Цель урока
- Вспомнить, какие сказки называют волшебными.
- Найти эти черты в сказке «Царевна -лягушка».
- Проанализировать сказку: определить тему, идею и художественные средства.
Напомните, каковы черты волшебной сказки?
- волшебные события
- волшебные герои и их помощники
- волшебная обстановка
- волшебные предметы
Ответьте на вопросы
- Кто главный герой сказки?
- Какие еще есть герои? На какие группы их можно разделить?
- Как зовут главную героиню? Почему у нее такое имя?
- Кто главный антигерой (враг) Ивана-царевича?
- Как он его победил? Кто ему помог?
- Как вы думаете, почему Василиса оказалась у Кощея? Виноват ли Иван в этом? Почему?
Изобразительно-выразительные средства сказки
- Гипербола – художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении художественного впечатления. (Рос не по дням а по часам )
- Тавтология – риторическая фигура представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. (Диво дивное, чудо чудное ).
- Сросшиеся синонимы – близкие по значению слова ставши единым целым. (Грусть печаль ).
- Постоянные эпитеты – устойчивое определение какого-либо предмета. (Добрый молодец, серый волк).
- Важные события происходят три раза .
Изобразительно-выразительные средства в сказке «Царевна-лягушка»
- Гипербола:
- Тавтология:
- Сросшиеся синонимы:
- Постоянные эпитеты:
- Троекратное повторения:
махнула левым рукавом – сделалось озеро, махнула правым рукавом, и поплыли по воде белые лебеди, пир на весь мир
старый старичок
спать-почивать
чистое поле, буйна голова, столы дубовые, скатерти самобраные
три сына, три задания, «три пары железных сапог износишь», «три железнх хлеба изжуешь»
Черты волшебной сказки
- Волшебные события:
- Волшебные герои и их помощники:
- Волшебная обстановка:
- Волшебные предметы:
превращение лягушки в девушку, выполнение заданий, махнула левым рукавом – сделалось озеро, махнула правым рукавом и поплыли по воде белые лебеди
Иван-царевич и животные, которые ему помогают старичок; Василиса прекрасная и мамки-няньки, Кошей Бессмертный, Баба Яга.
избушка Бабы Яги; дуб, на котором хранится смерть Кощея, место (за тридевять земель, в тридевятом царстве)
лягушачья кожа, клубок, сундук, яйцо, игла
Герои сказки
Назовите всех героев сказки, разделив их на группы (докажите своё мнение):
1 – положительные герои, олицетворяющие добро;
2 – отрицательные герои, олицетворяющие зло;
3 помощники героев;
4 – все остальные).
Анализ сказки «Царевна-лягушка»
Животные.
Назовите всех животных, которые упоминаются в сказке, какую роль, положительную или отрицательную, они играют. Докажите свою точку зрения.
Анализ сказки «Царевна-лягушка»
Волшебные действия и события
Назовите все необычные события или действия героев, которые происходят в сказке. Докажите, что такое не возможно в реальной жизни.
Анализ сказки «Царевна-лягушка»
Поступки героев
Назовите все существенные, важные для хода сказки поступки героев, разделив их на положительные и отрицательные. Докажите свою точку зрения.
Анализ сказки «Царевна-лягушка»
Волшебные предметы
Назовите все волшебные предметы, которые присутствуют в сказке, объясните их назначение.
Анализ сказки «Царевна-лягушка»
Народная философия(мудрость)
Чему учит сказка? Какие полезные советы и выводы она содержит?
- Золотое правило счастливой семейной жизни - доверяй свей второй половине .
- Иногда за неказистым видом можно просмотреть настоящую красавицу , умницу и умелицу, да еще и царевну.
- За свое счастье надо бороться , в борьбе обретешь ты счастье свое.
- Помоги другому и он поможет тебе в трудной ситуации.
- Не берись делать то, в чем ты ничего не понимаешь.
Домашнее задание
- Прочитать сказку « Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо »
«Это царство может лежать или очень далеко по горизонтали, или очень высоко или глубоко по вертикали». Расстояние преодолевается различными способами: герой может лететь по воздуху, ехать по земле или воде, его могут вести (клубочек, например) и т.д. Для всех этих способов передвижения волшебная сказка выработала специфические «внутренние медиальные формулы» – формулы, описывающие действия сказочных персонажей.
Чаще всего в сказках употребляются формулы, указывающие на длительность пути:
· «Бежала, бежала…», («Гуси-лебеди»)
· «Дурень шел-шел…» («Летучий корабль»)
Усложненный вариант такой формулы - глагол, обозначающий действие распространяется указанием на место и длительность процесса. Такая формула, как правило, троекратно повторяется:
· «Едет далекым-далеко, день коротается, к ночи подвигается», («Кощей Бессмернтый»);
· «День шел, другой шел, на рассвете третьего дня видит…», («Марья Моревна»);
· «Долго шел он не пивши, не евши», («Марья Моревна»)
Только для русских сказок характерна выразительная формула: «Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли…»: «Долго ли, коротко ли, заехал он в темный лес», (Иван-Царевич и Белый Полянин».
Ниже будут подробнее рассмотрены несколько сказок, где мотивы Дома и Дороги наиболее явно обнаруживают свою связь с теми же мотивами в ритуале и мифе, и от этого
становится более явным их значение в сказке. Интересен также момент достижения героем своей цели (конец маршрута), и способ, каким герой попадает в то место, где должен оказаться.
«Василиса Прекрасная»
Сказка начинается традиционной инициальной формулой: «В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную». Покидает дом Василиса Прекрасная для того чтобы восполнить искусственно созданную вредителем недостачу: «девушки работали. Вот нагорело на свечке; одна из мачехиных дочерей взяла щипцы, чтоб поправить светильню, да вместо того, по приказу матери, как будто нечаянно и потушила свечку…». Героине сказки заранее сообщается цель путешествия: «Тебе за огнем идти, ступай к бабе-яге!». Очень образно в этой сказке передается длительность пути: «Идет она и дрожит. Вдруг скачет мимо ее всадник: сам белый, одет в белом, конь под ним белый, и сбруя на коне белая, - на дворе стало рассветать.
Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка яги – бабы…»
Наконец Василиса Прекрасная у цели: «Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами: вместо верей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами». Перед нами наиболее типичное для русской волшебной сказки изображение форпоста между двумя мирами, его хранительница, как правило баба-яга, Ягишна. Именно она будет испытывать Василису. Дорога назад, уже в новом качестве, «возвращение», в этой как и в других сказках описывается скупо, т.к. очевидно, что ПРОЙДЕННЫЙ, преодоленный путь уже освоен и не представляет той значимости, как путь, ВЕДУЩИЙ к цели: «Бегом пустилась Василиса домой при свете черепа… и, на конец к вечеру другого дня добралась до своего дома».
«Три царства – медное, серебряное и золотое»
Начинается сказка традиционной присказкой, которая как и все сказочные присказки, снижает достоверность повествования: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича». Герой – Иван-царевич – отправляется из дома, чтобы ликвидировать двойную недостачу – матери и старших братьев. Мать утащил нечистый дух, а братья отправились на поиски и пропали. В этой сказке, в отличие от предыдущей, не известно место, куда следует отправляться главному герою. Но и Василисе Прекрасной и Ивану Царевичу сразу ясно – встретиться в конечном итоге придется с нечистым духом. Задача Ивана-царевича усложняется тем, что место его обитания предстоит сначала выяснить. Первая часть пути, это еще не «магический маршрут», это его поиски, описанные традиционнейшей формулой и лишенные волшебности и чудес: «Иван-царевич пустился в чужедальнюю сторону; ехал-ехал и приехал к синю морю…». Но вот конечная точка пути ясна -- нечистый дух – это Ворон Воронович, а обитает он в Яме подземельной, в Подземном царстве. Подземелье, Подземное царство в мифологии многих народов – царство мертвых. Поиск и спасение матери (супруга) из этого царства – распространенный мифологический сюжет. Вот здесь и начинается собственно Дорога: «Братья его благословили, он сел на рели, полез в ту яму глубокую и спущался ни много, ни мало – ровно три года; спустился и пошел путем-дорогою». Далее опять используется обычная медиальная формула сказки: «Шел-шел, шел-шел, увидел медное царство…», формула эта троекратно повторяется, пока не достигается цель -- самое Главное третье царство. Данная сказка усложняется тем, что уже достигнув цели, преодолев испытания, выполнив задачу, на обратном пути Иван-царевич предан братьями. В. Пропп считает, что в таких случаях можно говорить о начале новой сказки.
«Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»
Начало сказки – традиционно: «Жил да был царь; у царя было три сына: Федор, Егор да Иван…». Из дома герой отправляется чтобы восполнить недостачу и на поиски ранее исчезнувших братьев. Интересна данная сказка тем, что очень прозрачна связь с ритуалом: принять участие в ритуале, достичь цели, найти молодильные яблоки может только посвященный. В этом высший смысл, понятный только высшим силам. Старший и средний сыновья царя, будучи людьми неглупыми, выбрали единственно возможный для разумного человека путь – и пропали неведомо куда. Надпись на столбе именно на это и была рассчитана, «не совсем умный» Иван должен был поехать не туда куда умные бы поехали: «Младший сын поехал, доезжает до того же росстаянья и говорит: «Для отца поеду голову губить». Мотив Дороги, основной, правильной, нужной, виден здесь особенно четко по контрасту с ложными дорогами, цель которых – отсеять непосвященных.
Глава 3.
Как уже отмечалось выше, цель данной работы, еще и в том, чтобы попытаться проанализировать жанр и мотивы волшебной сказки не только в аспекте от прошлого к настоящему - от мифа к сказке, но и от настоящего к будущему, к литературной сказке. Ниже приведена попытка такого анализа на примере сказки "Золушка".
Урок № 10.
Тема: «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка).
Цели: Читать осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читать выборочно. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять и формулировать идею произведения. Расширять словарный запас. Сравнивать произведения. Классифицировать сказки.
Планируемые результаты.
Предметные:
Знать особенности народной сказки.
Уметьвыделять главную мысль произведения, составлять его план; соединять впечатления от
иллюстраций с содержанием прочитанного произведения.
Метапредметные:
Сопоставлять персонажей произведений.
Определять своё отношение к героям сказки, аргументировать его.
Личностные:
Формировать ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД на этапах урока
Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку.
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
-
Проверка домашнего задания
Активизирует процесс обсуждения чтения прочитанного и выслушивает всех желающих, правильно и тактично комментирует высказывание каждого ребёнка.
а) Радиотеатр;
б) Учащиеся читают записи, характеризующие Василису.
в) Выбираются самые удачные изображения чудесной куколки. Дети обосновывают свой выбор рисунков.
Коммуникативные УУД:
Мотивация учебной деятельности
Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке? Как вы думаете, что мы должны сделать на уроке?
Регулятивные УУД:
Умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему.
Актуализация знаний
На какие группы по содержанию делятся сказки?
Найдите и прочитайте отрывок, который доказывает, что сказка волшебная.
Находят в тексте отрывок, доказывающий, что сказка волшебная.
Коммуникативные УУД:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Применение знаний в новой ситуации
Из скольки частей состоит сказка? Есть ли в сказке зачин? Есть ли в сказке троекратные повторы?
Читают текс сказки до конца по три предложения.
Познавательные УУД:
Развитие читательских навыков,
Обобщение и систематизация
Выполним тест.Составьте диафильм по сказке.
Подберите по порядку к каждому рисунку слова из текста. Чтобы слова уместились в кадре, их должно быть немного, при этом они должны отражать основное содержание произведения.
Дети подбирают слова сказки: 1. «В некотором царстве... дочь – Василиса Прекрасная». 2. «Слушай, Василисушка!.. чем помочь несчастью». 3. «Затем мать поцеловала дочку и померла». 4. «После смерти жены купец потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять жениться. Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашёл в ней доброй матери для своей Василисы». 5. «Василиса была первая на всё село красавица... совсем житья не было». 6. «На, куколка... что делать?» 7. «Василиса только отдыхает... и печь вытоплена»
Познавательные УУД:
умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;
Умение кратко формулировать мысль
Умение обрабатывать информацию
- развитие навыков исследования, закрепление навыков групповой работы,
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Как вы считаете, кто лучше всех читал сказку? Оцените свою работу на уроке.
Оценивают свою работу на уроке.
Личностные УУД:
- развитие самооценки
Информация о домашнем задании
Дети находят и читают книги с русскими народными сказками. Кроме того, учащиеся готовятся к рассказу о прочитанных книгах, к викторине по сказкам, к постановке сценок
№ 9–11 на с. 36.
Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
Формирование навыков письма
Рефлексия.
Можете ли вы назвать тему урока?
Вам было легко или были трудности?
Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
Какое задание было самым интересным и почему?
Как бы вы оценили свою работу?
Личностные УУД:
- развитие самооценки
Сколько лет в супружестве был купец?_____________
Как звали дочь купца?___________________________
Сколько лет было девочке, когда скончалась ее мать?__________
Какой наказ дала дочери, умирая?________________________________________
Как поступил купец после смерти жены?__________________________________
Кто помогал Василисе справляться с трудностями?__________________
Кто жил в дремучем лесу?___________________________
Почему однажды осенью Василису выгнали в лес?____________________________
Что такое лучина?________________________________________________________
Кто такой всадник на белом коне?____________________________
Кто такой всадник на красном коне?__________________________
Кто такой всадник на чёрном коне?___________________________
Что принесла Василиса из лесу домой?________________________
12. «-Ваше царское величество, -отвечает ______________, - я принесла диковинный товар. Никому, кроме тебя, показать не хочу!»
Кто сказал эти слова? О каком товаре идет речь?____________________________________
13. Какое задание получила Василиса от царя?
14. Чем заканчивается сказка? ________________________________________________
___________________________________________________________________________
15. Что стало с отцом, старушкой и куклой?_________________________________
__________________________________________________________________________
16. Напишите название сказки ________________________
Какого народа эта сказка? _________________________