Что делать если ребенок не запоминает буквы. Действительно ли у ребенка плохая память

Часто родители не обращают внимание на такой факт, как умение запоминать материал. И перед школой выясняется, что их сын или дочка плохо запоминают стихи и задания в детском саду. Помочь в этом случае могут советы квалифицированного психолога или педагога.

Как научить ребенка запоминать материал? Существуют определенные правила коррекции. Нет ничего невозможного. Ребенок не запоминает стихи? Просите его чаще повторять и читать их вслух. Именно вслух, а не про себя или шепотом. Если ребенок плохо запоминает текст, заставьте его пересказать прочитанное. Выработайте режим дня. Учите ребенка в определенные дни и часы. Качество запоминания будет лучше. Перед сном попросите его повторить выученное. Также важно знать, понял ли малыш то, что прочитал. Чередуйте способы работы при подготовке заданий. Важно выяснить, какая память у вашего ребенка развита лучше: зрительная, слуховая? Бывает, что для достаточного усвоения необходима и та и другая память. В этом случае можно использовать интересные развивающие компьютерные игры, фильмы, презентации. Попросите, чтобы ребенок вам рассказал, что он увидел в этих играх и фильмах. Важно иметь дома и различные развивающие игры. Не только на компьютере и в телевизоре. Например, лото, домино, карты, кубики с цифрами и буквами.

Попробуйте использовать в работе метод ассоциаций. Постепенно ребенок научится запоминать и без него.

Тут нужна не просто помощь. Важно узнать, почему ребенок плохо запоминает. Причин может быть очень много. Ребенок может быть не собранным и не привыкшим доводить начатое до конца. Ему может быть скучно на занятиях. Ребенок может часто утомляться, или ему может быть просто лень запоминать. Причиной плохого запоминания могут быть и отношения в коллективе.

Зачастую дети являются отличными актерами и могут притворяться, что ничего не помнят. На это у них могут быть разные мотивы. Они могут не понимать, зачем им все это нужно помнить. Могут просто хотеть сделать «родителям на зло». Причиной такого поведения может быть и низкая самооценка ребенка. Он может стесняться сказать, что запомнил, бояться рассказывать материал, потому что другие ребята будут смеяться.

Но может быть и по - другому. Причиной плохой памяти может оказаться негативная оценка деятельности ребенка взрослыми: «ты все равно не умеешь», «ты сделал не аккуратно». Особенно, если взрослый говорит все это с интонацией и эмоциональной окраской. Часто взрослые сравнивают ребенка с другими детьми. Этого делать нельзя, поскольку у ребенка формируется такое чувство, как эгоизм и зависть. Ребенок часто запоминает не столько слова, сколько интонацию, с которой они были сказаны. При запоминании материала очень важно учитывать этот факт. Так, на уроки к эмоциональным педагогам приходят охотнее, чем к тем, кто говорит монотонно.

Важную, даже ведущую роль, при запоминании материала играет внушение. Иногда и самовнушение. К тому же ребенок обязан понимать, зачем ему нужен этот материал. В задачу взрослого входит доступно объяснить ему, что материал пригодится в будущем.

Запоминать материал ребенка можно научить, важно понять причины плохой памяти. Неплохо было бы прибегнуть к помощи психологов и педагогов. Если у ребенка низкая самооценка может понадобиться психологическая и педагогическая коррекция.

анонимно , Женщина, 37 лет

Здравствуйте, доктор. Сыну 4 года и 3 месяца. Живет в двуязычной среде (русский и болгарский), нормально разговаривает на двух языках. Начал говорить очень рано. С этим проблем никогда не было. В сад почти не ходим (у сына астма). После многократного повторения одной и той же информации - не помнит. Трудности вызывает даже счет до пяти. Например, один раз считает правильно, а потом несколько раз (один, два, четыре, шесть, восемь). Пытаюсь научить узнавать цифры. Показала очень много раз цифры от 1 до 5. Ребенок запомнил четверку. Остальные, сколько ни повторяли, запомнить не может. С трудом выучили алфавит, на это понадобилось несколько недель. Сейчас легко узнает почти все буквы. Учить не хочет, приходится манипулировать и проявлять много терпения. Не могу понять, как после 30-ти а то и 50-ти повторений цифры, например, 2, он так и не помнит эту цифру. У нас проблема или ребенок просто рассеянный. Как это определить? Что делать? Заранее спасибо.

Здравствуйте. Я не врач, а с педагогической точки зрения попробуем разобраться. При подобных обстоятельствах, описанных Вами, рекомендуется посетить невролога. Перед визитом рекомендуется сделать УЗИ головного мозга и , самостоятельно лечение не назначается. Ведь проблема может заключаться в неврозе. При данном заболевании страдают нервная система и головной мозг ребенка. Не слишком опасное явление, оно распространено среди детей и взрослых. Но вот на памяти сказывается нервоз не лучшим образом. Ребенку трудно дается понимание происходящего, с запоминанием тоже возникают некоторые сложности. Если дело в неврозе, то невропатолог обязательно назначит комплекс упражнений и даже может прописать таблетки для повышения внимательности и умственного развития. В случае с маленькими детьми обычно можно обойтись только первой методикой лечения. А вот ребятам старшего возраста медикаментозное лечение назначается часто. В любом случае сначала придется найти причину невроза и вылечить заболевание. Уйдет оно - память придет в норму. Но тренировать ее все равно придется. Следующей причиной, причем весьма распространенной, является не самая лучшая наследственность. Ни для кого не секрет, что интеллектуальные возможности передаются от родителей к детям. И поэтому, если у мамы или папы в детстве или уже во взрослом возрасте были проблемы с памятью, то и у малыша тоже они могут проявляться. Иногда причина нарушения развития памяти заключается в обычном недосыпании. У малышей встречается редко, больше актуальна для детей школьного возраста. Следующая причина распространена среди детей дошкольного и школьного возраста. При условии, что малыш высыпается, можно предположить, что у него попросту возник синдром гиперактивности. Это, как уже было сказано, распространенное заболевание ЦНС. Без проблем диагностируется хорошими . Если в области неврологии все в полном порядке, с наследственностью и режимом сна - тоже, тогда требуется обратить внимание на то, насколько часто у малыша происходит тренировка ума. Это крайне важно.Если мозг не подвергается постоянной тренировке, то он утрачивает свое развитие. Точнее, оно останавливается. Вследствие этого происходит нарушение памяти и внимательности. Причем в любом возрасте. Исправить ситуацию не так уж и трудно. Достаточно регулярно тренировать мозг на внимательность и сообразительность. Упражнения разрабатываются в зависимости от возраста малыша. Как правило, детям достаточно ходить в разнообразные кружки развития. Иногда бывает и так - родители думают, что у ребенка проблемы с умственным развитием. Но при этом врачи говорят об обратном. И какую-то конкретную, казалось бы, не самую интересную информацию, малыш запоминает. А то, что требуют родители - нет.И если пытаться вложить в малыша знания, которые не свойственный той или иной возрастной категории, получаемые данные будут заноситься в кратковременную память. Мозгу просто не требуется та или иная информация. И если есть подозрения на то, что у малыша плохая память, требуется в первую очередь убедиться, что подаваемый материал соответствует возрасту ребенка. Уже было неоднократно сказано, что ребенку требуется постоянно тренировать мозг. Для детей хороши следующие упражнения: часто повторять фразы и слова, писать их с ребенком на бумажке; использовать прописи для совершенствования письма; много читать ребенку, акцентировать внимание на ключевых моментах рассказа; говорить нужно короткими фразами; больше рассматривать с малышом картинки, осуждать их. Также можно применить методику "Коробочка". Это игра. Имеется коробочка, поделенная на несколько отделений. На глазах у ребенка игрушку помещают в ту или иную ячейку. Далее коробка закрывается. Малышу предлагается найти помещенный предмет, вспомнив, в каком отделении он находится. Игра актуальна для детей с 2-х до 6 лет. Изначально рекомендуется начинать с коробочки, поделенной на 2 части, с возрастом увеличивая количество отделов. К школе их количество может достигать 12 штук. Тренировка памяти – процесс трудоемкий и длительный, поэтому не стоит ждать слишком быстрых результатов.

Даже в случае слабой подготовки к школе ребенок, не знающий буквы и не умеющий читать, при нормальном интеллектуальном развитии постепенно догонит своих сверстников. Но когда при регулярных занятиях малыш не способен запомнить и назвать уже знакомые ему буквы, путая их между собой, это может быть следствием серьезных отклонений. Для определения дальнейшей тактики действий родителям необходимо выяснить, какие именно особенности развития мешают их чаду справиться с обучением.

Причины, связанные с нарушениями развития

Трудности с изучением букв могут быть связаны с задержкой психического и речевого развития, вызванной нарушением кровоснабжения шейного отдела позвоночника. Это характерно для родовых травм и может проявиться при начале обучения первоклассника. Родителям и учителям следует обратить внимание на следующие характерные симптомы:

  • повышенная подвижность;
  • быстрая утомляемость;
  • жалобы ребенка на головную боль и тошноту;
  • плаксивость.

Функциональные расстройства организма, вызванные другими факторами, могут быть выявлены только с помощью специальных обследований. К таким нарушениям, многие из которых связаны с отклонениями в развитии центральной нервной системы, относятся:

  • низкая степень зрительного восприятия и плохая зрительная память;
  • затруднения с ориентацией в пространстве, когда ребенок путает направления «справа» – «слева», правую и левую руку/ногу;
  • позднее перераспределение психических функций между полушариями головного мозга;
  • последствия переучивания левши;
  • недоразвитое слуховое восприятие, затрудняющее установление связи между произнесенным звуком и буквой;
  • нарушения в поведении (не может сконцентрироваться, быстро устает) и мотивации (постоянно предпочитает игры занятиям).

В случае возникновения серьезных проблем не обойтись без консультации невролога. После проведенного обследования и установления диагноза врач даст рекомендации родителям и при необходимости назначит соответствующее лечение, в том числе с использованием медикаментозных средств.

Упражнения для коррекции нарушений

Благодаря регулярным упражнениям с проблемным ребенком, которые дополнят назначения невролога, можно устранить большинство речевых патологий, препятствующих формированию навыков чтения и письма. Занятия помогут скорректировать зрительные представления, внимание и учебную мотивацию, а также отработать навык ориентирования «справа» – «слева», который должен быть сформирован у ребенка еще до поступления в школу. Для этого подойдут следующие упражнения:

  • Постоянная отработка слов: справа, слева, влево, вправо. Напоминать при любых ситуациях, например, когда ребенок берет в руку какой-либо предмет (ложку, карандаш, ножницы).
  • Читая сказки, задавать вопросы по иллюстрациям, картинкам в книгах: «Что (кто) справа вверху, слева внизу?» и т. д.
  • Развитие мелкой моторики при помощи пальчиковой гимнастики.
  • Графические диктанты (изображение фигуры на листе в клетку, следуя устным пояснениям). Например, попросить провести отрезки наискосок вправо вниз на 5 клеток, влево вверх на 2 клетки.
  • Изготовление буквенных табличек, на которые ребенок может смотреть при необходимости. На одной из них должны быть буквы, смотрящие влево (Л Я З У Э Ч), на другой – вправо (Б В Г К Р С Ц Щ Ы Ь Ъ Ю Е).
  • Проведение сравнения двух похожих букв, таких как «Н» и «П», или «Н» и «И».
  • Использование для обучения азбуки в стихах (например, со стихами С. Маршака: «Мёд в лесу медведь нашёл/Мало мёду, много пчёл») дает эффективный результат, ассоциации ускоряют запоминание.

Развитие памяти

Если неврологических отклонений у ребенка нет, наиболее частыми причинами плохого запоминания букв являются недостаточно сформированные и плохо развитые память, логика и внимание. В этом случае помогут занятия, улучшающие указанные психические функции.

Для тренировки памяти и наблюдательности хорошо вовлекать ребенка в полезные игры:

«Чего не стало?»

Разложить в ряд несколько игрушек, называя их вслух. Накрыть их платком на несколько секунд, убрать платок вместе с одной из игрушек и попросить ребенка назвать исчезнувшую. Повторить 4-5 раз. В дальнейшем игрушки можно заменить буквами.

«Шерлок Холмс»

Нужно определить, что изменилось в облике человека (например, исчез/появился предмет одежды, очки, шляпа). Еще один вариант – периодически спрашивать малыша, во что был одет его друг/подруга, учитель и т. д.

Разучивание четверостиший

Делать это нужно ежедневно, а для лучшего запоминания сопровождать стихи образными картинками, вместе рисуя их от руки.

Зрительные образы букв

Существуют различные способы запоминания зрительного образа букв. Последовательность действий может быть такой:

  • В течение трех дней нужно изучать с ребенком одну из букв. Она должна быть везде, поэтому помимо настойчивости придется проявить креативное мышление.
  • В квартире развесить листки с изучаемой буквой, чтобы они были перед глазами в каждом помещении.
  • Вылепить букву из различных материалов (пластилина, теста, проволоки), вырезать из цветной бумаги, изготавливать из цветных веревочек, веток, рисовать на асфальте или песке.
  • Написать букву на бумаге. Попросить ребенка обвести ее по контуру клеем-карандашом. Затем приклеить любую мелкую крупу (например, гречневую). Пусть малыш ощупывает получившийся объемный силуэт, подкрепляя зрительный образ тактильными ощущениями.
  • Рисовать букву на ладони малыша. Делать это следует на ведущей руке для стимуляции ведущего полушария.
  • Использовать мягкие паззлы с буквами. Ребенок ощупывает их, закрыв глаза, при этом включаются другие каналы восприятия.
  • Попросить малыша найти и обвести (зачеркнуть) изучаемую букву среди множества других на странице в газете или журнале.
  • Давать задание, во время которого ребёнку предлагается сгруппировать одинаковые буквы, представленные в различных стилях шрифтов.
  • Попросить найти букву в окружающих предметах на улице: на вывесках, рекламе, в магазине.
  • Вместе с ребенком изобразить букву при помощи рук и ног, можно использовать дополнительные предметы.

Полезно написание букв в воздухе указательным пальцем ведущей руки. Хорошей идеей будет меняться ролями: ребенок пишет – взрослый отгадывает, и наоборот.

Можно предложить дописать букву по проведенному пунктиру или переделать одну в другую, переложив счетные палочки, например из «Щ» сделать «Ц».

Многие логопеды используют на занятиях игру под названием «Волшебный мешочек». В мешочек кладут буквы (пластмассовые или металлические), а ребенок на ощупь должен определить, какую он достает. Если он угадывает, ему начисляются очки. Если нет, буква кладется обратно.
Хороший результат дает выкладывание небольших слов. Затем буквы можно переставлять местами, «терять» их из слов и просить ребенка восстановить.

Для видимого положительного результата необходимо проводить постоянную работу с ребенком. Нужно хвалить малыша за старание и ни в коем случае не сравнивать его с другими более способными детьми. Главное – не забывать, что все совместные занятия должны проходить в игровой форме и только на положительных эмоциях, доставляя удовольствие и взрослому, и ребенку.

Часто родители маленького школьника жалуются, что их ребенок плохо запоминает объяснения учителя, забывает записывать домашние задания, не может выучить стихи или пересказать короткий рассказ. “Что делать-то с ним, не пойму!” – горестно делится одна мама своей проблемой в разговоре с подружкой. – “И сидим подолгу, и учим, и повторяем, а результата – ноль.”

Бывает, что память, на которую сетуют озабоченные родители и учителя, вовсе не плохая. Ребенок, к примеру, отлично помнит о своих желаниях и намерениях. С удовольствием рассказывает вам о своих впечатлениях, делится новостями в школе. Значит, есть что-то другое, что мешает успешной учебе… Вот что именно?

Чтобы разобраться в причинах плохого усваивания и запоминания, достаточно провести ряд несложных тестов, которые помогут определить источник проблемы.

Детьми они воспринимаются как игра, а вот взрослым дадут информацию к размышлению.

Проверяем общую память:

Попробуйте в непринужденной обстановке поинтересоваться у своего ребенка, что он делал сегодня утром? Вчера днем? Куда ездил отдыхать прошлым летом? Т.е. расспрашиваете его о минувших событиях, о которых знает не только он, но и вы (чтобы проконтролировать правильность ответов).

Довольно редко дети не отвечают на подобные вопросы. У тех, кто не может вспомнить события прошлого из своей жизни (чистый лист, провал памяти), вероятна недостаточность корковой активности мозга или дисфункция его глубинных структур.

Зрительно-предметная память:

Предложите ребенку (6-9 лет) несколько карточек с изображением разных предметов, например, машина, кошка, тетрадь, стул, карандаш, поезд, чемодан и т.п. Всего их должно быть 5-6 штук. Пусть он посмотрит на них и постарается запомнить. Затем он закрывает глаза, а вы переворачиваете одну из этих картинок или совсем убираете. Ребенок должен вспомнить “исчезнувший” предмет. Если он тест выполнил с 1-2 попытки – с зрительно-предметной памятью все нормально.

Усложняем задание. Ребенка просят запомнить порядок расположения карточек. Он снова закрывает глаза. Теперь к этим картинкам добавляем еще 3 – 4 предмета, перемешиваем и оставляем в произвольном порядке. Теперь просим его открыть глаза, отобрать карточки, которые лежали до добавления остальных трех – четырех и разложить в прежнем порядке.

Обычно дети младшего школьного возраста (6-9 лет) с нормальным уровнем развития памяти в спокойной обстановке легко выполняют тест.

Ошибки и затруднения в результате этого теста могут говорить о:

  • недостаточной памяти
  • низком уровне внимания как произвольного, так и непроизвольного

Слухо-речевая память:

1. Ребенку зачитываются три слова: луч, рама, гриб . Просят повторить один раз, затем еще раз. Потом читают еще три слова: книга, хвост, рама . Эти слова он также повторяет.

Затем просят вспомнить первые три слова (луч, рама, гриб)…, вторые три слова (книга, хвост, рама).

2. Читаете ребенку коротенький рассказ:

Умная ворона

Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.

После прочтения попросите его пересказать своими словами. Если справился – замечательно. Ошибки или трудности воспроизведения могут указывать на:

  • недостаточную память
  • низкий уровень произвольного внимания
  • слабость фонематического слуха (наиболее частая причина плохого усвоения информации)
  • недостаточное развитие образного мышления
  • низкий уровень речевого развития

Если вы видите, что тесты на общую и зрительно-предметную память выполнены успешно, а тест по слухо-речевой памяти имеет ошибки, скорее всего проблема заключается в восприятии на слух материала (проверьте фонематический слух и уточните, все ли звуки он выговаривает) или в низком уровне внимания, образного мышления.

В следующих постах я расскажу о том, какие упражнения помогут школьнику в развитии памяти.

Вопрос: Дочке 4.5 года. Проблема в том, что нам совершенно не удается учить наизусть стихи. Каждый утренник становится расстройством. Не знаю, к кому обратиться…

На вопрос отвечает наш эксперт .

Развитием памяти занимаются психологи. Вам обязательно нужно поговорить с психологом в детском саду или в консультационном центре.

А пока постарайтесь понять, с чем связана проблема. Почему у ребенка плохая память?

Память бывает зрительная, слуховая или моторная. Какой вид памяти не развит у Вашего ребенка? Запоминает ли ребёнок длинные и сложные инструкции? Пересказывает ли сказки? Возможно, Ваша дочка не чувствует рифму, поэтому ей сложно запомнить именно стихи.

Ребёнок не чувствует рифму. Что делать?

  • Отстукиваем ритмы и просим ребёнка их повторить (начинать нужно с самых простых «длинный-короткий-короткий» и т.п.)
  • Предлагаем малышу придумать слова с одинаковыми «хвостиками». Говорим: ПОДУШКА, ребёнок отвечает ЛЯГУШКА, ВАТРУШКА и т.д.
  • Читаем коротенькие стихи, а ребёнок договаривает последнее слово («Осенью был листопад, листья жёлтые …», «Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты …»).

Ребёнок плохо запоминает текст и инструкции (плохо развита слуховая память). Что делать?

  • Заучивая стихи, опираемся на зрительные и моторные стимулы. Во время чтения стихотворения показываем ребенку подходящие картинки (потом малыш будет представлять их мысленно) или совершаем определенные движения (загибаем пальцы, жестикулируем, выполняем соответствующие сюжету движения,…). Все это сделает звучание стихотворения более эмоциональным. Если малыш забудет слово, то выученные движения помогут ему его вспомнить.
  • Увеличиваем количество удерживаемых в памяти слов. Для этого просим ребёнка повторять удлиняющиеся фразы.

— я иду по улице

— я иду по длинной улице

— я быстро иду по длинной улице

— я быстро иду по длинной просторной улице

Если у ребенка есть проблемы и со слуховой, и с моторной, и со зрительной памятью , необходимо работать сразу в нескольких направлениях, развивая память комплексно. Проконсультируйтесь с психологом – он поможет подобрать нужные пособия и методики, благо сейчас их великое множество и в интернете, и в магазинах.

Есть вопросы? — будем рады помочь!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: