Веселая свадьба в деревенском стиле. Свадьба без гламура и пафоса

Проведение свадьбы в народном (деревенском) стиле импонирует, в первую очередь, тем, кто неравнодушен к историческим и культурным традициям разных стран, а чаще – той страны, в которой ты родился.
Но уж коль мы – славяне, то совершенно ясно, что нам ближе и понятнее свадебные традиции славянских народов. Дело в том, что судьба частенько забрасывает нас далеко от родных мест, но в душе мы остаемся приверженцами родных обычаев. И торжества свои хотим отмечать, как отмечают их на родной земле. А где, как не в деревне, свадьбы так зажигательны и интересны?


Уважаемые мои читатели!

На сайте представлена только ознакомительная информация для создания оригинального и красивого свадебного праздника. Я ничего не продаю;)

Где же купить? Найти и приобрести описанные в статьях аксессуары для торжества Вы можете в Cпециальных интернет магазинах где есть доставка по всей России


Русские, украинские, белорусские свадебные обряды в чем–то схожи, в чем-то отличны, но одинаково загадочны, торжественны и красивы.

Под "деревенским" стилем мы понимаем проведение свадьбы в сельской местности (особенно если жених и невеста родом из деревни).

Уважаемые новобрачные! Не стремитесь перенести ваше свадебное торжество в престижные кафе и рестораны: это и дорого, и банально. Давайте сыграем свадьбу в деревенском стиле, соблюдая традиции трех славянских народов (рассмотрим на примере белорусских обрядов).

Свадебные пригласительные в деревенском стиле


Не забудьте подготовить пригласительные на языках тех народов, чьи свадебные традиции вы решили поддержать. Пригласительные можно заказать в полиграфической фирме, а можно изготовить самим, придав им национальный колорит вручную или с помощью компьютера.

Место проведения деревенской свадьбы

Самым оптимальным будет проведение свадьбы на свежем воздухе.

В подходящем месте накрываются льняными скатертями длинные столы, домоткаными «рушниками» застилаются скамьи, на которых будут сидеть гости.


Украшением столов могут послужить живые цветы, глиняная посуда.

Из напитков особым успехом пользуется медовуха, рецепт приготовления которой при желании нетрудно найти. Блюда готовятся простые и сытные, такие, которые наиболее соответствуют национальному колориту свадьбы.


Место, отведенное для молодых, украшается особенно тщательно. Отлично смотрятся в качестве украшения "президиума" куклы в национальных костюмах, множество живых цветов, празднично украшенные снопы ржи и пшеницы.

Время проведения свадьбы в деревенском стиле

Запомните, что время проведения вашей "деревенской" свадьбы – ограничено: в великий пост свадьбу играть нельзя, с 7 по 21 января тоже ("крывыя вечары", т.е., нечистая сила резвится, строит козни). Остается самый оптимальный период – время после уборки урожая. Также подходит "зимний мясоед", но лето во всех отношениях лучше.


Назначая дату свадебного торжества, ориентируемся на "маладзик" - родившуюся и растущую луну. Будет расти луна – будет расти ваша семья и ее благосостояние.

Свадебные суеверия

Суеверия у славянских народов – немаловажная часть народной свадебной культуры.


Так что если сватам перебежал дорогу черный кот – смело заворачивайте оглобли. Ни один уважающий себя белорусский или украинский сват не поедет свататься в этот день.

Если же конь свата бьет копытом – тоже добра не жди.

Образ невесты в деревенском стиле

Если уж стилизовать свадьбу до конца – то соответствующие образы невесты и жениха ее только украсят.

По традиции подруги невесты заплетают ей косу, платье обвязывают красным поясом.


Фата должна состоять из 3-х частей: 1-я часть закрывает косу, вторая – лицо, третья – венок.

Венок можно сделать из живых цветов, благо, летом их достаточно. В венки обычно вплетают мяту, барвинок, калину и, конечно же, руту – символ невинности.

Едем за невестой

Назначенное время пришло, стиль проведения свадьбы выбран, пора ехать за невестой. Целесообразной и логически вытекающей из стиля свадьбы является подготовка повозок - "бричек" для поездки за невестой.


Бричка жениха – самая красивая. Украшают ее цветами, хвоей, обязательно колокольчиками, символизирующими чистоту помыслов и защиту от злых духов.

Родители жениха благословляют сына иконой, зажигают "громничную" свечку. В повозке жениха обязательно должен ехать музыкант для создания соответствующего настроения.

В доме невесты в это время происходит вот что. Отец невесты, опоясав дочь специально освященным полотенцем, обводит ее 3 раза вокруг стола и ведет к порогу. Порог – дальняя зона ушедших предков, поэтому наступать на него нельзя категорически.

Выкуп невесты в деревенском стиле

Жених у порога, и начинается самое эмоциональное свадебное действо – выкуп невесты. По белорусской традиции невесту выкупают или у ее сестры, или у ее брата.

Суть выкупа – как можно более изощренно спровоцировать, разозлить, вывести из себя «дружек» жениха, обвинив их в скупости, чтобы те не жалели денег на выкуп. Выкуп обычно проводит самая язвительная и острая на язык девушка.


Выкуп успешно завершен, и родители невесты поднимают над молодыми "рушник" и держат его в виде подковы "на счастье".

Жених берет невесту на руки и переносит через порог, в этот момент оба пригибают головы, тем самым как бы отдавая дань предкам.

Венчание

Жених должен ехать венчаться в одном тарантасе вместе со своими дружками, невеста – в другом с подружками. Все остальные участники торжества едут следом. Всех повозок должно быть 7 (семь «я»).


Отец невесты перед венчанием должен по солнцу обойти повозку, держа в руках икону и свечу, тем самым благословляя путь молодых в церковь. Мать девушки, выходящей замуж, осыпает зерном молодых и их повозку.

Родителям с обеих сторон присутствовать на венчании категорически запрещается.

Во время венчания на полу церкви расстилают полотенце и кладут на них 2 медных пятака. После венчания эти атрибуты забираются с собой. Невеста во время церемонии должна стоять слева от жениха. Сваты повязывают полотенца тоже по – разному: мужчины – под правую руку, женщины – под левую. Полотенца завязываются узлом.

После венчания невеста с женихом и сваты садятся в одну повозку. Никто не смеет перейти или переехать дорогу молодым – плохая примета!


После венчания наши бабушки и дедушки навещали родные могилы, как бы прося у предков помощи и покровительства. С некоторых пор стало модным возлагать венки к памятникам погибшим воинам, к братским могилам. Это патриотично, но все чаще знающие люди утверждают, что аура в этих местах отнюдь не позитивна, а, скорее, наоборот. Наши предки были мудрыми и верили, что ушедшие родные радуются за молодых, а взамен за оказанное почтение (посещение родных могил после венчания) дадут новобрачным свое покровительство до конца дней.

Нужно отметить, что свадьбы в Беларуси и в Украине играли 3 дня: 1 день – в доме невесты, 2- в доме жениха. 3 день – совместная свадьба.

Если у вас есть желание, возможность и здоровье – поддержите традиции!


1 день – свадьба идет в доме невесты. Мать девушки выходит встречать молодых, держа в руках хлеб-соль, отец – графин с водкой. Но молодые люди не пьют, а на третий раз выливают содержимое рюмки правой рукой за левое плечо. Затем жених с невестой выбрасывают рюмки и целуют хлеб.

Не забудьте такую красивую и символичную традицию, как деление каравая.

После этого мать жениха подходит к новоиспеченной жене сына, снимает фату и отдает ее свидетельнице: пусть та скорее выйдет замуж. Вместо фаты завязывается косынка и фартук. Это символ новой жизни, полной забот и хлопот по хозяйству.


Не забудьте на 9-й день после свадьбы сыграть "пироги" или "уходзины". Это застолье устраивается исключительно для родителей жениха и невесты: пусть вволю посидят за столом, ведь во время свадьбы у них не было на это времени.

Кто сказал, что деревенская свадьба – это скучно? Возможно, кто-то просто до сих пор считает, что за чертой города прогресс заканчивается, а всё празднество сводится к «наесться-напиться» и в конце устроить традиционную драку. Что музыка в деревне – это немолодой мужик с гармонью, а тамада – местная женщина, сценарии которой не менялись с советских времён и все жители уже давным-давно знают их наизусть.

Преимущества свадьбы в деревне

В действительности, сейчас многое изменилось, и деревенская свадьба имеет свои огромные преимущества. Традиционное время бракосочетаний – тёплое время года: конец весны, лето, начало осени. Не удивительно, что многие молодожёны стремятся оказаться в это время на свежем воздухе. Даже среди городских жителей всё чаще можно увидеть выездные регистрации – в этом случае законный союз двух сердец осуществляется прямо на природе, а не в душных залах местных загсов.

В остальном тоже присутствует множество плюсов. При наличии большого количества гостей уже стало привычным брать в аренду какое-либо заведение общественного питания: кафе, ресторан, столовая, а в деревне можно накрыть стол прямо на улице!

Чтобы угощения хватило всем

Учитывая прославленные широту и размах русской души, угощение должно готовиться в огромных количествах. Ведь на весёлое празднество может заглянуть любой односельчанин, дабы поздравить молодых. Конечно, в этом случае сложно точно рассчитать необходимое количество приготавливаемых продуктов, поэтому можно прибегнуть к небольшим хитростям.

Для того, чтобы лакомства хватило всем, можно расставить множество корзиночек и вазочек с печеньями, пирожками, маленькими пирожными, розетками с вареньем. Обязательно должно быть большое количество ягод и фруктов, благо летом в них нет недостатка. Особенно этому порадуются маленькие гости, а раз довольны дети – будут довольны и родители.

Преимуществом большой территории становится возможность устроить танцевальную площадку неограниченных размеров. А кто не любит танцы на свежем воздухе? Особенно эффектно в такой обстановке будет смотреться первый танец новоявленных супругов. Но и к нему лучше подготовиться заранее. Разумеется, если ни один из молодых не заканчивал хореографическое учебное заведение.

Свадьба в деревне: ритуалы и конкурсы

Во многих деревнях ещё живы старые традиции. Там свадьбу принято отмечать два-три дня, каждый из которых связан со своими особенностями. Например, на второй день молодожёны по обычаю посещают баню, а тесть с тёщей должны приготовить для этого всё необходимое.

Вообще, все ритуалы в этот день должны быть связаны с семьёй невесты, её домом и роднёй. В сравнении со старыми обычаями изменилось немногое, в частности, раньше непосредственно на свадьбу приходили ряженые, призванные для увеселения гостей. Сейчас же различные прикольные и нелепые наряды надевают на следующий день.

Часто устраивают «подмену жениха и невесты». В этом случае двое близких друзей наряжаются в символические свадебные одежды, причём обычно девушка наряжается женихом, а парень – невестой. Лже-супруги занимают места новоиспечённых мужа и жены, а те должны «выкупить» их обратно.

Идей, как это сделать, может быть множество, но традиционно они выполняют какие-либо задания гостей, чаще шуточные и связанные с дальнейшей семейной жизнью.

Как оформить свадьбу в деревенском стиле

Возможно, это станет для вас новостью, но некоторые специально устраивают свадьбу в стиле «деревня». Само собой, обязателен выезд на природу. Если нет возможности выбраться именно в сельскую местность, достаточно будет дачи или иного места, где представляется возможным организовать всё необходимое.

Основными атрибутами оформления такого празднества должны стать простые и естественные материалы. Натуральная ткань: лён, хлопок, ситец. Лентами из неё можно украсить помещения, столы, спинки сидений. Кстати, здесь тоже важен натуральный материал – подойдут деревянные скамьи, плетёные стулья и кресла.

Обязательно нужны простые живые полевые цветы, колоски. Их небольшие букетики можно расставить на столах в маленьких баночках, обвязанных бечёвкой. Всё это совсем несложно сделать своими руками. Также будет очень интересно смотреться вариант со сплетенными венками в виде сердца из колосьев ржи, пшеницы и т.д. Конечно, идеальное время для проведения свадьбы в такой тематике – это конец лета и начало осени.

Фотосессия на природе

И, наконец, именно на природе получаются самые лучшие фото и видеосъёмка. В таких условиях лучше не экономить на операторе. Конечно, если в дальнейшем вы хотите действительно любоваться своими фотографиями, а не спрятать их в дальний угол ящика и забыть.

Они помогут вам сохранить самые волшебные моменты этого счастливого дня, которые вы сможете пронести с собою через всю свою жизнь, а потом показывать детям и внукам, каждый раз заново переживая это первое торжество вашей совместной жизни.

Видео по теме статьи

Автор: Мне не раз приходилось снимать свадьбы, но чаще по заказу, и я не чувствовал себя свободным в творческом плане. Надо было угождать клиенту, чтобы фотографии получились "красиво, как у них", "как у всех".
Но вот вновь наступил август - сезон свадеб. И на этот раз мне посчастливилось попасть на обычную сельскую свадьбу. Не формальную, не ограниченную какими-то стереотипами и непонятно кем придуманным протоколом.

Я приехал в село Кольтюгино, в 30 километрах от Тары, районного центра Омской области, когда на подворье и в домах жениха и невесты вовсю шли приготовления к скорому празднику.

Дом невесты Светланы было легко узнать по плакатам и воздушным шарам на воротах и толпе любопытных односельчан всех возрастов. Свадьбы в северных омских селах нынче редки, молодежь уезжает в города, поэтому для Кольтюгино свадьба Светланы и Павла стала всеобщим сельским праздником. О нем, я уверен, люди еще долго будут потом вспоминать.

Сначала я наблюдал, как народ спешил к дому жениха или невесты, в зависимости от того, кто кому родня.

Как искренне считают сельские люди, они надели свои лучшие и модные наряды. Впрочем, на то, кто и в чем пришел на торжество, в селе почти никто не обращает такого пристального внимания, как на свадьбах в городе.

На мой визит и мой объектив почти никто не обращает внимания. Сестры невесты помогают матери с приготовлением закусок для праздничного стола и самой Светлане - надеть непривычные для будничной жизни белые наряды. Кто-то из мужиков под этот предпраздничный шум и суматоху спешит разговеться - замахнуть на ходу рюмку-другую, благо, что отец жениха нагнал почти целую флягу самогона.

В обоих домах женщины готовят и вспоминают свои свадьбы, мужики курят и дают жениху Паше "мудрые" советы. В это же время под открытым небом, прямо во дворе дома жениха, накрывается стол. Не то, что в городе, где свадьбы проходят в столовых, кафе, где темно и душно и, как говорится, плюнуть негде.

Жених и невеста отправляются в Дом бракосочетания, в районный ЗАГС.

Там ничего интересного - рутинная процедура, но я заметил, что многие гости, не говоря уже про родителей, плакали.

На обратном пути, подъезжая к очередному мосту на трассе до поворота на проселочную дорогу, жених переносил свою невесту на руках. Такая традиция! И было три моста на этом пути домой.

Я поехал вперед свадебной машины и по дороге увидел пастухов, уже готовых к очередному "перетягу". Сотовой связи в селе нет, поэтому мужиков никто не предупреждал, когда поедут молодожены. Как выяснилось из разговора, они караулили у обочины жениха и невесту не один час.

Уже в селе дорогу свадебному кортежу с молодыми перекрывают односельчане. Сегодня на законных основаниях можно брать выкуп. Торг уместен. И он проходит очень живо и естественно.

Прежде всего, гуляние на сельской свадьбе удивляет своей искренностью.

Тамада - подруга, повара - друзья родителей, гармонист - родственник, все друг друга знают.

Застолье идет естественным чередом, без заданного сценария, а так, как велят душа и сердце, а еще, наверное, хмель, что расслабляет людей до состояния, когда душа становится распахнутой настежь.

Проводятся конкурсы, в почете - матерные частушки, а новоиспеченную тещу парни решили прокатить на телеге.

Нет на сельской свадьбе ни бумажных медалей, ни почетных званий, которые меня так утомляли на других свадьбах. И танцуют здесь не по приглашению ведущего, а когда хотят.

Сначала я удивился организованности свадьбы, несмотря на то, что она проходила фактически самотеком. Как река - течет, петляет, изгибается подковой, переходит от омута к плесу...

Тамаде обычно сложно справится со столь шумной кампанией. Но скоро я заметил: все "должности" распределены сами собой. Кто в колхозе (ныне - кооперативе) бухгалтер, тот и на свадьбе деньги собирает.

Особенно лихо отплясывали на свадьбе под "яблочко" и матерные частушки.

Сельская свадьба не сравнится по гламурности с городской, но она действительно, как поется в песне, "пела и плясала, и крылья эту свадьбу в даль несли..."

Я видел счастливых людей. Свободных и раскрепощенных. Они гуляют именно так, потому что им так нравится гулять. Быть собой, а не изображать кого-то и для кого-то - это себе могут позволить только сильные люди. И вовсе не простаки эти сельские мужики и бабы, парни и девушки, как может показаться на первый взгляд. Они - настоящие.

Свадьба - это одно из самых значимых, ожидаемых и весёлых событий в жизни каждого человека. Говорят, что чем больше людей гуляет на празднике, тем счастливее будет новоиспечённая семья. Традиции Руси предполагают жестко регламентированные действия, но хоть это и звучит неприятно, на самом деле свадьба в русских традициях - это нечто незабываемое, наполненное ярким колоритом и особой энергией народа. Русская деревенская свадьба строго подчиняется определённым действиям на каждом этапе организации, и в итоге получается весёлый, искренний и дышащий свободой праздник.

Такая свадьба означает соблюдение устоявшихся обычаев Руси, которые испокон веков соблюдали молодожены. Это делалось для того, чтобы пара в шутливой форме знакомилась со своими будущими обязанностями, и осознала, что теперь они сами в ответе за свою семью.

Начинается деревенская свадьба со сватовства - родители жениха приходят в дом невесты под видом заблудившихся странников, которые якобы слышали, что в доме есть «тёлочка» на продажу. Вначале этого ритуала жених должен оставаться за порогом, и лишь после согласия невесты заходить в дом. По традиции, сваты должны получить одобрение родителей девушки на заключение брака, для этого они, естественно, спрашивают, что она сама думает о женихе. Если невеста согласна выйти замуж за молодца, она разрезает на несколько частей хлеб, принесенный сватами. После этого жених и невеста удаляются.

Между родителями начинается разговор об организации свадьбы. Определяется день события, количество гостей с обеих сторон. Сразу после этого должен быть избран дружка - главный управляющий свадьбы, говоря другими словами, - тамада. Он ищет себе помощника и временную подмену, также ему должны помогать две свахи.

Помощники жениха и невесты

К выбору дружка всегда подходили очень осторожно и внимательно, ведь этому человеку поручали вести важнейшее событие в жизни любящих людей. Он должен был уметь вести праздник, веселить толпу, быть заводилой, и в тоже время чётко контролировать процесс.

Свах выбирали родители из числа замужних родственниц. Это были знающие своё дело женщины. Они одевали невесту в памятный день, отвозили приданое в дом жениха. В их обязанности входило угощение гостей и приём подарков. Оформление деревенской свадьбы также лежало на плечах свах.

Невеста выбирала себе старшую дружку, которая неотрывно следовала за ней по пятам. Она помогала девушке принимать подарки, приглашать гостей и обязательно участвовала в процессе облачения будущей жены в свадебное платье.

Свадьба в деревенском стиле оформление имеет довольно простое, но лучше нанять человека, который очень хорошо разбирается в русских

Традиции

Пьяные деревенские свадьбы - это основа основ весёлого гулянья. Но стоит отметить, что люди пили натуральный алкоголь - наливки и настойки. Из-за этого их опьянение имело особый характер - оно вовсе не похоже на реакцию организма на современный алкоголь, когда человек становится и унылым. Народные напитки пробуждали радость, задор, желание веселиться и огромный внутренний подъём, именно поэтому даже дряхлые старики могли танцевать всю ночь напролёт.

Приметы

Большое значение придавалось приметам, которые сопровождали будущих супругов в течении приготовления к пиру. Вот некоторые из них:

  • если девушка чихнула с утра в день свадьбы, то брак будет крепким и счастливым;
  • помощь в одевании девушка должна принимать только от замужних подруг;
  • нельзя показываться жениху в свадебном платье до самой церемонии;
  • нельзя, чтобы подруги вертелись перед зеркалом впереди невесты в день ее свадьбы;
  • дурным знаком считается давать подружкам примерять своё обручальное кольцо;
  • жених должен участвовать в процессе организации праздника на всех этапах, иначе он будет плохим хозяином;
  • если по дороге в церковь будущий муж споткнётся, то это говорит о его неуверенности в совершенном выборе;
  • по окончанию свадебного пиршества жених должен на руках перенести невесту через порог дома.

Народные забавы считаются очень важной частью праздника, ведь чем счастливее и веселее люди будут на пиршестве, тем более удачной будет семейная жизнь пары. Организацией народных забав занимался дружка - он придумывал конкурсы и веселил народ.

Особенности

  • Создание пригласительных. Их можно заказать в полиграфии или сделать лично. Главное, чтобы их стиль соответствовал стилистике свадьбы.
  • Выбор места проведения церемонии. Лучше всего, чтобы свадьба проходила на открытом воздухе, ведь это более всего связано с деревней и природой. Нужно расставить длинные столы и накрыть их льняными скатертями и рушниками. В качестве украшения лучше использовать живые цветы и посуду из глины. Русская деревенская свадьба невозможна без медовухи, которую стоит сделать самостоятельно. Блюда следует готовить в соответствии с национальной кухней - то есть, простые и сытные.
  • Украшение «пьедестала» для пары. К этому моменту следует отнестись внимательно и украсить «пьедестал» снопами ржи и пшеницы, куклами в национальных костюмах и большим количеством живых цветов.
  • Выбор даты. Нельзя выходить замуж в пост и на так как считается, что в это время разгуливает нечистая сила. Лучшее время для бракосочетания - это лето. Уделите внимание лунному календарю, дату свадьбы надо назначать на растущую луну, чтобы семья также ширилась и росла.
  • Невеста. Она должна выглядеть подобающе. Для этого подруги заплетают ей косу, а платье обвязывают красным поясом. Особое внимание стоит уделить фате, она должна иметь 3 части - для прикрытия косы, лица и венка.
  • Венок невест. Желательно, чтобы он был сделан из живых цветов, коих летом предостаточно. В него надо вплетать такие цветы: мяту, барвинок, калину и руту.

Сценарий свадьбы

Сценарий свадьбы в деревенском стиле включает в себя несколько последовательных этапов.

Девичник. Свадьба в деревенском стиле предполагает его в канун торжественного события. Девичник - это весёлое мероприятие с пением песен и смешных частушек. Но также девушки поют старые обрядовые песни.

В это время жених со своими друзьями ужинает. После этого, собрав сладости и угощения, они все вместе направляются в дом невесты. Свободные парни и девушки начинают величать будущую семейную пару разными песнопениями.

Утренние песни . В день свадьбы, свахи и дружка с самого утра находятся с невестой. Они поют песни, не преставая, до момента появления жениха.

Выкуп. Жених и его свита направляются к дому невесты, там их поджидают родственники (девушк, часто дети и подростки) с мётлами и палками, дабы не пропустить жениха и затребовать выкуп за очаровательную родственницу. Его не пускают даже на порог, «защитники» невесты стоят за воротами и тщательно их охраняют. Жених должен заплатить приличный выкуп и ответить на вопросы «защитников» невесты. Только если ответы будут удовлетворительными, его пустят к девушке.

Курник. Это свадебный пирог, который является неотъемлемой частью русской свадьбы. Его выпекают из сдобного пресного теста и красиво украшают. Обычно, курник готовят в виде купола или восьмигранной шапки, а затем украшают множеством фигурок людей, животных и цветов.

Венчание

В церкви, перед началом венчания, батюшка произносил такие слова: «Если здесь присутствуют партийные или неверующие, пусть удалятся, или ведут себя прилично». Когда брачующимся предлагали подойти к аналою, они должны были как можно быстрее ступить на ковёр, ведь считается, что тот, кто сделает это первым - будет главным в семье.

Затем вся процессия направлялась в сторожку, где подавались закуски. Первую кружку пил батюшка. Затем он начинал заводить песнь и передавал инициативу гостям.

Представить, что весёлая деревенская свадьба, приколы которой известны всем, проходит без забав, невозможно. Вот некоторые из излюбленных народных игр:

«Верёвочка» . Сваха вносит в зал верёвку, завязанную одним узлом, гости берут её в руки, и окружают женщину. Начинается всё с хоровода вокруг нее. Сваха в это время каждому, кто держится за верёвочку, говорит то ли то ли присказку, то ли песню запевает. Каждый должен отвечать улыбкой на её слова, даже если они немного обидны. Тех, кто отвлекается от игры, смотря по сторонам, сваха бьёт по рукам, и заводит в центр круга - теперь игру продолжает провинившийся.

«Репа». Мотив игры навеян русской сказкой. Участники обхватывают друг друга за пояс, и начинают тянуть. Суть в том, что бы оторвать первого игрока от его опоры. Для интереса, важно, чтобы людей было как можно больше. Процесс сопровождается колкими шутками, песнями и частушками в сторону участника который держит всю толпу.

«Вишенка». Эта забава предназначена для свободных парней и девушек. Они становятся парами, вытянув руки вперёд и крепко соединив их в «замок». После этого, «вишенка» - главный герой, хорошенько разбегается и прыгает на руки. Далее его передают из рук в руки, пока он не дойдёт до девушки, которую надо поцеловать. После бурного полёта парня поцелуй получается очень красивым и чувственным. Главное здесь - не пролететь далее, иначе придётся целовать вовсе не ту красавицу.

"Узнай невесту по мизинцу" . Жениху завязывали глаза плотной тканью, а все женщины, присутствующие на торжестве, садятся в круг и выставляют мизинчик. В зале стояла полная тишина. Жених должен был на ощупь отыскать мизинчик своей суженной. Если ему это удавалось, веселье продолжалось, если нет - подобные конкурсы продолжались, пока жених не находил свою невесту.

Хор и вытница

Особое внимание на свадьбе уделялось хору, который распевал обрядовые песни на благо будущей семьи. Также часто приглашали вытницу, которая затягивала грустные песни о прощании девушки с родительским домом, девичьей красой и беззаботностью.

Музыканты

Тон всему празднику задавали музыки - они подзадоривали народ и играли весёлую музыку. Основой свадьбы были жаркие танцы до зари и шикарное пиршество.

Во многих деревнях и сегодня помнят прекрасные обычаи свадьбы на Руси и играют их по-дедовски.

Обычно вечером в дом невесты идут сваты . Подойдя к дому, они стучат в окно или в дверь и просят впустить их. Как и раньше, сваты приходят в дом под видом заблудившихся странников или охотников, или купцов, прознавших о продаже в этом доме "телочки", или просто, входя в дом, говорят: "Мы сваты не сваты, а добрые люди, а вы примите от (имярек) хлеб-соль".

В начале разговора жених остается за дверью, и только позднее входит в дом. Соблюдая старинный ритуал, сваты прежде всего спрашивают согласие у родителей девушки, а те, в свою очередь - у дочери. В знак согласия невеста разрезает принесенный сватами хлеб пополам или на четыре части - вдоль и поперек, после чего жених с невестой уходят в другую комнату.

Хлеб-соль берем, а вас пировать зовем. Хлеб-соль примаем, а вас под образа сажаем. От добрых людей хлеб-соль примаем, а молодца на придачу.

А ежели не люб или по чему другому отказ, то:

Спасибо на любви, сват; а ныне отдавать девки не хотим. Молода: хлебом-солью отца мать не объела. Рано, девка-то молода еще: не из кута, в кут (угол крестьянской избы) глядит. У нас товар не продажный, не поспел. Не по купцу товар, не по товару купец. Хлеб-соль берем, а запорученье (зарученье, обрученье, сговор и пропой невесты) на суд добрым людям отдаем. Просим не прогневаться; ищите лучше нас. Не рука вам товар наш, по себе найдете. Не порогом мы поперек вас стали: есть лучше нас.

Сваты тем временем начинают деловой разговор - о дне свадьбы, о том, сколько гостей будет со стороны жениха и невесты. Во время сватовства или сразу же после него определяются руководители (распределители): дружка, его помощник - полудружка, две свахи. Главным на свадьбе является дружка. Он избирается из числа женатых мужчин, хорошо знающих свадебные обычаи, и должен быть человеком живым, расторопным, способным управлять торжеством. От его способностей и поведения зависит весь ход свадьбы. Он угощает гостей, следит, чтобы все были довольны.

Свахи выбираются родителями жениха и невесты из числа замужних родственниц или соседок. Это речистые, сметливые женщины, хорошо знающие свое дело. Свахи одевают невесту в день свадебного пира, отвозят ее приданое в дом жениха ("Купите четыре угла, дайте четыре рубля, пятый на середку", - говорила сваха, привезшая приданое), угощают гостей, принимают подарки. Из подруг невесты избирается старшая дружка. Она находится с невестой во время всех свадебных церемоний: ходит с ней приглашать гостей, помогает ее одевать в день свадьбы. Подобную роль при женихе играет дружка, избираемый из среды его неженатых друзей.

(О разноликой роли дружки говорят многие пословицы, приводимые В. Далем: Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал /женихов поезд не впускается в избу невесты, доколе не разгадают всех предложенных подругами загадок. Пожалуйте мне невесту, уступите место! Что говорено, то и привезено /дружка привез невесте одежду/. Пейка-попей-ка, на дне-то копейка, а еще попьешь, и грош найдешь /дружка выкупает невесту /. Народ крещеный /православный /, благословите нашего князя с княгиней ко кресту и венцу /дружка говорит всем гостям /. Умели чадо свое вспоить, вскормить, умейте в люди выводить /говорит дружка о невесте /. Как голубь без голубки гнезда не вьет, так новобрачный князь без княгини на место не садится /дружка жениху /. Золото с золотом свивалось, жемчужина с другою скаталась /говорит дружка о молодых /. Шуба тепла и мохната - жить вам тепло и богато /сажая молодых за стол на шубу /.

Повар, повар-батюшка, повариха-матушка, встань на куньи лапки, на собольи пятки и пр. /приговаривает дружка на свадебном пиру/. Сад загорожен, и зверь сбережен /говорит дружка родителям молодой, по исправной свадьбе/ и т. п.)

Приглашение гостей на свадьбу сопровождается специальными обрядами. По обычаю, невеста отправляется приглашать гостей в свадебном наряде, при этом она кланяется всем прохожим, а гостям, которых приглашает, кланяется три раза.

Вечером накануне свадьбы в доме невесты обычно собираются подруги невесты на девичник , который сопровождается песнями, шутливыми частушками. Парни собираются в доме жениха, там ужинают и потом вместе с женихом идут к невесте. Они приносят с собой сласти и угощают девушек. Наряду с современными песнями девушки поют старинные обрядовые песни и обязательно "обыгрывают", т. е. величают сначала жениха и невесту, а потом уже - всех остальных.

Рано утром в день свадьбы к невесте опять сходятся подруги. Сваха и старшая дружка или специально приглашенная женщина наряжают невесту. До самого приезда жениха девушки стоят около невесты и поют песни.

А в это время в доме жениха идут последние приготовления к поездке за невестой. К жениху приходят его друзья, которые вместе с дружкой и свахой составляют свадебный поезд. Обычно за невестой едут на автомашинах, украшенных лентами, цветами, а на бортах машины на полотнищах написаны фамилии молодых.

Во дворе невесты свадебный поезд встречают подростки (родственники и соседи невесты), вооруженные метлами, палками, ведрами. Они охраняют закрытые ворота, чтобы не пустить жениха к невесте без выкупа. Ворота открывают только после того, как дружка даст выкуп. Как правило, выкуп у ворот превращается в веселую церемонию, сопровождаемую прибаутками. (Дружка стегает кнутом вкресть по воротам - отгоняет девичью негу). Получив выкуп, охрана открывает ворота и пропускает во двор свадебный поезд жениха. Дружка идет в дом, чтобы "выкупить" стол и косу невесты. Стол "продает" старшая дружка, она долго торгуется, хотя сумма известна заранее; косу "продает" мальчик - родственник невесты, он получает конфеты и пряники. После "выкупа" стола и косы свадебный поезд следует в дом сельской власти, где состоится торжественный ритуал бракосочетания. Затем приглашенные направляются в дом невесты, и веселье продолжается. Важный момент свадебного пира - одаривание молодых. (Просят вас князь со княгиней рюмкой винца да стаканчиком пивца: рюмочку примите, а молодых наделите. Сыр-каравай примите, золоту гривну положите. На шильце, на мыльце, на кривое веретенце).

Неотъемлемой частью свадебной обрядности является перевоз приданого невесты к жениху. По приезде в дом жениха свадебный пир возобновляется.

Деревенская свадьба (начало ее, как правило, приурочено к субботе) обычно длилась два, реже - три дня.

Курник - свадебный пирог

Выпекают курник из сдобного пресного теста. Пироги из такого теста, вероятно, более древнего происхождения, чем из дрожжевого, поэтому они часто связаны с обрядовыми традициями и особенно тщательно украшаются. Курник готовят в виде купола или четырех-восьмигранной шапки и украшают стилизованными фигурками людей, животных, цветов и т. п.

Из пресного сдобного теста раскатывают круглую лепешку диаметром примерно 25 см и толщиной полсантиметра. На нее кладут выпеченный блинчик, на него - слой мякоти курицы, снова блинчик, слой обжаренных свежих грибов (зимой сваренных и нашинкованных сухих), закрывают блинчиком, наконец, сверху кладут слой риса, все эти фарши укладывают горкой и обкладывают ее блинчиками. Затем раскатывают вторую лепешку пресного сдобного теста диаметром 35-40 см, делают 4 радиальных надреза и ею покрывают горку из фарша и блинчиков. Край верхней и нижней лепешки защипывают вокруг основания курника "елочкой". На поверхности курника защипывают грани по линиям радиальных разрезов. Курник смазывают яйцом, накладывают на него украшения, делают несколько проколов и выпекают при 200-210 градусов.

Первый фарш. Варят рассыпчатую рисовую кашу, добавляют рубленые вареные яйца, зелень петрушки, масло и перемешивают.

Второй фарш. Варят курицу, снимают мякоть, нарезают ее кусочками; муку прогревают с маслом, разводят бульоном, кипятят, и этим соусом заливают курицу.

Курица (мякоть) 450 г, масло 20 г, мука 5 г.

Третий фарш. Белые свежие грибы обжаривают на масле и заправляют таким же соусом, как курицу. Если грибы сухие, то их варят, шинкуют, обжаривают и заправляют грибным соусом.

Грибы свежие 150 г или сухие 50 г, масло 10 г. Для теста пресного сдобного: мука пшеничная 350 г, масло 20 г, яйцо 1 шт., сметана 30 г, сахар 15 г, соль 4 г, сода 3 г, вода или молоко 75 г.

Для блинчиков - мука 40 г, яйца 10 г, жир 2 г, молоко 100 г, соль 1 г.

Для смазывания курника - пол-яйца.

Понадобится: для теста - мука 4 стакана, масло сливочное 250 г, сметана 250 г, 2 яйца.;

для начинки - курица 1 шт., белые грибы 300 г, 5 яиц, рис 1 стакан, рубленая зелень петрушки 1 ст. ложка;

для соуса - сливочное масло 2 ст. ложки, мука 1 ст. ложка, крепкий куриный бульон 2 стакана, сливки 1/2 стакана, 2 желтка, 200 г шампанского.

Приготовить сдобное тесто из указанных компонентов, отварить курицу до готовности, снять мясо с костей, нарезать ломтиками, заправить белым соусом. Рис отварить и полученную рассыпчатую рисовую кашу заправить маслом, добавить в него рубленые яйца и зелень. Свежие белые грибы потушить в масле и заправить тем же соусом.

Из подготовленного теста и начинок сформовать пирог. Для этого отделить четвертую часть теста для поверхности пирога, а из оставшегося теста раскатать круглую лепешку толщиной 1-1,5 см, положить ее в смазанную маслом форму или сковороду так, чтобы края формы были прикрыты слоем теста, на нее положить начинки слоями: рис, нарезанные кусочками яйца, нарезанную ломтиками курицу, грибы и снова рис и т.д. При этом необходимо придавать пирогу форму купола. Затем из оставшегося теста раскатать и "крышку" пирога, покрыть ею куполообразующую поверхность пирога и сделать из теста различные украшения; поверхность пирога смазать яйцом. В середине крышки сделать фигурное отверстие, чтобы во время выпечки удалялся пар. Выпекать пирог при температуре 220° С. Когда корочка зарумянится - пирог готов.

К курнику подавался соус.

Приготовление соуса. Одну ст. ложку масла растереть с мукой, разбавить бульоном, добавить сливки, проварить смесь на пару до сметанообразной консистенции, снять с огня и при непрерывном помешивании заправить желтками, растертыми с одной столовой ложкой масла. Чтобы желтки не свернулись, подогревать соус не рекомендуется.

Хлопотно курник печь,

Да не об том речь.

Не жаль трудов для Насти.

Дай, Бог, ей счастья!

Милости просим, люд честной, к нашим молодым на сыр-каравай.

Торт "Невеста"

Из белковой массы, приготовленной по основной рецептуре, испечь два-три коржа и несколько мелких меренг. После охлаждения коржи положить один на другой, прослоив их брусничным или клюквенным вареньем.

На поверхность торта нанести тонкий ровный слой сливочного крема. Края торта оформить мелкими меренгами. С помощью кондитерского мешка с трубочкой "магнолия" на лист пергамента отжать цветки из крема, поместить их в холодильник. Когда цветки застынут, кончиком ножа перенести их на торт, торт поставить на 2 ч. в холодильник.

Приготовление меренг включает три стадии: взбивание белковой массы, ее формование и выпечку изделий.

Взбивание белков. Основная рецептура меренг: 4 яичных белка, 1 стакан сахара. Аккуратно отделить белки от желтков, наличие даже следов желтка препятствует ценообразованию. Посуда, в которой взбиваются белки, должна быть безупречно чистой, без следов жира. Перед взбиванием необходимо охладить белки до 2° С (сахар также желательно охладить). При взбивании белки увеличиваются в объеме в 7 раз, что необходимо учитывать при выборе посуды.

Сначала белки взбивают без сахара до получения крепкой стойкой пены. Затем, не прекращая взбивания, постепенно, тонкой струйкой в них вводят сахар. Взбивание белков с сахаром не следует производить слишком долго. При долгом взбивании масса станет глянцевитой, плотной и может осесть. Продолжительность взбивания массы различна и зависит от количества белка и сахара. Обычно взбивание четырех белков с помощью миксера занимает 9-10 мин.

Формование белковой массы. Взбитую белковую массу с помощью кондитерского мешка с гладкой или резной трубочкой отсаживают в виде круглых лепешек или ракушек на смазанный маслом лист и сразу же выпекают, иначе масса может осесть.

Чтобы получить корж, взбитую массу выкладывают на лист, застланный бумагой, разравнивают по всему листу и выпекают. В процессе выпечки коржи необходимо наколоть вилкой или кончиком ножа по всей их площади с тем, чтобы предохранить их от разламывания. Бумага легко отойдет от изделий, если под нее на 2-3 мин. положить чуть влажную салфетку.

Выпечка меренг. При изготовлении меренг необходимо строго соблюдать температурный режим. Лист с отформованными меренгами следует ставить в только что зажженную духовку и медленно (в течение 1,5-2 ч.) при температуре 100*С выпекать - сушить изделия. Выпечка при более высокой температуре приводит к быстрому затвердеванию поверхности изделий, при этом середина получается влажной, тягучей. После выпечки такие меренги мгновенно "садятся", уменьшаются в объеме и становятся плоскими, расплывчатыми. Духовку во время выпечки меренг можно открывать, меренги можно снимать с листа постепенно, по мере их готовности. Готовые изделия легко отходят от листа.

За "Невестин торт " жених горд.

Пересекши край двора,

Гости на гулянку

В дом невесты до утра

Перешли с тальянкой.

За хозяйскими дверьми

В войлочной обивке

Стихли с часу до семи

Болтовни обрывки.

А зарею, в самый сон,

Только спать и спать бы,

Вновь запел аккордеон,

Уходя со свадьбы.

И рассыпал гармонист

Снова на баяне

Плеск ладоней, блеск монист,

Шум и гам гулянья.

Иопять, опять, опять

Говорок частушки

Прямо к спящим на кровать

Ворвался с пирушки.

А одна, как снег бела,

В шуме, свисте, гаме

Снова павой поплыла,

Поводя боками.

Помавая головой

И рукою правой,

В плясовой по мостовой,

Павой, павой, павой.

Вдруг задор и шум игры,

Топот хоровода,

Провалясь в тартарары,

Канули, как в воду.

Просыпался шумный двор.

Деловое эхо

Вмешивалось в разговор

И раскаты смеха.

В необъятность неба, ввысь

Вихрем сизых пятен

Стаей голуби неслись,

Снявшись с голубятен.

Точно их за свадьбой вслед,

Спохватясь спросонья,

С пожеланьем многих лет

Выслали в погоню.

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворенье

Нас самих во всех других

Как бы им в даренье.

Только свадьба, вглубь окон

Рвущаяся снизу,

Только песня, только сон,

Только голубь сизый.

Б. Пастернак СВАДЬБА



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: