Усовершенствование процесса. План улучшения бизнес-процессов

Ведущие идеологи инструментальной инфраструктуры IBM Rational и признанные авторитеты мировой программной индустрии Г. Буч, Дж. Рамбо и И. Якобсон, проанализировав опыт разных проектов в области разработки программного обеспечения, выделяют следующие обязательные факторы для успешного ведения любого проекта:

  • постоянное взаимодействие с потенциальными пользователями с целью выяснения реальных требований к системе;
  • тщательно проработанная архитектура системы, открытая для возможных усовершенствований;
  • наличие высококвалифицированных специалистов;
  • грамотно подобранный инструментарий;
  • определение верного направления работ;
  • продуманный процесс разработки, обеспечивающий адаптацию к изменяющимся потребностям бизнеса и требованиям новых технологий;
  • высокая степень управляемости проектом и получение достоверной информации по его состоянию в любой момент времени. При наблюдаемом в настоящее время взрывном росте количества приложений, как для исполнителя, так и для заказчика необходимо выполнение высококачественных программных проектов быстрее, чем когда бы то ни было.

Программные проекты должны завершаться в ограниченные сроки и при этом оставаться в рабочем состоянии с гарантией качества. Возникает ключевая проблема - необходимость достижения баланса между качеством исполнения и скоростью разработки.

Основная задача, от решения которой зависит успех проекта, - научиться разрабатывать и производить программное обеспечение наиболее предсказуемым и повторяемым образом. Участники проектов должны уметь повторять свой успех в будущих работах и своевременно устранять обнаруженные недостатки. Чтобы гарантировать успех любого проекта, важно использовать стандартные практики, которые давно уже являются обязательными:

  • разрабатывать программное обеспечение на основе итеративных принципов;
  • управлять требованиями наиболее эффективным образом;
  • использовать компонентный подход;
  • проектировать систему с помощью визуальных средств;
  • гарантировать качество создаваемых продуктов;
  • контролировать любые изменения в ходе проекта.

Главной проблемой для любой организации, занятой производством программного обеспечения, является усовершенствование процесса разработки, возможность которого возникает при четкой организации процесса. При этом создается основа для нормирования, расчета и оценки, что в свою очередь может предопределить улучшение качества продукта.

Одним из наиболее известных методов оценки и усовершенствования процессов является так называемая модель технологической зрелости СММ (Capability Maturity Model) .

Несмотря на продолжающиеся дебаты относительно преимуществ и недостатков СММ, накопленные данные свидетельствуют, что, следуя СММ, многим компаниям удалось повысить качество программирования и значительно снизить затраты на разработку приложений. В условиях возрастания конкуренции нельзя игнорировать никакие усовершенствования, которые могут привести к повышению производительности процесса разработки программного обеспечения.

Стандарт СММ предлагает для совершенствования процесса структуру, состоящую из «ключевых областей процесса» или видов деятельности, которые, как следует из опыта, оказывают влияние на различные аспекты процесса разработки и качество программного обеспечения.

На рис. 2.9 определены уровни, даны краткие описания основных особенностей каждого из уровней и приведены основные сферы улучшения процесса, необходимые для достижения организацией более высокого уровня технологической зрелости.

Разработчики называют иногда уровни зрелости «лестницей, ведущей к совершенству в области программного обеспечения». Пять ступенек на этой лестнице соответствуют хаосу, управляемому проекту, применению методов и средств организации процесса, измерению процесса и непрерывному повышению качества.

Исследования специалистов в области программной инженерии показали, что на переход с одного уровня шкалы технологической зрелости на другой уходит несколько лет, так как это

Рис. 2.9.

трудновыполнимая задача. Большинство организаций находятся на уровне 1, некоторые - на уровне 2; известно очень немного организаций, находящихся на 5-м уровне.

Стандарт СММ характеризует деятельность по управлению требованиями следующим образом. Цель управления требованиями состоит в достижении взаимопонимания между заказчиком и командой программистов в том, что касается требований заказчика. Это взаимопонимание служит основой соглашения между заказчиком и командой разработчиков, которое является документом, определяющим все последующие действия. Формируется базовый уровень требований, на основании которого осуществляется управление разработкой программного обеспечения.

Стандартом СММ предусматривается, чтобы все планы, графики и рабочие программные продукты разрабатывались и, если нужно, модифицировались в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программному обеспечению. Таким образом, СММ способствует формированию организации целостного представления, в котором технические требования должны находиться в соответствии с планами и действиями по разработке.

Спецификация программных требований является основным документом, который играет определяющую роль по отношению к другим элементам плана разработки. Среди требований есть как технические (поведение приложения), так и нетехнические (прочие требования к разработке, включая график, бюджет и т. п.). Помимо этого должны быть определены и документированы критерии приемки, т. е. тесты и измерения, которые будут использоваться для проверки соответствия программного обеспечения предъявляемым к нему требованиям.

Требования должны служить основой для планирования деятельности по разработке программного обеспечения и создания рабочих продуктов. Изменения требований должны изучаться и вноситься в планы разработки, а их воздействие необходимо оценивать и обсуждать с заинтересованными группами. Чтобы получить отклик на результаты разработки, а также проверить их соответствие требованиям, стандарт СММ предлагает методические указания по оценке и анализу, а также по верификации реализации.

Один из наиболее прогрессивных аспектов модели СММ заключается в том, что управление требованиями является не просто процессом создания документа, после чего можно двигаться дальше, как часто предписывалось «водопадными» методологиями 1970-х г. В СММ требования, находятся в самом центре процесса разработки приложения.

Помимо СММ существуют и другие модели усовершенствования процесса создания ПО. На протяжении последнего десятилетия многие организации во всем мире использовали серии стандартов определения качества, известные как ISO 9000, разработанные Международной организацией по стандартизации (ISO - International Organization for Standardization). Стандарты ISO этой серии применяются для управления качеством и определения процесса производства качественной продукции. Стандарты носят общий характер - они применимы для любой отрасли и всех видов бизнеса, включая разработку программного обеспечения.

В основе серии стандартов ISO 9000 лежит предположение о том, что если процесс организован надлежащим образом, то и результат процесса (товар или услуга) также будет обладать надлежащим качеством. Стандарты ISO не навязывают конкретного процесса и не уточняют его характеристик. Стандарты описывают то, что должно быть достигнуто, однако не говорят о том, как именно должна осуществляться та или иная деятельность.

В таблице 2.2 приведены некоторые наиболее известные модели совершенствования процессов, подобные СММ, и используемые во всем мире наряду с широко известными мировыми стандартами .

Таблица 2.2.

Модели совершенствования процессов , подобные СММ

Описание

SW СММ («СММ для разработки программного обеспечения»)

Первоначальная модель СММ создана SEI. В ноябре 1986 г. SEI при участии Milre Corporation начал разработку модели зрелости процессов, предназначенной для того, чтобы оказать поддержку организациям в улучшении процессов, связанных с разработкой программного обеспечения. В сентябре 1987 г. SE1 выпустил краткое описание базовых знаний в области повышения зрелости процессов и опросный лист для оценки зрелости процессов (CMU/SEI-87-R-23). Полностью разработанная модель (версии 1.1) вышла в свет в 1993 г.

SE-CMM («СММ для разработки систем»)

«СММ для разработки систем» (Systems Engineering Capability Maturity Model, SE-CMM) описывает важнейшие (с точки зрения разработки хороших систем) элементы инженерных процессов организации. Эта модель была разработана Инициативным объединением по совершенствованию процессов (Enterprise Process Improvement Collaboration, EPIC), которое представляет собой группу отраслевых, академических и правительственных организаций. В 1998 г. эта модель была объединена с моделью INCOSE SECAM, и таким образом была сформирована EIA 731 Альянса электронной промышленности (Electronics Industry Alliance’s).

SA-CMM («СММ для закупки программного обеспечения»)

«СММ для закупки программного обеспечения» (Software Acquisition Capability Maturity Model, SA-CMM) была создана совместными усилиями Министерства Обороны США, SEI, отраслевых организаций и прочих правительственных учреждений Соединенных Штатов. Модель обеспечивает возможность сравнить процесс закупки программного обеспечения для различных организаций, а также служит средством совершенствования этого процесса.

SECAM («Модель оценки производительности для разработки систем»)

Международный совет по разработке систем (International Council on Systems Engineering. INCOSE) разработал «Модель оценки производительности для разработки систем» (Systems Engineering Capability Assessment Model, SECAM), в основе которой лежит контрольный список. Позже она была объединена с моделью SE-CMM, и, таким образом, была сформирована EIА 731.

People СММ («СММ для управления персоналом»)

Эта модель направлена на формирование в организации тенденции привлечения и подготовки, талантливых специалистов.

Продолжение таблицы 2.2

EIA 731 («Модель производительности для разработки систем»)

«Модель производительности для разработки систем» (Systems Engineering Capability Model, SECM) заменила две модели: SE-CMM и SECAM. В 1998 г. она была издана в качестве промежуточного стандарта EIA/IS 731 и в 2002 г. появилась в виде полного варианта EIА 731.

Systems Security Engineering СММ («СММ Для создания защиты систем»)

Эта модель была представлена Национальным управлением безопасности информационных систем США. National Security Agency, NSA) как дополнение и усиление модели SE-CMM. Она содержала дополнительные практики и информацию, касающуюся безопасности информационных систем.

IPD-CMM («СММ для совместной разработки продукта»)

«СММ для совместной разработки продукта» (IPD- CMM) была опубликована только в черновом варианте. Работа над ее созданием велась при содействии EPIC. Свое дальнейшее развитие эта модель получила на проекте по созданию модели CMMI.

FAA-iCMM («СММ Федерального управления гражданской авиации США»)

Это первая действительно комплексная модель СММ. Эта модель, разработанная FAA. объединяет материалы из многих источников: SE-CMM, SA-CMM, SW СММ. ISO 9000/2000, EIA 731, Malcolm Baldrigc, ISO/IEC 15504, ISO/IEC 15288, ISO/IEC 12207 и CMMI. Сейчас эта модель используется всеми службами ЕАА как единая методика управления совершенствованием процессов.

ISO/IEC 12207 («Международный стандарт процессов жизненного цикла»)

ISO/IEC 12207 является международным стандартом процессов жизненного цикла. Он впервые был выпущен в свет в 1995 г., а в 2002 г. вышла следующая версия этого стандарта.

ISO/IEC 15288 («Международный стандарт процессов жизненного цикла систем»)

ISO/IEC 15288 является международным стандартом процессов жизненного цикла систем. Он был опубликован в 2002 г.

ISO/IEC 15504 («Международный стандарт оценки процессов. связанных с информационными технологиями»)

ISO/1EC 15504 - предварительная версия международного стандарта, определяющего требования к выполнению оценки процессов и представляющего собой основу для совершенствования процессов и определения уровней производительности.

Project Framework («Основы выполнения проекта»)

Данная модель была разработана компанией ESI International как собственный продукт. Эта модель объединила принципы, заложенные в моделях СММ, с «Базой знаний в области управления проектами» (Project Management Body of Knowledge. PM ВОК), продуктом Института Управления Проектами (Project Management Institute). Данная модель создавалась как средство управления совершенствованием процессов.

Все модели, описанные в таблице 2.2, были созданы в момент бурного развития национальных и международных стандартов и формирования новых систем взглядов. По мерс того, как стандарты начинают использоваться и становятся общепринятыми, поддержание согласованности между ними и моделями совершенствования процессов (особенно на стыках различных дисциплин) становится постоянной проблемой. Эксперты считают, что сс преодоление возможно объединением всех принципов совершенствования в одну модель.

Согласно основополагающим принципам инженерии программного обеспечения, требования к программному обеспечению разрабатываются, поддерживаются, документируются и верифицируются посредством систематического анализа требований в соответствии с заранее определенным процессом разработки программного обеспечения.

Задача инженерии программного обеспечения в том, чтобы организация проводила все действия по разработке программного обеспечения согласованно и в результате могла успешно создавать высококачественные программные продукты.

Процесс усовершенствования является процессом установления, оценки, измерения, контроля и улучшения любого процесса жизненного цикла программных средств.

1) создание процесса;

2) оценка процесса;

3) усовершенствование процесса.

7.3.1 Создание процесса

7.3.1.1 Организация должна определить набор организационных процессов для всех процессов жизненного цикла программных средств в соответствии с имеющимся практическим опытом.

Соответствующие процессы и их применение в конкретных ситуациях должны быть документально оформлены в организационных документах. Должен быть определен механизм управления процес­сом усовершенствования при разработке, контроле, управлении и улучшении соответствующего процесса(ов).

7.3.2 Оценка процесса

7.3.2.1 Должна быть разработана, документально оформлена и применена процедура оценки процесса. Должны сохраняться и обновляться отчеты о выполненных оценках процесса.

7.3.2.2 Организация должна планировать и выполнять анализы процессов в установленные сроки с тем, чтобы по результатам оценки обеспечить актуальность и эффективность их применения.

7.3.3 Усовершенствование процесса

Данная работа состоит из следующих задач:

7.3.3.1 Организация должна по результатам анализа и оценки внести соответствующие улуч­шения в выполняемый процесс, при этом должны быть внесены соответствующие изменения в документацию выполняемого процесса.

7.3.3.2 Должны быть собраны и проанализированы архивные, технические и оценочные данные для выявления сильных и слабых сторон выполняемых процессов. Результаты анализов должны быть использованы для усовершенствования данных процессов, выработки рекомендаций по внесению изменений в реализуемые или планируемые проекты и определения потребности в передовых технологиях.

7.3.3.3 Должны быть собраны, обновлены и использованы для усовершенствования органи­зационных процессов административной деятельности данные о расходах. Эти данные должны быть использованы при определении стоимости работ по предотвращению и решению обнаруженных проблем и несоответствий в программных продуктах и услугах.

Процесс обучения

Процесс обучения является процессом обеспечения первоначального и продолженного обу­чения персонала. Заказ, поставка, разработка, эксплуатация и сопровождение программных про­дуктов в значительной степени зависят от квалификации персонала. Например, персонал разработ­чика должен быть соответствующим образом обучен управлению программированием и технологии программирования. Поэтому обязательно должно быть запланировано и заранее выполнено обуче­ние персонала с целью готовности его к работам по заказу, поставке, разработке, эксплуатации или сопровождению программного проекта.

Список работ. Данный процесс состоит из следующих работ:

1. подготовка процесса;

2. разработка учебных материалов;

3. реализация плана обучения.

7.4.1 Подготовка процесса

Данная работа состоит из следующей задачи:

7.4.1.1 Должен быть выполнен анализ требований к проекту с целью определения и своевременного создания условий для формирования штата квалифицированного администра­тивного и технического персонала. Должны быть определены виды и уровни обучения и категории персонала, требующие обучения. Должны быть разработаны и документально офор­млены: план обучения, графики реализации обучения, требования к ресурсам для обучения и программы обучения.

1

Обсуждается последовательность выполнения четырех стадий осуществления процесса постоянного улучшения в системе менеджмента качества организации, а именно: 1) выбор процесса, требующего первоочередного улучшения; 2) описание выбранного процесса; 3) улучшение процесса (первоначально в малом масштабе) на основе методологии решения проблем; 4) полномасштабное внедрение улучшенного процесса. После завершения очередной итерации процесса постоянного улучшения применительно к ранее самому дефектоносному процессу необходимо перейти к выбору нового процесса, требующего улучшения, и вновь повторить все четыре стадии.

система менеджмента качества

процесс постоянного улучшения

четыре стадии осуществления

методология решения проблем

внедрение улучшенного процесса

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования. – М. : Стандартинформ, 2009. – 30 с.

2. Пономарев С.В. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учеб. пособ. / С.В. Пономарев [и др.] – М. : РИА «Стандарты и качество», 2005. – 248 c.

3. Мищенко С.В. Использование методологии решения проблем, инструментов и методов менеджмента качества при выполнении научных исследований / С.В. Мищенко, С.С.С. Аль-Бусаиди, Г.А. Соседов и др. // Вестник ТГТУ. – 2012. – № 1. – С. 6-19.

4. Rampersad H.K. Total Quality Management: An Executive Guide to Continuous Improvement. – Berlin-Heidelberg: Springer – Verlag, 2001. – 190 p.

Процесс «8.5.1 Постоянное улучшение» по требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 следует рассматривать как основу систематической упорядоченной работы (в составе команды), направленной на непрерывное улучшение качества всех процессов и видов деятельности организации, внедрившей систему менеджмента качества (СМК). Для претворения в жизнь процесса постоянного улучшения каждый сотрудник организации должен рассматривать непрерывное совершенствование как нечто обычное .

На рис. 1 проиллюстрирована последовательность действий при практическом осуществлении процесса постоянного улучшения в СМК организации. Из этого рисунка видно, что процесс постоянного улучшения при каждом его новом повторении (на очередной итерации) включает в себя четыре стадии.

Рассмотрим подробнее содержание работ, выполняемых на каждой стадии процесса постоянного улучшения:

I . Выбор процесса (-ов), требующего (-их) первоочередного улучшения.

На первой стадии каждой итерации процесса постоянного улучшения осуществляют выбор одного процесса или нескольких, которые на данный момент являются наиболее критическими (дефектоносными) и в первую очередь нуждаются в усовершенствовании.

На более поздних этапах повторения процесса постоянного улучшения (когда через несколько лет практически все процессы в организации будут улучшены и дефектоносных процессов не останется), на рассматриваемой первой стадии при выборе процесса, требующего первоочередного улучшения, вместо дефектоносных следует рассматривать процессы, предоставляющие наибольшие возможности для улучшения, например с точки зрения как создания добавления ценности в этом процессе, так и получения суммарной прибыли от системы всех процессов организации.

При выборе процессов, требующих первоочередного улучшения, можно рекомендовать следующий порядок действий.

1.1 Формирование команды экспертов из состава высшего руководства организации.

На первых итерациях осуществления процесса постоянного улучшения работу этой команды следует проводить под руководством первого лица (ректора, генерального директора) организации, а в последующие годы - под председательством представителя руководства в СМК организации.

Рис. 1. Графическая модель осуществления процесса постоянного улучшения в СМК организации.

1.2 Осуществление этой командой экспертных оценок и/или мозговых атак (штурмов) для определения списка процессов, создающих основную долю затрат (потерь, убытков) из-за высокого уровня несоответствий (дефектов), снижающих уровень качества продукции и/или услуг.

При определении списка таких процессов следует использовать:

  • результаты внутренних и внешних аудитов (проверок) (п. 8.2.2 );
  • результаты анализа данных (п. 8.4 ), предоставляющих информацию:

а) об удовлетворенности потребителей (п. 8.2.1 );

б) по определению требований к продукции (п. 7.2.1 );

в) по мониторингу и измерению процессов (п. 8.2.3 ) и продукции (п. 8.2.4 );

  • результаты корректирующих (п. 8.5.2 ) и предупреждающих (п. 8.5.2 ) действий;
  • результаты анализа со стороны руководства (п. 5.6 ), в том числе анализа политики (п. 5.3 ) и целей в области качества (п. 5.4.1 ).

В результате работы команды руководителей-экспертов появляется довольно обширный список процессов, нуждающихся в улучшении. Для уменьшений перечня таких процессов следует обратиться к экономическим данным.

1.3 Сбор экономических данных о затратах (потерях, убытках) при осуществлении отобранных руководителями-экспертами процессов.

Из принципа Парето исходит следующее . Если на предыдущем этапе (1.2) были отобраны N процессов, то до 70...80% суммарных убытков при выполнении рассматриваемых процессов создаются только 20...30% процентами этих процессов. Если N = 5, то только 1...2 процесса обуславливают до 70...80% экономических потерь.

Поэтому на данном этапе следует организовать и осуществить сбор данных о затратах на несоответствиях (дефектах) в каждом процессе. В результате команде руководителей-экспертов удается значительно сократить список процессов, требующих первоочередного внимания и выделения финансовых, материальных и человеческих ресурсов для решения проблем их улучшения.

1.4 Принятие решения о том, какой процесс будет подвергнут улучшению.

Если бы у первого лица (ректора, генерального директора) организации было бы неограниченное количество ресурсов для осуществления процесса постоянного улучшения, то он выделил бы необходимые ресурсы каждому владельцу процесса и сказал бы: «Улучшайте свой процесс!». На практике любой руководитель имеет очень серьезные ограничения в доступных ему ресурсах. Из-за этого для совершенствования каждого требующего первоочередного улучшения процесса во многих случаях приходится обращаться в банк для получения кредита.

Подготовленные командой руководителей-экспертов на предыдущем этапе (1.3) экономические данные позволяют первому лицу организации принять объективное решение о том, какой процесс подлежит первоочередному улучшению. В результате в план мероприятий на будущий год включается пункт, предусматривающий выполнение работ по улучшению отобранного процесса и определяющий источник финансирования этой деятельности.

II . Описание выбранного процесса.

На второй стадии каждой новой итерации рассматриваемого процесса постоянного улучшения выполняется следующее:

2.1. Формирование команды специалистов для улучшения отобранного процесса.

На данном этапе по предложению членов команды руководителей-экспертов первое лицо организации назначает руководителя предстоящих работ по улучшению ранее отобранного процесса. Этот руководитель формирует команду специалистов, которая будет заниматься улучшением процесса. В команду включаются как специалисты, непосредственно участвующие в осуществлении и управлении рассматриваемым процессом, так и специалисты, вовлеченные в выполнение процессов-поставщиков и процессов-потребителей улучшаемого процесса.

Основной задачей команды специалистов и ее руководителя (на второй стадии) является составление описания рассматриваемого процесса в том состоянии, в котором он находился до начала работ по его улучшению.

2.2. Определение границ процесса и интерфейсов его взаимодействия с другими процессами.

Прежде чем описывать процесс «как есть», необходимо определить границы рассматриваемого процесса и интерфейсы его взаимодействия с процессами-поставщиками и с процессами-потребителями, а также дать ответ на вопрос: «Кто является владельцем процесса?».

В результате выполнения этого этапа (2.2) может потребоваться включение в состав команды специалистов новых членов, представителей подразделений организации, ранее не учтенных при формировании команды.

2.3. Описание процесса в виде поточной диаграммы (блок-схемы), цепочки или сети подпроцессов (операций).

На этапе 2.3 второй стадии члены команды специалистов описывают рассматриваемый процесс с применением инструментов и методов менеджмента качества, например таких, как :

  • поточная диаграмма (блок-схема), отображающая последовательность выполнения операций процесса;
  • цепочка или сеть подпроцессов (операций).

В результате появляется четкое понимание того, какие подпроцессы (операции) выполняются в ходе процесса и каковы зоны ответственности каждого оператора (владельца подпроцесса).

2.4. Определение контрольных точек и критических этапов (подпроцессов, операций) рассматриваемого процесса.

На данном этапе члены команды специалистов определяют контрольные точки (места), в которых операторы подпроцессов (операций) должны проводить мониторинг и измерения для контроля качества выполняемой деятельности. Кроме контрольных точек, необходимо определить критические этапы (подпроцессы, операции), в которых следует уделять повышенное внимание мониторингу, измерениям и управлению выполняемой работы.

В результате выполнения второй стадии команда специалистов составляет описание процесса с четким определением его границ и интерфейсов взаимодействия с процессами-поставщиками и процессами-потребителями. Полученное описание процесса определяет также места и критические этапы, в которых необходимо проводить мониторинг, измерения и предпринимать управляющие действия по предупреждению появления несоответствий.

III . Улучшение процесса (первоначально в малом масштабе) на основе применения методологии решения проблем.

На этой третьей стадии осуществляют собственно само улучшение рассматриваемого процесса. При этом следует использовать методологию решения проблем , представляющую собой детализированный вариант цикла улучшения Деминга Plan-Do-Chek-Act(PDCA). В соответствии с рекомендациями методологии решения проблем (МРП) на третьей стадии каждой итерации процесса постоянного улучшения следует осуществить следующие этапы работы.

3.1. Определение проблемы, требующей разрешения в ходе работы по улучшению процесса.

На первом же заседании команды специалистов, посвященном решению вопросов улучшения рассматриваемого процесса, должна быть сформулирована постановка проблемы, которую следует разрешить в рамках третьей стадии. Правильное формулирование проблемы весьма важно для поиска истинных причин, которые позволят выработать эффективный вариант разрешения этой проблемы .

Для ясного описания (определения, формулирования) требующей разрешения проблемы члены команды должны знать:

  • какие сложности, несоответствия, дефекты и/или излишние затраты проявляются при выполнении процесса;
  • где и в каких ситуациях эти сложности имеют место;
  • какие аспекты деятельности персонала при этом играют наиболее существенную роль.

Для ответа на эти вопросы необходимо получить информацию из всех возможных источников, например из отчетов:

  • о претензиях, рекомендациях и жалобах заказчиков;
  • об исследовании предложений, запросов и ожиданий потребителей;
  • об осуществлении рассматриваемого и других процессов;
  • о семинарах, конференциях и встречах с потребителями.

Правильно сформулированная постановка проблемы :

  • очерчивает свойства и специфику проблемы;
  • идентифицирует (устанавливает) следствия и результаты, а не причины проблемы;
  • фокусирует внимание на различии между тем, как это делается сейчас, и как это должно быть;
  • включает в себя всестороннее исследование проявлений проблемы: что происходит? как часто? как много? когда? в каких случаях?

3.2. Сбор статистических данных и определение (на основе принципа Парето) наиболее дорого обходящихся главных несоответствий (дефектов).

Для правильного и точного разрешения проблемы необходимо знать основные показатели результативности и эффективности процесса в том состоянии, в котором он находится до его улучшения. Поэтому членам команды необходимо еще раз обсудить ранее составленное описание процесса в виде поточной диаграммы (блок-схемы), цепочки или сети подпроцессов (операций), а также ранее намеченные контрольные точки и критические этапы (подпроцессы), требующие мониторинга, измерения и управления.

При необходимости следует внести изменения в ранее составленное (на 2 стадии) описание процесса, а затем разработать формы контрольных листков для сбора и регистрации данных о показателях выполнения деятельности в ходе осуществления процесса (до его улучшения).

При необходимости может потребоваться выполнение работ по обучению персонала требованиям и практическим навыкам работы по заполнению контрольных листков.

После этого приступают к сбору данных о показателях выполнения деятельности рассматриваемого процесса во всех намеченных контрольных точках. При этом в контрольных листках в соответствии с рекомендациями регистрируют данные об имеющих место несоответствиях (дефектах). Если оператору процесса при регистрации очередного проявившегося несоответствия (дефекта) известна его причина, то эту информацию также следует внести в контрольный листок. Однако главной задачей на этом этапе является регистрация несоответствий (дефектов), а сведения об их причинах будут полезны на следующем этапе третьей стадии.

По собранным с применением контрольных листков данным членам команды следует построить диаграмму Парето, наглядно отображающую информацию о том, какие несоответствия (дефекты) встречаются наиболее часто. Если есть возможность построить диаграмму Парето не в количестве (штуках) дефектов, а в денежном выражении (с учетом экономических потерь в рублях, вызванных каждым типом дефекта), то именно так и надо поступить. Отметим, что построение диаграммы Парето, выраженной в количестве дефектов, имеет смысл только в том случае, когда убытки от каждого типа дефекта примерно одинаковы.

В результате такой работы появляется диаграмма Парето, с помощью которой члены команды принимают решение о том, какие основные виды несоответствий (дефектов) наиболее дорого обходятся при осуществлении процесса до его улучшения. На основе принципа Парето члены команды из 2-3 видов основных несоответствий легко выделяют один главный дефект, создающий основные потери из-за недостаточного уровня управления качеством рассматриваемого процесса.

3.3. Идентификация причин главного несоответствия (дефекта).

  1. применение экспертного метода;
  2. применение статистических данных о причинах несоответствий.

3.3.1. Использование экспертного метода.

При применении экспертного метода члены команды путем проведения мозговых атак (штурма, осады) генерируют множество возможных причин ранее определенного главного несоответствия (дефекта). При этом можно использовать мнемонический прием 4М, ..., 6М, рекомендуемый для стратификации данных, согласно которому каждая мозговая атака должна быть посвящена определению перечня причин по следующим факторам :

  1. manpower (персонал, его квалификация, стаж, пол и др.);
  2. machine (машины, станки, оборудование, изготовители и т.п.);
  3. material (материал, сырье, комплектующие, поставщики);
  4. method (метод, технология, технологический режим, прием);
  5. measurement (измерение, метод, тип прибора, класс точности и т.п.);
  6. media (окружающая среда, температура, влажность воздуха, солнечное излучение, магнитные и электрические поля и т.п.).

В результате такой работы появляется диаграмма Исикавы, обычно включающая в себя до 20...30 видов причин главного несоответствия (дефекта).

Из принципа Парето понятно, что до 70...80% случаев проявления главного дефекта возникают из-за действия не более чем 20...30% причин. Для определения основных причин главного несоответствия в этом случае следует рекомендовать использование экспертных методов.

Простейший вариант экспертного метода может быть реализован следующим образом. Каждый член команды (по заданию руководителя) на основе своего опыта работы (независимо от других членов команды) составляет список пяти наиболее важных причин главного несоответствия, причем на первое место в этом списке каждый член команды ставит наиболее важную (с его точки зрения) причину, на второе место - следующую по важности причину и т.д.

В результате руководитель получает от членов команды ранжированные по важности списки основных причин рассматриваемого несоответствия-дефекта. При сопоставлении полученных списков легко выявляется та причина, которую назвали большинство членов команды. Это и есть наиболее вероятная основная причина, приводящая к возникновению рассматриваемого главного несоответствия. Аналогичные действия легко позволяют определить вторую по значимости вероятную причину и т.д.

Результаты такой работы по выявлению наиболее важных причин рассматриваемого несоответствия-дефекта следует отобразить на построенной диаграмме Исискавы, например пометить тремя окружностями (или цифрой I) стрелку, изображающую саму важную причину, двумя окружностями (или цифрой II) - следующую по значимости причину и т.д.

Применение экспертного метода позволяет наиболее оперативно определить наиболее вероятные основные причины рассматриваемого несоответствия-дефекта, однако такой подход не гарантирует стопроцентной уверенности в правильности результатов полученных оценок.

3.3.2. Использование статистических данных при определении основных причин главного несоответствия-дефекта.

Наиболее надежные результаты могут быть получены, если при сборе данных об имеющихся (проявляющихся) несоответствиях-дефектах в контрольных листках одновременно отмечать и причины регистрируемых несоответствий. Это действительно возможно сделать в большей части случаев практической работы, так как опытные операторы, управляющие подпроцессами (операциями) изучаемого процесса, при заполнении контрольного листка в порученной им контрольной точке обычно хорошо понимают и достаточно точно могут указать конкретную причину, из-за которой произошел каждый случай проявления дефекта (несоответствия). В результате использования такого подхода при заполнении контрольных листков формируются сведения не только о видах проявившихся дефектов, но и о причинах этих дефектов. В этой ситуации результаты сбора данных о главном несоответствии-дефекте также следует представить в виде диаграммы Исикавы, однако количество причин этого несоответствия в такой диаграмме, построенной по конкретным данным, будет существенно меньше по сравнению со случаем, когда множество возможных причин генерируют с помощью мозговой атаки (штурма, осады). Имеющиеся конкретные данные о количестве проявлений причин имеющихся несоответствий-дефектов позволяют легко определить наиболее часто случающуюся причину и обозначить ее тремя окружностями (или римской цифрой I) около соответствующей стрелки на диаграмме Исикавы. Аналогично вторая по количеству проявлений причина должна быть обозначена двумя окружностями (или римской цифрой II). Третья, четвертая и т.д. по количеству проявлений причины рассматриваемого дефекта должны быть также обозначены на построенной диаграмме Исикавы. По имеющейся информации о количестве проявлений основных причин рассматриваемого несоответствия также может быть построена диаграмма Парето по причинам проявления главного несоответствия-дефекта при практическом осуществлении улучшаемого процесса.

В результате выполнения командой специалистов данного этапа появляется конкретная информация о том, какая основная причина чаще всего вызывает проявление главного дефекта-несоответствия.

3.4. Генерирование возможных путей устранения ранее выявленных причин.

На данном этапе члены команды на основе имеющегося у них опыта и понимания рассматриваемой проблемы улучшения процесса с применением мозговой атаки (штурма, осады) генерируют обширный список множества возможных вариантов устранения ранее выявленной основной причины или причин. Для каждого варианта из этого списка следует оценить объемы затрат на устранение основной причины (причин) и/или сроки окупаемости этих затрат.

В качестве основы для выполнения дальнейших работ по разрешению проблемы улучшения рассматриваемого процесса путем устранения причины (причин) следует предложить на утверждение высшему руководству организации тот вариант, который позволяет наиболее полно устранить выявленную основную причину (причины) при достаточно малом (приемлемом) сроке окупаемости затрат.

3.5. Планирование действий, направленных на устранение основных причин главного несоответствия.

После получения согласия со стороны высшего руководства организации на выполнение выбранного варианта действий по устранению причин несоответствий (дефектов) члены команды составляют детальный план действий по улучшению процесса сначала в малом масштабе. На этом этапе важно:

  • установить связь со всеми владельцами информации и собрать необходимые данные, относящиеся к выбранному варианту устранения основных причин;
  • сформулировать ясные планы действий;
  • выбрать рациональные процедуры (методики) проведения работ;
  • определить потенциальные барьеры и препятствия;
  • предусмотреть все необходимые ресурсы, в том числе включение в состав команды математиков, программистов, конструкторов и других специалистов для решения задач математического моделирования, оптимизации, проектирования и разработки технологических процессов и аппаратов, выделение финансовых ресурсов на приобретение приборов и средств мониторинга, измерения и управления процессом в ходе его улучшения;
  • определить потребности в обучении и тренинге персонала.

Все эти вопросы и некоторые дополнительные детали должны быть включены в составленный командой план дальнейших действий. Этот план должен содержать сведения о том, какие значения показателей выполнения деятельности должны быть достигнуты в результате выполнения проекта улучшения.

Рассмотренные выше пять этапов 3.1...3.5 методологии решения проблем представляют собой первую фазу (Plan) цикла улучшения Деминга PDCA.

3.6. Осуществление запланированных действий по улучшению (первоначально в малом масштабе).

После тщательного планирования следует приступить к осуществлению действий по улучшению процесса. В большинстве случаев это улучшение выполняется за счет устранения причин, обусловливавших главные несоответствия-дефекты при выполнении процесса до его улучшения.

Если есть возможность, то этот этап 3.6 желательно осуществлять сначала в малом масштабе. Например, если процесс в цеху проводится на 50 станках, то первоначально улучшение следует опробовать на одном из этих станков и только после получения убедительных свидетельств результативности предложенных действий в дальнейшем осуществить полномасштабное внедрение предложенного улучшения.

Действия по улучшению во многих случаях предусматривают выполнение следующих научно-исследовательских работ:

1) построение математической модели улучшаемого процесса и аппаратов для его осуществления;

2) решение задач выбора оптимальных режимных параметра процесса и рациональных конструкционных конфигураций и размеров аппаратуры на основе построенных математических моделей;

примечания: а) при невозможности использования математических моделей улучшаемого процесса можно запланировать использование методов теории планирования эксперимента, позволяющих экспериментально найти оптимальные режимные параметры улучшаемого процесса после его внедрения в малом масштабе; б) следует помнить, что проведение экспериментальных работ обычно обходится значительно дороже, чем применение математических моделей и решение задач оптимизации на компьютерах; в) при решении задач оптимизации возможно уточнение значений показателей исполнения деятельности, ранее запланированных на этапе 3.5;

3) проектирование режимных параметров нового улучшенного процесса и разработка конструкций аппаратов для его улучшения;

4) изготовление сконструированных аппаратов, приобретение необходимых комплектующих деталей;

5) сборка и монтаж новых аппаратов и средств для осуществления, мониторинга, измерения и управления подпроцессами (операциями) нового улучшенного процесса;

6) обучение и тренинг на рабочих местах операторов и специалистов, вовлеченных в выполнение улучшенного процесса;

7) внедрение улучшенного процесса (первоначально в малом масштабе) в практическую работу организации при одновременном мониторинге реальных показателей результативности и эффективности улучшенного процесса.

Этап 3.6 совпадает со второй фазой (Do) цикла улучшения PDCA Деминга.

3.7. Мониторинг, измерение и оценка степени достижения запланированных показателей выполнения деятельности в ходе осуществления улучшенного процесса.

На данном этапе после первоначального опытного внедрения (в малом масштабе) улучшенного процесса во всех контрольных точках осуществляют мониторинг и измерение показателей выполнения деятельности. Целью этой работы является получение практического подтверждения того, что запланированные на этапе 3.5 значения показателей выполнения деятельности достигнуты полностью или только частично в ходе выполнения проекта улучшения рассматриваемого процесса.

Если результаты мониторинга и измерений свидетельствуют лишь о частичном достижении запланированных на этапе 3.5 показателей выполнения деятельности улучшаемого процесса, то следует провести анализ и постараться выявить неучтенные факторы, помешавшие достижению необходимой степени улучшения. Такими факторами могут быть:

  • неверное определение экспертами главного несоответствия (дефекта) улучшаемого процесса;
  • неадекватность построенной математической модели реальному процессу, что не позволило с достаточной точностью определить оптимальные режимные параметры улучшаемого процесса;
  • возможно влияние и других факторов, обусловивших неполное достижение требуемой степени улучшения процесса, например: а) неточность экспертных оценок при определении основной причины главного несоответствия (дефекта) рассматриваемого процесса; б) ошибки, допущенные при выборе рациональных конструкционных размеров аппаратуры для осуществления процесса, и т.п.

В зависимости от результатов такого анализа приходится возвращаться к повторному выполнению этапов 3.1, ..., 3.6. В частности, может потребоваться:

  • повторный сбор статистических данных (этап 3.2) для уточнения нового главного несоответствия (этап 3.3);
  • повторная идентификация причин главного несоответствия (дефекта) и выбор новой основной причины (п. 3.4);
  • внесение изменений и уточнение плана действий, направленных на устранение новой основной причины (п. 3.5);
  • изменение конструкции аппаратуры и осуществление процесса при уточненных значениях режимных параметров процесса (п. 3.6).

Если полученные оценки свидетельствуют о полном достижении запланированной степени улучшения показателей выполнения деятельности, то переходят к выполнению очередного этапа 3.8.

Этап 3.7 эквивалентен третьей фазе (Check) цикла улучшения PDCA Деминга.

3.8. Разработка стандартизованной процедуры осуществления улучшения.

Цель этапа - включить новый улучшенный процесс в практическую работу организации. Разработка и утверждение высшим руководством организации стандартизованной процедуры нового улучшенного процесса будет являться превентивной мерой против возвращения к старым приемам (навыкам) работы. При выполнении работ на данном этапе важно принять во внимание следующие аспекты:

  1. каждое изменение, обеспечивающее улучшение процесса, должно либо оформляться (если это необходимо) в виде новой документированной процедуры и/или рабочей инструкции, либо доводиться до персонала в процессе его обучения и тренинга на рабочих местах;
  2. предоставляйте возможность и приветствуйте участие специалистов и операторов в документировании результатов и опыта, достигнутых при внедрении процесса в малом масштабе.

В результате выполнения этапа 3.8 в организации появляется стандартизованная процедура осуществления улучшенного процесса, доведенная до сведения персонала либо в виде стандарта организации (документированной процедуры), либо путем обучения и тренинга персонала на рабочих местах.

IV . Полномасштабное внедрение улучшенного процесса и выполнение стандартизованной процедуры.

Четвертая стадия очередной итерации процесса постоянного улучшения включает в себя выполнение пяти рассмотренных ниже этапов работы.

4.1. Определение перечня подразделений (технологических линий, станков, оборудования, рабочих мест), в которых предстоит осуществить полномасштабное внедрение стандартизованной процедуры.

Если запланированное и осуществленное в малом масштабе усовершенствование привело к необходимым улучшениям показателей выполнения деятельности процесса, то полученные результаты и стандартизованные процедуры надо внедрить в практическую деятельность организации в полном масштабе.

На данном этапе члены команды, занимавшиеся усовершенствованием процесса первоначально в малом масштабе, проводят работу с целью определить наиболее полный перечень подразделений организации, технологических процессов и линий, аппаратуры, станков, оборудования и рабочих мест, на которых предстоит полномасштабное внедрение стандартизованной процедуры выполнения улучшенного процесса. Этот перечень должен быть дополнен планом мероприятий по полномасштабному внедрению результатов работы команды с определением источников ресурсов, за счет которых будут приобретаться необходимые комплектующие узлы, детали и оплачиваться работы по их монтажу в конкретных подразделениях.

4.2. Приобретение необходимых комплектующих узлов, деталей и их монтаж.

После утверждения плана мероприятий высшим руководством организации соответствующие службы осуществляют размещение заказов и закупку, а затем и монтаж приобретенных комплектующих узлов, деталей на существующих аппаратах и оборудовании организации.

4.3. Обучение персонала работе в соответствии с новыми требованиями стандартизованной процедуры.

Специалисты и операторы, осуществлявшие подпроцессы и операции улучшенного процесса при первоначальном его внедрении в малом масштабе, на данном этапе привлекаются для проведения обучения и тренинга на рабочих местах тех специалистов и операторов, которым предстоит работа по контролю и управлению подпроцессами и операциями улучшенного процесса после его полномасштабного внедрения. Рекомендуется предоставление возможности специалистам и операторам, которым предстоит участвовать в полномасштабном внедрении улучшенного процесса, пройти стажировку на рабочих местах на том участке, где уже был внедрен (в малом масштабе) улучшенный процесс.

4.4. Полномасштабное внедрение стандартизованной процедуры во всех подразделениях.

После монтажа приобретенных комплектующих, деталей, оборудования на имеющихся линиях и аппаратах, а также по завершении обучения и тренинга на рабочих местах специалистов и операторов приступают к полномасштабному внедрению стандартизованной процедуры выполнения улучшенного процесса в соответствии с утвержденным планом мероприятий. При этом внедрение стандартизованной процедуры происходит не одномоментно.

Сначала внедряют улучшенный процесс в том подразделении, где эти работы было запланировано выполнить в первую очередь. Затем, по мере готовности, происходит внедрение улучшенного процесса и в других подразделениях организации в соответствии с имеющимся планом и финансовыми возможностями.

4.5. Периодический контроль выполнения требований стандартизованной процедуры с целью предотвращения возврата к старым методам и приемам работы.

После завершения работ по полномасштабному внедрению улучшенного процесса следует помнить, что людям свойственно возвращение к старым методам и приемам работы. Поэтому руководителям подразделений, в которых внедрены новые процедуры осуществления улучшенного процесса, следует рекомендовать:

1) после внедрения нового улучшенного процесса необходимо удостовериться в том, что

  • все процедуры, методы и приемы работы известны и понятны специалистам и операторам, участвующим в осуществлении процесса;
  • введенные в действие подпроцессы, операции и приемы выполнения деятельности действительно стали частью повседневной работы;

2) периодически проводите мониторинг и контроль работы персонала для предотвращения возможного возврата к старым методам и приемам выполнения подпроцессов и операций улучшенного процесса;

3) насколько возможно чаще и полнее получайте информацию и поддерживайте связь с работниками, выполняющими измерения, контроль и управление подпроцессами и операциями улучшенного процесса;

4) документируйте предпринимаемые корректирующие и предупреждающие действия, направленные на снижение изменчивости процесса.

После завершения четвертой стадии в организации должно быть достигнуто следующее:

  • до всех специалистов и операторов, вовлеченных в полномасштабное внедрение улучшенного процесса, доведена стандартизованная процедура (рабочая инструкция) осуществления этого процесса;
  • весь персонал (специалисты и операторы) путем обучения и тренировки на рабочих местах усвоил правильные методы и приемы работы;
  • осуществлено полномасштабное внедрение улучшенного процесса во всех подразделениях организации;
  • опыт, накопленный командой, занимавшейся разрешением проблемы улучшения процесса, доведен до специалистов и операторов подразделений с целью его широкого использования как при полномасштабном внедрении улучшенного процесса, так и при последующем его использовании на постоянной основе.

В заключение следует отметить, что при осуществлении в организации процесса постоянного улучшения рекомендуется:

  1. оценивать работу команды и результаты выполнения проекта по улучшению процесса после завершения этого проекта;
  2. планировать и осуществлять последующие действия после завершения каждого проекта, а именно:
  • документировать то, чему научились члены команды;
  • демонстрировать признательность членам команды за их умения и результаты работы;

3) сертифицировать улучшенный процесс (верифицировать, осуществлять валидацию, утверждать результаты работы команды).

После завершения очередной итерации процесса постоянного улучшения применительно к ранее самому дефектоносному (критическому) процессу необходимо (рис. 1) выбрать новый процесс, подлежащий усовершенствованию, и вновь осуществить все четыре стадии, регулярно повторяемые на каждой очередной итерации процесса постоянного улучшения.

Рецензенты:

  • Чуриков А.А., д.т.н., профессор кафедры «Управление качеством и сертификация», ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов.
  • Герасимов Б.И., д.т.н., д.э.н., профессор кафедры «Экономический анализ и качество», ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов.

Библиографическая ссылка

Мищенко С.В., Соседов Г.А., Савин К.Н., Аль-Бусаиди С.С.С., Пономарев С.В. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЦЕССА ПОСТОЯННОГО УЛУЧШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5666 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Один из способов применения концепции решения проблем (kaizen) в корпорации "Фиделити" (Fidelity) - использование программы оценки и усовершенствования про­цесса. Используя эту программу, многие службы сервиса для клиентов корпорации "Фиделити" (Fidelity) разработали контрольные списки критериев оценки для каждого отдельного бизнес процесса.

Эта действующая программа оценки и усовершенствования процесса оценивает качество работы и находит способы усовершенствования бизнес процессов корпора­ции "Фиделити" (Fidelity), поддерживая ее усилия усовершенствовать качество про­дуктов и услуг, предоставляемых потребителям. Суть этой программы заключается в участии всей команды и ответственности за усовершенствование процесса. Програм­ма фокусируется на усовершенствовании рабочих процессов, а не на качестве работы, выполненной отдельным сотрудником, и вводит (приспосабливает) систему статисти­ческого контроля процессов, которая обычно используется в обрабатывающей промыш­ленности. Программа оценки и усовершенствования процесса - это инициатива, для которой необходимо, чтобы каждый действующий отдел:

Определил свои рабочие процессы

Установил критерии для оценки правильности, завершенности и состава рабо­ты и/или количества времени, необходимого, чтобы завершить работу

Обучил весь персонал выполнять работу согласно образцам

Сделал так, чтобы персонал, выбранный наугад, ежедневно брал и оценивал образцы работы, и каждую неделю заносил результаты в таблицы по контролю процес­сов своего отдела

Изучил, почему некоторые сотрудники неправильно выполняют свою работу

Предпринимал другие усилия усовершенствовать рабочие процессы на действу­ющих основах

Программа оценки и усовершенствования процесса - это такое же изменение куль­туры организации, как и система технологий. В ее сути философия участия всей ко­манды и ответственности за качество. К основным элементам этой философии отно­сятся:

Нет осмотра/проверки персонала. Как только персонал пройдет обучение на своей работе, все сотрудники отбирают и оценивают работу, потому что все они уча­ствуют в процессе выполнения работы.

Работа оценивается на уровне группы или процесса. Мы смотрим на работу глазами наших клиентов, а клиентов не интересует, кто выполнял эту работу.

Любой из сотрудников может устроить собрание, если у него или нее есть при­чина полагать, что группа перешла границы в своих действиях, или он или она опреде­лили проблему, которая влияет на качество работы группы.

Нужно решать проблему, а не винить кого-либо. Данные программы оценки и усовершенствования процесса используются, чтобы определить проблемы и улучшить деятельность группы. Мы не сосредотачиваем внимание на том, кто сделал это; мы фокусируемся на том, какая это проблема и как ее решить.


Данные и таблицы должны быть нейтральными к результатам. Никого никогда не критикуют и не наказывают за то, что он или она доложили об отрицательных результатах.

Цели усовершенствования не диктуются из главного офиса корпорации. Каж­дая группа должна сама: (1) Установить свои собственные цели для усовершенствова­ния; (2) использовать данные, чтобы определить наиболее проблемные места; (3) изме­нить процесс работы так, чтобы решить обнаруженные проблемы.

Например, контрольный список программы оценки и усовершенствования про­цесса для оценки корреспонденции с клиентом состоит из следующих пунктов:

1. Было ли во время проштамповано письмо?

2. Поступило ли подтверждение в "Фиделити " (Fidelity) о том, что письмо было проштамповано, в тот же день, когда это было сделано?

3. Получил ли представитель письмо в течение 24 часов после того, как оно было проштамповано?

4. Позвонили ли мы клиенту в тот же день, когда получили письмо? Через сколько дней мы в первый раз связались с клиентом?

5. Придерживались ли мы инструкций?

6. Сообщили ли мы во время первого общения с клиентом свое имя, номер теле­фона и ожидаемые временные рамки?

7. Если мы в первый раз не оправдали надежд и ожиданий клиента, перезвонили ли мы ему и попытались восстановить его надежды?

8. Правильно ли мы действуем каждый день, и что мы делаем, пытаясь решить проблему нашего клиента?

9. Длился ли основной процесс пять дней или меньше?

10. Сколько нам потребовалось дней, чтобы завершить процесс?

11. Были ли все наши действия документированы?

12. Были ли нами определены, затронуты и даны ответы на вопросы внутри кор­порации, которые возникли в результате решения проблем клиента?

13. Были ли решены/затронуты все проблемы или даны ответы на вопросы клиен­та?

14. Были ли верно внесены все корректировки в счет клиента?

15. Соблюдались ли все инструкции представителем?

16. Воспользовались ли мы всеми возможностями, чтобы поразить клиента?

17. Были ли правильно расставлены коды на всей документации?

Чтобы бизнес оставался конкурентоспособным, его рабочие процессы (как производственные, так и финансовые) необходимо постоянно совершенствовать. По этой причине существует потребность в оценке результатов таких новшеств. Как говорится, "нельзя улучшить то, что нельзя измерить". Чтобы решить поставленную задачу, бизнес должен разработать метрические показатели для измеримых составляющих бизнес-процессов и организовать сбор аналитических данных до и после нововведений. Последующий анализ показателей позволит сделать вывод о том, насколько эффективны были изменения в процессах. Но начинать необходимо с выбора самых важных показателей для ваших бизнес-процессов.

Шаги

Часть 1

Организация системы оценки рабочих процессов

    Определите, что именно нуждается в измерении. Другими словами, что должно дать вам очередное нововведение. Вы хотите сделать рабочий процесс более надежным, быстрым, эффективным или улучшить его каким-то иным образом? Ответ на этот вопрос внесет определенную ясность в ваш замысел. Убедитесь в том, что на выходе рабочего процесса есть определенный результат, который можно измерить тем или иным образом.

    • Например, если компания хочет ускорить доставку, она будет измерять время доставки. Компания, производящая оцифровку данных, может измерять количество ошибок в пакетах оцифрованных данных или в общем объеме работ.
  1. Используйте унифицированный набор терминов для своего проекта. Вам необходимо использовать общеизвестные термины, чтобы все правильно их понимали и последовательно ими пользовались. Это повысит достоверность информации, которая передается между работниками различных агрегатов или подразделений. Чтобы не происходило недопонимания, дайте четкое определение всем показателям, которые необходимо измерять.

    Определите способ сбора данных. Данные необходимо собирать единообразно во всех подразделениях компании. Например, если один отдел использует случайную выборку данных, точно так же должны делать и остальные подразделения. В ином случае данные будут несопоставимыми. Также необходимо утвердить единицы измерения. Они обязательно должны быть одинаковыми, в каком бы подразделении ни производилась оценка результатов.

    • Например, скорость доставки может измеряться минутами или часами, а потребность конвертировать для расчетов одни единицы измерения в другие нельзя считать эффективным подходом.
  2. Стандартизируйте точность производимых вычислений. Это означает, что один отдел не должен округлять время до полного часа, а другой при этом отражать его с сотыми долями. В ином случае различный уровень детализации данных сделает некорректными общие результаты. Помните о том, что меньшие единицы измерения позволят дать более точную оценку результатов.

    • Например, все подразделения должны согласовать единые правила округления десятичных дробей.
  3. В дополнение к основному метрическому показателю выберите сопутствующие показатели деятельности. Оценка сопутствующих показателей позволит понять, как изменения в рабочих процессах помогают компании достичь одну из основных целей ее деятельности. Например, если основным метрическим показателем производства была выбрана скорость выпуска продукции, он может быть напрямую связан с увеличением прибыли компании или сокращением постоянных издержек. Между основным и сопутствующими метрическими показателями обязательно должны присутствовать причинно-следственные связи. Именно они позволяют доказать, почему бизнесу важно заниматься улучшением основных показателей производства.

    Учтите вероятность непредвиденных результатов. Нововведения могут принести с собой не только пользу, но и побочный вред. Если основной метрический показатель должен измерять то, что следует улучшить, то дополнительно к нему необходимо использовать ряд косвенных показателей, которые должны измерять то, чему не следует меняться. Аналитику косвенных показателей нужно собирать до, во время и после внедрения соответствующего проекта. Изо всего набора косвенно связанных с проектом показателей необходимо выбрать лишь несколько самых важных, которые учитывают качество выпускаемой продукции.

    • Например, у компании, которая стремится ускорить доставку продукции до покупателя, не должен расти показатель боя продукции из-за неаккуратного обращения с ней. В таком случае дополнительным косвенным показателем будет пропорциональное отношение поврежденной продукции к ее общему объему реализации.
  4. Утвердите финансовые показатели. Экономия средств может и не быть основной задачей компании. Темнее менее, предприятие должно отслеживать финансовые результаты от внедрения изменений в рабочие процессы. Но не следует путать их с расчетом стоимости самого проекта изменений. В данном случае финансовые показатели должны быть средством оценки прибыльности этого проекта. Многие компании продолжают отслеживать финансовую метрику еще целый год после внедрения изменений.

    • Например, можно ожидать, что сокращение времени производства единицы продукции должно повысить выручку предприятия. Компании следует пристально отслеживать объем выручки и другие финансовые показатели, такие как прибыль, начиная с того момента, когда только появилась идея нововведений и после ее внедрения, чтобы оценить, как произошедшие изменения в бизнес-процессах повлияли на показатели.

Часть 3

Сбор аналитических данных
  1. Измеряйте время. Оценка длительности бизнес-процессов позволяет понять, сколько времени тратится на отдельные этапы производства продукции или оказания услуги. Также может производиться учет времени, которое уходит на создание добавленной стоимости продукта или которое требуется, чтобы дать ответ на запрос клиента. Кроме того, здесь могут применяться такие расчетные показатели, как процент поставок, выполненных без нарушений договорных сроков.

    • Сокращение длительности бизнес-процессов - эффективная стратегия для совершенствования бизнеса. Она позволяет увеличить производство и ускорить сроки доставки продукции или оказания услуги потребителю. Возьмите в пример производство мебели. При прочих равных условиях потребители предпочтут получить новый диван быстрее, а не позже. Сокращая время производства, вы увеличиваете шансы на повторные заказы и расширение бизнеса.
  2. Измеряйте затраты. Статистика затрат должна отражать стоимость производственного процесса в целом. Также в нее должны входить операционные издержки различных уровней производственного процесса. Такой показатель, как себестоимость в расчете на единицу продукции, позволяет оценить стоимость производства единицы продукта. А экономия себестоимости может выражаться снижением этого показателя на единицу продукции. Экономия трудозатрат будет выражаться снижением рабочих часов, необходимых на производство продукта или услуги.

    Оценивайте качество. Показатели оценки качества позволяют измерить уровень удовлетворенности клиентов. Информацию об удовлетворенности клиентов можно собрать посредством опросов, регистрации жалоб и прочих отзывов. Показатели оценки качества также помогают выяснить, есть ли в изменении бизнес-процессов какая-либо польза для клиентов. Здесь можно обратить внимание на частоту ошибок и потребность в переделке работ. Доля брака позволяет оценить процент производственных ошибок. Доля качественных товаров или работ позволяет понять, насколько часто в производстве отсутствуют ошибки.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: