Аргумент верности из произведения л н толстого. Аргументы из литературы по направлению «Верность и измена

Верность. Что это такое? Это нравственная основа, на которой держится мир человека. Это преданность своим принципам, долгу, Родине, своей земле, родителям, друзьям и любимым. Противоположным понятием является измена. Изменяет человек в первую очередь самому себе, не выдерживая проверки на нравственную прочность. На верность и измену люди проверяются не только по отношению к своему долгу, к Отечеству, но и по тому, как они проявляют себя в любви, в семейных отношениях. Только верность в любви, в семье приносит счастье и радость, наполняет жизнь смыслом. А измена, какими бы причинами она ни была объяснена, это всегда предательство – чувств, доверия, любви. Именно об этом писали классики в своих произведениях, словно подчёркивая мысль, что счастье человека всегда нуждается в верности.

Обратимся к примерам из художественной литературы.
Многие пушкинские героини проходят проверку на нравственную прочность. Вспомним Машу Троекурову из повести «Дубровский». Да, она любит Владимира Дубровского, готова бежать с ним из дома отца, но судьба распорядилась иначе: Маша становится женой князя Верейского. Когда Дубровский остановил карету, в которой ехали молодые после венчания, Маша отказалась последовать за тем, кого любила. Почему? Я думаю, потому, что она верна своим нравственным принципам, она – жена, её брак с князем освящён церковью, и она не может нарушить клятву, данную Богу.

Такой же является и любимая героиня Пушкина Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин». «Я вам люблю, к чему лукавить», — говорит она Онегину, встретившись с ним после долгой разлуки. Но Татьяна теперь – жена князя, её моральные качества не позволяют ей изменять мужу. Она навсегда сохранит верность тому, с кем связала её жизнь. В этом проявляется вся цельность и глубина её натуры. «Но я другому отдана и буду век ему верна», — эти слова пушкинской героини говорят о том, что она прошла проверку на нравственную прочность. Верность своему семейному долгу умеет хранить не каждый. Но именно она есть основа семейного счастья, любви. К сожалению, многие это понимают, только прожив жизнь. Мне хочется сказать: «Обращайтесь к Пушкину, учитесь у его героев хранить верность самым близким людям».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» тоже говорится о верности и измене в любви. Читая это произведение, мы всегда с интересом следим за судьбой любимой героини писателя Наташи Ростовой. Вот страницы, посвящённые её первой любви – к Борису Друбецкому. Вот Наташа на первом в жизни взрослом балу. Именно здесь она встречает Андрея Болконского. Потом сватовство, назначена через год свадьба. Но в жизни Наташи появляется Анатоль Курагин. Можно ли назвать изменой князю Андрею её отношения с Анатолем? Ведь ещё немного – и она бежала бы с ним, опозорила бы себя и свою семью, была бы несчастна: ведь мы знаем, что молодой Курагин – глупый и никчёмный человек, к тому же женат. Да, Наташа действительно изменила Болконскому, но мы не виним её в этом. Героиня Толстого ещё очень молода, она ещё живёт сердцем, а не разумом, поэтому читатели всегда прощают Наташу и переживают за неё. А вот мужу, Пьеру Безухову, она никогда не изменит. Верность своему долгу, детям, семье живёт в её сердце. И если придётся, любовь и верность поведут её по самой трудной дороге вместе с мужем.

У другой героини Толстого из романа «Война и мир» иная мораль. Для красавицы Элен Курагиной главное – блеск, богатство, светская жизнь. Она не обладает высокими нравственными качествами. Выходит замуж не потому, что любит, а потому, что Пьер очень богат. Элен легко изменяет мужу. Для неё измена в порядке вещей. Нет любви, нет верности и нет счастья в такой семье. Героиню Толстого можно сравнить с современными красавицами из многочисленных телевизионных сериалов, которые выходят замуж не за человека, а за его деньги, изменяют мужьям, предают семью, делают несчастными детей. Книги лучших русских писателей учат нас размышлять о главном в человеческой жизни, заставляют думать о себе и своём будущем.

Читая пьесу А.Н. Островского «Гроза», мы переживаем за Катерину. В родительском доме её любили и баловали. Выйдя замуж, она попадает в дом Кабанихи, ханжи и лицемерки. В пьесе говорится о том, что Катерина изменила своему мужу Тихону, полюбила другого, совершила большой грех. Разберёмся в причинах её измены. Тихон – безвольный, бесхарактерный человек. Он любит свою жену, но полностью подчиняется своей матери. Рад вырваться из дома хотя бы ненадолго, отказом отвечает на просьбу жены взять её с собой. Для Катерины дом Кабанихи как тюрьма. Светлая и вольная её душа рвётся на свободу, которую она пытается обрести в любви к Борису. Светлым лучом в тёмном царстве называет Катерину Добролюбов. И этот светлый луч на миг осветил весь ужас жизни в таком царстве. Наша героиня не находит из него выхода, погибает, бросившись в Волгу. Мы не одобряем героиню за её измену мужу, но и не осуждаем её, потому что её измена – это попытка вырваться из беспросветной жизни в «тёмном царстве».

Тема верности и измены в любви звучит и в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. У Маргариты муж — добрый, умный и хороший человек. Но нет любви к нему в её сердце. Она верна мужу до тех пор, пока не встречает Мастера. Судьба подарила им настоящую любовь, которую они сохранили несмотря на тяжёлые испытания. Мы не осуждаем Маргариту за измену мужу. Она готова признаться ему во всём, перед тем как навсегда уйти к Мастеру. Героиня Булгакова ради любимого человека продаёт душу дьяволу. Верность и любовь, живущие в её сердце, помогают Маргарите и Мастеру снова обрести друг друга после трудных испытаний. В конце романа автор награждает своих героев покоем – теперь они навсегда вместе.

Размышляя о верности и измене, я задумалась о своём будущем, о том, как жить, чтобы воспитать и сохранить в себе те нравственные качества, которые помогут обрести счастье в жизни, в семье, в любви.

Патриотизм, верность долгу в романе «Война и мир»

При устойчивости многих черт характера, убеждений, чувств Болконского (патриотизм, верность долгу, гражданская активность, обостренный интерес к общефилософским, нравственным проблемам), при рационалистическом складе его натуры он не лишен, хоть и сдержанной, эмоциональности, что наиболее полно выразилось в дружбе и в любви, а на первых порах - в желании славы, органично сочетающемся с стремлением действовать, быть полезным. «Князь Андрей был одним из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела».

В Брюнне, узнав, что Вена взята французами, он срочно едет в армию, находящуюся в опасности: «Еду для того, чтобы спасти армию». Им руководит чувство оскорбленной русской гордости, надежды славы, готовности умереть. «Я сделаю это не хуже других». Перед Шенграбенским сражением Болконский мечтает о подвиге, о славе наполеоновского размаха: «Началось! Вот оно!.. Как же выразится мой Тулон?» Но, совершив подвиг (остается на неприкрытой батарее капитана Тушина, действия которой обеспечили успех сражения), Болконский, докладывая о ходе сражения и героизме Тушина, оставляет себя в тени. Перед Ау- стерлицкой битвой потребность в славе достигает у Болконского апогея: «Завтра... мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать»; он с нетерпением ждет счастливой минуты своего Тулона, предвкушая сделать все только им одним, мечтая о славе, известности, любви людей, торжестве над ними.

И эта «счастливая минута» своего рода парадного героизма наступает: он бросается со знаменем вперед, увлекая за собой батальон. Но затем - тяжелое ранение, и наступает прозрение, понимание незначительности такой мечты в сравнении с вечными ценностями, олицетворенными в образе высокого неба. «Вот прекрасная смерть!» - произносит Наполеон, остановив свою лошадь около раненого Болконского. И этот кумир многих гаснет в сравнении с высоким, справедливым, добрым небом. Наполеон кажется теперь Болконскому маленьким человечком, несущим в мир зло и несправедливость. 3

Так заканчивается этот этап неровного, драматического пути исканий Болконского. Следующий этап - после его выздоровления и смерти жены, принесшей остро пережитое чувство вины перед нею, - ознаменован действенным облегчением положения крестьян в своих имениях: одних перечисляет в вольные хлебопашцы, другим заменяет барщину оброком. Но и этот «один из первых примеров в России» не приносит Болконскому удовлетворения, так как мужики с недоверием встречают нововведения.

Не удовлетворяет его и попытка приобщиться к реформаторской деятельности Сперанского. И в этом случае Болконский не избежит иллюзий. Ему представлялось, что Александр I делает шаги к государственному преобразованию, ограничивает свою власть. Но при ближайшем рассмотрении замечает, что намерения Сперанского и других изменить легальным путем суд, административные, финансовые порядки в России не реальны так же, как проект освободить крестьян, обновить военный устав, учредить новые «Права лиц» и т.д. Кризис, пережитый Болконским на этом этапе, сменяется, хотя и ненадолго, «выздоровлением», возвращением к жизни.

Это влечет за собой внимание к природе (ночь в Отрадном, расцветший, засохший было дуб), любовь к Наташе Ростовой. Но и любовь оказывается для него драматичной. Высокая нравственность, повышенное чувство собственного достоинства и рационалистичность, максимализм требований к другим и к себе «помешали» ему как предугадать возможность катастрофы (длительная разлука не для Наташи, остро переживающей чувство любви), так и простить измену (да еще с таким недостойным человеком, как Анатоль Курагин).

Разрыв для Болконского - человека чести и долга - представился единственным выходом, несмотря на глубоко осознанное им несчастье. На последнем витке жизни князь Андрей - участник Отечественной войны 1812 года. После разрыва с Наташей он решает служить в армии, но не при штабе, а полковым командиром. «В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили». Он отказался от возможности быть при особе государя или главнокомандующего . «Я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне бы жаль было оставить полк». На эти слова Кутузов отвечает согласием: «Я знаю, твоя дорога - это дорога чести».

Накануне Бородинского сражения Болконский начинает преодолевать сословный взгляд на народ; он ставит себя в один ряд с ним.

Успех битвы при «зависит от того чувства, которое есть во мне, в нем офицере Тимохине, в каждом солдате». Смерть настигла Андрея Болконского на подступах победы, именно тогда, когда он делал первые шаги к сближению с народом, когда состоялось его запоздалое примирение с Наташей Ростовой. В драматической неосуществленное личного счастья и оппозиционной гражданской деятельности - своего рода отголосок трагической судьбы декабристов.

Любовь Евгения Онегина и Татьяны Лариной во многом трагична. Онегин не отнесся серьезно к признанию героини в любви и только через несколько лет сказал о своих чувствах. Но к тому времени Татьяна была уже замужем. Героиня до сих пор любила Онегина. Казалось бы, она дождалась взаимности. Но Татьяна Ларина - верная и преданная жена. Она поступила по , оставшись верной мужу, которого не любила. Ее поступок заслуживает уважения.

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Верность своей Родине - моральный принцип Петра Гринева. Когда Белогорскую крепость захватил Пугачев, у героя был выбор: перейти на сторону врага, признав в Пугачеве государя, и сохранить жизнь или умереть, не предав свою страну. Петр Гринев выбрал второй вариант. Он был готов отдать жизнь, но сохранить достоинство. Поступок героя - пример настоящей верности своим моральным принципам, воинскому долгу и Родине.

Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"

Чувства Эраста и Лизы были искренними. Но, когда девушка отдалась Эрасту, чувства стали угасать. Лиза - верная, преданная девушка, умеющая по-настоящему любить. Но Эраст оказался другим. Он предал Лизу. Проиграв свои деньги, он женился на богатой вдове, а Лизе сказал, что уходит на войну. Девушка не смогла пережить : не видя смысла жить, она бросилась в пруд.

Л.Н. Толстой "Война и мир"

Наташа Ростова хотела сбежать с Анатолем Курагиным, хотя у нее был жених - Андрей Болконский. Девушка была готова на измену в силу своей неопытности, молодости и доверчивости. Данный поступок не делает ее ужасным человеком. Случившееся принесло Наташе Ростовой много мучений, она осознала ошибочность своего поступка. Сохранение верности возлюбленному стало для девушки испытанием.

Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"

Тарас Бульба - человек, верный своему слову, своему государству. Он не терпит предательства, смело сражается с врагами. Андрий, его младший сын, предает запорожцев. Понятие верности для Тараса Бульбы важнее родственных связей. Он убивает сына, не желая смириться с его поступком. Мировоззрение Тараса Бульбы - пример верности своим моральным принципам, своей Родине, своим товарищам.

Лев Николаевич Толстой в своем знаменитом романе "Война и мир" в качестве основной мысли выделял "мысль народную". Эта тема наиболее многогранно и ярко отразилась в отрывках из произведения, в которых описывается война. Что же касается "мира", в его изображении преобладает "мысль семейная". Она также играет очень важную роль в интересующем нас произведении. Тема любви в романе "Война и мир" во многом помогает автору раскрыть эту мысль.

Любовь в жизни персонажей романа

Практически все персонажи произведения подвергаются испытанию любовью. К нравственной красоте, взаимопониманию и истинному чувству приходят не все из них. Кроме того, это происходит не сразу. Героям приходится пройти через ошибки и страдание, искупающее их, очищающее и развивающее душу.

Жизнь Андрея Болконского с Лизой

Тема любви в романе "Война и мир" раскрывается на примере нескольких героев, одним из которых является Андрей Болконский. Его путь к счастью был тернистым. В возрасте 20 лет, будучи неопытным юношей, ослепленным внешней красотой, он решает жениться на Лизе. Но к Андрею очень быстро приходит угнетающее и мучительное понимание того, что он ошибся жестоко и неповторимо. В разговоре со своим другом, Пьером Безуховым, он произносит почти в отчаянии слова о том, что не следует жениться до того, как сделал все, что мог. Андрей говорит, что многое дал бы, чтобы сейчас не быть связанным семейными узами.

Болконскому со своей женой не приносила спокойствия и счастья. Более того, он ею тяготился. Супругу свою Андрей не любил. Он ее, скорее, презирал, относясь к ней как к ребенку из глупого пустого света. Болконского угнетало ощущение того, что его жизнь бесполезна, что он стал идиотом и придворным лакеем.

Душевный перелом Андрея

У этого героя впереди было гибель Лизы, душевный перелом, тоска, усталость, разочарованность, презрение к жизни. В то время Болконский напоминал дуб, который стоял презрительным, сердитым и старым уродом между улыбающимися березами. Это дерево не желало подчиняться обаянию весны. Однако вдруг в душе Андрея поднялась путаница молодых надежд и мыслей, неожиданная для него самого. Как вы, вероятно, догадались, тема любви в романе "Война и мир" получает дальнейшее развитие. Герой уезжает из имения преображенным. Опять перед ним на дороге дуб, но теперь он не уродливый и старый, а покрытый зеленью.

Чувство Болконского к Наташе

Тема любви в романе "Война и мир" очень важна для автора. По мысли Толстого, это чувство - чудо, которое возрождает нас к новой жизни. к Наташе, девушке, столь непохожей на вздорных и пустых женщин света, появилось у Болконского не сразу. Оно обновило его душу, перевернуло ее с невероятной силой. Андрей стал теперь совершенно другим человеком. Он будто вышел на свет из душной комнаты. Правда, даже чувство к Наташе не помогло Болконскому смирить свою гордыню. Ему так и не удалось простить Наташе ее "измены". Только после того как он получил смертельную рану, он переосмыслил свою жизнь. Болконский после душевного перелома понял страдания, раскаяние и стыд Наташи. Он осознал, что был жесток, разорвав отношения с ней. Герой признался, что любит ее еще больше, чем прежде. Однако уже ничто не могло удержать Болконского в этом мире, даже пламенное чувство Наташи.

Любовь Пьера к Элен

Тема любви в романе Толстого "Война и мир" раскрывается также на примере Пьера. Судьба Пьера Безухова чем-то похожа на судьбу Андрея, его лучшего друга. Подобно ему, увлекшемуся в юности Лизой, Пьер, только что возвратившийся из Парижа, влюбился в Элен, которая была кукольно красива. При раскрытии темы любви и дружбы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" следует отметить, что чувство к Элен было у Пьера по-детски восторженным. Пример Андрея не научил его ничему. Безухову пришлось на собственном опыте убедиться в том, что внешняя красота далеко не всегда является внутренней, душевной.

Несчастливый брак

Этот герой ощущал, что между ним и Элен не существует преград, что эта девушка была ему страшно близка. Над Пьером имело власть ее мраморное прекрасное тело. И хотя герой понимал, что это нехорошо, он все-таки поддался чувству, которое эта развратная женщина внушила ему. В итоге Безухов стал ее мужем. Однако брак не был счастливым. Чувство мрачного уныния, разочарования, презрения к жизни, к себе и к жене охватило Пьера спустя некоторое время после жизни с Элен. Ее загадочность обернулась глупостью, душевной пустотой и развратом. Об этом стоит упомянуть, если вы пишете сочинение. Тема любви в романе Толстого "Война и мир" освещается с новой стороны во взаимоотношениях между Пьером и Наташей. О том, как эти герои, наконец, обрели свое счастье, мы сейчас и поговорим.

Новая любовь Пьера

Безухов, встретив Наташу, подобно Андрею, был поражен ее естественностью и чистотой. В его душе чувство к этой девушке начало робко расти уже тогда, когда Наташа и Болконский полюбили друг друга. Пьер был рад за них, однако эта радость смешивалась с грустью. Доброе сердце Безухова, в отличие от Андрея, поняло Наташу и простило ее за случай с Анатолем Курагиным. Несмотря на то что Пьер старался презирать ее, он смог увидеть, насколько она измучена. И тогда душу Безухова впервые переполнило чувство жалости. Он понял Наташу, возможно, потому, что ее увлечение Анатолем напоминало его собственное увлечение Элен. Девушка поверила в то, что Курагин обладал внутренней красотой. В общении с Анатолем она, подобно Пьеру с Элен, ощущала, что между ними нет преграды.

Обновление души Пьера Безухова

Путь жизненных исканий Безухова продолжается после размолвки со своей супругой. Он увлекается масонством, затем участвует в войне. Безухова посещает полудетская идея о том, чтобы убить Наполеона. Он видит, как горит Москва. Далее ему уготованы тяжелые минуты ожидания своей смерти, а затем плен.

Душа Пьера, очистившаяся, обновленная, прошедшая через страдания, сохраняет любовь к Наташе. Вновь повстречав ее, он обнаруживает, что эта девушка также сильно изменилась. Безухов не узнал в ней прежнюю Наташу. В сердцах героев проснулась любовь, к ним вдруг вернулось "давно забытое счастье". Ими овладело, по выражению Толстого, "радостное сумасшествие".

Обретение счастья

Жизнь проснулась в них вместе с любовью. Сила чувства вернула Наташу к жизни после длительной душевной апатии, которая была вызвана гибелью князя Андрея. Девушка думала, что с его смертью ее жизнь кончена. Однако любовь к матери, возникшая в ней с новой силой, показала Наташе, что любовь все еще жива в ней. Сила этого чувства, составляющего сущность Наташи, была способна вызывать к жизни людей, которых любила эта девушка.

Судьбы княжны Марьи и Николая Ростова

Тема любви в романе Льва Толстого "Война и мир" раскрывается также на примере взаимоотношений княжны Марьи и Николая Ростова. Судьбы этих героев складывались непросто. Некрасивая внешне, кроткая, тихая княжна обладала прекрасной душой. При жизни своего отца она даже не надеялась когда-либо выйти замуж, воспитывать детей. Анатоль Курагин был единственным, кто сватался к ней, да и то только лишь ради приданого. Конечно же, он не мог понять нравственной красоты и высокой одухотворенности этой героини. Это удалось сделать лишь Николаю Ростову.

Толстой в эпилоге своего романа говорит о духовном единении людей, которое является основой семейственности. В конце произведения появилась новая семья, где соединились столь разные, казалось бы, начала - Болконских и Ростовых. Читать роман Льва Николаевича очень интересно. Вечные темы в романе "Война и мир" Л. Н. Толстого делают это произведение актуальным и в наши дни.

Верность. Что это такое? Это нравственная основа, на которой держится мир человека. Это преданность своим принципам, долгу, Родине, своей земле, родителям, друзьям и любимым. Противоположным понятием является измена. Изменяет человек в первую очередь самому себе, не выдерживая проверки на нравственную прочность. На верность и измену люди проверяются прежде всего по отношению к своему долгу, к Отечеству. Особенно ярко это проявляется в годы тяжёлых испытаний, в годы войны.

Обратимся к примерам из художественной литературы.

В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» идёт речь о народном восстании под предводительством Пугачёва. С этим связаны почти все сюжетные линии повести. Главный герой – Пётр Гринёв, молодой офицер, который несёт службу в Белогорской крепости. Когда крепость захватили пугачёвцы, перед ним встал выбор: умереть, но сохранить верность присяге, Отечеству или остаться в живых, но изменить своему долгу, предать те нравственные принципы, которые заложены в нём с детства. «Береги честь смолоду», — наставлял сына отец, провожая на службу. И Гринёв сберёг свою честь, остался верным присяге и готов умереть, но не перейти на сторону самозванца. И об измене говорит Пушкин в своём произведении. Швабрин, тоже молодой офицер, присягает Пугачёву, чтобы не быть повешенным. Он изменяет своему воинскому долгу, клятве верно служить царю и Отечеству. Конечно, кому хочется умирать молодым. Но измена – это позор, презрение людей, и она ещё никогда не делала человека счастливее.

В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» говорится о верности человеческому и воинскому долгу. Главный герой, Андрей Соколов, перенёс много испытаний: воевал, был в плену, потерял семью, но даже в самые тяжёлые минуты своей жизни сумел остаться человеком и верным защитником своей родной земли. Верность живёт не в каждом сердце. Вспомним эпизод, в котором рассказывается о том, как пленных держали в сарае, в нечеловеческих условиях. И один из них готов предать других, указать фашистам коммунистов и комсомольцев, чтобы выжить, выслужиться перед врагами, спасти свою жизнь. Он не выдерживает испытаний, изменяет своему долгу, стал бы предателем, если бы не Андрей Соколов, который убивает изменника. Автор хочет сказать, что только такие качества, как верность и мужество помогают людям сохранить в себе человека.

В повести В. Быкова «Сотников» тоже говорится о верности и измене своему человеческому и воинскому долгу. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. Два главных героя, Сотников и Рыбак, оказываются перед лицом смерти: попадают в лапы врагов. Мужественно держится Сотников. Избитый, истерзанный, он не соглашается перейти на службу к фашистам, сохраняет верность своим боевым товарищам, воинской присяге, Родине. Мужество, смелость, верность родной земле помогают ему до конца оставаться человеком. А что же второй – Рыбак? Он струсил уже тогда, когда бросил на дороге товарища, который один вёл перестрелку с полицаями. И только страх перед партизанами заставил Рыбака вернуться. Он стал изменником перед лицом смерти: согласился пойти в полицаи, чтобы спасти свою жизнь, и даже стал палачом: выбил табуретку под виселицей, на которой стоял Сотников. Верность и измена ярче всего проявляют себя на войне.

Размышляя о верности и измене, перечитывая произведения русских писателей, я пришёл к выводу, что верность, преданность стране, любовь к Отечеству – залог мужества, чести, сохранения человеческого достоинства, а измена – это позор, трусость, путь к предательству.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: