Возраст приучения ребенка к горшку. Секреты закрепления правильных привычек

Процесс обучения ребенка начинается с самых первых дней жизни малыша. И состоит он не только из различных педагогических методик, но в большей части из обычного жизненного опыта - познания мира методом проб и ошибок. То есть ребенок учится всему тому, что видит вокруг себя. Однако наступает время, когда малыша приходится приучать к особой деятельности, которая касается исключительно его. Именно на такой теме хочется сейчас и остановиться. Как (Комаровский и его методика), что нужно делать, а от каких действий лучше всего отказаться, дабы не травмировать психику своей крохи - об этом далее и пойдет речь.

О готовности малыша к горшку

Пока малыш еще очень маленький, он воспринимает горшок как игрушку. Это для него всего лишь предмет интерьера. Кроха еще не понимает всей его значимости и необходимости. Поэтому не стоит ругать своего ребенка, если он начинает с горшком играть. К слову, очень важно не пропустить этот момент, ведь это отличный повод начать приучать малыша к этому неведомому ему доселе предмету. Можно пробовать высаживать на него игрушки, стараться присаживать самого малыша. Но вот если кроха упирается и сильно плачет, пока нужно на время оставить эту затею. Скорее всего, ребеночек еще просто не готов.

Тут стоит сказать о том, что если мамы начинают высаживать своего малыша на горшок в возрасте 8-9 месяцев, и кроха делает все, что полагается, можно говорить только лишь о грамотно выработанном рефлексе. Малыш будет писать в горшок совершенно неосознанно. Этого можно достичь в основном методом тренировок (чаще всего, если используется наказание). О контролируемом мочеиспускании в таком юном возрасте речи быть не может. А все потому, что нервная система ребенка еще совершенно к этому не готова.

Конкретнее о цифрах

В возрасте до одного года горшок для ребенка еще не является осознанным предметом туалета. Как это уже было сказано выше, он воспринимается малышом, скорее, как игрушка или предмет интерьера. До первого года жизни кроху можно, конечно же, с ним знакомить, но это практически ни на что не повлияет и лишь удлинит время обучения. Сознательность, понятие и, главное, первые признаки самоконтроля к малышу приходят примерно в возрасте 18 месяцев. У кого-то это может случиться на несколько месяцев раньше, но в основном - позже. Нужно понимать, что все цифры условны. И надо просто знать своего кроху, чтобы понимать, готов ли ребенок к высаживанию на горшок.

О дневных и ночных высаживаниях

Разбираясь, как приучать ребенка к горшку, Комаровский говорит еще и о том, что нужно учитывать время суток. Если в полтора года малыш может начинать контролировать позывы своего тела в дневное время, то с ночным периодом дела обстоят не так и просто. Ночью детки могут писаться даже до 4-летнего возраста. И в этом нет ничего страшного. Ведь ночного контроля у детей - примерно 3-3,5 года. Родители об этом не должны забывать.

О показателях готовности ребенка

Часто мамы и папы задаются вопросом о том, как приучить ребенка к горшку в год? Можно ли обучить кроху таким навыкам? Педиатры утверждают, что есть определенные показатели, которые расскажут о том, что малыш полностью готов к высаживанию:

  • Горшок для ребенка не страшен, малыш его не боится и иногда даже пытается сам присесть на него, пусть даже и не спуская штанишки.
  • Один из признаков готовности малыша - его умение самостоятельно ходить и садиться.
  • Следующий показатель - ребенок может рассказать родителям о своих желаниях, потребностях организма.
  • Кроха понимает, когда взрослые к нему обращаются с различными просьбами.
  • Один из признаков - ребенок понимает команды родителей.
  • Если ребенок понимает похвалу и поощрения со стороны взрослых, он также частично готов к высаживанию на горшок.
  • Комаровский утверждает, что если малыш показывает свое недовольство полным подгузником или мокрыми штанишками, он также готов к приучению.

Если же все эти показатели или хотя бы большая часть из них присутствуют, специалисты уверены, что можно начинать процесс приучения крохи к своему горшочку.

Время, когда начинать приучение не стоит

Бывает иногда так, что ребенок боится горшка, ему на нем некомфортно находиться. Это свидетельствует о том, что пока еще не пришло время для первых приучений к данному предмету туалета. Однако тут нужно строго разграничивать манипулятивное поведение ребенка и действительно страх или дискомфорт. Иные показатели, которые свидетельствуют о том, что с первыми высаживаниями нужно повременить:

  1. Во время нервного напряжения малыша или его болезни не стоит начинать процессы приучения.
  2. Время перемен - не лучший час для приучения к горшку. Если семья переезжает, вот-вот ждет пополнения и т. д., это и так стресс для крохи. А обучение в этот период и вовсе окажется неэффективным.
  3. И последний пункт - отсутствие вышеперечисленных навыков, которые свидетельствуют о готовности малыша к высаживанию на горшок.

О выборе горшка

С чего должен начинаться процесс приучения? Конечно же, с правильного выбора самого горшка! Каким он должен быть? Производители сегодня предлагают огромнейший выбор. Это может быть музыкальный горшок для детей, в виде лошадки или машинки, со спинкой и без. Доктор Комаровский же советует выбирать самый простой. В таком случае кроха не будет воспринимать горшок как игрушку. А музыкальный горшок и вовсе рискует выработать рефлекс испражняться под музыку, что в результате окажется большой проблемой. Правила выбора этого предмета туалета:

  1. Как уже было выше сказано, горшок должен быть самым простым. Единственное - можно выбрать тот цвет, который наиболее нравится ребенку.
  2. Наличие спинки не помешает. Малышу должно быть удобно сидеть на своем «троне».
  3. Нужно помнить о том, что ножки крохи должны находиться под прямым углом (или же коленки могут быть немного приподняты). Это очень важно, ведь в противном случае кроха рискует заработать геморрой или же трещины прямой кишки, постоянно давя ножками на диафрагму.
  4. Горшок также должен быть максимально устойчивым. Малыш может вертеться, сидя на нем, и если он несколько раз упадет, то может и вовсе отказаться на него садиться.

Этапы приучения к горшку: ознакомление

Итак, как Комаровский советует не спешить, а сам процесс обучения разделить на несколько важных этапов. Первый из них - ознакомление. Так, хорошо, если за покупкой горшка мама отправится вместе со своим ребенком. Кроха сможет выбрать именно то, что ему по душе. Нужно только помнить, что не стоит сомневаться в выборе малыша. Итак, горшок куплен. Теперь его нужно поместить в комнате ребенка на видном месте. Надо постараться объяснить ребенку, что это такое и для чего данный предмет предназначен. Лучше всего свои рассказы проиллюстрировать картинками из книг или же примером высаживания на горшок любимой мягкой игрушки. Не стоит сразу же пытаться посадить туда ребенка. Пусть он свыкнется с новым жителем своей комнаты.

Первые высаживания

Стоит помнить о том, что если ребенок не садится на горшок, не стоит на этом настаивать. Нужно просто на несколько дней забыть об этой науке и отвлечься. А через некоторое время опять попробовать. Так, первые высаживания нужно проводить в самые удобные для испражнения часы: после сна или через полчасика после принятия пищи. В таком случае результат ребенку будет виден. И, конечно же, не стоит забывать, что кроху нужно похвалить после сделанного. Поощрение детьми воспринимается очень позитивно.

Если в первые разы ребенок не желает снимать штанишки и садиться на горшок, можно пока этого не требовать. Хорошо, если малыш хотя бы усядется на этот предмет. Данный период в основном занимает от одной недели до 10 дней.

Сознательные походы

Разбираемся далее, как приучать ребенка к горшку. Комаровский говорит о том, что если кроха уже не боится этого предмета интерьера и спокойно к нему относится, можно высаживать его чаще. Примерно каждые 2-3 часа. Частенько мамы этот период называют «словить попис». То есть родители просто пытаются поймать тот момент, когда ребенок может хотеть испражниться. Это обязательно должно сопровождаться вопросами о том, хочет ли ребенок писать. Формулировать их нужно в удобной для своей крохи форме. Данный этап также длится примерно десять дней.

Однако не стоит полностью привязываться к цифрам. Ведь все дети развиваются по-разному, каждый малыш требует определенного времени для обучения. У кого-то весь процесс обучения может занять срок в полтора месяца, а у кого-то - целых полгода.

О дрессуре и быстрому обучению

Некоторые родители искренне уверены в том, что приучить кроху к горшку можно весьма быстро. Особенно начитавшись статей «приучаем ребенка к горшку за 7 дней» или тому подобных. Сделать это, конечно же, можно. Однако только лишь запугав своего малыша. Да, многие родители хвалятся тем, что их детки в год уже просятся на горшок. Однако они никогда и никому не расскажут, какой ценой они этого достигают. Если бить и ругать ребенка после каждого мочеиспускания в штаны, держать кроху по полчаса на горшке, пока не будет виден результат, добиться быстрого обучения, конечно же, можно. Но стоит ли так издеваться над своим ребенком, коверкая ему психику с самых ранних лет? Как в таком случае поступить - решают только лишь родители крохи.

Как не отбить у малыша желание ходить на горшок

Есть три главных табу, о которых должны помнить все родители:

  1. Нельзя настаивать и заставлять ребенка сесть на горшок, если он этого не хочет делать.
  2. Категорически запрещается удерживать малыша на горшке насильно.
  3. Нельзя ругать кроху за то, что он пописал в штаны. В первое время контролировать позывы своего тела ребенку будет еще весьма сложно.

Если же родители сделали хотя бы одну из вышеперечисленных ошибок, они рискуют отбить у малыша желание высаживаться на горшок. Также нужно помнить, что такое поведение ребенка может быть самым обычным протестом против насильственных действий взрослых. Толку от этого точно не будет.

О подгузниках и горшке

Сколько стоит горшок для детей? Цена его зависит от многих факторов. Самый дешевый из них стоит около 100 рублей, а верхних границ стоимости не уществует. Но, купив этот предмет туалета, нужно помнить о том, что резко отказываться от подгузников не стоит. Тем более что педиатры утверждают, что ношение их никак не влияет на процесс приучения к горшку. На первое время подгузники понадобятся для ночного и дневного сна. Также трудно без них будет обойтись на прогулке. Но постепенно все же придется от подгузников отказываться, но только лишь не в ущерб ребенку.

В качестве небольшого вывода хочется сказать о том, что будет ли у ребенка горшок со спинкой, в виде лошадки или музыкальный, весь процесс обучения зависит только лишь от родителей. Нужно помнить, что важно запастись терпением и спокойствием. Также надо быть последовательным в своих решениях. То есть, решив научить своего малыша, нужно делать это регулярно, не устраивая себе или крохе каникулы на день или даже неделю. И самое главное, весь процесс у ребенка должен быть сопряжен с хорошим настроением. Только в таком случае результат не заставит себя ждать, а сам процесс обучения пройдет без слез ребенка.

Ребенок становится старше, а значит скоро стоит задуматься, с какого возраста приучать ребенка к горшку и когда это сделать легче всего. Мы поделимся с вами советами, как справиться с постоянными мокрыми штанами и начать ходить без подгузников. Ребенок по какой-то причине отказывается и даже боится горшка, может спокойно спать даже в мокрых штанах и т.д. Много мучений проходят мамочки, пока в один прекрасный день ребенок сам попроситься на горшок и сделает свои дела правильно.

Но что же случилось на самом деле

Посмотрим на физиологические составляющие, которые повлияли на столь радостное событие. С рождения действия моче- и кало- испускания не контролируются малышом. И чаще всего он даже не чувствует позывов в туалет, а просто живет постоянно расслабленным.

В естественном состоянии данные действия не требуют участия мозговой активности, поэтому процесс протекает безусловно. Ваша задача состоит в том, чтобы из безусловного процесса, мочеиспускание подчинилось воле маленького чада.

Есть стандартные физиологические факторы успешности приучения к горшку — здоровое функционирование и развитие внутренних органов (сам мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, мышцы брюшного пресса, прямая кишка), а так же здоровая нервная система.

Начинайте своевременно

Бабушки все время советуют приучать к горшку чуть ли ни с начала этапа ползания. И это обусловлено их временем. Просто раньше находиться в отпуске по уходу можно было всего лишь до достижения года. Следовательно, потом времени научить не хватало.

А думать о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку просто не было времени. Действовало правила: чем раньше, тем лучше. А ведь это большая ошибка, ведь каждый ребенок индивидуально начинает садиться на горшок. И вы должны к нему прислушаться, иначе не оберетесь детских воплей, скандалов и слез.

Специалистами доказано, что процесс осознания и контроля мочевого пузыря начинается после первого года жизни и становится более устойчивым к 3-ех летнему возрасту.

Более устойчиво навык использования горшка вырабатывается в среднем от 22-х до 30 месяцев. Но не забывайте так же о воспитательной части. Не только вы, но и родственники должны подключиться к приучению малыша к горшку.

Нежелательные моменты

Приучая малыша к горшку, вы должны различными способами показать и объяснить, что и почему ему нужно делать. Часто родители используют специальные слова «пись-пись» и «ка-ка», некоторые включают воду, чтобы создать рефлекс.

Но, это не лучшие способы. Они сработают, но будут иметь совсем не тот эффект. Дети со временем научаться испражняться по команде, а не по собственным чувствам.

Побудительные мотивы в туалет должны быть физиологические, а не звуковые. Бывают и случаи, что даже в 7-ми месячном возрасте дети легко садятся на горшок, но к 2-ум годам начинают усиленно протестовать и капризничать снова. Именно в этот период они начинают осознавать, когда у них мочевой пузырь пустой, а вы лезете со своими «пи-пи».

Признаки готовности малыша к туалету

Чтобы точно быть уверенным, что процесс познания туалета пройдет гладко вам предстоит немного понаблюдать.

  1. Должен установиться стабильный режим моче- и кало- испускания.
  2. Ребенок должен уметь хотя бы 2 часа держать сухими свои штаны.
  3. Ваше чадо должно различать предметы одежды, и понятия пописать от покакать.
  4. Самым главным фактором будет умение любыми способами выражение ребенка, что он «хочет». Если что-то не получается, то подождите и не настаивайте с криками.

Наблюдайте за поведением ребенка и тогда вы поймете, когда именно настал благоприятный момент приучать его к горшку.

Начинаем знакомство с горшком

Не только кроха должен быть готов к принятию горшка, но и вы тоже обязаны уделить ему немало времени. Не получится приучать к горшку лишь по выходным, вам придется общаться с ним ежедневно.

В данной ситуации, получив ответ на вопрос с какого возраста приучать ребенка к горшку, нужно «разработать план» регулярного и тесного взаимодействия с горшком.


Покажите малышу горшок, когда он максимально готов к самому процессу, например, после обильного питья или еды, или после сна. Попробуйте показать небольшое представление кукол.

Возьмите игрушку, которая сможет выпустить воду (можно обычного пупса), и продемонстрируйте цепочку действий: игрушка пьет, игрушка открывает крышку, снимает штаны, садиться на горшок (сидя на нем минуты две, вы немного надавливаете на игрушку, чтобы вода вытекла), встает, подтирается, одевается и закрывает горшок.

Важно зафиксировать внимание именно на самих действиях и их значении. Если с первого раза не получилось, не расстраивайтесь, все со временем получится. Ну, а в случае удачи — хорошо похвалите своего ребенка и поощряйте некоторое время успешные посещения горшка.

Привет горшок

Совершенно не важно, какой формы или цвета он будет, главное, чтобы был удобным, не холодным и с крышечкой. Если кроха захочет, то вполне может сидеть на горшке рядом с игрушками.

Главное, чтобы весь процесс не затягивался больше чем на 20 минут (попа преет, впитываются испарения вредных отходных элементов) и не произошло опрокидывание горшочка с экскрементами. Подбирайте горшочек в соответствии с размером попы.


Для большего удобства, можете приобрести горшок со спинкой. Помните, горшок должен быть досягаем, чтобы в любой момент (даже если вы немного заняты) кроха смог сам на него сесть.

Не ровняйте свое чадо с другими детьми. Если не получается сейчас, попробуйте попозже!

Когда Вы решили с какого возраста приучать ребенка к горшку и понимаете, что Ваш малыш уже готов, то лучше всего начать знакомить ребенка с горшком летом. Так ему нужно будет снимать намного меньше вещей, а вам меньше стирать при помарках. Дети, не надевавшие памперсы до горшка, учатся намного легче и быстрее, однако, если все же подгузники были, то от них придется отказаться. Ребенок должен узнать, как и почему функционирует попа и половые органы.

Наберитесь терпения, так как будете довольно долгое время наступать на лужи и «какушки». Вам придется запастись дополнительными стопками штанишек и даже носить с собой горшок, например, когда вы идете на прогулку, к друзьям или родственникам. Но при каждой аварийной протечке объясняйте ребенку, что в следующий раз лучше попроситься на горшочек, либо попробовать удобрить травку, но ни в коем случае не повышайте голос на него.

С какого возраста приучать ребенка к горшку без нервного напряжения для мамы и самого малыша Ребенок становится старше, а значит скоро стоит задуматься, с какого возраста приучать ребенка к горшку и когда это сделать легче всего. Мы поделимся с вами советами, как справиться с постоянными мокрыми штанами и начать ходить без подгузников. Ребенок по какой-то причине отказывается и даже боится горшка, может спокойно спать даже в мокрых штанах и т.д. Много мучений проходят мамочки, пока в один прекрасный день ребенок сам попроситься на горшок и сделает свои дела правильно. Но что же случилось на самом деле Посмотрим на физиологические составляющие, которые…

Рейтинг статьи

Перелопатив просторы интернета по поводу приучения к горшу - выкладываю Вам достойную о данной процедуре. Много букв, но кто заинтересован, то прочтите, очень дельная статья. Здесь Вы найдете ответы на многие вопросы...

Когда приучать к горшку?

С момента рождения – и это очевидный факт – процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т.е. эти процессы подчиняются безусловным рефлксам – действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекссделать условным – подчинить его воле конкретного юного индивидуума. Успешность переучивания определяется тремя факторами:

1. Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер – это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него);
2. Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.
3. Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пипи», а ходит по большому исключительно после «аа». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пипи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пипи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря – горшок – мочеиспускание. Т.е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пипи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные – наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пипи»…

Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается родители, пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия – заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие – истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.

Отсюда важное правило: если не получается – подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
2. Средний возраст выработки более-менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное – теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

Установление более-менее стабильного режима дефекации;
- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
- знание частей тела и названий предметов одежды;
- знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
- демонстрация отрицательных эмоций, как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом – словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития ребенка) необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка.

Предположим, настал благоприятный момент, и вы решили начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком.

Зачем же потихоньку? Можно ускорить этот процесс. Причем сделать это не насильно, а мягко и естественно. Читайте дальше…

Как быстро приучить ребенка к горшку?

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

1. Помимо готовности ребенка, должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как в прочем и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Лучшее время – лето. Легче освободится от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна – после сна, после еды, когда по поведению поняли – пора.

5. В случае успеха – очень-очень хвалим. В случае неудачи – изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся – огорчения не показываем.

6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы – весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок– обращаем внимание на то, какие мы молодцы и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, – это горшок, на нем писают и какают. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж, как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшокс унитазом – вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочится – это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
Легче всего происходит обучение пользования горшком у детей, которые не носили подгузники (мамы их высаживали), у них процесс приучения происходит быстро и без луж. Но и у «памперсных» детей не все потеряно, только придется некоторое время потерпеть лужи и кучки на полу (и в других местах).
Вот рекомендации, соблюдение которых позволит вам максимально ускорить процесс приучения:
Если до приучения к горшку ребенок все время проводил в подгузниках, то придется их снять. Почему?
Малыш должен изучить свое тело, чтобы знать, для чего нужны попа и половые органы.
Он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого он должен увидеть акт мочеиспускания и дефекации. И не один раз.

Необходимо на примере показать, когда и как пользоваться горшком.

Для этого нужно понаблюдать за ребенком. Вы заметите, что перед тем, как справить нужду, он проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент вы предлагаете малышу горшок. Хорошо, если ребенок еще и на примере взрослых или старших детей увидит, куда и как справляется нужда.
Голенькому малышу не придется ничего снимать, чтобы сесть на горшок.
Горшок должен быть в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате, пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет.
Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, зачем он нужен: «Солнышко, давай пописаем (покакаем) в горшочек… Горшочек нужен для того, чтобы в него писать и какать… Куда надо писать (какать)?».
Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте спокойны и терпеливы!
Если горшок был использован по назначению, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции, связанные с применением горшка.

Предлагайте малышу горшочек сразу после каждого сна. А также после еды (прием пищи активизирует перистальтику кишечника, что способствует дефекации).
Чтобы сходить в туалет, необходимо расслабиться. В стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке, при посторонних людях малыш не может хорошо расслабиться и сходить на горшок. Необходимо это учитывать при приучении к горшку.
Например, я начала приучать своего «памперсного» ребенка таким способом в 1 год и 8 месяцев. Через две недели он первый раз сам сел на горшок, через неделю уже самостоятельно без напоминания использовал его по назначению. Все это время он бегал голышом, а я - со шваброй. Но результат стоил того! Никакого принуждения, все само собой произошло!

Каждому малышу требуется разное время для того, чтобы научиться ходить на горшок самостоятельно без напоминания.

Чем старше ребенок, и чем больше времени он проводит голышом, тем меньше время приучения к горшку.

То есть, чтобы годовалого голыша приучить к горшку, потребуется месяц-другой, а 2-летнего – неделя-другая.

Почему возникают неудачи при приучении к горшку?

Даже у ребенка, уже умеющего ходить на, горшок могут случаться «аварии»:
В первое время, пока идет приучение к горшку.
Когда у малыша режутся зубки.
Ребенок, увлеченный игрой, может долгое время не ощущать потребности в мочеиспускании, даже если мочевой пузырь переполнен. Поэтому в этом случае может случиться «авария».
В период «кризиса одного года».

Как «пережить» лужи?

В период приучения к горшку лучше убрать ковры в комнате, где малыш будет проводить большую часть времени, а диваны и кресла застелить одноразовыми пеленками или сложенными несколько раз большими полотенцами.

Быстро убрать лужу с пола удобно шваброй с поролоновой насадкой, которая быстро впитывает жидкость.

Как отказаться от подгузника на улице?

Через некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, можно приучать малыша обходиться без подгузника и на улице. Лучше всего в теплое время года.

Обычно малыши, которые не носили одноразовые подгузники, к моменту приучения к горшку уже умеют проситься и даже терпеть в течение всей прогулки.

У «памперсных» детей тоже все будет хорошо, но придется снять подгузник перед выходом на прогулку и запастись пачкой запасных штанишек.

Вот рекомендации, как действовать:
Перед прогулкой предложите малышу сходить на.горшок Если не хочет, не настаивайте.
Если не хотите ходить в кустики, то возьмите с собой горшочек.
Не забудьте взять с собой несколько пар штанишек (и, возможно, носочков).
Каждый раз после «аварии» на прогулке ласково объясняйте малышу, что произошло: «Солнышко, ты описал штанишки! Посмотри, они стали мокрые! Давай лучше в следующий раз сходим на горшочек (травку польем)!». И после этого переоденьте ребенка.
Если малыш попросился, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции.
После прогулки предложите малышу сходить на горшок

Через некоторое времяребенок начнет терпеть всю прогулку. И вам не надо будет таскать с собой горшок и запасную одежду.

У моего сына этот период затянулся на… 3 дня. Но, до того момента, как мы стали выходить на прогулку без памперса, он уже был «приучен» к горшку.

Как отказаться от ночного подгузника?

Спустя некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, ваш малыш будет просыпаться и ночью, чтобы сходить на горшок И тогда можно будет обходиться без подгузника в ночное время.

У тех малышей, которые не носили одноразовые подгузники, это происходит в более раннем возрасте.

Обычно к 2 годам функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявляться и во время сна, ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить в туалет.

Приучить маленького ребенка спать всю ночь, не писая, не удастся. Человек не может контролировать себя во время сна.

Единственное, что можно сделать, это предложить ребенку сходить на горшок перед сном.

Почему ребенок старше 2 лет писается в постель?

Дело в том, что если мама сама сажает малыша на горшок, или ребенок ходит на горшок только для того, чтобы мама похвалила или чтобы мама не ругала за описанные штаны, НО при этом внутри себя не испытывает в этом необходимости (проще говоря, не согласен «дружить» с горшком), то ночью, когда сознательный контроль спит вместе с организмом, его подсознание выкидывает такие фокусы. То есть он писается в кровать.

Если малышу доставляет удовольствие самому ходить на горшок, то есть его навык не только сознательный, но и подсознательный, то и ночью проблем не бывает.

Чтобы малыш полюбил процедуру пользования горшком:
не ругайте ребенка за описанные штаны;
не хвалите слишком бурно и тем более не награждайте малыша за то, что он сходил на горшок, просто ласково погладьте малыша по голове и улыбнитесь ему;
не сажайте малыша на горшок, если он уже может это делать сам, предоставьте ему свободу самому действовать в этом интимном деле.

Таким образом, малыш будет ходить нагоршок не для того, чтобы его не ругали или наоборот хвалили, а для того, чтобы получать удовольствие от осознания, что он может управлять своим телом, что это приятно и здорово!

Итоговое наблюдение из практики педиатра.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны – явление довольно типичное. При этом, главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок

А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»…

Как приучить ребенка к горшку: в каком возрасте, советы и рекомендации


В каком возрасте можно приучить ребенка к горшку, и в какой момент начать этим заниматься – каждая семья решает сама. Родителям приходится, по мере развития ребёнка, сталкиваться с самыми разными проблемами. Это: и колики, и позднее прорезывание зубов, и истерики.

Ещё одной из трудностей, является приучение малыша к горшку. Именно эту проблему не обойти стороной родителям, когда наступит время отказаться от применения подгузников.

Эффективные методы приучения ребенка к горшку

Немалое количество факторов может оказывать влияние на процесс приучения малыша к горшку. Чётких единых правил, которых надо придерживаться, в этом вопросе, никто не разработал. Конкретный возраст ребенка, когда именно нужно обучать навыкам опрятности малыша, никто не оговаривает.

Современные педиатры советуют родителям соблюдать определённые правила, но их взгляды диаметрально противоположны рекомендациям врачей, практикующих в 80-90 годы ХХ века. Сфера медицины развивается постоянно. Соответственно, взгляды медиков сегодня будут идти в ногу со временем.

Именно поэтому родители должны скептически относиться к утверждениям докторов и подходить к проблеме, с учетом возможностей и индивидуальных особенностей своих детей.

Для того чтобы сделать правильные выводы, и иметь свою точку зрения, надо ознакомиться с существующими методами.

Нетрадиционный подход к «горшочному делу»

Как утверждают медики: если малышу меньше, чем 2,5 года, он не сможет осознанно держать под контролем свои желания сходить в туалет. Как показывает практика, есть огромное количество таких случаев, когда даже младенцев учили контролировать свои желания.

Интересный факт: малышей, которым 3-5 дней от роду, в некоторых племенах Африки, уже начинают приучать к горшку. Мама должна носить своё чадо в слинге, сбоку или на спине. Всё время, она контролирует, когда ребёнок будет проявлять своё желание пописать. Тогда она достанет его из пелёнок, и он сделает свои дела. Если у женщины семидневный младенец писает в пелёнки, не будет считаться заботливой мамой. Нормой в Африке считается формирование этого навыка в течение 3 дней.

Цивилизованные страны, в этом вопросе, отстают. Здесь общество всё делает для детского комфорта. Чтобы дети был сухими, это будет поддерживаться памперсами. Только после того, как малыш достигает 1 или 2 лет, его начинают приучать к «горшочному делу». Но есть и определённая категория и среди европейских родителей, кто начинает прививать навыки пользования с горшком намного раньше, чем советует сегодня педиатрия.

Теория естественного воспитания гласит: малыша, которому 1 месяц, уже можно, достаточно быстро научить минимальным навыкам опрятности и приучить писать в горшок. Это связано с тем, что в это время он уже «намекает» взрослым, находящимся рядом, о своей природной потребности, с помощью разных сигналов.

Это у него происходит на подсознательном уровне. Если мама будет внимательно наблюдать за ребенком, то этот признак она будет отличать от других желаний «крохи».

Как сигнализирует малыш? Он может кряхтеть, внимательно акцентировать на чём-то свой взгляд, беспокойно сопеть, кричать. Такие «сигналы» подскажут маме о том, что возникла потребность пописать (или покакать).

Ещё одним достоинством естественного подхода является формирование очень близкой связи между малышом и его мамой, если она будет постоянно рядом.

Жаль, но большинство матерей считают данный процесс очень трудным. Не каждая женщина может постоянно быть с младенцем рядом, ведь есть разные домашние дела. Вот так и не будет формироваться рефлекторный сигнал.

Когда малышу исполняется 2 года, он уже не «сигнализирует» родителям о своей потребности. Ему удобно и комфортно: он может писать и в подгузники, и в пелёнки. Что же советует современная медицина родителям?

Европейские и американские медики, начиная с 2000 годов, советуют родителям следующее: не стоит раньше, чем исполнится малышу 2 года, заниматься приучением к горшку. Даже, как говориться, и переживать по этому поводу не надо. Если ребёнок не «делает свои дела» в горшок, это отклонением от нормы не считается. Врачи Европы рекомендуют родителям начинать уделять этому вопросу внимание, когда ребёнок достигнет 2 лет, а врачи Америки – когда малышу 2,5 года.

Как бы там ни было, знакомство с горшком у ребёнка должно начаться, когда он умеет сидеть, слушать и выполнять различные просьбы, чётко осознаёт речь взрослых. Вот почему, в такой период, уже и горшки не нужны. Как правило, накладные приспособления на туалет являются хорошим вариантом. Как и применение маленьких подставных скамеек около унитаза.

Какие признаки помогут родителям определить, что ребёнка уже можно начать приучать к горшку?

  • как только стала наблюдаться тенденция, что подгузник от 1,5 до 2 часов не становится мокрым;
  • в том случае, если у крохи памперс сухой, после его ночного сна или дневного;
  • если чётко прослеживается закономерность: например, малыш писает после того, как проснётся. Или какает спустя 2 часа, после приёма пищи;
  • малыш «сигнализирует» о своей физиологической потребности, бессознательно. Перед тем, как «сделать свои дела», он останавливает свою игру, о чём-то задумывается, резко замолкает. Значит, малыш чувствует, что его организм готов к предстоящему опорожнению. Ребёнок уже в состоянии будет взять его под свой контроль.

Ребёнку не нравится, что его штаны намокают. Он может нервничать, плакать, кричать. Родители должны подгузники многоразового использования убрать. Вместо них нужно использовать просто штаны без памперсов.

Без дополнительных рекомендаций не обойтись. Приучение к горшку подразумевает: выполнение малышом простых поручений, снимание и надевание штанов, произношение и понимание слов. Например, ребёнок должен понимать, что означают слова: — кофточка, штаны, трусы и другие названия одежды; — какать, писать, лужа.

Эти методы, рекомендованные педиатрами, применяют много мам и пап в наше время.

Во сколько приучать ребенка к горшку

В наши дни, когда «львиная доля» родителей, сразу после появления на свет, надевают на младенца памперс, вопрос о «горшочном деле» актуальным не является.

Спустя время, эта проблема, как о ней не думай, всё равно возникнет. От людей разных возрастов о возрасте, когда надо приучать маленького человека к горшку, можно услышать самые разные мнения на этот счёт. О способах знакомства с таким предметом, также существует много мнений. Дискутируют: медики, педагоги, психологи.

В родительской среде популярны 3 точки зрения:

  1. Первая. Её одобряют те, кто является сторонниками естественного метода. Призыв такой: надо сразу после несколько дней (или недель) после рождения, держать младенца над горшком (или тазиком, или ванной), для того, чтобы он сделал все природные дела.
  2. Вторую точку зрения пропагандируют люди зрелого возраста. Их мнение такое: как только малыш стал хорошо сидеть (где — то к 7-8 месячному возрасту), надо приучать его к туалету. Как они считают, к 1,5 годам, у него уже будет сформирована эта привычка.
  3. Педиатры – приверженцы третьей точки зрения. Они считают, что знакомить маленького члена общества с применением горшка, следует тогда, когда он сможет осознанно контролировать свою выделительную функцию. Обычно, это происходит, когда ребёнок дорос до полутора, а то и до 2 лет. Почти все медики едины в таком мнении: не стоит формировать этот навык, если малышу нет 1 года. Наверняка, это – бесполезное занятие, которое не даст желаемого эффекта, а будет пустой тратой сил и нервов. В том случае, если они проявят чрезмерное рвение в своих действиях, малыш может возненавидеть горшок, и будет пытаться демонстрировать к этому предмету своё негативное отношение. Спустя время, взрослые столкнутся с такой проблемой: как ребёнка отучить писать или какать в штаны?

Важно помнить! Малышу необходимо достичь такого возраста, чтобы он смог осуществлять контроль своих физиологических позывов. Кто-то из детей, это умеет уже к 1,5 годам, а кто-то (в силу своего развития), только, достигнув 3 летнего возраста.

Вопрос знакомства ребёнка с горшком (как и другие вопросы, связанные с детским развитием), требует не ориентировки на возрастной показатель, а на поведенческие особенности. Как только благоприятный момент наступил, так маме и папе уже можно, не спеша, начинать процесс приучения ребёнка использовать горшок.

Без сомнения, можно это сделать и быстрее, не применяя насильственных методов. Тут необходимо действовать аккуратно, естественным образом.

Самое главное: нельзя ругать за неудачные попытки.

Сразу мало у кого из детей всё получается. Форсированием событий родителям также не следует заниматься. Если, без спешки, спокойно действовать, можно достичь лучших результатов.

Какой горшок выбрать ребенку

Во времена СССР, на полках магазинов никаких других, кроме железных горшков с ручкой, невозможно было увидеть. На сегодняшний день, в продаже каких только «ночных ваз» не продают! Покупатель может выбрать товар из разнообразных форм, большой цветовой гаммы, разных размеров.

Конечно, родители могут растеряться: что нам купить? Какому варианту отдать предпочтение? Если купить горшок – «машинку», это – интересный вариант, но будет ли кроха туда писать? Или же, ребёнок будет с ним играться, не используя, по назначению.

Привлекательными кажутся модели, которые «поют». Но нужно ли за такое «удовольствие» платить большую сумму? На самом ли деле, походный вариант хорош для того, чтобы взять его в дорогу? Далее речь пойдёт о моделях горшков, которые сейчас распространены на рынках и в магазинах.

Виды детских горшков

Стандартный вариант

Является эта ёмкость обычной посудиной из пластмассы. Первые модели горшков данных типов были выпущены 20 лет тому назад. Традиционный горшок – это практичный и удобный предмет. В одних моделях можно увидеть разделители для ножек, а другие – круглые, обыкновенные.

Встречаются варианты горшков с маленькой спинкой. В том случае, если мама хочет отдавать своего малыша в детский сад, ей стоит выбрать именно такой вариант.

Так выглядит детский горшок-стульчик

Горшок — стул

Сидя на стульчике, ребёночек почувствует себя маленьким «королём», так как эта вещь похожа на трон. Модель со спинкой, и ножками. Сидеть крохе на таком горшке будет очень удобно. Вставать также несложно.

Если вы не знаете как приучить ребенка к горшку, то остановите выбор именно на этой модели. Она самая удобная. Единственный «минус» заключается в следующем: если мальчик писать сидя не приучен, от этой модели надо отказаться.

Горшок — игрушка

Мам всегда привлекают на полках магазинов: сказочные герои, зверушки, птички. Сразу же возникает желание купить такую вещь для своего малыша. Конечно, ребёнку такой подарок придётся по душе, но пользоваться он им будет, как игрушкой. А ведь, задача: приучиться к туалету, а не играть с этим предметом.

Кроме этого, в данных моделях горшков есть ещё такой «минус»: малыш будет отвлекаться от цели, сосредотачивая своё внимание на горшке, а не на том, что он должен туда сходить по назначению. Бывает, он слишком долго на нём сидит.

Так выглядит детский горшок-игрушка

Музыкальный горшок

Эту вещь, уж точно, полезной назвать нельзя! Если родители хотят, чтобы ребёнок познакомился с горшком «как надо», то музыкальную модель покупать не надо. Она будет отвлекать его внимание от цели, из-за которой он был посажен на этот предмет.

Модель — трансформер

«Расти» эта вещь будет вместе с ребёнком. Если предмет собрать, он будет полноценной «ночной вазой». Если разобрать, горшок будет в виде детского сидения и подставки, помогающей крохе самому взобраться на унитаз.

Удобный детский горшок-трансформер

Горшок + крышка

Как правило, это – стандартный вариант, без всяких дополнительных приспособлений, кроме крышки. Малыша ничего отвлекать от цели посадки на горшок, не будет. Данный предмет прекрасно подходит и для девочек, и для мальчиков.

Сидение на унитаз

Этот предмет будет очередным шагом в процессе приучения малыша к самостоятельному решению деликатных вопросов. Зачастую, сидение на унитаз покупают родители, для детей постарше, которые обходятся уже без подгузников.

Походный горшок

Разработано 2 модели. Первую надо надувать, а вторая – раскладывается. Данный вид удобен в тех условиях, где не слишком комфортные условия для ребёнка. Например, когда семья отдыхает на природе. Бывает, что ребёнок отказывается писать под дерево.

Если это – надувной вариант детского горшка, то, чтобы его использовать, надо накачать воздухом. Ребёнок туда «облегчается». Затем детский туалет необходимо вымыть, после чего – сдуть. Обычно, в походных условиях, данная модель не слишком удобна.

Если нет поблизости воды, а горшок, всё равно, вымыть как-то надо? Лучше отдать предпочтение складной модели. Она является более удобной. Это – пластиковая основа, складывающаяся и раскладывающаяся. Фиксируется к ней пакет одноразового использования, который, после использования, выбрасывают.

Детское сидение на унитаз с лесенкой

На что обратить внимание при выборе горшка в магазине

«Ночная ваза» — эта та вещь, которая используется очень часто. Значит, она должна быть комфортной для малыша, и безопасной. Когда предстоит покупка этой вещи, надо уделить внимание таким особенностям:

Из чего сделан горшок — материал

Наверное, канула в лету эпоха, когда эмалированные горшки были популярными. Времена СССР остались только в памяти. Эти модели лёгкими не были, ещё и быстро охлаждались. Вряд ли, радостно, кроха на такой детский туалет захочет сесть. Кроме того, что такие модели удобные, эмаль могла и испортиться, и отколоться.

Горшок из пластика — именно им отдают предпочтение современные родители. Модели легко мыть, их удобно хранить, а ребёнку на них хорошо сидеть. Безусловно, о качестве пластмассы, забывать не стоит

Специализированный магазин – это лучшее место для покупки детского горшка. Необходимо проверить, чтобы данный товар был сертифицирован.

Если пластик качественный, он не будет деформироваться от веса ребёнка. Горшок должен быть крепким, швы не должны быть видны. Можно встретить в продаже и такие пластиковые горшки, в состав которых входят специальные антисептические компоненты. Это даст возможность мамам не мыть горшок без применения бытовой химии.

«Финпроджект» — это материал, отличающийся антисептическими и антибактериальными свойствами. Изготавливают его в Италии. Из-за высокого качества, на сегодняшний день, всё больше мам и пап отдают ему предпочтение. Интересно то, что горшок из «финпроджекта» моментально может подстроиться под температуру тела малыша, независимо от того, какой будет температура окружающей среды.

Горшок-игрушка для детей не желателен, он отвлекает внимание

Конструкция и форма

Каких только конструкций не предложено современной промышленностью потребителям! Инновации способствуют улучшению комфорта, при использовании горшков.

Горшок с крышкой – незаменимая вещь, когда семья путешествует. Крышка необходима и для тех случаев, когда родители, сразу же, не могут очистить горшок от содержимого. Например, если мама путешествует с двумя близнецами.

Для удобства переноса подходит горшок с ручкой, ведь его содержимое важно донести до унитаза. Даже ребёнок, самостоятельно, может это делать. Если он сам будет переносить горшок в туалет, это занятие приучит его к порядку, будет способствовать развитию координации.

Устойчивость

Безусловно, устойчивость горшка должна быть учтена при покупке. Поскольку садиться на горшок будут непоседы, для которых минута без движения – это уже что-то, из ряда вон выходящее, конструкция должна быть устойчивой. Надо остановить свой выбор на горшках, форма которых к низу расширяется («юбка» внизу). Другой вариант – чтобы у горшка была подножка.

Каким должно быть отверстие у детского горшка?

Самое главное – комфорт. Как правило, форма у горшков или овальная, или круглая.

Важно! Нужно внимательно посмотреть, чтобы на тех частях предмета, которые будут касаться нежной кожи малыша, не было швов и стыков.

Родители должны запастись терпением. Они должны знать, что быстрого результата ждать не стоит. Надо стараться в течение недели, месяца, шаг за шагом, помогать крохе, осваивать «горшочный этикет» вместе с ним. Ребенок поймёт не сразу, чего от него хотят взрослые. Стоит прислушаться к таким рекомендациям, чтобы ускорить процесс обучения:

  • Стоит в выборе горшка ориентироваться на комфорт и функциональность.
  • Дети не должны играться с этим предметом. Он должен использоваться по назначению. Стоит свести к минимуму все факторы, которые будут отвлекать кроху. Например, надо убрать: яркие картинки, игрушки, музыку и т.п. С музыкой, вообще не надо связываться. Что если знакомую мелодию малыш услышит в магазине? Возникнет неприятный «сюрприз»…Наилучшей моделью считается горшок – кресло, где есть спинка и подлокотники.
  • Можно с малышом поиграть. Для этого берут или резинового зверя, или пупса. Главное, чтобы в них были дырочки. Набирают внутрь воду. На примере игрушки, можно рассказать ребёнку о том, что зверушка, или пупсик хочет пописать. Сажают на горшок игрушку. Из неё вытекает вода. Мальчик (или девочка)за этим процессом будет внимательно наблюдать, и делать свои выводы.
  • Аксессуар ставят в детской. Сначала малыш должен привыкнуть к новому предмету, и понять его предназначение. После этого, на 3-5 минут, мама может уже его сажать на горшок.
  • Надо завести такую традицию: как только кроха проснулась, сразу же сажать её на горшок. Также эту процедуру стоит проделывать после приёмов пищи, или спустя 2 часа после еды. Надо следить за малышом, он подскажет своим поведением, когда ему нужно в туалет. Это будет видно, когда он: кряхтит, краснеет, напрягается, внезапно затихает.
  • Как только всё получилось, малыша надо не забыть похвалить. Это очень важно делать, чтобы ему захотелось ещё раз получить похвалу от родителей. Юному исследователю надо уловить связь между своей физиологической потребностью, и конечным результатом. Он поймёт, что если будет все дела «делать» в горшок, это – хорошо.
  • Гораздо проще, когда дитя бегает по дому «голышом». Главное, чтобы было тепло в квартире. Памперсы надо применять только тогда, когда надо будет выйти на улицу, или посетить врача.

Видео: Как приучить ребенка к горшку — Доктор Комаровский

Приучение малыша к горшку за неделю: пошаговая инструкция

Многие мамы, в разных странах, не имели представление о том, как правильно и быстро приучить ребенка к горшку. Джиной Форд была разработана методика под названием «Довольный малыш». Она стала основой, в решении данной проблемы.

Внимание! Только когда малыш достиг полутора лет, стоит использовать систему быстрого приучения к «ночной вазе». Маленький человечек должен уметь: снимать сам штаны, понимать речь, понимать просьбы мамы и папы.

День первый. Как только малыш проснулся, памперсы надо забрать, и объяснить ему, что с сегодняшнего дня он будет ходить только в трусиках, так как стал взрослым. Далее, сажают дитя на горшок и ждут, чтобы он пописал (или покакал). Если не получилось выполнить задание, то, через каждые минут 15, надо повторять процесс. Мама должна, в доходчивой форме, объяснить крохе о том, как важно уметь пользоваться горшком.

День второй. Детское поведение следует контролировать всё время, наблюдая за возможными признаками позыва в туалет. Как только мама (или кто-то из взрослых) заметила поведенческий «сигнал», надо сразу же, сажать на горшок.

День третий. Взрослые следят за поведением ребёнка, выполняя все действия. Как и в первый и второй день. Только добавляется один нюанс: при сборах на улицу, памперс не надевается. Это надо сделать, чтобы даже когда малыш будет гулять, он не растерялся в своих действиях. Желательно, перед выходом на улицу, чтобы ребёнок пописал. Маме, находясь на свежем воздухе, надо, как можно чаще, спрашивать: «Не хочет ли малыш пописать?» Целесообразно прихватить с собой горшок, чтобы не держать ребёнка под деревом.

С 4 по 7 дни. Когда наступят 4 сутки совместной работы мамы и малыша по «освоению» навыков обращения с горшком, уже малыш будет подавать конкретные сигналы. Взрослым так тщательно, всё время не надо будет следить за крохой.

Напоминать о том, что надо сходить в туалет, придётся тогда, когда ребёнок увлечённо чем-то занят. Он может просто забыть о горшке. Важный стимул – похвала. Этот фактор способен творить чудеса. Ребёнку будет очень важно чувствовать значимость своих действий, и навыки обращения с горшком будут формироваться быстрее.

Вот так, всего за 7 дней, как считают мамы и автор, можно быстро приучить ребенка к горшку. Отчаиваться не стоит, если за неделю, ещё малыш не всегда пописает (или покакает) в горшок, ведь ему очень трудно постоянно себя контролировать. Всё у него получится, но со временем. Главное, подбадривать мальчика (или девочку)!

Видео: Основные ошибки родителей

По мере роста малыши учатся и постигают все тонкости «взрослого мира». Одним из этапов взросления малыша можно назвать приучение к горшку. В данной ситуации каждая мамочка действует интуитивно или исходя из имеющегося опыта с другими детьми. Однако не каждая знает, что в определенный период этот процесс может пройти гораздо легче и быстрее.

Во время приучения малыша к горшку особое значение имеет не сам процесс освоения, а его способ, то есть каким образом он приучается к новому для него действию. Задача родителей в этот период постараться сделать так, чтобы осваиваемые действия стали для малыша своими, а не тем, что требуют от него взрослые. Важно сформировать интерес малыша к своим движениям, побуждениям и т.д. В этот период важна совместная работа малыша и взрослого с новым предметом. Ребенок учится различать, как можно и как нельзя поступать, что, собственно, и вызывает обычно затруднения.

В какой период необходимо приучать малыша к горшку?
Задержка мочеиспускания и дефекации самостоятельно формируется у малыша примерно с семи месяцев и до года. В это время малыш вплотную занимается изучением своего тела и его возможностей (трогает руками содержимое горшка, хлопает ими по луже, сделанной им же и т.д.). Во время мочеиспускания, играя, малыш может произвольно задерживать этот процесс, вырабатывая, таким образом, способность регулировать мочеиспускание.

Именно в этот период можно пробовать предлагать ребенку сесть на горшок, но только в качестве ознакомления с этим «интереснейшим» предметом, а не для демонстрации непосредственного отправления естественной нужды. Выработать стабильный навык пользования горшком у ребенка в этот период, вероятнее всего, не удастся, поскольку дети в этом возрасте очень активны и не могут долго сидеть на одном месте. Но если малыш по характеру очень спокойный, может вполне получиться научить его пользоваться горшком.

С десяти до тринадцати месяцев малыши рвутся к самостоятельности и могут возмущаться на фоне запретов и каких-либо принуждений взрослых – это так называемый кризис одного года. Горшок входит в их число. Именно поэтому дети часто отказываются ходить на горшок, даже если до этого они были приучены и никаких проблем не возникало.

Примерно после четырнадцати месяцев жизни малыша можно приучать к самостоятельному пользованию горшком на сознательном уровне. Однако родителям придется набраться терпения и подготовиться к возникновению случайных луж.

С детьми в возрасте двух лет процесс приучения к горшку проходит легче и более быстро. Во-первых, ребенок хорошо понимает, что от него требуется, и «несанкционированные» лужи в данном случае наблюдаются реже. Во-вторых, в этом возрасте детей очень заботят туалетные дела, что, конечно же, дает преимущество в приучение.

Конечно, дети все разные, развитие каждого конкретного малыша может отличаться от среднестатистических данных, поэтому вышеуказанные цифры следует считать приблизительными. Поэтому в вопросе о возрасте, когда лучше начинать приучение к горшку, следует ориентироваться на поведение малыша.

Как ускорить процесс приучения ребенка к горшку?
Следует отметить, что приучить к горшку детей, которые не носили памперсы , гораздо легче. А вот с детьми, которые носили памперсы все время, придется попотеть. В данном случае без луж и «кучек» не обойдется.

Для ускорения процесса приучения следует усвоить несколько простых рекомендаций.
Сначала нужно приобрести удобный, устойчивый и внешне привлекательный горшок. Можно разрешить малышу его потрогать и внимательно изучить. Горшок должен находиться в комнате малыша, в месте, где он обычно играет, чтобы ребенок постоянно его видел, а при желании мог на нем посидеть, освоиться, так сказать. Если у малыша этот предмет вызывает настороженность, торопиться с обучением не стоит.

Также следует отказаться от подгузников, если вы этого еще не сделали. Это необходимо для того, чтобы ребенок изучил свое тело и понял функции попы и половых органов, установив связь между позывами и их последствиями, причем не один раз.

Очень важно показать ребенку, как и когда необходимо использовать горшок. Понаблюдав за малышом, вы заметите, что перед актом мочеиспускания или дефекацией они затихает, кряхтит или выказывает свое недовольство. Именно в это время лучше всего предложить ребенку сходить на горшок («Солнышко мое, давай покакаем или пописаем в горшочек), ведь именно для этого он нам и нужен». Важно, чтобы взрослые продемонстрировали на собственном примере, как и куда необходимо справлять нужду.

Если малыш не хочет садиться на горшок, никогда не принуждайте его к этому насильно, иначе можно вызвать отвращение к этому необходимому предмету. Если же кроха нормально сидит и не пытается слезть с горшка, сажать ребенка на него можно вначале после того, как он пописает или покакает в подгузник. Грязный подгузник менять следует, когда малыш сидит на горшке, демонстративно положив его в горшок.

Далее необходимо наблюдать за малышом и сажать его на горшок по несколько раз в течение дня: после сна утром или днем, после еды, перед прогулкой и после нее, перед сном. Если вы успели, как говориться, поймать момент, и горшок был использован по назначению, обязательно похвалите малыша за проделанную работу (погладьте по голове, поцелуйте, да и просто скажите ласковое слово), чтобы у него запечатлелись в памяти приятные эмоции, связанные с использованием горшка.

Если у ребенка случилась «авария», не стоит ругать его или каким-либо образом показывать свое разочарование. Просто в такие моменты нужно ласково напоминать малышу, что «все дела» нужно делать в горшочек.

Замечу, если малыш еще не научился контролировать себя и ходить на горшок в дневное время, не нужно пытаться приучить его к этому ночью.

Помните, чтобы ребенок сходил в туалет, необходима спокойная обстановка. Стресс, посторонние люди, чужая обстановка не дают ребенку расслабиться и сделать все по правилам. Поэтому при приучении малыша к горшку этот фактор следует учитывать.

Чтобы ходить на горшок без напоминания каждому ребенку необходимо разное время. Чем старше ребенок, тем этот процесс протекает быстрее. Так, к примеру, годовалому крохе понадобится для этого от месяца до двух, а двухлетнему – неделя-две.

Стоит также отметить, что у ребенка, который умеет ходить на горшок, все же могут случаться «аварии». Обычно это происходит во время прорезывания зубов, болезни, во время увлекательной игры, в кризисный период одного года.

Как отказаться от подгузника на улице?
Как только у ребенка четко сформируется навык пользования горшком, можно начинать приучать кроху обходиться без «памперса» и на уличной прогулке. Делать это оптимально в теплое время года.

Как правило, малыши, не носившие подгузники, к моменту приучения к горшку могут терпеть во время прогулки и просятся на горшок. Те детки, которые подгузники носили, тоже научатся обходиться без них во время прогулок, только перед выходом на улицу подгузники следует снять, а с собой захватить несколько запасных штанишек.

Обязательно перед улицей необходимо предложить ребенку сходить на горшок, если желания у него такого нет, заставлять не следует. Если ребенку сложно сходить на улице «в кустики», можно взять с собой горшок. Если вы упустили момент, и ребенок сделал дело в штанишки, то необходимо ласково объяснить малышу, что произошла ошибка: «Зайчик мой, ты написал в штанишки! Посмотри, какие они теперь мокрые! Давай в следующий раз мы лучше сходим и польем травку!». После этого можно переодеть малыша.

Если все случилось как надо, обязательно похвалите малыша, но не переусердствуйте, иначе ребенок будет делать это не по желанию, а для того, чтобы его похвалили родители. После прогулки также необходимо предложить малышу сходить на горшок.

Подобные ежедневные «ритуалы» помогут ребенку обходиться без памперса и во время прогулок.

Постепенно, по мере укрепления навыка пользования горшком, ребенок будет самостоятельно просыпаться и ночью, чтобы справить нужду. Тогда можно буде обходиться без памперсов и в ночное время. К двум годам происходит укрепление функции задержки мочеиспускания во время сна, в результате ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить на горшок.

Когда не стоит приучать к горшку?
Не следует заниматься приучением ребенка к горшку:

  • во время болезни или сразу после нее;
  • если вы сменили место жительства или планируете это сделать в ближайшее время;
  • если вы ждете появления на свет второго ребенка или он только что родился;
  • если в семье кто-то сильно болеет или кто-то умер;
  • если вы разводитесь.
Напоследок отмечу, что малыши любят рассматривать и трогать руками содержимое горшка. Поэтому при подобных его попытках не кричите и не ругайтесь, дайте возможность малышу лично донести плоды своих трудов в туалет и смыть в унитаз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: