Условия развития способностей у детей. Как распознать и развить способности у детей: талантливый ребенок — это норма

Вы спите и видите свою дочь примой Большого театра, а сына - триумфатором Олимпиады? Ваши мечты могут стать явью, если своевременно распознать способности ребенка! С какого возраста в малыше может проявиться будущий Моцарт? И как сделать, чтобы раннее развитие способностей принесло внушительные плоды в будущем?

Обнаружить в малыше зачатки большого таланта - это лишь полдела. Самое главное - найти способ развить способности ребенка, да так, чтобы не отбить у него охоту к обучению!

Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст - пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.

Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка - малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке.

Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери - внимательно, но без фанатизма.

Заметив талант, не спугните его

Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей - не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.

Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше - делайте выводы!

Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.

Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна.

Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря - ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.

Детальный анализ

Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка - навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики вместе взятые... Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но - при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.

Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:

  • подробная консультация с родителями и ребенком;
  • поэтапное тестирование малыша;
  • анализ и интерпретация полученных результатов;
  • создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования (в зависимости от наличия тех или иных способностей).

На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.

Для диагностики способностей ребенка в возрасте до 3-х лет применяют та называемые проективные методики, с использованием различных рисунков, игр и упражнений, воспроизведением сюжетов из сказок. Игра создает абсолютно органичные условия для раскрытия потенциала ребенка.

Развитие способностей у детей - дело рутинное

Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее - шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка - это лишь полдела. Самое главное - правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник - тренер, педагог, балетмейстер.

Иногда детей двух-трехлетнего возраста ставят на коньки, сажают за музыкальный инструмент. Столь раннее привлечение малыша к конкретному делу допустимо, если во главе угла стоят не родительские амбиции, а видимая потребность ребенка в данном занятии.

Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка - мотивацию!

Группа поддержки

Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, - дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить - каприз это или «полный финиш».

Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.

Как открыть способности ребенка «в домашних условиях»?

Как распознать способности в ребенке - прикладные советы ведущих мировых психологов:

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса - диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:

  • продуктивность - количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
  • разработанность образа - полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
  • оригинальность - необычность образов;
  • качество выполнения рисунка - аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.

Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.

Как развить способности ребенка: взгляд из-за океана

Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:

Тип таланта Что делают дети
Вербально-лингвистический Хорошо читают с раннего возраста, интуитивно пишут без ошибок, легко находят общий язык с другими детьми. Сферы деятельности: журналистика, писательство, преподавание, юриспруденция.
Цифровой Легко совершают математические действия, решают логические задачи; увлекаются программированием и компьютерной техникой. Сфера деятельности: инженерия.
Пространственный Мыслят образами, много фантазируют, любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением. Сферы деятельности: архитектура, дизайн, живопись.
Физический Учебе и теориям предпочитают физические нагрузки, практические действие и манипуляцию. Сферы деятельности: спорт, строительные профессии.
Личностный Воспринимают происходящее на уровне эмоций, которыми богаты сверх меры. Очень интуитивны. Сфера деятельности: актерство.
Межличностный Любят и умеют общаются с людьми всех возрастов. Сферы деятельности: политика, торговля.
Талант окружающей среды Умеют наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. Сферы деятельности: биология, ботаника, садоводство, дрессура.

Талантливый ребенок: работа на результат

Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.

А вот похвала - весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она - правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще - за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.

Взрослые не в праве ставить на талант ребенка, как на скаковую лошадку! Нельзя вкладывать в «большое будущее» своего отпрыска серьезные средства, и с нетерпением ждать дивидендов. Ребенок - это не бизнес-проект. И все без исключения мальчишки и девчонки имеют право на бесшабашное детство.

Психологи уверены: неспособных детей не существует. Зато существуют бездарные учителя и невнимательные родители, которые могут загубить талант ребенка и не реализовать потенциал, заложенный от рождения.

Развитие способностей у детей в младшем возрасте

Как утверждают специалисты по раннему развитию, чем раньше вы начнете занятия с ребенком, тем лучше. при помощи специальных методик с 6 месяцев: наиболее популярны методики Доманна, Зайцева, Никитиных и Монтессори. Именно в этом возрасте малыш с жадностью впитывает знания.

Развитие речи зависит от развития крупной и мелкой моторики ребенка. Используйте для занятий кубики Зайцева, карточки Доманна. Если система раннего развития будет верно построена, то малыш не будет перенапряжен, перегружен. Уделяйте внимание психике, телу, физическому и умственному развитию. Такие уроки принесут радость не только малышу, но и родителям.

Для полноценного необходимо применение методик сенсорного развития, формирование представлений о свойствах предметов: цвете, форме, положении в пространстве, величине, вкусе и запахе. В раннем возрасте совершенствуется деятельность органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире. Готовность к обучению в школе зависит от сенсорного развития ребенка.

Всего существует 5 сенсорных систем:

  • вкус;
  • слух;
  • зрение;
  • обоняние;
  • осязание.

Чтобы развивать сенсорные способности ребенка, разработаны комплексы упражнений на познание метрических систем, для изучения цветов и оттенков, развития тактильного восприятия.

Способы развития способностей у ребенка

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался и это развитие было разносторонним, всегда придерживайтесь следующих правил.

  1. Предлагайте ребенку развивать способности в игровой форме. Для этого можно приобрести развивающие игры, дидактические материалы в магазинах. Вы можете самостоятельно создавать дидактические материалы для игры, использовать подручные средства.
  2. Никогда не говорите таких фраз, как: «Ты не справишься», «Ты все равно ошибешься», «Это у тебя не получится». Это дает ребенку убеждение в том, что он не способен научиться чему-то и развить свои способности.
  3. Мотивируйте ребенка возможностями, которые откроются перед ним в результате овладения навыками.
  4. Заинтересуйте ребенка несколькими дисциплинами. Предложите рисовать, считать, сочинять стихи, развивать физические способности. Так вы сможете определить, какие способности развиваются лучше всего и на что стоит обратить внимание.
  5. Имейте в виду, что занятий в саду, школе недостаточно для развития способностей у ребенка. Оказывайте помощь и предлагайте заниматься саморазвитием.

Каждый ребенок будет развивать таланты и способности с большим удовольствием, если вы будете в него верить. Малыш, понимая, что родители и учителя радуются его достижениям, всегда будет стараться добиться больших результатов.

Рождение личности ребенка

Для воспитания в ребенке уверенности в себе, духа сотрудничества, отзывчивости, необходимо применять методики позитивного воспитания. Дети, уверенные в своих силах, не так поддаются , они не испытывают потребности в бунте.

Воспитывайте ребенка, удовлетворяя его потребности в безопасности и любви, прививайте моральные ценности, помните, что ребенок —это личность, он хочет, что бы к нему прислушивались, замечал, ценили. Родители должны выслушивать и понимать своих детей. Воспитывайте самостоятельность, будьте примером поведения, тогда развитие способностей у детей будет иметь положительный результат.

Согласно теории А. Н. Леонтьева, личность рождается дважды. Первое «рождение» происходит в дошкольном возрасте, в этот период устанавливается определенная иерархия мотивов, соотнесение побуждений и социальных мотивов. Второе «рождение» личности происходит в подростковом возрасте, после осознания собственных мотивов поведения и возможности самовоспитания.

Развитие способностей детей от 3-7 лет

Когда ребенок только родился, мы не можем сразу ответить на вопрос: «Какими способностями он обладает?» Дело в том, что способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в какой-либо деятельности. А новорожденный ничего пока не умеет делать. Однако с рождения каждый человек обладает теми или иными природными задатками.

Задатки — это врожденные возможности ребенка, его анатомические, физиологические, психические особенности (особенности нервной системы и органов чувств, которые выступают в качестве предпосылок развития тех или иных способностей). Например, для успешных занятий музыкой необходимы музыкальный слух и чувство ритма. Для занятий спортом — быстрота и точность двигательных реакций. Для развития гимнастических и танцевальных способностей — легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы.

Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях, т. е. в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятиям музыкой). Эти виды деятельности привлекают малыша, он без устали готов заниматься все свободное время. При этом он получает огромное удовольствие.

Нет родителей, которые бы не хотели гордиться успехами взрослого сына или дочери, но есть папы и мамы, которые ровным счетом ничего для этого не делают. Если вы не относитесь ко вторым, тогда задумываться о том, как развить способности у ребенкав той или иной области, нужно не тогда, когда он пойдет в школу, и уж тем более не тогда, когда он будет ее заканчивать, а значительно раньше!


Многие родители уповают на развивающие занятия в детском саду. Правы ли они? Теоретически ребенок, посещавший детский сад, действительно будет готов к школе. Воспитатели целенаправленно развивают ребенка, приучают его работать на занятиях в коллективе и индивидуально. Но этого, если вы действительно хотите дать ребенку очень хорошую базу, мало. Мало, потому что это всего лишь полчаса для детей в возрасте от двух до трех лет; примерно час для малышей от четырех до пяти; и около двух часов для ребятишек от пяти до шести лет. Остальное время отводится для игр, прогулок, приема пищи, отдыха.

Если родители не воспитатели и не педагоги



Предвидим вопрос некоторых родителей: чем они могут помочь своему ребенку, если у них нет педагогического образования? Именно из-за своей некомпетентности они и пускают развитие ребенка на самотек, надеясь только на воспитателей да на учителей. На самом деле они могут помочь ребенку сделать серьезный шаг вперед, и вот что для этого надо делать:

  1. Много читать ребенку, постараться привить ему любовь к книгам.
  2. Часто разговаривать, при том не только на бытовые темы. В круг бесед включать вопросы, которые бы расширяли кругозор ребенка.
  3. Не разрешать малышу бездельничать: занимать его досуг полезными занятиями. Пусть рисует, лепит, конструирует, иными словами – «думает»!
  4. Приучить ребенка к усидчивости, научить его сосредотачиваться на каком-то одном деле.
  5. Не забывать хвалить его за какие-то «изобретения», «открытия»; поощрять его творчество.

Задача родителей – определить, к чему ребенок склонен!



Бывает, ребенок еще учится в школе, а будущая его профессия уже определена. Например, очевидно, что он станет спортсменом, поскольку уже имеет награды; или ему даются прекрасно иностранные языки – переводчиком; побеждает на предметных олимпиадах по точным наукам – его ждет техническая специальность или, быть может, карьера ученого. Так получается только тогда, когда родители вовремя заметили способности ребенка в той или иной области и направили все силы на их развитие.



Многие же папы и мамы, не зная толком, как развить способности у ребенка или даже как их определить, бросаются в крайности: они отдают ребенка во всевозможные кружки и школы, обращаются к частным учителям – и всего-то им кажется мало. Ребенок получает такой объем информации, что просто не может ее «переварить», от него столько требуют, что он физически не справляется с заданиями, и, в конечном итоге, у него нигде нет успехов! Родители разочарованы: столько усилий, столько времени, столько денег, а ребенка нигде не хвалят. Именно поэтому не надо стараться отдавать сына или дочь туда, куда ходят «все» – надо постараться определить, в чем он может превзойти своих сверстников, где у него будут отличные результаты.

И роль наследственности здесь тоже нельзя отрицать. Если родители музыканты – возможно, и у ребенка абсолютный музыкальный слух и в успехах он превзойдет их самих. Или кто-то из родителей – спортсмен: почему бы ребенку не стать продолжателем династии «олимпийцев», если он унаследовал отличные физические способности?

Кружки, секции музыкальные школы и студии – нужно ли их посещать?



Обязательно! И не надо повторять вслед за кем-то из далеко не самых мудрых родителей: «Ничему там не научат!» Научат, обязательно научат ребенка следующему:

  1. Терпению и трудолюбию. Пока другие дети будут просто «гулять» во дворе, ваш ребенок будет тренироваться или постигать азы искусства, тем самым опережая в развитии своих сверстников.
  2. Работать в коллективе. Одно дело сидеть рисовать дома, где никто не увидит и не раскритикует твой рисунок, другое – среди ровесников, которые не всегда делают приятные замечания; но они же будут и восторгаться, если у их товарища действительно что-то получится очень хорошо.
  3. Сравнивать свои достижения с чужими, адекватно оценивать их. Как правило, мамы и папы умиляются всему, что показывают им их дети: рисункам, поделкам, кувыркам и т.д. Преподаватель и тренер лишены сентиментальности: они судят по итогам выставки или соревнований, где будет сразу ясно, насколько успешно занимается ребенок.
  4. Стремиться к победе, лидерству в любом деле. Успех других окрыляет: хочется им подражать – стать такими же ловкими, сильными, сообразительными, искусными.

У каждого ребенка есть свои способности. Родителям же остается вовремя их определить, поскольку на некоторые занятия есть возрастное ограничение – можно опоздать!

Развитие и формирование способностей у детей

Никифорова Лия Александровна, воспитатель МКДОУ Аннинский д/с ОРВ "Росток",п.г.т.Анна, Воронежская обл.
Данный материал будет полезен методистам, воспитателям, педагогам и родителям. В данной статье даны рекомендации педагогам и родителям по формированию и развитию способностей у детей дошкольного возраста,школьного возраста.
Цель: привлечь внимание педагогов и родителей к развитию и формированию способностей у детей.
Задачи:
1.Формировать способности у детей

2.Дать рекомендации по развитию способностей у детей
Задачи развития способностей у детей обусловливается общими требованиями всестороннего развития личности. Источником развития и формирования способностей является деятельность. В игровой деятельности маленького ребёнка происходит формирование способностей. Например, ребёнок строит из кубиков дом, переставляет в разные пространственные положения солдатиков, и в это время у него формируется отдельные предпосылки архитектурных и математических способностей.
В школе процесс формирования у детей способностей приобретает целенаправленный и активный характер. Активность развития и формирование способностей школьников определяется целенаправленность обучения и воспитания детей в школе. Способности могут развиваться и стихийно, в процессе той или иной деятельности. Однако формирование способностей в этом случае будет замедленным и потребует больше сил. Под влиянием же обучения и воспитания развитие способностей происходит значительно быстрее и продуктивнее. Для успешного формирования у школьников как общих, так и специальных способностей необходимо, прежде всего, развить у них интерес к учебным занятиям и научить систематически и рационально трудиться.
В воспитании интереса и любви к труду у младших школьников большое значение имеют положительный пример, раскрытие им величие трудового энтузиазма родителей, прославленных людей нашего времени. Очень важно, чтобы дети в действительности, в жизни видели серьёзное, ответственное отношение взрослых к процессу и результатам труда. Всё это способствует тому. Что они сами начинают добросовестно трудиться. При этом необходимо, чтобы взрослые замечали все те усилия детей, которые они проявляют при достижении конкретной цели в трудовой или учебной деятельности, и всячески поощряли их успехи.
В начальных классах воспитание у школьников трудолюбия, интереса к занятиям начинается с формирования у них привычки активно работать в течение всего урока и на каждом уроке. Увлечение работой, удовлетворение, которое получает ребёнок от учебных занятий, служат необходимыми факторами в развитии у него общей способности трудиться, способности к учению. Пристрастие к деятельности не является чем-то внешним по отношению к способностям - такая склонность является стороной способностей и одним из двигателей их развития.
Постоянное усвоение разнообразных знаний, наличие проблемных ситуаций в решении тех или иных учебных задач, необходимость постоянного сравнения, обобщения, анализа и синтеза изучаемого материала в процессе обучения в школе есть та основа, на которой развиваются умственные способности учащихся. Воспитание способностей у учащихся, и прежде всего умственных способностей, неразрывно связано с общими задачами воспитания и формирования личности школьника в целом. Высокий уровень развития умственных способностей, широта и глубина знаний, способность к труду, способность преодолевать трудности у учащихся обусловлены формированием у них сознательного, ответственного отношения к порученному делу, моральной ответственности за своё поведение, развитием чувства долга, уважения и любви к труду.
Одним из показателей умственных способностей , способностей к учению является быстрота усвоения учебного материала. И нередко учителя излишне спокойных, с замедленной реакцией, с флегматичным темпераментом школьников неоправданно относят к числу неспособных, тем самым искусственно тормозят развитие их способностей. Учителя следует очень внимательно подойти к каждому ученику, всесторонне изучить и проанализировать привычки, характер, интересы, бытовые условия школьников, и особенно тех, которых, по мнению педагога, необходимо отнести к числу неспособных, неуспевающих. Выясненная вовремя причина плохого, медленного усвоения учебного материала, слабого формирования тех или иных навыков поможет учителю воздержаться от необоснованных решений об отсутствии способностей у того или иного ученика. В противном случае возможны серьёзные ошибки.
Чем раньше будут замечены, выявлены способности ребёнка, тем больше возможностей имеется для более раннего начала их целенаправленного развития. Раннее проявление способностей часто служит сигналом наличия большого таланта, но при отсутствии систематического обучения и целенаправленного руководства со стороны взрослых, и прежде всего воспитателя, способности могут не развиться и заглохнут. Этим объясняются факты, когда многие дошкольники и младшие школьники проявляют незаурядные способности к рисованию, лепке, музыке, конструированию, математике, а в старших классах становятся самыми средними учащимися.
Для всестороннего развития личности школьника, проявления и развития всех его способностей большое значение имеет привлечение учащихся в различные кружки. Целенаправленному формированию содействуют также различные выставки художественного творчества, смотры технических поделок. Вечера художественной самодеятельности, школьные, районные и городские олимпиады по учебным предметам.
В старшем школьном возрасте развитие способностей тесно связано с существенными изменениями в становлении личности учащихся. В этом возрасте большинство подростков стремится определить цель жизни, выбрать профессию. Стремление к самоопределению заставляет их серьёзно подумать о своём призвании, самостоятельно определить пути и средства развития своих способностей. Поддержка со стороны взрослых самостоятельных решений учащихся старших классов в выборе профессий, наиболее правильного в дальнейшем использовании своих способностей и усилий является необходимой для окончательного решения старшеклассником вопроса о своём жизненном призвании.
Таким образом , всестороннее развитие способностей учащихся в процессе обучения обуславливает гармоническое развитие личности школьника и во многом обеспечивает подготовку сознательных и творчески активных взрослых личностей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: