Благовещение пресвятой богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы

Отмечается ежегодно 7 апреля. Дата этого церковного праздника неизменна, а даты Великого поста и Пасхи — переходящие. В 2018 году Благовещение выпадает на Страстную субботу.

Благовещение — это день воспоминания о том, как Богоматерь узнала, что родит Господа нашего Иисуса Христа, и что произойдет это чудесным способом — через сошествие на Нее Святого Духа.

Страстная суббота — это день воспоминания о том страшном моменте, когда Тело Христово находилось во Гробе, а Сам Он сошел в ад. Этот день еще называют днем тишины. Все уже позади — предательство, распятие. Крестная смерть. Теперь гроб запечатан, но происходит чудо, невидимое человеческому глазу: Христос выводит из ада праведников.

И то, и другое событие, отстоящие друг от друга на 33 года, удивительны и непостижимы. И в событиях Благовещения, и в событиях Великой субботы проглядывает уже неземной Свет Воскресения Христова. И совпадение Благовещения и Страстной субботы позволяет верующим глубже прочувствовать и понять путь до Пасхи, которым прошли Христос и Богоматерь.

Что значит, если Благовещение выпадает на Страстную субботу?

Если Благовещение выпадает на Страстную субботу, это значит, что в этот день будет совершаться не Литургия святителя Иоанна Златоуста, положенная в праздник даже в дни Великого поста, а Литургия святителя Василия Великого, положенная в Великую Субботу. Литургия Василия Великого совершается всего лишь десять раз в году, в том числе и в день, предшествующий Пасхе. Даже такой значимый праздник, как Благовещение, не может поменять это установление. Богослужение Великой Субботы будет иметь особенности, связанные с выпавшим на этот день двунадесятым праздником.

Искать мистическое значение в том, что Благовещение выпало на Страстную субботу, не стоит. Светлое Христово Воскресение может выпасть на любой день в период с 4 апреля по 8 мая. При ранней Пасхе Благовещение может выпасть как на Страстную, так и на Светлую седмицы, и это значит лишь, что богослужение в этот день будет иметь свои особенности, связанные с двойным значением этого дня.

Что можно есть, если Благовещение выпадает на Страстную субботу?

Благовещение — это один из двух дней Великого поста, когда на монастырской трапезе разрешается рыба. Но если праздник выпадает на один из дней Страстной седмицы, то трапеза в этот день непраздничная, и рыбу не вкушают.

Можно ли печь куличи в Благовещение?

Печь куличи в Благовещение можно, но важно, чтобы бытовые хлопоты не заняли место богослужения. В церковные праздники христианину важно проживать вместе со всей Церковью события, которым они посвящены. Именно поэтому существует мнение, что в церковные праздники нельзя работать, заниматься хозяйством и уборкой, печь, мыть посуду. На самом деле никаких строжайших запретов не существует: Церковь лишь призывает своих чад не пропускать праздничные богослужения. Если же у верующего нет возможности посетить храм, то он может молиться и читать Евангелие дома.

На богослужении в храме в Благовещение вспоминается, как Дева Мария получила известие о том, что Она станет Матерью Самого Сына Божия. Вероятно, у Нее тоже были какие-то хозяйственные хлопоты, но перед Ней явился Архангел, и сообщил весть, которая изменила ход человеческой истории. Значение этой новости столь велико, что и через две тысячи лет мы не можем не обратить на нее внимания, занявшись своими бытовыми делами.

Куличи можно купить или испечь заранее. Многие верующие люди стараются сделать это в начале Страстной недели, чтобы иметь возможность посетить все главные богослужения, начиная с Великого четверга, ведь общую церковную молитву вряд ли можно заменить чем-то другим.

По материалам православных интернет-сайтов

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название “Благовещение Пресвятой Богородицы”. Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. Слово святителя Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин упоминают об этом празднике как о древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII вв.,вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.

Особенности богослужения праздника

По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но, так как часто совпадает с днями Великого поста, имеет только один день предпразднства и один день попразднства, или отдания праздника.

Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы, в промежутке от четверга 5-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно).

Литургическое освещение праздника

По идейному содержанию богослужение в день Благовещения представляет собой пространное и глубочайшее толкование Евангельского чтения о благовестии Архангела Гавриила Деве Марии перед зачатием Ею воплощенного Бога Слова. Богослужебные стихиры и канон данного праздника посвящены изъяснению Архангельского приветствия Пресвятой Богородице и Ее ответа на благовестие (Лк. 1, 26-38). Благодаря этому экзегезису весь таинственный смысл воспоминаемого Церковью события встает перед сознанием верующих в его вселенском и всечеловеческом значении.

Св. Феофан, митрополит Никейский, составил в VIII веке канон праздника в форме диалогической беседы Архангела с Приснодевой и искусно ввел в него ветхозаветные пророчества о Боговоплощении. Язык канон испещрен научно-богословскими терминами. Библейско-историческое событие Благовещения названо в церковном тропаре “главизной” человеческого спасения и раскрытия людям тайны превечного Божьего Совета о Сыне Божием как Сыне Девы. В этот день две тысячи лет тому назад Пресвятая Дева Мария непостижимым действием Божиим бессеменно зачала воплотившегося Бога Слова 1 , “поспешившего” вселиться во утробу Девы 2 .

Вестником радости на земле о воплощении Сына Божия был “бесплотный раб Господень” и вместе начальник и воевода вышних сил – Архистратиг Гавриил. В шестой месяц чревоношения праведной Елизаветою св. Иоанна Предтечи он, по Божию изволению, слетел “с небесных кругов” в Галилейский город Назарет, где жила Дева Мария 3 . Бог послал его возвестить Деве о странном образе зачатия Ею Сына Божия 4 .

Явившись в Назарете, Архистратиг размышлял о предстоящем чуде, о том, как вместится в девственную утробу Пречистой Непостижимый и Невместимый Бог Слово по одному только слову Ее согласия на то 5 представ Деве, Небесный Посланец воскликнул: “Радуйся, Благодатная, Благословенная, Богом радованная, Господь с Тобою! Не ужасайся меня, Архистратига Небесного Царя. Ты обрела благодать у Бога, которую утратила Твоя праматерь Ева. Чрез Тебя Он, по Своему благосердию, призывает человечество к древнему блаженству. Благословен бессмертный Плод Твоего чрева, подающий миру очищение” 6 . Бог возлюбил Тебя от века и изволил избрать Себе в жилище. Я, Владычний раб, возвещаю Тебе, что Ты родишь Господа и пребудешь нетленна 7 .

Архангельское приветствие смутило Пречистую Деву. С удивлением Она сказала Вестнику: “Ты являешься Мне, как человек, с непостижимыми словами. Я – не знающая мужа и брака Дева. Отойди от Меня далеко. Ты не прельстишь Меня, говоря, что Господь со Мною и вселится в Мою утробу. Как Я, Отроковица, зачну Необъятного и Невместимого, как буду Матерью Моего Создателя 8 и пространным местом для Превосходящего Херувимов. К браку Я не имею отношения, не познала сласти. Как же рожду Сына?” 9

“Всечистая, – ответил Архангел,- Твое утверждение в чистоте мне радостно. Но приклони Твой слух и внимай мне. Мое вещание – не прельщение. Образ Твоего зачатия выше слова и смысла и словесно невыразим. Святой Дух найдет на Тебя и, осенив творческой силой, совершит зачатие 10 . Ты родишь неродословного Сына, Он сохранит Твое девство неврежденным” 11 .

Не оставляя смущения, Пресвятая спросила явившегося: “Ни одна дева и никогда не рожала неискусомужно. Бог дал людям закон рождения от общей любви. Ужели ты говоришь о прельщении? Я боюсь Твоего странного приветствия из страха перед греховным склонением. Моя праматерь, некогда приняв образ мыслей змия, была изгнана за это от пользования Божественной пищей” 12 .

“Всенепорочная, – продолжал свою речь Архангел. – Я, предстоящий Богу, послан поведать Тебе слова Божественного Совета. Зачем боишься меня, который более боится Тебя и благоговеет пред Тобою? Предвечное Слово – Создатель сойдет на Тебя, как дождь на руно. Ты приимешь Его в утробу и непреложно родишь с плотию. Неопальная купина, по принятии пламени, явила тайну Твоего пребывания чистой по рождении. Пусть ныне научит Тебя кровь Авраама. Вместивший Бога, он издалека прообразовал Твою Богоприятную утробу. Бог, где хочет, там побеждается порядок естественной жизни человека” 13 .

“Я, – молвила Пречистая Архистратигу, – слышала пророка, говорящего в древности о рождении Еммануила некоей священной Девой, хочу понять, как человеческое естество снесет растворение Божества и как при нетлении Моей чистоты родится с плотию Бесплотное Слово?” 14 “Чистая, – продолжал Архангел, – Бог обещал праотцу Аврааму благословить народы в его семени. Сегодня обещание это чрез Тебя принимает конец. Также Твоему праотцу Давиду обещано свыше посадить на престоле его царства Плод Твоего чрева. Бог Тебя, Красоту Иакова, избрал в селение Слову. Я вижу Тебя, Богоневеста, многосветлой свечой, Богоустроенным чертогом, золотым кивотом. Приими Подателя закона, изволившего чрез Тебя спасти и воссоздать человеческое существо. Веруй этой вести, как вещи. В Тебя вселится вся полнота Божества телесно благоволением Присносущного Отца и содействием Святого Духа” 15 .

Успокоенная архангельским объяснением, Пресвятая сказала: “Я принимаю твои радостные слова, Гавриил! Пусть будет Мне ныне по твоему слову. Пусть Бог вселится в Меня и рожду Бесплотного, заимствующего от Меня плоть, чтобы Единый Сильный возвел человека в начальное достоинство” 16 . “Боже! Душу Мою очисти и тело освяти. Сотвори Меня одушевленной Церковью и Твоей украшенной скинией, соединив вещественное тело с невещественным Светом” 17 .

Выражение Девою Мариею покорности Богу в словах “Вот, Я – раба Господня. Будь Мне по слову Твоему” 18 – было моментом зачатия Ею Сына Божия. Святой Дух наитствовал на Пренепорочную, и сила Вышнего осенила Ее существо. В этот момент Сын Божий вселился в предочищенную и девственную утробу.

“Какая страшная тайна пребывания Невместимого в девических ложеснах и самоограничение временем Сверхвременного!” 19 В зачатии Воплощенного Бога Пресвятая Дева Мария возвысилась над тленным материнским естеством, превзошла порядок его жизни. Она наглядно для всего мира явилась верхней ступенью Иаковлевой лествицы, на которой утверждался Бог, согласно видению патриарха Иакова.

Такими словами обрисовывает церковное богослужение причины общехристианской радости в день Благовещения. Этот праздник – воспоминание неописуемого богатства Божией благости, когда благодать Божия осенила человеческое существо в лице Девы Марии, обожила его соединением с ним и сотворила его Божией Церковью.

Христос Бог наш от обрадованной Богоматери принял естество, подобное нашему, исключая грех, и возвел его к Себе. “Он восприял, – по выражению Феофана, митрополита Никейского, – худшее, чтобы подать лучшее” 20 . Некогда первый человек на земле Адам обманулся, возжелав быть богом, и не достиг осуществления своего желания. Но воплощенный Бог Слово, став человеком, благоволил соделать Адама богом.

В день Благовещения человеческая природа вышла из порабощения греху и связанности клятвой, тяготевшей над людьми со времени прародительского грехопадения. Сын Божий тогда предначал восстановление ее падения принятием Адамовой нищеты, облекшись в чуждое Ему естество 21 ради спасения людей.

1 Благовещение, великая вечерня, 1-я стихира на “Господи, воззвах”
2 Малая вечерня, 1-я стихира на “Господи, воззвах”
3 Малая вечерня, 3-я стихира на “Господи, воззвах”; великая вечерня, 3-я стихира на литии
4 Малая вечерня, 4-я стихира на “Господи, воззвах”
5 Великая вечерня, 4-я стихира на “Господи, воззвах”
6 Малая вечерня, 1-я и 3-я стихира на “Господи, воззвах”
7 Малая вечерня, 1-я стиховная стихира; утреня, 1-я хвалитная стихира
8 Малая вечерня, 2-я стихира на “Господи, воззвах”; утреня, канон, 1-я песнь, 3-й тропарь
9 Великая вечерня, 2-я стихира на “Господи, воззвах”
10 Утреня, канон, 3-я песнь, 2-й тропарь; 1-я песнь, 4-й тропарь; 8-я песнь, 2-й и 4-й тропарь
11 Малая вечерня, 3-я стиховная стихира
12 Утреня, канон, 3-я песнь, 3-й тропарь; 5-я песнь, 1-й и 3-й тропарь; 8-я песнь, 3-й тропарь
13 Великая вечерня, 3-я стихира на “Господи, воззвах”; утреня, канон, 3-я песнь, 4-й тропарь; седален по 3-й песни; Богородичен седален по 3-й песни; 4-я песнь, 2-й и 4-й тропарь.
14 Канон, 3-я песнь, 1-й и 3-й тропарь
15 Канон, 5-я песнь, 4-й тропарь; 6-я песнь, 4-й тропарь; 7-я песнь, 4-й тропарь; 8-я песнь, 2-й тропарь; великая вечерня, 3-я стихира на литии
16 Великая вечерня, 3-я стихира на “Господи, воззвах”; утреня, канон, 6-я песнь, 1-й тропарь; 8-я песнь, 5-й тропарь
17 Утреня, канон, 7-я песнь, 1-й и 3-й тропарь
18 Лк. 1, 38
19 Утреня, канон, 9-я песнь, 1-й, 2-й и 3-й тропари; 3-я хвалитная стихира.

06.04.2015

В этом году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который отмечается 7 апреля (дата празднования была официально утверждена в 560 году Указом византийского императора Юстиниана Великого), приходится на вторник Страстной седмицы.

Название праздника − «Благовещение» (греч. Evangelismos) − повсеместно утвердилось в VII веке. В трудах древних церковных писателей встречаются разные названия этого праздника, такие как «Mariae salutatio» («Приветствие Марии») и «Аnnuntiatio Angeli ad Beatam Mariam Virginem» («Благовещение Ангела ко Блаженной Деве Марии»).

Согласно Типикону (богослужебному Уставу) в праздник Благовещения допускается вкушение рыбы. Но как быть, если это радостное событие выпадает на самую строгую неделю в году?

Что касается пищи, то здесь все просто. Рыбу не вкушаем (Иерусалимский Устав), тем не менее, послабление в виде растительного масла и вина допускается, если праздник выпадает на первые четыре дня Страстной седмицы.

Если говорить о богослужении, то его порядок определяется так называемыми «Марковыми главами», в которых даны пояснения, как правильно соединять подвижные и неподвижные годовые богослужебные круги, правила соблюдения поста, указания и рекомендации по совершению храмовых праздников и трапезе.

«Марковы главы» (состоят из 100 глав) написаны в Х веке насельником монастыря святого Саввы иеромонахом Марком. Он отредактировал Устав, внес в него греческие правила о песнопениях, определил порядок богослужения в службах Богородичных праздников и отданий двунадесятых праздников, если они придутся на дни Великого поста.

В случае если праздник Благовещения выпадает на первые три дня Страстной седмицы, то службу праздника соединяют со службой Триоди: в канун Страстного понедельника всенощное бдение начинается с великой вечерни, а накануне вторника и среды − с великого повечерия.

Литургия по обычаю бывает святителя Иоанна Златоуста с присоединением к ней вечерни.

Если праздник придется на Великий четверг или Великую пятницу, то видный литургист Гермоген Шиманский рекомендует следующий порядок: «Если в Великий четверг случится Благовещение, то в среду вечером всенощное бдение начинается великим повечерием. На литии и на стиховне вечерни − стихиры и тропарь Благовещения. Совершается литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней. Паремии, прокимен, Апостол и Евангелие. Если в Великую пятницу случится Благовещение, то накануне, в Великий четверг, на вечерне, соединяемой с литургией святого Василия Великого, на «Господи, воззвах» поются стихиры дня и праздника, на «Слава» − стихира дня, на «И ныне» − праздника. Паремии дня и три паремии праздника. Далее − Литургия святого Василия Великого, как обычно в Великий четверг».

Празднование Благовещения в Великую субботу начинается с вечерни накануне вечером. Совершается литургия святителя Василия Великого.

Бывает, что праздник Благовещения совпадает с Пасхой. В этом случае ее называют Кириопасхой.

Такое совпадение − достаточно редкое. В ХХ веке оно было лишь дважды − в 1912 и 1991 годах. В ХХI веке это произойдет в 2075 и 2086 годах.

Священник Антоний СКРЫННИКОВ,
главный редактор официального сайта Ставропольской митрополии,
старший преподаватель кафедры философии и культурологии СГПИ


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами.

Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к праздничной всенощной и литургии

Благовещение Пресвятой Богородицы. Икона Андрея Рублева, 1427-1430 гг., Андроников монастырь

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТЫ СЛУЖБЫ И ПЕСНОПЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНАРОДНОГО ПЕНИЯ
ВОСКРЕСНОЕ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (глас 3)
Неделя Крестопоклонная.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Преставле́ние свт. Тихона, патриарха Московского и всея России


БЛАЖЕН МУЖ
Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа (трижды).
Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа (трижды).
Блажени вси надеющиеся нань. Аллилуиа (трижды).
Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа (трижды).
Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа (трижды) .
Слава, И ныне: Аллилуиа (трижды)
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Слава Тебе, Боже (трижды)

СТИХИРЫ на Господи воззвах
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. / Услыши мя, Господи.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: / вонми гласу моления моего, / внегда воззвати ми к Тебе. / Услыши мя, Господи.
Да исправится молитва моя, / яко кадило пред Тобою, / воздеяние руку моею / - жертва вечерняя. / Услыши мя, Господи.
Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему.

[ВОСКРЕСНЫЕ]:
Твоим Крестом, Христе Спасе, / смерти держава разрушися, / и диаволя прелесть упразднися, / род же человеческий, верою спасаемый, / песнь Тебе всегда приносит.
Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.
Просветишася всяческая / Воскресением Твоим, Господи, / и рай паки отверзеся, / вся же тварь восхваляющи Тя, / песнь Тебе всегда приносит.
Из глубины воззвах к Тебе Господи, Господи, услыши глас мой.
Славлю Отца и Сына силу, / и Святаго Духа пою власть, / нераздельное, несозданное Божество, / Троицу Единосущную, / царствующую в век века.
Да будут уши Твои, внемлюще гласу моления моего.

[Постной триоди: КРЕСТОПОКЛОННОЙ НЕДЕЛИ]:
Возсияй Господень Кресте, / светолучныя молния твоея благодати, / в сердца чтущих тя, / и Богоприятною любовию приемлющих, мировожделенне, / имже слезное потребися сетование, / и смертных сетей избавихомся, / и к присному веселию приидохом. / Покажи красоты твоея благолепие, / воздаяние подаждь воздержания рабом твоим, / верно просящим твое богатное заступление, / и велию милость.
Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит; / яко у Тебе очищение есть.
, / Церкве красный раю, / древо нетления, прозябшее нам / вечныя славы наслаждение: / имже бесовстии отгоняются полцы, / и ангельстии свеселятся чинове, / и совокупления верных празднуют. / Оружие непобедимое, / утверждение нерушимое, верных победо, / священников похвало, / Христовы ныне страсти и нам подаждь достигнути, / и велию милость.
Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа.
Радуйся живоносный Кресте, / благочестия непобедимая победа, / дверь райская, верных утверждение, / Церкве ограждение: / имже тля разорися и упразднися, / и попрася смертная держава, / и вознесохомся от земли к небесным: / оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, / славо мучеников, / преподобных яко воистинну удобрение, / пристанище спасения, / даруяй миру велию милость.
От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, да уповает Израиль на Господа.

[БЛАГОВЕЩЕНИЯ]:
/ открывая Тебе, Отроковице, / Гавриил предста, / Тебе лобзая и вещая: / радуйся, земле ненасеянная; / радуйся, купино неопалимая; / радуйся, глубино неудобозримая; / радуйся, мосте, к Небесем преводяй, / и лествице высокая, / юже Иаков виде; / радуйся, Божественная стамно манны; / радуйся, разрешение клятвы; / радуйся, Адамово воззвание: / с Тобою Господь.
Яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий eго.
Совет превечный / открывая Тебе, Отроковице… [Повтор предыдущей стихиры]
Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие.
Являешися Мне, яко человек, - / глаголет нетленная Отроковица ко Архистратигу, - / и како вещаеши глаголы паче человека? / Со Мною бо, рекл еси, Богу быти / и вселитися во утробу Мою. / И како буду, глаголи Ми, / вместилище пространное и место священия / Херувимы превосходящаго? / Да не прельстиши Мене лестию, / не бо познах сласти, / браку есмь непричастна, / како убо Отроча рожду?
Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век.
Бог идеже хощет, / побеждается естества чин, - / глаголет безплотный, - / и яже паче человека содеваются, / моим веруй истинным глаголом, / Всесвятая Пренепорочная. / Она же возопи: / буди Мне ныне по глаголу твоему, / и рожду Безплотнаго, / плоть от Мене заимствовавшаго, / яко да возведет человека, / яко един силен, / в первое достояние срастворением.

[Креста]:
Христе Боже наш, / вольное распятие во общее воскресение рода человеческаго восприемый, / и тростию Креста, обагрением червленым Своя персты окровавивый, / оставительная нам царски подписати человеколюбствовавый, / не презри нас бедствующих, и паки от Тебе разстояние: / но ущедри едине долготерпеливе, во обстоянии люди Твоя, / и востани, побори борющия ны, яко всесилен.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[Благовещения]:
Послан бысть с Небесе Гавриил Архангел / благовестити Деве зачатие / и, пришед в Назарет, / помышляше в себе, чудеси удивляяся: / о, како, в Вышних непостижим Сый от Девы раждается! / Имеяй престол Небо и подножие землю / во утробу вмещается Девичу! / На Негоже шестокрилатии и многоочитии зрети не могут, / словом единем от Сея воплотитися благоизволи. / Божие есть слово настоящее. / Что убо стою и не глаголю Деве: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; / радуйся, Чистая Дево; / радуйся, Невесто Неневестная; / радуйся, Мати Живота, / благословен Плод чрева Твоего!

СВЕТЕ ТИХИЙ (Вечерняя песнь Сыну Божию)
Свете тихий святыя славы, / Безсмертнаго, Отца Небеснаго, / Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. / Пришедше на запад солнца, / видевше свет вечерний, / поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. / Достоин еси во вся времена / пет быти гласы преподобными, / Сыне Божий, живот даяй, / темже мир Тя славит.

ПАРЕМИИ
Исхода чтение (гл.3:1-8) (перевод на русский язык)
Пришел Моисей к горе Божией Хориву и явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо своё, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь Моисею: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед.

Притчей чтение (гл.8:22-30)
Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во всё время.

Бытия чтение (гл.28:10-17)
Иаков вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твоё, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сём; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.

Пророчества Иезекииля чтение (гл.43-44)
Так говорит Господь: по окончании сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог. И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет. Потом привел меня путем ворот северных перед лицо храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господень.

Притчей чтение (гл.9:1-11)
Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино своё и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума". Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого - разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

СПОДОБИ ГОСПОДИ
Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими.
Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Стихиры на ЛИТИИ:
[Благовещения]:
В шестый месяц Архистратиг послан бысть / к Тебе, Деве и Чистей, / возвестити Тебе слово спасения, / вкупе же и звати Тебе: / радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою, / родиши Сына превечнаго из Отца, / и спасет люди Своя от грех их.
В месяц шестый послан бысть с Небесе Гавриил Архангел / во град галилейский Назарет / принести Отроковице радость благовещения. / И, пришед к Ней, возопи, глаголя: / радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою; / радуйся, вместилище невместимаго естества, / Егоже бо Небеса не вместиша, / утроба Твоя вмести, Благословенная; / радуйся, честное Адамово воззвание, Евино избавление, / и радость мира, / и веселие рода нашего.
Послан бысть Архангел Гавриил с Небесе от Бога / к Деве нескверней во град галилейский Назарет / благовестити Ей страннаго образа зачатие. / Послан бысть раб безплотен / ко одушевленному граду и двери мысленней / возвестити Владычняго пришествия снитие. / Послан бысть воин Небесный ко Пресвятыя славы палате / проуготовати Зиждителю жилище неотъемлемо, / и, пришед к Ней, взываше: / радуйся, престоле огнезрачный, / четверозрачных преславнейший; / радуйся, седалище Царя Небеснаго; / радуйся, горо несекомая, приятелище пречестное, / в Тебе бо все исполнение вселися Божества телесне / благоволением Отца присносущнаго / и содейством Всесвятаго Духа; / радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою.

[Креста]:
Во гласех воскликнем, / в песнех возвеличим, / Крест честный облобызающе, / и к нему возопиим: / Кресте всечестне, / освяти наша души и телеса силою твоею, / и от всякаго вреда сопротивных соблюди невреждены, / благочестно покланяющияся тебе.
Приступивше почерпите неистощаемых вод, / Креста благодатию проливаемых: / се предлежащее видяще Древо святое, / дарований источник, / напоеное кровию и водою Владыки всех, / на том волею вознесшагося, / и земныя воздвигшаго.
Церкве утверждение, / монашествующих похвала и спасение, / ты еси Кресте всечестне: / темже покланяющеся тебе, / и сердцем и душею просвещаемся днесь, / Божественною благодатию на тебе Пригвоздившагося, / и державу льстиваго разорившаго, / и клятву потребльшаго.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

[Благовещения]:
Да веселятся Небеса, и радуется земля, / ибо Отцу Соприсносущный, Собезначальный и Сопрестольный, / щедротство прием и человеколюбную милость, / Себе постави во истощание / благоволением и советом Отчим / и во утробу вселися Девичу, предочищенную Духом. / О, чудесе! Бог в человецех, / Невместимый в ложеснах, Безлетный в лето, / и еже преславнее, яко и зачатие безсеменно, / и истощание несказанно, и таинство елико. / Бог бо истощавается, и воплощается, и зиждется, / Ангелу к Чистей зачатие глаголавшу: / радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою, / имеяй велию милость.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[Креста]:
Зрящи Тя тварь вся на Кресте нага висяща, / Содетеля и Зиждителя всех, / изменяшеся страхом, и рыдаше: / солнце же свет омрачи, / и земля колебашеся, камение же разседашеся, / и храма светлость раздирашеся. / Мертвии восташа от гробов, / и ангельския силы ужасошася, глаголюще: / о чудесе! Судия судится, / и страждет хотя за спасение мира, и обновление.

СТИХИРЫ на стиховне воскресные:
Страстию Твоею, Христе, / омрачивый солнце / и светом Твоего Воскресения, / просветивый всяческая, / приими нашу вечернюю песнь, Человеколюбче.
Господь воцарися, / в лепоту облечеся.
Живоприемное Твое востание, Господи, / вселенную всю просвети, / и Твое создание истлевшее призва. / Темже клятвы Адамовы изменшеся, вопием: / Всесильне Господи, слава Тебе.
Ибо утверди вселенную, / яже не подвижется.
Бог сый неизменен, / плотию стражда изменился еси, / Егоже тварь не терпящи висяща зрети, / страхом прекланяшеся, / и стенящи поет Твое долготерпение: / сошед же во ад, тридневен воскресл еси, / жизнь даруя мiрови, и велию милость.
Дому Твоему подобает святыня, / Господи, в долготу дний.
Да род наш от смерти, Христе, избавиши, / смерть претепел еси: / и тридневен из мертвых воскрес, / с Собою воскресил еси, / иже Тя Бога познавших: / и мiр просветил еси. / Господи, слава Тебе.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

[Креста]:
Пособивый Господи кроткому Давиду / победити иноплеменника, / верным людем нашим споборствуй, / и оружием Креста низложи враги наша: / покажи благоутробне на нас древния милости Твоя, / и да разумеют воистинну, яко Ты еси Бог: / и на Тя надеющиися побеждаем, / молящиися обычно Пречистей Твоей Матери, / дароватися нам велицей милости.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь .

[Благовещения]:
Днесь радость благовещения, / девственное торжество, / нижняя с Вышними совокупляются. / Адам обновляется, / и Ева первыя печали свобождается, / и сень нашего существа, / обожением приемшаго смешение, / Церковь Божия бысть. / О, таинство! Образ истощания неведомь, / богатство благости несказанно: / Ангел служит чудеси, / Девича утроба Сына приемлет, / Дух Святый низпосылается, / Отец свыше благоволит, / и изменение общим творится советом, / в немже и имже спасшеся, / вкупе с Гавриилом к Деве возопиим: / радуйся, Обрадованная, / из Неяже спасение - Христос Бог наш, / еже по нам прием естество, / к Себе возведе. / Того моли спастися душам нашим.

Ныне отпущаеши
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.


Пятница 6-й седмицы, в а́ ий . Благове́щение Пресвятой Богородицы.

Преставле́ние свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября).

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Всенощное бдение на праздник Благовещения состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе́ же 1-м но́щи», т. е. по нашему счислению – около 7 часов вечера (см. Типикон, 25 марта). Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся .

Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…» (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие . Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой.

На пение «С нами Бог...», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата.

По 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й.

По 2-м Трисвятом – кондак праздника, глас 8-й.

По «Слава в вышних Богу…» – выход на литию.

На литии стихиры праздника, глас 1-й. «Слава , и ныне» – праздника, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…». Молитвы литии.

На стиховне стихиры праздника, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь ра́дость…».

«Ныне отпущаеши...». Трисвятое. По «Отче наш...» (на благословении хлебов) – тропарь праздника, глас 4-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.

По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 4-й: «Дво́ица посыла́ется учени́к…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – ин седален Триоди, глас 8-й: «Дво́ица учени́к посыла́ется днесь...» (см. по 3-м стихословии).

По 2-м стихословии – малая ектения, возглас: «Яко Твоя́ держа́ва...». Седален праздника, глас 1-й: «Вели́кий воево́да…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 3-м стихословии – малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколю́бец...». Седален праздника, глас 3-й: «Днесь вся тварь ра́дуется…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание праздника: «Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю», и избра́нный псалом. Ектения малая, возглас: «Яко благослови́ся И́мя Твое́...». Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален праздника, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Благовести́те день от дне / спасе́ние Бо́га на́шего»; стих: «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви, вся земля́». Евангелие праздника – Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь».

1-я, 3-я, 4-я, 6-я и 7-я -песни – канон праздника со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Катавасия – праздника (ирмосы праздничного канона).

5-я, 8-я и 9-я песни – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы Триоди на 8. Катавасия – ирмосы 2-го трипеснца.

Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви».

Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216. В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Припев к тропарям канона праздника Благовещения – «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас»; к тропарям трипеснцев – припев: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́» ; к Богородичну 1-го трипеснца – припев: «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас»; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава» (в 8-й песни – «Благослови́м Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Го́спода»), к последнему – «И ныне».

По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й. «Слава, и ныне» – ин седален праздника, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.

На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву» . К тропарям трипеснцев припев: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́» ; к Богородичнам трипеснцев – припев праздника: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию...». В конце 9-й песни: ирмос 2-го трипеснца Триоди; припев праздника: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию...», и ирмос канона праздника: «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту...».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.

На изобразительных «Во Царствии Твоем…» и прочее читается «скоро» (без пения и без поклонов). Конечные молитвословия изобразительных следующие : «Осла́би, оста́ви…»; по «Отче наш» – кондак праздника, глас 8-й; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…», возглас: «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами), молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста) совершается «без кафи́змы, и без покло́нов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство…», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Прииди́те, поклони́мся» (трижды) и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10 : самогласен Триоди, глас 8-й: «Душеполе́зную соверши́вше Четыредеся́тницу, и святу́ю седми́цу...» (дважды; см. в пятницу 6-й седмицы поста вечером) , стихиры Благовещения, глас 4-й – 3 (см. в Минее 25 марта на вечерне в сам день праздника вечером: «В шесты́й ме́сяц...», «Язы́ка, его́же не ве́дяше...», «Се воззва́ние ны́не яви́ся нам...») , и стихиры Триоди (прав. Лазаря; см. в пятницу 6-й седмицы поста вечером) – 5. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Душеполе́зную соверши́вше Четыредеся́тницу, возопии́м…» (см. на «И ныне»), «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «По́слан бысть с Небесе́…» (догматик гласа не поется).

Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия.

Вход с Евангелием . «Свете Тихий». Прокимен Триоди, глас 6-й: «По́мощь на́ша во и́мя Го́спода...» (со стихом), и 1-я паримия Триоди; 2-й прокимен Триоди, глас 4-й: «Наде́ющиися на Го́спода...» (со стихом), и 2-я паримия Триоди. Затем – чтение двух паримий праздника (1-я – Исхода чтение: «Вни́де Моисе́й…»; 2-я – Притчей чтение: «Госпо́дь созда́ мя…»; с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») . Малая ектения, возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…» . Поется Трисвятое, и далее Литургия свт. Иоанна Златоуста .

Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника.

Задостойник праздника – припев: «Благовеству́й, земле́…», и ирмос: «Яко одушевле́нному…».

Примечание. На трапезе разрешается рыба. «На трапе́зе утеше́ние бра́тии ве́лие: яди́м ры́бы, и пие́м вино́, в ки́йлюбо день случи́тся, еди́ножды днем, кроме́ суббо́ты и Неде́ли» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33).

Примечание. «Ве́домо бу́ди: Я́ко от днесь, ниже́ му́ченичен, ниже́ Богоро́дичен, ниже́ Осмогла́сник пое́тся, да́же до понеде́льника свята́го Фомы́» (Типикон, гл. 49, «В пяток ва́ий вечера», 2-е «зри»).

Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов.

Стихира праздника, глас 8-й: «Да веселя́тся Небеса́...», на литии опускается и поется на стиховне утрени (ср.: Типикон, 25 марта).

По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

Пение «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами при чтении на утрене вседневного славословия является особенностью богослужения праздника Благовещения.

Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой.

По пятницам Великого поста кафизм на 1-м и 9-м часах не бывает.

См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.

Перед началом часов священнослужители, по традиции, совершают входные молитвы, облачаются и начинают проскомидию.

По Уставу, часы совершаются «без покло́нов». Отмена поклонов не распространяется на три поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина, поскольку совершение этих поклонов в праздник указано на 1-м часе и на изобразительных. «На коне́ц коего́ждо часа́ по три покло́ны вели́кия» предписывает Типикон и при совпадении Благовещения с Понедельником и Вторником Страстной седмицы, богослужение которых совершается по образцу великопостных служб (см. 26 марта, 12-я и 13-я Маркова глава). По мысли Устава, отмена поклонов на постовом богослужении не касается поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина. Например, в день Благовещения вечером «повече́рие пое́м ма́лое в притво́ре поско́ру, без покло́нов и кано́на, то́чию на Сла́ва в вы́шних... 3 покло́ны, и по Трисвято́м 3 покло́ны, и по Честне́йшую... 3 вели́кия покло́ны с моли́твою: Господи и Владыко... и про́чия 12-ть, и на после́днем Трисвято́м 3 покло́ны, и отпу́ст» (26 марта, 3-е «зри»). Похожее указание имеется о полунощнице в 1-й день св. Четыредесятницы: «пое́м полу́нощницу без покло́нов; то́чию по Честне́йшую Херуви́м... 3 покло́ны вели́кия, с моли́твою Го́споди и Влады́ко живота́ моего́... Сие́ же быва́ет в 1-й день то́чию. В про́чия же дни свята́го и вели́каго поста́ пое́м полу́нощницу всю с покло́ны» (Типикон, гл. 49).

Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем...».

О чтении Символа веры на изобразительных Типикон умалчивает, однако старопечатные Уставы в последовании изобразительных в праздник Благовещения назначают на «И ныне» – «Верую во Единаго Бога...» (см.: Устав. М., 1610. Л. 631 об.; Устав. М., 1634. Л. 64; Устав. М., 1641. Л. 550 об.; ср. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 601).

Если вечерня с Литургией свт. Иоанна Златоуста совершается в отдельном от часов и изобразительных богослужебном собрании, то после начального возгласа «Благословено Царство...» должно читаться обычное начало: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...» и проч. (ср. с богослужением Великого Четвертка). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 509–510.

Ср.: Типикон, 26 марта, 10-я Маркова глава: «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в суббо́ту Ла́зареву», 12-я Маркова глава: «А́ще случи́тся Благове́щение Пресвяты́я Богоро́дицы в Вели́кий Понеде́льник», 13-я Маркова глава: «О то́мже пра́зднице [Благове́щения], а́ще случи́тся в Вели́кий Вто́рник».

Мученичен Триоди, глас 8-й: «Му́ченицы Госпо́дни...», опускается.

См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 189–190. Стихиры Архангела, глас 1-й, не поются, потому что служба Архангела переносится на повечерие в среду 6-й седмицы поста вечером (см. 24 марта).

Если служат два диакона, то младший идет первым с кадилом, затем старший диакон с Евангелием.

См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 176–177.

Возглас «Яко Свят еси, Боже наш...» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя...». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя...» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже...». (См.: Определения Священного Синода <о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя...»>, заседание 17 июля 1997 г. // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. С. 15–16.)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: