Что должен знать каждый родитель о воспитании дисциплины у детей. Что должен делать хороший родитель для ребенка

Рекомендации для родителей

«Шесть правил, которые должен знать каждый родитель «

Подготовила социальный педагог Шуклина Татьяна Ефимовна


1. Говорите о том, во что вы верите.

У любого взрослого человека есть свои жизненные правила, принципы, убеждения, ценностные приоритеты. Если вы хотите, чтобы они стали для ваших детей образцом, нужно открыто говорить о том, во что вы верите. Дети должны знать о вашем отношении к Добру и Злу, к правде и лжи, к ответственности за свои поступки и т. п. Это чрезвычайно важно, так как авторитет родителей позволяет детям уже в раннем возрасте учиться принимать правильные решения. Очень важно также, чтобы проповедуемые вами истины подтверждались вашими делами, поведением, жизненной практикой.

2. Устанавливайте в доме четкие, обоснованные и разумные правила.


Дети знают, что за нарушение семейных правил будут обязательно наказаны. Если же с детьми подобных разговоров не велось, необходимо сделать это как можно скорее. Очень важно привлечь детей в соавторы вырабатываемых в семье правил. Это не только воспитывает в ребенке ответственность, но и не позволит ему в дальнейшем считать наказание несправедливым. Семейные правила должны предусматривать самые разные случаи и ситуации, в которых может оказаться ребенок, будь он дома, в гостях или на вечеринке.

3. Не подвергайте своих детей искушению.

Идеальный выход - полностью очистить дом от сигарет, пива и прочих алкогольных напитков. Лекарства храните в недоступных для детей местах.

4. Убеждайте своих детей в преимуществах активного деятельного образа жизни.

Безделье, скука, отсутствие контроля становятся хорошей почвой для детской наркомании. Часто родители ссылаются на свою занятость, на физическую невозможность быть рядом со своими детьми каждую минуту. Но этого и не требуется. Нужно вместе с детьми выработать план повседневных занятий, интересных дел, которые наполнят смыслом и пользой каждый их день

5. Боритесь за здоровый образ жизни.

Тем, кто ставит перед собой благородные цели, всегда труднее, чем тем, кто ничего не делает. Пусть вашей целью станет здоровая жизнь, дружная семья, счастливое будущее детей. Научитесь сами и научите детей отделять зерна от плевел, хорошее от дурного, полезное от вредного.

6. Верьте своим ощущениям и подозрениям.

Никто лучше родителей не знает и не чувствует своих детей. Поэтому, если вам вдруг показалось, что ребенок пробует наркотики или вернулся к ним снова, действуйте, не колеблясь ни секунды.

Карта родителей

Дорогие родители! Быть родителем – это большая и многосторонняя задача. Роль родителя - это роль человека на всю жизнь. Роль родителя всегда развивается вместе с ребёнком. Умение быть родителем рождается во взаимодействии с ребёнком. Кара ролей родителя это способ анализа разнообразных ролей родителей. Она помогает представить наглядно совокупность всех тех ролей, знаний и навыков будничной жизни, которым при необходимости может научиться каждый родитель. Карта родителей разработана, чтобы определить содержание ролей родителей с учётом нужд ребёнка, независимо от его возраста.

Родитель – «воспитатель»

Воспитатель – это очень важная роль в поддержании будничной и нормальной семейной жизни, а также в формировании у ребёнка разнообразных умений и навыков. С точки зрения ребёнка роль воспитателя считается жизненно важной. Многие из добавочных ролей воспитателя имеют прямую связь с ролями «устанавливающий пределы» и «учитель жизни».

Родитель – « кормилец»:
- обеспечивает регулярность питания;
- обеспечивает разнообразным и здоровым питанием;
- при необходимости ограничивает ребёнка в потреблении сладостей;
- прививает ребёнку понятие вкуса;
- приобретает и готовит вместе с ребёнком пищу;
- побуждает ребёнка к приготовлению пищи.

Родитель – «обеспечивающий одеждой»:
- заботится о том, чтобы у ребёнка была сухая и чистая одежда;
- одевает ребёнка с учётом климатических условий;
- обучает ребёнка следить за одеждой;
- уважает стиль и вкус у приобретающего самостоятельность подростка.

Родитель – «воодушевляющий»:
- способствует развитию слуховых и зрительных навыков ребёнка;
- даёт ребёнку игрушки. Книги, учит слушать музыку, предоставляет возможность пережить другие впечатления;
- поощряет ребёнка в увлечениях и, по возможности, оказывает конкретную помощь, например, сопровождая его на праздники, занятия и т.д.

Родитель - «защитник отдыха (сна):
- обеспечивает ребёнка достаточным количеством сна;
- обеспечивает ребёнка спокойным и безопасным местом для сна;

Родитель - «расходующий деньги»:
- удовлетворяет основные нужды ребёнка;
- зарабатывает достаточную сумму денег, необходимую для приобретения пищи и одежды для ребёнка;
- объясняет ребёнку ценность денег и учит рациональной их трате;
- создаёт систему, в рамках которой в семье дают ребёнку деньги. Например: на карманные расходы, в качестве вознаграждения или по мере необходимости.

Родитель – «следящий за чистотой»:
- заботится о гигиене ребёнка;
- обучает ребёнка самостоятельно заботиться о личной гигиене.

Родитель – «поддерживающий порядок»:
- запрещает сорить на улице и в общественных местах;
- следит за чистотой в доме,
- обучает ребёнка убирать свою комнату;
- по мере взросления ребёнка предоставляет ему больше ответственности за порядок и чистоту в доме.

Родитель – «лечащий болезни»:
- при необходимости отводит ребёнка к врачу;
- отвечает за лечение ребёнка.

Родитель – «ведущий ребёнка на прогулку»:
- гуляет вместе с ребёнком,
- побуждает ребёнка к пребыванию на свежем воздухе.

Роль любящего родителя.

Родитель, выполняющий эту роль, подготавливает основу для будущего женского/мужского самосознания ребёнка и уверенности в себе. Любить другого можно лишь при возможности любви себя самого. Чувство любви и поддержки крайне необходимы для нормального развития ребёнка.

Родитель – «любящий себя»:
- заботится о себе и своём самочувствии;
- при необходимости принимает помощь других взрослых.

Родитель – «дающий нежность»:
- с уважением выражает ребёнку свою близость;
- выражает свою нежность к ребёнку с учётом его возраста;
- подаёт пример своим уважительным отношением к жене (мужу);

Родитель – « дающий утешение»:
- выражает словами чувства ребёнка;
- выражает сочувствие и ободрение ребёнку с учётом его возраста: плачущего малыша успокаивает на руках, а со старшим ребёнком обсуждает происшествие.

Родитель – «защитник»:
- просвещает ребёнка;
- защищает ребёнка от насилия и принуждения;
- контролирует свои импульсы;
- обеспечивает ребёнку спокойную и безопасную окружающую обстановку для его развития;
- устанавливает ограничения для ребёнка;
- обучает ребёнка самозащите и самообороне.

Родитель – «одобряющий ребёнка»:
- одобряет себя;
- принимает, одобряет и ценит ребёнка такого, какой он есть;
- отличает сам поступок от совершившего его.
- уважает ребёнка;
- понимает, что достоинства ребёнка не зависят от его умений;
- обращает внимание на положительные черты личности ребёнка;
- положительно оценивает его.

Роль – «Учитель жизни».

Эта роль включает в себя обучение искусству социальных навыков. То, насколько хорошо научится ребёнок строить свои взаимоотношения с другими людьми, имеет большое значение на протяжении всей его жизни. Приобретённые в детстве понятия нравственности ценностей и отношений остаются практически неизменными на всю жизнь

Родитель, обучающий навыкам будничной жизни:

- приучает ребёнка убирать за собой;

Обучает ребёнка гигиене;
- обучает ребёнка правилам поведения за столом, умению одеваться, поведения в общественных местах.

Родитель как духовный наставник:
- обучает ребёнка честности, равенству и другим морально – нравственным ценностям;
- разъясняет ребёнку ложные ценности, такие, как ложь, воровство, насилие, эксплуатация, сексуальное и другое надругательство.

Родитель как учитель социальных навыков:
- обучает ребёнка принимать во внимание других и подождать своей очереди;
- обучает умению выслушать других, а также – выразить своё мнение;
- просвещает ребёнка об опасных жизненных ситуациях;
- доставляет ребёнку умеренные разочарования, учит ребёнка их переносить и оказывает ему необходимую поддержку.

Родитель как пример:
- рассматривает свою деятельность в её сопоставлении с выдвинутыми ребёнку требованиями;
- отвечает за свои поступки и поведение;
- обучает ребёнка общепринятым правилам поведения;
- обучает ребёнка правилам дорожного поведения и правилам публичного поведения;
- заботится о соблюдении справедливости и соблюдении общественных ценностей.

Родитель как хранитель традиций:
- организует ребёнку праздники в соответствии с убеждениями семьи;
- способствует присоединению ребёнка к своим корнями помогает ему узнать о происхождении рода;
- хранит традиции собственной семьи.

Родитель как ценитель прекрасного:
- обращает внимание на эстетику (среды, обстановки, одежды и т.д.);
- оказывает поддержку в творческой и эстетической деятельности ребёнка;
- создаёт условия для чувственных наслаждений ребёнка.

Родитель как регуляторное звено между людьми:
Человек рождается с чувствами, и развитие этих чувств продолжается на протяжении всей его жизни. Распознанию и выражению своих чувств и нужд человек обучается уже в детстве. То, что человек слышит хорошие суждения о себе самом, является предпосылкой для формирования положительной самооценки, на основе которой развивается его самоотношение и самопринятие.

Родитель как собеседник:
- находится во взаимодействии с ребёнком;
- в общении с ребёнком употребляет доступный его возрасту словарный запас;
- размышляет и, при необходимости, может стать собеседником для ребёнка.

Родитель как помощник в разрешении конфликтов:
- выслушивает высказывания ребёнка;
- выражает чувства ребёнка словами;
- помогает ребёнку принять решение и сделать вывод;
- оказывает ребёнку поддержку в принимаемом решении;
- разрешает ребёнку выражать как положительные, так и отрицательные чувства.

Роль: Родитель как устанавливающий пределы.

Задача родителя: гарантировать ребёнку безопасное детство. Одна стороны надёжности – это установление правил жизнедеятельности ребёнка. Ребёнок, выросший без чётко установленных родителями границ дозволенности, чувствует себя беззащитным. Одной из форм этой беззащитности может быть агрессия.

Родитель как гарант физической неприкосновенности:
- контролирует своё поведение;
- Контролирует поведение других;
- предотвращает всякую физическую, духовную и сексуальную эксплуатацию.

Родитель, создающий безопасность:
- не оставляет ребёнка одного;
- не бросает ребёнка;
- обещает только то, что может выполнить;
- обучает действовать в неожиданных ситуациях;
- следует установленным в семье правилам и следит за их исполнением;
- определяет время возвращения домой и другие правила домашнего распорядка;
- осуществляет наказания и поощрения;
- следит за учёбой ребёнка;
- устанавливает границы дозволенного поведения ребёнка;
- обеспечивает достаточное количество сна и отдыха;
- знает и понимает запас своих сил и возможностей;
- умеет ограничивать себя в употреблении опьяняющих средств;
- умеет контролировать своё поведение (сдерживать агрессию ит.д.).

Мамы и папы, желающие знать, правильно ли они воспитывают детей, тонут в потоке литературы, написанной как профессиональными педагогами, так и демагогами широкого профиля. Общая беда большинства таких книг – опора на ветхозаветные принципы педагогики, а не на современные исследования. Мы выбрали 5 научных публикаций, в которых психологи подтверждают или, напротив, опровергают некоторые расхожие представления о воспитании детей.

1. Быть хорошим родителем полезно

C. Ashton-James, K. Kushlev, E. Dunn «Parents Reap What They Sow Child-Centrism and Parental Well-Being». Social Psychological and Personality Science, 2013.

2. Строгие родители наносят вред своему ребенку

Даже в США, где грубое обращение с детьми легко может превратиться в предмет судебного разбирательства, около 90% родителей хотя бы один раз «строили» ребенка при помощи брани, высмеивания или даже насилия. Между тем строгая дисциплина не полезна для детей.

Часто родители считают, что ребенок простит им строгость, когда вырастет и поймет, что они были суровыми из любви к нему, но это не так

Исследование, в котором приняли участие 967 американских семей, показало, что суровая дисциплина может принести прискорбные плоды в будущем. Если вы кричите на 13-летнего подростка, заставляя его делать уроки или не болтаться по улице, он, возможно, вас и послушает. Однако в ближайшие годы он с куда большей вероятностью превратится в бунтаря, чем те его сверстники, родители которых не стремятся наладить железную дисциплину.

«Представление о том, что суровая дисциплина никак не отразится на дальнейшей жизни ребенка, неверно. Часто родители считают, что ребенок простит им строгость, когда вырастет и поймет, что они были суровыми из любви к нему. Однако в действительности никакая любовь родителей не спасает поведение детей от этих последствий вербальной дисциплины», – заключают авторы исследования.

M. Wang, S. Kenny «Longitudinal Links Between Fathers’ and Mothers’ Harsh Verbal Discipline and Adolescents’ Conduct Problems and Depressive Symptoms». Child Development, 2014.

3. Распорядок дня влияет на умственное развитие ребенка

А вот вовремя отправлять ребенка в кровать, даже если ему совсем не хочется спать, – вовсе не прихоть сурового родителя, а жизненная необходимость: правильный график влияет на нормальное развитие мозга ребенка.

Психологи исследовали 11 тысяч детей в возрасте от 3 до 7 лет и обнаружили влияние суточного режима на формирование когнитивных функций мозга. Те дети, которым в 3 года родители разрешали прыгать по комнате после полуночи, как правило, отличаются заметно худшими способностями к чтению, арифметике и даже базовыми навыками движения. Эта закономерность наблюдалась независимо от пола ребенка.

Исследователи отмечают, что трехлетний возраст особенно критичен для правильного развития мозга, и советуют как можно раньше приучать ребенка к определенному распорядку дня.

Y. Kelly, J. Kelly, A. Sacker «Time for bed: associations with cognitive performance in 7-year-old children: a longitudinal population-based study». Journal of Epidemiology & Community Health, 2013.

4. Петь вместе с ребенком – лучший способ наладить контакт

Дети любят, когда мамы и папы голосят хором вместе с ними. Как выяснили психологи, это куда больше, чем просто приятная забава, – мальчики и девочки, чьи родители любят такое пение, чувствуют себя счастливее и ощущают более тесную связь со своими родителями, чем дети родителей, которые этого не делают. Кроме того, хоровое пение помогает приучать ребенка к домашней работе.

Будет нелишне вспомнить, что ритмичные коллективные действия – пение, танцы и тому подобное – лежат в основе многих ритуалов, направленных на сближение группы людей. Такого рода обряды встречаются не только у народов, находящихся на доисторической стадии развития, но и в современных обществах – вспомним хоровое исполнение гимна, принятое на торжественных событиях.

A. Galovan et al. «Father Involvement, Father–Child Relationship Quality, and Satisfaction With Family Work». Journal of Family Issues, 2014.

5. Отстраняя отца от ребенка, мать вредит своей психике

Опросив 180 женщин, у которых есть дети до 5 лет, психологи выяснили, что наличие депрессии тесно связано с их отношением к участию мужа в процессе воспитания ребенка.

Женщины, которые стараются внушить детям идею «только мамочка позаботится о тебе», испытывают депрессию чаще

Матери, которые сознавали, что отцы – такие же полноценные участники процесса воспитания и ребенок должен слушаться их и любить не меньше, нежели свою мать, как правило, не страдали от депрессии и обозначали свой уровень стресса как минимальный. А вот те женщины, которые старались внушить детям идею «только мамочка позаботится о тебе», испытывали депрессию куда чаще.

С этой идеей часто ассоциировалось и желание самопожертвования ради ребенка: женщины подсознательно запрещали себе жить собственной жизнью и обедняли свои отношения с супругом, что разрушало гармонию в их семьях и вызывало у них повышенный уровень стресса. Заботиться о ребенке, как мы сказали выше, полезно не только для его, но и для вашей психики. Однако если вы начинаете воспринимать заботу как жертву со своей стороны, дело добром не кончится.

K. Rizzo, H. Schiffrin, M. Liss «Insight into the Parenthood Paradox: Mental Health Outcomes of Intensive Mothering». Journal of Child and Family Studies, 2013.

Рождение ребёнка – это огромное счастье для нас, родителей. Каждый родитель уверен, что его ребёнок – особенный. Что он, родитель, сумеет развить способности ребёнка , правильно воспитать его, что он будет гордиться своим чадом. И каждый из нас уверен – наш ребёнок обязательно оправдает все наши надежды, осуществит мечты.

Но на практике оказывается, что всё гораздо сложнее. Даже если папа и мама ставят воспитание и развитие малыша на первое место, рано или поздно они сталкиваются с трудностями и разочарованиями. Неусидчивость, невнимательность, отсутствие интереса к знаниям, трудолюбия, отсутствие желаемых родителями способностей – чем выше родительские ожидания, тем больше их ждет разочарований.

И, тем не менее, нет неталантливых детей. Психологическая безграмотность мешают родителям понять ребёнка и помочь ему развиваться гармонично. Часто бывает даже наоборот – родители здорово мешают развитию ребёнка, навязывая ему то, что ему не нужно, подавляя в нем то, что ему задано от рождения.

Детская психология – как понять ребёнка

Некоторые родители думают, что ребёнок – это чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно. Они считают развитие способностей ребёнка исключительно родительским творчеством – что папа с мамой пожелают, то у ребёнка и сумеют развить.

На самом деле это – огромное заблуждение.

Ребёнок уже рождается с заданными психическими свойствами и желаниями, талантами и наклонностями. В Системно-векторной психологии Юрия Бурлана эти свойства называются векторами.

Невозможно изменить психическое, заданное ребёнку при рождении, как невозможно научить рыбку летать, а птичку – плавать.

Задача родителей, прежде всего, понять – кто же их ребёнок, какими векторами наградила его природа. Только так можно определить, какое именно развивающее обучение нужно малышу, что пойдет ему на пользу, чем его можно и нужно заинтересовать. Умственное воспитание детей и развитие творческих способностей не могут быть одинаковыми для всех.

Распространённая родительская ошибка – это то, что мы видим наших детей через себя. Наши собственные психические свойства, особенности и стремления кажутся нам правильными, и мы пытаемся воспитать их в своих детях. К примеру, усидчивый родитель требует от активного ребёнка усидчивости. Или наоборот – быстрый и ловкий родитель постоянно торопит своего медлительного и неуклюжего ребёнка, надеясь этим как-то его изменить, сделав похожим на себя.

Между тем, даже при внешней схожести чаще всего внутренне ребёнок отличается от своего папы и мамы, как всё та же рыбка от птички. Сколько ни учи рыбу летать, а птицу – плавать, ничего не получится. Вернее, мы получим травмированную рыбку и такую же травмированную птичку. Сколько не будет пытаться родитель сделать из ребёнка подобие себя, – ничего хорошего не получится. Он лишь помешает малышу развиться и быть собой, полноценно состоявшись в жизни.

В психическом ребёнка – в его векторах – заложена его будущая судьба, призвание, реализация, его место среди людей, его путь в этой жизни. Счастье человека зависит от того, реализует ли он свою судьбу или же пытается реализовать чужую. И именно от родителей напрямую зависит, сумеют ли они сделать все для того, чтобы их ребёнок вырос развитой личностью и смог состояться в том, в чем он должен состояться.

Родительская ответственность – огромна. Но если делать всё правильно, с пониманием особенностей детской психологии, то успех не заставит себя ждать.

Что такое гармоничное развитие ребёнка на самом деле

Пока ребёнок растёт, он развивается психически и интеллектуально. То есть, вектора человека развиваются только до пубертата, после чего он может лишь реализовать то, что сумел развить. Это значит, что развивать ребёнка необходимо. Главное – это точно понять личность ребёнка, определить его вектора и их состояние. Нужно знать – что, собственно, нужно развивать.

Развитие способностей у детей дошкольного возраста должно отвечать психическим потребностям того или иного малыша.

Если ребёнок с удовольствием рисует, скорее всего, у него есть зрительный вектор.

Маленький зрительник любит яркие краски, воспринимает мир прежде всего глазами. Родители должны с пониманием относиться к тому, что такой малыш может рисовать фломастерами по стенам своей комнаты, пытаясь внести в свой маленький мир больше любимых красок.

Занятия рисованием помогут развить свойства зрительного вектора. Если зрительник с детства развивает эти свойства (учится рисовать), он может стать хорошим художником, скульптором, архитектором.

Ребёнок со зрительным вектором очень привязчив. Для него важны эмоциональные связи с близкими, особенно с мамой. Такому малышу нужно обязательно уделять время.

Эмоции детей со зрительным вектором нужно воспитывать. Часто такие детки бояться темноты или чего-то ещё. Страхи мешают развиваться ребёнку психически, поэтому с эмоциями ребёнка со зрительным вектором нужно хорошенько поработать. Детский психолог в данном случае не нужен – родители сами могут .

Если маленькому зрительнику пойдёт на пользу чтение хороших сказок и художественной литературы, то ребёнку со звуковым вектором больше придутся по душе энциклопедии. У такого малыша есть много вопросов по поводу того, как устроен мир, и он с удовольствием задаёт их родителям. Также звуковики талантливы к математике и музыке.

Для умственного воспитания ребёнка с обонятельным вектором полезно будет подарить ему микроскоп. А малышу с оральным вектором нужно дать возможность говорить и быть услышанным – выслушивать его, обращать внимание на то, что он говорит (определить вектора ребёнка можно на лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана ).

Часто родители пытаются сделать из своего ребёнка «всесторонне развитую личность», пытаясь занять всё его время плотным графиком занятий в разных кружках и секциях. Интересы ребёнка при этом не всегда учитываются. И в этом кроется большая опасность.

Родители, которые ставят основную ставку на умственное воспитание детей, упускают один очень важный момент, чем рискуют вырастить неадаптанта.

Каким бы умом не обладал ребёнок, для гармоничного развития ему необходима социальная адаптация с самого раннего детства (с трёх лет).

Бывают случаи, когда гордость родителей, многократный победитель олимпиад, отличник с золотой медалью и красным дипломом очень быстро и плачевно на всеобщее удивление заканчивает свою жизнь – к примеру, спивается.

Умственное воспитание способствует развитию верхних векторов (зрительного, звукового, обонятельного и орального), в то время, когда нижние вектора (анальный, кожный, уретральный и мышечный) развиваются по-другому.

Для развития ребёнка очень хорошо, когда его отдают в детский сад – чем раньше он начинает ранжироваться, тем лучше.

Лучший способ понять детскую психологию – это изучение . Родитель, который понимает, какими векторами обладает его ребёнок – не может ошибиться в воспитании. Вектора – это все психическое составляющее малыша.

И поведение ребёнка, и его телосложение, и метаболизм, и многое другое говорит об этом психическом. И этот язык легко изучить.

Нежелательное поведение ребёнка – это явный сигнал о том, что родители в чём-то ошибаются, взаимодействуют с ребёнком неправильно и могут ему навредить.

Дети вспоминают своё детство, как счастливое, вовсе не в том случае, когда у них было много игрушек и еды – нет. Счастливое детство – это период жизни, в котором было спокойно и безопасно. Да, мы можем подарить счастливое детство своему ребёнку, если сумеем создать для него чувство защищенности и безопасности. Без этого чувства психическому малыша трудно развиваться – оно, это психическое, начинает активировать архетипичные программы (в кожном векторе это, например, воровство), чтобы «выжить во что бы то ни стало». И эти программы могут закрепиться в жизненном сценарии ребёнка на всю жизнь.

Детство не может быть счастливым, если в нем есть страдания – если ребёнка бьют и подавляют. Мы, родители, считаем, что делаем все это «для его же блага». На самом деле, не существует такого блага. Такое «благо» – лучший способ навсегда стать врагом своему сыну или дочери. Ведь мы и сами частенько вспоминаем поступки наших родителей, которые нас не понимали, но пытались действовать «во благо», с глубокими обидами.

Нежелательное поведение ребёнка корректируется по-другому: когда родители начинают понимать своё чадо объективно и правильно с ним взаимодействовать.

Бесплатный курс лекций по Системно-векторной психологии уже скоро. Чтобы зарегистрироваться, нужно кликнуть по баннеру.

Родители могут подать документы на запись ребенка в школу и реализовать таким образом право на бесплатное образование, обеспеченное российским законодательством. В первую очередь, родители должны понимать, что дети, живущие рядом со школой, пользуются преимущественным правом зачисления. Также не могут отказать при приеме в школу тем детям, чьи братья и сестры уже учатся в этой же школе. Администрация школы может отказать гражданам (в том числе не проживающим на данной территории) в приеме их детей в первый класс только по причине отсутствия свободных мест в учреждении (п. 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении). В этом случае муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс.

В школу зачисляют детей с шести с половиной лет. Если на 1 сентября ребенку еще не исполнилось шести с половиной лет., а родители хотят его записать в школу, то в медицинской карте должна быть специальная отметка.: "Разрешено обучение ".

Портфель первоклассника не должен быть больше 1,5 кг. И именно за плечами, а не за плечом: рюкзак нужно носить на двух лямках. Про портфели и сумки придется забыть, пока школяр не окрепнет. Вес учебников без ранца должен быть не выше 1,2 кг. С 3-го класса вес увеличивается до 2,2 кг.

Как выбрать школу?

Выбор школы зависит от поставленных вами целей. Хорошо, если школа будет располагаться недалеко от дома - это удобно для всей семьи.

Если вас интересует содержательная сторона учебного процесса, то лучше всего поговорить на эту тему с завучем начальных классов , который ответит на вопросы о программах и учебных комплектах, действующих в школе.

Побеседуйте с завучем о здоровье, усидчивости и индивидуальных особенностях вашего ребенка. Как опытный педагог, он поможет вам подобрать кандидатуру учителя, который вместе с вами в течение четырех лет обучения будет решать возникающие проблемные вопросы.

Во сколько лет можно привести ребенка в школу?

Если на 1 сентября текущего года вашему ребенку исполнилось не менее шести с половиной лет, а лучше - семь. Именно к этому возрасту почти окончательно формируется кисть руки, что важно для письма. Кроме того, в шесть с половиной - семь лет у детей складывается понятийный аппарат, необходимый для заучивания и понимания правил. На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

Прежде всего на умение будущего школьники общаться со сверстниками, ведь 11 лет ему придется не просто учиться в коллективе , но и взаимодействовать с ним. Ребенок в семье должен иметь свои небольшие обязанности. Это формирует чувство ответственности перед обществом - семьей, классом. Встречаются семьи, где ребенку многое позволено. Он исподволь руководит родственниками, которые потакают ему во всем, считая исключительным созданием природы. Учителю будет очень трудно найти общий язык с такими родителями - они сначала не понимают сложности ситуации, а затем долго не признают своих ошибок. Кроме того, будущий первоклассник должен владеть навыками самообслуживания: умываться, переодеваться и обуваться без посторонней помощи, содержать в порядке свои вещи.

Наш ребенок часто болеет, а ему уже 7 лет и пора, идти в школу. Как быть?

В настоящий момент в системе общего образования существует несколько форм получения образования детьми, достигшими школьного возраста. Если ребенок имеет хроническое заболевание или является инвалидом, то лечащий врач может рекомендовать родителям таких детей воспользоваться надомной формой обучения. В школе им расскажут, какие документы, кроме заявления, необходимы для того, чтобы ребенок учился на дому.

Обязательна ли школьная форма в 1 классе ?

Вопрос о школьной форме решается в каждом педагогическом коллективе индивидуально. Мнение большинства родителей в последнее время склоняется в пользу школьной формы. Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от ученика. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети - они теперь первоклассники.

Не обязательно. Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию - не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. В результате такого обучения у детей складываются представления о речи, звуках и буквах.

Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.

Хорошо, если до школы и в 1 классе вы будете читать вместе с ребенком старые добрые сказки, которые помогут вам воспитать отзывчивого, чуткого, скромного человека.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ваш ребенок при записи в 1 класс должен:

· Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членом семьи.

· Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета

· Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

· Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество(решение задач с группами предметов),уравнивать множество предметов,

· Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно

· Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.

· Уметь находить в группе предметов лишний - например, из группы «Одежда» убрать цветок.

· Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение .

· Иметь элементарные представления об окружающем мире:

о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах

· Иметь пространственные представления право лево, вверх, вниз, пол, над, из-за, из-под чего-либо.

· Уметь культурно общаться с другими детьми.

· Слушать старших и выполнять их распоряжения

Как правильно организовать дома рабочее место ученика?

Купите первокласснику письменный стол. Тогда ребенок сможет сям систематизировать и разложить в ящики стола учебные принадлежности и научится поддерживать порядок на рабочем месте.

Лучше, если освещение будят слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону - основной свет должен попадать через верхнюю треть окна.

Можно купить первокласснику парту и стул с регулирующейся высотой, а для школьных принадлежностей книжные полки.

Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ре­бенка. При росте 1м - 1 м 15 см высота крышки стола над полом должна быть 46 см, я высота сиденья стула - 26 см. При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула - 30 см. Важно, чтобы ноги ученики стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь.

Как быть, если ребенок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой?

Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья. Кроме того, сейчас издаются специальные пособия для леворуких детей, в частности «Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей» Последствия переучивания леворуких детей чаще всего но­сят психоневрологический характер: нарушение сна, по­вышенная возбудимость, энурез.

Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников?

Безусловно, у первоклассников должен быть особый режим дня. Уроки длятся 35 минут, в середине учебного дня - большая динамическая перемена. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности - учебной.

Режим дня первоклассника:

7 - подъем

7зарядка, умывание, уборка постели

7дорога в школу

8подготовка к урокам

8утренняя зарядка до уроков

12прогулка

13подготовка к обеду 13обед

14отдых, дневной сон

16выполнение тренировочных упражнений

19.00 - 19.30 - ужин

19З0 - свободное время

20подготовка ко сну, сон

Следите, чтобы первоклассник соблюдал режим дня. Это поможет ребенку стать организованным. Можете внести в распорядок дня свои поправки, но основные режимные моменты лучше не менять. Они имеют важное значение для здоровья ребенка.

Можно ли давать ребенку в школу деньги?

Если вы считаете, что вашему ребенку недостаточно школьного питания, то дайте ему с собой яблоко или бутерброд. Первоклассники могут израсходовать полученные от вас денежные средства вовсе не на еду. Трата денег детьми этого возраста должна находиться под контролем родителей.

Есть ли в 1 классе домашние задания?

Домашних заданий в 1 классе нет. Однако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель, - научиться плавать в ванне еще никому не удавалось.

Можно ли носить в школу мобильный телефон?

Это решение зависит от администрации учебного заведе­ния. Мы не рекомендуем носить в школу мобильный телефон первоклассникам - велико искушение звонить маме по малейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру. Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников.

Может ли ребёнок уходить один домой после уроков?

Ответственность за здоровье ребёнка вне школы в не учебное время несут его родители. Школа обеспечивает безопасность учащихся во время их пребывания в учебном заведении. Перед началом занятий учителя принимают учеников у родителей “ с рук на руки “, по окончанию уроков ли работы группы продлённого дня педагоги отдают детей только их родителям или близким родственникам.

Как организовать помощь первокласснику в учёбе?

1. Следите за тем, чтобы ребёнок занимался в одно и то же время и придерживался режима для первоклассника.

2. Не отчаивайтесь, если у ребёнка не сразу получается так, как вам хочется. Вспомните свои переживания в 1 классе.

3. Научитесь точно ставить перед ребёнком учебную задачу, но не более одной, ведь ему трудно удерживать внимание на нескольких объектах. Например: “Постарайся плавно соединить слоги в слова”, “Попробуй аккуратно написать новую букву” и т. д.

4. Главным для учебных тренировок является положительный эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, при которой обязательно будет достигнут качественно новый результат.

5. Никогда и ни с кем не сравнивайте своего ребёнка, ведь он – личность. Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию ребёнка предполагает изучение его личных успехов, его личного роста относительно самого себя. Поддержите ребёнка в трудной ситуации словами: “Я уверена, что у тебя всё получится”.

6. Организуйте действенную помощь первокласснику. Например, покажите ему, как аккуратно вырезать сигнальные карточки для работы в классе, которые помогут учителю своевременно предотвратить появление грубых ошибок у вашего ребенка при усвоении им основных понятий по учебным предметам.

7. Приучайте ребенка ежедневно собирать портфель, лучше накануне вечером, но не делайте это за него.

Основной целью и предназначением бракосочетания является рождение детей, и, следовательно, самая важная задача будущих родителей заключается в том, чтобы вырастить их воспитанными людьми. Это обстоятельство следует учитывать как родителям будущих супругов, так и самим вступающим в брак. Мужчине следует выбрать мать своих будущих детей, которая бы отличалась своим благочестивым нравом и религиозностью, поскольку в хадисах говорится, чтобы мужчины искали для своего потомства праведных женщин.

Еще большее внимание необходимо уделять родителям невесты кандидатуре жениха. Очень важно, чтобы жених был богобоязненным и соблюдающим требования Ислама, не употребляющим алкоголь и наркотики. Имам аль-Газали в своей книге «Ихья" ‘улюм-ид-дин» пишет, что если отец, должным образом не обдумав и не приняв во внимание поведение и нравственность будущего зятя, выдаст свою дочь замуж за недостойного мужчину, то он является человеком, проявившим вероломство по отношению к ней. Поэтому родителям необходимо подходить к этому вопросу, проявив максимум ответственности.

По мере возможности необходимо провести бракосочетание в наиболее благоприятное время, соблюдая весь вышеуказанный этикет данного процесса. Важнейшим фактором, влияющим на воспитание и характер будущих детей, является проведение свадебных торжеств в соответствии с установленными Шариатом нормами.

Одним из самых достойных способов проведения свадеб является практикуемое ныне многими мусульманами чтение мавлидов. Благодать проводимых мавлидов, несомненно, снизойдет и на новобрачных, и на будущих детей. А некоторые вместо того, чтобы выражать благодарность Всевышнему за оказанную Им Милость, устраивают свадьбы, на которых совершают поступки, вызывающие Гнев Аллаха и радующие сатану. До самого утра мужчины и женщины танцуют вместе, забыв о наступившем времени намаза, поют запретные песни, устраивают драки, спорят, нецензурно выражаются и т.п.

Молодожены и их родители, являющиеся виновниками подобного сборища, ответственны за все совершаемые там плохие поступки и впадают в большой грех. Кроме того, последствия этого непременно скажутся и на будущих детях. Нередко в брачную ночь жених отправляется к невесте в нетрезвом состоянии. И после всего этого они еще хотят, чтобы у них были хорошие и благодарные дети, имеющие понятие о стыде, совести и вере.

Не перестаем удивляться Милости Аллаха , Который безграничен в Своей Милости даже по отношению к таким людям и не губит их. Ведь и в брачную ночь, и другое время супруги должны уединяться, как мы отметили, обращаясь с мольбами к Аллаху и выражая Ему благодарность за этот дар. А в момент сближения должны сердцем и мыслями поминать Аллаха. Потому что, в зависимости от того, в каком состоянии находились супруги в момент зачатия ребенка, будет во многом определяться то, каким будет и ребенок. Так сказано в книгах известных алимов.

Также с момента зачатия ребенка и до самого его рождения родителям нужно просить Аллаха, чтобы Он одарил их праведным, добрым ребенком. Жена должна употреблять пищу, приобретенную только на честно заработанные (халяль) деньги и которая не содержит запретное (харам). Ведь тем же самым питается и ребенок в утробе матери. По мере возможности, супругам необходимо стремиться как можно больше поминать Аллаха, и лучшим образом совершать Ему служение.

Сразу после рождения ребенка ему в правое ухо читают « », чтобы, как сказано в хадисе, сатана не смог навредить ребенку. Также в правое ухо желательно прочесть и следующий аят:

وِإِنِّي أُعِيذُهَا بِكَ وَذُرِّيَّتَهَا مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ .آل عمران : 36

А в левое ухо младенцу читают «икаму». Затем богобоязненный, добрый человек протирает десна младенца разжеванной мякотью спелого финика. Можно доверить это и честной, праведной женщине, если рядом не оказался такой мужчина.

После этих процедур ему отрезают пуповину, оставив часть с размером в четыре пальца, и завязывают ее в узелок. Затем, в целях укрепления организма новорожденного, его тело протирают соленой водой (если ребенок мальчик, то можно воду подсолить немного больше), после чего осторожно массируют ягодицы и часть ближе к анальному проходу, чтобы он раскрылся. Желательно также, очень нежно массируя, подвигать его конечности и другие части тела, после чего завязывают его голову чем-либо и укладывают спать в мало освещенном месте.

На седьмой день от рождения за младенца режут животное ("акика). При рождении мальчика предпочтительно резать две овцы, а за девочку одну. В этот же день ребенку дают имя. Выбрать ребенку красивое имя является Сунной. В хадисе сказано, что самые любимые Аллахом имена – это ‘Абдуллах и ‘Абдуррахман. Желательно также давать имена пророков, святых людей (авлия) для того, чтобы их благодать и заступничество достались детям. А девочкам можно дать имена жен нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ведь имя непосредственно влияет на будущую жизнь и судьбу ребенка. Кроме того, в мы будем вызваны на Отчет теми именами, которые нам дали родители, и мы встанем именно с теми людьми, у которых схожие с нашими имена.

На седьмой день также сбривают и волосы на голове ребенка. Собрав волосы, их взвешивают, и соответствующее весу волос золото или серебро раздают в качестве милостыни. Это также является Сунной. Затем волосы можно закопать в чистом месте.

Одним из обязательных обрядов в Исламе является обрезание. Есть множество хадисов о необходимости совершения обрезания и о его пользе. Совершить обрезание мальчику можно и на седьмой день после рождения, можно и позже. Большинство ученых мужей отмечают, что его надо совершить до совершеннолетия ребенка.

Если ребенок плачет, необходимо выяснить, чем это вызвано: хочет ли он пить или есть, холодно ему или жарко, или же он плачет по какой-то другой причине. Следует быстро разрешить эту проблему и успокоить ребенка.

Чтобы ребенок окреп и развивался, крайне необходимы два фактора: постепенно побуждать его к движению и давать ему слушать чтение Корана. Очень полезно давать ему слушать чтение Корана нараспев. Это хорошо развивает умственные способности, память и имеет лечебное воздействие на организм человека.

Самая полезная и полноценная еда для ребенка – это молоко матери. Кормить грудью ребенка обычно принято до двух лет. За это время у него вырастает большая часть зубов, крепнет организм, а к концу этого срока кормление грудью следует постепенно прекращать.

В течение периода кормления ребенка грудью, мать должна стараться совершать омовение перед тем, как накормить его и начинать кормление с произнесением формулы "Басмала" (т.е. "Бисмилляхи-ррахмани-ррахим"). Имам аль-Газали пишет, что женщина, которая кормит ребенка своим молоком, должна быть праведной, хорошего поведения, придерживающейся религии, употребляющей в пищу только дозволенное. В молоке, полученном от употребления запретного (харам), не бывает благодати, и ребенок, питающийся таким молоком, вырастает с плохим нравом и многими недостатками.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: