Все о белоруссии и как они празднуют масленицу. Как принято праздновать Масленицу в Беларуси, традиции: как отмечают Масленицу в Белоруссии

Вот зима идёт на убыль и все мы радуемся яркому солнышку – вестнику яркого праздника. Какого числа масленица в Беларуси? В 2018 году масленичная неделя проходит с понедельника 12 февраля по воскресенье 18 февраля. Надо отметить, что масленица – это языческий праздник, широко распространённый у славянских народов. Он прошел сквозь века без каких-либо изменений. И в современном мире этот праздник ждут и стар и млад. Каждый день масленичной недели имеет своё название и традиции. Как же отмечают масленицу в Беларуси? Сейчас мы расскажем об этом уникальном празднике.

Масленичная неделя по дням

Понедельник называют «Встречей». В этот день изготавливали чучело и носили его по селу. Потом выставляли его на главной улице на всеобщее обозрение до воскресенья. Невестку с утра отправляли к её родителям, а вечером муж и его родственники направлялись к сватам в гости.

Вторник получил название «Заигрыши». Веселье начиналось с утра. Молодежь каталась с ледяных горок, устраивались народные гулянья. В этот день проводили смотрины, чтобы присмотреть невесту и к лету отправить сватов, а осенью уже сыграть свадьбу.

Среду на масленицу назвали «Лакомка», и не зря. Среда посвящалась еде. Именно в среду молодые люди идут в гости к родственникам невесты. Как говорится, к теще на блины. По тому, как много угощений, как обхаживают гостей, можно узнать, насколько теща любит своего зятя. Средой заканчивается так называемая узкая масленица.

А в четверг начинается масленица широкая. Этот день не зря называется «Разгул». Работе конец и начинается разудалое веселье. Всюду слышен звон колокольчиков – это проносятся празднично украшенные упряжки, лошадям вплетены красочные ленточки. С горок доносится заливистый детский смех. Молодежь штурмует снежную крепость. А вечером проходят кулачные бои. Все поют песни и угощают друг друга блинами. Чтобы прочувствовать всю прелесть этого праздника, снимите при помощи нашего туристического портала.

Как празднуется масленица в Беларуси: завершение гуляний

В пятницу тещи идут в гости к зятьям. Начинаются «Тёщины вечёрки». Тёща может нагрянуть со своими подругами или родственниками. Готовит и угощает теперь её дочь – показывает своё умение.

«Золовкины посиделки» проходят в субботу. Невестка зовет в гости сестру мужа и обязательно дарит ей подарки. Если нет сестры, приглашаются другие свояки. Гости принимают подарки и нахваливают предложенные блюда.

Вот и воскресенье! «Прощенный день». На горке разводят костёр и сжигают чучело масленицы. Пепел же развеивают по полям и лесам. Сожжение означает конец зимы и начало нового светлого периода жизни. В этот день все прощают друг другу обиды, невольно нанесённые за год, вспоминают усопших родственников, посещают могилы. Вот как отмечают масленицу в Беларуси. Не забудьте, что воскресенье – это последний день, когда можно употреблять молоко. Потом наступает Великий пост.

Блюда на масленицу в Беларуси

Масленичную неделю ещё называют сырной седмицей. В эти семь дней перед Великим постом ни в коем случае нельзя есть мясо. Зато молочные продукты можно употреблять в любом виде. Также не возбраняется употреблять в еду рыбу и морепродукты. В масленичную неделю готовят великое множество молочных, рыбных, овощных блюд. Не хватит времени, чтобы все их перечислить.

Основное традиционное блюдо — это, конечно же, блины. С древних времён наши предки поклонялись солнцу, и блины символизируют светлое начало, солнышко, по которому мы за зиму успели соскучиться. На праздничном столе мы видим блины гречишные, блины с маслом, блины со сметаной. Не обходится, конечно же, без блинов, фаршированных красной икрой. От разнообразия блюд пестрит в глазах. Кроме блинчиков готовят кулебяку с капустой, кулебяку с лососем, печёные яблоки в тесте, расстегаи с рыбой… Можно ещё долго перечислять всё разнообразие традиционных угощений национальной белорусской кухни, без которых не обходится этот солнечный праздник.

Во время масленицы нужно соблюдать несколько несложных правил или запретов:

  • Нельзя есть мясо. Это своеобразное испытание перед Великим постом.
  • Нельзя сквернословить, ругаться и злиться. Не позволять тёмным силам завладеть душой.
  • Нельзя встречать гостей в неубранном доме. До среды нужно навести порядок, а с четверга тяжелый труд запрещён.

Как и у любого другого праздника, у масленицы есть свои приметы и поговорки:

  • «Не всё коту масленица, будет и Великий пост»,
  • «Если на масленицу стоит морозная и ясная погода, то и лето будет тёплым и дождливым»,
  • «Кто на масленицу не будет развлекаться и веселиться – проведёт год в тоске и грусти»,
  • «В свистульку дуй – птиц зазывай».

У нас в стране великое множество праздников и обычаев. Масленица в Беларуси — это не просто традиция, это выражение уважения, благодарности и любви к родному краю, в котором мы живём!

Масленица отмечается на протяжении семи дней перед датой начала Великого поста, за семь недель до Пасхи. В 2018 году она выпадает на 12 - 18 февраля. Церковное название праздника - Сырная седмица. Масленица символизирует проводы зимы и встречу весны. Она ассоциируется с блинами и народными гуляниями.

История праздника

История Масленицы уходит корнями в древнеславянские времена, когда люди исповедовали языческую религию. Этот праздник проводил границу между зимой и началом весны. Его празднование начиналось в день весеннего равноденствия (22 марта) и длилось около недели. На Масленицу прославляли природу, землю и продолжение рода, зазывали богатый урожай, вспоминали умерших предков. После распространения христианства духовенство придало празднику новый смысл. Масленица начала называться Сырной седмицей и стала служить подготовкой к Великому посту перед Пасхой. Время ее проведения изменяется в зависимости от даты Пасхи.

Традиции и обряды праздника

Масленица является неделей народных гуляний. Этот период связан с отдыхом и развлечениями перед Великим постом. Большинство традиций празднования пришло с древнеславянских времен. Проводимые на Масленицу обряды сочетают в себе элементы языческой мифологии и христианства. Наиболее популярная традиция - выпекание блинов. У древних славян блины олицетворяли солнце и служили поминальным блюдом. Славянские народы чтят традиции своих предков и готовят на Масленицу это блюдо. В городах устраиваются ярмарки и базары, на которых можно отведать праздничные угощения и принять участие в развлечениях.

Любимые забавы в этот период: катание на санках, качелях, рукопашные бои. Молодые девушки собираются в компании и устраивают гадания. Верующие христиане посещают службы в храмах. В последний день Масленицы происходит ритуальное сожжение чучела. Эта традиция связана с провожанием прошлогоднего урожая и зазыванием плодородия.

Каждый день Масленицы имеет свое имя и ритуалы

Понедельник - «Встреча». В этот день хозяйки начинали печь блины, первый из которых отдавали нищим для почтения памяти умерших. В некоторых регионах было принято готовить вареники с сыром и сметаной, ватрушки, оладьи. Хозяйки угощали ими приглашенных родственников и гостей. Жители сел ходили по дворам, держа в руках чучело Масленицы, пели песни. Дети посещали дома, хозяева давали им вещи для дальнейшего сжигания. На площадях населенных пунктов устанавливались горки, качели. Утром свекровь со свекровью отправляли невестку в дом ее родителей, а вечером сами навещали их.

Вторник - «Заигрыши». В этот день молодежь начинала устраивать катания на санках, снежные забавы, соревнования на протяженность спуска с ледяных горок. Проводились смотрины невест.

Среда - «Лакомка». День сопровождался поеданием традиционного блюда - блинов, изготовленных из различных сортов теста с разнообразными начинками. Устраивались блинные соревнования - определяли, у кого они получились вкуснее всего. Также в среду было принято ходить в гости к теще с угощениями.

Четверг - «Перелом Масленицы (Широкий разгуляй)». День был наполнен гуляниями с утра до вечера, вождением хороводов, кулачными боями. Хозяйки пекли изделия из муки в форме птиц. В четверг запрещалось шить.

Пятница - «Тещины вечерки». Зятья угощали блинами своих тещ, которых приглашали в гости нарядные посланники.

Суббота - «Золовкины посиделки». В субботу было принято приглашать в гости золовку (сестру супруга) и вручать ей подарок, а также просто навещать родственников и друзей.

Воскресенье - «Прощеное воскресенье (Проводы, Целовник)». В церквях в воскресенье проходят богослужения, предваряющие Великий пост. В этот день люди просили прощения, забыть плохие поступки. Ритуал завершался поцелуем и поклоном. Было принято посещать могилы родственников и приносить им в качестве угощения блины. Люди парились в банях, чтобы смыть грехи. Вечером существовала традиция сжигать на окраине деревни чучело Масленицы. Такой обряд символизировал встречу весны. Масленица заканчивалась уборкой: мытьем посуды, сжиганием остатков праздничной еды.

Что можно кушать на Масленицу

Сырная седмица передует Великому посту, поэтому в праздничные дни для верующих христиан существуют гастрономические ограничения. Последнее воскресенье перед праздничной неделей именуется «мясным». Это последний день, когда разрешается употреблять в пищу мясные продукты. На Масленицу можно кушать рыбу, молочные продукты (молоко, сыры, масло, сметану, сливки), яйца. Считается, что подобный рацион сформировался до распространения христианства. К началу весны у крестьян заканчивался запас мяса и начинался период отела скота. Молочные продукты служили альтернативой белковой пищи.

Приметы и поверья

  • Если на Масленицу стоит морозная и ясная погода, то лето будет теплым и дождливым.
  • Тот, кто на Масленицу не будет развлекаться и веселиться, проведет год в тоске и грусти.
  • Если на Сырную седмицу испечь много блинов, то год будет благополучным и урожайным.
  • В середине праздничной недели теще следует угостить зятя блинами, чтобы в доме присутствовали мир и взаимопонимание.
  • Тонкие блины на Масленицу предвещают легкую жизнь, а толстые - трудности.
  • Масленица - древний славянский праздник, который сочетает в себе элементы языческой и христианской культуры. Всю неделю люди устраивают развлечения, катания на санках, гадания. Популярная традиция и неотъемлемый атрибут праздника - выпекание блинов.

В 2018 году Масленицу в Беларуси будут праздновать с 12 по 18 февраля. На протяжении целой недели можно без зазрения совести баловать себя блинами и оладушками, щедро сдобренными сметаной или мёдом. Добрая традиция провожания зимы и зазывания весны ярче всего прочувствуется в выходные 17-18 февраля - именно на этот период приходятся главные масленичные гуляния. Белорусы Масленицу любят, поэтому и празднуют её с размахом. Туристический портал VP.BY сделал обзор вариантов, где можно отметить Масленицу в 2018 году и делится с вами самыми интересными предложениями. Итак, поехали:

1. Традиционные празднования Масленицы пройдут в Дудутках . 17 и 18 февраля там обещают вкусные и горячие гулянья, шляхетские забавы и хороводы вокруг костра. Будет и сжигание чучела, и блины, драники, белорусская кухня и многое другое.

Для тех, кто решит самостоятельно поехать в Дудутки, будет работать бесплатный трансфер Руденск-Дудутки и Дудутки-Руденск. Начало праздника в 11.30, а первой тысяче посетителей обещают по бесплатному блинчику выдать;)


Как доехать в Дудутки из Минска:

1. на личном автомобиле: по Слуцкой трассе Р23 (Координаты GPS: 53°35.782" N, 27°40.990" E)

2. общественным транспортом: автобус №323 Минск-Дудутки - отправляется с АВ Центральный (ул.Бобруйская,6-1), справочная автовокзалов 114

2. Масленица в Музее народной архитектуры и быта в деревне Озерцо пройдёт 17 февраля с 12.00 до 16.00. Здесь можно будет принять участие традиционных масленичных гуляниях, попробовать себя в различных играх и забавах.

В этот день будет представлена следующая программа:
выступление народных коллективов «Траецкія музыкі» из г. Борисов, «Світанак» ЦДОДиМ «Виктория», «Гаманіна» БГУИР, «Талака» кафедры этнологии и фольклора БГУКиИ, «Зборная субота» с г. Узда, «Журавушка» с Любаньщины, «Явар» СШ № 159, «Святкі» ЦДОДиМ «Золак» и др.;
уникальная выставка принадлежностей, которые использовались для изготовления сыра и масла;
кукольный театр «Батлейка»;
теневая батлейка «Вертеп»;
масленичные игры и забавы для детей и взрослых;
мастер-классы по изготовлению масленичной куклы-оберега, по плетению поясов и др.;
конкурсы «Масленичная кукла-2018» и «Лучшая снежная фигура» (при наличии снега);
фотозона;
масленичный квест;
демонстрация уникальных масленичных обрядов «Похороны деда», «Посещение повивальной бабки» и др.
рыцарская площадка с лучниками и др.;
кульминацией масленичных гуляний станет сжигание чучела зимы - «Марены».

За дополнительную плату:
традиционные белорусские блюда в корчме и точках питания;
лучшие сувениры от народных мастеров;
катание на лошадях;
катание на мотодельтаплане, самолете «Икарус», вертолете (при условии хорошей погоды).

Стоимость билетов: - для взрослых – 13.00 руб.;
- для студентов – 9.00 руб.;
- для школьников – 6.50 руб.;
- для детей дошкольного возраста – бесплатно.

Экспозиция музея работает с 10:00 до 17:00.
Касса работает с 10:00 до 16:30.


Подробности смотрите .


3. Прикоснуться не только к традициям Масленицы, но и к природе можно в Березинском заповеднике . В Масленичную неделю там можно будет заказать специальный однодневный тур (по предварительному бронированию). В программе - экскурсия по заповеднику, посещение Музея природы, вольеров и, конечно же, веселые песни, конкурсы, хороводы с ряжеными, "беспокойные" потехи и задорные пляски с блинами.

Забронировать такой тур можно и через турфирму "4 стороны света" или "Бон Вояж" .


4. Активно и с детьми можно отметить "Широкую Масленицу" в Загородном клубе "Фестивальный" , где празднования пройдут 17 февраля. В программе гостей будут ждать "гуканне вясны", сожжение чучела, народные забавы и конкурсы, покорение масленичного столба, квесты и турниры. Для детей отдельно будет работать детская зона (где будет тепло!) и развлечения.

На Масленице в "Фестивальном" хотят поставить рекорд по самому быстрому поеданию блинов , поэтому, если у вас есть уверенность, что именно вы быстрее всех кушаете блины - то можете принять участие. Также "разбудить медведя". Помимо этого все услуги комплекса будут доступны гостям в полном объеме - это и веревочный город, и стрелковый тир, и квеструм, и катания с горки, лыжи, баня, коттеджи и гостиница.

Стоимость входного билета 15 рублей (для детей до 12 лет бесплатно). В цену входит развлекательная программа на целый день и угощение от организаторов.

Начало праздника в 12.00.

5. "Королевскую Масленицу" весело и по народным традициям будут отмечать в Парке-музее Интерактивной истории "Сула" 17 февраля.
В этот день всех желающих весело и интересно провести Масленицу ждет семейный фестиваль, ставший уже традиционным и ежегодным для «Парка-музей интерактивной истории Сула» - Королевская Масленица. Над снежными просторами Сулы заиграют сотни веснянок и соловьев, разнесутся веселые песни и звонкий смех, звон бубенцов и музыка. Гуляние открывает театрализованное шоу. А затем гости смогут в полной мере насладиться разудалыми масленичными гуляниями:
  • активные игры на свежем воздухе,
  • средневековые и народные танцы,
  • концерт фолк-коллективов,
  • ледяная горка,
  • выступление бродячего театра «Шотландская пехота»,
  • лучный тир,
  • масленичные легенды и гадания и многое-многое другое.
Для самых маленьких гостей фестиваля будет подготовлена детская зона в теплой и уютной Королевской Ассамблее. Апогеем «Королевской Масленицы» станет традиционное сжигание Чучела Зимы, которое участники фестиваля смогут украшать на протяжении всего дня, и прыжки через костер на доброе здоровье и счастливые дни.

Но кроме развеселого праздника и гуляний, Масленица славится сытной и обильной пищей. В этом году фестиваль Королевская Масленица порадует друзей комплекса разнообразными блюдами белорусской кухни. Будет работать 4 фуд-корта, где каждый желающий найдет себе блюдо по нраву. Желающие смогут принять участие в кулинарном конкурсе: приготовить самые вкусные, румяные блины на зависть всем хозяйкам.


Начало праздника в Суле в 12.00.

Адрес: Парк-музей Интерактивной Истории «Сула», Минская область, Столбцовский район, д. Сула, 14.Стоимость входного билета: 10 руб. – взрослый, 5 руб. – дети школьного возраста, дошкольники – бесплатно.

6 . Масленица в лучших шляхетских традициях пройдет в Дукорском маёнтке - туристическом комплекте, где находится и единственный в Беларуси перевернутый дом.

В программе гостям обещают много чего - шумные развлечения, забавы, гулянья, старинные обряды и самое главное - обильное угощенье.

Сожжение чучела тоже будет, поэтому запасайтесь хорошим настроением, звонким голосом и теплой одеждой.
Подробности смотрите .

7. А ещё можно отметить Масленицу в Станьково.

В программе:
-Игры и забавы на свежем воздухе
-Конкурсы с призами
-Фотозона
-Выступление фольк-группы "Забабоны"
-Сжигание чучела Зимы
-Посещение зоосада

Входной билет:
6,00 руб. для взрослых
4,00 руб. для детей от 5 до 16 лет
до 5-ти лет бесплатно.

А так же:
*Торговые ряды
*Самые вкусные блины с различными начинками
*Катание верхом на лошадях и пони
*Катание на санях/дилижансе
*Тир лазерный/пневматический
* Стрельба из лука и арбалета
* Катание на квадроциклах
*Кинотеатр 5Д
*Военно-исторический комплекс "Партизанский лагерь".

  • праздничная программа масленицы для всей семьи
  • развлекательная программа на свежем воздухе
  • дегустация вкусных блинов со сметаной, вареньем, медом
  • танцы, хороводы и песни, конкурсы.

Начало в 12:00.

Стоимость билета:
взрослый 37 руб.
детский (7-12 лет) 12 руб.
дети до 6 лет бесплатно.

Где : Беларусь, Минская область, Мядельский район, д. Наносы
Координаты GPS: 54.8627444, 26.7151029

10. А ещё 18 февраля можно податься в Горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс «Логойск».

Здесь вас ждут не просто народные гуляния, а самый настоящий театрализованный спектакль «Здравствуйте, я ваша теща!» , в котором каждый зритель сможет на какое-то время почувствовать себя настоящим актером.

Скоморохи, ходулисты и ряженные будут гостеприимно встречать всех гостей Масленицы. Для гостей праздника будут организованы интерактивные тематические площадки, где можно будет проявить свою силу, ловкость и смекалку. Традиционные народные игры и забавы : перетягивание каната, драка валенками, «Солнце-рыбка», «Ленты-косы». Для желающих продемонстрировать свою зоркость будет работать тир. А для тех, кто хочет насладиться зимой будут организованы катания в конной упряжке и, конечно же, катания на лыжах и сноубордах . Самых активных, веселых и смелых гостей ждут призы и подарки. На протяжении праздника будет работать фотозона, стилизованная под белорусскую хатку с традиционными белорусскими рушниками и костюмами.

У главной сцены пройдет самый настоящий народный флешмоб. Не только дети, но и взрослые смогут показать себя в зажигательном танце . Главные герои праздника, в лице зятя и тещи, будут развлекать гостей веселыми конкурсами и народными играми. Почетное место среди которых, займет конкурс по поеданию блинов , ведь празднование Масленицы всегда было связано с этим лакомством. Каждое мгновение праздника будет наполнено теплом и светом, ведь блины олицетворяют солнышко, а этого лакомства будет безгранично много.

Ближе к 15.00 всех участников праздника ждет главный обряд Масленицы - сжигание Чучела Зимы . А еще по всей территории ГСОК «Логойск» будут расположены точки питания с ароматными блинами и шашлыками. Участники гуляний смогут выиграть ценные призы, от души порезвиться, запастись хорошим настроением и просто избавиться от плохого, впустив в свою жизнь вместе с весной только все самое хорошее и светлое!


Если будут появляться новые варианты, то мы оперативно будем добавлять их! А если вы являетесь компанией, музеем или усадьбой, где тоже будет праздноваться Масленица, то можете написать нам об этом и мы разместим вашу информацию!

Читайте еще:
2.

Блины на Масленицу

– древний славянский праздник. Его отмечали на пограничье зимы и весны. В народном календаре он конкретной даты не имеет: начинается ровно за восемь недель до Пасхи и продолжается неделю. В 2013 году Масленицу будут праздновать с 11 по 17 марта.

Масленица – не единственное название этой своеобразной карнавальной недели.В некоторых регионах Беларуси ее величали “Масленка”, “Сырница”. В церковном календаре за праздничной неделей закрепилось название “Сырная седмица”. Такие “молочные” названия праздника имеют свое объяснение. В конце февраля – начале марта, когда обычно празднуется Масленица, коровы уже успевают отелиться. Каждое крестьянское хозяйство становится богатым на молоко и молочные продукты, делает эти яства главными на столе.

Есть мнение, что Масленица отмечалась нашими предками в честь языческого бога Велеса – покровителя домашних животных, от которого также зависело молочное изобилие.

Масленица – практически единственный языческий праздник, который с приходом христианства был принят церковью с самыми незначительными изменениями. Древние обряды получили только некоторые религиозные черты, церковь определила место праздника в годовом праздничном цикле.

В Беларуси не сложилось единой традиции празднования Масленицы: в некоторых регионах этот праздник начинался в понедельник, в некоторых – в четверг, праздничные обряды отличались. Но главное оставалось общим. Масленица – это праздник, где каждому – и старому и малому – находилось время для внимания, почитания и угощения. Обязательными обрядовыми блюдами праздничной недели были масло и сыр. Кроме того, встречали Масленицу с блинами. Это блюдо появлялось на столе каждый день в течение праздничной недели. Блинами поминали умерших родственников. Блинами угощали гостей, с блинами ходили в гости. Ели их с топленым маслом, со сметаной, с медом и вареньем, с рыбой и икрой, с чем угодно, кроме мяса. Масленая неделя по христианским традициям называлась мясопустной, то есть пустой от мяса.

Празднику предшествовали дни поминания предков. Суббота (а в некоторых регионах Беларуси четверг и пятница) перед Масленицей называлась Маслеными дедами. Утром в этот день хозяйка начинала печь блины. Самый первый блин она клала на особую тарелку и ставила в красный угол под образами. Вечером, когда приходило время начинать поминальный ужин, хозяин относил первый блин на чердак и ставил возле чердачного окошка. На третий день этот блин отдавали птицам, чтобы они, улетев, передали предкам привет от тех, кто их не забыл. За поминальным столом велись разговоры о дедах и прадедах, их делах. Во время таких бесед у детей формировалось чувство исторической памяти, уважение к своим корням, в их сознание закладывались традиции почитания предков.

Считалось, что днем на масленой неделе работать можно, а вечером – нет. Вечерами все ходили в гости: родственники к родственникам, соседи к соседям, парни к девушкам, старики к старикам. Дети и молодежь организовывали игры, катались на качелях, на санках с ледяных гор, ездили на лошадях. Люди среднего возраста особое внимание уделяли тем, кто в этом году вступил в брак. Все вместе с особым почтением относились к пожилым людям.

Каких только потех не было в дни Масленицы! Причем к забавам относились с полной серьезностью: считалось, что у тех, кто не будет участвовать в праздничных гуляниях на Масленицу, не будут плодиться и вестись домашние животные.

Задолго до начала праздника деревенские мужчины на крутом берегу реки или озера обустраивали горы для потех. Катание с горы на Масленицу считалось обязательным. Первую половину масленой недели с гор каталась неженатая молодежь, во второй половине – ледяные горки становились местом гуляний семейных пар, и только дети не покидали горки всю неделю. Наши предки верили, что это веселое занятие будет способствовать росту льна и конопли: чем дальше проедет на санках молодая хозяйка, тем длиннее будет у нее лен. А еще по тому, как далеко поедут санки с горы, пытались предугадать, как долго проживут их седоки.

Особо доставалось в праздничные дни парням-холостякам, что не женились в последний мясоед (время от Коляд до Масленицы). Односельчане заставляли их “таскать колодки”, привязывая к ногам обрубок дерева. В различных регионах Беларуси этот обряд проводили по-разному. В некоторых местах в понедельник на масленой неделе собирались женщины, привязывали к “колодке” одним концом веревку или пояс и начинали обходить деревню. Если им встречался неженатый парень – другой конец привязывали к нему. Хочешь избавиться – откупайся угощением или деньгами. Где-то парни, на которых навешивали колодки, ходили по деревне и обязательно должны были зайти в каждый дом, где была незамужняя девушка. Она угощала гостей. Не остановиться с “колодкой” перед домом девушки считалось большим неуважением к ней.

В забавах не оставляли без внимания и молодые семьи. В Шкловском районе Могилевской области существовал обычай, который получил название “Падушкі трэсці”. Девушки и женщины приходили к молодой хозяйке, которая недавно вышла замуж. Хозяйка обязана была поставить им угощение, или спрятать его под подушки. А если она жалела угощения, гости хватали подушки и на санях возили их по деревне, покрикивая: “Подушки продаем! Подушки продаем!”. Молодая хозяйка вынуждена была бежать за подругами и выкупать подушки деньгами.

На Масленицу могло наведаться в дом и настоящее “татарское нашествие” – односельчане в маскарадных костюмах. Костюмированная компания, обходившая все дома в деревне, могла вести себя довольно вольно – разбрасывала подушки, домашнюю утварь. Правда, вреда “погром” хозяйству не приносил, все было в рамках дозволенного. Заканчивалось все после того, как хозяйка выносила богатое угощение. Правда, если угощение компании казалось не очень щедрым, шалости могли продолжиться и во дворе. Любого встреченного человека на улице валили в сугроб, натирали ему щеки снегом.

С участием масок организовывались на масленой неделе игры “Похороны деда” и “Похороны бабы”. Для этого делали из подручного материала чучело в рост человека, одевали его в костюм и проводили обряд в соответствии с ритуалом похорон. Все делалось с юмором. После “голошения” и “отпевания” чучело брали на руки, выносили из дома, клали на сани и везли в конец деревни. Односельчане выходили из домов, чтобы провести “покойного”, бросали ему вслед шутки. Вариантов самих “похорон” существовало несколько: в некоторых регионах чучело вывозили за деревню, бросали в кусты и засыпали снегом, где-то сжигали, а в некоторых местах разрывали на куски и разбрасывали по околице. После “похорон” участники обряда возвращались в тот же дом на “поминальный” ужин, где продолжалось веселье.

Все эти забавы и обряды не проходили хаотично. Многое было привязано к определенным дням. Причем каждый день Масленицы имел свое название и свои обязательные ритуалы.

Понедельник – “Встреча”. Этот день был символическим началом праздника. В этот день сооружали чучело или куклу Масленицы, олицетворяющую морозное время.

Вторник – “Заигрыш”. С этого дня начинали ходить друг к другу в гости.

Среда – “Лакомка”. Блинов на столе и гостей за столом становилось больше. В некоторых регионах среда была предназначена для посещения тещи – шли к “теще на блины”. Там, где празднование Масленицы начинали в четверг, тещ навещали в пятницу.

Четверг на масленой неделе назывался “широкий”, “шривой”, “толстый”. Этот день начинали с того, что пекли блины для своей кормилицы – коровки, чтобы она была такой же гладкой. Оладьями угощали и других домашних животных. День был очень ответственным для тех хозяев, которые держали в домашнем хозяйстве коней. Именно в “широкий” четверг принято было объезжать жеребцов – молодых лошадей, которые достигли трехлетнего возраста. Это время считалось благоприятным тому, чтобы конь стал послушным помощником хозяину. В четверг на Масленицу односельчане приветствовали пастухов и определяли, кому доверить эту ответственную работу на следующий год. В некоторых районах в этот день дети навещали бабушек-повитух – тех, что помогли им появиться на свет. Для них готовили специальное угощение, которое варили из масла, сухого сыра и сметаны. После угощения дети возили бабушку по деревне на санках.

В пятницу проходили “тещины вечера”. В этот день молодожены приезжали к родителям невесты. В каждом регионе, а возможно и в каждой деревне, были свои правила проведения праздника. Но посещение зятем тещи было обязательным. Если зять не приезжал в гости, это считалось неуважением с его стороны к родным жены. Такое невнимание могло даже поссорить семьи двух родов. В некоторых местах на такие встречи собиралась вся родня как с одной стороны, так и с другой.

В субботу проходили “золовкины вечерки”, когда родственники приходили друг к другу в гости. Еще в этот день молодежь каталась на лошадях. Сани и лошадиную упряжь украшали лентами и колокольчиками. Это занятие было не просто забавой, а имело свой смысл. “На Масленіцу ездзілі на конях ў далекую дарогу каб лен быў доўгім”. Считалось, чем дальше отъедут молодые люди от своей деревни, тем длиннее вырастет лен в следующем году, тем лучше будет конопля.

В воскресенье на масленой неделе проходили проводы зимы. Чучело Масленицы водили по деревне и с заходом солнца сжигали на большом костре. Причем все жители деревни приносили в этот костер сломанные, потрепанные вещи. В некоторых районах последний день Масленицы становился днем, когда зазывали весну. Где-то ее встречали с караваем, где-то с выпеченными из теста жаворонками.

Воскресенье Масленицы – последний день перед великим постом. Считалось, что в этот день нужно сесть за стол семь раз, так как всех ожидал пост, который продолжался семь недель. Вечером, когда семья садилась за стол седьмой раз, все в последний раз перед постом ели пищу животного происхождения. Воскресение на Масленицу называли Прощеным воскресеньем. В этот день все просили прощения друг у друга. Вечером прощения просили домочадцы в каждом доме. Хозяин садился в красный угол под образами, читал молитву и просил прощения у своих предков – дедов и прадедов. Затем по очереди, начиная от старшего, на середину комнаты выходили сыновья и дочери и просили прощения у отца: “Прасці, бацька родны, калі чым саграшыў перад табою, справай ці языком”. Последней просила прощения мать большого семейства. После этого все домочадцы садились на скамьи – парни справа, девочки слева. Отец выходил на середину комнаты, трижды кланялся всем и также просил прощения за недобрые слова или плохие поступки. Самым высоким статусом прощения был наделен обряд очищения в церквях, где в конце богослужения священник просил прощения у всех прихожан. В ответ на его слова в храме рефреном звучало “Бог простит! Бог простит! Бог простит!”.

Этим красивым и мудрым обрядом заканчивалась веселая Масленица. Наступало время воздержания и покаяния – Великий пост.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ТЕОРИТЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗРАБОТКИ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОГО ПРАЗДНИКА «МАСЛЕНИЦА» …………………………………………………………6

1.1Сущность и содержание празднично- обрядовой технологии…….6

1.2Специфика разработки календарно- обрядового праздника «Масленица» для молодежи……………………………………………18

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЯ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОГО ПРАЗДНИКА «МАЛЕНИЦА» …25

2.1.Сценарий календарно-обрядового праздника «Масленица»………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………42

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………..44

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы связана с необходимостью возрождения и сохранения белорусских обрядовых мифологических и фольклорных традиций, которые несут в себе память многих поколений народа. Масленичные обряды всегда являлись составной частью культуры и народного быта, переплетаясь с другими ритуалами, обычаями и обрядами.

Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны - в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, - последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», - говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

В настоящее время интерес общества и, в частности, молодого поколения к истории Масленицы угасает. Дети не знают и не понимают истории и значения этого праздника, а взрослое поколение воспринимает его как один из поводов погулять и повеселиться. Поэтому особенно актуален вопрос развития и сохранения богатых традиций белорусской народной культуры во времена, когда все средства массовой коммуникации, социальные сети и общество в целом пропагандируют и поддерживают западный образ жизни, чуждые нам ценности и культурные стереотипы. Все это и не только не позволяет развивать в подрастающем поколении нравственно-эстетические чувства и гордость за свою страну и ее обычаи, но и формирует у него не нужные и чуждые нашей стране традиции и менталитету обычаи и нормы.

Театрализованное представление является одним из наиболее эффективных способов рассказать и напомнить обществу о белорусских обрядах и обычаях. Театрализованные представления отличаются образностью, красочностью, музыкальностью, необычными световыми, пластическими решениями, и потому их содержание способно надолго сохраняться в памяти аудитории. Кроме того, аудитория часто бывает вовлечена в процесс, что также положительно сказывается на эмоциях, чувствах и настроении публики.

Особенность народных гуляний состоит в том, что главным действующим лицом становятся сами люди, нет разделения на артистов и зрителей, каждый может принять участие в мероприятиях, проявить активность, инициативу и найти себе занятие по интересам. Народное гуляние – сложная форма работы, она требует большой организаторской и творческой деятельности.

Цель исследования диплома:

1. Разработать сценарий театрализованного представления (на примере «Масленицы»).

2. Определить основные направления совершенствования современного празднования «Масленицы».

3. Познакомить и привлечь зрителя к обрядовым и игровым действиям праздника «Масленица», среди жителей и гостей санаториев Нарочанского края.

Данная цель предполагает решение следующих задач :

1. Изучить историю праздника «Масленица» в Беларуси;

2. Обосновать режиссерский замысел;

3. Демонстрация региональных особенностей традиционной «Масленицы» в песенном творчестве народных коллективов Мядельского района;

4. Реконструкция обряда «Масленица»;

5. Привлечение молодежи и детей к традициям и культуре;

6. Раскрыть семантику, символику и функциональность обрядовых событий «Масленицы»;

7. Составить смету расходов, план подготовки театрализованного представления, график репетиций.

Объект исследования: процесс организации досуга детей и молодежи, жителей к.п. Нарочь, отдыхающих в санаториях Нарочанского края.

Предмет исследования: технология разработки сценария «Масленицы»

Место и время проведения праздника: к.п. Нарочь, Мядельского района, Минской области.

Структура дипломной работы состоит: из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗРАБОТКИ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОГО ПРАЗДНИКА «МАСЛЕНИЦА»

Сущность и содержание празднично- обрядовой технологии.

История празднования «Масленицы» в Беларуси.

Массовые праздники всегда занимали видное место в системе воспитания и организации досуга, характерной для каждой исторической эпохи. В этом процессе социальные связи организатора массового праздника с его зрителями представлены в социально-культурных отношениях, наиболее соответствующих нынешнему способу организации производства, при котором отсутствует его идеологическая составляющая.

Сегодня мы являемся свидетелями качественно нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла культурно-досуговая деятельность, сама идея которой характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации массовых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ.

Понятие праздник ассоциируется с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое восприятие этого слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов. Но, несомненно, праздник - понятие сложное и комплексное, которое предполагает различные формы, варианты, цели, задачи организации и проведения праздника.

Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. В большинстве случаев - праздник есть такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Празднуют всегда что-то, согласно народной традиции, торжество без повода невозможно.

Следующая характерная черта праздника - это коммуникация. А.И. Мазаев определяет праздник следующим образом: «Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди более чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность».

Белорусская земля славится сваей богатейшей древне-бытовой, народно-музыкальной культурой. Народ, который не знает и не хочет знать своего прошлого, никогда не будет иметь будущего.

Известный белорусский первопечатник, асветник и гуманист Франциск Скорина писал: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знают ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведают гнезда своя, рыбы, плавающие по морю и в реках, чуютъ виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих,-тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по Бозе, к тому месту великую ласку имають»

Этот яркий красочный праздник в конце зимы радует и малышей и взрослых. Игры, песни, танцы, веселый смех и шум - главные его приметы. А называется он – Масленица. Правда, в некоторых регионах Беларуси этот праздник называет по - другому: Масленка, Сырница и т.д. Церковный календарь тоже зафиксировал празднование Масленицы: здесь она фигурирует как «Сырная седмица». Эти «молочные» названия не случайны. В это время - когда праздновалась Масленица - на столе у крестьян появлялись молочные продукты в очень большом количестве, так как коровы уже успевали отелиться. Мясо на праздничной неделе есть запрещалось, вот эти кушанья и становились главными.

Масленица - один из самых древних славянских праздников. Определенной даты в календаре он никогда не имел: его начинали праздновать за 8 недель до Пасхи. Огромным плюсом этого праздника было то, что продолжался он, целую неделю. По одной из версий наши предки стали отмечать этот праздник, чтобы почтить бога Велеса, который покровительствовал домашних животных. Показателен и тот факт, что церковь практически ничего не поменяла в языческом празднике. Древним обрядам просто придали некоторые религиозные черты.

Масло и сыр - вот обязательные атрибуты праздника. Кроме того, какая же Масленица без блинов? На масленичной неделе блины приобретали поистине королевское значение - их старались, есть каждый день. Топленое масло, сметана, мед, варенье, рыба, икра, капуста – каждый заворачивал в блины все, что угодно его душе. Кроме мяса, разумеется. Праздничной неделе дали еще одно название – мясопустная неделя. Поэтому блинчики с мясом были под строжайшим запретом.

В разных регионах Беларуси праздновать Масленицу начинали по- разному: кто-то угощался блинами с понедельника, а кто-то терпел до четверга. Каждый день праздничной недели был особенным, требовал определенных действий. Например, понедельник (его еще называли «Встреча») считался символическим началом Масленицы. Именно тогда делали чучело, которое олицетворяло морозную зиму. Вторник носил название «Заигрыш»: с этого дня можно было начинать ходить в гости. Среда – «Лакомка» - призывала печь еще больше блинов и приглашать еще больше гостей. А еще в среду принято было посещать тещу, отсюда и пошло знаменитое – «к теще на блины». В той части страны, где праздновать начинали с четверга, «тещиным» днем была пятница. В четверг, который называли «широким» или «толстым» угождали своим домашним животным. Для них даже специально пекли блины. Кроме этого в четверг объезжали молодых жеребцов, этот день считался наиболее благоприятным для такого занятия. В некоторых районах четверг был бабушек- повитух. Дети, которые с их помощью появлялись на свет, приходили к ним в гости с угощениями, а потом катали на санках по деревне. Пятница – или «тещины вечера» - была временем, когда молодая семья посещала родных невесты. Если зять не приезжал в этот день к теще – это была большая обида, которая могла стать причиной развода двух семей. В субботу наступали «золовкины вечерки». Все ходили, друг к другу в гости, катались на лошадях и санках. Воскресенье – последний день масленичной недели. В этот день провожали зиму и встречали весну. Кульминацией праздника было сожжение чучела Масленицы – Прощеное воскресенье. В этот день полагалось просить прощение у всех родных и близких. По традиции глава семьи должен был сесть под образами и прочитать молитву, а потом попросить прощения у предков. После этого все домочадцы просили у него прощения. Заканчивался обряд тем, что отец просил прощения у каждого члена семьи. В церкви в этот день священник в конце службы тоже просил прощения – у своих прихожан, а те отвечали ему: «Бог простит! Бог простит! Бог простит!».

На Масленицу существовала большое количество разных обрядов. Наши предки считали, что работать днем на масленичной недели можно, но вот вечера – только для развлечений, нельзя было шить, прясть.

Вот одна из легенд записанная на Гродненщине:

Одна девушка, была на столько охоча к работе, что перестала соблюдать святые вечера. И вот пряла она однажды чуть не до полуночи. Вдруг слышит, кто-то в окно стучит, она спрашивает:

Я принес тебе девушка работу. Смотри, что б за сегодняшнюю ночь напряла двенадцати веретен.

Испугалась девушка, волосы дыбом встали - ужас!

Поспешай, садись и пряди, если не будет готово нынешней ночью, то на другую ночь приготовь себе гроб.

Все стихло. Девушка, ни жива, ни мертва, перекрестилась три раза и осторожно вышла на крыльцо - никого нет. Лишь лежит ворох льна. Взяла она, принесла в хату и думает:

«Что же я теперь, бедная, делать буду? Воля божья, нужно прясть»

Решила она схитрить: обмотала куделю льняными отрепками, а сверху напряла ниток в два ряда и таким способом все двенадцать веретен готовы. А тем временем рассвело и домашние проснулись.

Матушка спрашивает:

А откуда куделя взялась? Ты что, целую ночь пряла?

Молчит девушка, никому ничего не говорит, да и что сказать не знает. Вынесла она пряжу в кладовую, вынесла и лен, что остался - если его в дело пустить, то прясть надо будет двенадцать дней и вечеров, не меньше. И легла спать. Встала поздно вечером, помолилось Богу и пошла в камору посмотреть на свою работу, а там ничего нет. Вернулась в хату.

Ну, твое что работу сделала, не то пришла бы тебе погибель за то, что щедрых вечеров не соблюдаешь. А если еще будешь прясть, я тебе в три раза больше принесу льна. Испугалась девушка, но все же решилась взглянуть в окно. Ночь была лунной, и увидела она как старик с длинной бородой понес на плечах двенадцать веретен. Упала девушка на пол без чувств, и две недели болела, бредила. Еле-еле выходили.

В эти дни особенно усердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельники еще и белили печь, тщательно прибирали в хате. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумно качели (гойданки) и качаясь распевали песни:

Да у нас сегодня масленица!

Да вылетела ластавица!

«Да что ж ты нам вынесла?»

Из коробов жито вытрясла,

Все жито-пшеницу,

На всякую пашницу!

В это время все ходили в гости, в деревнях организовывались игры, молодежь каталась на санках, качелях, лошадях.

Одним из самых интересных масленичных обычаев, которые существовали на нашей земле, было «таскание колодок». Этому испытанию подвергались молодые парни, которые долго не женились. Им на ногу привязывался кусок бревна – с ним они должны были ходить по деревне. В некоторых регионах этот кусок бревна тягали женщины и привязывали его первому встречному неженатому парню. Тот, кто не хотел «таскать колодки», должен был откупиться деньгами или угощениями. В других районах парни, которых заставляли примерить «колодки», должны были заходить в те дома, где жили незамужние девушки и требовать угощения. Если парень с «колодкой» не останавливался возле дома такой девушки, это считалось неуважением по отношению к ней.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий . Связано оно с обычаем, который и в поздние времена праздновалось на Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости. Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

Любили на Масленицу и игры с переодеванием. Сельчане, одевали маскарадные костюмы и вваливались в чей-нибудь дом. Если хозяева медлили с угощением, то начиналось шутовское разорение дома – разбрасывались вещи, переставлялись предметы. Каждого встречного на улице человека такая компания валила в сугроб и натирала снегом щеки и нос.

Сегодня масленичные традиции не так сильны, но, все же этот праздник по-прежнему яркий, шумный и веселый. Празднование Масленицы призывает проснуться после зимней спячки и приготовиться к новой весне, а значит и новой жизни.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: