1 игры направленные на нравственное развитие учащихся. Игры, направленные на духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Значение игры в нравственном воспитании детей.

План.

1. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

2. Игра – школа нравственного воспитания.

3. Домашние игры детей.

4. Руководство детской игрой.

1. По мнению многих выдающихся педагогов «дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. К шести-семи годам у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным правилам и нормам».

Своеобразие воспитания ребёнка в детском саду состоит, прежде всего, в том, что его повседневная жизнь и деятельность – игры, труд, различные занятия – протекают и организуются педагогом в условиях детского общества.

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем:

Воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.) ;

Воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к людям разных национальностей;

Воспитание трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться.

Методы нравственного воспитания - это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребёнка в соответствии с целями и идеалами общества.

Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним относятся метод приучения (упражнение, пример взрослого или другого ребёнка, наблюдение, показ действия, метод организации деятельности.

Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной литературы, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций.

Особое значение имеют труд и игра. Они являются и средством и методом воспитания.

2. Игра в жизни ребёнка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию, к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Нормально развивающийся ребёнок много и увлечённо играет. Недаром игру называют одной из форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребёнка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Под влиянием увлекательной игры ребёнок преображается: молчаливый становится разговорчивым, замкнутый – общительным, дерзкий - вежливым, непоседа – усидчивым.

Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения.

Подвижные игры.

Подвижные игры используются не только для решения прямых задач физического воспитания, но и для нравственного развития. Воспитатель наблюдает, как ведут себя дети, как проявляется то или иное качество, а затем проводит игру для упражнения детей в правильных поступках.

Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных качеств. Активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Ребёнок должен чувствовать себя в обществе своих товарищей как равный среди равных. Чёткое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе. Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей в группе, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений детей. большая роль принадлежит правилам игры. Они определяют ход игры, взаимоотношения играющих, последовательность их действий. В коллективных играх часто от поведения игрока зависит успех игры, положение товарища.

Например, в игре «Горелки», надо стремиться навстречу товарищу, несмотря на опасность самому быть пойманным. Или в играх типа «Чей отряд быстрее построится» малейшее замешательство может подвести всех остальных. Такие игры воспитывают чувство ответственности.

В некоторых подвижных играх (например, «Классы) дети устанавливают правила сами: «Чужая помеха не считается», «Чур, с отдыхом» и др. Эти традиции имеют большую воспитательную ценность. Они дисциплинируют поведение детей, помогают воспитывать умение самостоятельно договариваться, считаться с мнением других.

Сюжетно-ролевые игры.

Трудно переоценить сюжетно-ролевую игру. Ценность её как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества. Исполнение ролей взрослых – учительницы, няни, мамы, бабушки – содействует развитию положительных форм поведения детей: в коллективной игре надо выполнять хорошо и работу учителя, и работу уборщицы, быть заботливой бабушкой.

Например, игра в «школу» значительно обогащает духовный мир детей, в ней завязываются новые дружеские отношения между детьми на основе общности познавательного и художественного интереса, возникают и формируются ролевые взаимоотношения между «учительницей», «родителями», «бабушками» и «дедушками», закрепляются вежливые формы обращения.

Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Парикмахерская», «Стройка», «Больница» и т. д. при правильной их организации помогают воспитывать уважение к взрослым, интерес к этим профессиям.

Во многих ролевых играх детей необходимым атрибутом является кукла. Игры с куклой способствуют тому, что дети становятся сговорчивей, уступчивей, появляются тёплые слова, интонации, доброжелательность в отношениях. Игра в куклы часто становится богатой, длительной: надо приготовить пищу кукле, накормить, погулять, или чему-нибудь научить.

Игра в куклы часто становится своеобразной формой организации духовной жизни, воспитание при этом «будет осуществляться планомерно и организованно, не в виде внушения детям требований быть правдивым, делиться с другими и т. д., а в самой форме организации их игровой деятельности».

Например, в играх с куклой типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым способствуют игры «Как будто у нас маленький ребёнок», «Как будто дома нет мамы», «Кукла болеет». Таким образом, рождается участливое отношение к больному, готовность ему помочь.

Большое значение для воспитания патриотических чувств имеют игры в военных. Эти игры воспитывают взаимопомощь, взаимовыручку, дисциплинированность, умение подчинять свои интересы общим интересам, уважение к родной армии.

Чувство патриотизма – это и любовь к родным местам, гордость за свой народ. Трудно переоценить значение ролевых игр – путешествий, в которых главную роль на себя берёт педагог, так как такие игры требуют большего объёма знаний, чем, как правило, имеют дети.

Игра уместна и в решении задачи формирования у детей правильного, положительно-эмоционального отношения к труду, воспитания трудолюбия. Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому труду, особенно к хозяйственно-бытовому и по самообслуживанию, надо чаще использовать игровые формы. Включаясь в любое серьёзное дело, ребёнок обыгрывает его, подражая взрослым.

Например, дети любят работать в «мастерской» по ремонту книг, коробок для настольных игр. Но важно ставить перед ребёнком не игрушечные цели – книгу нужно подклеить по-настоящему, аккуратно, чтобы её могли почитать и другие дети.

(Продолжение следует. В продолжении: значение дидактических игр, театрализованных игр и др.)

www.maam.ru

Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. Ведущим видом деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. В игре ребенок не обучается жить, а живёт своей истинной, самостоятельной жизнью. В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.

Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т. д. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. В силу этого сюжетно-ролевая игра выступает и как средство формирование культуры общения.

В игре происходит развитие важных особенностей мотивационной сферы личности ребенка: во-первых, формируется соподчинение мотивов - подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким; во-вторых, формируются сами общественно-значимые мотивы (например, ребенок принимает на себя малоинтересную для него роль для того, чтобы игра состоялась, не распалась) ; в третьих, в игре возникает новая психологическая форма мотивов - обобщенных и в известной степени осознанных мотивов. Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера.

Необходимо управлять формированием реальных отношений, организуя детей с учетом их интересов и возрастных возможностей. Так, ребенка, который играет индивидуально, можно постараться привлечь к совместной игре со взрослыми или сверстниками, предложив ему игровые ситуации, учитывающие гендерный подход к организации игрового взаимодействия детей. Например:

Можно обратиться к девочке, наряжающей куклу: «У твоей дочки день рождения? А вы будете приглашать гостей? Они будут очень рады вашему приглашению! »;

Мальчику, который один «едет на машине», предложить: «Лена собирается куда-то идти с маленькой дочкой. Спроси её, куда она пойдет. Может быть, ее надо подвезти? »

Ребенку, «ремонтирующему машину», можно сказать: «Кажется, у твоей машины серьезная поломка – может быть шофер Алеша поможет тебе отремонтировать её? » и т. д.

Организация такого рода ситуаций педагогического воздействия на игры детей может быть как частью игрового занятия-тренинга, так и ситуативным психолого-педагогическим сопровождением самостоятельной детской игры. При этом особенное внимание нужно обращать на поддержку интереса к действиям сверстника и установление правил поведения по отношению к нему.

В совместных играх особого внимания требует регулирование взаимоотношений детей. Необходимо специальное обучение детей способам общения в игре через беседы о содержании общения при распределении ролей и игрушек, обсуждении игрового замысла и т. д. У дошкольников можно сформировать четкое представление о социальной субординации и добиться его воплощения в игре посредством обучения моделированию отношений, возникающих между людьми.

Для формирования сюжетно-ролевой игры на каждом возрастном этапе необходим единый комплекс обязательных педагогических мероприятий. Тогда игра способна выступать как механизм социально-личностного развития ребенка и формирования социально-нравственных отношений в группе. Для этого необходимо следующее:

1. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Среда должна содержать элементы проблематизации, т. е. провоцировать детей на формулирование и решение проблемных ситуаций.

2. Планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей. Педагогу важно учитывать, что реальная жизнь – основной источник возникновения игры и ее обогащения. Поэтому нужно обращать внимание детей на те лили иные компоненты социальной действительности, сферы человеческих взаимоотношений.

3. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу дошкольникам игрового опыта традиционной культуры игры. Во-первых, детей нужно научить «входить» в воображаемую ситуацию, понимая ее условность, используя слова «а что, если? », и «как будто». Во-вторых, детей нужно научить осуществлять цепочку игровых действий и объединять их в один процесс, идентифицируя его как содержание игры.

Таким образом, важными условиями всестороннего воспитания личности ребенка является: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми; обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием. Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

www.maam.ru

Заключение…………………………………………………………… …………13

Литература……………………………………………………………………… 14

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо».

У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви и уважения к труду.

Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.

Малыши играют, развиваются, осваивают представления о нравственном поведении, получают определенные эмоции. Взрослые, создавая игровую среду, окружая малыша вниманием и любовью, показывая общение на личном примере, играя с детьми, должны формировать нравственные качества у ребенка.

Но на самом деле этого не происходит: мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость, безразличие.

Таким образом, ребенок, воспитанный в любви и заботе взрослых, тем не менее, не имеет достаточных представлений, чтобы проявить такие нравственные качества, как доброжелательность, заботу, внимание, сопереживание. Вина его равнодушия, нежелания считаться с мнением или действием других, неумения выразить доброту, сопереживание, заботу ложится на нас, взрослых.

Это мы, родители и педагоги,не сумели достучаться до сердца ребёнка и заронить в нём доброту и любовь. Нашавина в том,что роль игры в нравственном развитии не осознается в должной мере. Не всегда соблюдаются и правила организации игры.

Не во всех семьях есть игровой уголок. Не понимая педагогического значения детской игры, взрослые не учитывают, что в игре малыши по-своему осмысливают взаимоотношения людей, знания, приобретаемый опыт поведения. Путем игры можно воспитать черствого, равнодушного человека, а можно - прекрасного, нужного обществу.

Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры внравственномвоспитании детей рассмотрены в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К. Д.Ушинского, Й. Хейзинги и др.

Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л. С.Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Д. Б.Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н. П.Аникеевой, О. С. Газмана, Т. Е. Конниковой, Д. В. Менджериц-кой, И. И.Фришман, Г.1Т. Черного, С. А. Шмакова и многих других.

Таким образом, мнения многих авторов и актуальность проблемы побудили меня к поискуигр, которые будут способствовать нравственному развитию, и при каких условиях формирование нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее.

Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.

Наш детский сад работает по программе «Радуга», которая направлена на решение трёх основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребёнка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяем, в частности, развитии дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам.

Поэтому стала работать над темой: «Воспитание нравственных качеств дошкольника через игру». Определила цель и задачи работы.

Цель – создать условия для формирования в детях доброты, заботы, отзывчивости, стремления оказать помощь, культуры поведения,через игру.

Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий:

Правильная организация и руководство игрой

Правильно сформулированная мотивация

Многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность.

Учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.

Данная цель требовала решения следующих задач:

1. Изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме.

2. Классифицировать игры для воспитания нравственных качеств и подготовить их обеспечение.

3. Создание игровой среды в группе и условий эффективности влияния игры на нравственное воспитание детей.

4. Проведение диагностики по воспитанию нравственных качеств.

5. Повысить компетентность родителей в вопросе нравственного воспитания детей.

6. Повысить личную компетентность в данном вопросе.

При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:

1. Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым.

2. Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье.

3. Общение и совместная деятельность с воспитателем- как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия.

4. Наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель) .

5. Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные -для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками.

6. Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных.

7. Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях) , ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье) .

8. Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:

1.«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. (В этой книге определены цели и задачи нравственного воспитания дошкольников. Это помогло мне определить и поставить нравственные цели и задачи в игровой деятельности) .

2.«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (Я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей) .

3.«Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик (Данное пособие помогло мне вовлечь детей в игру, помочь им понять нравственные нормы и представления) .

4.«Младший дошкольник в детском саду» Т. И. Бабаева (Эта книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств) .

6.«Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольника» Л. Ф. Островская (применила примеры педагогических ситуаций на родительском собрании, что помогло определить уровень нравственного развития в семье) .

7.«Роль игры в воспитании детей» А. П. Усова (Книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников) .

Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение) , стремление оказать помощь, через игру.

Работу по воспитанию нравственных качеств у младшихдошкольников начала во второй младшей группе. В начале года провела диагностику

Таблица 1

Оценка осознания детьми нравственных норм

во второй младшей группе 2009 г.

Критерий

Источник nsportal.ru

Дисциплина для развития нравственности дошкольников

Очень важным элементом формирования нравственных понятий у деток введение дисциплины. Благодаря ей, маленький человек получает чувство безопасности и имеет возможность жить в соответствии со стандартами, принятыми его социальной группой.

Именно за счет дисциплины детки могут развить совесть, которая руководит ими при контроле своего поведения. Период дошкольного возраста – это время начала формирования нравственных понятий у детей.

В то же время это очень важный этап, который представляет собой ступеньку для дальнейшего формирования нравственности у детей.

Нравственное развитие дошкольников по этапам

Моральныенормы в различном возрасте принимаются и выполняются дошкольниками по-разному. Поэтому, психологи выделяют условные этапы нравственного развития детей. Рассмотрим, о чем идет речь.

  1. Самый ранний период детства характеризуется полным отсутствием понимания нравственных норм, а также со сложностями в их исполнении. Маленькие детки не в состоянии подчинятся системе сложных правил, тем более понимать их смысл. Поэтому, на данном уровне развитие нравственности, как таковое, не наблюдается. Но, этот период является фундаментальным в плане подготовки к следующему, именно он дает начало моральности ребенка. Примерно с одного года жизни крохеуже нужны некоторые дисциплинарные ограничения, которые подготовят к введению остальных правил, ведущих к пониманию нравственных норм.
  2. На следующем этапе нравственного развития, примерно в возрасте 2-3 лет крохауже легко подчиняет свою волю и поступки введенным родителями нравственным ограничениям и правилам. Но он это делает еще не осознанно, не имея понимания о истинном смысле существования моральныхнорм и понятий. Единственным мотивом, который может толкать ребенка на данном этапе к выполнению установленных родителями правил – понимание последствий негативных поступков. Плохим или хорошим малышисчитают кого-то не потому, что у них уже сформировалось оценочное суждение, а потому что так говорят родители.
  3. Третий этап нравственного развития дошкольников – это пиковая фаза, которая приходится на возраст 3-6 лет. На данном этапе у ребенка уже начинает формироваться оценочное суждение, дошкольник начинает осознавать необходимость следовать нравственным нормам не только потому, что ему так сказали родители, но он сам понимает смысл своего поведения. Чадоучиться расценивать свои поступки и слова, на основании чего у него может появляться чувство вины, если его поведение не соответствовало нравственным нормам, которые приняты в том обществе, которое его окружает.

В старшем дошкольном возрасте чадоимеет знания о том, что является хорошим, а что плохим, и в то же время он рассуждает о том, что плохо поступать нельзя. У крохина смену эгоцентрическому пониманию мира приходит гуманистическое.

Дошкольник способен на такие чувства как сострадание, сопереживание, дружеская поддержка и верность. В старшем дошкольном возрасте впервые чадопознает чувство справедливости, начинает ставить себя на место других людей.

Сюжетно-ролевые игры для нравственного развития дошкольников

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – это игра. Игры могут быть различными – коллективными, одиночными с участием игрушек или других атрибутов или без них. Именно поэтому игры используются для всестороннего развития детей, в том числе и нравственного.

В старшем дошкольном возрасте малышамичасто практикуются сюжетно-ролевые игры, в которых они копируют увиденные в жизни взрослых поведенческие модели.

Роль взрослых состоит в том, чтобы всячески способствовать инициативе несмышленышейи самим быть инициаторами сюжетно-ролевых игр.

Роль семьи в нравственном развитии дошкольника

Семья играет решающую роль в формировании нравственных норм и их понимания ребенком. Семья начинает влиять на будущую духовность, моральность и нравственность ребенка еще задолго до того момента, когда он скажет свое первое слово.

Подсознательная память младенцев содержит немало информации о том, как поступали их родители, и при определенных условиях все эти сведения начнут проявлять себя в поступках. Семья на всех этапах развития малышаоказывает огромное, решающее влияние!

Моральныенормы и поведенческие модели устанавливаются в семье. Именно родители и их взаимоотношения формируют будущее поведение ребенка и восприятие мира. Семейные взаимоотношения оказывают влияние на взаимоотношения ребенка с окружающими детьми.

Негативный пример в семье также может отложить отпечаток на нравственности ребенка. Но, проблема в том, что многие родители, стремясь оградить свое чадо от негативного влияния, позволяют себе нравственно неприемлемые поступки втайне от дошкольника.

Естественно, рано или поздно чадостановится свидетелем такого поведения, и в результате родители рискуют пошатнуть свой авторитет в глазах ребенка. Несоответствие слов родителей и их действий – это ошибка, которая может иметь крайне негативные последствия.

Поэтому, важно чтобы родительские нравственные требования и правила в отношении дошкольников, в первую очередь выполнялись ими – только так вы сможете научить ребенка.

Какие нравственные уроки могут преподнести родители дошкольнику?

Давайте рассмотрим краткий список вещей, которым можно научить ребенка в дошкольном возрасте. Все это способствует формированию моральногооблика личности.

  • Покажите на своем личном примере, что нужно любить животных, задействуйте малыша в уходе за питомцем и учите его тому, что у него есть такие же чувства, как и у вас. Любовь ко всем живым существам – это основа гуманистического восприятия мира.
  • Покажите своему сыну или дочкена собственном опыте, что быть щедрым – это приятно и интересно, а жадность- осудите.
  • Научите малышаговорить во всех случаях правду, поиграйте в игры с соответствующим сюжетом. Обратите внимание дочки или сыночкана героев мультфильмов, которые лгали, и ни к чему хорошему это не привело.
  • Показывайте своему крохеправила хорошего тона – здоровайтесь, благодарите, уступайте место в общественном транспорте.
  • Всегда внимательно слушайте своего непоседуи смотрите ему в глаза – это поможет вам научить его не перебивать и не вмешиваться в чужой разговор.
  • Если помимо дошкольника у вас есть младшие детки, научите ребенка защищать их и заботиться о них.
  • Будьте осторожны в своих оценочных суждениях – вы являетесь эталоном для дошкольника, который впитывает всю информацию, как губка.
  • Не стоит скрывать от сыночка или доченькисвои эмоции – наоборот, научите дошкольника справляться с негативными чувствами на собственном примере.

Нравственное развитие дошкольников – это очень важный этап в формировании личности ребенка. Важно чтобы родители и педагоги со всей ответственностью подошли к этому вопросу.

Для полноценного развития нравственности необходим комплекс мероприятий, ориентированных на это. Личный пример родителей и самое главное – благоприятная и здоровая эмоциональная атмосфера в семье.

© 2015, Сосед-Домосед. При републикации активная ссылка обязательна. Все права защищены.

Материал sosed-domosed.ru

Игра, как средство нравственного воспитания дошкольника

В. А. Сухомлинский Перед нами стоят, следующие задачи по нравственному воспитанию детей:1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.2.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его.3. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.4.

Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.5. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.6.

Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.7. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков - стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек - скромность, заботу о других) .8.

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.9. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.10. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.11.

Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества) , формировать бережное отношение к ней.12. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов. Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

1. Игра, как эффективное средство нравственного воспитания.

Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера) , ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям.

Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка с взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка.

Игра - как ведущий вид деятельности дошкольника, вызывает в его психике качественные изменения (о которых было упомянуто выше) . Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Таким образом, - человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Известно такое многообразие игр дошкольников, что необходимо структурировать наши знания, - в противном случае возникнет путаница.

Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

1. Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:

Сюжет - то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений) .

На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.

В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам , требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

2. Дидактические игры - это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила , т.е. дидактические игры, применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер) . Дидактические игры имеют цель , т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

Познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;

Воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях , которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Важной особенностью игры являются игровые правила , которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Взрослый организует игру и направляет ее - он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается.

Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.

У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.

3. Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях.

Отличительная черта подвижных игр - их эмоциональность (нельзя допускать монотонность) . Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.

Предлагаем вашему вниманию еще один вид игр, который вызывает интерес у дошкольников. Возможно, этот вид игр не так широко используется детьми (в силу того, что требует специального вмешательства взрослого) , но их педагогическая ценность неоспорима.

Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов) . Различают игры и по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения играющих на группы (команды) и с разделением на группы.

4. Театрализованные игры (игры драматизации) - делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей.

Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных) .

Вывод.

Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.

Воспитатель

Источник mdou231.edu.yar.ru

Цель: уточнить понятие слова «доверие», воспитывать желание самому быть верным своему слову, не обманывать, не подводить других.

Материал: круг, разделённый на сектора, где вписаны начала предложений; карандаш, стрелка.

Ход дидактической игры: поставить карандаш в центр круга, раскрутить стрелку; продолжить предложение, на которое укажет стрелка, объяснить его.

Игра «Тайна мирного дома»

Цель: учить детей строить отношения в семье и обществе, основываясь на светлых , помогать близким, заботиться о них.

Материал: домик с окошками - стихами из священного писания - у педагога (целостная картинка), такие же домики, но разрезанные на фрагменты, у детей.

Ход игры: педагог читает стихи из священного писания в окошках домика, поясняет своими словами, о чём в них говорится; дети должны выложить фрагменты дома так, чтобы получилась целостная картинка.

Игра « Что из созданного Богом Вам кажется самым важным »

Цель: закрепить знания библейского повествования о сотворении мира, довести библейскую идею о красоте и целесообразности мира, необходимости заботиться о нём.

Материал: картинки, отображающие живую и неживую природу.

Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть картинки и выбрать то, что, по их мнению, самое важное из созданного Богом. Объяснить свой выбор. Подвести к пониманию того, что в мире всё красиво и целесообразно, одно без другого не может существовать. Предложить подумать о том, что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить этот мир.

Игра « Я могу помочь другим »

Цель: учить детей строить отношения в семье и обществе, основываясь на светлых евангельских идеях любви и милосердия, помогать близким и товарищам, заботиться о них.

Материал: круг, разбитый на сектора, с изображением предметов; карандаш, стрелка.

Ход игры: нужно положить стрелку в центр круга и зафиксировать её с помощью карандашного грифеля так, чтобы она смогла свободно двигаться вокруг него. Раскрутить стрелку щелчком. Исходя из указанного стрелкой предмета рассказать, что хорошего ребёнок может сделать в этом случае. Например: стрелка указывает на веник, ребёнок может рассказать о том, что он мог бы помочь маме и т.д.

Игра « Божии заповеди »

Цель: закрепить нравственное содержание заповедей Божиих; воспитывать у детей желание жить, руководствуясь заповедями.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: предложить детям определить, какой заповеди соответствует сюжет картинки, а какие картинки отображают нравственные правила, придуманные людьми.

Игра « Камень мудрости »

Цель: учить детей контролировать своё поведение при общении с другими людьми.

Материал: красивый камень среднего размера.

Ход игры: педагог сообщает детям, что у неё в руках - камень мудрости. Каждый, кто возьмёт его, может говорить всё, что захочет, но только до тех пор, пока он не перейдёт к следующему ребёнку по сигналу воспитателя. Все остальные дети в это время должны молчать и слушать говорящего.

Анализ: в конце игры воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: нравится ли детям, если их перебивают; что они чувствуют, когда хотят что-то сказать, а в это время товарищи разговаривают; что они чувствуют, когда их все внимательно слушают.

Игра « Путь доверия »

Цель: , развивать любознательность, тактильное восприятие.

Материал: колокольчики для каждого второго ребёнка, повязка для глаз.

Ход игры: дети разбиваются на пары, один из них «поводырь», другой - «слепой». «поводырь» должен провести «слепого» так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно, время от времени делая паузы, чтобы «слепой» мог потрогать препятствие. «Поводырь» предупреждает об опасности звонком колокольчика.

Анализ: педагог спрашивает у детей: как они чувствовали себя, когда были «слепыми»; бережно ли вёл их «поводырь»; осознавали ли, где они находятся; что лучше - вести или быть ведомым.

Игра « Ночной поезд »

Цель: помочь детям овладеть , действовать слаженно, с полным доверием друг к другу.

Материал: повязки на глаза.

Ход игры: педагог напоминает, что скоро Рождество, и дети одного маленького города ждут подарки, которые привезёт поезд. Но он поедет ночью через тёмный заснеженный лес, а фары есть только у локомотива. Назначается ребёнок - «локомотив», часть детей - «вагончики», другая часть - «деревья». «Деревья» должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места, они не должны двигаться, но могут издавать тихое «ш-ш-ш…» в момент, когда «локомотиву» угрожает столкновение с деревом. Дети составляют поезд, положив руки на плечи впереди стоящего, «вагончикам» завязывают глаза. «Локомотив» везёт вагоны с подарками, осторожно проезжая мимо деревьев.

Игра « Мой небесный покровитель »

Цель: ; воспитывать желание совершать добрые дела, не требуя похвалы; развивать связную монологическую речь.

Материал: репродукции изображений святых.

Ход игры: ребёнок находит изображение своего святого, называет его и рассказывает о ярких фрагментах его жизни.

Дидактическая игра-импровизация « Кто стучит »

Цель: , образное мышление, фантазию; активизировать словарь; учить прислушиваться к звукам окружающего.

Ход игры: для импровизации ребёнку предлагается тема «Природа, природные явления», исходя из которой он строит свой ответ. Воспитатель может использовать литературные произведения, где описываются природные звуки и явления. Проводится сравнение вариантов ответов и их обсуждение. Например, ключевые выражения: «тихо стучит», «громко стучит», «поздно стучит».

Воспитатель . Тон. Тон. Тон. Отворите дверь! Кто так тихо стучит? (Вариант ответа ребёнка.) Это я, кленовый лист. Тон. Тон. Тон. Отворите дверь! Кто так громко стучит? (Вариант ответа ребёнка.) Это я, горный ветер. Тон. Тон. Тон. Отворите дверь! Кто так поздно стучит? (Вариант ответа ребёнка.) Это я, лунный свет.

Игра « Доскажи и покажи »

Цель: , диалогическую речь, умение соотносить смысл фразы с действием; подготовить к тому, чтобы в сложных жизненных ситуациях ребёнок смог сделать правильный выбор.

Ход игры: воспитатель начинает фразу, а ребёнок заканчивает развёрнутым ответом и имитирует его движением.

Если кто-то отдыхает, то…? (надо вести себя тихо, не шуметь, ходить на цыпочках… Ребёнок показывает всё сказанное в движении.)

Если заблудишься в лесу, то…?

Если кто-то плачет, то…?

Если засохла земля, то…?

На улице зима, ты собираешься на прогулку, то…?

Если кто-то провинился, то…?

Дидактическая игра-сказка « Любопытная сорока »

Цель: дать детям понятие о любопытстве как невоспитанности и пороке; развивать связную речь и мышление.

Материал: сказка «Любопытная сорока» Р. Киркоса.

Ход игры: беседа с детьми:

В каких случаях возникают и задаются вопросы? (Во время изучения чего-либо; в диалоге с целью какого-то действия, работы; для оказания помощи в чём-то…)

Бывают ли хорошие и плохие вопросы? Почему? (Ответы детей.)

Почему любопытство считается плохой чертой характера и вредит другим? (От любопытства возникают пустые, не приносящие какой-либо пользы вопросы и разговоры. Это часто нарушает чужую тайну и считается человеческим пороком.)

Чем любопытство отличается от любознательности? (Любопытный интересуется чужой жизнью, чужими тайнами, это грех и невоспитанность. Любознательный обучается чему-либо, приобретает знания, развивает свои способности на пользу себе и другим.)

Игра « Мяч »

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, расширение словарного запаса; воспитание послушания.

Материал: мяч.

Ход игры: прочесть детям стихотворение С. Маршака «Мяч». Беседа с детьми:

Какими словами в стихотворении мальчик описывает свой мяч?

Какие действия совершает мяч в стихотворении?

На образном примере мяча нужно объяснить детям, какая беда может случиться от поспешности, торопливости и непослушания.

Вариант игры: называем слово и предлагаем детям подобрать к нему группу слов, подходящих по смыслу.

Быстрый - (ум, бег, ответ).

Жёлтый - (цвет, лист, цыпленок, закат).

Вариант игры: на каждый удар мяча (можно его перебрасывать из рук в руки) называются поочерёдно слова одного разряда, например: цветы, животные, деревья, птицы и т.д.

«Игры, развивающие общение и нравственно-волевые качества дошкольников»

Выполнила: Фур О.Н

Психолог ГДО

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………...................................... 3

2. Игры, развивающие общение дошкольников …………………………..5

3. Игры, развивающие нравственные и волевые качества дошкольников…………………………………………………………………13

4.Список литературы………………………………………………………….20

Пояснительная записка

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

Усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Игра позволяет воспитателю завоевать доверие и расположение детей. Она очень нравится малышам, потому что отвечает их основным потребностям. Во-первых, это потребность в движении. Известно, что маленькие дети большие непоседы, бегать им гораздо проще, чем ходить, а труднее всего усидеть на месте. Эта игра позволяет без особых ограничений бегать и прыгать. Удовольствие от движений приводит детей в прекрасное расположение духа. Во-вторых, удовлетворяется потребность в общении и доброжелательности взрослого. Тот факт, что воспитатель играет с ними на равных, вместе с ними смеется, снимает напряженность, вселяет в детей бодрость и жизнерадостность. И, наконец, в-третьих, в игре удовлетворяется потребность детей в новых приятных впечатлениях. Это впечатление от художественного слова, от воображаемой жизненной ситуации, так хорошо знакомой малышам.

Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, что способствует нравственному воспитанию ребенка.

Представленные игры являются эффективным средством развития общения и нравственно-волевые качества дошкольников

В основе игр лежат следующие принципы:
- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;

- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;

- органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

- единство обучающих и воспитательных воздействий.

В ходе игр решаются следующие задачи:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками;

Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых;

Учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его;

Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям. Учить помогать им;

Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность;

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;

Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д;

Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков - стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек - скромность, заботу о других);

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;

Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности;

Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение;

Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.

2. Игры, развивающие общение дошкольников.

С кем я подружился

Возраст: 3-5 лет.

Необходимое оборудование: коробка с отверстиями по - размеру детской руки.

Ход игры.

Участники засовывают в отверстия коробки каждый по одной руке. Рука одного ребёнка находит руку другого ребенка и тщательно ощупывает ее, задача игроков - запомнить ощущения. После этого ребенок должен угадать, чью руку он трогал в коробке. Обмениваться словами или другими речевыми сигналами запрещено.

Примечание. В игре участвует столько человек –сколько отверстий в коробке.

Узнай по хлопку

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: развитие навыков неречевой коммуникации.

Ход игры.

Выбирается водящий, который садится спиной к игрокам. Игроки сначала хлопают в ладоши один раз и называют свое имя. Водящий внимательно слушает и старается запомнить, кто как хлопает. Затем игроки продолжают хлопать; но уже не называясь. Водящий должен угадать, кто произвел хлопок.

Смелые –трусливые

Возраст: 2-4 года.

Цель игры: развитие коммуникативной чувствительности ребенка.

Ход игры.

Жизнь в лесу

Возраст: 4-5 лет.

Цель игры:

Ход игры .

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей): Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

Добрые эльфы

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: организовать детей, сблизить их друг с другом, развивать навыки неречевой коммуникации.

Ход игры .

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя ):

Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...

Разыгрывается бессловесное действо.

Раздувайся пузырь

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: способствовать налаживанию взаимоотношений между детьми и с взрослым.

Ход игры.

Ведущий предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а взрослый ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть!» Ведущий берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но так, чтобы его слышали все, он предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего ребенка принять участие в игре. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они заразятся ею и тоже захотят быть в коллективе.

Когда все дети будут приглашены, образовывается длинная цепочка. Взрослый берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! - говорит взрослый. - А теперь давайте сделаем маленький кружок».

Вместе с ведущим дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!!!

Получается большой растянутый круг. Ведущий входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру).

После этого игра начинается сначала, т. е. опять раздувается пузырь. А закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, взрослый говорит: «Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели...» Дети разбегаются в разные стороны.

Кто к нам пришел?

Возраст: 4-6 лет.

Цель игры: организовать детей, сблизить их друг с другом, обогатить игровой и социальный опыт.

Ход игры .

Ведущий рассаживает детей на стульчики и сообщает, что к ним сегодня в гости будут приходить разные животные, а какие именно - об этом они должны догадаться сами. Он вызывает двух-трех детей (наиболее смелых и находчивых), отходит с ними в сторонку и тихонько, так, чтобы не было слышно остальным, договаривается, какого гостя будет изображать тот или иной ребенок. Взрослый помогает каждому из них найти движения, соответствующие его роли, а также звукоподражания. Устанавливает очередность их выхода.

Вернувшись к остальным детям, ведущий объявляет; «Вот идет первый гость, кто к нам пришел, покажись!» Выходит первый гость. Если это собачка, ребенок подражает ее лаю («гав-гав-гав») и машет сзади рукой будто хвостиком, если котенок- мяукает и ложится на ковер на спинку, если петух - гордо поднимает голову, машет согнутыми руками-крылышками и громко кричит «кукареку!», а если пришла козочка - выставляет рожки и прыгает.

Дети отгадывают, кто к ним пришел, и ласково, приветливо принимают гостя. Ведущий старается дополнить образ животного, активизировать воображение всех участников игры и дает пример приветливого отношения к гостю: «Какая замечательная собачка к нам пришла, какие у нее ушки, какой носик...» и т. д. Поиграв с собачкой, дети усаживают ее на стульчик. Раздается стук в дверь, и появляется следующий гость. После встречи третьею гостя взрослый подзывает к себе других детей и распределяет между ними роли.

Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли гостя.

В дальнейшем игру можно проводить иначе. Ведущий раздает детям предметные картинки, на которых изображены знакомые им животные или птицы: ворона, воробей, утка, гусь, собака, кошка, свинья, корова, лошадь и т. д., причем некоторые картинки могут повторяться. Положив свои картинки на стульчики изображением вниз, дети по очереди подходят к ведущему и сообщают, что изображено. Взрослый подсказывает ребенку движения, соответствующие образу, и помогает войти в свою роль. В остальном игра продолжается так, как описано выше.

3.

Пожарные

Возраст: 3-5 лет.

Цель игры: развитие волевых качеств ребенка.

Необходимое оборудование: шведская лестница, колокольчик.

Ход игры.

На самом верху шведской лестницы крепится колокольчик. Дети делятся на две команды. Игрок каждой команды - пожарный, которому надо вскарабкаться по лестнице на самый верх и позвонить в колокольчик. Выигрывает та команда, все участники которой первыми выполнят задание. Игра начинается по команде ведущего.

Плохое и хорошее

Возраст: 3-6 лет.

Цель игры: научить детей видеть разницу между плохим и хорошим, различать положительные и отрицательные качества характера.

Ход игры.

Детям предлагается вспомнить, с какими хорошими и плохими персонажами им доводилось встречаться в сказках. Затем выбираются два «контрастных» героя (например, заяц и лиса). Дети должны сначала назвать черты характера положительного персонажа и свойственные ему поступки, а потом описать характер и поведение отрицательного героя. Важно, чтобы дети определили, какие из качеств человека можно изменить, а какие нельзя.

Примечание. Чем старше дети, тем проще взрослому перевести разговор с персонажей на самих игроков, помочь детям проанализировать свои положительные и отрицательные качества. Задача - развить в детях самокритичность. Однако необходимо помнить, что дошколята еще не способны оценивать себя объективно, у них завышенная самооценка, но это нормально.

Мостик

Возраст: 3-5 лет.

Цель игры: развить взаимное доверие в детях, привить им чувство взаимовыручки.

Необходимое оборудование: любой плотный платок или шарф.

Ход игры.

Игра проводится в парах. В каждой паре одному из участников завязывают глаза. Задача другого участника - провести партнера по тонкому мостику (сделанному из полосок бумаги) над воображаемой глубокой пропастью. Для усложнения задания можно создать различные препятствия на пути игроков. Например, в мостике может не хватать звеньев, и тогда нужно либо делать широкий шаг, либо прыгать. Или пусть низко свисают лианы - тогда, проходя под ними, вы будете пригибаться к земле или проползать.

Затем пары меняются так, чтобы все участники побывали и в роли ведущего, и в роли ведомого.

Ветер и солнце

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: научить детей достигать своих целей, мягко воздействуя на партнера, убеждая его с помощью ласки, а не агрессии, относясь к нему с уважением и вниманием.

Ход игры.

Ведущий рассказывает детям притчу, в основе которой лежит басня Эзопа.

«Однажды Ветер и Солнце поспорили, кто из них сильнее, Чтобы разрешить спор, решили они помериться силами. А в это время шел по дороге человек. Ветер сказал: «Посмотри, как я сейчас сорву с путника плащ». И начал он дуть, что было сил. Но чем сильнее старался ветер, тем больше путник закутывался в свой плащ. Ветер злился и осыпал человека дождем и снегом. А тот продолжал кутаться и ругать непогоду.

Солнце, видя, что у ветра ничего не получается, вышло из-за облаков. Улыбнулось, обогрело намокшего и замерзшего путника. Почувствовав тепло, человек сам снял плащ и поблагодарил солнце.

«Вот видишь, - сказало Солнце Ветру, - лаской и добром можно добиться гораздо большего, чем гневом и силой».

После того как дети прослушали притчу, им предлагается встать в круг и взяться за руки. Среди игроков выбирается водящий, который располагается в центре круга. Задача водящего - выйти из круга. Для этого он должен попросить кого-нибудь из стоящих в круге выпустить его. Если водящему удалось уговорить кого-либо из участников, то этот участник занимает место водящего и т. д.

Репка

Возраст: 3-5 лет.

Цель игры: научить детей взаимодействовать друг с другом, развить у них чувство взаимопомощи и справедливости.

Необходимое оборудование: небольшая игрушка «репка».

Ход игры.

Детям предлагается вспомнить сказку «Репка». Ведущий помогает ребятам (если это необходимо) распределить роли. Далее дети вместе с ведущим действуют по сценарию сказки.

Ведущий рассказывает: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить. Тянет-потянет, вытянуть не может». После этого ведущий задает вопрос: «Что же делать деду?» Дети отвечают: «Позвать бабку!» Ребенок, исполняющий роль деда, зовет бабку. Так продолжается до тех пор, пока не будут задействованы все персонажи сказки. Когда репка будет выдернута из грядки, ведущий спрашивает, что же теперь делать с репкой. Дети (или ведущий) предлагают поделить репку поровну между всеми участниками игры.

Примечание. В качестве репки можно использовать мешочек со сладостями.

Подарок

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: научить детей проявлять внимание и щедрость по отношению к окружающим.

Ход игры.

В группе детей выбирается водящий - предполагаемый именинник. Ведущий предлагает детям немного пофантазировать и подобрать подарок имениннику. Подарок может быть любым, даже необычным, фантастическим. Водящий внимательно выслушивает участников и затем говорит, какой подарок ему действительно хотелось бы получить.

Лохматый пес

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: воспитание у детей выдержки, способности преодолевать свою робость и соблюдать некоторые элементарные правила.

Ход игры.

На земле чертится кружок. Это дом для лохматого пса. На расстоянии 2-3 шагов от него проводится черта, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15-20 шагов рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от лохматого пса. Одному из детей поручается роль лохматого пса - он идет в свой дом и ждет, пока дети придут к нему. Ведущий подводит детей к черте их дома и выстраивает в шеренгу. Сначала ведущий сам ведет шеренгу детей, задавая направление и темп движения, и произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют все дети:

Вот сидит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он сидит,

То ли дремлет, то ли спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет!?...

Под этот текст все дети, взявшись за руки, подкрадываются к черте рядом с домом пса. На последние две строчки они протягивают руки и дотрагиваются до него. Пес в это время не должен шевелиться: сидя с закрытыми глазами, он позволяет погладить себя. Вдруг, неожиданно для детей, пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них, а когда все убегут за черту, возвращается в свой дом. Каждый ребенок, выбранный на эту роль, выполняет ее не более двух раз, после чего выбирается новый пес.

Правила игры:

Не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст;

Пес не шевелится и не открывает глаза до тех пор, пока его не тронут;

Бежать в свой дом и спасаться можно только после того, как пес залает.

Выполнение этих правил приучает детей к выдержке и организованному поведению в коллективе.

Смелые мышки

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры - воспитание у детей выдержки, формирование самоконтроля (в четкости выполнения правил), способности преодолеть свою робость.

Ход игры.

Игра начинается с организации игрового пространства, в которой активно участвуют сами дети: они ставят стульчики для всех участников. Впереди перпендикулярно к линии стульчиков проводятся две черты на расстоянии примерно 20 шагов; напротив стульчиков рисуется дом для ловушки ("кота"). После этого все дети садятся на приготовленные стульчики. Ведущий выбирает из них 5-6 человек на роль мышек, а одного - на роль кота. Мышки становятся у черты, а кот занимает свое место в доме. С началом стихотворного текста, который произносит воспитательница вместе со всеми детьми, мышки делают несколько шагов по направлению ко второй черте. Произносится следующий хорошо известный текст С.Я. Маршака:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз – два – три – четыре –

Мыши дернули за гири... (Остановившись примерно в середине пространства между двумя чертами, мыши делают движение руками, будто дергают за гири, а дети на стульчиках хлопают в ладоши).

Вдруг раздался страшный звон! (... продолжительная пауза...)

Убежали мыши вон!

С последними словами, которые произносятся резко и неожиданно, мыши убегают, а кот их ловит. Спасаться от кота мыши могут за любой чертой, двигаясь либо назад, либо вперед (по своему выбору). Ловить их кот может только в пространстве между двумя чертами. Пойманными считаются только те мышки, до которых кот дотронулся (хватать и тащить детей нельзя).

Сразу же производится оценка действий мышей и кота: это один из главных моментов игры. Дети на стульчиках, выполняющие роль жюри, вместе с ведущим отмечают, какие мышки были смелые, кого кот поймал, хороший ли был кот, не нарушил ли кто-нибудь правила игры. Ведущий, задавая наводящие вопросы, должен помочь детям заметить все нарушения правил и поощрить тех детей, которые вовремя начали бежать и четко выполняли все правила. После этого выбираются новые мышки и кот и игра повторяется сначала.

В первый раз эту игру лучше проводить в помещении, где меньше отвлекающих воздействий и легче сосредоточиться. В дальнейшем, когда дети усвоят правила игры, ее можно проводить на улице.

Список литературы:

1.Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. -207 с.

2.Беляков, Е. А. 365 развивающих игр /сост. Беляков Е. А. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 1998. - 304 с.

3.Григорьева А.А., Андреева Л.Д.

Роль игры в нравственно-волевом воспитании детей старшего

дошкольного возраста.-М.: 2001.- 236с.

4.Латий, Е. А. 365 игр и затей для маленьких детей [Текст] / Е. А. Латий. – М.: ЭКСМО, 2002. - 752 с.

5.Детская психология [Электронный ресурс]. - http://psyparents.ru/

С помощью игр у детей можно развить память, речь или физическую выносливость. А ещё существуют игры, благодаря которым ребёнок узнает, что такое дружба, честность и взаимовыручка.

Примерно с 2-3 лет малыш начинает воспринимать себя как личность и очень важно начать объяснять ему в это время такие понятия, как добро и зло. Ведь от того, что будет заложено ребёнку в этом возрасте, зависит его дальнейшее восприятие мира, отношения с людьми и его цели в жизни.

Влияние родителей - самая важная часть воспитания нравственности у ребёнка

Добрые дела

Ребенок в игровой форме познакомится с понятием доброты.

Сделайте коробочку с отверстием, напишите на ней: «Добрые дела». Вырежьте яркие сердечки. В конце дня предложите своему ребёнку опустить в коробочку столько сердечек, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется вспомнить, разберите вместе с ним его добрые поступки.

Плохие поступки

Игра учит малыша анализировать свои поступки, отличать плохие дела от хороших.

Вырежьте противные чёрные кляксы и дайте малышу мешок. Пусть он сложит в него кляксы по числу свои плохих поступков за день. Также ребёнок должен оставить в мешке все свои негативные эмоции - грусть, обиду, ненависть и зависть. Когда вы пойдёте гулять с малышом, не забудьте дать ему выкинуть этот мешок.

Хорошие слова

Игра помогает выражать свои чувства и быть дружелюбнее.

Дети садятся и берутся за руки. Им даётся задание - глядя соседнему ребёнку в глаза, сказать что-нибудь хорошее о нём. Малыш, принимающий комплименты, говорит: «Спасибо». В свою очередь, он также должен похвалить своего соседа. Обязательно помогите ребёнку, если ему сложно выразить свою мысль или подобрать слова.

Трехлетний кроха может отличить хороший поступок другого малыша от плохого. Десятилетний ребёнок уже понимает необходимость соблюдения общепринятых принципов поведения, а с 13 лет - может сам оценить поступки других людей и действовать на основании усвоенных норм морали.

Мы едем отдыхать

Игра прививает ребёнку самостоятельность и внимание к своей семье.

Для игры нужны три коробки, а также много карточек с изображением взрослой и детской одежды, белья, обуви и головных уборов. Скажите детям (ребёнку), что семья едет на тёплое море и надо как можно быстрее собрать три чемодана с вещами - папе, маме и ребёнку. Второй вариант - семья едет отдыхать на север. И пусть дети комментируют свой выбор.

Помоги дедушке

Игра помогает привить чуткость, отзывчивость и уважение к старшим.

Играть в эту игру можно дома и на свежем воздухе. Дети разбиваются на пары. Один из них дедушка и ему завязывают глаза, другой - внук (внучка). Внукам объясняют, что дедушка старенький. Он плохо видит, слышит, у него болят ноги, его надо перевести через улицу и обращаться к нему вежливо. «Пожилого человека» можно брать за руку, а можно идти рядом и помогать словами. Поставьте на пути следования препятствия, например, стулья. Выигрывает тот, кто первым приведет дедушку к финишу, при этом оставаясь самым тактичным.


Цветик-семицветик

Игра заставляет малыша анализировать отношения с другими людьми и события окружающего мира.

Подготовьте для детей (ребёнка) цветок, на лепестках которого написаны слова. Задача ребёнка - придумать конец предложения, написанного на лепестке.

На лепестках можно написать следующее:

Я не такой, как все потому, что…

Я стараюсь помогать маме потому, что…

Мой любимый герой ….потому, что…

Когда я хочу с кем-то познакомиться, я делаю…..

Анастасия Эльмурзаева
Сборник дидактических игр для развития нравственных качеств личности

Дидактические игры способствуют развитию познавательных процессов. В данном сборнике представлены , дидактические игры , которые способствуют развитию

нравственных качеств личности (доброжелательности, дружелюбия, взаимопомощи, бережного отношения к окружающему) у детей старшего дошкольного возраста. При подборке игр учитывались возрастные особенности детей старшего

дошкольного возраста. Каждая дидактическая игра содержит цели , руководство для

проведения, описание материалов, какие нужны для проведения игр, некоторые игры

снабжены схематическими изображениями, картами, схемами. Содержание игр

позволит воспитателям ДОУ уточнить и закрепить знания детей, развивать их познавательные процессы.

Дидактические игры обладают богатейшими возможностями для развития у дошкольников таких качеств личности , как доброжелательности, дружелюбия, взаимопомощи, бережного отношения к окружающему.

Дидактические игры способствуют закреплению, расширению и углублению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях по всем разделам программы обучения в ДОУ, вне занятий, в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми.

Игры на развитие доброжелательности

Доброжелательность – стремление человека быть открытым другим людям.

Словарь Ожегова

Воспитание доброжелательности должно проявляться во всем. Мы довольна часто говорим, друг другу различные слова , к примеру : желаю тебе счастье добра. В этих сказанных словах проявляется не просто вежливость. Выговаривая эти слова, мы можем проявить свою сущность, и в этом нашим детям помогают дидактические игры , которые формируют у них правильное отношение к явлениям общественной жизни. С малых лет необходимо приучить ребенка уметь видеть окружающие чувства, и научить ребенка чувствовать.

Ласковые имен

Цель : воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.

Материал : мяч

Игровые действия : все встают в круг.

Игровые правила : побеждает игрок, назвавший больше ласковых имен.

Ход работы

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Ласковые имена» . Для этого все дети встают в круг. Выбирается ведущий, он бросает игроку мяч, ласково называя его по имени.

Чудо-дерево

Цель качеств у детей

Материал : корзина, зеленные листочки

Игровые действия :дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле

Ход работы

Воспитатель предлагает следующую ситуацию

Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его!

Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы :

Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать кого-то и улучшить настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга?

Жизнь в лесу

Цель : формировать доброжелательных качеств у детей , учить выражать свое отношение при помощи жестов.

Игровые действия :чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ) . Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ) .

Игровые правил : дети не должны разговаривать между с собой.

Ход работы

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей) . Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно , следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой

Публикации по теме:

Ценность народного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей.

Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств дошкольника» формирование нравственных качеств дошкольника Нравственность –правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые.

Консультация «Роль театрально-танцевального костюма в формировании социально-нравственных качеств личности дошкольника» Программное обеспечение: 1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Гербовой В. В., Комаровой.

Возраст от 4 до 7 лет психологи называют возрастом «моральных реалистов», в этом возрасте общепринятые нормы поведения принимаются детьми.

В соответствии с планом работы Учреждения на 2014-2015 учебный год одним из целевых ориентиров Учреждения было: Развитие морально-нравственных.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: