Я не нужна самого себе что делать. Я себе не нужна! Что мне делать? Вопрос: Мы привыкли к тому, что для преобразования общества у нас должен быть какой-то план…

То, что происходит у нас с детьми, во многом зависит от нашего собственного состояния и наших отношений с близкими, с работой, с самими собой. Для родительской успешности важно работать над своей самодостаточностью, а выражается она в разных вещах.

Обратите внимание, насколько точными словами (именно это важно!) родитель проговаривает свои действия. Этот показатель хромает часто. Даже самые успешные родители редко бывают в состоянии сформулировать вслух свою воспитательскую позицию определённо и последовательно. «Надо бы помягче» или, наоборот, «пожёстче»… «Надо поменьше кричать на ребёнка» … Это очень расплывчатые выражения. Насколько поменьше? «Нельзя так часто срываться» — а как часто можно? «Зря я так строго его наказал» — где конкретно эта грань, до которой ещё можно наказывать, а после – уже нет? Без конкретики мы обречены на непоследовательность и, как следствие, на более низкую эффективность воспитания и более высокую собственную тревожность.

Какая у родителя позиция по отношению к своим ближним . Обычно мы имеем дело с таким выбором (как правило, безотчётным): человек или пользуется домашней атмосферой и уютом, или создаёт его. Рассчитывает на то, что ближние будут делать над собой усилия ради него и ради общего семейного благополучия, или сам прикладывает эти усилия, не рассчитывая на окружающих. В первом случае бывает, что человеку удаётся добиваться от домочадцев того, чего ему хочется. Но это всегда бывает не единственным результатом его требовательности. Другой неизбежный результат — повышенное напряжение, в котором этот человек живёт, частое недовольство окружающими (в том числе детьми), за которым стоит на самом деле недовольство собой.

Как родитель сориентирован на работе . Работа и семья требуют от нас сил и времени и поэтому неизбежно конкурируют друг с другом. Но стресс развивается не от этой конкуренции. Мы же видим, что есть люди, которым не хватает времени и на то, и на другое, но от того и другого они получают удовольствие. Дело не в том, что они нашли золотое сечение – правильный процент распределения ресурсов и сил. Дело в том, что они в своей деятельности занимаются больше самореализацией, чем самоутверждением. Пытаются нащупать что-то по-настоящему своё. Для них важнее внутренние, а не внешние критерии. Такого человека не утешит внешний успех, если он чувствует недостаток в проделанной работе.

Тут также показательно, как родитель переживает дефицит общения с ребёнком . Когда дети ноют, что им скучно, требуют внимания, родители часто испытывают досаду. И даже когда мы пытаемся сдерживаться, ребёнок чувствует эту досаду. Мама говорит: «Так устроена жизнь, не всегда можно делать то, что хочется, потерпи, разве ты не видишь, что я устала» … Всё это не только не помогает ребёнку понять, как должны быть устроены отношения, но ещё и увеличивает его страдания. Ему не хватает родительского присутствия, и его же за это ругают! Важно, чтобы ребёнок видел такое же переживание, сопереживание родителя: «Детка, мне самой так жалко, что мы не видимся! Дай мне только 20 минут в себя прийти, и я буду вся твоя!»

Надо сказать, что все эти сложности – семейные и рабочие – у нас бывают связаны не с какой-то сознательно занятой эгоистичной позицией. Как бы цинично сам человек ни комментировал эту позицию: «Ну и пусть растёт двоечником и неряхой»; «Десять раз повторять не буду» … Все эти выражения – не более, чем защита. Это традиционные слова человека, у которого из-за недостатка тонуса, из-за истощенности психологического ресурса нет сил вкладываться в ближнего, и нет сил даже признать своё бессилие. Ему очень страшно оказаться уличённым в своей неспособности помогать, и он агрессивно защищается от возможных претензий.

Ребёнок, даже когда он ничего не просит, одним своим фактом существования является постоянным запросом, призывом к нашему усилию над собой. В состоянии стресса на этот постоянно висящий в воздухе запрос реагировать гораздо труднее. Очень важно держать баланс: с одной стороны, стараться внутренне к ребенку присоединяться, а с другой – полностью простить себе свои промахи и недостатки. «Да, я недостаточно занимаюсь своим ребенком, но мы все живые люди и имеем на это право, я в этом нисколько не виновата». Очень важно разгрузиться внутренне от чувства вины, тогда мы меньше будем нагружать им наших детей.

Об авторе:
Александр Колмановский – автор курса «Психология отношений», преподаёт в Московском Государственном Университете им. Ломоносова. Регулярный ведущий передачи «Только для взрослых» на «Детском радио – СИТИ FM». После теракта в Беслане в 2004 г. по настоящее время занимается социально-психологической реабилитацией пострадавших: индивидуальным консультированием детей и взрослых, проведением семинаров, организацией и проведением реабилитационных выездов детей и взрослых заграницей и по России. Руководитель центра социально-психологической реабилитации «Наша жизнь».

Колмановский December 8th, 2014

Статьи:
Своих не бросают. Как жить с трудным супругом?
Усыновить родителей
Две причины нелюбви к себе и их преодоление
Про насилие в семье
Про семейный бюджет
О терактах
Не ругайте лоботряса
В виртуальной любви интересуйтесь реальным человеком
«Детские коллективы для ребенка вредны»
Лекция «Любовь и выше пояса. Психология семейных отношений» Александра Колмановского
Причины детской жестокости
Ответственность и принятие — роли мужчины и женщины в семье
Увидеть боль и страх свекрови

Александр Колмановский - Родители и дети

«Как устроена психика ребенка», Александр Колмановский

Александр Колмановский - Семинар "Любовь"

СЕМИНАР АЛЕКСАНДРА КОЛМАНОВСКОГО «ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ» день 1

СЕМИНАР АЛЕКСАНДРА КОЛМАНОВСКОГО «ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ» день 2

Родительские секреты. Выпуск №4

Александр Колмановский: Брак ломает отношения

Александр Колмановский. И психологи ошибаются

Александр Колмановский (обсуждение)

А.Колмановский. Открытый форум. 2012 11 01

Александр Колмановский. Детей портит назидательность

Александр Колмановский: Стресс обостряет проблемы

Психолог Колмановский,военные игры

Александр Колмановский о подходе к воспитанию детей на образовательном дне программы "УНИК Мама"

Беслан. 3.09.2012. Александр Колмановский, психолог

Программа "Найди себя" на радио "Московская правда". Гость Александр Колмановский - психолог, руководитель центра социально-психологической реабилитации «Наша жизнь». Ведущая Мария Баранова. (об отношениях между мужчиной и женщиной)

— Александр, в России родители часто отправляют ребенка на лето подальше из города — на дачу, в деревню к бабушке или куда-нибудь еще. Нужно ли это ребенку? В чем плюсы и минусы такого отдыха?

— Плюс — свежий воздух. Минус — отрыв от родителей. На мой взгляд, минус перевешивает. Ребенку не так вредно провести лишние две недели в душной Москве, как быть в отрыве от родителей.

Для психологической устойчивости ребенка, для его жизненного успеха, для психосоматики очень важно, чтобы ребенок с родителями был дружен. Это важнее свежего воздуха и деревенского молока. Поэтому летние каникулы правильно было бы использовать для налаживания таких отношений. На каникулах есть возможность проводить вместе больше времени. Кроме того, в отпуске родители обычно бывают не такими задерганными, как в рабочее время.

Александр Колмановский

Ведет мастер-классы «Родители и дети», руководит центром социально-психологической реабилитации «Наша жизнь», читает авторский курс семинаров «Психология отношений» в школах и интернатах. Более 10 лет работал школьным психологом, шесть лет — в НИИ детской онкологии и гематологии РАМН им. Блохина; помогал в горячих точках, в том числе в Беслане.

Но если родители в истощенном состоянии и не могут летом никак расслабиться, тогда да, лучше друг от друга отдохнуть.

Тут есть еще такой момент. Когда у родителей на работе возникает важный и интересный проект, который им дорог, они же не занимаются им по остаточному принципу. Но вот почему-то к воспитанию ребенка у нас так относиться не принято, и зачастую оно проходит именно по остаточному принципу.

— Правильно ли родителям настаивать на поездке ребенка, если тот не хочет уезжать на каникулах?

— У всех разные житейские обстоятельства, и в этом случае я не стал бы подсказывать родителям, как им поступить. Мне кажется правильным подсказать им последствия того или иного выбора, а дальше пусть поступают, как считают нужным. Я имею в виду вот что.

Когда ребенка заставляют делать то, чего он не хочет, у него атрофируется инициативность. Он становится вялым и апатичным.

Начинает больше сосредотачиваться на незначительных жизненных обстоятельствах вроде того, играть сейчас в коммуникатор или нет. А серьезные выборы он все больше перекладывает на родителей. Недавно один мой 50-летний пациент рассказывал: «Бывает так: мне пора выходить из дома по какому-то важному делу. И я ловлю себя на таком ощущении: мои жена и взрослая дочка тоже знают, что мне пора уходить, но молчат, не подталкивают меня. Значит, еще ничего, еще можно потянуть время». Понимаете, у человека, которого все время заставляют что-то делать, развивается внутренняя безответственность.

Поэтому важно, чтобы родители, выбирая между тем, предоставить ребенку реальную свободу или принимать решения за него (в том числе про летний отдых), понимали, между какими перспективами они выбирают. А дальше это уже вопрос их собственного выбора.

— Как вы относитесь к детским лагерям — стоит ли отдавать туда ребенка? Или этот жизненный опыт ему совершенно ни к чему?

— Тут нет единого рецепта. Есть самые разные дети, лагеря, разное состояние детей. Но, как это ни странно звучит, я считаю, что детские коллективы для ребенка очень вредны.

— Почему?

— Они вредны, когда общение в них происходит без структурирующего, плотно присутствующего взрослого влияния. Чем младше дети, тем в большей степени это справедливо. В любом детском коллективе неизбежно будут устанавливаться природные натуральные отношения, то есть очень конкурентные. И будет выстраиваться природная же пирамида иерархии: наверху — крутые, а внизу — лузеры. Это социальное распределение одинаково травматично для обоих уровней пирамиды: для «нижних» — понятно почему, а для «верхних» это становится ложным уроком того, что в жизни надо преуспевать силой.

— То есть никаких летних лагерей?

— Если уж отправлять ребенка в лагерь — спортивный, языковый или еще какой-нибудь, надо узнать, насколько день там структурирован, насколько умело и активно взрослые организуют детское общение.

— Как быть, когда ребенок (точнее — подросток) отдыхал в лагере, влюбился, вернулся домой и страдает? Надо ли вообще вмешиваться?

— Представьте себе, что ваша подруга вернулась из отпуска или из командировки, влюбившись и тоскуя. Никто ведь не побежал бы в этой ситуации к психологу советоваться, как себя с ней вести. Просто по-дружески присоединялись бы, сочувствовали, расспрашивали, узнавали бы, что было, чего не было, разделенное или неразделенное чувство, есть ли адрес, можно ли переписываться. Точно так же надо общаться с ребенком.

Нам кажется, что наши взрослые отношения между собой, с нашими сверстниками, — это что-то одно, а наши отношения с нашими детьми — что-то другое. Это ни на чем не основанная иллюзия.

У детей ровно так же устроены психика, ткани, морфология и мозг, как и у взрослых. Поэтому когда надо подобрать какую-то правильную форму поведения с ребенком, реакцию на какие-то детские события, надо себе представить, как мы, взрослые, ведем себя по этим же поводам друг с другом.

— Вы описываете ситуацию, где у родителей есть налаженный контакт с детьми, где подросток им доверяет. А если он закрывается?

— Если ребенок закрывается, это не значит, что тут нужны какие-то особые подходы, чтобы обсуждать с ним, например, его неразделенную любовь. Нужно восстанавливать доверительность, налаживать нормальные дружеские отношения.

— Часто бывает так, что всего за одно лето подростки сильно и быстро взрослеют психологически. Как принять новую взрослость своего ребенка?

— Надо объяснить специфику переходного возраста. После сексуального созревания человек становится полноценным членом общества, который может выполнять любую неквалифицированную работу, нести ответственность и так далее. А «влетает» человек в этот возраст в состоянии законной инфантильности. Он до сих пор ничего не делал самостоятельно, ни за что не отвечал. И тут срабатывает устройство нашей психики, в силу которого человек одинаково относится к окружающим и к самому себе. Инфантильный подросток начинает оценивать себя так же, как он оценивает другого человека, который сидит на шее у ближних и ничего не делает. Он начинает себя ужасно не любить. Конечно, все это происходит бессознательно. Но именно с этим связан резко обостряющийся подростковый негативизм. Подросток чувствует себя очень плохим и поэтому, как говорят, торопится обидеть первым, пока не успели обидеть его.

— Чем же ему помочь?

— Когда родители такому подростку говорят по поводу его неадекватных проявлений: «Ну, о чем ты только думаешь?», «Где ты это видел?», «Кто тебе разрешил?», «Сколько можно тебе говорить?», — каждый раз подросток чувствует, какой он неправильный. Родители только усугубляют его воспаление.

Очень важно относиться к подростку не оценочно, а сочувственно, то есть сопереживать, присоединяться, разделять с ним его чувства, реагировать на его переживания больше, чем на внешний план события.

Вот звонит сын-подросток матери: «Ты когда сегодня возвращаешься? Я хочу тебе обед приготовить». Мать чуть не разрыдалась от счастья. Зная, что ее дома ждет еда, позволила себе по дороге задержаться, зайти в магазин. Когда она вернулась домой, выяснилось, что сын сидит в коммуникаторе, а на кухне шаром покати — ни одного бутерброда, не говоря уже о большем. Она на него резко сорвалась. А терапевтичной для подростка была бы другая реакция: «Что, Володь, заболтался? Заигрался? Понимаю, бывает». Примерно так. Для того чтобы быть в состоянии так реагировать, надо заранее не вестись ни на какие намерения и клятвенные обещания подростка, это не более чем благие порывы.

— Многие дети ждут лета, потому что теперь наконец-то можно позже вставать и ложиться. Как быть с режимом дня, чтобы потом ребенку не было мучительно больно возвращаться в школу?

— Что бы мы с вами сейчас ни написали, все равно жизнь не позволит укладывать и тем более поднимать ребенка летом так же, как и во время учебного года. На отдыхе он будет неизбежно ложиться и вставать позже, как и мы с вами, взрослые люди. Тут родителям можно посоветовать только одно: совершенно расслабиться. Да, потом будут трудности, надо будет входить в новое рабочее расписание, но это не страшно.

— А как быть с программой на лето? По литературе или, например, в музыкальной школе? Контролировать или пустить на самотек?

— Знаете, здесь нет специфики летних каникул. Для ребенка вообще губительно, когда родители дома являются продолжением школы. В этих домашних заданиях, вернее, в том, что школа рассчитывает на помощь родителей в этом вопросе, проявляется вопиющий непрофессионализм нашей школы.

Педагогика, преподавание — это отдельная профессия. И ею не могут заниматься дилетанты, непрофессионалы и тем более родственники тех, кого надо учить. Мы же, взрослые люди, не беремся друг друга учить по вечерам после работы, скажем, английскому или химии. Точно так же это неуместно и по отношению к ребенку.

— То есть не стоит делать с ребенком уроки?

— Мало того что это неэффективно, это неизбежно вызывает дополнительное напряжение в отношениях, портит их, и для ребенка такая практика психологически травматична.

— Получается, что домашние задания — полностью зона ответственности ребенка.

— Это зона ответственности школы. Школа должна, с одной стороны, правильно выстраивать задания для ребенка, с другой стороны — правильно мотивировать их исполнение.

— А что делать, если летом ребенок со всей своей новой свободой тянется к «дурной дворовой компании»?

— Лучше сказать, чего не делать родителям. Ни в коем случае не заставлять ребенка — и даже не подсказывать ему! — не водиться с этими детьми. Вот у девушки появился новый молодой человек, и взрослая мама говорит ей: «Не нравится он мне. Ничего хорошего из этого не выйдет. Бросай его, пока не поздно». Ничего, кроме аллергии, такая реакция взрослых не вызывает. Что было бы правильно сделать маме, которая видит, что у дочери появился какой-то сомнительный, по ее мнению, молодой человек? Как можно больше приближаться к этой ситуации. И приближать, приручать молодого человека. Чтобы дочь чувствовала, что мать — ее союзница. Чтобы у матери было больше возможностей реально влиять на ситуацию.

Так же и в случае с дурной компанией. Если ваш ребенок сошелся с какой-то, условно говоря, дворовой компанией, — жаль, боязно, опасно, но это уже произошло. Теперь нам надо как можно больше в это вникать безопасным для ребенка образом. Расспрашивать про этого, скажем, Володьку из компании: что он любит, какие у него кроссовки, какой у него коммуникатор… То есть как можно больше к ребенку присоединяться.

Дети, как правило, не уходят в сомнительные дружбы и отношения, когда чувствуют дома принятие.

Когда им не надо дома соответствовать каким-то трудным для них условиям. «Чтобы родители были мною довольны, я должен приносить хорошие отметки, всегда выполнять обещания, не забывать вынести мусор. На самом деле я не всегда это делаю и поэтому чувствую, что родители мной то довольны, то нет». А с этой шпаной не надо выполнять трудных условий. Ребенка там принимают просто так, и ребенок туда с облегчением уходит.

— А как быть, если у ребенка, наоборот, совсем нет друзей и ему сложно общаться?

— Очень ценный и дорогой для меня вопрос. Знаете, каких людей любят больше всего в любых коллективах, взрослых, детских, профессиональных? Прежде всего — доброжелательных. Потом уже — остроумных, красивых, сексуально привлекательных и так далее. Поэтому когда родители замечают, что у ребенка как-то не складываются отношения со сверстниками, надо в нем развивать доброжелательность, настраивать его на терпимое, дружелюбное отношение к другим детям.

Конечно, ребенку трудно так себя вести со своими обидчиками. Тут недостаточно просто родительских призывов: «Ну, ты не обращай внимания», «Будь как-то поактивней». Это все пустой звук, который оставляет ребенка с проблемой один на один. Ему надо подсказать, как конкретно реагировать на эту чужую недоброжелательность, например, на то, что его дразнят или уходят без него на перемене. Нужно попытаться понять причины, ответить на вопрос, почему себя так ведут окружающие.

— И как найти ответ на этот вопрос?

— Когда кто-либо — дети или взрослые — ведут себя недоброжелательно, это бывает связано с одной и той же причиной — с неуверенностью в себе.

Вызывающее негативное поведение — всегда запрос: «Покажи, как ты будешь на это реагировать, примешь ты меня такого или нет». Дальше надо ребенку подсказывать, как именно можно обидчиков принимать, что значит принятие. Надо учить детей терпимо реагировать на негативное, агрессивное и недоброжелательное поведение партнеров.

Здоровый цинизм практикующего психолога с 30-летним стажем Михаила Лабковского никого не оставляет равнодушным.
Но стоит признать, за кажущейся резкостью очень много правды.

*Мы меряем любовь уровнем страдания.
А здоровая любовь - это про то, насколько ты счастлив.

*Люди, которые не любят себя, не могут любить друг друга,
поэтому пары счастливой у них тоже быть не может.

здоровых людей ситуация выглядит немного по-другому.
Первое - у них есть потребность любить.
С этой потребностью любить они находят мужчину, который их любит.

*Здоровые люди всегда выбирают себя, а невротики - отношения в ущерб себе, и в этом самая главная разница.

*Никогда не надо общаться с женатыми мужчинами. Рыбой торгуют в рыбном магазине, мясом - в мясном. Не теряйте времени.
Женатому мужчине не нужна жена, у него дома одна уже есть.

*Никому не нужен тот, кто не нужен самому себе. А тот, кто принимает себя таким, какой он есть, живет вкусной, полноценной жизнью, несмотря на все возможные житейские проблемы.

*Если самый лучший секс у вас после скандала, то это ненадолго – скоро останутся одни скандалы.

*Если вам с мужчиной некомфортно на первом, втором, третьем свидании, не назначайте четвертое. В первые встречи мужчина показывает себя наилучшим образом, и если вам уже неприятно находиться с ним рядом, ничего хорошего из этих отношений не выйдет.

*Людей не любят за то, что они прогибаются. Парадокс заключается в том, что стервозных женщин мужчины просто обожают.

*Что касается молодых, успешных и красивых женщин, которые не могут найти себе пару, потому что у них, мол, планка высокая, - это неспособность к отношениям и страх перед ними.

*Если вы хотите замуж, встречаетесь или даже живете вместе уже полгода-год и ничего не происходит, надо спросить один раз, хочет ли он семью и свадьбу. Если мужчина не готов создавать семью, значит, пришла пора с ним попрощаться. По-хорошему, конечно.
Типа «я очень тепло к тебе отношусь и буду продолжать в том же духе, но подальше от тебя».

*Если человек другому человеку заменяет весь мир, это означает, что своего мира у него попросту нет.

*Любая - и я подчеркиваю это - любая женщина, которая годами сидит дома и занимается только хозяйством и детьми, деградирует.
Это неизбежно. И в конце концов мужчине становится скучно с женой, он начинает считать ее глуповатой, а там и до развода полшага.
И заметьте: изначально мужчина ни на чем не настаивал, это женщина с радостью и хлопая в ладоши решила сидеть дома.

*Если он вас напрягает, просто расстаньтесь с ним.
Не бойтесь остаться одна. Ни один мужчина в целом свете не стоит того, чтобы ломать себя, прогибаться под него, пренебрегать своими желаниями и потребностями. Ни один.

*Все просто: есть он - такой, какой есть. И есть вы - такая, какая есть. Вам или хорошо вместе, или надо разойтись.
Причем лучше до того, как вы взяли ипотеку и родили троих детей.

*Тот, кто психически здоров, ориентируется на свои чувства и всегда выбирает себя. Ни красота, ни любовь не требуют жертв.
А если требуют, это точно не ваша история. Валите.
Нет такой цели, ради которой стоит что-то терпеть в отношениях.

*Всю жизнь на цыпочках не простоишь, а разочаровываться всегда больнее, чем изначально показать себя настоящую.

Начну с предыстории:

Недавно я была у своей мамы, и в этот момент к ней в гости пришла подруга. Небольшой женской компанией мы пили чай и вели беседы о жизни. Постепенно разговор зашёл о здоровье. Мамина подруга говорила о том, что последнее время стала хуже себя чувствовать. Я спросила, была ли она у врача? Та, многозначительно посмотрела на меня, и громко вздохнув, ответила: «Да чего к ним ходить-то! Была я, а что толку-то! Назначила она мне лекарства, сказала прийти через два месяца с контрольными анализами. И всё.»

Я снова спрашиваю: «ну так анализы-то потом сдали и к врачу ещё раз сходили?». Она: «нет, не ходила.» Я, продолжая расспрашивать: «а почему не пошли?» Она: «ну… не знаю, не нравится мне она.» Я: «так чем не нравится-то?» Она: «ну, я бы хотела, чтобы она ещё вот тут меня посмотрела и вот тут, но она этого не сделала.». Я, не унимаясь: «А почему вы не попросили, чтобы она это сделала?». Она: «так это же врач, она сама должна была это сделать!» Я: «ну хорошо, допустим, она неквалифицированный специалист, так вы могли бы найти другого, более грамотного врача, и с ним проконсультироваться.» Мамина подруга: «ой, ладно давайте сменим тему разговора.»

Но потом беседа не заладилась, и она, сославшись на занятость, поспешила удалиться. А мы с мамой продолжили болтать, где она мне рассказала, что уже почти 8 месяцев прошло с тех пор, как её подруга побывала на том приеме.

Вот такая обыденная ситуация, но она навела меня на значительные размышления.

Как в случае с этой женщиной, мы очень часто хотим привнести эту заботу в свою жизнь чужими руками. Мы ожидаем от других, что они проявят внимательность, участие, предупредительность в отношении нас, и сильно расстраиваемся, когда наши ожидания не совпадают с реальностью.

Но нужны ли мы сами себе в той степени, в которой хотим увидеть свою нужность в отношениях с другими? Нужно ли мне самой моё здоровье? Нужно ли мне самой моё хорошее настроение? Нужен ли мне самой мой комфорт? Люблю ли я сама себя так, как хочу, чтобы меня любили другие? Уважаю ли я сама себя так, как хочу, чтобы меня уважали другие? Внимательна ли я к себе так, как хочу, чтобы другие были ко мне внимательны?

Ведь если мне самой важно моё здоровье, то за 8 месяцев вполне реально найти другого специалиста, с кем можно проконсультироваться. Но если я сама себе не нужна, то ни один врач не сможет меня спасти и вылечить, несмотря на свою гениальность и высокую квалификацию.

Увы, мы сами практически не умеем заботиться о себе. Мы почти не готовы действовать для себя, ради самой себя, во имя себя. Но ведь мы взрослые люди! У нас есть множество возможностей.

Это дети вынуждены быть зависимыми от других взрослых. Они нуждаются и ждут заботы, внимания. Они ждут, что кто-то что-то сделает для них, потому что сами пока не могут. Но разве мы беспомощны? Тогда почему мы сами порой ведем себя как эти дети и пытаемся найти какого-то взрослого, кто возьмёт на себя заботу о нас в той или иной сфере жизни! Тогда почему мы хотим кого-то заставить заботиться о нашем благополучии и отказываемся сами брать на себя ответственность за свою жизнь? И очень раздражаемся и злимся на других, когда они не проявляют должной заботы о нас.

Некоторым деткам в их жизни не удавалось получать внимание родителей просто так. Но когда они были слабы, беспомощны и беззащитны, родители реагировали на это заботой и вниманием. И чем больше таких ситуаций, тем больше любви и внимания. И ребёнок порой даже научался таким способом манипулировать взрослыми людьми, воздействовать на них своим поведением, чтобы получить к себе повышенное внимание. Детки вырастают, становятся взрослыми по паспорту, а старые способы взаимодействия с людьми остаются.

Взрослые женщины ждут от врачей, что те будут о них заботиться, от мужчин в отношениях, чтобы те сделали их Женщиной, или счастливой, или богатой, или…

Но это детская установка к жизни– «ждать» и «получать». Ждать от взрослых, что их желания и потребности удовлетворят, и брать то, что они ему дают. Взрослый же сам может действовать, сам брать от жизни, сам просить, а не манипулировать, чтобы другие догадались и дали. Взрослый создаёт условия, чтобы его желания реализовались.

Потому, не тратьте силы на то, чтобы заставить других заботиться о вас, затем разочаровываясь в них, что они оказались недостаточно хороши. Направьте эту энергию в действия для себя самой.

Ведь это наша личная ответственность уметь позаботиться о себе! Другой не обязан этого делать! Мы уже выросли, у нас есть для этого все возможности!

Подумайте, как уже сейчас вы можете позаботиться о себе? О своём комфорте, о своём самочувствии и настроении, о своём удовольствии, о своем здоровье и внешнем облике, о своих интересах и желаниях? Не откладывайте это дело в долгий ящик, прямо сейчас берите ручку и бумагу, или пишите в комментариях этот список.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: