Зачем ехать в Якутию? Невероятный праздник Ысыах. Ысыах: Осуохай размером с олонхо, конкурс "обжор", живые шахматы и джаз Национальные якутские обряды на ысыах

Ысыах – весенне-летний праздник в честь якутских божеств и наступления нового года. Для скотоводческих народов свойственно отмечать завершение годового цикла в день летнего солнцестояния. На праздновании, которое длится два дня, якуты играют, танцуют и веселятся, не забывая, впрочем, и о традиционных молитвах и обрядах.

Честно говоря, поначалу казалось, что нас ждет обычное лубочно-туристическое представление, но я заблуждался. У якутов сильны национальные традиции и, наверное, главный показатель популярности праздника в том, что на нем очень много молодежи. Приезжают большими компаниями и семьями, живут в палатках, многие ходят в костюмах и участвуют в национальных играх.

Прилетев в Якутию, сразу из аэропорта отправились на праздник.

Ысыах располагался в поле в пяти километрах от аэропорта, но ехали мы больше часа. Была огромная пробка, поскольку вся область стягивалась к месту празднования. Забегая вперед, скажу, что пробка сохранялась вплоть до пяти утра следующего дня, когда проходил обряд по встрече солнца:

Некоторые умники, поднимая жуткую пыль, пытались объехать по обочине, и выглядело это как большое хамство. К счастью, якутские божества внимательно следили за происходящим и наказывали отдельных выскочек в назидание всем остальным:

Местные дизайнеры креативно прокачали дорожный знак:

Наконец, показался Ысыах. Все поразились масштабом происходящего:

На входе «растет» Аал Лук Мас, священное дерево жизни и процветания. Оно присутствует во многих эпосах и легендах у якутов. По традиции надо обойти его вокруг по часовой стрелке 3 раза, это принесет счастье, деньги и богатство.

Ысыах собирает, как правило, более 200 тысяч человек со всех улусов – районов Якутии, которых всего 35. Гулянья длятся два дня, на это время люди ставят палатки:

Каждый отделяет свою территорию саламой – длинной веревкой из конского волоса с нанизанными на нее дарами для духов. Пространство внутри ограждения называется тюсюлгэ. Также по традиции навязывают разноцветные ситцевые лоскутки – и хозяева, и гости тюсюльгэ.

На протяжении праздника алкоголь не продается во всем Якутске. А вообще алкоголь с прошлого года в Якутии продается с 14:00 до 20:00:

Мне показалось, что Ердынские игры на Байкале чем-то напоминают Ысыах. Суть та же – гулянья, знакомства, национальные игры и обряды – только масштаб на Байкале куда меньше:

Фильтрованную питьевую воду развозят бесплатно:

Тюсюлгэ бывают не только у обычных гостей, но и у всех крупных компаний и городских округов и районов. Администрации подходят к обустройству тюсюлгэ загодя и нередко возводят большую деревянную постройку – урасу. После праздника постройки остаются на весь год:

Многие ходят в национальных костюмах:

Красивое широкое платье, которым девушка создала тень для своего ребенка, называется халадай. Серебряные украшения на груди – илин кэбисэр. По традиции это не просто красивые безделушки, а сложный визуальный код, в котором каждый элемент имеет свой смысл. Девочки в Якутии начинают носить их с пяти лет и по ходу жизни украшение меняется, обрастая новыми и новыми деталями:

Алтан Сэргэ – ритуальный столб, коновязь, один из главных символов праздника. Похожие сэргэ есть у бурятов на Байкале.

Считается, приложение к этому столбу заряжает энергией на весь будущий год авансом. Люди стоят в очереди по два часа и терпеливо ждут. Дойдя до Сэргэ, надо прижаться или потрогать каждую из восьми сторон:

Около каждой грани стоят минуту. Никто никого не торопит:

Речка неподалеку называется Старица. Обычно во время Ысыаха не так жарко, но в этот раз было +33. Местные сказали, что впервые видят, чтобы посетители массово купались в реке:

Тут же предприимчивые якуты организовали развлечения на воде:

Национальная борьба Хапсагай чем-то похожа на вольную борьбу. Нужно все время стоять на ногах. Как только коснулся землю любой другой частью тела (например, даже пальцем), то проиграл:

Прыжки через нарты. Национальный спорт на скорость. Выглядит очень эффектно, временами даже кажется, что внизу лежат гимнастические лягушки:

Показ моды – первый международный конкурс национальных костюмов Этно-Эрато. Много участников и зрителей (вернее, судя по шляпкам – зрительниц):

Тюсюлгэ Осуохай – здесь участники праздника поют и танцуют национальный танец осуохай. В прошлом году на празднике Ысыах был установлен рекорд Гиннеса по самому большому этнографическому танцу в мире, в котором участвовало одновременно более 15 тысяч человек:

В тюсюлгэ «Единой России» выступала Паша Бояркина – якутская звезда. При этом пела почему-то песню Кэти Перри «Fireworks»:

Традиционные для любых гуляний (и не только якутских) развлечения. На этом турнике толстая палка крутится по оси на подшипниках – провисеть три минуты и сорвать банк нереально:

За сто рублей можно посоревноваться в меткости:

Для детей установлены горки и надувные замки:

Очень популярен прокат электровелосипедов:

Катание на лошадях:

«Беспроигрышные» лотереи:

Национальный вид спорта Мас Тардысыы – перетягивание палки. Надо выиграть 2 раза. Если ничья, тянут третий раз. По сути, соревнование похоже на перетягивание каната, только более компактно и один на один:

После этого мы поехали гостиницу, чтобы вернуться к четырем утра на встречу солнца. Это было очень красиво и здорово

Кюн Керсютэ – обряд встречи солнца, одно из главных событий на празднике Ысыах. Момент восхода в первый день солнцестояния якуты считают великим чудом. До войны этот обряд приходился на самый длинный световой день с 21 на 22 июня. Однако после 1941 года по этическим соображениям общий Ысыах сместили на неделю вперед. Теперь его сначала локально празднуют в местных улусах, а потом собирают общий. Согласно официальным данным, в течение последних десяти лет Ысыах посетило около полутора миллионов человек…

Кастрюля с сухим лошадиным навозом называется Тюптэ. Обычно его жгут, чтобы отгонять комаров, но на празднике у этого действия свой смысл, связанный с символом этого Ысыаха – лошадью:

Запах терпимый, но точно не благовония:

В представлении якутов есть три мира: нижний, где живут злые духи, средний, где находятся люди и верхний, где обитают божества. Верхний мир состоит из девяти ярусов и на каждом живет свой бог. На самом верхнем девятом небе обитает главный бог Юрюнг Аар Тойон. Считается, он создал все: и якутов, и землю, и скот. Чуть ниже живет Дьесегеей Айыы, покровитель лошадей. А лошадь – это священное животное, которое почитают в Якутии, как коров в Индии (с той лишь разницей, что якуты не брезгуют жеребятиной):

В этом году Ысыах был посвящен Дьесегеей Айыы. Этот бог посылает людям скотину, но может отобрать и обратно, если прогневается. Помогает вести хозяйство, наделяет человека силой, талантом, мастерством.

Тем временем женщины с горшками стали собираться в группу, а на место обряда вывели лошадь:

Обряд встречи солнца очищает участников праздника от всего плохого и заряжает энергией на год вперед. Люди набирают силу и радуются, что пережили девять месяцев холодов:

Шамана в белом зовут Алгысчыт. Он разводит костер, благословляет людей и желает всего хорошего. Причем во всех подробностях: детей, успехов в хозяйстве и карьере, здоровья скоту и т.д.

Уруй-Айхал – приветственные слова, обращенные к солнцу. После каждого пожелания народ многократно повторял за шаманом эту фразу:

В небе стали появляться первые солнечные лучи:

Все моментально вытянули руки к солнцу, продолжая повторять за шаманом приветственные слова:

Через какое-то время ритуал закончился и всех пустили прикоснуться к шаманскому костру.

Потом все стали собираться на танец осуохай, повторяя слова песни за запевалой Алгысчыта:

В прошлом году именно в этот момент был установлен рекорд Гиннеса, когда одновременно танцевали 15 тысяч человек:

Танец идет по кругу по часовой стрелке и повторяет движение солнца:

Много молодых девчонок и парней:

Причем, напомню, время – пять утра. Не самая подходящая пора для танцев:

Наши девчонки – Нина (слева) и Айта (вторая слева) – тоже пустились в пляс. Кстати, Айта консультировала меня, когда я писал посты про Ысыах, за что ей большое спасибо!

Танцующий в центре – Михаил Куликов, первый заместитель министра по федеративным отношениям и внешним связям Якутии, – даже он присоединился к обряду:

Некоторые складывали сумки в центр и танцевали – прямо как у нас на дискотеках:

Как только солнце появилось, все остановились и вытянули руки. Удивительное зрелище:

Затем все пошли к Алтан Сэргэ. Не было никакой очереди, все просто подходили прикоснуться:

Вот такой удивительный праздник.

Является самым крупным регионом в России и обладает резко континентальным климатом, который проявляется в холодных затяжных зимах и жарком, но коротком лете. Колебания сезонных температур могут достигать 108 градусов. Но несмотря на эти климатические сложности, жители Якутии любят праздники, национальные забавы и веселье, поэтому в течение года в Якутии есть, куда поехать и на что посмотреть: в республике проходит много ярких событий, привлекающих большое количество туристов и местных жителей не меньше, чем достопримечательности Якутии. О самых интересных читайте в этом материале.

Зимний сезон открывает фестиваль «Зима начинается с Якутии», проводимый в декабре в Якутске. В эти дни к Чысхаану – якутскому повелителю холода – прибывает Дед Мороз, чтобы получив Посох Холода, отправиться в свое предновогоднее турне по стране.

Открывает фестиваль праздничное представление в этническом комплексе «Чочур-Муран». Далее в течение недели горожан и гостей фестиваля радуют разнообразные зимние забавы: конкурс ледовых скульптур, турнир по фигурному катанию, фестиваль зимних видов спорта и просто коллективное катание с ледяных гор.

Для жителя средней полосы это может показаться удивительным: на улице минус сорок, а дети, с полностью заснеженными бровями, ресницами и шапочками, с румянцем во всю щеку, часами могут кататься с гор или на коньках!

Особая программа предусмотрена для гурманов: они смогут насладиться вкуснейшей строганиной из мороженой рыбы, мастерски приготовленной умельцами на «Празднике строганины», а также полюбоваться необычными фигурами и инсталляциями, будь то чум или букет роз, изготовленными из того же материала - тончайших слоев замороженной рыбы.

Ну, а кульминацией праздника становится тот момент, когда будет зажжена огромная новогодняя елка на главной площади Якутска и Символа холода - посох – будет передан Деду Морозу и Снегурочке из Великого Устюга.

Праздник Ысыах / Сергей Доля

Ежегодно в марте, вот уже 14 лет, большое количество народу собирает еще один зимний праздник – фестиваль «Полюс холода». По традиции он открывается ралли-рейдом «Полюс холода» на призы главы города Якутска и имеющим республиканский статус.

Гонка проходит от самого Якутска до поселка Оймякон по легендарной колымской трассе. Экипажи – участники ралли – везут с собой тот самый Посох холода, чтобы до следующей зимы передать его на хранение повелителю холода Чыысхану.

В соревнованиях участвуют как легковые, так и грузовые полноприводные автомобили. Победители получают спортивные разряды. Задача перед участниками стоит не из легких: нужно так подготовить свой автомобиль, чтобы ни снежные заносы, ни шестидесятиградусный мороз были ему нипочем!

Для справки: полюс холода Оймякон - уникальное место на Земле, где среднемесячная температура составляет -61 градус, а самая низкая зафиксирована аж -71,2 градуса!

Ралли-рейд «Полюс холода» /

Гости фестиваля посещают музеи и туристические комплексы Якутска, организуются фотовыставки, ярмарка-продажа изделий народных умельцев, различные спортивные состязания и театрализованные представления. Ну, а тех отважных, кто попадет в село Томтор в Оймяконском районе, ждет праздник оленевода, гонки на оленьих упряжках, подледный лов, выставка-ярмарка национальной одежды. Только одевайтесь теплее, а скучно вам точно не будет!

Летом, в конце июня-начале июля, в Якутии проходит большой традиционный национальный праздник Ысыах. Ысыах – это культовый праздник народов Саха, который имеет древние корни и символизирует единение человека и природы.

С приходом лета в Якутию приходит новый год. Ысыах – это начало нового жизненного цикла, встреча лета, солнца. В древности он был еще и всеобщим днем рождения: прибавить себе год могли лишь те, кто пережил суровую зиму.

Фестиваль «Зима начинается с Якутии» /

Праздник обязательно нужно проводить на природе; ставятся палатки, юрты, горожане выезжают целыми семьями. Особенно широко празднование проходит в местечке «Ус Хатын». Тысячи и тысячи человек, многие в национальных одеждах, съезжаются в эти дни сюда. В это время в Якутии стоят белые ночи, когда солнце почти весь день находится в зените, заходя за горизонт всего на час.

Основное занятие праздника - спортивные состязания. Это соревнования в национальных видах спорта, скачки, борьба. И соревнуются здесь не только ради «спортивного интереса». В древности победа в подобных состязаниях рассматривалась как предсказание счастливого будущего для победившего человека, «добывание» им самим счастливой доли.

Всеобщее единение людей символизирует круговой танец «осуохай», когда танцующие движутся по солнцу в течение всей ночи до утра. Считается, что зашедший внутрь круга заряжется энергией на целый год.

Дети на празднике / Alex Cheban

В 2012 году на празднике Ысыах был поставлен рекорд, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса как «Самый большой хоровод в мире». Хоровод водили на 36 кругах, самый большой из которых вмещал около 500 человек.

Еще одна важная часть праздника – обряд окропления огня и травы национальным напитком – кумысом. Завершается праздник церемонией встречи солнца.

И еще один грандиозный фестиваль проходит в Якутии осенью, в начале сентября. Это – «Бриллиантовая неделя Якутии». По легенде, когда Бог пролетал над Якутией, его руки замерзли, и он выронил почти все свои сокровища, золотые и алмазные.

С тех пор на долю Якутии приходится 90% запасов всех российских алмазов и 25% от мирового объема добычи алмазов. Поэтому именно высококачественные якутские бриллианты и являются визитной карточкой Республики Саха. В течение Бриллиантовой недели вы можете успеть очень многое: посетить производство Якутской алмазной компании – именно там алмазы превращаются в тех самых «лучших друзей девушек».

Кимберлитовая трубка "Мир" /

Побывать на международном аукционе бриллиантов и, примерив кольцо за 3 миллиона рублей, не купить его, убедившись, что оно не слишком подходит к вашему сегодняшнему гардеробу. Побродить по выставке-ярмарке ювелирных изделий, где воспользовавшись значительными скидками, возможно что-то и прикупить.

Слетать специальным авиарейсом в город Мирный, где находится ; побывать там в Центре сортировки алмазов, в уникальном музее кимберлитов, в историко-производственном музее алмазной компании, и, конечно же, заглянуть в Большую Дыру – … Поверьте, впечатления останутся незабываемые!

А вернувшись в Якутск, отправиться на Бриллиантовый Бал – главное мероприятие Бриллиантовой недели, и насладиться видом новой ювелирной коллекции, выступлением звезд эстрады, балета и оперы, а при умении танцевать полонез или менуэт, поучаствовать в самом настоящем балу! Не зря же Якутию называют алмазом на карте России!

Ысыах (якут. ыһыах) - это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. Случилось так, что именно якуты смогли сохранить наибольшее число обрядов и алгысов (благословений) древней веры в Небо. Живым доказательством тому становится 22 июня - день летнего равноденствия и, вместе с тем, начала короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся Солнцу и Огню в их божественном, метафизическом смысле. Даже корень «сах» этого слова означает огонь, солнечный свет или просто - свет.

Сценарий Ысыаха предусматривает, что на Землю прибудут солнечные божества Айыы. Поэтому для них устанавливается Айыы Сэргэ - божественная коновязь. Ведь боги приедут на своих огненных лошадях.

(якутский сэргэ - «коновязь») - ритуальные столбы у якутов. Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Ставится в виде обработанного столба у балагана, у ворот дома («пока стоит сэргэ - семья жива»). Нельзя разрушать сэргэ - оно должно само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня и также является символом дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезаются три горизонтальные канавки. Верхняя предназначается для привязывания коней небожителей верхнего мира, средняя - для коней людей, и нижняя - для лошадей подземного мира. В прошлом сэргэ устанавливались во время посвящения шамана (обряд шанар). В местах захоронения шаманов устанавливались очень высокие сэргэ - для коновязи богов и духов.

Слово «Ысыах» можно перевести словами «кропить», «окроплять». В этот день говорят и поют добрые напутствия - Алгыс. Они обращаются не только к Айыы и Тангара, но ещё и к людям и природе - лесам, полям, озерам, рекам.

Позже начинаются рассказы о том, что было сделано, какие моменты в жизни особенно волновали за прошедший год, что было потеряно, а что обретено, чего удалось добиться.

Кстати, последнее использовали в годы социализма. Ысыах столь значим для якутского народа, что его решили не отменять и не запрещать, но прибавить ему советской реальности. В результате на трибуны выходили представители партии и советской власти, руководители хозяйств, простые рабочие и охотники. И говорили о том, как они выполняют пятилетний план. После этого чествовали передовиков и начинались народные гулянья. Конечно, ничего плохого в этом не было, но суть и смысл праздника, как способа единения человека и Неба, был утерян.

Национальный праздник Ысыах

Следует обратить внимание на то, что якутский праздник Ысыах всегда был и остаётся весёлым и по-детски наивным. Сама его атмосфера камня на камне не оставляет от представления о подобных мероприятиях, как о каком-то мрачном языческом мракобесии с кровавыми жертвоприношениями, унылыми шаманом и заунывной музыкой. Вот примеры некоторых состязаний, которые проводятся в ходе празднования. Прыжки на одной ноге, прыжки на двух ногах по меткам, конкурс на поедание наибольшего количества пищи и выпивания наибольшего количества кумыса. Можно подумать, что тоже самое придумывают и пионервожатые в пионерских лагерях или массовики-затейники. Правда, дети и взрослые редко воспринимают такие состязания с восторгом.

В ходе Ысыах же играют с большим энтузиазмом. Дело в том, что каждая такая игра является символическим актом перепрограммирования своей судьбы. Еда играет роль символа достатка, а прыжки позволяют перепрыгнуть через неудачи. В результате люди меняют свою судьбу на целый год вперёд. Меняют в положительном ключе, потому что и в спортивных, и в шуточных состязаниях, как и в гаданиях, счастливая судьба предопределена с самого начала. Ведь происходит всё это перед богами с конскими упряжками за спиной, перед Небожителями, вестниками Отца всего сущего - Тенгри.

Ысыах Олонхо

Традиция празднования Ысыах неразрывна с эпосом народа Саха Олонхо. Настолько, что полное название праздника состоит из двух слов - Ысыах Олонхо. Взаимосвязь можно выразить примерно так: Олонхо - охватывает огромнейший пласт пространства и времени. Именно в этом эпосе говорится о том, что Бог, Юрюҥ Айыы Тойон, сотворил всё то, что мы можем или не можем воспринимать, богов и человека, животное царство и мир духов. При этом человеку дарован Срединный мир. Люди являются родственниками божеств-айыы. Поводья и уздечки, которые держат за спинами люди - это символы тех поводьев и уздечек, которые держат в руках небожители. Они управляют людьми, но не в качестве рабов. Скорее, божества видят ограниченность людей и приходят на помощь в трудных ситуациях.

В виде эпоса Олонхо представляет собой собрание поэм. В них рассказывается о судьбе племени Айыы аймага, которое было послано из Верхнего мира (Үөhээ Дойду) в Средний (Орто Дойду). Это и есть тот мир, который способны воспринимать люди. Истории рассказывают о том, как происходило заселение, с какими препятствиями пришлось встретиться героям, как они противостояли трудностям. При этом герои часто вступают в схватки с представителями племени Абасы - Нижнего мира (Аллараа Дойду).

По традиции, Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Сказители (олонхосуты) используют особую тональность. Они или проговаривают стихотворные строфы особым речитативом, или поют строфы. Всё это делается с соблюдением особой тональности.

Олонхо полностью пропитано духом тенгрианства. Оно является посланием предков, а основным способом передачи информации древние саха сделали даже не сами стихи, а их символизм и вытекающие из него ритуалы. Какое-то время они практически полностью были заменены театральностью. Сказители читали стихи, танцоры танцевали танцы, даже шаманы кормили кумысом небо, огонь, солнце и лужайки в виде дани традициям с элементами фольклора. Теперь ситуация стала коренным образом меняться. Поговаривали даже о том, что нужно полностью отказаться от театральной стороны и оставить только сакральную часть ритуалов и обрядов. Но такой радикальный подход не прошёл из-за самой природы тенгрианства, которая никогда не ставила во главу угла собственные ценности.

Ысыах в Якутии

Если сделать Ысыах наполненным именно якутскими культовыми обрядами, то как тогда проводить его в или другой точке Якутии, где живут православные и атеисты со своими ценностями? Праздник касается всех, он якутский, но при этом общечеловеческий, поскольку тенгрианство когда-то было не только верой представителей всех тюркских народов, но вообще всего человечества, ибо это вера в Единого Бога.

Якутский ысыах это даже не праздник, а особое состояние. Традиционно в Якутии проводится один главный - Ысыах Олонхо в каком-то районе. Это праздник республиканского уровня. К примеру, в 2017 году он будет проходить в Вилюйском районе, в 2018 году – в , а в 2019 году - в Намском улусе. В это же время Ысыах будет проходить в каждом селении. Это главный праздник всего народа саха, и не только. Наоборот, якуты очень рады гостям и всегда стремятся приглашать самые разные коллективы со всех уголков России.

Осуохай

Далеко не случайно наиболее кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.

Согласитесь, непосвящённый турист может сделать снимки и назвать всё это фольклорным танцем. Может быть это так, но при этом ещё и коллективная молитва и медитация.

Ысыах Туймаады

Ысыах в Якутске проводится в местности Ус Хатын. Праздник встречи лета, который проходит в столице Республики Саха, с уважением называют Ысыах Туймаады. В конце июня в местности Ус Хатын, рядом с городом Якутск, собираются люди со всех концов республики, чтобы вместе отпраздновать этот особый праздник. Даже принимает участие в торжественном открытии мероприятии. В течение двух дней здесь проводятся различные праздничные мероприятия: конные скачки, спортивные состязания, танец осуохай, кумысопитие, застолья, концерты с участием звезд якутской эстрады, встреча солнца и т.д. Чтобы не портить национальный якутский праздник, во время проведения Ысыаха продажа спиртных напитков запрещается по всему городу.

Ысыах Туймаады стал настолько известным, что сюда приезжают гости с других городов России, даже представители различных стран. Ведь этот праздник полностью отражает всю сущность якутской культуры. Кроме Ысыаха Туймаады и Олонхо, проводится еще Ысыах молодежи, как говорит само название, праздник встречи лета, посвященный молодежи. Также ежегодно проводится Ысыах Манчаары, праздник со спортивным уклоном. Все уважающие себя спортсмены Якутии ждут этого праздника, чтобы помериться своими силами и обменяться опытом в спортивных состязаниях.

Ысыах. Фото

В честь наступления долгожданного лета в день летнего солнцестояния в Якутии повсеместно проводится национальный праздник Ысыах.
После долгой суровой зимы праздник наступления лета считался особым событием. С этим праздником связаны все самые лучшие чаяния и помыслы. Он олицетворяет собой счастье, благополучие и изобилие, пробуждение природы после долгой зимы, торжество солнца и начало новой жизни.

Каждый раз Ысыах не перестает поражать красочным национальным колоритом, красивыми ритуалами, интересными традициями.

1. Национальные одежды не перестают удивлять своим колоритом.

2. На площадках выступают творческие коллективы из разных уголков Якутии.

Слово «Ысыах» можно перевести словами «кропить», «окроплять» кумысом. Кумыс — напиток из кобыльего молока, с древних времен любим якутами. Кумыс у якутов — священный, богатырский напиток и его подношением чтят небесных божеств на празднике Ысыах. В этот день говорят и поют добрые напутствия. Они обращаются и к людям и природе — лесам, полям, озерам, рекам.

3. Кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.

Небольшое видео.

18. В этот праздник проводятся различные соревнования. В том числе и конные скачки.

21. Дерево изобилия. Священное дерево жизни и процветания. Оно присутствует во многих эпосах и легендах у якутов. По традиции надо обойти его вокруг по часовой стрелке 3 раза, это принесет счастье, деньги и богатство.

22.

23. Так выглядит местность, где проводят праздник Ысыах. Еще Ысыах называют якутским Новым Годом. Зимой в Якутии очень холодно (температура может достигать до -60) и особо не погуляешь. А летом как раз. Тем более что лето тут хоть и жаркое, но короткое.


Кульминацией праздника является обряд встречи солнца. Он очищает участников праздника от всего плохого и заряжает энергией на год вперед. Люди набирают силу и радуются, что пережили девять месяцев холодов. С появлением первых лучей солнца люди вытягивают к нему руки.
Но в этот день восхода не было. Солнце еще вечером спряталось за тучи до обеда следующего дня.
Да и я немного подустал от длительного перелета и смены часовых поясов. Поэтому этого обряда так и не дождался. Поехал в гостиницу отсыпаться. Тем более что на следующее утро уже надо было выдвигаться - сплав по Синей и Лене.

Еще видео с праздника.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: