27 сентября какой день в году. Церковный Православный праздник сентября

ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Святителя Иоанна Златоуста (407). Икон Божией Матери Лорецкой (XI); Леснинской (1683); Честнокрестной.

Воздвижение Креста Господня - праздник, празднуемый православной и римо-католической церковью, принадлежит к числу двунадесятых. В празднике Крестовоздвижения прославляется самый Крест как орудие Христовой победы над грехом и смертью. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) и иерусалимским патриархом Макарием. В результате раскопок была отыскана пещера Гроба Господня, а поблизости от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. С VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.
В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

История праздника Воздвижения честного и животворящего Креста Господня

Воздвижение Креста Господня это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т.е. в IV в.. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (аквитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т.е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по завершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как написано в книгах Паралипоменон. Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т.е. из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов - когда их немного - более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление, и каждый день правится служба в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день - на Елеоне, т.е. в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день... [лакуна]». Также, по свидетельству церковного историка Созомена (V в.), со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной».
О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского (+582 г.), Симеона юродивого (+ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.
Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.
И далее - насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников - в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII - VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка. Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаж. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. В древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Один праздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и Падуанский Сакраментарий половины IX в. Таким образом, тогда как праздник возвращения св. Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста» (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII в.). В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исклюючением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпразднство с 10 сент. (коптский календарь - трехдневное)
О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в., восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков - преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).
Что касается поста в день Воздвижения, то он впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. О нем Никон Черногорец (XI в.) пишет: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня - праздник и предпразднство.

Лоретская икона Богоматери находится в селе Лесне Константинского уезда Седлецкой епархии, в храме новооткрытой в 1885 г. женской общины. Икона явилась в 1683 г. пастухам в лесу, на грушевом дереве. Была похищена католиками, но после воссоединения холмских униатов с Православной Церковью возвращена. Изображение Божией Матери и Богомладенца вырезано рельефом на темнокрасном овальном камне и вставлено в золоченый оклад с венцом и лучами вокруг.

Православные и Церковные праздники в сентябре.

История, связанная с Крестом Господа, не закончилась на моменте распятия Иисуса Христа. Можно сказать наоборот – что с Голгофы она только началась. Основные же события развернулись уже во времена, когда христианская Церковь начала делать свои первые шаги в мир.

После завершения евангельского периода, а также трагических для иудеев событий, связанных с противостоянием Риму, многие святые для христиан места на долгие годы были утрачены. Коснулось это и места распятия Господа – горы Голгофы, а вместе с ней и Креста Господня. Так, римский император Адриан (117–138), который в принципе был неплохим правителем и очень любил искусство, приказал уничтожить святые для христиан места. По его повелению Голгофа и Гроб Господень были засыпаны землей. На искусственно созданной насыпи был поставлен храм богини Венеры и статуя бога Юпитера, которые входили в обширный языческий пантеон богов и богинь Рима. После этих изменений почти на 200 лет святое место стало языческим капищем.

Все стало меняться, когда к власти пришел император Константин Великий (306–337), впоследствии – святой равноапостольный, первый из римских императоров, прекративший гонения на христиан.

В начале своего пути к престолу император Константин должен был одержать ряд важных побед над своими соперниками. В 312 году он разбил правителя западной части разделившейся Римской империи Максентия. Как гласит Предание Церкви, незадолго до решающей битвы с Максентием император Константин увидел в небе знамение – изображение Креста с надписью «Сим победиши». После этого видения император Константин действительно одержал победу над своим соперником. Когда позже Константин торжественно вошел в Рим (столицу западной части Империи), он повелел поставить свою статую с крестом в правой руке и надписью: «Этим спасительным знаменем я спас город от ига тирана».

В 313 году по инициативе Константина был издан Миланский эдикт, по которому христиане получали равные права с язычниками. После этого в западной части империи гонения на христиан прекратились. На Востоке же Миланский эдикт начал действовать чуть позже, когда Константину удалось победить своего зятя Ликиния, изначально подписавшего эдикт, но не исполнявшего его постановления. После того как в 323 году император Константин стал единоличным правителем всей территории Римской империи, он вознамерился отыскать главную святыню христиан. С этой целью он направил в Иерусалим свою мать – царицу Елену, которая, как и сам Константин, была христианкой. Для ускорения дела Константин дал царице сопроводительное письмо к иерусалимскому патриарху Макарию.

Прибыв в Иерусалим, Елена приказала уничтожить языческие капища и статуи. Однако главным делом было разыскать Крест Господень, что было совсем не просто, так как прошло уже немало времени. Местное население, будь то христиане или иудеи, не могло помочь чем-то существенным – никто не знал местонахождения Креста. Лишь спустя некоторое время удалось разыскать одного старого еврея, который рассказал, что Крест закопан там, где ныне стоит капище богини Венеры.

Сразу же после этого царица Елена повелела уничтожить это языческое святилище. После, совершив молитву, люди начали вести раскопки в указанном месте. Как говорит предание, вскоре после начала поисков был обнаружен Гроб Господень, а недалеко от него три креста, дощечка с надписью «Царь Иудейский», сделанной по приказанию Понтия Пилата, а также гвозди, которыми Господь был распят.

Однако после всех этих находок появилась новая проблема. Во время поисков было найдено три креста – два из них были теми крестами, на которых распяли разбойников, а вот один был Крестом Господа. Встал вопрос – какой именно? Царица Елена и патриарх Макарий положились на волю и милость Божию. Недалеко от места, где находились найденные кресты, проходила погребальная процессия. Патриарх Макарий, остановив процессию, поочередно возложил на усопшего каждый из найденных крестов. Когда мертвеца коснулся истинный Крест Господень, произошло чудо – умерший человек ожил. Собственно, это событие и стало свидетельством обнаружения Честного и Животворящего Креста Господня.

После произошедшего чуда люди, пришедшие поклониться Кресту, попросили патриарха Макария поднять Крест, чтобы можно было его увидеть. В тот момент, когда патриарх начал поднимать святыню, верующие стали читать молитву: «Господи, помилуй». Как доносит до нас Предание Церкви, при обретении Креста произошло еще несколько чудес. Так, например, от своего недуга исцелилась одна тяжелобольная женщина. Еврей Иуда, который указал на место, где был закопан Крест, вместе с еще несколькими иудеями уверовал в Господа Иисуса Христа и принял Таинство Крещения.

Годом обретения величайшей христианской святыни стал 326 год от Рождества Христова. Заметим, что впоследствии Иуда, получивший в крещении имя Кириак, стал епископом Иерусалимским. В годы правления императора Юлиана Отступника (361–363), пытавшегося возродить языческую веру, он принял мученическую кончину.

Равноапостольная царица Елена вернулась в Константинополь с частью Животворящего Креста Господня и гвоздями. Император Константин повелел построить в Иерусалиме большой храм в честь Воскресения Христова, в который вошли и Гроб Господень, и Голгофа. Этот величественный храм, строившийся десять лет, был освящен 13 сентября 335 года. На следующий же день – 14 сентября (27 сентября по новому стилю) – было установлено празднование в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Необходимо также добавить, что в праздник Воздвижения Креста Господня вспоминается еще одно важное событие – возвращение святыни из 14-летнего персидского плена. В седьмом веке, когда императором Византии был Фока (602–610), персидский царь Хозрой Второй разбил войска ромеев (византийцев), разграбил Иерусалим и увез с собой Крест Господень. Вернуть святыню удалось только через 14 лет, во времена правления императора Ираклия (610–641). Ираклию удалось разбить армию царя Хозроя и договориться с его сыном о возвращении Креста Господня в Иерусалим. Произошло это в 629 году.

Примерно в 638 году, когда Иерусалим захватили мусульмане, Крест Господень был разделен на несколько частей, которые разошлись по разным странам христианского мира . Где-то таких частей сохранилось больше, где-то меньше, но в любом случае, Господь даровал возможность каждому христианскому народу получить свою часть общей для всех святыни.

Икона Воздвижения Креста Господня

Поскольку иконография праздника посвящена в первую очередь Честнейшему и Животворящему Кресту Господню, то, естественно, он и является центральным изображением на иконах данного типа.

Есть несколько вариаций иконографии этого праздника. Общая композиция иконографии связана с событием обретения Честного и Животворящего Креста Господня в Иерусалиме в 326 году. На переднем плане, на полукруглом амвоне (возвышении), изображается святой Патриарх Иерусалимский Макарий, который по обретении истинного Креста Господня воздвиг его на обозрение всех верующих.

По бокам от патриарха Макария, как правило, изображаются служители Церкви (диаконы), которые помогают ему воздвигнуть Крест Господень (иногда они изображаются с кадилами в руках или поддерживающими патриарха Макария под руки). Также в окружении патриарха (только ниже) изображаются верующие, которые взирают на воздвигнутый Крест.

По краям иконы праздника по традиции изображаются святой равноапостольный император Константин Великий и равноапостольная царица Елена – главные инициаторы поиска, обнаружения и установления праздника в честь Честного и Животворящего Креста Господня.

На заднем плане изображается храм. В зависимости от традиции это может быть либо большой одноглавый храм, либо собор святой Софии Константинопольской. Во втором случае весь сюжет иконографии Воздвижения Креста Господня связан тогда уже не с Иерусалимом, а с Константинополем – а именно, с днем установления праздника 27 сентября.

Молитва перед иконой праздника Воздвижение Креста Господня

"О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь".

Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню

"Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь".

Акафист Воздвижению Честного Креста Господня

Какой церковный праздник приходится 27 сентября 2019 года? В этот день православная церковь отмечает двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Он имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь – попразднества (с 28 по 4 октября). Воздвижению предшествуют суббота и Неделя перед Воздвижением (воскресенье).

Этот православный праздник установлен 14 сентября (27 сентября по новому стилю) 335 года, на следующий день после освящения храма в честь Вознесения Христова, построенного в Иерусалиме по повелению Равноапостольного императора Константина. Подобная дата в католичестве приходится на 14 сентября.

В честь чего 27 сентября отмечается православный праздник

Расскажем подробнее, какой церковный праздник 27 сентября отмечают христиане. История его такова. Император Константин первым из римских императоров принял решение прекратить гонения на христиан.

Согласно легенде, он увидел в небе Божье знамение – крест и надпись «Этим победишь». Чтобы выполнить Божью волю, Константин отправил на поиски Креста Господня в Иерусалим свою мать, царицу Елену.

В 326 году ею были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Понтия Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Узнав о великом событии, здесь собралось множество христиан. Они просили показать им святыню, и чтобы всем было видно ее, патриарх Макарий, встав на возвышенности, несколько раз воздвиг (поднял) Крест Господень. Увидев его, люди кланялись и восклицали: «Господи, помилуй!» С обретением этой реликвии люди вновь получили возможность поклоняться христианским святыням.

Император Константин воздвиг в Иерусалиме над этим местом величественный храм, о котором было сказано выше. Он строился около 10 лет и был освящен 13 сентября 335 года. В нем и поныне хранится часть Креста Господня.

C VII века с праздником 27 сентября также стали соединять память о возвращении византийским императором Ираклием Животворящего Креста из Персии. После войны Крест находился в Персии 14 лет, после чего был возвращен христианам.

Как проходит церковный праздник 27 сентября?

За несколько веков сложились его традиции. В Русской Церкви чин Воздвижения Креста совершается в соборах, а в монастырях и приходах – по благословению правящего архиерея. Это богослужение проходит на утрене.

Кульминационным моментом православного праздника 27 сентября становится вынос Креста первенствующим священником или епископом в фиолетовом облачении. Священнослужитель пятикратно осеняет Крестом храм и возвышает Крест на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток).

Паства целует святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Крест остается на аналое до 4 октября – дня отдания Воздвижения, отмечаемого особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства; затем священник уносит святыню в алтарь.

Верующие возносят молитвы перед иконой Воздвижения Креста Господня, которая помогает обрести силу духа. К ней обращаются о даровании милости Божьей в различных испытаниях. В прежние времена говорили, что если с верою помолиться на Воздвиженьев день, то Животворящий Крест и со смертного ложа подымет.

Также к этому празднику принято устанавливать кресты на строящихся храмах, святить небольшие церкви и часовни.

Что можно и чего нельзя делать на православный праздник 27 сентября

Согласно церковному уставу, на Воздвижение соблюдается строгий пост (нельзя есть мясные и молочные продукты, яйца, рыбу). Пищу можно заправлять только растительным маслом. Считается, что тем, кто постится, будут прощены семь грехов, а на тех, кто не постится в этот день, семь грехов воздвигнется.

Как и в другие церковные праздники, верующим нельзя выполнять работы по дому – делать ремонт, уборку, шить, вязать, вышивать и т. п. Также нельзя ссориться и ругаться с кем-либо, особенно с близкими людьми, иначе отрицательная энергия вернется людям втройне.

Церковные традиции этого праздника тесно переплелись с народными, которые соблюдали наши предки. Верующие рисовали чесноком, углем, мелом или вырезали ножом кресты на дверях своих жилищ, притолоках или матицах (толстых балках, располагавшихся поперек зданий).

Небольшие деревянные крестики клали в ясли скоту. Кресты считались оберегами, которые защищали дома, людей и животных от действия злых духов.

Наш рассказ про церковный праздник, который отмечают 27 сентября, будет неполным, если не упомянуть о языческих традициях, сохранившихся с незапамятных времен.

В этот день нельзя было ходить в лес, чтобы не повстречать лешего, который устраивал осмотр своих владений, и не быть укушенными змеями. Считалось, что в этот день они сползаются со всех сторон, чтобы уйти в землю до весны. Чтобы змеи не заползли в дома, люди крепко-накрепко закрывали ворота.

Было запрещено переходить странные следы, увиденные на земле, так как их могла оставить лесная нечисть. Говорили, что кто эти следы перейдет, тот в скором времени тяжело заболеет.

Также отмечались «овинные именины» – именины духа, живущего в овине. Чтобы не потревожить его, в овине не проводили работы; овиннику оставляли какое-либо угощение.

В этот день не стоит начинать новые дела, давать взаймы и одалживать деньги, чтобы не потерпеть убытков. Увидев птиц, которые улетают на юг, можно загадать желание, которое непременно сбудется.

Православный праздник, приходящийся на 27 сентября в народе также назывался «Капустницами». Ему было посвящено множество пословиц и поговорок:

  • «Воздвиженье – капустница, капусту рубить пора»,
  • «То и рубить капусту, что с Воздвиженья»,
  • «На Воздвиженье первая барыня – капуста»,
  • «Смекай, баба, про капусту – Воздвиженье пришло» и другие.

Было принято заготавливать капусту на зиму, устраивать молодежные осенние вечеринки, которые назывались «капустниками». Нарядные девушки ходили к подругам в гости рубить капусту, работа сопровождалась песнями и веселыми разговорами. После этого начинались гуляния, которые нередко приводили к свадьбам на Покров Пресвятой Богородицы.

Нам осталось добавить, что с православным праздником, отмечаемым 27 сентября связано множество погодных примет. Считается, что осень в это время передает свои права зиме. Если в день праздника дует северный ветер, то лето в следующем году будет теплым; западный же ветер предвещает плохую погоду летом.

Под конец первого осеннего месяца проходит куча праздников. Давайте ознакомимся с ними поближе.

События ООН 27 сентября 2019 года

Всемирный день туризма

Этот праздник был создан Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации в 1979 году. Торжество проходит каждый год 27 сентября. Дату выбрали в связи с тем, что в 1970 году 27 сентября был принят Устав Всемирной туристской организации. Целью торжества надо назвать пропаганда туризма, развитие связей между народами и освещение вклада его в экономику мирового общества.

Событие празднуют во многих государствах уже более 30 лет. Каждый год празднику посвящается разная тема. Каждый человек, хоть раз в жизни ощущал себя туристом. Ведь все мы любим путешествовать и исследовать новые места. А вот для некоторых стран туризм даже является важным экономическим фактором и доходом бюджета государства.

Российские праздники 27 сентября 2019 года

День воспитателя и всех дошкольных работников в России

В нашей стране такое торжество проходит каждый год 27 сентября. Учрежден праздник был по инициативе ряда российских педагогических изданий в 2004 году. Его смогли поддержать многие авторы базовых школьных программ, детских садов и родителями. Идеей события можно назвать помощь обществу обратить большее внимания на дошкольное детство в целом.

И, несмотря на то что мероприятие не является официальным, в честь него устраивают торжественные акции во многих регионах. Дошкольный возраст является особо важным периодом в жизни каждого ребенка. В таком возрасте формируется личность, а также закладываются основы здоровья. И все, конечно же, зависит не только от родителей, но и от терпения и внимания воспитателя.

Что еще празднуют на планете 27 сентября 2019 года

Родогощь

Славянский народ отмечает праздник Родогощь каждый год 27 числа первого осеннего месяца. В этот день весь урожай уже собран, а осеннее солнце уже печет не так сильно. Все растения готовятся к зимнему сну. К такому мероприятию люди пекут большой медовый пирог. За этим пирогом прячется жрец и спрашивает: Видите ли, вы меня? Если гости отвечает – да, то жрец должен сказать пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь больший пирог. Во время зачина также проводят гадания. А вот после него начинается пир горой.

Стол ломится от еды и напитков. Конечно же, все это уменьшается в количествах к концу пира. В Родогощь взрослые рассказывают сказки о богатыре и подземном царстве. Перед тем как наступает темнота, славяне разжигают огонь и прыгают через него. Так, они пытаются очиститься. Некоторые даже ходят по углям, только не стоит делать это без особой подготовки.

День французского сообщества в Бельгии

Французское сообщество Бельгии является одним из трех языковых сообществ страны наряду с немецкоязычным и фламандским. Сообщество включает в себя население около 4.2 миллиона человек. А вот праздник можно назвать кульминацией борьбы бельгийцев против голландской оккупации, которая стала революцией в 1830 году. Бельгийская революция проходила в ночь на 25 августа 1830 года. в тот же день была постановка оперы Даниэля Франсуа. Как только она закончилась, люди выбежали на улицы и стали выкрикивать патриотические лозунги. Далее они захватили правительственное здание. Именно так и

началось восстание. В качестве победы над голландцами было решено праздновать 27 сентября как День французского сообщества. Многие госучреждения и школы закрыты в это число. А на улицах городов можно увидеть театрализованные представления.

День Сент-Винсента де Поля на Мадагаскаре

На острове этот день празднуют каждый год 27 сентября. Святой Винсент был апостолом любви и самым великим французским святым. Родился покровитель в 1581 году в крестьянской семье. В возрасте 20 лет Винсент был рукоположен священником. А через пять лет, когда было его путешествие по морю, корабль захватили мавританские пираты. Они же схватили Винсента, привели в Африку и продали в рабство.

Святого освободили только в 1607 году. Когда же Винсент вернулся во Францию, то стал приходским священником возле Парижа. Далее, он основал Орден Сестер милосердия. Такие собрания женщин были первыми, которые проявляли заботу о больных и бедных за пределами монастыря.

Что происходит в народном календаре 27 сентября 2019 года

Воздвиженье

Полное название праздника – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В церковном календаре он проходит каждый год 27 сентября. Его создали в честь обретения Креста в 4 веке в Иерусалиме. Предание гласит, что крест нашла мать императора Константина Великого, царица Елена. Елена организовала раскопки. Там же была найдена пещера Гроба Господня, а рядом было три креста.

Дабы узнать, на каком именно кресте был распят Иисус, женщина дотронулась до всех трех. Один из них смог исцелить Елену от всех болезней. В такой день главные праздничные мероприятия совершались в церквях. Когда крестьяне возвращались домой, то начинали заниматься своими обыденными делами и заботами. Также стоит отметить, что название торжества нашло отражение в народных поговорках. На Руси воздвижение называли еще и Сдвиженьем. Слово, которое означает какое-то движение или изменение состояния.

Торжество считалось постным. Чаще всего крестьяне кушали капусту и другие блюда из нее. Кочаны за три дня до события было принято убирать с огорода. В этот момент еще продолжались девичьи вечерки. Нельзя было начинать делать важные дела на Воздвиженье. Под запретом был поход в лес, ведь в такое время себе устраивает берлогу медведь, а леший осматривает свое царство.

Именины и люди

Факты мира этого числа

  • 1783 – на воду спущен первенец Черноморского флота России – парусный корабль Слава Екатерины.
  • 1801 – Александру I представлен первый в мире велосипед.
  • 1925 – в Москве арестован знаменитый британский разведчик Сидней Джордж Рейли.
  • 1938 – приговорен к 10 годам заключения Сергей Павлович Королев.
  • 1990 – Советский Союз вступил в международную организацию Интерпол.

Какие знаменитости были рождены 27 сентября

  1. Софья Романова 1657 – русская царица.
  2. Альфонсо Лигуори 1696 – итальянский священник.
  3. Альфред Тайер Мэхэн 1840 – американский военный.

27 сентября 2017 года - Среда, 270 день 2017 года по григорианскому календарю. 27 сентября соответствует 14 сентября юлианского календаря (по старому стилю).

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня

Праздники 27 сентября 2017 года в России

  • День воспитателя и всех дошкольных работников. 27 сентября в России отмечается общенациональный праздник - День воспитателя и всех дошкольных работников. Он был учреждён по инициативе ряда российских педагогических изданий в 2004 году и поддержан авторами многих базовых дошкольных программ, педагогами детских садов и родителями. Идея этого праздника - помочь обществу обратить больше внимания на детский сад и на дошкольное детство в целом. И хотя он официально не утвержден, но в этот день проводятся торжественные мероприятия, посвященные Дню работников дошкольных образовательных учреждений, во многих регионах на официальном уровне. Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период в жизни ребенка, в этом возрасте формируется личность, и закладываются основы здоровья. Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребенка зависит от мудрости воспитателя, его терпения, внимания к внутреннему миру ребенка. С помощью своих воспитателей дошкольники познают секреты окружающего мира, учатся любить и беречь свою Родину.

Также читайте:

Праздники 27 сентября 2017 года в Украине

  • День туризма. Национальный профессиональный праздник украинских работников туристических агентств, туроператоров, всех тех, кто работает в сфере туризма и любителей путешествий, который отмечается на Украине ежегодно 27 сентября. «День туризма» появился в украинском официальном календаре в 1998 году, после того, как 21 сентября 1998 года, в столице республики, городе-герое Киеве, второй президент Украины Леонид Данилович Кучма «в поддержку инициативы Государственного комитета Украины по туризму» подписал Указ № 1047/98 «О Дне туризма». Указ главы украинского государства предписывал «Установить на Украине День туризма, который отмечать ежегодно 27 сентября». Дата 27 сентября была выбрана Президентом Кучмой из календаря не случайно. Именно в этот день, по всей планете отмечается Всемирный день туризма и работники туристической сферы и до этого считали его своим профессиональным праздником. Благодаря указу президента, этот неофициальный праздник, учреждённый Всемирной туристской организацией обрёл на Украине официальный статус.

Всемирные и международные праздники 27 сентября 2017 года

  • Всемирный день туризма. Всемирный день туризма (ВДТ) проводится каждый год 27 сентября. Его цель состоит в том, чтобы привлекать внимание международного сообщества к важности туризма и его социальному, культурному и экономическому значению. Данное мероприятие призвано содействовать преодолению глобальных вызовов, обозначенных в Целях развития тысячелетия Организации Объединенных Наций (ЦРТ) и подчеркивать какой вклад сектор туризма может внести в достижение этих целей. Каждый год ЮНВТО приглашает людей всех возрастов и профессий проводить и участвовать в празднованиях ВДТ у себя в стране или в месте проведения отпуска. ДТ отмечается посредством проведения мероприятий по темам, которые выбирает Генеральная ассамблея ЮНВТО по рекомендации Исполнительного совета ЮНВТО. Каждый год Генеральный секретарь направляет по этому случаю послание и председательствует на официальных торжественных мероприятиях. Третья сессия Генеральной ассамблеи ЮНВТО (Торремолинос, Испания, сентябрь 1979 г.), приняла решение ввести, начиная с 1980 г., Всемирный день туризма. Эта дата была выбрана не случайно. Она совпадает с важным в истории развития туризма, - годовщиной принятия Устава ЮНВТО 27 сентября 1970 года. Выбор времени празднования Всемирного дня туризма очень удачен, потому что он приходится на окончание сезона в северном полушарии и начало сезона в южном полушарии, когда миллионы людей во всем мире думают о туризме.

Православные праздники 27 сентября 2017 года

Установлены следующие памятные даты:

  • Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня;
  • Преставление святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского;
  • Чернокрестной; Лоретской (Лорецкой); Леснинской - икон Божией Матери.

Народные праздники 27 сентября 2017 года

  • Воздвиженье. Народный праздник «Воздвиженье» отмечается 27 сентября (по старому стилю – 14 сентября). В этот день православная церковь отмечает Воздвижение Креста Господня. Другие названия праздника: «Вырий», «Ставров день», «Третьи осенины», «Битва правды и кривды», «Вздвиженьев день». Церковный праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня был установлен в память обретения Креста, которое произошло в 4 веке в Иерусалиме. По преданию, его нашла мать императора Константина Великого царица Елена. Она организовала раскопки, в ходе которых была обнаружена пещера Гроба Господня, а неподалеку - три креста. Узнать тот, на котором распяли Христа, помогло чудо: больная женщина, прикоснувшись к нему, получила исцеление. Главные праздничные мероприятия в этот день совершались в церквях. Вернувшись из храма, крестьяне приступали к своим повседневным делам и заботам. Название праздника нашло отражение и в народных поговорках. Воздвижение на Руси называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем - словами, обозначавшими какое-то движение, изменение состояния. «Пришло Сдвижение - кафтан с шубой сдвинулся», - говорили в народе, подмечая, что зима «придвигается», а лето и осень «отодвигаются». В народе говорили, что на Воздвижение последнюю копну убирают. Это означало, что в этот день крестьяне старались как можно скорее собрать весь урожай и закончить полевые работы. Объяснялось это тем, что по утрам уже наблюдались заморозки, которые могли погубить все то, что росло в полях и огородах. Также 27 сентября начинали садить яблони и смородину. Воздвиженье был постным праздником. Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту - Воздвиженье пришло», - говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Продолжались в это время и девичьи вечерки. Девушка, собираясь в этот день на посиделки, должна была семь раз прочесть особый заговор. Согласно поверью, выполнив этот обряд, в девушку влюбится тот, кто мил ее сердцу. Семь раз произносится не только этот заговор. Согласно традициям, те, кто в Воздвижение будут соблюдать пост, получат прощение семи грехов, а не соблюдавшие – семь грехов обретут. В этот праздник в домах мелом, сажей, углем, чесноком, кровью животного рисовали кресты. Небольшие крестики из дерева помещали в закромах и яслях животных. При отсутствии крестов их делали из веточек рябины. По поверью, они должны были охранять людей, животных и урожай от нечистой силы. А вот важных дел на Воздвиженье начинать было нельзя, иначе все могло пойти прахом. Запрещалось также ходить в лес, где в это время медведь себе берлогу устраивает, а леший осматривает свое царство. Готовились к зиме и змеи, которые прятались под трухлявые пни и лежали там без движения. Говорили, что если змея на Воздвиженье кого-нибудь ужалит, то уже не сможет уползти и спрятаться от мороза.

Праздники 27 сентября 2017 года в странах мира

  • Праздник в Бельгии 27 сентября 2017 года - День французского сообщества. Французское сообщество Бельгии (фр. Communauté française de Belgique) - это одно из трех языковых сообществ Бельгии наряду с фламандским и немецкоязычным, оно включает Валлонию с населением около 4,2 млн. человек. День французского сообщества, празднуемый 27 сентября всем франкоговорящим населением Бельгии (т.е. валлонами), - это кульминация борьбы бельгийцев против голландской оккупации, которая вылилась в революцию 1830 года. Бельгийская революции вспыхнула в ночь на 25 августа 1830 года, после первой постановки сентиментальной и патриотической оперы Даниэля Франсуа Эспри «Немая из Портичи» (Daniel François Esprit, La Muette де Portici). Опера, изображающая восстание неаполитанских рыбаков против испанского господства в 1647 году и насыщенная неаполитанскими мелодиями, нашла горячий отклик в сердцах зрителей. После премьеры толпа вырвалась на улицы, выкрикивая патриотические лозунги… и захватила правительственное здание. Вскоре восстание распространилось по всей стране. В результате волнений Голландия утратила контроль над мятежной территорией. Русский император Николай I в качестве «жандарма Европы» даже готовил вторжение в революционную Бельгию, но отвлекся: в ноябре 1830-го взбунтовались поляки. В память об этой победе 24 июня 1975 года было решено отмечать 27 сентября как День французского сообщества (French Community Holiday, фр. Fête de la Communauté française), впервые он был отмечен в том же году. В этот день закрыты школы и многие госучреждения по всей Валлонии. На улицах городов проходят театрализованные представления. Основные события праздника протекают в Брюсселе, Льеже, Шарлеруа, Монсе и Намюре, а так же в ряде мелких городов Валлонии.
  • Праздник в Эфиопии 27 сентября 2017 года - Мескель - праздник Мескельского креста. Мескель (Meskel) - религиозный праздник, отмечаемый ежегодно 27 сентября, а в високосные годы - 28 сентября. Само слово «мескель» в переводе с амхарского означает «крест». В Эфиопии бытует предание о том, как зародился праздник Мескель. Считается, что в этот день Елене, матери императора Византии Константина, после долгих поисков удалось осуществить самое заветное желание - отыскать в Иерусалиме величайшую святыню христианства - Крест Господень, на котором принял мученическую смерть во имя спасения людей Иисус Христос. В честь этого знаменательного события императрица Елена зажгла на главной площади Иерусалима костер. Легенда гласит, что пламя взвилось так высоко, что его было видно в Эфиопии. Народ ликовал и праздновал это событие. Случилось это в начале 4 века, и с тех пор Мескель отмечается здесь каждый год. Эфиопы отмечают праздник очень торжественно. Как правило, уже к трем часам дня на центральной площади города, которая носит то же название, что и праздник - Мескель Сквеа, яблоку негде упасть от посетителей. Практически все жители Аддис-Абебы собираются здесь в ожидании самого большого торжества и самого радостного праздника. Посреди площади из желтых цветов (которые, кстати, тоже называются мескаль, по-научному - лофофора вильямса) воздвигается сооружение конусообразной формы, издали напоминающее невероятных размеров стог сена. Конструкцию венчает крест. После эмоциональной речи патриарха, благословляющего народ Эфиопии, начинается представление. Выступление на празднике Мескель - особая честь. Перед главой церкви по площади проходят воспитанники воскресных школ, одетые в пестрые наряды с вышитыми на груди крестами. Дети с воодушевлением исполняют религиозные песнопения, танцуют и разыгрывают мини-спектакли по сюжетам, связанным с историей праздника. Когда солнце скрывается за складками гор и сгущается темнота, наступает кульминация праздника. Патриарх, сопровождаемый многочисленной свитой, медленной поступью с факелом в руках направляется к цветочному стогу. Три торжественных круга под чтение молитв - и факел касается цветов. В несколько минут разгорается огромных размеров костер в центре площади. Света и тепла столько, что кажется, вернулось солнце! Вокруг пылающего костра начинаются песни и танцы.
  • Праздник в Польше 27 сентября 2017 года - День Польского подпольного государства. Польский государственный праздник, установленный в память Польского подпольного государства, действовавшего во время германской оккупации времён II Мировой войны. Отмечается ежегодно 27 сентября с 1998 года. Праздник является рабочим днём. Праздник установлен в честь Польского подпольного государства - единственного легитимного польского национального государственного образования, существовавшего во время германской оккупации с 1939-1945 гг. 27 сентября 1939 года в занятой немецко-фашистскими войсками Варшаве высшие офицеры Войска Польского создали организацию «Служба победе Польши», которая стала первой военизированной подпольной организацией польского сопротивления оккупантам. 11 сентября 1998 года Польский Сейм, ссылаясь на создание 27 сентября 1939 года организации «Службы победе Польши», установил новый государственный праздник в честь Польского подпольного государства.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: