Какой из типов личности выделял дж голланд

Тест Голланда позволяет определить профессиональную ориентацию, что поможет выбрать наиболее подходящий род деятельности. Опросник состоит из 43 пар профессий, из которых нужно выбрать наиболее подходящую или хотя бы менее непривлекательную. При выборе следует ориентироваться не на то, какой вид деятельности нравится, а на то, чем вы теоретически могли бы заниматься. Время прохождения не ограничено.

Опросник Голланда позволяет выяснить наиболее приемлемую направленность в профессиональной деятельности. Теория, которая послужила основой для теста, была разработана известным американским профессором Дж. Голландом. Ее суть состоит в том, что человеку для успешной реализации себя в определенной профессии следует учитывать не только тип личности, но и то окружение, в котором он будет находиться на работе. Согласно убеждения Голланда поведение человека зависит не только от каких-то личностных особенностей и характеристик, но и от окружающей его атмосферы.

Исходя из теории можно сделать вывод, что люди ищут ту профессию, где они смогут чувствовать комфортно и в полной мере раскрыть свой потенциал. Тест Голланда позволит выбрать вид деятельности с учетом:

  • Личностных склонностей;
  • Способностей;
  • Интеллекта.

Тип личности определяет путем соотношения данных характеристик с различными профессиями.

Описание методики

Вариантов опросника существует очень много. Главным условием при его составлении является определенное количество профессий разных типов и несоответствие типов в одной паре.

Опросник Голланда состоит из 43 пунктов, каждый из которых предлагает на выбор две профессии. Проходящий тест должен сделать выбор, опираясь на несколько факторов:

  • Какая профессия ему больше нравится;
  • Кем он полагает смог бы работать, если бы пришлось выбирать между двумя предложенными;
  • Какая из профессий менее неприемлема (в случае, если категорически не нравятся обе).

Несмотря на то, что в каждой паре профессии относятся к разным типам по Голланду, по Климану они принадлежат к одинаковому предмету труда.

Каждый из выбранных вариантов отвечает за определенный тип личности. После завершения теста следует, ориентируясь на ключ, подсчитать баллы для каждого из 6 типов. Тот, который набрал наибольшее количество баллов, и является доминирующим, а, следовательно, оптимальным для будущей профессии.

Кроме того, для каждого типа личности характерны разные баллы, характеризующие:

  • Ярко выраженный тип;
  • Средне выраженный тип;
  • Слабо выраженный тип.

Для того чтобы выбрать наиболее приемлемый тип личности в процентном соотношении, следует полученные баллы умножить на 100 % и разделить на:

  • 15 для реалистического, интеллектуального и социального типов;
  • 14 для конвенциального и предприимчивого типов;
  • 13 для артистического типа.

Для того чтобы не заниматься вычислениями вручную, достаточно пройти тест Голланда онлайн на нашем ресурсе.

Интерпретация результатов

Результаты теста будут выглядеть в виде процентных значений для каждого типа. Тот тип личности, который имеет наибольший результат, является доминирующим. Характеристики для каждого варианта:

Реалистичный

Люди реалистичного типа предпочитают профессии, связанные с конкретной деятельностью, чаще всего физического плана. Они отлично приспосабливаются к практической деятельности и направлены на быстрое получение результатов. Социальные способности развиты слабо, плохо выражает свои мысли.

Наиболее подходящие профессии: механик, агроном, маляр, кондитер и любые другие виды деятельности, где лидирует практический труд, а общение с людьми не является важным аспектом.

Конценциальный

Люди данного типа личности отличаются целеустремленностью, конкретностью и практичностью. Таких работников трудно сбить с намеченного пути, они очень энергичны. Для них подходит четко конкретизированная профессия, зачастую связанная с расчетами и другими видами канцелярии.

Подходящие профессии: бухгалтеры, программисты, работники статистических отделов.

Интеллектуальный

Отличительные особенности таких людей: умение анализировать, делать выводы, мыслить рационально. Для них характерна оригинальность и независимость от морали. Интеллектуальный тип характеризуется математическими способностями, умением формулировать и излагать мысли. Наилучшими профессиями для таких людей будут те, которые связаны с научной деятельностью, логикой и исследованиями.

Подходящие сферы деятельности: физик, философ, ученый любого профиля, нотариус, топограф и любые другие, где предполагается ограниченное общение с людьми и требуется умение трезво мыслить.

Артистический

Данный тип отличают оригинальность, необычное поведение или мышление, а также умение общаться с людьми. Артистичные люди характеризуются гибким разумом и высокой восприимчивостью. Они очень чувствительны.

Подходящие профессии: актер, художник, писатель и другие, связанные с творчеством.

Социальный

Социальный тип выделяется гуманностью, чувствительностью и внимательностью к моральным нормам. Такие люди умеют сопереживать и хорошо разбираются в чувствах окружающих. Общение с людьми у них на высоком уровне, в отличие от точных наук. Социальному типу оптимально работать с людьми.

Подходящие профессии: врач, учитель, репетитор, гувернантка и другие, где предполагается тесное общение.

Предприимчивый

Люди этого типа личности отличаются практичностью, быстрой адаптацией к изменениям окружения. Они стремятся к лидерству, очень активны, в некоторой степени авантюристы. Хорошо и быстро находят общий язык с людьми. У предприимчивого типа проблемы с длительной концентрацией внимания и усидчивостью, поэтому им больше подходит организаторская и какая-нибудь подобная активная деятельность.

Подходящие профессии: продюсер, менеджер и различные руководящие должности.

Тест Дж.Голланда на определение профессионального типа личности

(модификация Г.В. Резапкиной)

Шкалы: профессиональные типы - реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный (конвенциональный), предприимчивый, артистичный

Ключевые слова: вербальный, профориентация, тест, типы личности, школьникам

Тестируем: Свойства личности · Возраст: Подростковый

Тип теста: Вербальный · Вопросов: 30

Назначения теста

Методика предназначена для определения профессионального типа личности.

Инструкция к тесту

Из каждой пары профессий выберите одну, наиболее привлекательную для вас.

Тестовый материал

Вариант А

Вариант Б

Автомеханик

Физиотерапевт

Специалист по защите информации

Логистик

Оператор связи

Кинооператор

Водитель

Продавец

Инженер-конструктор

Менеджер по продажам

Диспетчер

Дизайнер компьютерных программ

Ветеринар

Биолог-исследователь

Лаборант

Дрессировщик

Санитарный врач

Селекционер

Заготовитель сельхозпродуктов

Микробиолог

Ландшафтный дизайнер

Массажист

Воспитатель

Преподаватель

Предприниматель

Администратор

Режиссер театра и кино

Официант

Психолог

Торговый агент

Страховой агент

Хореограф

Ювелир-гравер

Журналист

Искусствовед

Продюсер

Редактор

Музыкант

Дизайнер интерьера

Экскурсовод

Композитор

Арт-директор

Музейный работник

Актер театра и кино

Верстальщик

Гид-переводчик

Лингвист

Антикризисный управляющий

Корректор

Художественный редактор

Наборщик текстов

Юрисконсульт

Программист

Бухгалтер

Литературный переводчик

Ключ к тесту

Вариант А

Вариант Б

Вариант А

Вариант Б

Обработка результатов теста

За каждое совпадение в ключом начисляется один балл.

8-10 баллов - ярко выраженный тип;

5-7 баллов - средне выраженный тип;

2-4 баллов - слабо выраженный тип.

Наибольшее количество баллов указывает на доминирующий тип. В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко – обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.

Интерпретация результатов теста

1. Реалистический тип (Р)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны - их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.

Близкие типы: интеллектуальный и офисный.

Противоположный тип: социальный.

Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать. Шенк

2. Интеллектуальный (И)

Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: реалистический и артистический.

Противоположный тип: предпринимательский.

Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. М.Ларни

3. Социальный (С)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: артистический и предпринимательский.

Противоположный тип: реалистический.

Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. В.Бехтерев

4. Офисный (О)

Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.

Близкие типы: реалистический и предпринимательский.

Противоположный тип: артистический.

Офис может работать без шефа, но не без секретаря. Дж.Фонда

5. Предпринимательский (П)

Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.

Близкие типы: офисный и социальный.

Противоположный тип: исследовательский.

Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта. О.Генри

6. Артистический (А)

Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.

Близкие типы: интеллектуальный и социальный.

Противоположный тип: офисный.

Опросник Голланда

Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей ..

1 этап

Инструкция: Вам необходимо как бы "примерить" на себя шесть ут­ верждений, касающихся различных типов профессий, найти им место в таблице и отметить.

Абсолютно верно

Скорее верно

Неверно

Не знаю

Утверждение 1. Ты - практик, склонный заниматься кон­ кретными делами. Предпочитаешь работу, приносящую кон­ кретные, ощутимые результаты для себя и для других. Тебя не пугает физический труд. Тебя интересует работа с техникой, требующая практического склада ума, хорошо развитых двига­ тельных навыков.

Утверждение 2. Ты, скорее, теоретик, чем практик. Тебе нравится заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний. Ты предпочитаешь рабо­ ту, приносящую радость познания, а иногда и радость открытия, работу, требующую абстрактного склада ума, способностей к анализу и систематизации информации, широкого кругозора.

Утверждение 3. Ты - "коммуникатор", любящий работать с людьми и для людей, поэтому тебя, вероятно, заинтересует ра­ бота, связанная с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, оказанием помощи нуждающимся и т.п. Тебе интерес­ на эмоционально насыщенная, живая работа, предполагающая интенсивное взаимодействие с людьми и умение общаться.

Утверждение 4. Тебе нравится работать с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютер­ ных средств. Работа спокойная, без особого риска, с четким кру­ гом обязанностей. Она может быть связана с обработкой ин­ формации, с расчетами, вычислениями, требующими точности, аккуратности, усидчивости. Тебе хотелось бы избежать частого общения, необходимости управлять другими людьми и отвечать за их действия.

Утверждение 5. Ты - организатор, ориентированный на активную преобразовательную деятельность. Ты предпочита­ ешь работу, дающую относительную свободу, самостоятель­ ность, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу азартную и рисковую, требующую инициативности, предприимчивости, во­ ли, умения брать ответственность на себя.

Утверждение 6. Ты, вероятно, "свободный художник". Тебе подходят виды деятельности, дающие возможность творческо­ го самовыражения, где нет жесткого режима, формальностей; работу, дающую простор фантазии, воображению, требующую развитого эстетического вкуса, специальных способностей (ху­ дожественных, литературных, музыкальных).

2 этап.

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая тебе больше подходит (исходя из твоих способностей и возможностей). Ря­ дом с названием профессии в скобках стоит код. В бланке отве­ тов, напротив кода выбранной профессии, поставь знак "+". Подсчитай количество плюсов в каждой строке. Например, из пары "инженер" - "социолог" тебе интереснее профессия соци­ олога. Код этой профессии - 2. Значит, в бланке ответов в гра­ фе "код профессий" надо поставить "+" рядом с цифрой 2. Если содержание профессии не совсем понятно, пользуйся словарем профессий на с. 40-49.

Код профессии

Выбор (фиксировать плюсом)

Сумма плюсов


Инженер (1) - Социолог (2)

Кондитер (1) - Священнослужытель(З)

Повар (1) - Статистик (4)

Фотограф (1) - Торговый администратор (5)

Механик (1) - Дизайнер (6)

Философ (2) - Врач (3)

Эколог (2) - Бухгалтер (4)

Программист (2) - Адвокат (5)

Кинолог (2) - Литературный переводчик (б)

Страховой агент (з) - Архивист (4)

Тренер (3) - Телерепортер (5)

Следователь (3) - Искусствовед (6)

Нотариус (4) - Брокер (5)

Оператор ЭВМ (4) - Манекенщица (6)

Фотокорреспондент (5) - Реставратор (6)

Озеленитель (1) - Биолог-исследователь (2)

Водитель (1) - Бортпроводник (3)

Метролог (1) - Картограф (4)

Радиомонтажник(1) - Художник по дереву (6)

Геолог (2) - Переводчик-гид (3)

Журналист (5) - Режиссер (6)

Библиограф (2) - Аудитор (4)

Фармацевт (2) - Юрисконсульт (3)

Генетик (2) - Архитектор (6)

Продавец (3) - Оператор почтовой связи (4)

Социальный работник (3) - Предприниматель (5)

Преподаватель вуза (3) - Музыкант-исполнитель (6)

Экономист (4) - Менеджер (5)

Корректор (4) - Дирижер (6)

Инспектор таможни (5) - Художник-модельер (б)

Телефонист (1) - Орнитолог (2)

Агроном (1) - Топограф (4)

Лесник (1) - Директор (5)

Мастер по пошиву одежды (1) - Хореограф (б)

Историк (2) - Инспектор ГАИ (4)

Антрополог (2) - Экскурсовод (3)

Вирусолог (2) - Актер (б)

Официант (3) - Товаровед (5)

Главный бухгалтер (4) - Инспектор уголовного розыска (5)

Парикмахер-модельер (б) - Психолог (3)

Пчеловод (1) - Коммерсант (5)

Судья (3) - Стенографист (4)

Подсчитай количество плюсов в бланке ответов. Макси­ мальное количество плюсов указывает на принадлежность к од­ ному из шести профессиональных типов.

/. Реалистический тип

Профессионалы данного типа склонны заниматься кон­ кретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый ре­ зультат деятельности. Способности к общению с людьми, фор­ мулировке и изложению мыслей развиты слабее.

Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, эле­ктрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и дру­ гие профессии, которые предполагают решение конкретных за­ дач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Об­ щение не является ведущим в структуре деятельности.

2. Интеллектуальный тип

Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склон­ ны ориентироваться на социальные нормы.

Обладают достаточно развитыми математическими спо­собностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.

Люди этого типа предпочитают профессии научно-иссле­ довательского направления: ботаник, физик, философ, про­ граммист и другие, в деятельности которых необходимы творче­ ские способности и нестандартное мышление. Общение не яв­ ляется ведущим видом деятельности.

ков, такие как: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, кор­ректор и другие, направленные на обработку информации, пре­доставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип лично­ сти. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.

3. Социальный тип

Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, ак­тивны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопе­ реживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека.

Обладают хорошими вербальными (словесными] способно­ стями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее.

Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержа­ нием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведе­ ния и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обуче­ ние, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.

4. Артистический тип

Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Любят и уме­ ют общаться.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: