Видит ли ребенок после рождения. Когда новорожденный начинает видеть и слышать: особенности развития

Впервые взяв своего новорожденного ребенка на руки, мир новоиспеченной мамы переворачивается с ног на голову. Этот крошечный комочек – настоящий человек в миниатюре, он еще так неумело открывает глазки и смотрит на мир вокруг. Бытует мнение, что в течение первых недель ребенок плохо видит и практически не слышит ничего вокруг. Насколько верно это утверждение, и когда грудничок начинает видеть и слышать после рождения, рассмотрим в нашей статье.

Умение видеть и слышать: когда проявляются способности малыша

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни претерпевает целый ряд изменений. Малыш рождается со зрением, называемым периферическим. Периферическое зрение дает возможность видеть те области, которые расположены по бокам от младенца. Постепенно ребенок овладевает способностью фокусировать свой взгляд на точке, расположенной по центру его поля зрения.

К концу первого месяца жизни зрение развивается до следующего уровня:

  • малыш способен останавливать свой взгляд на предметах, находящихся вблизи на расстоянии до 30 см;
  • родители могут заметить, что моментами глаза малыша будто “разбегаются”, время от времени ребенок может косить глазами;
  • младенец предпочитает рассматривать контрастные узоры, но больший интерес у него вызывают черно-белые картинки;
  • ребенок с удовольствием рассматривает человеческие лица.

Ребенок, которому от роду всего несколько дней, очень чувствителен к яркому свету. Его зрачки имеют очень маленький размер, это предусмотрено самой природой, – так внутрь глаза не проникает избыток световых лучей. По достижению двухнедельного возраста зрачки уже начинают постепенно расширяться. Это дает младенцу возможность воспринимать уже более широкий спектр света и теней.

Новорожденный ребенок видит окружающую его обстановку с определенными особенностями:

  • в первые недели после рождения грудничок еще не задерживает свой взгляд на предметах более чем на 5 секунд;
  • новорожденный может “скашивать” взгляд по той причине, что использование двух глаз одновременно – умение, которое постигается в течение ближайших 6 месяцев. Грудному ребенку на первых порах еще трудно контролировать свое зрение;
  • после 4 недель жизни малыши начинают видеть лучше и способны хорошо сфокусировать свой взгляд на ярком предмете, но лишь ненадолго, больше “скользя” глазами по его поверхности.

Сетчатка также ежедневно тренируется и развивается, и по мере “взросления” этой светочувствительной ткани улучшается способность ребенка определять более сложные узоры.

Особенности слуха у новорожденных

Первая проверка слуха у грудничка будет проведена еще в роддоме, сразу после появления на свет. Отвечаем на вопрос, когда начинают слышать новорожденные дети, – здоровый малыш начинает слышать голоса и звуки в первые дни своего рождения. Более того, детки не только слышат то, что их окружает, но и способны запоминать некоторые из звуков.

Интересный факт! Если во время беременности на последних сроках вы читали вслух сказки, то после рождения, услышав вновь именно эти истории, ребенок может “вспомнить” их, успокаиваясь и прислушиваясь к вашему голосу.

Развитие слуха грудного ребенка к концу первого месяца жизни:

  • слух младенца полностью развит;
  • малыш способен распознавать некоторые из звуков;
  • ребенок поворачивает голову в сторону знакомого голоса или источника звука.

В первый месяц жизни младенец будет прислушиваться к человеческим голосам с большим вниманием. Можно заметить, что если обратить к малышу свою речь, “агукать” с ним, он повернется к вам, чтобы вы были в его поле внимания и будет внимательно слушать ваш голос. Именно поэтому, задаваясь вопросом, через сколько дней дети начинают видеть и слышать, будьте уверены – грудной ребенок видит и слышит вас с самого рождения.

Любимые предметы – привлекаем взгляд крохи

Больше всего младенцу нравится разглядывать предметы, расположенные прямо перед ним на расстоянии 20-38 см. Это могут быть погремушки разных цветов, либо развешенные вдоль бортиков кроватки картинки. Чтобы наладить с грудничком контакт и помочь ему в умении фокусировать взгляд, можно практиковать простые и полезные упражнения.

  • Учим удерживать взгляд на предмете. Для развития данного умения нужно осторожно поворачивать голову малыша из стороны в сторону, при этом удерживая его взгляд обращенным на ваше лицо. Обязательно сопровождайте упражнение эмоциями – улыбкой, подмигиванием, напеванием.

На заметку! Данное упражнение можно проводить также с использованием игрушки. Покажите ребенку предмет яркого цвета (оранжевый, красный), и медленно перемещайте его влево-вправо или сверху вниз. Предмет должен быть довольно крупным по размеру. Игрушку держите на расстоянии, на котором ребенок может сфокусировать свой взгляд. Со временем движение предмета можно убыстрять и использовать более мелкие предметы для упражнения.

  • У детей 2-3 недель жизни лучше получается фокусировать взгляд на предметах в вертикальном положении. Почаще носите ребенка на руках, пусть даже в первое время вам будет казаться, что малыш ничего вокруг не рассматривает. Грудничку нужно время, чтобы он сосредоточился на предмете. Не торопясь, дайте младенцу время рассмотреть яркие предметы в обстановке.
  • Тренируйте зрение ребенка с помощью игрушек разных цветов, показывайте ему изображения простых лиц, яркие контрастные полосы, круги, клеточки. Органы зрения малыша развиваются очень быстро, и совсем скоро он сможет уловить разницу между красным, голубым и желтым цветами.

К концу первого месяца жизни ребенок сможет ненадолго фокусировать взгляд на предметах, удаленных от него на расстояние в 90 см. В это время самое время повесить над кроваткой весёлую подвеску или поющую карусель – они, несомненно, привлекут внимание малыша.

Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Первые 2 недели своей жизни дети практически не реагируют на зрительные раздражители. Под влиянием яркого света у них лишь сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга. В этот период зрение еще слабо связано с сознанием.

Остроту зрения определяют с помощью оптических стекол (линз), используя специальные таблицы или приборы - глазные рефрактометры. Нормой считается острота зрения, равная единице. У новорожденного она намного слабее, чем у взрослого человека, и достигает 0,015, затем, однако, постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще не сформировалась, а желтое пятно (тот участок сетчатки, благодаря которому зрение становится 100%-м) еще вообще отсутствует.

Если бы такое зрение было у взрослого, ему жилось бы нелегко, но малышу пока и смотреть-то особенно не на что и незачем. Все, что ему нужно, это мамино лицо, ее грудь да бутылочка с соской, а они всегда близко и достаточно велики для того, чтобы поймать их взглядом.

На 10-й день после рождения крошка уже следит глазами за яркой крупной игрушкой, если она больше 15 см и попадает в поле его зрения на расстоянии 20-25 см.

Через 2-5 недель младенец в состоянии фиксировать взгляд на ярком световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте).

В течение 2-го месяца жизни ребенок следит за движением яркой игрушки вверх, вниз, влево, вправо. У него складываются первые представления об объеме предмета. Специалисты считают, что ребенок даже различает простейшие цвета (например, желтый и оранжевый). Младенцы в основном смотрят в горизонтальной плоскости и только со временем - в вертикальной.

Родители часто пугаются, когда замечают, что глазки у малыша направлены в разные стороны, то есть каждый глаз как бы блуждает сам по себе. Сразу после рождения это вполне нормально. Только через 4, а иногда и 8 недель у новорожденных согласуются движения обоих глаз. Если же косоглазие сохраняется более 8 недель, нужно показать ребенка врачу.

На 3-4-м месяце уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно высок. Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша развивается быстрее. Этому также способствуют основанные на хватательном рефлексе манипуляции с различными предметами размером с кубик.

Однако когда ребенок старается что-либо достать, он, как правило, неверно оценивает расстояние до предмета. Кроме того, малыш часто ошибается и в определении объема предметов. Он пытается схватить движущиеся тени, солнечного зайчика, цветок, вытканный на мамином платье. Восприятие объема у детей развивается только тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

Острота зрения продолжает повышаться до ОД-0,4. Если оба глаза видят одно и то же, то стереоскопичность зрения достигает почти взрослого уровня.

Способность различать цвет впервые появляется в возрасте 2-6 месяцев. Ученые считают, что восприятие цветов начинается, прежде всего, с желтого и красного, способность распознавать зеленый и синий цвета возникает позже, а заканчивается обычно формирование цветового зрения к 4-5 годам.

С 6-го месяца ребенок рассматривает и активно обследует свое ближайшее окружение, при этом значительно улучшаются навыки хватания, которое становится все более точным. На основе этого у младенца формируются зрительные представления о расстоянии, что, в свою очередь, развивает трехмерное восприятие окружающего мира. В этот период острота зрения не увеличивается сильно, зато непрерывно совершенствуются другие зрительные навыки.

В период от 8 до 12 месяцев малыш начинает воспринимать предмет не только в целом, но и по частям. Он начинает активно искать игрушку, внезапно исчезнувшую из поля его зрения.

В домашних условиях остроту зрения ребенка можно проверить по его способности различать мелкие предметы и их детали, замечать перемещение разных фигурок, людей. От года до 2 лет острота зрения находится в пределах от 0,3 до 0,6, достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого. В этом возрасте точно определить остроту зрения у ребенка достаточно просто, так как большинство детей уже свободно различают значки на специальной таблице для проверки зрения. Однако поскольку кривизна роговицы у малыша меньше, чем у взрослого, ее преломляющая способность также меньше. Это объясняет дальнозоркость различной степени у большинства детей (92%).

Новоиспеченные мама и папа начинают общаться со своим малышом с первых дней его жизни. И пока кроха спит, вопросов обычно не возникает. Другая ситуация - во время бодрствования. Глазки малыша мутные, все время куда-то косят, взгляд не фокусируется. Родители нередко задаются вопросом, а видит ли их чадо, узнает ли.

Способность детишек после рождения крепко спать, даже если в комнате шумно, также становится причиной сомнения - а слышит ли малыш? В этой статье мы расскажем, что и как видит и слышит ваш новорожденный.


Формирование слуха и зрения до рождения

Слышать дети начинают еще в период беременности: в общих чертах – с 17 недели беременности, а осознанно и отчетливо - на 27 неделе.

Эмбриогенез слуха очень сложный, продолжительный. Формирование зачатки внутреннего уха начинается примерно на 5 неделе. В 8 недель формируются структуры среднего уха, наружное ухо (ушная раковина) оформляется уже в последние три месяца, а отвердевает хрящевая ткань ушной раковины совсем незадолго до родов.

До середины срока вынашивания малыша идет формирование лабиринта. Становится твердым он к 17-18 неделе, продолжается отвердевание слуховых косточек и длится это почти до рождения.



Первые звуки малыш в маминой утробе начинает улавливать на 16-17 неделе, и пока это совсем не те звуки, которые воспринимаем мы с вами. Кроха улавливает отдельные звуки извне, слушает мамино сердце, перистальтику ее кишечника, ток крови, голос, но его головной мозг пока не анализирует звуки, ведь кора головного мозга еще не сформирована. Таким образом, плод ловит вибрации, создаваемые звуковыми волнами.

Полноценно улавливать звуки, то есть слышать и анализировать звук, кроха начинает лишь в конце второго триместра. Уже в материнской утробе он может поворачивать головку на звук. Но звуки для него звучат приглушенно, этому способствуют околоплодные воды, плотная брюшная стенка мамы. После рождения слуховым функциям предстоит адаптация к новым условиям существования.


Со зрением все обстоит чуть проще. Зрительные бугорки (прообразы будущих глаз) начинают формироваться со второй недели беременности. С 4 недели начинается формирование хрусталиков, а веки и склеры формируются к середине беременности.

Как и в случае с центром распознавания звука, центр зрения в мозге появляется к началу третьего триместра. С этого момента плод начинает дифференцировать свет и темноту, ночь и день. К моменту рождения глазки крохи сформированы, но отличаются незрелостью всех его отделов.


Таким образом, видеть и слышать ребенок начинает еще внутриутробно, до своего появления на свет. Но это качественно иные зрение и слух.

Особенности слуха после рождения

Ребенок приходит в этот мир хорошо слышащим. У него, если нет патологий или аномалий развития органов слуха, с первых же минут появляется оценить то, в какой чудовищно громкий мир он явился. Звуки обрушиваются неожиданно и повергают малыша в стресс. Любой громкий звук может вызвать рефлекторное вздрагивание.

Первый месяц все ваши сказки и песенки, а также сюсюканья бабушки и деда, для малыша - пустой звук. Он находится в процессе адаптации и не способен пока распознавать знакомые и незнакомые звуки. Но уже в 1 месяц малыш начинает прислушиваться к голосам.


Первое, что он улавливает - интонации. Уже с первых недель жизни кроха будет чувствовать именно интонации. Что именно при этом будет говорить мама - сказку или формулы из области ядерной физики задушевным голосом - значения не имеет.

К трем месяцам у ребенка слуховой центр синхронизируется с речевым, и в ответ на знакомый звук кроха уже сможет ответить приветственным всплеском ручками, интонационными «гуканьями». К полугоду дети отлично ориентируются в том, откуда идет звук, поворачивают голову на звук, реагируют на собственное имя.


Если очень хочется порадовать малыша нежными песенками и стихами, заучивайте их к полугодовалому возрасту. В 5-6 месяцев кроха сможет по достоинству оценить их.

Что видит ребенок?

Новорожденный ребенок воспринимает зрительно мир как скопления тусклых пятен разного размера без выраженных границ. Четкость зрения в первые недели жизни отсутствует. А потому размещать над кроваткой новорожденного яркие игрушки и мобиль как минимум не имеет смысла, во всяком случае до возраста 1 месяца.

Уже в месяц малыш может различать некоторые крупные предметы, отнесенные от его лица на расстояние около 40 сантиметров. Но удерживать на нем взгляд малыш пока не в состоянии. Глазные мышцы слишком слабы для того, чтобы ребенок мог фокусировать взгляд в статичном положении.

Зрение малыша до месяца не является черно-белым, как думают некоторые, а также не является перевернутым. Дети видят все в нормальном положении в пространстве, но размыто (по причине физиологической дальнозоркости). Из-за маленьких глазных яблок формирование образа происходит за пределами сетчатки, а не на ней.


Новорожденный ребенок обладает развитым зрительным рефлексом - если посветить фонариком в лицо ребенку, он дернется, зажмурится и может даже заплакать. Когда ему исполнится полных три недели, малыш начнет видеть размытые пятна практически в цвете - начинается становление цветового зрения. Это означает, что грудничок пока не может видеть маму и отличать ее от других людей визуально, но это вовсе не означает, что он ее знает, просто воспринимает самого близкого человека кроха при помощи тактильных ощущений и знакомого запаха.

После месяца кроха начинает удерживать взгляд на статичном предмете, правда, он на это способен лишь совсем ненадолго. В 2 месяца фокусировка взгляда на предмете становится более длительно и, ура - малыш начинает видеть лицо мамы и отличать ее от других лиц. В этом же возрасте приходит возможность распознавания красного цвета.

В три месяца малыш начинает следить за предметом глазками, ему это хорошо удается, если сам интересующий его предмет перемещается плавно. К цветам, которые видит и различает малыш, добавляется желтый.

К концу пятого месяца жизни ребенок может различать цвета спектра, включая зеленый и синий, он узнает близких и может рассматривать предметы на расстоянии метра от себя. В 6 месяцев ребенок смотрит разумно и фиксированно, зрение становится стереоскопическим, объемным. Начиная с 7 месяцев, ребенок осознанно оценивает предметы, расстояние между ними, переключает свое внимание с ближних предметов на удаленные и наоборот.


Как помочь малышу развить органы чувств?

Таким образом, после рождения малыш каждый день будет совершенствовать свое восприятие мира - слуховое и зрительное. Задача любящих родителей на этом этапе – помочь ребенку, чтобы процессы адаптации были более комфортными.

Для развития слуха нужно чаще разговаривать с малышом, давать ему прослушивать различные звуки - высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные. Включайте малышу музыку, лучше - классическую. Старайтесь исключить слишком громкие и резкие звуки, но совсем в тишине ребенка также оставлять не стоит.

Все развивающие занятия, купание, массаж, ежедневную гимнастику сопровождайте беседами с крохой, песенками и стишками, прибаутками, пойте ему колыбельные. Сначала кроха будет лишь воспринимать интонационные нюансы, но постепенно научится слушать слова.


Нужно отметить, что развитие умения слушать и слышать развивает речевые навыки, ведь большинство малышей уже к 3-4 месяцам пытают гулить, повторять услышанные комбинации звуков.

Для развития зрения необходимо, чтобы комната малыша была достаточно хорошо освещена естественным солнечным светом. Полумрак замедляет развитие органов зрения.

Игрушки и погремушки нужно подвешивать на расстоянии от 40 до 60 сантиметров от уровня лица. Кроватку в комнате надо поставить так, чтобы подойти к ней мама могла и справа, и слева. Тогда малыш будет воспринимать окружающий мир с двух сторон.

Погремушки и другие игрушки нужно выбирать того цвета, который малыш уже умеет видеть, с 2 месяцев - красные, с трех - красные и желтые, с полугода - всех цветов. Рядом с кроваткой в детской не должно быть зеркал и источников искусственного освещения.


С полутора месяцев можно показывать ребенку контрастные черно-белые геометрические фигуры, нарисованные мамой на листе бумаги или распечатанные из интернета. С трехмесячным крохой занятия должны проводить при использовании ярких и цветных предметов и рисунков.

Гуляя на свежем воздухе, нужно обращать внимание малыша на птиц, животных, автомобили и людей. Так кроха быстрее научится уверенно следить за движущимися объектами.


Главное, что могут сделать родители для развития детских органов чувств, - внимательно наблюдать за поведением ребенка. При обнаружении тревожных симптомов нужно обязательно показать ребенка соответствующему специалисту.

Признаки патологий

Заподозрить проблемы со слухом можно по отсутствию реакции на резкий звук. Новорожденный обязательно должен реагировать на него испугом, вздрагиванием, закрыванием глаз.

Если малыш в 2-3 месяца не реагирует на обращенный к нему голос, на звук погремушек, это является веским основанием для визита к узкому специалисту - врачу-сурдологу. Иногда малыши могут слышать только низкие и средние частоты, а высокие не воспринимать. Это будет свидетельствовать об определенной степени тугоухости. Проверить это можно, насыпав немного манной крупы в стеклянную или металлическую банку. Потрясите банкой над головой малыша. Если он демонстрирует реакцию на звук, со слухом все в порядке.


Проблемы со зрением хуже поддаются самостоятельной домашней диагностике. Но обратиться к офтальмологу родители обязаны, если у ребенка в возрасте 1 месяца отсутствует реакция зрачка на яркий свет (зрачок не сужается), если в трехмесячном возрасте он не фиксирует взгляд и не пытается посмотреть на беззвучные предметы.

О проблемах может говорить отсутствие способности следить взглядом за матерью, перемещающейся по квартире и за движущими игрушками над кроваткой. А в полгода ребенок с проблемами визуального восприятия может не узнавать маму и не отличать ее от чужих людей.

Появление ребенка на свет – это самое прекрасное явление на свете, однако оно сопряжено с сильной болью и дискомфортом не только для мамы, но и для новорожденного малыша. Попадание в новый неведомый доселе мир сопровождается неудобствами в виде яркого света, громких звуков и прочих явлений. Первые часы после родов глазки крохи еще не могут привыкнуть к солнечному свету, поэтому зачастую окна в родзале стараются прикрывать шторами или жалюзи.

Первый зрительный контакт – что и как видит ребенок?

После рождения все органы малыша начинают работу с удвоенной силой, чтобы в максимально короткие сроки адаптироваться к неудобному окружающему миру. Что касается глазок, то в начальные минуты и даже часы веки ребенка несколько припухшие (это следствие сдавливания головки в процессе родовой деятельности). Из-за этого контуры предметов, которые видят дети, довольно нечеткие, при этом новорожденные стараются рассматривать все широко раскрытыми глазами, чтобы не пропустить ничего интересного.

Для того чтобы минимизировать дискомфорт от яркого света, в начальные минуты следует оградить неокрепшие глазки от солнца – затемнить окна, убавить освещение и пр., однако такая предосторожность необходима лишь в течение первого часа, после чего постепенно следует приучать малыша к нормальному свету. Если чрезмерно ограждать ребенка от солнечных лучей, это может стать причиной нарушения общего развития организма.

Первые 2-3 дня малыш большую часть времени проводит в спящем режиме, и даже когда кроха не спит, его глазки полузакрыты.

Задачей родителей в это время считается как можно чаще будить малыша, что можно сделать такими способами:

  • придерживая грудничка одной рукой под голову, а другой – под попку, медленно поворачивайте его из стороны в сторону, иногда быстро останавливайте. Удивленный сменой направления движения, ребенок обязательно будет открывать глазки;
  • когда малыш только покушал, не стоит активно его тормошить, лучше подержите кроху «столбиком», т. е. удерживая вертикально на вытянутых согнутых в локтях руках, так он тоже будет видеть вас достаточно четко;
  • еще один способ создать визуальный контакт с ребенком – это плавно приподнимать и опускать его на подушку, важно при этом поддерживать голову, чтобы не повредить неокрепшие мышцы позвоночника.

Оптимальное расстояние, на котором лучше всего видны предметы для малыша первого месяца жизни – это 20-25 см, вещи, располагающиеся дальше или ближе, кроха видит расплывчато, поэтому, когда вы хотите привлечь внимание ребенка к определенному предмету, поместите его примерно в 20 см от глаз малыша. Помните, что взгляд фокусируется на протяжении нескольких секунд, а в это время зрачки крохи могут беспорядочно метаться из стороны в сторону – это не должно вас пугать.


На что нравится смотреть новорожденным деткам?

Внимание грудничков привлекают яркие и заметные предметы, однако самым желанным и привлекательным объектом является человеческое лицо. Уже спустя несколько недель кроха начинает различать физиономии, когда в комнате появится родной человек – мама или папа, малыш будет приветствовать вас улыбкой или радостным агуканьем. Отдельно стоит отметить поразительную запоминающую способность новорожденных – привыкнув к вашему обычному облику, кроха узнает вас с другой прической, в очках или с ярким макияжем, но очень удивится.

Наряду с живыми лицами дети с удовольствием рассматривают кукол и большие игрушки в форме животных, четко выраженные черты лица привлекают малышей, а вскоре кроха захочет еще и потрогать отдельные части. Для самых маленьких рекомендовано применять фарфоровые куклы, поскольку они обладают максимальной схожестью с живыми лицами. Поставьте игрушку на расстоянии около 10 см от кроватки, тогда ребенок будет видеть куклу наиболее четко.

Понравятся крохе и яркие кубики, шарики или же мягкие фигурки, лучше выбирать изделия из мягких тканей, матерчатых составов или же пищевого силикона. Не стоит выбирать модели кричащих кислотных тонов, это может вызвать дополнительное перевозбуждение крохи (все, что видят груднички, оказывает влияние на состояние их психики), опирайтесь на яркие, но спокойные оттенки – подойдут игрушки зеленого, голубого, лилового, оранжевого, песочного цветов.


Особенности развития органов зрения у грудничков

Развитие всех систем организма новорожденных проходит постепенно, для органов зрения характерно последовательное развитие, вначале груднички видят окружающий мир в черно-белых тонах, спустя 1-1,5 месяца видение становится красочным.

  • На первых порах глазные яблоки младенцев могут двигаться неравномерно , глазки могут коситься или же смотреть в разные стороны, все это обусловлено слабостью глазных мышц, когда они окрепнут, внешний вид органов зрения стабилизируется. Если же по прошествии 2-3 месяцев ситуация не изменилась, стоит проконсультироваться с врачом.
  • Поскольку в начальные 2 недели жизни малыши не могут видеть и различать разные цвета , они проявляют интерес к визуально четким предметам – постарайтесь окружить манеж малыша игрушками с четкими лицами, предметами без мелких отвлекающих деталей, а также чаще проводите время с ним.
  • Когда кроха научится приподнимать голову (а это будет после 1 месяца), его зрение еще не стабилизируется до конца. Малыш сможет переводить взгляд на интересующую его вещь, но фокусироваться на нем надолго получится лишь к 4 месяцу после рождения.
  • Проверить корректность развития зрительной системы у недавно рожденного грудничка можно реагированием на свет, для этого посветите в центр глаза фонариком или поднесите кроху к солнечному свету, зрачки при этом должны сузиться.

Помните, что любые аномалии и пороки развития можно предотвратить, если своевременно обратить на них внимание, не отказывайтесь от планового посещения врача – за первый год у грудничка должны быть 2-3 обязательные встречи с окулистом.

Появление новорожденного ребенка сопровождается множеством вопросов - когда он начинает видеть, слышать, узнавать окружающих и т. п. Кого-то могут обеспокоить полузакрытые глаза у младенца, кого-то - реакции на свет. Многие новоиспеченные родители уверены, что дети не видят при рождении.

Когда ребенок начинает видеть?

Уже в утробе ребенок способен реагировать на свет. Благодаря возможностям УЗИ, ученым удалось точно определить:

  • на восьмом месяце беременности, младенец различает время суток;
  • если в темное время суток включить яркий свет, младенец в утробе зажмурится;
  • аналогичная реакция на датчик УЗИ;
  • в последние недели беременности дети поворачивают голову на свет, который направлен на живот.

Новорожденный видит с первых минут своей жизни . Только в отличие от взрослого ребенка зрение имеет ряд особенностей. По неопытности многим новоиспеченным мамочкам, кажется что новорожденный не реагирует на раздражители. С учетом, что многие младенцы только спят и едят, плачут на мокрые памперсы - убеждение стойко обосновалось в народе.

Когда новорожденный начинает видеть и слышать в норме? С момента появления на свет. Как только ребенок покидает родовые пути, так сразу же он начинает реагировать на раздражители. Свет, звуки, температура - все это вызывает реакцию у младенца.

Особенности зрения

Стереотип, что новорожденный ребенок не видит, имеет под собой реальную почву. Видеть дети начинают с момента рождения. Только зрение пока позволяет им различать очертания предметов . Характерна дальнозоркость - так называют дефект зрения, когда не видишь близко предметы, зато вдаль все отлично видно. Ребенок достигает максимальной остроты только к четырем годам, к шести месяцам у него улучшается зрение.

Новорожденный обладает уникальной особенностью - негативно реагировать на свет . Можно заметить, как он щурится или закрывает глазки, начинает плакать. По такой реакции можно определить недоношенных детей - на свет они запрокидывают голову и смыкают веки. В целом оценка зрительного анализатора проводится только врачом и по особым методикам. Сразу после родов глазики малыша проверяют световым лучом - зрачок сужается.

Косят глаза - есть ли повод для паники?

Многие родители начинают паниковать, когда обнаруживают косящие глаза у малыша. На самом деле здесь нет поводов для беспокойства. В норме у каждого новорожденного ребенка есть физиологические особенности зрения:

  • первые три недели жизни сопровождаются боязнью света;
  • первые два месяца видно косоглазие;
  • первые недели жизни сопровождаются низкой остротой зрения.

Слышать дети начинают с рождения. Уже с момента появления они могут различать темп, тембр голоса. В отличие от зрительной функции, слуховая функционирует в полной мере с рождения. Поэтому если младенец не реагирует на звуки и не показывает реакции - это повод серьезно задуматься.

Опасно ли косоглазие в этом возрасте? Нет, так как оно появляется из-за незрелости глазных мышц, дефект проходит самостоятельно со временем.

Что и как видят новорожденные дети?

Первые дни с момента рождения дети видят все расплывчато . Это связано со сдавливанием головы во время прохождения через родовые пути. Это заметно по опухшим векам и красным глазам. Дети первые несколько дней только спят и едят. Во время кормления кроха будет стараться рассмотреть лицо мамы. В первый месяц он видит только крупные объекты . В первые четыре месяца жизни малыш скользит по предметам взглядом, останавливаясь только на том, что вызывает интерес. Сфокусировать взгляд новорожденный сможет только к четвертому месяцу жизни.

В первый месяц жизни младенец изучает лицо мамы во время кормления и запоминает его. Психологи доказали, что именно в этот период времени закладываются основы чувства безопасности и радости. Интересная особенность - малыши лучше видят находясь в вертикальном положении.

На что любят смотреть младенцы?

Наблюдательные родители замечают, не только когда начинают видеть новорожденные дети, но и что им нравится рассматривать. На первом месте тут мама, так как она в первый год жизни младенца становится главным источником удовольствия. Именно она меняет новорожденному памперсы, моет его, кормит и укачивает. Она главный источник положительных эмоций.

На втором месте - лица людей. Любые изменения во внешности могут напугать малыша - новая стрижка, очки или цвет волос. Все это может напугать малыша. Ученые заметили забавную особенность: младенцам нравится наблюдать за мужскими лицами. Они четкие, выразительные с растительностью на лице.

Еще одну забавную особенность зрения у младенцев выявили ученые - с рождения малыши лучше концентрируются на черно-белых картинках. Их он может разглядывать долгое время. Зато яркие предметы легко привлекают внимание ребенка. Главное не пресыщать окружающую малыша обстановку кислотными цветами. Лучше иметь в арсенале парочку ярких игрушек. Врачи считают полезным для развития зрения следующее упражнение:

  • малыша кладут на спину на ровную поверхность;
  • над его лицом держат игрушку;
  • как только малыш заинтересовался объектом, взрослый начинает медленно водить игрушкой из стороны в сторону.

Такое нехитрое упражнение развивает зрение и учит ребенка следить глазами за предметом.

Особенности цветового зрения

Сколько цветов ребенок видит с рождения, а сколько со взрослением - важный вопрос, который волнует многих родителей. Офтальмологи долго изучали большое количество новорожденных и определили - с момента рождения ребенок видит все в черно-белых оттенках . Его внимание привлекают узоры из полосок и клеток, а также геометрические фигуры.

К трем месяцам младенец начинает различать красный и желтый цвет. Именно с этого возраста можно вешать яркие игрушки. Но лучшая картинка для ребенка - лицо его мамы. Именно с ней связано множество приятных моментов.

Для развития зрительного восприятия не нужно прилагать особые усилия. Размещайте яркие предметы на небольшом расстоянии от лица ребенка, улыбайтесь и разговаривайте с малышом. Следите за правильным освещением в комнате.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: