Беседа о дружбе в школе. III

по теме «Дружба» (правовое воспитание)

ЦЕЛЬ:
    На примере прочитанных рассказов, стихов дать понятие о настоящей бескорыстной дружбе; воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу. Показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья. Помочь осознать необходимую добрую взаимосвязь с другими людьми как самую большую человеческую ценность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
    Пословицы о дружбе (на карточках). Слова, определяющие качества которыми должен обладать человек (на карточках). Стихи А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова, В.Лифшица. Рассказы В.Сухомлинского, Н.Чабаевского. Песни В.Шаинского, Б.Савельева. Круги и фломастеры. Рисунки героев мультфильмов.
ПЛАН.
    Проверка домашнего задания. Дать понятия “друг, дружба”. Близость людей по духу. Черты характера человека. Законы дружбы.
I . Проверка домашнего задания.
    Расскажите, чем вы всегда можете радовать своих родных. Почему человек не может жить один? Есть ли у вас близкие люди, с которыми вы делитесь своими секретами? Кто они? С кем интереснее всего вам проводить свободное от уроков время? Как вы называете этих ребят, с которыми вы постоянно проводите время?
Под тихую музыку “Песня о дружбе” говорит учитель. II. Дать понятия “друг, дружба”. Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь. Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём. Произносишь слово “дружба” - и сразу вспоминаешь весёлых герое мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом. Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Русская пословица гласит: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”. Ученик: Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
Учитель. Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен? (Перед детьми рисунки с героями из мультфильмов, надо их правильно подобрать). Забавный бурундук Чип и … (Дейл) Добрая Белоснежка и … (семь гномов) Забавный Винни-Пух и … (Тигра) Добрый Малыш и … (Карлсон) Доверчивый Буратино и … (папа Карло) Печальный Пьеро и … (Мальвина) Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка) Учитель. С чего же всё началось? Как возникло само слово “друг”? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется “Слово “друг”: Когда еще никто не знал ни слова –
Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”, -

Показывать кулак или язык.
И корчить рожи (что одно и то же),
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово “друг”,

Ему спасибо за друзей моих.


Я никогда ничем не оскорблю,
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал “Дурак!”
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же).
И злое слово я приберегу,
Пускай оно достанется врагу!
ВОПРОСЫ:
    Зачем человеку понадобился друг? Можно ли другу корчить рожи, показывать кулаки, даже если вы это делаете безобидно?
К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашей школе. Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость. Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского “Одинаковые”. (Дети разыгрывают по ролям). Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки. Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме: Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые… Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно: Да ты стала хуже… Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я! Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже! ВОПРОСЫ:
    За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? Как ей надо было поступить?
Ученик. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
(Звучит песня “Как положено друзьям”).
А что вы скажете о герое следующего произведения? Ученик читает стихотворение “Друг напомнил мне вчера”. Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш дал мне однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете чуть не в каждой
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет,
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу, не влечёт!
ВОПРОС:
    Можно ли такого человека назвать настоящим другом? Если нет, то почему?
Учитель. А как бы вы поступили в таком случае. Послушайте рассказ В.Сухомлинского “Как на свете жить?” У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, лежал в больнице, перенес три операции. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровы и бодрый. Встретила девочка во дворе своих одноклассников Петю и Гришу и поделилась радостью: Наш папа выздоровел! Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в классики: Наш папа выздоровел! – сказала она. Одна девочка с удивлением спросила: Ну и что же? Катя почувствовала, как к горлу подкатился комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала. ВОПРОС: Почему заплакала Катя? Учитель. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро. Ученики. Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
Так давайте, давайте дружить
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся,
Если дружбой – всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Исполняется песня “Когда мои друзья со мной” (сл. М.Танича муз. В.Шаинского). Учитель. Попробуйте вспомнить слова с корнем - друж – (дружить, подружишь, дружелюбие, дружественный, дружок и др.). III. Работа у доски. Вызываются три человека.

Задание: Назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы:

I

Ребята выбирают нужную карточку и прикрепляют на доску в нужный столбик. (Слова: добрый, богатый, счастливый, веселый, умный, скупой, дружелюбный, честный, жадный, красивый, жизнерадостный, грустный, обидчивый, справедливый, правдивый). Доказать, почему выбрали именно эту карточку. Учитель. Очень много написано и придумано пословиц о дружбе. Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы. У каждого из вас карточка, на которой написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.
    Дерево живет корнями, (а человек друзьями). Друга ищи, (а найдёшь береги). Друг за друга стой, (выиграешь бой). Доброе братство, (лучше богатства). Друг лучше старый, (а платье новое). Старый друг – (лучше новых двух). Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).
У детей на партах листочки, им предлагается написать законы дружбы. Своё понимание, что значит дружить, что можно, а чего нельзя в дружбе. Учитель собирает листочки, передает экспертной комиссии из числа ребят. Они подводят итог и вырабатывают единые законы, которые вывешиваются в классе. ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
    Не обзывай и не унижай своего друга. Помогай другу в беде. Не обманывай друга, будь с ним честен. Не предавай своего друга. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Учитель. Какое надёжное и ёмкое слово “дружба!”. Дружить можно и в классе, и в семье, но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добрые, отзывчивые. На партах у ребят круги и фломастеры. Надо нарисовать своё отношение к уроку, к друзьям, к школе, к классу, что они испытывают придя в школу и т.д. Что они испытывают удивление, радость, грусть, печаль и т.д. Все эти круги прикрепляются к доске. Учитель. Вот и подошел к концу наш классный час о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг к другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда “Ребята, давайте жить дружно!”. Поёт группа девочек. Исполняется песня “Настоящий друг” (сл.М.Пляцковского муз.Б.Савельева). Дома: Написать мини сочинение о друге.

Классный час "Дружба."

(через знакомство с литературными произведениями о дружбе)

Тема: «Дружба»

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», пок
азать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.

Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе» II. Сообщение темы и цели занятия Мы выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, определим законы дружбы и станем еще дружнее!

III. Знакомство с понятием "дружба”.

Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Но чтобы познакомиться с ними нам нужно будет поработать в группах.

У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.
    1-я группа "Не имей сто рублей, а имей сто друзей” 2-я группа "Без друга на душе вьюга”. 3-я группа "Старый друг лучше новых двух”
Каждый ряд после составления читает пословицу. На доске появляются слайды с пословицами. - Молодцы! - Прочитайте хором ещё раз пословицы и скажите: - Какая общая тема пословиц?(дружба) - А как вы понимаете слово "дружба”?(ответы детей) Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

- Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга. -Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!

IV . Чтение и обсуждение стихотворений .

1. Учитель. С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг?». Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг ».

Когда ещё никто не знал ни слова –
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки
И человек придумал слово «друг»
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спокойно за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю
Не для того наш предок шёл сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и тоже)
А злое слово я приберегу,
Пускай оно достанется врагу!

2. Учитель - К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.

(Ученик читает стихотворение «Два козла»)

Однажды на лужайке подрались два козла.
Подрались для забавы, не то, чтобы со зла
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них легонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немножко посильней
Один разгорячился, лягнул что было сил!
Другой его рогами под брюхо подцепил
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой

Учитель - Да, такие отношения дружескими не назовёшь

3. Учитель. В.И.Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.

(Инсценировка «Ни за то и ни за это»)

Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову
Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал
Ученик: Вова присел на корточки
Вова: Ой, какой. Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.
Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.
Учитель. Что же такое бескорыстная дружба?
(Ответы учащихся)
4. Учитель – Можно ли дружить с героями этих стихов?
(Учащиеся читают стихи «Сонечка» и «Жадина»)
«Сонечка» Тронь её нечаянно – сразу:
-Караул
Ольга Николаевна, он меня толкнул!
Ой, я укололась, - слышен Сонин голос
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы: - Голова болит…
Я бы полежала бы – мама не велит,
Сговорились мальчики: - Мы откроем счет
Сосчитаем жалобы– сколько будет в год
Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

Учитель - Так каким же должен быть настоящий друг?

5. Может быть таким, как в песне, которая так и называется «Настоящий друг »

Учитель - Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять.

6. А сейчас послушайте еще одно стихотворение, в котором друзьям хорошо вместе. Это настоящие друзья! (Арсалан и Тимур)

(Учащийся читает стихотворение «Мы с приятелем» Михалков С.В.)

Мы с приятелем вдвоём Замечательно живём!
Мы такие с ним друзья - Куда он, Туда и я!
Мы имеем по карманам: Две резинки, Два крючка,
Две больших стеклянных пробки,
Двух жуков в одной коробке,
Два тяжёлых пятачка.
Мы живём в одной квартире,
Все соседи знают нас.
Только мне звонить - четыре,
А ему - двенадцать раз.
И живут в квартире с нами Два ужа И два ежа,
Целый день поют над нами
Два приятеля-чижа.
И про наших двух ужей, Двух ежей И двух чижей
Знают в нашем новом доме Все двенадцать этажей.
V. Рассуждение.

Учитель – А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в этом рассказе.

(Дети инсценируют рассказ)

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

Учитель – За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне?

VI . Физминутка (дети выполняют в парах)

Викторина «Кто с кем дружит?» 1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон
VII. Продолжение беседы А с кем вы дружите?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
Дружите ли вы со своими родителями?
– Должны ли родители быть друзьями детства?

Давайте послушаем стихотворение «Моя родня»

(Дети читают стихотворение «Моя родня»)

Мама с папой – моя родня. Нет роднее родни у меня. И сестрёнка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка. Я родных своих очень люблю, Скоро всем подарки куплю. Папе будет моторная лодка, Маме в кухне – волшебная щётка, Молоток настоящий братишке, Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке. А ещё друг есть у меня, Друг Серёжка мне тоже родня. Я к нему прибегаю с утра, Без него мне игра не игра. Все секреты ему говорю, Всё на свете ему подарю!

VIII. Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга.

Итак, ребята, сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Какими же качествами должен обладать настоящий друг??

В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок "Дружбы”.

У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе. 1. честность
    враньё
2. доброта 3. верность
    грубость
4. взаимовыручка

Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравится?

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

IX. Определение "Законов дружбы”

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
-Вы согласны с этими законами?(ответы детей) - Принимаем? (Да.) Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями. X. Чтение стихотворения «Что такое дружба?»И в заключение, ребята, у вас на столах лежит текст стихотворения «Что такое дружба?». Прочитайте про себя. А сейчас давайте все вместе хором прочитаем его! Что такое дружба? – Спросила я у птицы.
– Это когда коршун
Летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: Что такое дружба?
– Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно. А после спросила у девочки: Дружба – что такое?
– Это что-то огромное,
Радостное, большое.

XI. Песня Если с другом вышел в путь.

Итог. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!

Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!

Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!


Ирина Евгеньевна Свистушкина
Конспект классного часа в начальной школе «Жить без дружбы невозможно…»

Конспект классного часа

«Жить без дружбы невозможно… »

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

Цель : показать ценность и необходимость дружбы , формирование доброжелательных взаимоотношений между одноклассниками и развитие нравственной культуры у учеников : умение дружить , беречь дружбу .

Задачи :

уточнить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

воспитывать вежливое отношение друг к другу;

содействовать формированию дружного коллектива класса ,

вовлечение всех учащихся класса в игровое взаимодействие и формирование сплоченного классного коллектива ,

развитие коммуникативных навыков и формирование игровой культуры учащихся : умение работать сообща в командах, согласовывать свои действия,

создание положительной эмоциональной атмосферы в классе .

Оборудование :

Мультимедийное устройство и ноутбук

Карточки с заданиями каждой команде

Книги о дружбе

Модели дома дружбы , облаков, цветка друзей, дерева дружбы .

Ход классного часа

Классный час начинается с фрагмента «Песенки друзей» . Группа детей играет во дворе в разные игры, постепенно к ним присоединяются новые и новые друзья.

Звенит звонок, дети рассаживаются по группам за столы. Учитель здоровается с детьми и с гостями праздника.

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на наш классный час пришли гости . Дети приветствуют гостей, садятся на места.

Давайте определим тему нашего занятия. На столе у вас конверт с заданием «Составьте слово» . Вы должны составить слово и прикрепить его на «облако» .

Что за слово у вас получилось? (дружба )

Давайте все вместе произнесём его. Молодцы! Вы хорошо справились с 1-м заданием.

(дети прикрепляют слова на «облако» и на доску)

Учитель :

Тема нашего занятия - «Жить без дружбы невозможно… » (Презентация, слайд № 1)

Дети читают стихи C.Михалкова

1. В каждой школе , в каждом классе есть ученики .

В каждом классе , в каждом классе верные дружки ,

Всюду вместе, всюду вместе видят их всегда,

В час веселья, в час безделья и труда.

2. Дружба ! Какое чудесное слово.

Кто не дружил , тот его не поймёт!

Чистая дружба на подвиг готова ,

Дружбе конец , если друг подведёт.

3. Делят радость, делят горе верные друзья.

Только жалко, что пятёрку поделить нельзя.

И девчонки, и мальчишки дружат меж собой ,

Жить без дружбы невозможно” , - скажет вам любой!

-Учитель :

Какое чудесное слово “дружба” . Произнесите это слово. Что вы представляете?

Дети : (отвечают)

Пока мы с вами будем высказывать свои предположения, один ученик будет искать значение этого слова в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова

(Один ученик ищет значение слово в словаре Ожегова.)

Ведущий : Как вы думаете, что такое дружба ?

Дети : (отвечают) .

-Учитель :

Когда люди дружат , они хотят быть вместе, они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.

Давайте послушаем, что же прочитал…. (ученик читает)

Итак, что же такое дружба ? <Слайд 2>

-Дружба – близкие отношения , основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова .

Все ли слова вам понятны? (ответы учеников)

Теперь вам предстоит выполнить следующее задание.

(Задание командам в конвертах № 1- название и речёвка)

Вам надо сложить слова в предложение и дружно прочитать его . Потренируйтесь шепотом.

Команда 1. «Одуванчики»

«Держаться вместе, чтоб не сдуло!»

Команда 2. «Светлячки»

«Хоть свет наш мал и мы малы,

Но мы дружны и тем сильны

Команда 3. «Чебурашка»

«Чебурашка – верный друг,

Помогает всем вокруг!»

Команда 4. «Улыбка»

«Жизнь без улыбки ошибка,

Да здравствует смех и улыбка!»

Каждая команда показывает выполненное задание, звучат аплодисменты всем командам.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

-Учитель :

-Дружба греет сердца . Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А где же учат дружить и дорожить дружбой ?

Дети :

Крепко-накрепко дружить ,

С детства дружбой дорожить

Учат в школе , учат в школе , учат в школе .

-Учитель :

А с чего начинается дружба ?

Дети : С улыбки. <Слайд 3>

-Учитель :

Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песне поётся.

Звучит песня “Улыбка”.

-Ведущий :

Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните лёгкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? А что ощутили, когда улыбались вам? (Ребята делятся своими впечатлениями.) Запомните эти ощущения. Вам было, несомненно, приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

А теперь послушайте и догадайтесь, о чем идет речь.

Она бесплатна, но стоит многого.

Она обогащает тех, кому предназначена, но не обедняет тех, кто ее дарит.

Она появляется на мгновение, но иногда остается в памяти навсегда.

Никто не богат так, чтобы прожить без нее , но даже самый бедный человек станет с ней богаче.

Она – отдых уставшим, луч света для потерявших надежду, радость для опечаленных и лучшее средство от неприятностей, дарованное нам природой.

Но ее нельзя купить, вымолить, одолжить , украсть, потому что она сама по себе ничего не стоит, пока ее не подарят другому! Так что же это?

Дети : Улыбка.

Учитель :

Задание № 2. Достаньте из конвертов жёлтые круги, завершите рисунок.

(дети дорисовывают улыбки на листе) .

Слайд № 3.

Учитель :

А какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга?

Дети : (отвечают) . Радость.

-Учитель :

Вам предстоит выполнить ещё одно задание. (В конверте- карточки- лепестки цветка.)

- Учитель :

Выберите те качества, которые вы хотите видеть в своем друге (верность, вежливость, отзывчивость, честность, сердечность, откровенность, доброта)

Дети : выбирают карточки.

Учитель :

Остались те качества, которые вы бы не хотели видеть в своем друге (равнодушие, пустословие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть) .

(Дети собирают цветок и прикрепляют на доску.)

Учитель :

Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним , цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. А если нашел, то береги.

-Учитель :

Какое надежное и емкое слово… Дружба ! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье . Ведь семья – это начало нашей жизни , мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна пословиц гласит : нет лучше дружка , чем родная матушка. Как вы ее понимаете?

Дети : (отвечают) .

-Учитель :

А какие еще пословицы о дружбе вы знаете ?

(дети называют пословицы)

-Учитель :

Игра “Закончи пословицу” <Слайд 5>

Пословицы и поговорки о дружбе .

Не имей сто рублей, а имей (сто друзей) .

Человек без друзей, что дерево (без корней) .

Друга ищи, а найдешь (береги) .

Дерево живет корнями, а человек (друзьями) .

Дружба , как стекло : разобьешь – (не сложишь) .

Друг познается… (в несчастье) .

Без друга в жизни… (туго) .

Учитель :

Ребята, недаром я сказала, что главная дружба начинается в семье . Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе . Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали ?

Дети : (отвечают) . Показывают книги.

Учитель :

Сейчас мы проведем викторину.

Викторина “Кто с кем дружит ?” Задание каждой команде.

Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка.)

Доверчивый Буратино и … (Мальвина.)

Смешной мишка Винни - Пух и … (Пятачок.)

Собрались однажды четыре музыканта, подружились . Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты : петух, кот, пес, осел.)

Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда.)

Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес : “я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал : “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье.)

Герои Эдуарда Успенского : Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться . Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы , а пока его строили – все подружились .)

Учитель :

Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в Доме Дружбы .

(Дети отвечают.)

Вам надо построить дом. Вы можете в каждой группе построить дом? (нет)

Что для этого нужно?

Дети :

Быть вместе!

(у каждой команды 1 фрагмент будущего дома и заготовки для украшения)

На доске собираем из заготовок Дом Дружбы .

Звучит песня “Когда мои друзья со мной”.

Учитель :

Предлагаю вам послушать правила общения, сформулированные известным психологом Д. Карнеги. <Слайд 6>

Правила общения :

Искренне интересуйтесь другими людьми;

Улыбайтесь;

Помните, что имя человека – это самое чудесное и важное слово;

Будьте хорошим слушателем;

Говорите о том, что интересует вашего собеседника;

Помогайте вашему собеседнику обрести чувство собственной значительности и делайте это искренне.

Ведущий : Выполняя все эти правила, вы приобретете множество друзей.

Звучит песня “Все мы делим пополам”.

-Учитель :

Настоящие друзья все делят пополам. (Дети исполняют парный танец) .

Ничто так не сближает друзей, как музыка.

Заключительная часть :

На доске-4 фрагмента дома, окно и крыша, 4 веселых цветочка, на небе – облака.

Учитель :

Что надо сделать вокруг дома, чтобы появился сад?

Дети :

Надо посадить дерево. Мы это сделаем все вместе.

Кому понравилось наше занятие - прикрепляет зелёные листочки

У кого не все получилось- желтые

Не понравилось, как он работал- красные.

(Дети прикрепляют листочки на дерево.)

-Учитель :

Ребята, нам часто в жизни приходится делать выбор : с кем дружить , с кем не дружить ; кто настоящий друг, а кто нет. Чтобы встретить в жизни верного отзывчивого друга, нужно идти дорогою добра.

Звучит песня “Дорога добра”. <Слайд 13>

По окончании праздника - праздничный салют.

Аплодисменты девочек.

Мальчики.

Все вместе.

Спасибо вам, дорогие ребята, за хорошую работу. Теперь вы знаете, что такое дружба и как она важна в жизни каждого человека.

Список литературы

1. Михалков С. В. Стихи о дружбе

2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта. Пособие для учителя 1 класса . М. Баласс,2011

3. Попова Г. П. Классные часы в начальной школе . Волгоград : Учитель,2008

4. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.

При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены учащиеся. С ними разучены стихотворения. Остальные ребята самостоятельно отыскивали пословицы и поговорки о дружбе. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.

На занятии необходимо придерживаться следующих принципов:

  • уважать и принимать мир другого;
  • относиться к ученикам с абсолютным доверием;
  • акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
  • избегать оценочных суждений в отношении к детям;
  • безусловное принятие ребенка.

Тема: «С детства дружбой дорожить учат в школе…»

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.

Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой

Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе»

Крепко – накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Приложение , 1-й слайд.

II. Сообщение темы и цели занятия

– Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит на вопрос: «А есть ли у меня друг?»
– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.

III. Беседа о значении слова «дружба»

Учащиеся читают стихотворение «Дружба» по ролям в костюмах героев.

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Произнесите слово «дружба».
– Что вам вспоминается?
– Какой я? Какой мой друг?
– Каким бы я хотел быть?
– Каким бы я не хотел быть?
– Каким бы я не хотел видеть своего друга?
– Какую черту характера вы больше цените в своём друге? А в себе?

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

Приложение , 2-й, 3-й слайды.

– В чем состоит значение, ценность дружбы в жизни?

IV. Чтение и обсуждение стихотворения «Если б капли не дружили»

М. Садовский

Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?

Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?

Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!

– Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.

– Какого друга можно назвать настоящим? (Выполнение заданий на слайде)

Приложение , 4-й слайд.

V. Пословицы о дружбе

Приложение , 5-й слайд.

– А какие пословицы о дружбе знаете?

Игра «Закончи пословицу»

Приложение , 6-й слайд.

Физминутка (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).

VI. Продолжение беседы

– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Должны ли родители быть друзьями детства? (Расспросите их дома об этом.)
– Как, по-вашему, можно ли сохранить друзей детства?
– Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей жизни?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

VII. Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

– Книг о дружбе много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

  • Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);
  • А. Гайдар «Тимур и его команда»;
  • В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;
  • Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;
  • Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;
  • В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи».

Приложение , 7-й слайд.

IX. Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия

– С чего начинается дружба?

Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского ).

… С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.

Приложение , 8-й слайд.

X. Мимическая гимнастика

– Улыбнитесь друг другу.
– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?

Приложение , 9-й слайд.

– Могут ли руки помочь подружиться?
– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)
– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

Приложение , 10-й слайд.

XI. Повторение правил речевого этикета

– Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение, прощаться и т.п.
Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
– Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– С какими животными можно связывать слово дружба?
– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?

XII. Подведение итогов занятия

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

Приложение , 11-й слайд.

Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».

Там, где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Разберусь с друзьями!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

– Вот и подошёл к концу наш классный час. Давай те встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!

Приложение , 12-й слайд.

Использованная литература:

  1. Бушелёва Б.П. «Поговорим о воспитанности» 1989 г.
  2. «Русские пословицы и поговорки» / под редакцией В. Аникина 1988 г.
  3. Романюта В.Н. «Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей»

Классный час для младших школьников «Дружба»

Цели:
1. Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
2. Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
3. Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
4. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

Задачи:
1.Осмысление детьми сущности понятия «дружелюбие».
2.Развитие способности формулировать суждения,
аргументировать точку зрения, формировать адекватную самооценку.
3.Формирование собственной позиции в отношении важности дружбы в жизни людей.

Пояснительная записка:
Основной задачей воспитания в начальной школе является сплочение детского коллектива, формирование товарищеских взаимоотношений, умения дружить. Ведь дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Именно при дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению. Однако дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность, сопереживание.

Ход классного часа

Учитель:
- Добрый день. Нашу встречу я бы хочу начать со сказки. (Звучит музыка, рассказывается сказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Учитель: - А кого выбрали бы вы? Почему?
(Звучи музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
Учитель:- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
Учитель:- Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Дети высказывают свои предположения.)

Учитель: «Руку дружбы протяните
В глаза друг другу посмотрите
Пусть любовь в сердцах у вас всегда звучит
Дружба крепкая нас всех объединит»

2. Знакомство со стихотворениями о дружбе и беседа по их содержанию:
Чтец:
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

Учитель: - Ребята, о чем это стихотворение?
Самый прекрасный подарок после мудрости,
которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.
Ларошфуко

Учитель:-- Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?
- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.

Что же такое дружба? Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.
В словаре В.Даля дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь».

Ребята, сегодня нам хорошо знакомо слово «друг». А вот как оно возникло? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».

Чтец:
Когда ещё никто не знал ни слова –
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спокойно за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.

Учитель:
- Оглянитесь внимательно вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья?
- С любым ли человеком дружат?
- А каким должен быть настоящий друг?
- Называем качества друга (я записываю): доброта, отзывчивость, понимание, сочувствие, уважение…

Чтец: Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!

3.Творческое задание: «Настоящий друг»
Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций. (ребята делятся на группы)

СИТУАЦИИ

1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

Учитель: - Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

2. "Плохо”.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики.
- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

Учитель: - Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?

3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: "Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: "Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: "Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

Учитель: - Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

Вспомните еще раз – каким должен быть настоящий друг?

4. Письменная работа «Письмо другу»
Попросите детей написать на листочках, не подписываясь, письмо другу. В этом письме дети должны написать свои мысли и мечты о дружбе, и чем они хотели бы заниматься со своими друзьями. Педагог собирает листочки и вывешивает их на стенд и дети в течении недели читают письма о дружбе. В результате этого задания, каждый может проанализировать, насколько его мысли и увлечения близки одноклассникам.
Чтец:
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.

Учитель:
- Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.
- Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.
- Каких карточек больше?
- На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна)
Чтец:
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел.

5. Творческая работа «Дерево дружбы».
Учитель: - Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.
- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
1. Не обзывай и не унижай своего друга.
2. Помогай другу в беде.
3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
4. Не предавай своего друга.
5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
6. Будь внимателен к своему другу.
7. Умей уступать своему другу.

6. Игра «Клубочек».
А сейчас я прошу всех детей выйти на середину класса. Мы поиграем в игру «Клубочек». (Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Сережа, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг)
8. Песня «Мир похож на цветной луг»
9. Подведение итогов
Учитель :
- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства». Спасибо за занятие.

Юлия Потапова
Беседа «Поговорим о дружбе»

Цель : 1. Раскрыть сущность понятия «дружба » .

2. Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.

3. Содействовать формированию дружного коллектива .

Ход беседы.

– Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема. Отгадайте загадку

Обществу

Благородство

Единство

Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.

– О чем будем говорить? /О дружбе . /

Воспитатель

– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе .

А вот что написала об этом чувстве одна юная поэтесса.

«Что такое дружба - Спросила я у птицы.

Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя - «Что такое дружба

Это когда зайцу лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у мальчика - «Дружба , что такое?»

Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете : и звери, и птицы, и дети

Дружба – это дар , данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Послушайте притчу о дружбе :

Как-то два друга, много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча ударил другого. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке : «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину» .

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне : «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь» .

Первый спросил его :

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил :

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

– О чем эта притча, чему она учит нас?

– Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

Народная мудрость гласит : Настоящий друг с тобой, когда ты не прав.

Когда ты прав, всякий будет с тобой.

Воспитатель

А кого можно назвать другом?

Друг – это тот, кто …

(- Понимает меня;

С кем мне хорошо; кто мне всегда поможет;

Посмотрите на доску : ТОВАРИЩ, ДРУГ, ДРУЖБА .

– Мы связаны по жизни со многими людьми : с одними ходим в детский сад, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием) . И если у вас общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят – товарищами.

Дружба же - это высшая степень товарищества.

Она приносит радость и удовлетворение от общения.

Произносишь слово «дружба » и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и в классе и во дворе. Но друзья – это не только ваши сверстники. Друг – воспитатель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.

Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Ведь недаром одна из пословиц гласит : Нет лучше дружка , чем родная матушка.

Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой .

- Дружба – близкие отношения , основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

– Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям , и взрослым в разных жизненных ситуациях.

– Какого друга можно назвать настоящим?

Но, к сожалению, не у всех из нас есть друзья! А если у кого-то друга нет, то отчего так могло случиться? (Дети высказывают свои мнения.) Да, чаще всего именно оттого, что человек сам не готов стать для кого-то настоящим другом. Например, он начинает капризничать, требуя от друга слишком много, ничего не предлагая взамен. У вас на столах лежат листочки, где описаны три ситуации, с которыми вы наверняка встречались в жизни. Давайте попробуем проанализировать и благополучно разрешить их. (Ученики работают в группах, звучит музыка.)

1-я ситуация : «Мой друг выдал тайну»

У вас была тайна, о которой никто не знал. Вы доверили ее самому близкому другу. А он взял и поделился с одноклассником.

Что это : предательство, желание утвердиться за чужой счет или простительные болтливость и безответственность, к которым надо отнестись снисходительно? Вы сурово осуждаете друга за это? Или готовы простить ему оплошность? Вы сами никогда бы так не поступили (не поступали?

Воспитатель. Конечно, надо хранить доверенную тебе тайну и уметь отвечать за свои слова, ведь очень легко ранить другого человека, открывшего тебе душу.

2-я ситуация : «Друг просит помощи»

Вечером, во время интересной передачи по телевизору, мне позвонил Олег и попросил срочно помочь ему разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть, а тут Олег со своей математикой! И вот я весь вечер просидел за книгой. Но за-то как же Олег был мне признателен за это. Теперь я уверен, что если бы мы поменялись местами, т. е. не ему, а мне нужна была помощь, то он не задумываясь поможет мне. А как бы вы поступили на моем месте?

3-я ситуация : «Друг говорит плохие слова»

Твой друг употребляет плохие слова и выражения. “Как бы вы поступили?”.

Учитель. Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается важным то, какое решение вы приняли в том или ином случае. Теперь мы, кажется, подошли к такому моменту, когда вам можно задать самые важные вопросы :

Как научиться дружить ?

Какими качествами должен обладать друг и от каких качеств ему хорошо было бы освободиться?

Дети высказываются.

– Говорят, друг познается в беде. У Андрея Дементьева есть стихотворение “Друг познается в удаче”.

Друг познается в удаче

Так же порой, как в беде.

Если он душу не прячет,

Чувства не держит в узде.

Друг познается в удаче,

Если удача твоя

Друга не радует, значит,

Друг твой лукав, как змея.

Или же горькая зависть

Разум затмила его.

И, на успех твой позарясь,

Он не простит ничего.

Он не простит, но иначе

Скажет об этом тебе.

Друг познается в удаче

Больше порой, чем в беде.

Какие пословицы о дружбе вы знаете ? (Дети называют) .

Игра «Закончи пословицу»

Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

Один за всех … /и все за одного/.

Человек без друзей … /что дерево без корней/.

Дружба – как стекло … /разобьешь – не сложишь/.

Недруг поддакивает, а …/друг спорит/.

Физминутка (дети выполняют в парах) .

Немного отдохнём.

Ты дрозд и я дрозд (показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,

У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.

Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются) .

Воспитатель. А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит ?

Игра «Кто с кем дружит

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и (Дейл) .

6. Добрая Белоснежка и (семь гномов) .

– А с кем вы дружите ?

Дружите ли вы со своими родителями?

– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

- Дружите ли вы с животными , природой, книгами?

Воспитатель

– С чего начинается дружба ?

Песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского) .

Дети исполняют 1 куплет и припев.

… С голубого ручейка

Начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки .

– Могут ли руки помочь подружиться ?

– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)

– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе ?

– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу » ?

– С какими животными можно связывать слово дружба ?

– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу ?

Посмотрите внимательно и скажите : кто с кем дружит ?

– Сейчас вы только учитесь дружить . А чтобы дружба была крепкой , нужно соблюдать законы. Составьте законы дружбы .

Существует много законов дружбы . Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.

Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой .

А теперь посмотрите сюда (указывает на доску) . На ней изображено огромное сердце, которое готово всех любить и всем помогать. Это сердце нашей группы! Здесь есть маленький кармашек, куда каждый из вас может опустить сердечко с добрыми и мудрыми пожеланиями себе, другу. Этот кармашек, наполненный добром ваших сердечных мыслей.

Мое вам пожелание : всегда старайтесь помогать друг другу, будьте верными и добрыми друзьями, помните данное вами слово.

Итог беседы :

Скажите ребята, что такое дружба ?

С какими словами познакомились на уроке?

Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и самого терпеливого кота Леопольда :

– Ребята, давайте жить дружно !



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: