Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни важнейшим является правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания. В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом. Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении. Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом.
Основным актом, регулирующим семейные отношения, является Кодекс, согласно которому семейное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие:
Установление порядка и условий вступления в брак;
Личные и имущественные отношения, возникающие в семье между членами семьи: супругами, родителями и детьми, в том числе между усыновителями и усыновленными, а в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством между другими родственниками и другими лицами;
Определение формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
В статьях Семейного кодекса РФ указаны права и обязанности супругов, назовем наиболее значимые для молодых семей:
31. Равенство супругов в семье.
1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.
3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
34. Совместная собственность супругов.
1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
34.3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим причинам не имел самостоятельного дохода.
36. Собственность каждого из супругов.
1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.
37. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью.
Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет имущества супругов или имущества каждого из супругов, либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).[ Семейный кодекс Российской Федерации был принят 8 декабря 1995 г. Пятой Государственной Думой. Президент России подписал этот Федеральный закон 29 декабря 1995 г., а в соответствии со ст. 168 Семейного кодекса Российской Федерации с 1 марта 1996 г. он вступил в силу.
Наряду с Семейным кодексом РФ существуют закон «Основные направления молодежной политики в РФ», а также правительственная программа «Молодежь России». Сегодня необходимо гарантированное предоставление социальных услуг молодым семьям, создание и совершенствование работы учреждений социальной службы молодежи, комитетов по делам молодежи.[ Дивицына Н.Ф.- Семьеведение-М, 2006.-С.200.
] Важным направлением улучшения материального положения молодых семей и повышения их экономической самостоятельности должно стать предоставление им различных по размерам и формам кредитов на выгодных условиях.
В настоящее время действующим законодательством предусмотрено несколько государственных кредитов для молодых семей. Предлагается законодательно обеспечить порядок выкупа государством частично или полностью кредитных обязательств молодой семьи.
Исследование
Чтобы попробовать определить готовность студентов к браку, я провела опрос на данную тему (см. приложение).
Среди 40 опрошенных, представлены студенты 3 курса РГСУ (две группы).
По результату опроса положительно относящихся к браку, в процентном соотношении, составляет 65% от числа всех респондентов. Среди опрошенных 25% пока не задумывались об этом. Затруднились ответить 8%, а отрицательное отношение к браку у 2% опрошенных.
Среди опрошенных 94% считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20-30 лет, а остальные 6% считают от 18-20 лет. Положительно то, что никто не ответил в возрасте от 16-20лет. Значит, большинство считает, что брак в раннем возрасте неприемлем.
На вопрос об отношении к браку с разными национальностями мнение разделилось следующим образом: 38% опрошенных ответили, что это их не интересует, 25% затруднились ответить, 12% ответили, что для них это не главное, но родители против. Среди опрошенных 25% считают, что нельзя вступать в брак с разными национальностями, причиной этого, по моему мнению, может служить распространившийся в России расизм.
На вопрос о значимости социального положения второй половины большинство студентов ответили, что для них это не имеет значение (75%), 7% ответили - студент(ка), 3% - рабочий. Остальные 15% опрошенных хотят, чтоб их вторая половина занималась бизнесом, причем так ответили, только девушки.
На вопрос состоите ли вы в браке, лишь один человек ответили положительно, а трое сожительствуют.
Олифирович Н.И.
канд. психол. наук, директор по организационному развитию Белорусского института гештальта, гештальт-терапевт, семейный психолог, руководитель секции семейной психотерапии Белорусской ассоциации психотерапевтов, руководитель секции семейной психологии Белорусского общества психологов, Минск, Беларусь.
Велента Т.Ф.
канд. психол. наук, проректор по учебной работе Рижского гештальт института, гештальт-терапевт, семейный психолог, Рига, Латвия
Системе, обратившейся за помощью,
необходимо дать решающий импульс:
«Подталкивание вместо проработки».
А. фон Шлиппе, Й. Швайтцер
Введение
К регуляторам семейной системы относят показатели ее функционирования, которые обеспечивают поддержание гомеостатических/гетеростатических процессов. К ним относятся семейные нормы и правила, семейные ценности и ритуалы.
Холмогорова А.Б. данные показатели называет «содержательными основами жизни семьи» (А.Б. Холмогорова, 2002). Другие авторы называют их семейными стабилизаторами (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003). На наш взгляд, предложенные определения недостаточно полно раскрывают влияние данных показателей на семейное функционирование. Традиционно им приписывается функция поддержания равновесия в семейной системе. Однако одни и те же показатели в разные периоды жизни семьи могут как ее стабилизировать, так и дестабилизировать. Поэтому мы предлагаем использовать термин «регуляторы семейной системы» как более точно описывающий роль данных показателей в семейном функционировании, а также расширить предлагаемый перечень, включив в него понятие об обменах, т.е. о балансах между «давать» и «брать» в семейной системе.
Пример
. В семье было принято отмечать вместе Новый год и дни рождения. Когда дети вступили в подростковый возраст, и у них появились интересы вне дома, в частности, потребность отмечать праздники с друзьями, данная традиция, которая до этого объединяла членов семьи и была источником радости и поддержания эмоциональной близости, стала причиной конфликтов и напряжения.
Семейные нормы и правила
Семейные нормы и правила — совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи. Правила играют важную регулирующую роль во взаимоотношениях членов семьи и детерминируют различные их варианты поведения. Они определяют распределение ролей, выполнение функций, характеризуют иерархический статус и нормативное взаимодействие и т.п. Правила определяют внешние и внутренние границы семьи, так как члены семьи по-разному ведут себя друг с другом и с внешним окружением.
Семейные правила могут касаться любых аспектов жизнедеятельности семьи — как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. Их можно разделить на две группы — открытые (эксплицитные, прямые, прозрачные) и скрытые (имплицитные). В. Сатир, описывая закрытые семейные системы, подчеркивала, что для них характерны скрытые, устаревшие, жесткие, неизменные правила семейной жизни. Члены таких семей должны подстраивать свои потребности под установленные правила, нередко в сочетании с запретом на их обсуждение.
Примером могут служить правила не обсуждать определенные семейные тайны («Никто не должен знать, что ваш отец имеет другую семью»; «Ваш дядя погиб случайно — не нужно рассказывать о том, что он выбросился из окна из-за несчастной любви»). Скрытые правила негативно влияют на жизнедеятельность семьи, особенно в ситуации, когда она расширяется за счет появления новых членов. В семье с такими правилами невозможно получить необходимую информацию о той реальности, на которой базируется жизнь семейной системы, а узнать о правилах можно лишь после их нарушения, за которым следует наказание. Вацлавик П. характеризует данный феномен как патологию общения. Однако даже в подобных ситуациях функцией правил выступает поддержка целостности семьи.
Главная задача семейных правил — определять способы взаимодействия в семье. Правила описывают, как необходимо вести себя в тех или иных ситуациях, что должны делать члены семьи и какие санкции влечет за собой их невыполнение.
Отсутствие правил и норм приводит к хаосу в семейной системе, а также представляет серьезную опасность для психического здоровья членов семьи. Многие дети и подростки с делинквентным поведением выросли в семьях, характеризующихся хаотичностью. Нечеткость правил и норм, их постоянная изменчивость способствуют росту тревоги у членов семьи и могут приводить к стрессам, а также тормозить развитие как всей семейной системы, так и отдельных ее членов. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом.
Нередко именно дефицит правил становится главным источником обид и конфликтов. Самый распространенный пример — мать, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять ее просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие правила, принятые всеми членами семьи, и регулирующие их обязанности.
Нормы и правила в семье могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер.
Пример
. Валентин, мужчина 37 лет, героиновый наркоман в ремиссии, рассказывая историю своей жизни, не раз упоминал, что его «мало били». В его анамнезе — жестокая агрессия со стороны отца. Например, когда Валентину было 7 лет, за школьную провинность отец облил его бензином и грозился поджечь, что могло произойти, если бы не вмешалась мать. Семейная история изобилует случаями внутрисемейного насилия. Брат отца напал на свою мать, бабушку Валентина, и несколько раз ударил ее ножом. Дедушка убил своего брата. Нормой в семье считаются жестокие избиения, нанесение травм, драки. Однако клиент утверждает, что, если бы его «били больше», он бы вырос хорошим человеком, а не наркоманом. Он не замечает связи между семейной историей и своей жизнью.
На начальном этапе жизненного цикла семьи молодым супругам предстоит определить семейные правила. Так как все происходят из семей с очень разными правилами, супругам необходимо решить задачу согласования и совмещения зачастую конфликтных правил взаимодействия, принятых в семьях их родителей.
На каждой стадии жизненного цикла семьи должен происходить пересмотр и изменение устаревших семейных правил. Если правила не трансформируются в соответствии с изменившейся ситуацией, в семье происходит кризис.
Пример
. Елена и Максим поженились во время обучения в университете. Елена училась на пятом курсе, Максим — на третьем. Когда Елена закончила учебу и получила диплом, в семье появился сын. Елена занималась домом, готовила еду, убирала, стирала, возилась с ребенком, в то время как муж учился и подрабатывал. Когда Максим окончил университет, ребенку исполнилось 2,5 года, и Елена тоже вышла на работу. Однако правила в семье не изменились. Елена пыталась договориться с мужем, но он отказывался брать на себя часть домашней нагрузки, мотивируя это усталостью и тем, что раньше он не занимался бытовыми вопросами. Эти проблемы и привели их на консультацию.
Согласно мнению Дж. Хейли, несогласованные правила зачастую являются источником конфликтов в браке. Эти конфликты могут быть сфокусированы:
. на несогласованности правил семейной жизни;
. на несогласии с тем, кто устанавливает эти правила;
. на попытках интегрировать правила, несовместимые друг с другом.
Понятие о семейных правилах помогает в описании повторяющихся способов семейного поведения. В дисфункциональных семьях обычно существует ряд негласных правил, представляющих устойчивые циркулярные последовательности. Они могут охватывать различные способы семейного поведения и взаимодействия, образующие замкнутый круг и ведушие к хронической неудовлетворенности семейной жизнью.
Формулирование основных правил семьи и умение устанавливать взаимосвязь этих правил с проблемным поведением зачастую является важной частью процесса терапии. Терапевт также должен учитывать культурный и социально-экономический контекст.
Пример
. За помощью обратилась Юлия, студентка 19 лет. Это уже вторая попытка найти поддержку у психолога. Первый раз Юля посетила психолога университетской психологической службы полгода назад. У нее возникли проблемы в отношениях с парнем, и она пыталась понять, почему так происходит. Однако психолог акцентировал внимание Юли на отношениях с матерью, живущей в другом городе. По словам Юлии, психолог объяснил, что все ее актуальные проблемы возникают от того, что она не отделилась от родительской семьи. Юля стала дистанцироваться от матери, объясняя ей, что их отношения мешают ее взаимодействию с молодым человеком… В итоге Юля рассталась с парнем, испортила отношения с матерью и пришла за помощью в субдепрессивном состоянии и ощущении, что она что-то не так делает…
Работа велась с учетом особенностей семейных правил и той культурной среды, из которой «происходит» Юлия. Она — девушка из маленького города, выросла в среде с коллективистской культурой. Дети, как правило, покидают дом только в ситуации отъезда на учебу. Семья у Юли не богата, и поэтому все стараются помогать друг другу. Юлю «учат на платном всем миром» — помогает и бабушка, и брат отца… Терапевт обсудила с Юлей «нормальность» дифференциации в развитых и богатых странах, ориентированных на индивидуализм, обсудила современную ситуацию в Белоруссии как стране с «коммунитарной» культурой, выяснила, какая модель ближе лично ей… Девушка смогла осознать те аспекты жизни в семье, с которыми она согласна, и приняла решение действовать дальше в соответствии с важными для нее правилами и ценностями. Отношения с матерью вновь стали теплыми, при этом последняя не нарушает Юлины границы.
Семейные ценности
Семья как социальный феномен
Семья является объектом научного интереса многих направлений, а интересна она тем, что выступает в качестве очень сложного, противоречивого и уникального социального и культурного феномена. Ее уникальность также состоит в том, что семья по своей сути – это специфическая социальная общность, которая одновременно с этим является формой бытия человека. В общем виде она представляет собой не только базис общества, но и его надстройку, что затрагивает более широкую область жизни индивида.
Функционирование семьи и ее развитие напрямую связано с теми социальными связями и взаимодействиями, которые происходят между ее элементами – индивидами, членами семьи. Отношения могут строиться на нескольких уровнях:
- Муж – жена;
- Родители – дети;
- Родители – дети – дальние родственники;
- Дети – родители родителей (бабушки и дедушки).
Таким образом, в сложной семейной структуре человек сам одновременно исполняет сразу несколько ролей. Он может быть сыном, отцом, братом, племянником, дедушкой. Таким образом, все многообразие взаимоотношений и взаимодействий предполагает наличие социальных норм, которые будут упорядочивать отношения, регулировать их и делать полезными для каждого члена семьи без ущерба интересов других.
Социальные нормы семьи
Семья является очень важным социальным институтом, одним из древних, существующих в нашем обществе. Безусловно, как и любой социальный институт, семья и брак обладают особенными социальными нормами. Они выражаются в функциях семьи, поскольку именно от функциональных особенностей зависит то, каким правилам и нормам придерживаются члены семьи в той или иной деятельности.
Во-первых, репродуктивная – воспроизводство населения, сохранение потомства и продолжение рода. Когда члены семьи встают перед выбором в том, сколько у них должно быть детей, они добровольно подчиняются некоторым социальным нормам. Если в нашей стране можно иметь неограниченное количество детей, то в некоторых азиатских странах органы власти уже давно издали законы, которые регулируют деторождение. Семьям запрещается иметь больше одного или двух детей, так как это может навредить экономическому состоянию страны, а также приведет к ее перенаселению (например, в Китае, где на слишком маленькой государственной территории отмечена высокая численность населения, что делает Китай самой населенной страной в мире).
Во-вторых, воспитательная функция, которая направлена на духовное обогащение и воспроизводство населения. Семья при помощи особых норм формирует личность ребенка как будущего полноценного члена общества, оказывает воспитательное воздействие на каждого члена семьи в течение все жизни. Воспитание в семье выпадает на этап первичной социализации личности, что делает значимость социальных норм еще более высокой и необходимой для успешного развития ребенка как будущего полноценного члена общества.
В-третьих, это экономическая (материальная) функция, которая необходима для поддержания одними членов семьи других. Эта деятельность также регламентирована социальными нормами, которые присущи институту семьи и брака. Например, социальная норма – это помощь со стороны детей свои родителям, особенно если те находятся в нетрудоспособном возрасте или в неработоспособном состоянии (пенсионеры, инвалиды). Помимо этого, нормой считается помощь родителей своим детям, если те еще не достигли совершеннолетия (в России это 18 лет, в остальных зарубежных странах 21 год).
Специфика семьи и брака
Семья и семейные отношения (брак) являются не только универсальным способом, направленным на организацию социальных связей и взаимодействий: она также является особой сферой жизни и деятельности действующих индивидов и социальной группы, сферой их культуры и социализации. В этом смысле семья выступает в качестве совокупного субъекта деятельности: она сама дает толчок к развитию, и становится той сферой, где это развитие происходит.
Деятельность совокупного субъекта (семьи) является интегративным результатом взаимодействия всех составляющих субъектов (супругов, детей, близких и дальних родственников). Конечно, иногда человек проживает один и называет самого себя «своей семьей», но это неверное мнение. Семьей может быть общность, состоящая из двух или более индивидов, которые объединены общими целями, интересами, эмоциями и желаниями. Цели и действия семья являются отражением коллективного сознания ее членов, что является очень специфической чертой. она также присуща таким институтам, как религия, государство, а также таким сферам, как, например, трудовой коллектив. В них всех действует принцип общности цели, а также нацеленность на единый, положительный результат.
Таким образом, семья также нуждается в регулирующих правилах и нормах, которые будут определять верность действий, а также эффективность выполнения ключевых функций семьи: репродуктивная, воспитательная и экономическая. На каждом этапе семья использует как строго санкционируемые (формальные) нормы, так и неформальные. К ним относятся семейные традиции и обычаи – памятная семейная дата, дни рождения членов семьи, годовщины. Благодаря этим нормам сохраняются особые черты каждой конкретной семьи, что отличает ее от остальных. Есть и общепринятые нормы, которые касаются воспитания детей, их обучения, празднования ключевых праздников (Новый год, День Победы, иные религиозные праздники в зависимости от мировоззрения и вероисповедания семьи и ее членов).
Замечание 1
Итак, семейные нормы и правила – это те основания, на которых строится семейная жизнь людей. При этом исследователи отмечают, что официальная фиксация брака в данном случае является необязательным условием.
Отсутствие норм ведет за собой хаос, непонимание, конфликтные ситуации, что является угрозой для психического и физического здоровья членов семьи. В таких семьях царит нездоровая атмосфера, что сказывается не только на взрослых, но в особенности на подростках, которые вырастают с серьезными нарушениями и отклонениями в поведении.
Признаком права, отличающим его от других видов социальных норм, является
1) формальная неопределённость
2) рациональный характер
3) обеспеченность исполнения силой государства
4) социальная значимость
Пояснение.
Основные отличия:
по происхождению - нормы права устанавливаются и санкционируются государством, нормы морали формируются обществом, исходя из представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и достоинства, бесчестии и т. д.
по сфере действия - нормы права регулируют те отношения, которые государством возведены в закон, обеспечиваются и охраняются его принудительной силой, в то время как нормы морали оказывают влияние не только на правовые отношения, но и на совокупность общественных отношений, не урегулированных правом;
по форме закрепления - правовые нормы получают закрепление в официальных нормативных актах, а нормы морали содержатся в сознании людей.
Ответ: 3
Предметная область: Право. Право в системе социальных норм
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 5.
Пояснение.
1) Правовые нормы (согласно Конституции РФ, Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
2) религиозные нормы (согласно нормам синтоизма, человеку нужно развивать в себе добросердечие, сочувствие к окружающим и способность взаимодействовать с ними);
3) этические нормы (золотое правило нравственности гласит «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Могут быть названы иные нормы, приведены иные примеры.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы как элемент социального контроля». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Понятия «социальные нормы» и «социальный контроль».
2. Элементы социального контроля:
а) социальные нормы;
б) социальные санкции.
3. Виды социальных норм:
а) мораль;
в) эстетические нормы;
г) политические нормы;
д) религиозные нормы и др.
4. Причины возникновения социальных норм.
5. Функции социальных норм как элемента социального контроля:
а) контроль;
б) регулирование;
в) оценка;
г) социализация и др.
Отсутствие любых двух из 2, 3 и 5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (2) (часть С)
1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.
2) Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.
3) Все социальные нормы обязательны для исполнения.
4) Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.
5) B социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
Пояснение.
Социальные нормы - предписания о правильности поведения в обществе. Виды социальных норм разделяют по масштабу: в малых группах, в больших группах. По форме правления: стандарты поведения (мужчины - сильные), ожидания поведения (мужчина должен защищать женщину). По строгости исполнения: обычай (традиционно установившийся порядок поведения, например, гостеприимство), манеры (внешняя форма поведения, основанная на привычках; могут быть повседневные, например, не чавкать, и светские, например, говорить даме комплименты), этикет (принятая в особых кругах система правил поведения, например, в дипломатических кругах), традиции (все, что унаследовано от предшественников, например, встреча одноклассников), привычка (установившаяся схема поведения в определенной ситуации; могут быть групповые, например, спать лёжа, и индивидуальные, например, пить кофе утром, вредные, например, пьянство и курение и невредные), нравы (формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке, например, не бить женщин), законы, табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, например, кровосмешение, канибализм).
1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства - нет, неверно.
2) Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм - да, верно.
3) Все социальные нормы обязательны для исполнения - нет, неверно.
4) Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами - да, верно.
5) B социальных нормах отражаются ценностные представления общества - да, верно.
Ответ: 245.
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальная норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Социальная норма - установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми. Существуют разные виды социальных норм (обычаи, традиции, нормы морали, нормы права.)
Социальный контроль - механизм, регулирующий отношения индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности, опирается на социальные нормы.
Санкция - реакция на поведение со стороны остальных; меры воздействия, вознаграждения (позитивные) и наказания (негативные) за социальные действия.
Отклоняющееся поведение - поведения, не соответствующее общепринятым правилам.
Самоконтроль - форма внутреннего социального контроля, когда человек сам контролирует свое поведение.
Выпадающие термины: социальная мобильность (перемещение индивида или группы в социальной структуре общества, изменение их статуса.) и социальная структура
Ответ: 1, 4.
Ответ: 14|41
А. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
Б. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Суждение А верно. Например нормы морали, являющиеся разновидностью социальных норм, отражают ценностные представления общества.
Суждение Б верно. Традиции и обычаи − вид социальных норм.
Правильный ответ указан под номером: 3.
Ответ: 3
Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.
1) На выполнение социальной роли человеком влияют его индивидуальные качества.
2) Ролевые ожидания делают социальное поведение людей в значительной степени предсказуемым.
3) Социальный статус человека не влияет на выполнение им социальных ролей.
4) Индивид всегда выполняет одновременно только одну социальную роль.
5) Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом.
Пояснение.
Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определенный статус. Социальные нормы - предписания о правильности поведения в обществе. Виды социальных норм по строгости исполнения: обычаи, манеры, этикет, традиции, привычки, нравы, законы, табу. Значит, ролевые нормативные требования - элемент системы социальных норм.
1) На выполнение социальной роли человеком влияют его индивидуальные качества - да, верно.
2) Ролевые ожидания делают социальное поведение людей в значительной степени предсказуемым - да, верно.
3) Социальный статус человека не влияет на выполнение им социальных ролей - нет, неверно.
4) Индивид всегда выполняет одновременно только одну социальную роль - нет, неверно.
5) Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом - да, верно.
Ответ: 125.
Ответ: 125
Социальные нормы
Пояснение.
Пропущенное слово: морали.
Ответ: морали.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Виды социальных норм:
а) моральные;
б) правовые;
в) религиозные;
г) этикет и др.
2. Особенности норм морали:
а) ориентированы на ценности, образцы поведения;
б) проявляются в обычаях и традициях;
в) регулируются общественным мнением, совестью человека;
г) имеют исторический характер.
3. Структура морали:
б) принципы;
4. Мораль и нравственность.
5. Этика - наука о морали.
6. Взаимосвязь морали и других регуляторов.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 363 (часть С)
Пояснение.
Ответ: морали
Ответ: мораль|морали
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие права.
2) Признаки права: а) устанавливается государством; б) письменная форма; в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.
3) Отличия права от других видов социальных норм.
4)Структура системы права: а) отрасли права; б) институты права; в) нормы права
5) Источники права: а) правовой обычай; б) юридический прецедент; в) нормативный правовой акт и др. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.
Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Личность «...каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?
По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.
Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности...
Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.
Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.
Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.
Между прочим, её обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».
(Ю.Б. Гиппенрейтер)
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
Приведены указанные в тексте этапы формирования личности (два ее рождения) и иллюстрирующие их "приобретения", допустим:
1) первый этап (первое рождение) - дошкольный возраст, который "знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам"
- "приобретения":
Ребенок-дошкольник осознает, что не все свои потребности он может удовлетворить, если они противоречат интересам близких, например, не может добиться покупки игрушки, если у родителей нет необходимой суммы денег, пойти гулять на улицу к друзьям, если бабушка больна и не может проводить его во двор, и т.д.
Ребенок-дошкольник уже осваивает необходимость согласования своих интересов с близкими, друзьями
2) второй этап (второе рождение) - "начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению".
- "приобретения"
Подросток осознает свои способности, определяет какую профессию он хотел бы получить в будущем, в соответствии с этим делает ответственный и осознанный выбор профиля образования;
Подросток начинает осваивать новые социальные роли (труженика, собственника), принимать решения по обслуживанию своей собственности, например, мопеда, скутера;
Подросток, к примеру, приняв решение идти в профильный класс, в свободное время будет заниматься математикой, а прежние его привязанности, например дворовый футбол, прогулки с друзьями отйдут на второй план и т.д.
Могут быть приведены иные два адекватные "приобретения", характерные для каждого этапа.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие права.
2. Признаки права:
а) устанавливается государством;
б) письменная форма;
в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.
3. Отличия права от других видов социальных норм.
4. Система права:
а) отрасли права;
6) институты права;
в) нормативные правовые акты.
5. Источники права:
а) правовой обычай;
б) юридический прецедент;
в) нормативный правовой акт и др.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
А. включают в себя как универсальные, неизменные с течением времени, так и актуальные только в определённые эпохи правила поведения.
Б. существуют исключительно в виде неписаных правил, передающихся из поколения в поколение.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Социальные нормы - установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь. Обычаи, традиции, нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы - все это социальные нормы. Сред них есть неизменные с течением времени (нормы морали), а есть актуальные только в опредмеченные эпохи правила поведения, например обычай защиты чести среди дворян на дуэли т. д.
Социальные нормы существует как в виде неписаных правил, так и в виде правовых норм, один из признаков которых - письменная форма.
Правильный ответ указан под номером: 1.
Ответ: 1
Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм
1) Моральные нормы, в отличие от правовых социальных норм, всегда предъявляются в письменном виде.
2) Моральные нормы обеспечиваются общественным мнением.
3) Моральные нормы передаются из поколения в поколение.
4) Моральные нормы способствуют социализации подрастающего поколения.
5) Моральные нормы вырабатываются и предъявляются государством.
Пояснение.
1) Моральные нормы, в отличие от правовых социальных норм, всегда предъявляются в письменном виде - нет, неверно, наоборот.
2) Моральные нормы обеспечиваются общественным мнением - да, верно.
3) Моральные нормы передаются из поколения в поколение - да, верно.
5) Штраф - пример формальной социальной санкции.
Пояснение.
Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Виды социальных санкций: по степени интенсивности (жесткие, мягкие), по типам (формально позитивные, формально негативные, неформально позитивные, неформально негативные).
1) Выдача премии менеджеру за перевыполнение плана продаж - пример неформальной социальной санкции - нет, неверно.
2) Общественное осуждение человека за поведение, противоречащее моральным нормам, относится к неформальным негативным санкциям - да, верно.
3) Предусмотренное законом наказание за нарушение правовых норм - это формальная позитивная санкция - нет, неверно.
4) Аплодисменты исполнителю оперной арии - пример позитивной социальной санкции - да, верно.
5) Штраф - пример формальной социальной санкции - да, верно.
Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали. <.. .="">
Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы - это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право - средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.
B.C. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». <...> Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.
(Н. И. Матузов )
Пояснение.
В правильном ответе могут быть приведены следующие отличия права от морали:
1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.
2. По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Правовые же нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях).
3. По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждениям, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения же правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения.
4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые же нормы представляют собой детализированные, по сравнению с моральными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.
Могут быть приведены и иные формулировки отличий, не искажающие смысла.
Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм