Утрата: Отец Маркелл пожелал на прощание добра и веры.

"Смерть прекращает зло, которое несет человек".

Епископ Бельцкий и Фэлештский (Михэеску Николай Владимирович) - правящий архиерей; Обучался в Одесской духовной семинарии (1981-1985); Окончил Юридический факультет филиала Московского университета менеджмента и права в г. Бельцы (1997); 3 января 1988 г. митрополитом Кишиневским и Молдавским Серапионом пострижен в монашество с именем Маркелл в честь Маркелла, игумена обители Неусыпающих; Заочный сектор Киевской духовной академии (2000-2003).

Какие мечты детства так и не сбылись?

Мое детство проходило в самые счастливые годы, когда человечность преобладала над всеми людьми и во всех сферах общественной и культурной жизнедеятельности. Еще в детстве усвоенный урок человечности и понимание того, что к каждому нужно относиться так, как к самому себе, я пронес сквозь жизнь. Мое детство дало мне все то, на что я был способен, и что в дальнейшем мне очень помогало. В этом смысле все мои мечты детства сбылись. По крайней мере, самые главные.

Я считаю, что мечта для человека – что-то вроде компаса, без которого ему в этом мире трудно выжить. С детства я мечтал стать священником. Если же Господу не будет угодно, чтобы я был священнослужителем, я думал, что обязательно стану офицером. Ну а если и этому не суждено свершиться, тогда я стану журналистом. Не знаю, что общего между этими профессиями и призваниями, но видел я себя в этих ипостасях достаточно четко.

Конечно же, в первую очередь я хотел служить Богу, но было много сомнений и неуверенности: «А вдруг не получится?» В такие моменты возникало желание посвятить себя службе в Советской армии. Думаю, если бы я стал офицером, то был бы не самым плохим офицером; если бы стал журналистом, то и в этом бы преуспел. А вот что касается священства, тут я даже не знаю… Считаю себя непутевым. Есть внутреннее желание и стремление к нечто более красивому, к более усовершенствованному… и так как не достается мне по моим желаниям в этой области, я считаю себя непутевым. Уж прости меня, Господи, и Помилуй. Вот такой, какой я есть.

Вы когда-нибудь подвергаете сомнениям собственные истины?

В этом смысле моя личность раздваивается. Как человек я не всегда уверен, что поступаю правильно. Но в каждом своем поступке я ищу и пытаюсь сохранить гармонию жизни с Богом. По-человечески можно всегда поступить иначе, но для священника, для человека, который сознательно присягнул на верность русской православной церкви, важно донести истину и позицию, которые разделяет церковь. Иногда это может пойти в разрез с человеческой точкой зрения, но это для меня не главное.

Для вас я атеист, а для Бога – конструктивная оппозиция?

Знаете, я вообще не верю, что есть люди-атеисты. Атеизм – это категорическое опровержение бытия Бога. Не думаю, что здравомыслящий человек может быть убежденным атеистом. В жизни немало случаев, когда даже самый неверующий взывает к Богу. Это дает мне основание полагать, что атеистов нет. Вы можете быть в оппозиции в отношении меня, так же, как и я в отношении Вас. Плюрализм мнений вполне имеет право на жизнь и никем не осуждается. Другое дело, как он приветствуется, но точно не осуждается. У каждого есть свое мировосприятие, которое основывается на объеме веры, убеждений, аргументов и, скорее всего, почему бы и нет, на интеллектуальных способностях человека.

Интеллект и Вера – это не взаимоисключающие понятия?

Категорически нет! Вера порождает интеллект. Что же касается интеллектуальности, на этот счет у меня нет точного понимания, что такое «интеллект». Еще никто не дал точного определения этому термину. Так как нет понимания, какого человека можно отнести к интеллектуальному сообществу, я включаю в это понятие такие качества, как душевность, порядочность, честность, принципиальность (там, где это нужно). И никоим образом я не отнесу к интеллектуальности человека, у которого есть двойственная позиция по одному и тому же вопросу. Это попахивает нестабильностью и несерьёзностью, которая в любой момент может скатиться до предательства.

Должно быть белое белым, и никак иначе. «Истина Божья остается вовек!»

Библия учит нас любить ближних и врагов потому, что это одни и те же люди?

Народная мудрость говорит, что враги человека – это его домашние. Хочу уточнить, что Все мои ответы будут основываться на православном вероучении. Как церковь относится к ближнему своему? В силу того, что все мы созданы по образу и подобию Божьему, в силу того, что каждый из нас носит печать подобия Бога, все мы являемся братьями и сестрами в духовном плане. Мы являемся последователями Христа, и не можем разделять друг друга на подкатегории «лучше», «хуже». Любовь христианская в корне отличается от любви плотской.

Что такое любить ближнего, даже того, кто тебе делает плохое? В-первую очередь нужно любить именно такого человека. Он, как никто другой, нуждается в любви. Нужно желать ему добра и прощать, обязательно прощать. Когда он мне вредит, я обязан его простить. Почему? Кто меня обязывает? Собственная православная совесть. Если я не буду прощать того, кто меня обидел, Господь и меня не простит. Он все очень мудро расставил. Если не любить, то хотя бы простить. Тем самым объясняется подход церкви к разным людям. Церковь делит людей на грешных и менее грешных, на людей, которые валяются во грехе, и людей, которые борются с ним. Церковь осуждает не человека, а немощь человеческую, не грешника, а грех, который овладел этим человеком. Из этих соображений Евангелие говорит: «Если твой брат согрешил чем-то, ты обличай его один на один. Если он тебя не послушает, обличай его, взяв себе в свидетели двух-трех человек. Если же он и тогда не одумается, тогда обличай его перед обществом (церковью). Если и церковь он не послушает, то тогда он станет для тебя анафема – отверженным».

Так что любить ближнего мы обязаны. Любовь – это качество диаметрально противоположное ненависти.

Знаете, святой по жизни человек для меня, по крайней мере, предшественник митрополита Владимира, митрополит Серапион – высоко духовный и очень образованный человек. Мне в жизни удалось встретить таких людей единицу – только его. Великодушный и любвеобильный. Будучи в качестве митрополита Молдавского, когда ему доставляли много проблем, он возмущался: «Господи, ты говоришь любить врагов своих, дай мне силы хотя бы терпеть их!» В этом и кроется человеческая мудрость, человеческая немощность и ограниченные возможности человека. Мы не ангелы, но, тем не менее, Господь нам дал достаточно сил для того, чтобы любить ближних своих, в том числе и ненавидящих нас.

Людям нравится думать, что Все грешны, чтобы не переживать за собственные грехи?

Если в миру бытует такое мнение – это большой минус для священства. Значит, мы плохо работаем с людьми. Перед Богом на судилище праведном мы будем отвечать за собственные грехи. Нам нужно акцентировать свое внимание на своем духовном мире, а не пенять на соседа. Это очень большое и пагубное заблуждение, и в этом вина церкви. Мы обязаны донести до людей праведные истины, а то, что они этого не знают, остается на нашей совести, и только мы несем за это ответственность.

Тайна исповеди – один из первых изощрённых способов, придуманных в целях сбора информации?

Вы откуда почерпнули такую информацию? Вас спасает то, что вы не утверждаете, а спрашиваете. Разведка появилась гораздо позже, чем начало действовать таинство исповеди. Оно было основано самим Господом нашим Иисусом Христом. Когда он дунул на всех своих апостолов и сказал: «Примите дух святой! Кому отпустите грехи, тем отпустится, кому держите, тем держаться будет».

Я категорически не согласен с тем, что вы сказали, и думаю, что это козни противников церкви. Исповедь – это внутреннее состояние души в сочетании с чистой сознательностью – осознание своих грехов. Что такое грех? Это отхождение от правил и истин Бога. Это преступление, которое карается искуплением, раскаянием, молитвами и постом. Ничего общего разведка с таинством исповеди не имеет. Советую вам даже не говорить об этом, потому что вас просто-напросто кто-то не поймет, кто-то высмеивать будет, и третье – вы будете распространять дезинформацию, и зачем вам брать такое на душу.

Таинство церкви – это?

В православной церкви действует семь таинств, одним из которых является крещение. Для чего нужно крещение? Это очищение от первородного греха. Иисус Христос принял крещение от Иоана. Для чего он это сделал, будучи зачатым и рожденным непорочным путем? Для того, чтобы нас с Вами направить. Мы практикуем принятие крещения в младенческом возрасте, но очень многие совершают обряд крещения в сознательном возрасте. Между прочим, крещение смывает все грехи, но почему так важно принять крещение в еще в малом возрасте? Происходит непоправимое, если человек умирает некрещеным. Некрещеный умерший человек не является воином Христовом, он не является тем, за кого церковь возносит молитвы. Он не принял Христа! Не родившийся от воды и духа не может войти в царствие небесное. Он попадает не в Рай! Я боюсь озвучить, куда он попадает. Поэтому мы проповедуем крещение в младенчестве. Естественно, с течением жизни человек набирается грехов, но именно для этого существует тайна исповеди и покаяния.

Религия всегда обещает, но никогда не исполняет?

Этот вопрос имеет право быть заданным и подлежать дискуссии, если бы вся наша жизнь заключалась между двумя пунктами А и В – рождение и смерть. Но мы проповедуем загробную жизнь, то, что человек состоит из двух частей, а в некоторых библейских источниках – из трех. Тело, душа и дух. Нам не стоит так далеко заходить, потому что это очень сложная тема. Мы ограничимся телом и душой. Что такое тело? Человек сотворен Господом Богом. Говорят, что Бог был первым горшечником. Он взял горсть земли, и слепил из глины человека, вдохнув в него душу. Если люди – подобие Бога, а Бог вечен… не было того времени, когда Бога не было. Он над временем и пространством.

При зачатии человеку дается душа от Бога, то есть она имеет свое начало и не имеет конца. Вот почему мы и проповедуем правильный, христианский, честный, порядочный образ жизни. За это нас Господь награждает вечностью. Но это не означает, что наша вера нам обещает только загробные благости, не касающиеся нашей земной жизни. Это неправильно. Отголоски той жизни, мы ощущаем в этой жизни. У нас есть возможность лицезреть Бога. Чтобы добиться спасения души, мы трудимся всю свою земную жизнь. Если мы будем жить только материальными ценностями, то для таких людей и церковь не нужна. Сейчас мы живем в обществе потребителей. Такому обществу может и стоит упражняться в утверждении данного высказывания.

Атеист - это тот, кто приближается бескорыстно к Богу, но жить вечно не собирается?

C 1990-го по 1993 год я был инспектором Кишиневского духовного училища. Мы готовили священников. В эти годы открывалось очень много церквей, не хватало кадров. Что и явилось основной причиной для создания такого училища, где по ускоренной программе обучались священники, чтобы заполнить пустые храмы. Около тысячи храмов было открыто, а производительность духовных семинарий при Советском Союзе (их было три: Одесская, Московская и Ленинградская) была равна 210 человекам в год на весь Советский Союз.

Советские семинарии должны были работать только на Молдову 5 лет, чтобы покрыть необходимость. Верующие люди организовались и собрали все необходимы документы. Так как государство это не запрещало, быстренько открывались храмы. С нашей стороны требовалось подготовить кадры. В Кишиневское духовное училище при Каприянском монастыре приходило очень много людей, в том числе и председатели колхоза, директора совхоза и школ. Мой друг, не буду называть его имя, мы дружим много лет, был директором школы 9 лет. Естественное – был продуктом, воспитанным в Советском Союзе на атеистических началах. Он очень долго боролся с самим с собой …и вот уже стал священником, еще не обретя достаточно крепкую веру.

Спустя четыре года своего священнослужения, он мне позвонил и попросил встретиться. При встрече он мне заявил: «Я наконец сейчас понял, как хорошо, что человек умирает!» Я был удивлен. Но дело в том, что на семинарах я часто говорил, что человек умирает, и это не конец. Что тело его бренно, и что уходит обратно в землю, а душа его возвращается назад, к Богу. Но он пришел к этому с другой стороны. Я поинтересовался, почему он пришел к такому выводу. «Этот мир устроен очень мудро. Смерть прекращает зло, которое несет человек. Если бы злость не знала смерти, представляете каких бы высот она достигла». Это был его ответ. Он понял мудрость Бога с этой стороны.

Ведь церковь Божья состоит из двух частей – воинствующая и торжествующая. Торжествующая – на небе. Это люди, которые ушли и обрели Бога. А мы – воинствующая. Мы еще воюем со своим злом.

Кем Вы были до того, как были рождены?

Я не верю в другие жизни! До моего рождения душа моя была у Бога! Никем я не был до своего рождения и никем не буду после. Человеку дана одна жизнь, и никаких «до» и «после».

Самоубийство – это мольба о помощи, которую никто не услышал?

Нет большего заблуждения, чем самоубийство! Если жизнь дана нам, то это не делает нас правообладателями. Жизнь – это дар божий, который дан нам на определенное время. Если мы будем вмешиваться в дела Господа, это может привести только к плохому. Если мы будем оправдывать самоубийц, то вскоре мы начнем оправдывать и трансгендеров. Самоубийство является самым страшным грехом, и самоубийца отвечает сам за свой поступок, пока он находится в здравом уме и трезвой памяти. Если по каким-то жизненным обстоятельствам он лишен ума, то ответственность с него снимается и возлагается на общество, родителей, учителей, врачей, в том числе и церковь. Иногда по нашему упущению люди скатываются до немыслимых грехов. Может быть, мы не вовремя поддержали, не вовремя обратили должного внимания.

Кого Вы возьмёте в свое одиночество?

Вы знаете, я монах. Мое призвание – это одиночество. Когда я один, я очень хорошо себя чувствую. Тогда у меня и еда, и чтение, и молитва… Мне кажется, я никого бы не взял в свое одиночество.

Пьянство не рождает пороков, оно всего лишь их обличает?

Я считаю, что пьянство является первым и самым главным пороком. Как говорил апостол Павел: «Не упражняйтесь в пьянстве, ибо в нем блуд есть!»

Потеряв строгость разума и суждений, опьяненный человек скатывается к большим порокам. Под предлогом пьянства совершается огромное количество греховных преступлений, но незнание законов не освобождает от ответственности. Как священнослужитель я осуждаю пьянство, и церковь призывает к тому, что всё должно быть в меру, чего нельзя сказать о пьянстве.

О том, хороша та или иная Религия, можно судить по возможности шутить над ней?

Есть множество других тем, на которые можно пошутить. Религия – не самая удачная тема.

Вам удалось подойти вплотную к собственной жизни?

Вы неправы, когда раздваиваете меня от собственной жизни. Я являюсь единым целым. В моей жизни очень много темных пятен. Состояние души является определяющим критерием качества жизни. Так как я в постоянном искании, моя душа постоянно мечется и стремится ближе и ближе к Богу, это значит, что я еще не близок. Пока не настал тот момент, когда я уверенно сказал бы, что это всё, что я обрёл Бога. Я нахожусь в процессе искания. Это и есть мои тёмные пятна. Я всё еще иду.

Если бы Вы были рождены на необитаемом острове, и понятие «христианство» Вам было неведомо, во что бы Вы верили тогда?

Это исключительно материальный вопрос. Давайте для начала разберемся, что такое вера. Вера нам дается одновременно с жизнью. Это семя, которое вкладывается самим Богом. Допустим, я родился на необитаемом острове, по меньшей мере там были бы мои родители, раз уж я родился, сами понимаете. Но даже если человек в маленьком возрасте каким-то образом оказался один на необитаемом острове, поверьте мне, воля Господа и попечение Господа распространяется везде, в том числе и на необитаемых островах. Чтобы вы уверились в этом, я осмелюсь вам рассказать отрывок из книги «Патерик». Это сборник изречений разных святых отцов.

«Господь Бог, который является владыкой, не только над землей и людьми, но и над всей Вселенной, поручил одному ангелу отправиться в некое селение, найти некий дом, в котором есть женщина, чью душу он должен забрать. Настало время конца ее земной жизни. Ангел отправился на поиски этой женщины. Когда он нашел женщину, оказалось, что у нее не было дома и не было мужа. У нее не было ничего, кроме двух новорождённых деток. Она одиноко лежала в тени огромного дерева, прижимая к груди своих новорождённых близнецов, которые жадно пили из этой груди молоко.

Ангел не осмелился лишить жизни женщину. Он вернулся обратно и обратился к Господу: «Я не смог забрать ее душу. Если она лишится души, то что же будет с этими детьми?»

На что Господь отвечал: «Отправляйся-ка ты к морю и принеси мне камень, что находится на самом дне моря, под толстым слоем песка». Ангел нашел камень и принес его. Господь взял камень и раскрыл его. В самом сердце камня оказался червь.

Вот видишь, обратился Бог к ангелу. Даже он получает пищу заблаговременно. Неужели ты думаешь, что о своем подобии в образе человека я не стану заботиться?»

Вот Вам и ответ. Господь заботится и о нас, кто живет в шумном городе, и о тех, кто на необитаемом острове.

Если Бог – это любовь, а любовь – это приятие, почему тогда Вы не можете принять людей с нетрадиционной ориентацией?

Если Вы смотрели мои выступления на эту тему, тогда вы должны были заметить, что я осуждаю не их, а сам грех. Я им сострадаю и призываю к покаянию. Я их не ставлю даже на одну ступень с пьяницами. Пьянство – это порок, но секс-меньшинства – это куда хуже. Даже в Библии сказано, что самый большой порок, который был наказан Богом, как раз мужеложство. Вы знаете Содом и Гоморру? В основном известны только эти два города, но всего их было пять. Там процветало мужеложство, и Господь стер их с лица Земли. Подтверждением этого в наши дни считается Черное море.

Вы задали вопрос, почему любовь не распространяется на представителей секс меньшинств? Любовь есть всепрощение и желание добра. Я искренне желаю им добра, но если они будут валяться в этом грехе, который они практикуют, их ждет трагичная участь. Я желаю им спасения. В вопросах спасения души я ставлю их рядом с собой и со всеми остальными. Мы все должны думать о спасении своей души. И давайте не будем забывать, что есть вред, который ты наносишь сам себе, и об этом знаешь только ты и твои самые близкие, а есть пропаганда.

Я всегда был и буду против этих парадов, которые они пытаются устраивать. Сам факт существования геев – это отхождение от того порядка жизни, которой оставил нам Господь. Господь Бог создал женщину для мужчины, а мужчину для женщину, ни в коем случае не наоборот. Это грех, который я всегда буду осуждать всем своим существом и всей своей душой. Этот грех несет гибель души.

Всемирная организация здравоохранения за последние 20 лет пришла к выводу, что якобы это врождённое. Ничего подобного! По опыту глубоко духовных отцов и священнослужителей, которые описывали этот грех на протяжении множества веков, известно, что причиной всему является избыток «хлеба и вина!» Причина всему — излишества и чрезмерный достаток. Если бы человек работал над собой, провел бы время в воздержании (пост), тогда он бы не докатился до того! Нельзя винить в этом Бога! Я искренне заявляю: Я не ненавижу этих людей! Я им сострадаю!

Господь прощает все грехи, кроме грехов, в которых не раскаялись! Если человек не признает тот факт, что перешел черту дозволенного, то и прощения ему не будет. Мы все грешны, и все должны покаяться. Кстати, ко мне приходили представители секс-меньшинств, и я принимал исповедь. И один из них искренне каялся, обливал Евангелие слезами, признавая тот факт, что он не на правильном пути. Но остановиться ему сложно, его влечет туда и влечет. И он признавался, что чаще всего опускается до грехопадения именно в нетрезвом состоянии. Когда основой человеческой жизни становятся мирские удовольствия – это уже означает, что он отошел от Бога. Человек не может быть пустым. Если уходит светлая сила, ее место занимают тёмные силы.

Говоря о прошедших выборах и о ситуации в стране, можно сказать: «Спектакль прошел на ура, а публика провалилась?»

Здесь мне придётся раздваиваться, правда я не знаю, где проходит эта линия демаркации между Епископом Маркеллом и гражданином Михэеску Николаем, коем я и являюсь. У меня есть обязанности и гражданские, и церковные. Много плюсов том, что во главе государства стал православный человек, семьянин, который дорожит традиционными ценностями. Считаю, что всё это должно отражаться и в восприятии общества. Как гражданин я против нынешней власти. Если президента я понимаю и поддерживаю, то власть – нет. У президента при нынешней власти практически нет возможности влияния в решении важнейших для страны вопросов. Власть у нас сконцентрирована в парламенте, а парламент нам говорит что евроценности для нас являются краеугольным камнем.

101 человек сидит в парламенте, правда, не все так думают, но те, что думают, я на них смотрю, как на заблудшие, жалкие души. Они хотят любым путем, в том числе и таким, заработать себе деньги, якобы для народного блага, в чем лично я очень сомневаюсь. Вряд ли речь идет о народе, а не о собственном кармане. То, что мы позволяем такое к себе отношение со стороны власти, говорит о том, что мы действительно отошли от Бога и потеряли весь рассудок. Нам нравится, чтобы нас обворовывали, чтобы врали и не выполняли обещанного. Я категорически не согласен с этой властью и уверен, что ничего хорошего их не ждет, и нас вместе с ними. Это наказание за нашу неразумность.

Я думаю, что власть является отражением духовного состояния общества. Когда общество здравомыслящее, оно выбирает здравомыслящее правительство. Запад превратил Молдову в испытательный полигон, а наше правительство не может грамотно взять все необходимое со всех сторон и возразить тому, что нам не подходит. Мне кажется, идет осмысленная чистка Молдавской земли от коренной нации. Только вот для кого они готовят этот полигон? Пока не ясно, но пустым место не бывает. Дай Бог, чтобы я ошибался, но наблюдая за всем происходящим не первый год, я подозреваю, что так оно и есть. Сознательно, не обращая внимание на национальность и социальный статус, истребляется население страны.

Самый абсурдный поступок в Вашей жизни?

Дайте подумать… скорее всего, у меня не один поступок, но есть тот, что чаще всего меня мучает. В 1988 году я служил настоятелем в церкви в селе Скумпия, Фэлештский район. Я тогда обслуживал 16 сел, в том числе и три на территории Фэлешть. Людей было много, и на каждые полчаса были назначены требы (богослужебный обряд). С вечера ко мне пришел мужчина и попросил о причащении его старенькой матери, так как не сегодня-завтра ее не станет. Я назначил время на 10 часов дня. В 10 часов я жду этого человека, а на 10:30 у меня уже следующий. Я подождал, и в 10:25 приходит уже тот, кому было назначено на 10:30. Только мы выехали за церковную ограду, как я вижу своего опоздавшего. Я ему сказал, что так как он непунктуальный, теперь ему придётся подождать моего возвращения. Я вернулся через 20 минут, взял всё необходимое для причащения, и мы пошли. Как только мы подошли к воротам дома, выбежала девушка нам навстречу с криками: «Умерла мама!»

Этой женщины не стало. Мое желание быть пунктуальным и проучить этого мужчину привело к тому, что меня по сей день мучает. Этот поступок я считаю своей большой ошибкой.


Ваше состояние духа на данном этапе жизни?

Я в процессе сближения с Богом. Я немощный и грешный человек. Каждый грех меня отталкивает от Бога. Каждый день идет борьба.

* Уважаемые читатели, просим обратить внимание, что в данном материале затронуты темы специфического характера. Редакция BRW Magazine не разделяет и не поддерживает точку зрения господина Маркелла по многим вопросам, но оставляет за ним право на собственное мнение. Благодарим за внимание.

Предшественник: Сергий (Зенкевич)
Епископ Петергофский ,
викарий Санкт-Петербургской епархии
27 сентября - 12 марта Церковь: Русская православная церковь Предшественник: Николай (Ярушевич) Преемник: Амвросий (Ермаков) Имя при рождении: Герман Геннадьевич Ветров Рождение: 8 июня (1952-06-08 ) (66 лет)
Минеральные Воды , Ставропольский край , РСФСР , СССР Принятие священного сана: 1973 год Принятие монашества: 1973 год Епископская хиротония: 27 сентября 2006 года Награды:

Епи́скоп Марке́лл (в миру Ге́рман Генна́дьевич Ве́тров ; 8 июня , Минеральные Воды , Ставропольский край) - епископ Русской Церкви ; епископ Царскосельский , викарий Санкт-Петербургской епархии .

Биография

Как вспоминал епископ Маркелл: «С юных лет посещая Псково-Печерский монастырь , пребывая вблизи святынь и внимая трепетным молитвам монашеской братии, я проникался любовью к монашескому подвигу» .

С 1978 года преподавал в Санкт-Петербургских духовных школах. С 1982 года по настоящее время является преподавателем Общецерковной истории Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года определено преосвященному епископу Петергофскому Маркеллу иметь титул «Царскосельский» .

Награды

Напишите отзыв о статье "Маркелл (Ветров)"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Патриархия.Ru

Отрывок, характеризующий Маркелл (Ветров)

– Я живу у графини Ростовой, – сказал Борис, опять прибавив: – ваше сиятельство.
– Это тот Илья Ростов, который женился на Nathalie Шиншиной, – сказала Анна Михайловна.
– Знаю, знаю, – сказал князь Василий своим монотонным голосом. – Je n"ai jamais pu concevoir, comment Nathalieie s"est decidee a epouser cet ours mal – leche l Un personnage completement stupide et ridicule.Et joueur a ce qu"on dit. [Я никогда не мог понять, как Натали решилась выйти замуж за этого грязного медведя. Совершенно глупая и смешная особа. К тому же игрок, говорят.]
– Mais tres brave homme, mon prince, [Но добрый человек, князь,] – заметила Анна Михайловна, трогательно улыбаясь, как будто и она знала, что граф Ростов заслуживал такого мнения, но просила пожалеть бедного старика. – Что говорят доктора? – спросила княгиня, помолчав немного и опять выражая большую печаль на своем исплаканном лице.
– Мало надежды, – сказал князь.
– А мне так хотелось еще раз поблагодарить дядю за все его благодеяния и мне и Боре. C"est son filleuil, [Это его крестник,] – прибавила она таким тоном, как будто это известие должно было крайне обрадовать князя Василия.
Князь Василий задумался и поморщился. Анна Михайловна поняла, что он боялся найти в ней соперницу по завещанию графа Безухого. Она поспешила успокоить его.
– Ежели бы не моя истинная любовь и преданность дяде, – сказала она, с особенною уверенностию и небрежностию выговаривая это слово: – я знаю его характер, благородный, прямой, но ведь одни княжны при нем…Они еще молоды… – Она наклонила голову и прибавила шопотом: – исполнил ли он последний долг, князь? Как драгоценны эти последние минуты! Ведь хуже быть не может; его необходимо приготовить ежели он так плох. Мы, женщины, князь, – она нежно улыбнулась, – всегда знаем, как говорить эти вещи. Необходимо видеть его. Как бы тяжело это ни было для меня, но я привыкла уже страдать.
Князь, видимо, понял, и понял, как и на вечере у Annette Шерер, что от Анны Михайловны трудно отделаться.
– Не было бы тяжело ему это свидание, chere Анна Михайловна, – сказал он. – Подождем до вечера, доктора обещали кризис.
– Но нельзя ждать, князь, в эти минуты. Pensez, il у va du salut de son ame… Ah! c"est terrible, les devoirs d"un chretien… [Подумайте, дело идет о спасения его души! Ах! это ужасно, долг христианина…]
Из внутренних комнат отворилась дверь, и вошла одна из княжен племянниц графа, с угрюмым и холодным лицом и поразительно несоразмерною по ногам длинною талией.
Князь Василий обернулся к ней.
– Ну, что он?
– Всё то же. И как вы хотите, этот шум… – сказала княжна, оглядывая Анну Михайловну, как незнакомую.
– Ah, chere, je ne vous reconnaissais pas, [Ах, милая, я не узнала вас,] – с счастливою улыбкой сказала Анна Михайловна, легкою иноходью подходя к племяннице графа. – Je viens d"arriver et je suis a vous pour vous aider a soigner mon oncle . J`imagine, combien vous avez souffert, [Я приехала помогать вам ходить за дядюшкой. Воображаю, как вы настрадались,] – прибавила она, с участием закатывая глаза.
Княжна ничего не ответила, даже не улыбнулась и тотчас же вышла. Анна Михайловна сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась на кресле, пригласив князя Василья сесть подле себя.
– Борис! – сказала она сыну и улыбнулась, – я пройду к графу, к дяде, а ты поди к Пьеру, mon ami, покаместь, да не забудь передать ему приглашение от Ростовых. Они зовут его обедать. Я думаю, он не поедет? – обратилась она к князю.
– Напротив, – сказал князь, видимо сделавшийся не в духе. – Je serais tres content si vous me debarrassez de ce jeune homme… [Я был бы очень рад, если бы вы меня избавили от этого молодого человека…] Сидит тут. Граф ни разу не спросил про него.
Он пожал плечами. Официант повел молодого человека вниз и вверх по другой лестнице к Петру Кирилловичу.

Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге и, действительно, был выслан в Москву за буйство. История, которую рассказывали у графа Ростова, была справедлива. Пьер участвовал в связываньи квартального с медведем. Он приехал несколько дней тому назад и остановился, как всегда, в доме своего отца. Хотя он и предполагал, что история его уже известна в Москве, и что дамы, окружающие его отца, всегда недоброжелательные к нему, воспользуются этим случаем, чтобы раздражить графа, он всё таки в день приезда пошел на половину отца. Войдя в гостиную, обычное местопребывание княжен, он поздоровался с дамами, сидевшими за пяльцами и за книгой, которую вслух читала одна из них. Их было три. Старшая, чистоплотная, с длинною талией, строгая девица, та самая, которая выходила к Анне Михайловне, читала; младшие, обе румяные и хорошенькие, отличавшиеся друг от друга только тем, что у одной была родинка над губой, очень красившая ее, шили в пяльцах. Пьер был встречен как мертвец или зачумленный. Старшая княжна прервала чтение и молча посмотрела на него испуганными глазами; младшая, без родинки, приняла точно такое же выражение; самая меньшая, с родинкой, веселого и смешливого характера, нагнулась к пяльцам, чтобы скрыть улыбку, вызванную, вероятно, предстоящею сценой, забавность которой она предвидела. Она притянула вниз шерстинку и нагнулась, будто разбирая узоры и едва удерживаясь от смеха.

В минувшую среду, 13 февраля, мы узнали, что руководитель службы коммуникаций Смоленско-Калининградской епархии находится в реанимации многопрофильной больницы областного центра. Туда его доставили в начале февраля на «скорой» - игумен внезапно почувствовал себя плохо. Две недели врачи боролись за жизнь пациента, и вот отцу Маркеллу вроде бы стало лучше.
- Держится он замечательно, приободряет врачей и улыбается, - рассказала нам 13 февраля прихожанка одной из церквей Калининграда Татьяна.
Как выяснилось, родных у священника нет: его бабушка умерла в 2004 году, мама - спустя два года, отец намного раньше. Все время, пока игумен был в реанимации, его навещали и поддерживали служители епархии. Митрополит Кирилл несколько раз звонил в Калининград и справлялся о самочувствии Маркелла.
С секретарем Смоленско-Калининградской епархии отцом Марьяном мы встретились сразу после того, как он навестил отца Маркелла в больнице.
- Он все время шутит и держится очень мужественно! Нам его не хватает, вся работа в службе коммуникаций встала, - говорить Марьяну было непросто…
Журналисты «СК» решили поддержать игумена Маркелла - мы готовили статью с добрыми словами от нашей редакции и читателей «СК». Но не успели…. Когда верстался номер, отца Маркелла не стало - он ушел утром в воскресенье, 17 февраля.
В этом номере на стр. 26 вы в последний раз встретитесь с известным священником - в течение нескольких лет игумен Маркелл отвечал на вопросы читателей нашего еженедельника (калининградцы спрашивали его о вере, церковных обрядах и праздниках). Делал это он всегда с душой и по первой просьбе редакции.
В архиве нашей газеты остались снимки Маркелла, а еще трогательные слова священника, обращенные к нашим читателям, - за несколько дней до смерти журналисты «СК» позвонили отцу Маркеллу на мобильный в больницу. Он ответил не сразу, голос его был слабым, а когда узнал, что звонят из «СК», очень обрадовался.
- Дорогие мои, спасибо любимой газете и всем добрым людям. Для меня это неоценимо! - сказал он. - Мне уже лучше, иду на поправку, вот сейчас будут ставить капельницу. У меня все хорошо! Благодарю всех за поддержку! Храни вас Бог!
О тяжелой болезни священник узнал два года назад, но не сказал об этом никому. Он думал о людях даже в последние минуты - всем желал добра и любви…
Священника похоронили на кладбище п. Цветково Гурьевского района.

Досье «СК»
Отцу Маркеллу (Александру Кейсу) было 39 лет, он учился на историческом факультете КГУ, окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. 26 сентября 1990 г. принял монашество, сан священника получил 13 января 1991 г. Был настоятелем Казанской церкви в п. Янтарном, в храме Рождества Божьей Матери Калининграда. С 1996 г. - священник Кафедрального собора Христа Спасителя. Руководитель службы коммуникаций Смоленско-Калининградской епархии.

Жанна Ковалевская, [email protected] ,
фото Александра Матвеева

Разве мог кто-нибудь подумать, что путь к храму, к возрождению духовности будет столь тяжек и долог. Мы, видимо, забыли прописную истину, что ломать – не строить. И если на разрушение морали и нравственности ушли годы, то на их возрождение потребуются уже века. Так считает настоятель Свято-Сретенского храма архимандрит о. Маркел.

ЦЕРКОВЬ СОЛДАТСКОЙ СЛОБОДЫ

Стоит на ул. Ломоносова небольшая, уютная Свято-Сретенская церковь. Перезвон ее колоколов далеко разносится над бывшей Солдатской слободой, созывая народ на службу. В Свято-Сретенской поражает многое: и пронзительно чистая энергетика храма, дополненная жизнерадостной росписью стен и сводов, и западающее в душу многоголосье церковного хора, и ее необыкновенная постройка: в храме три алтаря. Трехалтарные храмы на Руси порой встречаются даже у нас во Владимирской области, но чтобы все три престола были в честь Пресвятой Богородицы, такого нет во всей Европе.

А начиналось все в далеком 1160 году. 4 октября к берегу Клязьмы, на небольшом расстоянии от Успенского собора, причалили ладьи князя Андрея Боголюбского. На них везли из Вышгорода, что стоял под стольным градом Киевом, бесценный груз – икону Богоматери Пирогощей. По преданию, эта чудотворная икона была написана на доске из стола, за которым проходила тайная вечеря. Хранить ее в Киеве из-за постоянных набегов кочевников стало опасно, поэтому принял князь Андрей решение переправить икону в любимый им град Владимир, который он и сделал северной столицей. Привезенную икону нарекли Владимирской Богоматерью. А на месте, где причалили ладьи князя, в честь исторической встречи воздвигли Свято-Сретенский храм.

За прошедшие почти девять веков много трагических и славных страниц было вписано как в историю России, так и в историю Свято-Сретенского храма и иконы Владимирской Богоматери, которая не раз спасала Отечество в самые грозные для него дни.

Последний раз во время московского кровопролития в октябре 1993 года патриарх всея Руси Алексий II обратился к мэру Москвы Ю. Лужкову с просьбой уговорить руководство Третьяковской галереи дать верующим для проведения крестного хода Владимирскую Богоматерь. 4 октября (!) состоялся крестный ход вокруг Кремля. И грозовая туча гражданской войны Россию миновала. Кто-то скажет: "Простое совпадение". Но слишком много таких совпадений было в истории чудотворной иконы, которая, кстати сказать, еще в 1395 году была увезена из Владимира в новую столицу земли Русской – Москву, а с 1917 года она хранится в Третьяковской галерее.

Своя судьба и у Свято-Сретенской церкви. Когда деревянный храм постройки XII века обветшал, то по просьбе солдатских вдов и сирот его новое строение было возведено в Солдатской слободе, где он стоит и поныне. В 1808 году он был перестроен и стал каменным. Вплоть до 1767 года, когда 4 октября в престольный праздник из кафедрального Успенского собора был крестный ход на святое место встречи древней земли Владимирской со священным ликом Божией матери. Несколько веков на месте разрушенного храма стояла часовенка. Сегодня, увы, ее нет...

В 1937 году последний настоятель церкви о. Михаил был арестован, а в помещении церкви решено было разместить библиотеку. Но люди ходить туда не стали. Последующие полвека здесь размещались складские помещения. А в перестроечный период в почти развалившемся храме (его причислили к I категории разрушений) обосновался деревоперерабатывающий кооператив.

В начале февраля 1992 года о. Маркел, проходя мимо развалин Свято-Сретенского монастыря, спросил местных жителей: "Ну, что, восстановим храм?". И услышал гул всеобщего одобрения и в то же время недоверия: многим казалось, что дело это – неподъемное. Однако разрешение от Ленинского райисполкома было получено. 15 февраля состоялся крестный ход в честь открытия. И работа закипела.

Одного мусора и грязи вывезли более 20 машин. Окна затянули целлофаном, провели электропроводку-времянку. И на Пасху отслужили первую полную литургию. Верующие убеждены: ничто так не лечит храм, как литургия. Так вслед за Вознесенской церковью ожил и Свято-Сретенский храм.

ДОРОГА ЕГО ЖИЗНИ

У настоятеля храма о. Маркела светлое, умное лицо. В глазах спокойствие, долготерпение и бесконечная любовь к людям. Даже не верится, что после 70 лет тяжких жизненных испытаний, выпавших на его долю, можно сохранить такую силу духа и человеколюбие, не озлобиться, не почернеть душой. Внешний облик, стать, походка, манера говорить и двигаться, удивительно молодой сильный голос – все говорит о том, что он из тех еще священников, из бывших. И действительно, корни династии священнослужителей Егоровских (поскольку служили в селе Егоровка, что в Тамбовской области) уходят в далекий XV век.

Его мать Мария Васильевна, урожденная Вельская, из княжеского рода. Она вышла замуж за молодого семинариста Виктора Ивановича Егоровского. А в январе 1929 года у них родился уже шестой ребенок, которого нарекли Михаилом. Это и был о. Маркел, нынешний настоятель Свято-Сретенского храма.

То было время воинствующего атеизма. В 1930 году отца арестовали. Мать осталась одна с шестью малышами на руках мал мала меньше, да еще дедушка Иван. Справляя церковные обряды, он хоть как-то помогал свести концы с концами. Но в 1931 году семью "раскулачили", выкинули на улицу, разместив в их доме сельскую школу. Поразительно, хотя о. Маркелу было всего два года, он уверяет, что именно к этому времени относятся его первые детские воспоминания: "Я дрожу, мать дрожит, и скрипят колеса телеги... ". Помнит, как мать приносила его к отцу в тюрьму показать. Охранник сказал тогда отказавшемуся отречься от Бога священнику: "Смотри, все равно больше никогда не увидишь". В столь давних детских воспоминаниях можно было бы усомниться, если бы не феноменальная память о. Маркела. Он помнит многие имена, фамилии, даты, названия улиц, извлекая их из кладовой своей памяти с поразительной быстротой.

У семьи отобрали все: отца, родной дом, 50 ульев (их пасека славилась на всю округу) и выбросили на улицу. Спасли их прихожане (уж очень они любили о. Виктора), помогли им разместиться в омшаннике (строение для хранения зимой ульев). Холод был страшный, да и голод стал долгим спутником семьи Егоровских. Сошли в могилу сестры Михаила Нина и Зина (пяти и шести лет от роду), за ними умер и дедушка.

Отец был сослан на лесоповал в Красноярский край. В лютую стужу заключенных высадили в глухой сибирской тайге. Ночевали под открытым небом на лапнике. К весне от 1700 человек прибывших в лагере осталось лишь 700. Пять лет каторги не прошли даром. Отец вернулся домой больной туберкулезом и еще через пять лет, за две недели до начала войны, умер в больнице в Тамбове.

Война... Долгая и тяжкая. Мария Васильевна, чтобы хоть как-то прокормить четверых подрастающих сыновей, работала по договору пасечницей сразу в двух колхозах. Но по трудодням ей не платили, а в городе не давали паек, поскольку она числилась в колхозе. "Страшные мучения и вечный голод, – вспоминает о. Маркел. – Мама с утра варит желуди, чтобы хоть чем-то нас накормить".

Мария Васильевна мечтала видеть сыновей священниками. Молилась, чтобы Господь услышал ее. И надо же – в 1945 году под Москвой в Загорске впервые за годы советской власти открылся Богословский институт. А в 1947 году – Ленинградская семинария, куда сразу же и поступил Михаил Егоровский.

В 1954 году о. Михаил получает приход в селе Шульги в Великолукской области. Через год перебрался в селе Завидово, где в лесу был всего один дом и одна церковь, которую во время войны открыли... немцы. По ночам на церковный двор забегали волки. Но патриархия всеми силами пыталась приход сохранить, поскольку в советские времена закрыть церковь было проще простого, а открыть – практически невозможно.

Непросто складывались отношения у о. Михаила с советской властью. Прямой и открытый, он говорил что думал. А несуразностей в отношении к церкви в те времена хватало. Например, служить священник мог только исключительно в храме. Ни о каком соборовании или отпевании на дому и речи быть не могло. Запрещалось причащать детей, если они пришли в церковь с бабушкой. А проповеди надо было представлять для контроля за целый месяц.

В 1961 году уполномоченный по делам религии (была такая должность при исполкоме) лишил строптивого священника регистрации. Это означало, что служить он больше не имел права. И о. Михаил не служил восемь месяцев, до тех пор, пока не был назначен новый уполномоченный.

В те времена и в кошмарном сне не могло бы присниться, что наступят времена, когда лидер коммунистов Геннадий Зюганов с экрана телевизора открыто и откровенно заявит, что он человек верующий. А его дочь и зять особенно. И что православие – это образ жизни, без которого России не выжить.

В том же 1961 году Михаил Егоровский получил назначение в Меленки. И навсегда связал свою судьбу с древней Владимирской землей: Собинский район, Ковров, Владимир, в кафедральном соборе которого из-за наплыва туристов служба тогда мало была похожа на службу. А потом 15 лет в Петушках.

3 июля 1975 года в дом Егоровских нагрянула страшная беда: в автомобильной катастрофе погибла их двадцатилетняя дочь Таня, студентка института им. Плеханова. Нет ничего страшнее, чем хоронить собственных детей. Матушка не перенесла горя и через год сошла следом за дочерью в могилу. После этого о. Михаил принимает постриг и становится в монашестве о. Маркелом.

Люди верующие знают: кого Бог любит, того он наказывает в этой жизни, а не в той, вечной. Вот и о. Маркелу живется тяжко – два обширных инфаркта, тяжелейшая операция. Несколько лет упорной борьбы за жизнь. В 1985 году непокорного священника вновь лишают регистрации. И когда о. Маркел не служил в храме, а ездил по командировкам, тогда-то и вызрело у него в душе страстное желание возродить Свято-Сретенский храм.

ДАР БОЖИЙ

Каждый месяц 15 числа в Свято-Сретенскую церковь на утреннюю службу приезжают люди не только со всех концов нашей области, но даже и из Москвы. Служба, которую ведет в этот день о. Маркел в течение 5 часов, в своем роде уникальна: в нашей области только настоятель Свято-Сретенской церкви имеет благословение владыки читать этот чин. К небу возносится молитва об исцелении тяжко больных, скорбящих и одержимых. А в народе говорят по-простому: "Отец Маркел снимает порчу и сглаз".

Слух об уникальных способностях о. Маркела давно идет по земле Русской. Этот бесценный дар, видимо, дарован ему Господом за его долгую, полную испытаний, праведную жизнь, и идут к нему с бедой прихожане, уверенные, что он обязательно поможет.

Именно потому, что люди шли к нему за помощью денно и нощно, чтобы помочь не единицам, а всем страждущим, и стал о. Маркел проводить в храме свои удивительные службы. Для его возраста и здоровья – нагрузка непомерная, но силу придают счастливые лица людей, приезжающие со словами благодарности, избавившиеся от тяжких недугов, бросившие пить, курить, обретшие душевный мир и спокойствие, почувствовавшие благодать, дарованную свыше.

Сам священнослужитель считает, что исцеляет молитва. Поэтому предостерегает от искушения лечить свои душевные и физические недуги у экстрасенсов, которые тоже порой не без способностей. Но они, по его мнению, могут дать лишь временное облегчение, за которым неминуемо – как наказание – последует резкое ухудшение.

Должен признаться, что да, есть люди, которые обладают исцеляющим даром божиим. Но они лечат только молитвою и не берут за это денег, зная, что в противном случае будут лишены своих способностей. Лично мне, например, помогла избавиться от болей в ногах одна из моих прихожанок, – говорит о. Маркел.

Его очень беспокоит нынешнее состояние православной церкви. Слишком тяжело и медленно идет воцерковление людей. Сегодня на ветрах разгула "демократии" слишком велика конкуренция среди всевозможных религиозных учений, направлений, сект. И ослабленное традиционное российское православие не всегда ее выдерживает. Понимает о. Маркел, что есть вина в этом и самой православной церкви, которая не проявляет порой гибкости, не идет активно сама навстречу людям, ищущим свою дорогу к храму. И столько табу на вхождение в храм: например, современному молодому человеку, особенно девушке в брюках, зайти в церковь противопоказано, в короткой юбке, с макияжем, с непокрытой головой – тоже нельзя.

В Свято-Сретенскую церковь может войти каждый желающий.

Ни в коем случае ни одного грубого слова. Человек должен понять, что его здесь ждут, ему рады, – говорит настоятель храма. – А потом мы попытаемся осторожно ему подсказать, в каком виде подобает на службу приходить. Главное вначале – чтобы душа человека оживилась, чтобы услышала она: вот мой верный и правильный путь.

Особая боль о. Маркела – пьянство, как ржа разъедающее духовность человека. И тут, по мнению батюшки, церковь может и должна сыграть свою решающую роль. Это уже было в истории государства Российского. Когда при церквах было создано общество трезвости им. Святого Александра Невского. Душу лечили молитвою. И результаты не замедлили сказаться. Ежегодно потребление водки сокращалось на 10 тыс. ведер. Дошло до того, что под давлением народа в 1914 году Николай II вынужден был ввести в стране сухой закон, который просуществовал целых 10 лет.

В храме идет служба. С хоров льется дивное многоголосье. Из алтаря выходит о. Маркел: высокий, статный, торжественно-величественный. И не остается никаких сомнений, что он и есть истинный посредник между Богом и людьми. А это так важно сегодня для многих и многих из нас, живущих во тьме грехов, без покаяния, без всеобъемлющей любви к ближним своим. И невольно склоняешься в низком поклоне перед Священнослужителем и Человеком.

И отраден тот факт, что не прерывается ниточка династии Егоровских. Сын о. Маркела, проучившись год в Ивановском медицинском институте, все же пошел по стопам своих предков, закончил семинарию и служит в Спасо-Преображенском соборе в Коврове.

У меня три внука, – с гордостью говорит о. Маркел. – Молю Господа Бога нашего, чтобы даровал Он им свое святое и многомощное заступление.

Сам себя о. Маркел подвижником не считает. А я думаю, что он и есть таковой. Побольше бы таких!... ..



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: