Упражнения на развитие интеллектуальных способностей. Правильные действия для того, чтобы развить свои интеллект

Интеллект, память и внимание - это качества, которые необходимы человеку на протяжении всей жизни. Без развития умственных постепенно начинают деградировать, потому очень важно тренировать мозг с малых лет. Именно в юном возрасте мы способны поглощать наибольший объём информации, у нас стимулируется развитие памяти и интеллекта, а потому мы совершенствуемся стремительнее, чем во взрослой жизни.

Что собой представляет интеллект?

Это, скорее, общее понятие, чем конкретное. Интеллект - это глобальная когнитивная система, которая включает в себя все способы познавания окружающего мира. Но это лишь часть его определения. Умственную деятельность можно интерпретировать также как способность к адекватному поведению. Более того, тренировки интеллекта, - это способность получать и использовать на практике знания, анализировать и пытаться постигнуть как абстрактные, так и конкретные категории.

Именно благодаря умственной деятельности человек способен:

  • анализировать полученную информацию, сопоставлять её, сравнивать и выделять из неё логическую и смысловую части;
  • критически оценивать полученные данные и таким образом находить, где ложь, а где правда;
  • мыслить и рассуждать, основываясь на законах логики, и делать соответствующие выводы;
  • использовать дедукцию - обобщать, находить закономерности и выискивать нужную мысль из общей картины;
  • образное восприятие - сведение в одну категорию совершенно разных, на первый взгляд, вещей;
  • абстрактно мыслить - создавать и запоминать сложные идеи и системы;
  • концентрироваться на конкретном деле;
  • прогнозировать возможный ход событий и решать, как справляться с потенциальными проблемами.

То есть, как мы видим, интеллект - это то, что мы обычно совершенствуем, начиная с рождения.

Как тренировать умственные способности ребёнка?

Развитие интеллекта и памяти под силу любому. Ниже перечислен свод правил, соблюдая которые, можно быстрее достичь поставленной цели.

  1. Для благотворной работы мозга необходим кислород, потому ребенку обязательно нужно бывать на свежем воздухе.
  2. В самом раннем возрасте дети познают мир через игрушки. Им интересно, что будет, если погрызть, бросить или ударить мячик или погремушку. Потому не стоит мешать малышу проводить исследования - лучше помогите. Вместо уже готовых игрушек покупайте конструкторы с крупными деталями. А детям старше 3 лет, которые уже не пытаются пробовать каждый новый предмет на зуб, можно покупать "Лего", пазлы и головоломки для развития интеллекта и памяти.
  3. Читайте вместе с ребёнком, так у него будет развиваться, кроме интеллекта, ещё и воображение.
  4. С детьми, которые уже скоро пойдут в школу, можно начинать учить детские стишки и обсуждать, кем он хочет стать, когда вырастет. Кстати, заучивание поэтических произведений помогает развивать интеллект и у взрослого человека.
  5. Учите ребёнка читать быстро и улавливать при этом большую часть информации.
  6. Решайте математические задачки, постепенно повышая уровень сложности.
  7. Не запрещайте играть в компьютерные игры. Сейчас очень многие из них созданы с целью тренировки интеллекта и логики. Если переживаете за здоровье, то просто разработайте распорядок дня для ребёнка со специально выделенным временем на компьютер.

Что собой представляет память?

Память - это незаменимая способность для нормальной жизнедеятельности. Без неё мы бы не смогли не только назвать своё имя, но и говорить или мыслить. По сути, память - это часть интеллекта, которая сохраняет и воспроизводит информацию. С годами накапливается всё больше и больше данных. Состоит же память из следующих частей:

  • Запись воспоминаний. Это позволяет нам получить информацию о новых предметах, встреченных на жизненном пути, систематизировать её и сохранять. И хотя запоминание - это главная функция памяти, она далеко не единственная.
  • Хранение - наше сознание автоматически архивирует полученную информацию в своей "библиотеке". Если бы данные не сохранялись в голове, то и невозможно было бы развивать интеллект.
  • Воспроизведение информации - когда мозг распознаёт и находит нужное воспоминание в своей библиотеке. Оно может быть как произвольным, по собственному желанию, так и непроизвольным. Например, когда какой-то внешний фактор напоминает нам о событии в прошлом.
  • Забывание информации - тоже неотъемлемый процесс памяти. Всё дело в том, что чем больше мы узнаём, тем больше "книг" появляется в нашей библиотеке, и, конечно же, становится сложнее найти нужную.

Способы тренировки памяти у детей

Существует довольно много видов подобной деятельности, но они все характеризуются развитием мозга в целом. Именно потому далее будут перечислены основные способы, направленные на развитие интеллекта и памяти:

  1. Лучше всего любой из нас усваивает то, что нам интересно. Но что делать с остальной информацией? Достаточно позволить ребёнку проговаривать её вслух. Тогда информация будет записываться в подсознании на нескольких уровнях.
  2. Создание ассоциаций. Такое восприятие помогает как детям, так и взрослым. Правда, благодаря развитой работе воображения в малом возрасте легче запоминается только сама ассоциация. Но выход есть. Нужно всего лишь несколько раз проговаривать как само понятие, так и ассоциацию с ним.
  3. Игры или обучающие мультики, которые построены на запоминании, могут помочь развить эту способность у ребёнка и не дать ему заскучать.
  4. Группирование - то есть разделение информации на группы. Даже взрослому может быть сложно запомнить всё в одном потоке, потому очень важно разделять информацию на отдельные секции. Можно даже комбинировать этот метод с ассоциативным.

Понятие и назначение внимания

Проще всего описать сущность внимания как способность сознания выбирать определённый объект и концентрироваться на нём. Это стимулирует развитие памяти и интеллекта у детей. То есть мозг сосредотачивается на чём-то определённом и пренебрегает всем остальным. Это процесс, связанный и с деятельностью сознания, и с интересами и характером индивида.

У детей внимание рассеивается очень быстро, ведь оно основано на увлечении, и как только интерес пропадает, исчезает и концентрация. Потому крайне важно научить ребёнка сохранять внимание для выполнения конкретных задач.

Как научить ребёнка фокусироваться?

Первым делом нужно полностью расписать распорядок дня. Таким образом вы сможете проследить, чтобы ребёнок уделял конкретному действию определённое количество времени. При этом нужно не забывать чередовать виды деятельности, чтобы малышу не стало слишком скучно. И не забывайте доводить дела до конца, ведь только тогда у вашего чада будет вырабатываться дисциплина.

Ещё можно использовать жесты и слова, которые будут возвращать внимание ребёнка к вам и изучаемому предмету. Например, "послушай", "посмотри", "обрати внимание" и так далее.

И главное: учитывайте ведь в обучении важно использовать как первое, так и второе.

Как улучшить концентрацию в более зрелом возрасте?

Существует довольно много упражнений, стимулирующих развитие интеллекта и памяти (и внимания) у взрослых. Вам сложно концентрироваться на чём-то достаточно долго и это мешает? Так воспользуйтесь предложенными ниже способами.

  1. "Секундная стрелка против фильма". Найдите и включите для себя очень интересный фильм, он может быть как новый, так и просто ваш любимый. После этого поставьте перед собой часы, в которых есть секундная стрелка, и следите за ней в течение 2 минут. Ваша задача - не отрываться от неё на фильм на протяжении этого времени.
  2. "Обратный отсчёт". Когда идёте по улице или едете в общественном транспорте и смотрите в окно, выберите для себя некое некруглое число, например, 143, и считайте до 0. Со временем можно усложнять задачу, увеличивая число, а также отнимать не 1, а 2 или 3.
  3. "Книга - лучший друг". Возьмите какую-нибудь книгу и откройте её на любой странице. Выберите для себя абзац и посчитайте в нём слова, при этом не пользуйтесь ни пальцами, ни подручными средствами, а только глазами.

Как стать решительнее?

Многим людям сложно принимать решения быстро, нас часто одолевают сомнения. Но это поправимо. Вам необходима только практика. Заключается она в размышлении, взвешивании всех "за" и "против". То есть эта способность и развитие интеллекта и памяти напрямую связаны друг с другом. Вы хотите, чтобы и ваш ребёнок тоже мог быстро принимать решения? Для начала нужно выбрать сферу, в которой вы или ваш сын или дочь будете быстро действовать, а уже после начинать тренироваться с логическими задачками. Только тогда развитие памяти, интеллекта, внимания будет эффективным.

Развивая какую-то одну способность, мы обычно тренируем интеллект в общем, но нужно и не забывать, что ребёнку нужно совершенствоваться разнопланово. Не нужно заставлять его только читать, решать математические задачи или играть на пианино. Предоставьте ребёнку свободу выбирать любимую деятельность. Даже простое рисование, благодаря развитию воображения, способно улучшить у него и творческие навыки, и умственные способности. К тому же важно, чтобы малышу было интересно, поэтому, выполняя любые упражнения для развития памяти и интеллекта, следите за реакцией ребёнка и ищите способы его заинтриговать.

Всё вполне возможно, стоит только захотеть!

Для любящего родителя его малыш – самый смышленый. Да, ум – это врожденная способность человека, и уровень его развития в первые годы зависит от наследственности. Но даже если геном не сыграл в плюс к ожиданиям мамы или папы получить маленького гения, вы можете его вырастить.

Итак, вы решили разобраться, как развить интеллектуальные способности ребенка, вырастить дочь или сына умным, талантливым, еще более успешным, чем вы. Переложить ответственность уже в 4-6 лет на воспитателей или репетиторов можно, но лучше заниматься вместе.

Родителям в помощь мы разработали платформу ЛогикЛайк.
Сейчас просто создайте профиль для ребенка , и мы вам напомним, подскажем, с чего начать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

На этом этапе нужно «успеть» развить общие интеллектуальные способности – аналитические, логические, дедуктивные. А дальше, с переходом ребенка на новый уровень, освоенные навыки мышления станут базой для достижения высоких результатов в новых более сложных тренировках и упражнениях.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи. Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект реализуется через ряд способностей, которые нужно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не тот, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал, не столь простой для восприятия человека, загруженного десятками разноплановых ежедневных задач. 🙂

Вы можете с легкостью сделать занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.

Среди самых эффективных заданий и упражнений для развития ума и интеллекта дошкольника:

  1. . Пока ребенок с мамой размышляют над ответом (хорошо, если сын или дочка привыкнет проговаривать логику собственных рассуждений), отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
  2. Логические задачи ( , ). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.
  3. – простейший вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.

Также на данном этапе стоит прививать детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса. Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.

Развитие интеллектуальных способностей школьников

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – ).

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из получаемых массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо осознать:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьником возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) сформирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать свои интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером или в другом относительно пассивном варианте, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения на развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные , задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Образовательный сайт ЛогикЛайк включает более 2500 занимательных развивающих заданий для детей. Регистрируйтесь и покажите это ребёнку.

Такие упражнения - отличная тренировка навыка размышлять, рассуждать. Эффективны для развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте также и те упражнения, которые рекомендованы ребятам помладше (см. подробнее выше про загадки на логику, задачи и интеллектуальные игры).

Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта. В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:

  • задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
  • шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
  • различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.

Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать?

По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.

Средняя школа и подростковый возраст

С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения. Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:

  • различные олимпиады (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
  • развлекательные состязания по решению логических задач;
  • семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
  • совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
  • отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.

Подаем пример: как развить интеллект у взрослого

То же касается и мамы с папой. Да, ответ на вопрос, можно ли развить интеллект у взрослых после 40 лет, – однозначный и положительный. Повысить свой уровень можно и в 20, и в 35, и в 55 лет. Меняется только время, требуемое для получения результатов, и объем необходимых усилий.

Как действовать, чтобы улучшить работу собственного мозга взрослому?

  1. Устранить барьеры, которые могут мешать вам двигаться вперед:
    — отключите страх потерпеть неудачу в новых для вас видах активностей;
    — осознайте, что только лишь знание узкой тематики пусть даже на самом высоком уровне не делает человека умнее по всем фронтам, и зачастую наоборот сильно мешает разностороннему гармоничному развитию интеллекта и личности;
    — даже если вы уже состоявшийся супер-профи в своем деле, у вас не должна страдать мотивация, особенно если у вас уже есть дети: занимайтесь вместе с ними и для них, и для себя.
  2. Вы понимаете важность регулярных занятий спортом? Человеческий мозг – это та же мышца. Если ей не заниматься годами, она станет дряблой, но привести ее в форму можно за цикл занятий на повышение интеллектуального уровня через развитие творческих способностей и логического мышления. Решайте с детьми логические задачи, играйте в шахматы, разгадывайте загадки, увлеките их головоломками и ребусами, особенно математическими.
  3. Читайте побольше книг. Но даже если вы владеете навыками скорочтения, не забывайте, что иногда нужно просто читать в удовольствие: глубоко вникать в сюжеты, наслаждаться произведениями, «проживая приключения главного героя». Хорошая книга (вспомните, какие произведения вдохновляли вас в детстве и в юности) может сработать как полноценный «витаминный комплекс для ума». Это плодородная почва, но чтобы мозг постоянно пребывал в тонусе, его надо регулярно тренировать.

Как повышать уровень интеллекта у взрослого и ребенка параллельно?

Занимайтесь спортом, чтением и комплексным развитием логического мышления и интеллектуальных способностей вместе, всей семьей.

Окей, со спортивными активностями и чтением все понятно. Хорошо бы еще найти такое место, где собраны самые интересные и разноплановые задачи, загадки, головоломки и другие задания для полноценного развития интеллекта… Возможно, онлайн-сервис, созданный для воспитания маленьких и взрослых умников?

Возьмите на себя ответственность за организацию как любых семейных оффлайн-активностей, так совместных занятий в онлайн-режиме:

  • заниматься можно и на планшете, но лучше за домашним компьютером или ноутбуком;
  • назначайте удобное для всех время, и приучайте ребенка к дисциплине: сделайте ваши совместные тренировки интеллектуальных способностей семейным ритуалом, например, после ужина;
  • начать можно с 20-30 минут в сутки, важно выполнять разминку для ума «без простоев» – регулярно, каждый день;
  • во время летних каникул некоторым детям стоит увеличивать нагрузку, чтобы мозг был в тонусе.

Развивайте логику и интеллект играючи, легко и с удовольствием, приятно проводя время вместе с родными: с пользой для души и ума.

Мы подготовили специальный комплекс для формирования логического фундамента мышления

  • 2500 заданий, 15 категорий, 5 уровней сложности.
  • Видео-уроки и блоки с теорией.
  • Подсказки и пояснения экспертов.

Интеллектуальные способности человека – это познавательные способности человека, человек очень любознательный от природы, он всегда стремится к чему-то новому, он развивает себя на протяжении всей жизни. К интеллектуальным способностям человека относятся: развитие, мышление, логика, память, воображение, внимание.

Эффективность развития памяти и внимания

Многим людям с рождения дана хорошая память и умение концентрировать свое внимание на мелочах. Если не лениться и тренировать свою память и внимание, то можно достичь больших успехов в жизни. Некоторым людям надо хорошо поработать над собой, над своей памятью и концентрацией внимания, чтобы хоть чего - то добиться в жизни.

Чтобы увеличить продуктивность памяти и внимания нужно:

    Сконцентрироваться на чем-то одном. Если вы слушаете лекцию или сидите на совещании не надо переписываться с кем – то по телефону, слушайте внимательно того человека, который выступает перед вами. Надо как можно внимательнее его слушать и не отвлекаться по мелочам. Вечером обязательно вспомните лекцию сегодняшнего дня и постарайтесь восстановить ее в памяти до мелочей.

    Правильное питание для мозга это очень важно. Не питайтесь фастфудами и перекусами на бегу - это вредно и мозгу и вашему организму. В правильном питании должны присутствовать следующие продукты: овощи, фрукты, сухофрукты, орехи, молочные продукты и зелень.

    Не перегружайте свой мозг. Если вы чувствуете, что устали дайте отдохнуть своему организму, уставший мозг плохо воспринимает новую информацию.

    Никогда не перегружайте свой мозг лишней, ненужной информацией. Загружайте его только полезной и действительно важной информацией.

    Обязательно должны быть прогулки на свежем воздухе это тоже очень важно для правильной работы вашего мозга. Мозг должен получать кислород. Хорошо если ваши прогулки на свежем воздухе активные. Можно заниматься разными видами спорта или просто активно отдыхать.

Тренировка памяти и внимания

Не пугайтесь слова тренировка это не спортзал, хотя туда тоже не мешает заглядывать вам иногда. У людей, которые занимаются спортом и ведут активный образ жизни, мозг работает на 15% лучше, чем у человека, который ведет пассивный образ жизни. Итак, тренировкой памяти надо заниматься всем без исключения даже самым ленивым людям.

Ленивый человек сразу начинает придумывать разные отговорки, чтобы ему ни чем не заниматься. Но заниматься можно не откладывая никаких важных и неважных дел. Запишитесь прямо сейчас на курс "Супер-память за 30 дней", чтобы развить память до совершенства не отвлекаясь от повседневных дел:

Простые повседневные упражнения

    Начнем с самого простого вам надо пойти в магазин за продуктами. Не берите с собой шпаргалку, на которой написан перечень товаров, напишите ее и постарайтесь запомнить, что вы написали, потом идите в магазин. Если совсем безвыходная ситуация, то возьмите с собой ваш список продуктов, но постарайтесь не доставать его из сумки. Покупайте на память, а уже в самом конце достаньте и проверьте, все вы купили или нет.

    Когда вы разговариваете с сотрудниками, с соседкой по лестничной площадке, с подругой или другом постарайтесь запомнить как можно больше: цвет глаз, одежда, какие – то мелкие делали на одежде или на человеке. Слушайте внимательно, что вам говорят, вникайте в каждую деталь. После разговора постарайтесь вспомнить все до мелочей и прокрутить еще раз у себя в голове. Так можно тренировать слуховую и зрительную память.

    Приучите себя читать, это может быть любое время обеденный перерыв или перед сном. Читать можно сначала одну - пять страниц, и постепенно попробуйте дойти хотя бы до десяти или двадцати страниц. Читайте внимательно. После того как вы прочитаете, попробуйте пересказать как можно подробнее. Если нет времени пересказать прочитанное, то вы можете это сделать, пока едите домой или идете в магазин.

Упражнения для развития памяти и внимания

    По пути на работу или в магазин вы можете запоминать номера домов или номера машин, которые проезжают мимо. Это хорошо тренирует память.

    Постарайтесь запомнить ценники в магазине на, те товары, которые вы покупаете. Запомнив цены, вы можете их сравнить с ценами другого магазина.

    Если вы готовите новое блюдо, по новому рецепту постарайтесь его запомнить. Можно попробовать написать его на память, на бумаге и потом проверить с оригиналом рецепта.

    Выучите наизусть стихотворение порадуйте им своего любимого или любимую. Выучите слова новой песни. По дороге на работу или в магазин вы можете напевать себе новую песенку.

    Если вы ходите пешком, то попробуйте изменить маршрут и пройти по другой дороге. Смотрите внимательно, что нового и интересного вы увидели пока шли, возможно, красивые дома и необычные вывески на магазинах, может красивые цветы или пушистые голубые елки. Придя домой вспомните свой новый маршрут и прокрутите его еще раз в своей голове. Чем он вам запомнился? Какие впечатления у вас от этого маршрута? Что нового вы увидели?

Упражнения на развитие внимания

Упражнение 1

Начнем с простого упражнения. Посмотрите на следующую картинку одну минуту. Затем закройте эту картинку и попробуйте нарисовать эти фигуры в таком же расположении на бумаге.

Если вам сложно запомнить все детали не расстраивайтесь, возьмите только верхнюю часть картинки и попробуйте запомнить ее. Затем посмотрите на нижнюю часть картинки и попробуйте нарисовать детали нижней картинки на бумаге.

После того как вы нарисуете детали на бумаге попробуйте сравнить с картинкой. Что у вас получилось? На нижней части попробуйте нарисовать по памяти верхнюю часть рисунка. Если есть ошибки, попробуйте повторить упражнение.

Упражнение 2

Посмотрите внимательно на картинку, здесь нарисованы десять цифр, под каждой цифрой написано слово.Внимательно посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте эту картинку и попробуйте написать на бумаге все цифры и под каждой цифрой написать слово.

Что у вас получилось? Если ошибок много попробуйте запомнить только верхнюю строчку от нуля до четырех, потом от пяти до девяти.

Сравните написанное с картинкой, если есть ошибки, повторите упражнение.

Упражнение 3

Посмотрите на следующую картинку, на ней нарисованы часы. Посмотрите внимательно, какие цифры нарисованы на ней больше, меньше, какие черточки на цифрах. Посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте картинку и попробуйте нарисовать часы на бумаге.

Что у вас получилось? Если у вас не получилось запомнить и нарисовать все полностью разделите часы пополам и запомните половину. Затем попробуйте запомнить вторую половину и нарисовать ее на бумаге. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 4

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, но выделены они другим цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Для начала можно запомнить только три строчки. Попробуйте запомнить первые три строчки, закройте слова и напишите на память. Писать надо также цветными ручками или цветными карандашами.

Что у вас получилось? Если написали все правильно, попробуйте написать все слова вместе.

Игры и упражнения для развития детей

Упражнение 1

Посмотрите следующее упражнение, здесь написаны цифры двумя разными цветами. Посмотрите внимательно одну минуту на эти цифры и попробуйте запомнить их.

Закройте эти цифры и попробуйте написать на бумаге все то, что вы запомнили. Проверьте себя, если много ошибок попробуйте запомнить первые две строчки и затем написать их.

Затем попробуйте запомнить и написать вторые две строчки. Если все правильно можно потренироваться и написать все четыре строчки.

Попробуйте запомнить две крайние строчки и написать их, а затем запомнить две строчки в середине и тоже написать их. Не забывайте, что некоторые цифры написаны красным цветом.

Упражнение 2

В этом упражнении даны образцы узоров их надо запомнить, и продолжить точно также как на примере.

Сначала попробуйте выполнить задание под цифрой один.

Запомните рисунок под цифрой один закройте образец и продолжите на память соединять кружочки по образцу.

Теперь посмотрите образец рисунка под цифрой два. Закройте образец и соедините треугольники на память.

После выполнения задания под цифрой два приступайте к заданию под цифрой три. Здесь надо запомнить в каком порядке соединяются квадраты. После того как вы запомнили, закройте картинку и попробуйте соединить квадраты точно также.

Упражнение 3

Посмотрите внимательно на следующую картинку одну минуту. Здесь нарисованы разные предметы, запомните их.

Закройте картинку и напишите на бумаге, что вы запомнили. Предметы должны быть написаны или нарисованы в таком же порядке как на картинке.

Если вам сложно запомнить с первого раза столько предметов, то можно запомнить и написать половину этих предметов только по порядку.

Затем запомните и напишите вторую половину этих предметов.

Теперь попробуйте запомнить полностью все предметы по порядку и написать их в таком же порядке.

Упражнение 4

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, они выделены все одним цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Закройте картинку и попробуйте написать на бумаге все, что вы запомнили.

Что у вас получилось?

Если получилось запомнить мало, не расстраивайтесь, возьмите первые два столбика и попробуйте запомнить их. Затем запомните последний столбик и попробуйте написать все три столбика вместе.

Упражнение 5

Рассмотрите внимательно следующую картинку, на ней нарисованы животные, млекопитающие, рыбы и так далее. Постарайтесь запомнить все картинки в течение одной минуты.

Теперь напишите на бумаге по порядку все, что вы запомнили. Если запомнили не все или в неправильном порядке повторите упражнение.

Затем попробуйте запомнить в другом порядке, например с последней картинки до первой. Запишите все, что вы запомнили. При необходимости повторите упражнение.

Упражнения для развития речи

Упражнение 1

Для детей от рождения до двух лет. Упражнение для язычка.

Корова дает молоко: «Му-у-у, му-у-у».

Оса летит: «З-з-з, з-з-з».

Звенит колокольчик: «Дзинь-нь, дзинь-нь».

Жужжит шмель: «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».

Поет птичка: «Трель-ль, трель-ль».

Дует ветер: «У-у-у, у-у-у».

Бежит ежик: «Пх-пх-пх, пх-пх-пх».

Упражнение 2

Зарядка для язычка. Для детей от полутора лет. Посадите ребенка напротив себя, чтобы он хорошо видел ваше лицо. Показывайте следующие движения, потом пусть попробует ребенок сделать самостоятельно, можно делать вместе это упражнение:

    Открыть рот.

    Кончиком языка провести по верхним зубам.

    Несколько раз провести между верхними и нижними зубами.

    Высунуть язык вперед, потом спрятать обратно.

    Провести языком по губам, как-будто вы облизываетесь.

    Повернуть язык вправо, затем повернуть его влево.

    Опустить язык вниз, затем поднять наверх.

    Спрятать язык во рту.

    Ребенок вас видит в зеркальном изображении, поэтому вправо будет левая сторона, а влево будет правая сторона.

Упражнение 3

Поиграйте с ребенком в игру: «Кто к нам пришел?». Посмотрите на картинку вместе с ребенком и скажите, к нам пришла в гости кошка, как кошечка разговаривает:

«Мяу-мяу, мяу-мяу». Попросите ребенка повторить: «Мяу-мяу, мяу-мяу».

Теперь посмотрите другую картинку, здесь нарисована корова. Кто мычит? Корова мычит: «Му-у-у, му-у-у».

Попросите ребенка повторить: «Му-у-у, му-у-у». Дальше посмотрите с ребенком следующие картинки, ребенок должен сам вспомнить звуки, которые издают животные. Если он не знает или не помнит этих звуков, значит надо научить его этим звукам.

Какой звук издает собака?

Как поет птичка?

Какой звук издает ежик, когда бежит?

Какой звук издает оса когда летит?

Повторите упражнение несколько раз, можно в разнобой смотреть картинки.

Упражнение 4

Это упражнение или игра называется: «Узнай по звуку». В этой игре можно использовать разные предметы: ложка, мяч, бумага, книга, барабан, машинка и так далее. Вы отворачиваете ребенка и издаете какой-то звук, например:

    роняете ложку на пол;

    играете мячом об пол;

    мнете или рвете бумагу;

    листаете книгу;

    играете на барабане;

    катаете машинку.

Ребенок отгадывает, какой это предмет. За правильный ответ хвалите ребенка. Если ребенок не понял, какой это звук, не ругайте его повторите еще раз.

Упражнение 5

В этом упражнении развиваем речевое дыхание. Научим ребенка правильно произносить звуки: «С», «З», «Ж», «Ш», «Р». Для начала, чтобы научить ребенка правильно произносить эти звуки надо делать глубокий вдох. Это упражнение помогает при заикании и при глотании или съедании звуков и слов.

Летом для помощи в этом упражнении можно взять «одуванчик». На улице летом много одуванчиков. Пусть ребенок учится дуть на одуванчик, он его сдует за три или пять раз, при этом ему надо сделать глубокий вдох.

Зимой для этого упражнения можно использовать снежинки.

Дома можно изготовить самим, например бабочку и подвесить ее на нитку. Дайте ребенку подуть на нее.

Упражнение 6

Чтобы ваш ребенок хорошо говорил, давайте ему разные игрушки и вещи: мягкие, шершавые, гладкие, холодные, твердые. Дайте ему бумагу, пусть он ее порвет или помнет это все для развития ребенка. Можно давать кухонную посуду, тряпочки, мягкий пластилин и так далее. Развивайте ручки ребенка, вместе с ними будет развиваться и ваш малыш.

Упражнения для развития ребенка

Первое упражнение – назови, что видишь

Разговаривайте с ребенком постоянно, чем больше он будет вас слушать, тем больше будет концентрироваться на том, о чем вы ему говорите. На улице показывайте ему, какие разноцветные листочки, какой высокий дом, какая большая горка, какие маленькие птички. Ребенку все это интересно и развивает его.

Затем вы можете взять что – то одно, например зеленый листочек с дерева и рассмотреть его внимательно. Какой листочек, с какого дерева, какой цвет у листочка, какой размер и так далее.

Второе упражнение - делай и рассказывай

Учите ребенка концентрировать внимание на любом простом занятии, например рисование. Объясняйте ребенку вслух, что он должен сделать, поправляйте его, проговаривайте каждое движение ребенка. Больше общайтесь с ребенком и комментируйте вслух его действия.

Учите ребенка выполнять все действия последовательно. Постепенно ребенок научится делать последовательно все самостоятельно.

Третье упражнение - найди предмет

Для развития внимания хорошо подходит игра, найди предмет. Посмотрите какой–нибудь предмет в комнате например пирамидка опишите его ребенку так, чтобы он понял, что вы описываете и сказал, что это такое. Например, этот предмет высокий, у него есть много деталей, опишите их цвет и размер, и так далее.

Четвертое упражнение посмотрим друг на друга

Упражнение: посмотрим друг на друга хорошо развивает внимание ребенка оно очень простое, интересное и веселое. Ваш ребенок с удовольствием поиграет в эту игру.

Дайте возможность ребенку посмотреть на вас внимательно несколько секунд. Затем он отворачивается и рассказывает про вас все, что он запомнил. Например, цвет волос, описание лица, что на вас одето, какого цвета и так далее. Если ребенок мало смог рассказать не ругайте его, сыграйте в эту игру снова. Изучая вас, второй раз ребенок будет более внимателен, чем первый раз.

В эту игру можно даже нужно играть наоборот, посмотрите на своего ребенка отвернитесь и опишите то, что вы запомнили. Ваш ребенок сделает выводы, что вы рассказали и что он упустил. Эти выводы вы можете проговорить, вместе углубляясь в детали.

Пятое упражнение - мешай мне

Интересное упражнение мешай мне. Здесь можно поиграть втроем папа, мама и ребенок. Роль папы задавать разные вопросы ребенку, например какого цвета кубик, есть у машины колеса, где мячик, как тебя зовут и так далее. Ребенок должен быстро отвечать на вопросы.

Роль мамы отвлекать ребенка, когда он отвечает на вопросы. Если ваш ребенок смог ответить на вопросы и не отвлекался, поощрите его. В следующий раз он будет стараться еще лучше.

В эту игру можно играть вдвоем, например ребенок рассказывает стихотворение или пересказывает сказку, а вы отвлекаете его.

Шестое упражнение - будь внимательным

Последнее время очень часто в детских книгах предлагают упражнения на развитие памяти.

Например, нарисована картинка, ребенок смотрит и запоминает, что на ней изображено. Через две три минуты книга закрывается, и ребенок должен рассказать, что он запомнил. Это простое задание, но оно хорошо тренирует память.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение только в более сложной форме.

Например, у вас в комнате на полу лежит ковер. Рассмотрите внимательно рисунок, который изображен на ковре и запомните его. Рассматривать можно минуты две или три. Затем отведите взгляд от ковра и попробуйте рассказать, что вы запомнили. В следующий раз вы можете рассмотреть какую–нибудь картину или скульптуру и рассказать о ней. Каждое следующее занятие вы должны сокращать время запоминания

Седьмое упражнение - попробуй запомнить

Развивать наблюдательность, внимание и зрительную память можно разными способами. Рассмотрим один из них.

Например, для детей возьмем пять разных предметов. Это может быть карандаш, ручка, цветной ластик, мячик, скакалка. Даем рассмотреть детям все эти предметы, затем складываем их в темный мешочек. Ребята должны рассказать по очереди, что они запомнили.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение.

Например, возьмем больше, семь или десять предметов. Это может быть ложка, кружка, подстаканник, медаль, красивый камень и так далее. Все эти предметы надо внимательно рассмотреть минуты две или три. Затем положить в темный мешочек и попробовать рассказать то, что вы запомнили.

С каждым следующим занятием время запоминания надо сокращать. Точно также вы можете развивать свою память в повседневной жизни. Например, посмотрите цены в магазине и попробуйте их запомнить. Попробуйте запомнить и сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах.

Восьмое упражнение - развиваем фантазию

Это упражнение на развитие вашей фантазии. Посмотрите, что вас окружает дома и попробуйте придумать смешной рассказ. С этим упражнением легко справятся дети, потому что они большие выдумщики.

Например, у нас дома поселился кошак – кошакыч. Он любит спать на диван – диваныче. Однажды он задремалыч и появился храп – храпыч. И так далее можете продолжить этот рассказ, а можете придумать свой. Не бойтесь фантазировать придумывайте все что хотите.

Девятое упражнение - сосредоточь внимание

Поставьте часы перед телевизором, когда идет интересный мультфильм или сказка. Посадите ребенка перед телевизором, теперь в течение двух минут ребенок должен смотреть на секундную стрелку, не поворачивая свой взгляд на экран телевизора.

Десятое упражнение - быстро дай ответ

Это упражнение выполняется вдвоем. Поиграйте с ребенком в эту игру. Вы должны задавать вопросы ребенку на любые темы и разной сложности. Ребенок должен отвечать четко и быстро.

Например:

    Самый колючий цветок? (Кактус)

    Сколько в мире океанов? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский.

    Сколько ушей у зайца? (Два)

    Разрешающий цвет светофора? (Зеленый)

    Какой цветок состоит семи цветов? (Цветик – семи цветик)

Еще 6 полезных упражнений для развития ребенка

    Развитие творческих способностей и нестандартного мышления. Если вы правша попробуйте делать все левой рукой: кушать, писать, чистить зубы, печатать на клавиатуре компьютера, застегивать пуговицы и так далее. Если вы левша, то попробуйте делать все правой рукой.

    Развивайте новые способности и испытывайте новые ощущения. Закройте глаза и ходите по квартире, кушайте, принимайте душ, слушайте телевизор и так далее. Попробуйте, не глядя на монетку, а только соприкасаясь с ней руками определить какого достоинства эта монета. Можно попробовать общаться с родственниками жестами целый день.Зачем это делать? Новые сенсорные области мозга у человека мало работают и чтобы их расшевелить применяют это упражнение.

    Попробуйте поменять привычный имидж. Поменяйте одежду, прическу, покрасьте волосы. Когда человек что-то меняет в своей внешности, он начинает ощущать себя по-новому и внутри у него развивается все необыкновенно, загадочно. Начинает меняться образ мысли.

    Пустите в свою жизнь новую волну, посещайте музеи и выставки, путешествуйте, отпуск проводите каждый раз в разных местах, на работу и в магазин ходите разными дорогами. Развивается пространственная память.

    Меняйте интерьер дома хотя бы два раза в год. Готовьте новые блюда, купите новые духи.

    Читайте интересные истории, учите стихи, запоминайте анекдоты.

Курсы для интеллектуального развития

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Заключение

Развивайтесь сами и развивайте своих детей. Выполняйте упражнения и пусть ваше внимание и память всегда помогают вам. Желаем вам успеха.


Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.

Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.
Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.

Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.

От чего зависит интеллектуальное развитие?:

1. От наследственности, которую ребенок получает вместе в генами родителей;
2. От образа жизни мамы в период беременности;
3. От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
5. От социального статуса семьи;
6. От характера и темперамента малыша;
7. От качеств личности родителей.

Когда начинать развивать интеллект ребенка?:

Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.

Условия для развития интеллекта:

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.

Стадии интеллектуального развития:

1. Конец первого и начало второго года жизни. В это время малыши изучают окружающий мир с помощью тактильных анализаторов (они стремятся все потрогать);
2. От 4 до 6 лет - этап становления наглядно-образного мышления;
3. Школьный возраст характеризуется интенсивным развитием словесно-логического мышления.
Каждый предыдущий этап интеллектуального развития является фундаментом для последующего этапа. Родителям необходимо принимать активное участие в развитии интеллектуальных способностей на каждом этапе развития своего ребенка.

Способы развития интеллекта:

1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;
2. Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;
3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
4. Математика и точные науки;
5. Чтение;
6. Изучение иностранных языков;
7. Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.

Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами. Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания.   Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности. Если кроха посещает детский сад или центр раннего развития, родители должны приобретенные знания использовать и в повседневной жизни, а не только на занятиях. Именно родители должны рассмотреть в своем малыше ценные задатки, с которыми он родился и стараться максимально их развивать.

Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:

1. Поддержка проявления любознательности ребенка;
2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;
6. Расширяйте круг общения детей;
7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;
8. Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению;

Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.

Как определить уровень интеллекта ребенка?:

Для определения интеллекта ребенка существуют специальные тесты, которые дают достоверную информацию о том, опережает, отстает или соответствует норме интеллект вашего ребенка.

Задания для оценки интеллекта ребенка:

1. «Давай вырежем такую же фигурку». Ребенку необходимо вырезать фигурку, которая изображена на бумаге;
2. «Кому чего не хватает». Ребенку демонстрируют предметные картинки, на которых не хватает какой-то детали. Малыш подбирает картинку, на которой изображена недостающая деталь;
3. «Что здесь лишнее?». Предназначено для детей 4-5 лет. Им показывают картинку, на которой изображено несколько предметов, в чем-то похожих по содержанию. Но среди них имеется один предмет, который не подходит. Нужно его назвать.

Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
Предлагайте ребенку "полезные" игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
Используйте многофункциональные игрушки;
Не перегружайте ребенка;
Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.

Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!


Прослыть слишком умным боится разве что какой-нибудь школьник (а вдруг начнут ботаником дразнить?). Взрослые люди понимают: интеллекта не бывает слишком много.

Если бы существовала волшебная палочка, позволяющая мгновенно улучшить мышление и прокачать эрудицию, она мигом сделалась бы хитом продаж.

Можно ли развить интеллект во взрослом возрасте?

Есть мнение, что «умнеть» надо в юности: дескать, разменивая третий десяток, человек достигает своего потолка; дальше остаётся одна задача — удерживаться на занятых позициях.

Это представление в недавнем прошлом разделяли даже учёные.

Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время.

Наблюдения, которые проводились в 20 веке по методу лонгитюда (то есть, долгосрочные эксперименты) показали, что после окончания университета человек имеет более чем реальные шансы повысить собственный интеллектуальный уровень.

«Но как же физиологические изменения?», — спросят читатели . Психомоторные реакции у молодого парня, скорее всего, будут протекать гораздо быстрее, чем у его дедушки.

Дело в том, что эффективность работы ума не сводится к биологическому потенциалу нервной системы.

Р.Кеттел и Д.Хорн выделяли два типа интеллекта — «текучий» и «кристализованный». Текучий — это базовые способности, позволяющие познавать новое (запоминание, восприятие связей между объектами и др.). Он склонен ослабевать с возрастом. Кристаллизованный интеллект — накопленный объём знаний и опыта — нарастает с годами и компенсирует снижающуюся скорость мышления.

Со скоростью, к счастью, тоже всё не столь примитивно.

Человек, который постоянно практикует интеллектуальные умения, обрабатывая многоплановую информацию разными методами, не становится менее обучаемым. Ему одновременно удаётся сохранять ясность мысли и оперировать накопленным багажом готовых данных.

Великие открытия — особенно в гуманитарной сфере — были сделаны не 20-летними, а 40-50 или даже 70-летними учеными.

Воодушевляющий пример. Знаменитый физиолог И.П.Павлов умер в 86 лет. За год до смерти (!) он упоминал в письме к И.М.Майкову: «До сих пор я не допускаю изменений в распределении и размере моих занятий». Даже в последние часы жизни академик сумел удивить коллег. Уже забывая слова, он возбуждённо твердил: «Позвольте, но ведь это кора, это кора, это отек коры!» Как выяснилось позже, диагноз был абсолютно верным.

Некоторые люди думают, что поддерживают интеллект работой. Однако многие виды умственного труда связаны с выполнением однотипных операций, которое к тому же постепенно доводится до автоматизма.

Для развития ума необходимо задействовать интеллектуальные возможности по максимуму — например, занимаясь самообучением.

«Интеллектуальные» упражнения

Не хочу разочаровывать читателей, которые открыли страничку в поиске специальных упражнений на развитие интеллекта. Такие задачки существуют, их выпускают целыми книгами.

Вот примеры из популярной книжки Тома Вуджека «Тренировка ума» (издана в 2011 г.).

В главе про тренировки со словами Вуджек рекомендует прочитывать:

  • фразы, в которых буквы написаны в обратном порядке;
  • высказывания, записанные без пробелов;
  • предложения из художественного текста — и потом, не глядя, повторять их в порядке от последнего слова к первому;
  • распечатанный текст на перевёрнутом листе.
  • «Алфавитный порядок»: на время записать как можно больше слов, в которых буквы совпадают с алфавитным «направлением» (луч — «л» стоит раньше «у», а «у» — раньше «ч»);
  • «Сквозная буква»: назвать букву и придумать, которой по счёту она должна быть; быстро вспомнить максимальное количество подходящих слов («ш», третья от начала: кошка, чашка, решка и т.д.);
  • «Дуплеты»: взять два слова с одинаковым количеством букв и выстроить цепочку от одного к другому, заменяя одну из букв в каждом звене и используя только существительные в именительном падеже, единственном числе (превратить «коза» в «торт»: коза — кора — корт — торт; попробуйте сами поймать «рыбу» в «сеть» или превратить «перо» в «тушь»);
  • «Анаграммы»: составить слова только за счёт перестановки букв (лучше поиграть с готовыми исходниками — ропот, клоп, мышка, карета, зола, табун).

Для развития математических способностей Вуджек предлагает выполнять упражнения с цифрами — проговаривать числовые последовательности:

  • с 1 до 100 и со 100 до 1;
  • с возрастанием или убыванием на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • с возрастанием и убыванием поочерёдно — например, на 2: 2 — 100, 4 — 98, 6 — 96, 8 — 94 и т.д.

Больше игр советую поискать в книге «Развивайте интеллект: упражнения для развития , памяти, сообразительности и интеллекта» (К. Филип, Москва, «Астрель», 2003). Пересказывать фрагменты из неё неудобно, поскольку многие задания будут непонятны без иллюстраций.

Всё это очень увлекательно и здорово, но, честно говоря, я сомневаюсь, что вы станете гигантом мысли только за счёт подобных упражнений. Нужны и более серьёзные нагрузки — допустим, самообучение.

Учиться, учиться и учиться

Пройдите математические онлайн-курсы или просто проработайте школьный учебник математики, и вы улучшите соответствующее мышление гораздо существеннее, чем при счёте от единицы до сотни и обратно. Аналогично с другими сферами знаний, которые имеют для вас значение. Материалы найдутся (см. ), был бы правильный настрой.

Если хотите в целым стать более сообразительным и улучшить память, изучите самостоятельно какой-нибудь язык; это реально помогает. Шотландский учёный Томас Бак провёл исследование тем самым методом лонгитюда, о котором я упоминала в начале статьи. Доктор Бак определил уровень IQ группы людей сначала в 1947 г. (участникам эксперимента было 11 лет), потом — в 2008-2010 («Learning a second language in adulthood can slow brain ageing», «The Telegraph», 2.06.2014).

Выяснилось, что к семидесяти годам люди, изучавшие какой-либо иностранный язык, обычно оставались в хорошей интеллектуальной форме. Одна оговорка: эффект отмечался, когда знания приобретались не ради знаний, а для активного применения, и не лежали в памяти мёртвым грузом.

Отдайте предпочтение языку, на котором вы намерены хотя бы иногда общаться, читать, слушать передачи, смотреть фильмы.

Вот тут вы найдёте практические советы по самообучению английскому:

Нет сил на регулярные занятия? Хорошо, играйте — вечерами в дуплеты и анаграммы, а по выходным — в «Что? Где? Когда?» или «Разумные люди». В «Разумныхз людях» и «ЧГК» к успеху приводит не столько богатая эрудиция, сколько гибкость мышления.

Физкультура для ума

Физическая активность, оказывается, очень способствует интеллектуальной.

А.Ф. Ахметшина, Н.П. Герасимов (Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Набережночелнинский филиал, статья «Связь занятий физической культурой и спортом с развитием интеллекта», материалы конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта: ретроспектива, реальность и будущее») пишут, что физические упражнения оказывают влияние на развитие:

  • внимания;
  • наблюдательности;
  • быстроты соображения и др.

Совершенствованию когнитивных навыков способствует хорошее здоровье (проблемы с кровоснабжением мозга, которые возникают при многих заболеваниях, сильно осложняют мыслительные процессы). Это раз.

Интенсивное движение требует как напряжения мышц, так и приложения интеллектуальных усилий. Это два.

И что, чем больше тренируешься, тем лучше? Нет.

В статье «Влияние физических упражнений на организм и интеллектуальные способности человека» (Е.Н. Курганова, И.В. Панина, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, материалы «Наука-2020») читаем:

Доказан интересный факт, что связь устанавливается только между интеллектом и общим показателем физической формы человека. Со спортивными достижениями, изнуряющими тренировками, приводящими к переутомлению, это не связанно. Умственные и когнитивные способности развиты в большей степени у человека, который регулярно занимается физическими упражнениями, но не ставит перед собой цель достижения высоких спортивных результатов.

Ресурсы организма ограничены. Слишком интенсивные тренировки не тонизируют, а изнуряют.

Как повысить эрудицию?

Раз уж вы решили повысить уровень интеллекта, подумайте заодно, как развить кругозор. Взрослого человека постоянно донимают дела, но при желании он сумеет выделить полчаса в день на познавательный отдых.

Читайте научно-популярные книги и новости науки. Смотрите документальные фильмы — из них легко усваивать информацию за счёт сочетания визуального и аудиального восприятия. Не зацикливайтесь на охоте за сугубо фактической информацией: шире мыслить человека учат и свежие эмоции — например, те, которые даёт классическая музыка (см. ?)

Но — важный совет — растите в областях, которые для вас интересны и/или полезны .

Хвататься за всё сразу бессмысленно: чтобы сделаться настоящим эрудитом в 21 веке, вам придётся буквально жить в книжках по двадцать четыре часа в сутки. А в конце концов окажется, что Яндекс и Google по-прежнему на порядок умнее вас.

Твитнуть

Плюсануть

Отправить



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: