Чем опасен «эффект бабочки»?

В современных естественных науках есть термин «эффект бабочки», что это значит, описал Эдвард Лоренц, один из создателей «теории хаоса». Термин прижился в популярной культуре. Возможно, это было связано с тем, что у людей возникала ассоциация с рассказом Рэя Брэдбери, где гибель бабочки в Мезозое изменила человеческую историю. Или с одноименным фильмом, вышедшим в 2004 году, герой которого пытается изменить прошлое.

Что такое эффект бабочки

За полтора столетия до появления этого термина немецкий философ Иоганн Фихте в «Назначении человека» писал, что невозможно удалить одну песчинку, чтобы это не вызвало изменений во всех частях необъятного целого.

Эдвард Лоренц высказал предположение, что какое-либо незначительное событие может иметь масштабные последствия. Он остроумно предположил, что взмах крыльев бабочки в одной части мира вызовет мощный ураган в другой.

В 1961 году молодой ассистент Массачусетского университета Лоренц создал компьютерную программу. Она должна была давать разные прогнозы погоды. Однажды он немного изменил показатели, которые отражали метеорологические условия, но это привело к изменению всех показаний прогноза.

Через восемь лет Эдвард Лоренц выступил на заседании Американской ассоциации по содействию науке о прогнозировании с докладом, в заголовке которого поместил вопрос: может ли взмах крыльев бабочки в Бразилии привести к торнадо в американском штате Техас. Ученый выделил две ключевые проблемы теории:

  • Практическую ограниченность прогнозов погоды на долгосрочный период.
  • Невозможность обнаружить ключевой момент, который вызовет определенный результат.

Лоренц обратил внимание, что в природе существует множество взаимосвязей. Человек не знает всех условий, которые нужны для правильного прогноза. Из-за этого мы не можем определить: приведет ли взмах крыльев насекомого к возникновению шторма или, напротив, его предотвратит. Человек не может определить, к каким последствиям приведут его действия, потому что не знает, что было бы без его вмешательства.

Одна из основных идей Эдварда Лоренца заключалась в абсолютной непредсказуемости мира, где изменения могут вызвать разные величины любых переменных и неспособность людей их достоверно выявить.


Эффект бабочки и массовая культура

Неизвестно, как Лоренцу пришла в голову идея использовать образ бабочки для демонстрации своей теории. Возможно, на него повлиял знаменитый рассказ Рэя Брэдбери, опубликованный в 1952 году. Фабула произведения известна многим.

Частная компания организует туры в Мезозой, где путешественники идут по проложенной над землей тропе. Они могут поохотиться на динозавров, но для них заранее отбирают особей, которые все равно бы умерли вскоре после этого. Герои носят скафандры, чтобы не смешать воздух своего времени с доисторическим, и удаляют из тел убитых рептилий свои пули.

Проводник произносит монолог о том, к чему может привести убийство одного существа в Мезозойской эре. Один из путешественников, запаниковав, сходит с тропы и случайно убивает бабочку. Вернувшись в свою эпоху, герои видят, что их мир изменился.

В массовой культуре «эффект бабочки» стал метафорой о том, как незначительные, на первый взгляд, события меняют ход человеческой жизни и самой истории. В 2004 году вышел одноименный фильм Эрика Бресса. Слоганы картины говорили о глобальных последствиях незначительных и единичных событий (например – «Изменишь одно – изменится все»).

Главный герой этой картины – молодой человек по имени Эван. Он пережил ряд неприятных событий в своей жизни, которые не помнит, но которые отразились в его дневнике. Через страницы дневника Эван может попадать в прошлое и менять ход событий. Он раз за разом пытается изменить события, которые случились в детстве с ним, его подругой Келли, ее братом и их другом. Но каждое изменение, кроме положительных результатов, влечет за собой и роковые последствия.

Эффект бабочки – красивая теория, показывающая сложность нашего мира. Она предостерегает людей от того, чтобы слишком детерминировать события вокруг. Особенность использования их в популярной культуре – абсолютизация того или иного события, которое вызывает целый ряд других.

Из школьного курса математики всем известно, что параллельные прямые никогда не пересекаются. Об этом сказано в традиционной или официальной геометрии Эвклида. Однако, наверное, каждый человек, смотря на уходящие за горизонт рельсы, в глубине души начинал сомневаться в данной аксиоме. И действительно, в геометрии Лобачевского сказано, что параллельные прямые могут пересечься – в бесконечности. Таким образом, логично, что и параллельные плоскости могут иметь точки соприкосновения. Несмотря на то, что это утверждение крайне спорно, оно не может не будоражить умы ученых и обычных людей намного сильнее, чем книжная аксиома.

Если хорошо подумать и внимательно проанализировать свою жизнь, что становится понятным, что любое, пусть даже самое маленькое и незначительное на первый взгляд событие или решение, любое сказанное слово или фраза меняют в большей или меньшей степени ход всей дальнейшей жизни. А иногда и судьбу всего человечества. В науке даже существует специальный термин – «эффект бабочки», который детально объясняет данный феномен. Автором его является метеоролог Лоренц. Термин говорит о том, что взмах крыла бабочки на одном конце планеты может вызвать серьезные катаклизмы на другом. Проще говоря, даже самое незначительное событие может стать причиной совершенно неожиданных и очень серьезных последствий в совершенно другой точке земного шара.

События, порожденные «эффектом бабочки», происходят в одном мире, но в разное время – то есть, реализуется принцип «причина-следствие».

Если сделать предположение, что для каждого выбора в жизни, для каждого поворота судьбы существует свой мир, своя реальность, в которой развиваются новые события, причем, все миры существуют одновременно, — получается очень сложно, но вместе с тем, интересно. Существует немало гипотез и теорий о том, что наш мир – далеко не единственный, что рядом с ним имеется еще несколько. Вполне возможно, что в тех, других мирах, живут наши подобия, но выбравшие другое решение, другую дорогу. Или, совсем наоборот, в этих мирах живут совершенно другие существа, которые вовсе не похожи на человека и которые ушли в своем развитии далеко вперед. Возможно, они обитают на одной с людьми планете, но люди не могут их увидеть, потому как эти существа состоят из «антивещества». Такое предположение высказывают некоторые ученые. Поэтому человек и не может видеть, и ощущать «антимир», лишь периодически сталкивается с его проявлениями.

Часть ученых утверждает, что между мирами можно перемещаться по определенным каналам или порталам. К примеру, в народных легендах и поверьях, точно также, как и у многих писателей-фантастов, в качестве порталов чаще всего выступают зеркала, немного реже – жерла вулканов и пещеры. Именно поэтому существует суеверие, что нельзя длительное время смотреть на свое отражение в зеркале, поскольку может утащить.

В научном мире существуют более серьезные гипотезы о том,каким образом можно перейти из одного мира в другой. Так, в качестве таких порталов или тоннелей выступают «черные дыры» в космосе, которые могут быть так называемыми «кротовыми норами», связывающими между собой различные миры и пространства. Ни доказать, ни опровергнуть это утверждение не представляется возможным, поскольку до настоящего времени они очень мало изучены.

В 1930 году для обозначения зон, в которых происходили невидимые и необъяснимые перемещения в пространстве, был введен термин «телепортационные места». Автором его был ученый Чарльз Фрот. Такие места действительно существуют, о них упоминают некоторые исследователи, однако все попытки намеренно спровоцировать телепортацию пока не увенчались успехом.

В то же время, и в научных гипотезах, и в фантастических произведениях и легендах утверждается, что такие переходы открываются только при определенных обстоятельствах и в строго определенное время. И если в литературе все более-менее понятно, то в случае реальных свидетельств перехода из одного пространства в другое никакого порядка и определенности нет.

В связи с этим уместно вспомнить историю о легендарном исчезновении целого Норфолдского полка в горах в начале прошлого столетия. Полк был английским и отправлялся на передовую. Из ущелья, плотно накрытого гигантским облаком, не вышел ни один солдат, но и никаких следов присутствия людей в этом месте обнаружено не было. По мнению некоторых исследователей, полк вошел в портал, который вел в один из параллельных миров. Вместе с тем, среди ученых существует также гипотеза об искривлении времени именно в тот момент и в то время, когда там находились солдаты. Поэтому совершенно не исключено, что через некоторое время (годы или, может быть, столетия) Норфолдский полк появится на том же месте и завершит путь.

Примечательно, что самое большое количество случаев встреч с параллельными мирами было зафиксировано в период от Средних веков до начала прошлого столетия. С чем это было связано – то ли с большим влиянием религии, то ли с низким уровнем развития наук – сказать сложно. Тем не менее, факт остается фактом – в наши дни встречи в непознанным в большинстве своем касаются «летающих тарелок» и инопланетных пришельцев, нежели параллельных миров.

К примру, в конце пятнадцатого столетия в Германии самым таинственным образом пропала девушка по имени Эльза Фартхен, племянница бургомистра. Она, как обычно, легла спать в своей комнате. Спустя какое-то время служанка среди ночи увидела яркий свет, который пробивался из-под двери хозяйки, но никакого значения этому не придала. Утром оказалось, что дверь в комнату была заперта изнутри. А поскольку девушка не выходила, то дверь сломали. В комнате было пусто! Родственники и слуги обыскали все вокруг, но безрезультатно. Эльзы не было несколько дней, а затем девушка появилась в своей комнате точно так же, как и исчезла. Девушке рассказали, что ее не было дома два дня, но она не хотела в это верить. Эльза была убеждена в том, что легла спать и спокойно проспала одну ночь. Правда, немного позже она вспомнила, что во сне видела яркий свет и какие-то незнакомые непонятные лица…

А вот следующая история наглядно демонстрирует, как событие может повлиять на ход истории всего человечества.

В сентябре 1908 года в Вене, в Венской художественной академии, одной из самых почтенных цитаделей европейского изобразительного искусства, во время вступительного экзамена. В одной из аудиторий юноша с горящими глазами демонстрирует приемной комиссии свои художественные работы. Но председатель комиссии, очень тучный и недовольный мужчина, чем-то очень недоволен, и все время критикует работы начинающего художника. То пропорция плохая, то гамма не такая, там золотое сечение неверно просчитано, а тут вовсе все плохо. Из слов главы комиссии выходило, что юноша совершенно не умеет рисовать, и ему не место среди студентов академии. Юноша провалил экзамен, глава комиссии пригласил следующего студента. Но в тот момент он даже не мог себе представить, что своим решением он погубил шесть миллионов жизней ни в чем неповинных людей и развязал Вторую мировую войну. А все потому, что художником-неудачником был Адольф Гитлер.

Будущий фюрер практически с детства мечтал стать архитектором и художником, писать картины, проектировать дома. Разочаровавшись, он направил свои стопы в большую политику, став одним из самых кровавых диктаторов и тиранов. А ведь все могло сложиться совсем по-другому, если бы глава приемной комиссии не раскритиковал юного абитуриента. Вот такой незначительный, на первый взгляд эпизод, может иногда привести к глобальным катастрофическим последствиям.

А вот еще одна похожая история: в эпоху крестовых походов, в начале июня 1189 года, на реке Селив, что сейчас находится на территории современной Турции, огромная армия немецких крестоносцев переправляется через реку. Во главе армии стоит легендарный император Фридрих Барбаросса. Н в нарядных рыцарских доспехах, при полном параде, на белой лошади входит в воду. Но животное внезапно встает на дыбы, Фридрих не удержался в седле, упал в воду. Императора больше нет. Он не утонул, поскольку река мелководна, а скорее умер от теплового удара, ведь его доспеха сильно разогрелись на солнце. В результате падения в холодную воду император получил тепловой удар, потерял сознание и просто захлебнулся. Потеряв вожака, немецкие крестоносцы сразу же вернулись домой, в результате чего третий крестовый поход, в котором у них были большие шансы одержать победу над сарацинами, потерпел полнейший крах. А Иерусалим, из-за которого и предпринимался этот поход, так и остался под влиянием мусульман еще на несколько столетий. А все – из-за лошади…

Подобных случаев в истории можно найти очень много. К примеру, что могло произойти, если бы у Наполеона перед Бородинской битвой не случился насморк или если бы Архимед не решил однажды принять ванну, или хитроумный Одиссей сумел-таки «откосить» от Троянской войны. Подобных фатальных мелочей огромное количество, о некоторых история знает, о некоторых – умалчивает, но все они оказали значительное влияние если не на ход истории человечества в целом, то на ход чьей-то жизни – точно.

Если говорить о художественной литературе, то необходимо отметить что писатели-фантасты очень любят тему множественности Вселенной и параллельных миров, поскольку эта тема дает большой простор для воображения. Эта тема очень хорошо представлена в детской фантастической литературе, в частности, в рассказах В.Крапивина. Его герои – самые обычные школьники, которые попадают в другие миры, путешествуют из одного мира в другой, везде находя новых верных друзей и много приключений. В этих произведениях Вселенная представлена в виде гигантского Кристалла, каждая грань которого является особым отдельным миром. Между ними обязательно существуют переходы в то или иное время.

В литературе для более старших тема параллельных миров также представлена довольно широко. Так, в частности, параллельные миры, которые существуют в одном пространстве и времени, представлены в тетралогии С.Лукьяненко «Дозор». В обычных городах живут светлые и темные «иные», которые время от времени уходят выяснять отношения в другой мир. И этот мир определенным образом накладывается на мир людей. По словам самого автора, между этажами одного дома лифт идет немного медленнее, поскольку там находится еще один этаж – в «сумрачный мир»…

В настоящее время существование параллельных миров научно не доказано. Вряд ли это будет сделано в ближайшее время. В то же время, гипотезы об их существовании достаточно полно и логично объясняются теми «нестыковками» и паранормальными явлениями, которые периодически происходят в нашем мире – кораблями-призраками, полтергейстом, самолетами, исчезнувшими с радаров и пропавшими без вести и многим другим, достойным попасть в раздел «секретные материалы».

No related links found



Из школьного курса математики всем известно, что параллельные прямые никогда не пересекаются. Об этом сказано в традиционной или официальной геометрии Эвклида. Однако, наверное, каждый человек, смотря на уходящие за горизонт рельсы, в глубине души начинал сомневаться в данной аксиоме.

И действительно, в геометрии Лобачевского сказано, что параллельные прямые могут пересечься - в бесконечности. Таким образом, логично, что и параллельные плоскости могут иметь точки соприкосновения. Несмотря на то, что это утверждение крайне спорно, оно не может не будоражить умы ученых и обычных людей намного сильнее, чем книжная аксиома.

Если хорошо подумать и внимательно проанализировать свою жизнь, что становится понятным, что любое, пусть даже самое маленькое и незначительное на первый взгляд событие или решение, любое сказанное слово или фраза меняют в большей или меньшей степени ход всей дальнейшей жизни.

А иногда и судьбу всего человечества.

В науке даже существует специальный термин - «эффект бабочки» , который детально объясняет данный феномен. Автором его является метеоролог Лоренц.

Термин говорит о том, что взмах крыла бабочки на одном конце планеты может вызвать серьезные катаклизмы на другом. Проще говоря, даже самое незначительное событие может стать причиной совершенно неожиданных и очень серьезных последствий в совершенно другой точке земного шара.

События, порожденные «эффектом бабочки», происходят в одном мире, но в разное время - то есть, реализуется принцип «причина-следствие».

Если сделать предположение, что для каждого выбора в жизни, для каждого поворота судьбы существует свой мир, своя реальность, в которой развиваются новые события, причем, все миры существуют одновременно, — получается очень сложно, но вместе с тем, интересно.

Существует немало гипотез и теорий о том, что наш мир - далеко не единственный, что рядом с ним имеется еще несколько. Вполне возможно, что в тех, других мирах, живут наши подобия, но выбравшие другое решение, другую дорогу. Или, совсем наоборот, в этих мирах живут совершенно другие существа, которые вовсе не похожи на человека и которые ушли в своем развитии далеко вперед.

Возможно, они обитают на одной с людьми планете, но люди не могут их увидеть, потому как эти существа состоят из «антивещества». Такое предположение высказывают некоторые ученые. Поэтому человек и не может видеть, и ощущать «антимир», лишь периодически сталкивается с его проявлениями.

Часть ученых утверждает, что между мирами можно перемещаться по определенным каналам или порталам. К примеру, в народных легендах и поверьях, точно также, как и у многих писателей-фантастов, в качестве порталов чаще всего выступают зеркала, немного реже - жерла вулканов и пещеры. Именно поэтому существует суеверие, что нельзя длительное время смотреть на свое отражение в зеркале, поскольку может утащить.

В научном мире существуют более серьезные гипотезы о том,каким образом можно перейти из одного мира в другой. Так, в качестве таких порталов или тоннелей выступают «черные дыры» в космосе, которые могут быть так называемыми «кротовыми норами», связывающими между собой различные миры и пространства. Ни доказать, ни опровергнуть это утверждение не представляется возможным, поскольку до настоящего времени они очень мало изучены.

В 1930 году для обозначения зон, в которых происходили невидимые и необъяснимые перемещения в пространстве, был введен термин «телепортационные места». Автором его был ученый Чарльз Фрот. Такие места действительно существуют, о них упоминают некоторые исследователи, однако все попытки намеренно спровоцировать телепортацию пока не увенчались успехом.

В то же время, и в научных гипотезах, и в фантастических произведениях и легендах утверждается, что такие переходы открываются только при определенных обстоятельствах и в строго определенное время. И если в литературе все более-менее понятно, то в случае реальных свидетельств перехода из одного пространства в другое никакого порядка и определенности нет.

В связи с этим уместно вспомнить историю о легендарном исчезновении целого Норфолдского полка в горах в начале прошлого столетия. Полк был английским и отправлялся на передовую. Из ущелья, плотно накрытого гигантским облаком, не вышел ни один солдат, но и никаких следов присутствия людей в этом месте обнаружено не было.

По мнению некоторых исследователей, полк вошел в портал, который вел в один из параллельных миров. Вместе с тем, среди ученых существует также гипотеза об искривлении времени именно в тот момент и в то время, когда там находились солдаты. Поэтому совершенно не исключено, что через некоторое время (годы или, может быть, столетия) Норфолдский полк появится на том же месте и завершит путь.

Примечательно, что самое большое количество случаев встреч с параллельными мирами было зафиксировано в период от Средних веков до начала прошлого столетия. С чем это было связано - то ли с большим влиянием религии, то ли с низким уровнем развития наук - сказать сложно. Тем не менее, факт остается фактом - в наши дни встречи в непознанным в большинстве своем касаются «летающих тарелок» и инопланетных пришельцев, нежели параллельных миров.

К примеру, в конце пятнадцатого столетия в Германии самым таинственным образом пропала девушка по имени Эльза Фартхен, племянница бургомистра. Она, как обычно, легла спать в своей комнате. Спустя какое-то время служанка среди ночи увидела яркий свет, который пробивался из-под двери хозяйки, но никакого значения этому не придала.

Утром оказалось, что дверь в комнату была заперта изнутри. А поскольку девушка не выходила, то дверь сломали. В комнате было пусто! Родственники и слуги обыскали все вокруг, но безрезультатно. Эльзы не было несколько дней, а затем девушка появилась в своей комнате точно так же, как и исчезла.

Девушке рассказали, что ее не было дома два дня, но она не хотела в это верить. Эльза была убеждена в том, что легла спать и спокойно проспала одну ночь. Правда, немного позже она вспомнила, что во сне видела яркий свет и какие-то незнакомые непонятные лица…

А вот следующая история наглядно демонстрирует, как событие может повлиять на ход истории всего человечества.

В сентябре 1908 года в Вене, в Венской художественной академии, одной из самых почтенных цитаделей европейского изобразительного искусства, во время вступительного экзамена. В одной из аудиторий юноша с горящими глазами демонстрирует приемной комиссии свои художественные работы.

Но председатель комиссии, очень тучный и недовольный мужчина, чем-то очень недоволен, и все время критикует работы начинающего художника. То пропорция плохая, то гамма не такая, там золотое сечение неверно просчитано, а тут вовсе все плохо. Из слов главы комиссии выходило, что юноша совершенно не умеет рисовать, и ему не место среди студентов академии.

Юноша провалил экзамен, глава комиссии пригласил следующего студента. Но в тот момент он даже не мог себе представить, что своим решением он погубил шесть миллионов жизней ни в чем неповинных людей и развязал Вторую мировую войну. А все потому, что художником-неудачником был Адольф Гитлер .

Будущий фюрер практически с детства мечтал стать архитектором и художником, писать картины, проектировать дома. Разочаровавшись, он направил свои стопы в большую политику, став одним из самых кровавых диктаторов и тиранов.

А ведь все могло сложиться совсем по-другому, если бы глава приемной комиссии не раскритиковал юного абитуриента. Вот такой незначительный, на первый взгляд эпизод, может иногда привести к глобальным катастрофическим последствиям.

А вот еще одна похожая история: в эпоху крестовых походов, в начале июня 1189 года, на реке Селив, что сейчас находится на территории современной Турции, огромная армия немецких крестоносцев переправляется через реку. Во главе армии стоит легендарный император Фридрих Барбаросса. Н в нарядных рыцарских доспехах, при полном параде, на белой лошади входит в воду.

Но животное внезапно встает на дыбы, Фридрих не удержался в седле, упал в воду. Императора больше нет. Он не утонул, поскольку река мелководна, а скорее умер от теплового удара, ведь его доспехи сильно разогрелись на солнце. В результате падения в холодную воду император получил тепловой удар, потерял сознание и просто захлебнулся.

Потеряв вожака, немецкие крестоносцы сразу же вернулись домой, в результате чего третий крестовый поход, в котором у них были большие шансы одержать победу над сарацинами, потерпел полнейший крах. А Иерусалим, из-за которого и предпринимался этот поход, так и остался под влиянием мусульман еще на несколько столетий. А все - из-за лошади…

Подобных случаев в истории можно найти очень много. К примеру, что могло произойти, если бы у Наполеона перед Бородинской битвой не случился насморк или если бы Архимед не решил однажды принять ванну, или хитроумный Одиссей сумел-таки «откосить» от Троянской войны.

Подобных фатальных мелочей огромное количество, о некоторых история знает, о некоторых - умалчивает, но все они оказали значительное влияние если не на ход истории человечества в целом, то на ход чьей-то жизни - точно.

Если говорить о художественной литературе, то необходимо отметить что писатели-фантасты очень любят тему множественности Вселенной и параллельных миров, поскольку эта тема дает большой простор для воображения. Эта тема очень хорошо представлена в детской фантастической литературе, в частности, в рассказах В.Крапивина.

Его герои - самые обычные школьники, которые попадают в другие миры, путешествуют из одного мира в другой, везде находя новых верных друзей и много приключений. В этих произведениях Вселенная представлена в виде гигантского Кристалла, каждая грань которого является особым отдельным миром. Между ними обязательно существуют переходы в то или иное время.

В литературе для более старших тема параллельных миров также представлена довольно широко. Так, в частности, параллельные миры, которые существуют в одном пространстве и времени, представлены в тетралогии С.Лукьяненко «Дозор».

В обычных городах живут светлые и темные «иные», которые время от времени уходят выяснять отношения в другой мир. И этот мир определенным образом накладывается на мир людей. По словам самого автора, между этажами одного дома лифт идет немного медленнее, поскольку там находится еще один этаж - в «сумрачный мир»…

В настоящее время существование параллельных миров научно не доказано. Вряд ли это будет сделано в ближайшее время. В то же время, гипотезы об их существовании достаточно полно и логично объясняются теми «нестыковками» и паранормальными явлениями, которые периодически происходят в нашем мире - кораблями-призраками, полтергейстом, самолетами, исчезнувшими с радаров и пропавшими без вести и многим другим, достойным попасть в раздел «секретные материалы».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: