Воспитание ребенка до и после родов. Мы ждем тебя, малыш! Или развитие и воспитание ребенка до рождения

Жизнь становится все быстрее, воспитание и обучение детей начинаются все раньше – вот одна из примет нашего времени. Современные родители как никогда увлечены самыми разнообразными методиками раннего развития: мы учим детей читать с 2 лет, с 3-х лет начинаем изучать английский и т.п. Ученые пошли еще дальше, они настойчиво предлагают начинать обучение детей в утробе матери. Появилась специальная наука о дородовом обучении и воспитании детей – пренатальная педагогика.

«Пренатальная педагогика – это мода или необходимость? Что нужно знать будущим родителям о пренатальной педагогике?» – вопросы, на которые мы постараемся сегодня ответить.

Из истории пренатальной педагогики

Пришли отец и мать к мудрецу и спрашивают:
- Нашему малышу уже целых пять дней, посоветуйте, когда нам начинать его воспитывать?
Мудрец ответил:
- Вы опоздали на девять месяцев и пять дней!

Продолжение рода – одна из важнейших задач человечества. Народы, которые смогли создать действенные системы воспитания, в том числе дородового, процветали в древности и продолжают процветать сегодня. В древности основное внимание уделяли , позднее - . В начале 20 века был выявлен интересный факт, который перевернул представления ученых о сущности дородового воспитания и привел к возникновению целой науки – пренатальной педагогики.

Дело в том, что в мозгу новорождённых было обнаружено много атрофированных нейронов. Ученые предположили, что это происходит во время внутриутробного развития из-за их невостребованности, то есть ребенок теряет часть своего интеллекта еще до рождения. В результате дальнейших исследований и экспериментов к концу 70-х – началу 80-х гг. в Европе и Америке утвердились идеи раннего дородового развития ребенка и сформировались пренатальная педагогика и пренатальная психология. Не обошлось и без перегибов. Будущие мамы и папы излишне активно включились в процесс дородового воспитания. Дошло до того, что среди беременных было модно один день в неделю отказываться от еды (а некоторые не ели и по три дня подряд), чтобы ребенок начинал активно двигаться и просить пищу. Увлечение подобными физическими тренировками плода для многих закончилось кесаревым сечением.

В Россию пренатальная педагогика пришла с перестройкой, в середине 90-х годов 20 века широко распространилась методика М. Лазарева, направленная на обучение будущей мамы основам общения с еще не родившимся ребенком.

«Процесс получения плодом звуковой информации должен сопровождаться развитием других функций, прежде всего двигательной. Информация, полученная им, не просто запоминается нейронами, как это происходит после рождения. Она в прямом смысле слова лепит сами нейронные клетки. Отсюда ещё одно важное положение: пренатальный опыт плода становится основой его личности, на которую должно опираться всё последующее образование» (М. Лазарев).

Пренатальная педагогика – мода или необходимость?

Пренатальная педагогика – это целенаправленное, осознанное воздействие на еще не родившего ребенка с целью улучшения его интеллекта, формирования определенных качеств личности, укрепления нервной системы и здорового развития ребенка в целом.

Все чаще в книгах и учебниках пишут не «плод», а «внутриутробный ребенок». Еще до рождения ребенок слышит, различает голоса, чувствует ритм и музыку. Еще до рождения начинается формирование личности ребенка, его эмоциональное, интеллектуальное, психическое развитие, и именно пренатальный опыт в будущем станет основой личности человека.

Все это означает, что пренатальная педагогика – это объективная реальность, а не просто очередное модное увлечение, и будущим родителям необходимо ее принять. Есть официальная статистика, подтверждающая эффективность методов пренатальной педагогики, их позитивное влияние на общее психофизиологическое развитие детей и их здоровье.

Простые и доступные методы пренатальной педагогики

Методы пренатальной педагогики – это особые методы и средства самого раннего воздействия на ребенка с целью его развития. В сущности, многие из методов пренатальной педагогики - это простые и доступные действия, которые любящие родители выполняют инстинктивно.

1. Первый и самый важный метод - физический контакт с ребенком . Это и поглаживания живота, и нежные прикосновения мамы или папы. Любой ребенок ждет этих минут, реагирует на приятные тактильные ощущения, отвечает движениями. Хорошо начинать и заканчивать день с помощью физического контакта с ребенком, этот ритуал позволит укрепить эмоциональную связь с крохой, успокоит его. Вы, наверное, обращали внимание, что многие будущие мамы часто кладут одну или обе руки на живот – так они поддерживают постоянную связь с ребенком.

2. Физический контакт нужно совмещать с речевым воздействием . Говорите с ребенком, рассказывайте, что видите вокруг, что делаете, как Вы его ждете и любите, какой он родится умный, красивый, здоровый и т.д. После рождения дети узнают голоса родителей и тех, с кем часто общалась мама во время беременности. Песни, которые Вы будете петь еще не родившемуся крохе, сказки, которые будете читать, ребенок узнает после рождения. Именно они станут самыми любимыми, помогут успокоить малыша.

3. Музыкальное воспитание ребенка начинается в утробе матери. Моцарт, Вивальди, Шопен и др. «солнечные» классики необычайно благотворно влияют на развитие детей. Существуют и специальные музыкальные сборники для беременных, построенные на принципах пренатальной педагогики, обратите на них внимание. Например, сборник «Музыка рождения» М. Лазарева.

4. Умственные упражнения и творческие занятия будущей мамы (рисование, лепка, пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, рукоделие и т.д.) вовлекают ребенка в процесс познания окружающего мира. Живите полной жизнью, ходите на концерты и выставки, посещайте музеи, позвольте себе небольшие путешествия и экскурсии. Ваши впечатления станут мощным импульсом для развития ребенка, создадут благоприятный эмоциональный фон.

Что Вы думаете о пренатальной педагогике и дородовом воспитании детей? Поделитесь своим мнением и наблюдениями в комментариях.

Более ста лет назад ученые обратили внимание, что в мозгу новорожденных имеется значительное число атрофированных нейронов. Возникло предположение, что они атрофируются в период внутриутробного развития ребенка в связи с их невостребованностью. К этому времени уже существовало достаточно достоверной информации о том, что от числа нервных клеток головного мозга в значительной степени зависит интеллект будущего ребенка.
В связи с этим в конце семидесятых-начале восьмидесятых годов нашего столетия сначала в Европе, а потом в Америке появились идеи о начале воспитания и развития ребенка еще в дородовый период, появилась специальная отрасль психологии - педагогика дородового воспитания, пренатальная педагогика (pre- перед и natalis-относящийся к рождению) и пренатальная психология, которая изучает, как события, происходящие во время беременности, родов, послеродовом периоде влияют на формирование психики взрослого человека.

Воспитание эмоциями

Существует связь между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением: желанный, любимый ребенок намного успешнее беспокойного и «вечно капризного» нежеланного. Как ни странно, еще не родившемуся малышу необходимо, чтобы о нем думали и говорили, иначе, как отмечает автор книги «Тайная жизнь нерожденного ребенка» Томас Верни, «его дух, а часто и тело начинают слабеть». А негативное отношение мамы может приводить к тяжелым расстройствам в уже вполне зрелом возрасте.

Современные исследования подтверждают, что такие эмоции беременной мамы, как чувство уверенности в себе, независимости, радость улучшают развитие младенца, а чувства вины, тревоги, страха, подавленности - угнетают. Особенно это касается длительных переживаний (кратковременные негативные переживания компенсируются). Дело в том, что надпочечники вырабатывают при стрессе стрессовые гормоны - катехоламины, которые без труда проникают через плацентарный барьер, а когда мы испытываем положительные эмоции, мозг вырабатывает гормоны радости - эндорфины, которые способны вызвать состояние покоя и радости у еще не родившегося ребенка.

А вот главная эмоция, которая совершенно необходима будущему ребенку для его успешного развития - это Любовь мамы к нему. Научно доказано, что дети, родившиеся у женщин, не думавших о вынашиваемом ребенке, часто имели при рождении вес, не достигавший средних показателей, чаще страдали различными нарушениями желудочно-кишечного тракта, страдали нервными расстройствами, были более беспокойны и труднее адаптировались к окружающей жизни. Более того, у взрослых людей в подсознании информация из их пренатальной жизни (которые были восстановлены на гипнотических сеансах и после расспросов их родителей), и если она негативна, это может стать причиной серьезных заболеваний. Так уже в утробе матери человечек проходит свою первую школу принятия и любви или ненависти и отвержения.
На изменение эмоционального состояния матери ребенок реагирует изменением характера движений. Профессор Хуго Юнг считает, что его движения можно расценивать как язык знаков, подаваемых «с целью досознательного выражения самочувствия и развития». Можно беседовать с ребенком, спрашивать, как его зовут, говорить ласковые слова, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ, такую методику развития тактильных ощущений ребенка, налаживания контакта с ним задолго до родов датчанин Франц Бельдман назвал гаптономией (от греческого - hapto -касаться).

Радуйтесь, наслаждайтесь жизнью, а ребенок будет радоваться вместе с вами, а, поглаживая, похлопывая свой животик, танцуя вместе с ним, вы, наверняка, добьетесь и ответной реакции.
Ощущения радости, любви, передаваясь ребенку, зафиксируются в клетках его мозга, во многом определят его отношение к миру и после рождения.

Существует мнение, что, если зримо представлять себе те качества, которые хочется видеть у своего будущего ребенка, сознательно визуализировать их, они войдут в новое существо и станут его личностными особенностями. При этом мать как бы становится сознательным участником в творческом процессе природы.

Развитие сенсорики (органов чувств)

Уже к 3-му месяцу беременности у развивающегося малыша появляется вкусовое восприятие, вскоре развиваются обоняние и слух, чувство равновесия, кожа ребенка постоянно подвергается воздействию мышц матки и передней брюшной стенки, так что ребенок рождается с уже хорошо развитыми тактильным восприятием. В последнюю очередь появляются зрительные ощущения, но все-таки ребенок различает свет, который падает на живот матери, поэтому для развития зрения растущего крохи очень полезно принимать солнечные ванны.

Ребенок уже в материнском чреве демонстрирует определенные вкусовые пристрастия, ведь нос и рот его постоянно омываются амниотической жидкостью, которая имеет вкус и запах. Ребенок может глотать или выплевывать ее уже начиная с 10-й недели. Если добавить в амниотическую жидкость сахар, малыш проглотит двойную порцию, а если добавить горький раствор, то количество заглатываемой околоплодной жидкости резко уменьшается. Можно сказать, что ребенок питается вместе с мамой: состав околоплодной жидкости зависит от того, что она ест, пьет, чем дышит и т. д. Так что еще до рождения вы можете познакомить ребенка с разными вкусами, приучить к определенной пище.

Уже шестимесячный плод прекрасно слышит, внешний мир врывается в его жизнь водопадами звуковых вибраций, которые он запоминает, ведь звуки извне могут доходить до ребенка в усиленном виде, он ощущает на себе вибрации звуковых волн, воспринимает их как бы всем телом. За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (кстати, некоторые ученые считают, что мужской, и вообще низкие звуки, ребенок слышит более отчетливо).

Известны случаи, когда ребенок шевелился в такт музыки. В своем интервью американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенным произведением впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая занималась музыкой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном феномене рассказывали и другие музыканты.

Замечено, что младенцы прекрасно относятся к классической, медленной музыке. Вивальди, Шопен - неизменные любимцы у еще не родившихся малышей. Впрочем, подобрать музыку не так сложно, почти наверняка, ребенок своими движениями даст понять, что ему нравится,. Очень полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты, колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки, музыкальные шкатулки. Пусть мир звуков будет разнообразным и красивым. Даже если ваш малыш и не станет в будущем музыкантом-виртуозом, он будет восприимчив к музыке, и у него хорошо будет развит слух. У матерей регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом.

Но самое значительное воздействие имеет голос самой матери, он оказывает вибрационное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы в них. Потому так популярно пение у многих народов во время беременности и родов. Пойте и разговаривайте со своим ребенком как можно больше. Считается, что ребенок запоминает музыкальные отрывки, стихи и колыбельные, которые слышал еще в животике у мамы.

Развитие речи

Рядом исследователей выдвигается гипотеза о том, что ребенок фиксирует даже язык, на котором говорят вокруг его мамы, да и сама мать, впоследствии он начинает раньше говорить, а если его усыновят граждане другой страны, он легко усвоит язык, на котором говорила его настоящая мать.

Описан эксперимент, проведенный любящим отцом над своим еще не родившимся сыном. В этом эксперименте он читал вслух отрывок из Одиссеи Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Когда ребенку исполнилось семь лет, ему предложили выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была ему прочитана несколько раз еще до рождения. Знакомый отрывок ребенок выучил вдвое быстрее незнакомого.

Точно установлено, дети в животике у мамы узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости. Понимают интонацию, настроение собеседников, - если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздраженно, у них учащается сердцебиение, а частота сердечных сокращений нормализуется, когда тон разговора становится спокойным.
Вы можете начать развивать у ребенка способность к слуховому восприятию звуков речи, учить его прислушиваться и слышать, развивать чувство ритма. Как можно больше разговаривайте с ним, пойте песенки, рассказывайте стихи, не забывайте при этом похлопывать по животу, подчеркивая ритм. Объясняйте свои действия, особенно, если произошло что-то неприятное, успокойте его.

Чем бы вы ни занимались со своим будущим малышом, главное, чтобы эти занятия приносили радость вам обоим. Фантазируйте, придумывайте, прислушиваясь к себе и уважая развивающиеся способности своего ребенка, вы непременно добьетесь успеха.

Как правило, во время беременности почти все будущие мамы начинают читать книги по воспитанию малыша, но никто из них не догадывается, что воспитывать своих будущих детей нужно начинать, когда они находятся еще в животике. Задолго до появления на свет ребенок может уже слышать, видеть, запоминать, чувствовать эмоции и ощущать вкусы и запахи.

Многочисленные исследования доказали, что дети реагировали на песни, которые слышали много раз в животе у мамы. В возрасте нескольких дней дети узнавали лица тех людей, которые часто видела мама во время беременности. Так что еще до рождения ребенок способен на многое! Поэтому не надо пренебрегать воспитанием ребенка до его рождения. Доказано, что малыши, которых воспитывали еще в животике матери, раньше начинают говорить, дольше концентрируют свое внимание и такие дети более активные и независимые. Сегодня мы расскажем, как воспитать ребенка до его рождения.

Воспитываем едой

В 3 месяца у плода появляется вкусовое восприятие. Еще в утробе матери ребенок начинает показывать свои вкусовые пристрастия, ведь амниотическая жидкость, которая омывает нос и рот малыша, имеет вкус и запах. И малыш глотает ее, а если вкус не нравится, то выплевывает. А состав околоплодной жидкости зависит от принимаемой мамой еды. Поэтому еще до рождения малыша можно познакомить его с различными вкусами и даже приучить к определенной пище. Главное во время беременности питаться здоровой и полезной пищей. Если мама во время принятия пищи радуется ей и благодарит природу за ее дары, то она передает своему будущему ребенку культуру питания и любовь к определенной пище.

Воспитываем музыкой

В 6 месяцев плод уже может слышать и запоминать услышанную музыку или звуки. Иногда удается даже почувствовать, как плод шевелится в такт музыки. Хорошая и правильно подобранная музыка или хоровое пение укрепляет нервы и улучшает самочувствие будущей мамы и благодаря этому на свет появляются спокойные, психологически уравновешенные и здоровые малыши.

Подобрать музыку очень легко. Нужно дать ребенку послушать самую разнообразную музыку, и он своими движениями даст вам понять, какая музыка ему больше нравится. Доказано, что малыши очень хорошо реагируют на классическую и спокойную музыку например, Шопен, Вивальди. Полезно давать слушать плоду самые разнообразные звуки, например звуки инструментов трещоток, колокольчиков, бубнов, музыкальных шкатулок и т.д. Если мир звуков для малыша будет красивым и разнообразным, то будет хорошо развит слух.

В 7 месяцев плод начинает распознавать женские и мужские голоса, в том числе голоса матери и отца. Голос мамы оказывает самое положительное воздействие на клетки плода, и активизирует разные биохимические процессы в них. Так же голос матери успокаивает ребенка и снимает сильное эмоциональное напряжение. Так что разговаривайте с будущим малышом как можно чаще.

И чем чаще будут говорить с плодом, тем раньше ребенок заговорит. При чем легче всего он будет усваивать тот язык, на котором говорила его мать. А если вы хотите, что бы ваш ребенок с легкостью усваивал какой-то иностранный язык, то с 16-й недели беременности и до 3-хлетнего возраста нужно как можно чаще говорить на определенном иностранном языке.

Воспитываем эмоциями

К 3-му месяцу беременности ребенок может уже реагировать на эмоции. Эмоции матери очень сильно влияют на развитие малыша и его характер. Успех, счастье, уверенность, независимость улучшают развитие ребенка. А чувство вины, страха, беспомощности, тревоги - угнетают развитие малыша. Очень важно во время беременности находится в состоянии счастья и внутренней свободы, тогда будущий ребенок будет намного радостнее по жизни. Чувство счастья и прекрасного у ребенка поможет развить пение, поэзия, музыка, искусство и природа.

Очень важно, чтобы будущий отец положительно относился к жене и будущему ребенку всячески заботился о них и проявлял свое счастье по поводу беременности, - тогда ребенок родится уверенным, счастливым, сильным и спокойным.

Не менее важным является отношение к беременности самой матери. Если ребенок желанный и любимый, то он родится спокойным. Если во время беременности мама ни разговаривает со своим малышом и не думает о нем, то такой ребенок родится слабым, с разными нарушениями желудочно-кишечного тракта, с различными нервными расстройствами, беспокойным или плохо адаптированным к окружающей среде. А в случае негативного отношения к ребенку (или с желанием избавиться от него) они рожаются с тяжелыми психическими расстройствами, а нередко и с чувством ненависти к окружающему миру.

Ребенок еще в утробе матери начинает различать положительные и отрицательные реакции матери. Поэтому если во время беременности у мамы появляются нежелательные эмоции, то нужно как можно быстрее успокоиться и успокоить своего малыша, объяснив ему происходящее. В такие моменты малыш запоминает, что в жизни бывают взлеты и падения, которые необходимо преодолевать. И благодаря этому ребенок вырастает выносливым, сильным и эмоционально устойчивым человеком.

Воспитываем солнцем

За пару месяцев до рождения ребенок может уже видеть. Он различает свет, который падает на мамин животик. Поэтому принятие солнечных ванн (в разумных дозах) положительно сказывается на развитие зрения малыша.

Общеизвестный факт – малыш, еще только находясь в материнском животике, уже прекрасно слышит, чувствует и понимает, что происходит за пределами его «жилища», узнает голос матери и тонко ощущает особенности ее психологического и физического состояния. В связи с этим, возрастает роль дородового воспитания. Что же может сделать мама для того, чтобы начать воспитание и развитие своего малыша еще до его рождения?

Роль дородового воспитания

Врачи отмечают, что раннее начало развивающих и воспитательных занятий с малышом способствует активизации соответствующих отделов его головного мозга – и, как следствие, максимально полноценному развитию ребенка.

Не зря будущим родителям рекомендуется активно общаться с еще не появившимся на свет малышом. Оказывается, ежедневное «семейное» общение способствует выработке у ребенка представления о различиях между мамой и папой. В итоге родившийся ребенок уже будет иметь представление о том, какой голос у мамы, а какой у папы – и будет чувствовать себя намного комфортнее. Кроме того, активное общение родителей с еще не родившимся ребенком дает ему уверенность и чувство безопасности.

Говорите малышу, как вы его ждете, какой он у вас замечательный и как вы его любите, опишите ему, какой прекрасный мир ждет его появления на свет. Пусть будущий папа поглаживает Ваш живот.

Определить роль дородового воспитания помогает исследование американского ученого Станислава Грофа, который выделил 4 «базовые ступени» пренатального периода. Первая ступень – внутриутробное развитие плода в течение 9 месяцев. Гроф утверждает, что на первой ступени развития на плод влияют абсолютно все факторы, так или иначе сопровождающие беременность. Стрессы матери, неправильное питание или вредные привычки, разного рода негативные и позитивные переживания – все это остается в бессознательном неродившегося малыша.

Вторая, третья и четвертая ступени приходятся на период родов. Вторая ступень – предчувствие кардинальных перемен, третья – испытание огромными нагрузками во время родов, четвертая – непосредственно приход в этот мир.

Гроф считает, что только правильное и естественное прохождение всех этих четырех этапов обеспечивает нормальную адаптацию ребенка к жизни вне материнской утробы и достойное развитие.

В связи с этим, дородовое воспитание имеет огромное значение для нормального развития ребенка до и после рождения. Какие же методы дородового воспитания можно выделить?

Образное мышление

Суть этого метода дородового воспитания в том, чтобы повлиять на развитие ребенка с помощью мыслей и создания образов у себя в воображении. Давно уже доказано, что мысли материальны – и они влияют на нашу жизнь. Точно так же мысли мамы могут повлиять на еще не родившегося малыша. Например, если будущая мама будет положительно настроена по отношению к предстоящим родам – то и малыш будет чувствовать эмоциональный подъем, а его развитие будет намного более интенсивным и гармоничным. Буквально с первых дней беременности будущая мама начинает формировать для своего ребенка жизненный фундамент – и только от нее зависит, каких «кирпичиков» в нем будет больше – положительно или отрицательно окрашенных. С увеличением срока беременности важно укреплять этот фундамент и противостоять его деформации под воздействием отрицательных впечатлений.

Такой метод еще называют медитацией-визуализацией – наверное, потому, что порой будущая мама, погруженная в мысли о ребенке и своей беременности, со стороны выглядит как йог, занимающийся медитацией. Сядьте поудобнее в кресло или прилягте на диван, закройте глаза и начинайте представлять, как беременности и роды позади, на улице прекрасная погода - и Вы гуляете в парке с коляской. Представьте, как Вы кормите малыша, как он улыбается Вам и тянет к Вам ручки. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что будущей маме полезно представлять, как малыш развивается у нее в животике.

Такой метод дородового воспитания включает в себя также формирование в воображении образа нерожденного малыша. Причем, лучше сосредоточиться не на внешности или поле ребенка, а на качествах его характера. Единственное «но»: некоторые родители так увлекаются этим методом дородового воспитания, что неосознанно навязывают малышу свои нереализованные мечты и желания.

Развитие органов чувств

Врачи пришли к выводу, что уже к 3 месяцу внутриутробного развития у малыша появляются обоняние, слух, вкусовое восприятие, развивается вестибулярный аппарат и тактильное восприятие. К 6 месяцам развития у малыша развивается зрение – и он начинает видеть свет, падающий на материнский живот.

Считается, что в этот период будущая мама должна жить в мире красоты: ходить на концерты и выставки, посещать музеи и театры и представлять, что вместе с ней наслаждается этой красотой и малыш.

Развитию органов чувств способствуют солнечные ванны, принимаемые мамой, музыка, которую она слушает во время беременности, пища, которой лакомится будущая мама. Младенцы, находящиеся в материнском животе, больше всего любят классическую музыку – а какое музыкальное произведение нравится именно Вашему малышу, Вы сможете узнать по его движениям внутри Вас. Кстати, исследования, проводимые учеными, подтвердили, что дети, рожденные матерями, слушавшими музыку на протяжении всей беременности, обладали абсолютным слухом.

Но, конечно, наиболее приятным и значимым для младенца звуком является звук материнского голоса. Как можно больше пойте для своего малыша. Это могут быть колыбельные, просто мелодичные песни или даже музыкальные напевы без слов. Ученые заметили, что дети запоминают мелодии, которые слышали, находясь в животе у мамы – и узнают их после рождения.

Для развития тактильных ощущения у малыша будущей маме полезно делать такое упражнение. Возьмите в руки предмет, ощупайте его, осознайте свои ощущения, запомните форму, вес, материал и другие характеристики вещи и, закрыв глаза мысленно передайте ощущения своему ребенку. Для большего эффекта почувствуйте себя ребенком, который активно познает мир, которому все интересно и ново.

Развитие речи

Научно доказано, что ребенок, находящийся в утробе, слышит человеческую речь и способен различать голоса, принадлежащие разным людям. Проводились эксперименты, которые доказывали, что дети узнают отрывки из литературного произведения, которые они слышали еще до рождения. В связи с этим, дородовое воспитание может способствовать развитию речи.

Находясь на прогулке, рассказывайте малышу обо всем, что видите, не жалея прилагательных и эпитетов. На последних месяцах беременности вместе с мужем разговаривайте с ребенком каждый от своего имени.

Например, Ваш муж говорит: «Привет, малыш, я твой папа», а Вы продолжаете: «А я твоя мама, я тебя очень люблю и жду!».

При общении с малышом не забывайте гладить животик, чтобы ребенок понимал, что Вы говорите именно с ним.

Развитие интеллекта

Начиная в 8 недели внутриутробного развития ребенка, у него бурно развиваются клетки мозга. С помощью дородового воспитания Вы можете поспособствовать развитию интеллекта ребенка.

Возьмите несколько листов цветной бумаги, поочередно смотрите на каждый цвет, формируйте у себя в воображении ощущение, связанное с этим цветом и передавайте его ребенку. Выделите для себя самый приятный и самый неприятный цвет. Работа с цветами стимулирует психическое и физическое развитие ребенка, а также, активизирует развитие полушария, ответственного за невербальное мышление.

Важное значение для развития интеллекта у малыша имеет тактильный контакт мамы с ребенком. Существует даже специальная методика, автором которой является датчанин Франц Вельдман. Эта методика называется гаптономия (от греч. hapsis - прикосновение; nomos - закон; букв, «закон прикосновений»).

Калифорнийский врач-акушер Рене Ван де Кара также говорил о роли прикосновений в дородовом воспитании и ратовал за использование тактильного воздействия рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяющимися односложными словами. 20-минутного ежедневного воздействия в третьем триместре беременности вполне достаточно.

Прикосновения к животу и эмоциональное состояние мамы положительно воздействуют на физическое и нервно-психическое развитие ребенка. И, конечно, это по-настоящему сближает малыша с родителями.

Начиная дородовое воспитание ребенка, помните – воспитывать и развивать малыша нужно не с момента рождения, а с момента зачатия!

Наука продвинулась далеко вперед, многое о внутриутробной жизни ребенка стало известно. Но вопрос общения с ребенком до рождения и по сей день очень актуален и до конца не познан. Для начала нужно понять, с кем мы общаемся, т.е. представить, как происходит внутриутробное развитие малыша.

Общение с будущим ребенком: кто ваш «собеседник»?

Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.

На данный момент уже достаточно изучено по неделям.

С конца 3-й недели у него начинает биться сердце.

В 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.

В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10—11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на эти импульсы. Если ощущения ему неприятны, он может изменять мимику.

В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Он воспринимает эти звуки как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса. В 16 недель у плода развиты уже почти все формы чувствительности.

Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть ваша первая встреча с малышом — телесный контакт!

Природа мудра, и не случайно беременность длится девять месяцев. За это время мы можем привыкнуть к своему малышу и научиться его понимать. Почувствовать ответственность за него. Понять и принять новые роли в семье. Женщина может научиться понимать свое тело, что поможет ей в родах. Но самое главное — в это время мы учимся любить нашего малыша, еще не видя его, — любить его таким, какой он есть, не пытаясь переделать его, а стараясь понять. Мы учимся безусловной любви, мы учимся материнству и отцовству, мы учимся общению!

«Прогулка радости»: любовь к жизни закладывается еще до рождения

Понятия «дородового общения», необходимости постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, в Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир. Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, - не обязательно словами, можно и через образы, мысли. Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни.

Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев пренатального воспитания неоднозначно. В одних методиках - это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения. Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности). Специалисты таких центров считают, что таким образом мать «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние опасно для беременной!

Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка (существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной). Здесь путают стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием. Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животике, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным. Разумеется, для развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий.

Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Помогите ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: