Арт терапия в саду. Музыкальна терапия в детском саду

Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна малышу. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста.

Это один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и эмоций. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение.

Творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Полностью погружаясь в творчество, ребенок не задумывается о конечном результате, он получ ает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.

Виды арт-терапии, используемые мной в работе с детьми

Изотерапия – это терапия рисованием.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д. Давайте познакомимся с некоторыми техниками изотерапии.

  • Рисование пальцами,ладонями, другими частями тела
  • Рисование песком
  • Тестопластика
  • Монотипия
  • Штриховка, каракули
  • Эбру - рисование на воде
  • Рисование на стекле
  • Изображения с помощью мелких сыпучих материалов и др.

Одним из наиболее эффективных методов в работе с детьми, является сказкотерапия. Лежащая в основе сказка, оказывает значительное воздействие на эмоциональную сферу детей. Она вызывает у ребенка удивление, желание познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.

Если ребёнку просто читать истории, то этот образ окажется в пассивном состоянии, а обсуждение прочитанного заставит информацию использоваться активно. Такое сказочное восприятие Мира даёт ощущение гармонии и радости детям.

Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.

Слово «мандала » в переводе означает означает «круг», «диск» .

В духовных традициях мандала - это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром.

Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.

Работа с мандалами развивает целостное восприятие мира, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развивает внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Эти изменения помогают становлению творческой личности ребёнка.

С помощью песочной терапии дошкольники развивают свои индивидуальные способности, работы детей отражают их истинные чувства, переживания и эмоции.

Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею. С помощью песочной терапии очень хорошо развивается мелкая моторика, чувствительность конечностей за счёт воздействия на нервные окончания, развиваются художественные и творческие способности, обостряются фантазии и улучшается образное мышление.

Мульттерапия по сравнению с другими арт-терапевтическими методами работы с детьми имеет ряд ощутимых преимуществ:

Позволяет решать возникающие проблемы с мотивацией детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, эмоций. Возможность участвовать в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий список достижений, повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывая ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному.

Мульттерапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка. Что позволяет познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, при этом, не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы, и, в тоже время, имея возможность не ограничивать себя в выборе чего-то одного.

Главное достоинство мульттерапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг и удивление, как у детей, так и у взрослых, делающие первые шаги в анимации.

Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта – мультфильма. Собственный рисунок может казаться ребенку некрасивым, но при его появлении на экране начинает восприниматься им совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором.

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Арт-терапия в детском саду. Виды и методы арт-терапии………………….4

2. Музыкотерапия в детском саду………………………………………………..4

3. Музыка в жизни ребёнка……………………………………………………….6

4. Воздействие музыки на ребёнка………………………………………………9

Заключение………………………………………………………………………11

Список использованной литературы…………………………………………..12

Введение

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями,

способствует полёту воображения;

музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему...

Её можно назвать воплощением всего

прекрасного и всего возвышенного

Платон

В последнее время все больше детских садов используют в своей работе арт-терапию. Под этим словом понимают занятия с детьми, связанные с многообразным художественным творчеством.

Какую пользу может принести малышам арт-терапия в детском саду, и в чем состоит методика таких занятий?

В чем польза упражнений арт-терапии для дошкольников?

Всевозможные занятия искусством не только раскрывают творческий потенциал ребёнка, но и способствуют формированию у него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия в ДОУ направлена на развитие логики, мышления, памяти, воображения, речи и внимания.

Кроме того, регулярные занятия творчеством формируют навыки успешного взаимодействия детей между собой и с взрослыми людьми. В процессе занятий ребёнок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным.

1.Арт-терапия в детском саду. Виды и методы арт-терапии

Существуют следующие разновидности арт-терапии для дошкольников:

Изотерапия;

Танцевальная терапия;

Сказкотерапия;

Музыкотерапия;

Игротерапия.

В детском саду обычно используются все эти виды арт-терапии в комплексе, что способствует полноценному и всестороннему развитию малышей. Комплексная система арт-терапии включает в себя методы изотерапии, в частности, рисование, лепку из пластилина, аппликацию, оригами. В процессе обучения изобразительному искусству педагоги могут детально изучить внутренний мир ребёнка и обратить внимание родителей на какие-либо отклонения.

Кроме того, отдельный акцент делается на танцевальные и музыкальные занятия, а также чтение художественной литературы. Обучение детей с использованием любых методов арт-терапии всегда проходит в весёлой игровой форме.

2.Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия – это форма взаимодействия педагога с детьми, с применением разнообразной музыки в любом её проявлении. Сегодня это направление необычайно популярно в детских садах и других дошкольных учреждениях.

Обычно музыкотерапию используют в работе с детьми, наравне с другими видами терапии искусством – изотерапией, сказкотерапией и так далее. Все эти методы воспитания в комплексе способны корректировать различные эмоциональные отклонения, страхи, нарушения психики у малышей. Терапия искусством становится совершенно незаменимой при лечении детей с аутизмом и задержками психического и речевого развития.

Что представляет собой музыкотерапия для детей?

Музыкальная терапия в группе детей может быть выражена в следующих формах:

    прослушивание музыки;

    хоровое пение;

  • игра на простых музыкальных инструментах и т.п.

Кроме групповой формы, нередко используется индивидуальная форма влияния на ребёнка. В этом случае педагог или психолог взаимодействует с малышом с помощью музыкальных произведений. Обычно такой метод применяется, если у ребёнка имеются какие-либо нарушения психики или отклонения в развитии. Нередко такая ситуация возникает после перенесённого малышом стресса, например, связанного с проблемами в семье и т. д.

В чем польза музыкотерапии для детей?

Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние как взрослого человека, так и ребёнка. Мелодии, которые нравятся деткам, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению. Некоторые малыши перестают стесняться в процессе танцев под весёлую музыку.

Кроме того, танцевальная музыка стимулирует двигательную активность, что особенно полезно для деток с различными нарушениями физического развития.

К тому же, музыкотерапия способствует сенсорному развитию ребёнка и усилению активности речевых функций. Сегодня многие врачи-логопеды также стараются использовать в своей работе с детьми дошкольного возраста элементы музыкотерапии, отмечая необычайно высокую эффективность таких занятий.

Для развития ребёнка, несомненно, классическая музыка предпочтительнее незамысловатых попсовых мелодий.

Конечно, простые детские песни вызовут у малыша радость и восторг. Маленькие дети, которые даже не знают, что такое танец, услышав любую заводную мелодию, на интуитивном уровне начинают хлопать, топать ножкой или приплясывать. Музыка подталкивает деток к выражению своих эмоций.

Классическая же музыка успокаивает и вдохновляет.

3.Музыка в жизни ребёнка

Музыка не только фактор облагораживающий,

воспитательный. Музыка – целитель здоровья

В.М. Бехтерев

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть незаметная, травма-ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненный звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, лёгкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Комплексы упражнений для пробуждения:

1.«Зайчата»

(Дети выполняют движения соответственно тексту)

Вот пушистые зайчата

Мирно спят в своих кроватках.

Но зайчатам хватит спать,

Пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем,

Ручку левую потянем,

Глазки открываем,

С ножками играем:

Поджимаем ножки,

Выпрямляем ножки,

А теперь бежим скорей

По лесной дорожке.

С боку на бок повернемся

И уже совсем проснемся!

2. «Просыпайтесь, глазки!»

Просыпайтесь, глазки! Глазки все проснулись?

(Дети лежат на спине, легко поглаживают закрытые глаза)

Просыпайтесь, ушки! Ушки вы проснулись?

(Растирают уши ладошками)

Просыпайтесь, ручки! Ручки все проснулись?

(Растирают руки от кисти до плеча)

Просыпайтесь, ножки! Ножки все проснулись?

(Стучат пяточками по кровати)

Просыпайтесь, детки!

Мы проснулись!

(Потягиваются, затем хлопают в ладоши)

Н.Пикулева

3. «Это кто уже проснулся?»

Кто так сладко потянулся?

Потягуни - потягушечки

От носов до макушечки.

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся,

Вот уже растём, растём, растём!

(Дети потягиваются, вытягивают поочерёдно то правую руку, то левую, выгибают спинки)

4.«Котята»

Маленькие котята – смешные ребята:

То в клубок свернутся, то снова развернутся.

(Дети лежат на спине, руки вдоль туловища. Сгибают колени, ноги подтягивают к груди, обхватывают колени руками, возвращаются в и.п.)

Чтобы спинка была гибкой,

Чтобы ножки были прытки,

Делают котятки для спины зарядку.

(Дети лежат на спине, руки «в замке» за головой, ноги согнуты в коленях. Наклон колено влево, наклон колен вправо, в и.п.)

Запыхтел паровоз, он котят гулять повёз.

Дети сидят, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибают ноги в коленях, подтягивают их к груди со звуком «ф-ф» на выдохе.

Скоро полдник у котят?

У них животики урчат.

(Дети сидят по-турецки, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос; выдох через рот)

Вот котята встали, до солнышка достали.

Дети стоят на полу, поднимают руки вверх, потягиваются.

4.Воздействие музыки на ребёнка

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо от того, что ребёнок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребёнку начать осознавать себя и существование в своём мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

Музыка – искусство, и как любое искусство познаётся душой. Воспринимать музыку можно, внимая ей или участвуя в создании.

Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:

Специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;

Использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы (пример 1);

Использовать произведения, где можно дать волю фантазии (пример 2);

Использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: пения, музыкального движения, игры в оркестре, дирижирования.

Такие приёмы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

Пример 1

Занятие проводилось в средней группе «Солнышко» (4–5 лет). Мы прочитали сказку А.С. Пушкина «Золотая рыбка», решили «помочь старику поймать рыбку для старухи» и детям было предложено послушать произведение композитора Камиль Сен-Санс – из серии «Карнавал животных» пьесу «Аквариум». Одновременно с музыкой демонстрировались слайды с изображением подводного мира.

Сразу же состоялась беседа о характере произведения. С помощью наглядно иллюстрированного материала дети нарисовали рыбу, используя свою фантазию в мире красок.

Пример 2

Развитое мышление, воображение – эти качества важны для детей и их надо развивать в первую очередь.

Занятие проводилось следующим образом: прослушали произведение П.И. Чайковского - Щелкунчик «Вальс цветов». Сразу после прослушивания дети активно рассказали, что представили в своём воображении и затем нарисовали. После таких занятий дети раскрываются ещё больше.

Пример 3

В течении нескольких следующих занятий были прослушаны различные произведения:

«Как у наших у ворот» - Русская народная мелодия;

«Колыбельная» - А.Гречанинова.

Под музыку П.И. Чайковского - Щелкунчик «Танец снежинок» дети демонстрировали свою фантазию в танцевальных движениях.

За это время дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохранять внимание, подавлять проявления агрессии; после прослушивания ведут себя более спокойно, чем обычно.

При подборе произведения для слушания опираемся на то, чтобы музыка отвечала двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

Пример 4

На одном из занятий мы под музыку Лео Делиба - Пиццикато из балета "Сильвия" проводили пальчиковую гимнастику.

Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, – преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой.

Заключение

Таким образом, достоинствами музыкотерапии являются:

Абсолютная безвредность;

Лёгкость и простота применения;

Возможность контроля;

Уменьшение необходимости применения других методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать самые различные настроения: радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу.

Интеллектуальные и волевые процессы: решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьёзность.

Обобщённые свойства явлений действительности: силу, лёгкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность.

Самые разнообразные характеристики движений: быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые.

Музыка, подобно дождю,

просачивается в сердце человека

и оживляет его

Ромен Роллан

Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.

Просмотр содержимого документа
«Использование песочной терапии в ДОУ»

Песочная терапия в ДОУ

Подготовила:

Воспитатель 1кк МКДОУ ЦРР д/с №13 г. Россоши

Коструб Светлана Николаевна


Песочная терапия для дошкольников

Песочная терапия для детей –это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Игра с песком –это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.


Цели и задачи песочной терапии

Цель: не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Задачи:

Развить более позитивную Я-концепцию; - стать более ответственным в своих действиях и поступках; - выработать большую способность к самопринятию; - в большей степени полагаться на самого себя; - овладеть чувством контроля; - развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; - развить самооценку и обрести веру в самого себя


Оборудование «педагогической песочницы»

Водонепроницаемый деревянный

ящик или

пластиковый таз

Песок

Набор

игрового

материала


Песок –

загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей поддатливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей.


Показания к применению

Метод песочной игры подходит для детей от трех лет, применяется для работы с проблемами

  • Трудности в общении
  • Взаимоотношения детей и родителей
  • Кризисные ситуации (развод, переезд и др.)
  • Психологические травмы
  • Расстройства настроения
  • Страхи, тики, навязчивости и др. расстройства
  • Проблемы поведения (агрессия и др.)
  • Помимо общепринятых направлений используется для коррекции нарушений устной и письменной речи у детей.

Игры с песком можно условно разделить на три направления:

проективные (обеспечиваются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка)

познавательные (познается многогранность окружающего мира)

обучающие (облегчают процесс обучения ребенка)


Формы проведения :

1. Индивидуальная

2. В парах

3. Групповая


Песочная терапия:

1.Усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

2.Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

3. Гармонично и интенсивно развивать все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление)

4.Развивать речь, закреплять навыки фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучение грамоте и письму.

5.Совершенствовать развитие предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры, коммуникативных навыков ребенка.

6. Развивать творческую личность (саморазвитие ребенка).


Методы и приемы песочной терапии:

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения;

2. Игровая деятельность;

3.Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);

4.Наглядные методы (презентации, показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование )


Игры с песком для детей

  • «Норки для мышки»
  • «Я пеку, пеку, пеку»
  • «Заборчики»
  • «Ныряние»
  • «Собери грибы»
  • «Раскопки»
  • «Чьи следы»
  • «Дворник»
  • «Дождик»

Игры с песком для детей

  • « Путешествие в сказочный город»
  • «Новая квартира куклы Маши»
  • «Во саду ли, в огороде»
  • «Общим словом назови и запомни»
  • «Рисунок на песке»

Опыт работы с детьми показал

  • обучающиеся чувствуют себя более успешными;
  • на занятиях весело, нет скуки и монотонности;
  • дети, идущие в детский сад, легко адаптируются в детском коллективе;
  • исчезает страх и напряжение.

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы методики арт-терапии……………………..5

  1. Цели методики арт-терапии………………………………………………5
  2. Задачи занятий с применение методов арт-терапии…………………….9
  3. Условия подбора техник и приемов создания изображений…………..10

Глава 2. Техники арт-терапии в работе с дошкольниками………………...12

Заключение……………………………………………………………………21

Список литературы…………………………………………………………...22

ВВЕДЕНИЕ.

Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Актуальность темы.

Актуальность изучения и исследования арт-терапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране настало время бурного развития психотерапии, активного освоения её новых форм и моделей и внедрение её приемов в опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Цель исследования заключается в определении арт-терапии, проанализировать возможности применения приемов арт-терапии и арт-терапевтической техники в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы арт-терапии

2. Рассмотреть основные техники арт-терапии, применяемые на занятиях с детьми дошкольного возраста

Объект исследования: приемы арт-терапии как вид психотерапевтической и коррекционной деятельности.

Предмет исследования: основные техники арт-терапии, которые могут быть использованы в ДОУ на занятиях с детьми

Гипотеза исследования: применение арт-терапевтической работы в ДОУ позволяет решить такие проблемы как улучшение психического здоровья дошкольников, удовлетворить потребность ДОУ в инновационных технологиях.

Глава1. Теоретические основы методики арт-терапии

1.1 Цели методики арт-терапии

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.

Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.

Показания для проведения детской арт-терапии:

Упрямство;

Агрессия;

Страхи; тики, заикание, навязчивости и др.;

Частая смена настроения;

Задержки речевого и психического развития;

Кризисные ситуации;

Трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми;

Возбудимости или апатичности;

Изменение места жительства;

Подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;

Потери родительского контроля над ребенком, непослушании.

Застенчивости и неуверенности в себе;

Агрессивность;

Гиперактивность;

Какое воздействие оказывает арт-терапия, в чем заключаются ее уникальные особенности?

Создает положительный эмоциональный настрой.

Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким– либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

Основные принципы занятий арт-терапией:

1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Поощрение и благодарность ребенку.

3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.

4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

7. Главное - получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!

1.2 Задачи занятий с применение методов арт-терапии

1.Развитие творческих и коммуникативных способностей, познавательных процессов.

2.Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»

3.Расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе.

4.Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

5.Сплочение детского коллектива.

6.Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

7. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

8. Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.

9. Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

10. Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.

1.3 Условия подбора техник и приемов создания изображений.

Рисуночные сессии с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми.

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка также естественно, как рисовать.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т.д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски - в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

Глава 2. Техники арт-терапии в работе с дошкольниками

В работе с детьми дошкольного возраста возможно использовать следующие арт-терапевтические техники:

Марания

В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.

Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Хотя есть дети, которые не могут обойтись без оценок, внешних или внутренних, а потому выдвигают для себя и других собственные критерии. Например, привлекательность цветовой гаммы или аккуратность.

В этих случаях навязывание оценки устраняется взрослым, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.

Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Как мы уже отмечали, часто в ходе мараний дети отказываются от кисточек, губок и начинают рисовать пальцами и ладонями. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу.

Штриховка, каракули

Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Чиркать можно, используя технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

Монотипия

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками. Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново.

На одном и том же листе можно делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. При желании возможно «прописать» готовый отпечаток – дорисовать или приклеить сверху нужные элементы для завершения образа.

Известная всем работникам детских садов «кляксография» - это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам, и снова раскладывается на столе. С одной стороны, от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения). Можно нанести краску непосредственно около линии сгиба, либо в другой части половины листа – от этого будет зависеть, сольются ли оригинал и будущий оттиск в одно целое или между ними будет расстояние, как между двумя разными изображениями. Затем лист снова сгибается и плотно проглаживается ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа.

Красивые необычные оттиски получаются с помощью ниток. Если нитку (длиной сантиметров 30–40) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки!

Можно получать разные оттиски:

Если проглаживать верхний лист с разным нажимом;

Если на оригинал наносить много/мало краски;

Если, наложив лист на оригинал, слегка/сильно сдвинуть его

Полученные в результате разводы дают богатый материал для детских фантазий.

Часто бывает, что, проглаживая верхний лист, ребенок оставляет на его тыльной стороне следы испачканных краской рук. Эти случайно появившиеся разводы могут привлечь ребенка не меньше, а то и значительно больше, чем сам оттиск. И дальнейшая активность развернется именно здесь – пальцы будут целенаправленно окрашиваться, а краска вытираться о лист бумаги. Для ребенка это собственный, придуманный им, способ рисования. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше, выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.

Рисунок на стекле

Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской (техника безопасности). В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, например, 25х40см или 40х70см, – на них есть где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети. За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившимся, которое уже не изменить. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться») подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.

Рисование пальцами

Почти во всех перечисленных выше способах создания изображений имелись комментарии о спонтанном переходе детей на рисование пальцами и ладонями.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь - плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок.

Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий. Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка. Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. У одного и того же ребенка каждый процесс и продукт рисования пальцами не похожи на предыдущие. Всякий раз происходит по-новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т.д. Потому результат манипуляций с краской может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение получится в итоге. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я. Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

Каждую осень в конце сентября я собираю желтые, красные, рыжие листья, высушиваю их на подоконнике, складываю в картонную коробку с отверстиями для вентиляции. Сухие листья приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика, полиэстера и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге. Даже когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное, например, Чебурашку или машину, изображение получается «лохматым», пушистым, малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. Маленькие дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы либо прямо из емкости для хранения, либо целыми горстями. Очень часто дети засыпают всю поверхность листа крупой, даже если до этого нанесли совсем немного клея. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания. Рисование сухими листьями или сыпучими продуктами захватывает окружающее ребенка физическое пространство. Материалы рассыпаются, разлетаются вокруг рабочего места, покрывают поверхность стола, пола. Легкие и хрупкие сухие листья в руках превращаются в мелкую труху. Дети набирают их снова и снова, сгребая в кучки со всей поверхности, до которой дотянулись, и которую смогли «отбить» у соседей. Перемешанные между собой и раскиданные сыпучие продукты, труха листьев по своей внешнему выражению - сор, который в обыденности аккуратно выметается, выбрасывается, от которого детей приучают избавляться, к которому не разрешают прикасаться.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование предметами окружающего пространства

Можно рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для психолога знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто весело!

Рисование пластилином

Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.

Рисование под музыку

Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др. Предложите детям прослушать музыку, представляя ее цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе. Лучше использовать акварель или восковые мелки.

Рисование на мокрой бумаге

Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.

Цель занятий: не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии. Одна из задач арт-терапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их переживаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую инновационную технологию.

Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребенка как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало, а значит, затрагиваются все направления Основной образовательной программы ДОУ.

Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить, и это доставляет удовольствие.

Список используемой литературы.

Вальдес Одрихола М.С. «Формирование эмоционально- волевой сферы школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии»

Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» 6 – 2003., 1 – 2004., 3 – 2004.

Журналы «Коррекционная педагогика» 3/5 – 2004., 2/8 – 2005., 3/9 – 2005. Л.А. Неменская «Искусство и ты» М. Панфилова «Игротерапия общения».

Кряжева Н.А. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль, 1997.

Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.И., Добровольская Г.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» М. – 2001.

Синицина Е.И. «Умные сказки» серия «Через игру – к совершенству» М. – 1999.


Подготовила: Воспитатель Заростова Е.М.

Что такое арт-терапия?

Буквально арт-терапия означает «лечение искусством» . Она заключается в том, что человек получает возможность самовыражения с помощью творчества. Причем успешность арт-терапии не зависит от того, на каком уровне находятся его творческие способности.

Арт-терапия помогает:

  • снять стресс и напряжение;
  • избавиться от негативных переживаний;
  • справиться с различными страхами;
  • познать себя и повысить свою самооценку;
  • обрести душевное равновесие.

Основные принципы арт-терапии

  • Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я» ;
  • Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
  • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

Виды арт-терапии

Выделяют следующие виды арт-терапии:

  • Изотерапия – арт-терапия, связанная с различными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, лепкой, аппликацией, росписью и т. д.
  • Музыкотерапия – арт-терапия с помощью музыки. Включает в себя прослушивание песен и инструментальной музыки, игру на музыкальных инструментах, пение.
  • Кинезитерапия – лечение танцем и движением. Сюда входят занятия танцами, подвижные игры, сеансы массажа и лечебная физкультура.
  • Библиотерапия – арт-терапия посредством чтения или написания собственных произведений. Литература может быть самая разнообразная, и по форме, и по содержанию. В библиотерапии выделяют сказкотерапию – лечение сказками.

Песочная терапия – арт-терапия, главным инструментом которой является песок. Песочная терапия включает в себя пересыпание песка, песочную анимацию, возведение песочных скульптур и замков.

  • Имаготерапия – арт-терапия на основе драматического искусства, которая предполагает постановку театральных сценок.
  • Фототерапия – в нее могут входить проведение фотосессий и фоторепортажей, слайд-терапия, фотопрогулка и т. д.

Некоторые специалисты выделяют так называемую арт-синтезтерапию, включающую в себя разные виды арт-терапии, например, и рисование, и прослушивание музыки, и создание фотографий.

Очень популярной среди остальных видов в последнее время стала песочная терапия, особенно с песочной анимацией: кроме того, что работа с песком сама по себе очень успокаивает, это еще и очень необычное и интересное занятие.

Но чаще всего под арт-терапией подразумевают именно изотерапию – она является и эффективной, и наиболее доступной, и интересной для всех.

Арт-терапевтические методы

  • Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает ребенку познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
  • Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
  • Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

На занятиях мы используем интегрированную арт-терапию.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: