Боевая раскраска индейцев для детей. Головные уборы индейцев

Раскрашивать тело и, в том числе, лицо человек, как «животное» стадное и социальное, начал с древнейших времен. У каждого племени ритуальный макияж различался, но производился он в одних и тех же целях:

  • Обозначение племенной (семейной) принадлежности;
  • Определение и подчеркивание своего статуса внутри племени;
  • Объявление особых достижений и заслуг;
  • Обозначение уникальных качеств и умений, присущих данному индивиду.
  • Определение рода занятий в данный момент (боевые действия, охота и снабжение племени, разведка, мирный период и так далее).
  • Получение магической или мистической защиты для поддержки своих действий, как во время ведения военных действий, так и при участии в особых обрядах.

Помимо раскраски собственного тела (а фото раскраса индейца можно увидеть в нашей статье), североамериканские индейцы чертили соответствующие узоры и на лошадях. Причем практически в тех же целях, что и на себе.

Боевой раскрас индейцев

Как можно догадаться из названия, в раскрасе играла роль не только графика, но и цвет, который обозначал разные явления:

  • Красный - кровь и энергия. Согласно поверьям, он приносил удачу и успех в бою. В мирное время оттенял красоту и семейное счастье.
  • Черный - готовность к войне, бьющая агрессивность и сила. Этот цвет был обязательным при возвращении с победой.
  • Белый - означал скорбь или мир. Эти два понятия у индейцев были очень близки.
  • Голубым или зеленым раскрашивала себя интеллектуальная элита племени: мудрые и просвещенные, а также умеющие общаться с духами и богами люди. Зеленый цвет также нес данные о наличии гармонии.

Выход на «тропу войны»

«Отличный день для смерти» - с таким девизом североамериканские индейцы встречали весть о начале военного похода и начинали наносить боевой раскрас лица. Он подтверждал свирепую отвагу и непоколебимую храбрость воина, его статус и былые заслуги. Он должен был внушать ужас врагу, в том числе поверженному или взятому в плен, вселять в него страх и отчаяние, давать магическую и мистическую защиту носителю. Полосы на щеках подтверждали, что их хозяин неоднократно убивал врагов. При нанесении боевой раскраски учитывались факторы, не только устрашающие врага, но и дающие дополнительную защиту, в том числе и камуфляж.

Изображение ладони могло означать хорошие навыки рукопашного бой или владение оберегом, дающим владельцу скрытность и невидимость на поле боя. Неодинаковый, но однотипный боевой раскрас давал ощущение единства и родства в битве, как сейчас - современная армейская форма. Также он подчеркивал статус бойца, как знаки различия и ордена в наши дни.

Боевой раскрас индейцев оказывался действенным средством для поднятия их боевого духа. Он же помогал справляться со страхом смерти, так как умирать следовало, как герою, с жаждой крови, переполняющей сердце. Нельзя было дать ему наполниться страхом смерти и желанием жить, ибо это позор для воина.

Особенности боевого раскраса лошадей

После окончания церемонии своего раскраса, если индеец сражался не в пешем порядке, переходили к лошадям. Светлой краской мазали коней темной масти, а животных светлой расцветки - красной краской. Белые окружности у конских глаз наносили в целях улучшения их зрения, а места ранений, как и у себя, помечали красным.

Символизм

Практически каждый индеец с самого начала юношества досконально знал особенности обычного и боевого раскраса как членов своего племени, так и родственных и союзных ему племен, а также всех известных врагов. Несмотря на то, что значение и смысл одного и того же символа или сочетания цветов у разных племен, в разное время, могло существенно отличаться, индейцы прекрасно ориентировались в этом практически бескрайнем море значений, чем вызывали неподдельное удивление и зависть контактировавших с ним белых. Некоторые откровенно восхищались, но большинство «белокожих» только сильнее ненавидели индейцев за такие качества, как верность слову и неписанному кодексу поведения, честность и откровенность в демонстрации своих намерений индейцами, что подтверждал боевой раскрас на их лицах.

Интересный факт: в настоящее время сложился устойчивый стереотип, будто прозвание «краснокожие» североамериканские индейцы получили за свой цвет кожи, якобы имеющий красноватый оттенок. На самом деле кожа у них чуть желтоватая и немного отливает светло-коричневым (у разных, тем более живущих далеко друг от друга, племен этот оттенок может разниться). А вот термин «краснокожие» возник и укоренился из-за раскраски лиц индейцев, в которой преобладал красный цвет.

Отметим еще один любопытный факт. Только воины, отличившиеся в бою, имели право наносить краску на лицо своих жен.

Роль «бледнолицых» в осуществлении раскраса

Естественно, что индейцы и до появления белых, с их возможностями в промышленных масштабах производить и, соответственно, снабжать кого-либо красками любых оттенков, наносили боевой раскрас. Индейцам были известны разные сорта глины, сажа, жир животных, древесный уголь и графит, а также красители растительного происхождения. Но с появлением в племенах бродячих торговцев, а также после начала визитов индейцев в фактории, единственным товаром, который мог конкурировать с алкоголем (огненной водой) и оружием, стали краски.

Значение отдельных элементов

Каждый элемент боевой, и не только, раскраски индейцев обязательно означал что-то конкретное. Иногда - одинаковое у разных племен, но чаще просто очень и очень похожее. Кроме того, будучи нарисованным отдельно, узор мог означать одно, а в совокупности с другими элементами таких «татуировок», что-либо обобщающее или уточняющее, а в отдельных случаях - прямо противоположное. Значение боевого раскраса индейцев:

  • Отпечаток ладони, изображенный на лице, как правило, означал, что воин успешен в рукопашной схватке или очень хороший разведчик-невидимка. Для женщин своего или союзного племени данный элемент служил ориентиром надежной защиты.
  • Вертикальные красные линии на щеках и выше у многих племен означали число убитых врагов. У некоторых племен об этом же говорили черные горизонтальные полосы на одной из щек. А вертикальные отметины на шее означали количество боевых схваток.
  • Одни из племен раскрашивали лицо черной краской, полностью или частично, перед боем, а большинство уже после победоносной схватки, перед возвращением домой.
  • Очень часто закрашивалась область лица вокруг глаз, либо они обводились кругами. Обычно это означало, что враг не сможет спрятаться и воин нападет на него и победит с помощью духов или магии.
  • Красной краской отмечались следы ранений.
  • Поперечные линии на запястье или руках означали успешный побег из плена.
  • На бедрах раскрас параллельными линиями означал, что воин бьется в пешем порядке, а перекрещивающимися - в конном.

Особенности

Индейцы, как правило, очень желали подчеркнуть в боевом раскрасе все свои достижения, но не приписывали себе лишнего, а переходили с одного статусного уровня на другой только по факту побед, убийств, наличия скальпов, признания соплеменниками и так далее. Боевой раскрас индейцев, вместе с тем, по минимуму наносили и только что пришедшие в соответствующий возраст юноши, а также молодые воины, еще не получившие возможности отличиться в боевых схватках. Иначе духи предков могли не узнать своих и не оказать им нужной помощи, а то и того хуже.

Индейцы, конечно, очень хорошо разбирались в социальной иерархии и знали своих вождей, в том числе и военных. Но это не означало, что вожди не подчеркивали свой высокий статус одеждой, головным убором и боевым раскрасом. Так, изображение квадрата говорило о том, что его носитель - вождь данного военного отряда.

Рисунки в виде голов хищных животных

Отдельно надо сказать о татуировках или рисунках красками в виде голов хищных животных, которые изображались на голове или теле и которые было очень сложно заслужить. В частности, они означали:

  • койот - хитрость;
  • волк - свирепость;
  • медведь - мощь и силу;
  • орел - отвагу и зоркость.

Раскраске подлежали предметы одежды и боевое оружие. На щитах, если воин пользовался им, места было много, и на него можно было наносить не только уже имеющиеся достижения, но те, к которым он стремился. А уж по пошиву, отделке и раскраске мокасинов даже ребенок мог определить племенную принадлежность его владельца.

Боевой раскрас лица военных

В наше практичное время и боевой раскраске придается сугубо практическое приземленное значение. Военным, в том числе разведке или спецназу, необходимо уменьшить заметность лица и открытых участков тела, в том числе век, ушей, шеи и рук. «Макияж» также должен решать важную задачу по защите от:

  • Комаров, гнуса и других насекомых, неважно кровососущие они или нет.
  • Солнечных и иных видов боевых и (не боевых) ожогов.

Много времени при подготовке уделяется практике нанесения маскировочного макияжа из подручных средств. Как правило, он должен быть двухцветным и состоять из параллельных прямых или волнистых полос. Земля, грязь, зола или глина является главным элементом. Летом можно пользоваться летом травой, соком или частями растений, а зимой мелом или чем-то подобным ему. На лице должно быть несколько зон (до пяти). Грим накладывается самим воином и должен быть достаточно индивидуален.

Детский раскрас

Боевой раскрас индейцев для детей сейчас делают очень часто, особенно мальчикам. Поэтому, раскрасив лицо и воткнув в шевелюру перо любой птицы, они весело гоняются друг за дружкой, размахивая игрушечным томагавком и громко крича, методом ритмичного прижимания ко рту открытой ладони. Такой макияж отлично годится для детских карнавалов и вечеринок. Безопасный аквагрим отлично имитирует боевой раскрас индейцев с фото оригинальных рисунков и легко смывается мылом и водой.

Заключение

Итак, мы рассмотрели суть и особенности боевого раскраса индейцев. Как видите, каждый цвет и рисунок имеет свое значение. На данный момент увидеть подобным образом раскрашенных индейцев будет сложно (разве что на карнавалах), но несколько сотен лет назад этому нюансу уделялось огромное внимание, а раскрас имел свою силу.

Раскраска, татуировка, прически

Боевая раскраска индейцев всегда привлекала повышенное внимание. Вот что пишет путешественник и художник Дж. Кэтлин, который в 1930-х годах посетил множество североамериканских племен.

Название «красных индейцев», вероятно, было дано им вследствие употребления охры и киновари, их любимых красок при разрисовывании тела и лица.

Этот обычай одинаков у всех племен. Они мешают краски с медвежьим жиром и, смотрясь в маленькое зеркало, которое покупают у торговцев, мажутся, употребляя вместо щеток свои пальцы. Раскраска считается частью костюма, и мало кто из индейцев покажется утром, не просидев целого часа или более за своим туалетом, не намазав и не расчесав волосы, не раскрасив лицо и члены.

Раскраски были индивидуальные и общие для какого-либо военного общества или племени.

Раскраска означает, что воин вернулся с воины, принеся много скальпов. Красное пятно - ранение в лоб. Палочка в волосах - убил врага одним выстрелом.

Индивидуальные зачастую отражали воинские заслуги. Так, пятна или полоски могли соответствовать количеству ку; лицо, выкрашенное черным, было знаком победы над врагом. Различные символы солнца, радуги, звезд, луны воплощали магические силы, которые защищали воина в бою. Каждое военное общество имело свою раскраску, нередко символизирующую его название. Были раскраски, присущие какому-то определенному племени. Воины Ассинибойнов, например, проводили по шее вниз к груди две черные полосы, глаза окружали белой краской, а лицо красили красным или красно-коричневым цветом.

Кроме того что раскраска сообщала об индейце какие-то сведения, служила магической защитой, была атрибутом эстетики, она также могла защищать от холода, снега, укусов насекомых. И даже лечить кожные заболевания! Посмотрим на состав некоторых красок - жир барсука или медведя плюс пигмент: белый - белая глина; красно-коричневый - киноварь, охра; сине-зеленый - голубая земля, добываемая у подножия Скалистых гор; черный - древесный уголь; коричневый - листья колючей груши; желтый - цветы различных растений.

Кроу. Праздничная прическа и раскраска воина

Волосы спереди выкрашены белой глиной

Оседжи. Прическа и раскраска воина

К волосам прикреплен роуч

Татуировка в основном играла роль защитной магии. Воины татуировали грудь и руки. Сиу наносили на запястья, подбородок или лоб знаки, которые служили как бы пропуском душе покойного в «вечную страну множества типи».

Индейские прически, как и одежда, тоже подвергались влиянию моды и на протяжении XIX века не раз менялись. В ранний период почти все кочевники и «фермеры» брились наголо, оставляя небольшой гребень на макушке. Эта прическа была признаком воина, а оставшаяся на голом черепе прядь волос называлась «скальповой» и означала вызов врагам - «попробуй возьми»! К концу XIX века такие прически сохранились лишь у некоторых Пауни, Оседжей и Саук-и-Фокс.

В 1830-50-х годах воины в основном носили длинные распущенные волосы, а на лбу оставляли чубчик, который свешивался на переносицу. Дольше всего этот стиль сохраняли Ассинибойны и Майданы. Чейенны, Черноногие, Гро-Вантры и Сарси нередко собирали волосы в пучок или косу на лбу. Духовные лидеры Черноногих и Сарси носили такую прическу до начала нынешнего века. Кайова и Кайова-Апачи обрезали волосы с правой стороны совсем коротко - чтоб не мешали при стрельбе из лука, а с левой оставляли длинными. В старые времена подобную прическу носили и Кроу, однако в середине XIX века у них сложился присущий только им стиль - сзади волосы оставались очень длинными и их не заплетали, по бокам над ушами делали две косы, а волосы на лбу обрезали совсем коротко - смазанные жиром или белой глиной, они торчали вертикально вверх. Прямой пробор и две косы по бокам - характерны для Сиу, Чейеннов, Арапахо, Команчей и некоторых Ассинибойнов. Волосы, зачесанные назад или на косой пробор, носили в первую очередь Черноногие, а также Кроу, Гро-Вантры, Ассинибойны, Шошоны, Не-Персе, Флатхеды.

Сиу, Шошоны и Кайова часто заплетали одну косу, а волосы с другой стороны оставляли распущенными. Иногда волосы обрезали коротко, они едва доходили до плеч - так делали Кайова, Кайова-Апачи, Ассинибойны. Большой популярностью пользовались и различные аксессуары для причесок, например, полоски из шкуры выдры или из сукна. Ими обматывали косы Сиу, Чейенны, Арапахо, Кайова, Команчи, Юта, Хикарилья, Тонкава, Хидатса, Манданы, Арикара. Чтобы волосы казались длиннее, Кроу крепили на затылке шиньоны. Самым красивым считался воин, чьи волосы волочились по земле. У Черноногих длина волос указывала на воинские качества: во-первых, красиво и престижно, во-вторых, в волосах содержится магическая сила, и, следовательно, в длинных волосах её больше. Обрезанные волосы были знаком траура.

Раскраска означает скорость и силу. Полукруг - сияющий небесный свод, молнии - скорость, зелёный цвет - земля.

Черноногие (Кайна). Прическа и раскраска вождя

Кайова. Воин

С правой стороны волосы коротко обрезаны, в правое ухо вставлены шесть серег.

Своеобразное украшение из жесткой шерсти американского дикобраза или оленьего хвоста - роуч - носили воины всех племен. Это своеобразный гребень, который крепился к тоненькой косичке на макушке. Роуч был среди атрибутов многих военных обществ и являлся непременной регалией военного Танца Травы.

Воин носит волосы на косой пробор, сзади собранные в косу. Раскраска - знак воина. Борода - очень редкое для стенных индейцев украшение.

Ассинибойны

Раскраска воина, вернувшегося с войны с победой. Черный цвет - цвет победы, символизирует убитого врага, потухшие вражеские костры. На груди татуировка. «Помпадур» - хвостик или косичка посреди лба - типичная для Ассинибойнов прическа.

Совсем необычную прическу носили Ассинибойны - члены общества Медведя. Верх головы выбривался, а часть волос по бокам скручивалась в два шара, имитируя медвежьи уши.

Каких только вариантов выбривания головы не было в племени Омаха: оставляли полосу посередине, или крест, или сбривали волосы только с одной стороны, или оставляли какие-то клочки, хвостики…

Волосы на лице, в том числе и брови, выщипывали - иметь их считалось некрасивым.

Впрочем, Кайова и Юта иногда носили усы, а Понка небольшие бороды.

С серьгами ходили все мужчины - уши обычно прокалывали при рождении. В северных и центральных равнинах воины носили в каждом ухе одну, реже - две серьги, тогда как «фермеры» (Пауни, Оседжи, Ку-апо и другие) и кочевники южных равнин (Кайова, Кайова-Апачи) предпочитали множество серег, протыкая уши по всему краю. Без украшений в носу не обходились в древние времена Айова и некоторые племена плато.

Женщины у всех племён выглядели скромнее - волосы на прямой пробор, обычно заплетенные в две косы, выщипанные брови, несколько штрихов раскраски, серьги. Правда, женские серьги бывали очень длинными, порой до пояса; их делали из легких раковин денталия. А в целом же мужчины имели, конечно, более импозантный вид.

Кайова. Женская раскраска

Означает ожидание воина, возвращающегося с победой.

Внешность каждого воина была индивидуальна, но в то же время сообщала максимум информации о её обладателе.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы автора Анджела Альберто

Грандиозные прически Доверенная рабыня госпожи хлопает в ладоши. "Гримерша" выходит из комнаты, уступая место двум другим девушкам, которые займутся волосами хозяйки. Одна из них достает из шкафчика три парика и ставит на столик. Они трех разных цветов: белокурый, рыжий и

Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

Одежда и прически второй половины XVIII века На русский костюм и прическу XVIII века большое влияние оказало польское и французское платье. Именно с изменения внешнего вида своих подданных Петр Великий и начал свои знаменитые реформы. Именно с 1698 года было предписано

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

36.7. Зрелище прически Сразу после появления 36-й стратагемы в китайской литературе над ней стали посмеиваться. Да и позднее ее удостаивали не только похвалы. Вот что писал мыслитель-реформатор и дипломат Хуан Цзуньсянь (1848–1905), 150-летие которого отмечали в Пекинском

Из книги Женщины Викторианской Англии. От идеала до порока автора Коути Кэтрин

Уход за волосами и прически Волосам уделялось ничуть не меньшее – а может быть и большее – внимание, чем лицу и телу. При повседневном принятии ванны волосы закалывали высоко на макушке, чтобы лишний раз не мокли: сушка волос при отсутствии фена могла занять весь день.

Из книги Повседневная жизнь охотников на мамонтов автора Аникович Михаил Васильевич

Прически, татуировка Женские статуэтки и другие изображения эпохи палеолита повествуют нам даже о таких деталях! Судя по ним, двадцать тысяч лет назад женщины могли распускать длинные волосы по плечам, могли собирать их на затылке в пучок, а иногда заплетали косу и даже

Из книги Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья автора Саггс Генри

Прически Любопытное исследование женских причесок в Месопотамии в 3-м и начале 2-го тысячелетия до н. э. выполнила Агнес Спикет. Далее приводится краткое изложение ее выводов. Она, конечно, изучала изображения причесок в основном на оттисках цилиндрических печатей.В

Из книги Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности Советской России. Книга первая (1917-1940 г.г.) автора Сидоров Александр Анатольевич

«А на левой груди - профиль Сталина…»: уголовная татуировка Знакомя читателя с «воровским движением» на заре его истории, следует сделать существенную оговорку: «понятия» и «законы» того времени порою значительно отличались от тех, что бытовали среди «законников»

Из книги Военный Петербург эпохи Николая I автора Малышев Станислав Анатольевич

Усы, бакенбарды, прически При Николае I уже все нижние чины русской армии носили усы, которые надлежало обязательно фабрить, так же как и бакенбарды. В начале царствования в полках еще были роты без усов, но постепенно все солдаты обзавелись усами. С 1847 года усы полагались

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Татуировка Татуировка царапаньем была важной частью украшения тела, о чем свидетельствуют хроники и что подтверждают многочисленные скульптуры и глиняные фигурки. Этот тип татуировки, в котором шрамы, нанесенные прорезанием предварительно раскрашенной кожи, образуют

До момента, когда в Америке появились белые торговцы, индейцы пользовались различными природными красителями, например, некоторыми породами глины. Ассинибойны при помощи белой глины вымазывали свои лица и накидки, когда они скорбили. Также, в ходу было множество других видоа природных красителей. В частности, равнинные Кри для получения черного цвета, смешивали жир и древесный уголь с графитом. Скиди-пауни свои лица покрывали сажей, получаемой при сжигании ими травы. Но после появления торговцев, индейцы у них стали покупать охру, чтобы ей заменять природные красители. Тогда перед нанесением на лицо воин брал чуток охры и столько же жира, растирал смесь в ладонях до получения требуемого оттенка и потом наносил на кожу. Европейские торговцы продавали охру индейцам в маленьких коробочках, а получали за неё до 500% чистой прибыли.

Зачем индейцы использовали краску?

Военная раскраска для индейского народы была традицией, она служила им магической защитой. Причем, считалось, что защищает она, как самого для воина, так и его скакуна. К тому же, индейцы верили, что раскраска усиливает магические способности воина.


Совет

Полезно знать, что различные виды раскрашивания были результатом видений и были индивидуальны. Существовали так же определенные виды раскрашивания, которые показывали заслуги воинов и их деяния.

Боевая раскраска и ее виды в разных племенах

У индейцев племени Сиу горизонтальные, слегка волнистые разноцветные линии, нанесенные на запястья воина, обозначали, что он тот захвачен в плен врагами, но сумел спастись. Красные же пятна на теле – это места прошлых ранений от стрел и от копий. Горизонтальные линии красного цвета на руках и на теле, как и красные вертикальные линии, нанесенные на шею, говорили о том, что воин бывал во многих битвах. Каждая из линий означала участие им в одном бою. Черные круги, как у панды, вокруг глаз придавали воинам магическую возможность побеждать врага ночью, либо неожиданно нападать на него, чтобы победить. А горизонтальные линии черного цвета на одной щеке указывали на то, что воин уничтожил врага. Диагональные линии черного цвета на бедрах – это знак того, что воин сражался пешим в бою. Черные кресты на его бедрах – это указка на то, что он сражался в бою на собственном скакуне. Вертикально-восходящие красные линии, проходящие по щекам от висков к челюсти, у сиу, как и шайеннов, обозначали, что воин уничтожил врага при рукопашной схватке.


Значение черного

Черный цвет для большинства племен, как сиу, шайенны, арапахо и пауни вместе с некоторыми другими, считался цветом победы. Он обозначал прекращенную вражду, символизировал затухания углей на вражеских кострах и постепенное угасание вражеских жизней, которые покидали врагов. В то же время, племена команчей и осейджи рисовали черной краской перед битвой.


Церемонии раскраса

При разных племенных церемониях раскраска воинов могла указывать на принадлежность его к какому-либо военному обществу и клану, а то и говорить о совершении им различных боевых подвигов. Те воины, что смогли проявить себя «на тропе войны», получали право раскрашивать лица своих жен. Если мужчина не было боевых заслуг, то данной привилегии он был лишен. Лошади тоже раскрашивались, а гривы и хвосты их были украшены по традиции орлиными перьями и разными яркими лентами.


Традиция раскрашивания коней перед важным боем существовала у всех индейских племен. Лошадей темных мастей раскрашивали в белую или желтую краску, а тех, что имели светлую масть – в красную краску. Круги вокруг глаз у боевого коня делали, чтобы зрение у скакуна становилось острее. Места ранения скакунов у племен сиу и шайеннов, а также среди черноногих отмечали круглым пятном, обычно красного цвета.


Существовали различные символы, наносившиеся на боевых лошадей. Они отображали подвиги того или иного воина, который был хозяином лошади. Например, сиу ставили отпечаток ладони на свою лошадь. Этот знак означал, что воин сумел дотронуться до врага, будучи верхом на коне.

Вывод:

Индейцев можно назвать детьми природы, потому именно с окружающим их миров связаны все их традиции и обычаи. Неотъемлемой частью их традиционной культуры считается раскрашивание собственных тел. Это делалось для защиты, а также для выделения статуса того или иного представителя данной народности.


Обычаи и традиции индейцев

». Обычно они наносили краску красных оттенков, которая защищала кожу от воздействия морозного ветра на Северных равнинах и палящего солнца на Южных. Кроме того, считалось, что она делает человека красивее и приносит удачу. Мужчины кроу обычно покрывали лицо красной краской, слегка окрашивая веки в желтый цвет.

С появлением белых торговцев индейцы начали покупать у них охру в огромных количествах, а когда такой возможности не было, использовали различные природные красители. Для нанесения на лицо воин брал немного охры и жира, растирал на ладонях до получения необходимой консистенции, а затем, закрыв глаза, втирал в кожу. По мнению Вильяма Кларка, именно по этой причине индейцы некоторых племен выщипывали брови и ресницы - чтобы засыхавшая на них краска не раздражала глаза. Липаны и пауни уделяли выщипыванию бровей особое внимание, а команчи выщипывали еще и ресницы. Кроу, в отличие от них, не выщипывали ни бровей, ни ресниц. Вислиценус писал, что канзы, селение которых он посетил в апреле 1839 года, «подобно всем индейцам, любят раскрашивать себя охрой, особенно рисовать красные круги вокруг глаз». Мужчины и женщины сарси раскрашивали охрой или киноварью верхнюю часть лица.
Белден сообщал, что краска продается в маленьких коробочках и торговцы получают за нее прибыль в 500%. Он писал: «В последние годы в Сент-Луисе работает фирма, специализирующаяся на краске для индейцев, и каждое племя на Равнинах знает их бренд. Их краски великолепны, и индейцы готовы платить за них любую цену». Торговцы поставляли индейцам краску черного, красного, желтого, зеленого и синего цветов.

Несмотря на распространенное мнение, целью раскраски индейских воинов было не устрашение врагов. Военная раскраска служила магической защитой для воина и его скакуна, а также, как полагали индейцы, придавала или усиливала определенные магические и физические способности. Обычно у каждого воина был свой метод раскрашивания. Различные виды раскрашивания в основном являлись результатом видений и были индивидуальны. Существовали также определенные методы раскрашивания, означавшие боевые заслуги или намерения. Дениг сообщал, что ассинибойны, отправляясь в военный поход, раскрашивали все лицо ярко-красной краской. Доктор Хоффман, сопровождавший йеллоустонскую экспедицию генерала Стэнли в 1873 году, утверждал, что кроу, по военному обычаю, отправляясь в поход, обычно раскрашивали красной краской только лоб, тогда как сиу наносили красную краску на нижнюю часть лица - от линии глаз до подбородка. Но эта информация сомнительна и может относиться только к раскраске отдельных воинов. Громовой Медведь, оглала-сиу, сообщал, что выкрашенный в красный цвет лоб с черными горизонтальными линиями на одной стороне лба (поверх красной краски) означал намерение сражаться с врагами. Пауни для раскраски тела использовали различные цвета. Членам одного и того же воинского общества необязательно было раскрашиваться одинаково или одними цветами. Некоторые наносили белую краску на все тело, другие красили левую сторону лица голубым, а правую - красным цветом. Однако представители Медвежьего культа ассинибойнов, отправляясь в бой, раскрашивали лица красной краской, а затем делали вертикальные «царапины», символизирующие следы медвежьих когтей, снимая ногтями часть краски с обеих сторон лица. После этого они рисовали черные круги вокруг рта и каждого глаза.

Оглала-сиу Громовой Медведь в 1912 году поведал о следующих видах раскраски воинов его племени. Горизонтальные волнистые цветные линии, нарисованные на запястьях воина, означали, что он был захвачен врагами в плен, но сумел спастись. Красные пятна на любой части тела - ранения от стрел или копий. Красные горизонтальные линии на руках или теле, а также красные вертикальные линии на шее - воин бывал в битвах. Каждая линия означала участие в одной битве. Черные круги вокруг глаз давали воину магическую возможность победить врага ночью или неожиданно напасть на него и победить. Черные горизонтальные линии на одной щеке свидетельствовали и о том, что воин убил врага. Диагональные черные линии на бедрах - воин сражался в бою пешим. Черные кресты на бедрах - воин сражался на своем скакуне. Вертикальные красные линии, идущие по щекам вдоль висков до челюсти, у сиу и шайенов означали, что воин убил врага в рукопашной схватке.

Черный цвет у большинства племен (сиу, шайенов, арапахо, пауни и др.) был цветом победы. Он означал прекращение вражды, символизируя затухшие угли вражеских костров и вражеские жизни, которые покинул дух. Возвращаясь после битвы, воины раскрашивали лица в черный цвет перед тем, как триумфально въехать в селение, размахивая над головой добытыми скальпами. Победоносные кроу всегда покрывали лица черной краской, и фраза «с черным лицом» была стереотипным обозначением победоносного возвращения. Шайены часто раскрашивали даже церемониальные костюмы в черный и красный цвета - цвета победы и обновления жизни. Многие военные песни сиу содержали фразу: «Черную краску для лица ищу ч!» В победоносных отрядах сиу, в которых не погиб никто из своих, позволялось раскрашивать лица в черный цвет не только первым четверым воинам, убившим врагов, но и их родственницам, принимавшим участие в Пляске Скальпов. По словам Громового Медведя, сиу, возвращавшийся из похода со скальпом врага, мог выкрасить в черный цвет не все лицо, а только область вокруг рта и подбородок. У омахов, если воины убивали врага, предводитель отряда раскрашивал свое лицо черной краской. Позднее, по прибытии в селение, все участники похода делали то же самое. Манданы и ассинибойны, возвращавшиеся с захваченными скальпами и посчитавшие «ку», полностью раскрашивали лицо в черный цвет, оставляя нетронутым кончик носа.

Необходимую краску воины могли везти с собой или изготавливать на месте, используя различные природные красители. Равнинные кри, чтобы получить черный цвет, смешивали жир, древесный уголь и графит. Графит растирали в порошок жирными руками, потом добавляли немного толченого древесного угля и натирали кожу полученной смесью. Скиди-пауни покрывали лицо сажей, получаемой при сжигании травы.

Осейджи и команчи, напротив, часто наносили черную краску перед битвой. Команчи обычно рисовали две полосы - одну вдоль лба, а другую вдоль нижней части лица. Часто в сообщениях первопроходцев упоминается, что лица воинов команчей, атаковавших их, «были покрыты черной краской». Джеймс Томас вспоминал появление отряда враждебных команчей в 1810 году: «Вдали мы увидели приближающегося вождя Одноглазого со своими воинами. Все они были раскрашены черной краской и вооружены луками, ружьями и копьями». Воины осейджей, по сообщениям Лафлеша, готовясь атаковать врага, раскрашивали лицо в черный цвет углем, который символизировал мистическую силу разрушительного огня и означал, что воины будут беспощадны к врагам и ожидают от них такого же отношения к себе. Уголь этот соскребали с горящих веток церемониального костра перед выходом военного отряда в путь. По данным Джеймса Дорси, отправляясь воровать лошадей, осейджи раскрашивали лицо углем в черный цвет. Готовясь атаковать врагов, члены клана хонга покрывали правую щеку ниже глаза грязью. Такая раскраска называлась Убранство молодого быка бизона. Они говорили: «Мой младший дедушка (молодой бык бизона) очень опасен. Так же и я, когда собираюсь атаковать». Все воины клана тсижу, согласно Дорси, перед атакой левой рукой покрывали все лицо красной краской, называемой огненной ок-раской. Они молились огню: «Как огонь не знает жалости, так и мы не знаем ее». Затем они наносили на левую щеку под глазом слой грязи шириной в два или более пальца. Дорси также отмечал, что те из воинов осейджей, которые вели себя подобно медведю, раскрашивали лицо только углем. Раскраска некоторых воинов символизировала ветер, молнию или пуму. Вильям Уитмэн сообщал, что воины ото, отправляясь в битву, покрывали лицо черной краской, после чего пальцами проводили по нему так, чтобы проступили более светлые полосы. Ной Смитвик также упоминал, что желтый цвет, по мнению команчей, обладал «силой, способной отворотить стрелы и пули, направленные в тело, которое было натерто желтой краской».

Во время церемоний раскраска мужчины могла говорить о его принадлежности к определенному , клану или о совершенных им боевых подвигах. Например, все старики осейджей, проявившие себя на , раскрашивали себя во время церемоний в соответствии с принадлежностью к тому или иному клану. Старики клана тсижу сперва покрывали лицо белой глиной, затем наносили красное пятно на лоб и раскрашивали в красный цвет нижнюю часть лица. После этого они ногтями проводили по скулам и щекам, соскребая глину так, чтобы на белом фоне проступила темная кожа. Раскраска могла быть стандартной или должна была, по мнению воина, отражать определенное действо. Вождь плоскоголовых, Моис, чье тело во время плясок полностью покрывала желтая краска, кроме правой ноги ниже икры, выкрашенной в красный цвет, объяснил, что тем самым он символизировал великую битву с черноногими, произошедшую у реки Желтого Камня (р. Йеллоустон). У понков воин, ударивший не раненого врага, выкрашивал в черный цвет верхнюю часть тела, первым ударивший павшего врага (раненого, убитого или распростертого на земле без чувств) - неравномерно покрывал тело черными полосами, снявший скальп - раскрашивал лицо слегка красным оттенком, поверх которого наносились черные полосы, а захвативший у врага лошадей - рисовал на теле знаки в виде следов лошадиных копыт. У сиу лицо воина, раскрашенное 6елыми пятнами, означало, что он совершил храброе деяние зимой. Место ранения, полученного воином или лошадью, у большинства равнинных племен отмечалось горизонтальной линией с каплями стекающей крови для стрелы и красным пятном со стекающей кровью для пулевого ранения. В раскраске тела у северных шошонов прямые углы или угловатые изображения подков означали следы лошадей, волнистые линии вдоль всей руки и ноги символизировали радугу. Короткие горизонтальные, кривые, наклонные или вертикальные линии обозначали количество убитых врагов. Следы рук говорили об участии в рукопашной схватке. У манданов раскраска, при которой правая сторона тела или рубахи и леггин была окрашена в синий цвет, а левая - в красный, означала, что он убил врага вдали от дома либо посчитал на одиноком враге первый или второй «ку». У ассинибойнов белой глиной вымазывали свое лицо и накидки только в случае скорби.

Воинам, проявившим себя на тропе войны, позволялось раскрашивать лица своих жен. Но если мужчина не имел на счету боевых заслуг, этой привилегии он лишался. «Нет ничего лучше, - говорили старики кроу, - чем увидеть молодую женщину с раскрашенным лицом. Она выглядит так гордо и счастливо, держа его (мужа) копье и щит, сидя на его лучшем боевом скакуне и показывая всем, что ее мужчина - воин, проявивший себя на поле брани».

Наряду с развитием языка как инструмента коммуникации развивались невербальные способы общения. Прежде чем научиться связно говорить, для общения человек использовал конечности рук и мимику лица, бессознательно научившись вкладывать в каждую дугу и прямую линию на лице столько смысла, что всего этого было достаточно, чтобы быть предельно понятым собеседником. Отправляясь на войну или охоту, он наносил на лицо симметричный орнамент, подчёркивающий намерения, а с помощью мимических мышц раскраска оживала и начинала работать уже по конкретным правилам.

В этом материале мы постарались поднять основные вехи в истории боевой раскраски, узнать, как её используют сегодня, а также составить короткую инструкцию по нанесению.

История возникновения боевой раскраски

Известно, что боевую раскраску использовали ещё древние кельты, которые применяли для этого синий индиго, получаемый из вайды красильной. Кельты наносили полученный раствор на голое тело или раскрашивали его оголённые части. Хотя нельзя с полной уверенностью говорить, что кельты были первыми, кто придумал наносить боевую раскраску на лицо - вайда использовалась ещё в эпоху неолита.

Новозеландские маори наносили перманентные симметричные узоры на кожу лица и тела, которые назывались «та-моко». Такая татуировка была крайне важна в маорийской культуре; по «та-моко» можно было прочитать социальный статус человека, но, кроме того, это была попытка сделать «перманентный камуфляж» и одновременно создать прообраз военной формы. В 1642 году Абель Тасман впервые достиг берегов Новой Зеландии и встретился лицом к лицу с местными жителями. В дневниках, сохранившихся с того времени, нет ни слова о том, что ему встречались люди с татуировками на лицах. А экспедиция 1769 года, в составе которой был натуралист Джозеф Бэнкс, засвидетельствовала в своих наблюдения странные и необычные татуировки на лицах местных аборигенов. То есть прошло ещё как минимум сто лет, прежде чем маори стали использовать татуировки.

вайда красильная


Североамериканские индейцы использовали краски для нанесения узоров на кожу, которые помогали им, как и в случае с маори, для персонификации. Индейцы верили, что узоры помогут им получить магическую защиту в бою, и цветные паттерны на лицах бойцов помогали выглядеть более свирепыми и опасными

Кроме раскраски собственного тела индейцы наносили узоры на своих коней; считалось, что определённый паттерн на теле лошади защитит её и даст ей магические способности. Некоторые символы означали, что воин выражает уважение к богам или благословлён на победу. Эти знания передавались из поколения в поколение, пока культура не была уничтожена во время захватнических войн.

Подобно тому, как современные солдаты получают награды за свои достижения в военном деле, индеец имел право нанести определённый узор только после того, как он отличился в бою. Поэтому каждая отметка и символ на теле несли важный смысл. Ладонь, например, обозначала, что индеец отличился в рукопашном бою и имеет хорошие навыки ведения боя. Кроме того, отпечаток ладони мог служить оберегом, символизирующим, что индеец будет невидимым на поле боя. В свою очередь, женщина из племени, которая видела индейца-воина с отпечатком руки, понимала, что с таким мужчиной ей ничто не угрожает. Символизм узоров выходил далеко за рамки только ритуальных действий и социальных маркировок, он был необходим как амулет, как телесное плацебо, которое вселяет силу и отвагу в воина.

Важны были не только графические маркеры, но и цветовая основа каждого символа. Символы, нанесённые красной краской, обозначали кровь, силу, энергию и успех в бою, но также могли иметь совсем мирные коннотации - красоту и счастье, - если подобными цветами раскрашивали лица.


Чёрный цвет означал готовность к войне, силу, но нёс больше агрессивной энергии. Чёрным цветом помечали тех воинов, которые вернулись домой после победоносного сражения. Так же поступали и древние римляне, возвращавшись в Рим на лошадях после победы, но они раскрашивали свои лица в ярко-красный цвет, подражая своему богу войны Марсу. Белый цвет означал скорбь, хотя существовало и другое значение - мир. Голубыми или зелёными цветами узоры наносились на самых интеллектуально развитых и духовно просвещённых членов племени. Эти цвета означали мудрость и выносливость. Зелёный цвет тесно ассоциировался с гармонией и силой провидения.

Позже индейцы стали использовать раскраску не только для устрашения, но и в качестве камуфляжа - подбирали цвета раскраски в соответствии с условиями. Цветами «лечили», защищали, готовили к «новой жизни», выражали внутреннее состояние и социальный статус, и, конечно же, раскраску лица и тела наносили в качестве декоративных элементов.

Современная интерпретация боевой раскраски сугубо практическая. Военные наносят чёрную раскраску на лицо под глазами и на щёки для уменьшения отражения солнечных лучей от поверхности кожи, которая не защищена камуфляжной тканью.

Чёрным цветом помечали тех воинов, которые вернулись домой после победоносного сражения

Правила нанесения раскраски

Когда мы смотрим на изображение, мозг обрабатывает огромное количество информации, получаемой от глаз и других органов чувств. Для того чтобы сознание извлекало какой-то смысл из увиденного, мозг разделяет общую картину на составные части. Когда глаз смотрит на вертикальную линию с зелёными пятнами, мозг получает сигнал и идентифицирует это как дерево, а когда мозг воспринимает много-много деревьев - видит их уже как лес.


Сознание склонно признавать нечто как самостоятельный объект только в том случае, если этот объект имеет непрерывный цвет. Получается, что человек имеет гораздо больше шансов быть замеченным, если его костюм абсолютно однотонный. В условиях джунглей большое количество цветов в камуфляжном паттерне будет восприниматься как целостный объект, потому что джунгли буквально состоят из мелких деталей.

Открытые участки кожи отражают свет и привлекают внимание. Обычно, чтобы правильно нанести раскраску, солдаты помогают друг другу перед началом операции. Блестящие части тела - лоб, скулы, нос, уши и подбородок - окрашиваются в тёмные цвета, а теневые (или затемнённые) области лица - вокруг глаз, под носом и под подбородком - в светло-зелёные оттенки. Кроме лица раскраска наносится и на открытые части тела: заднюю часть шеи, руки и кисти.

Двухцветная камуфляжная раскраска чаще наносится случайным образом. Ладони рук обычно не маскируются, но если в военных действиях руки используются в качестве инструмента общения, то есть служат для передачи невербальных тактических сигналов, их тоже маскируют. На практике чаще других используются три стандартных типа краски для лица: суглинок (глиняный цвет), светло-зелёный, применимый для всех видов сухопутных войск в районах, где недостаточно зелёной растительности, и глиняно-белый цвет для войск на заснеженной местности.

В разработке защитных красок учитывают два главных критерия: защиту и безопасность солдата. Критерий безопасности означает простоту и удобство использования: при нанесении краски солдатом на открытые части тела она должна оставаться стойкой в условиях окружающей среды, устойчивой к потоотделению и подходить к обмундированию. Раскраска лица не снижает естественную чувствительность солдата, практически не имеет никакого запаха, не вызывает раздражений на коже и не наносит вреда при случайном попадании краски в глаза или рот.

Открытые участки кожи отражают свет и привлекают внимание


Современные методы

В настоящее время существует прототип краски, которая защищает кожу солдата и от тепловой волны при взрыве. Что имеется в виду: в действительности тепловая волна от взрыва длится не более двух секунд, её температура составляет 600 °С, но этого времени хватает, чтобы полностью спалить лицо и сильно повредить незащищённые конечности. Как заявлено, новый материал способен защитить открытую кожу от лёгкого ожога на 15 секунд после взрыва.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: