Занятия детей с рождения в домах ребенка. Раннее развитие ребенка: с чего начать? Кормление – залог здоровья

В настоящее время существует великое множество всевозможных развивающих игр и методик для детей – от бэби-йоги до чтения с пеленок. Родители могут выбирать любые элементы разных направлений развивающих занятий в соответствии с потребностями своего ребенка и собственными педагогическими задачами (что хотим достичь в итоге).

В этой статье вы найдете краткое описание малой части возможных методик, так как мы старались выбрать максимально простые, доступные, физиологичные и эффективные детские развивающие занятия. Именно такие родители чаще всего сами выбирают для своих деток. Доверяйте своей интуиции и смотрите на реакцию ребенка, не перегружайте его. Пусть развивающие занятия с ребенком принесут только радость вам обоим!

Когда начинать занятия

Идеальное время для развивающих занятий с ребенком первых месяцев жизни – это время, когда ребенок сыт, доволен и не хочет спать . Новорожденный, как правило, либо находится в состоянии голода, либо спит. К тому же первый месяц проходит адаптация семьи к новому режиму существования, мама учится заботиться и понимать своего ребенка. Поэтому обычно развивающие игры и занятия родители могут начать со второго месяца жизни малыша .

Послеобеденное время хорошо подходит для развивающих занятий. Полный список развивающих занятий и игрушек для каждого возраста вы найдете в нашем «Руководстве … ».

Развивающие игрушки

Игрушки для детей первых месяцев нужны совсем простые – легкие, звучащие, интересной фактуры, из натуральных материалов.

Одна из любимых звучащих игрушек - маленький колокольчик (например, валдайский). Детки готовы подолгу прислушиваться к его звону и следить за ним глазами.

Для обучения малыша владению своими ручками, подойдет легкая погремушка с колечком, которую ребенок сможет сам взять в руку. Постепенно он начнет связывать шуршание погремушки с движениями руки. Игра с массажным шариком помогает раскрытию ладошки.

Прекрасная русская народная погремушка из бересты - шеркунок . Вкладывая ее в ручку младенца, мы вырабатываем у него правильный захват с отведением большого пальца. Тихий шуршащий звук развивает слух и успокаивает малыша. Натуральный материал имеет интересную разнородную фактуру . Береста имеет свой приятный запах и вкус, отличный от одинакового примитивного вкуса и запаха пластиковых игрушек.

Специалисты по вальдорфской педагогике призывают окружать младенца только «настоящими» предметами , не обманывающими органы чувств. Так, пластиковый кубик с рисунком «под дерево» обманывает чувства ребенка, не имея свойств настоящего дерева (вес, фактура, запах и тд). Поэтому игрушки для малышей рекомендуется подбирать из различных природных материалов , высокохудожественной простой формы (например, игрушки народных промыслов), естественной природной окраски, природным звучанием (колокольчики, мешочки с горохом, фасолью и тп).

Развивающие карточки

Развивающие занятия с карточками тренируют малыша фокусировать взгляд, ускоряют развитие четкого зрения. И начинают знакомить его с огромным миром, в котором ему предстоит жить. Существует большое разнообразие развивающих занятий, готовые комплекты карточек с рисунками и словами. Выбирайте по своему вкусу, но помните, что ребенку необходимо гармоничное развитие (разум-душа-тело). Не превращайте развивающие занятия в интеллектуальную дрессировку. Вы растите человека, друга, помощника. Уделяйте больше внимания развитию человеческих качеств у ребенка. И пусть каждый урок запечатлится в его душе как радость общения и познания мира.

Вестибулярная гимнастика

После спокойных занятий, сделав перерыв после кормления, можно выполнить с малышом небольшой комплекс вестибулярной гимнастики. Упражнения на мяче, подтягивание на пальцах с висом, пальчиковые игры, присаживание за пальцы, рефлекторная ходьба и ползание. ()

Трек для ползания – первый тренажер для младенца

Ползание в первые месяцы возможно благодаря врожденному рефлексу. Положите ребенка на живот на гладкую поверхность и подставьте ему под ступни для опоры свои руки. Отталкиваясь от опоры и выпрямляя согнутые ноги, малыш продвигается вперед. Это полезное упражнение, улучшающее связи между правым и левым полушариями головного мозга. Ползание также способствует укреплению костно-мышечной системы и общему физическому развитию ребенка. Подробнее о методе раннего ползания можно почитать в работах Гл. Домана («Как научить своего малыша читать », «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга », «Как сделать своего ребенка физически совершенным. С рождения до шести лет », «Да, ваш ребенок - гений! »)

Для ползания в первые месяцы жизни можно использовать трек. Если его бортики обить мягким материалом, можно будет выкладывать туда малыша поползать одного вместо манежа. Он будет ползти вперед, отталкиваясь от стенок. Устанавливайте трек сначала немного под углом, чтобы ребенку сразу были видны результаты его усилий и хотелось двигаться дальше. Можно помогать малышу, подкладывая пальцы ему под пятки. Постепенно ребенок научится ползать и по горизонтальной поверхности. Раннее рефлекторное ползание – это мостик к следующему необходимому навыку: перекрестному синхронному ползанию. ().

Мобиль

Сытого и уставшего малыша можно положить в кроватку под мобиль. Наблюдение за движущимися фигурками развивает зрение. Различные музыкальные игрушки-мобили можно приобрести в детских магазинах, но с точки зрения развития ребенка наиболее ценны мобили, изготовленные самостоятельно . Не так важно, будет ли это сложная конструкция или просто вешалка для одежды, закрепленная над кроваткой малыша. Главное, чтобы была возможность подвешивать разные игрушки и менять их.

Наиболее простая самодельная игрушка – бумажная. Можно использовать технику оригами, сложив из разноцветной бумаги журавликов, кораблики, цветы. Или нарисовать простые изображения с двух сторон, например, используя образы из колыбельных, потешек или песенок, которые вы часто поете ребенку (например, сорока, попугай, котик и тд). Можно сшить простые фигурки животных или птиц. Все игрушки из разных материалов будут по-разному двигаться на мобиле. Одновременно на мобиле достаточно закрепить 2-3 игрушки, меняя их через 3-4 дня.

Развивающая среда – идеальное окружение

Гармоничное окружение способствует формированию здорового гармоничного человека. Окружая ребенка гармоничными, приятными глазу предметами, мы формируем его вкусы, симпатии, мировоззрение в соответствии со своими, растим родного для нас человека.

Не будем забывать, что любое специальное «развивающее занятие» или «уникальная методика» - всего лишь один из вариантов стимуляции мозга младенца , не более и не менее эффективный по сравнению с другими, обеспечиваемыми ( , грудное вскармливание, и тд).

Лучшее развивающее занятие для ребенка первых месяцев жизни – это быть включенным в интересную, насыщенную разнообразной деятельностью жизнь родного взрослого человека. Будьте рядом со своими детьми!

Развивающие занятия с ребенком старше 4 месяцев

Для развития ребенка после 4 месяцев необходимо организовать пространство на полу. Лучше, если это будет не манеж, а коврик или мат. Ребенок с них не упадет и сможет беспрепятственно двигаться и изучать мир. Начните продумывать безопасное устройство дома для малыша, пока он еще не научился ползать.

Так же хорошо устроить в детской комнате уголок Монтессори. Это специальные полки, на которых аккуратно стоят первые игрушки . Игрушек должно быть немного, всего несколько штук, по одной каждого вида. Рядом с полкой подготовьте удобное пространство для игр – коврик с нескользящим покрытием, который легко постирать. Такая организация пространства облегчит вам уборку и с самого начала приучит малыша к порядку .

Для ползающего ребенка важна развивающая среда, чтобы он сам мог выбирать, когда и чем заниматься . И тогда у мамы появляется дополнительное свободное время. Для полноценного физического развития ребенка первого года дома нужен спортивный комплекс, желательно с рукоходом . Подробнее о его использовании можно прочесть в нашем «Руководстве... ».

Для хорошо ползающего и уже начинающего ходить малыша нужна горка, она может входить в спортивный комплекс, и лестница, по которой можно ходить и ползать. Подробнее об опыте организации домашнего спортивного уголка для детей после года можно прочитать . Для борьбы с плоскостопием нет ничего лучше ходьбы босиком по траве и гравию. Поэтому нужно стараться выезжать с ходящим малышом летом на природу.

В нашем вы также сможете посмотреть раздел, посвященный развивающим занятиям с ребенком первого года жизни.

Самый простой и эффективный способ организовать развивающие занятия для ребенка первого года жизни – это продумать соответствующую интересную и безопасную среду у себя дома. Это под силу каждой семье. Попробуйте!

Интенсивное развитие малыша приходится на первый год его жизни. Каждый день родители замечают изменения в его мимике, издаваемых звуках, умениях. Помочь крохе познавать мир лучше всего в игровой форме. Большой выбор различных методик и готовых материалов поначалу может сбить с толку. Существуют также целые развивающие программы с рождения. Кажется, что одна эффективней другой. Как же разобраться новоиспеченным родителям в том, что сегодня предлагает современный мир? Какие занятия и игры актуальны в тот или иной период? В этой статье можно найти ответы на эти вопросы и узнать много интересного.

Этапы развития ребенка

Первый важный этап в жизни каждого ребенка - первый месяц жизни, когда его еще принято называть новорожденным. Второй этап - до трех месяцев жизни, когда малыш начинает активно двигаться, переворачиваться. Следом идет очень важный период до шести месяцев. На данном этапе у ребенка развиваются способности к ползанию, удерживанию игрушки в руке. Малыш активно издает различные звуки, реагирует на голос взрослого и пытается вести свой диалог. Чтобы помочь крохе познавать мир во всех его ярких красках, не требуется затрачивать много усилий. Все, что необходимо взрослому, может оказаться под рукой.

Третий этап - возраст до двенадцати месяцев. К этому периоду малыш уже умеет много нового, и впереди его ждут еще большие открытия. Взрослый должен помочь ребенку произнести первое слово, сделать первые шаги. И для того, чтобы это произошло, есть несколько хитростей, которые легко использовать в процессе развития ребенка.

Оказавшись в детском магазине или зайдя на страницу интернет-магазина лучше всего ориентироваться на градацию разделов по возрасту. Игрушки и другие детские товары должны быть не просто качественными, доступными по цене и безопасными. Они должны чему-то научить ребенка на данном этапе развития.

Первые три месяца

Как развивать ребенка с рождения и насколько это необходимо в первые дни его жизни? Время с новорожденным летит незаметно. Кажется, что один день похож на другой. Все потому, что в жизни малыша и его мамы происходят глобальные изменения. На данном этапе вопрос, как развивать ребенка с рождения, стоит у родителей совсем не на первом месте. И правда, обучать его цветам и звукам на этом сроке будет совсем не актуально. Что же главное в первом месяце жизни малыша? Сохранение чувства близости и присутствия рядом с грудничком. Поэтому педиатры рекомендуют в периоды бодрствования малыша чаще прикасаться к нему, гладить, держать на руках, разговаривать мягким и спокойным голосом.

Со второго месяца жизни у крохи появляется больше времени, когда он бодрствует. И это хороший повод для новых открытий. Как правильно развивать ребенка с рождения и на что стоит обратить внимание? Мама может заметить, как ребенок начинает реагировать на громкие звуки. Если он заплачет, звук погремушки может на некоторое время отвлечь малыша. Будет лучше, если игрушка разноцветная, двух-трех цветов. В будущем это позволит продолжить развивающие уроки по изучению цветов.

Развитие мимики у малыша первых трех месяцев жизни происходит незаметно для окружающих. Все очень просто, он различает улыбку и лица тех, кто находится рядом. Если мама радуется, малыш отвечает ей тем же.

Развитие с помощью музыки

На голос и звуки ребенок начинает реагировать уже с рождения. Более четкие движения мама может заметить после первого месяца жизни, когда на ее голос малыш начинает поворачивать голову. Как развивать у ребенка с рождения реакцию на звуки и голос? Существует несколько способов:

  • Мамин голос, который малыш слышит чаще всего. Можно петь песни, рассказывать о том, чем кто чем занят в данный момент, что делает. Главное следить за тембром голоса и темпом речи. Голос должен быть спокойный, мягкий, мелодичный. Малыш таким образом познает настроение мамы, учится и подражает. В будущем ребенок будет копировать речь родителей и подражать им, произносить слова в таком же стиле.
  • Инструментальная музыка, звуки природы способствуют успокоению, погружению в иное пространство, где развивается воображение. Если это музыка без слов, то она должна быть спокойной, тихой, без резких перепадов. Включать музыку стоит в моменты, когда у ребенка хорошее настроение. Она способствует расслаблению и снижению чувства тревожности, которое свойственно грудничку первых трех месяцев жизни.
  • Для малышей в возрасте от трех месяцев и старше, когда их время бодрствования становится больше, в качестве развивающих игрушек можно предложить использовать музыкальные инструменты. Не стоит сразу покупать барабан или клавесин. Небольшой колокольчик, детские маленькие маракасы, погремушки, которые удобно держать в руке, станут первыми проводниками в мир громких и звонких звуков. Некоторые развивающие игрушки и коврики сочетают в себе несколько подобных функций.

Во время ежемесячного осмотра у педиатра врач обязательно дает рекомендации о том, как развивать ребенка с рождения по месяцам. Для малышей первых трех месяцев жизни крайне важно чувствовать присутствие любящего родителя. Поэтому в последнее время все больше врачей ратуют за то, чтобы мамы не отказывались от совместного сна с малышом, хотя бы в дневное время. Это развивает в ребенке чувство уверенности в том, что его не оставили одного, он нужен и находится под защитой. В будущем это окажет влияние на связь ребенка со взрослым, их взаимоотношение.

На третьем месяце жизни рекомендуется пройти первый курс массажа. Он позволит развить мышцы и суставы, укрепит скелет. После таких занятий малыши быстрее начинают переворачиваться, садиться, а потом и ползать. Это важный этап развития ребенка.

Четвертый месяц

Любознательный кроха все больше активничает и в это время ему надо успеть сделать очень много дел. Он изучает себя, поэтому руки лезут в рот так часто, как и все, что окажется рядом. На данном этапе подходящие развивающие игры для детей с рождения (в частности, для четырехмесячного малыша) - это:

  • Развивающие коврики, которые будут стимулировать малыша переворачиваться и тянуться вверх за игрушкой. лучшее место для этого чисты пол.
  • Кроватка также может стать местом для развивающих занятий, на расстоянии 30-40 см от малыша можно повесить детский мобиль или колечки, за которые можно ухватиться руками. Безопасность материала, из которого они должны быть изготовлены, немаловажный момент. Если это пластмасса, то за такими изделиями проще ухаживать. Текстильные развивающие мобили не причинят вреда, малыш сможет их сминать в руке.

Пятый месяц

Если ребенок уже может подниматься на руках и некоторое время находиться в таком положении, маме рекомендуется стимулировать каждое такое движение. Любимую игрушку можно положить не рядом, а на небольшом удалении от малыша. Не стоит помогать ему, пусть он ворчит, если не сможет взять ее сразу. Некоторые малыши в этом возрасте учатся садиться. Поэтому родитель может заметить, что все чаще ребенок заваливается на бок, может находиться некоторое время в положении полусидя. Самое забавное занятие у ребенка потянуть свою ногу в рот. Таким образом он может занимать себя длительное время. Это своеобразный способ развития и познания своих частей тела.

В возрасте пяти месяцев малышу можно показывать различные картинки, развивающие у детей с рождения цветовое восприятие и форму. Поэтому можно начинать читать детские сказки и маленькие потешки. Желательно выбрать книги со страницами из плотного картона. Чтение книги развивает у ребенка с рождения слух и внимание. Подойдут любые художественные произведения, содержание которых простое в понимании и легкое в восприятии.

Шестой месяц

К этому времени родители уже обладают некоторыми знаниями в плане того, как развивать ребенка с рождения. Шестимесячный грудничок очень подвижный и требует все больше внимания. Направить энергию в нужное русло помогут различные игры и забавы. С их помощью можно научить малыша ползать и стоять на четвереньках. Если ребенок уже уверенно сидит сам, то его можно потихоньку приучать к передвижению с помощью мобиля. Ориентироваться необходимо на развитие и физическую готовность. Ни в коем случае не стоит принуждать кроху. Любые игры и занятия должны проводиться только при хорошем самочувствии и настроении малыша.

В шесть месяцев грудничок умеет или учиться тому, чтобы играть самостоятельно какое-то время. Если занять его процессом складывания или поиска, то на это он может затратить от 5 до 15 минут. Развивать координацию движений можно с помощью простой пирамидки. Чтобы все колечки или кубики оказались на подставке, их надо нанизать одна на другую. Это могут быть также мягкий конструктор или кубики. Родители с опытом рекомендуют использовать игрушки, которые легко стирать или мыть. Малыш не только учиться на ощупь определять предметы и изучать их, но и пользуется любой возможностью отправить игрушку в рот. Чтобы отвлечь его от этого, можно вспомнить старую игру «Ладушки». Весело хлопая в ладошки, у малыша развиваются координация рук, а также происходит своеобразный массаж.

Продвинутые родители стараются с рождения развивать ребенка. Как только вводится прикорм, начинается новая ступень в плане изучения вкусовых качеств новых продуктов. Если малышу хочется самому попробовать взять пюре ложкой и отправить ее в рот, не стоит этому противиться. Это также касается и использования специальной кружки-непроливайки. Некоторые из них имеют трубочку, через которую малыш учится пить, втягивая воду и сглатывая ее. Этот навык позволит в будущем пить соки и напитки, не поперхнувшись. Свойства посуды также могут стать элементом развития. Так, в продаже встречаются специальные ложки-хамелеоны, которые с понижением температуры меняют цвет.

Седьмой месяц

Активное ползание и познание всего, что может оказаться под рукой у малыша, позволяет превратить весь дом в сплошное поле для развития навыков. В плане безопасности стоит позаботиться о том, чтобы под рукой не оказались хрупкие предметы, острые углы, горячие приборы и двери, которые могут прищемить пальцы. В тоже время не стоит превращать место для перемещения малыша в стерильную и пустую комнату. Любознательность - вот что позволяет развивать интеллект ребенка после рождения. Как только ему становятся доступными шкафчики с различным содержимым и ящики родителю остается только приглядывать за тем, чтобы комната не превратилась в свалку. Поэтому можно ограничить его зону каким-то одним отделом, например с кастрюлями, в которые вложены различные миски. Это замена пирамидкам и сортерам, но при этом не требует от родителя дополнительных денежных затрат.

Если малыш начинает самостоятельно вставать и передвигаться, то лучше воспользоваться ходунками. Дети, которые во время бодрствования спокойно находятся в кроватке, могут научиться первым шагам, передвигаясь по ее периметру, держась за мягкие бортики.

Можно продолжить изучение форм предметов, цвета, частей тела. Если родитель до этого времени активно взаимодействовал с малышом, разговаривал и в игровой форме рассказывал ему об этом, то ребеночек сможет ответить на вопрос, указав на правильный ответ пальцем. Это могут быть самые простые вопросы, например, «Где мама?», «Где носик?». Также в возрасте шести месяцев ребенок учится подражать взрослому, издавая различные звуки. Родитель может подражать звукам, которые произносят животные. Самые простые слоги в дальнейшем помогут перейти к первым словам. Например, «ме-ме», «му-му», «мяу», «ав». Такие развивающие игры с рождения позволяют развить память и воображение.

Чем занять восьмимесячного карапуза

Время летит незаметно, и уже прошло восемь месяцев с рождения ребенка. Как развивать малыша в этом возрасте? Важно поддерживать его знания и стимулировать к новым умениям. Развитие опорно-двигательного аппарата - одна из ключевых задач. Педиатры рекомендуют к этому времени пройти еще один курс массажа. Если кости малыша готовы, то в 8 месяцев он уже уверенно сидит сам, при этом держит спину ровно, ходит, держась за опору, падая, приземляется на попу.

Во время бодрствования, когда кроха хорошо и спокойно себя чувствует, можно увлечь его показом различных обучающих карточек с изображением животных, форм, цветов. Так мы и развиваем ребенка. От рождения до года данная методика имеет свои направления с учетом возраста и в дальнейшем может активно использоваться родителями в качестве игры.

От девяти месяцев до года

Когда мы развиваем ребенка от рождения до года, то считаем, что на это тратится много времени и денег. Однако не стоит забывать, что большинство предметов доступны и находятся под рукой, не требуя лишних затрат. Даже привычные бытовые манипуляции вполне способны увлечь внимание крохи. Ведь для него это все происходит впервые.

Один из важных бытовых навыков - общение со взрослыми, его можно развить с помощью простых движений, например, махать рукой при прощании или при встрече. Некоторые родители отмечают, что на данном этапе кроха может больше требовать внимания мамы. Он уже понимает, когда она рядом и когда ее нет. Страх остаться без нее, пусть даже со знакомыми и родными, может его сильно напугать. Вот почему важно, чтобы в процессе воспитания грудничка участвовали оба родителя с рождения. Развивающие занятия могут занять малыша и увлечь на долгое время, но даже если в момент ухода мамы он занят, ни в коем случае нельзя уходить тайно. Взрослые должны научить ребенка расставаться с мамой и радоваться при встрече с ней. Ребенок уже многое понимает, его легко занять или отвлечь, не пугая при этом расставанием с мамой.

Напрасно большинство взрослых думает, что месячному ребенку нужно только питание, а также сон. Потребности крохи растут с каждым днем. Он уже многое умеет и на многое способен, а потому развивающие занятия с карапузом, которому уже исполнился 1 месяц - не только безусловная польза для его развития, но и огромное удовольствие для всех без исключения участников этого процесса. Давайте подробнее рассмотрим, как и чем можно заняться с малышом этой возрастной группы.

Польза

За первый месяц своей самостоятельной жизни кроха уже практически полностью адаптировался к окружающему миру. Настало самое удачное время для того, чтобы познакомить карапуза с этим миром более детально. Безусловно, малыш все еще проводит во сне большую часть времени. Однако периоды бодрствования уже стали чуть более продолжительными, и этим обязательно стоит воспользоваться.

Не стоит думать, что занятия с ребенком, которому только исполнился 1 месяц, сделают из малыша настоящего вундеркинда. У них другая цель - наладить тесное и приятное общение, в котором нуждаются абсолютно все люди, будь им месяц от роду или же пять десятилетий. Контакт с мамой, с папой, с братьями и сестрами, если они имеются, важен для грудничка. На этом и нужно основываться, планируя первые в жизни крохи развивающие занятия.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Принципы занятий

Важно помнить, что ребенок в этом возрасте еще не способен долго сосредотачивать взгляд на одной точке, он не держит самостоятельно головку и очень быстро утомляется. В короткие периоды бодрствования не стоит перегружать ребенка занятиями, которые сопровождаются громкими звуками, слишком ярким светом. Постарайтесь, чтобы малыша во время занятий не окружало слишком много людей, ему достаточно мамы и папы. Однако собирать вокруг карапуза все большое семейство ни в коем случае не стоит.

При всех упражнениях и играх старайтесь обеспечивать тактильный контакт, он очень важен для крохи. Включайте негромкую музыку, лучше классическую, проследите, чтобы свет был приглушенным. Все занятия проводите в дневное время. Вечером, перед отходом к ночному сну, лучше не тревожить малыша.

Основной принцип занятий - развитие органов чувств. Зрение, слух, обоняние и осязание помогут ему эффективнее познавать все возможности окружающего мира, который пока кажется новому человеку таким чужим. В возрасте 1 месяца можно и нужно развивать физические данные ребенка - мускулатуру, нервную систему.

Подходящие игры для развития

Большие плюшевые медведи и красочные машинки, которые вам, несомненно, уже подарили, пока совершенно бесполезны для месячного малыша. Ему в этом возрасте больше подходит яркий и контрастный мобиль - карусель на кроватку, крупные погремушки (преимущественно желтого, зеленого, синего, красного и белого цветов). Можно распечатать на принтере черно-белые рисунки, на которых изображена шахматная доска или контрастная спираль.

Развивать каждый из органов чувств нужно при помощи особых упражнений. Их огромное количество, но давайте остановимся на тех, которые проверены временем.

Зрение

Если новорожденный видит скопление размытых и лишенных очертаний пятен, то малыш, которому уже исполнился 1 месяц, вполне в состоянии на непродолжительное время сфокусироваться на определенном предмете яркого цвета. Малыш уже с интересом может разглядывать большую погремушку. Пока еще с трудом, но он уже может начинать пытаться следить за ней взглядом. На этом и основаны все упражнения на развитие зрительной функции.

Сначала достаточно, если мама будет демонстрировать игрушку малышу статично. При этом расстояние между личиком крохи и предметом не должно быть меньше 35-40 сантиметров. Это же правило относится и к подвязыванию игрушек к детской кроватке. Вы заметите, что малыш довольно быстро научится разглядывать демонстрируемые предметы.

После этого можно переходить к более сложным упражнениям: перемещению погремушки влево-вправо по горизонтали, затем – вверх и вниз по вертикали. Когда карапуз уверенно будет следить глазами за перемещением, можно практиковать перекрестные движения - по вертикали, по кругу.

Движения рук взрослых не должны быть слишком резкими, пугающими, а звуки, которые издает большинство детских игрушек, не должны быть громкими и пронзительными.

Отлично подойдут черно-белые картинки, основанные на простых геометрических формах и цветовых контрастах черного и белого. Листочки с такими рисунками можно закреплять на кроватке – сначала справа от крохи, потом слева. Он с интересом будет их разглядывать.

Слух

Голос своей мамы новорожденный отлично знает и всегда отличит его от голосов других людей. Занятия на развитие слуха должны быть основаны на голосовом общении. В нем должно преобладать интонирование. Громкие погремушки, резиновые игрушки-пищалки оставьте до лучших времен, замените их эмоциональным общением, которое должно сопровождать любые занятия, процедуры, кормление. Колыбельные, стишки, ласковые слова – все это малыш примет с благодарностью.

Кроме того, важно научить малыша различать, с какой стороны исходит тот или иной звук. В этом помогут погремушки с нежным и тихим звучанием, бубенчики, которые можно нашить на тканевую основу. Упражнения основаны на перемещении звучащего предмета: сначала слева от малыша, затем – со стороны правого уха.

Тихая спокойная музыка благотворно влияет на малыша. Понаблюдайте за своим ребенком, его реакция на музыку будет моментальной. Вы увидете, что его взгляд более сосредоточен, он улыбается и совершенно спокоен.

Осязание

Как уже говорилось, тактильные ощущения очень важны и информативны для младенца. В месячном возрасте кроха еще не может брать в руки различные по фактуре игрушки, но мама может прикладывать к нежной коже ребенка небольшие кусочки разной ткани (вельвет, шелк, ситец, кружево). Можно воспользоваться тканевыми рукавичками для детского купания и превратить обычный гигиенический ритуал в развивающее занятие, которое отлично стимулирует осязание.

Эмоции

Самый сильный эмоциональный фактор для маленького ребенка - мама. Он не только безошибочно угадывает ее настроение и состояние, но и сам реагирует на него. Именно поэтому лучше отбрасывать подальше все переживания, приступая к занятиям с малышом.

Общение должно быть радостным и позитивным, тогда ребенок будет более спокойным и отзывчивым к эмоциям взрослых.

Все без исключения крохи любят, когда мама «разговаривает» с их животиками. Для этого прикоснитесь губами к животу малыша и расскажите ему что-нибудь – не имеет значения, что именно, ведь он в первую очередь отреагирует на приятные вибрации. Чаще улыбайтесь, обращаясь к малышу.

Музыкальное развитие

Музыка для ребенка также полезна, но она не должна быть громкой и продолжительной. Достаточно включать ее на 10-15 минут – два или три раза в день. Лучше, если это будут мелодии и композиции, которые мама чаще всего слушала во время беременности, ведь ребенок их уже «знает». Отличным развивающим и даже оздоровительным эффектом обладает классическая музыка, особенно произведения таких композиторов, как Моцарт и Вивальди. Чаще пойте ребенку, говорите «нараспев», все это формирует у крохи позитивное восприятие звуков.

Для физического развития

В месячном возрасте полезно выкладывать ребенка на животик: это не только положительно сказывается на работе кишечника и уменьшает проявления кишечных младенческих колик, но и тренирует мышцы живота, спинки. Ребенок начинает пытаться держать головку, и это стимулирует мышцы шеи и плечевого пояса.

Гимнастика и упражнения

Гимнастика для месячного малыша должна быть ежедневным ритуалом, ведь утренняя зарядка полезна всем без исключения, независимо от возраста. Она не должна быть слишком интенсивной, движения ручками и ножками следует выполнять аккуратно. Рекомендуемые упражнения - сгибание и разгибание рук и ног, осторожное разведение ножек в бедрах, подъем ручек вверх и опускание вниз.

Массаж

Поглаживания и похлопывания не должны быть слишком сильными. Лучше всего делать массаж перед вечерним купанием. Отдельно поглаживают руки, ножки, животик (по часовой стрелке), а затем, перевернув ребенка на животик, аккуратно погладьте спинку. Все движения делаются для того, чтобы снять мышечный тонус, который есть у каждого новорожденного. Если он очень сильный, невролог, вероятнее всего, порекомендует делать специальный массаж у специалистов.

Массаж и гимнастика помогают малышу расти здоровым и быстрее развиваться. Какие чаще всего ошибки делают родители при массаже, профессиональный детский массажист дает подробные инструкции.

Плавание

Не секрет, что все дети от рождения умеют плавать. Однако лишь единицы среди родителей готовы сразу бросить месячное чадо в бассейн и отправить его в свободное плавание. На помощь приходят группы для грудничков, которые сейчас есть практически в каждом бассейне или дворце водного спорта. Мама с малышом смогут наслаждаться водными процедурами под наблюдением опытного тренера с медицинским образованием.

Для домашних плавательных процедур можно использовать специальный круг Baby Swimmer , который продается в сетевых детских магазинах, ортопедических салонах. Он надежно удерживает шейный отдел позвоночника малыша, его головка всегда находится над водой. Плавать в круге кроха сможет и на спине, и на животике, причем переворачиваться в воде он начнет практически с первых занятий.

Не перегружайте ребенка новой информацией. Любые новые виды занятий вводите постепенно, начиная с 1 минуты за период бодрствования и доводя время до 4-5 минут, а к концу месяца – до 10 минут.

Собираясь начать делать упражнения на физическое развитие, гимнастику, массаж, обязательно посоветуйтесь с педиатром. Есть заболевания и врожденные пороки, при которых массаж должен носить лечебный характер. В таких случаях делать его самостоятельно не рекомендуется.

Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.

Первый год жизни: календарь развития ребенка

Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им . Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

Первый месяц

Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:

  • реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
  • исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
  • делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
  • рефлексы новорождённого постепенно угасают;
  • у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.

Третий месяц

  • будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
  • гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
  • дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
  • радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
  • в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Шестой месяц

  • , к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
  • вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
  • в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Седьмой месяц

  • тянется за предметом или к маме обеими руками;
  • садится с помощью взрослого и ;
  • пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
  • активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
  • любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.


Увеличение роста – на 2 см.

Восьмой месяц

Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.

  • Физическое развитие

Испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.

  • Психомоторное развитие

Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.

Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:

  • держась за опору, ;
  • легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
  • ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
  • активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.

Девятый месяц

Стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.

  • Физическое развитие

Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.

  • Психомоторное развитие

Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.

Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:

  • садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
  • во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
  • хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
  • реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
  • много лепечет на собственном языке, понятном только близким.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Десятый месяц

Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.

  • Физическое развитие

Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.

  • Психомоторное развитие

Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)

Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:

  • может стоять несколько мгновений без опоры;
  • делает 2-3 шага вперед без поддержки;
  • ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
  • любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
  • показывает части тела на себе и на взрослом.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Одиннадцатый месяц

Ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.

  • Физическое развитие

В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.

  • Психомоторное развитие

Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.

Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:

  • активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
  • неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
  • может показать пальцем на желаемый предмет;
  • новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
  • может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Двенадцатый месяц (1 год)

Как маленькая личность. . Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и пытается отвечать.

  • Физическое развитие

Годовалый ребенок уверенно стоит и ходит без опоры. Малыш проявляет активность в причесывании, купании, одевании. Пытается самостоятельно удерживать ложку, есть из неё густую пищу; учится пить из кружки.

  • Психомоторное развитие

Произносит первые слова, соотнося их с действиями – “дай”, “бух”, “ам-ам”. Выполняет простые просьбы – “иди к маме”, “дай кубик”. Знает назначение простых предметов (телефон, расческа, зубная щетка).

Основные моменты развития ребенка двенадцатого месяца жизни:

  • может пройти без поддержки и опоры небольшое расстояние;
  • наклоняется и поднимает к пола предметы;
  • может перешагивать препятствие в виде порога или лежащей игрушки;
  • ищет необходимый предмет по своему желанию, даже если не видел, куда его положили;
  • простыми словами выражает свои потребности и желания. Зовет маму и папу. Словарный запас к этому возрасту – 8-12 слов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Полезный рассказ о том, как ухаживать за грудничком

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют. Например:

– мальчики рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;

– говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;

– представительницы прекрасного пола миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей до года

С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.

Мальчики Девочки
Возраст Рост (см) Вес (кг) Возраст Рост (см) Вес (кг)
1-2 мес. 52-60 3,5-5,8 1-2 мес. 51-59 3,1-5,2
3-4 мес. 59-66 5,1-7,4 3-4 мес. 57-64 4,6-7,1
5-7 мес. 61-71 6,2-9,7 5-7 мес. 61-69 6,1-8,7
8-10 мес. 68-75 8-11 8-10 мес. 66-73 7,3-10
10-12 мес. 71-78 8,8-12 10-12 мес. 69-76 7,6-11

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

Дети действительно взрослеют очень быстро. Еще вчера, принеся из роддома новорожденного ребенка, вы и не задумывались о том, что уже сегодня по вашей квартире будет бегать маленький годовалый человечек. Конечно, вас волнуют вопросы, правильно ли развивается ваше чадо, вовремя ли приобретает необходимые навыки.

Отслеживая развитие ребенка по месяцам до года и сверяя его с рекомендациями педиатров, неврологов и психологов, вы ничего не упустите и можете вовремя обнаружить и скорректировать возможные отклонения.

Таблица с указанием времени появления того или иного навыка будет интересна не только вам, но и вашему подросшему малышу в будущем.

Первый месяц

Первый месяцжизни новорожденного также называют периодом адаптации. Ребенок учится жить вне привычной среды – теплого материнского животика. В это время кроха:

  • много спит - до 20 часов в сутки,
  • много кушает (подробнее об этом читайте в статье кормление грудью >>>).

Задача ближайших родственников – поместить ребенка в комфортные условия: не перегревать и не переохлаждать. Об этом в статье температура в комнате для новорожденного >>>, вовремя менять пеленки и кормить.

Конечно, важно дарить крохе свою любовь: носить на ручках, разговаривать, петь песенки.

К месячному возрасту ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки и может следить за ними глазами и поворачивая голову. В статье информация о том, когда новорожденный начинает видеть >>> Первый цвет, который видят новорожденные – красный.

На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки.

В месяц ребенок уже поворачивает головку на звук. Узнайте, когда новорожденный начинает слышать >>> Можете это проверить, гремя погремушкой слева и справа от малыша.

В первый месяц жизни ребенок сохраняет некоторые врожденные рефлексы новорожденного , которые полностью исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (может сосать предметы, оказавшиеся в ротике);
  • плавательный (если опустить кроху в воду животом вниз, ребенок будет делать движения, напоминающие плавание);
  • хватательный (если коснуться ладошки, ребенок сожмет кулачок);
  • поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь);
  • рефлекс шагов – если поставить ребенка на ножки (при этом придерживая), он может «шагать».

Если положить ребенка на живот, то он попытается слегка приподнять головку ; тренирует свою шею, спинку и плечи.

Физически развитые детки к месячному возрасту уже начинают держать головку.

А также в моем видеоуроке:

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке , глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться >>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку. Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться >>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать >>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Подробнее об этом возрасте читайте также в статье что должен уметь ребенок в 2 месяца >>>, и, конечно, смотрите в моем видеоуроке:

Третий месяц

На протяжении месяца физические, психические, эмоциональные навыки вашего малыша продолжают совершенствоваться.

  • Ребенок все лучше и лучше умеет держать голову;
  • Находясь на животе, малыш приподнимается на предплечья и может оглядывать все вокруг;
  • К третьему месяцу жизни кулачки расправляются, кроха уже умеет брать погремушку, тянется к интересующим его предметам;
  • Детки продолжают изучать свои ручки; к концу месяца самые активные из них уже захватывают себя за коленки (первый этап в изучении собственных ножек);
  • Все, что попадает в ручки ребенка, оказывается у него во рту;

Интересно! Дело в том, что слизистая оболочка рта и язычок куда чувствительнее пальцев. Детки изучают окружающие предметы с помощью ротика.

Третий месяц развития ребенка характеризуется расширением эмоционального спектра.

  • Некоторые детки уже умеют смеяться , другие – только начинают улыбаться;
  • Ребенок внимательно следит за выражением лиц близких людей и уже может «считывать» их настроение и подражать их мимике;
  • Продолжается развитие речи младенца. Кроха подолгу и с удовольствием может гулить, все чаще произнося не только певучие гласные звуки, но и слоги.

В статье важная информация о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца >>>

Четвертый месяц

Четвертый месяц развития ребенка характеризуется быстрыми изменениями и в физиологическом, и в психологическом плане:

  1. Головку малыш держит уже уверенно: и когда его держат «столбиком», и когда он лежит на животе; может поворачивать ее, следя за предметами или реагируя на звук;
  2. Кроха умеет подниматься на локти, лежа на животе. Некоторые детки уже опираются на выпрямленные ручки;
  3. С трех до четырех месяцев ваш ребенок учится самостоятельно переворачиваться – как с живота на спинку, так и со спинки на животик. Наиболее активные детки уже умеют перекатами перемещаться по комнате, или даже ползать по-пластунски! Интересная информация о том, когда ребенок начинает ползать >>>

Важно! Помните, что оставлять ребенка на взрослой кровати уже небезопасно. Лучше переселите его на пол, оттуда он не может упасть и получит больший простор для своих тренировок.

  1. 4 месяца – возраст осознанных манипуляций с предметами. Малыш может сам взять погремушку и поиграть ею;
  2. Ребенок хорошо умеет отличать своих близких;
  3. В этом возрасте силен страх остаться без мамы, поэтому малыш часто ни на секунду не отпускает ее от себя. Уделяйте ему больше внимания и ждите, этот период скоро пройдет;
  4. В четыре месяца кроха уже имеет любимые игрушки, может интересоваться отражением в зеркале, внимательно прислушивается к различным звукам: стуку погремушки, звону колокольчика, голосам, музыке;
  5. Речевое развитие ребенка закладывается в первый год жизни. В 4 месяца гуление сменяется лепетом: появляются внятные слоги «ба», «ма», «гу».

Пятый месяц

В пятый месяц своей жизни ребенок оттачивает физические навыки:

  • может уверенно переворачиваться в разные стороны;
  • лежа на животе, поднимается на локти или ладони;
  • занимает позу «подготовки к сидению»: полулежа на бедре, опираясь на одну из ручек;
  • пытается дотянуться до интересующего предмета;
  • может стоять, если его поддерживать за подмышки;
  • захватывает себя за ступни, тянет их в рот, облизывает.

В пятый месяц развития ребенка у него появляется важный социальный навык: он начинает отделять своих от чужих. Малыш с удовольствием сидит на ручках у родителей, но может нахмуриться или даже заплакать, если к нему обратится или попробует взять другой человек.

В 5 месяцев ребенок умеет сам играть с различными предметами: брать их в ручки, бросать, стучать, облизывать и т. д. На пятом месяце жизни малыша может заинтересовать книжка с картинками. Детки любят разглядывать лица, особенно с различными выражениями. Интересуются цветными журналами.

Рассказывайте, что изображено на страницах, читайте простые стишки. Так вы не только надолго займете свое чадо, но и поспособствуете развитию речи малыша.

В этом возрасте уже можно учить ребенка простым словам: «мама», «папа», «баба». Некоторые малыши в пятимесячном возрасте уже повторяют их.

В 5 месяцев детки вовсю выражают свою радость улыбкой, умеют заливисто хохотать, сердиться и грустить; продолжают осваивать весь спектр эмоций. Если ему не хватает внимания взрослых, ребенок может закапризничать.

Шестой месяц

Шестой месяц развития ребенка – очередное время изменения привычного жизненного уклада:

  1. Именно в это время детки начинают ползать по-пластунски, и мамам приходится убирать множество предметов из зоны их досягаемости;
  2. В шесть месяцев ребенка уже можно ненадолго сажать в положение полулежа. Самостоятельно детки садиться еще не умеют. Узнайте из статьи, а когда же ребенок начинает сидеть ?>>>
  3. Полугодовалые малыши, лежа на животике, пытаются встать на коленки – это важный этап подготовки и к сидению, и к ползанью. Если ребенку это удается, через некоторое время он начинает раскачиваться в этой позе. Такие движения совершенно нормальны и свидетельствуют о развитии малыша;
  4. Ребенок уверенно держит различные предметы, может брать их любой ручкой, перекладывать из руки в руку;
  5. 6 месяцев – возраст изучения окружающего пространства. Ребенок отправляет в рот все, до чего может дотянуться, может ломать игрушки;
  6. В полгода формируются первые бытовые навыки: с началом прикорма дети узнают, что такое ложка; учатся пить из чашки, которую придерживает взрослый. Подробная информация о введении прикорма и питания ребенка >>>
  7. Развитие получает интеллект ребенка. В 6 месяцев детки начинают понимать последствия своих действий: если бросить кубик, он упадет, если нажать на кнопку, раздастся писк;
  8. Продолжается формирование речи. В шестимесячном возрасте детки уверенно произносят слоги, осваивают первые согласные: «з», «с», «ф».

Седьмой месяц

Семимесячный ребенок становится все более активным:

  • Детки уверенно ползают по-пластунски, кто-то уже умеет передвигаться на четвереньках.

Если ваше чадо ползает задом наперед, в этом нет ничего страшного; скоро ребенок разберется, как управлять собственным телом.

  • В семь месяцев детки могут некоторое время сидеть с прямой спиной. Особо активные умеют стоять у опоры, пытаются самостоятельно вставать. Читайте, чтобы узнать, когда ребенок начинает ходить >>>
  • Идет развитие мелкой моторики: ребенок умеет держать в каждой руке по предмету, стукать ими друг об друга, произвольно брать, класть, кидать игрушки.

Важно! Следите, чтобы все мелкие детали игрушек были надежно закреплены, так как семимесячные детки все тянут в рот.

  • Седьмой месяц развития ребенка – время, когда нужно стимулировать познавательный интерес крохи. Рассказывайте ему о предметах, которые его окружают, показывайте и называйте основные части его тела.
  • В семь месяцев детки уже могут показывать предметы по просьбе родителей («Где глазки?», «Где часики?»).
  • Совершенствуются бытовые навыки. Теперь во время кормления малыш снимает пищу с ложки, продолжает осваивать питье из кружки. Некоторые дети уже сами пьют из чашки-непроливашки или из трубочки.

Семимесячные детки начинают подражать взрослым, именно это облегчает введение прикорма.

  • В этом возрасте ребенок подражает звукам, которые издают животные; он умеет говорить «ав-ав», «ме-ме». Произносит много слогов.

На заметку! Чтобы активировать речевой центр, развивайте мелкую моторику малыша. Для этого подойдут игрушки с крупными деревянными бусинами различных цветов и форм, нанизанными на веревку.

Восьмой месяц

Восьмой месяц развития ребенка знаменуется настойчивыми попытками встать.

  1. Кроха доползает до любой опоры и пытается придать телу вертикальное положение. Пока этот маневр удается далеко не всем деткам. Если поставить ребенка рядом с опорой, он будет стоять;
  2. Самые активные детки уже умеют ходить вдоль опоры, а также перебирают ногами, когда взрослый держит их за обе руки или подмышки;
  3. Восьмимесячный ребенок умеет ползать на четвереньках, изучает помещение, где он живет, знает расположение комнат, сам передвигается по квартире;
  4. Ребенок умеет сидеть, садится сам из положения «стоя на четвереньках»;
  5. Игры маленького человечка становятся все более осмысленными. Кроха умеет складывать игрушки в коробку или какую-нибудь емкость. Некоторые детки уже могут надевать кольца на основание пирамидки и снимать их, пытаются вкладывать стаканчики один в другой.

В это время ваше чадо может захотеть есть ложкой самостоятельно. Это желание нужно поощрять, тогда впоследствии вам не придется прививать ребенку этот навык.

  1. Ребеночек уже освоил несложные игры: «ку-ку» (прячется за своими ручками, прячет лицо у мамы на груди или, например, в одеяле на кровати), «ладушки» (хлопает в ладоши), показывает «фонарики». С удовольствием слушает музыку, может «подпевать» и даже пританцовывать, особенно если видел, как это делают родители;
  2. Ребенок понимает простые просьбы: принести игрушку, показать люстру. Многие детки уже умеют показывать какие-то части своего тела;
  3. Постоянно совершенствуется речь. Кроха пытается повторять слова за взрослыми, получаются новые слоги. Возможно, именно сейчас ребеночек произнесет свое первое осмысленное слово.

Девятый месяц

  • Девятимесячный малыш продолжает свои попытки подняться на ножки;
  • Он уже увереннее встает и стоит у опоры, передвигается вдоль диванов, кроватей, по детскому манежу;
  • Во время ползанья может развернуться и поползти в обратную сторону. Умеет сесть из положения «лежа» и встать из положения «сидя»;

Важно! В это время ребенок пытается залезть на стул, диван, самостоятельно слезть оттуда. Родители должны быть все время начеку, чтобы предупредить опасные падения.

  • Кроха старается дотянуться до всего, что он видит. Если не получается, может выразить свое недовольство криком. Именно в девять месяцев чадо активно проявляет свой характер. Может начать сопротивляться одеванию и гигиеническим процедурам, даже если до этого переносил все безропотно. Ребенок испытывает страх потери мамы и не хочет даже ненадолго выпустить ее из поля зрения.

В девятый месяц развития ребенка возникают новые умения:

  1. Кроха учится мять и рвать бумагу, перелистывать книжки;
  2. Можете дать ребенку пластилин, только следите, чтобы он его не ел. Разминание пластилина укрепит кисти, разовьет мелкую моторику. Кроме того, это занятие очень нравится деткам;
  3. Словарный запас крохи постоянно пополняется. Детки быстро запоминают названия всех предметов, которые им показывают взрослые, знают также значения слов «дай», «принеси», «положи», «кушать», «нельзя» и др.

Десятый месяц


В десятый месяц развития ребенка его навыки продолжают совершенствоваться. Человечек уже может вставать и стоять без поддержки, пытается ходить. Умеет сесть из положения стоя. Проворно ползает по всей квартире.

В этом возрасте игры у детей совершенствуются:

  • Благодаря активному развитию мелкой моторики, ребенок уже может удержать в одной руке от двух до трех маленьких предметов. В 10 месяцев у крохи появляется ведущая рука;
  • Детки понимают, как играть в игрушки: умеют катать машинку, собирать и разбирать пирамидку (кольца ставят пока не по порядку). Знают, как играть с неваляшкой, умеют строить башенку из двух кубиков;
  • Ребенок может быть вовлечен в игру с детьми, если взрослые покажут ему, как это нужно делать;
  • Детки любят вкладывать стаканчики друг в друга;
  • Умеют катать, кидать мячик;
  • Открывают, закрывают дверцы шкафов, выдвигают и задвигают ящики. Могут положить игрушку в шкаф или ящик;
  • Перекладывают небольшие предметы в разные коробки и емкости;
  • Начинают совмещать предметы, например, толкают мячик палочкой;
  • С удовольствием играют с едой и водой;
  • Начинают интересоваться конструкторами из крупных деталей, только пока не собирают, а разбирают их;
  • Умеют перелистывать страницы картонных книжек.

Десятимесячные детки любят подражать взрослым, копируют их мимику. Используйте этот интерес маленького человечка, проговаривая с ним новые несложные слова. Кроха будет повторять их за вами.

В 10 месяцев дети хорошо запоминают названия животных, пародируют звуки, которые они произносят.

Ребенок может отреагировать на несложную просьбу: показать, спрятать, принести. Детки уже знают названия частей тела, показывают глазки, носик. Умеют обобщать понятия: например, показывают ручки у себя, у куклы, у папы, у девочки на картинке.

Одиннадцатый месяц

  1. В одиннадцать месяцев ваш малыш достаточно окреп, чтобы начать делать первые шаги без поддержки. Ребенок может пройти небольшое расстояние от одного взрослого до другого, или от опоры до мамы. Кроха активно передвигается в любом помещении: ползает, садится, встает, ходит с опорой.
  2. Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Человечек старается есть ложкой, пить из чашки, пытается сам надеть или снять свою одежду. Можно надолго занять кроху, если предложить ему ящик с одеждой. Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.
  3. Одиннадцатый месяц развития ребенка – время появления первых осмысленный диалогов. Кроха прекрасно понимает значение слов «да», «нет», «нельзя» (узнайте из статьи, как объяснить ребенку, что нельзя >>>); умеет положительно кивать и отрицательно мотать головой.
  4. Кроме того, малыш смотрит и показывает пальцем на интересующий предмет. Таким образом происходит общение малыша со взрослыми, родители и ребенок начинают лучше понимать друг друга. Количество произносимых слогов растет. В это время в речи малыша могут появиться два-три четко произносимых слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба» и какое-нибудь звукоподражание, например, «ав»).
  5. Одиннадцатимесячные детки начинают осваивать навыки вежливого общения: легко запоминают жесты «привет» и «пока», охотно машут ручкой.

На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.

В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.

Двенадцатый месяц

Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.

  • В год малыш чаще всего начинает ходить.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.

  • Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
  • Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
  • Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. Информация о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку >>> В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
  • Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.

Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.

Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же.

Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.

  • На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.

Чему научился малыш в первый годик жизни?

Календарь развития ребенка от рождения и до года заполнен множеством событий. К годовалому возрасту малыш умеет переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Ребенок залезает на кровати, диваны, слезает с них.

Детки умеют кушать ложкой, надевать и снимать шапочку и носочки, просятся на горшок.

Маленький человечек освоил игры: бросает и катает мячики, машинки, укачивает кукол. Играет в кубики, собирает пирамидку.

Ребенок очень эмоционален, умеет улыбаться и хохотать, сердиться, грустить. Узнает родителей, предпочитает их общество компании других людей.

Задаваясь вопросом о развитии крохи, не забывайте о том, что каждый человек индивидуален, даже если ему всего несколько месяцев от роду. Если ваш ребенок чего-то не умеет, это не повод для беспокойства; он обязательно приобретет этот навык позже.

Самое главное – это окружать малыша заботой и любовью, проводить с ним много времени, разговаривать с ним. Тогда будет и отдача, и очень скоро ребенок начнет радовать родителей все новыми и новыми умениями.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: