Что делать 9 месячным ребенком. Развитие ребенка в девятый месяц жизни

Режим дня для ребенка в 9 месяцев практически идентичен режиму . Некоторые изменения можно заметить лишь в рационе питания, содержании развивающих игр и обновлении массажного комплекса.

Примерный распорядок дня для ребенка в 9 месяцев. Основные режимные моменты

  • 6:00-6:30 Пора пробуждения и первой трапезы малыша.
  • 6:30-8:30 Утренний отрезок бодрствования с обязательным выполнением : умывания, смены подгузника, приема воздушных ванн и легкого массажа.
  • 8:30-10:00 Первая прогулка, совмещенная со сном на свежем воздухе.
  • 10:00-10:30 Пора второго кормления.
  • 10:30-14:00 Период активного познания окружающего мира, включающий выполнение зарядки и множество развивающих игр.
  • 14:00-14:30 Очередное кормление крохи.
  • 14:30-16:00 Время поспать. Поспать не прогулке.
  • 16:00-18:00 Проснувшийся кроха полон энергии и готов к выполнению физических упражнений и познавательным играм.
  • 18:00-18:30 Время подкрепиться.
  • 18:30-20:30 Очень удачный момент для совместной семейной прогулки, на которую могут отправиться все члены семьи.
  • 20:30-22:00 Пора общения с домочадцами, благоприятная для спокойных игр; вечерний .
  • 22:00 Вечерняя трапеза ребенка.
  • 22:30-6:00 Сон до утра.

Еще несколько дополнительных вариантов с распорядком дня (вы уже подберете оптимальный вариант учитывая особенности вашего крохи):

Представленная таблица составлена с учетом физиологических потребностей ребенка в 9 месяцев: в ней выдержаны четырехчасовые интервалы между кормлениями, предусмотрено две прогулки, а промежутки, отведенные для активного досуга, оставляют время для развивающих занятий и выполнения физических упражнений .

Сон

Нормальная продолжительность сна малыша этого возраста составляет от одиннадцати до четырнадцати часов в течение суток. Самым продолжительным является период ночного отдыха .

Учитывая разнообразие индивидуальных особенностей девятимесячных малышей, физиологи установили, что чаще всего их дневной сон бывает:

  1. Двухфазным, состоящим из двух полуторачасовых периодов . Это – наиболее оптимальный вариант дневного отдыха, свидетельствующий о нормальном психическом и эмоциональном развитии малыша.
  2. Трехфазным, включающим два кратковременных сорокаминутных промежутка утреннего (в 9:00) и вечернего (в 19:00) отдыха и продолжительного дневного сна, длящегося не менее двух часов . Если этот период совпадает со временем прогулки, малыш может проспать и три часа. Будучи вариантом нормы, такой график сна свидетельствует о чрезмерной утомляемости крохи, еще не готового к продолжительному бодрствованию.

Периоды дневного сна чрезвычайно важны для малыша: они дают ему возможность восстановить истраченную энергию и являются гарантией его хорошего настроения.

О нарушениях сна

Родители нередко становятся свидетелями различных нарушений нормального графика сна:

  1. Некоторые крохи могут нуждаться в отдыхе не 2-3, а 4-5 раз в течение дня, причем продолжительность их сна составляет не более получаса.
  2. Другие детки очень плохо спят по ночам: постоянно ворочаются, вздрагивают (), часто просыпаются, плача () и капризничая, а после пробуждения очень долго не могут заснуть. Успокоившись на руках у мамы после долгих уговоров и укачивания, они ненадолго забываются тревожным поверхностным сном, чтобы вскоре вновь проснуться.

Чтобы нормализовать сон малыша, необходимо найти и устранить причину, спровоцировавшую нарушение его качества и цикличности .

Виновником нарушения дневного сна чаще всего является сильное переутомление малыша, произошедшее из-за обилия внешних раздражителей: большого количества людей в доме, навязчивых игр старших детей, слишком громкой музыки, а также слишком высокая температура и сухость воздуха в детской комнате ().

Для нормализации ночного отдыха необходимо выполнение следующих условий:

  • Перед укладыванием малыша следует хорошо проветрить детскую комнату. Сон с приоткрытой форточкой, гарантирующей постоянный приток свежего воздуха, является идеальным вариантом поддержания комфортного микроклимата;
  • Если спящий кроха имеет обыкновение сбрасывать одеяльце, нет необходимости стоять всю ночь над его кроваткой. Достаточно всего лишь правильно одеть его перед сном. Помимо одноразового подгузника на малыше должна быть легкая пижама и носочки;
  • Отличными вариантами подготовительных процедур, способствующих продолжительному ночному отдыху, являются: выполнение гимнастики, сопряженной с расслабляющим массажем и ритуал вечернего купания малыша;
  • Игры, предшествующие засыпанию, должны быть спокойными;
  • Очень хорошо, если в процедуру укладывания ребенка родители включат традицию чтения добрых сказок. Подросший кроха уже способен выслушать 2-3 не слишком длинных текста;
  • Отличным звуковым фоном для засыпания младенца является негромкое пение колыбельных.

Родителей зачастую тревожит беспокойный ночной сон ребенка. Жалобы разные: малыш плохо засыпает, часто просыпается, плачет во сне. Почему так происходит и что нужно делать?

О рационе питания

Зная, что режим питания 9-месячного ребенка включает пять кормлений, а суточный объем съедаемой пищи (не считая питья) должен составлять не менее одного литра, нетрудно подсчитать, что за одно кормление он должен получать не менее 200 мл продуктов, предназначенных для детского питания.

Начиная с этого возраста, у многих мамочек грудное вскармливание начинает отходить на второй план (грудь малышу дают при пробуждении и при укладывании на ночь). Основу детского рациона отныне составляют супчики, каши, овощные и фруктовые пюре. Для увеличения питательности блюда в легкие супчики и овощные пюре целесообразно добавлять мясо, нарезанное мелкими кусочками. Поскольку у малыша к этому времени есть несколько () зубов, необходимость в его протирании отпадает .

Не меньшей питательностью обладает и отварной яичный желток, его точно так же добавляют в супы и пюре, внося тем самым разнообразие в детское меню. Следует лишь помнить о том, что не следует давать крохе мясо и желток в один и тот же день.

В этом возрасте можно познакомить ребенка с блюдами из нежирных сортов океанической рыбы (трески, минтая, пикши, хека, камбалы). Учитывая высокую аллергенность этого продукта, вводить его следует постепенно и очень осторожно , начав с половины чайной ложечки приготовленного на пару или отварного рыбного филе (можно также дать рыбное пюре из баночки).

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Если покормить кроху рыбой в утренние часы, можно пронаблюдать за реакцией его организма. При этом не следует давать ему никакие другие новые продукты. Если после знакомства с новым блюдом у него не покраснели щечки и не выступила сыпь, это свидетельствует об отсутствии у него аллергической реакции на рыбу. Значит, в следующий раз порцию рыбки можно будет немного увеличить.

Очень важно, чтобы в рационе растущего крохи было достаточно свежих овощей и фруктов: насыщая его организм витаминами и микроэлементами, в ряде случаев они могут решить проблемы с нормализацией стула. При возникновении запора персиковое или сливовое пюре может исполнить роль безопасного природного слабительного. Кусочки фруктов (персики, бананы, яблоки) и ягоды можно добавлять в каши и детский творожок: это улучшит их вкус и повысит питательную ценность.

Молодым мамам будет полезно взглянуть на примерный план суточного рациона подросшего крохи:

  • 6:00 Проснувшегося грудничка прикладывают к груди, а искусственнику дают бутылочку с молочной смесью.
  • 10:00 Отличным вариантом завтрака будет кашка и пюре из свежих фруктов.
  • 14:00 На обед можно предложить малышу овощной супчик с кусочками мяса или яичным желтком. Неплохим вариантом трапезы может стать овощное пюре с мясом, а в качестве десерта подойдет тертое яблоко. Полноценной заменой мясу со временем могут стать блюда из океанической рыбы.
  • 18:00 Лучшее время для перекуса из детского творожка и фруктового сока. Крохи, любящие более сытную пищу, могут поужинать кашкой с кусочками мелко нарубленного мяса.
  • 22:00 Засыпающего малыша снова прикладывают к маминой груди или дают молочную смесь.

Для поддержания правильного водного баланса в организме малыша мама должна позаботиться о том, чтобы он получал необходимое количество жидкости: детского чая, питьевой воды, морсов и соков .

Моя таблица прикорма в 6-9 месяцев

О физическом развитии

Девятимесячные ребятишки без проблем встают на ножки и при поддержке за обе ручки или держась за какую-либо опору. Для того чтобы способствовать укреплению их мышц, необходимо не менее двух раз в день заниматься гимнастикой , включая в комплекс упражнения:

  • с круговым вращением ручек;
  • на сгибание и разгибание ножек (одновременное и поочередное);
  • с поочередным сгибанием и разгибанием ручек малыша, держащегося за мамины пальцы;
  • стимулирующие ползание;
  • с выполнением скользящих шагов;
  • на приседания (при поддержке за подмышки);
  • с наклонами корпуса вперед (при выпрямленных ножках).

Перед выполнением следующего упражнения необходимо снимать напряжение с мышц при помощи легкого расслабляющего массажа. Каждое движение следует повторять не менее пяти раз, а общая продолжительность комплекса не должна превышать десяти-пятнадцати минут.

Стремясь как можно быстрее научить кроху ходить, многие мамы используют ходунки, не подозревая о том, что этот нехитрый тренажер является слишком большой нагрузкой для неокрепших ножек .

Даже опытный педиатр не может точно сказать, какая именно нагрузка необходима для правильного развития того или иного ребенка, а у некоторых мам, увлекшихся хлопотами по хозяйству, малыши находятся в ходунках неоправданно долго. Именно поэтому от использования ходунков лучше отказаться, дав малышу возможность самостоятельно осваивать новые навыки.

О развивающих играх и занятиях

  • Любимыми играми малышей по-прежнему остаются «Ладушки», «Сорока-ворона»;
  • Девятимесячный возраст – время активного развития мелкой моторики, именно поэтому малыши начинают проявлять интерес к мелким предметам, пытаясь сорвать цветок или подобрать камешек во время прогулки. Зная об этом, мама должна контролировать своего кроху, пресекая все его попытки отправить находку в рот. А вот во время кормления этот интерес нужно всемерно поддерживать, давая малышу возможность удерживать в ручках кусочки хлеба или ломтики фруктов. Так же полезно давать ему ложку – раз за разом пытаясь управлять ею, кроха через какое-то время научится есть самостоятельно ();
  • Развитию мелкой моторики чрезвычайно способствуют занятия, состоящие во вставке (и последующем извлечении) горошин, зерен фасоли или чечевицы в комочек соленого теста. Можно предложить крохе собрать в коробочку рассыпавшиеся пуговицы, крупные бусины или камешки. Во время этих занятий взрослый должен очень внимательно наблюдать за малышом, тянущим в рот каждый предмет;
  • Ребятишкам этого возраста очень нравится игра в прятки. В игре могут принять участие оба родителя. Один, спрятавшись за угол, должен произнести «ку-ку» и на мгновение показаться крохе. После этого, взяв малыша на руки, мама может спрятаться вместе с ним и точно так же выглянуть из-за угла. Восторгу крохи не будет предела;
  • Настала пора познакомить малыша с представлением о цвете. На протяжении нескольких дней можно вместе с ним выкладывать башенку из одноцветных кубиков, все время акцентируя его внимание на названии их цвета. Потом можно добавить один кубик контрастной окраски. Пусть кроха запомнит и осознает различие цветов. Через некоторое время можно попросить его подать кубик определенного цвета. Вариантом игры является работа с размерами (большой-маленький) и количеством (один-много) предметов (учим с ребенком цвета — ).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: и читаем о

Ежедневное следование одному и тому же режиму дня дисциплинирует кроху, формирует у него ряд полезных навыков и привычек (например, процедура утреннего умывания, стремление мыть руки перед едой, обыкновение просыпаться и принимать пищу по часам, ритуал ежевечернего приема ванны), которые пригодятся ему в дальнейшем.

ВИДЕО ГИД

Хотя в девять месяцев Ваш малыш ещё не может говорить, но зато он уже многое понимает, знает и умеет. Девять месяцев - это время освоения и совершенствования малышом ещё одного важного навыка — вставания на ноги.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

67-77,3 см.
7,8-11,4 кг.
43,5-49,0 см.
43,6-52,0 см.
66,4-76,8 см.
7,5-10,4 кг.
42,4-48,5 см.
43,6-51,0 см.

Физическое развитие ребенка на девятом месяце жизни

За девятый месяц жизни ребенок набирает в весе около 500 грамм. За весь период жизни 5900-6000 грамм.

Длина тела за этот месяц увеличивается на 2 см. Окружность груди и головы увеличиваются за девятый месяц на 0,5 см.

Нервно-психическое развитие ребенка на 9 месяце жизни

В этом возрасте необходимо уделить особое внимание развитию мелкой моторики, это способствует как развитию речи, так и в целом очень полезно для малыша.

Развитие речи на девятом месяце жизни

К девяти месяцам дети хорошо знают и понимают не только свое имя и слова «мама», «папа», но и названия многих окружающих их предметов. Если попросить девятимесячного малыша показать тот или иной предмет, игрушку (которую он видел раньше), то скорее всего он безошибочно укажет на неё.

В арсенале малыша появляется множество звуков и интонаций, его лепет всё больше начинает напоминать осмысленную речь.

Познавательное развитие

Ваш малыш всё больше начинает осознавать себя, как самостоятельную личность. Так в девять месяцев ребенок может отличить свое отражение в зеркале от отражения ребенка другого возраста.

Ребенок активно реагирует на просьбы взрослых показать кубик, мячик, ложку и другие предметы.

Может выполнять простые просьбы, такие как «дай», «на».

Показывает на картинке, в отражение или на лице родителей нос, рот, глаза.

В девять месяцев малыш очень любит рвать, мять бумагу, ему интересен пластилин и глина.

Может брать маленькие предметы двумя пальцами. С удовольствием вынимает предметы из коробки или ящика. Многие малыши уже умеют вкладывать предметы в коробки или баночки, и при этом соотносить их по размерам.

Двигательные навыки ребенка в 9 месяцев

Малыш может самостоятельно садится и сидеть довольно продолжительное время.

Совершенствуется навык ползания. Так девятимесячный малыш начинает уже ползать не «по-пластунски», а на четвереньках (опираясь на руки и на колени). Малыш ползает всё более активно и на большие расстояния.

Некоторые малыши пытаются передвигаться по полу в сидячем положении, выглядит это очень забавно.

В девять месяцев ребенок может вставать с поддержкой и делать несколько шагов за ручку. Некоторые, особо шустрые малыши, пытаются делать первые самостоятельные шаги.

В этом возрасте дети могут залезать на диван, перелезать через небольшие препятствия, опускаться и подниматься на наклонную горку.

Малыш с большим усердием начинает подражать действиям взрослых - пьет из чашки, надевает на голову шапку, берет ложку.

Эмоции

К девяти месяцам у многих малышей проходит страх незнакомых людей, но всё дети индивидуальны, поэтому одни могут с удовольствием общаться с гостями, другие, напротив, пугаются, плачут и прячутся за маму.

Всё больше заметна привязанность к любимой игрушке.

Мимика малыша становиться всё разнообразнее.

Уход за ребенком на девятом месяце

Так как малыш начинает передвигаться на большие расстояния и изучает соседние комнаты, необходимо проследить, чтобы окружающая среда была безопасна и в то же время интересна для ребенка.

Поощряйте стремление ребенка к самостоятельности, позволяйте делать ему самому некоторые вещи, например, во время купания давайте ему в руку мягкую мочалу, позвольте самому вытереться полотенцем, пусть пробует сам пить из чашки и так далее.

Уделяйте внимание физическому развитию ребенка - для этого отлично подходят массаж и гимнастика.

Продолжайте делать закаливающие процедуры — «воздушны ванны», водные процедуры, прогулки на свежем воздухе.

Так как многие малыши к девяти месяцам обзаводятся зубами, то постепенно можно приучать ребенка к уходу за полостью рта. Для этого подходят специальные детские зубные щетки, которые можно приобрести в аптеке.

Приучайте к горшку, так если малыш проснулся в хорошем настроении, то сразу после пробуждения его можно посадить на горшок.

Питание ребенка в 9 месяцев

К девяти месяцам всё большее место в питании ребенка занимает взрослая пища. У малыша появляется потребность в жевании, так как активно развиваются зубы.

В девять месяцев продолжается расширение рациона ребенка, увеличивается объем продуктов.

Постепенно можно переходит на блюда приготовленные в более плотном виде. Так например, мясо можно предложить в виде фрикаделек.

Переходя от протертой пищи к кусочкам, помните, что делать это нужно постепенно. Для начала, разминайте пищу вилкой. Давайте ее малышу небольшими порциями. После того, как ребенок привыкнет к новой консистенции, можно увеличить порцию. Далее пробовать давать пищу кусочками.

Наиболее полезными злаками в этом возрасте считаются гречка и овсянка.

Грудное молоко в этом возрасте составляет около 1/3 - 1/4 части суточного рациона ребенка.

  • Фруктовые соки - 80 мл;
  • Фруктовое пюре - 80 грамм;
  • Творог - 40 грамм;
  • Желток - 1/2
  • Овощное пюре - 180-200 грамм;
  • Молочная каша - 180-200 мл;
  • Мясной фарш - 50 грамм;
  • Рыбное пюре - 50 грамм;
  • Печеночный фарш - 30 грамм;
  • Кефир - 200 мл;
  • Сухари, печенье - 10 грамм;
  • Хлеб - 10 грамм;
  • Растительное масло - 5 грамма;
  • Сливочное масло 5 грамма.

Примерный рацион питания ребенка в 9 месяцев

6:00 - Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл

10:00 - Каша (170 грамм), желток куриный 1/2; творог (15грамм), фруктовое пюре (30 грамм), хлеб (10 грамм);

14:00 - Овощное пюре (160 грамм), мясное или рыбное пюре (40 грамм), фруктовое пюре (30 грамм);

18:00 - Грудное молоко (или адаптированная молочная смесь) или адаптированный кефир - 140 мл; творог(30-50 грамм); печенье (10 грамм);

22:00 — Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл.

Необходимые обследования в 9 месяцев

Как и прежде необходимо посетить педиатра, чтобы узнать на сколько подрос Ваш малыш и сколько прибавил в весе. Также врач оценит его нервно-психическое развитие.

В девять месяцев, необходимо посетить ряд узких специалистов - это хирург и стоматолог.

Также врач педиатр даст направление на ЭКГ.

Как играть с ребенком в 9 месяцев?

В этом возрасте полезны игры направленные на развитие мелкой моторики.

Можно начинать играть с малышом в игры с простым сюжетом. Например, зайчик танцует, куколка пьет из чашки, лягушка прыгает.

Малышу интересно собирать башенку из кубиков, вкладывать предметы в предназначенные для них отверстия или просто складывать их в коробку или банку.

Любят малыши поиграть в прятки. Накройте платком небольшую игрушку и карапуз непременно захочет проверить, там ли она.

Поиграйте с ребенком в «ладушки», «сороку-белобоку».

Покатайте мячик, покидайте его в коробку. Показывайте и объясняйте как одевать колечки от пирамидки на палку, как вставлять один колпачок в другой.

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

Игрушки в этом возрасте должны быть направлены на всестороннее развитие малыша. Это могут быть: погремушки, центры активности, пирамидки, кубики, колпачки, игрушки с веревочками, музыкальные игрушки, молоточки с пищалками, мягкие книжки и книжки с толстыми картонными страницами, игрушки для купания и другие. Можно сделать игрушки самостоятельно, например наполнить прозрачные пластиковые бутылки крупами, камешками или разноцветными бусинками. Только не оставляйте малыша одно с игрушками и предметами мелкого размера, чтобы он не подавился ими или не засунул их себе в нос или ухо.

Конечно, природа многое заложила в Вашего малыша, но полностью раскрыться он сможет только благодаря Вам. Сейчас у малыша самое активное время для познания мира, помогите ему. Уделяйте ребенку больше времени, занимайтесь с ним, рассказывайте и показывайте ему всё, что ему интересно, и тогда его достижения не заставят себя ждать.

На девятом месяце жизни ребенка набирает обороты интенсивное психическое развитие малыша. Он уже умеет концентрировать внимание на предметах: если что-то попадает в ручки ребенка, он внимательно это изучает, трясет, машет, стучит, ощупывает и осматривает, перекладывает из одной ручки в другую, пробует на вкус.

Затем то же самое проделывает и с другими игрушками. Если подойти в этот момент к малышу, он отвлечется, но затем продолжит свое занятие. Совершенствуются возможности рук ребенка, он уже может выполнять все более и более кропотливые действия.

Темпы роста малыша обычно замедляются в этот период, уступая место развитию цепочки «психика-моторика».

Вес ребенка в восемь месяцев - 8,5-10 кг, а рост - 71-76 см.

Питание ребенка на девятом месяце жизни

К восьми месяцам малыш уже переходит на пятиразовое питание, нередко отказывается от ночного кормления и спокойно спит всю ночь, если, конечно, не режутся зубки. Грудное кормление рекомендуется оставлять только на утро и вечер перед сном.

В остальное время малыш может кушать творожок, овощное, фруктовое bkbмясное пюре, соки. Некоторые родители уже ввели в рацион ребенка каши, можно также добавить яйцо. Только помните, новый продукт вводится по чуть-чуть.

В восемь месяцев ребенку достаточно съедать половину яйца за раз и желательно в один день не давать одновременно и яйцо, и мясо. Учите малыша кушать при помощи ложки, питание можно делать немного гуще. Чем раньше ребенок начнет учиться жевать, тем лучше: это укрепляет десны и зубы малыша.


Что умеет ребенок на девятом месяце жизни?

  • Малыш уже умеет сидеть без поддержки.
  • Может самостоятельно подняться у опоры.
  • На девятом месяце жизни ребенок может недолго ходить либо вдоль стенки, либо у кроватки.
  • Малыш умеет пританцовывать у опоры или если взрослые держат его за руки.
  • Ребенок умеет держать в ручках мелкие предметы, вроде пуговицы.
  • Если накрыть малыша пеленкой, когда он сидит, ребенок сможет сбросить с себя «мешающий» ему предмет, при этом останется сидеть.
  • На девятом месяце жизни ребенок понимает простые фразы и выполняет простые просьбы , такие как «дай мне», «нельзя», «дай ручку», «помаши рукой»…
  • Умеет играть в «ладушки» и другие потешки.
  • Ребенок боится расставаться с мамой. Может бояться оставаться один в комнате. Это нормальный процесс развития психики на девятом месяце жизни ребенка.
  • На появление незнакомого человека малыш реагирует настороженно , как минимум, возможно даже с испугом и плачем.
  • На девятом месяце жизни ребенок пугается резких звуков и осознанно ищет защиты у взрослого.
  • Ребенок уже умеет показывать предметы, которые называет взрослый. При этом вертит головой, ищет предмет.
  • Лапочет и с интересом слушает разговор взрослых, реагирует на музыку.
  • Повторяет простые слоги за взрослыми «ма-ма», «па-па», «ба-ба».
  • На девятом месяце жизни малыш уже умеет пить из чашки, если его, конечно, этому учили.
  • Может кушать не только измельченные продукты, но уже с удовольствием пробует пищу в кусочках, кладет в рот и учится жевать.
  • Если малыш не хочет кушать, он может оттолкнуть своей ручкой вашу руку с ложкой.


Игры и занятия с ребенком на девятом месяце жизни

  • Для малышей в этот период большое удовольствие доставляет выбрасывать предметы из коляски или кроватки. При этом если вы не подадите ему этот предмет, малыш начнет капризничать. Он уже отлично знает, как заставить взрослого сделать то, что ему нужно. Но такая забава вовсе не каприз, ребенок так играет и хочет привлечь вас к своей игре.
  • Говорите с малышом, повторяйте слоги . Учите звуки, которые издают животные, по красочным картинкам в книжках.
  • Если внимание ребенка привлек какой-то звук, рассказывайте ему о том, что это .
  • Игры с зеркалом очень нравятся деткам на девятом месяце жизни. Ребенок с удовольствием улыбается своему отражению в зеркале, машет ручкой, разговаривает.
  • Научите малыша бросать мячики или небольшие игрушки в детское ведерко или кастрюльку.
  • Заверните в салфетку или платок игрушку так, чтобы малыш не видел, что там. Пусть он самостоятельно развернет сверток и найдет игрушку.
  • Можно сделать из полотенца подобие канатика и играть в перетягивание каната.
  • Купите малышу пальчиковые краски и покажите, как надо рисовать на бумаге.
  • Малыш с удовольствием будет играть с теми вещами, которыми пользуетесь вы. Подражая взрослому он будет тыкать в телефон и прикладывать его к уху. Кастрюльки с крышками могут оказаться более желанной вещью, чем любые игрушки. Ребенок с усердием будет подбирать крышки по размеру, хотя необязательно, что в этом возрасте он справится с задачей без вашей помощи. А если научить малыша стучать крышкой о крышку, не будет предела радости ребенка.
  • Игрушки, которые реагируют на действия малыша (пищат, вытягиваются, выскакивают и т.д.), пойдут на ура на девятом месяце жизни ребенка.
  • Настало время знакомиться с горшком. Только не слишком настаивайте, не кричите на ребенка, если он не желает садиться. Пусть горшок постоит какое-то время в комнате, чтобы малыш привык к нему.

Прививки ребенку в восемь месяцев не назначаются.

Когда ваш малыш сказал первое слово? Во сколько вы приучали кроху к горшку?

Первый год жизни ребенка принято делить на четыре триместра. Хотя это и не лишено некоторой условности, но отражает характерные этапы роста и развития малыша. Третий триместр - время подготовки организма к кардинальному событию: вставанию ребенка на ноги. И девятый, последний месяц триместра можно назвать в этом плане решающим.

Если на восьмом месяце ребенок не сидит самостоятельно, то, при прочих благополучных показателях, это еще допустимо относить за счет его индивидуальных особенностей или каких-то случайных обстоятельств, например, перенесенного недавно заболевания. Но если он не сядет сам и к концу девятого месяца, ждать больше нельзя. Обратитесь к врачу!

Самая частая причина такого отставания - неврологические расстройства.

Когда они появились? Как правило, еще во внутриутробном периоде, возможно, в момент родов. Выраженные несильно, они до сих пор могли остаться незамеченными, а может быть, и проявились впервые только сейчас, потому что интенсивное развитие в последние месяцы создало повышенную нагрузку для нервной системы и она дала срыв.

Тест с пуговицей

Здоровый ребенок на девятом месяце очень активен. Он ползает в разных направлениях, иной раз очень забавно вращается вокруг своей оси, встает, ухватившись за бортик манежа, и даже пытается переступать вдоль него. Но бывает и так: встал, оперся о бортик, смотрит с торжеством, довольный собой и вообще всем миром. И вдруг - горько заплакал. Что случилось? Устал стоять, а сесть сам из положения стоя еще не умеет.

Одна из особенностей девятого месяца - интенсивное развитие мелких движений кисти. Еще совсем недавно, чтобы ухватить, допустим, кубик, ребенку требовалась вся ладонь, которой он действовал как черпаком: загребал кубик, придерживая кончиками всех пяти пальцев. И вот в один прекрасный лень он осторожно взял этот кубик двумя пальцами, большим и указательным. Событие, рубеж перейден! Умению действовать двумя пальцами придается важное значение. Некоторые специалисты в числе прочих показателей нормального психомоторного развития предлагают и такой: умеет ли ребенок в 8-9 месяцев удерживать между большим и указательным пальцами крупную пуговицу. (Естественно, это только тест, пуговицей играть ребенку не давайте!)

Происходит и «специализация» указательного пальца, малыш трогает им заинтересовавший его предмет, осваивает указующий жест: «там», «туда».

Если на этот немалый успех родители, может быть, и не обратили особого внимания, то одна новая привычка уж точно не прошла незамеченной: ребенок полюбил сдергивать с головы свою шапочку или платочек. Не считайте это озорством, не сердитесь, а восхищайтесь, потому что это тоже показатель нормального развития.

Что он любит еще? Как и прежде, выбрасывать свои игрушки из манежа, стучать кубиком по столу или кубиком о кубик - словом, действовать руками. Теперь и игрушки ему нужны соответствующие: легкие мисочки, которые можно вкладывать одну в другую, пирамидка из нескольких колечек, коробка, куда так интересно бросать кубики, шарики, колечки, потом вытряхивать их и снова бросать.

Работа рук - это и пища для ума, для познания свойств предметов, это толчок для первых догадок и, наконец, это очень сильный стимул развития речи.

Девятый месяц - преддверие первого слова. Ребенок охотно повторяет за взрослым различные звукосочетания - подсчитано, что в его возможностях их около восьми; подолгу лепечет сам - то громко, то тихо, то даже переходя на шепот.

Очень заметны успехи малыша в понимании речи, если, конечно, вы постоянно разговариваете с ним, называете разные предметы, комментируете свои действия: «Сейчас будем одеваться, трусики надели... Теперь кофточку... Вот она, кофточка, ах, какая красивая...»

Неважно, что пока это только ваши монологи, они готовят диалог, откладываются в сознании ребенка. Впрочем, он уже способен и отвечать вам, если не словом, то мимикой, действием. По вашей просьбе подаст ручку, помашет ею уходящему на работу папе. Уже знает свое имя, оборачивается, когда позовут, и, будучи в хорошем расположении духа, одаривает вас при этом очаровательной улыбкой.

В конце месяца можно устроить маленькую проверку достижений малыша.

Попей водички (или сока), - говорите вы, протягивая ребенку чашку.

Он с готовностью берет ее двумя руками и пьет. Конечно, если вы нальете полную, обязательно расплескает, обольется - наливать надо меньше половины.

Дай мне лялю, - просите вы. И он протягивает вам лежащую поблизости хорошо знакомую ему куклу.

Попробуйте усложнить задание, поставив в ряд несколько игрушек, и спросите: «Где ляля (киска, шарик)?» Ребенок находит названную игрушку сначала взглядом, потом указывает на нее. Поменяйте игрушки местами и задайте тот же вопрос. Если и теперь ребенок найдет игрушку правильно, да еще протянет к ней указательный палец - можете смело ставить пять с плюсом и ему, и себе. Значит, вы отлично с ним занимаетесь! А если он с заданием не справился, не огорчайтесь, повторите тест недели через две-три; ребенок имеет полное право сдать такой экзамен и в 10 месяцев.

В правой ложка, в левой хлеб!

На девятом месяце питание становится более сложным. Второе, третье и четвертое кормления состоят из нескольких блюд. В связи с этим возникает необходимость в сервировке стола, за которым сидит ребенок. Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.

Жидкое блюдо нужно наливать в тарелочку, пюре или кашу класть на блюдечко, а соки, морс, кисели давать из стакана или чашки. Стол должен выглядеть красиво. Перед малышом нужно положить чистую салфетку. Нельзя ставить на стол сразу весь обед.

Перед кормлением необходимо вымыть малышу руки. Это имеет не только гигиеническое значение. Вода - один из сильнейших раздражителей нервных окончаний кожи. Мытье рук перед едой скоро превратится в условный рефлекс, стимулирующий выделение наиболее активных пищеварительных соков, усиливающих аппетит.

Развитие кисти, идущее параллельно с совершенствованием -соординации движений, открывает перед ребенком совершенно новые возможности: пришла пора взять в руку ложку и учиться есть самостоятельно.

Удобнее делать это уже не на коленях у мамы, а за столом, сидя на высоком детском стульчике. Поставьте перед ребенком его тарелочку с кашей или пюре (начинать надо с густой пищи!), дайте ему в правую руку ложку, а в левую -кусочек хлеба или сухарик. И наберитесь терпения! Первое, что сделает ребенок, -- начнет стучать ложкой по столу, попробует и по тарелке. Направьте спокойно его руку, покажите, как надо набрать немного еды на ложку, донести ее до рта да еще обязательно попасть на язык, а не под него.

Конечно, ребенок далеко не сразу одолеет эти премудрости. И пока он будет размазывать пищу по щекам, а также ронять ее на стол, вы потихоньку покормите его своей ложкой, оставив немного для самостоятельных упражнений. Закончив кормить малыша, вытрите ему щечки и рот мягкой салфеткой, а еще лучше - умойте и не забудьте похвалить: какой молодец, сам ест!

Ранее пользование ложкой не только прививает навыки самостоятельности, но делает для ребенка более привлекательным сам процесс еды, улучшая тем самым аппетит. Оно имеет также еще одно, несколько неожиданное преимущество: как и все другие варианты тренировки кисти, стимулирует развитие речи.

Рыба? Мясо? Бульон? Что можно, а что нельзя кушать.

Рацион ребенка, его ежедневное меню остается прежним, желательно только один-два раза в неделю вместо мяса давать рыбу. Чем она хороша? В рыбе содержатся все незаменимые аминокислоты, необходимые растущему организму, в том числе метионин, которого нет в мясе. Она богата минеральными веществами, витаминами группы В, ее белки усваиваются полнее, чем белки мяса. Детям рыбу дают нежирную - треску, хек. Основная трудность - выбрать все до единой косточки. Сделать это легче, если в течение 5-7 минут поварить кусок в подсоленной воде, не доводя до кипения, потом, очищенный от шкурки и косточек, пропустить через мясорубку, дать прокипеть - и рыбное пюре готово. Его можно смешивать с овощным пюре, а можно положить на тарелку то и другое отдельно.

Первые пробные порции, как всегда, должны быть совсем маленькими - неполная чайная ложка. Но если у вашего малыша бывают проявления диатеза и выяснилось, например, что он плохо переносит морковь или яичный желток, тогда лучше не давайте ему и рыбу, поскольку она, скорее всего, вызовет у него аллергическую реакцию.

Бульон - некогда классическое блюдо диетической кухни - сейчас приходится потеснить из рациона, во всяком случае, детского. Даже здоровым детям следует мясные супы давать не чаще двух раз в неделю. Дело в том, что экстрактивные вещества, те самые, которые и придают бульону неповторимый вкус и аромат, - сильные аллергены. Особенно это относится к экстрактам куриного бульона.

Саму курицу, как правило, давать ребенку можно. У куриного мяса есть некоторые преимущества перед говядиной - оно содержит более полноценные и легче усваиваемые белки, мягче, вкуснее, и дети обычно его любят. Использовать лучше верхнюю, нежирную часть тушки, сняв с нее кожицу. А что касается столь популярных сейчас импортных куриных окорочков, то они для детей совершенно неприемлемы.

Почти не имеет противопоказаний мясо кролика. Детям оно особенно полезно из-за высокого содержания железа. У кролика предпочтительно "использовать, наоборот, заднюю часть, содержащую меньше соединительных волокон.

Количественно ежедневный рацион ребенка остается таким же, как и раньше, то есть не более литра, что составляет примерно 1/8~1/9 массы его собственного тела.

К девяти месяцам заметнее становятся индивидуальные особенности! Они сказываются и в характере, и в отношении к еде, и в физическом развитии. Масса тела, например, может к концу месяца составлять у одних детей 8,5 килограмма, у других - 9,5 и даже 10 килограммов. И все это - норма.

Прогулки вообще и прогулка сегодня

Ребенок должен бывать на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами, да и практикой жизни, установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством.

У «комнатных», «оранжерейных» детей, оберегаемых от малейшего ветерка, выше риск анемии, отставания в физическом развития, расстройств сна и аппетита. У них и щечки бледные, и глазки грустные.

Так что тысячу раз прав был русский педиатр профессор А. А. Кисель, сформулировавший девиз: «День без прогулки - потерянный день!», и даже: «Комната - тюрьма для ребенка!»,

Итак, на свежий воздух! На свежий, слышите? Но где он - вот вопрос...

К великому несчастью, нам сегодня порой легче обеспечить малыша заморскими фруктами и игрушками, памперсами, ходунками и прочим, чем обыкновенным глотком чистого воздуха.

Если вы живете в сельской местности, или просто в экологически благополучном районе, вашему ребенку несказанно повезло: можете гулять с ним сколько угодно. Золотое правило «ни дня без прогулки» написано именно для вас!

Но если вы жители большого города, с загрязненной промышленными выбросами атмосферой, каждую прогулку приходится обдумать и еще раз обдумать.

Ни дождь, ни ветер, ни туман сами по себе не помеха для гулянья. Но если направление ветра выдалось такое, что именно на ваш район он погнал все вредные выбросы заводских труб, если метеорологические условия сложились так, что над городом повис насыщенный этими выбросами смог? Даже самые горячие ревнители ежедневных прогулок простят вас, если в такой день вы оставите ребенка дома или отложите променад на вечер, когда воздух станет почище.

Сон у открытого окна в какой-то мере, пусть и далеко не полностью, компенсирует пропущенную прогулку. Но опять-таки, учитывайте, на каком этаже вы живете, куда выходят ваши окна. Если квартира расположена высоко и окна выходят во двор, в иной день открытое окно в комнате может оказаться полезнее похаживания вдоль загазованной автомагистрали. А если у вас первый этаж, да еще и окна на улицу, спешите с ребенком из дома в хотя бы относительно чистый зеленый уголок! Наверняка в вашем районе есть все-таки парк или сквер. Трудно туда добираться несколько раз в день (а ребенку нужны три прогулки по полтора-два часа)? Попытайтесь организовать свой режим так, чтобы погулять в парке хотя бы один раз, но подольше.

Многолюдным городским транспортом пользоваться нежелательно. Что же делать?

В самом невыгодном положении оказывается малыш, которого везут по городской улице в низкой прогулочной коляске. Концентрация вредных примесей, и просто пыли, велика именно внизу, и здесь ребенок дышит гораздо более грязным воздухом, чем, к примеру, его мама.

Получше тому, кого несут на руках, но это тяжело для взрослого. Выручить может сумка-рюкзачок. При строгом соблюдении условий, на которых настаивают ортопеды, это неплохой вид транспортировки до ближайшего зеленого оазиса.

Лучше, если в вашем арсенале есть обычная высокая коляска. Она несколько громоздка, но зато ребенок может и поспать в ней, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. Только будьте настороже! Он ведь теперь садится сам, по собственной инициативе, и, разглядывая все в"округ, может заинтересоваться чем-то, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7-8 месяцев не редкость.

Прогулка нужна ребенку не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите (если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в него окружающий мир!

Что умеет ребенок в 8 месяцев

В восьмимесячном возрасте ребенок уже умеет многое. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, произносит много звуков, в числе которых отдельные слоги. Для него уже не представляет трудности перевернуться со спинки на живот и обратно, он вовсю ползает. Ребенок в этом возрасте достаточно умело пользуется руками и берет разные предметы. И может похвалиться двумя нижними резцами.

На основании вышеизложенного вы имеете возможность самостоятельно оценить психофизическое развитие своего ребенка. Если вы подозреваете, что в чем-то его развитие задерживается, обращайтесь за консультацией к своему педиатру.

Мы уже говорили о том, что ребенку опасно давать мелкие предметы, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Но это не значит, что ребенку нельзя давать мелких предметов вовсе. Когда-то ведь ему надо же научиться обращаться с ними!.. Взять, например, пуговицы. Нанижите их на крепкую нить, и пусть ваш малыш (но обязательно под контролем взрослого) поиграет с ними. Вы увидите, как стали ловки его пальчики.

Девятимесячный ребенок уже может хорошо сидеть - уверенно и долго, без чьей-либо помощи. Он должен приучаться к горшку. Желание сходить на горшок получает со временем звуковое обозначение - в виде очень серьезного «а-а». Это самое «а-а» очень облегчает жизнь и маме, и ребенку - поскольку бывает очень важно не пропустить сеанс. Постепенно приучайте малыша произносить милое «а-а» в случае надобности.

Не позволяйте ребенку сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно.

Не отвлекайте ребенка, когда он сидит на горшке. Он должен сосредоточенно заниматься «своим делом». В противном случае ребенок будет сидеть долго. Не давайте ему игрушек во время сидения на горшке.

К вам пришли гости, которых вы уважаете и даже любите, а ваш малыш объявил свое «а-а». Не вздумайте ругаться на малыша, он поступил правильно.

Если ваш ребенок просидел минут восемь на горшке и это ничем не кончилось, не исключено, что через некоторое время он испачкает пеленки. В этом случае вы имеете полное право выразить ребенку свое неудовольствие. Замечание вы должны сделать строгим, но не злым голосом. Быть может, не сразу, но однажды ребенок поймет, за что ему делают выговор.

Вашему ребенку исполнилось девять месяцев. Вы должны быть готовы к тому, что однажды увидите его стоящим. Конечно, он еще не в силах стоять без поддержки. Но, схватившись за стенку кроватки или манежика, он уже вполне способен подняться сам. И даже может сделать несколько шагов... Но потом опять опустится на четвереньки. Бегать на четвереньках ему пока гораздо удобнее.
В этом возрасте ребенок свободно, минут по пятнадцать, сидит.

Жизненного опыта ребенок набирается, наблюдая за вами или играя. Поэтому не умаляйте значения игр. Занимайтесь с вашим малышом. Самым удобным временем для игр является предобеденное время и время перед вечерним купанием. Нельзя беспокоить ребенка играми после еды - это мешает усваиванию пищи; нельзя возбуждать ребенка играми перед сном - сон будет беспокойный.

Приучайте ребенка к самостоятельным играм. Самостоятельность в игре развивает фантазию. Но сначала вы должны показать малышу, как обращаться с игрушкой. Если игрушка разборная (например, пирамидка), разберите и соберите ее - чтобы ребенок видел. А потом пусть играет сам.

Во время игры ребенка желательно исключить посторонние отвлекающие внимание моменты. Ребенок должен сосредоточиться на игре - и играть спокойно. Не вмешивайтесь в игру. Ребенок, привыкший играть самостоятельно, и растет самостоятельным.

Не давайте ребенку одновременно больше двух игрушек. Обилие игрушек рассеивает его внимание. Если ребенок во время игры захотел вас видеть и кричит, не торопитесь на зов. Возможно, ребенок выбросил игрушку из манежика и теперь хочет, чтобы вы вернули игрушку. Зачем же выбрасывал?.. С этого маленького «недоразумения» начинается воспитание чувства ответственности за свои поступки.

В виде игры приучайте ребенка пользоваться ложкой - руки у него уже достаточно ловкие для этого. Также приучайте пользоваться чашкой и подносить ее краешком ко рту. Эти практические навыки скоро освободят вам немало времени.

На десятом месяце можете взвешивать ребенка не чаще чем один раз в две недели. Вы уже привыкли к этой процедуре; более того, начали от нее уставать (помните то время, когда взвешивали малыша по нескольку раз в день?). Продолжайте фиксировать вес в вашей таблице. А когда в очередной раз отправитесь на прием к детскому врачу, прихватите таблицу с собой. Врач с интересом проследит динамику веса вашего ребенка. Данные из этой таблицы красноречиво свидетельствуют о состоянии здоровья малыша во все месяцы жизни.

Вы уже, наверное, заметили, что с течением времени ваш ребенок стал набирать в весе медленнее, и кривая веса приняла более пологий вид. Не волнуйтесь, это нормально.

За две недели ребенок набирает в весе от 140 до 200 граммов.

Как вы уже поняли, зубки у детей появляются не в какой-то совершенно определенный срок. У кого-то чуть раньше, у кого-то несколько позже. На десятом месяце у вашего ребенка может быть четыре, а то и все шесть зубов (два снизу и два или четыре сверху). Если у вашего ребенка еще нет в этом возрасте четырех зубов, подождите недельку-другую - возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Но если они и по истечении этого срока не показались, посоветуйтесь с педиатром: возможно, понадобится консультация стоматолога. А может, в силу каких-то причин вашему ребенку не хватает солей кальция и фосфора, а также витамина D.

Бывает, что родители, обеспокоенные задержкой в прорезывании у ребенка зубов, ежечасно проверяют, не появились ли они - и пальцем ощупывают десны малыша. Не надо этого делать часто. Во-первых, это не совсем приятная процедура; а во-вторых, можете занести ребенку в полость рта инфекцию. Пощупали разок и - достаточно.

Одна из причин позднего прорезывания зубов -заболевание под названием рахит. Вследствие недостатка витамина D в организме кальций и фосфор плохо откладываются в костях; нарушается рост костной ткани. Этот важный витамин образуется в коже человека под действием солнечных лучей. Если вас насторожило, что зубки у ребенка еще не появились в нужном количестве, задумайтесь над тем, достаточно ли солнечных ванн принимает ваш малыш.

Проявления рахита (если не принять неотложных и грамотных мер, не выполнять предписаний врача) могут остаться на всю жизнь. Поэтому знайте, что лучше предупредить рахит - даже в самых незначительных его проявлениях. С первых дней жизни держите на контроле
«общение» вашего ребенка с солнцем, а также позаботьтесь о постоянном поступлении ребенку витамина D с пищей. Помните, что всякую болезнь проще предупредить, нежели потом лечить.

Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже с поддержкой стоит, он уже преодолевает препятствия, делает упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул. И это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка - чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Ребенку надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Организм ребенка растет в движении.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

превращает лепет в звуковые серенады;
показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
сует пальчики во все дырочки;
умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
может листать толстые страницы картонной книжки;
самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
встает без опоры;
ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

Техника безопасности на девятом месяце жизни ребенка

Еще недавно, кажется, младенцу было достаточно созерцания игрушек, а сейчас он уже действует ими очень энергично - резиновую куклу сжимает, мячик умеет катать, матрешек вкладывает одну в другую. Правда, нередко с усердием пытается затолкать большую в меньшую или стащенную с куклы туфельку натянуть на кубик. Но и это - путь познания!

Малышу теперь уже не хватает расстеленного на полу одеяла - вы и оглянуться не успеете, как он уползет с этой игровой площадки и окажется в дальнем углу комнаты. Значит, пришло время обеспечить безопасность доступного ребенку пространства.

Дети обожают исследовать всякие щели, отверстия, углубления. Вы, может быть, уже заметили, как настойчиво ваш ребенок старается просунуть палец в ухо резиновому зайцу или в петлю своей кофточки. Представьте же себе, каким соблазном окажется для него электрическая розетка! И первое, что вы должны сделать - приобрести предохранители-заглушки. Если на полу лежат провода электрических приборов, скажем, торшера, проверьте их исправность. Заодно посмотрите, не сможет ли ребенок, занявшись торшером, опрокинуть его на себя? Свисающую со стола скатерть ему тоже захочется потянуть. А вдруг на ней стоит чашка с горячим чаем?

Проверки требует и высокий детский стульчик, даже если он новый, а тем более если достался вам, как говорится, по наследству от друзей. Нет ли там каких-то мелких деталей, винтиков, которые уже расшатал прежний владелец? Иначе вашему малышу останется только завершить дело, вытащив их и отправив в рот. Надежно ли устройство, не позволяющее выпасть, потянувшись вперед? Устойчив ли сам стульчик, и не может ли ребенок, резко откинувшись назад, упасть вместе с ним?

Усадив малыша на высокий стул для очередного кормления, не ставьте рядом тарелку с чем-нибудь горячим. Немало младенцев получили ожоги, радостно шлепнув ладонью по горячей манной каше...

Не забывайте просматривать игрушки. Ребенку уже вполне по силам довести погремушку до такого состояния, что из нее вот-вот вывалятся какие-то мелкие части, или добраться до «начинки» мягкого медвежонка. Обычно это кусочки пенопласта, и можете не сомневаться, что они будут опробованы на вкус, а, возможно, проглочены.

Вообще мягкие игрушки уже становятся самыми любимыми, причем привязанность к какому-нибудь облезлому, измусоленному мишке нередко сохраняется до школьных лет. Видимо, такая игрушка не только развлекает, но и как-то успокаивает, согревает, воспринимается почти как живая, дружественная.

Выбирая мягкие игрушки, мех предпочтите синтетический, а не натуральный. Зверюшек из синтетики легче время от времени мыть, они вызывают меньше риска аллергических реакций. Новую игрушку тоже лучше сначала вымыть в теплой воде, потом высушить и расчесать; может быть, она и потеряет чуть-чуть красоты, зато вы будете уверены, что смыли остатки формальдегида, которым обычно обрабатываются такие изделия. И хотя он допускается только в безвредных количествах, пусть лучше его не будет совсем.

Покупая любую игрушку, вы вправе поинтересоваться сертификатом на нее, узнать, безопасны ли для ребенка материалы, из которых она изготовлена, особенно - каковы красители. С отечественными и импортными игрушками, купленными в крупных магазинах, такой риск невелик, так как они должны пройти через проверку. На рынке игрушки для младенца не покупайте совсем!

В поле зрения ребенка должно быть немного игрушек: пять-шесть. В их число допустимо включить и какой-нибудь легкий бидончик с крышкой. Остается загадкой, почему обыкновенной кухонной посудой дети играют охотнее, чем дорогой игрушкой, разработанной и изготовленной специалистами. Впрочем, это не единственная загадка, которую задают малыши...

  • дети становятся активнее в общении с другими детьми. Увидев друг друга, стараются подползти поближе, познакомиться, подражают действиями.

    Именно из-за этого чувства солидарности, услышав плач другого малыша, ваш ребёнок может тоже подхватить эту минорную ноту и поддержать надрывным криком;

  • в 9 месяцев ребёнок с удовольствием копирует простые действия взрослых. Так, малыш с радостью научится играть в «Ладушки», «Ку-ку» и будет старательно показывать ручками, какой он большой.

Речь активная и понимаемая

  • продолжает развиваться активная и понимаемая речь. Малышу уже знакомо собственное имя. Услышав его, ребёнок быстро оборачивается на звук или крутит головой в его поисках, демонстрирует оживление – улыбается и начинает махать ручками;
  • при вопросе «Где?» пытается найти глазами названый предмет;
  • услышав речь, ребёнок внимательно прислушивается, реагируя на интонации. Если тон угрожающий, громкий, это может серьёзно расстроить малыша;
  • некоторые дети в этом возрасте уже вполне осознанно произносят свои первые «ма-ма» и «па-па», чем безгранично радуют своих родителей.

Физическое развитие

Темпы набора массы тела месяц от месяца продолжают своё закономерное снижение. Это связано с увеличением активности и двигательных возможностей ребёнка. Так, за девятый месяц жизни малыш в среднем набирает 450 — 500 граммов.

По сравнению с массой тела при рождении, 9 месячный малыш должен прибавить 6 килограмм. Этот критерий в 9 месяцев также зависит от конституции, характера питания, частоты заболеваний и пола. Мальчик по массе тела может значительно опережать девочку.

Прибавки роста тоже несколько уменьшаются. К 10 месяцам ребёнок подрастёт ещё на сантиметр — полтора.

Все эти цифры – лишь усреднённое цифровое выражение физического развития. Каждый ребёнок индивидуален и оценивается врачом не только на основании конкретных таблиц.

Ребёнок в девять месяцев весь свой сон делит на 2 дневных и один ночной. Общая продолжительность сна составляет примерно 13 часов. Некоторые дети любят поспать чуть больше, другие уже пытаются переходить на один дневной сон. Правда, последнее случается очень редко.

Многие младенцы спят всю ночь. В основном, это дети, которые вскармливаются смесью. Она более сытная и дольше находится в желудке. Грудничку же приходится просыпаться, чтобы удовлетворить своё чувство голода и потребность в акте сосания.

Питание ребёнка по большей части – практически взрослая пища. Если прикорм начат в 5 месяцев, к 10 месяцам младенец уже должен получать основные блюда прикорма – овощи, каши и мясо.

Каши

При нормальной переносимости глютена можно включать в рацион овсяную, пшенную каши. Ребёнку также должны понравиться мультизлаковые каши с кусочками фруктов. Их можно как приготовить самостоятельно, так и воспользоваться магазинными.

С традиционной манной кашей желательно подождать до года. Её переваривание будет тяжеловато для маленького желудка.

Если малыш хорошо переносит коровье молоко, питание молочными кашами только разнообразит привычное меню.

Овощи

Диапазон употребляемых в пищу овощей тоже расширяется. Можно практически всё – кабачки, брокколи, капуста, морковь, лук и свёкла. Очень вкусно получается при сочетании нескольких овощей с мясным пюре. Это блюдо – идеальное решение для обеда. Кто уже успел обзавестись зубами, может пробовать это сочетание продуктов в виде супов. Соль и пряности при приготовлении обеда класть не надо.

Мясо

Основные виды мяса, которые кушают дети до года, – это кролик, индейка, нежирная свинина. Если малыш не аллергичен, хорошо переносит белок коровьего молока, можно добавить телятину.

С куриным мясом стоит быть осторожнее. Велика вероятность, что оно насыщенно антибиотиками и гормонами роста. В крайнем случае, готовьте именно грудку. Там вредных веществ будет меньше.

Мясо лучше покупать парное, проверенное лабораторией – в магазине или у надежных поставщиков.

Покупать можно и пюре промышленного приготовления. Только там кроме мяса ещё пяток наименований, включая крахмал, соль, растительное масло. Выбор всегда за родителями.

Фрукты, ягоды и соки из них

Это будет прекрасным дополнением к основному рациону. Главное – обращать внимание на реакцию ребёнка при введении нового продукта. Предпочтение лучше отдавать сезонным фруктам и ягодам – яблокам, грушам, сливам, вишне, черешне и смородине. Заморскими вкусностями лучше лакомиться деткам уже после года.

Соками лучше не злоупотреблять. Избыток сахара в нём часто вызывает проблемы с пищеварением и кариес.

Варите компоты без сахара или давайте свежевыжатый разбавленный сок.

Молочные продукты

Детям с аллергией к белкам коровьего молока перед введением в рацион этих продуктов необходима консультация аллерголога.

Как развивать ребёнка в 9 месяцев?

Развитие ребёнка на 9 месяце во многом зависит от родителей. Впрочем, не только на девятом месяце. Самое главное правило – не ограничивать ребёнка в познании окружения, и это самое окружение обезопасить.

Хоть малыш уже подросший, носите его на руках столько, сколько можете себе позволить (или сколько может позволить ваша спина). Максимальный близкий контакт с младенцем до года и даже больше – залог прекрасных с ним отношений в будущем.

В развитии двигательных навыков основная задача – подготовить ребёнка к прямохождению. Укрепление мышц ног, спины – вот наши цели.

Занятия на фитболе, гимнастика, плаванье в ванной, стимуляция ползания – все эти занятия направлены на усиление мышечного корсета и развитие координации у малыша.

Учиться ползать – тоже немаловажное занятие. Это расширяет зону окружающего пространства, доступного для исследования. Ползая и перемещаясь, младенец учится определять положение своего тела, знакомится с более доскональным его управлением.

Впоследствии дети, которые много ползали в младенчестве, лучше ориентируются в незнакомых местах, им легче находить короткий путь и осваивать новые маршруты.

Чтобы побудить малыша ползать, чаще выкладывайте его на пол, кладите перед ребёнком любимые игрушки. Так, пытаясь их достать, младенец будет пытаться подползти поближе. С каждым разом отодвигайте игрушки всё дальше. С каждым днём ребёнок будет ползать лучше и лучше.

В развитии мелкой моторики поможет сенсорная коробка. Она представляет собой ёмкость, заполненную разными предметами.

Всё, что лежит в такой коробке, должно быть безопасным для ребёнка.

Большую часть пространства можно заполнить, например, сухой фасолью или крупными макаронами. Дополнить содержимое помогут небольшие игрушки. Малышу будет интересно копаться, перебирать всё это разнообразие и находить приятные сюрпризы.

Покажите ребёнку, как играть в «Ладушки», «Сороку-ворону» и «Ку-ку». Эти простые игры ещё из советского детства внесут ещё большее разнообразие в ваш совместный досуг.

Обязательно разговаривайте с малышом, читайте ему стишки, проговаривайте потешки, пойте перед сном. Сейчас ребёнок не сможет, конечно, повторить все эти слова за вами. Но позже, годам к двум, вы удивитесь его словарному запасу.

Приобретите небольшие книжки из плотного картона или ткани и дайте младенцу самому полистать страницами.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определённый перечень того, что должен уметь ребёнок в 9 месяцев в обязательном порядке:

  • сидит без поддержки до 10 минут;
  • ползает или пытается ползать;
  • встаёт на ножки у опоры или делает первые попытки это сделать;
  • держит кружку двумя руками;
  • отличает своих близких от чужих людей;
  • реагирует на своё имя.

Если этих навыков и действий нет, обратитесь к врачу.

Развитие ребёнка в 9 месяцев также оценивает невролог. При наличии каких-либо проблем он обязательно подскажет вам пути их решения.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: