Внеклассное мероприятие «Дерево держится корнями, а человек семьей. Моя родословная

Айгуль Камальтдинова

Сценарий мероприятия праздника родословной

«Моя большая семья»

Сценарий мероприятия посвященной изучению родословной в подготовительной группе «Моя большая семья»

Цель : Способствовать расширению представления о родственных отношениях, элементарного представления о родословной и генеалогическом древе.

Материал : уголок с внутренним убранством юрты, схема генеалогического древа каждой семьи, и мультимедийная презентация каждой семьи «Моя большая семья» , столы оформленные фотографиями, поделками, ручными работами семей, слайды «Природа Башкортостана» .

Ход мероприятия.

Ведущий в национальном костюме башкир.

Ведущий :

Славься земля серединная,

Золотая, роскошная, дивная.

Так природа сама захотела,

Чтоб земля здесь о радости пела,

Над волнами чтоб чайки носились,

А в лесах чтобы звери водились,

Чтобы недра богатыми были,

Чтобы здесь все мы счастливо жили.

Назову эту землю торжественно,

Она гордо звучит и естественно,

Средь созвездия блестящих стран,

Имя это – Башкортостан!

(Под музыку в зал входят дети, встают полукругом)

Дети :

Максим : У матери России

Есть много дочерей

Но нет средь них красивей

Башкирии моей.

Самир : Здесь гордо горы высятся

Леса простор степной

Озёра, реки ширятся

Хрустальною волной.

Рустам : Щедра земля Урала

Богатств её не счесть

Есть в недрах нефть и уголь

Есть золото и медь.

Айсэль : Как не любить твои просторы

Как не любить твои луга

Урала яркие узоры

Долины, горы и поля.

Эвелина : О Башкирии поём

Как мы славно здесь живём

Вся она цветущий сад

Говорим мы ей –

Все хором : РАХМЭТ!

Ведущий : Здравствуйте дорогие друзья! Хаумыхыгыз, кадерле дустар! Мы рады приветствовать вас на празднике родословной - Шежере Байрамы . Род, родословная , Родина – каждому из нас близки и понятны эти слова. Родина, это место, где мы родились, где жили наши родители, дедушки и бабушки и наши далекие предки. Здесь все нам близко и знакомо : язык, быт, обычаи и традиции народа. Здесь живут наши друзья, близкие нам люди.

Исполнение песни «Ватан» Ф. Гершовой.

Дети садятся на стульчики по периметру.

Ведущий : Шежере – это родословная . Раньше люди очень хорошо знали свою родословную , до седьмого поколения. Некоторые запоминали имена своих родственников и долго держали в памяти, а некоторые записывали. Такая запись называется родословной – шежере . (На экране предоставляется макет генеалогического древа) Я тоже нарисовала свое дерево и заполнила его именами, чтобы мои внуки и внуки внуков по-мнили свои корни?

Звучит грустная мелодия курая и в зал заходит Батыр.

Ведущий : Посмотрите, ребята, на наш праздник пришел Батыр , но он почему

то грустный… О чем ты грустишь, уважаемый гость?

Батыр : У меня случилась большая беда! В моей юрте погас огонь семейного очага. Пусто и холодно стало в нашем доме. Ничто не радует мою семью.

Ведущий : Да, это печально. Когда в доме не горит огонь семейного очага – в нем нет и жизни. Знаешь, Батыр, мы с ребятами очень хотим помочь тебе. Давай мы отправимся на поиски этого волшебного огня.

Батыр : Ребята, вы правда поможете мне найти огонь семейного очага? (ответы детей)

Ведущий : Батыр, давай попросим помощи у хозяйки гор и лесов. Быть может, там, в горах и лесах мы отыщем волшебный огонь?

Показ Слайда № 1 «Горы и леса Башкортостана»

Батыр : Хозяйка гор и лесов, нет ли у тебя волшебного огня семейного очага?

Хозяйка гор и лесов : (голос в записи) Нет, Батыр, в моих лесах, на моих горах, весна сменяет зиму, лето – весну, осень – лето, а потом вновь наступает зима. Мои леса и горы богаты зеленью весной и летом, белым снегом зимой, багряными, желтыми красками осенью… Совсем недавно в моем лесном и горном царстве кружились в прощальном танце осенние листья…

Дети исполняют танец с осенними листьями («Утренний туман» муз. Р. Хасанова)

Ведущий : Батыр, давай попросим помощь у Хозяйки рек и озер.

Показ Слайда 2 «Реки и озера Башкортостана»

Батыр : Хозяйка рек и озер, нет ли у тебя волшебного огня семейного очага?

Хозяйка рек и озер : (голос в записи) Нет, Батыр, мои реки и озера полны прозрачной водой, в них плещутся стайки рыб, на берегу круглый год веселятся взрослые и дети… Какие только игры они не устраивают… Посмотри сам. Игра «Юрта»

Мы веселые ребята

Соберемся в кружок

Поиграем и попляшем

Разбежимся на лужок

Ведущий : Батыр, посмотри, на нашем пути стоит небольшой город. У него красивое название – Янаул. В переводе с башкирского языка это означает Новое село. Может быть в этом городе мы найдем так нужный нам огонь семейного очага?

Батыр : И правда, давайте заглянем в город Янаул. (слайд «Янаул» )

Песня «Янаул мой» исполняют дети.

Ведущий : А в Янауле нас уже ждут и приглашают к себе в гости семьи (представление семей) .

Давай посмотрим и послушаем, что нам расскажут они.

Семьи выходят на сцену. Ведущий представляет их. (семьи : Аминовых, Ахматнуровых, Сергеевых, Шараевых)

Лиана : Шежере. Какое слово!

Бархатом ласкает слух,

Сердцем рождено, готово

Поднимать потомкам дух!

Ильдар : Кем был твой прадед,

Кем твой дед?

О чём они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

Полина : Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызывало дружный смех,

И как они женились?

Марат : Какие испытания им

Достались на веку?

Как до Парижа дед дошёл

В народном том полку?

Радэль : И, если всё узнаешь ты,

Изучишь древний род, -

Полюбишь Родину свою,

Полюбишь и народ.

Исполнение песни «Россия» . Солисты : Лиана, Самир, Марат.

Ведущий : Семья - это дом,

Где тепло и уют,

Где любят тебя,

И, конечно же, ждут.

Семья это те,

Без кого мы не можем,

Они нам всех ближе,

Родней и дороже.

Выступление семьи Аминовых.

Батыр : Как много интересного я услышал! Как много добрых слов было сказано о всех членах семьи.

Ведущий : А самым старшим членам семей – бабушкам и дедушкам, наши ребята посвящают следующую песню.

Дети исполняют песню «Олатай»

Игра для зрителей «Седьмое колено» . Вед. объявляет задает вопросы, а родители, должны вспомнить и правильно ответить.

Вопросы :

Брат жены (Шурин)

Брат мужа (Деверь)

Сестра мужа (Золовка)

Сестра жены (Свояченица)

Мать жены (Теща)

Отец жены (Тесть)

Отец мужа (Свекор)

Мать мужа (Свекровь)

Дочь брата или сестры (Племянница)

Брат отца или матери (Дядя)

Жены двух братьев (между собой) (Свояченицы)

Мужья двух сестер (Свояки)

Матери жены и мужа (Сватьи)

Элиза : Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом ,

И вместе им совсем не скучно,

Хоть дождь, хоть вьюга за окном.

Выступление семьи Сергеевых.

Батыр обращает внимание детей на игрушечного козлёнка, стоящего около юрты).

Батыр : Какой хорошенький козлёнок! Ребята, а вы знаете что башкиры издавна держали очень много скота. Табуны лошадей- первых помощников людей и в охоте и в быту, неисчислимое количество коров, овец и других животных. Вот и козленок от стада отбился. Потеряется теперь, вот беда… Ребята, а давайте доведем его до загона.

Проводится игра «Загони козлят домой» .

(Дети делятся на 2 команды и с помощью клюшек прокатывают под дугами пластмассовые шарики, на которых изображены мордочки козлят.

Побеждает команда, быстрее других выполнившая задание.

З. Марат : Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Выступление семьи Ахматнуровых.

Танец «Шаль вязала» (Исполняют девочки подготовительной группы)

Яна : В семейном кругу мы все растём

В семейном кругу все корни твои.

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

Выступление семьи Шараевых.

Ведущий : Посмотри, Батыр, от тепла сердец каждой семьи, у которой мы побывали в гостях, загорелась свеча Любви и Доброты. Я думаю, что она поможет тебе зажечь огонь твоего семейного очага. Возьми, береги этот огонь…

Батыр : Спасибо вам! Я поспешу к своему родному очагу. Идет к очагу и зажигает его.

Батыр : (на фоне веселой башкирской народной музыки) . Вот вновь горит огонь моего семейного очага! И вновь тепло и уютно в моем доме! Спасибо вам, ребята, спасибо гости, за помощь и доброту!

Батыр «заходит в юрту» .

Ведущий : Мы не могли поступить иначе, ведь все мы – одна большая, дружная Семья!

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья :

Какая хорошая Ваша семья!

Дети перестраиваются в 4 колонны, исполняют танцевальную композицию с цветами, флажками и воздушными шарами. Звучит песня «Родительский дом»

По окончании - семьи, присутствовавшие на празднике , выходят к детям, все берутся за руки.




2017г.
Цели:
 воспитание чувств гордости за свою семью, уважения к родителям;
 воспитывать уважение к труду взрослых;
 развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
 формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
 сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение
семей;
 изучение семей учащихся;
 формирование представлений детей об исследовательской деятельности.
Подготовительная работа:
 родительское собрание на тему «Уроки семейной любви».
 сочинения учащихся на темы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена,
которыми я горжусь».
 составление и оформление генеалогического древа своей семьи;
 конкурс рисунков «Моя семья»;
 выпуск газеты «Узнай меня!»;
 подбор пословиц и поговорок о семье;
 составление ребусов о семье;
 поиск старых вещей, документов, фото, хранящихся в семьях;
Оборудование: аудиотехника и фонограмма песни «Родительский дом» (из
репертуара Л. Лещенко); гербы древних родов; сок «Моя семья».
1.Организационный момент
(На доске ребусы о семье, составленные детьми)
Ход классного часа
­Давайте разгадаем ребусы, которые составили ребята.
­На какую они тему?

(Семья)
Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи…
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб о нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
­Сегодня мы поговорим о семье, рассмотрим генеалогические древа ваших семей.
­Вы расскажете о своих предках, чем они занимались, о традициях и обычаях своей
семьи, от кого и какие черты характера вы унаследовали, кем вы гордитесь и т.д.
2.Моя родословная

Никто из нас не свалился с Луны. Все мы ­ ветви и листья огромного и переплетенного

общечеловеческого дерева.
­Человек рождается. Растет. Задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?».

Каждому человеку очень важно знать свою родословную. Всех, кто жил до нас
называют предками, а тех, кто будет жить после нас – потомками.
­ Что такое родословная? (Перечень поколений одного рода.)
­ Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка.)
­ Кто такой предок? (Древний родственник по роду.)
Дети отвечают.
­Вместе с родителями вы составили свое родословное дерево.
­Выполняя эту работу, вы узнали много нового и интересного о своей семье, родных,
предках.
­При оформлении генеалогического древа проявили творчество, фантазию.
­Давайте посмотрим выставку ваших работ.
Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно
заметить одну несообразность. Выходит, что из ребёнка вырастают мама с папой, а из
них – бабуши и дедушки. Странная получается картина. Как же исправить эту
странность? Очень просто. Перевернём рисунок вверх ногами. Тогда дерево
превратиться в корень – в большой разветвленный корень, из которого и вырос ребёнок.
И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: « У него крепкие корни». Значит,
такой человек родился в хорошей дружной семье, и семья его воспитала.
Дам вам совет: не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих
детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих
родственниках, передавайте документы из поколения в поколение, пусть это станет
вашей доброй семейной традицией.
Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из
вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы
называете своей семьёй. Семья – это группа родственников, живущих вместе. Сколько
же их, этих родственников? Давайте считать.
Кто живет в большой квартире?
Четверо мужчин.
Живет в квартире дедушка,
И папа, и прадедушка,
И Миха, папин сын.
Ещё красавица живет
С родными неразлучно.
Один из них её зовет
Своей любимой внучкой,
Дочкой дорогой
Зовёт её другой,
А третий – милой Машей
И хозяйкой нашей!
И называет мамой
Мужчина младший самый.
­ А сколько человек живёт в вашей семье?
Я хотела бы убедиться, что вы знаете своих родственников и то, кто кому кем
приходится.
­ Лера, кто тебе Оля? (сестра)

­ Дима, кто ты для мамы? (сын)
­ Денис, кто тебя называет сыном? (мама, папа)
У меня такая мама –
Все завидуют, я знаю!
Ты зайди сегодня в гости –
Мама нынче выходная...
Позовет к столу нас мама,
Скажет нам: садитесь, дети!
Там с тобою мы увидим,
Что всего вкусней на свете.
Там пирог разлегся важно,
Он с румяными щеками,
Брови сахаром сверкают
Под изюмными глазами.
Мы запьем пирог чудесный
Свежим чаем золотистым,
А потом мы всю посуду
Перемоем чисто­чисто.
Так мне хочется на маму
Быть во всем, во всем похожей!
И моя подруга шепчет:
"И мне тоже, и мне тоже!"
Наши папочки не хуже:
Могут кашу, щи сварить.
И для дома все, что нужно,
Могут быстро смастерить.
Наши папы ­ мастера,
Машинисты, доктора...
Одним словом ­ удальцы!
Наши папы ­ молодцы!
­ У Нины Ивановны есть внучка. Кто она? (бабушка)
­ Лиза, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
Я с бабушкой своею
Дружу давным­давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
Мне все приятно в ней,
А бабушкины руки
Люблю всего сильней.
А у бабушки моей ­ волосы седые,
А у бабушки моей ­ руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладает:
То на спицах вяжет шарф, то носки латает.
Ни одной минуты нет у нее свободной.
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что на нее быть хочу похожей.

Основа основ – родительский дом.
5.Семейные реликвии
­Человек живет, пользуется какими­либо вещами, которые ему дороги, связаны с
каким­либо событием в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы
продолжаем ее хранить, как память о близких людях. Это – история семьи, история
народа, история Отечества.
(Рассказы детей о семейных реликвиях)
6. Семейный альбом
А сейчас попутешествуем по семейным альбомам. В каждой семье сохранились
старые фотографии и сегодня мы их видим. Что же вы можете рассказать о тех, кто на
них изображён?
Рассказы о фотографиях.
­Много интересного узнали мы о ваших родственниках.
7.Конкурс рисунков детей о семье.
8.Вспомним детство
­Мы подготовили газету «Узнай меня!», в которой разместили фотографии ребят в
раннем детстве.
­Узнали ли вы своих одноклассников?
9. Наша классная семья
Мы с вами говорили о ваших семьях, но есть ещё одна семья, которая появляется
у вас тогда, когда вы приходите в школу – это ваша классная семья. Мы с вами тоже
имеем своё имя – название, свои традиции, маму.
А ещё моя семья­
Класс! Ведь это ясно же!
А учительница наша­
Наша « мама классная»!
Мы замечаем не всегда,
Как много нам забот
И терпеливого труда
Учитель отдает.
Помните об этой семье и никогда её не подводите.
Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родословное дерево нашего
класса
Частушки
Шире улица раздайся

Мы по ней сейчас идём
И семейные частушки
Про себя мы пропоём
Мама с папой и сестрёнка
Вот и вся моя родня,
Ох, спасибо, дорогие.
Что вы есть все у меня…
­ Кто в семье послушный самый?
Нам скажите прямо.
­ Ну, конечно, вам ответим.
Это ­ наша мама.
­ Мама смотрит так сердито,
Ведь я ем без аппетита.
Будто вот от этой каши
Всё зависит счастье наше.
У меня семья большая
Мама, папа, брат и я.
Мы друг друга уважаем
Прямо скажем – мы друзья.
Папа может на белазе
Уголь целый день возить.
А придя с работы, дома
Телевизор починить
Мама вяжет руковички
Я плету ей две косы.
Мы с ней буд­то бы сестрички,
Как две капельки росы.

Баба Зина – чемпион
В кулинарном спорте
Всех сразил «наполеон»
Сто слоев ведь в торте
Деда очень уважаю,
Смело вам могу сказать!
Очень трудные задачи
Будем вместе мы решать
Про себя мы рассказали
Наши семьи просто класс!

Мы счастливые ребята
Посмотрите­ка на нас
Семейные конкурсы
1. Конкурс «Кто это?»
Вопросы:
1. Брат жены. (Шурин.)
2. Брат мужа. (Деверь.)
3. Сестра мужа. (Золовка.)
4. Сестра жены. (Свояченица.)
5. Мать жены. (Теща.)
6. Отец жены. (Тесть.)
7. Мать мужа. (Свекровь.)
8. Отец мужа. (Свекор.)
9. Дочь брата или сестры. (Племянница.)
10. Брат отца или матери. (Дядя.)
11. Сестра отца или матери. (Тетя.)
12. Жены двух братьев. (Свояченицы.)
13. Мужья двух сестер. (Свояки.)
14. Матери жены и мужа. (Сватьи.)
2. Конкурс художников.
Дети рисуют на доске по заданию.
Нарисуйте круг большой,
Сверху маленький такой,
На макушке ушка два ­
Это будет голова.
Нарисуем для красы
Попышней ему усы.
Вот пушистый хвост готов
Ты красивей всех котов!
­ Вы убедились, какие ваши дети прекрасные художники.
3. Конкурс «Музыкальный».
Угадать – о чем или о ком поется в песне и пропеть всем вместе 1 куплет.
1. Если с ним ты вышел в петь. (Друг).
2. Она все лежит да на солнышко глядит. (Черепаха.)
3. Представьте себе: зелененький он был. (Кузнечик.)
4. Он ничего не проходил, ему ничего не задавали. (Антошка.)
5. Они бегут неуклюже. (Пешеходы.)
6. Он бежит, качается. (Голубой вагон.)
7. Рисунок мальчишки. (Солнечный круг.)
8. С нею весело шагать по просторам. (Песня.)
9. От нее станет всем теплей. (Улыбк
4. Конкурс «Пословицы».

(а у матери ­ сердце).
(как земля людей).
(чем родная матушка).
При солнышке тепло… (а при матери добро).
Мать кормит детей…
Нет лучше дружка…
У, детины заболеет пальчик …
Дом вести... (не бородой трясти).
Не красна изба углами... (красна пирогами).
В гостях хорошо... (а дома лучше).
Объясните значение пословиц:
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Согласную семью и горе не берет.
Дружная семья и землю превращает в золото
Учитель: Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорит пословица «Не
надобен и клад, коли в семье лад»
Сценка «Мир в семье всего дороже».
Дейcтвyющие лицa: Автор, Дед, Бабка, Внучка, Курочка Ряба.
Автор.
Жили­были Дед и Баба.
Жили, не тужили.
Сухарь чаем запивали,
Один раз в месяц колбасу жевали.
И все ладно бы, да Курочка­невеличка
Взяла и снесла яичко.
Яичко не простое,
Яичко золотое.
А теперь по нашим ценам
И вообще оно бесценно.
На семейный, на совет:
Собрал Внучку с Бабкой Дед.
Дед. Так и так. Такое дело.
Что с яичком этим делать?

Может, скушать? Иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены,
Центр музыкальный купим современный?
Бабка. Что ты, дед?! Побойся Бога!
Музыка не стоит много!
Лучше купим телевизор,
Пылесос или транзистор
Иль возьмем телегу мыла,
Чтобы в доме чисто было.
Внучка. Может, купим мне духи?
Обалдеют женихи!
Иль французскую помаду?
Я ей тоже буду рада!
Автор. Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор.
То не се, да то не так.
Дед. Ты балда!
Бабка. А ты дурак!
Автор. Начался такой скандал ­
Свет такого не видал!
Только Курочка молчит,
Около стола стоит.
Курочка. Ну, никак не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
Надо мне яйцо разбить.
Автор. Подошла она тихонько
И, крылом взмахнув легонько,
Яичко на пол уронила,
Вдребезги его разбила!
Плачет Внучка, плачет Баба...
Внучка и Бабка.
Что наделала ты, Ряба?
Автор. Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.
Дед. Нету денег, ну и что же?!
(Вместе) ­ Мир в семье всего дороже!
Учитель. ­ Да, мир и дружба в семье всего дороже.
Ведущий. Спасибо всем, кто пришел сегодня к нам. Доброго здоровья и успехов во
всех начинаниях нашим любимым мамам, папам, бабушкам и дедушкам.
В праздник наш, такой желанный,
Что же вам еще сказать?
Разрешите всем сейчас нам
Вам здоровья пожелать!

Не болейте! Не старейте!
Не сердитесь никогда!
Вот такими молодыми
Оставайтесь навсегда!
Мы вам желаем от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтобы в дом не стучалась беда,
Чтоб грусть не пришла никогда.
Желаем счастья и добра,
Желаем теплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней.
10.Подведение итогов классного часа
­Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов
вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
­Когда­нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки
будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
­Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим
людям.
­Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

Это мероприятие можно посвятить празднику День России.

Сценарий в начальной школе «Моя родословная»

(Звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).)

Учитель. Какое чувство вызвала у вас песня? О чем в ней говорится? Что объединяет людей, живущих в нашем городе, области, стране?

(Ответы детей.)

В песне говорится не только о большой Родине, но и о малой - о том месте, где человек родился, пошел в школу, где его друзья. Родина начинается с отчего дома.

(Работа с понятиями «отчий дом», «Отечество», «Отчизна». У этих слов один корень. Учитель предлагает школьникам отыскать однокоренные слова к слову «Отечество».)

Как мы знаем, в древних летописях авторы описывали происходившие в то время события. Причем не только крупные и относящиеся к государству в целом, но и события из жизни русских князей. Так, в «Повести временных лет» рассказывается о князе Рюрике и его сыне Игоре, о князе Олеге, княгине Ольге, о семье князя Ярослава Мудрого и др. Однако свою историю имеют не только княжеские семьи, ее имеет любая семья. Иначе она называется родословной. Родословная включает в себя общих предков семьи и их современных потомков. Каждый человек имеет фамилию, имя, отчество. А как на Руси возникали имена и фамилии?

(Ученики предполагают, как образованы имена и фамилии: от прозвищ, названий зверей, места рождения, названий рек, профессий, занятий.)

Фамилия переходит от старших к младшим. У каждой современной семьи есть своя история, своя родословная. Известна ли вам родословная вашей семьи?

(Составление схемы родословной.)

Мы составили общую схему родословной любой семьи. Дома с помощью родителей вы постараетесь продолжить ее. А сейчас, имея эту схему, выполните несколько заданий.

1. Напишите фамилии, имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек.

2. Отметьте на схеме звездочкой тех родственников, фотографии которых хранятся у вас дома.

3. Напишите, с кем лично вы знакомы из этих людей.

(Дети выполняют задание.)

Родина и родословная тесно связаны между собой. В начале занятия мы говорили, что есть большая и малая Родина. Вспомните, что это значит?

(Высказывания детей.)

Малая родина - это место, где мы родились и выросли. Это могут быть и маленькое село с речкой, и многолюдный город. И в это понятие входят люди - те, кто жил здесь до нас и живет сейчас. Каждый край имеет свой климат, свой животный и растительный мир, города и села, леса, поля и реки. У каждого своя малая родина. Как называется наша с вами малая родина? Откуда произошло это название?

(Ответы детей.)

Составьте ряд предложений, характеризующих наш родной край. Все малые родины объединяются в одну большую, которая носит гордое название - Россия. Об этом хорошо сказано в песне.

(Звучит песня «Россия - родина моя!» (муз. В. Мурадели, сл. В. Харитонова).)

О России, о Родине не только написаны песни, но есть много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «Родная сторона - мать, а чужая - мачеха», «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило». А вы какие знаете пословицы и поговорки?

(Ответы детей.)

Давайте посмотрим на карту современной России.

(Учащиеся с учителем делают вывод о том, что Россия - очень большая страна, омывается теплыми и холодными морями и океанами, в ней разные климатические зоны. Вместе с учителем дети показывают границу России и называют государства, с которыми она граничит, моря, которые ее омывают.)

А теперь предлагаю вам разгадать кроссворд.

1. Добавление к личному имени, переходящее к нам от родителей. (Фамилия.)

2. Перечень поколений семьи, ее история. (Родословная.)

3. В Древней Руси: регулярная запись событий, происходивших в стране. (Летопись.)

4. Наука, изучающая прошлое с помощью предметов и документов, найденных при раскопках. (Археология.)

5. Место рождения, Отечество. (Родина.)

6. Наша страна. (Россия.)

7. Личное название человека, данное ему при рождении. (Имя.)

Молодцы! Как видим, в выделенных клетках получилось слово «история», это слово имеет отношение ко всему, о чем шла речь в кроссворде. А теперь игровое задание. Мы говорили с вами о фамилиях, о том, как они образуются. А теперь я пущу по рядам чистые листы. Каждый ученик должен вписать фамилию, которая образована от названия профессии. Повторяться нельзя. Какой ряд быстрее закончит, тот и выиграл. Начали! (Кузнецов, Садовников, Сапожников, Трубочистов, Рыбаков, Мельников и др.)

(Дети выполняют задание.)

А теперь перейдем от фамилий к именам. Кто больше напишет имен на букву «а»? (Андрей, Артур, Антон, Анастасия, Анна и др.)

(Итог мероприятия: подготовка детьми своих родословных с выставкой в классе.)

МБОУ Лицей № 4

Семейный праздник-игра «Моя родословная»

Учитель:

Бараненко Н. П.

г-к. Кисловодск

«Неуважение к предкам – первый признак безнравственности».

А. С. Пушкин

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная – несчастна по-своему».

Л. Н. Толстой

ЦЕЛЬ ПРАЗДНИКА-ИГРЫ: пробудить у детей интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям; расширить представления о связи времён; углубить представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении; воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА: на центральной стене эмблема праздника – «Родословное древо», рядом – плакат с девизом праздника: «Мы умеем предками гордиться!» На стенах – родословные, составленные и оформленные каждой семьёй. Оформлена выставка семейных реликвий. У каждого участника праздника – эмблемы.

ХОД ПРАЗДНИКА-ИГРЫ

ВЕДУЩИЙ. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Я приветствую всех участников нашего семейного праздника «Моя родословная». Он проходит под девизом…

ДЕТИ (хором). «Мы умеем предками гордиться!»

ВЕДУЩИЙ. В нашей школе немало замечательных традиций. Сегодня рождается новая – впервые в празднике участвуют семейные команды! Все конкурсы будет оценивать уважаемое жюри. Пусть его решения будут добрыми и справедливыми. Символом игры является аист. Пусть он принесёт всем счастье и удачу.

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

УЧЕНИК. В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основ основ – родительский дом.

ВЕДУЩИЙ. Дом, семья… Слова эти понятны и дороги всем, как слова «хлеб» и «вода». Они с первых минут жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Это любовь и забота, труд и радость, несчастье и печаль, привычки и традиции. Я хочу рассказать вам одну легенду. В давние времена в одной стране жила семья, состоящая из 100 человек, и в ней царили мир и согласие. Молва об этом долетела до правителя этой страны, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь и не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и что-то написал на ней. Правитель посмотрел и удивился. На листе сто раз было начертано одно и то же слово – «понимание»! До сих пор в старых деревенских домах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников. А в центре – на видном месте – обязательно увеличенные портреты отца и матери. Такие святые слова, как «родители» и «Родина» не зря имеют один корень. Они помогают нам полюбить и понять родной язык, родную природу, традиции своего народа. Сегодня мы и поговорим о семейных традициях и праздниках.

1-й УЧЕНИК. Посмотрите-ка, у нас

Здесь собрался целый класс,

А напротив – папы, мамы.

Папы бросили диваны,

Мамы бросили кастрюли

И костюмы натянули.

2-й УЧЕНИК. Все хотят соревноваться,

Пошутить и посмеяться.

Знания и мудрость показать

И сноровку доказать.

3-й УЧЕНИК. Этой встрече все мы рады,

Собрались не для награды.

Нам встречаться чаще нужно,

Чтобы все мы жили дружно!

4-й УЧЕНИК. Вместе с нами здесь учительница –

Наша классная руководительница.

5-й УЧЕНИК. Обо всех заботится,

Немного беспокоится,

Всегда подскажет и поможет,

А если нужно – и пристрожит.

Своим классов довольна

Наша Нина Петровна.

6-й УЧЕНИК. И ещё на праздник в зале

Мы гостей к себе позвали.

Убедитесь, что у нас

Самый дружный в школе класс!

1-й УЧЕНИК. Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

2-й УЧЕНИК. Всё это так, да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки –

Такие случаи нередки.

3-й УЧЕНИК. Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений.

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

4-й УЧЕНИК. Одной мы связаны судьбой,

Одной семьёй, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

5-й УЧЕНИК. И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольётся,

И никогда не оборвётся

Веков связующая нить.

ВЕДУЩИЙ. Конкурс 1-й: «Тайна имени». Родился ребёнок, и родители сразу дают ему имя.

1-й УЧЕНИК. Что имя – звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть тайна,

И таинство есть имянареченье.

2-й УЧЕНИК. И вот мы с вами силами своими

Осознаём в начале века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

ВЕДУЩИЙ. Знаете ли вы о происхождении вашего имени? Что оно означает? Внимание! Вас приветствуют команды.

1-я КОМАНДА (хором). «Родня».

2-я КОМАНДА (хором). «Родичи».

Конкурс проводится в форме блица: представители обеих команд по очереди рассказывают о своём имени.

ВЕДУЩИЙ. У наших детей прекрасные, благозвучные имена. А вот какую историю описал в своём стихотворении поэт Юрий Благов.

3-й УЧЕНИК. Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Тавий… Муций, Свен, Орест.

4-й УЧЕНИК. Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…

5-й УЧЕНИК. Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

6-й УЧЕНИК. Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

7-й УЧЕНИК. Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

ВЕДУЩИЙ. Как вы думаете, почему спорщикам удалось договориться? (Ответы детей).

Исполняются песни «Песня о папе» и «Мамины глаза».

Вопросы родителям. Статистика. Конкурс для пап и мам (см. приложение). Дети переодеваются для сценки.

ВЕДУЩИЙ. Начинаем 2-й конкурс – «А вы откуда родом?» Итак, имя вам дали родители. Отчество вы получили от отца. А откуда появилась ваша фамилия? К вашему отцу она перешла от деда, к деду – от прадеда. Но кого же первого в роду так называли и почему? Ведь всего 200 лет назад фамилий совсем не было.

1-й УЧЕНИК. В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых…

2-й УЧЕНИК. Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

ВЕДУЩИЙ. Сейчас вы увидите сценку, из которой станет ясно, откуда появилась фамилия Иванов.

Сценка «У плетня» (см. приложение).

1-й УЧЕНИК. «Молодая бабушка» – люди говорят,

Я за нашу бабушку очень рад,

Я, ребята, бабушке, не грублю,

Потому что бабушку я люблю.

2-й УЧЕНИК. Будем нашим бабушкам

Помогать с тобой.

Улыбайся, бабушка,

Всегда будь молодой!

Песня «О бабушке».

ВЕДУЩИЙ. Вы попытались составить свои родословные. Конечно, в них не 5000 исторических имён, но и вы вправе гордиться своими предками. Объявляется 3-й конкурс – «Моя родословная». Сейчас мы отправимся в прошлое. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Вы видите в этом зале прекрасно составленные родословные. Я уверена, что каждый из вас мог бы защитить свою родословную, но команды поручили сделать это тем, у кого самые «глубокие» и содержательные родословные (по 2 человека от каждой команды).

3-й УЧЕНИК. Если спорят сын иль дочка:

«Кем мой прадед был, скажи?»

Рассказать ведь им придётся

Лучше чётко, от души.

4-й УЧЕНИК. И не мямлить, и не мяться,

Мол, не помню, хоть убей!

Вот поэтому занялся

Родословною своей!

5-й УЧЕНИК. Ведь не дань капризной моде –

Предков знать за 300 лет.

Нет без прошлого сегодня,

Без него и завтра нет.

6-й УЧЕНИК. Жаль того нам, кто не помнит

Жизни предка своего.

Мы свои копали корни –

Накопали кой-чего.

Песня «Золотая свадьба».

ВЕДУЩИЙ. Объявляю следующий, четвёртый конкурс – «Герб и девиз нашей семьи. Прошу участников команд произнести девизы и показать гербы своих семей, а также описать их (по 2 человека от команд).

ВЕДУЩИЙ. А теперь начинается 5-й конкурс – «Добрая пословица ко времени молвится». Сейчас в течение трёх минут (по секундомеру) игроки обеих команд поочерёдно будут называть известные им пословицы.

Танцевально-ритмическая пауза. Все участники исполняют танец «Маленьких утят» или «Летка-Енька».

ВЕДУЩИЙ. В каждой семье есть свои предания, интересные истории из жизни предков. Участники нашего праздника – не исключение. Предлагаю принять активное участие в 6-м конкурсе, который так и называется – «Семейные предания и истории».

Физминутка.

ВЕДУЩИЙ. Ребята, а теперь я хотела бы обратить ваше внимание на фотовыставку, которая называется «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она организована здесь? С какой связана традицией? (Ответы детей). Правильно, в каждой семье есть фотографии, которые надолго сохраняют память о дорогих и близких людях, о знаменательных и повседневных событиях семейной жизни. Традиция хранить старые фотографии очень важна. Недаром во время войны или других тяжёлых жизненных ситуаций, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, в том числе и фотографии друзей и близких, самых дорогих для них людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом» – поётся в одной из песен. Вот почему здесь, на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов.

Предлагаю провести 7-й конкурс – «Самая интересная семейная фотография».

Пока жюри подводит итоги конкурса, звучит фонограмма песни «Семейный альбом».

ВЕДУЩИЙ. Ребята, а как вы думаете, что делает дом, не похожим на другие дома. Что вас постоянно окружает в вашем доме, в квартире. (Ответы детей.) Правильно. Человек в течение своей жизни всё время пользуется какими-нибудь вещами, которые становятся дороги ему, так как связаны с определёнными событиями. И вот уже человека нет, а его вещь остаётся. Мы продолжаем её хранить. У каждого в доме – в гараже, в чуланчике, на чердаке, на даче – хранится много старинных вещей. Вам было дано задание провести разведку и поиск старинных предметов, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Вы выполнили задание и принесли эти вещи сюда, чтобы всем показать. А мы сложили эти семейные реликвии в большой бабушкин сундук. Вот он у нас какой! Об этих старинных вещах и пойдёт сейчас речь.

Ведущий достаёт из сундука вещи. Команды представляют их.

1-й УЧЕНИК. Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд.

Но преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

2-й УЧЕНИК. Есть на свете земном

Разные края.

Только там, где отчий дом,

Родина твоя.

Веселись, расти и пой,

Знай, что Родина с тобой.

Помни главные слова:

«Мама», «Родина», «Семья»!

ВЕДУЩИЙ. Вот и подходит к концу наш семейный праздник. Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до проведения этого праздника уже была составлена родословная?» Оказывается, что ни у кого! Поэтому я хочу посоветовать вам: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих детей, для своей семьи, пополняйте своё генеалогическое древо, узнавайте как можно больше о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Надеюсь, что в вашей семье навсегда сохранится эта традиция. 219 ныне здравствующих потомков А. С. Пушкина гордятся своим великим предком, но даже, если ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, я думаю, что вы можете по праву ими гордиться. Очень здорово, что традиция узнавать о своих предках, составлять родословную и генеалогическое древо возвращается в семьи. Возвращаются и другие забытые нами традиции. Ведь каждой семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности хотя бы время от времени собираться за большим праздничным столом, принарядиться не для гостей, а для себя, жены, своих детей, включить любимую музыку, порадовать близких подарком. Сам по себе праздник никогда не получится. Не придёт сама в дом новогодняя ёлка. Не испечётся вкусный пирог. Не возникнут подарки-сюрпризы, которые сделаны родными руками и хранят их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем столько радости и счастья, чувствуя, что мы нужны друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда. Я считаю, что наш сегодняшний праздник удался на славу. А что думает по этому поводу наше уважаемое жюри, мы сейчас узнаем.

Жюри подводит итоги конкурсов и всего праздника в целом.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Вопросы для родителей.

    Какая самая счастливая минута в вашей жизни?

    В какое время года вы встретили свою половину?

    Кем вы мечтали стать в юности?

    Что вы преподнесли впервые в качестве подарка?

    Приходилось ли вам о чём-нибудь пожалеть в жизни?

    Какие цветы подарили вам на первом свидании?

    Чем вы любите заниматься в свободное время?

    Чувствуете ли вы себя бабушкой (дедушкой)?

Статистика.

Статистики подсчитали, что мама, ухаживающая за двумя детьми и мужем, в течение года перемывает 18 тысяч ножей, 13 тысяч тарелок, 8 тысяч чашек и так далее. Общий вес посуды, переносимой из кухонного шкафа к столу и обратно, достигает за год 5 тонн. Поэтому, конечно же, дело чести каждой дочери, каждого сына и отца присоединиться к маме-тяжелоатлетке и переложить хотя бы парочку тонн посуды с её могучих плеч на свои. А ещё маме нравится быть красивой, даже на кухне. Давайте поможем ей в этом и подарим новый чудесный передник.

Одной из команд выдаётся лист бумаги (обои) длиной 2,5 м, ножницы, клей, цветная бумага. Для изготовления передника приглашаются папа и дети.

Из другой команды приглашаются мама и сын. Им выдаётся по листу бумаги с вопросами и ручка или карандаш. Мама и сын одновременно письменно отвечают на вопросы, повернувшись друг к другу спиной. Затем проводится проверка, сколько ответов на вопросы совпало.

ВОПРОСЫ МАМЕ:

Ваш день рождения.

Как вы ласково называете сына?

Ваша любимая песня.

Ваше фирменное блюдо или блюдо, которое у вас лучше всего получается.

ВОПРОСЫ СЫНУ:

Когда день рождения твоей мамы?

Как мама ласково называет тебя?

Любимая песня твоей мамы.

Фирменное блюдо твоей мамы или блюдо, которое у неё лучше всего получается.

Сценка «У плетня».

Действующие лица.

Дуня

Катерина

Алёша

Девочки – Катерина и Дуня – сидят на скамейке.

Дуня плетёт чуни – верёвочные лапти.

Под весёлую русскую народную мелодию к ним подходит Иванов Алёша. Дети одеты в красочные русские национальные костюмы.

АЛЁША. Здравствуйте, девочки! Что вы делаете?

ДУНЯ. Я чуни плету.

КАТЕРИНА. А я у плетня сижу.

ДУНЯ. Алёша, нам интересно узнать, откуда ты родом. Как произошла твоя фамилия – Иванов? Расскажи нам, пожалуйста.

АЛЁША. А я вам сейчас загадку загадаю. Послушайте и сами всё поймёте.

У кого ты не спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его…

ДЕТИ (хором). Иван!

АЛЁША. Правильно, молодцы, отгадали. Я продолжаю:

Всех умнее и добрее,

И конечно, всех сильнее,

А для мира уж не ново:

Русь стоит на Ивановых!

Кто сегодня у плетня

Вяжет свои чуни?

Это вся моя родня –

Катерина с Дуней.

КАТЕРИНА. Спасибо тебе, Алёша, ты очень хорошо объяснил происхождение своей фамилии. А сейчас мы споём с Дуней частушки о твоём предке.

АЛЁША (садится на скамейку). Я с интересом послушаю.

Девочки исполняют частушки.

Эх, топни нога, топни, правенькая,

Я в пляс пойду, хоть и маленькая,

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

Не хотела я плясать –

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла –

Я не удержалася.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я – с печки босиком,

Думала: подружки.

По деревне я шла

И Ивана видела.

Под кустом сидел и плакал –

Курица обидела.

Я плясала в две ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

Балалаечка-гудок

Своё дело знает.

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат –

Кто бы пел частушки?

АЛЁША. Спасибо, девочки. Очень понравились мне частушки.

ДЕВОЧКИ. До свидания.

АЛЁША. До свидания.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: