный остов, поддерживающий все остальные части тела. Трудясь вместе с мышцами, скелет дает нам полную свободу бегать, прыгать и сгибаться в разные стороны.

Скелет состоит из соединённых между собой костей. Они обеспечивают телу опору и сохранение формы, а также защищают внутренние органы.

У взрослого человека скелет состоит примерно из 200 костей. Каждая кость имеет определённую форму, размер, и занимает определённое положение в скелете (Приложение 1 ). Часть костей соединена между собой подвижными суставами. Они приводятся в движение прикреплёнными к ним мышцами .

Внутренние органы человека «упакованы» в туловище. Сверху туловище ограничено грудной клеткой. Это подвижное костное образование, состоящее из ребер, соединенных хрящами и опутанных мышцами. Грудная клетка защищает сердце и легкие от повреждений (Приложение 2 ).

Снизу грудная клетка закрыта диафрагмой – мышечной мембраной, которая поддерживает органы, расположенные в грудной клетке от того, чтобы они не «упали» в живот (правильнее сказать в брюшную полость).

Снизу туловище ограничено тазом. Это костный каркас, расположенный на дне брюшной полости, на который натянуты мышцы, также не дающие внутренним органам выпасть из положенного им места.

Позвоночник – это уникальное устройство, которое сочетает в себе функции поддерживающего стержня и амортизатора, так как объединяет в одну структуру жесткие элементы (позвонки) и более мягкие элементы – межпозвоночные диски. Вся эта конструкция укреплена связками, которые удерживают диски между позвонками, и мышцами, которые делают ее более прочной и гибкой, а также позволяют настраивать положение позвоночника адекватно текущим нуждам.

Позвоночник состоит из 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5, сросшихся между собой крестцовых и 4-5 копчиковых позвонков . Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный, грудной, поясничный и крестцовый (Приложение 3 ), которые обеспечивают ему упругость при разных положениях и движениях тела.

Позвоночник человека образован 33-34 позвонками. Позвонки состоят из тела, дуги и нескольких отростков, к которым прикрепляются мышцы. Дуга и тело замкнуты в виде кольца. Располагаясь друг над другом, позвонки образуют позвоночный столб, а костные кольца – позвоночный канал – это своеобразный костный футляр для спинного мозга . Соседние позвонки отделены друг от друга эластичной хрящевой тканью (Приложение 4 ). Она придаёт позвоночнику гибкость.

При поднятии тяжестей основная нагрузка ложится на позвоночник. Если он расположен в пространстве правильно, и человек имеет опыт поднятия такого веса, то позвоночный столб такую нагрузку выдерживает: должным образом подпружинивает, а позвонки и диски находятся в таком положении, чтобы не пострадать.

Таким образом, скелет человека устроен таким образом, что он позволяет поднимать тяжести. Однако возможности скелета и особенно позвоночника при этом не беспредельны. Поднятие непомерных тяжестей может привести к нарушениям здоровья. Позвоночник, несмотря на свое сложное и продвинутое строение не может «выстоять» в борьбе с весом самостоятельно. Для того чтобы поднять тяжесть, нужна помощь и остальных отделов туловища. Для этого напрягаются все мышцы, окружающие туловище.

1.2.Нормы подъема и перемещения тяжестей для мужчин, женщин и подростков

Нормы подъема и перемещения тяжестей вручную – законодательно закрепленные предельно допустимые физические нагрузки на одного человека, выраженные в массе перемещаемого груза вручную (в кг) или в единицах внешней механической работы за рабочую смену .

Эти нормы разработаны Министерством труда РФ в целях охраны здоровья трудящихся.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.93 г. № 105 установлены следующие нормы предельно допустимых нагрузок для женщин:

– подъем и перемещение тяжестей вручную при чередовании с другой работой (до двух раз в час) – 10 кг;

– подъем и перемещение тяжестей вручную постоянно в течение рабочей смены – 7 кг.

В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 07.04.99 г. № 7 установлены следующие нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет:

– подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены:

а) юноши: 14 лет – 3 кг, 15 лет – 3 кг, 16 лет – 4 кг, 17 лет – 4 кг

б) девушки: 14 лет – 2 кг, 15 лет – 2 кг, 16 лет – 3 кг, 17 лет – 3 кг

–подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены:

1) постоянно (более двух раз в час):

а) юноши: 14 лет – 6 кг, 15 лет – 7 кг, 16 лет – 11 кг, 17 лет – 13 кг

б) девушки: 14 лет – 3 кг, 15 лет – 4 кг, 16 лет – 5 кг, 17 лет – 6 кг

2) при чередовании с другой работой (до двух раз в час):

а) юноши: 14лет – 12кг, 15 лет –15 кг, 16лет – 20кг, 17лет – 24кг

б) девушки: 14 лет – 4 кг, 15 лет – 5 кг, 16 лет – 7 кг, 17 лет – 8 кг.

В соответствии с гигиеническими критериями допустимые физические нагрузки для мужчин и женщин следующие.

1. Подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до 2 раз в час): для мужчин – до 30 кг, для женщин – до 10 кг.

2. Подъем и перемещение (разовое) тяжести постоянно в течение рабочей смены: для мужчин – до 15 кг, для женщин – до 7 кг.

3. Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены, кг: с рабочей поверхности для мужчин – до 870кг, с рабочей поверхности для женщин – до 350кг, с пола для мужчин – до 435 кг, с пола для женщин – до 175кг

В инструкциях по технике безопасности для грузчиков пишется, что при переноске тяжестей максимально допустимый груз: в подростковом возрасте для молодых людей от 16 до 18 лет – 16 кг; для мужчин – 50 кг, для женщин – 10 кг, два раза в течение часа, если чередовать с любой другой работой и 7 кг – если поднимать тяжести постоянно в течение всей рабочей смены.

Если показатели тяжести трудового процесса превышают приведенные величины, то такие условия труда классифицируются как вредные (тяжелый труд).

Учащиеся школы каждый день переносят тяжести – свои школьные принадлежности – в школу и из школы. В отдельные дни недели кроме толстенных учебников в ранцах оказываются еще и спортивная одежда и обувь, а также еда, которой заботливые родители снабжают ребенка. Специалисты утверждают, что носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку. Американские врачи и учителя считают, что необходимо ограничить вес школьных ранцев, которые часто являются непосильной ношей для неокрепших детских плеч. В некоторых школах даже решено закупить по два комплекта учебников, чтобы детям не пришлось таскать книги из дома. В других школах медики обучают учеников правильной осанке и способам предупреждения болей в спине.

Специалисты Американской академии педиатрии не рекомендуют детям школьного возраста носить грузы, превышающие 10-20% от веса тела. С учетом этого ранец не должен весить более 6,5 килограмма.

В нашей стране для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы (стандарты) веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями.

Вес ранца:

1-2 класс – 1,5 кг

3-4 класс – 2,5 кг

5-6 класс – 3 кг

7-8 класс – 3,5 кг

9-12 класс – до 4 кг.

Таким образом, на производстве обязательно соблюдаются нормы подъема и перемещения тяжестей вручную для мужчин и женщин и для подростков. У школьников пустой ранец должен весить 500-800 грамм, со школьными принадлежностями – в зависимости от установленных гигиенических стандартов. Хотя незначительные перегрузки сверх установленных стандартов и не приводят к серьезным заболеваниям или травмам, они вызывают хронические боли в спине.

1.3. Вредные последствия неправильного и чрезмерного поднятия тяжестей и их причины

Поднятие тяжестей может иметь для человека как положительные, так и отрицательные последствия.

В спорте поднятие тяжестей используется для наращивания мышц, для развития силы. Спортсмены поднимают тяжести во время тренировок под контролем тренера. Для здоровья спортсменов поднятие тяжестей имеет положительное значение. Оно способствует достижению высоких спортивных результатов.

Для обычного человека неправильное или чрезмерное поднятие тяжестей может повлечь за собой многочисленные последствия, вредные для здоровья человека. При неправильном подъеме тяжестей межпозвоночные диски начинают получать нагрузку в неправильном направлении, и появляется риск их деформации. Если нагрузка чрезмерна, то диск повреждается, это называется позвоночной грыжей. При этом нарушении человек испытывает сильный болевой синдром в месте поражения, головокружения и головные боли.

Если мышцы пресса развиты хорошо, и в брюшной полости нет никаких отклонений, то поднятие тяжестей протекает относительно без рисково. Если этого нет, то нагрузка может приводить к смещению внутренних органов, связки которых могут оказаться слабее, чем прилагаемое усилие. Внутренние органы могут сместиться в пределах дозволенных им мест, а могут и начать путешествовать дальше – в таком случае может возникнуть грыжа мягких тканей (они находят выход наружу через слабые места в мышцах), или смещение внутренних органов.

При поднятии чрезмерных тяжестей опасным для здоровья может быть смещение почек, а также смещение матки у женщин, что может приводить к проблемам с оплодотворением и беременностью.

При поднятии чрезмерных тяжестей из-за большого мышечного напряжения, повышается артериальное давление, и если оно и без того повышенное, то в такой момент может случиться инсульт. Это опасное заболевание, которое проявляется кровоизлиянием в мозг. Виды и проявления его могут быть самыми разнообразными, от шаткости при ходьбе, головокружения, головных болей, до потери сознания, памяти, неполному параличу, нарушению речи, зрения и т.д.

Но это не единственная патология, способная развиться при поднятии тяжестей. Еще это могут быть варикозное расширение вен, тромбофлебит и другие заболевания.

Проблемы, возникающие при поднятии тяжестей, есть тогда, когда спина уже предрасположена к ним и ослаблена.

Причинами вредных последствий от поднятия тяжестей являются:

1.Неправильное или слишком резкое сгибание спины во время поднимания груза – даже в том случае, если происходит подъем совсем легкого предмета.

2. Резкий подъем тяжелого предмета.

3. Неправильный процесс поднимания.

4. Поднимание тяжести, находящейся не спереди, а сбоку.

5. Поднимание грузов, которые располагаются на расстоянии от тела (например, при разгрузке из салона автомобиля). Когда груз переносится далеко от себя, позвоночник несет нагрузку большую в 10 раз, чем когда человек несет тот же груз, прижав его к туловищу.

6. Перенос тяжестей с одной стороны (в одной руке).

Иллюстрация «Как правильно переносить тяжести» представлена в Приложении 5 .

Анализ научной литературы позволил нам сформулировать (Приложение 6 ).

Таким образом, неправильное поднятие и перемещение тяжестей может иметь вредные последствия для здоровья человека, поэтому необходимо знать и соблюдать определенные правила и советы. Выполнение Правил и советов по подъему и перемещению тяжестей поможет избежать вредных для организма последствий и сохранить здоровье.

Глава 2.Практическая (экспериментальная) часть

2.1. Анкетирование учащихся

Для проверки гипотез, выдвинутых в начале нашего исследования, был проведен эксперимент, в ходе которого были использованы два практических метода:

1) анкетирование учащихся 7-го класса;

2) изучение веса портфеля учащихся 7-го класса.

Цель анкетирования учащихся 7-го класса: установить степень информированности школьников о влиянии поднятия тяжестей на здоровье человека.

Нами была составлена анкета из 10 вопросов, с выбором ответов из предложенных (Приложение 7 ). На вопросы 1-4 и 8-10 нужно было выбрать один ответ, на вопросы 5-7 – 2-3 ответа. Каждый школьников отвечал на вопросы анкеты самостоятельно, а потом сдавал заполненные анкеты мне на обработку (анализ).

В анкетировании участвовали 20 учащихся 7-го класса.

Результаты анкетирования следующие.

На вопрос № 1 « Знаешь ли ты, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов учащихся на вопрос «Знаешь ли ты, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья?», в %

По данным, полученным в ходе анкетирования, видим, что немногим больше половины учащихся – 55% (11 чел.) знают, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья. Остальные 45% (9 чел.) не знают об этом.

На вопрос № 2 « От кого ты узнал(а), что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья? » ответы 11 учащихся (которые ответили утвердительно на вопрос № 1) распределились так, как отражено на рис. 2.

Рис. 2. Распределение ответов учащихся на вопрос «От кого ты узнал(а), что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья?», в %

По данным рис. 2 видим, что большинство учащихся 46% (5 чел.) получили информацию о том, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья, получили в школе на уроках. 18% (по 2 чел.) узнали об этом от родителей или прочитали в учебнике, интернете.

На вопрос № 3 « Знаешь ли ты правила поднятия и перемещения тяжестей? »ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов учащихся на вопрос «Знаешь ли ты правила поднятия и перемещения тяжестей?», в %

По данным рис. 2 видим, что только 30% (6 чел.) учащихся знают правила поднятия и перемещения тяжестей. Остальные 70% (14 чел.) не знают этих правил.

На вопрос № 4 « От кого и где ты узнал(а) об этих правилах? » ответы 6 учащихся (которые ответили утвердительно на вопрос № 3) распределились так, как отражено на рис. 4.

Рис. 4. Распределение ответов учащихся на вопрос «От кого и где ты узнал(а) об этих правилах?», в %

Данные рис. 4 показывают, что большинство учащихся 50% (3 чел.) узнали об этих правилах на уроках в школе. От родителей получили эту информацию 33% (2 чел.). Прочитал эти правила в интернете 17% – 1 ученик.

На вопрос № 5 « Какие портфели у тебя были?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 5).

Рис. 5. Распределение ответов учащихся на вопрос « Какие портфели у тебя были? », в %

Данные рис. 5 показывают, что у большинства учащихся – 60% (12 чел.) были ранцы, у 25% (5 чел.) – портфели с ручкой, у 15% (3 чел.) – сумка через плечо.

На вопрос № 6 « Кто выбирает для тебя портфель?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 6).

Рис. 6. Распределение ответов учащихся на вопрос «Кто выбирает для тебя портфель?», в %

Данные рис. 6 показывают, что большинство учащихся – 65% (13 чел.) выбирают портфель самостоятельно, 20% (4 чел.) школьников портфель выбирает мама, 15% (3 чел.) ответили, что выбирают портфель вместе с родителями.

На вопрос № 7 « По каким критериям (признакам) выбираешь себе портфель?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 7).

Рис. 7. Распределение ответов учащихся на вопрос «По каким критериям (признакам) выбираешь себе портфель?», в %

Данные рис. 7 показывают, что большинство учащихся – 35% (7 чел.) выбирают портфель по цвету. Для 35% (5 чел.) учащихся самым важным является форма портфеля. Обращают внимание на цену и удобство портфеля по 15% (3 чел.). Меньше всего учащихся – 10% (2 чел.) учитывают вес портфеля, а ведь это очень важный показатель.

На вопрос № 8 « Как долго пользуешься одним портфелем?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 8).

Рис. 8. Распределение ответов учащихся на вопрос «Как долго пользуешься одним портфелем?», в %

Данные рис. 8 показывают, что большинство учащихся – 80% (16 чел.) портфель меняют через год. Никто не пользуется одним портфелем 3 года. Меняют портфель через 2 года 20% (4 чел.) школьников.

На вопрос № 9 « По какой причине меняешь портфель?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 9).

Рис. 9. Распределение ответов учащихся на вопрос «По какой причине меняешь портфель?», в %

Данные рис. 9 показывают, что для большинства учащихся – 35% (7 чел.) желание найти что-то более удобное является главной причиной для смены портфеля. 30% (6 чел.) учащихся меняют портфель, потому что им хочется чего-то нового, более модного. У 20% (4 чел.) портфель изнашивается, рвется и по этой причине они его меняют на новый. 15% (3 чел.) ответили, что за год портфель им надоедает и они меняют его на другой.

На вопрос № 10 « Считаешь ли ты, что твой портфель очень тяжелый? » ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 10).

Рис. 10. Распределение ответов учащихся на вопрос « Считаешь ли ты, что твой портфель очень тяжелый? », в %

По данным рис. 10 видим, что большинство учащихся – 60% (12 чел.) считают, что их портфель очень тяжелый. 40% (8 чел.) школьников так не считают.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что учащиеся 7-го класса недостаточно информированы о влиянии поднятия тяжестей на здоровье человека. Чуть больше половины (55%) знают, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья. Только 30% учащихся знают правила поднятия и перемещения тяжестей. Эти знания они получили в основном в школе на уроках, от родителей, из учебников или Интернета. Положительным является то, что большинство учащихся в качестве школьного портфеля используют ранцы, выбирают портфель самостоятельно, меняют его через год. Отрицательным является то, что только 10% учащихся при выборе портфеля учитывают его вес, больше половины школьников считают, что их портфель очень тяжелый.

2.2.Изучение соответствия веса портфеля учащихся 7-го класса гигиеническим нормам

Второй эксперимент – изучение веса портфеля учащихся.

Цель : определить, насколько соответствует гигиеническим нормам вес портфелей учащихся 7-го класса.

Гигиенические критерии для оценки:

1) вес пустого портфеля не должен превышать 800 грамм;

2) средний вес полного портфеля не должен превышать 10% веса школьника .

Мы провели следующие измерения:

1) вес каждого школьника;

2) вес пустого портфеля;

3) вес портфеля каждого ученика в каждый из учебных дней (с понедельника по субботу).

Затем произвели следующие расчеты:

1)средний вес полного портфеля, кг по формуле: общая сумма веса портфеля за 6 учебных дней, деленная на 6 дней;

2) норма тяжести портфеля – 10% от веса ученика по формуле: вес ученика х 10: 100;

3)% от веса ученика по формуле: средний вес полного портфеля, кг: вес ученика, кг х 100.

Полученные данные занесены в Сводную таблицу результатов (Приложение 8 ).

Анализ данных, показал, что у 60% (12 чел.) учащихся вес пустого портфеля превышает норму в 800 г, он составляет от 900 до 1100 г. У 50% школьников вес полного портфеля превышает гигиеническую норму (10% веса школьника). Носят сумки (без лямок) 10% (2 чел.), сумку с одной лямкой через плечо 25% (5 чел.), сумку с двумя лямками (ранец) 65% (13 чел.), из них – только один (5%) ортопедический ранец.

Таким образом, у половины учащихся вес портфеля не соответствует гигиеническим нормам. Это может отрицательно повлиять на их здоровье. Им рекомендуется сменить портфель в пустом виде на более легкий или класть в портфель меньше тяжестей.

Заключение

Проведенное нами исследование и его результаты позволяют сделать следующие выводы.

Скелет человека, представляет собой своеобразный каркас, с прикрепленными к нему мышцами и внутренними органами, который позволяет человеку поднимать и перемещать посильные тяжести.

В целях охраны здоровья человека учеными разработаны нормы подъема и перемещения тяжестей для мужчин, женщин и подростков. Их необходимо знать и выполнять, чтобы избежать вредных последствий поднятия тяжестей.

Влияние поднятия тяжестей на здоровье человека может быть положительным (у спортсменов) и отрицательным (у подростков, людей, не занимающихся спортом или имеющих нарушения и заболевания костно-мышечной структуры организма). Чрезмерное поднятие тяжестей может привести к позвоночной грыже, смещению внутренних органов, варикозному расширению вен, повышению артериального давления, инсульту.

При поднятии и перемещении тяжестей необходимо следовать определенным правилам и советам. При поднятии тяжестей основная нагрузка ложится на позвоночник, поэтому необходимо держать спину прямой, когда поднимаешь или переносишь тяжести.

Результаты проведенных нами экспериментов показали, что:

Учащиеся 7-го класса недостаточно информированы о влиянии поднятия тяжестей на здоровье человека;

Больше чем у половины учащихся вес портфеля не соответствует гигиеническим нормам – превышает 10% от веса школьника.

Цель нашего исследования достигнута, задачи полностью решены.

Перспектива дальнейшей работы видится в разработке специальной программы по ознакомлению школьников и их родителей с изучаемой проблемой.

Список литературы

  1. Его Величество Портфель.URL: http://gorsun.org.ru/lib/children/researcher10/bag/03/
  2. Как правильно переносить тяжести. URL:http://www.pozvonok.kiev.ua/4.html
  3. Осанка ребенка и портфель // Сайт Медицинский информационный ресурс. URL: http://www.medroad.ru/zdorovie-detei/osanka-rebenka-i-portfel.html
  4. Постановление Совета Министров Российской Федерации от 06.02.1993 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную». URL: http://docs.procspb.ru/content/base/1837
  5. Постановление Минтруда РФ от 07.04.99 г. № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную». URL: http://base.garant.ru/180624/
  6. Смирнов В.М. Физиология человека: учебник для вузов. – М.: Медицина, 2009. – 453 с.
  7. Солодков А.С. Сологут Е.Б. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная. – М.: Олимпия, 2001. – 380 с.

Приложение 1

Скелет человека

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Строение позвонка

Приложение 5

Как правильно переносить тяжести

Как правильно поднимать тяжести

Приложение 6

Правила и советы по подъему и перемещению тяжестей

Тяжелую ношу не носите в одной руке, особенно на большое расстояние, чтобы не перегружать позвоночник, разделите груз и несите его в обеих руках. Недопустимо держать тяжесть, резко сгибаться и разгибаться (наклоняться назад).

Для переноски тяжестей на значительные расстояния используйте рюкзак с широкими лямками. Вес полного рюкзака распределяется на весь позвоночник, да и руки остаются свободными.

Перемещайте тяжести, поместив их в сумки и чемоданы на колесиках.

Если приходится поднимать тяжелое, соблюдайте следующие правила:

– наденьте пояс штангиста или любой широкий пояс;

– присядьте на корточки, спина должна быть прямой, шея выпрямлена;

– берите груз двумя руками, поднимая груз, старайтесь разгибать ноги, не сгибая спину (обратите внимание, как это обычно делают штангисты).

При опускании тяжелого предмета, сначала присядьте на корточки, одновременно выставив одну ногу вперед, а спину держа распрямленной.

После опускания тяжести, нужно правильно вставать – медленно, держа спину прямой, потому что в этот момент риск повредить позвоночник любым рывком повышается.

Когда перемещаете груз держите его ближе к себе, исключайте наклоны и повороты тела (иначе будет – скручивание позвоночника).

После любого переноса веса, необходимо хорошенечко расслабить организм. Для этого поднимите руки над головой и, как можно выше, потянитесь, растягивая позвоночник. Можно, также, повисеть на турнике, если есть такая возможность, а если нет, достаточно будет лечь на горизонтальную поверхность, уложив ноги несколько выше головы. Это поможет разгрузить позвоночник и придаст хороший отток крови от уставших ног.

Приложение 7

Анкета для учащихся 7-го класса

Цель анкетирования : установить степень информированности школьников о влиянии поднятия тяжестей на здоровье человека.

ВОПРОСЫ

1. Знаешь ли ты, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья?

Да

Нет

2. От кого и где ты об этом узнал(а)? (Выбери один ответ из предложенных)

От родителей

От друзей и приятелей

От тренера

В школе на уроках

3. Знаешь ли ты правила поднятия и перемещения тяжестей? (Выбери один ответ из предложенных)

Да

Нет

4. От кого и где ты узнал(а) об этих правилах? (Выбери один ответ из предложенных)

От родителей

От друзей и приятелей

От тренера

В школе на уроках

Прочитал в учебнике, в Интернете

5. Какие портфели у тебя были?

Ранец

Портфель с ручкой

Сумка через плечо

6. Кто выбирает для тебя портфель?

Я сам (сама)

Мама

Папа

С родителями вместе

Родственники (кто?)

7. По каким критериям (признакам) выбираешь себе портфель? (Отметьте 2-3 признака)

Цвет

Форма

Цена

Удобство

Вес

8. Как долго пользуешься одним портфелем? (Выбери один ответ из предложенных)

1 год

2 года

3 года

9. По какой причине меняешь портфель? (Выбери один ответ из предложенных)

Изнашивается, рвется

Надоедает

Хочется нового и более модного

Хочется чего-то более удобного

10. Считаешь ли ты, что твой портфель очень тяжелый?

Да


К своему здоровью следует относиться бдительно, не позволять себе и другим причинять ему вред. Ответим на частый вопрос, который можно услышать о тяжестях.

Чем моложе человек, тем менее он склонен задумываться о состоянии своего здоровья, прогнозировать последствия своих действий, которые могут нести урон общему самочувствию.

И очень часто мы начинаем искать решение проблем после того, как они произошли. Если вы устраиваетесь на работу, которая связана с поднятием тяжестей или уже работаете на такой, прочтите, почему нельзя поднимать тяжести.

Во-первых, ответом на вопрос, почему нельзя поднимать тяжести, станут проблемы с вашим позвоночником. А это может быть позвоночная грыжа, которая возникает при наклоне с отведением тела в сторону и при одновременном подъеме тяжести. Первые проявления связны с болями с поясничном отделе, которые со временем перерастают в невыносимые, когда человек не в состоянии ни согнуться, ни разогнуться и принимает вынужденную позу.

Другой причиной, почему нельзя поднимать тяжести, может стать радикулит, как предшественник остехондроза. При этом может быть затронут шейный, грудной и поясничный отделы. Боль возникает, когда вы пытаетесь разогнуться или выйти из неудобного положения. Кроме того, поднятие тяжестей может привести к искривлению позвоночника (сколиоз).

Для женщин существенной причиной, почему нельзя поднимать тяжести, является заболевание опущения матки. Проявляется оно в тянущих болях внизу живота и нарушении мочеиспускания (при подъеме тяжестей, кашле провоцируется недержание). При беременности врачи не рекомендуют поднимать тяжести, т.к. это может привести к повышению тонуса матки, это чревато преждевременными родами на поздних сроках или выкидышем на ранних.

Как для женщин (в большей степени), так и для мужчин причиной, почему нельзя поднимать тяжести является варикозное расширение вен. Возникнуть оно может и по другим причинам (беременность, наследственность), но нагрузка на ноги тоже немало тому способствует. Поднятие тяжестей разрушает суставы, в частности коленный. Тренируйте свои ноги, чтобы они привыкали к умеренным физическим нагрузкам, домашняя беговая дорожка будет хорошим подспорьем для пешеходных дистанций.

В отношении поднятия тяжестей существуют определенные нормы для всех полов и возрастов. Так, максимальный вес для женщин, при условии постоянных поднятий тяжести в течение рабочего дня, равен 7 кг. Если поднимать что-то тяжелое приходится не чаще 2 раз в час, то вес увеличивается до 10кг.

Для девушек-подростков в первом случае вес варьируется от 2 до 3 кг, во втором до 6 кг. Для подростков мужского пола нагрузка, связная с постоянным поднятием грузов в течение дня, не должна превышать 5 кг. Для мужчин предельно допустимый вес – 50кг, все, что свыше – поднимется при помощи второго человека.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: