В каком возрасте дети начинают говорить? Когда ребенок начинает говорить.

До полного «взаимопонимания», когда ребёнок начинает говорить, пройдёт ещё немало времени, где за первыми «агу» последует первое «мама», и речь оформится...

С первых минут жизни новорождённого мама учится понимать его желания. Они пока ещё очень просты и предсказуемы, но и сейчас угадать, что беспокоит малютку, бывает непросто. Уже спустя пару недель родителей ждёт достойная награда за свои труды – первая улыбка и стремление к общению. До полного «взаимопонимания», когда ребёнок начинает говорить, пройдёт ещё немало времени, где за первыми «агу» последует первое «мама» , и речь оформится в предложения. Во сколько дитя заговорит, не скажет ни один педиатр, а вот как ускорить этот процесс, должен знать каждый родитель.

Еще не речь, но уже пора заниматься

Первые звуки, издаваемые малышом, являются важной частью подготовки голосового аппарата к речи. Это гуление, свирель и лепет. Они скорее носят рефлекторный характер и связаны с потребностями младенца. Во сколько должно появиться то самое «агу»?

Вспомогательные упражнения:

Гулить малютка начинает примерно с 1,5 месяцев. Вначале это протяжно произносимые гласные звуки (а-а-а, у-у-у), ближе к 3 месяцам появляются сочетания «абу» , «агу» и др. Потом крошка порадует своих родителей «песнями», в которых эти слоги и сочетания будут произноситься нараспев (7 месяцев). И к 8-9 месяцам появится лепет и долгожданное «мама».

Услышать «агу» можно лишь, когда грудничку комфортно. Убедившись, что он сыт, ему тепло и сухо, наклонитесь над ним и чётко произносите звуки. Чадо с радостью вам ответит!

Сколько общения, столько должно быть и улыбок. Какому ребёнку захочется гулить, если мама хмурая и не отвечает ему. Откликайтесь на любое желание пообщаться, даже если вас ждут важные дела. Повторяйте «агу» и другие сочетания вместе с крошкой, вставляйте новые легко произносимые звуки.

Почему именно «агу»

Из-за несовершенства артикуляционного аппарата гласные [а], [э], [у] похожи скорее на «г-гу» или «г-ха» . Так рождаются первые гортанные звуки. Их воспроизведение даётся легче всего малышу, потому что участвует только гортань. Вот и получается у него на выдохе непроизвольное «агу» . Вначале карапуз сам не понимает, как это выходит, но после продолжительных тренировок, он учится придавать своему «агу» эмоциональную окраску и вставляет его в разговоры с мамой.

Мама – первое слово

Этого слова мамы ждут особенно сильно. В каком возрасте ребенок начинает произносить долгожданные 4 буквы? Первое лепетное «мама» дети воспроизводят уже после 7 месяцев. Пока это слово ничего не значит, просто эти сочетания звуков малышу даются проще.

Осознанно карапуз позовёт маму лишь после года и даже 1,5 лет. Хотя большинство детей начинают со слова «дай» . Оно и понятно. Уметь говорить «дай» гораздо важнее и полезнее, а мама с папой подождут!

Чтобы чадо поскорее осознанно обратилось к вам, его надо этому учить. Выполняя какие-то действия комментируйте: «Мама идёт на кухню» , или «Мама варит кашу» . Помогут и игры в прятки. Спрятавшись за пелёнку или прикрыв лицо руками, спросите малыша: «Где мама?».

Становление осознанной речи

Единых календарных сроков и норм, которые гласят, во сколько месяцев должен говорить ребёнок, не существует. Однако формирование речи обычно у всех происходит поэтапно: каждый малыш начинает с забавного «агу» и, в конечном счете, приходит к правильно оформленным предложениям.

До 2 – 2,5 лет дитя обычно понимают только родственники, в более старшем возрасте (около 3 – 4 лет) малыш становится полноценным собеседником, использует распространённые предложения, правильно согласовывает слова, неустанно задает вопросы «Почему?», «Когда?» .

Почему ребенок молчит

Многие родители наверняка слышали о таких случаях, когда ребёнок начинает говорить сразу предложениями. При этом до определенного возраста кроха совсем молчал. Это скорее исключение из правил.

Если малыш до 3 лет так и не заговорил, надо искать причины «молчания», чтобы вовремя их исправить. Среди них совсем не обязательно будут проблемы медицинского характера – отстающее созревание нервной системы, родовые травмы, нарушения слуха и т.д. Существуют и другие факторы, от которых дети поздно начинают говорить.

Недостаточно развита мелкая моторика

Рука – второй орган речи, и от того, как много работают детские пальчики, напрямую зависит, во сколько ребенок заговорит. Уже с первых месяцев нужно делать карапузу массаж, потом можно играть в пальчиковые игры (например, в «сороку» ). С 1,5 лет осваивайте творческую деятельность – лепку, рисование, аппликации.

Отсутствие мотивации

Иногда родители чересчур опекают свое чадо, на лету угадывая его желания. А зачем учиться говорить, если тебя и так все понимают! Когда крошка указывает пальчиком на предмет, не торопитесь его сразу подавать. Пусть у него возникнет потребность в умении говорить, и даже, если не всё будет сразу получаться правильно, в скором времени он научиться называть необходимые ему предметы.

Настойчивое обучение

Некоторые родители уж очень упорно учат свое чадо говорить. Неустанно требуя повторить за ними слово, они раздражаются, когда малыш не произносит его правильно, и исправляют его. Подобные методы могут лишь замкнуть кроху.

Переизбыток эмоций

А бывает обратная ситуация. Кроха произнёс слово, мама с папой счастливы. Он заметил их реакцию и снова повторяет слово, а значение его так и не закрепилось в сознании карапуза. Чтобы оно запомнилось, нужно связать название с предметом.

Недостаток внимания

Занятые работой родители совсем забывают о ребёнке, откупаясь игрушками и предоставляя его самому себе. А если малыш ещё и не ходит в сад, дефицит общения ведёт к отставанию в речевом развитии.

Если ребёнок левша

Почему не стоит переучивать левшу и как это может отразиться на его речи? Заставляя кроху работать правой рукой, мама с папой перекладывают врожденные функции «командующего» правого полушария мозга на левое, которое к этому не готово. В итоге воспринимающаяся на слух речь «не знает», в каком полушарии должна «осесть». Переученные левши не только позже заговорят, но и другие их способности развиваются не в полной мере.

Когда пора волноваться

Затрагивая тему — когда ребенок начинает говорить, Комаровский, как и другие педиатры, допускает, что до 3 лет дошколёнку позволено развиваться без оглядки на своих сверстников. Но если к этому возрасту дети так и остаются «молчунами» или имеют проблемы в звукопроизношении, стоит обратиться к неврологам и логопедам, чтобы как можно раньше исправить проблемы.

Сам Комаровский считает, что надо думать не о том, сколько и как правильно дитя говорит на данном этапе, а о том, как формируется этот навык в динамике. Если дитя в 2 года знает лишь 10 слов — это не так страшно, как, когда и в 3 года его словарный запас так и не пополнился.

И, прежде чем бить тревогу, призывает Комаровский, следует адекватно оценить развитие крохи.

Что делать, чтобы карапуз заговорил вовремя

Большинство родителей слишком поздно одумываются и начинают искать способы «разговорить» своё чадо. Между тем работу надо начинать с самого рождения. Какие рекомендации дают психологи и логопеды?


Любимое занятие мам, говорит Комаровский, это постоянное выискивание несуществующих «неправильностей» у своего ребёнка. Позвольте ему развиваться своим путем и вы не успеете заметить, как он заговорит и догонит своих сверстников.

Ликбез для родителей

Задача родителей не только организовать благоприятные условия для успешного овладения речью ребёнком, но и следить, чтобы она была грамотной. Кроме художественной литературы, эталоном языка является собственная речь родителя. Вот тут и возникает много вопросов, ведь чтобы научить чадо говорить правильно, нужно самому знать, как употребляются слова.

Тематический материал:

«Пропылесошу» или «пропылесосю»?

Маленький «почемучка» обязательно задаст этот вопрос, не сомневайтесь. А как ответить, когда и сам сомневаешься в обоих вариантах?

И «пропылесошу» , и «пропылесосю» будет ошибкой. Глагол «пылесосить» ограничен в образовании некоторых личных форм. В русском языке он такой не один, например, слова победить, чудить и др. также нельзя спрягать подобным образом.

Правильно сказать: «Хочу пропылесосить», «Хочу победить» и т.д.

Надо или нужно?

«Надо» и «нужно» являются синонимами. Есть лишь небольшая разница в их употреблении. «Надо» говорит скорее об обязанности и связано с действием, а «нужно» — это желание или потребность (нужда). «Надо» – более жесткое и сильное, «нужно» — менее настоятельное.

Это лишь несколько примеров. В любом случае никогда не бойтесь показаться ребёнку незнающим чего-то. Просто надо (или нужно!) всегда иметь под рукой орфографический и толковый словари, где вы вместе со своим любознательным отпрыском сможете найти, как правильно и грамотно говорить.

А когда ваш ребёнок начал говорить? Делитесь своим опытом в комментариях!

На вопрос о том, в каком возрасте дети начинают произносить слова, до сих пор нет единственно верного ответа. Да, существуют некие «подогнанные» под единые рамки стандарты, по которым так или иначе развиваются все физически и психически здоровые дети. Но при этом имеющиеся усреднённые данные в действительности не отображают реальной картины полностью, поскольку развитие детей вообще и развитие детской речи слишком отличаются от статистической информации.

Так, есть дети, которые в 10-12 месяцев уже вполне сносно владеют активным словарем из 10-15 слов. Но также часты случаи, когда малыши в возрасте 2,5-3 лет продолжают хранить молчание, хотя всё прекрасно понимают и имеют нормальное психическое развитие.

Уже неоднократно публиковались отчёты психологов и логопедов, в которых они делали безуспешные попытки подсчитать, сколько конкретно и какие слова должны знать малыши в том или ином возрасте. Однако воз и ныне там – речь каждого ребёнка развивается по собственному сценарию, независимо от желаний и усилий мамы и папы, ближайшего окружения, психологов, медиков и логопедов.

Хотя справедливости ради следует отметить, что на развитие речи малышей (а также на то, со скольки лет или даже месяцев они начинают осознанно произносить слова) существенное влияние оказывают окружающая обстановка и условия, в которых дети проживают. Но об этом ниже.

Приблизительные этапы становления речи

  • В промежутке от 1 месяца до пяти здоровые младенцы учатся реагировать на обращенные к ним реплики взрослых, перестают плакать и пытаются сосредоточиться на образе взрослых. К 3 месяцам среди звуков, издаваемых грудничками, отчетливо проявляются согласные звуки. Кроме этого обычно к 3 месяцам малыши уже умеют «агугать» и «гулить». В 5 месяцев многие младенцы «поют» – произносят продолжительные «реплики» на своем «малышовом языке» со сменой интонации, громкости и даже некоторой эмоциональностью.
  • В возрасте 6 месяцев многие дети уже умеют произносить первые слоги: «ба», «па», «ма» и др. Конечно же, это ещё не слова, но уже явные предпосылки для них. В этот же период формируется правильная реакция на интонации, они учатся распознавать знакомые голоса.
  • Примерно в 8 месяцев формируется устойчивая речевая функция – малыши все чаще и охотнее лопочут, т. е. повторяют одинаковые слоги с четким пониманием того, о чем они говорят. Например, повторяя «ма-ма» или «па-па», малыш полостью осознает, что обращается к родителям. В личном словаре ребёнка увеличивается объём активно используемых звуков, букв и слогов. На этом этапе мальчики и девочки развиваются более-менее одинаково.
  • В промежутке между 9 и 12 месяцами происходит активное развитие словаря, появляются первые осознанно произносимые слова, причём не в качестве случайного набора звуков, а в качестве конкретного обращения. Например, мама, папа, баба, ляля и т. д. Кстати, «мама» – далеко не всегда первое слово малыша. В возрасте 9-12 месяцев дети уже достаточно хорошо понимают взрослых, сносно выполняют несложные указания и просьбы (поцеловать маму, погладить кису, выбросить бумажку в мусор).
  • Некоторым детям в возрасте 1 года, произнося простые слова и демонтируя простые жесты, удается объяснить взрослым свои желания, намерения или планы. Хотя, согласно среднестатистическим данным, более-менее сносно малыши начинают разговаривать примерно в 15-18 месяцев, когда их словарный запас, в некоторых случаях, увеличивается до 20-30 слов. Это совсем не означает, что в этот период наступает момент, когда ребёнок должен начать говорить в традиционном нашем понимании, но зачастую это случается именно в этот момент времени.

Конечно, в возрасте 1,5 лет речь ещё слишком невнятная, так что часто произносимые слова и фразы может разобрать только мама.

  • На 21 месяце жизни малыши начинают употреблять двухсложные предложения: «Мама, дай!», «Баба, иди!», «Тёма бай», «Мама, кушать» и т. д.
  • К 24 месяцам или 2 годам словарный запас «малышни» может состоять примерно из 50 слов. В возрасте 2 лет дети уже, как правило, умеют выполнять более сложные инструкции и просьбы («Отойди от телевизора и сядь в кресло!», «Убирай свои игрушки, пора идти спать» и др.). В этом периоде дети уже умеют идентифицировать себя в обществе, правильно употребляют местоимения и начинают проговаривать более сложные предложения, состоящие из 3-4 слов, начинают более охотно общаться со сверстниками, и при наличии такой возможности их речевое становление развивается семимильными шагами.
  • В 36 месяцев или к трем годам словарный запас полностью здоровых детей может состоять из 250-700 слов. Они знают числительные, предлоги и глаголы. В возрасте 3 лет дети хорошо понимают прочитанные им стихи и сказки, могут их пересказывать в той или иной степени близко к тексту, начинают задавать массу вопросов и даже пытаются самостоятельно на них отвечать.

Приведенная выше статистика – весьма условная и неоднозначная. В действительности же, на тот момент, когда ребёнок начинает говорить, имеет влияние масса других не менее важных факторов. Но, даже несмотря на это, примерно к 3-3,5 годам все здоровые дети уже должны уметь более-менее сносно изъясняться на родном языке таким образом, чтобы не только мама понимала, о чем говорит малыш, но и другие люди, в том числе сверстники.

Факторы, влияющие на развитие речи

  1. Психическое и физическое здоровье имеет если не определяющее значение в развитии детской речи, то одно из первых.
  2. Ближайшее окружение малыша также один из важнейших факторов, способствующих развитию речи. Так, например, не стоит ждать развития речи в рамках установленной нормы у малыша, рожденного в семье глухонемых родителей. В семьях, где малышу уделяется недостаточно внимания, там, где с ним не стремятся разговаривать или вербальные коммуникации сведены к минимуму, также наблюдается некоторое отставание от установленных норм.
  3. Психологическая обстановка в семье, где проживает ребёнок, имеет огромное значение. В домах, где постоянно наблюдается нестабильный эмоциональный фон, происходят частые конфликты, ребёнок переживает стрессовые ситуации (испуг, переезд, расставание с близким человеком и т. д.) возможны нарушения в речевом развитии и отставания от норм и стандартов.
  4. Личная заинтересованность и мотивация ребёнка – ещё один важный элемент, способствующий становлению речи или тормозящий её развитие. В семьях, где попытки произносить новые слова и фразы пресекаются излишней опекой, «угадыванием» желаний малыша, дети, как правило, не заинтересованы в скорейшем пополнении словарного запаса.

Важно понимать и учитывать, что момент, когда ребёнок начинает говорить – у каждого свой, со скольки лет малыш начинает произносить свои первые слова – личная особенность ребёнка, однако – это болезнь, диагностировать которую могут только специалисты: врачи, психологи и логопеды. Никак не мама или другие родственники, не имеющие необходимой квалификации.

Что ещё нужно знать родителям

Кроме условных стандартов развития деткой речи есть и иные обстоятельства, влияющие на то, во сколько лет заговорят малыши.

  1. Существует мнение, что девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики. Это объясняют особенностями развития нервной системы. Однако и эта норма имеет свои исключения, при которых мальчики начинают произносить слова и предложения в более раннем возрасте.
  2. В паре близнецов обычно один из малышей начинает разговаривать раньше, делает это более активно и охотно по сравнению со вторым. Такая ситуация – норма, она особенно характерна для семей, где близнецы – мальчики. У разнополых двойняшек или у близнецов-девочек такой особенности не отмечают.
  3. Заметить какие-либо нарушения в речевом развитии малыша от рождения до 8-9 месяцев практически невозможно. Точно также неравнодушным родителям очень сложно не заметить их в возрасте 3-3,5 лет.
  4. Нередки случаи, когда полностью здоровые дети в возрасте 4-5 лет по тем или иным причинам не желают осваивать родную речь. В подобных ситуациях все же не помешает своевременная консультация со специалистами, иначе слишком вероятны сложности в процессе социализации и обучения таких молчунов.
  5. Если специалисты диагностируют нарушения в речевом развитии ребёнка, занятия по их исправлению могут занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Вовремя принятые меры позволят не столько повысить их эффективность, сколько исключить возможные осложнения.

Таким образом, очень важно знать, в каком возрасте дети произносят первые слова, но не менее важно понимать, что строгих рамок и четких границ не существует. Речевое развитие малыша будет проходить в рамках установленных норм, если он заговорит и в 10 месяцев, и в возрасте 3 лет.

Процесс развития речи индивидуален для каждого отдельного малыша, однако существуют основные периоды формирования речи.

Свои первые звуки ребенок начинает издавать уже в возрасте двух месяцев. По этим звукам родители вполне могут определить состояние и настроение малыша. Со временем мамы приобретают навыки определять, когда плач ребенка означает, что тот хочет есть; когда его что-то беспокоит; а когда он просто требует внимания к своей персоне. Также маленькие дети могут издавать звуки, означающие радость, удовольствие и положительные эмоции.

В возрасте от полутора до трех месяцев ребенок уже начинает издавать такие звуки как гуление, агукание. Также в этом возрасте дети начинают реагировать на речь взрослых.

В четыре-пять месяцев малыши уже начинают лепетать. Первое слово ребенок обычно произносит в возрасте от восьми месяцев до года. Не всегда этим словом становится «мама». Ребенок произносит такое слово, которое наиболее удобно для него. Чаще всего это слово, обладающее одинаковыми слогами: «мама», «баба», «ляля»» и другие.

Можно отметить то, что очень часто дети, произнеся первое слово, начинают употреблять его при обращении к любому предмету или взрослому человеку. Это может продолжаться до тех пор, пока к ребенку не придет сознание того, что каждый объект имеет отдельное наименование. В годовалом возрасте ребенок уже должен знать около пяти-восьми слогов.

Дальнейшее развитие речи

Приблизительно к полутора годам маленькие дети начинают складывать простые слова в несложные фразы. Нередко такими фразами становятся «хочу есть», «дай пить» и тому подобные.

Следует отметить, что речевое развитие у девочек происходит гораздо быстрее и активнее, чем у мальчиков. Однако все дети в возрасте трех-четырех лет должны уметь говорить фразами и иметь в словарном запасе некоторое количество слов. Если же этого не происходит, то нужно обратиться к таким специалистам как логопед и невролог.

Родители должны способствовать развитию речи своего ребенка. Они должны научить малыша навыкам комментирования своих и чужих действий. Для этого мама малыша при слове «сядь» должна садиться сама. Очень хорошо дети воспринимают обучение словам в игровой форме. Если восьмимесячному ребенку нравится играть в «ладушки», то при просьбе кого-то из взрослых продемонстрировать это, малыш начинает активно хлопать в ладошки.

В русском языке существует множество потешек, которые также дают хороший эффект при обучении малыша речи. Нужно предлагать ребенку демонстрировать действия, описываемые в этих потешках. Взрослым нужно обращать больше внимания на обучение малыша к комментированию своих действий. Хороший эффект дает также запоминание названий предметов обихода и игрушек.

В мозг ребенка каждый день поступает новая информация. Иногда родителям может показаться, что процесс речевого развития зашел в тупик, но это не так. Со временем все дети проявляют свои знания в словесной форме.

А кому, собственно, малыш что-то должен? Современные логопеды, педиатры, психологи все чаще придерживаются мнения, что та заветная дата, когда ребенок начал говорить , наступает у каждого в различные сроки. Разумеется, молодые родители беспокоятся, почему чадо пользуется языком жестов, ограничивается 5-слогами, упорно не желает повторять самые простые слова. Мама жалуется, что сыночек молчит, хотя ему 2 года и 2 месяца, а девочку из семьи, живущей этажом ниже, уже «водят» на занятия по английскому языку, где она запоминает и (это не шутка!) повторяет, и произносит не только отдельные слова, но фразы. Отсюда возникают вопросы о том, во сколько начинают говорить мальчики, а когда – девочки. Педагог уверена, что ребенок осознанно использует иноязычные слова. В приведенном примере, оба ребенка – первенцы, мамы строго относятся к своим обязанностям: занятия, игры, прогулки непременно входят в режим дня. Но у каждой из мам – ребенок индивидуальный!

Наш ребенок не говорит

Хотя ровесники давно произносят полные предложения, мы обращаем пристальное внимание если наш малыш при этом не говорит ещё. Кумир миллионов родителей доктор Бенджамин Спок считал, что не все дети начинают говорить на определенном месяце развития. Большое значение имеют такие факторы, как темперамент, природные особенности .

Помните и об атмосфере , в которой воспитывается малыш. Да, ему пока не удается сказать даже слово "мама" , однако он замечает, насколько доброжелательны люди вокруг него. Причем не только, как относятся к нему старшие, но и как вы общаетесь между собой. У старших, особенно это касается пап, в общении проявляется диктаторство, что напрочь лишает ребенка инициативы . Этому малышу будет неуютно даже в своей семье, он может замкнуться, уйти в себя. Он еще слишком мал, чтобы изменить эмоциональный фон семьи , но достаточно большой, чтобы уловить все недомолвки, скрытую неприязнь, недоверие. Поэтому во сколько месяцев ребенок начинает говорить первые зависит не только от малыша!

С течением времени мамы, чаще всего это именно мамы и бабушки, начинают метаться в поисках чудо-средств, чтобы помочь малышу начать общение . Если вы не желаете «подождать еще пару месяцев », или поведение ребенка действительно вызывает тревогу и опасения, обратитесь к участковому педиатру.

ВАЖНО! Пройдите консультацию у опытного, хорошо зарекомендовавшего себя доктора, если считаете, что с вашим малышом, что-то не так.

На что обратить внимание, чтобы ребенок начал говорить

  • В норме ли органы слуха и речевой аппарат;
  • Соответствует ли возрасту психофизическое состояние малыша;
  • Доброжелателен и активен ли ребенок;
  • Может ли заменять общение звукоподражанием, воспроизводить несложные мелодии;
  • Самое главное, удостоверьтесь, что вы отлично понимаете друг друга.

Когда ребенок начинает говорить

Помните, что речь – одно из основных действий, которым овладевает человек в процессе своего индивидуального развития . Эта функция обеспечивает человеку одну из форм взаимодействия с окружающими, чаще всего, людьми (хотя дети пытаются общаться с разными предметами). По статистике, этим навыком дети овладевают тогда, когда им исполняется год или полтора . Однако не всегда дети говорят чётко и ясно к этому возрасту. Известно, что девочкам свойственно раннее развитие и, как следствие, они девочки начинают говорить раньше мальчиков . Тем не менее не всегда дети начинают говорить к установленному опытным путём сроку. Поэтому необходимо, чтобы участие взрослых непосредственно сказывалось на темпах овладения этим навыком.

Начинаем говорить первые слова

Обращая внимание на эти нехитрые советы, вы способствуете гармоничному развитию вашего малыша и помогаете малышу начать говорить первые слова и составлять фразы:

  • Родители должны относиться к ребёнку как к взрослому человеку . Это значит, что не нужно сюсюкать. Речевые партии родителей в отношении ребёнка должны быть такими же, как если бы они говорили со взрослым человеком. Это важно для того, чтобы малыш начал усваивать информацию правильно и начал произносить слова .
  • Необходимо опредмечивать произносимые слова . На запоминание влияет демонстрация того предмета, имя которого называется. Помимо того, что дети запоминают слова гораздо быстрее, они ещё и усваивают понятия формы, цвета.
  • Нужно описывать происходящие вокруг явления. Например, идя с малышом по парку, можно рассказывать, что происходит вокруг: поют птички, сидящие на большом дереве, проехала машина зелёного цвета, а вон там, на лужайке, мальчик и девочка играют в мяч или рассказывают другу другу интересные истории из своей жизни. Таким образом, ребёнок начнёт воспринимать поток информации и сопоставлять его с реальностью.

Речь на первом году жизни

К первому году своей жизни малыш овладевает 6-8 словами . Они составляют его базовый лексикон. Заметно, что он пользуется словами как угодно: произносит лишь слоги целого слова, мешает их между собой, называет каким-то словом не тот предмет, какой он означает и так далее. Одним словом, экспериментирует.

Артикуляционный аппарат развивается не без участия родителей. Смотря на их мимику, дети пытаются двигать органами речи подобным образом, чтобы научиться издавать такие же звуки, поэтому важно не ограничивать ребёнка в общении с родителями. И во время разговора смотреть на него!

Речь в старшем возрасте (3-4 года)

В старшем возрасте дети приобретают способность связывать слова между собой , использовать в речи словосочетания, предложения, так как формируется мышление и речь. Начинается период «почемучки» , когда ребёнок активно интересуется всевозможными явлениями, предметами, их происхождением и областью применения. Важно давать детям ответы на их вопросы, поддерживать диалог, чтобы не потушить ту жажду познания окружающего мира до того момента, когда она (жажда) сама будет сходить на нет.

Как ускорить момент

Если вам очень хочется, чтобы ваше чадо побыстрее заговорило на человеческом языке, попытаемся ускорить речевую деятельность ребенка . Давайте исходить из того, что наш маленький человек должен захотеть научиться разговаривать . Он показывает пальчиком на желаемый предмет, игрушку, призывая вас помочь. Постарайтесь проговорить медленно и очень доброжелательно, как только вы и можете, что именно малышу нужно. Не повторил сейчас, исполните его просьбу, он все равно скажет. Только не теряйте уверенность в том, что ваш малыш скажет первое слово, предложение, а потом еще много разных фраз. Вспомните, как долго и трудно вы ждали заветного момента, слушайте его, отвечайте и получайте удовольствие от общения. Вы эту радость заслужили!

Полезное видео

О том, когда ребенок начинает говорить доктор Евгений Комаровский расскажет в своей постоянной программе:

Итоги

Итак, основным принципом развития речи является развитие этой речи, как бы парадоксально это не звучало. Это значит, чтобы человек научился говорить, с ним нужно разговаривать, необходимо, чтобы он слышал речь, видел, как её произносят, а самое главное – зачем это делают. Входя в коммуникативную среду, ребёнок очень быстро научится излагать свои мысли, а общение с разными людьми помогает выработать определённую точку зрения и мнение на любую сложившуюся ситуацию уже с пелёнок.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Все мамы очень ждут, когда их малыш произнесет первые слова. И пусть это будет не «мама», а «дай» или «папа», радости от этого не меньше. Но сидя на детской площадке, волей-неволей сравниваешь ребятню: у кого малыш «молчун», а кто уже вовсю щебечет.

Чтобы не ощущать чувства неполноценности, вопросом, в каком возрасте ребенок начинает говорить, я озадачилась еще до года. Наш педиатр дал нам задание: к году кроха должен говорить 10–12 слов. Несложных, таких как «мама», «баба», «би-би», «гав», «тик-так». Как мальчику, нам немного снизили планку до 9–10 слов. Но для этого с крохой нужно много разговаривать, читать книги, играть в ролевые игры.

Каких-то точных сроков того, когда малыш заговорит, нет, все индивидуально. Но родители должны знать, в каком возрасте ребенок начинает говорить, чтобы вовремя заметить, если что-то пойдет не так.

Нормы

Сразу оговоримся, что не все нижеперечисленные нормы следует воспринимать буквально. Ведь дети разные. Полностью оценить речь малыша врачи берутся только после 5 лет. Поэтому часто родители волнуются, в каком возрасте ребенок начинает говорить, боясь задержки речевого развития, но тревогу стоит бить только после консультации педиатра и логопеда.

1. Самые первые осознанные звуки, которые издает кроха, называются гуление. Первое «агу» можно услышать в период 1–2 месяцев. Все остальное время недовольство по-прежнему выражается криком.

3. С 5–6 месяцев речь младенцев называется лепетом. Они создают свой детский язык, пытаются подражать взрослой речи изменением интонации. Выговорив новый звук, ребенок пробует его на вкус и запоминает, многократно повторяя.

4. Первые осознанные слова появляются в период с 8 до 14 месяцев. Обычно так дети зовут близких людей или называют понравившиеся им предметы.

5. В 2 года дети уже способны говорить простые предложения и обладают большим пассивным словарным запасом (понимают, но не называют).

6. До 3,5 лет формируется понимание законов родного языка. Существительные склоняются по роду, числу и падежу, а в речи слышны сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок активно использует речь в игре, разговаривает с куклами.

На что еще обратить внимание?

1. Все мамы, которые интересуются, в каком возрасте ребенок начинает говорить, должны делать скидку на пол. Мальчики, более сдержанные от природы, поэтому они долго наблюдают и запоминают, и только потом начинают говорить. При этом в основе их интересов лежат слова, связанные с действием (упал, пошли), они долгое время пользуются придуманными словами. Девочки, напротив, весьма способны к речи. Они любят называть окружающие их предметы, людей, новые слова запоминаются легко.

2. Более темпераментные дети начинают говорить раньше. Они весьма любопытны, поэтому готовы взаимодействовать с окружающими на их языке.

3. Младшие дети в семье окружены всеобщим вниманием, к тому же у них перед глазами пример старшего ребенка, они также начинают говорить рано. Однако случается и обратное, весьма болтливые родители или старшие дети могут «не давать вставить и слова». Поэтому выслушивать нужно всех членов семьи.

4. В наше время без гаджетов жизнь невозможна. Но ученые заметили, что погружение в виртуальный мир задерживает развитие речи, а также мешает социализации малыша.

Когда нужно насторожиться?

1. Если в 3 месяца ребенок не отзывается на свое имя поворотом головы в сторону зовущего.

2. В полгода не реагирует на «добрую» и «сердитую» интонацию взрослых, не ищет источник звуков.

3. После года не понимает просьбу показать предметы в книге.

4. С 2 до 3 лет не составляет простых предложений, путает «верх» и «низ».

5. С 3 до 4 лет использует в речи простые предложения, неправильно произносит звуки.

Если малышу исполнилось 2 года, а он до сих пор молчит, то необходимо показать его логопеду, детскому психологу или психиатру.

Как развивать речь?

Если мама беспокоится, в каком возрасте ребенок начинает говорить и как это происходит, то ее непременно заинтересуют способы развития речи. Лучше всего пассивный словарный запас формируется при чтении и разговоре с малышом. Даже если ему только месяц, он уже будет реагировать на интонацию родителей. Самый простой способ для развития речи это проговаривание всех действий, которые мама производит с малышом: купает, кормит, делает массаж, меняет подгузники.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: