В америке как растят детей новорожденных. Американские особенности воспитания детей


По словам Глена Домана – директора Института развития потенциальных возможностей человека, написавшего предисловие к книге Масару Ибуки «После трёх уже поздно», она является одной из наиболее важных книг, которые вообще были когда-либо написаны, и прочесть её должен каждый человек, который является родителем.

Автор книги уверен в способности маленьких детей научиться чему угодно, и приводит свои доводы на тему того, как воздействует на новорождённых окружающая среда. То, что взрослые осваивают с большими трудностями, дети выучивают запросто – нужно только использовать особые приёмы, о которых также идёт речь в книге. Самым главным же является умение своевременно начать помогать ребёнку осваивать новый опыт, а сделать это может только тот, кто находится рядом с ним.

Данная работа адресована всем родителям, желающим показать своим маленьким детям мир новых удивительных возможностей.

О Масару Ибуке

Масару Ибука – японский предприниматель и менеджер, сооснователь корпорации «Sony», человек, чьи инженерные идеи помогли стать Японии одним из лидеров в области электроники и технологий, и создатель инновационных детей раннего возраста.

Вопросами развития детей Ибука занялся по причине того, что его собственный ребёнок запаздывал в умственном развитии. Приобретя опыт в процессе его воспитания и обучения, а также прибегнув к помощи специалистов, автор создал несколько организаций – «Ассоциацию раннего развития» и школу «Обучение талантов». Затем была написана и книга «После трёх уже поздно», ставшая бестселлером и нашедшая отклик в сердцах и умах множества читателей по всему миру.

Краткое содержание книги «После трёх уже поздно»

Книга состоит из вступления, предисловия и пяти частей. Первая часть посвящена потенциальным возможностям ребёнка. Вторая часть рассказывает о влиянии раннего опыта. Третья повествует о том, что полезно для малыша. В четвёртой части раскрываются принципы воспитания. И из пятой части вы узнаете о том, чего не следует избегать в процессе воспитания.

Конечно же, мы не станем пересказывать вам всю книгу (будет гораздо лучше, если вы прочтёте её сами), но всё же позволим себе рассказать о некоторых показавшихся нам интересными и важными моментах.

Часть 1. Потенциальные возможности ребёнка

Благодаря исследованиям и физиологии мозга удалось выяснить, что ключом к развитию умственного потенциала ребёнка является его собственный познавательный опыт в первые три года жизни, пока развиваются мозговые клетки. Нет детей, родившихся гениями, и нет, родившихся дураками. Основное значение имеет стимуляция и степень развития мозга на начальном этапе жизни, а это и есть период до трёх лет. Заниматься воспитанием в детском саду уже становится поздно.

Единственной целью раннего развития является предоставление ребёнку такого образования, которое позволит ему иметь глубокий ум и здоровое тело, а также сделает его сообразительным и добрым.

Множество родителей и специалистов считают, что сознательно обучать маленького ребёнка – неправильно, т.к. информационный переизбыток негативно сказывается на детской нервной системе. Однако, отправляя детей в детский сад, они сразу же отказываются от своей позиции, становятся строгим и предпринимают попытки чему-то научить детей. Но следует делать иначе, а именно: заниматься с ребёнком в первые годы жизни и оказывать родительское влияние.

Часть 2. Влияние раннего опыта

Наибольшей важностью обладает окружение ребёнка, а не гены. Даже близнецы будут кардинально отличаться, если их воспитают разные родители.

Если бы определяющим фактором в процессе формирования способностей являлось происхождение, тогда дети перенимали бы профессию своих предков, однако жизнь намного загадочнее, и ребёнок может получить совершенно другую профессию, чем его родители.

На ребёнка воздействуют такие вещи, о которых мы даже не подозреваем. То, что нам может казаться лишённым смысла, дети могут воспринимать совершенно иначе, и это нечто может даже стать основой всей их дальнейшей жизни. Те впечатления, которые получает человек в детстве, формируют то, как в будущем будет мыслить и действовать ребёнок.

Часть 3. Что полезно малышу

Для начала важно сказать, что каких-либо готовых схем по обучению младенцев не существует. Советы, предлагаемые в книге, являются только идеями, руководствуясь которыми любая мама может либо принять, либо отвергнуть какой бы то ни было совет по воспитанию.

Необходимо как можно чаще носить ребёнка на руках, т.к. это доставляет ему массу положительных эмоций.

Не нужно бояться брать малыша с собой в постель, т.к. это исключительно благоприятно сказывается на его умственном и психическом развитии.

Занимайтесь со своим ребёнком хотя бы час в день, и вы заметите, что степень его интеллектуального и заметно повышается.

Ни в коем случае не нужно с ребёнком сюсюкаться, т.к. использование во время общения с малышом «детского» языка существенно замедляет его развитие.

Необходимо развивать в ребёнке способности к рассуждению, оцениванию и восприятию. Делается это только посредством того, как взаимодействую родители, чем они занимаются, как чувствуют, как общаются с ребёнком и т.д.

Как можно чаще с ребёнком должен общаться отец, ведь именно он способен играть роль и друга и помощника, как для супруги, так и для ребёнка. Помните, что одни только материнские усилия не способны помочь достижению в семье гармонии.

Ребёнка необходимо хвалить, а не ругать, даже если наказание кажется вам наиболее эффективным методом. Наказание способно стать причиной противоположной реакции. Но и к похвале следует подходить очень осторожно.

Часть 4. Принципы воспитания

Среди принципов воспитания можно выделить следующие:

  • Вы должны стимулировать и направлять ребёнка к порядку. Здесь необходимо учитывать, что лучшим побуждением для ребёнка всегда будет интерес; интересное всегда будет казаться ребёнку правильным, а неинтересное – неправильным; повторение является лучшим способом стимулирования интереса; фантазии и воображение ребёнка развивают . Также имейте в виду, что нужно развивать у ребёнка и всегда говорить правду на тему секса.
  • Вы должны воспитывать характер ребёнка в младенчестве. Этого можно добиться при помощи обучения игре на скрипке, заучивания стихов и окружения малыша только самым лучшим, что у вас есть. Помните о том, что раннее развитие формирует черты, а успехи в чём-то одном прибавляют уверенности в других начинаниях.
  • Вы должны развивать в своём ребёнке навыки и творческое мышление. Давайте как можно чаще малышу карандаши, игрушки покупайте выборочно и не допускайте их переизбытка, чтобы внимание ребёнка не рассеивалось. Не обязательно убирать подальше всё, что может быть для ребёнка опасно (соблюдая осторожность, естественно). Пусть ваш малыш занимается лепкой, вырезает узоры из бумаги и складывает различные фигуры; играйте в – всё это развивает задатки творчества. Не забывайте и о том, что детям крайне полезна ходьба, а необходимо тренировать как можно чаще.

Часть 5. Чего не следует избегать. Взгляд в будущее

Основные идеи последней главы мы приведём лишь тезисно:

  • Раннее развитие не является подготовкой к детскому саду
  • Ничего не может быть важнее воспитания детей
  • Не заставляйте ребёнка делать что-либо против его воли
  • Дети не являются собственностью родителей

Подробное разъяснение вышеназванных тезисов вы найдёте в книге.

Послесловие

В послесловии автор выражает свою искреннюю надежду на то, что книга «После трёх уже поздно» станет для читателей способом не только провести время приятно, но ещё и полезно, а также на то, что читатели смогут прочувствовать всю важность своевременного развития своего ребёнка.

К сожалению, родители не всегда имеют возможность создать самые лучшие условия для развития своих детей, но это не должно становиться проблемой. На сегодняшний день на территории России функционирует более 40 специализированных профессиональных бэби-клубов, где дети развиваются полноценно, а за основу взяты идеи Масару Ибуки. Хотя, конечно, отдавать своего ребёнка в такой клуб совсем необязательно, но тогда вы должны будете приложить максимум усилий, если хотите, чтобы процесс развития вашего ребёнка был полноценным, гармоничным и качественным. И первый шаг на пути к этому – прочтение данной книги.

Каждая мама желает видеть своего ребенка смышленым и творческим, открытым и уверенным в себе. Но, к сожалению, не каждая знает, как поспособствовать бережному развитию интеллекта своего малыша.

Книга Масару Ибуки «После трех уже поздно» рассказывает о необходимости и важности раннего развития детей. Ведь первые три года жизни – неповторимый период в формировании интеллектуальных способностей ребенка, когда каждый день может стать важным этапом бурного и всестороннего роста.

Эта книга перевернула мою жизнь. Она помогла правильно и осознанно подойти к развитию моих собственных детей. И я не встретила еще ни одной мамы, которая, прочитав эту книгу, не прониклась бы идеей раннего развития. Мы уверены, что теперь таких мам и пап у нас станет больше.

Инициируя переиздание книги Масару Ибуки, мы хотим доставить родителям маленьких детей удовольствие от ее чтения. А еще большее удовольствие они получат от будущих успехов своих малышей. Мы очень хотим, чтобы в нашей стране стало больше умных детей и счастливых родителей.

Евгения Белонощенко,

основатель и душа компании «Бэби-клуб»

Masaru Ibuka

Kindergarten Is Too Late!

Масару Ибука

После трех уже поздно

Перевод с английского Н. А. Перовой

Издательство Студии Артемия Лебедева

Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чем она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесет самые замечательные перемены, но обойдется без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый – закоснелые традиции, второй – существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что все еще может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибуки делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибуки не дает этих обещаний, но проницательный читатель все время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно.

Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в два, три или четыре года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие. И моя жизнь – яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей как из самых привилегированных слоев общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и все это на высоком профессиональном уровне, – нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялось и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребенка удовлетворялся не только Микки-Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибуки? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время дает возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге. Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка.

Выполнимо ли все это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель. Я видел, как в Австралии плавают новорожденные дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребенка, который читал на трех языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что ее должны прочитать все живущие на Земле родители.

Глен Доман,

директор Института развития

потенциальных возможностей человека,

Филадельфия, США

С древних времен считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Масару Ибука

После трёх уже поздно

Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чём она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесёт самые замечательные перемены, но обойдётся без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый – закоснелые традиции, второй – существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги, и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что всё ещё может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесёт, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибука не даёт этих обещаний, но проницательный читатель всё время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2,3 или 4 года, в дальнейшем даётся им с трудом или вообще не даётся. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям даётся почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие. И моя жизнь – яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей, как из самых привилегированных слоёв общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и всё это на высоком профессиональном уровне, – нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение всё то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялась и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребёнка удовлетворялся не только Микки Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребёнок обладает безграничным желанием узнать всё, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибука? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время даёт возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге.

Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребёнка.

Выполнимо ли всё это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель.

Я видел, как в Австралии плавают новорождённые дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребёнка, который читал на трёх языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все, живущие на Земле родители.

Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, Филадельфия, США.

Предисловие

С древних времён считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трёх лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорождённый воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример – история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребёнок, рождённый человеком, – человек, а детёныш волка – волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет – человеком или волком!

Размышляя над этими примерами, я всё больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на новорождённою оказывают образование и окружающая среда. Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья и счастья всего человечества. Поэтому в 1969 году я занялся созданием организации «Японская ассоциация раннего развития». Наши и зарубежные учёные собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира.

По мере того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно, насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем о детях всё, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трёх лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головною мозга уже завершено на 70-80%. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?

Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное – введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребёнком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя». Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам.

Масару Ибука.

Часть 1. Потенциальные возможности ребёнка



После рождения ребенка все родители хотят дать ему все самое лучшее - от памперсов до университета. Все мы хотим, чтобы наши дети росли умными, послушными, развитыми. Сейчас стало модно заимствовать разные методы воспитания за границей. Но все ли они подходят для нашей страны? Что же можно позаимствовать у самых развитых стран?


Япония: «царь», «раб» и «друг»

Сейчас много говорят о японской традиции воспитания. Ведь много людей, посетивших эту страну, заметили, что в Японии трудно увидеть капризного ребенка и нервную маму. Какая же тайна у родителей Страны Восходящего Солнца?

Все просто. Огромную роль в жизни малыша играет мама. С рождения и до трех лет японская женщина старается все время находиться со своим ребенком. Она носит его с собой повсюду, кормит по первому желанию, кладет спать возле себя. Японская мама добрая, нежная и терпеливая. Она не кричит, не читает нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Мама не говорит «нет». Она лучше заменит это слово на: «опасно», «можно порезаться», «будет больно».

Давно доказано, что именно с мамой младенец ощущает полную безопасность. В Японии в садик самых маленьких детей отдавать не принято, хотя ранние ясли существуют. Но чтобы устроить туда ребенка, нужно аргументировать, почему есть такая необходимость.

В Японии детство ребенка условно разделено на периоды. До пяти лет малыш - «царь», от пяти до десяти - «раб», от десяти до пятнадцати - «друг».

Удивительно, как из периода вседозволенности ребенок без проблем переходит в период жестких правил и ограничений. Такой способ воспитания напрямую связан с традициями и особенностью менталитета. С раннего детства малыш видит, что очень важно быть принадлежащим к обществу, находиться «в группе». Ребенок видит, как опасно остаться изгоем, огорчить дорогих людей, разочаровать маму. В школе для детей настает период острой конкуренции в учебе, причисление себя к какой-то группе, понимание важности быть одобренным.


Китай: родителям виднее

В Китае детей любят, но не спешат их баловать. Дети должны полностью подчиняться родителям. Послушание во всем. Дисциплина и покорность . Вот некоторые черты характера, которые прививают родители детям с раннего возраста.

Китайские мамы рано прекращают кормить ребенка грудью, отдают в ясли даже с трехмесячного возраста, дорожат работой, но няням доверять малыша не спешат. Очень большое значения для родителей имеет воспитание и учеба ребенка. Так сложилось, что Китай - страна с огромным перенаселением. Власти были вынуждены издать так называемый "закон одного ребенка". Ну а если ребенок один, хочется дать ему только все лучшее.

Все же с раннего детства китайские малыши придерживаются режима дня. Родители не дают спуску в учебе, никаких поблажек в занятиях спортом или музыкой. Так уж принято, что родители лучше знают, что нужно их детям. В ребенке воспитывают любовь к труду, привязанность к семье и почтение национальных традиций.


США: у детей прав больше

США - страна эмигрантов. Здесь сплелись десятки культур, и каждая имеет влияние одна на другую. Но все же можно выделить некоторые особенности воспитания детей, которые присущи этой стране.

В США нет декретных отпусков, собственно, место работы женщине никто не сохраняет. Потому выписывают маму и младенца с роддома как можно скорее. Некоторые женщины выходят на работу уже на третий день после родов . Куда же девают малыша? Конечно, оставляют с няней. Американские родители не бояться оставлять детей в яслях. Хоть и в США семья стоит на первом месте, бабушкам и дедушкам сидеть с ребенком не принято . Они - часть семьи, но не воспитатели.

Много моих друзей живет в Америке. Некоторые традиции воспитания, о которых они рассказывают, для меня, по крайней мере, странные. Ну и что, если у малыша температура, а мама хочет почитать журнал или посмотреть шоу, она же дала ему таблетку? Ну и что, если закутанный папа несет полураздетого сына по снежной улице? С ребенком ничего не случится за полчаса.

Дети с раннего возраста должны знать, что у родителей тоже есть личная жизнь . Малышей с первых дней жизни укладывают спать в отдельной комнате, не бегут по первому крику, практически не кормят грудью.

Но все же американские родители принимают активное участие в школьной жизни детей. Вся семья сопровождает малыша на выступлении или соревновании. Вспомните, когда папа вашего ребенка последний раз был в школе на собрании или празднике?

В США не принято ругать детей, законодательно запрещено бить. Они разговаривают с ребенком, дают понять, как он огорчил родителей. Если разговор не помогает, лишают любимых сладостей или развлечений. Хотя для меня остается загадкой, как заставить ребенка слушаться, если у него прав больше, чем у родителей?


Германия

Германия всегда ассоциировалась у меня с порядком. Да, это страна чистоты и правил. Это касается и детей. Рождаемость в Германии очень низкая, поскольку молодые люди не готовы жертвовать карьерой и свободой. И прежде чем заводить детей, подумают много раз. Но если решились становиться родителями, подойдут к этому с полной ответственностью.

Ребенок с раннего детства приучен к порядку. У малыша есть личное пространство - своя комната. Там можно делать все что угодно, но не во всем доме. С раннего детства малышу дают небольшие карманные деньги, таким образом, приучая распоряжаться собственными финансами. Родители имеют право на работу и личную жизнь. В Германии за детьми либо ухаживает няня, либо их отдают в детский сад.

Основная задача дошкольных заведений - не учить, а развивать ребенка, воспитывать в нем личность. Большое значение имеют развлечения ребенка со сверстниками.

Бабушки и дедушки также не принимают большого участия в воспитании внуков. В Германии не принято оставлять детей с кем-то, кроме родителей или няни.

Какие методы мы можем перенять

Конечно, в каждой традиции воспитания есть то, что нам мило, и то, что нам чуждо. Надо помнить, что успешное воспитание детей в определенной стране так работает благодаря менталитету ее жителей.

Много слышу о заимствовании методов воспитания детей у японцев . Но стоит помнить, что там эти способы работают благодаря тому, что так поступают все семьи, независимо от статуса и счета в банке. И богатые, и бедные дети боятся оказаться изгоями. У нас, к сожалению, вряд ли можно напугать ребенка состоятельных родителей тем, что он огорчил учителя.
Мне нравится то, японская что мама может быть мамой. Она не тревожится за карьеру и получает удовольствие от материнства.

Прельщает китайская дисциплинированность и выдержка. Но я бы не хотела решать за ребенка, сколько кружков ему посещать, сколько часов играть на ненавистном музыкальном инструменте.

Одна моя знакомая всегда говорит: «Не крадите у детей детство». В немецкой традиции воспитания мне нравится то, что детей начинают учить в школе, сады же предназначены для общего развития детей. И немецкие дети ничем не глупее остальных.

В американском стиле воспитания детей многое для меня остается странным. Детей до 12 лет нигде не встретишь без сопровождения взрослых. Дочь моих друзей в Украине с первого класса ездила в школу одна, разогревала себе обед и ходила в магазин. Когда семья переехала в США, девочка никак не могла привыкнуть к круглосуточному контролю над детьми.

Хоть юные американцы могут подрабатывать несколько часов в день, в доме они не убирают, посуду после себя не моют, одежду не стирают. Все делают нанятые работники. Как же родители воспитывают самостоятельность в детях?

Как бы красиво не выглядело воспитания детей в больших и развитых странах, нужно знать, что не все методы подходят нам, и важно помнить об особенностях своего менталитета и национальных традиций.

О своей новой американской жизни, об особенностях менталитета местных жителях о школах и детских садах, медицине и многом другом в США семья Тарановых поделилась с читателями 4mama.

О своем переезде в США

В Америку мы приехали 2 марта 2015 года. Скоро два года, срок совсем небольшой. Мы хотели дать детям лучшее, и Америка - это номер один была для нас. И когда случился резкий скачок доллара - наш бизнес рухнул, в тот момент мы и начали планировать переезд в другие страны (Чехия, Израиль). Нас уже пригласили на собеседование в консульство Израиля, когда мы узнали о выигрыше гринкард-лотереи. В этом плане нам повезло.

Насколько вы верили в выигрыш гринкарты?

Если честно, то мы не сильно верили, что можем выиграть. Но мы хотели увезти детей и дать им больше свободы и спокойствия. Играть в гринкард-лотерею США мы начали после рождения детей, именно они заставили нас взглянуть на вещи под другим углом. Играли 4 раза, но выиграли тогда, когда сомнений о переезде не осталось совсем.

С какими сложностями столкнулись в момент переезда и уже на месте?

Самой главной сложностью был языковой барьер. Английский язык здесь очень отличается от того, что мы учили школе. И если можно было в магазине справиться с нашим уровнем, то в поликлинике это было очень тяжело.

Получить хорошую работу тоже является большой трудностью для людей, которые не являются специалистами высокого класса в чем-то. У нас был свой бизнес, по сути мы торговцы. А в Америке востребованы профессии в других направлениях, таких как IT, бухгалтерия, медицина. Нужно получать американское высшее образование.

Об автомобилях в США

Машина нужна сразу по приезду. Без машины здесь очень тяжело, так как общественный транспорт ходит 1 раз в час, и в некоторых местах маршрут не проложен в принципе. Первое время в магазин ходили с чемоданом на колесиках.

Как дети восприняли переезд?

Дети, конечно же, скучают по своим друзьям в Санкт-Петербурге. Иногда общаются по скайпу, но уже редко. В маленьком возрасте адаптация и привыкание к новой жизни проходят быстро. Наши дети очень коммуникабельные и дружные. В школе их сразу полюбили и окружили вниманием и улыбками.

Сложнее всего было нашей дочке Алисе. В России она еще не закончила программу садика, а в Америке ее сразу взяли в первый класс. В России она всегда была позитивным лидером и пойдя в школу в США столкнулась с проблемами общения. Для нее это стало сильным стрессом. Но мы ей помогли справиться. Мы все: семья и школьные сотрудники.

Какие особенности образования в США

К сожалению, мы не посещали дошкольные учреждения в Америке. Детские сады здесь очень дорогие от 600$ в месяц за одного ребенка. Мы решили подождать полгода до начала обучения в обычной школе. Дети начинают ходить в школу с 5 лет в подготовительный класс. Большую часть времени они играют друг с другом, учатся общению и совместным играм с другими детьми. Начинают проходить цифры и буквы. И все настолько в непринужденной форме, что дети не ощущают дискомфорта или давления.

В американский школах объем знаний внедряют постепенно. Это не выглядит как снежный ком на голову ребенка. Из года в год ребенок начинает получать больший объем знаний. Постепенно подходя к высоким нагрузкам в университетах.

У маленьких детей здесь есть детство, до средней школы так точно. Они свободны. Мои дети могут полдня посвятить себе и играм. Это очень важно в их возрасте. В американской начальной школе нет перемен, их график построен так, что после одного урока у них перерыв на легкий завтрак, затем еще перерыв на прогулку и обед. Иногда математика просто сменяется музыкой, где дети могут немного подвигаться и потанцевать. Ведь в маленьком возрасте им нужно много двигаться, так уж устроен их организм. И мы рады, что в американских школах детям не нужно сидеть полдня за партой.

Раз в полгода детей возят на экскурсии. А также в школе с 3-го класса можно бесплатно научиться играть на музыкальных инструментах. Моя дочь занимается игрой на скрипке.

Плюсы жизни в Америке

Отношение к детям, инвалидам, пожилым людям на высоком уровне. А также работа государственных служб, таких как полиция, скорая, пожарная. Полицейский не имеет права остановить машину, если водитель не нарушил. Не придумывают правила, за которые можно взять деньги. Водители всегда пропускают машины с мигалками, отъезжая с дороги в сторону.

В Америке принято улыбаться всем, если вы встретились глазами. Несколько улыбок в день и настроение повышается, даже если они не совсем настоящие в нашем понимании. Но это намного приятней, чем тебя встречают хмурью.

В больших и маленьких городах одинаково развита инфраструктура. Можно жить в маленьком городе и иметь такие же магазины, продукты, банковские системы, уровень образования, как и в крупном городе. Очень хорошая социальная защищенность. Если кто-то потеряет работу и не сможет найти быстро новую, государство может помочь с питанием и медицинской страховкой. Действует очень много программ для многодетных семей.

Минусы жизни в Америке

Медицинское обслуживание очень дорогое, и не всегда хорошее. Американцы хоть и любят пообщаться, но общение далеко не заходит. Тяжело выстроить глубокие дружественные отношение с кем-то. Они не подпустят слишком близко.

Нет отпуска по уходу за ребенком, допустим, когда дети начинают болеть. В многодетных семьях болезнь может затянуться надолго, переходя от одного члена семьи к другому. Работодатели не будут ждать, пока ваш ребенок поправится и сможет пойти в школу.

Дорого стоят и разного рода страховки, услуги, связь, интернет, по сравнению с Россией. Хотя и заработки здесь выше.

О медицине

О медицине приходят двоякие мысли. С одной стороны она, конечно, качественная и с новейшим оборудованием, и вылечат тебя однозначно быстро, но при этом весьма дорого. Страховая система требует кардинальных реформ и, даже уже все Американцы сильно негодуют по поводу страховок и того, как это все устроено. Хотя если честно, мы особого дискомфорта пока не почувствовали, так как пока, к счастью, серьезно не болели.

Пару раз с дочкой обращались в травм пункт, и проходили регулярные обязательные обследования по аллергии и общему состоянию. Также разнится и качество услуг стоматологов. В том числе и качество обслуживания, а также цена, и общий уровень поликлиник.

В общем, что нам нравится в США, что у здесь есть всегда большой выбор сервиса. А не нравится то, что идешь к одному, потом к другому, к третьему и так далее. Перед тем как страховаться советую ознакомиться с местными терминами уровней-пакетов страховки, у американцев они очень специфические. Многие лекарства не купить без рецепта врача, а каждый прием у врача стоит денег.

О людях и отношении американцев друг к другу и к приезжим

Тема многогранная. Это зависит от того, в каком вы слое общества общаетесь. Но, как правило, все приезжие начинают с нуля, скажем 90 %, поэтому будем говорить об этих людях. Общаться вам придется с рабочим и простым классом в первое время, а возможно и всю оставшуюся жизнь, что поверьте не страшно и даже где-то интересно. Так как эти люди откровенны, просты и свои чувства они показывают сразу, не скрывают от тебя своего отношения. Если тебя человек сторонится, он тебе явно даст это понять, своим видом, взглядом и молчаливостью.

Но если же Американец к тебе проявляет интерес, то готовься быть изученным с ног до головы в хорошем смысле этого слова! Общения тебе предстоит по самое не хочу. Даже будешь прятаться от него по углам - все равно тебя найдет и будет обнимать и шутить, и расспрашивать, и рассказывать далеко не всегда смешные шутки. Одна из особенностей американцев, они любят шутить и подкалывать друг друга. Шутки везде и над всеми.

Сложилось впечатление, что Американцы не относятся серьезно к каким либо отношениям. Вчера с соседом мило беседуешь, а завтра он и не поздоровается. И наступает паника. Чем обидел его, что сделал не так. А по сути, они просто легко относятся к этому.

Чужаком ты в любом с лучшее будешь себя чувствовать в глубинках Америке, где уже на 100 % сформированы традиции и образы, и ты конечно никак не можешь соответствовать этим всем устоям. Ты - Чужак, но и с этим можно жить, если ты относишься к этому легко.

Отношение к детям в Америке

Отношение к детям на высоком уровне. В магазинах мамы не чувствуют дискомфорта приходя с 2-3 детьми, есть специальные тележки. Все двери открываются автоматически, нет бордюров и можно спокойно довезти все товары до машины. Поликлиники, банки, библиотеки оборудованы небольшими детскими зонами. Поэтому можно без труда отвлечь детей и решить важный вопрос со счетами в банке или занять ребенка в ожидании на прием к врачу.

Пешеходных зон в нашем городе мало, так как все передвигаются на машинах. Мамы с детьми обычно едут в парки, где дети могут покататься на горках, а мамы насладиться природой и озером. В нашем городе есть 5 музеев для детей, а также научный центр, где они могут не только весело проводить время, но и полезно в плане познаний чего-то нового.

Очень часто можно увидеть семьи, катающиеся вместе на велосипедах. Специальная дорога для велосипедистов проходит по городу и не пересекается с проезжей частью. Можно выехать в одном парке и добраться до другого. Бассейны и спортивные занятия, тематические мероприятия под праздники не дают скучать в нашем маленьком городе.

Совет тем, кто хочет, но боится (играть в лотерею, решиться на переезд)

Переезд это сложно, а переезд в другую страну сложнее в двойне. Но это приключение, приключение вашей жизни. Вернуться можно всегда, но попробовать стоит. Почувствовать себя в другом мире и изменить свой взгляд на мир.

Сейчас мы работаем с коучем в Америке, и нам очень понравилась тема ее работы «Лягушка в кипятке», суть которой заключается в следующем: «Если лягушку положить в прохладную воду и медленно ее нагревать, лягушка не будет воспринимать опасность и медленно погибнет. Но если лягушку опустить в кипяток, она выпрыгнет». Так же и с людьми: переезд это тот “кипяток”, который заставит вас выпрыгнуть из замкнутого круга, бремени, трясины.

Фото из личного архива семьи Тарановых



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: